Русские народные игры для детей начальных классов. Подвижные русские народные игры


Игра с Солнцем.

В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.

Игра «Жмурки»

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек,

В барабан он громко бьет,

В жмурки всех играть зовет.

Проводится игра «Жмурки».

Ход игры. Играющему завязывают глаза, отводят от игроков в сторону и поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем переговариваются с ним:

Кот, кот, на чем стоишь?

На квашне.

Что в квашне?

Лови мышей, а не нас!

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит.

Игра «Перетяни веревку»

На полу кладут 2 обруча и протягивают веревку от середины одного до середины другого. Участники игры делятся на 2 команды. В обручи входят по одному человеку от каждой команды. По сигналу они бегут и меняются местами. Прибежавший первым в обруч соперника и выдернувший веревку из другого обруча считается победителем. После первой пары бежит вторая, третья и так до последней.

Игра «Жмурки с колокольчиком»

Ход игры. По жребию (считалкой) выбирают «жмурку» и игрока, которог

он будет искать. «Жмурке» завязываюи глаза, а другому ребенку дают колокольчик. Участники игры встают в круг. «Жмурка» должен поймать водящего с колокольчиком. За тем выбирается новая пара игроков.

«Жмурок» может быть несколько. Стоящие в кругу дети предостерегают «жмурок» от встреч друг с другом словами: «Огонь! Огонь!»

Игра «Горелки

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

Игра «Веселые музыканты»

Игра «Карусели».

Продолжаем мы веселье,

Вес бегом на карусели.

К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:

Игра «Колечко»

Игра «Баба Яга»

Сидел петух на лавочке, считал свои булавочки:

Раз, два, три, в этот счёт выходишь ты!

(Баба Яга становится в круг нарисованный на полу, на земле. Ребята бегают вокруг круга и дразнят Бабу Ягу, а Баба Яга старается помелом достать до детей, кого коснётся тот останавливается и замирает на месте, последний из детей становится Бабой Ягой).

Игра «Заря-заряница»


Хороводные игры
«Каравай»
Наверно, самая знаменитая хороводная игра в России! Она является чуть ли не обязательным атрибутом любого дня рождения детей с года и до окончания начальной школы. Такой русский аналог американского «Happy birthday!». Хоровод очень простой. Все встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода. Хоровод начинает двигаться по кругу в сопровождении слов:
Как на … именины (называют имя ребенка-именинника)
Испекли мы Каравай.
Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)
Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол)
Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра)
Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику)
Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается)
Именинник говорит: Я люблю, конечно всех,
Но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода)
Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок становится «именинником».

Бояре, а мы к вам пришли

Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи. Первая команда идет вперед со словами:

Бояре, а мы к вам пришли!

И возвращается на прежнее место:

Дорогие, а мы к вам пришли!

Другая повторяет этот маневр со словами:

Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?

Начинается диалог:

Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна.

Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?

Первая команда совещается и выбирает кого-то:

Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).

Дорогие нам вот эта мила.

Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону.

Диалог продолжается:

Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.

Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее.

Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.

Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.

Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.

Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем.

Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит.

Первая команда завершает:

Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!

Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.

«Пузырь»
Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т.е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:
Надувайся, пузырь,
Надувайся велик!
Раздувайся, держись,
Да не рвись!
«Дубок»
Этот хоровод костромской губернии. Дети, встав в хоровод, поют (или ритмично приговаривают) о дубке и, не разрывая рук, показывают движения.
У нас рос дубок
Вот таков,
Вот таков!
(Хоровод двигается по кругу. С последним словом хоровод останавливается)
Корень да его -
Вот так глубок,
Вот этак глубок!
(Дети нагибаются, стараясь достать руками до пола)
Ветки да его -
Вот так высоки,
Вот этак высоки!
(руки поднимают вверх и покачивают ими)
Листья да его -
Вот так широки,
Вот этак широки!
(хоровод расходится, расширяется)
Вместо дубка можно взять любое другое дерево – сосну, клен и т.д.
В этот хоровод можно играть и с водящим. Одного из детей выбирают «дубком». Он встает в центр хоровода. Вместе со всеми ребятами он показывает, какие у него листья, ветки и т.д. В конце «дубок» выбирает из хоровода нового водящих, а сами становятся в хоровод. При этом, он может «присвоить» новому водящим имя другого дерева, например клена, рябины. И тогда петь будут именно про это дерево.

«Калачи»

Дети становятся в три круга. Двигаются, подскоками по кругу и при этом произнося слова:

Бай – качи – качи - качи!

Глянь - баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи.

По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры игроки могут меняться местами в кругах.

«Вьюн»
Эта хороводная игра требует довольно серьезной подготовки. Поэтому, скорее это уже не хороводная игра, а номер для выступления на фольклорном празднике. Все участники хоровода встают в круг. Можно взяться за руки. Исполняется песня «Со вьюном я хожу»:
Со вьюном я хожу,
(все участники хоровода двигаются к центру, плавно поднимая руки)
С золотым я хожу,
(хоровод расходится от центра, руки опускаются)
Я не зная, куда вьюн положу,
Я не зная куда вьюн положу.
(участники хоровода поднимают руки вверх и раскачивают ими из стороны в сторону)
Положу я вьюн, положу я вьюн.

Положу я вьюн на правое плечо,
Положу я вьюн на правое плечо.
(Левую рука кладут на свое правое плечо, а правой рукой берут левую руку впередистоящего участника хоровода. Хоровод медленно двигается по кругу)
А со правого, а со правого,
А со правого налево положу,
А со правого налево положу.
(Хоровод меняет направление движение, меняется положение рук – теперь правая рука на своем левом плече, а левая рука на левом плече соседа)

Правила русских народных игр

Верба - вербочка

Игры на вербное воскресенье

Дети выбирают водящих, девочку и мальчика. Играющие встают в два круга и начинают движение. На слово «вьет» девочка и мальчик разрывают хоровод и делают руками «воротики». Дети проходят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют.

Верба, верба, вербочка,
Вербочка кудрявая.
Не расти, верба, во ржи,
Расти, верба, на меже.
Как во городе царевна
Посреди круга стоит,
Ее ветер не берет,
Канарейка гнездо вьет.
Канарейка — Машенька,
Соловейка — Ванечка.
Люди спросят: «Кто такой?»
«Ваня, — скажет, — милый мой.»

Солнышко-ведерышко

Игры на Пасху.

Гори солнце ярче, летом будет жарче.
А зима теплее, а весна милее!

На первые две строчки девочки ведут хоровод, а на две другие поворачиваются друг к другу и делают поклон. Затем подходят ближе к солнцу (водящему). Он говорит: «Горячо» и догоняет их. Солнце дотрагивается до спящих — они просыпаются.

Пчелки и ласточки

Игры на Благовещение

Играющие дети — цветочки — сидят на корточках. Выбирают из числа играющих 5 пчел и ласточку. Пчелки сидят на полянке и поют:

Пчелки летают, медок собирают!
Зум, зум, зум, зум, зум, зум!

Ласточка в своем гнезде слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелок поймает». Она вылетает из гнезда и ловит пчел, пойманный становится ласточкой.

Правила: Пчелы летают по всей площадке, гнездо ласточки находится на возвышении.

Филин и пташки

Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они могут подражать. Выбирается филин. Птицы на сигнал «филин» стараются занять свое место в доме.

Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать по голосу, что это за птица.

Венок

Игра на Троицу.

Двое ребят с венком берутся за руки и, поднимая их вверх, образуют ворота.

Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют:

Березка девочек кричала, к себе призывала.

— Идите, девочки, на луг гулять, зеленые веточки завивать.

— Мы тебя, березонька, не согнем, на тебе мы веточки не завьем.

— Я к вам, девушки, сама согнусь, сама в веточки совьюсь.

— Завьете венки зеленые — станете весь год веселые.

Дети, которые образуют ворота, кидают одному участнику на голову венок и, поднимая вверх руки, говорят: «Веночек-венок, спрячься в теремок». И тут же участник с венком убегает и прячет его. Затем все идут искать венок. Дети подсказывают: «Горячо», «Холодно». Кто первый найдет венок, забирает его себе.

Бабушка Пыхтеиха

Игра в Рождество.

Сгорбленная бабушка бредет с батожком в руке. Играющие — ребята обступают ее и спрашивают:

— Бабушка Пыхтеиха, куда пошла?

— К обедне.

— Возьми нас с собой.

— Идите, да не свистите.

Дети некоторое время идут позади бабушки смирно, затем поднимают свист и крик. Пыхтеиха сердится, бросается ловить их, ловит, уводит в свой дом.

Бабка-Ежка

Рисуют круг, в середине ставится один из играющих — Баба-Яга. В руках у нее ветка — «помело». Вокруг бегают ребята и дразнят:

Бабка-Ежка костяная ножка.
С печки упала, ножку сломала,
А потом и говорит: «У меня нога болит».
Пошла она на улицу — раздавила курицу,
Пошла на базар — раздавила самовар.
Пошла на лужайку — испугала зайку.

Баба-яга скачет из круга на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». Кого запятнает — тот замирает.

Скакалка

Двое стоят, раскручивают скакалку, приговаривают:

Чтоб был долог колосок, чтобы вырос лён высок,
Прыгайте повыше, можно прыгать выше крыши!

Играющие прыгают через скакалку: чем выше, тем больше доход и богатство.

Обыкновенные жмурки

Водящему — «жмурке» завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:
— Кот, кот, на чём стоишь?

— На квашне.

— Что в квашне?

— Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Кого он поймал, тот становится «жмуркой».

Арина

По считалке выбирается Арина. Считалка: Теля-меля, ты Емеля-третий бас, поводи-ка ты за нас!

Дети становятся в круг. В центре Арина, ей завязывают глаза. Дети идут по кругу, поют хором:

Долгая Арина, встань выше овина,
Рученьки сложи, чьё имя — укажи.

Дети бегут по кругу и «зацепляют» Арину. Кого она поймает — того должна узнать.

Огородник и воробей

По считалке выбирается воробей.

Считалка: Тани, Вани, что за вами? Вы стоите все столбами?
Там за вами лавка есть, На неё надо присесть.
Поскорее все беги! А ты, мальчик, поводи!

Дети становятся в круг. Воробушек влетает в огород (в круг).

Огородник ловит воробья. Дети воробья выпускают и впускают в круг и из круга, а огородник может ловить только за кругом.

Все поют: Воробей, воробей, не клюй конопепель
Ни своих, ни чужих, ни соседовых.

Русская народная игра «Просо»

Дети становятся в круг и поют следующие слова:

А мы землю парили, парили, А мы просо рушали, рушали,
А мы землю пахали, пахали, А мы просо веяли, веяли,
А мы просо сеяли, сеяли, А мы пшено сушили, сушили,
А мы просо пололи, пололи, А мы кашу, варили, варили,
А мы просо косили, косили, А мы кашу, кушали, кушали.

(Каждый куплет поется по два раза). При этом дети подражают тем движениям, которые означают слова.

Деление по командам. Игроки сходятся попарно, причем обращают, внимание на то, чтобы каждая пара состояла из игроков, приблизительно равных между собой, во всех отношениях: по силе, ловкости, умению играть.

Сойдясь попарно, игроки сговариваются между собой насчет названий, которые они намерены дать друг другу. Первый дает себе название какой-нибудь птицы, второй — зверя; один — земли, другой — воды и т.д.

Сговорившись, таким образом, пары подходят поочередно к той или другой матке и спрашивают: "Матка, Матка! Чего тебе надо?Ээто или то?" — причем выговаривают принятые ими прозвища. Матка назначает, что ей нужно. Выбранный участник остается около нее, а другой идет, ко второй матке.

Двойные горелки

Играющие делятся на две половины: правую и левую. Каждая из них становится одна от другой на расстоянии 10 — 12 метров, но также парами в ряд, как в обыкновенных горелках. Несколько впереди и в середине между командами становится отдельно еще пара водящих. Во время игры задние пары из каждой, команды расцепляются и бегут один к другому по обеим сторонам своих колонн. Водящие их ловят и те, которых поймали, становятся парой водящих и водят дальше. Играющие, которых не поймали, образуют новые пары, эти пары становятся впереди команд.

Бабки

Выставляются любые предметы в линию (небьющиеся, небольшого размера и неустойчивые). Играющие либо броском, либо катанием мяча стараются сбить эти предметы. Команда, сбившая наибольшее количество предметов — побеждает.

Заинька

Играющие становятся в круг, а один — «заинька» становится в центре круга. Он выполняет действия, о которых поется в песне:

Заинька, серенький, я хожу, гуляю, вдоль по хороводу.
Заинька, серенький, некуда заиньке выскочити,
Заинька, серенький, некуда заиньке выпрыгнути
Заинька, серенький, поскачи! 3аинька, серенький, попляши!
Заинька, серенький, я хожу, гуляю, вдоль по хороводу!

Лапти

На середине площадки вбивают кол, к нему привязывают веревку длиной от 3 до 5 метров. Вокруг кола на длину веревки проводят круг. Водящий берет свободный конец ее и встает у кола. Участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают каждый какой-либо предмет.

Повернувшись к водящему, спрашивают его:

— Сплели лапти?

Водящий отвечает: нет!
— Сплели лапти?
— Да.

Дети бегут в круг и стараются взять свой предмет, а водящий караулит лапти: он бегает в кругу и старается запятнать играющих. Но поймать можно только в кругу. Если ребенок не успел взять свой предмет, он выходит из игры.

Салки на одной ноге

Дети расходятся по площадке, встают, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно одному в руки кладет предмет. На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза, руки у всех за спиной. Ребенок которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит: «Я салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я салка!». Игра повторяется.
Правила :

  • Если ребенок устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.
  • Салка тоже прыгает на одной ноге.

Гуськи

Играющие становятся в тесный круг. В середине круга становится «дедка», выбранный по жребию, в руках у него бумажка и платок. «Дедка» машет платком, дети начинают петь:

Сошлись гуси — гусаки вокруг дедки у реки,
Стали гоготати, дедке кричати:
«Дедка, дедка пощади, нас гусяток, не щипли,
Дай нам платочек, денег мешочек».

«Дедка» дает одному из играющих бумажку и говорит: «На сумочку подержи, денежки не оброни», другому он дает платок: « На, платочек подержи, мне головку завяжи, раз пятнадцать поверни». Получивший платок завязывает дедке глаза, а потом раскручивает его. В это время дети передают друг другу бумажку (раскручивание деда и передачу бумажки заканчивают одновременно). Дети кричат дедке: «Дедка слепой, бумажка пропала!» «Дедка» старается угадать у кого бумажка. Если отгадал, «дедкой» становится тот, у кого была бумажка.

Горячее место

На земле чертой обозначается место. Один из играющих по жребию водит: становится поодаль от «горячего места» и оберегает его. Остальные играющие стараются проникнуть в горячее место, вожак не пускает и старается осалить. Кого осалил, тот ему помогает. Проникнувший в горячее место, может отдыхать там столько, сколько хочет, но как только он выбежит оттуда, помощники вожака ловят его. Когда все переловлены, игра начинается снова.

Картотека русских народных игр

для детей 5-7 лет

«Гори ясно»

Цель: упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры:

Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.

Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.

Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.

Играющие хором поют считалочку:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Раз, два, три!»

На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.

«Ворон»

Цель: двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать содержание текста песни. Уметь расширять и сужать круг. Отрабатывать дробный шаг и разнообразные знакомые плясовые движения.

Ход игры:

Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребёнок, изображающий «ворона». (Он стоит в кругу вместе со всеми)

Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах.

Черный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точеная,

Позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная.

С окончание песни «Ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза, «ворон» обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в круг.

«Солнце»

Цель: действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг. Учить стремительному бегу.

Ход игры:

Дети стоят по кругу. В центре «солнце» - ребёнок.

Гори солнце ярче, - Дети ходят

Лето будет жарче. - по кругу.

Я зима теплее, - Идут в центр.

А весна милее - Из центра обратно.

А зима теплее, - В центр.

А весна милее. - Обратно.

После слов «солнце» (ловишка) ловит детей.

«Теремок»

Цель: развивать у детей умение передавать в движении содержание музыкального произведения. Воспитывать выдержку, выразительность игровых образов.

Ход игры:

Дети стоят, взявшись за руки в кругу. Заранее выбранные «звери» - Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка и Медведь.

Дети («теремок») идут по

Кругу и поют.

Вот по полю, полю мышка бежит, Мышка бежит за кругом.

Дети останавливаются.

«Кто, кто в теремочке живёт? Мышка стучит, поёт,

Вбегает в круг.

Стоит в поле теремок, теремок. Дети («теремок») идут по

Он не низок, не высок, не высок. кругу и поют.

Вот по полю лягушка бежит, Лягушка прыгает за кругом.

У дверей остановилась и стучит: Дети останавливаются.

«Кто, кто в теремочке живёт? Лягушка стучит и поёт.

Кто, кто в не высоком живёт?»

Мышка. «Я – Мышка – норушка, а ты кто?»

Лягушка. «А я – Лягушка – квакушка»

Мышка. «Иди ко мне жить!»

Таким же образом входят в круг «Лисичка» и «Зайка». Когда к терему подходит «Медведь», он говорит: «Я Мишка – всех ловишка» - все звери разбегаются, а Медведь их ловит.

«Сова»

Цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ. Учить двигаться легко, свободно. Воспитывать выдержку, внимание. Проявлять творчество.

Ход игры:

Один из играющих изображает «сову», остальные –мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!» Мыши продолжают двигаться. Сова говорит: «Вечер1» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и поют:

Ах ты, совушка - сова,

Золотая голова.

Что ты ночью не спишь,

Всё на нас глядишь?

Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши мгновенно замирают, не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и весёлыми гримасами старается какое-либо движение, из игры выбывает.

«Чурилки»

Цель: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры:

Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют:

Колокольцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон?

После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать.

Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжается.

«Баба - Яга»

Цель: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ.

Ход игры:

Играющие выбирают Баба – Яга. Она находится в центре круга. Дети ходят по кругу и поют:

Баба-Яга, костяная нога, - Дети ходят

С печки упала, ногу сломала. - по кругу.

Пошла в огород, испугала народ. - Идут в центр.

Побежала в баньку, - Из круга обратно.

Испугала зайку.

После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей.

«Медведь»

Цель: развивать эмоциональное отношение к игре. Вырабатывать у детей выдержку. Продолжать учить стремительному бегу.

Ход игры:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

Всё на нас глядит.

А потом как зарычит

И за нами побежит.

«Угадай, кто зовёт?»

Цель: развивать у детей тембровый слух. Упражнять в умении самостоятельно начинать движение и заканчивать его.

Ход игры:

Дети стоят в кругу. В центре водящий – «медведь».

Дети идут по кругу и поют:

Медведь закрывает глаза. Взрослый предлагает (показывая на ребенка) позвать медведя. Ребенок, кого выбрали, говорит: «Медведь», «Медведь» старается угадать того, кто его позвал.

«Репка»

Цель: продолжать учить спокойному, хороводному шагу и легкому бегу. Воспитывать выдержку, выразительность игро

Ход игры:

Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

Всё на нас глядит.

А потом как зарычит

И за нами побежит.

Медведь встает и начинает гоняться за детьми.

«Сороконожка»

Цель: совершенствовать умение детей ходить пружинным шагом, высоко поднимая ноги, легко бегать, ходить топающим шагом. Движения передавать в характере музыки

Ход игры:

Дети встают друг с другом и поют:

Шла сороконожка

По сухой дорожке.

Вдруг закапал дождик: кап!

Ой, промокнут сорок лап!

Лёгкий бег.

Насморк мне не нужен,

Обойду я лужи.

Грязи в дом не принесу,

Каждой лапкой потрясу.

Идут, высоко поднимая ноги

Стоя, трясут правой ногой

Левой ногой

Шла сороконожка

По сухой дорожке

И затопала потом,

Ой, какой от лапок гром!

Идут «паровозиком» пружинным шагом.

Идут топающим шагом

«Ловушка»

Цель: выразительно передавать содержание музыки. Самостоятельно начинать движение после вступления. Быстро реагировать на смену регистра, сменой движений. Упражнять в поскоке, легком беге и простом шаге. Воспитывать выдержку, умение подчиняться правилам игры, укреплять дружеские, доброжелательные взаимоотношения.

Ход игры:

Играющие стоят в кругу, в разных местах которого выбирают 5-6 детей. Им дают цветные платочки. Все стоят в общем кругу.

Дети идут по кругу и поют:

Останавливаются. Дети с платочками выходят в середину круга, двигаются внутри него легким поскоком. Стоящие по кругу хлопают в ладоши.

Стоящие в кругу

«Обеги круг»

Цель: учить двигаться спокойным шагом по кругу. Воспитывать внимание, выдержку.

Ход игры:

Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Идут по кругу и поют народную считалку:

Водица, водица,

Студеная быстрица,

Обеги вокруг,

Напои наш луг!

Воспитатель называет двух детей, стоящих рядом друг с другом. Дети поворачиваются спиной и бегут в разные стороны. Каждый старается прибежать на свое место первым.

«Огуречик»

Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед и легкого стремительного бега.

Ход игры:

Ребенок в шапочке мышки сидит на стуле в стороне. Напротив него группой стоят дети. Руки у играющих находятся на поясе. Дети исполняют потешку:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Легкими прыжками продвигаются к «ловишке». Останавливаются, грозят пальчиком «ловишке» со словами:

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Мышка бежит за ребятами, стараясь их догнать.

«Кто у нас хороший?»

Цель: закреплять спокойный шаг, умение двигаться галопом по кругу, использовать знакомые плясовые движения.

Ход игры:

Дети стоят в кругу. В центре «Ванечка». Дети идут по кругу и поют народную песню:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка пригожий.

Ванечка выполняет пружинку с поворотом.

На коня садится –

Конь завеселится.

Плеточкой помашет –

Конь под ним запляшет.

Машет плеточкой, ходит высоко поднимая ноги.

Мимо сада едет –

Садик зеленеет,

Цветы расцветают,

Пташки распевают.

Двигается по кругу галопом.

К дому подъезжает,

Со коня слезает,

Со коня слезает –

Олечка встречает.

Выбирает девочку.

Пляшут Ванечка с девочкой. Остальные дети хлопают в ладоши.

«Две тетери»

Цель: Совершенствовать спокойный шаг по кругу, легкий бег, выразительность рук.

Ход игры:

Играющие стоят в кругу, взявшись за руки. За кругом двое детей, изображающих тетерев и ребенок – «охотник».

Дети идут по кругу и поют:

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу..

Останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх. «Взлетают» тетери на слова:

Прилетели две тетери,

Поклевали - Тетери клюют

Улетели … - Улетают.

Ш-ш-ш-ш -

Дети имитируют движения веточек, шумящих на ветру деревьев.

«Охотник» догоняет «тетерев».

«Жучки»

Цель:

Ход игры:

Дети – «жучки» стоят по кругу (врассыпную). В центре водящий – взрослый или ребенок. Водящий поет:

С окончанием песни взрослый, «ловит» жучков. Если «ловишка» ребенок, ему напоминают: «Оленька, лови жучков».

«Васька - кот»

Цель:

Ход игры:

Из числа играющих выбирается «Кот Васька» и несколько детей «мышат». Все дети становятся в круг. «Кот Васька» выходит на середину круга, а дети – «мышки» - за кругом.

Ходит Васька серенький,

Хвост пушистый беленький,

Ходит Васька кот.

Дети идут по кругу вправо.

Васька – влево.

Сядет, умывается,

Лапкой умывается,

Песенки поет.

Дети сужают круг, смотрят, как Васька умывается. С окончанием куплета расширяют круг.

Дом неслышно обойдет,

Притаится Васька кот,

Серых мышек ждет.

Дети идут вправо, кот – влево.

Дети делают «ворота». Дети «мышки» бегают через «ворота», то в круг, то из круга, а «кот Васька» старается их поймать.

«Подними ладошки»

Цель: развивать умение выполнять движения по тексту песни, передавать выразительные движения для рук; воспитывать внимание.

Ход игры:

Дети стоят по кругу и поют:

Подними ладошки выше

И сложи над головой.

Что вышло?

Вышла крыша,

А под крышей мы с тобой!

Дети складывают руки над головой.

Подними ладошки выше

А потом сложи дугой.

Кто же вышел?

Вышли гуси – вот один, а второй другой.

Дети сгибают руки в локтях перед собой, поочередно опуская кисти рук.

Подними ладошки выше

И сложи перед собой.

Что же вышло? Вышел мостик,

Мостик крепкий и прямой.

Дети складывают руки перед собой одна на другую «полоской».

«У тетушки Натальи»

Цель: закрепить умение выполнять движения по тексту песни. Выразительно передавать музыкально – игровые образы.

Ход игры:

У тетушки Натальи

Было семь цыплят 2 раза

Пи-пи, пи-пи-пи!

Так они кричат. 2 раза

Дети идут по кругу.

Присаживаются, сжимаясь в комочек, головки поднимают вверх.

У тетушки Натальи

Было семь утят 2 раза

Кря-кря, кря-кря-кря!

Так они кричат. 2 раза

Дети удит по кругу.

Руку отводят назад, трясут ими как крылышками, слегка наклоняя корпус вперед.

У тетушки Натальи

Было семь гусят 2 раза

Га-га, га-га-га!

Так они кричат. 2 раза

Дети идут по кругу.

Стоя на месте лицом в круг, показывают с помощью кистей рук «клювики»

У тетушки Натальи

Было семь котят 2 раза

Мяу-мяу, мяу-мяу-мяу!

Так они кричат. 2 раза

Дети идут по кругу.

Переступая пружинно с ноги на ногу, дети вытягивают вперед то одну, то другую руку, изображая мягкие лапки.

У тетушки Натальи

Было семь козлят 2 раза

Бе-бе,бе-бе-бе!

Так они кричат. 2 раза

Стоя лицом в круг, изображают рожки (указательные пальцы обеих рук подносят к голове)

У тетушки Натальи

Было семь щенят 2 раза

Гав-гав, гав-гав-гав!

Так они кричат. 2 раза

Руками показывают возле головы «ушки».

У тетушки Натальи

Было семь внучат 2 раза

Ля-ля, ля-ля-ля!

Так они кричат. 2 раза

Дети хлопают в ладоши.

«Скок - поскок»

Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед, мягкого пружинного шага, сужения и расширения круга.

Ход игры:

Дети стоят по кругу, сложив за спиной руки ладошка к ладошке, имитируя «хвостик».

«Зайка»

Цель: закрепить умение выразительно передавать игровой образ, легко прыгать на 2-х ногах, легко, стремительно бегать.

Ход игры:

Взрослый: Зайку кто-то испугал.

Дети убегают на места.

«Гуси, вы гуси»

Цель:

Ход игры:

Дети делятся на две группы: дети и «гуси». Они стоят шеренгами лицом друг к другу.

«Волк» и «гусенок» следят в стороне.

Дети

Гуси, вы гуси,

Серые гуси.

Идут к гусям – 4 шага.

Отходят назад – 4 шага

Гуси

Га-га-га, га-га-га.

Га-га-га, га-га-га.

Идут к детям – 4 шага

Идут обратно – 4 шага

Дети

Где вы бывали,

Кого вы видали?

Идут вперед,

Идут назад

Гуси

Га-га-га, га-га-га.

Га-га-га, га-га-га.

Идут вперед,

Идут назад

Дети

Мы видали волка,

Он нес гусенка.

Идут вперед «Волк с гусенком» пробегают мимо детей. Идут назад.

Гуси

Га-га-га, га-га-га.

Га-га-га, га-га-га.

Идут вперед,

Идут назад

Дети

Щиплите вы волка,

Спасайте гусенка.

Идут вперед,

Идут назад

Гуси

Га-га-га, га-га-га.

Га-га-га, га-га-га.

Повторяют движения детей

С окончанием песни «Гуси» бегут за «волком» и выручают «гусенка».

«Курочки и петушок»

Цель:

Ход игры:

Курочки:

Как у наших у ворот

Петух зернышки клюёт – 2 раза

К себе курочек зовет.

«Петушок» выходит из дома, помахивая «крыльями» - руками ходит по залу, затем останавливается (нашел зернышко) и говорит:

Петушок:

Вы пеструшечки, вы хохлушечки,

Я нашел для вас орех,

Разделю орех на всех

По крупиночке, по восьминочке.

Ку-ка-ре-ку!

«Курочки» помахивая «крыльями» легко на носочках бегут к «петушку» и бегают вокруг него. Затем все приседают и сложив руки (ладошки) «клюют» зернышки. «Петушок» встает и кричит:

Петушок:

«Ку-ка-ре-ку!»

Курочки встают и вместе с петушком уходят домой. С окончанием музыки садятся на насест.

«Угадай, кто зовёт?»

Цель: учить ходить спокойным шагом по кругу, выразительно передавать игровой образ. Развивать тембровый слух.

Ход игры:

Дети стоят в кругу. В центре водящий «медведь». Дети идут по кругу и поют:

«Медведь» закрывает глаза.

Взрослый предлагает (показывает) кому-нибудь из детей позвать «медведя». Ребенок, кого выбрали, говорит: Медведь!

«Медведь» старается угадать того, кто его позвал.

«Круги»

Цель: закрепить умение ходить по кругу, узнавать своих товарищей, развивать внимание.

Ход игры:

Выбирается водящий, ему завязывают глаза. Играющие ходят вокруг водящего, стоящего посередине и поют:

Становися во кружок,

До кого-нибудь коснись,

Отгадать поторопись.

Играющие останавливаются, а водящий ощупывает детей и старается кого-нибудь угадать и назвать.

Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг, становится водящим.

«Золотые ворота»

Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.

Ход игры:

Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).

Стоящие поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».

«Дедушка»

Цель: совершенствовать ходьбу спокойным шагом по кругу, легкий стремительный бег.

Ход игры:

Выбирается «дедушка», он садится на стул в центре круга. Все играющие, ходят по кругу и поют:

Уж ты дедушка седой,

Что сидишь ты под водой?

Выглянь на минуточку.

Посмотри хоть чуточку.

Мы пришли к тебе на час,

Ну-ка, тронь попробуй нас.

«Дедушка» встает с места и начинает ловить играющих, которые убегают на места.

«Колпачок» (паучок)

Цель:

Ход игры:

Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

«Баба-Яга»

Цель: закрепить умение ходить по кругу спокойным шагом. Подводить к умению выразительно передавать игровой образ. Закреплять стремительный легкий бег. Воспитывать выдержку.

Ход игры:

Дети образуют круг. В центре «Баба-Яга». Дети идут по кругу, поют:

Баба-Яга:

Стрелка, стрелка, повернись.

А потом остановись.

Баба-Яга встает спиной с тем, на кого показала стрелка. По команде: 1,2,3. Беги! Обегают круг и возвращаются на место.


Русский народ издревле славился не только уникальной и крайне интересной культурой, но и увлекательными играми как для детей, так и для взрослых. Однако, время, воины и влияние европейских соседей постепенно затмили старинные русские игры. Сейчас они начинают возрождаться и не перестают восхищать свой живостью, оригинальными идеями и заданиями, наполненными шумным весельем.

Узнав нехитрые правила русских народных игр, можно погрузиться не только в захватывающий мир детства, но и понять, как жили и отдыхали наши предки.

Русские народные игры и их правила

Бирюльки

Это игра известна издревле, однако, ее правила знают сейчас очень немногие. Смысл заключается в том, что берется от 60 до 100 палочек длиной 10 см. Их кладут в мешок, а затем высыпают на ровную поверхность. Палочки, высыпаясь, ложатся беспорядочно и задача игры заключается в том, что каждый по очереди убирает по одной бирюльке, стараясь не потревожить те, которые находятся рядом. Побеждает тот, у кого, после разбора всей кучи, насчитывается больше всего собранных «трофеев». Чтобы сделать игру еще интереснее, можно палочки сделать в виде лопатки, копья или ложки. За такие бирюльки начисляется большее количество очков.

Золотые ворота

Эта игра отличается большой динамичностью и рассчитана не столько на ловкость ее участников, сколько на их везение. Правила «Золотых ворот» следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом напевают:

Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После того, как заканчивается песня они опускают руку, и те игроки, которые попались также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами».

Поймай рыбку

Чтобы победить в этой игре нужно обладать хорошей реакцией и скоростью. Смысл этой забавы в том, что участники образуют круг, в центре которого стоит «вода» с веревкой и вращает ее по полу вокруг своей оси. Задача участников - подпрыгивать над веревкой. Тот игрой, который зацепится за нее, выбывает из игры.

Горячее место

Эта забава прекрасно подходит для тех, кто любит играть в догонялки. Ее смысл заключается в том, что в центре площадки обозначается место, которое будет называться горячим. «Вода» должен стараться поймать участников, стремящихся попасть в это место. Тот, кого ловят, помогает «воде». Если игроку удается достигнуть «горячего места», он может там отдыхать сколько пожелает, однако, выйдя за его пределы, вновь должен будет убегать от «воды». Игра длится до тех пора, пока не поймают всех игроков.

Слон

Эта игра позволяет проверить силу и выносливость, поэтому ее больше всего любят мальчишки. Смысл игра заключается в том, что участники делятся на две равные команды. После этого, одна из них будет «слон», а другая станет на него запрыгивать. Участник первой команды подходит к стене и нагибается, упираясь в нее руками. Следующий подходит сзади и обхватывает его за талию руками, наклонив голову. Остальные игроки делают также. Получается «слон». Первый участник другой команды разбегается и старается запрыгнуть на «слона» таким образом, чтобы осталось место для других членов команды. После того, как вся команда оказалась на спине «слона», чтобы выиграть, она должна продержаться так в течение 10 секунд. После этого, команды могут поменяться местами.

Краски

Это очень подвижная и веселая игра. Согласно ее правилам, нужно выбрать двух участников: «монаха» и «продавца». Другие игроки становятся в шеренгу, а продавец говорит им шепотом любой цвет. После этого, происходит следующий диалог:

Монах заходит в магазин красок и говорит продавцу:

Я монах в синих штанах, пришел за краской. - За какой?

Монах называет цвета (например, красный). В случае, если такого цвета нет, продавец отвечает:

Нет такой! Скачи по красной дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!

При этом, монаху дается задание: пройтись уточкой или попрыгать на одной ноге. Если, такой цвет есть, то продавец отвечает:

Есть такая! - Сколько стоит? - Пять рублей

После этого, монах хлопает по ладони продавца пять раз). Как только прозвучал последний хлопок, участник-«краска» вскакивает и бежит вокруг шеренги. Если монах его догоняет, то сам становится «краской», а тот, кого поймали становится на его место.

Гуси-лебеди

Эта забава для тех, кто любит активные игры. Ее смысл состоит в том, что из всех участников выбирается два волка и один вожак. Все остальные становятся гусями. Вожаку нужно находиться на одной стороне площадки, а лебедям на другой. Волки стоят поодаль «в засаде». Вожак произносит следующие слова:

Гуси-лебеди, домой!

Бегите, летите домой, стоят волки за горой!

А чего волкам надо?

Серых гусей щипать да косточки глодать!

Когда закончится песня, гуси должны добежать до вожака и постараться не быть пойманными волками. Те, кого поймали, выходят из игры, а остальные возвращаются обратно. Игра заканчивается тогда,когда будет пойман последний гусь.

Репа

Название этой игры произошло от старинной русской сказки «Репка», поэтому ее смысл несколько похож на это произведение. Она прекрасно подходит для развития реакции и координации движений.

Правила игры таковы: все участники становятся в круг и начинают водить хоровод. В его центре находится ребенок-«репка», а за кругом «мышка». Все игроки во время хоровода напевают такую песню:

«Расти ре-понь-ка!
Расти кре-понь-ка!
Ни мала, ни велика,
До мышиного хвоста!»

Пока звучит песня, репка постепенно «растет», то есть поднимается. После окончания песни мышка должна постараться проникнуть в круг и поймать репку. Остальные участники могут ей либо мешать, либо помогать. После того, как мышка поймает репку, выбираются новые игроки.

Существует еще одна вариация этой игры.

Игроки становятся друг за другом и обхватывают руками талию предыдущего участника. Первый из игроков должен крепко держаться за ствол дерева. Игра начинается тогда, когда «дед» пытается отцепить крайнего участника от остальной команды и так, пока «репка» не будет полностью «вытянута».

Салки

Это одна из распространенных вариаций подвижной и физически развивающей игры. Ее участника расходятся по площадке, закрывают глаза, а руки при этом держат за спиной. Ведущий кладет одному из игроков в руку предмет на счет «раз, два, три» все открывают глаза. Руки участников при этом остаются за спиной. То игрок, у которого оказывается предмет говорит: «Я салка». Остальные участники должны от него убежать, прыгая на одной ноге. Тот, кого коснулся «салка» сам становится «водой». Важным условием является то, что и «салка» тоже должен прыгать на одной ноге.

Удар по веревке

Эта нехитрая игра поможет развить скорость реакции и хорошо повеселиться. Смысл ее заключается в том, что берется плотная веревка, которая связывается в кольцо. Все игроки становятся снаружи и берутся за него одной рукой. В центре кольца стоит «вода». Он должен успеть «засалить» одного из игроков, который затем становится на его место.

Казаки-разбойники

Эта старая русская забава, правила которой назубок знают наши родители, бабушки и дедушки. Ее смысл заключается в том, что все участники делятся на две команды «казаки» и «разбойники». Казаки выбирают себе место, в котором будут обустраивать «темницу» и выбирают сторожа. Разбойники в этом время разбегаются и прячутся, оставляя на своем пути стрелочки и другие подсказки. Казаки должны найти каждого разбойника и привести в темницу. С каждым пойманным игроком остается сторож, однако, другие разбойники могут помочь партнеру по команде и, схватив сторожа, освободить пленника. Игра заканчивается тогда, когда все разбойники будут пойманы.

Разбойники для того, чтобы их как можно дольше их не могли найти, вначале убегают все вместе, а затем разделяются.

По одной из версий этой игры, разбойники загадывают секретное слово-пароль, а казаки должны его узнать. Поэтому игра длится даже после поимки всех разбойников, пока не узнан пароль.

«Тише едешь»

Эта шумная и веселая игра требует не только сноровки, но и находчивости. Перед началом необходимо нарисовать на земле две линии на расстоянии 5 метров друг от друга. Перед одной из линий стоит «вода», перед другой - остальные игроки. Задача участников добежать до «воды». Кто первым это сделает становится на его место. Сложность заключается в том, что «вода» периодически говорит: «Тише едешь – дальше будешь. Замри!». После этой фразы все игроки должны замереть, а цель ведущего - постараться рассмешить каждого из участников, не дотрагиваясь до него. Можно строить гримасы, пристально глядеть в глаза, рассказывать смешные истории. Если кто-то из игроков рассмеялся или улыбнулся, он возвращается обратно к линии.

Медвежонок

Это очень подвижная и веселая игра. Вначале необходимо нарисовать на земле два круга. В одном из них будет находиться «берлога» с «медвежонком», а в другой - дом для остальных участников. Игроки выходят из «домика» и напевают: «Грибочки, ягодки беру. А медведь не спит и на нас рычит». После того, как они допели, медвежонок с рычанием выбегает из своей берлоги и старается догнать остальных игроков. Тот, кого поймают, сам становится медвежонком.

Горелки

Эта игра была очень популярной в старину. Она прекрасно развивает внимание и скорость. Смысл ее заключается в том, что игроки в количестве 11 человек выбирают воду, а затем разбиваются на пары и образуют колонну. «Вода» становится спиной к участникам и не смотрит назад. Перед ним в двадцати метрах рисуется линия.

Участники напевают следующую песню:

«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!»

После ее окончания, последняя пара разъединяет руки и бежит по разные стороны от колонны к «воде». Поравнявшись с ним, они кричат: «Раз, два, не воронь, беги, как огонь!». После этого, «вода» начинает гнаться за этой парой и должен «засалить» одного из них, до того, как они добегут до линии и возьмутся за руки. Если ему это удалось, то он становится в пару с оставшимся участником, а тот, кого догнали выполняет обязанности «воды». Если догнать не удалось, то пара становится во главу колонны, а «вода» продолжает «гореть».

Эта игра отличается тем, что в нее можно играть очень долго, пока участники не устанут.

Старинные русские игры люди придумывали с заботой о своих детях, с мыслями о том, чтобы они не только весело и энергично проводили время, но и учились общаться друг с другом, узнавали цену дружбы и знали, что такое честность и взаимовыручка. Нет ничего лучше забав на свежем воздухе, которые помогают не только выбраться из знакомой духоты закрытых комнат, но и найти верных друзей, увидеть мир во всех его завораживающих красках, а также дать свободу собственной фантазии.

Современные дети считают старинными и игры, в которые с удовольствием играли мы - современные взрослые, в своем детстве. Это "Колечко", "Море волнуется", "Вышибалы", "Классики", "Резиночка" и другие.


Выбор редакции
Что такое объяснительная записка? Как правильно написать объяснительную записку начальнику на работе за отсутствие на рабочем месте или...

Общее налоговое правило по подоходному налогу гласит, что НДФЛ попадают в государственную казну автоматически. Это значит, что за...

Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RUВесело грызть гранит науки! Было бы на что. С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь....

Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...