Русские рождественские и новогодние открытки. Открытые письма Общины Святой Евгении Общество святой евгении открытки


Старые бабушкины альбомы - это огромное сокровище для тех, кто любит ретро и просто все из прошлого. Наверняка многие обращали внимание на необычные русские открытки начала ХХ века в этих альбомах - художественного оформленные они все имели на оборотной стороне знак в виде Красного креста и надпись "В пользу общины св.Евгении ". По воспоминаниям людей, живших в то время, Россия была буквально наводнена этими открытками, которые выполняли одновременно две функции - функцию культурно-просветительскую и функцию благотворительную. И все это было связано опять таки с Домом Романовых и в частности с семейством принцев Ольденбургских.

Принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская

Родословная рода Ольденбургских довольно обширна и как оказывается их родственные связи простираются на всю Европу и Россию. Но сейчас нам интересны два имени - имя принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской и ее мужа, его императорского высочества Александра Петровича Ольденбургского. Эти двое оставили заметный след в истории России на поприще меценатства, милосердия и благотворительности.




Княжна Романовская до замужества 1863-1868 годы

Княжна Романовская Евгения Максимилиановна, урожденная герцогиня Лейхтенбергская была третьей дочерью герцога Максимилиана Лейхтенбергского и великой княгии Марии Николаевны, дочери императора Николая I. Кроме того она была также и внучкой Эжена Богарне, пасынка Наполеона Бонапарта. Место и дата рождения - Санкт-Петербург, 20 марта 1845 года. О ее детстве и юности известно не так уж и много, в принципе оно было стандартным: девочка получила хорошее образование, знала языки, умела держать себя в обществе.

Принц Александр Фридрих Константин или Александр Петрович Ольденбургский

7 января 1868 года Евгения Максимилиановна вышла замуж за принца Александра Фридриха Константина или Александра Петровича Ольденбургского, состоявшего с ней в дальнем родстве. Достаточно упомянуть тот факт, что Александр Петрович был по линии отца правнуком императора Павла I. Место и дата рождения - Санкт-Петербург, 21 мая 1844 года. По воспоминаниям современников, эта супружеская пара была удивительно гармоничной: общие интересы и общие взгляды на жизнь сделали их брак счастливым и долгим. Так же отмечали и их романтизм и некоторую экстравагантность в поступках и делах, связывая это с родством с Павлом I. Впрочем занятие благотворительностью в России всегда считалось уделом людей экстравагантных, в чем-то не от мира сего. Не от того ли их так долго и помнят, что в общей массе они как луч света на небосклоне серой и жестокой жизни?

Принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская за чтением

Всю свою жизнь принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбурская посвятила именно этому - делам благим на пользу людям. Список ее деяний довольно обширен и поэтому просто небольшой фрагмент о ней из справочника "Энциклопедия благотворительности Санкт-Петребург": "Была покровительницей и попечительницей Приюта в память Марии и Екатерины (открыт в 1867 на средства принца П. Г. Ольденбургского в память о его умерших дочерях и в честь бракосочетания дочери Евгении; с 1871 – Приют в память Марии и Екатерины и Георгия), Санкт-Петербургского дома милосердия (1868), Рождественской гимназии (основана в 1868 как прогимназия; с 1899 – гимназия ее имени; ныне – школа № 157, ул. Пролетарской Диктатуры, 1; в школе в честь нее установлена мемориальная доска), Петербургской школы Императорского Женского патриотического общества (1874), Благотворительного общества при С.-Петербургской городской Калинкинской больнице, Общества борьбы с заразными болезнями, Общества охранения здоровья женщин в С.-Петербурге, Максимилиановской лечебницы (1894), Попечительства о бедных Рождественской части, Санкт-Петербургского общества поощрения женского художественно-ремесленного труда. В качестве председательницы Дамского комитета Общества попечительного о тюрьмах (с 1869) опекала Приют для арестантских детей-девочек (Евгениевский приют) и Убежище для женщин, выходящих из мест заключения, получившее ее имя. "

Принц Александр Петрович Ольденбургский

Имя ее мужа тоже есть в этой энциклопедии и вот, что написано там о нем: "Следуя по стопам отца и матери, значительные силы посвятил общественной деятельности. Ежегодно отпускал из личных средств 3 000 руб. на содержание Приюта в память Марии, Екатерины и Георгия, открывшегося в 1868 в день его бракосочетания. Был попечителем Дома призрения душевнобольных императора Александра III (1870), Императорского Училища правоведения (1881), Приюта принца Петра Ольденбургского (1881), Царскосельского санатория для детей (1901), покровителем Общества музыкальных педагогов и других музыкальных деятелей (1900). Почетный член Вольного экономического общества (1873), Петербургского минералогического общества и Академии наук в С.-Петербурге (1890), Общества пособия пострадавшим от пожарного бедствия в Санкт-Петербурге (1898), Военно-медицинской академии, Императорского Русского технического общества, Общества содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей «Маяк», XI съезда русских естествоиспытателей и врачей в С.-Петербурге (1901), ряда других общественных и благотворительных организаций в С.-Петербурге и провинции.В 1881, после смерти отца, сменил его на посту попечителя Свято-Троицкой общины сестер милосердия. В 1886 создал при ней Пастеровскую станцию для вакцинации бешенства, а в 1890 содействовал созданию на базе общины Института экспериментальной медицины – первого в России научно-исследовательского учреждения в области медицины и биологии (ныне Институт им. И. П. Павлова), стал его покровителем. За проведенные в лабораториях этого института исследования И. П. Павлов в 1904 получил Нобелевскую премию."

Оборотная сторона почтовой открытка и вензель с Красным крестом издательства Общины св.Евгении

Но вернемся к нашим открыткам с Красным крестом. Это тоже было делом Ольденбургских. История появления этих почтовых карточек довольно интересна: отдыхая как-то раз на юге, известный художник Гавриил Павлович Кондрашенко встретил на своем пути бывшую сестру-милосердия, участницу Русско-турецкой войны. Бедная женщина была фактически нищенкой и поведала художнику о том, что так живут многие из тех женщин, кто был на войне и спасал раненых. Россия о них просто забыла. Вернувшись в Петербург, Кондрашенко рассказал об этой встрече своих коллегам и предложил организовать выставку-продажу картин. В 1881 году году в Петербурге прошла такая выставка, весь сбор от которой пошел в фонд неимущих сестер милосердия. А еще год спустя была учреждена Община сестер милосердия святой Евгении - "Евгенинская община". Любая община того времени имела своего покровителя или попечителя, им то и стала принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская.

Марки в пользу Общины св. Евгении

Община Святой Евгении входила в состав "Санкт-Петербургского попечительного комитета о сестрах Красного Креста" при Главном Управлении РОКК (Российского Общества Красного Креста) и состояла из сестер милосердия, которые не только помогали несчастным, но еще и готовили себе достойную смену. А для того, чтобы была возможность строить больницы, приюты и помогать нуждающимся нужны были деньги, вот и решено было издавать почтовые карточки и сборы от их продажи использовать на благотворительные цели. Авторами сюжетов стали известные художники - И. Билибин, Н. Бенуа, Л. Бакст, Г. Нарбут, К. Сомов, З. Серебрякова, а также известные фотографы - К. Ганн, А. Павлович, К. Булла, П. Радецкий, С. Проскудин-Горский и многие другие. Издание карточек началось в 1898 году и продолжалось даже в первые годы советской власти.

Одна из открыток с портретом императрицы Александры Федоровны издательства Общины св.Евгении

В 1900 году по личному ходатайству принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской последовало высочайшее разрешение "Евгенинской общине" на выпуск и распространение в России на правах монополии открытых писем с портретами любых особ императорской фамилии. При этом на них должен был помещаться знак Красного Креста и надпись "В пользу общины святой Евгении". Эта монополия продлилась – до мая 1910 года и была отменена императором Николаем II.

Небольшая подборка открыток издательства Общины св.Евгении

Рубрикатор / Благотворительность в Петербурге/История/Общины сестер милосердия
История общины восходит к созданию по решению Главного управления РОКК (от 8 апреля 1882) Петербургского попечительного комитета о сестрах Красного Креста. Ключевую роль в создании этого органа сыграли лица, стоявшие во главе РОКК: ген.-адъютант М. П. фон Кауфман, егермейстер И. П. Балашев и помощник начальника Главного военно-медицинского управления д-р А. И. Беляев. В задачу Комитета, располагавшегося в здании Главного управления РОКК (Инженерная ул., 9), входило оказание помощи сестрам милосердия, побывавшим на театрах боевых действий, но в мирное время оставшимся без средств существования.
Под эгидой Комитета была основана община, в которую первоначально вошло 12 сестер, имевших опыт работы во время войны. Их определили для ухода за больными в частных домах (это делалось впервые) и добились направления на практику в хирургическое отделение Николаевского военного госпиталя. Для сестер была арендована большая квартира на Сергиевской ул. (ныне ул. Чайковского).
В 1887 покровительницей Комитета стала принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская. К тому времени в общине числилось 36 сестер и 9 испытуемых. В ноябре того же года в доме на Калашниковской (ныне Синопской) наб., 30, куда переехало общежитие сестер, открылась аптека и амбулатория, руководство которой взял на себя А. И. Беляев. За первый год существования амбулатории 17 работающих врачей приняли более 600 приходящих больных, преимущественно из числа жителей близлежащей рабочей окраины. С малоимущих пациентов плата не взималась. 21 февраля 1889 в арендованных помещениях на двух верхних этажах над амбулаторией открылось первое в С.-Петербурге Убежище для престарелых и заслуженных сестер Красного Креста имени императора Александра III, рассчитанное первоначально на 20 мест.
7 января 1893, в день 25-летия со дня бракосочетания Александра Петровича и Евгении Максимилиановны Ольденбургских, община Комитета была переименована в Общину св. Евгении. Ее старшей сестрой, как и ранее, была Н. Н. Лыжина – участница Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. В 1897, после смерти Лыжиной, пост старшей сестры занимала А. А. Андреевская, а с 1908 – В. С. Терпигорова, бывшая до этого настоятельницей московской Иверской общины.
В 1896–1898 по проекту архитектора Д. К. Пруссака для общины был возведен новый комплекс зданий на выделенном Городской думой участке бывшего Мытного двора по адресу: Новгородская ул., 2 – Старорусская ул., 3. Он включал жилые помещения для сестер с домовой церковью, учебные классы для курсов, новое здание Убежища имени Александра III, амбулаторию с аптекой и больницу. Последняя состояла из трех павильонов: двух терапевтических – имени Александра III (был построен на средства гофмейстера Ю. С. Нечаева-Мальцова, пожертвовавшего на это 250 000 руб.) и имени императрицы Александры Федоровны, и хирургического «в память великомученика Дмитрия Солунского и мученицы Софии». Было организовано также гинекологическое отделение.
Убежище им. Александра III, рассчитанное теперь уже на 50 мест, переехало в новое здание в 1898, а 21 февраля 1899 здесь была освящена церковь во имя св. благ. кн. Александра Невского. К 1914 в убежище призревалось 123 сестры из 20 общин, в том числе 12 участниц «севастопольской, турецкой компаний и похода в Ахал-Теке». Ежегодные расходы на него составляли около 20 000 руб. и частично покрывались за счет пенсий самих сестер.
В 1905–1908 здания больницы были существенно перестроены и расширены под руководством гражданского инженера Ф. А. Ситникова. Павильон им. Александра III был надстроен двумя этажами. На 2-м были организованы бесплатные терапевтические палаты им. принцессы Е. М. Ольденбургской, и число мест в терапевтическом отделении увеличилось с 50 до 80. На 3-м этаже разместились операционная, лаборатории, кабинет водолечения и «электризации». Здание было оборудовано лифтами для перевозки кроватей с больными. В 1911–1912 на Новгородской ул., 2 была выстроена часовня для проведения панихид.
На попечении общины находилась загородная дача-санаторий для детей, прошедших курс в ее больнице (преимущественно страдающих костным туберкулезом), которая была открыта 1 июня 1906 в районе железнодорожной станции Дюны близ Сестрорецка. Проект здания осуществил Д. К. Пруссак, строительство возглавила и частично финансировала Е. В. Колачевская – жена хирурга С. Н. Колачевского, который, в свою очередь, взял на себя большую часть расходов по содержанию заведения и завещал ему капитал в 200 000 руб. Санаторий получил имя Колачевской, не дожившей несколько месяцев до его открытия, а в 1911, после смерти Колачевского, к названию заведения прибавилось и его имя. В 1907 для нужд санатория перестроили еще один деревянный дом. Заведение могло одновременно принять 56 детей (к 1914 число мест было увеличено до 70); в нем имелись процедурные кабинеты, рекреационный зал и помещения для сестер милосердия, на которых возлагался уход за детьми и ведение хозяйства. С 1909 при санатории постоянно жил врач С. Ю. Малевский-Малевич. Курировал деятельность заведения директор Ортопедического института хирург Р. Р. Вреден, дочь которого Алиса Романовна, ставшая сестрой общины, также работала в санатории.
Важнейшим направлением деятельности общины стало устройство получивших известность по всей России двухгодичных подготовительных курсов сестер милосердия, которые давали знания в объеме фельдшерского училища. В их программу входили Закон Божий, гигиена, анатомия, физиология, хирургия и десмургия (учение о перевязках), читались лекции о детских, женских и кожных болезнях. Слушательницы проходили практику в аптеке, амбулатории и больнице общины (а до открытия собственной больницы – в Обуховской и Калинкинской больницах, в лечебнице Свято-Троицкой общины и в клинике душевных болезней). Плата за обучение составляла 10 руб. в год, но беднейшие обучались бесплатно. Все прошедшие курс (в их числе были представительницы разных сословий и состояний) зачислялись в запас РОКК, из которого комплектовался состав общин во время войн и иных бедствий, и могли быть зачислены в число испытуемых Общины св. Евгении без экзаменов.
Еще одним направлением деятельности общины, принесшим ей всероссийскую известность, стал начавшийся в 1896 для увеличения финансовых средств выпуск художественных изданий, прежде всего – почтовых открыток («открытых писем»), конвертов и визитных карточек. В 1898 председательница Комитета фрейлина императрицы Александры Федоровны Е. Ф. Джунковская обратилась к ряду популярных художников (Е. М. Бем, Н. Н. Каразин, К. Е. Маковский, И. Е. Репин, Е. П. Самокиш-Судковская, С. С. Соломко и др.) с просьбой безвозмездно пожертвовать свои произведения для воспроизведения на открытках. Первые 4 открытки с акварелями Каразина вышли в свет к Пасхе 1898 года, положив начало большой работе в этом направлении. 7 марта 1899 Комитет объявил конкурс на рисунки для открыток, приуроченный к 100-летнему юбилею А. С. Пушкина. Благодаря этому к делу издания открыток были привлечены художники, сотрудничавшие в журнале «Мир искусства», в дальнейшем создавшие в этой области ряд замечательных образцов (в их числе Л. С. Бакст, А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева и др.).
В 1903 для развития издательской программы общины, которую изначально вел И. М. Степанов, была образована комиссия под председательством гр. В. П. Канкриной, в которую вошли А. Н. Бенуа, В. Я. Курбатов, Н. К. Рерих, С. П. Яремич и др. Одной из особенностей выработанной комиссией программы стал ее просветительский характер. В последующие годы общиной было выпущено более 6 400 наименований открыток суммарным тиражом около 30 миллионов экземпляров, в том числе с репродукциями живописных произведений старых и современных художников, изображениями памятников архитектуры и старины, иллюстрациями к литературным произведениям, портретами членов императорской семьи и выдающихся государственных деятелей прошлого, серии открыток, приуроченные к 100-летию войны 1812 года, к 300-летию Дома Романовых и др. Было выпущено и немало иллюстрированных книг, в числе которых путеводители по дворцовым пригородам С.-Петербурга, по Эрмитажу, Русскому музею, по городам русской провинции, составленные В. Я. Курбатовым, А. Н. Бенуа, Н. Н. Врангелем, Г. К. Лукомским и др. Издавались и книги по медицине – «Первая помощь в несчастных случаях до прибытия врача», написанная главным врачом общины К. А. Вальтером, и «Таблицы подачи первой помощи», разработанные проф. Г. И. Турнером с иллюстрациями Н. С. Самокиша.
В 1904 в здании Общества поощрения художеств на Большой Морской ул., 38 открылся специализированный магазин общины, который стал популярным среди знатоков искусства. Наряду с продажей в нем устраивались небольшие выставки оригиналов, с которых печатались открытки, а также старинных гравюр, акварелей и рисунков. В 1914–1918 в магазине проводились благотворительные аукционы в пользу раненых воинов, а в ноябре 1914 здесь по инициативе Н. К. Рериха состоялась выставка-аукцион «Искусство союзных народов», сбор от которой был направлен в пользу пострадавшего от военных действий населения Франции, Бельгии и Польши.
С началом I Мировой войны начала работать особая мобилизационная комиссия Попечительного комитета о сестрах Красного Креста, которой при участии общины были сформированы лечебные учреждения, отправившиеся на фронт в течение августа-октября 1914; в их числе – 200-местный госпиталь и подвижной лазарет имени князей Волконских на 50 коек (в госпитале в качестве сестры милосердия работала вел. кнг. Ольга Александровна), этапные лазареты на 50 коек имени В. Л. Голубева и имени Греческой колонии, 200-местные госпитали имени гр. Е. В. Шуваловой, имени Грозненского нефтепромышленного общества и имени Общества для продажи изделий русских металлургических заводов (в последнем работала вел. кнг. Мария Павловна). В Петрограде раненых и больных воинов принимала больница общины, для чего в ней было устроено отделение на 214 коек для нижних чинов и офицеров, и отделение лазарета общины на Калашниковском пр. (ныне пр. Бакунина), 17.
В 1920 община была ликвидирована, но ее больница продолжала функционировать. В октябре 1918 ей было присвоено имя Фридриха Адлера, а в апреле 1921 она была переименована в Больницу имени Я. М. Свердлова. Издательство общины было передано в ведение Российской академии истории материальной культуры и преобразовано в Комитет популяризации художественных изданий (был ликвидирован в 1929).
В 1990-е бывшей больнице общины присвоено наименование Городская больница № 46 св. Евгении.

Лит.: Курбатов В. О. Обзор художественных изданий Общины св. Евгении. СПб., 1909; Петербургский попечительный комитет о сестрах милосердия Красного Креста: Справочник-указатель художественных изданий. 6-е изд. Пг., 1915; Третьяков В. П. Открытые письма Серебряного века. СПб., 2000; Снегурова М. Община св. Евгении // Наше наследие. 1991. №3. С. 27-33; Сестры милосердия в России. СПб., 2005. С. 118-130.

Благотворительная организация Община Святой Евгении была основана усилиями нескольких неравнодушных и отзывчивых людей для помощи бедствующим сестрам милосердия в 1893 году. Этому событию предшествовала случайная встреча в Севастополе художника Гавриила Павловича Кондратенко (1854–1924) с нищенствующей сестрой милосердия, участницей Русско-турецкой войны (1877–1878) за освобождение славянских народов от османского владычества на Балканах. От нее он узнал о бедственном положении сестер милосердия. По возвращении в Петербург художник обратился за помощью к богатому промышленнику, вице-президенту Императорского Общества Поощрения Художеств Ивану Петровичу Балашову. Именно он ходатайствовал перед Главным управлением Общества Красного Креста и получил разрешение на создание Комитета попечения о сестрах милосердия в Петербурге. Сам И.П. Балашов внес 10 000 рублей в фонд организованного Комитета. Художник Г.П. Кондратенко был устроителем первой благотворительной выставки в пользу Комитета. В 1893 году при Комитете попечения о сестрах милосердия

в Петербурге была образована Община сестер милосердия, которой покровительствовала Ее Императорское Высочество принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская (1845–1928). Имя Святой Евгении было дано Общине в честь небесной покровительницы принцессы. Е.М. Ольденбургская была известна своей благотворительной деятельностью и патронировала многие организации: Петербургский Комитет попечения о сестрах милосердия Красного Креста, Общину Святой Евгении, Максимилиановскую больницу, Императорское общества поощрения художеств.

Общине Святой Евгении необходимы были средства на содержание «убежища для престарелых сестер и подготовительных курсов для молодых на случай войны». Молодые сестры милосердия оказывали платную медицинскую помощь населению, прибыль же шла на поддержание «убежища». При Общине работали амбулатория, больница, аптека, строилась многопрофильная больница. Дальнейшее развитие и процветание Общины Святой Евгении связано с именем Ивана Михайловича Степанова (1857–1941), он стал организатором развивающейся материальной базы и основателем издательства Общины Святой Евгении. В 1896 году И.М. Степанов начал выпускать благотворительные конверты, в которых

рассылали визитные карточки. Эти конверты назывались «вместо визитов». Выпуск первого конверта (1896) был приурочен к Пасхе и имел большой успех. Конверты оформляли художники Л. Бакст, М. Добужинский, В. Замирайло, Б. Зворыкин, Е. Лансере, Г. Нарбут, С. Чехонин, С. Яремич. Идея последующего издания открытых писем также принадлежала И.М. Степанову. По его просьбе популярный в то время писатель Н.Н. Каразин, обладавший и художественным даром, выполнил четыре акварели («Пахарь», «У часовни», «Весна», «Тройка летом»), с которых в Заведении графических искусств Э.И. Маркуса были отпечатаны способом цветной литографии первые четыре открытых письма, которые вышли в свет весной 1897 года. В 1898 году была выпущена первая серия – десять открытых писем с акварелями К. Маковского, И. Репина и других художников, пожертвовавших свои работы Общине Святой Евгении. Издательство Общины стало объявлять конкурсы на рисунки к различным юбилеям. Первым был объявлен конкурс к 100-летию рождения А.С. Пушкина. Первым же произведением Н.К. Рериха, выпущенным Общиной

Святой Евгении, был специально выполненный художником рисунок к стихотворению А.С. Пушкина «Пир Петра Великого». Это рисунок участвовал в последующем конкурсе, приуроченном к 200-летию Петербурга. Это мероприятие сблизило издательство Общины с художниками объединения «Мир искусства». Так художники Н.К. Рерих, А.Н. Бенуа и другие вошли в Комиссию художественных изданий Общины Святой

Евгении. Художники объединения «Мир искусства», благодаря сложившимся добрым отношениям, стали осуществлять через издания Общины Святой Евгении свои идеи и цели – развитие художественного вкуса у самой широкой публики, популяризацию в России русского и зарубежного искусства. Кроме того, Общиной было издано огромное количество уникальных открытых писем с видами российских местностей и городов,

портретами простых людей: они сохранили своеобразную историческую хронику развития страны на протяжении нескольких десятилетий.

Изначально тиражи открыток составляли всего лишь несколько сотен экземпляров, однако они стали настолько популярными среди покупателей, что количество их выпуска постоянно увеличивалось, а большинство открыток переиздавалось по несколько раз

Газета «Утро России» в 1912 году писала, что издательство произвело «переворот в истории русского открытого письма; оно сумело поднять его на высоту требований самого тонкого ценителя искусства, сделать из него… общедоступную библиотеку по истории искусства».

Издательство Общины Святой Евгении выпускало календари, альбомы, каталоги, плакаты и книги. Так, в 1918 году вышла иллюстрированная монография С. Эрнста «Н.К. Рерих», серия «Русские художники». Выпускался журнал «Открытое письмо» под редакцией Ф.Г. Беренштама – директора Библиотеки Академии художеств, художника-графика, архитектора. В 1920 году издательство Общины Святой Евгении было преобразовано в Комитет популяризации художественных изданий (КПХИ). С 1896 по 1930 год издательством Общины Святой Евгении, а затем КПХИ, было выпущено более 150 книг, альбомов, брошюр, каталогов, проспектов и около 7000 открыток, которые можно назвать шедеврами русского печатного искусства.


известно и под другим названием - Издательство Красного Креста .

История возникновения издательской группы «Общины святой Евгении» весьма любопытна. Однажды, а это происходило в 1880-е годы, известный русский живописец Гавриил Павлович Кондратенко отправился на этюды в Крым. В Севастополе он встретил нищую, оказавшуюся бывшей сестрой милосердия, а так в те годы называли медицинских сестер. Во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов они выхаживали раненых, но после ее окончания оказались не у дел, без средств к существованию и сильно бедствовали. Встреча произвела на художника сильное впечатление и он не остался безучастным к судьбе этих женщин. Вернувшись в Петербург, Кондратенко организовал благотворительную выставку в пользу сестер милосердия, и, кроме этого, обратился за помощью к влиятельным лицам, употребив имеющиеся связи и знакомства. В итоге в 1882 году был организован «Санкт-Петербургский Попечительный комитет о сестрах Красного креста».

Августейшее покровительство общине приняла на себя принцесса Евгения Максимилиановна Олденбургская - внучка императора Николая I (дочь герцога Люксембургского и Великой Княгини Марии Николаевны). В честь ее небесной покровительницы, святой Евгении, организация и получила название «Община Святой Евгении». Председателем Общины была Евдокия Федоровна Джунковская (фрейлина Императрицы Александры Федоровны), секретарем Иван Михайлович Степанов.

В поисках средств в 1896 году «Община Святой Евгении» приступила к издательской деятельности, в том числе и к выпуску иллюстрированных открыток, среди которых большое место занимали репродукции произведений изобразительного искусства, и в первую очередь русского. Круг издательских интересов Общины был достаточно широк, но вся она так или иначе по преимуществу была связана с искусством и с художественной сферой. Именно Община впервые в истории России начала издавать большими тиражами самые различные открытки, а также репродукции живописных и графических произведений как в форме открыток, так и плакатов. Вокруг издательства группировались художники из журналов «Мир искусства» и «Художественные сокровища России»: А. Н. Бенуа , И. Я. Билибин , М. В. Добужинский , Н. К. Рерих , К. А. Сомов , А. П. Остроумова-Лебедева ; сотрудничал И. Е. Репин и др. Издательство выпустило около 6 тыс. художественных открыток (на 1915).

С 1911 года издавались книги, отличавшиеся высоким качеством художественного и полиграфического исполнения, в которых значительное место занимали эстампы и репродукции: путеводители (по Эрмитажу А. Н. Бенуа; Павловску, Петербургу В. Я. Курбатова; Костроме Г. К. Лукомского), а также великолепно иллюстрированные издания: «Басни Крылова» с иллюстрациями Г. И. Нарбута и «Моцарт и Сальери» с рисунками М.А. Врубеля . Были выпущены монографии о Рерихе и Сомове (обложки С. В. Чехонина). Община издавала табель-календари по рисункам Сомова (1905-1908) и Билибина (1911).

После революции 1917 года издательство Общины Св.Евгении было зарегистрировано как «Комиссия художественных изданий Общины Св.Евгении». В 1920 году специальным указом все организации сестер милосердия Красного Креста были ликвидированы. Издательство Общины перешло в ведение Государственной Академии Материальной Культуры под наименованием

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...