Русские странники в художественной литературе. «Homo peregrinus»: к вопросу о типологии образов путешественника в русской литературе Мотив путешествия в русской литературе


Русские странники в художественной литературе

(на материале повести «Очарованный странник» Н.С.Лескова и очерка «За волшебным колобком» М.М.Пришвина)

Мотив странничества, пути-дороги, по которой бредут русские странники и скитальцы, является смыслосозидающим во многих произведениях Н.С. Лескова и М.М. Пришвина. Феномен странничества связан с особенностями православной веры и вечным религиозным беспокойством русской души, которая немыслима без укорененного, вжившегося в ней двоеверия. «Странник – вечный образ русской жизни», - очень точно отмечает Ю.Степанов в словаре русской культуры. Видимой причиной русской любви к новому пространству, к «перемене мест», является стремление к лучшему миру. Но это еще не все. Главное здесь выяснить, что побуждает русского человека каждый раз отправляться в новые места, что он пытается найти в стране «без имени, без территории». Очевидно, что у странников, как правило, нет точной траектории пути. П.А. Флоренский писал: «в пространстве – у направления смысла нет. Оно совершенно безразлично» . Русские странники, скитальцы, паломники ищут правды, ищут Царство Божье на земле, они всегда устремлены к бесконечному, к тому миру «торжествующих созвучий» и божественной гармонии, которой лишена земная жизнь.

Н.А. Бердяев называл русских людей «странниками, ищущими Божьей правды» . По его словам земной путь русского народа – это именно путь странничества.

Лесков и Пришвин принадлежат разному времени. При всех различиях в изображении мира и человека писателей объединяла непоколебимая вера в силу своего народа, для которого характерна особая мистика земли. «Очень сильна в русском народе религия земли, это заложено в очень глубоком слое русской души. Земля – последняя заступница. Основная категория – материнство» . Обращение к вечному образу странника – очень важная особенность их мировосприятия. Их роднит стремление выразить сущностные основы русского мира, специфику души русского человека. И Лесков и Пришвин считали русский народ особенным народом. Лесков писал: «Я за всех русских стою! Все… имеем от своей богатой натуры на все сообразную способность. Мы, русские, где что уместно, так себя там и покажем: умирать – так умирать, а красть – так красть…» . Кровно связан с Россией Пришвин, всем своим творчеством утверждавший, что он «неотделим от России» с ее народом-правдоискателем. Он, как и многие другие представители русской интеллигенции, считал, что Россия неоднородна. Интересна в этом отношении мысль В.В. Розанова о существовании двух Россий: «одна – Россия видимостей, громада внешних форм с правильными очертаниями, ласкающими глаз… и есть другая – «Святая Русь», «матушка-Русь», которой законов никто не знает, с неясными формами, неопределенными течениями….: Россия существенностей, живой крови, непочатой веры, где каждый факт держится не искусственным сцеплением с другим, но силой собственного бытия, в него вложенного» . Странники-правдоискатели принадлежат этой второй, потаенной России, которая соединяет в себе «нищету тела и святость духа».

Иван Северьянович Флягин из «Очарованного странника» Лескова – простой мужик, из крепостных, но «очень интересный человек», с еще более интересной судьбой. Почему же он странник? Только ли потому, что по воле рока ему полжизни приходилось скитаться по родной земле? В первую очередь потому, что душа его проходит путь соблазнов, без которого невозможна русская жизнь. Лесков никогда не идеализировал своих героев, его интересует все, что «оригинально», что «изнутра вышло». Его образы амбивалентны: праведность оборачивается стремлением к греху. Праведное начало в русском человеке связано прежде всего с его абсолютной верой в Бога. Он ни на минуту не сомневается в Божественном промысле и справедливости Божьего суда, и поэтому даже в самом греховном состоянии русский человек не теряет способности раскаяться, ужаснуться глубине своего нравственного падения. Иван Флягин – не исключение. Характерно, что он не просто странник, а странник-скиталец, так как проходит свой путь не по своей воле, а по воле судьбы, ему предначертанной. «Если странничество – добровольный выбор, то скитальчество – злая судьба» .

По русским дорогам в художественном мире М.Пришвина идут духовные странники. Прежде чем попасть в монастырь, им необходимо духовно подготовиться к этому. Для Пришвина герой-странник – это любимый герой и во многом автобиографический. «Странник – самый свободный человек на земле. Он ходит по земле, но стихия его воздушная… странник - свободен от «мира» и вся тяжесть земли свелась для него к небольшой котомке на плечах» . Пришвинский герой пути, пытается раскрыть в себе возможности, заложенные в нем природой. В очерке «За волшебным колобком» это коллективный герой – группа персонажей, связанных с идеей народного мира, народной души. Его странники из нетронутых цивилизацией уголков нашего Севера поражают писателя «остатками чистой, не испорченной рабством народной души». Каждый из них знает, где Бог: «в ребрах … это значит Бог в себе самом» .

Очень похожи Михайло, юровщик из очерка «За волшебным колобком», и лесковский Иван. Михайло говорит о себе: «была силушка, хвалиться не стану, а в людях свою работу не оставлял» . Всем было известно, что юровщик выбирался «из самых храбрых, справедливых и умных», обладавших огромной духовной и физической силой. Лесков находит для своего героя особые краски: «это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета, он был в полном смысле слова богатырь» . Героев объединяет абсолютная вера в Бога. Для Флягина нет ничего страшнее умереть неотпетым, без причастия: « - В воду тебя тогда бросим на рыбное пропитание.

Без попа?

Без попа.

Я стал плакать и жалиться, а рыбак смеется.

Я над тобою шутил: помирай смело, мы тебя в родную

землю зароем.

Хороша шутка. Если вы этак станете надо мною часто шутить,

так я и до другой весны не доживу» .

Михайло же у Пришвина, оказавшись посреди океана в лютую непогоду, дает такой наказ своим товарищам: «нехорошо, братья, так помирать. Бога обижаете. Наденьте чистые рубашки, помолитесь, проститесь» . Во многом похожая ситуация: смерть без молитвы немыслима.

На первый взгляд, Флягин большой грешник: он убивает человека, не любит своих жен и детей, толкает в воду женщину с ребенком под сердцем, ворует, пьянствует, тратит чужие деньги. Но это непреднамеренные грехи: монаха убил «не нарочно», жен не любил, потому что не был венчан с ними, а детей, потому что некрещеные, цыганку в воду толкнул, потому что клятву дал, так ведь он после этого душу ее из ада спасти пытался; а что пьянствовал, так ведь и сам таким «выходам» не рад был, в результате чего поддался чарам магнетизера. Есть грехи и у Михайло. Пришвинские герои, конечно же, небезгрешны. « Россия грешна, но в грехе своем она остается святой страной – страной святых, живущей идеалами святости… русский народ хочет не столько святости, сколько преклонения и благоговения перед святостью…» .

Герои Лескова и Пришвина исповедуют то, что называется «двоеверием». Христианское мировосприятие сопрягается у них с остатками язычества. Все герои Пришвина верят в нечистую силу, не сомневаются в существовании леших, домовых, верят в водяного не меньше, чем в Бога, объясняя это тем, что если есть царь небесный, значит есть и подводный. Местные жители знакомы с колдунами, способными и скот вылечить, и дождь вызвать, и рыбу перевести из одного озера в другое. «Топография русского православного космоса такова: на одном полюсе – светлый космос, уводящий от социальной греховности и стесненности в высшую духовную сосредоточенность, в горние дали; на другом – языческий космос стихийной природной воли» .

У лесковского Голована в силу того, что ему приходилось большей частью быть при господах, языческий элемент в какой-то мере ослаблен. Но и ему чудится зверь лесной после того, как он Грушеньку в воду столкнул: «ужасно какой большой и длинный, бесстыжий, обнагощенный, а тело все черное и голова малая, как луковочка, а сам весь обростенький, в волосах…» Да и сама Грушенька в день их первой встречи показалась ему колдуньей, а поцелуй ее – змеиным ядом. Их встреча в лесу произошла весьма необычным способом: «все звала…раз под ветер, а раз супротив ветра – вот и встретились» .

Иван Флягин и Михайло странствуют «по обещанию». Иван был родителями обещан Богу за то, что появился на свет. А Михайло сам дал обет возить странников на Святые острова, выражая тем самым благодарность Богу за свое мистическое спасение. Никто из них не может объяснить, как Бог проявляется в человеке, где находится Царство Божье, но сердцем каждый понимает, что оно есть, и что оно руководит земным миром. Срабатывает так называемый апофатический принцип. «Апофатический принцип означает одновременно и недоступность Христа нашему уму, и полную открытость Его нашему сердцу. Ум социоцентричен, он привязывает человека к социальному порядку, к законничеству; сердце христианина космоцентрично, оно верит, что Благодать Христа социально не предопределена и не предсказуема» .

Н.А.Бердяев называет Русь «бродячей». Нельзя не согласиться с ним в том, что «тип странника», столь характерный для России, «прекрасен»: «Странник ходит по необъятной русской земле, никогда не оседает и ни к чему не прикрепляется. Странник ищет правды, ищет Царства Божьего, он устремлен вдаль. Странник не имеет на земле своего пребывающего града, он устремлен к граду Грядущему» .

Библиографический список

    Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России. М., 1997. 541с

    Борисова Н.В. Жизнь мифа в творчестве М.М.Пришвина. Елец. 2001. 282с.

    Лесков Н. Очарованный странник. М., 2005. 400с.

    Панарин А. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2007. 544с.

    Пришвин М.М. Собрание сочинений. Т 1. М., 1982. 830с.

    Степанов Ю. Константы: словарь русской культуры. М., 2001. 989с.

    Флоренский П. Собрание сочинений. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М., 2000. 447с.

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа а. Гюрюльдеук»

Конкурс

учебно – исследовательских работ

«Юный исследователь»

« Образ дороги в русской литературе XIX века »

Выполнила: ученица 10 класса

Алиева Алина

Руководитель: учитель русского языка и

литературы Айбазова А.М.

2013 - 2014 учебный год.

Краткая аннотация.

Учебно-исследовательская работа «Образ дороги в литературе XIX века направлена на углублённое изучение произведений писателей XIX века. Образ дороги играет важную роль в создании образа России, который складывается как мозаика из разных элементов: описания городов и деревень, повседневной жизни народа.

Цель работы:

Задачи :

Подробно познакомиться с произведениями писателей XIX века;

Выявить многообразие значений понятия «дорога» в творчестве писателей;

Познакомиться с научно-критической и методической литературой по теме исследования;

Охарактеризовать роль дороги в раскрытии идеи поэмы Н.В. Гоголя и лирике А.С. Пушкина;

Представить художественные методы изображения дороги в произведениях А.С. Грибоедова и М.Ю.Лермонтова.

Скорректировать и провести сопоставительный анализ собранного материала.

Методы и приёмы:

Результаты исследований:

данная исследовательская работа может представлять интерес, прежде всего, для старшеклассников, а также быть полезной и тем читателям, которые занимаются изучением творчества классиков русской литературы XIX века, в частности, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя,А.С.Грибоедова, М.Ю.Лермонтова

Практическая значимость :

XIX века.

Оглавление

I .Вводная часть. …………………………………………………………………С. 4

1. Причина выбора темы…………………………………………………………. С.4

2. Актуальность темы…………………………………………………………….. С.4

3. Роль дороги в создании образа России………………………………………...С.4

II .Основная часть……………………………………………………………… С.5

1. Дорога как творческий стимул Н. В. Гоголя……………………………….. С.5-7

2. Самообразование Чацкого через странствия в комедии

А.С.Грибоедова «Горе от ума»…………………………………………………... С.7

3. Плачевное состояние российских дорог в произведениях А.С.Пушкина «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Метель»…………………………………………. С.7-8

4. Дорога как смесь впечатлений в романе М.Ю.Лермонтова « Герои нашего времени»…………………………………………………………………………….С.9

III . Заключительная часть…………………………………………………. С.10-11

1. Подведение итогов. ……………………………………………………………..С.11

Цель работы:

раскрыть образ дороги, выявить различные оттенки мотива дороги в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А.С.Грибоедова, М.Ю.Лермонтова, представить их роль в раскрытии тем и идейной направленности произведений, сравнить художественные средства изображения дороги в творчестве указанных классиков.

Задачи :

1. Подробно познакомиться с произведениями писателей XIX века;

2. Выявить многообразие значений понятия «дорога» в творчестве писателей;

3. Познакомиться с научно-критической и методической литературой по теме исследования;

4. Охарактеризовать роль дороги в раскрытии идеи поэмы Н.В. Гоголя и лирике А.С. Пушкина;

5. Представить художественные методы изображения дороги в произведениях А.С. Грибоедова и М.Ю.Лермонтова.

6. Скорректировать и провести сопоставительный анализ собранного материала.

Актуальность:

Методы и приёмы:

Проблемно- поисковый метод, метод синтеза и анализа, исследовательский, метод систематизации и обобщения.

Результаты исследований:

данная исследовательская работа может представлять интерес. Прежде всего, для старшеклассников, а также быть полезной и тем читателям, которые занимаются изучением творчества классиков русской литературы XIX века, в частности, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.С.Грибоедова, М.Ю.Лермонтова.

Практическая значимость :

такая работа формирует интерес к познавательной и творческой активности. Самостоятельная деятельность способствует всестороннему знакомству с исследуемой темой, расширению знаний по данному вопросу. Навыки работы с литературой развивают критическое мышление, умение анализировать явления на научной основе.Данная исследовательская работа может представлять интерес, прежде всего, для старшеклассников, а также быть полезной и тем читателям, которые занимаются изучением творчества классиков русской литературы XIX века.

1.Вводная часть.

В жизни каждого человека бывают такие мгновения, когда хочется выйти на простор и отправиться «в прекрасное далёко», когда поманит вдруг тебя дорога в неизвестные дали. Каждый день я хожу по дорогам моего родного аула Гюрюльдеук. Порой, глядя на простенькие улочки, я думаю, какие же дороги были в этих краях в XIX веке. Есть ли сходство между дорогами, которые описывали в своих произведениях А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов,М.Ю. Лермонтов, Н В.Гоголь. И когда мне предложили написать исследовательскую работу, я с удовольствием откликнулась и выбрала эту тему по нескольким причинам:

Во-первых, необходимость изучения по программе.
Во-вторых, необходимость осмысления собственного жизненного пути.
В-третьих, определение траектории собственного пути через осмысление взлётов и падений других людей.

На старом поле каждый год

Родится новая пшеница;

Из старых книг, как срок придёт,

Познанье новое родится.

Эти слова замечательного английского поэта Джэфри Чосера как нельзя лучше подходят в качестве эпиграфа к моей работе «Образ дороги в русской литературе XIX века».
Знания можно получить в готовом виде, почерпнуть из учебника, а можно добыть собственным трудом в результате исследования. Думаю, что самый интересный путь – исследование.

1.Тема важна, потому что человек жив только тогда, когда он движется вперёд.
2. Интересно посмотреть, какой путь человека и страны был предпочтителен для писателей XIX века.

В своей работе я постаралась отобразить проблемы:

Изображения в произведениях русской литературы XIX века пути отдельно взятого человека.

Куда и как движется герой?

Что даёт человеку это движение?

Что писатели говорят о пути России?

Образ дороги является в литературе одним из старейших не только в русской литературе, но и в мировой. Уводящая вдаль лента дороги и застывшая архитектура здания - это образы поиска и покоя, будущего и прошлого, между которыми зажат короткий миг настоящего.

Образ дороги играет важную роль в создании образа России, который складывается как мозаика из разных элементов: описания городов и деревень, повседневной жизни народа.Функции образа дороги в произведениях авторов XIX в. весьма обширны. Но в первую очередь это описание общества, народа и государства в целом.

Действительно, как можно еще более подробно и разносторонне обрисовать бытовыекартины жизни, кроме как путешествуя вместе с героем и наблюдая его глазами за всем происходящим?

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.
М. Ю. Лермонтов

Дорога - бесконечный отрезок, который, однако, имеет какую-то абстрактную точку начала. Да и конец у дороги все-таки есть. Но вот между этими двумя точками находится проселочная дорога, непроходимые леса, целая жизнь.

Естественно, что в процессе исторического развития общества образ дороги в литературе и сознании людей претерпевал те или иные изменения. Однако он не утратил, да и не мог утратить своей значимости. Во-первых, люди, как раньше, путешествовали, переезжали с одного места на другое, в пути с ними происходили какие-либо события, которые могли стать материалом для писателя. Во-вторых, дорогу можно понимать не только в узком смысле как отрезок пути, связывающий две точки, но и как человеческую жизнь. Конечно, если подходить с этой точки зрения, можно утверждать, что образ дороги как жизненного пути человека присутствует в любом литературном произведении. Однако остановимся на более узком подходе к пониманию образа дороги и рассмотрим на нескольких примерах, как осмысляли этот образ писатели XIX века.

2. Основная часть.

Для подробного изучения я взяла учебники-хрестоматии по русской литературе 10 и 11 классов и перечитала произведения Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, А.С.Грибоедова, М.Ю.Лермонтова.

Отдельного внимания заслуживает поэма Н.В. Гоголя "Мертвые души", поскольку это описание путешествий, похождений Чичикова. Гоголь ставил перед собой задачу показать всю Русь, и для выполнения этой сложной задачи он вводит образ дороги, который не только формирует в сознании читателя образ России, но и интересен сам по себе. Образ дороги – один из главных в данном произведении, это тоже яркая мозаика, составленная из множества кусочков.

Поэма «Мёртвые души» начинается с описания дорожной брички; основное действие главного героя – путешествие. В седьмой главе поэмы автор снова обращается к образу дороги, и здесь этот образ открывает лирическое отступление поэмы: «счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с её холодами, слякотью, грязью,бряканьем колокольчиков, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецамивидит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками…». Далее Гоголь сравнивает два пути, избранных писателями. Один выбирает путь проторенный, на котором его ждёт слава, почести. Рукоплескания. «Великим всемирным поэтом именуют его, парящим высоко над всеми гениями мира…». Но «нет пощады у судьбы» для тех писателей, которые выбрали совсем иной путь: они дерзнули вызвать наружу всё, «что ежеминутно пред очами и что не зрят равнодушные очи, - всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная

дорога…». В этом лирическом отступлении тема дороги вырастает до глубокогофилософского обобщения: выбора поприща, пути, призвания. Дорога – это композиционный стержень произведения. По кусочкам Гоголь составляет образ дороги, шлифует его, доводя до совершенства. Эти составляющие – и деревни, и мужики, встречающиеся на пути, и кабак, где Чичиков знакомится с Ноздревым, и встречный экипаж, который вихрем вносит в повествование нежный образ губернаторской дочки, так поразившей Чичикова. Возможно, если взят эти эпизоды по отдельности, они не будут играть столь большой роли, но соединенные в один образ они приобретают несомненную художественную ценность.Дорога дает возможность по-новому построить свою дальнейшую жизнь или исправить что-то здесь и сейчас. Чичиков в дороге встречает случайных людей, которые формируют, сами того не желая, его дальнейший путь. Снова и снова Чичиков в дороге. Образ дороги раскрывает и характер Чичикова. С самого начала в центре внимания оказывается его бричка, в какой обыкновенно ездят холостяки, господа средней руки. Это ироничное "господа средней руки" сразу прирастает к герою. Впоследствии, познакомившись с ним поближе, мы поймем, что Гоголь скрыл за этим метким определением и услужливость, и вежливость Чичикова, и его тонкие манеры, и умение правильно общаться с нужными людьми. Вдобавок, большую часть произведение занимает описание поездок Чичикова, его "дорожные" размышления. Наше внимание привлекает лирические отступления автора в "Мертвых душах", где образ дороги занимает центральную позицию. Здесь Гоголь впервые заговорил об историческом пути России, ее горькой доле и вывел ставший знаменитым образ "птицы-тройки", в котором выразилась его надежда на возрождение России. «И опять по обеим сторонам столбового пути пошли вновь писать версты, станционные смотрители, колодцы, обозы, серые деревни с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином...» Целая жизнь проходит перед глазами путешественника. Он из своего «дорожного» мира смотрит на мир реальный. Он наблюдатель, который при этом остается незамеченным. То есть совершенно не вмешивается в жизнь тех, кто «мелькает» мимо него.

И подобная бегущая галерея жизненных позиций и взглядов на происходящее заставляет задумываться о своей личной жизни. В таком раскладе путешественник сравнивает свои ситуации с теми, которым стал невольный свидетель. Или же дорожная лента заставляет окрылять воспоминания прошлого. «Русь! Русь! Вижу тебя. Из моего чудного, прекрасного далёка тебя вижу...» Именно дорога оказывается той единственной ниточкой, что соединяет прошлое и настоящее уже не для главного героя , а для самого автора. И как бы далеко ни был человек от родины, она всегда рядом с ним, пока в руках один конец «волшебной» связующей нити. Русь, о которой вспоминает автор, вся «исполосована» дорогами. И все они открыты и доступны любому путешественнику.

Возможно, что дорога может оказаться заветным ключиком от загадочной русскойдуши. Ведь посетив самые отдаленные места, можно сказать словами Гоголя: «Открыто-пустынно и ровно все в тебе...» В этой фразе говорится о Руси, но разве она несправедлива по отношению к дороге. Русские просторы открыты для каждого, только вот поймет ли каждый их магическую прелесть.

Дорогу Гоголь наделяет еще и музыкальной составляющей. «Почему слышится и рождается немолчно в умах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей. От

моря и до моря, песня!» И действительно, стоит прислушаться к загадочному голосу дорожной ленты. О чем она поет? Кого-то утешает, а кто-то ищет понимания и утешения. А кого-то убаюкивает, кто-то поддается ее очарованию.Ноты подобная песня берет из вашей души и создает свое неповторимое, музыкальное произведение. Оно звучит только для каждого в отдельности и для каждого оно свое, личное, индивидуальное. А какие нотки звучат, грустные и печальные или веселые и жизнерадостные, зависит от самого «композитора». В авторской песне «Мертвых душ» свои оттенки. «Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу и вьются около моего сердца?»Автор вопрошает, какая связь может быть между ним и Русью. И мы можем ответить: это дорога. Она не дает возможность окончательно порвать узы с милым сердцу уголком. Эта ниточка очень тонкая, но она существует. А опорой и защитой сердцу будет сердечная любовь и привязанность к Руси.

И после беспредельных мыслей о Руси, рожденных в Дороге, автор начинает размышлять о самом понятии дороги. «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога...» В этом определении собраны все наши наблюдения над этим объектом. Только Гоголь смог подобрать простые, но очень емкие и информативные эпитеты.

Дорога не только проходит в ярких образах мимо путешественника. Она еще и возникает на небе: «...на побелевшем холодном небосклоне золотая бледная полоса...» Но та дорога доступна только взглядам, думам, мечтам. Там другой мир, живущий по своим законам. И небесный путь навсегда останется недосягаемой надеждой. Но именно та далекая дорога приносит великолепное утро. И автор все восхищается: «Боже! как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога!»

Писатель подводит своеобразный итог феномену дороги в своей жизни, что вполне можно соотнести и с нашими выводами. «Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня выносила и спасала!» Можно сказать, что только дороге дано какое-то негласное право лечить души и вдохновлять идти снова вперед, к новым свершениям. Дорога не дает отчаяться, а заставляет задуматься и не решать все сгоряча. Поэтической душе, дорога дает «чудные замыслы», навевает «поэтические грезы», предоставляет возможность «перечувствовать» множество «дивных впечатлений».Дорога в «Мертвых душах», можно сказать, служит первоисточником самого произведения. Она словно манит, притягивает, и никак нельзя преодолеть это желание путешествовать. Но и странствия имеют определенную цель.

У А. С. Грибоедова дорога играет роль самообразования. Чацкому совершенный путь помогает более четко увидеть все негативные и бесперспективные стороны старого общества, которое совершенно не хочет меняться в ногу со временем. Фамусовы остались в начале пути, они не могутда и не хотят двигаться вперед. Ум, подаренный Чацкому в дар за его странствия, приносит ему только горе. И он снова отправляется в путь, чтобы отыскать, «где оскорбленному есть чувству уголок». Дорога снова заманила его в свои сети. Она, и только она знает, как найти правильный выход или решение. И это видно не только на страницах известных книг различных авторов, но и в современной жизни. Длинная дорога дает возможность остановиться и задуматься над тем, что ты делаешь, к чему стремишься. Дорога словно замедляет ход времени. И при этом это непонятное

бескрайнее пространство вырывает тебя из привычной среды. Человек попадает совершенно в новые условия, которые, однако, совершенно не требуют от него реакции на окружающую обстановку.

Таким образом, именно дорога создает вокруг путешественника новый вакуум. И, как в случае с Чацким, невольно заставляет задуматься о своем прошлом, настоящем и будущем. Она даёт возможность по-новому построить свою дальнейшую жизнь или исправить что-то здесь и сейчас. И в таком контексте образ дороги будет играть уже ключевую, доминирующую роль.

Не менее ярок и важен мотив дороги у другого русского писателя – А.С. Пушкина. В повести "Капитанская дочка" в описании поездки Петруши Гринева в Оренбург и в крепость мы видим ту же самую Россию, но в другое историческое время и глазами другого автора. Теперь наше внимание привлекает странный вожатый, как представитель народа, с которым и Гринев, и читатели лишь начинают знакомиться. Нельзя не сказать о метели как символе народного движения. Если дорога символизирует ход развития русской истории, то этот снежный буран – это брожение в умах народа, его недовольство, из которого (это тоже очень символично) появляется этот вожатый. Кульминационный момент этой первой встречи – разговор "мужика" с хозяином двора, казаком. Постоялый двор – это тоже как бы часть дороги, на нем останавливаются все проезжающие. И таинственная, полная непонятного смысла беседа двух казаков подразумевает загадочность, хитрость и даже опасность русской души. Этот вечер остается в памяти и Петруши, и читателей, с него Пушкин начинает рассказ о народе.В "Евгений Онегин" образ дороги выражен не так ярко, но это не умаляет его значимости. Пушкин с иронией рассказывает о состоянии дорог в России, описывая путешествие Лариных в Москву: "…мосты забытые гниют, на станциях клопы да блохи заснуть минуты не дают…". Однако вместе с тем Пушкин описывает Россию, путешествуя вместе с Онегиным, с другой стороны. Он восхищается ее многообразием, грустит о милых сердцу пейзажах.Так же, как и Гоголь, Пушкин упоминает о плачевном состоянии российских дорог.Одновременно дорога у Пушкина и Гоголя служит индикатором характера и социального положения героя. Онегин – богатый молодой человек, "летящий в пыли на почтовых"; он не утруждает себя глубокими размышлениями, к моменту встречи с читателями это уже бесчувственное существо, живущее балами, театрами и праздниками, но не находящее в них цели и смысла жизни. Дорога навевает на Онегина скуку, разговаривая с Ленским, он едва сдерживает зевоту, вызванную пейзажем.В отличие от Онегина, Петр Гринев интересуется дорожными видами "чрезвычайно". Это очень важный момент. Из его можно сделать вывод, что душа этого, пусть наивного, молодого человека жива и неиспорченна. Он искренне любит родину, тянется к свету, жалеет каждого, и мы понимаем, что из него вырастет хороший человек и настоящий патриот.

Несомненно то, что образ дороги помогает автору выразить свою позицию. Мы видим разную Россию. В "Капитанской дочке" это голая степь, печальная и унылая, покорная своей судьбе; в "Евгений Онегин" Пушкин наоборот показал ее поражающее разнообразие, выразил идею о должном единстве всего государства.

Повесть «Метель» А. С. Пушкина конечно же хорошо известна всем. Сочиняя эту повесть, Пушкин хотел посмеяться над модными в то время сюжетами любовных

романов. Но это вовсе не означает, что произведение лишено глубокого смысла. Поразительный по своей выразительности и силе образ дороги - дороги, как судьбы, ведущей человека, показывает нам Пушкин! В самом деле метель застала в пути обоих молодых людей Владимира и Бурмина. Казалось бы, дорога к церкви, где ждет его Маша - это дорога Владимира, ведь они любят друг друга и твердо намерены обвенчаться вопреки воле родителей девушки. «Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел». Как будто ничего необычного: в сильную метель, конечно, трудно что-то разглядеть. Стоит ли удивляться, что молодой человек сбился с дороги? Однако вот что говорит о своем путешествии в ту же метель Бурмин: «Буря не утихала; я увидел огонек и велел ехать туда». Стоит обратить внимание на это различие в описании дороги Владимира и Бурмина: одному словно кто-то мешает, другому, наоборот, указывает путь. В пользу этого говорит и другое - несмотря на метель, Бурмин чувствовал, что должен ехать. То, Что Ведет - так называли это необъяснимое ощущение древние мудрецы Северной Европы. «... Поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, нонепонятное беспокойство овладело мной; казалось, кто-то меня так и толкал». Итак, мы видим, что в «Метели» Пушкина образ дороги не утратил того мистического ореола, которым он был овеян в мифах и легендах древности. В повести Пушкина дорога как бы ведет одного из героев, в то же время прячась от другого; она, словно нить судьбы, которую прядут богини для каждого человека, во что в древности верили многие народы.
Подобный же образ дороги мы находим и в другом произведении Пушкина - романе «Капитанская дочка». В дороге Петр Гринев встречается с офицером Иваном Зуриным и с беглым казаком Емельяном Пугачевым. Эти люди позднее снова повстречаются на жизненном пути молодого человека и сыграют в его судьбе важную роль. В особенности это относится к Пугачеву, который, помня доброе отношение молодого барина, сохранит ему жизнь при взятии Белогорской крепости, а затем и поможет ему вызволить его любимую. Интересно отметить, что встреча Петра Гринева с будущим руководителем народного восстания произошла во время сильной метели, однако неизвестный бродяга, в котором лишь впоследствии молодой человек и его верный слуга узнают грозного Пугачева, легко находит дорогу. «Где ты видишь дорогу?», - с сомнением спрашивает у него ямщик, везущий молодого офицера. Все кругом занесено снегом, и увидеть дорогу, действительно, едва ли возможно. Но бродяга находит ее совершенно иначе. Он предлагает немного переждать, пока прояснится: «... тогда найдем дорогу по звездам». Почуяв дымок, он делает вывод, что неподалеку должно быть человеческое жилье и оказывается прав. Дорогу необязательно видеть как убегающую к горизонту полоску земли, ее можно найти благодаря знакам, на которые большинство людей не обращают должного внимания. Итак, мы снова обнаруживаем отголосок древнейших представлений о дороге, как о судьбе человека. Те, с кем герой повстречался случайно, окажут большое влияние на все его будущее.

Мотивы дороги в лирике А.С.Пушкина можно рассматривать, учитывая эволюцию творческого метода автора. В ранних произведениях поэта образ дороги испытывает на себе влияние классицистической поэтики.

Плывёт – и бледными лучами

Предметы осветила вдруг.

Аллеи древних лип открылись пред очами,

Проглянули и холм, и луг.

Романтическая дорога связана с мотивами изгнания, бегства. Возникает образ одинокого путника, мотив тщетного побега:

Не удалось навек оставить

Мне скучный неподвижный брег.

Тебе восторгами поздравить

И по хребтам твоим направить

Мой поэтический побег.

Более позднее творчество-господство реализма, дорога здесь выступает частью топографического пейзажа:

От большой дороги справа,

Между полем и селом,

Вам представится дубрава,

Слева сад и барский дом.

Чаще всего возникает образ зимней дороги. Традиционно сопутствующие ей образы - луна, ямщик, тройка: «По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит…». Зимняя ночная дорога сопровождается мотивами грусти, тоски, тайны, блужданий. Она может сопровождаться предчувствиями, ожиданием.

А теперь немного о философском осмыслении дороги. В основе философского осмысления дороги в лирике А.С.Пушкина – метафора: дорога, путь-жизненный путь. «Телега жизни» строится на метафорическом ряду: дорога – судьба, телега – жизнь, ямщик – время:

Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время,

Везёт, не слезет с облучка.

Дорога – судьба у каждого человека своя. Мотив дороги соотносится у Пушкина, как впоследствии и у Гоголя, с темой Родины:

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое.

То сердечная тоска…

Ни огня, ни чёрной хаты…

Глушь и снег…

Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне.

Но обратимся к рассмотрению образа дороги в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Глава «Бэла» начинается словами автора: «Я ехал на перекладных из Тифлиса». Во время путешествия по горным тропам автор знакомится с Максимом Максимычем, который рассказывает ему историю о своем приятеле Печорине и черкесской княжне Бэле. Также автор делает множество путевых наблюдений за поведением ямщиков и тех осетин, в сакле которых ему и Максиму Максимычу пришлось остановиться из-за метели, любуется дикой красотой кавказских гор, размышляет об увиденном и услышанном и приходит к определенным выводам. В романе Лермонтова дорога предстает именно как лоскутный узор из разнообразных событий и впечатлений, которые могут относиться к разным периодам времени (в частности, события, о которых рассказывает Максим Максимыч, происходили несколько лет назад). Неопрятность осетинской сакли и затруднения, которые испытывают путешественники, поднимаясь по горному склону, читателю не слишком бросаются в глаза на фоне сурового романтического пейзажа и повествования о любви Бэлы и Печорина. Таким образом, в романе Лермонтова дорога выступает как смесь впечатлений, как место, где он нашел материал для своего произведения. Дорога, словно пестрый ковер, на котором мелькают судьбы людей и невозмутимые вершины гор: во время путешествия находят друг друга автор и сюжет его произведения, как находили поле для подвигов и славу герои древних легенд.

3.Заключительная часть.

Всё находится в движении, в непрерывном развитии, развивается и мотив дороги. В XX веке он был подхвачен такими поэтами, как А.Твардовский, А.Блок, А.Прокофьев, С.Есенин, А.Ахматова. Каждый из них видел в нём всё новые и новые неповторимые оттенки звучания. Продолжается формирование образа дороги и в современной литературе. Геннадий Артамонов, курганский поэт, продолжает развивать классическое представление образа дороги как жизненного пути:

Сегодня в нашем классе тишина,

Присядем перед дальнею дорогой,

Отсюда начинается она,

Уходит в жизнь от школьного порога.

Итак, в произведениях писателей XIX века образ дороги очень важен. Он раскрывает

образ родины, ее народа, наводит на размышления об исторической судьбе России, помогает выполнить авторский замысел: показать родную землю без прикрас, во всем ее величии и безобразии. Дорога – это пространство. И на ней можно встретить кого угодно: путника, нечистую силу, кудесника, деву Марию.

При философском осмыслении дорога – жизненный путь. Судьба человека, Родины. Охарактеризовав образ дороги в лирике А.С. Пушкина и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», мы прекрасно осознаем, что данная тема требует еще более детального анализа и в дальнейшей своей учебной деятельности я думаю продолжить работу над ней.

Человек, никогда не бывавший в пути, не сможет оценить красоту заманчивой дорожной ленты. Она становится связующим звеном не только между городами, но и поколениями. И в каком бы веке мы ни жили, в XIX или XXI, всех нас объединяет один магический символ-образ - дорога.

Использованный материал:

1. А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Изд. «.Дрофа»,2001г.

2. А.С.Пушкин «Метель». М. Детская литература,1972г.

3. А.С.Пушкин «Евгений Онегин». М. Детская литература,1972г.

4. Гуревич А.М. Романтизм Пушкина. М., 1993г.

5. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».Изд. «Дрофа», 2001г

6. Н.В.Гоголь «Мёртвые души». М.,1985г.

7. А.С.Грибоедов «Горе от ума».М.Искусство,1981г.

8.А.С.Пушкин «Воспоминания в царском селе», 1814.т.3.

9. А.С.Пушкин «К морю», 1824. т.2.

10. А.С.Пушкин «Если ехать вам случится…», 1835, т.3.

11. А.С.Пушкин «Телега жизни», 1823,т.2.

12. А.С.Пушкин «Зимняя дорога», 1826, т.2.

13. Г.Артамонов «До свидания, школа!». Сб. стихов, М.,1987г.

14. http :// www Google.ru

15. http: www binc.com/ images/

16. http: yandex. ru

17 .Приложения.

Произведение написано в виде путевых записок путешествующего по городам и деревням российской петербургской глубинки человека, который и является рассказчиком, ведущим повествование в романе.

Писатель не описывает внешность путешественника и не дает развернутый портрет героя романа, но в нескольких местах имеются некоторые факты, достаточные для характеристики рассказчика, образующей его образ.

Путешественник представляется автором в качестве небогатого дворянина, служащего чиновником. Он является вдовцом, имеющим взрослого сына, который в скором времени готовится к работе на государственной службе. Вспоминая годы своей юности, путешественник считает, что был в то время бессердечным и беспечным, ведя образ жизни обычных молодых дворян, вступая в отношения с женщинами легкого поведения, жестоко обращаясь со своими слугами, позволяя себе порой физическую расправу над невиновными людьми.

В последующих главах произведения путешественник раскаивается в совершенных когда-то низменных поступках, показывая на своем примере необходимость открытого взгляда на непреложную истину и внутренний мир человека, от которого и происходят все беды.

Писатель характеризует путешественника как ироничного человека, которому присуще самоирония, добродушный юмор, отличающегося аналитическим умом. Отличительными чертами героя являются также его просветительский дух и сентиментальная чувствительность в выражении собственных эмоций, которую он проявляет в размышлениях о встречающихся на пути его путешествия людских проблемах, в виде сочувствия о человеческих бедах, затрагивающих душу рассказчика, порой пускающего скупую мужскую слезу.

Используя рассказ путешественника от первого лица, писатель передает свои мысли о духе вольности и необходимости изменения существующего общества путем свержения самодержавного государства, погрязшего в социально-политических проблемах крепостничества. Путешественник выражает радищевские идеи просвещения, заключающиеся в праве на самозащиту, в воспитании в человеке гражданских чувств.

Описывая путешествие своего героя романа, чувствовавшего собственную вину перед народом, который он встречает на своем пути, писатель считает необходимым показать читателю возможность движения человека в направлении к истине, начиная от людских заблуждений.

2 вариант

Главный герой книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» - путешественник. Он отправляется из Петербурга в Москву, а по дороге останавливается в разных населенных пунктах.

Герой выслушивает рассказы встреченных им людей, читает попавшие к нему документы или другие бумаги, иногда сам является участником событий. Путешественник одновременно является и рассказчиком. Это человек, близкий к Радищеву по восприятию. Об этом нам говорит посвящение, предваряющее книгу, которое написано от имени автора. В нем Радищев рассуждает о бедствиях человека, которые происходят от человека.

У героя нет имени, неизвестно, с какой целью он путешествует. Автор не рассказывает о его жизни. Но из каких-то отдельных отрывков читатель узнает, что он небогатый дворянин, служит чиновником. Путешественник – вдовец зрелых лет, у него есть дети. Его внутренний мир раскрывается в наблюдениях, мыслях. Путешественник – человек образованный и начитанный, он наблюдателен и общителен, обладает аналитическим умом. На протяжении всей дороги он размышляет над проблемами, которые ему встречаются, выражает сочувствие бедным людям.

В книге мы видим описание жизни различных слоев общества. Особое внимание уделено крестьянству, его страданиям. Показана нищета народа (глава «Пешки»), тяжелый крестьянский труд (глава «Любани»). Разговор с крестьянином потрясает путешественника. Рассказывается о помещике, отнявшем у крестьян их участки земли и заставившем все дни года работать на него (глава «Вышний Волочок»). Описывается продажа крестьян разорившимися помещиками (глава «Медное»). Об этом можно узнать из публикаций в газете. А в главе «Спасская Полесть» приведен сон путешественника, в котором метко изображена императрица Екатерина, ее двор и военачальник Потемкин. Окружающие престол сановники, придворные раболепствуют, военачальник утопает в роскоши, а солдаты находятся в бедственном положении.

Размышляя над увиденным, герой на многое открывает глаза. Этот человек открывает для себя правду и меняет свои прежние убеждения. Жизнь подсказывает ему необходимость социальных изменений.

Сочинение на тему Путешественник в рассказе Путешествие из Петербурга в Москву

Произведение Радищева является прекрасным примером того, как писатель может передать своему читателю ту или иную мысль, с помощью незамысловатых приёмов мира литературы. В произведении “Путешествие из Петербурга в Москву” он показал хоть и не много персонажей и образов, но и это “немного” он показал так, как не показал бы никто другой. Следует выделить образ главного персонажа произведения – Путешественника.

Путешественник – безымянный герой произведения, который всю свою жизнь прожил в неведении своего истинного предназначения, о чём и размышляет на протяжении всего произведения. Он думает о смысле жизни, заставляя читателя также проникнуться его мыслями и размышлениями, так как от его лица ведётся повествование.

Характером же Путешественник предстаёт перед читателем как человек весьма высокой моральной организации, давая ему понять, что для него материальные блага совсем не так важны, как, например, духовные. Этим он подкрепляет мнение о том, что он человек ценящий чувственность и нравственность, что позволяет ему жить дальше. Для него нет ничего важнее, чем собственное осознание того, что в мире он важен, и что для него есть место и предназначение, с которым он сможет шагать по миру.

Также в его характере и образе можно увидеть его неприкрытый альтруизм. Путешественник попросту не может проходить мимо нуждающихся людей, не уделяя им должного внимания. Он не может пройти мимо, и так и не помочь им, что делает его весьма счастливым. Он дает людям то, что им необходимо, что также говорит о нём как о весьма приятном человеке, который способен делать добро, и желает делать это самое добро людям, которые в нем нуждаются.

Из всего этого читатель может сделать вывод, что Путешественник человек весьма мудрый и опытный, который в своей жизни повидал множество интересных и захватывающих вещей, после чего и решил отойти к более возвышенному и чувственному, чем он занимался ранее. Путешественник весьма добрый человек, который всегда готов помочь нуждающемуся, но никогда не поможет человеку притворяющемуся. Именно в этом и проглядывается ещё одна черта характера Путешественника – свободомыслие. Он свободен от всех окружающих, что позволяет ему самому принимать решения и отталкиваться от них.

Я считаю, что через его образ автор пытался передать читателю мысль о том, что необходимо мыслить вне рамок установленных обществом, размышлять над происходящим независимо от мнения окружающих, и таким же образом принимать решения – независимо от мнения окружающих. Именно это ясно просматривается в образе персонажа Путешественника, что наталкивает читателей произведения на размышления.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по пословице Гнев твой враг твой для 7 класса

    Согласен с этой фразой, так как гнев заставляет нас делать то, о чем часто приходится после жалеть. Я слышал, что многие преступления совершаются в гневе

  • Сочинение по картине Рылова В голубом просторе 3 класс (описание)

    На картине Рылова «В голубом просторе» изображен морской пейзаж. Мы видим летнее голубое небо. По нему проплывают легкие, пушистые облака. Над бескрайним морским простором летит стая белоснежных лебедей.

  • Адресаты любовной лирики Пушкина 9 класс сочинение сообщение

    Ни один из поэтов в русской литературе не обошел в своем творчестве тему любви, которая раскрывает собственные переживания, вымышленные связи или наблюдения со стороны.

  • Почему все дети хотят стать взрослыми, а полные опыта и мудрости старшее поколение всегда вспоминает детство с радостью и ностальгией, а возможно с желанием вернуться в детские годы?

  • Анализ произведения Айтматова Плаха

    Произведение относится к одному из наиболее значимых в творчестве писателя и по жанровой направленности представляет собой роман в драматическом стилевом оформлении.

Через путешествия география видит, описывает себя. Путешествия это письмо в движении, порождающее образы стран, городов, местностей, проникающие в литературу, изменяя ее. Литература в свою очередь создает жанры и каноны, - рамки осознания образов путешествий.

Роль путешествий в русской литературе переоценить невозможно . Посредством литературных произведений (и текстов, ставших таковыми) Россия осознавала и осмысляла огромные, слабо освоенные пространства. Русская литература развивалась, трясясь в карете, в тарантасе, на телеге по пыльным проселкам и трактам. Отсюда важность для ее понимания путевых заметок, писем, очерков, дневников. Путешествия трансформировали классические формы романа, повести и рассказа: сюжеты часто «нанизываются» на целиком (частично) вымышленные путешествия. Блестящую коллекцию подобной русской классики образуют «Мертвые души» Гоголя с эпигонским «Тарантасом» В. Соллогуба, «Чевенгур» Платонова, «Лолита» Набокова, «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева. Путешествия рождали произведения, превосходящие по мощи путевые дневники и письма. «Письма русского путешественника» Карамзина еще принадлежат эпохе сентиментализма и многим обязаны Стерну (как и последующие подражания). Радищев с «Путешествием из Петербурга в Москву», Гончаров с «Фрегатом "Палладой"» и Чехов с «Островом Сахалин» превратили путешествие в особый жанр и способ самопознания литераторов. Маршрут Радищева стал сакральным.

Есть два по значению для русской литературы типа путешествий: 1) сюжетный тип, меняющий структуру литературных форм, 2) жанровый (установочный) тип, меняющий мировоззренческую структуру литературы. Чистоту типологии нарушают труды путешественников и географов (чаще всего в Центральную Азию, Сибирь и на Дальний Восток): Пржевальский, Грумм-Гржимайло, Потанин, Певцов, Козлов и др. Влияние их описаний скорее стилевое. Набоков в романе «Дар» не скрывал его, и роман живет чувством пути, присущим великим русским путешественникам.

Как проникали образы путешествий в толщу русской литературы, меняя ее образ? Предварительно отмечу, что это проникновение вело, как правило, к росту мощи литературных произведений. Выделяются три основные эпохи: до начала XIX в. (условно - допушкинская), с начала XIX в. до 1910-х годов, с 1910-х годов по настоящее время. В допушкинскую эпоху путешествие – это сухая опись путевых столбов, яств на столах и экзотики ближних и дальних стран . Афанасий Никитин – редкое исключение. Путешествие проходит с полузакрытыми глазами; само письмо еще не умеет хорошо двигаться.

Золотой век путешествий в русской литературе делится на две части. 1800-1830 годы характерны ростом путевых описаний, выполняемых журналистскими и литературными средствами. Это эпоха экспансии. Прежде косноязычная, русская литература обрела язык, голос, цвет. Одновременно с расширением территории империи появляются произведения литературы, осваивающие новые районы и страны. Задал тон Пушкин «Путешествием в Арзрум». Завоевание Кавказа породило жанр повестей и рассказов, особенно кавказские повести Бестужева-Марлинского. Заграничные походы русской армии 1813-1815 гг. оживили интерес дворянской элиты к политике и культуре стран Европы. Она становится предметом литературных описаний . Позднее пишутся романы Гоголя, Тургенева, Достоевского, Гончарова (попутно они описывали образы стран пребывания). Возник жанр описаний путешествий в Св. Землю (Палестина), не ставших событиями литературы .

Вторая часть золотой поры путешествий - 1840-1910-е годы. В 1840-х годах русская литература начинает осваивать все богатство путешествий. Основой стал жанр "физиологических" очерков нравов, быта городов и местностей России (здесь успел отметиться Лермонтов очерком «Кавказец»). Появились профессионалы очеркисты и писатели, отдавшие себя путешествиям, их "физиологии", запахам пространства и т.п. Одним из пионеров этого жанра был поэт, переводчик и публицист Александр Ротчев . Классика жанра - произведения В. Боткина («Письма из Испании»), С. Максимова, Влад. Немировича-Данченко, Е. Маркова. Наибольших успехов достиг к началу XX в. Василий Розанов, чьи очерки о Волге («Русский Нил»), о путешествиях в Италию, Германию, на Кавказ до сих пор читаются на одном дыхании . Не уступал ему его ученик по Елецкой гимназии М. Пришвин с очерками о русском Севере. Жанр дожил до XX в., утратив, правда, былые позиции. В советское время романтику жанра сумел сохранить К.Г. Паустовский.

Золотая пора путешествий в русской литературе это и авантюры, экзотика, романтика. Ряд описаний рождался в результате головокружительных путешествий, иногда непреднамеренных. Таковы описания Александра Ротчева. В допушкинскую эпоху отличился купец Ефремов, попавший в плен в киргиз-кайсацких степях . «Арабескный», авантюрный стиль письма хранили Осип Сенковский в 1840-х годах, а к концу эпохи – Н. Гумилев, путешествовавший в Африке и написавший ряд поэтико-географических циклов. Вынужденные путешествия (ссылка), стали источником описаний заснеженных пространств Северной Азии. Начатые Радищевым, декабристами поездки в Сибирь стали культовыми для писателей и очеркистов.

Примерно с 1910-х годов наступает новая эпоха взаимоотношений русской литературы и путешествий. Теперь путешествие означает внутренний поиск, эксперимент с литературным письмом, иногда с собственной жизнью. Образы путешествий переходят внутрь литературы: А. Белый, В. Хлебников, О. Мандельштам, А. Платонов и Б. Пастернак подчиняют литературный ритм ритму путешествий. Белый и Мандельштам счастливо совпали в описаниях Армении. В заметках «Читая Палласа» Мандельштам уловил структуры, основы путевого письма. Хлебников буквально поставил свою жизнь на географическую карту – случай геолитературы. Ранние проза и поэзия Пастернака дышат образами пути. В романе «Доктор Живаго» поэт связал судьбы героев с путешествием на Урал. Традицию во второй половине XX в. продолжил Иосиф Бродский. Ряд его стихотворений и эссе - это перетекающие образы Петербурга, Венеции, Крыма, Англии, Америки.

Как русская литература воспринимала географические образы путешествий? В золотую пору путешествий она любила их «по-детски»: яркость пейзажей, ландшафтов, зарисовки бытовых сценок и нравов – это, скорее, натуралистическая живопись, этнографическое кино. Оживляли картину сравнения политики и культуры России с другими странами – особенно, если путешественник был западником или славянофилом (описание Лондона А.С. Хомяковым). Зарождается интерес писателя к путешествию как возможности осмыслить свою жизнь и собственную страну. Если писатель эмигрировал, превращение интереса становилось просто необходимым. «Замогильные записки» Печерина, мемуары и письма Герцена подтверждают, что их путешествия по России отражены в путешествиях по Европе.

К концу XIX в. «детская любовь» русской литературы к путешествиям проходит. Образы путешествий уходят в детство и юность мемуаров, романов, рассказов русских писателей. Сохраняя часть экзотики, странствия детства и юности как сквозь увеличительное стекло оценивают жизненный путь героя. Отсюда разноцветье, «субъективность», жестокость postfactum путевых описаний. Срабатывает эффект «фотовспышки». Географические образы олицетворяют повороты судьбы в ранних рассказах Горького, мемуарах Короленко, «Жизни Арсеньева» Бунина, «Повести о жизни» Паустовского.

Впустив в себя образы путешествий, русская литература не могла не измениться. После Хлебникова, Мандельштама, Платонова географические образы стали естественным литературным средством выражения отношения к миру. Путешествие стало удобным литературным приемом и мощной литературной метафорой. Книги П. Вайля и А. Гениса, В. Аксенова, А. Битова и В. Пелевина подтверждают это. Реальные местности и страны могут перемешиваться с выдуманными, пространство и путь часто являются самостоятельными героями, определяют сюжеты. Путешествие само по себе, как образ-архетип, вошло внутри литературы, став основой почти всех литературных жанров.

Книгами о путешествиях в детстве зачитывался каждый. Как выяснилось, герои приключенческих романов продолжают вдохновлять туристов и сегодня

Портал Skyscanner провел среди своих российских посетителей опрос «Какие литературные путешественники вам более всего запомнились с детства?», в ходе которого выяснилось, приключения каких литературных героев запомнились туристам больше всего. Познакомимся поближе с самыми популярными из них.

1. Робинзон Крузо

Самым знаменитым путешественником, набравшим 19% отзывов, оказался Робинзон Крузо.

Кстати, полное название романа Даниэля Дэфо - «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами; написанные им самим».

Робинзон Крузо. Иллюстрация Н.К.Уайета

У этого персонажа имеется реальный прототип — шотландский боцман Александр Селкирк. Правда, в отличие от Робинзона Крузо, на необитаемый остров Селкирк попал не по воле злого рока, а из-за собственного неуживчивого характера. Постоянные ссоры и склоки с экипажем привели к тому, что Селкирк был вынужден добровольно высадиться на необитаемый остров. Вероятно, альтернативным вариантом была высадка в открытом море прямиком на дно.

К чести команды корабля «Сэнк Пор», на котором служил Селкирк, стоит сказать, что склочному боцману оставили оружие с запасом пороха и пуль, продовольствие, семена и необходимые инструменты. Да и провел он на острове не двадцать восемь, а всего пять лет.

Кстати, остров, на который высадили Селкирка, сегодня носит имя Робинзона Крузо. Он принадлежит Чили и давно уже не является необитаемым.

К слову, пребыванием на необитаемом острове приключения Крузо не закончились. В книге «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» Дэфо отправил своего персонажа в... Россию . Так что звание самого известного литературного путешественника Робинзону присвоено совершенно справедливо.

2. Дети капитана Гранта

На втором месте в рейтинге оказались герои популярнейшего романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта». В поисках пропавшего капитана лорд и леди Гленарван, майор Мак-Наббс, Жак Паганель, Джон Манглс, Мэри и Роберт Грант путешествуют по всей 37 параллели, переживая множество приключений в Южной Америке, Австралии и Новой Зеландии .

Иллюстрация Эдуара Риу к роману «Дети капитана Гранта»

К слову, сегодня любой желающий при наличии средств и свободного времени сможет повторить это путешествие.

3. Барон Мюнхгаузен

Легендарный фантазер барон Мюнхгаузен, также как и Робинзон Крузо, своим прототипом имеет вполне реального человека.

Немецкий барон Карл Фридрих Иероним Мюнхгаузен служил в чине ротмистра в Российской империи в 1739-54 годах. А вернувшись на родину, он развлекал соотечественников рассказами о своих невероятных приключениях в России , многие из которых иначе как выдумками не назовешь.

«Обычно он начинал рассказывать после ужина, закурив свою огромную пенковую трубку с коротким мундштуком и поставив перед собой дымящийся стакан пунша… Он жестикулировал все выразительнее, крутил на голове свой маленький щегольской паричок, лицо его всё более оживлялось и краснело, и он, обычно очень правдивый человек, в эти минуты замечательно разыгрывал свои фантазии», - так отзывался о рассказах барона один из слушателей.

Эти истории, как и неуемная фантазия барона, вдохновили немецкого литератора Рудольфа Распе написать книгу «Рассказы барона Мюнхгаузена о его изумительных путешествиях и кампаниях в России ». Книга мгновенно обрела популярность, пережив неисчислимое количество переводов и переизданий.

Вымышленный и реальный барон Мюнхгаузен. Гравюра Гюстава Доре и портрет кисти Г. Брукнера

К слову, внешний вид реального и литературного барона Мюнхгаузена различается, как небо и земля. Реальный барон был крепким круглолицым физически сильным человеком. Мюнхгаузен из книг обязан своим обликом знаменитому художнику Гюставу Доре, который изобразил его сухоньким стариком с огромным носом, усами и козлиной бородкой. Образ оказался невероятно удачным, и именно таким его представляет себе большинство читателей.

В пятерку самых знаменитых литературных путешественников вошли Лемюэль Гулливер , вышедший из под пера Джонатана Свифта, и Нильс Хольгерссон из книги «Чудесное путешествия Нильса с дикими гусями» шведской писательницы Сельмы Лагерлёф.

Не обошлось в рейтинге и без отечественных персонажей-путешественников. Чаще всего российские туристы вспоминали Незнайку из книги «Незнайка на Луне» Николая Носова и Федота-стрельца из пьесы Леонида Филатова.

В оформлении статьи использованы изображения с сайтов: jv.gilead.org.il, shkolazhizni.ru, aspenillustration.blogspot.com

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...