Счастье абстрактное понятие. Универсальная и истинная ценность людей. Итак, какие бывают типы, виды и формы мышления человека


Счастливый? Это слишком краткое
определение, без нюансов.
И. Немировский


Данная выше общая дефиниция счастья охватывает различные виды счастья. Точно так же, как, например, понятие «человек» включает белых и черных, добрых и злых, понятие счастья охватывает счастье большее и меньшее, характерное для более и для менее удачных судеб. Но, как всякое общее понятие, оно при употреблении сужается, то есть в каждом конкретном случае берется определенное его значение, и в силу этого образуются разные варианты. Главные разновидности понятия счастья следующие.

1. Счастье в значении конкретном и в значении абстрактным. Говоря о счастье, мы часто имеем в виду счастье определенного человека, конкретную счастливую жизнь с ее превратностями и переживаниями. Но абстрактное счастье понимается иначе - как совокупность черт, общих всем счастливым людям. В первом значении счастье одного человека может очень отличаться от счастья другого, тогда как, согласно второму, существует единственное счастье, ибо слово «счастье» охватывает только черты, общие всем счастливым людям.

Польский язык располагает совершенно разными словами для обозначения абстрактных понятий и конкретных. In concreto говорится, например, о «справедливом поступке», а in abstracto - о «справедливости». Однако, когда речь идет о «счастье», мы используем одно и то же слово. Наличие абстрактного значения у слова «счастье» подтверждается тем фактом, что мы неохотно употребляем его во множественно числе, а так бывает именно с абстрактными терминами. Подобная особенность свойственна и некоторым другим понятиям, например, понятиям добра или истины: под истиной может подразумеваться истинное предложение, но может - и истинность предложения. Эта двузначность - формальна, однако ока влияет на понимание счастья, поскольку создает впечатление, что существует якобы только один способ достижения и переживания счастья.

2. Счастье в значении объективном и субъективном. В разговорной речи смысл слова «счастье» сводится или к чисто объективному значению (удаче), или к чисто субъективному (интенсивной радости); в понятии же, дефинированном выше, оба его значения соединены: нет счастья без чувства удовлетворения, но нет его и тогда, когда удовлетворение необоснованно. Но среди тех, кто пользуется этим понятием, одни делают упор на субъективные элементы, другие - на объективные. И это создает два варианта понятия.

Можно употреблять слово «счастье» и в том, и в другом значении, однако нужно избегать их употребления в одном предложении, ибо, когда одно и то же слово берется в разных значениях, могут возникнуть парадоксы: так бывает, например, когда мы утверждаем, что «не в том счастье, что кому-то «посчастливилось»» («повезло»).
Эта двойственность понятия счастья идет глубже, вплоть до разрыва обоих элементов, объективного и субъективного: в одном случае для счастья достаточно его осознания, а в другом - осознания счастья не требуется. В собственном понимании слова «счастье» осознание счастья является всегда его необходимым условием. Чтобы быть счастливым, нужно знать это, чувствовать, быть в этом уверенным. Эту мысль выразил Сенека: «Несчастен тот, кто счастливым себя не считает » (Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.). В новое время то же самое подтвердил С. Джонсон: «Никто не может наслаждаться счастьем, не осознавая, что он им наслаждается ». А среди польских авторов XVIII в, так об этом сказал Грущиньский: «Счастлив тот, кто понимает свое счастье » (См.: Gruszczyński W. Ekonomia dobrych obyczaiów, 1717.) Ту же самую мысль, но только в экзистенциалистской терминологии, высказывает современный зеркале рефлексии, то есть когда оно не только «в себе», но также и «для себя » ( Jankélévitch V. L"aventure, l"ennui, le sérieux, 1963, р. 87.) . Порой единственным критерием счастья считали уверенность в нем.

Совершенно иначе рассуждал Ларошфуко. Он утверждал, что «человек никогда не бывает так счастлив или так несчастлив, как это кажется ему самому » (Франсуа де Ларошфуко. Мемуары. Максимы. Л., 1971, с. 154, 198.) . То же находим у Шекспира: «Если бы я мог высказать, как я счастлив, я не был бы счастлив » (Шекспир В. Много шума из ничего.- Полн. собр. соч. в 8-ми томах, т. 4. М., 1919, с. 523.). В этом случае убежденность в счастье не является его доказательством, И даже может свидетельствовать о противоположном.

Иногда цитируется староанглийский автор Товернер (Taverner), который, разделяя данную точку зрения, шел еще дальше в своем утверждении: «Счастлив тот, кто не знает об этом » (См.: Taverner R. Proverbs, 1539 ). Следовательно, осознание счастья исключает счастье. Подобное мнение в корне противоположно взглядам Сенеки. Один из современных писателей А. Суарес говорит: «Человек не осознает себя в счастье » (См.: Taverner R. Proverbs, 1539) днако мысль его, по-видимому, означает нечто иное: счастье сопровождается его осознанием, но сам человек не осознает себя счастливым. Но и здесь мы не приблизились к Сенеке и Джонсону.

Обе столь различные точки зрения имеют определенное обоснование. Счастливый человек осознает собственное счастье только тогда, когда задумывается о нем. Если так понимать Сенеку, то он прав. Однако постоянные размышления о своем счастье и о самом себе не только не нужны счастливому, но действуют разрушающе на счастье, как это правильно заметил Товернер.

Такое положение вещей ведет к двум разным истолкованиям счастья: согласно одному, счастье является определенным состоянием сознания человека (независимо от того, имеет ли это состояние реальную основу в его жизни); согласно второму, оно является определенным образом жизни человека (независимо от его осознания).

3. Счастье как момент и как длительное состояние. Человек, довольный своей жизнью, чувствует удовлетворение в определенные моменты значительно сильнее, чем в другие. И называет «счастьем» как свою жизнь, так и моменты сильного удовлетворения. Но одно дело счастливые моменты, другое - счастливая жизнь. На фоне этой двузначности возникают парадоксы, как у Вольтера: «Можно познать счастье, не будучи счастливым » ( Encyclopédie ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts, des métiers, t, VI. Р., 1751, р. 465, аrt. «Félicité») .

4. Счастье реальное и счастье идеальное. Об этом тоже уже шла речь. Чтобы мы могли назвать жизнь счастливой, в ней должны преобладать положительные стороны; но такую жизнь, в которой рядом с положительными сторонами не существовало бы отрицательных, трудно найти. Однако естественный процесс идеализации, происходящий в человеческом мышлении, создает идеал счастливой жизни, состоящей из одних только положительных сторон. А сконструировав такой идеал, мы склонны давать название счастья уже только ему одному. «Счастливыми я считаю тех, кто пользуется всеми видами добра без примеси зла »,- писал Цицерон (Cicero. Disputationes Tusculanae. V, 10, 28. (В рус. пер. см.: Тускуланские беседы к М. Бруту, кн. 1-5, К., 1888-1889,- Прим» ред.). Тогда наряду с широким значением счастья возникает второе, более эксклюзивное. Одни говорят о счастье в широком, другие - в узком значении, но большинство составляют те, кто имеет в виду то одно, то другое.

Счастье в первом значении не является счастьем во втором. Ибо в первом значении счастье - это жизнь, где преобладают положительные стороны, а во втором - такая, которая состоит исключительно из положительных сторон. Первое - счастье реальное, действительно достигаемое некоторыми людьми, второе - мысленная конструкция. Первое - несовершенное, второе - совершенное. Первое различается по степеням, - второе - нет. Первое является «человеческим счастьем», а второе - «счастьем богов», как его называл Эпикур. Первое человек иногда находит, а второго он желает. Другими словами: первое является счастьем настоящим или прошлым, второе - будущим, первое известно из опыта, второе - главным образом из мечтаний и надежд на будущее.

Даже те, кто согласен, что счастье - это удовлетворенность жизнью, могут колебаться между различными интерпретациями этой удовлетворенности, конкретной и абстрактной, объективной и субъективной, реальной и идеальной, широкой и узкой. Эти колебания - источник разногласий во взглядах на счастье. А когда понятие многозначно, иначе быть не может. Люди употребляют общее слово, но говорят о разных вещах. Например, что верно в отношении счастливой минуты, неверно по отношению к счастливой жизни. И до тех пор, пока слово «счастье» употребляется в нескольких значениях одновременно, о счастье можно высказывать наипарадоксальнейшие мысли типа: «самые несчастные - счастливы» (то же находим у Сенеки: «...brevem tibi formulam dabo: infellicissimos esse felices») («... Дам тебе короткое правило... несчастнее всех счастливцы». (Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. Письмо СХХIV, с. 323.) , до тех пор можно в вопросах счастья доказывать, кто что пожелает. Когда же, наоборот, исчезнет многозначность термина, тогда исчезнет значительная часть разногласий во взглядах людей на счастье.

Рассмотрим это на нескольких основных проблемах, касающихся счастья.
1. Существует ли счастье? Ответ на этот вопрос зависит прежде всего от того, как понимается счастье, эмпирически или идеально (в силу двойственности, указанной выше в пункте 4): эмпирическое счастье существует, идеальное - нет.

К пессимистическому ответу приводит также и другая двойственность в понятии счастья: счастье минутное и длительное (см. пункт 3). Некоторые, рассматривая свою жизнь последовательно, момент за моментом, не находят счастья ни в одном из них и делают вывод, что не были счастливы. Условием счастья в данном случае была также и длительность, поэтому, естественно, его не удалось обнаружить ни одном из отдельных моментов. То есть ищут счастье там, где его не может быть, и, не найдя, говорят, что его не существует.

И наконец, свое влияние оказывает двойственность понятия «полнота счастья» (см. пункт 6): нельзя быть удовлетворенным жизнью полностью, так как она всегда имеет те или иные недостатки. Между тем при другом понимании недостатки эти не становятся помехой для счастья, о нем свидетельствует только удовлетворение, покоящееся в глубине сознания.

2. Является ли счастье благом? Эвдемонисты утверждают, что оно - наивысшее благо. Но они пользуются многозначным понятием «благо», и поэтому их теория верна не во всех его значениях; легче всего ее отстоять при объективном понимании счастья, использованном в древности. Если счастье - это обладание самым ценным в жизни, то оно, конечно, наивысшее благо. Но не является таковым, если оно - только удовлетворение.
Если Шпенглер отождествлял счастье с покоем , то он мог и должен был утверждать, что счастье не относится к наивысшим человеческим потребностям. Если Стендаль считал счастье спокойствием и сытостью , то он мог и должен был утверждать, что есть люди, которые презирают счастье - такое счастье. Если счастье, как писала Дж. Элиот, возможно только для эгоистов , если оно есть «опасное безразличие к чужим горестям», то, конечно, оно является чем-то морально отрицательным. Но это касается не всякого счастья, не относится к счастью в обычном, широком понимании (двузначность, отмеченная в пункте 8).

Точно так же обстоит дело с конкретным вопросом: каково соотношение счастья и морального добра? Должен ли считаться с моралью тот, кто хочет жить счастливо? И должен ли тот, кто хочет жить нравственно, отречься от счастья или ему следует как раз бороться за него? Ответ на данный вопрос зависит от того, как понимать счастье. Все сказанное полной мере относится и к вопросу, должно ли счастье быть конечной целью воспитания? Если счастье понимается как счастливая судьба, то абсурдно делать из него педагогическую идею, ибо судьба от нас не зависит. В то же время вопрос приобретает смысл, если счастье понимается как состояние, которого мы сами можем достичь (двузначность, отмеченная в пункте 7). Сомнительно, могут ли счастливые минуты быть целью воспитания, Но эти сомнения исчезают если понимать счастье как счастливую жизнь (двузначность, отмеченная в пункте 3). Счастье не является целью воспитания, если оно состоит в удовлетворении только материальных потребностей, а не духовных (двузначность, отмеченная в пункте 5).

3. Как можно достичь счастья? Среди бытующих теорий одна говорит, что самый верный способ его достижения - отказ от самого желанного: удовольствий, достоинства, внешних благ. Эта теория не является обособленной, она провозглашалась мудрецами разных времен и народов. В то же время большинство людей считают ее явной ложью, так как хотели бы счастья, которое достается без усилий, благодаря счастливой судьбе; мудрецы же изыскивают способы его достижения, ибо знают, что на случай надеяться нельзя (двузначность, отмеченная в пункте 7).

Естественно, нельзя рассчитывать на то, что с преодолением многозначности термина «счастье» затихнут все споры и сгладятся все различия во мнениях. Но многие теоретические разногласия коренятся именно в ней, и их стало бы меньше, если бы было принято одно значение, к примеру то, которое предложено в данной книге.
Разногласия во мнениях о счастье велики. Одни, например, видят счастье в обладании властью, другие - в жизни вдали от людей; одни считают счастьем материальный достаток, другие - отказ от преходящих благ. Но эти разногласия относятся не к понятию счастья, а к способам его достижения. Те, кто находит счастье в обладании властью или в накоплении богатства, имеют иную «теорию» счастья, иной взгляд на способы его достижения, чем те, кто находит его в затворничестве; но это не означает, что у них разные понятия счастья. Все они понимают счастье как удовлетворение жизнью.

Не только отдельные люди, но целые общества и эпохи имели свои теории счастья, которые сужали понятие счастья. В определенные периоды особенно распространенной в некоторых классах и слоях общества была теория, согласно которой счастье состоит в хороших условиях жизни, в покое, беззаботности, а для этого нужны прежде всего материальное благосостояние и здоровье. Данная теория особенно характерна для XIX в.: обычный европеец так и понимал счастье, это было нормально, привычно.

Благосостояние, здоровье, покой неразрывно связывались в сознании людей со счастьем. И в то время счастьем считалась удовлетворенность жизнью, но казалось, что не может быть удовлетворения без благосостояния, здоровья и покоя, их считали необходимыми условиями счастья, а необходимые условия счастья отождествляли с самим счастьем. Кто жил в достатке и беззаботно, считал себя счастливым. Но мог сказать о себе, повторив слова А. Фредро: «Как я несчастлив тем, что счастлив». Ибо благосостояние и беззаботность в действительности не каждому приносили счастье. Они могли как раз сделать человека несчастным. Необязательно, чтобы счастье каждого было таким, каким его вообще представляют: некоторые люди обретают счастье именно в непокое, трудностях, борьбе; их счастье - не идиллия покоя и благополучия, а жизнь, полная драматизма, опасностей, напряжения сил и риска. Главное состоит в следующем: счастье зависит не только от условий жизни, а гораздо более - от отношения к ним человека.

Понятие «семейное счастье» не ограничивается одним-двумя меркантильными факторами, не сводится толь-ко к семейным заботам или отношениям супругов. Это дает основания считать, что представление о счастливой семей-ной жизни у большинства людей неотделимо от понятия полноценной, всесторонне развитой личности. Семья как социальное явление не зря в классических определениях именуется «ячейкой общества» в том смысле, что она отражает в своем идеале обществен-но ценные идеалы человеческих взаимоотношений, всесто-ронне и гармонически развитой личности.

В представлениях людей понятие «семейное счастье» не абстрактный набор символов, не перечень дальних перс-пектив, ценностей, оно «материализовано». Для семейного счастья, по мнению большинства, требуется хорошая осно-ва, заложенная в практике общения супругов, это выражает-ся в необходимости взаимопонимания; также необходима материальная основа существования, в соответствии с чем люди указыва-ют на необходимость финансового достатка и хороших жи-лищных условий; кроме этого, материализованная основа реализации брачных отношений супругов - рождение детей. В такой последова-тельности и предметности суждений о семейном счастье легко увидеть, что данный вид мораль-ных отношений существует не только как элемент сознания, но и как практическое отношение, как житейская практика.

В свою очередь представления о семейном счастье всегда складываются на основе материальных общественных отношений, конкретных условий существования, и как производные от них. Как и любая моральная категория, категория общественных отношений «семейное счастье» - понятие социальное и историческое.ъ

Абсолютное большинство людей считают взаимопонимание и гармонию семейных отношений необходимой основой для семейного счастья. Понятие «вза-имопонимание» в контексте семейных отношений очень ем-кое по своему социально-психологическому содержанию. Взаимопонимание супругов предполагает общность эмоци-ональных переживаний, осознанных и бессознательных ус-тановок, мотивов действий по отношению друг к другу, ка-кую-то степень сходства взглядов, адекватности восприя-тия действительности, взаимную уступчивость, готовность жертвовать личными интересами ради семьи, детей, парт-нера по браку. Взаимопонимание возможно при соблюде-нии общественных норм и норм семейной жизни, принятых супругами по взаимной договоренности, а главное - при условии предвидения поведения брачного партнера.

Взаимопонимание способно проявляться в широком спек-тре социально-психологических состояний и процессов, харак-теризующих общение близких людей: от вынужденного или равнодушного соглашательства до логически находимого со-гласия; от интуитивного предвосхищения реакций и действий брачного партнера до глубокой эмпатии (т. е. взаимного про-никновения в психологию друг друга, понимания потребнос-тей, мотивов поступков, распознавания малейших оттенков психических состояний). Здесь и интимная доверчивость, выз-ванная необходимостью найти участие и сочувствие в дру-гом человеке, и осознанное стремление получить поддерж-ку и совет, обращаясь к супругу как к собственной совести, идеалу порядочности, справедливости, честности. Необхо-димы также понимание привычек, интересов, убеждений друг друга, полное разделение взглядов на жизнь и духовные ценности.

К чему все стремятся и за чем гоняться? Что обычно желают в праздничные дни? Что за понятие, которое всем известно, как самое положительное, но никто не знает конкретно, что это? Ответ на эти и похожие вопросы — это счастье человека! Да, именно оно всех манит и заставляет стремиться к нему. Ради счастья стоит жить на свете. А каково оно? Вам известно? Думаю, что не совсем.

Как ни странно, но это человеческое понятие (счастье человека) очень расплывчато, условно, абстрактно. В принципе, оно у всех своё, хотя некоторые его грани могут в чём-то и быть похожи. Если опросить некоторое количество людей, что они думают о человеческом счастье, и что именно оно для них значит, то ответы большинства будут совпадать.

Для большинства людей под обычным человеческим счастьем подразумевается — здоровье себя, родных и близких, их благополучие и благосостояние, широкие возможности (финансовая независимость и достаток), а если свести эти пункты к одному знаменателю, то можно получить следующее — максимально возможное состояние положительности и наслаждения (следует учесть, что отсутствие «плохо», так же является критерием «хорошо»).

Заметим, что здоровье и благополучие — это универсальные положительные «хотения» людей. Но ведь каждому известны случаи, когда одному, что-то доставляет удовольствие, а для другого это является чем-то плохим и негативным. Это объясняется простыми психологическими особенностями человеческой психики. В целом же, счастье человека представляет собой положительное состояние его души, что, в первую очередь, зависит от его индивидуального отношения к другим, и к миру в целом.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Когда мы жили в Коктебеле (1) отец всё своё время посвящал рисованию (2) и (3) когда позволяла погода (4) то он целыми днями пропадал с мольбертом на берегу.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1)Большинство людей представляет себе счастьеочень конкретно: две комнаты - счастье, три - больше счастья, четыре - просто мечта. (2)Или красивая внешность: хотя каждый знает о «не родись красивой...», однако в глубине души мы твёрдо верим, что при ином соотношении объёмов талии и бёдер наша жизнь могла бы сложиться иначе.

(З)Желания могут исполниться. (4)Всегда остаётся надежда если не на стройные бёдра, то хотя бы на лишнюю комнату, а если очень повезёт - то и на дом с видом на море. (5)Но если наши дома и фигура вообще не имеют отношения к ощущению полного блаженства? (6)Что если в каждом из нас с рождения заложена большая или меньшая способность к счастью - музыкальный слух или математические способности?

(7)Именно к такому выводу пришёл психолог Роберт Мак-Крей после проведённого им десятилетнего исследования, охватившего около 5 000 человек. (8)В начале и конце опыта участникам предлагалось рассказать о событиях своей жизни и дать характеристику себе самим. (9)Улыбчивы они или угрюмы? (10)Видят они стакан наполовину полным или наполовину пустым?

(11)Поразительно, но степень удовлетворённости собственной жизнью была почти одинаковой в начале и в конце исследования, независимо от того, что происходило в жизни его участников. (12)Люди радовались, огорчались, скорбели, однако по прошествии времени возвращались к исходной точке. (13)Уровень счастья каждого человека был связан в основном с его личностью, а не с обстоятельствами жизни.

(14)Тогда эту неуловимую постоянную решили измерить. (15)Психолог Ричард Дэвидсон использовал специальную технологию - позитронно-эмиссионную томографию - для измерения нейронно й активности мозга в разных состояниях. (16)Оказалось, что люди от природы энергичные, энтузиасты и оптимисты имеют высокую активность определённой области коры головного мозга - левой префронтальной зоны , которая ассоциируется с положительными эмоциями. (17)Активность этой зоны - показатель на удивление постоянный: учёные проводили измерения с промежутком до 7 лет, и уровень активности оставался прежним. (18)Это значит, что некоторые люди буквально рождаются счастливыми. (19)У них желания сбываются чаще, и, даже если этого не происходит, они не зацикливаются на неудачах, а находят в ситуации светлые стороны.

(20)Но как быть тем, чья левая префронтальная зона не так активна? (21)Обидно жить и знать, что даже хрустальный дворец на тропическом острове не принесёт тебе счастья! (22)К чему тогда все усилия? (23)3ачем делать карьеру и строить дома, сидеть на диете и шить наряды, если количество счастья отмерено тебе уже при рождении и не изменится ни на йоту ?

(По К. Коршуновой)

20 . Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-2 содержится повествование.

2) В предложениях 7-13 содержится ответ на вопросы предложений 5-7.

3) Предложение 8 поясняет содержание предложения7.

4) Предложение 11 содержит ответ на вопросы в предложениях 9,10.

5) Предложения 20-23 содержат рассуждение.

Ответ: ___________________________.

22. Из предложений 3-6 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Ответ: ___________________________.

23 Среди предложений 15-17 найдите такое, которое связано с предыдущим

с помощью лексического повтора и указательного местоимения.. Напишите номер

этого предложения.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых

И других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке

Образцами.

К.Коршунова размышляет над проблемой, волнующей многих людей, и делает это эмоционально и в то же время убедительно. Использование в предложениях 1-2 такого синтаксического средства, как (А) ______________ привлекает внимание читателя, так же, как и использование другого синтаксического средства Б) __________________(предложения5-7, 9-10). Текст можно отнести к научно-публицистическому стилю, чему, наряду с другими приёмами, способствует употребление такого лексического средства, как (В) ________________ (позитронно-эмиссионная томография –предл.15, префронтальная зона –предл. 16) и книжного выражения (Г) ___________________ «ни на йоту» (предложение 23).

Список терминов:

Cпи­сок тер­ми­нов

1) термины

3) парцелляция

4) разговорная лексика

5) анафора

6) вопросительные предложения

7) вводное слово

8) фразеологический оборот

9) сравнительный оборот

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Конец формы

Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в

комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,

по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста

(избегайте чрезмерного цитирования).

почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на

читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения

(учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному

тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный

или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Информация о тексте

Основные проблемы Авторская позиция:
1) Проблема понимания счастья. (Счастье – понятие абстрактное или конкретное? Каково содержание этого понятия? Достижимо ли оно?) 1) Люди представляют счастье конкретно, поэтому у человека всегда есть надежда на то, что его желания сбудутся и он добьётся счастья
2) Проблема умения быть счастливым. (Каждый ли человек способен быть счастливым? Или этому нужно учиться? Является ли способность быть счастливым врождённой, как любая другая? Можно ли выработать в себе умение ощущать счастье? И каждый ли из нас способен на это?) 2) Эксперименты учёных доказывают, что существует врождённая способность быть счастливым; если учесть, что существует ген счастья, возникает сомнение в том, что каждый человек может быть счастливым.

Другие тексты о счастье

(1)«Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженным!»

(2)Этими словами, уже такими хрестоматийными для нас, заканчивается

роман братьев Стругацких «Пикник на обочине». (3)Главный герой, почти

добравшись до Золотого Шара, который исполняет любые желания, никак

не может понять, что нужно ему для счастья. (4)Что просить?

(5)Материальных благ? (6)Славы? (7)Любви? (8)Талантливых детей?

(9)Какое чудо должно произойти, чтобы ты ощутил, как в пленённой

радостным чувством душе, словно весенний цветок, прорастает счастье?

(10)Что вам необходимо, чтобы стать счастливым? (11)Попробуйте

задать этот вопрос друзьям – они смутятся и станут шутить, намекая на

неуместность такого «детского» вопроса, пришедшего откуда-то из

сказочного мира. (12)Им покажется нелепым серьёзно дискутировать и

размышлять на тему счастья, так как даже понятие это для них сродни лжи

и вымыслу.

(13)Но на самом деле мы все уже достигли своего Золотого Шара.

(14)Наш Золотой Шар – это жизнь. (15)Просто тот момент, когда мы

определяем свой путь и ищем двери, которые собираемся открыть, не

выделен в отдельный эпизод, не отмечен в нашем жизненном календаре

красным цветом. (16)Наш выбор происходит стихийно, незаметно;

осознанно или нет, мы все влечёмся к тому, что, как нам кажется, сделает

нас счастливыми.

(17)Но раз мы не формулируем чётко ни целей, ни значения, которое

вкладываем в понятие счастья, то и движемся мы к нему, как в тумане,

полусознательно, внушая себе, что наш бездумный, слепой путь, каким

птицы возвращаются после зимовки домой, – это и есть дорога к счастью.

(18)Кто-то считает, что счастья нет. (19)Есть вечное движение,

достижение очередной цели, а затем краткие минуты покоя, и снова – в

путь. (20)Может быть, в этом проблема – не ощущать счастливых

мгновений отдохновения, вечно рваться вперёд, думая: а вот там, за

следующим поворотом, я наконец буду счастлив! (21)Здесь и находится

ловушка, лукавый выбор, поймавший нас в западню. (22)Потому-то

современный человек живёт <…>: родился – садик; потом – школа; потом –

вуз; потом – работа. (23)Жизнь уложена в прокрустово ложе, жизненный

путь размечен, жизненные тропы уже заасфальтированы, кругом стоят

указатели, регулировщики машут палочками – не заблудишься.

(24)Двигаясь по этой дороге, человек чего-то добивается – тогда его

называют успешным; если у него нет высокооплачиваемой работы, его

считают неудачником. (25)Но обратите внимание: его называют, его

считают… (26)Мнение общества, мода определяют путь человека к

счастью. (27)Но если жизненный успех кто-то считает синонимом счастья,

то это вовсе не значит, что точно так же должен думать другой. (28)Кто

сказал, что моё счастье – это вилла среди апельсиновых рощ или

серебристый «кадиллак»? (29)У меня – моё счастье, то, чего хочет моя

душа… (30)А что она хочет? (31)И что готова отдать за настоящее,

неподдельное, вечное счастье? (32)Чужую жизнь, как это сделал Рэдрик

Шухарт за возможность испросить у Золотого Шара любое желание?

(33)Или просто кусочек совести, как делают некоторые, подставляя

ближних ради продвижения по карьерной лестнице?

(34)Люди почему-то мало общаются сами с собой. (35)Собственное я

(36)Мы считаем главными ценности, признанные обществом. (37)А потом

разочарованно спрашиваем себя: «И что же? (38)Ну, достиг я того,

другого… (39)А где счастье?» (40)Этот вопрос чаще всего появляется не

потому, что нам нужно всё больше и больше, а потому, что нам нужно что-

то другое. (41)Может быть, то, что находится совсем рядом. (42)Но мы,

задрав голову кверху, не видим, что оно рядом. (43)Помните, у Бунина: «А

счастье всюду…» (44)Но мы, ослеплённые недосягаемым, идём вдаль и

мнём, как полевые цветы, то, что находится прямо под ногами, совсем

(По Н.В. Агафонову*)

* Николай Викторович Агафонов (род. в 1956 г.) – современный писатель-

публицист.__

Информация о тексте

Примерный круг проблем 1. Проблема счастья. (Что делает человека счастливым?) 2. Проблема нравственного выбора. (Можно ли преступить законы нравственности ради возможности достижения счастья, успеха в жизни?) 3. Проблема влияния общественного мнения на представления о счастье. (Всегда ли общественное мнение о счастье совпадает с тем, что необходимо человеку?) 4. Проблема поиска счастья. (В чём заключается счастье? Где его искать?) 5. Проблема трудности поиска счастья. (Почему трудно найти счастье?) Авторская позиция 1. Жизнь, её разнообразие, возможность выбора своего пути – всё это делает человека счастливым. 2. Автор не даёт прямого ответа на поставленный вопрос, однако позиция автора ясна. Нельзя отдать «кусочек совести» ради достижения собственного благополучия, «счастья», нельзя преступать законы нравственности ради достижения собственных целей. Мнение общества, мода не должны быть решающими факторами в формировании нравственных принципов человека, его жизненного пути. 3. Часто общественное мнение о счастье не совпадает с тем, что действительно нужно человеку. 4. Эту проблему каждый человек решает по-своему. Важно не пропустить своё счастье, которое может находиться совсем рядом. 5. Трудности поиска счастья связаны с тем, что момент, когда мы определяем жизненный путь, не выделен в отдельный эпизод; выбор всегда происходит стихийно, незаметно.

(1)У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. (2)Стерегли её два пастуха. (3)Один был старик лет восьмидесяти, беззубый, с дрожащим лицом, лежал на животе у самой дороги, положив локти на пыльные листья подорожника. (4)Другой был молодой парень, с густыми чёрными бровями и безусый, одетый в рядно, из которого шьют дешёвые мешки. (5) Он лежал на спине и, положив руки под голову, глядел вверх на небо, где над самым его лицом тянулся Млечный Путь и дремали звёзды. (6)В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум, без которого не обходится степная летняя ночь. (7)Непрерывно трещали кузнечики, пели перепела, да на версту от отары, в балке, в которой бежал ручей и росли

вербы, лениво посвистывали молодые соловьи.

(8)Вдруг старый пастух прервал молчание:

– (9)Санька, спишь, что ли?

– (10)Нет, дедушка, – не сразу откликнулся молодой.

– (11)В этих местах кладов много, – вздохнул старик. – (12)По всему видать, что есть, только, брат, копать их некому.

(13)Молодой пастух подполз шага на два к старику и, подперев голову кулаками, устремил на него неподвижный взгляд. (14)Младенческое выражение страха и любопытства засветилось в его тёмных глазах и, как казалось в сумерках, растянуло и сплющило крупные черты его молодого,

– (16)И в писаниях сказано, что кладов тут много, – продолжал старик. – (17)А клад – это ж и есть счастье человеку! (18)Одному новопавловскому старику солдату в Ивановке карту показывали, так в той карте напечатано и про место, и даже сколько пудов золота, и в какой посуде. (19)Давно б он по этой карте клад достал, да только клад заговорённый, не подступишься.

– (20)Отчего же, дед, не подступишься? – спросил молодой.

– (21)Должно быть, причина какая есть, не сказывал солдат. (22)Заговорённый… (23)Талисман надо.

(24)Старик говорил с увлечением, как будто изливал свою душу. (25)Он гнусавил от непривычки говорить много и быстро, заикался и, чувствуя такой недостаток своей речи, старался скрасить его жестикуляцией головы, рук и тощих плеч. (26)При каждом подобном жесте его холщовая рубаха мялась в складки, ползла к плечам и обнажала чёрную от загара и старости спину.

(27)Он обдёргивал её, а она тотчас же опять лезла. (28)Наконец старик, точно выведенный из терпения этой непослушной рубахой, вскочил и заговорил с горечью:

– (29)Рядом счастье-то, а что с него толку, если оно в земле зарыто? (30)Так и пропадает оно задаром, без всякой пользы, как овечий помёт! (31)А ведь счастья много, так много, парень, что его на всю бы округу хватило! (32)Да не видит его ни одна душа!

– (33)Дед, а что ты станешь делать со счастьем этим, если найдёшь его?

– (34)Я-то? – усмехнулся старик. – (35)Только бы найти, а то… показал бы я всем кузькину мать… (36)Гм!.. (37)Знаю, что делать…(38)И старик не сумел ответить, что он будет делать со счастьем, если найдёт его. (39)За всю жизнь этот вопрос представился ему в это утро, вероятно, впервые и, судя по выражению лица, легкомысленному и безразличному, не казался ему важным и достойным размышления.

(40)Окружённое лёгкою мутью, показалось громадное багровое солнце. (41)Вокруг быстро светлело. (42)Широкие полосы света, ещё холодные, купаясь в росистой траве, потягиваясь и с весёлым видом, как будто стараясь показать, что это не надоело им, стали ложиться по земле. (43)Серебристая полынь, голубые васильки, жёлтая сурепка – всё это радостно и беспечно

запестрело, принимая свет солнца за свою собственную улыбку.

(44)Старик и Санька разошлись по краям отары. (45)Затем оба встали, как столбы, не шевелясь, глядя в землю и думая. (46)Первого не отпускали мысли о кладах, второй же размышлял о том, что говорилось ночью. (47)Интересовали Саньку не сами клады, которые были ему не нужны, а фантастичность и несбыточность человеческого счастья.

(По А. П. Чехову*)

* Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) – русский писатель, драматург, общественный деятель.

Материалы к сочинению


Я жить хочу, хочу печали

И, наконец, увидишь ты,

Пословицы о счастье

Наше счастье - вода в бредне. (пословицы о счастье)

Счастье - вольная пташка: где захотела, там и села. (пословицы о счастье)

Счастье - что волк: обманет, в лес уйдет. (пословицы о счастье)

Счастье не в воздухе вьется, а руками достается. (пословицы о счастье)

Счастье не ищут, а делают. (пословицы о счастье)

Счастье не конь: не взнуздаешь. (пословицы о счастье)

Счастье не птица: само не прилетит. (пословицы о счастье)

Счастье не рыбка: удочкой не поймаешь. (пословицы о счастье)

Счастье немногим служит. (пословицы о счастье)

У Л. Н. Толстого в «Войне и мире»:

Наше счастье - вода в бредне: тянешь - надулось, вытянул - нет ничего.

Мысли мудрых людей о счастье

Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым.

Марк Аврелий

Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.

Ф.И.Достоевский

«Счастье есть лишь мечта…» Вольтер

Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым. Л. Толстой

Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. оно зависит не от обстоятельств, а от себя. Л. Толстой

Лев Толстой о счастье

В человека вложена потребность счастья; стало быть оно законно.

«Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!»

А. П. Чехов

Примеры из литературы

Вся русская классическая литература 19 века посвящена поискам счастья. Ищут и не находят счастья все герои нашей литературы, начиная с героев комедии Грибоедова «Горе от ума» и заканчивая персонажами А. П. Чехова. Наиболее ярко звучи эта тема в…

1. «Евгении Онегине» А. С. Пушкина

«А счастье было так возможно…»

2. Поэма Н. А. Некрасова «Кому На Руси жить хорошо»

Русская литература всегда очень настороженно относилась к счастью.

На свете счастья нет, но есть покой и воля… (А. С. Пушкин)
Я жить хочу, хочу печали
Любви и счастию назло… (М. Ю. Лермонтов)
А счастье где? Не здесь, в среде убогой… (А. А. Фет)
И, наконец, увидишь ты,
Что счастья и не надо было… (А. А. Блок)

Привычка свыше нам дана: Замена счастию она. А. С. Пушкин

Глупое сердце, не бейся!

Все мы обмануты счастьем,

Нищий лишь просит участья...

Глупое сердце, не бейся.

Месяца желтые чары

Льют по каштанам в пролесь.

Лале склонясь на шальвары,

Я под чадрою укроюсь.

Глупое сердце, не бейся.

Все мы порою, как дети.

Часто смеемся и плачем:

Выпали нам на свете

Радости и неудачи.

Глупое сердце, не бейся.

Многие видел я страны.

Счастья искал повсюду,

Только удел желанный

Больше искать не буду.

Глупое сердце, не бейся.

Жизнь не совсем обманула.

Новой напьемся силой.

Сердце, ты хоть бы заснуло

Здесь, на коленях у милой.

Жизнь не совсем обманула.

Может, и нас отметит

Рок, что течет лавиной,

И на любовь ответит

Песнею соловьиной.

Глупое сердце, не бейся.

Сергей Есенин. Стихотворения и поэмы.
Москва, "Детская литература", 1969.

http://www.berestovitskaya.ru/articles-review-1-33.htm

Из ученических сочинений:

1.Мне кажется, что прежде всего надо найти себя, поверить в себя, убедиться, что из тебя получится человек, и только тогда можно будет найти свое место в жизни, свое счастье. А в чем оно счастье?

Счастье – это просто и сложно. Счастье – это быть необходимым, нужным человеком, это любить жизнь, людей, свою будущую профессию. Счастье-это птица, которую ты хочешь поймать, а она не дается, улетает, подымается все выше и выше. Можно ошибаться, спотыкаться, падать. Но главное – находиться в движении. Самая большая моя мечта – не быть в жизни посредственностью. Быть посредственностью я не согласен. Мне хочется выбрать профессию по душе такую, чтобы работа мне приносила радость. В этом я вижу счастье. У каждого человека свое представление о счастье. Что для меня счастье? Это знать, что меня любят. Время идет, многое меняется. Мы взрослеем. Мы идем навстречу жизни. Идем в жизнь со своими мечтами, идеалами, желаниями. А в душе моей живет любовь.

2. Некрасов: основная проблема поэмы - проблема народного счастья.

Вопрос о счастье является основной проблемой поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Один из героев поэмы Яким Нагой спасает во время пожара дорогие картиночки, а его жена - иконы, мы видим, насколько духовные ценности дороже для простого народа, чем материальное благосостояние, о котором Яким совсем позабыл.

Всё же поэма «Кому на Руси жить хорошо» не даёт ответа на этот вопрос, и глобальная философская проблема о народном счастье остаётся неразрешенной.

О чеховском рассказе

Летом 1887 года в петербургской газете «Новое время» появился рассказ Чехова под названием «Счастье». Рассказ о том, как ночью в степи беседуют о счастье три человека. Старый пастух рассказывает о зарытых в степи кладах с несметными сокровищами. Никто не знает, где они спрятаны, и счастье, которое, казалось бы, совсем близко, никому не дается в руки. У каждого из троих свое отношение к тому, что принято называть счастьем. Старик, рассуждая о кладах, собирается еще раз попытать счастья, хотя и сам не знает, зачем это ему нужно. Молодой пастух интересуется не столько счастьем, сколько сказочной таинственностью услышанных рассказов. В словах третьего человека звучит доминирующая в рассказе грустная нота: «Да, так и умрешь, не повидавши счастья, какое оно такое есть… Кто помоложе, может, и дождется, а нам уж и думать пора бросить». На фоне бескрайней ночной степи, живущей своей особой, отдельной от человека жизнью, мечта о счастье кажется совершенно неосуществимой.

Примерное сочинение

Счастье Кто из нас не задумывался над тем, что включает в себя это понятие, достижимо ли счастье. Мне кажется, именно эти вопросы поставлены А. П. Чеховым в его рассказе.

Ловлю себя на мысли, что не всё в рассказе Чехова сразу понятно для меня. Его герои, старик лет восьмидесяти и молодой парень, размышляют о счастье. Первый считает, что «клад – это ж и есть счастье человеку», много его, «на всю округу хватит», но пропадает оно задаром, потому что «земле зарыто». Когда Санька спрашивает его, что он станет со счастьем делать, если найдёт его, старик не может ответить на этот вопрос, он не кажется ему «важным и достойным размышления». Его собеседник молод, и если после этого разговора первый всё думает о кладах, то второго «интересовали ….не сами клады, которые были ему не нужны, а фантастичность и несбыточность человеческого счастья».

Позволю себе предположить, что и герои его рассказа, и сам автор считают, что человеческое счастье фантастично и несбыточно, к нему, как к заговорённому кладу, не подступишься, много его, «на всю округу хватило бы». На эти мысли наводит и прекрасная картина степи, живущей своей, отдельной от человека жизнь. На фоне чудесной ночи и величественного утра мечта о счастье кажется совершенно неосуществимой.

Ах, как не хочется соглашаться с таким печальным выводом, с таким своеобразным видением проблемы. Мне все семнадцать, я, как всякий человек, мечтаю о счастье… А оно «фантастично и несбыточно»?

О счастье есть много пословиц. Вспомним: «Наше счастье - вода в бредне». А ещё народ говорит: «Счастье - что волк: обманет, в лес уйдет». Увы, эти пословицы подтверждают мысли чеховских героев…

Произведения русской классической литературы XIX века, на мой взгляд, - это книги о поисках счастья, и герои многих их них ищут счастья, но, увы, не находят…

Уже в названии комедии А. С. Грибоедова содержится антоним слову счастья – горе. Герои комедии Софья Фамусова и Александр Андреевич Чацкий ищут счастья и не находят его. Софья не понимает высокой души Чацкого, выдумывает себе героя, приписывая Молчалину черты героев прочитанных ею книг и глубоко несчастна, узнав его подлую и мелочную натуру. Чацкий не находит счастья ни в любви, ни на поприще общественной жизни. Оба главных героя комедии несчастны.

В романе «Евгений Онегин» нет счастливых людей. Ни у кого нет сомнений в том, что несчастлив главный герой Онегин. Счастливым человека не может сделать ни происхождение, ни богатство, ни природная одаренность. Все это у Евгения есть. «Наследник всех своих родных», принадлежащих к высшему петербургскому обществу, наделенный такими качествами, как «резкий, охлажденный ум» и «счастливый талант» коммуникабельности, Онегин обделен чем-то важным, необходимым для счастья.

Кажется счастливым Владимир Ленский, но его счастье будет разрушено бездушием Евгения Онегина: Ленский убит Онегиным на дуэли.

Татьяна Ларина находит короткое счастья в мечтах о любви, но она быстро понимает, что ей Онегин «не может... счастья дать». Когда в конце романа Онегин признаётся ей, уже замужней женщине, в любви, она оказывается мудрее и выше его, принимая Онегина «без гнева», не скрывая слез, откровенно говоря о своей любви и отказываясь от счастья ради чести и долга. Горько звучат слова пушкинской героини:

А счастье было так возможно,

Так близко….

Главная проблема поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - проблема счастья, об этом говорит само название произведения. Семеро мужиков из некрасовской поэмы ищут и не находят счастливого на Руси. Ни власть имущие, ни тем более крестьяне счастливыми себя не считают. Мы говорим, что Некрасов хотел показать счастливым народного заступника Гришу Добросклонова, но с трудом верится в счастье человека, которому

…судьба готовила

Путь славный,

Имя громкое

Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

Наверное, не только смерть прервала работу Некрасова над поэмой: он искал и не находил счастливого на Руси.

Да, к грустным выводам пришли мы, размышляя о невозможности счастья в жизни человека… Но давайте вспомним, что литература – учебник жизни, что писатели лишь предостерегают нас от возможных ошибок. Подумаем о том, что жизнь многогранна, в ней есть и счастливые моменты, и невзгоды. «Счастье не в воздухе вьется, а руками достается», - гласит русская пословица. А ещё мы говорим: «Человек – кузнец своего счастья». Давайте же искать зарытый и «заговорённый» клад – счастье, делать свою жизнь счастливой!

Большинство россиян (77 процентов) еще год назад чувствовали себя счастливыми, рассказали во ВЦИОМ. Есть ли у нас ощущение счастья сегодня? О том, что такое счастье, как его измерить и можно ли быть счастливым на баррикадах, наш разговор с Андреем Юревичем, заместителем директора Института психологии РАН.

Андрей Владиславович, можно ли быть счастливым на фоне тех событий, которые происходят сейчас?

Андрей Юревич: Есть люди, которые даже на фронте чувствуют себя счастливыми. Но все же большинство людей нуждаются в спокойствии и безопасности, и события, которые происходят сейчас, образуют негативный фон, на котором трудно чувствовать себя счастливым.

Когда речь заходит о счастье, почему-то сразу вспоминается "Доживем до понедельника", одно из самых точных определений: "Счастье - это когда тебя понимают". У современных ученых появилось единое понимание счастья?

Андрей Юревич: Я тоже вспоминал эту фразу. Она - пример сведения счастья к чему-то одному, в данном случае к пониманию. Единого понимания счастья по-прежнему нет, но изучающие этот феномен ученые солидарны в том, что чего-то одного для счастья недостаточно. В то же время, когда человеку остро недостает чего-либо очень важного для него, ему часто кажется, что, если соответствующая потребность будет удовлетворена, он станет счастливым. Это может быть потребность и в куске хлеба, и в понимании, и в признании, и во многом другом.

Как понимают счастье психологи?

Андрей Юревич: Как достаточно стабильное чувство глубокой удовлетворенности жизнью. Обратите внимание на три ключевых момента. Первое - стабильность этого чувства. Если человек чувствует себя счастливым 10 минут или полчаса, его нельзя назвать счастливым. Второе - глубокая удовлетворенность. Если человек лишь более или менее доволен своей жизнью, опять-таки его нельзя считать счастливым. И третье - удовлетворенность жизнью в целом, предполагающая удовлетворенность разными ее аспектами: самим собой, отношениями с друзьями, семьей, работой и т. д.

Почему счастьем заинтересовались экономисты, имеющие дело не с абстрактными понятиями, а с реальными цифрами?

Андрей Юревич: Это связано, в частности, с феноменами, которые были обнаружены именно экономистами. Например, так называемый парадокс Истерлина, состоящий в том, что счастье растет вместе с уровнем доходов, но лишь до определенной точки, не дальше. Люди могут жить лучше, но при этом не чувствовать себя более счастливыми. Например, жители западных стран сейчас в среднем в 4 раза лучше материально обеспечены, чем 40 лет назад, но уровень их субъективного благополучия практически не изменился, а у 37 процентов богатых американцев показатели счастья оказались ниже средних. Парадокс Истерлина обычно объясняют принципом "гедонистического колеса": люди живут лучше, но при этом их ожидания возрастают еще быстрее, чем уровень жизни, в результате они часто чувствуют себя хуже, чем когда были беднее. Как пишет один из наиболее известных исследователей счастья Майкл Аргайл, "если раньше люди мечтали о собственном велосипеде, то сейчас им нужно уже два автомобиля". Большую роль играют и социальные сравнения. Скажем, человек скопил какие-то деньги и купил себе телевизор. А за это время его сосед себе дом построил. Он сравнивает себя с соседом и чувствует, что обделен жизнью. Вообще, как правило, субъективное качество своей жизни мы определяем, сравнивая себя с референтными людьми из своего круга.

Почему нам так важно сравнивать себя с кем-то?

Андрей Юревич: Это заложено в психологии человека. Как, например, ответить на вопрос: миллион это много или мало? Любая оценка предполагает точку отсчета, а она появляется в результате сравнения. Способы сравнения могут быть самим разными, скажем, сравнение своего настоящего со своим прошлым. Например, для нашего общества очень характерно сравнение его нынешнего состояниями с советским временем.

Счастье можно измерить? Относительно других стран мы счастливее или нет?

Андрей Юревич: Для измерения счастья используются различные индексы, например, так называемый Индекс счастливой планеты. По этому показателю первые пять мест в мире занимают Коста Рика, Вьетнам, Колумбия, Белиз и Сальвадор. А наша страна занимает 122 место из 151 возможного, между Конго и Болгарией. Но и благополучные в экономическом плане США и европейские страны занимают очень скромные места. Отчасти такие результаты связаны со способом исчисления счастья, отчасти - с тем, что в разных странах представления о нем очень разные. Там, где люди постоянно недоедают, счастье состоит уже в возможности сытно поесть. В некоторых странах, когда человек покупает автомобиль, он тоже чувствует себя счастливым. А в более богатых странах точка отсчета находится гораздо выше, и их гражданам, чтобы почувствовать себя счастливыми, нужно гораздо больше.

Помните еще одну цитату: "Счастье такая трудная штука...", и вот эта "трудная штука" становится сегодня одним из экономических и политических ориентиров? Это не насмешка?

Андрей Юревич: А не наоборот? Не выглядит ли как насмешка ориентация на чисто экономические показатели? В 1990-е годы вся наша политика была ориентирована на такие показатели, как объем ВВП, курс рубля, среднедушевой доход и т. д. Безусловно, это очень важные индикаторы, но можно ли считать благополучной страну, где ВВП растет, а население вымирает? Хорошо, что наши власть имущие наконец это поняли - не без помощи демографов, которые забили тревогу. Сейчас во многих странах индексы счастья считаются очень важными показателями. Например, король Бутана провозгласил счастье населения главным ориентиром, более важным, чем объем ВВП и т. п. И это не насмешка, а логика развития современной цивилизации. В тех странах, где базовые экономические проблемы в основном решены, на первый план выходят другие цели, такие как сделать граждан счастливыми.

Вы счастливый человек? Вам встречались очень счастливые или глубоко несчастные люди?

Андрей Юревич: Я не могу назвать себя счастливым. Вообще в неспокойной стране, где постоянно возникают различные проблемы, счастливым, наверное, может быть только законченный эгоист, которому не важно, что вокруг него происходит. Но если рассматривать счастье и несчастье как два полюса шкалы (что не вполне верно), большинство людей находятся где-то в средней ее части. А крайности - глубоко несчастные и очень счастливые люди - встречаются довольно редко.

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...