Скачать презентацию на тему шолохов. Презентация на тему Михаил Александрович Шолохов: судьба и творчество. Шолохов - писатель


Конкурс презентаций «Великие люди России» Сайт «Сообщество взаимопомощи учителей сайт» Лобачева Наталья Геннадьевна учитель русского языка и литературы МБОУ Центр образования г. Долгопрудный, Московская область М.Шолохов. Загадки жизни и творчества Гораздо важнее не судьба человека, а то, как он сам ее воспринимает. (В. Гумбольдт)

Слайд 2

М.А.Шолох ов (1905-1984 г.) Михаил Шолохов – талантливый, самобытный писатель, человек-легенда. Вся его жизнь, как и творчество, загадка, которую до сих пор разгадывают критики.

Слайд 3

Детство Даже рождение советского писателя покрыто дымкой тайны. М.Шолохов родился 24 мая 1905 года в семье украинки и казака. Хотя по некоторым данным писатель неоднократно говорил, что его мать – полукрестьянка и полуказачка. Прозаик с рождения носил фамилию родного отца (Кузнецов).В дальнейшем мать выходит второй раз замуж, и Михаил берет фамилию фактического отца – Шолохов. До сих пор не известно, который из мужчин биологический отец писателя.

Слайд 4

Настоящее имя или псевдоним? В 2001 году один из молодых литературоведов К.Смирнов в своем интервью утверждает, что настоящее имя Шолохова – Александр Попов. «Шолоховеды» отрицательно восприняли эту информацию, но один из родственников писателя В.А.Анохин подтвердил, что догадка К.Смирнова верна, М.Шолохов-это псевдоним.

Слайд 5

Образова ние Про образование М.Шолохова мало данных в источниках. Известно лишь, что сам писатель определили свое образование, как четырехклассное. Его он получил сначала в Московской частной гимназии Шелапутина, а потом в Богучарской гимназии. В 1918 г. Шолохов возвращается на Дон и занимается самообразованием

Слайд 6

Личная жизнь и творческий взлет В 1923 г. М.Шолохов женится на казачке Марии Громославской, чей отец был писарем казачьего полка и литератором. После этого литературная деятельность Шолохова набирает ход. В 1924г. выходит известная повесть «Родинка». А в 1926 г. выходит сборник «Донские рассказы», который свидетельствует о таланте автора. Это серьезная заявка 19летнего писателя.

Слайд 7

«Тихий Дон» Но больше всего покрыто тайной создание «Тихого Дона». «Шолоховеды» до сих пор не дают ответа на вопрос, как к 20 годам писатель достиг такого творческого мастерства, которого не было в «Донских рассказах». Язык этих двух работ очень отличается по мнению многих критиков. Но в истории литературы неоднократно были такие случаи, когда молодой писатель создавал шедевр. Так, М.Ю.Лермонтов в 23 года создал повесть «Герой нашего времени». Отсутствие образования, по мнению исследователей, не мешает созданию бестселлера, если есть талант и богатый окружающий мир. А у Шолохова было и то и то.

Слайд 8

«Тихий Дон» В 1928г. выходят 1 и 2 книги романа. А вот 3 часть публиковать не хотели. Судьбу книги и писателя решил И.В.Сталин. Между вождем и прозаиком произошла встреча на Горьковской даче. Разговор был сложным, но Сталин произнес заветную фразу: «Хорошо, будем печатать»

Слайд 9

Критика «Тихого Дона» Неоднозначно смотрели на это произведение критики. Многие недоумевали, как человек, который ни разу не был на фронте, так ярко и пронизывающе описывает военные действия. Без объяснения остается и то, как Шолохову удалось подробно и глубинно описать жизнь и быт белого лагеря, командиров и других лиц. Ведь мемуарная литература на тот момент была неразвита. И самое интересное, что Шолохов, по его собственным словам, описывал войну белых с красными. А не наоборот. «Белые для Шолохова - враги, но герои» (С.Динамов)

Слайд 10

Авторство. Шолохов или нет? В 1929г. появляются первые разговоры о том, что книга «Тихий Дон» не принадлежит перу М.Шолохова, а на самом деле написал ее некий казак Крюков. Критики объясняют это наличием большого количества завистников у писателя. Так, например, Солженицын затаил обиду на Шолохова, из-за того, что тот был против премии, которую должны были присудить Александру Исаевичу. Солженицын «заказал» «антишолоховскую книгу».

Слайд 11

Авторство. М.Шолохов Сторонники подлинности авторства Шолохова утверждают, что по рукописи писателя можно отследить весь творческий процесс создания книги. А сторонники плагиата продолжают находить противоположные аргументы. Конечно же, не последнюю роль играют симпатии и антипатии исследователей, критиков, правительства.

Слайд 12

Премия В 1965 г М.Шолохов получает Нобелевскую премию. А перед этим в 1964г. французский писатель и философ Жан-Поль Сартр отказался от Нобелевской премии по литературе. В своём заявлении указал, что Нобелевская премия стала «западной высшей культурной инстанцией» и выразил сожаление, что премия не была присуждена Шолохову Отказ от премии и заявление Сартра предопределили выбор Нобелевского комитета в следующем году. Михаил Шолохов стал единственным из пяти русских писателей, получившим Нобелевскую премию, будучи гражданином нашей страны.

Михаил
Александрович
Шолохов родился в
1905 г. в хуторе
Кружилином
станицы Вёшенской
Донецкого округа в
трудовой семье.

Родители.

Отец – Александр
Шолохов с родителями (1912)
Михайлович Шолохов
был приказчиком,
управляющим паровой
мельницы. Мать –
Анастасия Даниловна
Черникова – дочь
крепостного
крестьянина,
пришедшего на Дон с
Черниговщины.

15 ноября 1923

Годы
учёбы в
гимназии
Учился Шолохов
сначала в
церковноприходской
школе, а затем до 1918 г.
в гимназии. В связи с
началом Первой
Мировой, а затем и
Гражданской войны,
получил лишь четыре
класса образования. В 15
лет записался
добровольцем в ряды
Красной Армии.
15 ноября 1923

М. Шолохову 20 лет

С 1920 г. служил и мыкался
по донской земле. Чтобы
прокормиться работал
грузчиком, разнорабочим,
каменщиком. Долго был
продработником. Гонялся за
бандами. Так будущий
писатель познавал жизнь,
участвуя в борьбе народа,
накапливая огромный запас
наблюдений, щедро
обогативший его
творчество.
М. Шолохову 20 лет

Западный фронт, 1941

В годы Великой
Отечественной
войны Шолохов -
деятельный
участник борьбы
советского народа
против фашистских
захватчиков.
Западный фронт, 1941

Шолохов военный корреспондент «Правды». 1941

Всю Великую
Отечественную
войну писатель был
военным
корреспондентом.
Он видел разгром
фашистов под
Сталинградом.
Шолохов военный
корреспондент «Правды». 1941

К тому времени он
женился и стал жить в
семье своего тестя,
редактора областной
газеты. Там с 1926 по
1938 годы у него
родились старшая дочь
Светлана, старший сын
Александр, сын Михаил
и дочь Мария.

Михаил Александрович и Мария Петровна

Шолохов с внуками

Общественная жизнь

Шолохов и
первый
секретарь
Вёшенского
райкома КПСС
Н.А. Булавин
Шолохов
среди
земляков
Писатель – частый гость хлеборобов

Шолохов - писатель

Начало творческого пути.

Литературная деятельность писателя началась в 1923 году,
с публикаций фельетонов в газетах Начиная с 1924 г. в
журналах появляются рассказы Шолохова, объединённые
впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая
степь» (1926). Темы ранних рассказов – гражданская война
на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека в
социальных сдвигах, происходивших в деревне. Первые
рассказы «Нахалёнок», «Председатель Реввоенсовета
республики» (1925), «Чужая кровь» (1926), «Червоточина»
(1926). После войны Шолохов опубликовал ряд
публицистических произведений: «Слово о Родине»,
«Борьба продолжается» (1948), «Свет и мрак» (1949),
Герои произведений Шолохова - простые трудящиеся
люди. Их думы, печали и радости, их стремление к счастью
и справедливости, их борьба за новую жизнь неизменно
интересуют художника. Писатель написал немало
замечательных произведений.

Повесть «Судьба человека».

В повести «Судьба человека» (1956) впервые поднята
тема военнопленных в Великой Отечественной войне.
Сквозной жизнеутверждающий мотив рассказа - вера в
доброе, человеческое, социально-прогрессивное,
утверждение подвига. Повесть была написана, чтобы
напомнить о тех ужасах, которые больше не должны
повториться. В небольшом по объему произведении
перед читателями проходит жизнь героя, вобравшая в
себя судьбу страны

Образ главного героя.

Андрей Соколов - советский
человек, мирный труженик,
ненавидящий войну, отнявшую у
него всю семью, счастье, надежду
на лучшее. Оставшись одиноким,
Соколов не утратил человечность,
он смог разглядеть и пригреть около
себя бездомного мальчика.
Писатель заканчивает рассказ
уверенностью в том, что около
плеча Андрея Соколова поднимется
новый человек, готовый преодолеть
любые испытания судьбы.
Творчество Шолохова оценено по
достоинству

Роман «Они сражались за Родину».

В 1943 году Шолохов начал
работу над романом «Они
сражались за Родину».
Произведение повествует о
тяжелых днях отступления
под натиском мощной
военной машины Германии,
о смертельной схватке под
Сталинградом,
переломившей весь ход
войны. Шолохов поставил
целью изобразить подвиг
народа в Отечественной
войне.

«… вся фронтовая жизнь –подвиг».

«… вся фронтовая жизнь –
подвиг».
В романе «Они сражались за
Родину» глубоко раскрыт русский
национальный характер, ярко
проявившийся в дни тяжелых
испытаний. Героизм русских
людей в романе лишен внешне
блестящего проявления и
предстает перед нами в ратных
буднях трагически, а порой и
комически. Такое изображение
войны приводит читателя к
выводу, что героическое не в
отдельных подвигах советских
солдат, а что вся фронтовая жизнь
- подвиг.

Роман «Поднятая целина».

Роман посвящён великому
перелому, который
произошёл в деревне в годы
коллективизации с/х.
Основа романа –
изображение процесса
идейной переделки и
воспитания трудящихся в
духе социализма под
руководством
Коммунистической партии.

Первая книга романа (1932)

Здесь во всю силу звучал пафос
социальных преобразований,
крушения старых форм
собственности, трудного
становления новых общественных
отношений. Типичные образы
коммунистов Давыдова,
Размётнова и Нагульнова, их
яркие, глубоко
индивидуализированные
характеры помогли раскрыть
смысл важнейших исторических
событий, участниками и творцами
которых являются герои романа,
осознавшие цель своей жизни в
служении великому народному
делу.

Вторая книга романа (1959)

В ней с захватывающим
лиризмом звучит "поэзия
чувств». Отсюда и своеобразие
сюжетных решений: внешняя
замедленность действия, обилие
рассказов героев о себе,
пространные беседы,
повышенное внимание к
отношениям, в которых
раскрываются интимные
чувства. Умение видеть в жизни
и ярко воссоздавать в искусстве
не только трагическое, но и
смешное составляет одну из
самых драгоценных черт таланта
Шолохова.

Один из самых замечательных персонажей романа, дед Щукарь, переворачивает односторонне серьёзный смысл происходящего, сначала показывая

Один из самых замечательных персонажей романа, дед Щукарь,
переворачивает односторонне серьёзный смысл происходящего,
сначала показывая смешные стороны страшной борьбы, но в тоже
время Шолохов показывает переживания героя.

Роман-эпопея «Тихий Дон».

Российскую и мировую
Дом в Вешенской,
где Шолохов работал
над «Тихим Доном»
известность Шолохову
принёс роман «Тихий
Дон» (тт. 1-3, 1927-
1928, т. 4 1940 г.) о
донском казачестве в
Первой мировой и
Гражданской войнах.
Героем романа стал
народ.

Образ Григория Мелехова.

Григорий – центральная
личность в семье
Мелеховых, и трагедия его
судьбы переплетается с
трагедией его близких,
родных. На войне он видит
кровь, насилие, жестокость.
Постоянные политические
метания, душевные муки и
любовные испытания
изранили душу героя.

Образ Аксиньи Астаховой.

Аксинья пронесла
любовь к Григорию
через всю свою
трудную,
исковерканную жизнь.
Жизнь без Григория, без
любви была для
Аксиньи невыносима.
Яркая, порывистая,
самоотверженная
Аксинья остаётся
надолго в памяти
читателя.

Во время Второй мировой войны
«Тихий Дон» был переведён на
европейские языки и приобрёл
популярность на Западе, а после войны
переведён на восточные языки и нашёл
широкого читателя также и на востоке, в
том числе в Японии.

Заслуги М.А. Шолохова.

Шолохов - депутат Верховного
Совета СССР 1-9-го созывов. С
1934 он член правления СП
СССР. Член Всемирного Совета
Мира. Почётный доктор
филологических наук
Ростовского и Лейпцигского
университетов, почётный доктор
права Сент-Андрусского
университета. Награжден 4
орденами Ленина, 2 другими
орденами, а также медалями,
иностранным орденом. Лауреат
Нобелевской премии (1965).

По мотивам
произведений
Шолохова сняты
фильмы. За первую и
вторую книги
«Поднятой целины»
писатель был
удостоен в
1960 году
Ленинской премии.

В 1965 г. в
Стокгольме Михаилу
Александровичу
Шолохову была
вручена Нобелевская
премия за роман
«Тихий Дон».

Памятник Михаилу
Шолохову на
набережной реки
Дон в городе
Ростове-на-Дону.

Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 году на Кружилинском хуторе в крестьянской семье. Его мать, Анастасия Даниловна, была служанкой в доме помещика Попова, а отец, Александр Михайлович, был выходцем из купеческой семьи и также занимался торговлей.

Своё образование Шолохову не удалось завершить до конца из-за начавшейся революции, а позже и гражданской войны. Поначалу он посещал церковно-приходскую школу, а потом поступил в гимназию, окончив 4 класса.

В 17 лет юный писатель приезжает в Москву учиться. Поступить на рабфак ему не удалось, поскольку он не был комсомольцем. Испытывая финансовые затруднения, Шолохов вынужден жить на случайные заработки. Он пытается работать грузчиком, каменщиком.

В это же время происходит его знакомство с кружком писателей «Молодая гвардия», и он пробует себя в писательстве. В 1923 году его фельетон «Испытание» публикуется в газете «Юношеская правда».

В 1924 году Михаил Александрович связывает свою жизнь с Марией Петровной Громославской. Она была дочерью атамана. Вместе с ней писатель проживет до конца своих дней.

Этот год также считается самым плодотворным творчески. Появляются рассказы «Продкомиссар», «Алешка», «Пастух», «Коловерть» и многие другие. Работая над рассказами, писателю удалось собрать большое количество материала о Гражданской и Первой мировой войне. Эти заметки впоследствии станут базой для романа «Тихий Дон».

В 1928 году публикуются два первых тома романа «Тихий Дон». Работа над произведением продвигается очень интенсивно. Роман признали «бытописательским», однако, благодаря вмешательству Серафимовича, роман был опубликован и работа над ним продолжилась.

После публикации в жизни Шолохова начинается черная полоса. На юного писателя, которому тогда едва стукнуло 23, обрушился поток клеветы и оскорблений. Книга стала предметом для споров, а талантливого писателя обвиняли в плагиате и лжи. Стойко перенеся все удары судьбы, Михаил Александрович продолжил работу над книгой.

Издается третья книга, хотя и не сразу. После этого работа над «Тихим Доном» временно приостанавливается, писатель берется за роман «Поднятая целина». После издания «Поднятой целины», на «Тихий Дон» обращает внимание сам Иосиф Виссарионович Сталин. Он положительно воспринял произведение и настоял на дальнейшей его публикации.

После выхода последнего тома «Тихого Дона» не прекращаются споры и скандалы. Писателя всё так же обвиняют в плагиате и лжи. Среди обвинителей оказался сам Солженицын. Однако Шолохов за своё произведение был награжден орденом Ленина и был удостоен Нобелевской премии.

В течение Первой мировой войны писатель отправляется на фронт в качестве военного корреспондента. Начинается работа над романом: «Они сражались за Родину».

После войны Михаил Александрович много времени уделяет общественной деятельности. Участвует в работе Всемирного конгресса в области культуры.

Михаил Александрович Шолохов умер в 1984 году. За свою жизнь ему удалось внести огромный вклад в развитие русской и мировой литературы.

Михаил Александрович Шолохов

Презентация к уроку

литературы в 11 классе.

Составила: учитель русского языка и литературы МБОУ «Усть-Майская СОШ» Красноштанова О.В.


„ Чем еще может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас, если не доверием народа, не признанием того, что ты отдаешь народу..., Родине все свои силы и способности „.

М.А. Шолохов



Из семейного альбома

Александр Михайлович и Анастасия Даниловна с сыном Мишей в мужском училище.


Творчество писателя

  • В середине 1920 года Шолохов работает учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого населения.
  • В конце 1922 года приезжает учиться в Москву.
  • В 1923 году в газете «Юношеская правда» публикуется его первый фельетон «Испытание».В следующем году- рассказ «Родинка».



  • 1926 год - начало работы над романом „Дихий Дон“.
  • 1928 год – первая публикация „Тихого Дона“.
  • 1930 год – первый художественный фильм по роману „Тихий Дон“.



  • 1941г. роман „Тихий Дон“ отмечен Государственной премией 1 степени.
  • 1941г. Шолохов-корреспондент направлен в действующую армию.
  • 1943-1944гг. печатаются главы романа „Они сражались за Родину“.


  • 21 февраля 1984 года М.А. Шолохов умер в станице Вешенской.
  • На Родине писателя открыт Государственный музей-заповедник.

«Громадная заслуга

М. Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий. Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего».

Разделы: Литература

Цели и задачи урока:

  1. Дать обзор жизненного и творческого пути М.А.Шолохова; показать значение его творчества и общественной деятельности.
  2. Развивать навыки сопоставительного анализа, самостоятельность суждений учащихся.
  3. Воспитывать интерес к творчеству М.А. Шолохова.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приёмы: использование межпредметных связей с историей (историческая обстановка 20-30-х годов); сообщение учителя о значении личности и произведений Шолохова в мировой культуре; сообщения учащихся по биографии и творчеству писателя, заполнение хронологической таблицы, показ слайдов.

Форма проведения: слайдовая презентация с применением новых информационных технологий.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, созданная в среде MS POWER POINT на тему: «М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность». Выставка иллюстративных и документальных материалов о жизни и творчестве М.А.Шолохова.

Подготовительный этап.

1. Учащиеся готовят индивидуальные задания:

  1. Сообщение о жизни и творчестве М.А.Шолохова.
  2. Выучить наизусть стихотворение В. Фирсова «Дом, в котором родился Шолохов».
  3. Сжатый пересказ произведения М.А.Шолохова «Нахалёнок».
  4. Сообщение о сборнике М.А.Шолохова «Донские рассказы».
  5. Сообщение о романе «Тихий Дон».
  6. Выучить наизусть стихотворение Н. Рыленкова «Есть вечные глубины в «Тихом Доне».
  7. Выучить наизусть стихотворение А. Сафронова «…Пойдёшь в станицу…».
  8. Сообщение о романе «Поднятая целина».
  9. Сообщение о рассказе «Судьба человека».

2. Оформление выставки «М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность».

3. Презентация на тему: «М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

Учитель показывает слайд №1 (тема урока).

Дети в тетрадях записывают число и тему урока, чертят хронологическую таблицу.

Учитель показывает слайд №2 (портрет писателя и список регалий).

Перед вами портрет Михаила Александровича Шолохова, выдающегося советского писателя и общественного деятеля. Список званий и наград Шолохова говорит о значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре.

Учитель показывает слайд №3 и читает эпиграф к уроку.

«Чем же ещё может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас, если не доверием народа, не признанием того, что ты отдаёшь народу…, Родине все свои силы и способности».

М.А. Шолохов.

Звучит классическая музыка. Сообщение ученика.

24 мая 1905 года в хуторе Кружилинском станицы Вешенской Донского округа у Анастасии Даниловны Кузнецовой и Александра Михайловича Шолохова родился сын Михаил.

Учитель показывает слайд №4 (дом, в котором родился Шолохов).

Ученик рассказывает стихотворение В. Фирсова « Дом, в котором родился Шолохов».

Среди шести материков
В краю, где плещет Дон,
Стоит на стыке двух веков
Соломой крытый дом.
Я низко кланяюсь ему,
Не постучав в окно.
Другие люди в том дому
Живут давным-давно.
Но та же в окнах синева.
И так же помнит дом того,
Кто первые слова
Здесь начинал с трудом.

Сообщение ученика.

До смерти первого мужа Анастасии Даниловны в 1913 году родители будущего писателя не состояли в браке, так как церковь не признавала разводов. После венчания Миша был «усыновлён» собственным отцом.

Мать Шолохова - из крестьянской семьи, отец- выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницей. В 1910 году Александр Михайлович с Анастасией Даниловной и сыном Мишей переехали в хутор Каргинский, сняв квартиру в центре хутора.

В 1912 году Миша был принят в мужское училище по второму году обучения. В связи с болезнью глаз Александр Михайлович повёз сына в Москву, в известную глазную больницу доктора Снегирёва, там Мишу определили в частную гимназию имени Г. Шелапутина.

Учитель показывает слайд №5 (фото из семейного альбома) и комментирует.

Перед вами фото из семейного альбома. Александр Михайлович и Анастасия Даниловна с сыном Мишей, учеником 1 класса приходского училища.

Миша очень любил свою маму. Умная, энергичная женщина, она много внимания уделяла воспитанию сына.

Сообщение ученика.

В 1915 году Александр Михайлович перевёл его в Богучаровскую мужскую гимназию, Воронежской губернии. В июне 1918-го немецкие войска подошли к Богучару, занятия в гимназии прекратились. Александр Михайлович забрал сына. Осенью Мишу отдали в Вешенскую смешанную гимназию. В ней он проучился лишь несколько месяцев. В 1919 году семья Шолоховых вновь переехала в станицу Каргинскую.

Учитель показывает слайд №6 (биография и творчество писателя с 1920 по 1923 годы).

Сообщение ученика.

В середине 1920 года Шолохов работал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Почти год работал в Каргинском станичном исполкоме. В 1921 году был зачислен помощником бухгалтера заготконторы №32.

23 февраля 1922года распоряжением Доноблпродкома Михаил Шолохова в составе группы продработников командировали в Ростов на продкурсы. Окончив их 4 мая 1922 года, он 12 мая вернулся домой и сразу отправился на продовольственную работу в станицу Букановскую.

В конце 1922 года, в 17 лет, приезжает в Москву, собираясь учиться. Не смог поступить на рабфак, трудится чернорабочим, занимаясь самообразованием.

Встречается здесь с поэтами и писателями группы «Молодая гвардия». В 1923 году в газете «Юношеская правда» публикуется его первый фельетон «Испытание». В следующем году – рассказ «Родника».

Учитель показывает слайд №7 (фото М. Шолохова с женой Марией Громославской).

Сообщение ученика.

В начале 1924 года М.Шолохов вернулся на Дон, в станицу Букановскую, и женился на Марии Петровне Громославской, дочери бывшего станичного атамана, букановской учительнице. Молодые венчались в Букановской церкви. В 1924 году некоторые время молодожены жили в Москве. Шолохов ходил по редакциям, предлагал написанные им рассказы.

Умение раскрыть правду действительности в острых общественных и бытовых конфликтах, проникновенное восприятие душевных движений, стремление «сопрячь» мир чувств и действительность в едином целом характеризуют рассказы «Нахалёнок», «Председатель Реввоенсовета республики» (1925) , «Чужая кровь» (1926), «Червоточина (1926).

Учитель показывает слайд №8 (обложка книги М.А.Шолохова «Нахалёнок») и комментирует.

Сообщение ученика. Звучит сжатый пересказ рассказа «Нахалёнок».

Сообщение ученика.

В 1924 году журналах появляются рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926). Темы ранних рассказов – гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека в социальных сдвигах, происходивших в деревне. Рассказы стали знаменитым явлением в советской литературе первой половины 20-х годов.

Сообщение ученика о сборнике «Донские рассказы».

Комментарии учителя.

Уже в «Донских рассказах», подготовивших «Тихий Дон», гражданская война изображена «антиромантично», без прикрас. «Страницы рассказов густо окрашены кровью»,- писал Бирюков. Классовая ненависть сильнее родственных чувств. Сын казнит родного отца, отец в схватке убивает собственного сына. Шолохов показывает, как «безобразно просто» умирали люди.

Сообщение ученика.

В 1925 году состоялась встреча Шолохова с А.Серафимовичем, который сказал «слова одобрения и признания». На всю жизнь сохранил писатель благодарность Серафимовичу, считая его одним из первых своих из учителей.

В этом же году умер отец писателя – Александр Михайлович Шолохов. А в феврале 1926 года родилась дочь Светлана.

Учитель показывает слайд №9 (обложка роман-газеты, в которой впервые был опубликован роман «Тихий Дон» и творчество писателя в период с 1926 по 1928 годы).

Сообщение ученика.

В конце 1926 года Шолохов начинает писать роман «Тихий Дон» (1928 – 1940), первая книга которого публикуется в начале 1928 года и сразу получает признание и восторженные отзывы М. Горького и А. Серафимовича. В 1929 году отдельными изданиями выходит вторая книга «Тихий Дон».

Роман принес писателю мировую известность. Это произведение изображает донское казачество в годы первой мировой и гражданской войн, с исключительной силой рисует судьбы народа и личности в революции.

Сообщение ученика о романе «Тихий Дон».

Учитель показывает слайд №10 (кадры из фильма «Тихий Дон» и картина художника Верейского «Сцена свадьбы Григория и Натальи»).

Комментирует.

На этом слайде вы видите кадры из фильма «Тихий Дон», который был снят в 1957 году режиссёром Герасимовым. Это был 3-х серийный цветной художественный фильм, заслуживший всенародное признание.

Григория Мелехова сыграл Пётр Глебов; Аксинью – Элина Быстрицкая.

В левом нижнем углу картина художника Верейского «Сцена свадьбы Григория и Натальи».

Звучат стихи.

Николай Рыленков.

Есть вечные глубины в «Тихом Доне»,
То, что народ наш совестью зовет.
Гремит гроза, иль ясен небосвод,
Мы вновь и вновь, забыв дорогам счет,
Как в первый раз, придет к нему, и вот-
Все мелкое ушло. Душа бездонней.
Святая жажда дела жжет ладони,
Святая жажда правды сердце жжет.

Анатолий Софронов.

… Пойдешь в станицу – на горе она,
Спешат в сельпо казачки в полушалках.
Все незнакомые, и это жалко …
Узнать бы мне прохожих имена.
Хотелось бы немедля угадать:
В бордовой кофте или в кофте синей
Мелькнула за левадою Аксинья,
И сколько лет ей можно нынче дать?
Светлеет небо к полудню, и ясней
Станица вся приподнята на взгорье,
А голубое в зелени подворье
Как бы взлетело голубем над ней.

Учитель показывает слайд №11 (обложка книги М.А. Шолохова «Поднятая целина» и кадры из экранизации этого романа) .

Сообщение ученика.

Работа над завершением третьей книги прерывается, так как Шолохов начинает работу над романом «Поднятая целина» (первоначальное название «С потом и кровью»), вышедшим в 1932 году и ставшим событием в литературной жизни страны.

«Тихий Дон» охватил важнейшее десятилетие русской жизни (1912 – 1922); «Поднятая целина» (1932 – 1960) повествует о 1930 годе, о революционном переломе в жизни деревни: раскулачивание и коллективизация нашли отражение в романе.

Комментарии учителя.

«Поднятая целина» экранизировался дважды: в 1940 году режиссёром Ю.Райзманом, в 1960 году режиссёром Ивановым.

Сообщение ученика о романе «Поднятая целина».

Учитель показывает слайд №12 (фото Шолохова на фронте и биография писателя с 1941 по 1944 годы).

Сообщение ученика.

В марте 1941 года роман «Тихий Дон» отмечен Государственной

(Сталинской) премией 1 степени.

Во время Великой Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом «Правды», «Красной звезды», часто выезжал на фронт. Его очерки «На Дону», «На Смоленском направлении», рассказ «Наука ненависти» публиковались в разных изданиях и имели большую популярность, вдохновляли солдат на ратные подвиги.

Во время войны начал публикацию глав из нового романа «Они сражались за Родину» (доработанный вариант опубликован в 1969 году).

Подвиг народа в Отечественной войне определил и сюжетно-композиционный и эмоционально-стилевой строй незаконченного романа «Они сражались за Родину».

Контрастные чередования картин мирной, хотя уже и потревоженной трудовой жизни с изображением коротких солдатских передышек и внезапно вспыхивающих боёв позволяют писателю воссоздать единый облик воюющего народа.

Учитель показывает слайд №13 (обложка книги «Судьба человека» и годы публикации этого рассказа).

Сообщение ученика.

Рассказ «Судьба человека» (1956 – 1957) стал знаменитым явлением в литературе. Трагическая история жизни взята в её связи с событиями войны – историческими испытаниями в жизни народа, государства и отдельного человека. Из жизни Андрея Соколова автор отбирает только то, что даёт возможность осмыслить человеческую судьбу в связи с трагическими событиями. Это позволяет писателю показать Человека и Войну, несовместимость мира и фашизма.

Учитель показывает слайд №14 ( кадры из фильма «Судьба человека») . Комментирует.

Перед вами кадры из фильма «Судьба человека», который был снят режиссёром Сергеем Бондарчуком в 1959 году. Главную роль Андрея Соколова сыграл сам Сергей Бондарчук. Ванюшу – Леонид Борискин.

Создатели фильма были удостоены Ленинской премии.

Сообщение ученика о рассказе «Судьба человека».

Учитель показывает слайд №15 (вручение М.А.Шолохову Нобелевской премии).

Сообщение ученика.

В 1960 году выходит вторая книга «Поднятой целины». Шолохову присуждена Ленинская премия, которую он передаёт на строительство школы в станице Каргинской.

В 1965 году М.А.Шолохову присуждается Нобелевская премия за роман «Тихий Дон».

Выбор редакции
Увидев умершего родственника живым во сне, большинство людей останется под неприятнейшим впечатлением. К чему снятся умершие родственники...

Из компота — к расставанию с возлюбленным. К чему снится ягода морошка , постараемся глубоко вникнуть в суть такого сна, во первых и это...

Образ спящей девочки, явившийся во сне, обещает долгожданный прорыв в профессиональной сфере. Период застоя сменится фазой активного...

Беременность во сне трактуется сонниками по-разному. Значение такого сновидения зависит от многих факторов. Во-первых, носите ли вы...
ВконтактеОдноклассники Приснилось украли Деньги, но нужного толкования сна нет в соннике?Наши эксперты помогут Вам узнать к чему снится...
Ягоды смородины крупных размеров, пригрезившиеся во сне, пророчат спящему человеку жизненные блага, веселье и счастливое будущее. Но,...
Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) - русский советский поэт, драматург, переводчик, литературный критик. Лауреат Ленинской (1963) и...
Леонид Григорьевич Петровский родился 12 июня 1897 года (по другим данным 1902 года) в посёлке Щербиновский рудник, ныне город Дзержинск...
Вальтер Венк Венк, Вальтер (Walter Wenk; 1900-1982) - немецкий военный деятель; генерал танковых войск (1945). Уроженец Виттенберга....