Сказочный мир Елены Поленовой: волшебные иллюстрации к русским сказкам, которые рождались во сне. Сказочный мир Елены Поленовой: волшебные иллюстрации к русским сказкам, которые рождались во сне Картины елены поленовой к сказкам



До недавнего времени имя Елены Поленовой оставалось в тени славы ее брата – известного русского художника XIX в. Василия Дмитриевича Поленова, хотя ее творчество было не менее самобытным. Она стояла у истоков русского неоромантического стиля, следуя традициям живописи В. Васнецова. Елена Поленова – автор волшебных иллюстраций к русским сказкам , воплощавших «пленительное безумие детской фантазии». В 2012 г. в Третьяковской галерее прошла ее персональная выставка – первая после 1902 г. После этого о ней снова вспомнили и заговорили, а ее творчество стало известно широкой аудитории.





А. Бенуа писал о ней с восхищением: «Поленова заслужила себе вечную благодарность русского общества тем, что она, первая из русских художников, обратила внимание на самую художественную область в жизни – на детский мир, на его странную, глубоко поэтическую фантастику. Она, нежный, чуткий и истинно добрый человек, проникла в этот замкнутый, столь у нас заброшенный детский мир, угадала его своеобразную эстетику, вся заразилась пленительным "безумием" детской фантазии».





Сказки для Поленовой стали своеобразным бегством от реальности: в 27 лет она пережила личную трагедию, сломившую ее и едва не ставшую причиной помешательства. Девушка собралась замуж за врача, с которым познакомилась, работая в госпитале во время русско-турецкой войны. Но ее родители были категорически против и расстроили брак. После этого Елена решила оставшуюся жизнь посвятить общественной деятельности и искусству.



Найти спасение в искусстве девушке помог ее брат – художник Василий Поленов. В усадьбе известного мецената Саввы Мамонтова в Абрамцево на тот момент собирались лучшие представители творческой интеллигенции. Вместе с женой Мамонтова Елена ездила по деревням, собирая народные костюмы, бытовую утварь, полотенца и скатерти для будущего музея. В столярной мастерской по ее эскизам создавали уникальную мебель.



Настоящей отдушиной для Поленовой стали сказки: она создала иллюстрации к «Войне грибов», «Морозко», «Коту и лисе», «Белой уточке», «Волку и лисе», «Избушке на курьих ножках», «Мачехе и падчерице». О многих работах она говорила, что они приходили к ней во сне. Атмосфера ее картин настолько таинственна и мистична, что в это легко поверить. Для иллюстрирования она брала не только известные сказки из сборника Афанасьева, но и те, которые услышала и записала сама, в окрестных деревнях.





Увлечение Поленовой народным искусством было разносторонним: она создавала эскизы мебели, навеянные народными мотивами, подбирала для театральных постановок Мамонтовского кружка крестьянские костюмы, привезенные из Тульской губернии, делала эскизы для вышивок и обоев, не только писала иллюстрации к сказкам, но и стилизовала текст под старинный шрифт. По мнению критиков, творчество Поленовой способствовало формированию русского национального варианта стиля модерн, стояло у истоков неоромантического стиля.







«Мне бы хотелось, – писала художница, – не потерять двух способностей – способности помогать, воодушевлять, служить опорой и толчком к работе другим художникам. Другая способность – это любить и верить, и увлекаться своей работой. Больше мне ничего не нужно. Конечно, оценка, поддержка, интерес других людей, особенно тех, мнением которых дорожишь, очень драгоценны, но неизмеримо важнее те силы, которые внутри живут и которые дают питание огню, горящему в душе. Лишь бы он не потухал…».





Елена Поленова была не единственной художницей, видевшей сюжеты картин во сне:
Иллюстрации Елены Дмитриевны Поленовой

«Её занимало всё русское, национальное, народное. Как известно, не только её. Ибо это и было время, как бы сказали позднее,
«пробуждения национального сознания» в среде творческой интеллигенции, потребности возвращения к истокам чисто русской культуры.

Елена Дмитриевна, первая из русских художников обратила внимание, что русские дети растут на немецких и английских сказках.
Она с огорчением обнаружила, как писала В.В. Стасову, что «не знает ни одного детского издания, где бы иллюстрации передавали поэзию
и аромат древнерусского склада». И она решила попробовать себя в книжной иллюстрации для детей.»

Искусствовед, заслуженный работник культуры РФ Лидия Кудрявцева

Елена Дмитриевна Поленова (1850 — 1898) — сестра художника В.Д.Поленова, одна из первых русских художниц-иллюстраторов, график, живописец, мастер декоративно-прикладного искусства.

Елена Дмитриевна родилась в семье, все члены которой так или иначе были связаны с научным и художественным миром.

Отец Дмитрий Васильевич Поленов был уважаемым учёным, археологом, историком. А брат Василий Дмитриевич Поленов, как известно, прославленный живописец, замечательный пейзажист.

Мария Александровна Поленова, мать Елены Дмитриевны, была художницей и детской писательницей. Из её книги «Лето в Царском Селе» узнаёшь, как замечательно воспитывала она своих детей, уделяла внимание занятиям русской и мировой истории, подолгу и умно беседовала с ними, занималась рисованием. Дети не знали праздности.

Однако Елена Дмитриевна не была студенткой Академии Художеств, поскольку в те годы женщины к учёбе в высших учебных заведениях не допускались. Но она училась у замечательного русского художника и педагога П.П.Чистякова, позже у И.Н.Крамского и далее уже в Париже, в мастерской Ш.Шаплена.


«Пейзаж с воронами».1880-е.

В 1877-м Поленова поехала в Киев к сестре. Шла русско-турецкая война. Сёстры работали в госпитале, собирались открыть свою амбулаторию, ходили на женские медицинские курсы. Здесь же, в Киеве, Елена Дмитриевна влюбилась в талантливого врача, профессора киевского университета А.С.Шкляревского. Чувство было взаимным, но семья Елены Дмитриевны категорически возражала против этого брака и сделала всё, чтобы он не состоялся…

В результате этой личной трагедии Поленова, по воспоминаниям друзей, очень изменилась. Стала более замкнутой, холодной, как будто затаился на время маленький яркий огонёк в её душе.

Она решила оставшуюся жизнь посвятить общественной деятельности и занятиям искусством. Поступила в рисовальную школу при Обществе Поощрения Художеств (1878-1880). Училась сразу в двух классах: акварельном и керамическом.

На экзаменах была удостоена серебряных медалей (золотых в школе при ОПХ не давали) и — случай весьма необычный для того времени — получила предложение поехать на стажировку в Париж. «Какой скандал, Вася, — писала она брату, — меня посылают в командировку за границу от О-ва поощрения. Я думаю, это первый пример в истории, по крайней мере в русской, чтобы особа нашего бабьего сословия получала поручение и отправляема была в командировку с целью изучения и т.д.»


«На дворе зимой» 1886 г.

Приехав в 1882 году в Москву, Елена Дмитриевна вместе с братом В. Д. Поленовым оказалась в центре кружка талантливой молодежи, который составляли: К. А. Коровин, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, А. Я. Головин, С. В. Иванов, М. В. Якунчикова, И. С. Остроухов.

Тёплая, дружественная, творческая атмосфера, царившая в кружке, воскресила её от тяжёлого сна, в котором она жила после трагедии в личной жизни; разбудила дремавшие до этого времени силы художницы — вновь зажгла огонёк в её душе и жажду не только общественной работы, но и творчества.


«Заводь в Абрамцеве» 1888 г.

Поленова принимала активное участие в творческих вечерах кружка. Шила костюмы для театральных постановок. Подолгу гостила в имении Мамонтовых Абрамцево. Ходила на этюды вместе с Константином Коровиным.

Здесь же Поленова познакомилась и с Виктором Васнецовым. «Кто дал мне толчок к уразумению древнерусской жизни — так это Васнецов, — писала она Стасову, — у Васнецова я не учи-лась в прямом смысле слова, т.е. уроков у него не брала, но как-то набиралась около него понимания русского народного духа».

Это общение во многом определило народный дух её дальнейших творческих исканий. Стихийно сложившийся «абрамцевский художественный кружок» сыграл большую роль в развитии национальной художественной культуры, во многом определив особенности стиля модерн в России.


«Зверь (Змий)»

Не правда ли, в работе «Зверь» уже чувствуется влияние нового стиля модерн.

Всё больше увлекаясь русским народным искусством, Поленова вместе с Елизаветой Григорьевной Мамонтовой начала создавать в Абрамцеве музей народного искусства, собирая по деревням предметы быта, образцы ткачества, вышивки, зарисовывая орнаменты. Чтобы пополнить коллекцию, дамы даже ездили в специальные экспедиции за предметами быта по Ярославской, Владимирской и Ростовской губерниям.

Экспонаты коллекции служили образцами для столярно-резчицкой мастерской, управляемой Е. Д. Поленовой и Е. Г. Мамонтовой. С 1885 по 1894 год Елена Дмитриевна выполнила свыше 100 проектов мебели и предметов декоративно-прикладного искусства (мебель, расписные фарфоровые блюда).


Тарелочки «Времена года».

На навесных шкафчиках и полочках, стульях, лавках, изготовленных по проекту Поленовой, можно видеть, как она преображала мотивы пейзажа в орнамент и узор для резьбы.


Мебель по эскизам Е.Д. Поленовой. 1880-1885-е годы.

Елена Дмитриевна с увлечением создавала орнаменты для мебели и утвари по мотивам русских народных орнаментов. «…У нас условие: по возможности не прибегать к помощи изданий и вообще печатного материала. Например, не заимствовать форм и рисунков в памятниках общеизвестных или находящихся в открытых музеях… наша цель — подхватить ещё живущее народное творчество и дать ему возможность развернуться…», — писала художница.

У мастерской было много заказов, а в Москве был даже открыт специальный магазин.


Буфет в доме архитектора Кузнецова, выполненного по эскизам Поленовой.

Эта «способность к русскому стилю», внимательнейшее и кропотливое изучение русского народного искусства, «страсть к национальному складу» не могли не подвести художницу к знакомству с фольклором. Поленова заинтересовалась иллюстрированием сказок.


«Вы спрашиваете, как мне пришло в голову иллюстрировать «грибной поход». Я начала не с него, а с других сказочных сюжетов, заимствованных из сборника Афанасьева, по правде сказать, рисовала я их без определённой цели, потому что мне нравились мотивы русских сказок (я всегда любила русскую жизнь в её прошлом). Эти рисунки видели у меня кое-кто из приятелей, стали говорить об издании — мысль мне улыбнулась — я начала иллюстрировать афанасьевскую «Белую уточку».

Потом, когда сцены с человеческими фигурами показались мне однообразными, мне захотелось другого, и тогда я вспомнила «войну грибов» в той редакции, как я слышала её от своей бабушки в очень раннем детстве, редакцию с вариантом об волнушечьем монастыре, которого я потом нигде не встречала.

Так как издание предназначалось для детей, то я постаралась перенестись в то далёкое время, когда, слушая этот рассказ, я представляла себе в лесу миниатюрные посёлки, монастыри и города, выстроенные, так сказать, в грибном масштабе, в которых живут и действуют эти удивительные существа, так как в детском разумении гриб — это существо совсем живое и очень привлекательное…»


Иллюстрация к сказке «Война грибов»


Иллюстрация к сказке «Белая уточка».

Для иллюстрирования она брала не только уже опубликованные сказки из сборника Афанасьева, но и активно собирала сказки сама, ходя по окрестным деревням. В деревнях за художницей обычно шла вереница ребятишек. Чтобы «удержать их в спокойствии», она просила рассказывать ей сказки и тут же записывала текст.

«Избушку на курьих ножках» записал по просьбе художницы грамотный крестьянский мальчик, - «мастер сказки сказывать», как говорили о нём его товарищи. Слышал он эту сказку в своей же деревне.


Иллюстрация к сказке «Избушка на курьих ножках».

Здесь её ждало не одно открытие. Так, записав в глухой северной деревне текст народной сказки «Сынко-Филипко», рассказывающей о мальчике, вырезанном из чурбанчика и оживлённом любовью и теплом матери, она убедительно доказала, что данный сюжет является архетипическим для русской культуры, то есть не был заимствован из западноевропейских литературных источников.

Первые иллюстрации к сказкам Елена Дмитриевна сделала в 1886 году. С этого времени до конца своей жизни она не бросала любимого занятия. За двенадцать лет Поленова сделала иллюстрации более чем к двадцати русским народным сказкам и поговоркам.


Баня-теремок в Абрамцево. В ней находится очень оригинальная комната - «шкатулка». На стенах - иллюстрации Е.Д. Поленовой к «Сказке о Маше и Ване».

В последствии, такие мастера, как И.Билибин, С.Малютин, Г.Нарбут, Д.Митрохин, считали себя её учениками и последователями.

Поленова собиралась и дальше продолжать работу над сказками… Увы, её мечтам не суждено было осуществиться. В апреле 1896 года, когда она ехала на извозчике по крутому спуску к Трубной площади, пролётка налетела на рельсы конки и перевернулась. Поленова ударилась головой о мостовую, и её болезнь и смерть спустя два года были следствием этого удара. Потрясённый Василий Поленов писал: «Она неутомимо работала, можно сказать, всю свою жизнь и всё время шла вперёд, и вот, когда талант её развился и окреп, когда полная творческих замыслов она могла бы дать ещё много высокодаровитого и интересного, жестокая судьба её убивает…»

А.Н.Бенуа сказал уже после смерти Елены Дмитриевны: «Поленова заслужила себе вечную благодарность русского общества тем, что она первая из русских художников обратила внимание на самую художественную область в жизни - на детский мир, на его странную, глубоко поэтическую фантастику. Она нежный, чуткий и истинно добрый человек, проникла в этот замкнутый детский мир и угадала его своеобразную эстетику».via

Ну и я чуть добавлю что нравится --

«Иван-царевич и Жар-птица»
Эскиз адреса к 25-летию творческой деятельности М. М. Антокольского.
1896г.

тут есть--


http://vsdn.ru/museum/catalogue/?direction=&genre=&issearch=1&location=%25C3%25EE%25F1%25F3%25E4%25E0%25F0%25F1%25F2%25E2%25E5%25ED%25ED%25FB%25E9%20%25E8%25F1%25F2%25EE%25F0%25E8%25EA%25EE-%25F5%25F3%25E4%25EE%25E6%25E5%25F1%25F2%25E2%25E5%25ED%25ED%25FB%25E9%20%25E8%20%25EF%25F0%25E8%25F0%25EE%25E4%25ED%25FB%25E9%20%25EC%25F3%25E7%25E5%25E9-%25E7%25E0%25EF%25EE%25E2%25E5%25E4%25ED%25E8%25EA%20%25C2.%25C4.%20%25CF%25EE%25EB%25E5%25ED%25EE%25E2%25E0&pic_author=&pic_key=&pic_name=&type=

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет - господь сына блудного спросит:
"Был ли счастлив ты в жизни земной?"

И забуду я все - вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав -
И от сладостных слез не успею ответить,
к милосердным коленам припав.

На этюдах в Абрамцеве

В 1882 году Елена Дмитриевна Поленова приехала в Абрамцево и сразу вошла в товарищество кружка. Как и все члены объединения, она участвует в "беседе с природой", наблюдая в ней мельчайшие подробности. "С натурой пейзажной, конечно, есть стороны более трудные, чем с натурой живой или мертвой, которую работаешь в мастерской, но зато сколько поэзии, насколько сильнее живется в то время, когда ведешь эту увлекательную беседу с природой", - писала Е.Д. Поленова П.Д. Антиповой. Она очень много работала, и манера ее от этюда к этюду становилась все свободнее. Природа Абрамцева, ее мирный настрой имели бесконечные возможности для художницы, в скором будущего иллюстратора сказок.

Многочисленные пейзажи стали предтечей орнаментального творчества художницы, особенно интенсивного в последние годы жизни. Непринужденно, как будто без всякого усилия орнаменты появляются в воображении художницы, заполняют десятки, сотни листов. "Я предоставила фантазии водить своей рукой", - так пишет об этом Елена Дмитриевна.
"Изображения фантастических растений мало похожи на настоящие. Ей часто снились их причудливые сочетания, и, проснувшись, она спешила занести сновидения на бумагу.
...Художница обладала "цветным слухом", и много орнаментов родилось во время исполнения музыки. Та словно воплощалась в хрупкие растительные формы". (из статьи Л. Румянцевой "Сказочный мир Елены Поленовой")


Столярная мастерская

Летом 1881 года Репин и Поленов принесли с прогулки из соседней деревни Репихово старинную резную доску замечательной красоты, которая украшала фасад избы. Осенью этого же года Поленов привез из Саратовской губернии несколько деревянных вальков. Тогда же состоялась поезда Е.Г. Мамонтовой в Ярославль и Ростов с целью собирания предметов крестьянского обихода. Приехав в 1883 году в Абрамцево Поленова обнаружила замечательное собрание предметов прикладного искусства. Она попала в обстановку живого интереса к русской старине, изучения и сохранения ее памятников. Ее письма этого времени представляют собой своеобразную хронику подобных увлечений в кружке, возрастания ее собственного интереса к национально русскому.
В 1884 году "вошли в моду своеобразные архитектурные занятия". В 1885 году "шкапчики... вздумали расписывать во вкусе древнерусской живописи". Чуть позже: "На музей... очень увеличивается, часто предпринимаем археологические экскурсии". 1888 год: "Набираемся русского духа". "Мне все наше русское все симпатичнее и симпатичнее становится".
Художница обращается к дедовским заветам, крестьянским ремеслам, старинному мастерству. В 1885 г. Е.Д. Поленова становится художественным руководителем Абрамцевской столярной мастерской, в которой крестьянских ребят обучали плотницкому и столярному делу.
...Цель Поленовой - принести в город красоту крестьянского быта и укрепить гибнущие художественные традиции народа.
"Цель наша подхватить еще живущее народное творчество и дать ему возможность развернуться". Она серьезно изучает произведения народного творчества - много собирает и зарисовывает, чтобы копировать народные изделия, творчески их осмыслить и "пересказать" в абрамцевской мастерской, на их основе создавать самостоятельные авторские вещи.
..."Собирали мне цветы, которыми я пользуюсь для шкафчика... подбирали лягушат - это мои новые натурщики".
За несколько лет художницей было создано более ста образцов изделий: шкафов, полочек, буфетов, аптечек. Характер изделий определялся вкусами самого автора: они украшались орнаментальными вставками, геометрической (трехгранновыемчатой) и, позже, крупнорельэфной резьбой. Был налажен сбыт абрамцевских изделий. В Москве широко известны были магазины на Поварской улице и в Петровских линиях: "Продажа резных по дереву вещей работы учеников столярной мастерской сельца Абрамцева".

(из кн.: Музей-заповедник "Абрамцево". - М., 1988).

В экспозиции музея можно увидеть и копии крестьянских изделий, сделанных в абрамцевской мастерской (стол и кресла), и своеобразную интерпретацию мотивов многих крестьянских предметов - знаменитый "шкафчик с колонкой, сделанный по эскизам Поленовой, и дубовый висячий шкаф, самостоятельную работу художницы.

Иллюстрации к сказкам

«Думаю, что иллюстрировать наши русские сказки, — писала Елена Дмитриевна, — дело большой важности. Я не знаю ни одного детского издания, где бы иллюстрации передавали поэзию и аромат древнерусского склада, и русские дети растут на поэзии английских, немецких (впрочем, чудно иллюстрированных) сказок…»

"Белая уточка"

Первая по замыслу сказка Е. Поленовой.
Она была навеяна очарованием прудов старого толстовского сада в Москве, где жила в ту пору семья Поленовых, неспешными утками на воде... А моделью для ребяток в гнезде уточки послужил маленький Федюшка - первенец Василия Дмитриевича Поленова.

Живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства, сценограф.

Родилась в семье дипломата, археолога и библиофила Д. В. Поленова, младшая сестра художника В. Д. Поленова.

Первоначальное художественные навыки получила под руководством П. А. Черкасова и П. П. Чистякова, у которых занималась с 1859. В 1864–1867 посещала занятия в Рисовальной школе Общества поощрения художников (ОПХ), где училась у И. Н. Крамского. Позднее брала у него частные уроки. В 1869 отправилась в Париж, продолжила образование в студии Ш. Шаплена. В 1871 возвратилась в Петербург. В 1875–1877 занималась в частной мастерской П. П. Чистякова. В 1877–1878 во время Русско-Турецкой войны работала в добровольческом санитарном отряде.

В 1879 возобновила уроки у П. П. Чистякова. Параллельно в 1879–1880 училась в керамическом классе Рисовальной школы ОПХ. В 1879 была награждена малой серебряной медалью, годом позже получила большую серебряную медаль за керамическую пластину «Пир у Иоанна Грозного» по рисунку В. Г. Шварца. Весной 1880 получила командировку в Европу для изучения керамического производства. Несколько месяцев работала в Париже в керамической мастерской А. Е. Егорова, пользовалась советами керамистов Ж.-Т. Дека и П. Зифферта.

В конце 1880 возвратилась в Петербург, продолжила образование в акварельном классе Рисовальной школы ОПХ. Параллельно преподавала там живопись по фарфору и фаянсу. Создала в Школе класс майолики. В 1882 за акварель с натуры была награждена большой серебряной медалью. С 1880 принимала участие в выставках Общества русских акварелистов.

В том же году переехала в Москву, где сблизилась с С. И. Мамонтовым, став активным участником литературных, драматических и рисовальных вечеров в доме Мамонтова, одним из основных членов Абрамцевского художественного кружка. Создавала эскизы костюмов и декораций для домашних спектаклей «Алая роза» С. И. Мамонтова (1883), «Царь Саул» С. И. и С. С. Мамонтовых (1890) и других. Как сценограф сотрудничала с Русской частной оперой Мамонтова, в частности отвечала за костюмы действующих лиц и хора в постановке оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (1885). В 1884 вступила в Московское общество любителей художеств, почти ежегодно участвовала в его выставках.

В 1885 вместе с Е. Г. Мамонтовой организовала в Абрамцево столярно-резчицкую мастерскую, которую возглавляла до 1892. Создала более ста эскизов предметов утвари и мебели, по которым резчиками мастерской выполнялись изделия. Стала одним из основателей в Абрамцево музея народного искусства и гончарной мастерской. В 1884 совершила путешествие по Волге, Дону, Кавказу, Крыму. В 1884–1890 участвовала в поленовских рисовальных вечерах и акварельных утрах. С конца 1888 рисовальные четверги по ее инициативе заменились керамическими.

В конце 1880-х - начале 1890-х создала два обширных цикла иллюстраций, объединивших более двадцати фольклорных произведений, в частности «Белая уточка» (1886), «Лисичка-сестричка и волк», «Волк и лисица», «Иванушка-дурачок» (все - 1887), Дед Мороз» (1888), «Война грибов», «Избушка на курьих ножках» (обе - 1889). В 1887 удостоилась второй премии на выставке Общества поощрения художеств за картину «Иконописная мастерская XVII столетия».

В 1893 стала одним из членов-учредителей Московского товарищества художников. В 1893–1894 участвовала в оформлении интерьера церкви женского ремесленного училища в Кологриве Костромской губернии. В 1895 вместе с А. Я. Головиным, Е. А. и А. А. Карзинкиными путешествовала по Европе. В 1896 сотрудничала в кустарной мастерской М. Ф. Якунчиковой в селе Соломенка Тамбовской губернии, где создавала эскизы вышивок и панно. В 1897 для лечения совершила поездку в Испанию и Францию.

В 1898 разрабатывала проект столовой в русском стиле для дома Якунчиковых в Наре под Москвой, а также занималась подготовкой Кустарного отдела на Всемирной промышленной выставке в Париже 1900. Однако из-за ранней смерти художницы эти работы завершал Головин.

Мемориальные выставки Поленовой состоялись в Москве и Петербурге в 1902. Ретроспективные выставки художницы были организованы в 1925 в Абрамцево, в 1998 в Поленово, в 2000–2001 в Тарусе и Серпухове.

Творчество Поленовой оказало существенное влияние на возникновение неорусского направления в искусстве рубежа XIX - XX столетий. В своих произведениях она стремилась к соединению черт народного и профессионального академического искусства, много занималась художественно-археологическими изысканиями, изучением традиционных орнаментов, фольклора. Наиболее значителен вклад Поленовой в развитие декоративно-прикладного искусства: керамики, деревянной мебели, вышивки. Как станковист она работала меньше, предпочитая живописи акварель. Причем, многие акварельные этюды Поленовой представляют собой разработку орнаментальных мотивов, впоследствии находивших отражение в эскизах мебели и вышивок.

Существует проблема атрибуции произведений художницы в области декоративно-прикладного искусства. Ей, подчас без серьезных оснований, приписывают многие изделия столярной мастерской Абрамцево в «русском стиле», которую она долгое время возглавляла.

Произведения художницы находятся во многих музейных и частных собраниях России, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Музее-усадьбе «Абрамцево» и многих других.


«Её занимало всё русское, национальное, народное. Как известно, не только её. Ибо это и было время, как бы сказали позднее, «пробуждения национального сознания» в среде творческой интеллигенции, потребности возвращения к истокам чисто русской культуры.

Елена Дмитриевна, первая из русских художников обратила внимание, что русские дети растут на немецких и английских сказках. Она с огорчением обнаружила, как писала В.В. Стасову, что «не знает ни одного детского издания, где бы иллюстрации передавали поэзию и аромат древнерусского склада». И она решила попробовать себя в книжной иллюстрации для детей.» Лидия Кудрявцева






Иллюстрации Елены Дмитриевны Поленовой

Елена Дмитриевна Поленова (1850 — 1898) — сестра художника В.Д.Поленова, одна из первых русских художниц-иллюстраторов, график, живописец, мастер декоративно-прикладного искусства.

Елена Дмитриевна родилась в семье, все члены которой так или иначе были связаны с научным и художественным миром.

Отец Дмитрий Васильевич Поленов был уважаемым учёным, археологом, историком. А брат Василий Дмитриевич Поленов, как известно, прославленный живописец, замечательный пейзажист. Мария Александровна Поленова, мать Елены Дмитриевны, была художницей и детской писательницей. Из её книги «Лето в Царском Селе» узнаёшь, как замечательно воспитывала она своих детей, уделяла внимание занятиям русской и мировой истории, подолгу и умно беседовала с ними, занималась рисованием. Дети не знали праздности.

Однако Елена Дмитриевна не была студенткой Академии Художеств, поскольку в те годы женщины к учебе в высших учебных заведениях не допускались. Но она училась у замечательного русского художника и педагога П.П.Чистякова, позже у И.Н.Крамского и далее уже в Париже, в мастерской Ш.Шаплена.

«Пейзаж с воронами».1880-е.

В 1877-м Поленова поехала в Киев к сестре. Шла русско-турецкая война. Сёстры работали в госпитале, собирались открыть свою амбулаторию, ходили на женские медицинские курсы. Здесь же, в Киеве, Елена Дмитриевна влюбилась в талантливого врача, профессора киевского университета А.С.Шкляревского. Чувство было взаимным, но семья Елены Дмитриевны категорически возражала против этого брака и сделала всё, чтобы он не состоялся…

В результате этой личной трагедии Поленова, по воспоминаниям друзей, очень изменилась. Стала более замкнутой, холодной, как будто затаился на время маленький яркий огонёк в её душе. Она решила оставшуюся жизнь посвятить общественной деятельности и занятиям искусством. Поступила в рисовальную школу при Обществе Поощрения Художеств (1878-1880). Училась сразу в двух классах: акварельном и керамическом. На экзаменах была удостоена серебряных медалей (золотых в школе при ОПХ не давали) и — случай весьма необычный для того времени — получила предложение поехать на стажировку в Париж. «Какой скандал, Вася, — писала она брату, — меня посылают в командировку за границу от О-ва поощрения. Я думаю, это первый пример в истории, по крайней мере в русской, чтобы особа нашего бабьего сословия получала поручение и отправляема была в командировку с целью изучения и т.д.»
«На дворе зимой» 1886г.

Приехав в 1882 году в Москву, Елена Дмитриевна вместе с братом В. Д. Поленовым оказалась в центре кружка талантливой молодежи, который составляли: К. А. Коровин, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, А. Я. Головин, С. В. Иванов, М. В. Якунчикова, И. С. Остроухов.

Тёплая, дружественная, творческая атмосфера, царившая в кружке, воскресила её от тяжёлого сна, в котором она жила после трагедии в личной жизни; разбудила дремавшие до этого времени силы художницы — вновь зажгла огонёк в её душе и жажду не только общественной работы, но и творчества.
«Заводь в Абрамцеве» 1888г.

Поленова принимала активное участие в творческих вечерах кружка. Шила костюмы для театральных постановок. Подолгу гостила в имении Мамонтовых Абрамцево. Ходила на этюды вместе с Константином Коровиным. Здесь же Поленова познакомилась и с Виктором Васнецовым. «Кто дал мне толчок к уразумению древнерусской жизни — так это Васнецов, — писала она Стасову, — у Васнецова я не учи-лась в прямом смысле слова, т.е. уроков у него не брала, но как-то набиралась около него понимания русского народного духа».
Это общение во многом определило народный дух её дальнейших творческих исканий. Стихийно сложившийся «абрамцевский художественный кружок» сыграл большую роль в развитии национальной художественной культуры, во многом определив особенности стиля модерн в России.
«Зверь (Змий)»

Не правда ли, в работе «Зверь» уже чувствуется влияние нового стиля Модерн.

Всё больше увлекаясь русским народным искусством, Поленова вместе с Елизаветой Григорьевной Мамонтовой начала создавать в Абрамцеве музей народного искусства, собирая по деревням предметы быта, образцы ткачества, вышивки, зарисовывая орнаменты. Чтобы пополнить коллекцию, дамы даже ездили в специальные экспедиции за предметами быта по Ярославской, Владимирской и Ростовской губерниям. Экспонаты коллекции служили образцами для столярно-резчицкой мастерской, управляемой Е. Д. Поленовой и Е. Г. Мамонтовой. С 1885 по 1894 год Елена Дмитриевна выполнила свыше 100 проектов мебели и предметов декоративно-прикладного искусства (мебель, расписные фарфоровые блюда).


Тарелочки "Времена года".

На навесных шкафчиках и полочках, стульях, лавках, изготовленных по проекту Поленовой, можно видеть, как она преображала мотивы пейзажа в орнамент и узор для резьбы.



Мебель по эскизам Е.Д. Поленовой. 1880-1885-е годы.

Елена Дмитриевна с увлечением создавала орнаменты для мебели и утвари по мотивам русских народных орнаментов. «…У нас условие: по возможности не прибегать к помощи изданий и вообще печатного материала. Например, не заимствовать форм и рисунков в памятниках общеизвестных или находящихся в открытых музеях… наша цель — подхватить ещё живущее народное творчество и дать ему возможность развернуться…», — писала художница.
У мастерской было много заказов, а в Москве был даже открыт специальный магазин.

Буфет в доме архитектора Кузнецова, выполненного по эскизам Поленовой.

Эта «способность к русскому стилю», внимательнейшее и кропотливое изучение русского народного искусства, «страсть к национальному складу» не могли не подвести художницу к знакомству с фольклором. Поленова заинтересовалась иллюстрированием сказок.

«Вы спрашиваете, как мне пришло в голову иллюстрировать «грибной поход». Я начала не с него, а с других сказочных сюжетов, заимствованных из сборника Афанасьева, по правде сказать, рисовала я их без определённой цели, потому что мне нравились мотивы русских сказок (я всегда любила русскую жизнь в её прошлом). Эти рисунки видели у меня кое-кто из приятелей, стали говорить об издании — мысль мне улыбнулась — я начала иллюстрировать афанасьевскую «Белую уточку». Потом, когда сцены с человеческими фигурами показались мне однообразными, мне захотелось другого, и тогда я вспомнила «войну грибов» в той редакции, как я слышала её от своей бабушки в очень раннем детстве, редакцию с вариантом об волнушечьем монастыре, которого я потом нигде не встречала. Так как издание предназначалось для детей, то я постаралась перенестись в то далёкое время, когда, слушая этот рассказ, я представляла себе в лесу миниатюрные посёлки, монастыри и города, выстроенные, так сказать, в грибном масштабе, в которых живут и действуют эти удивительные существа, так как в детском разумении гриб — это существо совсем живое и очень привлекательное…»

Иллюстрация к сказке «Война грибов»
Иллюстрации к сказке «Белая уточка».

Для иллюстрирования она брала не только уже опубликованные сказки из сборника Афанасьева, но и активно собирала сказки сама, ходя по окрестным деревням. В деревнях за художницей обычно шла вереница ребятишек. Чтобы «удержать их в спокойствии», она просила рассказывать ей сказки и тут же записывала текст. «Избушку на курьих ножках» записал по просьбе художницы грамотный крестьянский мальчик, - «мастер сказки сказывать», как говорили о нем его товарищи. Слышал он эту сказку в своей же деревне.

Иллюстрации к сказке «Избушка на курьих ножках».

Здесь ее ждало не одно открытие. Так, записав в глухой северной деревне текст народной сказки «Сынко-Филипко», рассказывающей о мальчике, вырезанном из чурбанчика и оживленном любовью и теплом матери, она убедительно доказала, что данный сюжет является архетипическим для русской культуры, то есть не был заимствован из западноевропейских литературных источников.

Первые иллюстрации к сказкам Елена Дмитриевна сделала в 1886 году. С этого времени до конца своей жизни она не бросала любимого занятия. За двенадцать лет Поленова сделала иллюстрации более чем к двадцати русским народным сказкам и поговоркам.

Баня-теремок в Абрамцево. В ней находится очень оригинальная комната - "шкатулка". На стенах - иллюстрации Е.Д. Поленовой к "Сказке о Маше и Ване".

В последствии, такие мастера, как И.Билибин, С.Малютин, Г.Нарбут, Д.Митрохин, считали себя её учениками и последователями.

Поленова собиралась и дальше продолжать работу над сказками… Увы, её мечтам не суждено было осуществиться. В апреле 1896 года, когда она ехала на извозчике по крутому спуску к Трубной площади, пролётка налетела на рельсы конки и перевернулась. Поленова ударилась головой о мостовую, и её болезнь и смерть спустя два года были следствием этого удара. Потрясённый Василий Поленов писал: «Она неутомимо работала, можно сказать, всю свою жизнь и всё время шла вперёд, и вот, когда талант её развился и окреп, когда полная творческих замыслов она могла бы дать ещё много высокодаровитого и интересного, жестокая судьба её убивает…»

А.Н.Бенуа сказал уже после смерти Елены Дмитриевны: «Поленова заслужила себе вечную благодарность русского общества тем, что она первая из русских художников обратила внимание на самую художественную область в жизни - на детский мир, на его странную, глубоко поэтическую фантастику. Она нежный, чуткий и истинно добрый человек, проникла в этот замкнутый детский мир и угадала его своеобразную эстетику».

Источники:
http://bibliogid.ru/articles/2563
http://www.mosjour.ru/index.php?id=470
http://polenovousadba.ru/11-komnata-e-d-polenovoj
Фото:
http://otkritka-reprodukzija.blogspot.ru/2008/07/1850-1898.html
http://starina-rus.ru/kartinki/70.php
http://rezbaderevo.ru/topic.php?topic_id=480

Выбор редакции
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...

Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...

Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...

Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...
Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...
Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....