Скрипка духовой инструмент. Струнные смычковые инструменты: Скрипка. Ржевская Римма Ивановна


Зачастую в симфонических оркестрах скрипка применяется для ведения основной музыкальной темы. Такую роль может исполнять одна или несколько скрипок. Скрипка-соло принадлежит первому скрипачу. Кстати, начинать учиться играть на скрипке лучше с четырехлетнего возраста.

В настоящее время на музыкальном рынке существует несколько основных размеров скрипок. К примеру, самым маленьким музыкантам подойдет скрипка размера 1/16. Самыми популярными размерами принято считать 1/8, 1/4, 1/2, ¾. Обычно такие музыкальные инструменты подбирают для детей, которые уже занимаются в музыкальной школе или недавно приступили к обучению. Для среднестатистического взрослого наилучшим инструментом станет скрипка размера 4/4. Также могут создаваться и скрипки промежуточных размеров 1/1 и 7/8. Однако они являются наименее востребованными.

Также выделяют три основные категории скрипок - мастеровые, фабричные и заводские. Мастеровыми называются музыкальные инструменты ручной работы. Обычно они изготавливаются под конкретного заказчика и могут передаваться из поколения в поколение. В основном мастеровые скрипки полноразмерными.

Мануфактурные скрипки - это инструменты начала прошлого века. Правда среди них можно встретить битые и затем восстановленные инструменты. Поэтому лучше покупать такую скрипку с профессионалом.

Заводскими скрипками принято называть современные музыкальные инструменты, которые изготавливаются на различных фабриках. Правда скрипки такого уровня являются базовым и бюджетным вариантом. На вторичном рынке они не будут иметь никакой ценности.

Как правильно выбрать скрипку

Для того, чтобы подобрать скрипку под себя необходимо поставить ее на левое плечо и вытянуть впереди себя левую руку. При этом голова скрипки окажется в середине ладони музыканта. Пальцы же должны полностью обхватывать головку. Современные потребители могут выбрать для себя классическую или электроскрипку.

Некоторые музыканты предпочитают только классические скрипки, потому что электрический вариант инструмента не может дать такой же чистый звук. Тем более играть в симфоническом оркестре на электроскрипке просто невозможно. По тембру и тональности она сильно отличается от классической версии. При покупке скрипки не стоит выбирать первый попавшийся инструмент.

Скрипка – артефакт в мире музыки, это настоящая волшебная палочка. Скрипка известна всем. При воспоминании о ней никто не начинает спорить, как о других струнных: «А виолончель, это большая такая? Или контрабас побольше? А виолина тогда какая?». Всем известно, что такое скрипка и как она выглядит. Но это в том случае, если играть вы на ней не собираетесь. А вот если собираетесь, узнать о ней придётся гораздо больше, ведь скрипки бывают очень и очень разными.

Итак, скрипка – струнный смычковый инструмент высокого регистра, считается предназначенной в основном для сольных партий. Имеет древнейшую историю, современный вид получила в 16 веке. Скрипки всегда делали скрипичные мастера, нынче очень ценятся работы Страдивари и Гварнери.

Инструмент имеет четыре струны по квинтам g, d1,a1,e2, (бывают пятиструнные, с – «до» малой октавы). Тембр инструмента густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем.


Компоненты и виды современных скрипок

Анатомия скрипки


Корпус имеет грушеподобную форму, рассчитанную строго математически. Деки корпуса – верхняя и нижняя соединены обечайками. Они формируют своды скрипки, их толщина и форма являются важными для силы и тембра звучания. Чем выше обечайки из твёрдого дерева, тем более глухой и мягкий звук, чем ниже – тем более пронзительны и невесомы верхние ноты. Уголки на обечайках нужны для позиционирования смычка. В корпусе находится душка, которая передаёт вибрации с подставки через верхнюю деку у нижнюю, благодаря чему скрипка звучит густо и звонко. Нижняя дека делается из целого куска или двух одинаковых половинок древесины твёрдых пород. Верхняя половина сделана из ели, и имеет резонаторные отверстия – эфы. На середине деки закреплена подставка для струн, под ней прикреплена пружина, планка, благодаря которой верхняя дека лучше резонирует. Сила и звучание очень зависят от материала и менее от состава лака для инструмента. Лак играет большую роль в защите инструмента от внешней среды, и придаёт ей цвета от золотистого до орехового.

Подгрифок – держит струны, ранее делался из красного или чёрного дерева, нынче часто - из пластмасс или сплавов. Подгрифок имеет петлю и чётыре петлицы для струн. Ныне в отверстии часто ставят рычажно-винтовые механизмы, которые облегчают настройку. Также в состав скрипки входит петля из толстой струны или проволоки, и пуговка, навершие колка, она держит подгрифок и выдерживает нагрузку около 24 кг. Подставка оказывает опору для струн и передаёт колебания со струн на деки, поэтому её местоположение определяет звучание – если она ближе к подгрифку – звук глуше, а дальше – ярче.

Гриф состоит из целой полочки твёрдого дерева (чёрного эбенового или палисандра), изогнутая, чтобы смычок не цеплял при игре другие струны. Порожек – пластинка из дерева, в которую проведены струны. Шейка – полукруглая деталь, за которую исполнитель держит скрипку. Колковая коробка – часть шейки, где находятся две пары колков, которые настраивают струны. Их необходимо смазывать притирочной пастой. Завиток – украшение скрипки, «фирменный знак» мастера.

Струны: 1-я - Ми второй октавы, звучит звонко и блестяще, 2-я - Ля первой октавы, мягкое звучание, 3-я - Ре первой октавы, мягкий матовый тембр, 4-я - Соль малой октавы, густой звук.

Аксессуары

Смычок, деревянная трость с колодкой и волосом из конского хвоста с чешуйками. Подбородник – устройство для держания скрипки. Мостик – пластинка для держания скрипки на ключице. Также к скрипке полагаются «глушилка», благодаря которой скрипка еле звучит – слышная исполнителю и неслышная окружающим (для учёбы), а также машинка – средство для настройки, которое зависит от размера скрипки.


Виды скрипок

Скрипки бывают:

  • Акустическими . Другими словами, это обычная деревянная скрипка, которая звучит благодаря корпусу и его особенностям. Акустическая скрипка предназначена для игры в оркестре или соло. Это лучший вариант для того, чтобы учится играть на скрипке, ведь только на натуральном инструменте можно научиться полноценно извлекать звуки, на других видах скрипки это невозможно. Лишь после полного обучения игры на скрипке акустического типа можно играть на других инструментах.
  • Электроскрипка . Её звучание отличается материалом – сталь, ферромагнит, электромагнит, а также звукоснимателями пьезоэлектрическими или магнитными. Электронная скрипка очень напоминает традиционную скрипку, но звучание её более резкое и ближе к синтетическому, это легко понять, послушав Ванессу Мей или Линдси Стирлинг. Скрипка может иметь до 10 струн и резонирующий или каркасный корпус. К сожалению, скрипка не подходит для оркестра, она будет очень выделяться звуком, а также не даст чистоты и уникальности звука.
  • Полуакустическая скрипка – объединение корпусного звучания и звукоснимателей.

Также выделяют мастеровые, фабричные или заводские скрипки. Мастеровые очень дорогие и сделанные под конкретного музыканта, фабричные – старинные, сделанные вручную мастерами небольших фабрик до 20 века, а также заводские – базовый вариант для любого музыканта – они могут звучать ничем не хуже авторских, но не имеют материальной ценности.


Скрипка – основные размеры

Размер скрипок зависят от длины руки играющего. Итак, скрипка – основные размеры:

  • 4/4 – четыре четверти (целая) – самая большая скрипка, предназначена для самых старших учеников школы и взрослых. Скрипка 4/4 в Кишиневе приобретается в основном для уверенной игры на инструменте.
  • 1/2 – одна вторая (половинка) – для детей 9 –10 лет, а также для младших, но высоких.
  • 3/4 – три четверти (трехчетвертная) – нечто среднее между (1/2) и (4/4), для детей около 12–15 лет, но это необязательный вариант, можно переходить с половинки сразу на целую скрипку.
  • 1/4 – одна четверть (четвертинка) – для возраста с 4 до 9-ти лет.
  • 1/8 и 1/16 (восьмушка и шестнадцатая) – для самых маленьких. Детская скрипка 1/8 в Молдове пользуется стабильно высоким спросом, в основном такой размер покупают для ребят, которые еще находятся в процессе обучения.
  • 7/8 – чуть больше трехчетвертной, обычно такой размер имели скрипки знаменитых мастеров Амати и Страдивари.

Из маленькой скрипки невозможно извлечь качественный звук, ведь они предназначены для учёбы. Чтобы понять, какого размера скрипка нужна музыканту, нужно измерить длину от нижней части завитка до деки (исключая «пуговицу» на которой крепят подгриф. Далее мерим заднюю деку от «плеча» скрипки до низа деки, исключая «пятку», которая выступает у основания шейки скрипки со стороны задней деки.

Смотрим данные таблицы:

Размер
скрипки

Длина скрипки
корпус / общая (см.)

Примерный
возраст (лет)
4/4 35,5 см / 60 см 11 - 12 / взрослый
7/8 34,3 см / 57,2 см 11+ / взрослый
3/4 33 см / 53,3 см 9 -12
1/2 31,75 см / 52 см 7 - 9
1/4 28 см / 48,25 см 5 - 7
1/8 25 см / 43 см 4 - 6
1/10 22,9 см / 40,6 см 4 - 5
1/16 20,3 см / 36,8 см 3 - 5
1/32 19 см / 32 см 1 - 3

Используя данную таблицу можно подобрать ориентировочный размер инструмента.

Подобрать смычок для скрипки можно используя следующие параметры:

Размер скрипки Длина руки Размер смычка
(длина см.)
Примерный
возраст (лет)

4/4

58 см и более

11 - 12+ / взрослый

7/8

56 см и маленькие кисти рук

11+ / взрослый

3/4

1/2

1/4

1/8

1/10

1/16

1/32

менее 35,5 см

В основном все взрослые играют на полноразмерных скрипках. Самое главное в выборе – убедиться в комфортности игры на инструменте, чтобы четвёртый палец попадал в интонацию удобно.

Скрипка – живое существо, с характером, эмоциями и душой. Её голос способен играть на струнах нашей души и делать их тоньше, открывать в них новые, неизведанные ранее глубины. Вы сможете приобрести эти чудесные инструменты на нашем сайте. В нашем магазине доступные скрипки разных размеров, в том числе обучающий инструмент для самых маленьких. Цена на скрипки в Молдове в нашем магазине полностью соответствует заявленному высокому качеству!

В нашем интернет магазине вы сможете . У нас самые низкие цены на скрипки в Кишиневе. Акустические скрипки 1/2, 1/4, 1/8, 3/4, 4/4 в наличии. Доставка осуществляется по всей стране.

В процессе развития человечества и появлении общественных отношений возникает потребность в осмыслении художественно- эстетических и культурных ценностей, создании направлений во всех видах искусства.
Многовековой процесс развития струнно- смычковых инструментов в Европе имеет довольно сложную внутреннюю структуру и должен рассматриваться в комплексе музыкально- художественной исполнительской и композиторской деятельности.
Развитие художественных вкусов общества вызывает потребность в создании соответствующей музыкальной литературы, новых форм музицирования, усовершенствования исполнительских приемов.
Стремление к созданию « поющих» струнно- смычковых инструментов стимулировало поиск разнообразных форм музыкальной выразительности, эмоциональности и тепла, присущих человеческому голосу и определило направление эволюции музыкальной культуры.
Генезис скрипки до сих пор остается предметом исследований, споров, предположений. Несомненно, что в истории реконструкции и усовершенствования скрипки никому нельзя отдать пальму первенства. Идея скрипки устанавливалась столетиями, на что указывает многовековой процесс находок и усовершенствований множества разнообразнейших видов музыкальных инструментов. Процесс формирования смычкового инструментария начинается с появления и использования в музыкальной практике 13 столетия гитароподобного фиделя и мандолинообразного ребека.
Не вызывает сомнения, что скрипка, перед тем как обрасти свою окончательную форму, подвергалась всяческим экспериментам. Изготавливались инструменты выпуклые как мандолина, высокие, низкие, плоские, в разных частях корпуса вырезались отверстия в виде круга, прямой полоски, сабли. Вместо завитка изготавливались разные фигуры(львиная и человеческая голова и т.д.).
Формирование скрипки происходило параллельно в разных странах Европы- Италии, Германии, Польше, Франции. Свое окончательное, классическое воплощение оркестровое семейство скрипок получило в конце 16 столетия в Италии и стало вытеснять своих предшественников
Необходимо отметить, что эволюция звучания струнно- смычковых инструментов происходила в двух направлениях. С одной стороны изготавливались инструменты с сильным, строгим, низким тембром и не гибким звуком, а с другой стороны - нежным, ясным, высоким тембром, но не достаточно мощным.
Яркими представителями первого направления являются мастера Брешии(Италия) Гаспаро де Сало (1542 - 1609) и Паоло Маджини (1580 - 1632) , а так же польский мастер Марцин Гроблич - старший, который работал в Кракове приблизительно в это время. Тембр звука скрипок брешианских мастеров напоминал звучание виол; то есть при большой силе он был завуалированным, по характеру как бы альтовый.
Основоположником другого направления приятно считать основателя кремонской школы мастеров (Италия) Андреа Амати (1535 - 1611) - одного из великих реформаторов скрипки.
Изменив конструкцию инструмента, уменьшив размеры по сравнению с брешианскими, добавив другой характер контуров, понизив бока и увеличив своды дек, кремонский мастер сумел придать звуку своих скрипок тембр, приближенный к человеческому голосу. В своих зрелых работах Андреа Амати окончательно вырабатывает законченность классической формы скрипки.
Широкая популярность именно этого типа инструмента и его звучность объясняется тем что вплоть до последних десятилетий 18 столетия в Европе музыка в основном исполнялась в небольших помещениях для ограниченного круга слушателей, а скрипка Амати наполняла своим звучанием большие залы.
Со временем музыкальное исполнительство выходит из закрытого круга его ценителей и становится массовым. Концерты начинают проходить в больших помещениях заполненных достаточно людной аудиторией. От инструментов- скрипки, альта, виолончели и контрабаса- тут нужен сильный, яркий звук, способный наполнять концертные залы, где исполняются произведения, созданные для солистов, разных ансамблей и первых небольших оркестров.
В связи с новыми задачами мастера безостановочно стремятся придать звуку смычковых инструментов большей интенсивности, масштабности, сохраняя мягкость, красоту тембра.
В работах гениальных итальянских мастеров Антонио Страдивари (1644 - 1737) и Иосифа Гварнери дель Джезу (1687 - 1745) соединение эластичности, нежности с интенсивной плотностью звучания достигает совершенства.
С появлением в 17 столетии плеяды выдающихся скрипачей и композиторов стиля музыкального Барокко - итальянцев Арканджело Корелли (1653 - 1719) , Антонио Вивальди (1678 - 1744) , Джузеппе Тартини (1692 -1749) ,Пьетро Локателли (1653 - 1764) , немцев Иоганна Себастьяна Баха (1685 - 1750) и Георга Фридриха Генделя (1685 - 1759) возникает необходимость дальнейшего совершенствования конструкции инструментов струнно- смычкового семейства.
Учитывая практические требования к игре в более высоких позициях идет процесс установления постоянного размера мензуры (под термином « мензура» имеется ввиду длинна той части струны, которая вибрирует, звучит) путем увеличения длинны шейки и грифа инструмента; приобретают классическую, акустически оправданную форму и размер пружина, душка, подставка; используются новые материалы для изготовления струн.

Вторая половина 18 столетия дает музыкальному искусству новый импульс развития. Появляется виртуозно- романтическое направление в музыке ярчайшими представителями которого являются скрипачи- виртуозы и композиторы Джованни Виотти (1755 - 1824) и Николо Паганини (1782 - 1840) в Италии, Людвиг Шпор (1784 - 1859) в Германии.Кроме значительного расширения скрипичного репертуара они сделали значительный вклад в усовершенствование инструмента. Л. Шпор изобретает подбородник, а Дж. Виотти помогает французскому мастеру Ф. Турту создать новый тип смычка.
Франсуа Турт (1747 - 1835) заменил прямую трость смычка вогнутой, определил, что лучшим материалом для изготовления является древесина фернамбука, применил расположение волоса не пучком, как это было раньше, а в виде ленты, определил оптимальный размер и вес смычка: для скрипки - 730-740 мм;55-60 г; альта - 60 - 65 г; виолончели - 710 мм; 70 - 78 г; контрабаса - 700 мм; 135 - 150 г.
Использование смычка конструкции Ф. Турта сыграло огромную роль в развитии техники игры на струнно- смычковых инструментах, позволило расширить выразительные возможности исполнения, содействовало широкому применению разнообразных летучих и прыгающих штрихов. Классически совершенная конструкция смычков Ф. Турта легла в основу робот следующих мастеров вплоть до нашего времени.
Вершиной музыкальной классики Венского периода является творчество Йозефа Гайдна (1732 - 1890), Вольфганга Моцарта (1756 - 1791) и Людвига Ван Бетховена (1770 - 1827) .
Одним из требований классицизма стало стремление к усилению оркестрового звучания, что привело к увеличению количественного состава оркестра, а так же к появлению(середина 19 столетия) оркестрового типа смычковых инструментов, наделенных сильным, грубовато - резким, «безтембровым» звучанием.
В связи с увеличением спроса на инструменты скрипичного семейства большое развитие приобретает мануфактурное и фабричное производство, падает техническая и художественная сторона работы многих мастеров, исчезает творческая основа такого тонкого процесса, каким является изготовление концертных струнно- смычковых инструментов для сольного исполнительства.
Возникновение в прошлом столетии огромного количества литературы по истории, теории и практике изготовления струнно- смычковых инструментов подтверждает начало возникновения возрождения искусства изготовления скрипичного инструментария в странах Европы. Публикуются многочисленные материалы о научных исследованиях в области акустики, химического анализа, проводятся разные поиски и теоретические предположения в попытках установить утраченные знания, раскрыть секреты искусства изготовления инструментов итальянских мастеров 17- 18 столетий. Такие исследования проводятся до сих пор.
В 20 столетии во многих странах возникают ассоциации скрипичных мастеров. Конкурсы смычковых инструментов проводятся как в составе международных фестивалей скрипачей, виолончелистов, струнно- смычковых ансамблей и других, так и отдельно, наиболее авторитетными среди которых являются творческие соревнования в Кремоне (Италия) - имени Антонио Страдивари, в Москве (Россия) - имени Чайковского и в Познани (Польша) - имени Генриха Венявского.
На территории Восточной Европы, в том числе и на Украине, смычковые инструменты существовали с давних времен. Предшественниками скрипки у славянских народов считаются широко распространенные в быту Киевской Руси гудок и так называемая «польская скрипица». Свидетельством этого является изображение музыканта со смычковым инструментом типа гудка на фреске Софиевского собора в Киеве, что относится по мнению ряда исследователей к 11 столетию.

Большая популярность смычковых инструментов в значительной мере обусловлена особенной ментальностью славянских народов, их природной музыкальной одаренностью основой которой является непревзойденная культура сольного и хорового пения, характерной чертой которого является искренность и несравненная мелодичность.Распространенность разных видов музыкальных ансамблей, в состав которых обязательно входят смычковые инструменты, приводит к тому, что игра на них становится неотъемлемой частью жизни украинца, обрядов и праздников.
В течении 18- 19 столетий процесс развития музыкальной культуры в Западной Европе идут очень быстро. Появляются новые виды музыкального искусства: опера, симфоническая и камерная музыка; совершенствуется техника исполнительского мастерства. Проведение гастролей зарубежных исполнителей и целых театральных коллективов на востоке Европы дает возможность обогатить музыкальную жизнь славянских народов, что стимулирует возникновение многочисленных аматорских, а затем и профессиональных музыкальных коллективов - симфонических и камерных оркестров.
Большую роль в становлении профессионального музыкального искусства Восточной Европы сыграла практика приглашения на службу иностранных музыкантов и мастеров.
Так в России долгое время работали выдающиеся скрипачи- виртуозы и композиторы Анри Вьетан (1820 - 1881) , Генрих Венявский (1835 - 1880) , основатель русской скрипичной школы Леопольд Ауэр (1848 - 1930).
Среди мастеров струнно- смычковых инструментов, которые работалив Петербурге и Москве, известны выходцы из Германии: Франц Штейнингер (1778 - 1852) , Людвиг Отто (1821 - 1887) ;из Франции - Эрнест Сальзар (1842 - 1897) , Эдуард Арну и Огюст Дидло - ученик знамениого Ж. Б. Вильома. На Украине работали: француз Бастьен Маризо, поляк Овручкевич - в Харькове; в Киеве - Павел Хилинский, который приехал из Варшавы; чехи Франтишек Шпидлен (1880 - 1916) и его племянник Евгений Витачек (1880 - 1946) ; позднее стал основателем советской школы скрипичных мастеров, которые создали стройную систему построения струнно - смычковых инструментов на основе гармонической настройки дек.
Деятельность иностранных специалистов способствовала зарождению и развитию национальных школ мастеров струнно- смычковых инструментов.
Среди тех, кто достиг мировой славы и признания следует отметить: Ивана Андреевича Батова (1767 - 1841), которых долгое время был крепостным графа Шереметьева; Николая Федоровича Киттеля (1806 - 1868) , смычки которого считаются непревзойденными и сейчас; Анатолия Ивановича Лемана (1859 - 1913) - всесторонне образованного человека, талантливого мастера, который имел основательные научные знания. Его теоретические и практические наработки в построении смычковых инструментов сыграли особенную роль в развитии и пробуждении интереса музыкантов к новым инструментам, способных конкурировать со старинными итальянскими.
Особенное место в истории создания и совершенствования струнно- смычковых инструментов принадлежит Льву Владимировичу Добрянскому (1862 - 1941?) - популярному в Западной Европе благодаря его собственному методу усовершенствования акустических возможностей скрипки.

Мастер, художник, ювелир, поэт, человек с разнообразными талантами, хранитель коллекции скрипок царя Николая 2 в Петербурге, Л. Добрянский долгое время жил и работал в Одессе, где разрабатывал оригинальную модель скрипки без углов. Среди учеников Л. Добрянского - широко известный киевский реставратор скрипок и смычковых инструментов Иван Леонтьевич Битус (1917 - 2003) - авторитетный эксперт в области антикварных и старинных инструментов.
Дальнейшее развитие искусства создания струнно- смычковых инструментов на Украине связано с деятельностью киевских мастеров Ф. Драпия, С. Коваля, О. Пехенько, а так же Г. Вейтишина(Львов), О. Войцешко(Харьков) и других.
В наше время на Украине существует основанная в 1991 году « Ассоциация мастеров- художников смычковых инструментов национального всеукраинского музыкального общества» - добровольное творческое объединение профессиональных мастеров струнно- смычковых инструментов, мастеров- реставраторов, а так же музыковедов, ученых, которые работают в этой сфере искусства и действуют по принципам самоуправления, взаимопомощи, сотрудничества. На данный момент Ассоциация объединяет около 70 членов, большинство которых являются лауреатами, дипломантами и участниками международных фестивалей и конкурсов.

Что касается современной профессиональной скрипки, необходимо подчеркнуть, что на протяжении столетий, путем творческих поисков многих поколений мастеров была создана модель скрипки, которая соединила в себе художественно совершенную форму и технологически безупречную акустическую конструкцию. Это дает возможность исполнителю добиваться звучания похожего на пение человеческого голоса с его характерной динамикой и эмоциональной насыщенностью.
Все музыкальные инструменты скрипичного семейства- скрипка, альт, виолончель и контрабас- состоят в основном из соединенных в единую конструкцию одинаковых частей, которые отличаются только размерами. В скрипке таких частей насчитывается около ста.
Главные части скрипки.
Корпус или патрон состоит из верхней и нижней дек, соединенных между собой обечайками. Деки состоят из верхнего и нижнего овала между которыми делаются вырезы - эсы. Размер корпуса определяется длинной нижней деки от края верхнего овала без пятки до края нижнего. Стандартным считается размер 355- 360 мм.
Верхняя дека изготавливается из цельного или склеенного из двух половинок куска ели. На верхней деке располагаются звуковые отверстия- эфы длинной 76- 78 мм. На внутренней стороне деки под басовой струной крепится с определенным напряжением и формой пружина (или басовая балка) - сделанная из ели: длинна 27 мм, высота 12 мм и ширина 5-6 мм.
Нижняя дека как и верхняя может быть цельной или состоять из двух частей(явор, который еще называют белым кленом).
Обечайки - это шесть выгнутых по форме дек пластинок(клен) , высотой возле основания шейки 28- 30 мм, а возле пуговицы 29- 31 мм. Толщина обечаек 1- 1, 5 мм. Обечайки соединяются между собой с помощью приклеивания шести кусочков ели или ольхи, которые называются клоцами. Четыре боковых клоца, расположенные по углам, и верхний и нижний, которые имеют выпуклую форму. В верхнем клоце делается паз для вставки шейки, а в нижнем- отверстие для пуговицы.
Обручики. К краям обечаек с внутренней стороны для более крепкого соединения их с деками приклеиваются узкие полоски ольхи или если шириной 2- 3 мм и высотой 5-6 мм, которые называются обручиками или контробечайками.
Ус. Соединенные две тонкие полоски черного дерева с боков и одной из клена в центре, вклеенные на глубину 2- 2, 5 мм называются усом, который является не только украшением, но и укреплением конструкции скрипки.
Шейка делается из цельного куска клена и служит для держания инструмента во время игры и приклеивания на нее грифа. С одной стороны шейка плавно переходит в головку, которая состоит из колковой коробки и завитка, а с другой стороны - в пятку, которая крепитсяв верхний клоц корпуса скрипки. Длинна шейки от верхнего края деки до порожка 130- 132 мм. Высота пятки над декой 4- 6 мм. Углубление в вырез клоца 4- 5 мм.
Гриф представляет собой пластину черного дерева длинной 270 мм и толщиной 4- 5 мм, верхняя часть которого имеет выпуклую форму. Чтоб струны при игре не касались грифа его делают слегка вогнутым. Прогиб может составлять 1- 1, 5 мм. Ширина грифа возле верхнего порожка -23- 24 мм, а на другом конце - 42- 43 мм. Угол наклона шейки с приклеенным к ней грифом, что обеспечивает правильное напряжение корпуса и удобство игры для исполнителя определяется высотой верхней точки накладки грифа над декой (19- 21 мм) , а верх порожка должен быть ниже проекции плоскости краев обечаек.
Верхний и нижний порожки изготавливаются из черного дерева.
Верхний порожек служит для прохождения струн над грифом и колками. Для удобства игры в нижних позициях порожек обязательно должен повторять конфигурацию грифа, иметь ширину 23- 24 мм и подниматься над ним не больше, чем на 1- 1, 5 мм. Рациональное расстояние между струнами на верхнем порожке 5- 6 мм, а глубина пазов для них которые имеют выпуклое ложе, не должна превышать половину диаметра струны.
Нижний порожек служит для плавного перегиба через него крепления подгрифника. Высота порожка над декой должна составлять 4- 4, 5 мм.
Колки существуют для натяжения струн и изготавливаются из черного дерева или палисандра. Колки и отверстия для них в колодце головки скрипки должны иметь одинаковую конусность и располагаться так, чтоб струна, проходя от своего колка до порожка не цепляла и не ложилась на соседние колки. Добиться плавного, равномерного вращения колков в пазах, что совершенно необходимо для точной настройки, можно по очереди натирая места соприкосновения сухим мылом и мелом или специальной колковой смазкой.
Подгрифник или струнодержатель изготавливается из твердых пород дерева и крепится с помощью жильной или синтетической петли за специальную пуговицу. Желательно что бы расстояние пазов для струн на подгрифнике приблизительно соответствовало расстоянию между струнами на подставке, а нижний край петли располагался не более 3- 4 мм от нижнего порожка, что создает необходимое натяжение струн и позитивно отражается на звучании инструмента.
Пуговица служит для закрепления подгрифника и вставляется в отверстие сделанное в нижнем клоце. Конус пуговицы должен соответствовать конусу отверстия и быть такой же длинны что и толщина клоца.
Подставка- это кленовая клинообразная пластинка с фигурными вырезами, которая служит для поддержки струн и передачи их колебаний корпусу скрипки. От качества дерева, формы и толщины подставки в значительной мере зависят сила, ровность и тембр звучания инструмента.
Подставка изготавливается из выдержанного прямослойного клена радиального распила с хорошо развитыми сердцевинными лучами, к тому же линии годовых слоев должны быть строго параллельны ее ширине.
Высота подставки, в первую очередь, зависит от высоты струн в конце грифа, что должно составлять для струны ми 2,5- 3 мм, ля и ре 3, 5-4 мм, соль- 4, 5- 5 мм.
Таким образом высота подставки- 30- 32 мм.
Ширина подставки не должна превышать расстояния между верхними точками эфов, причем центр левой ножки должен находиться точно над пружиной.
Расстояние между струнами на подставке принято делать из расчета, что между крайними-ми и соль- будет 34- 36 мм. В этом случае исполнитель должен выбирать удобное для себя расстояние между струнами в пределах: ми и ля 10- 11 мм; ля и ре 11-11, 5мм; ре и соль 11, 5-12мм.
Толщина подставки зависит от качества дерева: чем тверже дерево, тем тоньше подставка. Оптимальными считаются следующие толщины: вверху 1, 5- 2 мм, внизу 4- 4, 5 мм.
Что касается вырезов(окон) подставки, их формы и размеров, то у каждого мастера они разные, а варьирование так или иначе влияет на настройку, меняя характер звучания инструмента.

На скрипку подставка ставится так, чтоб средняя линия деки проходила точно под центром подставки, находилась между внутренними зарубками эфов и имела наклон 3- 5 градусов к подгрифнику.
Подставка должна быть тщательно подогнана к деке для чего приглашается профессиональный скрипичный мастер.
Душка имеет важнейшее акустическое значение в конструкции скрипки. Ее функция- уравновешивать сопротивление корпуса скрипки давлению струни обеспечивать передачу вибрации с верхней деки на нижнюю.
Душка представляет собой цилиндрический стержень, сделанный из выдержанной ели с годовыми слоями1- 1, 5 мм и диаметром 5- 6 мм. Располагается в середине корпуса скрипки за правой ножкой подставки. Расстояние от душки до подставки во многом зависит от толщины дек инструмента и может составлять от 1 до 4 мм.
Настоящая припасовка и установка душки- сложная, кропотливая работа, которая требует большой точности и профессиональных навыков.
Большое значение для удобства игры на скрипке имеет подбородник, выбор которого происходит индивидуально для каждого исполнителя, исходя из его физиологических особенностей. Материал из которого изготавливается подбородник и место его крепления на корпус скрипки заметно влияет на звучание инструмента.
Важным для удобства игры на скрипке является и мостик. Большинство современных скрипачей пользуются мостиками разнообразные виды которых изготавливаются многочисленными фабриками.
При выборе мостика необходимо, что бы его конструкция отвечала следующим требованиям:
Во- первых, мостик должен быть удобным при держании инструмента во время игры, не сковывать движения исполнителя. Учитывая антропологические данные играющего необходимо установить высоту мостика и выбрать место его крепления на корпусе скрипки;
во- вторых, мостик не должен сжимать нижнюю деку настолько, чтоб ограничивать ее вибрацию, тем самым негативно влияя на звучание инструмента;
в- третьих, крепление мостика не должно портить корпус инструмента.
Органичной составляющей профессионального скрипичного музыкального исполнительства является уход за скрипкой. Любить и беречь свою скрипку, заботиться о ней- неотъемлемая часть жизни настоящего музыканта.
Рожденная разумом и душой мастера, созданная кропотливой, самоотверженной работой, скрипка подходит исполнителю, становится его неотъемлемой частью, верным соратником, голосом, которым можно выражать самые тайные мысли, чувства.
Будучи чрезвычайно изысканным акустическим прибором, скрипка чутко реагирует на любые изменения окружающей среды. Следует отметить, что климатическому поясу Украины присущи значительные температурные колебания- от морозов зимой до жары летом.
В таких условиях сохранение инструмента в большой мере зависит от качества и внутреннего оснащения футляра. Для комфортного хранения инструмента выбирается просторный футляр, который имеет максимально термостойкие качества.
Скрипка должна находиться в специальном мешочке, сшитом из тонкой, плотной ткани, которая создает благоприятный микроклимат.
за скрипкой необходимо иметь несколько (для разного использования) салфеток из мягкой ткани: для снятия канифольной пыли с деки, грифа и струн; для удаления грязи и пота с шейки и обечайки; для протирания корпуса инструмента, поддерживая чистоту и благородный блеск инструмента. Не следует допускать прилипания к деке канифоли, которая плотно прилипнув к лаку значительно усложняет ее удаление.
Чистить скрипку внутри рекомендуется таким способом: в корпус стакан подогретого овса или промытого и высушенного риса энергично потрясти зерно во всех направлениях, а потом удалить его через эфы. Некоторые мастера советуют для такой чистки использовать крошки мякоти свежего черного хлеба.
В наше время большую популярность имеет скрипичная косметика фабричного производства- политуры, колковые смазки, специальные чистящие жидкости. При пользовании этими средствами следует соблюдать осторожность: необходимо очень внимательно ознакомиться с инструкциями и четко им следовать с целью исключения повреждения инструмента.

Выбор и установка эстетически привлекательной, гармоничной, красивой и надежной фурнитуры является показателем отношения владельца к своему инструменту.
Любите свою скрипку и она ответит Вам взаимностью!

Скрипка — инструмент, оказавший колоссальное влияние на музыку. Она широко использовалась в классических произведениях, где её струящийся нежный звук пришёлся очень кстати. Народное творчество также заприметило этот красивый инструмент, хоть появился он не так уж и давно, но успел занять своё место в этнической музыке. Скрипку сравнивают с человеческим голосом, так как её звук текуч и разнообразен. Её форма напоминает женский силуэт, что делает этот инструмент живым и одушевлённым. Сегодня не все хорошо представляют, что такое скрипка. Давайте исправим эту досадную ситуацию.

История появления скрипки

Своим появлением скрипка обязана многим этническим инструментам, каждый из которых оказал на неё своё влияние. Среди них можно выделить британскую кротту, армянский бамбир и арабский ребаб. Конструкция скрипки отнюдь не нова, многие восточные народы веками используют подобные инструменты, исполняя на них народную музыку и по сей день. Свою нынешнюю форму виола приобрела в XVI в., когда ее производство было поставлено на поток, начали появляться великие мастера, создающие уникальные инструменты. Особенно много таких умельцев было в Италии, где традиции создания скрипок живы до сих пор.

С XVII века игра на скрипке начала приобретать современную форму. Именно тогда появились композиции, которые принято считать первыми произведениями, написанными специально для этого нежного инструмента. Это Romanesca per violino solo е basso, созданная Бьяджо Марини и Capriccio stravagante, которую написал Карло Фарина. В последующие годы мастера игры на скрипке стали появляться как грибы после дождя. Особенно в этом плане отличилась Италия, которая породила наибольшее количество

Как устроена скрипка

Своё мягкое и глубокое звучание скрипка получила благодаря уникальной конструкции. В ней можно выделить 3 основные части — это головка, шейка и корпус. Совокупность этих деталей позволяет инструменту издавать те завораживающие звуки, что принесли ему всемирную славу. Самая большая часть скрипки — корпус, на который крепятся все остальные детали. Он состоит из двух дек, соединённых обечайками. Изготавливают деки из разных пород дерева, чтобы добиться максимально чистого и красивого звука. Верхняя часть чаще всего делается из ели, а для нижней используют или тополь.

Во время игры на скрипке верхняя дека резонирует с остальными частями инструмента, создавая звук. Для того чтобы она была живой и звонкой, её делают как можно тоньше. На дорогих мастеровых скрипках толщина верхней деки может составлять всего пару миллиметров. Нижняя дека обычно толще и прочнее верхней, а дерево, из которого её изготавливают, подбирают так, чтобы оно подходило к обечайкам, соединяющим обе деки вместе.

Обечайки и душка

Обечайки — это бока скрипки, находящиеся между верхней и нижней деками. Их изготавливают из того же материала, что и нижнюю деку. Более того, зачастую для этих частей используется древесина с одного и того же дерева, старательно подобранная по фактуре и узору. Держится эта конструкция не только на клею, но и на маленьких колодках, увеличивающих её прочность. Они называются клотцами и находятся внутри корпуса. Также внутри расположена басовая балка, которая передаёт вибрации корпусу и придаёт дополнительную жёсткость верхней деке.

На корпусе скрипки присутствуют два выреза в виде латинской буквы f, которые называются эфами. Неподалёку от правого выреза располагается одна из важнейших частей инструмента — душка. Это небольшая деревянная балка, служащая распоркой между верхней и нижней деками и передающая вибрацию. Своё название душка получила от слова "душа", что намекает на важность этой маленькой детали. Мастера заметили, что положение, размер и материал душки серьёзно влияют на звучание инструмента. Поэтому только опытный изготовитель скрипок может правильно расположить эту маленькую, но важную часть корпуса.

Струнодержатель

Рассказ про скрипку и её конструкцию будет неполным, если не упомянуть такой важный элемент, как струнодержатель, или подгрифок. Раньше его вырезали из дерева, но сегодня для этих целей всё чаще используется пластик. Именно струнодержатель закрепляет струны на нужной высоте. Также на нём иногда располагаются машинки, делающие настройку инструмента гораздо легче. До их появления скрипка настраивалась исключительно колками, при помощи которых очень трудно произвести точную настройку.

Держится подгрифок на пуговке, вставленной в отверстие на корпусе со стороны, противоположной грифу. Эта конструкция постоянно испытывает серьёзную нагрузку, так что отверстие должно идеально подходить к пуговке. В противном случае обечайка может треснуть, превратив скрипку в бесполезный кусок дерева.

Гриф

На передней части корпуса приклеена шейка скрипки, под которой находится рука музыканта во время игры. На шейку крепится гриф — округлая поверхность из твёрдого дерева или пластика, к которой прижимаются струны. Его форма продумана так, чтобы струны не мешали друг другу при игре. В этом деле ему помогает подставка, приподнимающая струны над грифом. На подставке делаются прорези для струн, которые можно сделать самостоятельно, на свой вкус, так как новые подставки продаются без прорезей.

Также бороздки для струн присутствуют на верхнем порожке. Он находится в самом конце грифа и отделяет струны друг от друга перед тем, как они попадают в колковую коробку. В ней находятся колки, служащие основным инструментом Они просто вставлены в деревянные отверстия и ничем не закреплены. Благодаря этому музыкант может отрегулировать ход колков под свои нужды. Можно сделать их тугими и неподатливыми, слегка надавив во время настройки. Или наоборот, вынуть колки, чтобы они легче двигались, но хуже держали строй.

Струны

Что такое скрипка без струн? Красивый, но бесполезный кусок дерева, который годится разве что на то, чтобы забивать им гвозди. Струны — очень важная часть инструмента, так как от них во многом зависит его звучание. Особо важна роль материала, из которого сделана эта маленькая, но значимая часть скрипки. Как и всё в нашем мире, струны развиваются и вбирают в себя лучшие дары техногенной эпохи. Однако их изначальный материал трудно назвать высокотехнологичным.

Как ни странно, но овечьи кишки — то, чему обязана своим нежным звучанием древняя музыкальная скрипка. Их высушивали, обрабатывали и плотно скручивали, чтобы впоследствии получить струну. Мастерам удавалось долгое время держать в тайне материал, используемый в производстве струн. Изделия из овечьих кишок давали очень мягкий звук, но быстро изнашивались и требовали частой настройки. Сегодня также можно найти подобные струны, но куда большей популярностью пользуются современные материалы.

Современные струны

Сегодня овечьи кишки - в полном распоряжении своих владельцев, так как жильные струны используются достаточно редко. Им на смену пришли высокотехнологичные металлические и синтетические изделия. Синтетические струны по звучанию близки к своим жильным предшественникам. Они также имеют довольно мягкий и тёплый звук, но лишены тех недостатков, которыми обладают их натуральные "коллеги".

Ещё один вид струн — стальные, которые выполняются из всевозможных цветных и драгоценных металлов, но чаще всего из их сплавов. Они звучат ярко и звонко, но теряют в мягкости и глубине. Такие струны подходят для многих классических произведений, в которых требуется чистота и яркость звучания. Также они долго держат строй и достаточно долговечны.

Скрипка. Долгий путь

За долгие годы своего существования скрипка стала популярна на всей планете. Особенно прославила этот чудесный инструмент классическая музыка. Скрипка может скрасить любое произведение, многие композиторы отдавали ей ведущую роль в своих шедеврах. Всем знакомы бессмертные или Вивальди, в которых много внимания уделялось этому шикарному инструменту. Но со временем скрипка стала пережитком прошлого, уделом узкого круга ценителей или музыкантов. Электронное звучание вытеснило этот инструмент из популярной музыки. Плавные струящиеся звуки ушли, уступив место бодрому и примитивному биту.

Свежие ноты для скрипки обычно писались лишь для сопровождения фильмов, новые песни для этого инструмента появлялись только у фольклорных исполнителей, но звучание их было довольно однообразно. К счастью, в последние годы появилось много коллективов, исполняющих современную музыку с участием скрипки. Публика устала от однообразных любовных завываний очередной поп-звезды, открыв своё сердце для глубокой инструментальной музыки.

Скрипка-лиса

Забавная история поместила скрипку в песню известного музыканта — Игоря Саруханова. Однажды он написал композицию, которую планировал назвать «Скрип колеса». Однако произведение оказалось очень образным и туманным. Поэтому автор решил назвать его созвучными словами, что должно было подчеркнуть атмосферу песни. До сих пор в интернете ведутся ожесточённые баталии по поводу названия этой композиции. Но что же на этот счёт говорит автор песни — Игорь Саруханов? Скрипка-лиса — настоящее название песни, как утверждает музыкант. Ирония это или же интересная задумка, построенная на игре слов, знает лишь сам находчивый исполнитель.

Стоит ли учиться играть на скрипке?

Уверен, многие желают освоить этот замечательный инструмент, но забрасывают эту идею, так и не начав воплощать её в жизнь. Почему-то считается, что обучение игре на скрипке — очень трудный процесс. Ведь на ней нет ладов, да ещё и этот смычок, который должен стать продолжением руки. Безусловно, проще начать обучение музыки с гитары или фортепиано, но освоение искусства игры на скрипке сложнее лишь поначалу. Зато потом, когда базовые навыки будут прочно усвоены, процесс обучения становится примерно таким же, как и на любом другом инструменте. Скрипка хорошо развивает слух, так как на ней нет ладов. Это станет хорошим подспорьем в дальнейших занятиях музыкой.

Если вы уже знаете, что такое скрипка, и твёрдо решили освоить этот инструмент, то важно знать, что они бывают разных размеров. Для детей подбираются небольшие модели — 3/4 или 2/4. Для взрослого человека необходима стандартная скрипка — 4/4. Естественно, начинать занятия нужно под присмотром опытного наставника, так как самостоятельно научиться очень тяжело. Для тех же, кто желает попытать счастья в самостоятельном освоении этого инструмента, создано множество учебников на любой вкус.

Уникальный музыкальный инструмент

Сегодня вы узнали, что такое скрипка. Оказывается, она не является архаичным пережитком прошлого, на котором можно исполнять лишь классику. Скрипачей становится всё больше, многие группы начали использовать этот инструмент в своём творчестве. Скрипка встречается во многих литературных произведениях, особенно детских. Например, «Фенина скрипка» Кузнецова, любимая многими детьми и даже их родителями. Хороший скрипач может играть в любом музыкальном жанре, от тяжёлого металла до поп-музыки. Можно смело сказать, что скрипка будет существовать до тех пор, пока есть музыка.

Тембр 1-й струны — светлый, серебристый, звонкий.

Тембр 2-й струны — мягкий, нежный.

Тембр 3-й струны — певучий, напряженный.

Тембр 4-й струны — густой, напряженно-альтовый.

Гаммы и позиции. Для игры на скрипке употребляются четыре пальца левой руки (исключая большой палец), имеющие следующие порядковые наименования: указательный палец называется 1-м, средний палец — 2-м, безымянный палец — 3-м, мизинец называется 4-м.

Позицией называется положение левой руки на грифе (на струнах). Позиции начинаются от порожка; 1-я позиция — это ближайшее положение к порожку.

На 1-й позиции, следуя расположению пальцев, на всех четырех струнах мы получим следующий диатонический звукоряд:

Хроматические полутоны достигаются сдвижением соответствующих пальцев с основного тона (в сторону повышения или понижения).

Для заполнения квинтового расстояния между струнами вполне достаточно четырех пальцев; при использовании открытых струн возможно обойтись и тремя пальцами. Если использование открытых струн исключено, то четыре пальца заполняют расстояние квинты между соседними струнами во всех позициях.

Открытая струна может быть использована в гаммообразных построениях только в 1-й позиции.

Звуки, расположенные полутоном ниже 1-й позиции, называются полупозицией и воспроизводятся при помощи той же аппликатуры.

При 2-й позиции левая рука сдвигается на секунду вверх и далее с каждой последующей позицией все более удаляется от порожка и приближается к подставке.

На всех четырех струнах для семи позиций мы получим следующие звукоряды:

Чем выше позиция, тем теснее расположены пальцы, так как в силу укорочения струн соответствующие интервалы все более суживаются. При 7-й позиции, начинающейся с середины струн, интервалы уже отсчитываются от струны вдвое более короткой, и поэтому расстояние между пальцами вдвое уменьшается.

Отсюда ясно, что малые секунды выше 7-й позиции весьма затруднительны и игра гамм выше 7-й позиции на всех струнах неупотребительна.

8-я, 9-я и следующие более высокие позиции существуют лишь как положение левой руки для извлечения самых высоких нот на 1-й струне Е.

Полутоны в гаммообразных отрезках и трелях этого высочайшего регистра не выходят удовлетворительно, так как нужно специально убирать предыдущий палец, чтобы освободить место для последующего, что весьма неудобно, а в быстром движении просто невозможно.

Вообще хроматическая гамма получается на скрипке менее четко, чем диатоническая, так как для исполнения ее требуется постоянное скольжение пальца с основного тона к его хроматическому видоизменению, в результате чего получается все время как бы некоторое глиссандирование.

Для того чтобы быстро определить позицию, в которой нужно взять ту или иную ноту, можно пользоваться формулой: интервал (в цифровом выражении) от открытой струны минус палец, которым данная нота берется. Например, на струне А нота g 2 берется 2-м пальцем (7—2 = 5)—это будет 5-я позиция.

Смена позиций совершается незаметно посредством продвижения руки по грифу. В гаммообразном движении наиболее употребителен переход через одну или через две позиции:

Интервалы. В данном разделе имеются в виду интервалы, которые можно получить на одной струне или на соседних струнах без смены позиций.

Интервалы на одной струне не должны превышать увеличенной кварты (или уменьшенной квинты), которой соответствует наибольшее возможное растяжение пальцев:

Самым простым интервалом на соседних струнах является квинта, которая берется одним пальцем. Квинты лучше всего интонируются у порожка, потому что по мере удаления от него струны расходятся шире и приподнимаются выше над грифом, так что палец может провалиться между струнами или неравномерно лечь на них из-за необходимости сильного прижатия.

Интервалы больше квинты берутся в прямом положении левой руки.

Прямым положением левой руки называется такое положение, при котором левая рука не вывернута, то есть на более высокую струну ложится более высокий номер пальца.

Секста берется соседними пальцами: 2/1, 3/2, 4/3. септима — через палец: 3/1, 4/2. октава — крайними пальцами: 4/1.

Интервалы меньше квинты берутся в обратном положении левой руки.

Обратное положение руки — это такое положение, при котором левая рука вывернута, то есть на более высокую струну ложится более низкий номер пальца.

Кварта берется соседними пальцами: 1/2, 2/3, 4/3. Tерция через палец: 1/3, 2/4. Cекунда — крайними пальцами: 1/4.

Гаммообразное движение интервалами. Движение октавами происходит путем смены позиций на каждую новую октаву, причем меняется только расстояние между 1-м и 4-м пальцами (оно уменьшается при движении руки вверх).

Примечание. Здесь не рассматриваются иные аппликатуры виртуозного назначения

В оркестровой игре октавы считаются приемом рискованным, так как ясно ощущается малейшая фальшь (октава — совершенный консонанс). Движение октавами в оркестре может быть только оправдано желанием получить большую силу звучания, но тогда оно не должно быть быстрым.

Движение терциями очень удобно и осуществляется двумя парами пальцев — 1/3 и 4/2 , которые создают звено движения без смены позиции, не мешая друг другу. Смена позиции наступает после прохождения этого звена (1/3 и 4/2) для осуществления следующего.

Гаммообразное движение секстами менее удобно ввиду того, что палец, извлекавший в первой сексте верхнюю ноту на одной струне, в следующей сексте извлекает нижнюю ноту на другой струне (или наоборот) и его невозможно приготовить, а надо переставить (скользнуть): 2/1 \ 3/2 \ 4/3. Поэтому звучность при движении секстами немного ползучая.

Движение двойными нотами менее гибко, и звучание получается более тяжелым, поэтому при исполнении двойных нот в оркестровой игре чаще всего применяют прием divisi, что означает разделение на партии. Иногда разделенные партии выписываются на особых нотоносцах.

Флажолеты. Натуральные флажолеты (от открытых струн) употребляются на скрипке только октавные, квинтовые, квартовые и иногда большие терцовые (то есть звучат 2, 3, 4-й, иногда 5-й натуральные звуки, которые достигаются делением струны на 2, 3, 4, 5 равных, одинаково звучащих частей).

Натуральные флажолеты обозначаются знаком о над нотой. При этом наиболее просто записываются флажолеты, извлекаемые в местах 1/2,2/3,3/4,4/5 длины струны (то есть от ее середины в сторону подставки):

Ноты, обозначенные *, могут быть взяты также на предыдущей струне октавным флажолетом. Поэтому если они должны быть исполнены именно в месте 2/з длины струны, надо это специально указать:

Тот же ряд натуральных флажолетов может быть извлечен и в местах 1/3,1/4,1/5- длины струны (то есть от ее середины в сторону порожка). В этих случаях следует каждый раз указы¬вать струну, на которой они извлекаются:

Нота, обозначенная *, может не иметь такого указания, так как нигде, за исключением струны Е, не может быть извлечена. Ноты, заключенные в скобки, рискованны и звучат плохо, особенно на 1-й струне.

Таким образом, некоторые натуральные флажолеты могут быть извлечены на двух различных струнах, и, следовательно (если это имеет значение для композитора) необходимо давать в таких случаях точные указания:

Примечание. Натуральные флажолеты, извлекаемые прикосновениями в местах от середины струны в сторону порожка, обычно записываются полыми ромбиками с кружочками над ними. Однако запись эта несовершенна, ибо не передает ритмического различия между целыми, половинными и четвертными нотами; во всех этих случаях приходится прибегать к записи, принятой для искусственных флажолетов. Кроме того, при написании от руки, особенно при мелком партитурном письме, очень трудно начертать ромбик, безусловно отличный от обычной белой ноты,— при переписке же это приводит к всевозможным недоразумениям. Поэтому предлагаемый способ записи натуральных флажолетов без применения ромбиков (то есть с помощью обычных нот, снабженных кружочками над ними) заслуживает внимания. Нужно лишь привыкнуть читать указания, на каких струнах те или иные флажолеты извлекаются.

В отдельных случаях применяют glissando по последовательностям высоких натуральных флажолетов, начиная с октав-ного. Высокие флажолеты берутся ближе к подставке, то есть в том месте, где получаются те же звуки обычным способом (прижатием струны):

Натуральные флажолеты часто служат прекрасным окончанием различных виртуозных пассажей. В гаммообразных пассажах предпоследний тон берется обычно 4-м пальцем, который затем скользит в завершающий флажолет.

На основании этого можно вывести правило: октавный и бо¬лее высокие (в местах 2/3, 3/4 длины струны) флажолеты берутся 4-м пальцем предыдущей позиции:

4-й палец оттягивается до е 3 с 3-й позиции:

Наконец, возможно glissando, оканчивающееся флажолетом:

Все флажолеты выше 4-го (квартового) звучат на скрипке значительно хуже. Это объясняется малой длиной скрипичных струн, на которых слишком мелкие деления невозможны.

Октавный же, квинтовый и квартовый флажолеты звучат превосходно, особенно, если последние извлекаются в местах 2/з, 3/4 длины струны:

Не следует искать флажолеты 5, 6, 7, 8-й ближе к по¬рожку, то есть в местах 1/5, 1/6, 1/7, 1/8 деления струны, так как они ненадежны и практически неприменимы.

Если же эти флажолеты искать у подставки, то есть в местах 4/5, 5/6, 6/7, 7/8 деления струны, то их извлечению в какой-то мере будет мешать сам смычок, так как эти точки деления слишком близко расположены к месту ведения смычка и интенсивная вибрация струны не позволяет точно сохранить флажолет.

Для деления на большое количество надежно звучащих отрезков струны скрипки слишком коротки и ее части 1/6, 1/7, 1/8 столь малы, что их практически почти невозможно найти для того, чтобы извлечь соответствующие флажолеты.

Искусственные флажолеты на скрипке (от прижатой струны) применяются только квартовые или большие терцовые, так как нормальное положение крайних пальцев на одной струне дает именно кварту.

В виде исключения возможно получить искусственный квинтовый флажолет, но и то, главным образом, не на 1-й позиции, а на 3-й или 4-й, где растяжение между пальцами значительно меньше. Кроме того, искусственный квинтовый флажолет требует приготовления и употребляется в крайних случаях.

Флажолеты меньше квартового звучат плохо по ранее описанным причинам.

Игра искусственными флажолетами (квартовыми) на скрипке аналогична игре октавами с той лишь разницей, что 1-й палец (ведущий) плотно прижимает струну, а 4-й (ведомый) слегка к ней прикасается на расстоянии кварты от места прижатия струны.

Запись искусственных флажолетов включает в себя место укорочения струны 1-м пальцем и место прикосновения к укороченной струне 4-м пальцем. Тем самым эта запись напоминает запись интервала кварты, где верхняя нота (место прикосновения) обозначается ромбиком:

Часто над этими основными данными выписывается мелки¬ми нотами звуковой результат:

Более сокращенная запись искусственных флажолетов основана на том, что записывается лишь результат — нота, которая должна прозвучать, способ же ее извлечения предоставляется исполнителю. Например:

реально исполняется следующим образом:

Часто натуральные флажолеты также записываются сокра¬щенно, а именно:

что практически может быть исполнено лишь так:

В случаях сокращенной записи композитор пишет только желаемый результат, не указывая — натуральными или искусственными флажолетами следует его достигнуть. Например, пассаж, записанный следующим образом:

исполняется так:

Флажолеты, звучащие выше ноты с 5 , не употребляются, так как их тембр неопределенен и лишен художественной вырази¬тельности.

Искусственные флажолеты на струне Е хуже других; они имеют свистящий призвук и при малейшей неточности пропа¬дают.

Аккорды. При оркестровой игре неупотребительны все трехзвучные аккорды, в которых один палец занят через струну:

Очень удобны аккорды, включающие квинту и более широкие интервалы, потому что в этих случаях левая рука будет находиться в прямом положении:

Примечание. Аккорд, обозначенный *, несколько ненадежен в интонационном отношении из-за квинты в двух верхних голосах.

Из них особенно удобны аккорды, включающие открытые струны

Менее удобны аккорды в комбинированном положении левой руки, включающие один интервал меньше квинты. Однако это обстоятельство имеет меньшее значение, если в аккорде можно использовать открытые струны:

Если же по характеру аккорда невозможно использовать открытую струну, то исполнение аккорда становится менее удобным:

Однако в отдельных случаях использование открытой струны в середине аккорда тоже доставляет некоторые неудобства, так как ее нужно не затронуть пальцами, лежащими на соседних струнах:

Наиболее удобны аккорды с открытой струной, являющейся верхним звуком аккорда:

Примечание. Эти два аккорда, несмотря на наличие терции и секунды, берутся в прямом положении левой руки.

Неудобны аккорды, состоящие из двух интервалов меньше квинты. Здесь рука находится в обратном положении:

Удобны все четырехзвучные аккорды в прямом положении, особенно если в них входят открытые струны:

Менее удобны аккорды с одним интервалом меньше квинты (особенно если он в середине), так как они берутся в комбинированном положении левой руки:

Еще менее удобны аккорды в комбинированном положении левой руки, когда в аккорде имеются два интервала меньше квинты:

Также неудобны аккорды, извлекаемые при обратном положении руки (даже если в середине есть пустая струна):

Открытые струны сверху или снизу аккорда облегчают его исполнение. В середине аккорда они освобождают один из пальцев, но, с другой стороны, создают трудности, связанные с опасением затронуть соседние струны.

Трудные аккорды нужно всегда подготовлять — перед ними должна быть остановка. Квинта в верхних голосах аккорда звучит плохо, особенно если она удалена от порожка, так как при этом струны широко расходятся и сильно приподняты над грифом, и палец в этих случаях (чаще всего 4-й) может провалиться между струнами или неравномерно их прижать. От этого нарушается чистота интонации. Поэтому приведенный аккорд звучит плохо:

В этих случаях композитор должен предвидеть неизбежность перерыва звучания вследствие отрыва смычка от струны:

Tremolo из двух нот на одной струне, под одним смычком, возможно в любом движении в пределах увеличенной кварты или уменьшенной квинты (предел растяжения пальцев на одной струне на низких позициях).

Остальные интервалы можно исполнить лишь на двух соседних струнах, поэтому воспроизведение подобного tremolo возможно лишь в медленном темпе, причем оно довольно тяжеловесно и неудобно:

Pizzicato. Прием игры pizzicato на скрипке возможен на всем протяжении ее диапазона. Выше ноты е 3 pizzicato звучит все более сухо, щелканье начинает преобладать над интонацией.

В виртуозной литературе встречаются также нисходящие гаммообразные и арпеджированные фигуры, исполняемые в стремительном темпе пальцами левой руки pizzicato вперемежку с ударами смычка. Приведем наиболее простой случай, который может быть использован также в практике групповой игры (сравнительно отчетливо может прозвучать лишь на струне Е):

Сурдина . Обычная звучность скрипки может быть значительно изменена, если надеть на подставку маленькое приспособление (обычно изготовляемое из дерева), называемое сурдиной.

Сурдина ослабляет и смягчает звук инструмента, придавая ему своеобразный носовой оттенок. Применяется сурдина как в piano, так и в forte. Если сурдина надевается среди пьесы, то необходимо дать исполнителю некоторое время ее приладить. Для того чтобы снять сурдину, времени требуется значительно меньше. Употребление сурдины указывается словами — con sordino (-ni); снятие же сурдины обозначается — senza sordino (-ni).

Техника правой руки. Все, что было сказано о технике травой руки в первой статье, в полной мере относится к скрипке.

Все штрихи как легатные, так и стаккатные достигаются нa скрипке с исключительной ясностью и легкостью. Достаточно самого легкого прикосновения смычка к струне для того чтобы извлечь звук. Поэтому legato на скрипке наиболее продолжительно, spiccato, saltando, ricochet — легки и стремительны.

Вообще же скрипка, как и всякий другой смычковый интрумент, отличается бесконечными возможностями так называемой репетиционной техники (то есть техники повторяю-дихся нот).

Выбор редакции
Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...

Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...

Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...

Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...
Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...
Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...
Лепить во сне пельмени означает наступление нужды, ухудшение самочувствия и погибшие надежды. Покупать пельмени в магазине – наяву...
Ну кто же не любит спелую сладкую черешню? Она является одним из самых долгожданных лакомств в летний сезон практически для каждого...