Сочинение на тему Главный герой Максим в рассказе Шукшина «Верую! «Главный герой Максим в рассказе Шукшина «Верую! Верую анализ


Василий Макарович Шукшин - писатель, пришедший в литературу со своей темой, даже философией. Его рассказы, небольшие по объему, заставляют задуматься о себе, своем месте в жизни, почувствовать всю полноту бытия.

В русской литературе неоднократно изображались герои, раздираемые внутренними противоречиями, как правило, это были представители высшего класса, интеллигенты. Шукшин же приводит совершенно иного героя - деревенского мужика, объясняя и доказывая, что человек думает и переживает одно и то же, живет ли он в городе или в деревне, пашет землю или решает научные проблемы. Есть разность в образовании, в культурном уровне, но вот общечеловеческие вопросы, желание докопаться до истины присуще любознательным и пытливым вне зависимости от «места жительства».

В этом отношении интересен рассказ «Верую!». Его главный герой Максим мучается от неизъяснимой тоски, ищет ее истоки и причину, хочет объяснить себе и окружающим, что «больная душа» - это так же тяжело и страшно, как при любой другой болезни. Но жена презирает его за тоску.
- О!.. Господи… пузырь: туда же, куда и люди,- тоска,- издевалась жена Максима, Люда,- с чего тоска-то? Максим хочет понять, что же болит? Он безотчетно понимает, что хуже всего, когда души вовсе нет, но объяснить этого не может, образования или привычки рассуждать нет. Но хочется понять, что же происходит в душе? Почему так тяжело? Ничего не заглушает боли и тоски: ни работа, ни водка… Так, может быть, поможет поп, служитель культа, которому по службе положено объяснять заблуждения людей, утешать их? Максим разговаривает с попом: «Поп был крупный шестидесятилетний мужчина, широкий в плечах, с огромными руками. Даже не верилось, что у него - что-то там с легкими. И глаза у попа ясные, умные. И смотрит он пристально, даже нахально. Такому - не кадилом махать, а от алиментов скрываться. Никакой он не благостный, не постный - не ему бы, не с таким рылом, горести и печали человеческие - живые, трепетные нити - распутать. Однако -Максим сразу это почувствовал- с попом интересно...»
И оказалось, что верит поп в жизнь, в ее многообразие и мудрость. Что там, за гробом, попу неизвестно, поэтому он советует Максиму испытать рай и ад на земле. Живи так, чтобы потом не страшно было «раскаленные сковородки облизывать». Жизнь, утверждает поп, должна быть короткой, как песня, тогда умереть не жалко.

Это фактический гимн жизни, ее вечному и неустанному движению вперед. И не кощунственно, а жизнеутверждающе звучат слова:

Ве-ру-ю-у!… В авиацию, в механизацию, в сельское хозяйство, в научную революцию! В космос и невесомость! Ибо это объективно-о!

Если трудно, иди вперед, старайся обогнать идущих впереди, не получится - слаб в коленках, но старайся, не скули, не хнычь. Ты человек, а значит, тебе многое дано. Кругом многообразная и интересная жизнь, приложи свои таланты и силу, преобразуй эту землю. Она ответит тебе дарами и благами, главное, веруй!

Небольшой по объему и нехитрый по сюжету рассказ получает высокое философское звучание.

у и нехитрый по сюжету рассказ получает высокое философское звучание. Жизнеутверждающий и оптимистичный, он зовет к великим целям. Но не так все просто, надо нести веру в сердце, надо иметь душу, способную болеть, плакать, переживать.

А последняя фраза гениально передает механизм преобразования: от желания к уверенности, способной свернуть торы:

Эх, верую! Верую!

Да Н. Гоголь Василий Макарович Шукшин - писатель, пришедший в литературу со своей темой, даже философией. Его рассказы, небольшие по объему, заставляют задуматься о себе, своем месте в жизни, почувствовать всю полноту бытия. В русской литературе неоднократно изображались герои, раздираемые внутренними противоречиями, как правило, это были представители высшего класса, интеллигенты. Шукшин же приводит совершенно иного героя - деревенского мужика, объясняя и доказывая, что человек думает и переживает одно и то же, живет ли он в городе или в деревне, пашет землю или решает научные проблемы. Есть разность в образовании, в культурном уровне, но вот общечеловеческие вопросы, желание докопаться до истины присуще любознательным и пытливым вне зависимости от "места жительства".

В этом отношении интересен рассказ "Верую!". Его главный герой Максим мучается от неизъяснимой тоски, ищет ее истоки и причину, хочет объяснить себе и окружающим, что "больная душа- это так же тяжело и страшно, как при любой другой болезни. Но жена презирает его за тоску.

О!.. Господи... пузырь: туда же, куда и люди,- тоска,- издевалась жена Максима, Люда,- с чего тоска-то? Максим хочет понять, что же болит? Он безотчетно понимает, что хуже всего, когда души вовсе нет, но объяснить этого не может, образования или привычки рассуждать нет.

Но хочется понять, что же происходит в душе? Почему так тяжело? Ничего не заглушает боли и тоски: ни работа, ни водка... Так, может быть, поможет поп, служитель культа, которому по службе положено объяснять заблуждения людей, утешать их? Максим разговаривает с попом: "Поп был крупный шестидесятилетний мужчина, широкий в плечах, с огромными руками.

Даже не верилось, что у него - что-то там с легкими. И глаза у попа ясные, умные. И смотрит он пристально, даже нахально. Такому - не кадилом махать, а от алиментов скрываться. Никакой он не благостный, не постный - не ему бы, не с таким рылом, горести и печали человеческие - живые, трепетные нити - распутать.

Однако -Максим сразу это почувствовал- с попом интересно...И оказалось, что верит поп в жизнь, в ее многообразие и мудрость. Что там, за гробом, попу неизвестно, поэтому он советует Максиму испытать рай и ад на земле. Живи так, чтобы потом не страшно было "раскаленные сковородки облизывать".

Жизнь, утверждает поп, должна быть короткой, как песня, тогда умереть не жалко. Это фактический гимн жизни, ее вечному и неустанному движению вперед. И не кощунственно, а жизнеутверждающе звучат слова: - Ве-ру-ю-у! ...В авиацию, в механизацию, в сельское хозяйство, в научную революцию! В космос и невесомость! Ибо это объективно-о! Если трудно, иди вперед, старайся обогнать идущих впереди, не получится - слаб в коленках, но старайся, не скули, не хнычь.

Ты человек, а значит, тебе многое дано. Кругом многообразная и интересная жизнь, приложи свои таланты и силу, преобразуй эту землю. Она ответит тебе дарами и благами, главное, веруй! Небольшой по объему и нехитрый по сюжету рассказ получает высокое философское звучание.

Жизнеутверждающий и оптимистичный, он зовет к великим целям. Но не так все просто, надо нести веру в сердце, надо иметь душу, способную болеть, плакать, переживать.

А последняя фраза гениально передает механизм преобразования: от желания к уверенности, способной свернуть торы: - Эх, верую! Верую!

Василий Макарович Шукшин - писатель, пришедший в литературу со своей темой, даже философией. Его рассказы, небольшие по объему, заставляют задуматься о себе, своем месте в жизни, почувствовать всю полноту бытия. В русской литературе неоднократно изображались герои, раздираемые внутренними противоречиями, как правило, это были представители высшего класса, интеллигенты. Шукшин же приводит совершенно иного героя - деревенского мужика, объясняя и доказывая, что человек думает и переживает одно и то же, живет ли он в городе или в деревне, пашет землю или решает научные проблемы. Есть разность в образовании, в культурном уровне, но вот общечеловеческие вопросы, желание докопаться до истины присуще любознательным и пытливым вне зависимости от «места жительства». В этом отношении интересен рассказ «Верую!». Его главный герой Максим мучается от неизъяснимой тоски, ищет ее истоки и причину, хочет объяснить себе и окружающим, что «больная душа» - это так же тяжело и страшно, как при любой другой болезни. Но жена презирает его за тоску. - О!.. Господи… пузырь: туда же, куда и люди,- тоска,- издевалась жена Максима, Люда,- с чего тоска-то? Максим хочет понять, что же болит? Он безотчетно понимает, что хуже всего, когда души вовсе нет, но объяснить этого не может, образования или привычки рассуждать нет. Но хочется понять, что же происходит в душе? Почему так тяжело? Ничего не заглушает боли и тоски: ни работа, ни водка… Так, может быть, поможет поп, служитель культа, которому по службе положено объяснять заблуждения людей, утешать их? Максим разговаривает с попом: «Поп был крупный шестидесятилетний мужчина, широкий в плечах, с огромными руками. Даже не верилось, что у него - что-то там с легкими. И глаза у попа ясные, умные. И смотрит он пристально, даже нахально. Такому - не кадилом махать, а от алиментов скрываться. Никакой он не благостный, не постный - не ему бы, не с таким рылом, горести и печали человеческие - живые, трепетные нити - распутать. Однако -Максим сразу это почувствовал- с попом интересно…» И оказалось, что верит поп в жизнь, в ее многообразие и мудрость. Что там, за гробом, попу неизвестно, поэтому он советует Максиму испытать рай и ад на земле. Живи так, чтобы потом не страшно было «раскаленные сковородки облизывать». Жизнь, утверждает поп, должна быть короткой, как песня, тогда умереть не жалко. Это фактический гимн жизни, ее вечному и неустанному движению вперед. И не кощунственно, а жизнеутверждающе звучат слова: * - Ве-ру-ю-у! …В авиацию, в механизацию, в сельское хозяйство, в научную революцию! В космос и невесомость! Ибо это объективно-о! Если трудно, иди вперед, старайся обогнать идущих впереди, не получится - слаб в коленках, но старайся, не скули, не хнычь. Ты человек, а значит, тебе многое дано. Кругом многообразная и интересная жизнь, приложи свои таланты и силу, преобразуй эту землю. Она ответит тебе дарами и благами, главное, веруй! Небольшой по объему и нехитрый по сюжету рассказ получает высокое философское звучание. Жизнеутверждающий и оптимистичный, он зовет к великим целям. Но не так все просто, надо нести веру в сердце, надо иметь душу, способную болеть, плакать, переживать. А последняя фраза гениально передает механизм преобразования: от желания к уверенности, способной свернуть торы: * - Эх, верую! Верую! В русской литературе жанр деревенской прозы заметно отличается от всех остальных жанров. В чем же причина такого отличия? Об этом можно говорить исключительно долго, но все равно не прийти к окончательному выводу. Это происходит потому, что рамки этого жанра могут и не умещаться в пределах описания сельской жизни. Под этот жанр могут подходить и произведения, описывающие взаимоотношения людей города и деревни, и даже произведения, в которых главный герой совсем не сельчанин, но по духу и идее эти произведения являются не чем иным, как деревенской прозой. ф В зарубежной литературе очень мало произведений подобного типа. Значительно больше их в нашей стране. Такая ситуация объясняется не только особенностями формирования государств, регионов, их национальной и экономической спецификой, но и характером, «портретом» каждого народа, населяющего данную местность. В странах Западной Европы крестьянство играло незначительную роль, а вся народная жизнь кипела в городах. В России издревле крестьянство занимало самую главную роль в истории. Не по силе власти (на- оборот - крестьяне были самыми бесправными), а по духу - крестьянство было и, наверное, по сей день остается движущей силой российской истории. Именно из темных, невежественных крестьян вышли и Стенька Разин, и Емельян Пугачев, и Иван Болотников, именно из-за крестьян, точнее из-за крепостного права, происходила та жестокая борьба, жертвами которой стали и цари, и поэты, и часть выдающейся русской интеллигенции XIX века. Благодаря этому произведения, освещающие данную тему, занимают особое место в литературе. Особое место в этом ряду занимает Василий Макарович Шукшин. Его своеобразное творчество привлекало и будет привлекать сотни тысяч читателей не только в нашей стране, но и зарубежом. Ведь редко можно встретить такого мастера народного слова, такого искреннего почитателя родной земли, каким был этот выдающийся писатель. Василий Макарович Шукшин родился в 1929 году, в селе Сростки Алтайского края. И через всю жизнь будущего писателя красной нитью пролегла красота и суровость тех мест. Именно благодаря своей малой родине Шукшин научился ценить землю, труд человека на этой земле, научился понимать суровую прозу сельской жизни. Уже с самого начала творческого пути он обнаружил новые пути в изображении человека. Его герои оказались непривычными и по своему социальному положению и по жизненной зрелости, и по нравственному опыту. Став уже вполне зрелым молодым человеком, Шукшин отправляется в центр России. В 1958 году он дебютирует в кино («Два Федора»), а также и в литературе («Рассказ в телеге»). В 1963 году Шукшин выпускает свой первый сборник - «Сельские жители». А в 1964 году его фильм «Живет такой парень» удостаивается главной премии на фестивале в Венеции. К Шукшину приходит всемирная известность. Но он не останавливается на достигнутом. Следуют годы напряженной и кропотливой работы. Например, в 1965 году выходит его роман «Любавины» и в то же время на экранах страны появляется фильм «Живет такой парень». Только по одному этому примеру можно судить с какой самоотдачей и интенсивностью работал художник. А может это торопливость, нетерпение? Или желание немедленно утвердить себя в литературе на самой прочной - «романной» - основе? Безусловно это не так. Шукшиным было написано всего два романа. И как говорил сам Василий Макарович, его интересовала одна тема: судьбы русского крестьянства. Шукшин сумел задеть за живое, пробиться в наши души и заставит нас потрясенно спросить: «Что с нами происходит»? Шукшин не щадил себя, торопился, чтобы успеть сказать правду, и этой правдой сблизить людей. Он был одержим одной мыслью, которую хотел додумать вслух. И быть понятым! Все усилия Шукшина - творца были направлены к этому. Он считал: «Искусство - так сказать, чтобы тебя поняли…» С первых шагов в искусстве Шукшин объяснял, спорил, доказывал и мучился, когда не был понят. Ему говорят, что фильм «Живет такой парень» - это комедия. Он недоумевает и пишет послесловие к фильму. Ему подкидывают на встрече с молодыми учеными каверзный вопрос, он тушуется, а потом садится за статью («Монолог на лестнице»). В рассказах, написанных в последние годы, все чаще звучит страстный, искренний авторский голос, обращенный прямо к читателю. Шукшин заговорил о самом главном, наболевшем, обнажая свою художническую позицию. Он словно почувствовал, что его герои не все могут высказать, а сказать обязательно надо. Все больше появляется «внезапных», «навыдуманных» рассказов от самого себя Василия Макаровича Шукшина. Такое открытое движение к «неслыханной простоте», своеобразной обнаженности - в традициях русской литературы. Тут собственно уже не искусство, выход за его пределы, когда душа кричит о своей боли.

Интегрированное занятие по творчеству В.М. Шукшина

9 класс

Занятие внеклассного чтения по программе В.Я.Коровиной (2 часа).

Тема: «Что же с вами происходит, люди?».

По рассказам В.М. Шукшина «Мастер», «Крепкий мужик», «Верую».

Нам бы про душу не забыть.
Нам бы немножко добрее быть...
В.М. Шукшин

Цели и задачи занятия:

  1. проанализировать рассказы В. Шукшина "Мастер", "Крепкий мужик", «Верую»;
  1. выявление особенностей правдивого изображения жизни В.М.Шукшиным, особенности характеров шукшинских героев;
  1. помочь учащимся увидеть писательское мастерство Шукшина;
  1. обсудить с учениками актуальность проблем, поставленных в рассказах;
  1. пробудить живой отклик на проблемы времени;
  1. осмысление особенного языка прозы В.М. Шукшина.

Оборудование (наглядность) :

портреты писателя,

оформление доски (тема, эпиграф),

компьютерная презентация,

раздаточный материал для викторины, карточки.

Тексты:

рассказы «Мастер», Крепкий мужик», «Верую»,

выставка книг В.М. Шукшина,

подборка критических материалов по творчеству писателя.

Предваряющее домашнее задание:

Четверо девятиклассников готовят инсценирование эпизодов рассказов В.М.Шукшина «Мастер» и «Верую», отобранных заранее.

Ход занятия:

Пояснение. Работа идёт в сопровождении слайдов.

I. Выразительное чтение стихотворения Виктора Баянова, посвящённое памяти В.М.Шукшина.

Покатый взлобок. Голь, Потрава.

Свистящий ветер верховой.
Мне так и видится застава,
Казачий пост сторожевой.
И ныне холм в краю предгорном,
Где сказочно земля щедра,
Стал совести постом дозорным,
Пикетом Правды и Добра.
Высь Шукшина…
Хлеба резные,
Лесок, покос, родник во мху.
Да что там степь, ему – Россия
Вся на виду и на слуху!
В подлеске ветер быстр и юрок.
След сапога росой не смыт.
Он был здесь только что. Окурок
В сырой траве еще дымит.
Где ж уголок его сугревы,
Тепла, которым дорожил?
Спуститесь вниз, а там – налево, -
Кивает некий старожил.
Тропинка на зеленом ворсе.
В низине – дом. И он в дому.
Но не спускаться надо вовсе,
А подниматься нам к нему.

II. Слово учителя.

В. Шукшин сумел задеть за живое, пробиться в наши души и заставить нас потрясенно спросить: “ Что с нами происходит?” Не щадил себя, торопился сказать правду и этой правой объединить людей, сблизить. Остались его слова, будоражащие душу: “Нам бы про душу не забыть, нам бы немножко добрее быть, мы один раз, уж так случилось, живем на земле.” Так будьте повнимательнее друг к другу, подобрее. С этим жил, в это верил, это проповедовал В. Шукшин.

А писал Шукшин о том, что очень хорошо знал, что пережил сам. Рассказы его, собранные вместе, соединяются в умный и правдивый, порою смешной, но чаще глубоко драматичный рассказ о русском мужике, о России

Основой бытия для русского человека была прежде всего вера. И в рассказах Шукшина отношение героев к религии, к церкви играет первостепенную роль.

Тема церкви, мотивы духовного возрождения и кризиса прослеживаются в рассказах «Мастер», «Крепкий мужик» и «Верую» (которые были предложены учащимся для прочтения дома)

В рассказах мы узнаем все о человеке, угадываем дисгармонию души, разлад с миром, нравственные поиски, или напротив – высшую гармонию с миром, людьми. Напряженно-кризисное духовное состояние героя рождается в момент высшей гармонии-слияния с природой. Писатель акцентирует внимание читателя на моментах, когда душу человека озаряют добрые и светлые чувства.

III. Работа с текстом. Аналитическая беседа.

Главный герой рассказа «Мастер» – Семка – забулдыга, пропивает все полученные «левые» деньги.

Выразительное чтение диалога:

? А почему Семка пьет?

(Сам он объясняет это тем, что, выпив, он лучше думает про людей. Душа героя ищет добра и красоты, но неумело).

? Обратите внимание на язык героя, на синтаксис его речи. Как проявляется в этом плане писательская манера Шукшина?

(Он употребляет разговорные фразы, применяет яркие образы - "Что мы тебе - машины? Тогда иди заведи меня - я заглох. Но сзади подходи осторожней - лягаюсь". Часто в речи Семки автор ставит многоточия. Словами Семка не успевает выразить все то, что скапливается у него в мыслях, особенно когда волнуется).

? Признаки какого жарна в связи с особенностями речи героя можно найти в тексте? (Шукшин мастерски использует форму сказа, точно воспроизводит разговорную речь. И это создает доверительную интонацию: складывается впечатление, что говорит человек одного с героями круга).

Но вот внимание героя привлекла к себе талицкая церковь. Чем? Она показалась Семке необыкновенно красивой – той подлинной красотой, бесполезной и неброской, над которой невластно время.

… «Каменная, небольшая, она открывалась взору вдруг, сразу за откосом, который огибала дорога в Талицу… По каким-то соображениям те давние люди не поставили её на возвышение, как принято, а поставили внизу, под откосом. Ещё с детства помнил Семка, что если идешь в Талицу и задумаешься, то на повороте, у косогора, вздрогнешь, - внезапно увидишь церковь, белую, изящную, легкую, среди тяжелой зелени тополей.

В Чебровке тоже была церковь, но явно позднего времени, большая, с высокой колокольней… казалось бы, - две церкви, одна большая, на возвышении, другая спряталась где-то под косогором, - какая должна выиграть, если сравнить? Выигрывала маленькая, под косогором. Она всем брала: и что легкая, и что открывалась внезапно… Её как будто нарочно спрятали от праздного взора, и только тому, кто шёл к ней, она являлась вся, сразу».

***

Рассмотрим несколько фотографий с изображением церквей (Покрова на Нерли, Иоанна Предтечи и т.д.)

? Какая из церквей кажется вам больше похожей на Талицкую?

В самом рассказе говорится, что она похожа на церковь покрова на Нерли, почти её копия, выполненная в XVΙΙ веке.

? В какую из церквей, на ваш взгляд, должен пойти истинно верующий человек с точки зрения героя В.М. Шукшина?

(Истинная вера живет в сердце, для нее не нужны роскошные атрибуты, выставления напоказ, тому, кто искренне хочет стать ближе к Богу, Бог явится. "Спрятанная" церковь дает самое главное - общение с Богом. И это общение не праздное, а идущее из глубины души).

? А о чем же думал Семка, глядя на церковь?

Выразительное чтение отрывка:

«Тишина и покой кругом. Тихо в деревне. И стоит в зелени белая красавица – столько лет стоит! – молчит… Кому на радость? Давно уже истлели в земле строители её, давно стала прахом та умная голова, что задумала её такой, и сердце, которое волновалось и радовалось, давно есть земля, горсть земли. О чем же думал тот неведомый мастер, оставляя после себя эту светлую каменную сказку? Бога он величал или себя хотел показать? Но кто хочет себя показать, тот не забирается далеко, тот норовит поближе к большим дорогам или вовсе – на людскую городскую площадь – там заметят. Этого заботило что-то другое – красота, что ли? Как песню спел человек, и спел хорошо. И ушел. Зачем надо было? Он сам не знал. Так просила душа».

? Как это отрывок характеризует Семку?

(Семка как и этот "неведомый мастер" не стремится показать себя. Он живет так, как просит его душа.)

? Какие слова из рассказа можно сделать девизом жизни Семки Рыся, да и вообще любого человека, (по Шукшину), живущего, неся в душе красоту? В чем их смысл?

(Слова «Умеешь радоваться – радуйся, умеешь радовать – радуй…». Это очень важное нравственное качество, позволяющее верить в добро, творить чудо не потому, что это может тебя возвеличить, вознести в глазах других людей, а потому, что когда душа твоя полна красотой, христианской любовью к миру, она открывается навстречу миру, пытаясь выразить себя в чем-то прекрасном).

? С героем какого другого произведения можно сравнить Семку? Что позволяет нам это сделать?

(С Левшой Лескова. Это тоже герой, в рабочем, крестьянском теле которого скрывается истинный, бескорыстный патриотизм, любовь к Родине, вера в человека, врожденное мастерство, знание своего дела, наивность, старание пробиться к сердцу правительства).

IV. Сообщение ученика:

Древнерусская архитектура обладает сакральным смыслом.

Наиболее древняя из известных черт христианской русской архитектуры – многоглавие храмов. Русские храмы венчаются небольшими, слегка вытянутыми вверх куполами, поставленными на постамент – «шею».

Верх храма «есть Глава, прообразовательно изображающая главенство Господне над христианским обществом».

Но есть и другая символика: «наша «луковица» воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным потустороннему богатству». Русская глава с заостренным кверху «языком» подобает пламени над лампадой. Глава приобретает форму «луковицы» - символа свечи горящей.

*****

Слово учителя.

Древнерусский зодчий не борется с природой, он лепит из природного материала нечто очень рукотворное. Оттого и неровность стен, нет симметричности окон, правильных арок, прямых линий. Зодчий работает «на глазок».

? Кто такой «зодчий»? Как появилось это слово?

Создать, зодчий, здание – однокоренные слова. Оказывается «зод» - это глина, потому первоначально горшечник(гончар) или строитель назывались «здарь», «зодец», «здатель», так как работали с этим материалом.

V. Выполнение индивидуальных заданий, предложенных учителем на карточках:

1. Из рассказа "Крепкий мужик" выпишите трансформированные автором языковые фразеологизмы. Определите их значение.

(Ответ: запас карман не трет - запас карман не тянет,

Дурацкое дело не хитрое - дурное дело не хитрое,

Прижать хвост - прищемить хвост).

2. Придумайте значение имен, обоснуйте свой выбор.

А) Сёмка Рысь

Игорь Александрович

Б) Максим

Васька Духанин

В) Николай Шурыгин

Михайло Беляков

Как влияет на персонаж изменение его имени?

(Семен – «слышащий Бога», имеет отношение к началу всего: от «семя».

Игорь – «воинственный», Александр – «защитник», т.е. воинственный защитник.

Максим – «величайший».

Василий – «царский, царственный».

Николай – «народ победитель».

Михайло – «кто как Бог».

Трансформация имени приводит к тому, что меняется его значение, и меняется роль, которую выполняет в связи с именем персонаж).

3. Составьте ряд антонимов, антонимичных словосочетаний, антонимичных фразеологизмов, характеризующих, с одной стороны, Семена Рыся, а с другой, - Николая Шурыгина.

4. Что объединяет рассказы «Мастер», «Крепкий мужик» и «Верую»? Обратите внимание при ответе на тему, идею, образы рассказов.

(Связь сюжетно-тематическая: человек и церковь, человек и вера, человек и душа. Идейная связь: влияние церкви, Бога, веры на душу и жизнь человека. Образная: образ церкви. В "Мастере" и "Крепком мужике" спор разгорается вокруг церкви 17 века. В начале "Мастера" Семка "весело лается с бригадиром" - именно колхозный бригадир стал героем "Крепкого мужика". Идея реставрировать церковь приходит в голову Семке в воскресенье, в этот же день недели совершает задуманное Шурыгин. Семка Рысь не смог восстановить, а Шурыгин, перешагнув через общие чувства, разрушил символ национальной духовности. В рассказе "Верую" показаны переживания, поиски человека, оказавшегося без веры, без церкви в своем сердце).

Во время перерыва предлагаем желающим поучаствовать в викторине по произведениям В.М.Шукшина.

(см. приложение)

VI. Фронтальная беседа.

? Какой фразеологизм неоднократно встречается в рассказе «Верую»? Каково его значение? Для чего писатель использует этот прием?

(Душа болит. Героя гложет непонятное щемящее чувство, это тоска. Так можно сказать о состоянии человека, оставшегося без веры. Душа тоскует, требуя, чтобы человек обратился к Богу и тем самым обрел для себя верную платформу).

? Прочитайте отрывок из рассказа "Мастер":

« - У тебя же руки золотые! Ты бы мог знаешь как жить! Ты бы как сыр в масле катался, кабы не пил-то!

А я не хочу как сыр в масле. Склизко».

Какой из признаков фразеологизма лег в основу данного диалога? Почему именно слово «склизко» употребляет герой рассказа?

(Производность значения, метафоричность. Это фразеологическое единство, которое строится на переосмыслении реальной действительности. Слово «склизко» оценочное, присутствует эмоциональная оценка, негативная окраска).

? Каковы причины поступка бригадира Шурыгина?

(Желание совершить поступок, который запомнится народу. Существует параллель с Геростратом, разрушившим храм Артемиды в Эфесе).

? В чем схожи герои трех рассматриваемых произведений?

(Они одиноки, но каждый приходит к этому одиночеству своим путем и каждый по-особому это одиночество переживает).

? Почему во время слома церкви слышался хруст бревен, несмотря на то, что ревели три трактора?

Почему Шукшин именно слово поклонился , описывая последние мгновения церкви? Какие значения у этого слова?

(Поклониться – 1)сделать поклон, поприветствовать при встрече. 2)принести в дар. 3)обращаться с просьбой, униженно просить о чем-н.).

VII. Своеобразное развитие темы веры, к которой В.М.Шукшин обратился в рассказах «Мастер», «Крепкий мужик», мы видим в произведении «Верую».

Предложим вам подготовленную инсценировку отрывка из рассказа «Верую».

" - Молись! - Поп встал. - Повторяй за мной...

Пошел ты!..

Поп легко одной рукой поднял за шкирку Максима, поставил рядом с собой.

Повторяй за мной: верую!

Верую! - сказал Максим.

Громче! Торжественно: ве-рую! Вместе: ве-ру-ю-у!

В авиацию, в механизацию сельского хозяйства, в научную революцию-у! В космос и невесомость! Ибо это объективно-о! Вместе! За мной!..

Вместе заорали:

Ве-ру-ю-у!

Верую, что скоро все соберутся в большие вонючие города! Верую, что задохнутся там и побегут опять в чисто поле!.. Верую!

Верую-у!

Когда Илюха Лапшин продрал глаза, он увидел: громадина поп мощно кидал по горнице могучее тело свое, бросался с маху вприсядку и орал, и нахлопывал себя по бокам и по груди:

Эх, верую, верую!

Ту-ды, ту-ды, ту-ды - раз!

Верую, верую!

М-па, м-па, м-па - два!

Верую, верую!..

А вокруг попа, подбоченясь, мелко работал Максим Яриков и бабьим голосом громко вторил:

У-тя, у-тя, у-тя - три!

Верую, верую!

Е-тя, е-тя - все четыре!

За мной! - восклицал поп.

Верую! Верую!

Максим пристраивался в затылок к попу, они, приплясывая, молча совершали круг по избе, потом поп опять бросался вприсядку, как в прорубь, распахивал руки... Половицы гнулись.

Эх, верую, верую!

Ты-на, ты-на, ты-на - пять!

Все оглобельки - на ять!

Верую! Верую!

А где шесть, там и шерсть!

Верую! Верую!"

? Как вы думаете, зачем мы включили эту сценку?

(Максим тоскует. Чтобы хоть как-то облегчить эту тоску, он идет к попу. Но вместо молитв и проповедей поп (символ церкви как соединения) предлагает выпить и устраивает бесшабашную пляску. Песня, которую сопровождает пляска, – всегда то, что рвется из самой глубины души. В этой пляске явно прослеживаются моменты соборности, единения людей друг с другом. А главная функция собора по В.М.Шукшину – собрать в одно целое душу человека).

Вывод: Проблема веры у В.М.Шукшина очень значима. Вера как собор души проходит через многие его произведения. Василий Макарович пытается, прежде всего, уловить и изобразить всплеск растревоженной души, «пляску тоски».

VIII . Заключительное слово учителя:

В.М.Шукшин любил сравнивать жизнь с песней. О человеке он говорит: «Прожил, как песню пропел». И уточнял: «Пропел ее превосходно» или наоборот: «Скверно пропел».

О самом Шукшине можно сказать: он не допел свою песню до конца, оборвалась она, когда захватила миллионы слушателей…

Домашнее задание: Рассказ "Крепкий мужик" имеет открытый финал. Это позволяет додумать дальнейшее развитие образа Николая Шурыгина. Напишите продолжение рассказа в манере В.М.Шукшина.

Приложение

Викторина.

  1. Что означает слово полати

«Больше всего в родной избе я любил полати. Не печку даже (хотя печку тоже очень любил), а полати…» (Слово о «малой родине»)

(Ответ: Полати – настил из досок для спанья, устраиваемый в избе под потолком между печью и противоположной ей стеной).

  1. Как можно истолковать слово обыватель , употребленное в следующем тексте?

«Как нужны они, мощные, мудрые, добрые, озабоченные судьбой народа, – Пушкин, Толстой, Гоголь, Достоевский, Чехов. Стоит только забыть их, обыватель тут как тут… Это еще будет «то» искусство» (Монолог на лестнице)

(Ответ: Обыватель – человек, лишенный общественного кругозора, с косными, мещанскими взглядами, живущий мелкими, личными интересами).

  1. К какой категории устаревших слов (архаизмы, историзмы) относятся выделенные в тексте слова?

«Не вина этих слов, что употребляют их слишком часто, иногда попусту, всуе ». (Завидую тебе)

(Ответ: архаизм, имеет синоним напрасно )

«… это бывшая церковь, которую построил в начале века какой-то шальной купец …». (Вопросы самому себе)

(Ответ: историзм, синонима не имеет).

  1. Какие слова в следующих текстах можно отнести к просторечным? Определите их значение.

«Не всегда, к сожалению, мы бываем настолько находчивы в ответах, чтобы потом не ныла душа: здесь не так сказал, там сморозил». (Вопросы самому себе)

(Ответ: Сморозить – прост . Сказать что-либо глупое, нелепое, вздорное).

«Не мог же я не радоваться, когда все в зале радовались, что человек в трудную для себя минуту не соврал, не словчил за счет другого». (Вопросы самому себе)

(Ответ: Словчить – прост. Суметь достигнуть чего-л., действуя ловко, не совсем благородным способом).

«Дайте ему отвести душу – вырезать узоры на карнизе, расписать ставни, посадить под окном березу, «присобачить» на крышу какую-нибудь штуку, что все ахнут. А он будет доволен». (Монолог на лестнице)

(Ответ: Присобачить – груб. прост. Прикрепить, приделать что-л. к чему-л.).

  1. Имеются ли в следующих текстах книжные фразеологизмы (с точки зрения стилистической окраски)?

«… купец срубил церковь на скорую руку, тяп-ляп». (Вопросы самому себе)

«Может, не мудрствуя лукаво, взять да и рассказать про себя…»

«Хорошо сказано: близок локоть, да не укусишь». «Мы ломаем голову, какой он такой, интеллигентный человек?». «Что же вы в открытую дверь ломитесь!». (Монолог на лестнице)

(Ответ: не мудрствуя лукаво)

  1. Персонажи каких профессий и занимаемых должностей встречаются в произведениях В.М.Шукшина?

Место работы, должность: — учителя русского языка и литературы 1 кв. категории МОУ-СОШ №2 р.п.Степное

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —  развивать исследовательские навыки и умение понимать авторский замысел;  формировать умение выявлять художественные особенности произведения;  обобщить изученное о рассказах В.М.Шукшина;  нравственное воспитание личности учащихся: воспитывать чувство внимательного отношения, уважения к простому человеку.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемое оборудование: —

компьютер, проектор

Используемые ЦОР: —

презентация

Краткое описание: — 1. Вступительное слово учителя. 2.Особенности рассказов В.М.Шукшина. 3.Беседа с элементами анализа по рассказу В.М.Шукшина «Верую». 4.Подведение итогов. Обобщение изученного о рассказах В.М.Шукшина. 5.Домашнее задание.

1. Вступительное слово учителя о личности и творчестве В. М. Шукшина

(Приложение 1.Слайды 1, 2)

Если бы Василий Шукшин был только актёром, или режиссёром, или сценаристом и драматургом, или, наконец, только прозаиком, о нём уже говорили бы как о выдающемся даровании. Но он проявил исключительную одаренность во всех этих областях творчества. Писатель не раз высказывался о том, что повлияло на формирование его личности.

Он родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье.

«Я не стремлюсь здесь … нарисовать зачем-то картину жизни идеальной, нет, она, конечно, была далеко не идеальная, но коренное русло жизни всегда оставалось - правда, справедливость. И даже очень развитое чувство правды и справедливости…».

В январе 1974 года, незадолго до смерти, в одной из бесед Шукшин говорил: «Пусть это не покажется странным, но в жизни моей очень многое определила война. Почему война? Ведь я не воевал. Да, не воевал. Но в те годы я уже был в таком возрасте, чтобы сознательно многое понять и многое на всю жизнь запомнить. Я помню, как в едином порыве поднялся тогда народ, чтобы защитить свою Родину, как открылись в этом порыве лучшие и сильные его стороны. И отсюда - во всяком случае, в первых моих литературных и кинематографических опытах - бесконечная благодарность человеку из народа, преклонение перед ним».

Как художник Шукшин складывался в 50-е годы, его формировала послевоенная действительность. Шукшину было 25 лет, когда он поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии Студентом Шукшин начал сниматься в кино, по окончании института снимал фильмы по собственным сценариям.

Одновременно со съемками всегда шла напряжённая работа над прозой. Излюбленный жанр Шукшина - короткий в 6-10 страниц рассказ. В 1958 в журнале «Смена» был опубликован первый рассказ Шукшина, в 1963 вышел его первый прозаический сборник «Сельские жители».

Всего за свою жизнь Шукшин написал 125 рассказов. Его герои взяты из жизни, в них много разного: хорошего и плохого, злого и доброго, смешного и печального. Пересказать эти рассказы невозможно - пропадает главное: напряжённый психологизм. Мы смеёмся, читая многие рассказы Шукшина, а заканчивая чтение, задумываясь над прочитанным, уже не знаем - веселиться нам или горевать… Рассказы эти надо читать и перечитывать, думать над ними, постигая затаённые уроки нравственности и доброты.

(слайд 3)

2.Особенности рассказов Шукшина.

Итак, всего за свою жизнь Шукшин написал 125 рассказов.

Создавая их, В. Шукшин ориентировался на устное народное творчество. Он отмечал, что народному искусству чужды «пустое баловство», «манерность», «холодная игра ума».

Вот отсюда и возникла простая и доступная форма рассказа. Рассказывали так, чтобы слушатели решительно всё поняли».

В статье «Нравственность есть правда» он пишет: «Я знаю, когда я пишу хорошо: когда пишу и как будто пером высекаю из бумаги живые голоса людей».

В этой же статье читаем: «Вот рассказы, какими они должны быть:

1. Рассказ-судьба. 2. Рассказ-характер. 3. Рассказ-исповедь. Самое мелкое, что может быть, это рассказ-анекдот. Нет, литература - это всё же жизнь души человеческой, никак не идеи, не соображения даже самого высокого нравственного порядка».

Шукшинское слово богато интонационно, воспринимается нами как бы озвученным, оно точно воспроизводит смену психологических состояний действующих лиц, выражая характер, весь духовный строй персонажей.

(слайд 4,5)

3.Беседа по рассказу «Верую».

Произведения В.Шукшина неоднократно переиздавались в составе различных сборников.

(слайд 6)

Дома вы познакомились самостоятельно с рассказом В.Шукшина «Верую».

(слайд 7)

К какому типу рассказа, по классификации Шукшина, вы отнесли бы это произведение? Почему?

Вчём своеобразие композиции этого произведения?

Что вы можете сказать о герое рассказа? Обычен ли он для творчества писателя?

Чем мучается герой рассказа? (Его главный герой Максим мучается от неизъяснимой тоски, ищет ее истоки и причину, хочет объяснить себе и окружающим, что “больная душа” — это так же тяжело и страшно, как при любой другой болезни.)

Помните страстный призыв Шукшина «Нам бы про душу не забыть!»?

А что такое душа? Как вы понимаете значение этого слова?

Как звучат слова о больной душе из уст героя рассказа Максима?

Какую истину открывает Максиму поп?

(Живи так, чтобы потом не страшно было “раскаленные сковородки облизывать”. Жизнь, утверждает поп, должна быть короткой, как песня, тогда умереть не жалко.Если трудно, иди вперед, старайся обогнать идущих впереди, не получится — слаб в коленках, но старайся, не скули, не хнычь. Ты человек, а значит, тебе многое дано. Кругом многообразная и интересная жизнь, приложи свои таланты и силу, преобразуй эту землю. Она ответит тебе дарами и благами, главное, веруй!).

Небольшой по объему и нехитрый по сюжету рассказ получает высокое философское звучание.

Каков лексический строй рассказа?

Как раскрываются в этом рассказе особенности творческой манеры В.Шукшина?

Посмотрите отрывок из документального фильма и приготовьтесь после просмотра ответить на вопрос:

(Просмотр фрагмента из т\ф. Вопр.6 слайд 7)

4.Подведение итогов.

Давайте подведём итоги работы над рассказами В.М.Шукшина, обобщим всё, что было сказано о них на уроке.

Какие особенности рассказов В.М.Шукшина вы можете назвать?

(Учащиеся делают краткие записи в тетрадях. Возможны вспомогательные вопросы, наводящие направильный ответ:

Где находил писатель героев для своих произведений?

Герои Шукшина из той "шукшинской жизни", которую прожил сам писатель.

Что интересовало его больше всего в человеке?

В простом, обыкновенном герое "в кирзовых сапогах", о котором писали многие, Шукшина интересует то, мимо чего проходили все, - душа.

Как выглядят герои его произведений?

Герой в обыденной жизни часто смотрится как человек странный, не от мира сего.

Как начинаются многие рассказы?

Шукшин, как правило, избегает длинных вступлений и вводов в действие.

Какая ситуация повторяется во многих рассказах(в т.ч. в рассказе «Верую»)?

В рассказах В. Шукшина о странных людях "по существу одна сюжетная ситуация: герой с маниакальной методичностью и страстью ищет "духовника" для исповеди, покаяния, "для разговора".

Сложилось ли у нас единое мнение о рассказах и их героях?

Отличительная особенность самых значительных рассказов Шукшина - возможность их неоднозначных прочтений, именно это сулит им долгую жизнь в искусстве.

Почему многие рассказы В.Шукшина экранизированы?

Рассказы Шукшина драматургичны, в большинстве из них преобладают диалог, сценические эпизоды над описательными.

Сюжет в рассказах Шукшина - это хронологически сменяющие друг друга сценические эпизоды.

Какая черта характера объединяет шукшинских героев?

У шукшинских героев есть черта, которая их делает частью индивидуального художественного мира писателя, - отсутствие духовной инертности, неравнодушие. Эти простые люди озабочены не благами материальными, а своим внутренним миром, они думают, ищут, пытаются понять смысл своего существования, свои чувства, отстоять себя.)

По словам В. Распутина, до В.Шукшина "никто еще в нашей литературе не заявлял с таким нетерпением права на себя, никому не удавалось заставить слушать себя по столь внутреннему делу. По делу мающейся души … Душа - это и есть, надо полагать, сущность личности, продолжающаяся в ней жизнь бессменного, исторического человека, не сломленного временными невзгодами".)

5.Оценивание работавших на уроке учащихся.

Домашнее задание: письменно ответить на вопрос:

«В чём смысл духовных исканий героев Василия Шукшина?»

Файлы:
Размер файла: 27648 байт.

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...