Соколов микитов книжка соль земли. На теплой земле (сборник). чтение рассказов и сказок И. С. Соколова-Микитова


© Соколов-Микитов И. С., наследники, 1954

© Жехова К., предисловие, 1988

© Бастрыкин В., иллюстрации, 1988

© Оформление серии. Издательство «Детская литература», 2005

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

И. С. СОКОЛОВ-МИКИТОВ

Шестьдесят лет активной творческой деятельности в бурном XX столетии, полном стольких событий и потрясений, – таков итог жизни замечательного советского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова.

Детство его прошло на Смоленщине, с ее милой, истинно русской природой. В те времена в деревне еще сохранялся старинный быт и уклад. Первыми впечатлениями мальчика были праздничные гулянья, деревенские ярмарки. Именно тогда сросся он с родной землей, с ее бессмертной красотой.

Когда Ване исполнилось десять лет, его отдали в реальное училище. К сожалению, это заведение отличалось казенщиной, и учение шло плохо. Весной запахи пробудившейся зелени неудержимо влекли мальчика за Днепр, на его берега, покрывавшиеся нежной дымкой распустившейся листвы.

Из пятого класса училища Соколов-Микитов был исключен «по подозрению в принадлежности к ученическим революционным организациям». Поступить с «волчьим билетом» куда-либо было невозможно. Единственным учебным заведением, где не требовалось свидетельства о благонадежности, оказались петербургские частные сельскохозяйственные курсы, куда через год он смог попасть, хотя, как признавался писатель, большого влечения к сельскому хозяйству он не испытывал, как, впрочем, и не испытывал он никогда влечения к оседлости, собственности, домоседству…

Скучные курсовые занятия вскоре оказались не по душе Соколову-Микитову – человеку с беспокойным, неусидчивым характером. Устроившись в Ревеле (ныне Таллин) на пароход торгового флота, он в течение нескольких лет скитался по белу свету. Видел многие города и страны, побывал в европейских, азиатских и африканских портах, близко сошелся с трудовыми людьми.

Первая мировая война застала Соколова-Микитова на чужбине. С большим трудом добрался он из Греции на родину, а потом ушел добровольцем на фронт, летал на первом русском бомбардировщике «Илья Муромец», служил в санитарных отрядах.

В Петрограде встретил Октябрьскую революцию, затаив дыхание слушал в Таврическом дворце выступление В. И. Ленина. В редакции «Новой жизни» познакомился с Максимом Горьким и другими писателями. В эти переломные для страны годы Иван Сергеевич становится профессиональным литератором.

После революции – недолгая работа учителем единой трудовой школы в родных смоленских местах. К этому времени Соколов-Микитов уже опубликовал первые рассказы, замеченные такими мастерами, как И. Бунин и А. Куприн.

«Теплая земля» – так назвал писатель одну из своих первых книг. И более точное, более емкое название найти было бы трудно! Ведь родная русская земля действительно теплая, потому что она согрета теплом человеческого труда и любви.

Ко времени первых полярных экспедиций относятся рассказы Соколова-Микитова о походах флагманов ледокольного флота «Георгий Седов» и «Малыгин», положивших начало освоению Северного морского пути. На одном из островов Северного Ледовитого океана именем Ивана Сергеевича Соколова-Микитова была названа бухта, где он нашел буек погибшей экспедиции Циглера, судьба которой до того момента была неизвестна.

Несколько зим провел Соколов-Микитов на берегах Каспия, путешествовал по Кольскому и Таймырскому полуостровам, Закавказью, горам Тянь-Шаня, Северному и Мурманскому краям. Он бродил по дремучей тайге, видел степь и знойную пустыню, исколесил все Подмосковье. Каждая такая поездка не только обогащала его новыми мыслями и переживаниями, но и запечатлевалась им в новых произведениях.

Сотни рассказов и повестей, очерков и зарисовок подарил людям этот человек доброго таланта. Богатством и щедростью души озарены страницы его книг.

Творчество Соколова-Микитова близко и к аксаковской, и к тургеневской, и к бунинской манере. Однако в его произведениях есть свой особый мир: не стороннее наблюдательство, а живое общение с окружающей жизнью.

Об Иване Сергеевиче в энциклопедии написано: «Русский советский писатель, моряк, путешественник, охотник, этнограф». И хотя дальше стоит точка, но список этот можно было бы продолжить: учитель, революционер, солдат, журналист, полярник.

Книги Соколова-Микитова написаны певучим, богатым и в то же время очень простым языком, тем самым, которому писатель научился еще в детские годы.

В одной из автобиографических заметок он писал: «Я родился и рос в простой трудовой русской семье, среди лесных просторов Смоленщины, чудесной и очень женственной ее природы. Первые услышанные мною слова – были народные яркие слова, первая музыка, которую я услышал, – народные песни, которыми был некогда вдохновлен композитор Глинка».

В поисках новых изобразительных средств писатель еще в двадцатые годы прошлого века обращается к своеобразному жанру кратких (не коротких, а именно кратких) рассказов, которые он удачно окрестил былицами.

Неискушенному читателю эти былицы могут показаться простыми заметками из записной книжки, сделанными на ходу, на память о поразивших его событиях и характерах.

Лучшие образцы таких кратких невыдуманных рассказов мы уже видели у Л. Толстого, И. Бунина, В. Вересаева, М. Пришвина.

Соколов-Микитов в своих былицах идет не только от литературной традиции, но и от народного творчества, от непосредственности устных рассказов.

Для его былиц «Рыжие и вороные», «Себе на гроб», «Страшный карлик», «Разженихи» и других характерна необычайная емкость и меткость речи. Даже в так называемых охотничьих рассказах у него на первом плане человек. Здесь он продолжает лучшие традиции С. Аксакова и И. Тургенева.

Читая небольшие рассказы Соколова-Микитова про смоленские места («На речке Невестнице») или про птичьи зимовья на юге страны («Ленкорань»), невольно проникаешься возвышенными ощущениями и мыслями, чувство восхищения родной природой переходит в нечто другое, более благородное, – в чувство патриотизма.

«Творчество его, имея истоком малую родину (то есть Смоленщину), принадлежит большой Родине, нашей великой земле с ее необъятными просторами, неисчислимыми богатствами и разнообразной красотой – от севера до юга, от Балтики до Тихоокеанского побережья», – говорил о Соколове-Микитове А. Твардовский.

Не все люди способны чувствовать и понимать природу в органической связи с человеческим настроением, а просто и мудро живописать природу могут лишь немногие. Столь редким даром обладал Соколов-Микитов. Эту любовь к природе и к людям, живущим с ней в дружбе, он умел передать и совсем юному своему читателю. Нашей дошкольной и школьной детворе давно полюбились его книжки: «Кузовок», «Домик в лесу», «Лисьи увертки»… А как живописны его рассказы об охоте: «На глухарином току», «Натяге», «Первая охота» и другие. Читаешь их, и кажется, что ты сам стоишь на лесной опушке и, затаив дыхание, следишь за величественным полетом вальдшнепа или в ранний, предрассветный час прислушиваешься к загадочной и волшебной песне глухаря…

Писательница Ольга Форш говорила: «Читаешь Микитова и ждешь: вот-вот застучит над головой дятел или выскочит зайчишка из-под стола; как это у него здорово, по-настоящему рассказано!»

Творчество Соколова-Микитова автобиографично, но не в том смысле, что он писал только о себе, а потому, что рассказывал всегда и обо всем как очевидец и участник тех или иных событий. Это придает его произведениям яркую убедительность и ту документальную достоверность, которые так привлекают читателя.

Урок литературного чтения

4 класс, УМК «Гармония»

ОУ: МАОУ «Гимназия№1 г. Орска»

Учитель: Ульянова Т.В.

Тема: И.Соколов- Микитов. Русский лес.

Представление о результатах:

- грамотное и выразительное чтение

Цель урока: формирование умения применять полученные знания на практике, знакомство с произведением И.Соколова- Микитова «Русский лес».

Задачи урока:

Совершенствовать навык осмысленного, правильного и выразительного чтения; умение составлять цитатный план;

- формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Развивать речь, мышление, внимание,

Воспитывать бережное отношение к природе, умение чувствовать и понимать окружающую природу ; чувство сотрудничества при работе в паре, группе.

Ресурсы: -учебник О.В.Кубасовой «Литературное чтение»,4 класс,2 часть; ТПО, 2 часть

Презентация к уроку

Карточки для парной работы

Карточки для индивидуальной работы

Н.М.Неусыпова Толковый словарик русского языка

В.П.Жуков А.В.Жуков Школьный фразеологический словарь русского языка

С. Ожегов, Толковый словарь русского языка

Этапы урока

Содержание учебного материала

Формируемые УУД

Формы работы.

Методы и приёмы.

1.Организационный момент.

Цель: мобилизовать учащихся на работу

Литература - прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Сказка это или рассказ,

Вы учите их – они учат вас.

Регулятивные: формирование

Способности к организации своей деятельности

Личностные: мотивировка на достижение цели

фронтальный

2.Целеполагание. Постановка задач урока.

Цель: создание условий для активизации опорных знаний, подведение учащихся к целеполаганию

Слайд 1,2

Слайд 3

3.Совместное открытие знаний.

Цель: создание условия для открытия детьми основных положений нового учебного материала по теме урока.

Систематизация учебного материала с опорой на схему.

Слайд 4,5

Сегодня мы продолжим разговор о Родине, о природе. Узнаем много интересного. Отгадайте загадку:

Есть у ребят зеленый друг,

Весной одевается,

Весёлый друг, хороший,

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

(Лес)

Разгадайте ребус: русский.

Мы сегодня познакомимся с произведением И. Соколова - Микитова «Русский лес».

- Кто из вас, ребята, бывал в лесу? (ответы детей).

Почему в лесу нельзя сорить? (лес помогает очищать воздух, загрязняя лес, мы загрязняем и воздух).

Где легче дышится: в лесу или в городе? (В лесу. Деревья выделяют много кислорода и поглощают углекислый газ. Лес - это лёгкие планеты).

Почему в лесу нельзя шуметь? (В лесу много жителей и каждый занят своим делом. Если очень шуметь, можно распугать животных, а ведь многие из них выводят потомство или ухаживают за детёнышами).

Сформулируем цель и задачи урока.

(знакомство с произведением И.Соколова- Микитова «Русский лес».

Расширять словарный запас;

Учиться составлять цитатный план)

1.Знакомство с биографией.

(выступление 3 учеников)

Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился 30. 05. 1892 года в Калужской губернии. Его отец - Сергей Никитич был управляющим лесными угодьями у богатых купцов.

В 1895 г. семья переехала на родину отца в село Кислово Смоленской области. Когда ему исполнилось десять лет, отец отвез его в Смоленск, где определил в Смоленское Александровское училище

В 1910 г. Соколов-Микитов уехал в Санкт-Петербург, где стал посещать сельскохозяйственные курсы. В том же году он написал своё первое произведение - сказку «Соль земли». Иван Сергеевич посещает литературные кружки, знакомится со многими известными писателями (Грином, Шишковым, Пришвиным, Куприным).

С 1912 года Соколов-Микитов работал в Ревеле секретарём газеты «Ревельский листок» . В 1914 г. в связи с начавшейся Первой Мировой войной он вернулся в Россию. Во время войны Соколов-Микитов вместе с известным лётчиком Глебом Алехновичем совершал боевые вылеты на русском бомбардировщике «Илья Муромец».

В 1919 году Иван Соколов-Микитов записывается матросом на торговое судно «Омск». Однако в 1920 году в Англии судно арестовали и за долги продали с аукциона. Для Соколова-Микитова началась вынужденная эмиграция. Год он живёт в Англии, а затем перебирается в Германию. Там Соколов-Микитов знакомится с Максимом Горьким, который помог ему получить документы, необходимые для возвращения на Родину.

После возвращения в Россию Соколов-Микитов много путешествует, участвует в арктических экспедициях, в качестве корреспондента газеты «Известия».

В 1930-1931 годах выходят целые циклы произведений Ивана Сергеевича «Заморские рассказы», «На Белой Земле», повесть «Детство».

1 июля 1934 года Соколов-Микитов принят в члены Союза советских писателей.

Во время Второй мировой войны Соколов-Микитов работает в Молотове специальным корреспондентом «Известий». Летом 1945 года возвращается в Ленинград.

Начиная с лета 1952 года, Соколов-Микитов живёт в собственноручно построенном им доме в селе Карачарово. Здесь он пишет бо́льшую часть своих произведений.

Умер Соколов-Микитов 20 февраля 1975 года в Москве. Пришвин писал: «Его проза выразительна и наглядна, так как прежде всего он придерживается собственного опыта, передаёт услышанное».

Регулятивные: целеполагание,

планирование учебного сотрудничества на совместно с учителем

Коммуникативные:

постановка вопросов

Познавательные:

самостоятельное формулирование цели.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, упорядочивание

Коммуникативные:

Регулятивные: выражать свою точку зрения.

Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли,принятие решения

Регулятивные: выражать свою точку зрения.

Фронтальный

Фронтальный

Метод : частично- поисковый,анализ, обобщение

Индивидуальная практическая деятельность,

Фронтальный

Метод : частично- поисковый,анализ, обобщение

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

2.Звучит музыка, двое учащихся читают стихотворение С. Погореловского «Лес»:

Здравствуй лес, дремучий лес!

Кто в глуши твоей таится?

Полный сказок и чудес!

Что за зверь? Какая птица?

Ты о чём шумишь листвою

Всё открой, не утаи:

Ночью тёмной, грозовою?

Ты же видишь, мы свои!

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Русские писатели любовно называли леса лесными хоромами. Как вы думаете почему?

(Хоромами в старину называли большое просторное помещение)

Лес тоже похож на большое помещение, только живут в нём не люди, а различные животные и растения.

*(по времени)

О каких деревьях пойдёт речь ? Отгадайте:

Это дерево цветет,

Аромат и мед дает.

И спасает нас от гриппа,

От простуд царевна-...

(липа)

Крепок, строен и силён,

Ведь владыка леса он.

Он для нас живой свидетель

В лету канувших столетий.

Из него добротен сруб.

Угадали? Это …

(дуб)

Сучки рогатые,

Плоды крылатые,

А лист - ладошкой,

С длинной ножкой.

(Клён)

Её всегда в лесу найдёшь -

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

(ель)

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане.

(Береза)

2 Словарная работа.

Ютятся - располагаются, помещаются на небольшом пространстве.

Толковый словарик с.69

Лютая (стужа) - очень сильная, очень холодная, суровая, беспощадная.

Толковый словарь Ожегова –с.337

Пурпурные - ярко - красные, багряные. с.632

Берёста - верхний слой коры берёзы. с.44

Славится - пользоваться известностью в каком-то отношении. с.727

Увядать- терять жизненную энергию. с.823

3. Работа с учебником с.96-111

-первичное знакомство с текстом

(с чувством уважения и восхищения).

Докажите строками из текста

(первое предложение каждого текста).

4. Установи соответствие .

Поработай с фразеологизмами

(работа в паре).

Заблудиться в трёх соснах (Фразеологический словарь- с.161)

Проверяем.

Коммуникативные: работа в паре

Регулятивные:

Личностные:

Индивидуальная практическая деятельность,

Фронтальный

Метод : частично- поисковый,анализ, обобщение

Метод : частично- поисковый,анализ, обобщение

Работа в паре,

группе.

Метод: анализ, обобщение.

4.Физминутка

Цель: создание условий для сохранения здоровья учащихся.

- зрительная

Аудиозапись «Звуки леса» (двигательная)

Быстро встали, улыбнулись,

Выше- выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали.

И на месте зашагали.

Применение здоровьесберегающей технологии

5.Творческое применение и добывание знаиий в новой ситуации.

Цель: создание условий для применения на практике новых знаний

парная работа с материалом

Проверка выполненной работы

Слайды 9-12

А ) Составление цитатного плана.

ТПОс.60 №1 (работа в группах).

Проверяем.

Б) Михаил Пришвин писал:

« Невозможно передать прелести пребывания в лесу под ёлкой во время тёплого летнего дождя...»

Не только писатели восхищались красотой русского леса.

Например, Иван Иванович Шишкин, знаменитый художник- пейзажист. Его “художественной стихией” был лес, преимущественно северный, с его елями, соснами, берёзами и дубами. Проникнутый бесконечной любовью к родине, Шишкин на протяжении всей своей жизни воспевал её необыкновенные по красоте образы, передавая особый, величественный дух русской природы.

-«Утро в сосновом лесу».

- «Хвойный лес. Солнечный день».

- «Лес перед грозой».

- «Смешанный лес».

Пейзаж - картины природы.

Толковый словарик – с.44(в паре)

(ИКТ - репродукции картин)

Б) Пересказ по опорным словам

(индивидуальная работа в паре).

Прочитай. Подчеркни в тексте опорные слова.

Сказочными великанами стоят старые сосны среди молодого порастающего леса. В сосновых борах собирали мы летом ягоды - бруснику и чернику. Крепконогие боровики и скользкие маслята нашли приют под соснами. Там и здесь виднеются хрупкие шляпки сыроежек.

На высоких соснах селятся ястребы и орлы.

Хорош и подрастающий мелкий сосновый лес. Одна к одной тесно жмутся покрытые зелёной хвоей молодые сосенки. В тени этих деревьев и весной и летом прячутся толстоногие грибы. Ранней весной здесь можно собирать сморчки, а летом – рыжики.

Перескажи статью о сосне по опорным словам.

В) Чтение « Диктор» (4 ученика)

Оценивание.

Коммуникативные: работа в паре

Регулятивные: нахождение нескольких вариантов решения учебной задачи, оценивание результата своих действий, планирование деятельности.

Личностные: формирование творческого подхода к решению учебной задачи.

Индивидуальная практическая деятельность

Метод : частично- поисковый,анализ, обобщение

Работа в паре,

группе.

Метод: анализ, обобщение.

Работа в паре

Метод:

6.Контроль усвоения,обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (работа в паре)

Цель: создание условий для применения на практике новых знаний.

Парная работа с раздаточным материалом

Проверка выполненной работы

Выбери пословицы, которые выражают главную мысль произведения.

Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади.

Растение - земли украшение.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Своя земля и в горсти мила.

Под большим деревом и гриб вольготней живёт.

Коммуникативные: работа в паре

Регулятивные: нахождение нескольких вариантов решения учебной задачи, оценивание результата своих действий, планирование деятельности.

Личностные: формирование творческого подхода к решению учебной задачи

Работа в паре

Метод: анализ, обобщение,метод стимулирования и мотивации учебно- познавательной деятельности

Цель: самостоятельное

Применение полученных знаний в практической деятельности, корректировка результата

Составление синквейна

*(по времени)

(дерево по выбору)

Проверяем.

Коммуникативные: выражать свою точку зрения

Познавательные: упорядочивание и обобщение информации, вносят коррективы

Личностные: ориентирование на ситуацию успеха

индивидуальная Метод: Самостоятельная работа

7.Итог урока.Рефлексия.

Самооценка.

Цель: создание условий для упорядочивания и обобщения полученной информации на основе рефлексии

Систематизация полученных знаний

Рефлексия

Слайд 13

Рефлексия «Незаконченное предложение».

Я узнал о русском лесе……

Рефлексия «Пейзаж».

Выберите ту картинку, которая соответствует вашему настроению в конце урока.

- С какими задачами урока справились? Достигли ли поставленной цели?

Регулятивные: умение оценивать результат своих действий

Индивидуальная

Методы: обобщение, классификация, анализ

8. Домашнее задание

Цель: создание условия для побуждения учащихся к работе с разными источниками информации.

Слайд 14

Дифференцированное д/з

1группа: с.93 №4 (поработай с дополнительными источниками и составь подробный рассказ об одном из деревьев)

2группа: отрывок наизусть по выбору с.90-92

3группа: с.93№7 написать рассуждение на тему «Мы хозяева нашей природы».

Познавательные: работа с информацией

Личностные: формирование положительного отношения к изучению русского языка, учебной деятельности.

индивидуальная

Сценарий литературного вечера,

посвященный писателю Ивану Сергеевичу

Соколову-Микитову

(подготовительная группа)

Подготовила: Селютина Я. Л.

Цель:

-развивать интерес к творчеству И.С. Соколова-Микитова

-способствовать приобщению детей к книге

-прививать умение эмоционально воспринимать произведение русской литературы

-получать радость от занятий чтением, испытывать потребность в нем

Задачи:

-познакомить детей с жизнью и творчеством писателя

-воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них

-воспитывать нравственные качества

Предварительная работа:

-знакомство с биографией писателя

-чтение рассказов и сказок И. С. Соколова-Микитова

-рассматривание иллюстраций

-отгадывание загадок о животных

Оборудование:

-портрет И.С. Соколова-Микитова

-книги писателя

-картинки со следами диких животных

-загадки о диких животных

-карточки(путаницы) с дикими животными

-жетоны

-шоколадные медали

Ход:

Дети входят в зал под музыку « В мире животных»

(рассаживаются по стульчикам, делятся на две команды, выбирают капитанов команды)

Первая команда «Знайки»

Девиз: Чтоб незнайкой не прослыть, с книжкой мы должны дружить

Вторая команда «Почемучки»

Девиз: Где! Зачем! И Почему! - тайну разгадаю, в руки книгу я возьму и ответ узнаю.

Воспитатель: Ребята в мире много разных рассказов и сказок, но сегодня мы будем разговаривать не обо всех сказках и рассказах, а одного автора И. С. Соколова-Микитова. (показать портрет)

Давайте вспомним рассказы И. С. Соколова-Микитова. (Кукушонок, Бобры, Ежи, Русский лес, Лисицы)

А сказку? (Соль земли)

А чем отличаются рассказы от сказки?

(ответы детей)

Молодцы, я думаю вы очень хорошо знаете И. С. Соколова-Микитова, и сейчас мы это проверим. А у нас первый конкурс, за каждый правильный ответ команда получает жетон.

  1. « Ответь на вопрос»
  2. Какие животные строят двух этажные дома для жилья? (Бобры)
  3. Из какого рассказа вы это узнали? (Бобры)
  4. Какую самую первую сказку написал И. С. Соколов-Микитов? (Соль Земли)
  5. Каких героев этой сказки вы запомнили? (ответы детей)
  6. Какая птица подкладывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
  7. Как называется рассказ, в котором это описано? (Кукушонок)
  8. Чем питаются ежи? (вредные насекомые, молоко, змеи, мыши…)
  9. Кто написал рассказ «Ежи»? (И. С. Соколов-Микитов)

Молодцы, с первым заданием. Команды справились отлично, а теперь настало время поиграть.

  1. П / и « Замри»

Дети действуют согласно тексту игры.

Разбежались по лужайки (бег в рассыпную)

Мишки, лисоньки и зайки

Стали весело кружится(кружатся на носочках)

Стали звери веселиться

Раз-прыжок, два-прыжок (прыжки на двух ногах)

Замирай скорей дружок (замереть пока не будет команды отомри)

Игру можно повторить несколько раз.

А теперь посмотрим, какие вы сообразительные и заработаете жетон для своей команды.

  1. «Угадай, чьи следы?»

На двух столах раскладываются картинки животных и их следы, дети должны правильно подобрать следы к животным.

От каждой команды выбираются три человека, которые подбирают следы. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильно подберет следы.

Выигравшая команда получает жетон.

Воспитатель: Молодцы ребята справились с заданием и получаете жетон. А следующий конкурс у нас «Загадки»

  1. «Загадки»
  2. У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода кора

  1. Косолапый и большой,

Спит в берлоги он зимой.

Любит шишки, любит мед,

Ну-ка, кто же назовет?

(Медведь)

  1. Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

И с деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины

  1. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

  1. Рыжая птичница

В курятник пришла,

Всех кар перечла

И с собой унесла

  1. Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она.

  1. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

  1. Шелестя, шурша травой

Проползает кнут живой,

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел.

Воспитатель: Все загадки вы отгадали правильно и получили жетоны. А сейчас мы посмотрим, какие вы внимательные. Каждой команде я дам карточку-путаницу, а вы должны увидеть на этой карточке одно дикое животное и назвать его, после этого передать карточку соседу. Сначала одна команда называет животных, потом другая. Какая команда назовет больше животных, та и выиграет.

  1. Конкурс «Путаница»

Дети поочерёдно ищут на карточки-путанице одно дикое животное, называют его и передают карточку соседу.

На этом наша викторина подходит к концу. Обе команды справились со всеми конкурсами отлично. Капитаны команд посчитайте жетоны. А теперь я предлагаю обменять ваши жетоны на сладкие монеты.

24 февраля 2005 года Смоленской областной детской библиотеке было присвоено
имя замечательного русского писателя, нашего земляка И.С. Соколова-Микитова

Постановление Смоленской областной Думы от 24.02.2005 №56

Иван Сергеевич Соколов-Микитов

1892-1975

«Самое большое счастье - делать людям добро…»
И.С. Соколов-Микитов

Есть в русской литературе писатель, от книг которого веет родниковой прохладой, свежестью весеннего луга, теплом родной, согретой солнцем земли. Имя этого писателя - Иван Сергеевич Соколов-Микитов. Нам, смолянам, особенно дорого это имя, ведь мы его земляки.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился 30 мая (н.ст.) 1892 года в лесном урочище Осеки под Калугой в семье Сергея Никитьевича Соколова, управляющего лесным имением купцов-миллионщиков Коншиных. Спустя три года семья переехала на Смоленщину - родину отца, в село Кислово (ныне территория Угранского района). Нетронутая природа, берега полноводной, полной очарования реки Угры, старинный быт и уклад смоленских деревень, сказки, крестьянские песни впоследствии нашли свое отражение в творчестве И.С. Соколова-Микитова.

Особую роль в становлении будущего писателя сыграл отец. «Глазами отца я видел раскрывшийся передо мной величественный мир русской природы, чудесными казались тропинки, широкий простор полей, высокая синева небес с застывшими облаками» . От матери - Марии Ивановны, происходившей из крепкого зажиточного крестьянского рода, знавшей неисчерпаемое множество сказок и поговорок, и каждое слово которой было к месту, унаследовал он любовь к родному языку, к образной народной речи. Ваня Соколов был единственным ребенком в семье и впитывал в себя все тепло и любовь заботливых родителей.

«Из светлого родника материнской и отцовской любви вытекал искрящийся ручеек моей жизни» .

В литературу И.С. Соколов-Микитов пришел много повидавшим и пережившим, умудренным жизненным опытом человеком. Безмятежные детские годы в родительском доме, учеба в Кисловской сельской школе и первое жизненное испытание - поступление в 1903 году в Смоленское Александровское реальное училище, из пятого класса которого в мае 1910 года Иван Соколов был исключен «по малоуспеваемости и за дурное поведение» (по «подозрению в принадлежности к ученическим революционным организациям»). В том же году - переезд в Петербург в связи с поступлением на сельскохозяйственные курсы, затем в Ревель (Таллинн), откуда на пароходах торгового флота избороздил все моря и океаны.

События I мировой войны (1914 год) застали И.С. Соколова-Микитова далеко от родины. По возвращении в Россию он вскоре ушел добровольцем на фронт. Служил в санитарном отряде, летал на первом русском тяжелом бомбардировщике «Илья Муромец» с известным летчиком, смолянином Глебом Алехновичем.

В феврале 1918 года после всеобщей демобилизации на флоте Соколов-Микитов вернулся к родителям в Кислово. Некоторое время учительствовал в Дорогобуже, путешествовал по югу России, где невольно был втянут в события гражданской войны. Позже ходил в плавание на шхуне «Дыхтау», участвовал в экспедиции О.Ю. Шмидта на ледоколе «Георгий Седов», в трагической экспедиции по спасению ледокола «Малыгин», побывал в краю сказителей и былин - Заонежье, в Сибири, в горах Тянь-Шаня…

Во время Великой Отечественной войны Иван Сергеевич работал спецкором газеты «Известия» по Пермской области, Среднему и Южному Уралу. В 1945 году возвращается с семьей в Ленинград, а в 1952 - обосновывается в живописном месте на берегу Волги - в Карачарове Калининской области в уютном деревянном домике, куда приезжал и зимой, и летом более 20 лет, где царила особая атмосфера теплоты и творчества, где побывало множество гостей из разных уголков страны - писатели, художники, ученые, искусствоведы, журналисты, земляки…

Осенью 1967 года Соколовы переехали на постоянное место жительства в Москву.

Иван Сергеевич прожил с женой Л.И. Малофеевой 52 года, имел трех дочерей. Все они безвременно скончались: младшая Лида 3-х лет (1931), Ирина в возрасте 16 лет умерла в Крыму от туберкулеза (1940), Елена трагически погибла (утонула) в возрасте 25 лет в 1951 году, оставив родителям двухлетнего сына Сашу.

Последние годы жизни писателя омрачились тяжелым обстоятельством - потерей зрения, но, несмотря на слепоту, Иван Сергеевич продолжал работать, и до последних дней в нем не угасала потребность писать и отдавать свое творчество людям.

Умер Иван Сергеевич Соколов-Микитов 20 февраля 1975 года. Похоронен в Гатчине на семейном кладбище, там, где могилы его матери, двух дочерей и Лидии Ивановны, пережившей мужа ровно на сто дней.

Путешественник по призванию и скиталец по обстоятельствам, И.С. Соколов-Микитов, повидавший немало далеких краев, южных и северных морей и земель, всюду нес с собой неизгладимую память о родной Смоленщине. Именно здесь истоки его первой сказки «Соль земли». Именно здесь были написаны его лучшие произведения: «Детство», «Елень», «Чижикова лавра», «Морские рассказы», «На речке Невестнице»…

«Читать и перечитывать И.С. Соколова-Микитова такое удовольствие, как дышать свежим ароматом летних полей и лесов, пить в жаркий полдень ключевую воду из родника, как в зимнее морозное утро любоваться серебристо-розовым блеском инея. И спасибо большое ему за это» .

Смоленская областная детская библиотека приобщает читателей к творчеству Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. Подготовлены и изданы рекомендательный указатель литературы «Хранитель родников» и мультимедийный диск о жизни и творчестве писателя, ежегодно проводятся областные праздники «И.С. Соколов-Микитов - детям», организуются выезды читателей в дом-музей писателя в д. Полднево Угранского района.

ББК 84.Р7
С59

Издано при финансовой поддержке
Федерального агентства по печати и массовым
коммуникациям в рамках Федеральной целевой
программы "Культура России"

И. С. Соколов-Микитов

"На своей земле": Рассказы и повести / Сост. Н. Н. Старченко. - Смоленск: Маджента, 2006. - С. 400.

ISBN 5-98156-049-5

В книге классика русской литературы XX века И. С. Соколова-Микитова собраны его самые лучшие произведения, написанные на Смоленщине, в д. Кислово.

Технический редактор Е.А. Минина
Компьютерная верстка Е.Н. Касьяненко
Рисунки В.В. Симонов
Корректор Т.А. Быкова
Фото на обложке А.В. Шлыков

Тираж 3000 экз.

(c) Соколов А. С., 2006
(c) Составление. Предисловие Старченко Н.Н.,2006.
(c) Оформление. Издательство "Маджента", 2006.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Всему светлому миру.

Крошечная птичка села на пенёк...
И всё кланяется, всё кланяется.
Всему светлому миру кланяется.
И. Соколов-Микитов.
Из записей "Па своей земле"

Такой книги - избранного сборника произведений классика русской литературы XX века Ивана Сергеевича Соколова-Микитова ещё не было.
Разумеется, и при долгой жизни писателя (1892-1975), и после его земного предела выходили в свет и собрания сочинений, и отдельные сборники повестей и рассказов, по всё же именно такая книга появляется впервые - ибо составлена она по особому принципу, не применявшемуся до сего дня ни редакторами, ни составителями, ни издателями. Здесь получилось счастливое и редкое сочетание: собраны самые лучшие произведения под одним корешком, а написаны они (почти все) тоже под одной крышей, в родном доме писателя.
Я очень волнуюсь, когда пишу эти строки. Перед глазами так и встаёт тот морозный февральский день 2000 года, когда я впервые увидел затерянный в смоленской глуши родной дом Соколова-Микитова. Ехал-то я сюда, в Угранский район (земли эти раньше входили в Дорогобужский уезд), в скромной надежде найти хоть какие-нибудь следы былого пребывания здесь любимого мною писателя, а тут оказалось, что даже целый дом стоит! Правда, целыми-то были только стены да крыша, а в остальном - полный разграб: выдраны двери, рамы со стёклами, разобраны печи, полы дубовые, потолки... Вернувшись в Москву, я выступил с публикациями в нескольких всероссийских периодических изданиях: в "Парламентской газете", в "Литературной России", журналах "Муравейник", "Охота и охотничье хозяйство", альманахе "Охотничий сборник" - хотелось пробудить чувство сопереживания и участия у возможно большего количества читателей, у нашей общественности, призывая, пока не поздно, спасти родной дом замечательного писателя. Не скажу, что сразу был отклик. Приходилось выслушивать и такое: "Да что ты хлопочешь? Это уже полузабытый писатель. Его и в библиотеках сейчас почти не спрашивают..."
Но с этим я никак не мог согласиться. Любовь к творчеству Соколова-Микитова и тревога за судьбу его родного дома приводили меня сюда снова и снова, летом и зимой, весной и осенью. Не раз побывал в деревнях Кислово, Полднево, Мутишино, Кочаны, Латорёво, Выгорь, Бурмакино, Пустошка, Клетки, где ещё теплится жизнь, и па тех местах, где уже исчезли Фурсово, Новая Деревня, Лядищи, Суборь, Круча, Архамоны, Куракино, Желтоухи... Все эти названия часто встречаются в рассказах писателя. Заветной мечтой было побывать на том самом глухарином току за речкой Невестицей, о котором прекрасный рассказ "Глушаки". И это случилось! Удалось даже услышать в сумерках раннего-раннего апрельского утра таинственную, колдовскую глухариную песню. Представьте, глухари там поют до сих пор! И само собой пришло осознание того, что восстановление дома писателя, создание в нём музея, должно идти одновременно с восстановлением для современного читателя истинного значения его незаурядного творчества.
Ведь даже на фоне непостижимо бурного своими трагическими и героическими событиями двадцатого столетия жизненная и творческая судьба И. С. Соколова-Микитова предстаёт как необыкновенно яркая, далеко изобилующая такими всплесками и потрясениями, такими "чугунными поворотами" (его собственное выражение), что хватит на несколько человеческих жизней. Достаточно привести здесь коротко изложенную автобиографию писателя, написанную как раз в один из таких "чугунных поворотов":
"Лет семнадцати впервые ушел в море матросским учеником вокруг Европы.
На другое лето опять потянуло в море. Плавал матросом по александрийской, а когда пришли на Старый Афон, решил остаться. Исходил мраморную Святую гору, был послушником, немалых насмотрелся афонских чудес, - о всём и сказывать неудобно. На Афоне застала война, - пробрался кое-как в Россию, чуть не попал в плен к турками, ничего не писал.
В начале войны собрался добровольцем. Весной пятнадцатого поехал па фронт с санитарным отрядом. Напечатался у Миролюбива в "Ежем[есячном] жур[нале]" и еще кое-где. В шестнадцатом поступил в Эскадру Воздушных кораблей, летал на "Илье Муромце". В эскадре застала революция. За то, что на собрании обложил крепким словом горлана-дурака, был, единогласно избран в председатели Комитета эскадры и послан в Петербургский Совет.
За время революции не произнес ни одной речи.
В Петербурге остался служить во флоте во 2-м Балт[ийском] Фл[отском] Экип[аже] матросом, получал по два фунта хлеба. Там встретил октябрь. Чуть не попал в наряд для разгона Учредилки. Жил с Ремизовым. Когда на Неве стреляла "Аврора", читали вслух у лампы под зеленым абажуром "Заколдованное место". Ночью побежал смотреть к Николаевскому мосту. У моста стоял с ружьем в руках узкоплечий солдатик с надвинутой на лицо папахой. Около солдата собралась кучка пароду, баба, вздыхая, говорила солдатику: "Ох, сердечная, не за свое вы дело взялись!" Солдатик - последний защитник - оказался девочкой и плакал от страха и оттого, что покинули одного.
Зимой в издательстве "Сегодня" вышла первая маленькая книжечка "Засупоня".
Весной, по демобилизации флота, уехал в деревню, работал на земле, слушал мужицкий гуд, писал повесть "Сивый заяц". Осенью поступил в "школьные работники" в единую трудовую школу. Издавал с ребятами "Заячью газету", учил ребят писать и от них учился. Напечатал книжечку "Исток-город". Был окликай "большевиком", а весной выжили, - хозяйка квартирная, Баба-Яга, чтобы извести, выкрала из печи вьюшки.
Первого мая с управделокругвоенкомом Ивановым поехал в "собственной" теплушке на юг, в Божий Свет - опять в матросской бескозырке. В Киеве, в лавочке у вокзала, разом съел восемь французских булок, грек хозяин, глядя на сие, от жалости даже заплакал. Дальше поехали в Крым. Был в матросской армии тов. Дыбенко, занимавшей Крыме "братвой", с "братишками", был у Махна. Никакого участия в гражданской войне не принимал. В начале деникинского наступления уехал в Киев. В Киеве попал "в плен" к Деникину. Два раза сидел в "контрразведке". По указанию артиста Ермолова, едва не был растерзан на у лице и спасся чудом. Пришлось из Киева бежать. Бежал к морю, в Одессу, а попал в Ростов и Крым. Был мобилизован во флот, служил в архиве Черноморского флота. В Крыму претерпел сидение деникинское, слащевское и врангелевское. Весной ушел в сады, копал землю и долбил камень за полтора фунта татарского булыжного хлеба, от зари до зари. Познакомился и сошелся с И. С. Шмелевым, питавшемся ржавой камсой. В Керчи на молу ловил бычков. В мае ушел матросом на шхуне "Дых-тау" в Константинополь. Ходил к Кемелъ-лаше в Чунгулак с углем и живыми баранами, в Евпатрию и Смирну с ячменем. В Константинополе поступил рулевым на океанский пароход Добр[овольного] Фл[ота] "Омск", пришедший из Америки, пошел на нем в Александрию и Англию. Отъелся. В Англии простояли до весны двадцать первого. Весной самозваное "Правление Добр [овального] Флота" пароход кому-то "загнало". За то, что протестовал от лица команды, капитаном Яновским был передан английской полиции, как вредный "большевик", и если бы не заступничество писательницы А. В. Тырковой и ее мужа Г.В. Вильмса, дело кончилось бы худо. Из Англии помощью Божьей пробрался в Германию, пустил корни и впервые принялся писать мало-мальски серьезно.
Иван Микитов. 23 февраля 1922. Далем, близ Берлина".
{mospagebreak heading=Страница 1}

Не может не впечатлять такая несколько рвано, рубленым стилем написанная страничка, где нами не сокращено ни слова. Она даёт несколько зарубок на намять - и к ним мы еще вернёмся, - но сейчас хочется привлечь внимание только к тем трём строчкам, где говорится, что весной пятнадцатого года он поехал на фронт с санитарным отрядом, а в шестнадцатом поступил в эскадру воздушных кораблей, летал на "Илье Муромце V" и что вскоре напечатался в известном тогда всей России "Ежемесячном журнале" В. Е. Миролюбова. Всего три строчки, а сколько они вмещают в себя, какой поистине уникальный жизненный материал, который так и просился на бумагу! У него в ту пору уже был некоторый опыт писательства. "Соль земли" - так называлась сказка, самое первое произведение юного, девятнадцатилетнего Вани Соколова, написанное в 1911 году. Пытливым, любознательным юношей он неутомимо собирал в родной деревне Кислово на Смоленщине народные сказки, поговорки, былицы, а потом умело отбирал самое лучшее из этого богатства - поистине соль земли отчей! Эту его особенность подметил известный писатель А. М. Ремизов, поддержал, помог напечататься. И вот в письмах к Ремизову с фронта Соколов пишет: "Яузнал, что в близком тылу хуже, чем в окопах, - люди хуже. Об войне писать не могу. Нужно мне большой навык иметь - пописывать - или нахрапство. Очень уж люди там необыкновенные. Даром, конечно, виденное не пропадает, душа всё впитывает, и тогда, после войны, если силы хватит, буду рассказывать..." Скромно пишет Соколов, а сам уже примеривается, берёт отсчёт от самого высокого литературного авторитета: "Читал Л.Н. Толстого военные рассказы - плохо, обидно". Чувствуется, что ему самому очень хочется описать увиденное, пережитое! II уже через несколько месяцев, весной 1916 года появляются в периодической российской печати его военные рассказы.
Здесь надо сказать, что первой мировой войне не повезло ни в нашей истории {"империалистическая"), ни в художественной литературе. Мы в России, к сожалению, больше знаем об этой войне из романов Э. Хемингуэя и Э. М. Ремарка. А ведь санитар, потом моторист самого мощного в мире бомбардировщика "Илья Муромец" Иван Соколов значительно раньше и Хемингуэя, и Ремарка написал свои рассказы - он посылал их прямо с фронта (почти на крыле самолёта писал, вернувшись с бомбометания!) в газету "Биржевые ведомости", в журнал "Огонёк", в уже упоминавшийся здесь "Ежемесячный журнал". Эти необыкновенные рассказы, о которых практически ничего не сказано в нашем литературоведении (некоторое освещение этой темы находим лишь is книге М. Н. Левитина1 "Я вижу Россию..."), просто поражают своей художественной зрелостью, умением автора-очевидца в немногих точных словах передать и общую картину, и душевное состояние отдельного человека. За рассказ "Глебушка", опубликованный в газете "Биржевые ведомости", молодой писатель даже получил нагоняй от военного начальства: как это он, простой унтер-офицер, так фамильярно пишет о своем командире, штабс-капитане, известном авиаторе Глебе Васильевиче Алехновиче? Вообще, талантливые рассказы и очерки Ивана Соколова о военных буднях первых русских лётчиков и само его имя уже давно должны быть на самом почётном месте в славной истории российской авиации. И снова с горечью думаешь: все у нас в России из телепередач, фильмов, книг, спектаклей, журналов, газет, да и школьных программ знают о французском писателе-лётчике Антуане де Сент-Экзюпери, а вот про своего русского писателя, первопроходца в военной авиации и самой этой литературной теме (французский писатель летал на военном самолете уже во время второй мировой войны), у нас, за очень малым исключением, даже и не слышали... Надеюсь, что книга эта, ее начальный раздел "ранние рассказы" хотя бы в какой-то степени восполнят этот пробел.
Примечательно, что Иван Соколов, до войны плавая матросом и уже пробуя перо, всё никак не мог написать о море, а тут иная, жестокая реальность войны подтолкнула выплеснуть наружу то, что накопилось внутри. Любопытно, что в рассказах о боевых полётах пет-пет да и проскальзывает морская тема: "Полёт - плавание, только воды нету: смотришь вниз, как смотрел на опрокинутое в зеркальной глади облачное небо". Или в другом месте: "Высь, точно море: заблудишься и концов не отыщешь". Да и сам самолёт "Илья Муромец" молодой писатель сравнивает с воздушным кораблем - и тут тоже, "как в море, каждый у своего дела". Да, "прорвало" именно военными рассказами - и дальше писатель в полную силу занялся своими любимыми темами: теплая земля родины и путешествия по морским просторам. Поэтому самое время перейти к следующему и важнейшему периоду жизни писателя, к следующему разделу книги, к тем произведениям, которые стали потом хрестоматийными. Причем, слово "хрестоматия" здесь не для красного словца. Мы, родившиеся в 1950-е годы, еще застали и наших школах учебники русского языка и литературы, где много приводилось прекрасных образцов русского художественного слова, где наряду с А. Пушкиным, М. Лермонтовым, Н. Гоголем, И. Тургеневым, Л. Толстым, А. Чеховым стояло имя И. Соколова-Микитова.
Рассказы "На речке Невестнице" органично примыкают к концовке первого раздела этой книги. Но это уже другие письма из деревни... Прошло пять лет, Соколов-Микитов многое пережил и повидал - помыкался по белу свету, побывал в вынужденной эмиграции, с великой радостью вернулся летом 1922 года в Россию, в родные смоленские места. Его творческую линию поддержал И. А. Бунин (они познакомились в 1919 году в Одессе), его ободрил высокой оценкой А. И. Куприн, так написавший в письме из Парижа в 1921 году: "Очень ценю Ваш писательский дар, за яркую изобразительность, истинное знание народной жизни, за краткий, живой и правильный язык. Более же всего мне нравится, что Вы нашли свой собственный, исключительно Ваш стиль и свою форму, и то и другое не позволяет смешать Вас с кем-нибудь, а это самое дорогое". Заметим, к слову, что среди присланных Куприну из Берлина рассказов был и "Фурсик". И снова вспомним Л. Н. Толстого - ведь здесь нетрудно заметить новую (после военных рассказов) попытку примериться силами к великому писателю. И, каюсь, мне, выросшему в деревне, ближе по сердцу толстовского "Холстомера" именно проникновенно-грустная история трудолюбивой деревенской лошадки Фурсика.
В раздел "На речке Невестнице" включены самые лучшие рассказы писателя о родной земле, взятые из двух его творческих циклов - "На речке Невестнице" и "На теплой земле". При любовном, но строгом отборе был исключен не только невольный повтор той или иной темы, но даже и отблеск ее. Например, при выборе между повестью "Елень" и рассказом "Найдёнов луг", где прослеживается "волчья тема", предпочтение было отдано небольшому, ёмкому рассказу. Читатель сам убедится: в этом разделе книги что ни рассказ - то шедевр. И это хорошо понимали уже современники писателя. "Еще раз прочел Ваших "Глушаков". Вот вещь замечательная, без изъяна, прекрасная. Вот поэзия настоящая, искусство в настоящем смысле", - писал Соколову-Микитову известный каждому с детства писатель Виталий Бианки. Действительно, мало во всей нашей русской (и мировой) художественной литературе таких гармоничных, неподражаемо естественных в своей интонации и глубоких но смыслу рассказов, где человек и природа - единое целое: "Синий дымившийся лес накрыл их просто и невидно, как свою родню".
Любовь к природе у И. Соколова-Микитова - неотъемлемая часть самой жизни, это не пресловутый "отдых на природе" или современная "гринписовская экология". Характерно его признание: "Бывает так: долго живя вне близкой природы, я как бы перестаю чувствовать движение живой жизни. Все идет мимо, печальными вехами видятся тогда отравляющие нашу жизнь житейские огорчения и заботы".
{mospagebreak heading=Страница 2}

Этой нотой пронизан и такой социальный рассказ, как "Пыль". Это была свежая, даже неожиданная тема для середины 1920-х годов: бывший помещик Алмазов приезжает из города навестить свою деревню. Этот растоптанный, униженный новой властью человек в родных местах, среди милой с детства природы хотя бы на пару дней чувствует себя не таким обездоленным - свидание с родиной хоть немного душевно подлечило его. Не оставят равнодушным сердце читателя и рассказы о трагичной судьбе двух девушек - гимназистки ("Ава") и крестьянки ("Медовое сено"). Их образы - в одном ряду с классическими тургеневскими и бунинскими героинями.
В третий раздел книги вошли "Морские рассказы". И здесь тоже отобрано самое сильное и неповторимое. Из семнадцати привычно публикуемых в этом цикле рассказов взяты только десять. И это та самая "десятка", о которой мечтает любой писатель! И снова поражаешься: как быстро, как творчески продуктивно был создан этот цикл, одновременно с рассказами "местного" содержания. Хороню видно по датам их написания, что создавались они вперемежку - писатель наверняка испытывал от этого и большую радость, и своеобразное отдохновение, переносясь с берегов Невестницы то на африканский берег, то обратно...
Придётся здесь остановиться на одной авторской сноске - в рассказе "Ножи" о "пройдохах-монахах". Не знаю, что побудило писателя написать полтора десятка строк, осуждающих афонских монахов. Хотя какой-то глухой намёк даётся в известной уже читателю одностраничной автобиографии, где он пишет, что был какое-то время послушником на святой горе Афон, сойдя с корабля, где служил матросом. И в записной книжке 1920-х годов неодобрительно отзывается об отдельных опустившихся служителях церкви Дорогобужского уезда. При всём этом писатель, конечно же, никаким богоборцем не был. Уже глубоким стариком, всегда деликатный, он довольно резко оборвал одну посетительницу, рассказывавшую о своей поездке, по ходу которой встретилась "паршивая церквушка" - имелась, очевидно, в виду ее запущенность. По воспоминаниям В. Б. Чернышева, Иван Сергеевич на это сердито отрезал: "Нельзя так говорить. "Паршивых церквушек" не бывает". Так что очень хочется снять эту авторскую сноску к рассказу "Ножи", но и допускать произвол в отношении автора всё же не годится... Оставлено всё, как было.
Единственное, что я себе позволил, помимо тщательного отбора лучших рассказов "морского" цикла, так это поставить рассказ "Матросы" в конце (обычно он стоял почему-то вторым) - как в соответствии с хронологией плаваний Соколова-Микитова, так и в связи с тем, что описываемые в этом рассказе события затем логически продолжаются в повести "Чижикова лавра". Но прежде чем перейти к разделу повестей, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что представленные здесь морские рассказы, па мой взгляд, лучшие из всего, что Соколов-Микитов вообще написал на тему путешествий - и морских, и по суше. И здесь, по-видимому, требуется принципиальное уточнение. Дело в том, что вольно или невольно, но усилиями литературоведов и издателей сложился образ Соколова-Микитова прежде всего как неутомимого путешественника, следопыта, полярника и т. д. Но это всё же внешняя, поверхностная характеристика писателя. Очевидно, будет к месту привести такое его письмо с берегов Невестницы: "Внутри себя я решил: или до ко и ц а жить здесь, или, если уезжать - то далеко. В городе жить я не стану". Вынудили уехать далеко, и хоть прописаться пришлось в городе, но по сути, пока были силы, в городе он не жил - всё в дальних путешествиях и экспедициях. Смею утверждать, путешествия эти, после утраты своей малой родины, носили зачастую вынужденный характер - и но желанию убежать из города, и по необходимости па что-то жить, содержать семью, а значит, регулярно ездить по заданию редакций в длительные командировки. И появлялись рассказы и путевые очерки, далеко не равные по силе морским рассказам 1920-х годов (это не раз с горечью признавал и сам писатель, упрекая самого себя, что после Кислова многое написано "за хлеб").
Повесть "Чижикова лавра" - редкое по художественной силе и нравственному чувству произведение о русском человеке, ставшем эмигрантом не но своей воле. Собственно, равного "Чижиковой лавре" в нашем искусстве па тему ностальгии, тоски по родине до сих пор ничего нет, хотя с той поры минула уже не одна волна эмиграции из России: "Очень я скучаю по родине. Бывает, хоть головой о косяк. До того вдруг здешнее станет в противность". Написана повесть от первого лица, это страдающий выдох измученного ностальгией русского человека, жизнь без Родины для которого потеряла всякую ценность. Нетрудно угадать в этом произведении самого автора... Сообщая из Кислова в сентябре 1925 года К. Федину, что скоро закончит "Чижикову лавру", оттеняет ее особенность: "Будет всё по старинке, но из сердца, и не единым словечком не поглумлюсь над человеком". Это был его неизменный творческий и жизненный принцип - не глумиться над человеком (сравните с нынешними преобладающими правами в писательской и журналистской среде!) Да, в самом деле, ни единым словечком не глумился над человеком, но самому приходилось сталкиваться и с недоброжелательством, и с самодурством-глумлением местных властей: то избирательного права лишат, то налог норовят накинуть. Не раз обращался за помощью в Москву, оттуда одергивали ретивых администраторов. Но тучи к лету 1929 года всё более зловеще стали кружить над головой писателя. Аренду не хотели продлевать, уже не помогала и Москва. Надвигалась коллективизация, раскулачивание. Пришлось навсегда оставить родной дом... Обосновались сначала в Гатчине, потом в Ленинграде. "Колхозным трактором Вас переехало..." - горько шутил через много лет А. Т. Твардовский, нежно, по-сыновьи любивший Соколова-Микитова.
Уже много десятков лет покоряет сердце читателя в любом возрасте повесть "Детство". Работа над ней, обдумывание будущих глав, началась, когда Соколов-Микитов уже точно знал, что ему придется покинуть родной дом по решению "тройки" (два голоса против одного...). Писатель как бы спохватился - ведь навеки, навсегда теряет родной дом! Надо успеть удержать, закрепить на бумаге, не дать зарасти травой забвения милые стежки счастливого, безмятежного детства... Скорее всего, само написание повести уже в Гатчине (а потом она несколько раз дополнялась) было спасительным для писателя в то тяжкое время потери родного дома, отчей земли, то есть утраты самого дорогого.
Снова перечитав повесть "Детство" уже именно в этой книге, после произведений, написанных ранее, как-то особенно ясно видишь чистые, незамутненные истоки его таланта, но сути - это самый цвет, самый ник всего лучшего, чего он достиг к тому времени, к 1929 году. Кстати, к своему 37-летию... И что же это, право, за заклятый такой возраст для русских талантов?! Если и не уничтожат физически, так погубят творческую судьбу, выгонят из родного дома...
И вот Иван Сергеевич Соколов-Микитов возвращается. Пусть и через много лет, но к себе домой, на милые берега самых дорогих ему речек Гордоты и Невестницы. Признаться, я немного завидую тем читателям, кто первый раз возьмёт в руки эту восхитительную книгу, обращённую ко всему светлому миру. Не раз кропотливо перечитывая Соколова-Микитова, порой мучительно колеблясь, выбирая лучшее из лучшего, раздумывая над логическим и временным построением изборника, я уже знаю его, как говорится, вдоль и поперёк. Другое дело - впервые открыть книгу и с самой первой страницы быть захваченным удивительной силой художественного слова, народной мудрости и человеческого тепла! А выходит в свет "На своей земле" как раз в то время, когда в возрождённом из небытия доме открывается первый в России музей И. С. Соколова-Микитова. Книга будет служить и живым, ярким, незаменимым путеводителем но родной земле писателя, по окрестностям, но самому дому-музею.
И всё же, как радостно, как светло-очистительно на душе, что Иван Сергеевич Соколов-Микитов возвращается! В свой родной дом, со своей лучшей книгой, написанной, в основном, в этих крепких, смолистых, нетленных стенах...

Николай СТАРЧЕНКО,
кандидат филологических наук,
главный редактор журнала о природе для семейного чтения "Муравейник"

Выбор редакции
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...

Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...

Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В РАЗГОВОРНИКЕ!Очень легко выучить и начать говорить!Скачайте!Просьба распространять!Русча-татарча сөйләшмәлек!...
Очень часто нам хочется поблагодарить другого человека за что-то. Да даже просто из вежливости, принимая что-то, мы часто говорим...
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...
План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...
На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...