Сообщение о художниках анималистического жанра. Животные. Анималистика в фотографии


Основным объектом этого жанра изобразительного искусства являются животные (от лат. animal - животное).

Этот жанр был распространён в глубокой древности: стилизованные изображения животных встречаются в искусстве Древнего Востока, Америки, Африки, Океании и в народном творчестве других стран.
Чаще всего изображения животных мы видим в живописи, скульптуре, графике, в декоративном искусстве, а позже и в фотографии.
Анималистический жанр условно можно разделить на два направления: естественнонаучное и художественное. В первом случае для художника-анималиста важно точное изображение животного с точки зрения его физиологии, а во втором случае – художественная характеристика животного, в том числе и метафоричность (перенесение на животных черт, присущих людям). Это в основном относится к иллюстраторам сказок и басен.

Анималистика в живописи

Франс Снейдерс (1579-1657)

Ван Дейк «Портрет Снейдерса с женой» (фрагмент портрета)
Фламандский живописец, мастер натюрмортов и анималистических картин. Первоначально он занимался натюрмортами, но затем увлёкся анималистическими сюжетами и сценами охоты. Его произведения поражают монументальностью и продуманностью композиций, виртуозным изображением физиологии животного, его жизненной силы и внутренней мощи.

Ф. Снайдерс «Охота на кабана» (1625-1630)

Паулюс Поттер (1625-1654)

Бартоломеус ван дер Гельст «Портрет Паулюса Поттера»
Нидерландский художник Поттер умер совсем молодым, в 29 лет, но оставил целую галерею картин с детальным изображением домашних животных на лугах, картин со сценами охоты.

П. Поттер «Молодой бык»

Именно изображения животных обеспечили ему всемирную славу.
Самая известная картина художника – «Молодой бык», она находится в музее Маурицхёйс в Гааге.

П. Поттер «Кони на лугу» (1649)
Лошади – самый популярный персонаж анималистических картин. Но у каждого художника своё отношение к этому сильному и благородному животному.

Джордж Стаббс (1724-1806)

Д. Стаббс «Автопортрет»

Английский художник и учёный биолог, один из ведущих европейских художников-анималистов. Досконально изучил анатомию человека и животных при Йоркском госпитале. Он является автором нескольких научных работ, в том числе труда «Анатомия лошадей» (1766), поэтому безупречно с научной точки зрения мог изображать животных.

Д. Стаббс «Уистлиджейкет» (1762)

Франц Марк (1880-1916)

Немецкий живописец еврейского происхождения, представитель немецкого экспрессионизма . Ушёл добровольцем на фронт Первой мировой войны и был убит осколком снаряда в ходе Верденской операции в возрасте 36 лет, оставив нереализованными свои творческие планы.

Ф. Марк «Синий конь» (1911)
Он часто изображал животных (оленей, лис, лошадей) в естественной обстановке, представляя их как высшие, чистые существа. Таково романтическое полотно «Синий конь». Работы Марка отличаются яркой палитрой в сочетании с кубистическими образами, резкими и жёсткими цветовыми переходами. Наибольшую известность получила его картина «Судьба животных». В настоящее время она демонстрируется в художественном музее Базеля (Швейцария).

Ф. Марк «Судьба животных» (1913)
Животный мир всегда привлекает не только профессиональных художников, но и детей. В детском мире животные занимают место не меньшее, чем человек.

Самира Сагитова (3 года 8 месяцев) «Весёлые цыплята»

Джим Киллен «Весёлые щенята»

Анималистика в скульптуре

Пётр Карлович Клодт (1805-1867)

П.К. Клодт
Семья будущего скульптора происходила из балтийских немецких аристократов Клодт фон Юргенсбург, состояла из потомственных военных. П. К. Клодт родился в 1805 г. в Санкт-Петербурге, но детство и юность его прошли в Омске – его отец занимал должность начальника штаба Отдельного Сибирского корпуса. Там и проявилась склонность барона к рисованию, резьбе и лепке. Больше всего мальчик любил изображать лошадей, в них он видел особое очарование.

Нарвские триумфальные ворота
Окончив Академию художеств, Клодт совместно с другими опытными скульпторами оформлял Нарвские ворота, дворцовую пристань Адмиралтейской набережной.

Кони Клодта перед берлинским замком
Его работы украшают и главные ворота королевского дворца в Берлине, и королевский дворец в Неаполе. Копии скульптур установлены в садах и дворцовых сооружениях в России: в окрестностях Санкт-Петербурга (у Орловского дворца в Стрельне и Петергофе, а также на территории усадьбы Голицыных в подмосковных Кузьминках, усадьбе Кузьминки-Влахернское).

Усадьба Голицыных в Кузьминка х

Евгений Александрович Лансере (1848-1886)

Русский скульптор-анималист. Так же, как и Клодт, он уже с детства выбрал тему, которой был увлечён всю жизнь, – лошадей.

Е. Лансере «Черкес и женщина на лошади»
Лансере был известным анималистом, прекрасно изображал лошадей, в том числе и в исторических сюжетах. Являлся мастером сюжетной пластической миниатюры, прославил русскую скульптурную школу за рубежом, принимая участие во всемирных выставках в Лондоне (1872), Париже (1873), Вене (1873), Антверпене (1885) и др. европейских городах. Его произведения отливались на многих ведущих заводах и в бронзолитейных мастерских частных фирм.

Анималистика в графике

Константин Константинович Флёров (1904-1980)

Советский палеонтолог, доктор биологических наук, профессор. Заведующий Палеонтологическим музеем им. Ю. А. Орлова. Художник-реконструктор и анималист, воссоздал облик многих ископаемых животных.

Учился на биологическом отделении Московского университета и одновременно занимался рисунком и живописью. По окончании университета в течение 30 лет работал в Зоологическом институте в Ленинграде. Участвовал во многих поездках и научных экспедициях.
Работая в Дарвиновском музее в Москве, Флёров на базе биологических коллекций исполнил серию живописных и скульптурных работ. Знания профессионала зоолога и профессионала художника позволили ему успешно воссоздавать по скелетам внешний вид животных, создавать их скульптурные изображения и писать живописные полотна на темы древнего мира.

Анималистика в фотографии

С изобретением фотографии возможности анималистов существенно расширились. Мир животных предстаёт в огромном разнообразии красок, сюжетов и видов.
Предлагаем Вашему вниманию две замечательные фотографии фотоанималистов с сайта www.rosphoto.com

А. Гудков «Жираф и птица»
Сколько любви к животным в этой фотографии и чувства юмора! А также умения «поймать момент».

С. Горшков «Лиса»
Сергей Горшков является победителем конкурса «Золотая черепаха» в номинации «Фотограф года» 2007 и 2011 гг. Победитель международного конкурса Shell Wildlife Photographer of the Year 2007 г., был удостоен приза «Фотограф года России».
Его фотография «Лиса» поражает не только техникой исполнения, но и психологической глубиной. Вглядитесь в фотографию: лисий нрав, её осторожность, вкрадчивость и хитрость схвачены блестяще.

«Шмель». Фото В. Акишиной

Анималистика (Анималистический жанр), иногда также Анимализм (от лат. animal - животное) -

жанр изобразительного искусства

Основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, фотографии, скульптуре, графике и реже в декоративном искусстве. Анималистика сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала. Главной задачей анималиста может быть как точность изображения животного, так и художественно-образные характеристики, включая декоративную выразительность или наделение животных присущими людям чертами, поступками и переживаниями (например, басни).


Из скульптуры имеет распространение

анималистическая керамика

Стилизованные фигуры животных имеются среди памятников звериного стиля (en), в искусстве Древнего Востока, Африки, Океании, древней Америки, в народном творчестве многих стран.

История анималистики

Художники, работающие в анималистическом жанре, называются анималистами. Животные в живописи, в графике вызывают такой же интерес у зрителей, как портреты известных людей. И это не случайно. С анималистики, когда в эпоху палеолита, более 30 тысяч лет назад, люди начали изображать на скалах животных, началось мировое искусство. Уходит корнями в глубокое прошлое и традиция сохранять на память изображения домашних животных, а также животных и птиц, считавшихся священными. До нас дошли барельефы собак, львов, быков и лошадей древней Ассирии, барельефы и фрески с собаками, кошками, ибисами, крокодилами, павианами, змеями, шакалами, соколами Древнего Египета, керамика с рисунками собак и лошадей Древней Греции и Древнего Рима, скульптурные изображения ягуаров, змей и других животных у ацтеков и майя. Высочайшего уровня достигло изображение животных в Древнем Китае. Известны изображения собак, похожих на чау-чау, более чем двухтысячелетней давности. Мы и сегодня любуемся анималистической графикой китайских мастеров. У европейской аристократии интерес к анимализму появился в эпоху Возрождения. С тех времен вплоть до ХХ века на многих портретах человек изображался с животным, к которому он был привязан — лошадью, собакой, кошкой. Картины кисти таких известных художников, как Паоло Веронезе, Жан-Батист Удри, Ван Дейк, Гейнсборо, Тициан Вечеллио, Антонио Моро, Розальба Каррьера, Джордж Стаббс, Анри-Франсуа Ризенер и многих других, запечатлевших людей с их животными-любимцами, — хоть эти художники никогда не позиционировали себя как анималисты, — входят в коллекцию шедевров мировой живописи.

Проявляла интерес к анимализму и российская элита. В Историческом музее несколько лет назад экспонировались портреты собак, подаренных русским царям. С левретки Екатерины Великой была сделана скульптура, хранящаяся сейчас в Петергофе. А на картине Боровиковского императрица запечатлена с другой своей левреткой. Граф Орлов собрал коллекцию портретов своих борзых и лошадей. Портрет человека с животным писали Брюллов, Маковский, Серов, Серебрякова, другие знаменитые русские художники, причем не только с собакой, но и с лошадьми, и даже с прирученными дикими животными. Во всем мире известны и русские художники-анималисты, то есть те, кто пишет в основном животных, — Степанов, Ватагин, Ефимов, Лаптев, Чарушин. Во второй половине ХХ века в Европе мастеров реалистического портрета, в том числе и анималистического, стали теснить представители «современного искусства». В художники анималисты попал, например, Херст, экспонирующий законсервированных в формалине корову, акулу и пр. Зато интерес к анимализму в реалистической манере получил развитие в США — на проходящих там выставках экспонируются работы множества художников-анималистов

И Юаньцзи (около 1000 -- около 1064 г.) -- китайский художник, особенно известный за свое мастерство в рисовании обезьян.

Чжу Чжаньцзи (1398--1435 г.) -- китайский император и мастер рисования собак и обезьян.

Франс Снейдерс (1579--1657 г.) -- фламандский живописец.

Ян Фейт (1611--1661 г.) -- фламандский художник и гравер.

Паулюс Поттер (1625--1654 г.) -- голландский живописец.

Давид Конинк (1636--1699 г.) -- фламандский живописец.

Карл Кунтц (1770--1830 г.) -- немецкий живописец и гравер.

Эжен Делакруа (1798--1863 г.) -- французский живописец и график.

Пётр Клодт (1805--1867 г.) -- русский скульптор.

Филипп Руссо (1816--1887 г.) -- французский живописец.

Йозеф Вольф (1820--1899 г.) -- немецкий график и живописец.

Брайтон Ривьер (1840--1820 г.) -- английский живописец.

Франц Марк (1880--1916 г.) -- немецкий живописец-экспрессионист.

Василий Ватагин (1883--1969 г.) -- русский живописец и скульптор.

Евгений Чарушин (1901--1965 г.) -- русский график, Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Константин Флёров (1904--1980 г.) -- русский палеонтолог, график и живописец, доктор наук.

Николай Кондаков (1908--1999 г.) -- русский биолог, иллюстратор, кандидат наук.

Несколько слов о некоторых из них:

Кристоф Дрочон (Christophe Drochon)

Родился во Франции, в предместье Парижа, в 1963 г. Его талант художника был замечен не сразу. Школьный учитель Кристофа даже сказал его матери, что ее сын никогда не достигнет больших успехов в живописи. Но это не охладило его страсти к искусству - Дрочон с воодушевлением все свободное время отдавал самостоятельным занятиям живописью и благодаря таланту и напряженному труду доказал, что школьный учитель ошибался. Детство будущего художника проходило в Париже, он не видел дикой природы и ничего не знал о естественной среде обитания диких животных. Но когда Кристоф пошел в школу, его семья поселилась недалеко от Винсенского зоологического парка, а летом выезжала на юго-запад Франции. Там он проводил много времени, внимательно наблюдая за животными и делая зарисовки. Его интерес к природе рос, а наблюдения научили глубоко понимать животных и сопереживать им. Потрясающие работы Дрочона, его мастерство и техника реалистичного изображения животных восхищают и очаровывают любителей природы. Однако его изображение животных отличается от привычного. В его работах животные и пейзаж всегда служат символами для выражения идей художника и иллюстрации его эмоционального состояния. Он пытается донести до зрителя осознание непостоянства мира. На многих его рисунках очень выразительны глаза животных, что делает ощутимее сущность живой природы и приближает нас к самопознанию.

Соня Рэйд (Sonia Reid)

Родилась в США в городе Куллмане в 1964 г. Училась в Университете Оберна. В 1988 г. успешно закончила Винфропский колледж со степенью бакалавра Благородных искусств и в течение 8 лет работала дизайнером внутренних помещений. Соня всегда любила животных и наслаждалась красотой природы. Решив посвятить все свое время их изображению, она уезжает в Африку. Посетив в Танзании знаменитый кратер Нгоро-Нгоро, Соня влюбилась в природу этого континента. Африка стала ее страстью. В своих картинах, выполненных маслом и графитом, она старается показать все то, что так затронуло ее душу, и призвать зрителей к защите и прославлению дикой природы. Ее картины на многочисленных выставках завоевали множество наград. Еще одна страсть художницы - фотография и коллекционирование книг об Африке и ее природе.

Дэн Амико (Dan D. Amico)

Дэн живет в горной долине рядом с Национальным парком Скалистых гор в Колорадо. Интерес Дэна к искусству возник очень рано. Он проводил так много времени, рисуя лошадей и кроликов, что его родители, пытаясь сберечь бумагу, дали ему меловую доску. Во время учебы в Высшей школе искусств у Дэна возник интерес к импрессионизму. Он почувствовал особенное родство с искусством Клода Моне, восхищался искусством Андре Виета, чей стиль сильно повлиял на дальнейшее творчество Дэна. Первоначально самоучка, Дэн в 1991 г. закончил мастер-класс Роберта Бейтмана, а затем учился у известного художника Боба Кухна, т.к. считает, что художник всю свою жизнь должен учиться, расти и экспериментировать. Одна из главных задач художника, по мнению Дэна, - делиться красотой окружающего мира. Он говорит: «Если я могу подтолкнуть кого-то оценить игру света на влажной осенней траве, я чувствую, что я могу затронуть его душу. Зритель не может испытать момент вдохновения, он может только соприкоснуться с картиной, пропуская ее через свои собственные ощущения». Дэн пытается создать настроение, вызывая ответные чувства или воспоминания. В своих работах он старается правдиво передать не только внешний облик животного, но и его чувства. В 1991 г. Дэна выбрали членом Организации анималистов.

анималистический живопись полотно

Николай Николаевич Кондаков

Родился в 1908 году в городе Рязани. После окончания школы поступил на биологический факультет Московского государственного университета. Трудовую деятельность начал ещё будучи студентом на Мурманской биологической станции. После окончания университета работал во многих исследовательских институтах Владивостока, Москвы и Ленинграда. В 20-х годах XX века защитил кандидатскую диссертацию по исследованию кальмаров. Принимал участие во многих экспедициях. Основным вкладом в биологическую науку стали выполненные им рисунки различных представителей фауны. Эти иллюстрации вошли во многие издание, такие как БСЭ, Красные книги СССР, РСФСР, в атласы животных, в учебные пособия. Всего за свою жизнь Кондаковым было выполнено несколько десятков тысяч рисунков.

Флёров Константимн Константимнович

(4 февраля 1904 -- 26 июля 1980) -- советский палеонтолог, доктор биологических наук, профессор. Заведующий Палеонтологическим музеем им. Ю.А. Орлова (1946--1972), участник Советско-Монгольской палеонтологической экспедиции. Художник-реконструктор и анималист, воссоздал облик многих ископаемых животных, широко цитировался в иллюстрациях палеонтологической тематики во второй половине XX века.

Евгемний Ивамнович Чарумшин

(29 октября (11 ноября по старому стилю) 1901, Вятка, ныне Киров -- 18 февраля 1965, Ленинград) -- советский график, скульптор и писатель. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Сын архитектора И.А. Чарушина.

Василий Алексеевич Ватамгин

(1883/1884 -- 1969) -- русский и советский график и скульптор-анималист. Народный художник РСФСР (1964). Действительный член АХ СССР (1957). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1952). Профессор Московского высшего художественно-промышленного училища (бывш. Строгановского).

Беседа для младших школьников на тему: "Знакомство с творчеством художников-анималистов, основоположников анималистического жанра в России".

Горбова Надежда Юрьевна, преподаватель МБОУ ДОД "Детская школа искусств" Яранского района Кировской области, город Яранск.
Описание: данный конспект урока знакомит с творчеством основоположников анималистического жанра в России, дается краткая история жанра.
Назначение: предназначен для учителей ИЗО, педагогов дополнительного образования с целью знакомства младших школьников с изображением мира животных в творчестве художников-анималистов.
Цель: знакомство детей с творчеством художников-анималистов В. А. Ватагина, И. С. Ефимова, Д. В. Горлова, являющихся основоположниками анималистического жанра в России.
Задачи:
- продолжение изучение анималистического жанра;
- развитие интереса к изучению животного мира;
- развитие способностей сравнивать, анализировать;
- закрепление знаний о многообразии художественных средств, материалов с помощью которых можно воплотить образ животного;
- закрепление знаний о графических материалах;
- расширение кругозора.

Материалы и оборудование: фотоматериалы о творчестве художников, кроссворд о животных в загадках.
Ход урока
I.Организационный момент (проверка готовности учащихся)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

II. Актуализация знаний учащихся по теме:
Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы рассмотрели как образ животного воплощается в народном декоративно-прикладном искусстве.
- Давайте вспомним, с какой народной игрушкой мы познакомились? (богородской, городецкой, филимоновской).
- Образ какого животного в них воплощается? (конь, олень, индюк, баран, курочки, медведь).
- Какие еще виды декоративного народного творчества мы рассмотрели, где встречается образ животного? (образ животного встречается и в городецкой росписи: конь, кот, лев, павлин; народной вышивке, жостовских подносах).

III. Изучение новой темы.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством русских художников-анималистов, которые всю свою жизнь посвятили животным: изучали их повадки, рисовали, воплощали их образ в различных художественных материалах. Животные являются главной темой, «героем» произведения, его изображение является основной целью художника.
Художников, работающих в этом жанре, называют анималистами.
Анимализм (от лат. animal животное, зверь) - один из древнейших жанров изобразительного искусства, посвящённый животному миру.
Примеры непревзойденного совершенства в изображении животных даёт первобытное искусство. Наскальные рисунки, найденные в Испании (Альтамира), Франции (Ласко, Фон-де Гом), России (на Южном Урале), поражают удивительной жизненностью передачи облика и движений животных – быков, диких лошадей, оленей, медведей, бизонов. Изображали их простыми средствами: углём, глиной.

В Древнем Египте, в государствах древней Америки изображения животных, в которых видели воплощения богов, встречаются в живописи, скульптуре, украшениях, выполнявших часто роль «оберегов» от злых сил. Кошка, крокодил, черный бык, жук-скарабей - всё это священные животные Египта.


Жрецы из этой страны считали, что любое его изображение не только украсит дом, но и защитит всех живущих в нем от беды, негативной энергии и даже болезней и смерти.


Изображение жука-скарабея часто встречается в ювелирных изделиях.
В Китае, в его темпераментном искусстве, зверь изображается в различных материалах: драгоценных металлах, фарфоре, фаянсе, камне, бумаге. Ребята, какое животное изображено на фотографии?


Ученики: дракон.
Учитель: Китайский дракон означает все положительное, доброе и несет позитивное начало.


В Китае также любят изображать тигров. Тигр символизирует страсть, могущество и отвагу, но также разрушение и свирепость. Его положительное значение определялось тем, что он изгонял и пожирал диких свиней, которые опустошали поля.
Рельефные узоры со сказочными зверями украшают стены древнерусских белокаменных храмов (Дмитровский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли).


В средневековом искусстве звери и птицы стали «говорящими» символами: собака означала верность и защиту, голубь – мир и надежду, обезьяны – низменные людские страсти и желания. Особое место занял образ агнца (ягнёнка) – символ невинной жертвы Христа.


Давайте проследим путь художников, которые посвятили свое творчество миру животных во всем его многообразии в России, - это В. А. Ватагин, И. С. Ефимов, В. А. Серов, Д. В. Горлов.
Каждый из них был яркой индивидуальностью, каждый шел своим самостоятельным путем, и все они вместе стояли у истоков анималистического жанра в России.
Василий Алексеевич Ватагин (1884-1969).
Василий Алексеевич Ватагин был великим тружеником - поражает огромное количество работ, оставшихся после него. Произведения Ватагина хранятся во многих музеях страны, в том числе в Третьяковской галерее и в Русском музее.
Бескорыстная преданность Ватагина делу своей жизни, требовательность к себе, способность учиться до конца своих дней сделали его одной из выдающихся фигур в анималистическом жанре. Его можно назвать основоположником московской анималистической школы.
«С тех пор, как я помню себя, моим любимым занятием было рисование»,-вспоминает Ватагин в своих автобиографических заметках.
Как вы думаете, кого он рисовал?
Ученики: животных.
Учитель: Так как вся жизнь художника была отдана изучению и изображению мира животных.
Стиль работ Ватагина начала 1900-х годов складывался под влиянием его многочисленных путешествий по России и за границей. Он объездил север и юг России, в течение нескольких лет рисовал в зоопарках Европы, собирая материал об экзотических животных для Московского университета, посетил Грецию, Сицилию, Константинополь.
Ватагин рисует животных графическими материалами.


Создает скульптуру в дереве и камне.


У художника была склонность изображать животных очень натуралистично.


Очень много рисовал животных из Московского зоопарка.




Ребята, как вы думаете, какими графическими материалами выполнены рисунки?
Ученики: цветные карандаши, акварель.
Учитель: Да, верно! Художник использует всего три цвета, но какие выразительные рисунки получились. Главным выразительным средством служит линия .
Постепенно он вырабатывает язык простой и ясный. Его «палитра» обогащается, помимо дерева, он работает в мраморе, фаянсе, терракоте, майолике, режет по кости. Он досконально изучил возможности различных материалов и научился ими пользоваться.
Чувство неиссякаемой любви к животному миру, восторг и преклонение перед его поразительным разнообразием и совершенством,-лежали в основе творчества Ватагина. Он часто обращается к жанру звериного портрета:
Ребята, чья это голова?


Ученики: Голова мартышки,
Учитель: В портретах животных Ватагин пытливо и доброжелательно проникает во внутренний мир зверя. В жанровых скульптурах он умеет тактично и ясно передать проявления звериной ласки, дружбы, любви. Таковы его «Играющие пантеры»,


«Играющие медведи», «Обезьяна с детенышем» и многие другие. Ватагин обладал «чувством зверя», как говорил он сам, помогающим ему любить и творчески осмысливать мир живой природы.
Ребята, вы наверно читали про Маугли?
Ученики: да.
Учитель: «Маугли» была любимой книга Ватагина. К ней он рисовал иллюстрации». В этих иллюстрациях объединились его глубокое знание животного мира и фантастические воспоминания путешествия художника по Индии.



Помимо «Маугли» Ватагин проиллюстрировал большое количество детских книг с произведениями А. Чехова, Л. Толстого, Джека Лондона, Сетон-Томпсона и других.

Физминутка «Звериная зарядка»

Звериная зарядка
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться
(кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться
(потянуться)
Обязательно зевнуть
(зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть
(прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть
(легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый
(руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы
(ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе
(переступание c ноги на ногу)
Долго топчется на месте
(раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало –
Начинает все сначала!
(развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

Учеником Василия Ватагина был Дмитрий Владимирович Горлов. Творческая деятельность Горлова тесно связана с детьми и работой для них.
Художник занимался разработками детских игрушек.
В то время был скучный ассортимент безжизненных муляжей с натуральной окраской.
Им было разработано более ста образцов изделий из дерева и папье-маше, многие из которых с движением, с шарнировкой. Пользовался успехом его слоненок, выполненный из различных деталей. Он двигал ушами и хоботом, мог то степенно, как взрослый слон, выхаживать, то озорно бежать. А щенок поворачивал голову и, в зависимости от градуса поворота, был то грустным, то веселым.


Слон резиновый.
Его игрушки несли добро.
Сам художник очень любил животных - в его доме постоянно были собака, кролики, голуби, мыши. Рисовать же Дмитрий Владимирович начал с двух лет. В годы Гражданской войны было не до учебы, приходилось много работать и даже выступать в цирке. Недолго позанимался в разных студиях, а главные уроки художника-анималиста получил, наблюдая за животными и делая их зарисовки. Про это с гордостью писал в анкете: специальность приобрел в Московском зоопарке.
Вместе с Ватагиным Горлов работал и над скульптурными группами животных – для нового входа в Московский зоопарк (1936):


«У меня нет любимого материала, - пишет он, - есть любимая тема… любой материал интересен, но самое интересное – подобрать к нему ключи». И он работал в дереве, камне, терракоте, майолике, фаянсе, шамоте, фарфоре, металле, папье-маше…


Рысенок, фарфор.


Медвежонок на пне.


Вот такой дикобраз - карандашница. Это не только скульптура животного, но и полезная вещь)). Его зверюшки очень добрые, уютные.
Дмитрий Владимирович считал себя в первую очередь скульптором-анималистом, но никогда не расставался с карандашом и ручкой. Рисование было для него настолько насущной необходимостью, что к концу жизни сам художник был ошеломлен количеством нарисованного и написанного.
Кроме игрушек и фарфора заслуженный художник РСФСР Дмитрий Владимирович Горлов оформил около шестидесяти книг.




Ребята, вы все наверно знакомы с баснями Ивана Андреевича Крылова. Назовите их пожалуйста.
Ученики: «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом».
Учитель: Молодцы! Дмитрий Владимирович Горлов создал серию из восьми горельефов к памятнику Крылову из бронзы.



Иллюстрация к басне И.Крылова "Квартет"


Другой замечательный художник Валентин Серов выполнил множество замечательных иллюстраций к басням Крылова. Этому делу он посвятил более 15 лет.



С детства Валентин Александрович обожал всякую «животину». Он любил наблюдать за животными, подмечать особенности поведения и сходства с людьми. Художник рисовал их много и охотно.
Работа настолько увлекла художника, что в результате появилось громадное количество набросков, зарисовок и законченных картин на тему крыловских басен.


Посмотрите какое интересное композиционное решение иллюстрации к басне «Ворона и Лисица». Отталкиваясь от строки «На ель ворона взгромоздясь», Серов дает нам почувствовать, что ворона действительно высоко поднялась, усевшись на еловую ветвь. Художник помещает ее на первый план, откуда она видит внизу крошечную лисичку, всячески изощряющуюся в лести.
Серов пытается придать каждому герою индивидуальные черты.
Ученик Валентина Серова, Иван Семенович Ефимов (1878-1959), продолжает экспериментировать с материалами, создавая образы животных.
«И. С. Ефимов – особенный художник: не скульптор, а изобретатель новых форм»- говорил о нем А. А. Фаворский.
Особенно привлекала художника возможность использования новых, мало употребляемых прежде материалов. Удивительно точно художник чувствует материал, он помогает ему в воплощении образа.



В этой скульптуре шар, пустой внутри, наполняется водой, его держит легкий медный поясок – обруч с рыбками. Желтой меди дельфин, блестя своим телом, устремлен вниз, вдоль шара. Эта работа еще раз подтверждает насколько безграничная фантазия Ивана Ефимова.
С удиви¬тельной характерностью передавая повадку своих моделей, Ефимов в то же время осваивает материал, обыгрывая фактуру тонких медных листов, разрезая их ножницами, заги¬бая стружками и т. п. Он работает также в бронзе («Бой лосей», 1936), дереве («Медведица», 1927), стекле («Береговица», 1923),фаянсе («Зебра», 1927; «Кошка с шаром», 1935)


И. С. Ефимов своими работами сделал большой шаг в осуществлении своей идеи о слиянии архитектуры со скульптурой: его парковые скульптуры-фонтаны прекрасно вписываются в воздушную среду. Особенно выразителен сквозной рельеф «Олень с виноградом» (1950).


Художник выполняет даже рисунки из проволоки.
Ребята, как вы думаете, что это за животные на рисунке?


Ученики: баран и кенгуру.
Учитель: Да, верно, выполненные из проволоки. Как необычно!

IV. Закрепление изученного на уроке.
В основе творчества художников, с которыми мы сегодня познакомились, лежала неиссякаемая любовь к животному миру, восторг и преклонение перед его поразительным разнообразием и совершенством.
Чтобы стать хорошим художником-анималистом, необходимо глубоко изучить натуру, собрать много материала о животных, их повадках и жизни. Для начала можно начать с зоопарка.
Если у художника есть любовь к какой-то теме, то ему безразлично какими художественными материалами работать.

V. Заключительный этап урока.
1) Сегодня на уроке мы более подробно познакомились с каким жанром изобразительного искусства? (анималистическим)
2) Что такое анималистика? (изображение животных).
3) Кто первым выполнил рисунки животных и где они находились? (первобытные люди рисовали в пещерах)
4) С творчеством каких русских художников-анималистов вы познакомились сегодня на уроке? (Серов, Ватагин, Горлов, Ефимов).
5) С помощью каких материалов художники воплощали образ животного? (глина, металл, рисовали акварелью, карандашами).
Если позволяет время, можно предложить детям разгадать кроссворд.

По горизонтали:

1. Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный?
(Волк)

3. Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет... (черепаха)

7. Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам.
(Верблюд)

По вертикали:

2. Что за коняшки -
На всех тельняшки.
(Зебры)

4. У порога плачет,
Коготки прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет.
(Кошка)

5. Зимой спит,
Летом - ульи ворошит.
(Медведь)

6. За деревьями, кустами
Промелькнуло будто пламя.
Промелькнуло, пробежало...
Нет ни дыма, ни пожара.
(Лиса)

Домашнее задание: постараться выполнить копию рисунка животного, выполненного художником-анималистом.
Буду рада конструктивной критике.

Художественная деятельность для школьников
Выбор редакции
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...

Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...

Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...

Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...
Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для молодой страны Советов. Борьба с немецкими оккупантами была страшна и...
Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...
Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...
Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...
Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...