Сообщение об инструменте гитара и альт. Альт: интересные факты, видео, история, фото, слушать. Произведения для альта


Скрипка – инструмент, который называют и «королевой инструментов», и «царицей оркестра». Написано огромное количество произведений для скрипки соло и в сопровождении оркестра, даже нотную грамоту начинают с изучения ключа, названного скрипичным.

Альт , хотя и является близким родственником скрипки, такого внимания не удостаивается. Чаще всего его воспринимают просто как большую скрипку, а не как самостоятельный инструмент. Долгое время альт был «скрипкой неудачника», считалось, что если скрипач не подаёт надежд, его можно переучить на альтиста. В последнее время альт стал популярен, появились действительно талантливые музыканты, собирающие полные залы.

Появление скрипки достаточно туманно. Остановимся на одной из общепринятых версий: предками как скрипки, так и альта были струнные инструменты под названием виолы. Они отличались от скрипки тем, что имели более плоскую форму, шесть-семь струн, и играли на них, уперев инструмент в колено. В шестнадцатом веке было уже чёткое разделение на два семейства: виолы и скрипки. Но некоторые исследователи утверждают, что первыми в семействе скрипок были вовсе не скрипки, они появились несколько позже, а альты. Именно они первыми были введены в оркестры и стали постепенно вытеснят тихо звучащие виолы.

Строение

Скрипка относится к струнным высокого регистра и состоит из корпуса и грифа. Корпус — это две деки, соединённые полосками дерева, обечайками. Внутри корпуса находится душка, передающая вибрацию между деками. К верхней деке крепят подгрифник, на который крепятся струны. С одной стороны гриф крепится к корпусу, нижняя его часть прикреплена к шейке, переходящей в головку скрипки. В шейке есть специальные отверстия для колков, с помощью которых происходит настройка скрипки.

Внешне альт легко перепутать со скрипкой: деки, гриф, четыре струны. Но он значительно больше корпуса скрипки, от 385 до 445 мм, гриф также длиннее. Этот инструмент массивнее скрипки. И музыкант, который играет на этом инструменте, тоже должен быть достаточно крепкого телосложения, и иметь крепкие руки.

Звучание

Скрипка – четырёхструнный музыкальный инструмент, настроенный по квинтам. На звучание скрипки влияют малейшие детали: материал изготовления, лак, симметричность. Диапазон звучания скрипки от соль малой октавы до ля четвёртой.

Альта звучит на квинту ниже скрипки. Диапазон этого инструмента от до малой октавы, до ми третьей октавы. Ноты для этого инструмента пишутся в специальном альтовом ключе, но могут быть и в скрипичном.

Выводы сайт

  1. Альт и скрипка имеют сходное устройство, но альт гораздо больше по размеру, имеет удлинённый гриф.
  2. На альте не учат играть с детства, как на скрипке. Для игры на альте нужен человек с сильными руками, поэтому на этот инструмент переходят уже во взрослом возрасте.
  3. Альт настроен на квинту ниже скрипки.

Альт — это инструмент-философ, немного печальный и негромкий. Альт всегда готов прийти на помощь другим инструментам, но никогда не пытается привлечь внимание к самому себе. Альбер Лавиньяк (1846-1916)

Можно сказать, что самым незадачливым инструментом современного оркестра был долгое время, несомненно, альт. Альт — это струнный смычковый инструмент скрипичного семейства, он по своим размерам несколько превосходит скрипку. Самые ранние образцы этого инструмента относятся к XVI веку. В разработке наилучшей конструкции альта огромную роль сыграл выдающийся итальянский мастер А. Страдивари. У этого инструмента 4 струны настроены по квинтам, всего на квинту ниже, чем у скрипки: до-соль-ре-ля. Вначале все струны на альте делали из жил, но в наше время их сердечник делают как из жил, так и из стали, которую сверху покрывают металлической оплеткой. В сравнении со скрипкой альт — инструмент менее подвижный, имеет глуховатый, тусклый, но мягкий и выразительный тембр. С давних пор альт использовался в струнном квартете и симфоническом оркестре для заполнения средних, мелодически «нейтральных» голосов в общей звуковой гармонии и потому удерживался обычно на уровне наименее развитого инструмента. Причиной такого странного явления послужило то обстоятельство, что с одной стороны - сами композиторы не стремились к развитию средних голосов, а с другой,- они в упор не хотели замечать тех природных качеств альта, какими он обладал.

Даже Бетховен, который много сделал для раскрытия оркестровых возможностей отдельных инструментов и хорошо развил средства их художественной выразительности, в своих квартетах, удерживал альт на уровне соподчинённого голоса. Естественно, что такое отношение композитором к альту, как равноправному сочлену симфонического оркестра, породило отнюдь не менее безразличное отношение к нему и со стороны самих музыкантов. Игре на альте никто не хотел учиться, считая этот инструмент обездоленным, и в оркестре альтистами становились те неудачливые и в достаточной мере бездарные скрипачи, которые не могли даже преодолеть партию вторых скрипок. Словом, на альтистов смотрели как на скрипачей-неудачников, решительно неспособных преодолеть свои и без того уже простые партии, а самый инструмент в глазах просвещённых музыкантов не пользовался никаким уважением. Есть такой анекдот: идет по пустыне дирижер и вдруг видит: в песках стоит альтист и божественно играет. Дирижер испугался. А потом думает: «Ну нет, такого быть не может. Слава Богу, это просто мираж».

Зададимся вопросом, было ли столь пренебрежительное отношение к альту заслужено им? Конечно же, нет. Этот инструмент обладает настолько богатыми возможностями, которые в нём заложенными, что нужен был только один смелый и решительный шаг, инструмент вышел из охватившего его искусственного оцепенения. И самым первым таким необычным шагом в данном направлении был дерзкий опыт Этьена Мэюля (1763-1817), который написал целую оперу «Uthal» без первых и вторых скрипок и поручил альтам исполнить основную и наиболее высокую партию струнных. А спустя двадцать восемь лет, в 1834 году, Эктор Бэрлиоз, бывший страстным поклонником альта и его большим ценителем, написал большую симфонию «Гарольд в Италии», где поручил альту главную партию. По преданию: Бэрлиоз, восхищённый игрой Паганини, предназначал это выдающееся solo именно для него, но самому Паганини так и не удалось сыграть его в концерте. Впервые его сыграл в «Концертах Падёлю» Эрнэсто-Камилло Сивори (1815- 1894), а в «Концертах Консерватории»-Жозэф-Лямбэр Массар (1811-1892).

Альт занимает промежуточное место между скрипкой и виолончелью, но он ближе примыкает к скрипке, чем к виолончели. Поэтому ошибаются те, кто думает, что альт по характеру своего звучания больше походит на виолончель потому, что строится октавой выше виолончели. Альт по своему устройству, настройке струн и приёмам игры прилежит, конечно, к скрипке больше, чем к какому-либо иному смычковому инструменту. Альт немногим больше скрипки, держится во время игры точно так же, и его четыре струны, расположенные чистой квинтой ниже скрипичных, имеют с ними три общих струны, совершенно тождественно с ними звучащих. Почему-то, в обиходе установилось мнение, что альт звучит немного гнусаво и чуть тускло. Если альт действительно является подобием скрипки, то откуда же он приобрёл те «качества», которыми скрипка отнюдь не располагала?

Дело в том, что настоящий альт, созданный в правильных и соответствующих точным расчётам величинах, в те времена не был применен в оркестре только потому, что оказался бы совершенно недоступным инструментом для тех «неудавшихся» скрипачей, которым в силу необходимости ещё в недавнем прошлом приходилось менять свою скрипку на альт. Поэтому вполне естественно, что все эти «скрипачи», будучи изгнанными из вторых скрипок, не собирались тратить свое время и силы на глубокое овладение новым и достаточно сложным инструментом, а предпочитали вообще «кое-как» выполнять свои обязанности, лишь бы не вдаваться в подробности дела. Благодаря создавшимся обстоятельствам, скрипичные мастера очень быстро приспособились к «новым обстоятельствам» и решили по собственному желанию уменьшить размеры альта настолько, насколько потребовала малопригодная для альта рука «неудавшегося скрипача». Отсюда и возник разнобой в размерах инструмента, которых до самого последнего времени существовало чуть ли не семь разновидностей. Так и произошло, что скрипичные мастера довольно просто решили задачу, но и также просто «испортили» инструмент, лишив его тех, свойственных ему качеств, которыми уже не мог распологать ни один альт-недомерок.

При этом, переделанный таким образом инструмент, приобрёл новые качества, которых не было у подлинного альта. Эти новоприобретенные качества очень сильно приглянулись музыкантам, которые не хотели слышать о настойчивых попытках возродить настоящий размер альта. Это несогласие возникло только потому, что альт-недомерок давал возможность пользоваться им всем скрипачам, которых превратности судьбы превратили в альтистов и перемена инструмента не влекла за собою никаких последствий для исполнителя, а тем более, что звучность альта-недомерка приобрела столь характерную «гнусавость», приглушенность и суровость, что с нею уже не захотели расстаться ни композиторы, ни сами музыканты. Насколько эти настроения оказались прочными, можно судить хотя бы по одному тому, что Парижская Консерватория не только приняла в своих классах альт-недомерок, но даже признала, что средний из семи разновидностей, о которых было уже сказано, является вообще лучшим инструментом. Справедливость требует признать, что альт-недомерок неизменно продолжает действовать в качестве «обязательного альта» в руках скрипачей, изучающих его в порядке расширения своего музыкально-исполнительского кругозора. Что же касается «подлинного альта», то им пользуются только те альтисты, которые посвящают себя этому инструменту вполне, как своей прямой и единственной «профессии». Именно в этом смысле «класс альта», как самостоятельного инструмента существует в русских консерваториях с 1920 года, способствуя тем самым большой приверженности молодых музыкантов этому удивительному голосу современного оркестра.

Но это не удовлетворяло истинных ценителей искусства игры на альте. И уже в первой половине XIX столетия, скрипичный мастер из Франции Жан-Батист Вильом (1798-1875)-создал, новый вид альта, который обладал необыкновенно сильным и полным тоном. Он дал ему имя contralto, но не встретив должного признания, передал свой инструмент в музей. Такая неудача не очень огорчила рьяных защитников подлинного альта. Более повезла немцу Хэрману Риттэру (1849 -1926), который восстановил правильные размеры альта и назвал его viola alta - «альтовая виола». Этот инструмент, подобно контральту созданному Вильомом, звучит полно, сочно и без всякого призвука. Именно эта разновидность альта вошла во всеобщее употребление, и особенность этой модификации заключается в том, что учащийся играть на этом инструменте, должен обладать достаточно большой и сильной рукой и посвящая себя альту, он не должен сожалеть о скрипке, которая оказалась для него почему-либо недосягаемой.

Доподлинно известно, что такие великие скрипачи, как Паганини, Сивори, Вьётан (1820-1881) и Аляр (1815-1888) очень любили исполнять партию альта в квартетах и совершенно не стыдились этого. Более того, Вьётан был обладателем чудесного альта работы Паоло Маджини (1581-1628) и довольно часто выступал на нём в своих концертах. Одна из хроник рассказывает, что старый учитель Паганини, скрипач Алэсандро Ролля (1757-1841) с огромным искусством владел альтом и это неизменно приводило в восхищение его слушателей. В оркестре альт давно уже занял свое заслуженное место, хотя продолжал не раз подвергаться ущемлению. Если во времёна «зарождения оркестра» альт выполнял очень скромные обязанности и был довольно незаметен, то в полифонической музыке Баха и Генделя альт был уравнен в правах со второй скрипкой, исполняя обязанности вполне с ней равноценные. К середине XVIII столетия, под влиянием композиторов «неаполитанской школы», значение альта в оркестре постепенно падает и он переходит на поддержку средних голосов, в основном исполняемых вторыми скрипками. При таких обстоятельствах альт часто оказывается «не у дел» и композиторы всё чаще и чаще поручают ему усиление басового голоса. Одно время, авторы давали себе труд указывать действительные обязанности альта словами viola col basso, а иной раз полагались «на обычай», считая, что действия альта уже подразумеваются сами собою. В этом последнем случае альт всегда удваивал виолончель и нижний голос оказывался звучащим сразу в трёх октавах. Такие случаи в изложении альтов можно встретить не только у Глюка, но и у Гайдна и даже у Моцарта. У некоторых русских композиторов, как например у Глинки и Чайковского, можно найти образцы ведения альтов совместно с контрабасами в качестве самого низкого голоса гармонии, изложенного в октаву. Но такое применение альтов вызывалось стремленьем отделить виолончели для проведения ими какого-нибудь ответственного solo, а вовсе не желаньем «приткнуть» альты, которые на какое-то мгновенье могли бы оказаться не занятыми. В таком случае альты с честью выполняли обязанности нижнего голоса, но из-за большой разницы в звучании с контрабасом чаще всего довольствовались лишь несколькими тактами.

Одним из первых произведений, в котором мы встречаем сольную партию альта, был написанный в 1779 году «Симфонический концерт» Моцарта, в котором композитор рассматривал альт и скрипку как равноправных партнеров. Начиная с Бетховена альт приобрёл в оркестре то значение, которое он, собственно, должен был занимать по праву. С той поры, партия альтов часто делилась на два голоса, что давало возможность пользоваться и подлинным многоголосием. Первый случай указанного толкования альтов легко встретить в самом начале Sol-минорной симфонии Моцарта, а второй - в «Adagio ma non troppo» финала Девятой симфонии Бетховена. При желании поручить альту-solo наиболее ответственный голос, возникла естественная необходимость все прочие альты присоединять в качестве сопровождения к скрипкам. Именно такой случай встречается в «Песенке Анхэн» в третьем действии Волшебного стрелка Вебэра. Однако, в современном оркестре и за исключением уже помянутого, альт до Рихарда Вагнера пребывал все же на довольно низкой ступени развития. Впервые именно он поручил альту партии большой сложности и один из таких случаев встречается у него в «Увертюре» к опере Тангейзер, в том месте, где автор воспроизводит музыку, сопутствующую сцене, известной под именем «Грот Венеры».

С этого времени сложность и заполненность альтовых партий в оркестре непрерывно возрастала и сейчас «техника» альта стоит на одном уровне со всеми прочими инструментами оркестра. Альтам нередко стали поручать достаточно ответственные партии-solo, которые они исполняют с поразительной проникновенностью. Иной раз, партия альта исполняется одним инструментом, - тогда остальные альты его сопровождают. Иной раз, всё содружество альтов исполняет порученный им мелодический узор и тогда они звучат поразительно красиво. Иной раз, наконец, альтам поручают ведение «средних голосов», изложенных многоголосно. Мягкость и задушевность альта нередко усиливается применением сурдины, которая, приглушая немного звучность инструмента, придаёт ему много прелести и подлинного обаяния.

Особенно хорошо альт сочетается ее своими ближайшими соседями по струнному оркестру. Иногда альты присоединяются к виолончелям и тогда звучность такого сочетания приобретает необычайную выразительность. Именно таким приёмом Чайковский воспользовался дважды, когда поручил объединению этих инструментов исполнение многоголосного церковного песнопения в самом начале увертюры 1812 год и, наоборот,- заупокойного пения монахинь в начале пятой картины Пиковой дамы, где сквозь звуки зимней непогоды Герману мерещится погребальное шествие. Но совершенно невероятной, гнетущей, сверлящей и леденящей кровь звучности альтов достигает этот композитор, когда поручает альтам однообразный, невыносимый своей упрямой настойчивостью узор первых страниц четвёртой картины той же оперы. Таинственного ужаса преисполнена звучность разделённых струнных с сурдиной, которым Чайковский поручает музыку «Комнаты графини».

Однако, на долю альта не всегда выпадают столь «мрачные» задачи. Напротив, альты звучат очень прозрачно, когда они призваны выполнять обязанности низких голосов гармонии, при безмолвствующих виолончелях и контрабасах. Какой удивительной свежестью проникнуто восхитительное «Вступление» к балету Щелкунчик, где альтам поручена вся основная линия басов.

В современном оркестре обязанности альта уже неисчерпаемы. Несколько иначе звучит он в камерной музыке, где ему поручаются задачи значительно более сложные. В качестве инструмента «камерного ансамбля», если не считать струнного квартета и квинтета, альтом пользовались довольно мало, но зато проникновенно. Здесь нет большой необходимости перечислять все эти произведения. Достаточно только напомнить, что среди композиторов, уделивших особое внимание альту, встречаются такие имена, как Моцарт, Бетховен и Шуман. Из более поздних композиторов справедливо упомянуть Антона Рубинштейна (1829-1894), Клода Дебюсси (1862-1918) и А. К. Глазунова, а из современных и ныне здравствующих-Сергея Василенко и Владимира Крюкова (1902-), произведения которых для альта получили большую известность благодаря частому исполнению их Вадимом Борисовским (1900-).

Итак, современный альт есть увеличенная в своих размерах скрипка. В прошлом, как было уже сказано, эти соотношения были не настолько больше, насколько то требовалось безусловным расчётом. Старый альт, благодаря несколько уменьшенной выпуклости «резонансового ящика» и этой неточности в размерах, отличался свойственной только ему одному своеобразной гнусавостью и приглушенностью звука. Напротив, современный альт, восстановленный в своих «объёмных правах», звучит полно, величественно, сочно, ярко и отнюдь «не гнусаво». Именно в этом случае, он не только утратил все особенности своего несколько сурового, затуманенного звука, свойственного альту «недомерку», но и ни один исполнитель с маленькой рукой не был бы в состоянии пользоваться им. Старый «уменьшенный» альт ушёл в прошлое, а восстановленный «обыкновенный» альт упорно стремится занять более прочное место в симфоническом оркестре нового времени. Справедливость, тем не менее, требует сказать, что и этот «возрожденный» альт существует также в нескольких размерах. Они довольно сильно отличаются лишь в своих крайних величинах, хотя по качеству звучания, характерному для «идеального» альта, весьма близки друг другу. Именно это, более чем удачное, свойство «разности размеров» даёт возможность исполнителям пользоваться в оркестре той разновидностью альта, которая больше всего отвечает их данным. Так-де, как и скрипка, альт располагает четырьмя струнами, настроенными по квинтам и звучащими квинтой ниже скрипичных. Три высокие струны альта в точности совпадают с тремя низкими странами скрипки, и названия, присвоенные крайним струнам скрипки, в точности сохраняются и на альте. Ноты для альта пишутся в альтовом ключе или ключе Do на третьей линейке, а в иных случаях, чтобы избежать чрезмерного количества добавочных линеек вверху - в ключе Sol.

Перестройка струн на альте в оркестре применяется очень редко и то только в отношении «баска», когда струна Do настраивается в Si большой октавы.

Современный объём альта не так ещё давно определялся тремя полными октавами - от do малой до do третьей. Сейчас он несколько расширился и, если не считать флажолетов, то его можно довести до fa третьей октавы - звуку трудному для извлечения, но вполне удовлетворительно звучащему. В оркестре эта ступень появляется теперь всё более настойчиво и чаще. В симфоническом оркестре этими «крайними ступенями» объёма альта пользуются очень редко. К их услугам прибегают обычно в тех случаях, когда автор хочет удержать звучность альта на самых верхах или когда он оказывается вынужденным прибегнуть именно к такой мере.

Одно ёмкое четверостишье вместило в себя столько Имён, чьи руки создали неповторимые шедевры среди инструментов. Произведения этих мастеров - мечта для каждого музыканта. Однако сегодня мы поговорим не о мастерах. Сегодня речь пойдёт о струнно смычковых инструментах, а точнее о том, как различаются скрипки, виолончели, альты, контрабасы и смычки к ним .

Современные дети знают, по какому принципу различаются мобильные телефоны, а вот как обстоят дела с классификацией скрипок - даже всезнающий Гугл может оказаться в тупике. Что ж, Сайт скрипичного мастера постарается восполнить это досадное упущение.

Итак, существует несколько типов смычковых инструментов:

Вы знали, что великие мастера разделяли музыкальные инструменты по целевому использованию? Например, скрипка для всех и каждого или «массовая» по идее должна была быть с хорошим звучанием, однако при производстве таких скрипок не уделялось слишком много внимания выбору дерева и тщательности работы. О качестве окончательной монтировки деталей и звука говорить не приходится. Почти всегда после приобретения такого инструмента следует визит к скрипичному мастеру. При производстве смычков массового производства использовались альтернативные виды древесины. Береза, граб, дешевые разновидности красного дерева, а так же пластмасса для колодок. Иногда в смычки массового производства вставлялся искусственный волос.

Следующая по качеству звучания и соответственно по качеству производства была скрипка, предназначенная для оркестровой игры . Голос такой скрипки должен быть мягким, чтобы не выделяться из ансамбля и достаточно стандартным по силе и окраске, чтобы не потеряться в общем звучании. Для этих двух видов скрипок мастер брал клён для изготовления дна, обечайки, шейки и подставки. Ель, специальной заготовки традиционно хорошо резонирует с клёном, поэтому из неё изготовлялись деки. Для струнодержателя и колков шло черное дерево или более дешевые твердые сорта древесины окрашенные в чёрный цвет. Дерево на корпусе инструмента подбиралось по текстуре и цвету, и лакировалось однотонно или с ретушью «под старину» высокосортным лаком. Требования к оркестровым смычкам тоже несколько отличались. Такими смычками нужно было играть различные штрихи, соответственно при их производстве использовалось более соответствующее по игровым характеристикам дерево. Например бразильское дерево.

Далее идёт скрипка и виолончель для сольных и ансамблевых выступлений . Вот тут звучанию уделяли особое место и над ним работали долго и скрупулёзно. Такие инструменты уместно использовать в камерных оркестрах, квартетах и разного рода ансамблях, где звучание каждого отдельно взятого инструмента заметно в большей степени, чем в симфоническом оркестре. Смычки для сольной категории изготавливаются из фернамбука. Это особый сорт древесины растущий в Южной Америке. Исторически сложилось, что именно фернамбук лучше всего подходит для производства сольных смычков.

И последняя в этой номинации идёт скрипка «артистическая» , где название уже говорит само за себя. Это концертная скрипка с уникальным звучанием, уникальным внешним видом и особенными, изысканными находками Мастера. Если для первых двух категорий инструментов красота древесины не играет роли, то для «сольной» и «артистической» мастер выискивал не просто подходящее дерево, но ещё и с яркой текстурой. А гриф, струнодержатель и колки изготовлялись из высококачественного чёрного дерева, палисандра, самшита. К концертным смычкам так же предъявляются особые требования. В основном они делаются из фернамбука, хотя есть интересные и заслуживающие внимания эксперименты с современными материалами. Такими как карбон.

Подытожим, скрипки и виолончели, также можно классифицировать по цели использования:

* массовые;

* оркестровые;

* сольные;

* артистические.


Плавно и незаметно мы подошли ко второму пункту классификации - размеру.

О размере знают все, кто когда либо учился игре на скрипке и о том, как выбрать скрипку «по размеру» на нашем сайте вы найдёте отдельную статью. Однако, повторим-напомним, что скрипки и виолончели по размеру бывают:

* 1/32

* 1/16

* 1/8

* 1/4

* 1/2

* 3/4

* 4/4

Размер - это показатель, ориентированный на индивидуальные данные учеников и исполнителей. Поэтому эта шкала такая большая, но… мало кто знает, что существует ещё два размера - 1/10 и 7/8. К каждому размеру прилагается соответствующий по длине смычок.

Разделение альтов по размерами немного отличается. Альт сравнительно молодой инструмент и окончательно сформировался только в 19 веке. В основном на альте играют подростки и взрослые, хотя существуют учебные альты размера 3/4 с длиной корпуса как у скрипки, но альтовым строем. Целые альты бывают от 38 до 45 и даже более сантиметров. Меряется длина нижней деки без пятки. Наиболее распространенными считаются инструменты 40-41 см. Иногда размер обозначается в дюймах.

Контрабасы так же бывают разных размеров включая детские. Как ни странно, но самый распространенный размер контрабаса, на котором играют взрослые музыканты 3/4. На контрабасах 4/4 играют в основном в оркестрах. Так же не лишним будет знать, что у контрабасов бывает разный строй. Сольный и оркестровый. И количество струн: 4 и 5.

Бытует мнение о том, что каждый музыкальный инструмент и особенно скрипка в разных руках звучит по-новому. Даже хороший инструмент в руках посредственного музыканта может заглохнуть. И наоборот, талантливый скрипач и виолончелист может извлечь красивый звук из самого простого и безродного инструмента. В этом есть своя, магическая логика волшебства звуков и уникальности таланта Исполнителя. А ещё, это тайна, которую каждый Мастер вкладывает в свой инструмент с каждым вздохом, с каждым прикосновением.

Который имеет аналогичное устройство со скрипкой. Однако он немного больше, отчего звучание его имеет более низкий регистр. Струны альта настроены особым образом. Они ниже скрипичных на квинту, при этом выше виолончельных на октаву. Ноты для альта пишутся в скрипичном и альтовом ключах.

История возникновения

Инструмент альт считается наиболее ранним из существующих смычковых. Время его возникновения относят к XV―XVI векам. Данный инструмент первым получил привычную для сегодняшнего дня форму. Его сконструировал Антонио Страдивари. Родоначальником альта принято считать виолу для руки. Этот инструмент держали у левого плеча. Следует упомянуть, что ближайшего родственника - виола да гамба держали на колене. Итальянское название музыкального инструмента сократилось со временем до viola. В таком виде оно сохранилось в английском языке. В немецкий и сходный с ним попало Bratsche. Инструмент альт измеряется он в миллиметрах. Существуют экземпляры от 350 до 425 мм. Выбор размера зависит от того, какой длины руки у исполнителя. Из скрипичного ряда именно альт наибольшим образом приблизился к виолам, если учитывать размеры и звучание. Поэтому быстро появился в составе оркестра, как средний голос, он влился в симфонию очень гармонично. Альт, таким образом, явился мостом между исчезающим родом виол и скрипичными инструментами, которые в это время зарождались.

Техника игры

Альт - музыкальный инструмент, который требует особой на нем отличаются от той, что присуща скрипке. Разница заключается в способе звукоизвлечения. Техника игры, более ограниченная по причине больших размеров и необходимости значительной растяжки пальцев. Тембр альта - матовый, густой, менее яркий, если сравнивать со скрипичным, бархатистый на нижнем регистре, в верхнем - несколько гнусавый. Размеры корпуса музыкального инструмента не соответствуют строю. Именно это формирует необычный тембр. При длине от 46 до 47 сантиметров инструмент обладает протяженностью 38 - 43 см. На альтах с большими размерами, которые приближаются к классическим, в основном играют сольные исполнители. Они обладают сильными руками, а также разработанной техникой. Как сольный инструмент альт применяется относительно редко. Дело здесь в небольшом репертуаре. Однако относительно недавно появилось много хороших альтистов, таких как: Юрий Крамаров, Ким Кашкашьян, Основной сферой применения данного музыкального инструмента остается струнный и симфонический оркестры. Здесь альту посвящаются сольные эпизоды, а также средние голоса. Данный музыкальный инструмент является обязательным участником струнного квартета. Может использоваться в иных камерных составах. Например, фортепианный квинтет или квартет либо струнное трио. Альтистами традиционно с детства не становились, а переходили на данный инструмент в относительно зрелом возрасте. Как правило, после окончания музыкальной школы, во время поступления в консерваторию или училище. Чаще всего, переходят на альт скрипачи с крупным телосложением, широкой вибрацией и большими руками. Некоторые великие музыканты совмещали два инструмента. К примеру, Давид Ойстрах и Никколо Паганини.

Знаменитые музыканты

Инструмент альт выбрал Юрий Абрамович Башмет. Среди других знаменитых музыкантов, отдавших предпочтение нашему герою, следует отметить, Владимира Романовича Бакалейникова, Рудольфа Борисовича Баршая, Игоря Исааковича Богуславского, Вадима Васильевича Борисовского, Фёдора Серафимовича Дружинина, Юрия Марковича Крамарова, Тёртиса Лионеля, Мориса Вьё, Максима Рысанова, Кима Кашкашьяна, Пауля Хиндемита, Табеа Циммермана, Дмитрия Виссарионовича Шебалина, Уильяма Примроуза, Михаила Бенедиктовича Кугеля.

Произведения

Инструмент альт с оркестром звучит в «Концертной симфонии» В. А. Моцарта, «Соната» Никколо Паганини, а также у Б. Бартока, Хиндемита, Уильяма Уолтона, Э. Денисова, А. Шнитке, Г. Ф. Телемана, А. И. Головина. Сочетание с клавиром встречается у М. И. Глинки, Д. Д. Шостаковича, Брамса, Шумана, Николая Рославца, А. Хованесса. Соло можно услышать в произведениях Макса Регера, Моисея Вайнберга, Эрнста Кшенека, Себастьяна Баха, Без нашего героя не обошелся балет Адольфа Адана «Жизель». Звучит он и в симфонической поэме Рихарда Штрауса «Дон Кихот». Не обошелся без него и балет Лео Делиба «Коппелия». Также следует вспомнить оперу «Средство Макропулоса» Яначека. Он звучит и в балете Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан».

Иной принцип

Существует и принципиально другой альт - Его принято называть альтгорн. Речь идет о медном музыкальном инструменте. Он относится к семейству саксгорнов. Диапазон - A - es 2. По причине невыразительного и тусклого звука сфера использования ограничивается лишь духовыми оркестрами. Там ему, как правило, отведены, средние голоса.

Музыкальный инструмент: Альт

На первый взгляд, этот струнно-смычковый инструмент непосвященный слушатель легко может спутать со скрипкой . Действительно, не считая размеров, внешне они схожи. Но стоит только прислушаться к его тембру – разница заметна сразу, грудное и в то же время удивительно мягкое и немного приглушенное звучание напоминает контральто - мягкое и выразительное.

Когда думают о струнных инструментах, альт обычно забывают, отдавая предпочтение его меньшим или крупным собратьям, но богатый тембр и интересная история заставляют более пристально присмотреться к нему. Альт – это инструмент философ, не привлекая к себе внимание, он скромно устроился в оркестре между скрипкой и виолончелью.

Историю и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Томный, красноречивый, благородный, бархатный, чувствительный, мощный, а иногда завуалированный - так можно описать разнообразный тембр альта. Звучание его может быть не такое выразительное и яркое, как у скрипки , но гораздо теплее и мягче.

Колоритная тембральная окраска является результатом разнообразного звучания каждой струны инструмента. Самая нижняя по высоте струна «до» имеет мощный, резонансный, насыщенный тембр, способный передавать ощущение предчувствия и вызвать мрачные и хмурые настроения. А верхняя «ля» резко контрастируя с другими струнами, имеет свой индивидуальный характер: проникновенный и аскетичный.


Многие выдающиеся композиторы весьма изобразительно использовали характерное звучание альта: в увертюре «1812 год» П.И Чайковского - церковное песнопение; в опере «Пиковая дама» - пение монахинь в 5-ой картине, когда Герману представляется похоронное шествие; в симфонии Д.Д Шостаковича «1905 год» - мелодия песни «Вы жертвою пали».

Фото :





Интересные факты

  • Такие великие композиторы, как И.С. Бах , В.А. Моцарт , Л.В. Бетховен , А. Дворжак , Б. Бриттен, П. Хиндемит играли на альте.
  • Андреа Амати был очень известным скрипичным мастером своего времени, и в 1565 году король Франции Карл IX заказал ему изготовить 38 инструментов (скрипки, альты и виолончели) для музыкантов королевского двора. Большинство тех шедевров было уничтожено во время Французской революции, но один альт сохранился, и его можно увидеть в Музее Эшмола в Оксфорде. Он более крупный, с длиной корпуса 47 см.


  • Еще один примечательный альт, на корпусе которого было изображено распятие, был сделан сыновьями Амати. Инструмент принадлежал известному альтисту Л.А. Бьянки.
  • Альты и смычки работы знаменитых мастеров крайне редки, таким образом альт, сделанный А. Страдивари или А. Гварнери, стоит дороже, чем скрипки этих же мастеров.
  • Многие выдающиеся скрипачи, такие как: Никколо Паганини , Давид Ойстрах, Найджел Кеннеди, Максим Венгеров, Иегуди Менухин прекрасно совмещали и совмещают игру на альте с игрой на скрипке.
  • В 60-е годы американская рок-группа «The Velvet Underground», английская рок-группа The Who, а в наши дни Ван Моррисон, рок-группы «Goo Goo Dolls», и «Vampire Weekend» отдают видное место альту в аранжировках своих песен и альбомов.
  • Интересны названия инструмента на разных языках: французский - alto; итальянский и английский - viola; финский – alttoviulu; немецкий – bratsche.
  • Лучшим альтистом нашего времени признан Ю. Башмет. За 230 лет он первый, кому разрешили играть на инструменте В.А. Моцарта в Зальцбурге. Этот талантливый музыкант фактически переиграл весь репертуар, написанный для альта, – это около 200 музыкальных произведений, из которых 40 сочинили и посвятили ему современные композиторы.


  • Юрий Башмет до сих пор играет на альте, который купил за 1500 рублей в 1972 году. Молодой человек заработал деньги на дискотеках, исполняя на гитаре песни из репертуара «Битлз». Инструменту 200 с лишним лет и он изготовлен итальянским мастером Паоло Тасторе в 1758 году.
  • Самый многочисленный ансамбль альтистов состоял из 321 исполнителей и был собран португальской Ассоциацией альтистов в концертном зале «Suggia» в Порту, Португалия, 19 марта 2011г.
  • Альтисты - самые популярные персонажи оркестровых анекдотов и шуток.

Популярные произведения для альта:

В.А. Моцарт: Симфония-кончертанте для скрипки, альта и оркестра (слушать)

А. Вьетан - Соната для альта и фортепиано (слушать)

А. Шнитке - Концерт для альта с оркестром (слушать)


Конструкция альта


Внешне альт очень похож скрипку , отличие лишь в том, что он по размеру немного больше скрипки.

Альт состоит из таких же деталей, что и скрипка: две деки - верхняя и нижняя, обечайки, гриф, ус, подставка, подгрифник, душка и другие – всего в общей сложности 70 элементов. В верхней деке такие же звуковые отверстия как у скрипки, их обычно называют «эфы». Для изготовления альта используются только лучшие образцы хорошо выдержанного дерева, которые покрываются лаком, изготовленным мастерами по своим уникальным рецептам.

Длина корпуса альта варьируется от 350 до 430 мм. Длина смычка - 74 см и он немного тяжелее скрипичного.

Альт имеет четыре струны, которые настраиваются на квинту ниже, чем струны скрипки.

Размеры альта не соответствуют его строю, для этого оптимальная длина корпуса инструмента должна быть не менее 540 мм, а на самом деле только 430 мм и то самого большого. Другими словами альт слишком мал по отношению к его настройке - это и является причиной его величественного тембра и отличительного звука.

У альта нет такого понятия, как «полный», размер его может варьироваться от «просто больше, чем скрипка» до массивных альтов. Стоит заметить, чем больше альт, тем звук его более насыщенный. Однако музыкант выбирает тот инструмент, на котором ему удобно играть, все зависит от комплекции исполнителя, длины его рук и размера кисти.

Сегодня альт становится все более признанным инструментом. Производители продолжают экспериментировать с различными формами, чтобы максимизировать его уникальные звуковые качества и создавать новые. Например электрический альт не имеет акустического корпуса, так как нет необходимости, ведь звук появляется с помощью усилителей и микрофонов.

Применение и репертуар

Альт в основном используется в симфоническом оркестре и, как правило, в его состав входит от 6 до 10 инструментов. Ранее альт очень несправедливо называли «Золушкой» оркестра, ведь несмотря на то, что этот инструмент имеет богатый тембр и изысканный звук, он не получил большого признания.

Тембр альта прекрасно сочетается со звуком других инструментов, таких как скрипка, виолончель , арфа, гобой , валторна – все они входят в состав камерного оркестра. Также необходимо заметить, что альт занимает важное место в струнном квартете, вместе с двумя скрипками и виолончелью.

Несмотря на то, что альт в основном используется в ансамблевой и оркестровой музыке, он завоевывает популярность и как солирующий инструмент. Первыми, кто вывел инструмент на большую сцену, были английские альтисты Л. Тертис и У. Примроуз.


Также нельзя не отметить имена таких выдающихся исполнителей как Ю. Башмет, В. Бакалейников, С. Качарян, Т. Циммерман, М. Иванов, Ю. Крамаров, М. Рысанов, Ф. Дружинин, К. Кашкашьян, Д. Шебалин, У. Примроуз, Р. Баршай и другие.

Нотная библиотека для альта, по сравнению с другими инструментами, не очень велика, но в последнее время из под пера композиторов выходят для него все больше и больше сочинений. Вот небольшой перечень сольных произведений, которые были написаны специально для альта: концерты Б. Бартока , П. Хиндемита, У. Уолтона, Э. Денисова, А. Шнитке , Д. Мийо, Э. Кройца, К. Пендерецкого; сонаты М. Глинки , Д. Шостаковича, И. Брамса, Н. Рославца, Р. Шумана, А. Хованесса, И. Дэвида, Б. Циммермана, Х. Хенца.

Приемы игры на альте

А вы знаете каких усилий требует игра на альте? Его большой корпус плюс длина грифа требуют от музыканта немалую силу и ловкость, ведь исполнение на этом инструменте сложно даже физически. Из-за больших размеров альта техника игры, по сравнению со скрипкой, несколько ограничена. Позиции на грифе располагаются дальше, что требует большой растяжки пальцев левой руки у исполнителя.

Основным приемом звукоизвлечения на альте является «арко»- перемещение смычка по струнам. Пиццикато, коль леньо, мартле, деташе, легато, стаккато, спиккато, тремоло, портаменто, рикошет, флажолеты, использование сурдины и другие приемы, которые используют скрипачи, подвластны и альтистам, но требуют от музыканта определенного мастерства. Следует обратить внимание еще на один факт: у альтистов, для удобства написания и чтения нот есть свой ключ – альтовый, тем не менее они должны уметь читать ноты и в скрипичном ключе. Это вызывает некоторые сложности и неудобства при игре с листа.

Обучение на альте в детском возрасте невозможно, так как инструмент имеет большие размеры. На нем начинают заниматься в последних классах музыкальной школы или на первом курсе музыкального училища.

История альта


История альта и так называемой скрипичной семьи тесно связаны. В прошлом классической музыки альт, хоть им и пренебрегали во многих аспектах, играл довольно важную роль.

Из старинных рукописей эпохи средневековья мы узнаем, что родиной струнно-смычковых инструментов была Индия. Инструменты путешествовали с торговыми людьми по многим странам мира, сначала попали к персам, арабам, народам Северной Африки и затем в восьмом веке в Европу.

Скрипичная семья альта появилась и начала развиваться приблизительно в 1500 годах в Италии от предыдущих смычковых инструментов. Форма альта, как это сегодня говорят, не была изобретена, она стала результатом эволюции предшествующих инструментов и экспериментов разных мастеров по достижению идеальной модели.

Некоторые утверждают, что альт предшествовал скрипке. Веский довод, поддерживающих эту теорию, содержится в названии инструмента. Сначала violа, затем viol+ino - маленький альт, альт сопрано, viol+onе - большой альт, басовый альт, viol+on +cello (меньший, чем violone)- меньший басовый альт. Это логично, Так или иначе, но первыми кто сделал скрипичные инструменты были итальянские мастера из Кремоны - Андреа Амати и Гаспаро да Соло, а довели их до совершенства, именно с существующей ныне формой, Антонио Страдивари и Андреа Гварнери. Инструменты этих мастеров сохранились до наших дней и продолжают восхищать слушателей своим звуком. Конструкция альта существенно не изменилась со времен появления, поэтому привычный нам внешний вид инструмента такой же как несколько веков назад.

Итальянские мастера изготавливали крупные альты, которые звучали восхитительно. Но случился парадокс: музыканты отказывались от больших альтов и выбирали себе инструменты меньших размеров - на них удобнее было играть. Мастера, исполняя заказы исполнителей, стали делать альты, которые были по размеру чуть больше скрипки и уступали по красоте звука прежним инструментам.

Альт - удивительный инструмент. За годы своего существования он все же смог превратиться из никому не заметной «оркестровой Золушки» в принцессу и подняться на один уровень с «королевой сцены» - скрипкой. Именитые альтисты, сломав все стереотипы, доказали всему миру насколько прекрасен и популярен этот инструмент, а начало этому положил композитор К. Глюк , поручив именно альту главную мелодию в опере «Альцеста».

Видео: слушать альт

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...