Совместное взаимодействие логопеда музыкального руководителя планирование. Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений. с музыкальным руководителем


Взаимодействие учителя-логопеда

с воспитателями

и музыкальным руководителем

в рамках реализации АОПДО ГБДОУ

Основные направления взаимодействия: диагностика, коррекция, профилактика.

Диагностическая работа

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем

Коррекционная работа

Профилактическая работа

Основные виды организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя

Воспитатель

Планирует и организует занятия с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия.

Планирует и организует занятия с учетом возраста и индивидуальных нарушений развития речи у детей.

Формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на математике, рисовании, лепке и конструировании.

Проводит работу над лексико-грамматическими конструкциями, пополнением активного и пассивного словаря.

Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивым полным предложением.

При наблюдении за объектами действительности воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации их в собственной речи детей.

На основе полученных знаний в ходе наблюдений проводит коррекционно-развивающие речевые упражнения и совершенствует имеющиеся у детей речевые навыки.

Воспитатель

Обязательно поощряет ребенка в инициативе высказаться.

Не останавливает детей, подавляя их желание высказываться, а наоборот, поддерживает инициативу, расширяет содержание разговора вопросами, создаёт интерес к теме разговора у других детей.

Работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией, подбирает лексический материал по теме.

Закрепляет с детьми комплекс артикуляционных упражнений.

Разучивает комплекс необходимых артикуляционных упражнений, предоставляет их воспитателю для закрепления.

Оказывает помощь логопеду во введении поставленных логопедом звуков в речь ребенка. Эта работа осуществляется с помощью потешек, скороговорок, стихов и т.д.

Ставит и вводит в речи звуки, подготавливает речевой материал для автоматизации звуков воспитателем.

Воспитатель

Закрепляет навыки по связной речи с помощью стихотворений и т.п.

Проводит занятия по развитию связной речи, готовит материал для закрепления воспитателем.

Обеспечивает полное практическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назначению.

Углубляет словарную работу, формирует у детей лексико-грамматических категории, а в ходе специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении.

Проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учетом лексических тем;

  • пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты;
  • контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними;
  • при планировании занятий по письму и формированию графических навыков руководствуется методическими указаниями логопеда.

На фронтальных занятиях формулирует темы;

  • отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу,
  • обучает элементам грамоты,
  • одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями.

Функционал логопеда

Функционал воспитателя

  • Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
  • Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
  • Работа по коррекции звукопроизношения.
  • Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
  • Работа по коррекции слоговой структуры слова.
  • Формирование послогового чтения.
  • Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
  • Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
  • Предупреждение нарушений письма и чтения.
  • Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.
  • Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
  • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
  • Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
  • Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
  • Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
  • Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
  • Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
  • Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на речевом материале.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие с музыкальным руководителем

1. Коррекционно-развивающее;

2. Информационно-консультативное.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя

осуществляется по двум направлениям:

Осуществляя свою работу и учитель-логопед и музыкальный руководитель должны учитывать:

  • структуру речевого нарушения;
  • осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  • закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
  • всесторонне развивать личность дошкольника.

Принципы построения совместных занятий:

  • Занятия проводятся систематически, т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
  • Принцип всестороннего воздействия.
  • Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Задачи коррекционно-образовательной работы учителя-логопеда и музыкального руководителя

Направления коррекционно-развивающей работы

УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

  • постановка диафрагмально-речевого дыхания;
  • укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
  • формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
  • коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
  • развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  • совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  • обучение умению связно выражать свои мысли;
  • обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
  • развитие психологической базы речи;
  • совершенствование мелкой моторики;
  • логопедизация занятий и режимных моментов

Развитие и формирование:

  • слухового внимания и слуховой памяти;
  • оптико-пространственных представлений;
  • зрительной ориентировки на собеседника;
  • координации движений;
  • умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
  • Воспитание :

  • темпа и ритма дыхания и речи;
  • орального праксиса;
  • просодики;
  • фонематического слуха.

Координационный план проведения совместных занятий

Педагогические задачи

Музыкальный руководитель

Развитие мелкой моторики

Упражнения с различным дидактическим материалом. Пальчиковые игры.

Игра на детских музыкальных инструментах. Танцевальные движения. Театр с использованием кукол бибабо

Развитие мимики

Массаж лица. Гимнастика мимических мышц. Произвольное формирование определенных мимических поз. Связь мимики с интонацией

Развитие выразительности в пении и танце

Развитие речевого дыхания

Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания

Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

Хоровое пение. Движения с речью под музыку. Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха

Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.

Использование пропевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуляции

Упражнения с зеркалом. Артикуляционная гимнастика. Чистоговорки. Массаж артикуляционного аппарата(индивидуально)

Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи

Формирование навыков словообразования и словоизменения. Преодоление аграмматизма

Разучивание текстов песен. Драматизация. Музыкальные спектакли, инсценировки. Кукольный театр.

Развитие словаря

Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм. Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.

Пополнение словаря музыкальной терминологоией. Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалогической речи

Формирование навыков составления диалога

Драматизация. Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.

Развитие монологической речи

Развитие у ребенка желания говорить. Воспитание навыков овладения монологической речью.

Разучивание текстов песен

Развитие коммуникативных навыков

Психологические этюды и коммуникативные игры

Участие детей в музыкальных представлениях.

Общеизвестно, что дети реагируют на музыку почти всегда движениями: в одних случаях – непроизвольными, в других – осознанными. Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. Педагогами разработано перспективное планирование учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшего возраста.

Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения. От педагогов, работающих с детьми с речевыми нарушениями, требуется стремление к пониманию сути расстройства, осмысленному нестандартному подходу в работе, постепенному формированию у ребенка прочных навыков. Они должны формировать у ребенка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка, не превращая занятия в нудные тренировки. Данные последних лет показывают, что большинство детей при поступлении в логопедическую группу имеют заключение общее недоразвитие речи с дизартрическим компонентом.

У таких детей нередко страдает произношение гласных звуков, они произносят их нечетко, как бы затушивая их звучание. Между тем правильное произношение гласных звуков очень важно, поскольку гласные служат служат основой для развития навыка звукового, звуко-слогового анализа, что подготавливает ребенка к обучению грамоте. Важнейшим направлением коррекционно-логопедической работы является развитие артикуляционной моторики. Работу рекомендуется осуществлять по двум направлениям: формирование кинестетической основы движения, формирование кинетической основы движения.

Кроме общеизвестной методики , педагоги предположили развивать речевую моторику опираясь на сохранные возможности ребенка. Общеизвестно, что дети реагируют на музыку почти всегда движениями: в одних случаях непроизвольными, в других – осознанными. Эту стихийную моторно-эмоциональную реакцию ребят следует сделать осмысленной. Пение и движение оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями. Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях.

Анализ литературы по данной теме показал, что в основном разработаны программы по проведению логоритмических занятий. Направление работы по коррекции звукопроизношения на музыкальных занятиях ни систематизированы не в одном литературном источнике.

Цель: повышение эффективности работы по коррекции звукопроизношения используя закон безусловной активности детей в познавательной деятельности.

Предлагаемое нами планирование помогает реализовать следующие задачи:

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Развитие просодической стороны речи.
  • Автоматизация звуков в результате запоминания большого количества речевого материала.
  • Дифференциация поставленных звуков.
  • Данное перспективное планирование разработано на основе программы Г. А. Каше “Подготовка к школе детей с недостатками речи” и учебно-методического пособия Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова “Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение” и рассчитано на два года.

    1. Онтогенетический принцип. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Специалистам следует соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.

    2. Принцип системности. Логопедическая работа должна способствовать формированию языка в целом как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

    3. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Принадлежность речевых звуков к единой фонетической системе и артикуляционной базе, на которой они формируются, являются основой их взаимосвязи и взаимозависимости. Результатом такой связи является то, что работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука “с” полностью подготавливает артикуляционный уклад звука “з” и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков.

    4. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.

    5. Патогенетический принцип. Основным содержанием коррекционно-логопедической работы является преодоление патологического механизма речевого дефекта.

    6. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений реализуется в процессе поэтапной работы.

    7. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.

    Форма проведения коррекционных занятий - групповая, два раза в неделю. Длительность фонетической зарядки (произнесение звуков, слоговых сочетаний, слов и фраз с изменением интонации, силы и высоты голоса) – 5-7 минут.

    Работу начинали с формирования вне- и речевого дыхания. Обучая детей внеречевому дыханию, учили спокойно, достаточно глубоко вдыхать и плавно, протяжно выдыхать без произнесения звуков с различной силой. Использовали игры “Погрей ладошки”, “Ветер”, “Чей одуванчик улетит дальше?”. Затем развивали переключаемость органов артикуляционного уклада на материале звуковых и слоговых сочетаний с чисто произносимыми звуками с подключением движения и мимики. Воспроизведение звуковых и слоговых рядов ведется с опорой на наглядность, и преподноситься в игровой форме. Например, мама Гусыня просит Гусенка не ходить далеко, произносятся слоги низким голосом: Га-га-га. Гусенок не послушался. Произносятся слоги гя-гя-ги высоким голосом. Он пошел и заблудился. Слоги произносятся печально. Его увидела кукушка (ку-ку-ку) и рассказала где гусенок. Гусыня ругает гусенка (га-га-га) сердитая интонация. Используем следующие звуковые сочетания: па-пу-пы, пы-по-па, та-ту-ты-тэ, до-ду-дэ, ди-дя-де, пта-пто-пту-пты-птэ, бда-бдо-бду,бдэ, фта-фто-фту-фтэ, мна-мно-мну-мны, пти-птя-пте-птю, бди-бдя-бде-бдю, па-та-ка, то-ко-хо. Для укрепления мышц губ энергично произносим “п-б”, “п-б”. Для укрепления мышц языка “т-д”, “т-д”, чтобы укрекпить мышцы полости глотки – высунув язык, энергично произносим “п-б”. В процессе постановки звуков работа усложняется.

    Предлагаем вашему вниманию перспективное планирование в старшей группе.

    Месяц Неделя Логопед Музыкальный руководитель
    сентябрь 1 Диагностика Развитие внеречевого дыхания, слухового восприятия. Д/и “Рыбка ловит корм”, “Сдуй ватку”, “Где звенит колокольчик?”, “Какие часы тикают?”
    2
    3 Звук “А” Пение вокализов “А”, д/и “На приеме у доктора Айболита”; “Плачет малыш”, чистоговорки звук “А”
    4 Звук “У” Пение вокализов “У”, д/и “Воет волк”
    5 Звуки “А-У” Пение вокализов “А-У”, д/и “В лесу”
    октябрь 1 Звук “И” Ослик кричит “иа”, “Ишак”. Песенки птиц (и-и-и). Произнести коротко (и-и-и) фортепиано.
    2 Звук “М-м`” “Ма-му”, “му-ма” пропевание гласных.
    3 Звук “П-п`” “Лепим ком” (па-пу-по). “Шарик лопнул” (п-п-п). “Мышки разговаривают” (пи-пи-пи).
    4 Звук “Н-н`” “Песенка слоненка”
    5 Звук “О” Болит зуб. Наматываем клубок. Длительно, коротко. Произнести три раза на одном выдохе.
    ноябрь 1 Звуки “А-У-О” Пропеваем гласные звуки длительно, коротко
    2 Звук “Б-б`” “Играем на барабане”. Играем в теннис. “Бананы”
    3 Звук “Ы” “Песенка Рёвы”
    4 Звук “Т-т`” Разговор зверят (та-та-ти-ти). Забиваем гвозди (т-т-т). Птенчик пробивает скорлупку. Распевка “Тень-тень”, “Утки”
    5 Звук “Д-д`” Громко забиваем гвозди. (д-д-д) Дятел долбит клювом. Распевки. Потешки “Дон-дон”, “Дождик”, “Дудочки”
    Декабрь 1 Звук “Х-х`” Погреем ручки. Клоуны смеются. “Дровосеки”
    2 Звук “В-в`” Вьюга воет. Распевки
    3 Звуки “А-У-О-Ы” Развитие силы голоса, на пройденных звуках. Подготовка к утреннику
    4
    январь 1 Диагностика

    промежуточная

    2
    3 Звук “К-к`” Пистолет стреляет. Кукушка поет. Распевка “Киса”, “Куд - куда”, “Кукушка”
    4 Звук “Г-г`” Гуси разговаривают. Позовем голубей (гули – гули). Потешка “Гули”, “Гусь”, “Га-га-га”
    февраль 1 Звук “Э” Пение вокализов. Распевка Эхо
    2 Звук “Ф-ф`” Фырканье
    3 Звук “П-Б” Звукокомплексы “П Б, К Г”

    Распевки с гласными.

    4 Звук “В-Ф” Распевки с гласными.
    март 1 Звук “Т-Д” Звукосочетание “т-д; т-д”. Гудит мотор, пропевки

    (та-да), “Радисты”. Поезд едет “ту-ду”

    2 Звук “С-с`” “Проколотый мяч”, “Шарик”. Распевка “Верба”
    3 Звук “З-з`” “Комар и комарики”
    4 Звук “С-З`” Распевки с гласными.
    5 Звук “Ш” “Гусь” - ш. Спускается по ступенькам. Распевка “Лягушка”, “Петушок”, “Индюшата”
    апрель 1 Звук “Ж” Жук жужжит. Близко – далеко. Распевка “Жук”
    2 Звук “Ш-Ж” Разговор шмеля с жуком. Распевки
    3 Звук “С-Ш” Распевка “Подснежник”, “Кормушка”
    4 Звук “З-Ж” “Пилим дерево” (за-жа; за-жа). “Комар и жук”
    5 Звук “Л-л`” Песенки. Распевка “Мамочка”
    май 1 Звук “Л-л`” Потешка “Лягушка”, чистоговорки со звуком “Л”
    2 Звуки йотированные Распевки
    3 Диагностика Диагностика
    4

    При обследовании в старшей группе было выявлено, что 10 детей испытывают трудности при удержании артикуляционных поз, у них наблюдаются выраженные изменения силы, точности, объёма, девиация языка. У 5 детей выявлены незначительные изменения объёма, силы и точности движений. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ НАРУШЕНО У ВСЕХ ДЕТЕЙ, ВСЕГО НАРУШЕНО 106 ЗВУКОВ.

    В ходе проделанной работы на конец подготовительной группы имеем следующие показатели: звукопроизношение исправлено у всех детей, незначительные затруднения в речевой моторике испытывает один ребёнок. Уровень развития фонематического слуха у детей приближен к возрастной норме.

    Таким образом, в результате проведенной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей отмечаем различный рост успешности обучения. Проследим на сравнительной диаграмме.

    Анализируя полученные результаты, отмечаем, что уровень развития речевой моторики повысился на 93,4%, фонематическое восприятие улучшилось на 86,7%, Уровень сформированности звукопроизношения составил 100%. Полученные показатели доказывают эффективность совместной работы учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекции звукопроизношения.

    Литература

    1. Правдина О. В. “Логопедия” Москва “Просвещение” 1973 стр. 119.
    2. Пожиленко Е. А Методические рекомендации по постановке звуков стр. 25-30
    3. Карелина И. Б. “Коррекция голосовых расстройств у дошкольников” Москва 2005 Айрис-пресс стр. 83
    4. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М., “Владос”, 2000
    5. Максаков А. “Развитие речевого голоса у дошкольников” “Д/воспитание” 1984
    6. Дель С. В. “Музыкальные упражнения в коррекции заикания” “логопед в д/с” №3(6), 2005
    7. Гавришева Л. Б., Нищеева Н. В. “Логопедические распевки”-СПб Детсво-пресс 2005
    8. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. “Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение” М. “Гном и Д”, 2000
    9. Железнова Е. Железнов С. “Азбука-потешка” М. “Гном и Д”. 2001

    Ещё конспекты занятий в детском саду:
    Логопедическое занятие в подготовительной группе | работа логопед | музыкального | музыкальная школа | руководителя | классный руководитель | формировании | формирование культуры | звукопроизношения | коррекция звукопроизношения | дошкольников | развитие дошкольников | детский | детский сад | Страничка логопеда | Взаимодействие учителя логопеда и музыкального руководителя в формировании звукопроизношения дошкольников Детский сад

    «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области

    г. Шебекино»

    Если говорить вам сложно –

    Музыка всегда поможет !

    Построение коррекционно – педагогического процесса развития речи детей логопедического пункта на музыкальных занятиях в нашем детском саду базируется на принципе интеграции, т. е. органическом сочетании логоритмической, игровой, слушательской и исполнительской деятельности дошкольников.

    В коррекционной работе с детьми , страдающими различными дефектами речи , положительную роль играют совместные занятия музыкального руководителя и учителя-логопеда , представляющие собой объединение системы движений , музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

    Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям :

    - коррекционно-развивающее ;

    Информационно-консультативное.

    Выстраивая свою работу , музыкальный руководитель и логопед , учитывают структуру речевого дефекта, осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закрепляют знания, умения и навыки, приобретенные на музыкальных и логопедических занятиях. И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.


    Можно выделить основные задачи :

    Оздоровительные : укрепление костно-мышечного аппарата; развитие дыхания; развитие координации движений и моторных функций ; воспитание правильной осанки, походки.

    Образовательные : формирование двигательных умений и навыков; развитие пространственных представлений, переключаемости, координации движений ; освоение знаний о метроритмике.

    Воспитательные : воспитание и развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке , движениях ритмическую выразительность, восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом.

    Коррекционные : развитие дыхания, артикуляционного аппарата, фонематического восприятия и связной речи ; формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти.

    При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений :

    Учитель-логопед :

    Формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;

    Укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;

    - коррекция нарушенных звуков , их автоматизация и дифференциация;

    Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза речи ;

    Обучение умению связно выражать свои мысли;

    Совершенствование мелкой моторики.

    Музыкальный руководитель осуществляет работу по развитию и формированию :

    Слухового внимания и слуховой памяти;

    Оптико-пространственных представлений;

    Координации движений ;

    Умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок ;

    Темпа и ритма дыхания и речи ;

    Фонематического слуха.

    В начале учебного года при проверке музыкальных способностей вновь поступивших детей отмечается, что многие из них не поют, а говорят, плохо запоминают тексты песен, их названия, недостаточно согласовывают движения с музыкой , пением, словом, затрудняются в передаче ритмического рисунка.


    Перечисленные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий . В связи с этим широко используется ряд упражнений : для развития основных движений ,


    мелких мышц руки, активизации внимания,


    воспитания чувства музыкального ритма ,


    ориентировки в пространстве,


    развития «мышечного чувства» и чувства расслабления.

    Особое внимание уделяется танцевальным движениям . Сюда включаются игры с пением, хороводы.

    Интересны для детей музыкально-дидактические игры , которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры, игры с заданиями на ориентировку в пространстве,


    упражнения на различение музыкальных звуков по высоте ,


    упражнения на дыхание, на подстройку голосов к определенному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. Впервые месяцы проводятся игры на детских музыкальных инструментах (ударных и шумовых) . Помимо традиционных логопедических заданий используем такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Она включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально -двигательные и коммуникативные игры. Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки . Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

    Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь . Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей, часто или ускорен, или, наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм. Одновременно с этим исполнение ребенком подобных упражнений со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми , имеющими нарушения звукопроизношения. Многолетний опыт показывает, что дети дошкольного возраста с нарушением речи и движений прекрасно справляются с заданиями и к концу года преодолевают свои недостатки.


    Таким образом, сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.

    Публикации по теме:

    «Использование натуральных материалов как средство развития речи в работе учителя – логопеда» «Не упускайте из виду ни одной стороны воспитания».

    Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателей с детьми, имеющими речевые нарушения Видео Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива,.

    Акваигры в коррекционной работе учителя-логопеда МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ФИАЛКА» СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА.

    Аналитический отчет о работе учителя-логопеда Аналитический отчет за 2013 - 2014 учебный год МБДОУ _ЦРР –д/с № 18___ Ф. И. О. логопеда.

    Интегрированная совместная деятельность учителя - логопеда и музыкального руководителя с детьми с ФФНР Цель – социальная адаптация детей с проблемами в речевом развитии. Задачи: Сформировать представление о добрых поступках; Развивать.

    Использование ИКТ в работе музыкального руководителя «Применение ИКТ в работе музыкального руководителя детского сада» Доброе утро, в своем выступлении я бы хотела рассказать, о всех возможностях.

    Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями».

    Распевание в работе музыкального руководителя. Распевание - это основной метод певческого воспитания в процессе работы над репертуаром. Оно должно быть регулярным, так как его смысл.

    Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда Педагогическая технология - это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач,.

    Взаимосвязь музыкального руководителя с воспитателями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников / Из опыта работы музыкального руководителя РАФИКОВОЙ ГУЗЕЛЬ АМИРОВНЫ / МДОУ Црр д/с № 300 г. Уфы Современные концепции развития личности.

    Библиотека изображений:

    В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.

    Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слов уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления.

    Овладения ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

    Нарушение речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляются познание ребенком окружающей действительности.

    В нашей группе находятся дети с такими речевыми нарушениями, как общее недоразвитие речи различных уровней, стертая форма псевдобульбарной дизартрии. У детей с данным диагнозом отмечаются нарушения всех компонентов речевой системы, а также ряда неречевых психических функций. У детей отмечаются нарушения общего и орального праксиса, недостаточность фонематического восприятия, трудности переключения с одного движения на другое, недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, невозможно автоматизированное выполнение простых ритмов. Незрелость эмоционально-волевой сферы сочетается с низкой умственной работоспособностью и эмоциональной лабильностью.

    Коррекционная работа с дошкольниками, имеющими ОНР, представляет сложную проблему для специалистов, так как у данной категории детей отмечаются нарушения всех компонентов речевой системы, а также ряда неречевых психических функций. Чем разнообразнее формы работы с ребенком дошкольного возраста, тем успешнее преодолеваются отклонения в его развитии. Поэтому, при организации комплексного коррекционного воздействия на речь и личность ребенка в целом, в систему работы нашего детского сада были включены логоритмические занятия.

    В специальной литературе логоритмика рассматривается как система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых с целью логопедической коррекции (Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение, 1985). Таким образом, речевое развитие формируется и корригируется посредством слова, движения и музыки. Движения помогают глубже прочувствовать музыкально-эмоциональные характеристики слова, осмыслить его. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу ребенка, что активизирует познавательную деятельность, способствуя социальной реабилитации детей-логопатов. Это актуально, т.к. у детей с речевой патологией наблюдается, как правило, рассогласованность ряда моторных и психических функций. Особое место в этом триединстве занимает ритм, вне которого ни музыка, ни организованное движение существовать не могут. Не случайно понятие ритма введено в само название курса – логоритмика. Известно два пути воздействия ритма на человека. Мы используем оба, причем последовательно. На ранних этапах преобладает моторная заразительность, затем ритм подключается к регулированию длительности психических процессов. Ребенок, когда учится говорить, прежде всего, учится петь. Он учит не слово, а звуковые формы, которые воспроизводит в звуке. Таким образом, музыкальная речь и вербализация мысли органически взаимосвязаны так же, как фонематический и музыкальный слух. Не менее важным фактором развития являются управляемые элементарные движения. По мере того, как пальчики ребенка становятся умелыми и сильными, его смышленость и сообразительность возрастают.

    Известно, что в дошкольном возрасте адекватность восприятия действительности, в том числе воспитательно-педагогического воздействия, определяется эмоциональным отношением ребенка. Высокая эмоциональная активность стимулирует адекватность восприятия, а постоянно выраженное отрицательное эмоциональное состояние приводит к физиологическим изменениям в организме и заболеваниям, что, в конечном итоге, оказывает разрушительное воздействие на информационно-энергетические структуры личности. И тут приходит на помощь великий эмоциональный стимулятор – музыка. Доказано, что любая эмоциональная реакция своим конечным этапом имеет то или иное движение. Это обязательное двигательное окончание любого эмоционального акта является психофизиологической константой. Иными словами, отрабатывая определенную систему движений, регулируя и направляя их, мы непосредственно воздействуем на эмоциональную сферу ребенка.

    В планировании логоритмических занятий я использовала принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, новогодний праздник, зимующие птицы и т.д.). Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.

    Предложенная мной тематическая направленность и организованная вариативность занятий способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение малышей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

    Представленные логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (обще-развивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз). Дыхательные упражнения основаны на методе Б.Толкачева (озвученный выдох), звуковом дыхании М.Лазарева, доступных приемах, по методу В.Емельянова. В каждое занятие мной включаются пальчиковые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно влияет на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. Включая в занятия гимнастику для глаз, сначала рекомендуется подбирать упражнения без фиксации взгляда на пальце, палочке или других предметах, т.к. детям сложно выполнять манипуляции с предметами, прослеживать их движения взглядом, не поворачивая при этом голову.

    В результате практической работы сложилась следующая структура логоритмического занятия:

    • Движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;
    • Танец (хоровод);
    • Разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;
    • Песня, сопровождаемая жестами;
    • Логопедическая гимнастика (по Буденной Т.В.);
    • Мимические упражнения;
    • Массаж (спины, рук, ног и т.п.) или гимнастика для глаз;
    • Пальчиковая игра;
    • Подвижная или коммуникативная игра.

    В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.

    На представленных логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:

    1. Уточнение артикуляции – положение губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
    2. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
    3. Расширение лексического запаса;
    4. Развитие слухового внимания и зрительной памяти;
    5. Совершенствование общей и мелкой моторики;
    6. Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
    7. Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

    Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

    Целесообразно в середину занятия включать знакомство с новой игрой из более сложных категорий – на развитие пространственного воображения, логический анализ, классификацию, символизацию или словесные, творческие игры, обычно вызывающие большие затруднения, чем все прочие. После этого хорошо включить в занятие игру, связанную с движением, например, из раздела игро-ритмика. На следующем этапе проводятся музыкально-подвижные, творческие игры. Для снятия мышечного и эмоционального напряжения используется креативная гимнастика, в частности, поверхностная релаксация, которая заканчивается игровым самомассажем или пальчиковой гимнастикой. После этих речедвигательных упражнений обычно проводится инструментальное музицирование или игро-танец. Задачей заключительного этапа занятия является сохранение полученного положительного эмоционального заряда. Для этого мы используем любимые детьми игровые задания. В конце занятия логопед подводит итоги и оценивает деятельность каждого из детей.


    Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе

    В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

    Во время проведения занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

    Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:

      структуру речевого нарушения;

      осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

      закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;

      всесторонне развивать личность дошкольника.

    И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

    Принципы построения совместных занятий:

      Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии

      Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.

      Принцип всестороннего воздействия

      Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.

      Принцип наглядности.

      Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

    Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы:

      Развивать дыхание.

      Развивать координацию движений и моторные функции.

      Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.

      Формировать способность восприятия музыкальных образов;

      Развивать речевое дыхание.

      Развивать артикуляционный аппарат.

      Формировать просодические компоненты речи.

      Развивать фонематическое восприятие.

      Развивать грамматический строй и связную речь.

    При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

    Учитель-логопед:

      постановка диафрагмально-речевого дыхания;

      укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;

      формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;

      коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;

      развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;

      совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

      обучение умению связно выражать свои мысли;

      обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;

      развитие психологической базы речи;

      совершенствование мелкой моторики;

      логопедизация занятий и режимных моментов.

    Музыкальный руководитель:

    Развитие и формирование:

      слухового внимания и слуховой памяти;

      оптико-пространственных представлений;

      зрительной ориентировки на собеседника;

      координации движений;

      умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

    Воспитание:

      темпа и ритма дыхания и речи;

      орального праксиса;

      просодики;

      фонематического слуха.

    Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

    Координационный план

    Педагогические задачи

    Логопед

    Музыкальный руководитель

    Развитие мелкой моторики

    Упражнения с различным дидактическим материалом.
    Пальчиковые игры.

    Игра на детских музыкальных инструментах.
    Танцевальные движения.
    Театр с использованием кукол бибабо

    Развитие мимики

    Массаж лица.
    Гимнастика мимических мышц.
    Произвольное формирование определенных мимических поз.
    Связь мимики с интонацией

    Развитие выразительности в пении и танце

    Развитие речевого дыхания

    Скороговорки. Упражнения для развития речевого дыхания. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания

    Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

    Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

    Хоровое пение.
    Движения с речью под музыку.
    Использование характерных ролей.

    Развитие фонематического слуха

    Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.

    Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

    Развитие артикуляции

    Упражнения с зеркалом.
    Артикуляционная гимнастика.
    Чистоговорки.
    Массаж артикуляционного аппарата(индивидуально)

    Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

    Развитие грамматического строя речи

    Формирование навыков словообразования и словоизменения.
    Преодоление аграмматизма

    Разучивание текстов песен. Драматизация.
    Музыкальные спектакли, инсценировки.
    Кукольный театр.

    Развитие словаря

    Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
    Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.

    Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.
    Обогащение словаря в процессе занятий.

    Развитие диалогической речи

    Формирование навыков составления диалога

    Драматизация.
    Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.

    Развитие монологической речи

    Развитие у ребенка желания говорить.
    Воспитание навыков овладения монологической речью.

    Разучивание текстов песен

    Развитие коммуникативных навыков

    Психологические этюды и коммуникативные игры

    Участие детей в музыкальных представлениях.

    Выбор редакции
    Российская империя РСФСР Годы производства - Единиц произведено ~80 Базовая модель Русский витязь Изображения на Викискладе...

    Мы уже привыкли, что некоторые новости нам рассказывает пресс-секретарь Путина (или Следственного комитета), и даже не задумываемся о...

    Дмитрий Сергеевич Песков. Родился 17 октября 1967 года в Москве. Российский государственный деятель, дипломат, переводчик,...

    НацБез.ру Прообразом российского Совета Безопасности можно считать Совет Безопасности СССР, образованный в соответствии с союзным...
    Близнецам удается ладить практически со всеми людьми, поскольку они общительные, веселые и интересные. Им отлично подходит тот человек,...
    Русский язык постоянно взаимодействует с другими мировыми языками. В романе в стихах А.С.Пушкин, описывая наряд Онегина, говорит, что...
    Рано или поздно в жизни каждого ученика наступает такой момент, когда приходится начинать подготовку к сдаче экзаменов. И самый первый...
    Опубликовано в Если перед вами встал вопрос: как сдать ЕГЭ выпускнику прошлых лет, это значит вы уже подали заявление на участие в нем...
    Древние славяне, будучи частью языческой культуры, очень верили в силу всевозможных оберегов. Защитить себя, свой дом, свою семью было...