Старославянские имена и их значения. Древнерусские и славянские имена
Древнерусские двусоставные имена (имена-композиты) хорошо известны нам по летописям - не в последнюю очередь потому, что изначально они были именами древнерусской элиты. По-видимому, они были основой и многих известных нам древнерусских односоставных имен: Вадим - Вадимир , Любим - Любимир , Ратша - Ратислав (Ратьслав) , Святоша - Святослав .
Собственно, подобные двусоставные имена характерны не только для древнерусского языка, но и для славянских языков вообще. Более того, в чешском , сербском , хорватском, болгарском и польском языках таких имен сохранилось значительно больше, и они активно употребляются до сих пор: напр., Воислав Коштуница (премьер-министр Сербии), Чеслав Сабинский (польский режиссер), Яромир Ягр (чешский хоккеист), Радослав Бачев (болгарский футболист) и т.д. Отчасти так произошло потому, что в святцы Русской православной церкви попало очень мало древнерусских имен. После принятия христианства на Руси довольно долго держался обычай давать ребенку два имени - "родное" славянское и крестильное, взятое из церковного календаря. Поэтому в древнерусских источниках часто встречается двойное наименование: "князь Феодоръ а мирськы Мьстиславъ ", "Иосифъ, а мирскы Остромиръ", "нарекоша его во святом крещении Василием, мирское же имя ему Ростило" . Ярослав Мудрый носил христианское имя Георгий , его сыновья Вячеслав, Изяслав, Святослав и Всеволод - соответственно Меркурий, Димитрий, Никола (Николай) и Андрей , а сын Изяслава Святополк , основатель Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве - Михаил . И лишь немногим князьям, попавшим в православные святцы, удалось "протащить" за собой исконные имена - Владимир (Владимир Великий, в крещении - Василий ), Борис и Глеб (сыновья Владимира, в крещении - Роман и Давид ). А вот единокровный брат Бориса и Глеба Ярослав Мудрый официально попал в святцы только в 2005 году по благословению патриарха Алексия II.
(Кстати, обычай двойного именования просуществовал у восточных славян вплоть до XVII века: так, гетман Богдан Хмельницкий носил христианское имя Зиновий, поэтому в источниках он иногда фигурирует как Богдан-Зиновий Хмельницкий) .
Многие двухкомпонентные славянские имена попали в русские святцы из других славянских источников: мученица Людмила Чешская , святой Владислав Сербский (хотя в древнерусском языке существовало аналогичное имя Володислав ). Кстати, некоторые имена, которые мы сегодня считаем традиционно польскими, чешскими или сербскими, были распространены и в Древней Руси: Станислав (один из сыновей Владимира Великого), Болеслава (дочь великого князя Святослава Всеволодовича), Мирослав (Мирослав Гюрятиничь, посадник новгородский) и т.д. Однако в святцы русской православной церкви эти имена не вошли, хотя в католических календарях некоторые из них присутствуют.
Мирный или славный?
Обычно значение древнерусских имен понятно без перевода: Святослав - "святой" + "слава", Всеволод - "владеющий всем". Но вот нам попадается имя Остромир - что же это за "острый мир" такой? И, кстати, кого должен славить человек по имени Жирослав? Почему борется с гостями Гостибор и что означает первый компонент имени Изяслав?
Чтобы получить ответы на большинство эти вопросы, обычно достаточно заглянуть в словарь древнерусского языка и узнать, что "изяти" означает "взять", "гость" - это не только гость в привычном нам понимании, но еще и чужеземец, а слово "жир" означало богатство, изобилие.
Не так легко обстоит вопрос с Остромиром. Из словаря мы узнаем, что "остръ" имеет значение "храбрый, решительный". Соответственно, Остромир - "храбрый мир"? Довольно парадоксальное имя. Хотя, с другой стороны, имен на "-мир" в древнерусском именослове очень много: Владимир, Гостимир, Ратимир, Радомир… Правда, иногда они почему-то писались через "ять": Володимѣръ, Гостимѣръ, Ратимѣръ, Радомѣръ и соответственно произносились Володимер , Гостимер , Ратимер , Радомер . Даже если сделать скидку на произношение безударного гласного, согласитесь, "мир" и "мер" - это две большие разницы.
Есть версия, что компонент мир/мер был заимствован из германо-скандинавского marr/mer , означающего "славный, знаменитый". Тем более что параллельно со славянским именем Владимир существовало скандинавское Valdemar / Valdimarr - "славный властелин". Владимир - княжеское имя, первый известный нам носитель этого имени - князь Владимир Святославович (Владимир Великий), потомок небезызвестного варяга Рюрика. Возможно, князь Святослав дал младшему сыну скандинавское имя Вальдемар, адаптированное под славянское произношение: Володимер. Тем более, что на русский слух оно звучало как обычное двусоставное имя - "владеющий миром". Поэтому славянизированное мир/мер легко заняло свое место среди других имяобразующих компонентов: -слав, -бор, -люб . При этом не исключено, что некоторые имена образовывались не от заимствованного мир/мер, а непосредственно отдревнерусского "миръ" (мир).
Новая жизнь древнерусских имен
Мода на языческие древнерусские имена, как и любая мода, уходит и возвращается с постоянством маятника. Первой ласточкой можно считать известного поэта Велимира Хлебникова, в свое время увлекавшегося идеями панславизма (как и многие представители русской интеллигенции) и взявшего себе вместо паспортного имени Виктор псевдоним Велимир. В очередной раз "воскресли" языческие имена после Октябрьской революции, когда молодые родители, жаждавшие всеми способами "порвать со старым миром", принялись выискивать для своих детей любые имена, не связанные с традиционными святцами. Правда, Яромиры и Всеславы значительно уступали по популярности Владленам, Революциям и Электрификациям, но все же традиция была заложена всерьез и надолго.
Сегодня русскоязычные страны переживают новую волну моды на древнерусские и славянские имена. Отчасти - из-за массовой попытки "вернуться к истокам", отчасти - потому что западные имена вроде Жанна, Эдуард или Анжела уже приелись. Сейчас детям даются не только древнерусские, но и болгарские , чешские , сербские , польские имена: Снежана , Милана , Красимир , Болеслав , Братислава .
Славянские имена не только заимствуются, но и выдумываются. Их успешно изобретают авторы модного ныне "славянского фэнтези", вносят свой вклад в общее дело и многочисленные группы неоязычников-родноверов, пытающихся возродить славянское язычество в качестве современного религиозного культа. Родноверы, проходя обряд посвящения, меняют паспортные имена на "родные": Млад , Огнеслав , Велеслав . Многие родноверские имена либо заимствованы из "Велесовой книги" , которую большинство экспертов-славистов признает подделкой, либо сочинены по образцу реально существующих имен-композитов с использованием славянских и псевдославянских корней: Гоемысл - "осмысливающий жизненную силу ("гое" - сила жизни и плодородия)" (здесь и далее толкования даются по "Славянскому именослову" А. В. Трехлебова - прим. авт. ), Владдух - "дваждырожденный - в теле и духе, т. е. владеющий деваконическим (духовным) телом)", Осьмиглаз - "восьмиглаз, всевидящий", Ростичар - "увеличивающий дары жертвоприношений ("чара"- жертвенная чаша: "ча" - чаша, жизненная сила, "Ра" - солнце)", Столпосвет - "светоч, т.е. человек, имеющий мощный энергетический канал связи с родовым и духовным эгрегором", Божедом - "жилище Бога". (Кстати, в словаре Даля слово "божедом" толкуется несколько иным образом: "божедом, божедомка - убогий, призренный в богадельне").
Конечно, большинство из родноверских имен вряд ли приживутся в широком употреблении: мало у кого из родителей хватит духу назвать ребенка Столпосветом или Владдухом, что бы эти имена ни означали. Однако реально существующие славянские имена пользуются у нас все большей популярностью, и не зря - в большинстве своем они очень красивы и, в отличие от имен иноязычного происхождения, понятны без перевода.
О списке имен, выложенном на этом сайте
Почему именно двусоставные имена?
На самом деле, древнерусских имен, зафиксированных в средневековых источниках, довольно много - один только "Словарь древнерусских личных собственных имен" Н.М. Тупикова дает их несколько сотен. Проблема в том, что очень непросто отличить собственно личные, дающиеся при рождении имена от прозвищ. Тем более что в официальных источниках в качестве наименования с одинаковым успехом могло использоваться и то, и другое: ср. Корнилко Дурак , крестьянин Яжолобицкого погоста и Дурак Мишурин, дьяк московский . В то время ребенка действительно могли назвать именем Дурак - существовал обычай давать специально давать детям имена с негативным значением в надежде, что злые силы не соблазнятся таким "некачественным" ребенком и не отберут его у родителей, наслав болезнь или какое-нибудь несчастье. Вопрос только в том, дали ли крестьянину Корнилку Дураку это имя при рождении вместе с христианским Корнилий (Корнилко) или это прозвище, заработанное им уже в сознательном возрасте за беспрецедентные интеллектуальные способности?
Однозначного ответа на этот вопрос нет. А ведь Дурак - это еще цветочки по сравнению с некоторыми именами, встречающимися в древнерусских источниках. Там вполне официально фигурируют такие личности, как новгородский иконописец Иван Дермо Ярцев сын , своеземец Петруша Бздячий , крестьянин Кирилко Бякин зять (человек, имевший тестя по имени Бяка), московский подьячий Грязнуша Колоднич , житель Новгорода Дрочило Нездылов сын , поп Упырь Лихой - первый известный на Руси переписчик книг и его коллега, некто “многогрешный во иноцех Васиан по реклу (по прозвищу или мирскому имени) Дракула ” (!). В отличие от этих дивных наименований, двусоставные имена, известные нам по древнерусским летописям, не вызывают сомнений - это именно имена, а не прозвища или аналоги современных фамилий. Читателям, интересующимся полным спектром древнерусских имен, рекомендую "Словарь древнерусских личных собственных имен" Н.М. Тупикова, скачать который можно .Почему в списке так мало имен?
Действительно, в славянских языках двусоставных имен намного больше. Но этот список представляет собой не общеславянские, а древнерусские имена - то есть, имена, зафиксированные в древнерусских источниках или оставившие свой след в фамилиях и географических названиях (напр., Радонеж - притяжательное от Радонег ). Логично предположить, что в Древней Руси существовало намного больше двусоставных имен, чем нам известно. Наши предки вполне могли зваться Красимирами, Любославами и Радосветами - законы языка вполне допускают существование таких имен. Однако пока не найдены источники, в которых они бы упоминались, лучше воздержаться от включения их в список.Почему так мало женских имен?
В народе древних славян до прихода христианства были в основном двусоставные имена, большая из которых сохранились и по сей день. И время от времени мода на старославянские имена для мальчиков возвращается. На данный момент имена старославянского происхождения опять в спросе, так как западные имена потеряли актуальность среди народа. Старославянские имена мальчиков и девочек состоят из болгарских, чешских, русских, сербских и польских имен.
Следует отметить, что старославянские имена были очень разнообразными, и образованы от имен:
Животного и растительного мира;
По порядку рождения;
Богов и богинь;
По человеческим качествам
Но, основная группа имен была создана из двух слов (двухосновные имена). Например, имя Святослав, Тихомир, Ярополк, Ратибор, Гостомысл, Всеволод, Богдан и т. д.
После пришествия в Россию христианства, многие старославянские имена были забыты, при этом были списки старославянских имен запрещенных церковью, в частности имена богов, такое имя как: Лада, Ярило. Но спустя некоторое время люди начали давать своим детям имена своих предков, и таким образом старославянские имена вернулись в обиход. Нижеследующий список поможет вам выбрать имя для вашего сына.
Старославянские имена мальчиков:
Борислав - бурная слава
Дарен - дар миру
Любомил - любимый
Белогор - из белых гор
Данко - светящий, день
Любодрон - любимый, дорогой
Боголеп - божественный
Добролюб - любящий добро
Лучеслав - в луче славы
Будислав - будь славным!
Дивислав - в сиянье слова
Любим - любимый
Будимил - будь милым!
Драговит - ценящий жизнь
Любодар - дарящий любовь
Богумир - неси Богу мир!
Дан - дан Богом
Милава - милый, добрый
Белояр - яростный
Дамир - давший мир
Мыслемир - думающий о мире
Белимир - белый, чистый
Дарослав - дающий слово
Могута - мощный, могучий
Болеслав - славящий
Данияр - данный для блеска
Милослав - милая слава
Бажен - божий
Драголюб - добрый, любимый
Миролюб - любящий мир
Буеслав - аист
Дрогослав - дорогая слава
Милан - милый, добрый
Велибор - великий дар
Дрогорад - дорогая радость
Найден - найденный
Вадим - званный, приглашенный
Есений - ясное небо
Нерослав - скрепляющий славу
Властислав - владеющий миром
Желислав - желанная слава
Негомир - нежный и мирный
Венислав - увенчанный славой
Желан - желательный
Надея - надежда ожидание
Всемир - всемирный
Житеслав - славящий жизнь
Олег - легкий, быстрый
Вадислав - званный
Зданимир - создатель мира
Очеслав - отчая слава
Властимир - властвуй миром
Зелислав - очень славный
Остромысл - остро мыслящий
Всемил - милый всем
Залазарь - из-за лазури
Премислав - прими славу!
Витослав - слава жизни
Звенислав - звенящий славой
Прекрас - прекрасный
Всеволод - всем владеющий
Златослав - золотая слава
Путислав - путь славы
Владислав - владеющий славой
Заря - восходящий свет
Пересвет - пресветлый
Верислав - верный
Иван - родиться, рождаться
Радей - радость, радостный
Вячеслав - славящий совет
Игорь - воинственный
Ратислав - ратная слава
Градибор - создающий силу
Ивар - Древо жизни
Ратибор - избранный воин
Глеб - милый, ласковый
Ижеслав - будь со славой!
Радимил - милая радость
Горисвет - высокий свет
Идан - идущий, преодолевающий путь
Радислав - радеющий о славе
Градимир - созидатель мира
Красибор - избранный из красивых
Радосвет - свет радости
Деян - действующий, активный
Красислав - красота славы
Руслав - русый
Добрава - добредающий, несущий
Ладислав - славящий красоту
Радовлад - владей радостью
Даромысл - думающий, мыслящий
Людимир - неси людям мир
Ратмир - ратующий о мире
Добрыня - добрый человек
Люборад - радующий любовью
Русимир - Русский мир
Дар - дар миру
Любомир - любящий мир и миром
Святомир - святой мир
Дрогомир - дорогой мир
Ладислав - славящий людей
Световид - свет, свят
Доброслав - славящий добро
Ладимир - миролюбивый
Святобой - святой боец, воин
Древнерусские и славянские имена в России, в наши дни
Основной массив современных русских имен составляют имена святых, содержащихся в православных церковных календарях («святцах»). Иногда такие имена называют «календарными». По происхождению все они очень разные: древнегреческие, древнеримские (латинские), древнееврейские, ассирийские, древнеегипетские, древнегерманские, скандинавские, арабские. Но за сотни лет эти имена прошли полную ассимиляцию в русской языковой среде и приобрели совершенно русское звучание и форму. Вот кто скажет, что Иван или Марья - не русские имена?
Что же касается огромного множества древнерусских и славянских имен, то до нашего времени дошло только 20 имен: Борис, Вера, Владимир, Владислав, Всеволод, Вячеслав, Изяслав, Любовь, Людмила, Милица, Мстислав, Надежда, Ростислав, Святослав, Ярополк, Ярослав, а также Глеб, Игорь, Ольга и Олег, появившиеся на Руси вместе с варягами. И нужно заметить, что названные имена сохранились лишь благодаря тому, что каким-то чудом попали в православные святцы.
За последние годы интерес к именам наших далеких предков вырос и продолжает расти (это отмечают органы ЗАГС по всей стране). Всё большее число новорожденных получают имена Влада, Дарина, Мирослава, Милана, Станислав, Яромир и т.д. Предлагаем вашему вниманию список наиболее привлекательных (благозвучных и выглядящих по-современному) мужских и женских общеславянских имен.
Список мужских имен (древнерусские-варяжские-славянские):
- Бажен ( желанный ребенок , корень баж-; бажать - желать),
- Богдан, Дан ( Богом данный ),
- Богумил ( милый Богу; Бог его любит ),
- Богуслав ( рожден во славу Бога; славящий Бога ),
- Болеслав ( больше славы, более славный ),
- Борис, Борислав ( бороться, борись + слава ),
- Бронислав ( оборонять, защищать + слава ),
- Будимир ( будет, настанет + мир ),
- Велимир, Велислав (вели = великий, большой ),
- Венцеслав ( венце = более, больше ),
- Влад,
- Владимир,
- Владислав,
- Воислав ( воюй за славу ),
- Вратислав ( вернуть, возвратить + слава ),
- Всеволод,
- Всеслав,
- Вышеслав, Вячеслав (вяче, выше, венце - синонимы, означают более, больше),
- Глеб (варяжское имя),
- Гостислав ( гост = гость: славный гость ),
- Градислав ( ),
- Гремислав,
- Добромысл ( добрые мысли ),
- Доброслав ( хорошая слава ),
- Добрыня ( добрый, хороший человек ),
- Драгослав,
- Ждан ( тот, кого ждали; долгожданный ),
- Звенислав,
- Златослав,
- Игорь (варяжское имя),
- Изяслав ( изяти - взять: «возьми славу», «взять славу»),
- Казимир ( каз, казать = показывать, наставлять, проповедовать + мир),
- Ладимир, Ладислав (слово лад означает согласие, гармонию, красоту),
- Любим ( любимый ), Любомир ( любит мир ),
- Мечислав ( меч , т.е. оружие + слава),
- Милан, Милен, Милорад, Милослав, Милош,
- Мирослав,
- Мстислав ( мста = месть, отмщение врагам + слава),
- Нечай ( не чаяли, не ждали ),
- Олег (варяжское имя),
- Радан, Радим, Радмир, Радован, Радослав,
- Ратибор ( рать - войско, война, бор - бороться, сражаться),
- Ратмир,
- Ростислав (увеличиваться, умножаться + слава),
- Рюрик (варяжское имя),
- Святополк, Святослав и Светослав («святость» и «свет» - синонимы, реально это одно имя),
- Станимир ( настанет мир, будет мир ),
- Станислав ( станет славным, стань славным ),
- Стоян,
- Судислав ( суд + слава ),
- Твердослав, Твердислав,
- Творимир,
- Тихомир,
- Чеслав ( честь, почет + слава ),
- Яромир, Ярополк, Ярослав (яр, яро = весна; ярый = красный, жаркий, горячий, яростный)
Примечания:
1). Все приведенные выше древнерусские-варяжские-славянские имена (от Бажена до Ярослава) реально существовали, и это подтверждается историческими документами (см. труды Морошкина М.Я. и Тупикова Н.М.). А имя Руслан, например, лишь кажется славянским и древним, на самом деле оно имеет восточное происхождение и возраст, не превышающий 200 лет.
2). Элемент слав, слава означает не только «слава» (как свидетельство почета и уважения), но и «называться, именоваться, слыть, быть известным».
3). Корень рад- в славянских именах типа Радослав и Милорад означает не только радоваться , но и радеть (то есть печься, заботиться, способствовать).
4). У наших предков имена Святослав и Светослав были тождественными, так как слова свет и святость , светлый и святой
5). Отчества от славянских имен образуются как короткой формой - Ярославич, Ярославна; Добрынич, Добрынична; Святославич, Святославна, так и «длинной» - Станиславович, Станиславовна, Мстиславович, Мстиславовна.
6). Имена Борис, Владимир, Владислав, Всеволод, Вячеслав, Глеб, Игорь, Изяслав, Мстислав, Олег, Ростислав, Святослав, Ярополк, Ярослав являются именами православных святых, поэтому могут быть одновременно и паспортными и крёстными. Если же вы захотите назвать мальчика любым другим именем из вышеприведенного списка (Велемир, Добрыня, Ждан, Ратмир, Станислав, Яромир и т.д.), то имейте в виду, что для крещения нужно будет приготовить еще одно имя - «календарное» (то есть содержащееся в православных «святцах»).
Список женских имен (древнерусские-варяжские-славянские):
- Бажена ( желанная , желанный ребенок , от баж, бажать - желать),
- Бела (т.е. белая ),
- Белослава ( белая и славная ),
- Богдана, Дана ( Богом данная ),
- Богумила ( милая Богу; Бог её любит ),
- Богуслава ( рождена во славу Бога; славящая Бога ),
- Божена ( Божья; дана Богом; принадлежит Богу ),
- Болеслава ( больше славы, более славная ),
- Борислава ( бороться, борись + слава ),
- Бронислава ( оборонять, защищать + слава ),
- Ванда ( значение неизвестно ),
- Велислава ( вели = великий, большой ),
- Венцеслава ( венце = более, больше ),
- Влада ( власть имеющая, властная ), Владимира, Владислава (имеющая славу, славой владеющая ),
- Власта, Властимила,
- Воислава ( воюй за славу ),
- Вратислава ( вернуть, возвратить + слава ),
- Всемила ( всем милая ),
- Всеслава,
- Вышеслава ( выше означает более, больше),
- Гостислава ( гост = гость ),
- Градислава ( град = город, замок, крепость ),
- Дарина (от слова дар, подарок ),
- Добрава (от слова добро ),
- Добромила,
- Добронега ( добро + нежность, мягкость ),
- Доброслава,
- Драгомира,
- Драгослава,
- Ждана ( та, которую ждали; долгожданная ),
- Звенислава,
- Злата, Златослава,
- Ива (назв. дерева, кустарника),
- Инга ( госпожа , варяжское имя),
- Казимира ( каз, казать = показывать, рассказывать),
- Калина (назв. дерева, кустарника),
- Ладислава (слово лад означает согласие, гармонию, красоту) ,
- Любава,
- Любомира,
- Людмила,
- Малина (назв. ягоды),
- Мечислава ( меч , т.е. оружие + слава ),
- Мила, Милава, Милана, Милена, Милица,
- Милолика,
- Милослава,
- Мира, Мирослава,
- Млада, Младена,
- Мстислава ( месть, отмщение врагам + слава ),
- Надежда,
- Неждана ( пришла неожиданно ),
- Ольга (от варяжского Хельга ),
- Предслава ( впереди + слава ),
- Прекраса,
- Прибыслава ( прибывать, увеличивать, умножать + слава ),
- Рада ( см. также Ариадна ),
- Радмила,
- Радослава,
- Рогнеда (от варяжского Ragnhild - совет перед битвой ),
- Ростислава ( увеличиваться, умножаться + слава ),
- Ружена ( роза - цветок),
- Сбыслава ( сбудется + слава ),
- Святослава и Светослава («святость» и «свет» - синонимы, реально это одно имя),
- Северина (от слова север , но и от христианского мужского имени Северин),
- Слава,
- Славомира,
- Станислава,
- Судислава ( суд + слава ),
- Твердислава, Твердослава,
- Цветана ( цветущая, цветок ),
- Чеслава ( честь + слава ),
- Яра ( яр, яро = весна; весенняя, горячая ),
- Ярмила ( горячая, пылкая + милая, любимая ),
- Яромира ( яр + мир = пылкая и горячая, но мирная, миролюбивая ),
- Ярослава ( яр, яро = весна; ярый = красный, жаркий, горячий, яростный )
Примечания:
1). Все приведенные выше древнерусские-варяжские-славянские имена (от Бажены до Ярославы) реально существовали, и это подтверждается историческими документами (см. труды Морошкина М.Я. и Тупикова Н.М. А такие имена, как Лада, Руслана, Светлана и Снежана лишь кажутся древними, на самом деле это «искусственные» имена с возрастом, не превышающим 150-200 лет.
2). Что касается элемента слав, слава , то он означает не только «слава» (как свидетельство всеобщего уважения), но и «называться, именоваться, слыть, быть известным».
3). Корень Рад- в славянских именах типа Радмила, Радослава означает не только радоваться , но и радеть (то есть печься, заботиться, способствовать); корень Власт- означает родина, отечество.
4). У наших предков имена Святослава и Светослава были тождественными, так как слова свет и святость , светлый и святой выражают один и тот же смысл - «чистый, незапятнанный».
5). Имена Вера, Любовь, Людмила, Милица, Надежда, Ольга являются именами православных святых, поэтому могут быть одновременно и паспортными и крёстными. Если же вы захотите назвать девочку любым другим именем из вышеприведенного списка (Божена, Власта, Злата, Инга, Мирослава, Радмила, Ярослава и т.д.), то имейте в виду, что для крещения нужно приготовить еще одно имя - «календарное» (то есть содержащееся в православных «святцах»).
Другие материалы на эту тему см. в разделе
Имя определяет судьбу человека. Это ключ к его внутреннему я. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей.
Имя определяет судьбу человека. Это ключ к его внутреннему я. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей. Часто первое славянское имя было заведомо непревлекательным (Крив, Некрас, Злоба), для еще для большей защиты от недобрых. Ведь не имея ключа к сущности человека, причинить зло гораздо сложнее. Обряд второго имянаречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих черт. Славянские имена изобиловали своей разнообразностью, существовали группы имен:
1) Имена из животного и растительного мира (Щука, Ерш, Заяц, Волк, Орел, Орех, Борщ)
2) Имена по порядку рождения (Первуша, Вторак, Третьяк)
3) Имена богов и богинь (Лада, Ярило)
4) Имена по человеческим качествам (Храбр, Стоян)
5) И основная группа имен - двухосновные(Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар) и их производные (Святоша, Добрыня, Тишило, Ратиша, Путята, Ярилка, Милонег).
Из перечисленных имен несложно проследить процесс создания производного имени: из двухосновного отсекается вторая часть и прибавляется суффикс или окончание (-нег, -ло, -та, -тка, -ша, -ята, -ня, -ка).
Пример: Святослав: Свято+ша=Святоша.
Безусловно имена людей несут в себе значимую часть культуры и традиции всего народа. В России с пришествием христианства славянские имена почти полностью впали в небытие. Существовали списки славянских имен запрещенных церквью. Почему так происходило нетрудно догадаться. Одна часть имен (Лада, Ярило) была именами славянских богов, обладатели второй части были люди, которые и после христанизации Руси пытались восстановить культ и традиции (волхвы, богатыри). На сегодняшний день в России славянскими именами называют лишь 5% детей, что безусловно обедняет и так скудную славянскую культуру.
Алфавитные списки имен святых, упоминаемых в современных календарях (месяцесловах) Русской Православной Старообрядческой Церкви:
1) "Православный старообрядческий церковный календарь на 2017 год",
издание Митрополии Московской и всея Руси РПСЦ (Москва, Рогожский поселок, д. 29),
см. мужские имена (от А до К) мужские имена (от Л до Я) женские имена (от А до Я)
2) "Православный старообрядческий церковный календарь на 2016 год",
со ставитель и редактор-издатель епископ Зосима Донской и Кавказский (г. Ростов-на-Дону),
Алфавитный список имен святых из месяцеслова Русской Древлеправославной Церкви:
исходные документы - "Древлеправославный церковный календарь" (на 2009 и 2017 гг.), и здатель Древлеправославная Патриархия Московская и всея Руси (Москва, ул. Новокузнецкая, 38),
Месяцеслов Русской Православной Старообрядческой Церкви можно найти, например, на сайте "Старообрядчество Марийского Края" (http://maristarover.ru/), см. ссылку .
Месяцеслов Древлеправославной Поморской церкви (подготовлен Рижской Поморской Богоявленской старообрядческой общиной и Союзом Старообрядческих приходов Эстонии, ежегодно публикуется на сайте "Старовер-поморец", г. Рига, http://starover-pomorec.eu/, см. Месяцеслов на 2016 год , Месяцеслов на 2017 год
http://www.endzeli-starover.com/ Месяцеслов Энджельской Поморской староверской общины (Древлеправославная Поморская Церковь Латвии)
Как правильно: старовер или старообрядец? С тароверы о себе (социолингвистический аспект). // Статья опубликована в журнале "Вестник РУДН", серия "Теория языка. Семиотика. Семантика", 2012 год, № 3, стр. 96-104 // Автор Н.В. Иванова, Кафедра русистики и славистики Даугавпилсского университета (Латвия) // Представлен анализ различных точек зрения на староверов: официальной, зафиксированной в словарях русского языка; точки зрения представителей других вероисповеданий; взгляды староверов на самих себя, .
Об именах старообрядцев Урала и Сибири, а также потомков переселенцев в Канаду и США. Многие традиции наречения имени были в советские годы «вырублены топором» почти в буквальном смысле. Большой массив имен перешел в разряд «редкие имена», а многие русские имена практически полностью вышли из употребления. Искать утраченное оказалось возможным у старообрядцев Урала и Сибири, а также у потомков переселенцев в Канаду и США - русских староверов, духоборов (духоборцев) и молокан, которые сумели сохранить наследие предков, приспособив к современным реалиям. Предлагаем вам статью известного лингвиста Никитиной Серафимы Евгеньевны «Об имени собственном в русских конфессиональных группах» (опубликована в 2004 г.) - обязательно почерпнете что-то новое для себя! .
На этой ссылке находится сайт русских духоборов в Канаде "Doukhobor Genealogy Website": http://www.doukhobor.org/ (в разделе Doukhobor Names вы найдете интересный материал по теме, и в частности, 1. Russian Male Names Among the Doukhobors , 2. Russian Female Names Among the Doukhobors , 3. English-Russian Name Cross-Index , 4. Russian-English Name Cross-Index , 5. Guide to Doukhobor Names & Naming Practices).
Имена старообрядцев Уральского казачьего войска
Статья "Именник старообрядцев-поповцев земли Уральского казачьего войска" опубликована в журнале "Вопросы ономастики" (2009, № 7, стр. 81-99, автор Назаров Алоис Ильич; сайт журнала http://www.onomastics.ru/). В статье представлен именник старообрядцев-поповцев земли Уральского казачьего войска, извлеченный из нескольких метрических книг (1832-1837 гг., 1841 г.) старообрядческой часовни в г. Уральске. Приводятся перечни мужских и женских имен староверов Уральского казачьего войска и православных г. Петропавловска. Читайте здесь: аннотация , текст статьи .
Именник старообрядческой общины на территории Миорского района Витебской области.
Исетские старообрядческие имена в современном языковом сознании: структура, семантика, прагматика (на материале Первой всероссийской переписи 1897 года). Кузнецова Янина Леонидовна. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Специальность 10.02.19 - теория языка. Работа выполнена в Тюменском государственном университете (кафедра общего языкознания), Тюмень, 2006 г., .
Женский антропонимикон старообрядцев Исетской волости конца XIX века. Автор Кузнецова Янина Леонидовна. Опубликовано в сборнике "Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования", выпуск № 7 / 2006, стр. 138-141, .
Структура и содержание святцев староверов Федосеевского согласия. Автор Алла Камалова (Варминско-Мазурский университет, Ольштын, Польша). Опубликовано в сборнике «Православие в славянском мире: история, культура, язык», стр. 95-113. Издатель: Centrum badań europy wschodniej Uniwersytetu Warmińsko-Mazurskiego w Olsztynie, Olsztyn 2014. ISBN 978-83-61605-30-0. Электронная версия статьи (pdf, 10 Mb) .
Антропонимическое пространство села Верхний Уймон Усть-Коксинского района Республики Алтай (на примере имен собственных). Авторы Т.Н. Никонова, Л.И. Толстых, Н.А. Куликова. Опубликовано в монографии "Коммуникативная культура старообрядцев Горного Алтая", стр. 138-141. Редакционно-издательский отдел Горно-Алтайского Гос. Университета, 2014 г., 104 стр. ISBN 978-5-91425-109-0, .
Дед Степан, Мартьян и Мамелфа, или русские староверы в Боливии / Полная режиссерская версия фильма Сергея Ястржембского "Дед Степан, Мартьян и Мамелфа, или русские староверы в Боливии", снятого в 2012 г. в Боливии. Показан в 2013 г. на канале "Моя планета". Фильму предшествует беседа с протоиереем Леонтием Пименовым (Русская Православная старообрядческая Церковь). Смотрите на YouTube, время 43 мин. 25 сек. https://www.youtube.com/watch?v=IMdgqMg5X28 . Интервью С. Ястржембского об этом фильме - .
Русские староверы в Уругвае. По закону иудейскому над младенцем в восьмой день по рождении совершался обряд обрезания, при этом младенцу нарекали имя. Обряд этот был совершен и над воплотившимся «от Духа Свята и Марии Девы» вочеловечившимся Сыном Божиим, и Ему нарекли имя Исус, что значит Спаситель. Господь, Творец закона, исполнив обряд обрезания, явил нам пример, как следует исполнять Божественные установления. В то же время Господь принял обрезание для того, чтобы впоследствии никто не мог усомниться в том, что Он был истиным Человеком, т.е. истинно воплотился, а не призрачно, как учили некоторые еретики. В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения. // Из календаря РПСЦ на 14 января (1 января по старому стилю)
- Лев толстойчем люди живы Толстой чем люди живы бедность
- Гидроксид кальция — щелочь, востребованное во многих областях экономики вещество
- Корень n-ой степени: определения, обозначение, примеры Определение корня n ой степени из неотрицательного
- Физические и химические свойства алкадиенов
- Значение снов про племянников Во сне племянница выходит замуж
- Значение сна про репейник
- Ветер веет с юга, и луна взошла
- У входа. Анализ стихотворения Н. С. Гумилёва «Заблудившийся трамвай. Анализ стихотворения Гумилёва «Заблудившийся трамвай» Гумилев машенька ты здесь жила и пела
- Сергей ЕсенинБелая береза под моим окном…
- К электролитам относится
- Треугольники шеи и их прикладное значение
- Антипод доминанта в отношениях
- Обособление обращения. Что такое обращение. Примеры использования обращений в речи. Как обособляются в деловых письмах предложения с обращением: примеры
- Запятые в английском языке
- Тарифная и бестарифная система оплаты труда
- Расчет премии менеджерам продаж Показатели премирования работников офиса в оптовой торговле
- Профессия экономист: требования и должностная инструкция
- Какой печатью можно заверять трудовую книжку Нужна ли печать в трудовой книжке
- Увольнение в порядке перевода (п
- Физические и химические свойства бензола Реакция в которой образуется бензол