Стать террористкой. Как люди становятся террористами? Теракты, совершенные в России женщинами-камикадзе


перевод: Анна Устякина

Шифа аль-Квидси держит в руках фотографию брата, Махмуда аль-Квидси, у нее дома в Тулькраме северная часть Западного побережья. (Автор снимка - Рина Кустелнуово, для Нью Йорк Таймс)

Она знала, что после того, как она надела на себя пояс смертника, для нее нет пути назад. Она знала, что пояс разорвет ее на куски, оставив от нее лишь кровавое месиво. Она знала, что он сделает ее дочь сиротой.

Но она также знала и это: пояс будет убивать израильтян. Если повезет, то много израильтян. И это было достаточным основанием сделать выбор.

Шифа аль-Квидси была террористкой-смертницей, или, по крайней мере, собиралась ею стать. Парикмахерша из Палестины, доведенная до злобы, отчаяния и безнадежности, она вызвалась совершить атаку на израильтян, которая, как она считала, станет ее ударом во имя ее осажденного народа. "Я жаждала отмщения", -признается она.

Но она была арестована прежде, чем успела совершить террористический акт, и сейчас, после шести лет, проведенных в израильской тюрьме, мисс Квидси из ангела смерти сделала себя посланницей мира. Теперь она, работая с командой, в которой палестинцы и израильтяне вместе выступают за конец конфликта между их народами, старается тем самым перенаправить обуревавший ее разрушительный гнев в русло мирных перемен.

На фоне новой волны нападений со стороны палестинцев, мисс Квидси предлагает заглянуть в мир террористов. В основном орудуя ножами, а не бомбами, это новое поколение нападающих все-таки тоже совершают самоубийство за свое дело: им прекрасно известно, что они, вероятнее всего будут расстреляны израильскими солдатами. Мисс Квидси понимает такое мировоззрение, которое делает принесение человеком себя в жертву рациональным выражением глубокого чувства обиды.

"Они занимают твой дом, твою землю, они убивают твоих близких, уничтожают твой народ - конечно ты расстроен", говорит она. "Тебе не остается ничего другого, кроме как хотеть отомстить".

Сейчас ей сорок, она курит, воскрешая в памяти свою жизнь в этом уголке Западного побережья, занятого израильскими войсками уже почти 50 лет. Оглядываясь назад, она по-прежнему чувствует жгучую обиду, если не сказать логичность ее действий.

"Я не жалею о принятом решении" , сказала она о ее очищении смертью. "Но теперь я против атак смертников. Бог решает когда нам жить, а когда умереть. Сейчас мой джихад* [путь] - донести до всех послание. Каждый должен узнать, что Палестинская земля захвачена. Мы всего лишь люди, которые хотят мира. Всего лишь мира".

Мисс Квидси, чтобы познакомиться с израильтянами, которые разделяют ее взгляды, перейдя разделяющие их границы, пришла в организацию "Борцы за мир". В нее входят бывшие израильские солдаты и палестинские боевики. "Я хочу остановить кровопролитие", признается мисс Квидси.

Это организация запечатлена в новом документальном фильме "Возмутители спокойствия". Однако старые подозрения все еще живы: израильские власти запретили мисс Квидси присутствовать на июльской премьере фильма в Иерусалиме, и запретили также приезжать в Американское консульство в Израиле, чтобы она не могла получить визу и полететь на показ в начале этого месяца на международном кинофестивале в Хэмптоне, Лонг-Айленд. Фильм дебютирует в Нью Йорке 11 ноября, и она все еще надеется принять участие.

ИЗРАИЛЬСКИЙ чиновник, пожелавший остаться не названным в виду обсуждения частного вопроса, заявил, что прошение мисс Квидси не было подано в срок, и что в будущем оно будет рассмотрено. Но потенциальный риск для ее безопасности повлияет на решение о выдачи визы.

Власти смотрят на мисс Квидси с опаской, но и дома не все принимают ее. Палестинские боевики чествуются на Западном побережье как мученики, и их семьи получают компенсацию от палестинских властей. Сотрудничество с израильтянами, пусть даже с единомышленниками, считается изменой.

"Палестинцы потеряли надежду и не верят, что мир с израильтянами когда-нибудь будет достигнут ", - высказался Махмуд Мубарак, президент лагеря беженцев в Джалозуне. "Многие палестинцы воспринимают участие в объединенных проектах с израильтянами признак нормализации ".

Нормализация означает, что текущая ситуация улучшается, но не стремится к полному разрешению. Омар Баргути, один из основателей движения "B.D.S.", выступающего за использование таких мер, как бойкот, дивестирование и введение санкций израильтянам на международном уровне, уверен, что показной нейтралитет таких организаций, как "Борцы за мир", на самом деле, лишь усугубляют положение, делая оккупацию устойчивее: "Присоединение к таким группам, как "Борцы за мир" совершенно точно не является решением проблемы; это лишь создает новые", - добавляет он. "Нормализация израильского апартеида только укрепляет его".

Однажды утром в кафе осенью этого года во время интервью мисс Квидси отрицала возможность смириться с оккупацией. "Я против нормализации. Мы все, даже в нашей группе, против этого", утверждала она. "Существует огромная разница".

Мисс Квидси была одним из десяти детей в семье из Тулькарма, в северной части Западного побережья. Ее отец, который был управляющим в кофейне, строил семейную их жизнь на консервативных началах: в 15 лет отец выдал ее за двоюродного брата. У них родилась дочь, однако они развелись, когда мисс Квидси было 17.

Она работала в парикмахерской и мало интересовалась политикой. "На самом деле, я не обращала внимания на то, что происходит вокруг меня", признается она. "Я открывала газету только за тем, чтобы посмотреть гороскоп".

Но после того, как в 2000 году началась вторая Интифада(восстание), конфликт между народами коснулся и ее. Две ее кузины были застрелены. Звуки взрывов не давали ее дочери спать, она стала видеть кошмары. Ее мать и подруги дочери были убиты. Брат, Махмуд Абдан аль-Квидси, попытался совершить террористический акт, но был арестован.

И, наконец, в возрасте 25 лет, мисс Квидси поняла, что чаша ее терпения уже переполнена. Она обратилась к боевикам, заявив что готова совершить атаку. Она должна была претворяться беременной, нося под одеждой пояс смертника. Еще один боевик должен был ее сопровождать и запустить свою взрывчатку после того, как она взорвет себя.

Мисс Квидси настаивала на том, чтобы выбирать своей мишенью солдат, а не мирное население. Но она не испытывала никаких сомнений по поводу убийств, или по поводу того, что она окажется втянута в замкнутый круг бессмысленного насилия. Единственное, что ее волновало - это то, что ей придется оставить шестилетнюю дочь, Диану.

"Я сказала моей дочери, что собираюсь пойти и взорвать себя, чтобы она смогла выжить" , вспоминает мисс Квидси.

"Для меня, как для матери, было очень, очень тяжело признаться ей, в том, что я собираюсь умереть. Но так как она знала о том, как умерла мать ее подруги, Диана задала мне лишь один вопрос: "А после этого мы будем жить в мире? У нас будет свобода? И все закончится?"

Девочка умоляла мать остаться. "Она говорила мне: "Мама, пожалуйста, не оставляй меня. У меня больше нет никого, кроме тебя" , вспоминает мисс Квидси. "Но желание, владевшее мной, взяло верх - желание отомстить за все, происходившее вокруг меня".

Тем не менее, в ночь перед запланированным террористическим актом в апреле 2002, израильская полиция, предупредив атаку, ворвалась в ее дом. По версии израильских властей, прежде чем обвинить ее в сговоре с целью совершить умышленное убийство и в хранении взрывчатых веществ, ее допрашивали в течение трех дней. По ее собственным словам, она была избита в тюрьме.

БУДУЧИ в заключении, мисс Квидси переосмыслила свою позицию. Хоть она до сих пор зла на израильтян, она начала читать труды Махатмы Ганди и Нельсона Манделы. В израильской тюрьме она встретила охранника, который отнесся к ней с уважением. "Это показало мне, что не все израильтяне одинаковые", - поделилась она. "Те из них, кто носит оружие, чтобы стрелять в нас, сильно отличаются от других людей".

После выхода из тюрьмы в 2008 году, она присоединилась к организации "Борцы за мир". Среди них она встретила Чэнь Алона, израильского военного офицера, который провел некоторое время в тюрьме за отказ служить на оккупированных территориях.

Мистер Алон был шокирован ее историей. "Я мог бы принять все, кроме ее решения - террор, отчаяние, идея о том, что это единственный способ обеспечить будущее для ее дочери", - высказался мистер Алон, который теперь работает театральным режиссером и преподавателем в Тель-Авивском университете. "Я понимаю его, но не могу принять".

"Я сказал ей, что террористическое нападение - это бессмысленное, безумное нападение", - продолжил он. "А она мне на это ответила, прямо перед всей группой: вы говорите так, потому что у вас есть танки и вертолеты. Вы думаете так, потому что вы можете обстреливать нас с самолетов. Но когда у тебя в руках нет ничего, чтобы защитить себя, эти пояса шахида - единственное оружие, которое остается нам".

Для мисс Квидси это испытание: заставлять других посмотреть на мир глазами террориста-смертника, и заставить саму себя смотреть на мир глазами других. "Раньше я видела ситуацию лишь с одной стороны", сказала она. "Теперь у меня есть обе".

Дарья Спасская

Редактор

Инструкция для террориста

На прошлой неделе журнал PLOS One опубликовал канадских исследователей, посвященную воссозданию в лаборатории вируса оспы лошадей - того самого, на основе которого Эдвард Дженнер в XVIII веке сделал первую в мире вакцину. Несмотря на то, что эксперименты были проведены несколько лет назад, статью приняли к публикации только сейчас. Фактически, статья продемонстрировала, что с относительно доступными технологиями ныне не существующий в природе вирус можно запросто синтезировать и воссоздать в лаборатории.


В связи с этим научная общественность раскололась на два лагеря: критики вопрошают, зачем вообще нужно было это делать и зачем журнал опубликовал статью? Вдруг ей захотят воспользоваться террористы, чтобы воссоздать смертоносный вирус черной оспы? Сторонники авторов, напротив, говорят, что статью нужно было опубликовать обязательно и что она должна стать поводом для формирования новых этических и законодательных норм, касающихся синтетической биологии.

Эпидемии натуральной, или черной, оспы практически непрерывно свирепствовали в Азии в Средние века и регулярно вспыхивали в Европе в Новое время вплоть до изобретения в конце XVIII века английским врачом Дженнером вакцины против нее. По легенде, Дженнер заметил, что коровы и лошади болеют особой формой оспы, а люди, работающие с ними, почти никогда не заражаются черной оспой. Врач предположил, что если заразить человека коровьей оспой, это предохранит его от развития более тяжелой формы заболевания. Свое предположение Дженнер успешно проверил на мальчике по имени Джеймс Фиппс. После этого вакцинация безопасной формой оспы вошла в общую практику и эпидемии оспы в Европе прекратились, однако болезнь продолжала уносить жизни людей в Азии и Африке.


Коровья оспа

В XX веке исследователи выяснили, что возбудителем черной оспы является ДНК-вирус из семейства Poxviridae . На базе безопасных для человека родственников черной оспы из того же семейства были разработаны вакцины, которые помогли окончательно победить оспу на планете. Последний случай заражения был зарегистрирован в 1977 году, а в 1980 на Ассамблее ВОЗ официально было объявлено об искоренении заболевания. В настоящее время образцы смертоносного вируса хранятся только в двух институтах в Атланте и в Новосибирске.

Несколько лет назад руководитель канадской фармацевтической компании Tonix Сет Ледерман (Seth Lederman) заинтересовался вирусом оспы, который Дженнер использовал для вакцинации. Как выяснил исследователь, вопреки распространенной легенде возбудитель, которого выделил Дженнер, скорее всего был вирусом лошадиной оспы, а не коровьей. По крайней мере, геном предков того самого вируса, при помощи которого искоренили оспу в Европе, оказался больше всего похож на вирус HPXV, циркулирующий среди лошадей и найденный 40 лет назад в Монголии.

С тех пор лошадиный вирус оспы тоже был забыт, и, вероятно, последний его образец хранился в США в Центре по контролю над инфекционными заболеваниями (CDC). Туда и обратился Ледерман, чтобы исследовать возможности вируса в качестве вакцины. По словам биотехнолога, вирусные вакцины, которые были распространены в XX веке (VACV), далеко ушли от своего предка и накопили нежелательные мутации, которые усилили их способность размножаться в клетках человека. В связи с этим вакцинация в редких случаях может вызвать серьезные побочные эффекты, такие как повреждение сердечной мышцы. Использование исходного вируса должно быть более безопасным.

Несмотря на благие цели, декларированные Ледерманом, вирус ему не дали. Тогда он обратился за помощью к вирусологу Дэвиду Эвансу (David H. Evans), и исследователи самостоятельно воссоздали вирус в лаборатории. Для того чтобы получить геном вируса, который состоит из 212 тысяч пар оснований, исследователи просто заказали синтез нескольких фрагментов ДНК в фирме, предоставляющей соответствующие услуги. Затем ученые собрали вирус из частей в клетках, зараженных родственным ему поксвирусом кроликов. Секвенирование генома подтвердило, что вирус HPXV успешно удалось воссоздать. Исследователи также заразили им мышей и показали, что по сравнению с VACV он легче переносится животными и действительно обеспечивает иммунитет против высокой дозы VACV.

Несмотря на некоторую практическую и академическую ценность статьи, ее отклонили в двух журналах. В середине 2017 года Ледерман послал пресс-релиз в журнал Science , благодаря чему эта история впервые получила огласку. Сама статья была опубликована в 2018 году в журнале PLOS One , и, хотя представители редакции заявили, что не увидели причин отклонять статью, публикация вызвала обеспокоенность научной общественности и специалистов по биобезопасности.


Частицы вируса оспы

Centers for Disease Control and Prevention

Дело в том, что черная оспа, в качестве прививки против которой и использовалась вакцина Дженнера, рассматривается как потенциальное биологическое оружие. Так как с начала 80-х годов XX века людей перестали прививать от оспы за ненадобностью, современная популяция не защищена от внезапной вспышки болезни. «Что если террористы захотят воссоздать в лаборатории вирус черной оспы? Теперь у них есть точная инструкция, как это сделать, в виде публикации Эванса и Ледермана», - обеспокоены критики статьи. Конечно, манипуляции с вирусом черной оспы запрещены Всемирной организацией здравоохранения, но вряд ли террористы будут оглядываться на запреты, если захотят это сделать.

Другим аргументом критиков является ненужность подобной вакцины на основе воссозданного вируса. Помимо VACV, были разработаны другие, более безопасные варианты, которые лишены побочных эффектов. К тому же специалистам вообще непонятно, зачем бизнесмену Ледерману нужна новая вакцина - очевидно, что сейчас для нее нет рынка.

В реальности, судя по некоторым фактам о Ледермане, им двигал не коммерческий интерес. Исследователь является большим поклонником Дженнера и пишет его биографию. Возможно, воссоздание исходной «вакцинии», при помощи которой знаменитый врач спас Европу, было подпитано горячим интересом Ледермана ко всему, что связано с его кумиром. Ради этого он даже не пожалел сто тысяч долларов, потраченных из бюджета компании Tonix на синтез генома вируса лошадиной оспы.

Надо сказать, что, несмотря на внимание, которое привлекла данная публикация, возможность воссоздания вируса оспы была продемонстрирована еще в 2002 году, когда исследователи клонировали геном VACV в бактериях. Инженерия патогенных вирусов в целом тоже не редкость в лабораториях - к примеру, совсем недавно мы о модифицированном вирусе гриппа, который был собран также в целях создания вакцины. Более того, показательная история произошла в 2011 году, когда две статьи, посвященные вирусу птичьего гриппа H5N1, были запрещены к публикации в результате угрозы биотерроризма. В этих статьях были описаны модификации вируса, благодаря которым тот стал способен заражать не только птиц, но и млекопитающих. Появление подобных статей привело к мораторию на исследования вируса птичьего гриппа, который был отменен , лишь когда научной общественности удалось договориться о том, что польза от подобных исследований перевешивает вред.

Поэтому множество ученых поддерживает «реконструкторов» вируса лошадиной оспы. Подобные публикации демонстрируют возможности синтетической биологии и очерчивают новый круг проблем перед регуляторными организациями. Если даже исследования с довольно туманными негативными последствиями, типа экспериментов с эмбрионами человека, ограничены законодательно, синтез вирусов в лаборатории, способный причинить куда более ощутимый вред, должен быть поставлен под контроль. «Кто-то рано или поздно должен был это сделать», - говорят сторонники Эванса и Ледермана.

Терроризм нельзя оправдать, но можно и нужно объяснять. Сейчас у нас в стране часто принято объяснять терроризм особыми технологиями идеологического воздействия, зомбирования молодежи. Меня такие подходы не удовлетворяют.

В мировой науке уже давно признано, что террор - это рациональный (что совершенно не означает - оправданный) выбор людей, поставленных в определенные условия. Именно с этой точки зрения я бы хотела ответить на заданный вопрос.

Проблему того, как люди становятся террористами, я изучала в последние два года на Северном Кавказе. Здесь не хочется вступать в дискуссию о том, что такое терроризм, и выбирать из примерно 200 имеющихся его определений, поэтому, я надеюсь, автор вопроса не будет против, если мы его переформулируем так: «Почему люди уходят “в лес”, вступают на путь вооруженного сопротивления?». Попробую обобщить возможные варианты.

1. По причине неудовлетворенности собственной жизнью. Если молодой человек на Северном Кавказе понимает, что ему не достичь жизненного успеха, что нет вариантов пробиться наверх, обеспечить себе материальный достаток, и при этом видит, как рядом люди не лучше него получают материальные и статусные привилегии благодаря родственным связям или за деньги, он способен в определенных обстоятельствах принять решение выйти из той системы, где он чувствует себя аутсайдером, и начать борьбу против нее, войдя в сообщество, где он оценивается по другим критериям и вполне может продвинуться. Его агрессию в этом случае подпитывает ненависть к тому несправедливому обществу, где он вынужден существовать, но эта ненависть порождена в первую очередь тем, что общество не обеспечивает лично ему тех благ, на которые он хотел бы претендовать.

2. Как результат протеста против сложившейся системы в целом. В этом случае протест направлен не против своего места в общественной системе, а против базовых принципов ее построения. Молодые люди могут быть вполне неплохо устроены в жизни, происходить из благополучных семей, но они не хотят смириться с теми «правилами игры», которые навязывают им семья и общество, не желают встраиваться в характерную для него структуру статусов и рангов. Неспособность заставить окружающих считаться с ним как личностью, учитывать его собственные представления о справедливости, о том, как строить свою жизнь, вполне может привести молодого человека к кризису, результатом которого становится разрыв со своим окружением и уход в «лес».

3. По мотивам мести. Существующее на ряде территорий жесткое силовое давление на молодых мусульман, применяемые к ним, их родным и близким издевательства и пытки, а иногда и бессудные казни приводят к тому, что молодые люди стремятся отомстить за собственные страдания, за боль близких им людей. И даже более широко - за своих единоверцев, подвергшихся подобному обращению. Если они не видят способов защитить свои права законным путем, то могут выбрать путь вооруженного сопротивления. Похоже, сейчас эта причина в числе основных, если не основная.

4. Как результат моды. В тех регионах, где активно действует вооруженное подполье, среди молодежи его лидеры часто воспринимаются как герои, робин гуды, стремящиеся восстановить справедливость и заступиться за обиженных. Романтическое восприятие сопротивления власти подталкивает некоторых молодых (обычно очень молодых) людей к тому, чтобы присоединиться к незаконным вооруженным формированиям. А когда иллюзии рассеиваются, переиграть все обратно уже достаточно сложно.

Это, безусловно, самые общие мотивы, которые могут в конечном счете стоять за решением об уходе в «лес». Могут быть и более мелкие причины - конфликт в семье, например. Но, чтобы подобное решение реализовалось на практике, нужно еще по меньшей мере два условия.

1) Наличие радикальной идеологии, которая давала бы обоснование, подводила бы базу под вооруженное сопротивление. В этой роли в современном мире обычно выступают крайние, джихадистские направления исламского фундаментализма (подчеркнем особо - не все, а именно наиболее радикальные направления).

2) Наличие инфраструктуры подполья, обеспечивающей организационную и финансовую подпитку вооруженной борьбы.

Надо сказать, что сами эти «условия» не являются нейтральными. И идеологи джихада, и инфраструктура подполья активно действуют, вовлекая молодых людей в свои ряды, используя при этом и психологическую обработку, и провокации, и угрозы. В результате часто именно их считают основными причинами ухода молодых людей «в лес». Однако если бы не было тех мотивов, о которых говорится выше, вряд ли идеологическая обработка или технологии втягивания молодежи в вооруженное сопротивления имели бы серьезный эффект.

Тем не менее, нельзя отрицать, что в рядах подполья есть откровенные бандиты, есть наемники, есть люди, скрывающиеся от правосудия. Есть те, для кого это является бизнесом. Есть совсем случайные люди. Это – что касается состава и мотивов.

Если же автора вопроса интересует технология «деланья» террористов, то можно порекомендовать книгу: Мохаддам Ф.М. Терроризм с точки зрения террористов: что они переживают и думают и почему обращаются к насилию. - М.: Форум, 2011. Хорошо и по существу написано.

Даже люди, которые сами по себе не склонны к жестокости, в группе становятся преступникам. И не просто преступниками. Почему люди становятся террористами? Что заставляет людей вставать на скользкий путь, что удерживает такие объединения вместе? Ответы ищут антропологи, историки и философы.

Возможно, без помощи антрополога джихад не понять. Рассказы о детстве джихадистов сразу наводят на мысль о недавних событиях в Париже.

Братья Куаши выросли в детском доме, подобном на замок, в окружении зелени, никто не считал их сложными детьми. Амеде Кулибали, убийца с кошерного супермаркета, наоборот, еще с подросткового возраста начал воровать. Какая жизнь непременно приведет к вовлечению в террористическую деятельность? Редко теракт можно объяснить только личной, хорошей или плохой, историей жизни. Не все молодые мужчины и женщины, которые входят в «Исламское государство», имеют психические расстройства. Так же мало из них были солдатами, которые истребляли евреев, то есть не всегда речь идет о психопатах и садистах.

Люди, которые сами по себе никогда не поступили бы жестоко, в группе превращаются в убежденных преступников. Существуют определенные механизмы, которые на психику членов группы в одиночку влияют так, что люди начинают проявлять больше конформизма, им становится сложно противостоять указаниям.

Но как функционирует террористическая группа, которая удерживает ее вместе? Как в обществе рождается злость? Ища ответы на эти вопросы, антрополог Скотт Атран (Scott Atran) путешествовал в Емаа Мезуак (Jemaa Mezuak), трущоб Тетуана, что на севере Марокко, и в Сиди Моумен (Sidi Moumen), удаленного густонаселенного района в городе Касабланка.

С Емаа Мезуак происходят пятеро подстрекателей, которые в 2004 году в Мадриде устроили взрывы в пригородных поездах (тогда погиб 191 человек); с Сиди Моумен - организаторы серии бомбовых взрывов в разных местах.

Атран - француз и американец, психолог и антрополог, он консультировал руководителей сектора обороны в Белом доме и присутствовал на переговорах во времена ближневосточного конфликта. Долгое время он изучает идеологию и социальные связи террористов и их помощников.

В Марокко Атран и его команда опросили 260 человек - поровну женщин и мужчин, в среднем в возрасте 25 лет, - об их ценностях, их идентичности и о том, как далеко они готовы зайти в борьбе за шариат. Смогли бы они бросить работу, согласились бы на заключение? Смогли бы применить насилие, умерли бы за религиозные законы ислама?

Выводы: террористические группировки держит вместе дружба и ценности. Когда единица больше не отделяет свою идентичность от той, которую имеют его друзья, тогда речь идет о том, что Атран называет «слиянием идентичностей», и когда какая-то идея превращается в «святую ценность», она становится важнее собственной жизни, собственного будущего, тогда люди готовы к самым большим жертвам. «Преданность святому делу вместе с безусловным братанием с товарищами может привести к тому, что более слабые группы смогут лучше противостоять хорошо вооруженным противникам», - пишет Атран.

Даже история помогает понять джихад, она анализирует террористические группировки прошлого. Войны поздней Римской империи, банды разбойников, наемники в период раннего Нового времени, военачальники Африки.

Исследовательская группа, к которой относится профессор истории из Университета Касселя (Германия) Винфрид Шпайткамп (Winfried Speitkamp), изучает различные «насильственные сообщества». Ученым удалось установить, что во все времена и на всех континентах можно проследить их поразительное сходство. Группы прибегали к насилию, чтобы обогатиться, добраться к власти в стране.

Сильная внутренняя связь для террористов прошлого была важной, чтобы совершать насилие, участники эмоционально сливались друг с другом в танцах войны или парадах. Группа важнее, чем отдельный индивид, но еще важнее - общие ценности. Или то, что члены группы считали ценностями и превозносили их до тех пор, пока сообщество прибегало к насильственным методам осуществления своих целей.

«Группы, которые применяют насилие, нуждаются в том, что их удерживало бы вместе. Насилие само по себе не способствует продолжительности», - говорит Шпайткамп. Они полагаются на честь семьи, объясняют свои действия народным или религиозным служением. Каждая жестокость обладает своей логикой. «Нет спонтанного, необъяснимого насилия», - утверждает Шпайткамп. Эскалацию его можно объяснить групповой динамикой. «Система ценностей в этом случае вполне смещена».

Как можно противостоять насильственным настроениям? Стоит принять во внимание и мнение моральных философов о джихаде. Детлеф Горстер (Detlef Horster) был профессором философии в Ганновере (Германия), сейчас он в отставке, но «радикальное зло» изучает до сих пор.

По его мнению, зло - это поведение, отклоняющееся от принципов морали. Радикальное зло отрицает мораль. Старые принципы больше не действуют. На их место заступает новый порядок, религия, идеология. Этот механизм «отрицание морали как таковой» Ханна Арендт назвала идеологией, когда размышляла о причинах возникновения нацизма.

Такой подход поможет понять жестокость «Исламского государства», говорит Горстер. Идеология, которая отрицает мораль, имеет три простые идеи: «Раньше мир был лучшим. Мир приходит в упадок. Мы обещаем лучшее будущее». Идеология отказывается от любой дискуссии.

Кто хочет противостоять злу, может усиливать свою идентичность и начинать отстаивать монополию государства на применение насилия, чтобы преступным группировкам осталось меньше пространства для действия. Но прежде всего надо создать общество, где любую мысль можно открыто обсуждать.

· 05.04.2017

Для вербовки террористов-смертников в некоторых случаях достаточно двух недель. Более того, чтобы превратить нормального человека в фанатика, необязательно вывозить его в специализированный лагерь. Смертника можно приготовить прямо в том же Петербурге, где, напомним, 3 апреля произошел террористический акт.

Как готовят «живые бомбы», кто за этим стоит и почему 23-летний выходец из Средней Азии, подорвавшийся в метро, был ценным кадром для террористов, «МК» рассказал действующий сотрудник ГРУ, пожелавший не называть своего имени.

Акбаржон Джалилов.

— Выяснилось, что террорист давно приехал в Санкт-Петербург, работал в суши-баре, получил российское гражданство… Как внешне благополучный молодой человек мог стать смертником?

— Во-первых, вербовка проходит только через личное общение. Это могут быть друзья, земляки, единоверцы и т.д. На улице к человеку с целью вербовки не подойдут. Абы кого обрабатывать тоже не будут. Обычно ищут человека, у которого в жизни наступил кризис, сложная ситуация: это могут быть финансовые проблемы, неудачи на любовном фронте, да что угодно… Затем те же земляки или знакомые как бы невзначай знакомят бедолагу с человеком, который так или иначе может решить его проблему, помочь. Далее он входит в круг доверия жертвы. Завязываются товарищеские отношения. На каком-то этапе поступает вербовочное предложение. Начинаются уговоры, приводятся доводы, что в том же Питере делать нечего, он ничего не теряет…

— Ну как же? Завербованный в любой момент должен пожертвовать своей жизнью…

— Параллельно происходит мощнейшая промывка мозгов. Накаляется атмосфера пафосности, из вербуемого делают героя, расписывают в красках, как его поступком будут гордиться его близкие и т.д. Да, не каждый на это клюнет — один из сотни или даже тысячи. Вербовщики выбирают людей определенного склада ума, характера, тех, кто им поверит. То есть людей, которые предрасположены к так называемому социальному самоубийству.

Читайте также: В США начали проверку обвинений об изнасиловании в адрес Сигала

— Используются ли психотропные вещества для вербовки?

— Да, безусловно. Вербовщики очень часто используют в своей работе наркотики.

— Сколько времени необходимо для подготовки смертника?

— Смотрите, если жертва созрела (прошел этап некого разочарования в жизни, обретения новых знакомств), то может хватить двух-трех недель. Готовить террориста год или два просто невыгодно.

— Подготовка всегда происходит в лагере?

— Нет. Для подготовки террориста в первую очередь ограничивается круг его общения. Вплоть до того, что он сидит дома или в квартире, никуда не выходит, и его полностью обеспечивают всем необходимым, приносят домой еду, одежду, средства гигиены. Чтобы подготовить смертника, выезжать даже за пределы города не обязательно.

— По поводу внешности смертника. Он был одет не просто аккуратно, а даже модно: яркая спортивная куртка, хипстерская шапочка, очки, рюкзак… Организаторы терактов так хорошо разбираются в современной моде?

— Во-первых, для террориста смерть — праздник, к которому он основательно готовится. Поэтому перед тем, как отправиться в метро, он приводит себя в порядок: надевает чистую одежду, моется, бреется. Это все является составляющими некого ритуала. Во-вторых, террористы прекрасно понимают, что смертник не должен вызывать подозрений у окружающих. Человека в национальном халате и с черной бородой точно тормознут у входа в метро. А молодого человека с внешностью ботана — вряд ли.

— Ну и паспорт, тоже немаловажно…

— Наличие у смертника российского паспорта делало его очень ценным кадром для организаторов теракта. Даже если бы смертника остановили для проверки документов, то с большой долей вероятности его, как законного гражданина РФ, тут же бы отпустили. Официальные документы, удостоверяющие личность, — для террористов просто подарок судьбы.

Читайте также: В мордовских женских колониях продолжают пытать заключенных

— Вы все время говорите «организаторы». Вы исключаете, что Акбаржон Джалилов мог самостоятельно организовать теракт?

— Убийцы-одиночки — это, как правило, психопаты. Здесь же видна работа не одного человека. Конечно, это была целая группировка.

Пожалуй, самое большое удивление в биографии террориста-смертника — уроженца Киргизии — вызвало наличие у него российского паспорта. Те, кто знаком с процедурой смены гражданства, в курсе, что это сложный, затратный и довольно длительный процесс.

Как уже известно, Акбаржон Джалилов родился в Киргизии и приобрел гражданство РФ в 2011 году. Стать гражданином России ему во многом помог статус отца, который на тот момент уже обладал российским паспортом.

Смотрите фоторепортаж по теме:

Лица и судьбы жертв теракта в Петербурге: были полны надежд

— Процедура получения российского гражданства детям от 14 до 16 лет, один из родителей которых является гражданином России, значительно упрощена. Для этого необходимо принести минимальный пакет документов: соответствующее прошение, паспорт, прописку и заявление родителя, состоящего в гражданстве РФ, фото ребенка, паспорт и согласие второго родителя, свидетельство о рождении ребенка, свидетельство о заключении брака, консульский сбор. Поверьте, это минимум, который можно собрать за несколько дней, — рассказали «МК» в одном из районных отделений УФМС.

Кроме того, процедура могла быть во многом упрощена и благодаря тому, что российское гражданство 16-летний Джалилов получил в генконсульстве РФ в Оше, а не в отделениях центральных российских городов, где претендентам на новый паспорт приходится выстаивать огромные очереди.

Впрочем, остается вопрос, как отец Акбаржона в свое время получил паспорт гражданина РФ. Одного факта проживания недостаточно для того, чтобы претендовать на российский паспорт. Для прохождения той же упрощенной процедуры Джалилову-старшему нужно было иметь веские основания: это брак с россиянкой, продлившийся не менее трех лет, или наличие в прошлом паспорта СССР и т.д. В любом случае, желающим сначала нужно получить разрешение на временное проживание, затем вид на жительство и только потом пробовать получить российский паспорт. В среднем дорога к гражданству занимает около пяти лет.

Выбор редакции
Церера, лат., греч. Деметра - римская богиня злаков и урожая, примерно в 5 в. до н. э. отождествленная с греческой .Церера была одной из...

В отеле Бангкока (Таиланд). Арест был произведен при участии спецподразделения полиции Таиланда и представителей США, в том числе...

[лат. cardinalis], высшее после папы Римского достоинство в иерархии Римско-католической Церкви. Действующий Кодекс канонического права...

Значение имени Ярослав: имя для мальчика означает «славящий Ярилу». Это влияет на характер и судьбу Ярослава. Происхождение имени...
перевод: Анна Устякина Шифа аль-Квидси держит в руках фотографию брата, Махмуда аль-Квидси, у нее дома в Тулькраме северная часть...
В кондитерском магазине сегодня есть возможность купить песочное печенье различных видов. Оно имеет различную форму, свой вариант...
Сегодня в любом супермаркете и небольшой кондитерской мы всегда можем приобрести самые разнообразные изделия из песочного теста. Любая...
Отбивные из индейки ценятся за сравнительно невысокую жирность и впечатляющие питательные свойства. В панировке или без, в румяном кляре...
«. Хороший рецепт, проверенный — и, главное, действительно ленивый. Поэтому возник вопрос: «Можно сделать ленивый торт Наполеон из...