Таблицы по войне и миру. "Война и мир": персонажи. "Война и мир": характеристики главных героев. Цитаты из романа “Война и мир”


Илья Репин " Портрет писателя Льва Толстого" 1887 г.

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость

Л. Н. Толс той



Учебный проект

"Создание схем опорных положений по содержанию романа "Война и мир"

Цель: через создание опорных положений осмыслить многоплановое содержание романа-эпопеи "Война и мир Л. Н. Толстого"

Консультация

Как составляется схема опорных положений

Схема опорных положений - это приемы "свертывания " знаний, т. е. материал дается в предельно сжатой форме для более прочного запоминания, а затем, когда потребуется, для воспроизведения в "развернутом" виде. Схема не только "свертывает" информацию, но и показывает наглядно последовательность и логическую "сцепляемость" мыслей.

Основой для создания схемы опорных положений является материал плана - основные черты персонажей. Путем рассуждений необходимо определить связи и зависимости между лицами произведения, увидеть в них частное и общее, сделать выводы о роли и значении в идейно-тематическом содержании произведения. Эти рассуждения (или, как говорят, "движение мысли") и фиксируются в виде схемы.

Когда опорные положения составлены,т наступает, пожалуй, самый ответственный момент: их графическое (в схеме) оформление, в котором главное - наглядно показать последовательность и логические связи между отдельными этапами, так и "внутри" их - в "расстановке" самих опорных положений.

А в этом вам предоставляется полная свобода фантазии.

"Война и мир"

(1863-1869)


Вывод " Я старался писать историю народа"

1857 - после встречи с декабристами задуман роман об одном из них

1825 - "Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя"

1812 - "Чтобы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой 1812"

1805 - "Мне совестно было писать о нашем торжестве, не описав неудач и нашего срама"

Вывод. Накопился огромный материал об исторических событиях 1805-1856 гг., и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812 г., и героем романа стал русский народ.

Роман состоит из 4 томов, 17 частей, 361 главы. В нем действуют свыше 500 героев.

Задание

Почему замысел произведения возник у Толстого именно в 1856?

Почему именно в 60-е годы Л. Н. Толстой берется за произведение, в котором хочет постичь законы человеческой жизни? Может быть, в ответе на этот вопрос вам помогут слова писателя, взятые из эпилога "Войны и мира": "Движение народов производят не власть, не умственная деятельность, даже не соединение того и другого, как то думали историки..."

Смысл названия

Задание

Сопоставьте трактовки смысла названия произведения. Какая из них кажется вам наиболее убедительной? Дайте ответ на этот вопрос сейчас и когда закончите изучение романа, а затем сравните свои мнения.

Э. Е. Зайденшнур: "Одно из понятий слова "мир" - это все люди, весь свет, весь народ. Можно допустить, что, давая название произведению, главным героем которого является народ, Толстой имел в виду не "мир" - как противопоставление войне, а вкладывал в него понятие общей жизни всех людей, всего народа... Название "Война и Мiръ", то есть "Война и народ" , больше соответствует основной идее романа, так как задачей Толстого было показать великую роль народа в освободительной войне, а вовсе не сопоставить военную и мирную жизнь".

С. А. Бочаров: "Мир оказывается не только темой, но он разворачивается как многозначная художественная идея такой полноты и емкости, какая не может быть передана на другом языке"

Один из исследователей говорит о том, что в слове "мир" есть множество смыслов и в романе обыграны по крайней мере три его значения: "в миру" - то есть в повседневной, обычной, мирной жизни; "в мире" - во всем мире, то есть в целом свете; "миром" - общностью, всем народом.

Консультация

"Война и мир" - произведение объемное, многоплановое, сложное. Перечитать все его четыре тома сразу удается немногим; чаще всего читают с перерывами... А ведь мысль Толстого развивается в сложном диалектическом единстве целого и частного. Как же охватить общее содержание и не "запутаться" в частных, но таких важных для целого эпизодах и сценах?

Предлагаем два варианта чтения-наблюдения для последующего изучения произведения

Первый вариант - комментированная запись содержания (от тома к тому, от главы к главе)

Например, основные события I тома

Изображение высшего света

Семья Ростовых

Семья Болконских, Петербург, Лысые горы

Пьер Безухов, Петербург,Москва

Война 1805-1807 гг. Австрия

Петербург.

Салон Анны Шерер, ее гости: князь Василий Курагин, его дети: Анатоль и Ипполит; Анна Михайловна Друбецкая с сыном.

Высокомерие, равнодушие.

Борьба за завещание графа Безухова.

Женитьба Пьера на Элен.

Сватовство Анатоля к княжне Марье Болконской.

Именины дочери и матери.

Гостеприимство, хлебосольство, открытость

Счастье, свобода детей в семье.

Николай, Соня и Наташа.

Граф Илья Ростов.

Графиня помогает своей подруге А. М. Друбецкой.

Старый князь Николай Андреевич Болконский.

Воспитание и образование детей.

"Князь Андрей все знал, все читал, обо всем имел понятие"

Взгляды кн. Андрея на Наполеона.

Почему князь Андрей идет на войну?

Естественность, искренность Пьера, неуместные в салоне А. Шерер

Преклонение, восхищение перед князем Андреем.

Кутежи и попойки в обществе повес, безволие Пьера.

Пьер- богатый наследник (40000 душ).

Изменения отношения к нему в обществе.

Пьер "под руководством" князя Василия - женитьба на Элен.

Смотр при Бранау, отсутствие согласованности в союзнических действиях.

Шенграбенское сражение. Батарея капитана Тушина.

Первый бой Николая Ростова, его любовь к царю Александру I.

Лев Николаевич Толстой своим чистым русским пером дал жизнь целому миру персонажей в романе «Война и мир». Его вымышленные герои, которые переплетаются в целые дворянские роды или родственные связи между семьями, являют современному читателю настоящее отражение тех людей, которые жили во времена описанные автором. Одна из величайших книг мирового значения «Война и мир» с уверенностью историка-профессионала, но в, то, же время как в зеркале, представляет всему миру тот русский дух, те характеры светского общества, те исторические события, которые неизменно присутствовали в конце XVIIIи начале XIX веков.
И на фоне этих событий показывается , во всей ее мощи и многообразии.

Л.Н.Толстой и герои романа «Война и мир» переживают события прошлого девятнадцатого века, однако описывать Лев Николаевич начинает события 1805 года. Грядущая война с французами, решительно надвигающееся на весь мир и растущее величие Наполеона, сумятица в московских светских кругах и наглядное спокойствие в петербургском светском обществе – все это можно назвать своеобразным фоном, на котором, как гениальный художник, автор прорисовывал свои персонажи. Героев довольно много – около 550 или 600. Есть как основные и центральные фигуры, а есть и прочие или просто упомянутые. В общей же сложности героев «Войны и мира» можно поделить на три группы: центральные, второстепенные и упомянутые персонажи. Среди всех их существуют как вымышленные герои, как прототипы людей, окружавших на то время писателя, так и реально существовавшие исторические личности. Рассмотрим основные действующие лица романа.

Цитаты из романа “Война и мир”

- … я часто думаю, как иногда несправедливо распределяется счастие жизни.

Ничем не может владеть человек, пока боится смерти. А кто не боится её, тому принадлежит всё.

До сих пор я была, слава Богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием, - говорила графиня, повторяя заблуждение многих родителей, полагающих, что у детей их нет тайн от них.

Всё, от салфеток до серебра, фаянса и хрусталя, носило на себе тот особенный отпечаток новизны, который бывает в хозяйстве молодых супругов.

Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было.

Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой.

Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию.

Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет: не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь её ясно; а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда негодным…

Центральные фигуры романа «Война и мир»

Ростовы – графы и графини

Ростов Илья Андреевич

Граф, отец четверых детей: Наташи, Веры, Николая и Пети. Весьма добронравный и щедрый человек, который очень любил жизнь. Его непомерная щедрость в итоге и привела его к расточительности. Любящий муж и отец. Очень хороший организатор различных балов и приемов. Однако его жизнь на широкую ногу, и бескорыстная помощь раненным во время войны с французами и выезда русских из Москвы, наносили роковые удары по его состоянию. Его совесть постоянно его мучила из-за надвигающейся нищеты его родных, но он ничего не мог с собой поделать. После гибели младшего сына Пети, граф был сломлен, но, однако оживился во время подготовки к свадьбе Наташи и Пьера Безухова. Проходит буквально несколько месяцев после свадьбы Безуховых, как Граф Ростов умирает.

Ростова Наталья (жена Ильи Андреевича Ростова)

Жена графа Ростова и мать четверых детей, эта женщина в возрасте сорока пяти лет имела восточные черты лица. Средоточие медлительности и степенности в ней расценивалось окружающими как солидность и высокая значимость ее личности для семьи. Но настоящая причина ее манер, пожалуй, кроется в изнуренном и слабом физическом состоянии благодаря родам и воспитанию четырех детей. Очень любит свою семью, детей, поэтому известие о гибели младшего сына Пети чуть было не свело ее с ума. Так же как и Илья Андреевич, графиня Ростова очень любила роскошь и исполнение любых ее приказаний.

Лев Толстой и герои романа «Война и мир» в графине Ростовой помогли раскрыть прототип бабушки автора – Толстой Пелагеи Николаевны.

Ростов Николай

Сын графа Ростова Ильи Андреевича. Любящий брат и сын, почитающий свою семью, в то же время любит служить в российской армии, что является для его достоинства весьма значимым и важным. Даже в своих однополчанах он часто видел свою вторую семью. Хоть и был долгое время влюблен в свою кузину Соню, все же в конце романа женится на княжне Марье Болконской. Очень энергичный молодой человек, с курчавыми волосами и «открытым выражением лица». Его патриотизм и любовь к императору России никогда не иссякали. Пройдя через многие тяготы войны, становится отважным и храбрым гусаром. После смерти батюшки Ильи Андреевича, Николай выходит в отставку для того, чтобы поправлять финансовые дела семьи, оплачивать долги и, наконец-то, стать хорошим мужем для Марьи Болконской.

Представляется Толстому Льву Николаевичу как прототип его отца.

Ростова Наташа

Дочь графа и графини Ростовых. Очень энергичная и эмоциональная девушка, считавшаяся некрасивой, но живой и привлекательной, она не очень умна, но интуитивна, потому как умела отлично «угадывать людей», их настроение и некоторые черты характеров. Весьма порывиста на благородство и самопожертвование. Очень красиво поет и танцует, что на то время было важным характеризующим качеством для девушки из светского общества. Самое главное качество Наташи, которое Лев Толстой, как и его герои, неоднократно подчеркивают в романе «Война и мир» – это близость к простому русскому народу. Да и сама она вся впитала в себя русскость культуры и силу духа нации. Тем не менее, эта девушка живет в своей иллюзии добра, счастья и любви, которая, спустя какое-то время, вводит Наташу в реальность. Именно эти удары судьбы и ее сердечные переживания делают Наташу Ростову взрослой и дарят ей в итоге зрелую настоящую любовь к Пьеру Безухову. Особого уважение заслуживает история перерождения ее души, как Наташа начала посещать церковь, после того как поддалась соблазну лживого обольстителя. Если вас интересую произведения Толстого в которых более глубоко рассматривается христианское наследие нашего народа, тогда вам нужно прочитать и о том как он боролся с соблазном.

Собирательный прототип невестки писателя Кузьминской Татьяны Андреевны, а также ее сестры – жены Льва Николаевича – Софьи Андреевны.

Ростова Вера

Дочь графа и графини Ростовых. Славилась строгим нравом и неуместными, хоть и справедливыми, замечаниями в обществе. Неизвестно почему, но мать ее не очень любила и Вера это остро ощущала, видимо, поэтому часто шла наперекор всем вокруг себя. В последствии стала женой Бориса Друбецкого.

Является прототипом сестры Толстой Софьи – жены Льва Николаевича, которую звали Елизаветой Берс.

Ростов Петр

Совсем еще мальчик, сын графа и графини Ростовых. Подросший Петя, юношей порывался идти на войну, причем так, что родители совершенно не могли его никак удержать. Вырвавшись все-таки из родительской опеки и определившись в гусарский полк Денисова. Петя погибает в первом же бою, так и не успев повоевать. Его гибель очень сильно подкосила его семью.

Соня

Миниатюрная славная девушка Соня была родной племянницей графа Ростова и всю свою жизнь прожила под его крышей. Ее долговременная любовь к Николаю Ростову стала для нее роковой, потому как ей так и не удалось соединиться с ним в браке. К тому же и старая графия Наталья Ростова была очень против их брака, ведь они были кузенами. Соня поступает благородно, отказывая Долохову и соглашаясь на всю жизнь любить только Николая, при этом освобождая его от данного ей обещания жениться на ней. Всю свою остальную жизнь она живет при старой графине на попечении Николая Ростова.

Прототипом этого, казалось бы на первый взгляд, незначительного персонажа была троюродная тетя Льва Николаевича, Ергольская Татьяна Александровна.

Болконские – князья и княжны

Болконский Николай Андреевич

Отец главного героя, князя Андрея Болконского. В прошлом действующий генерал-аншеф, в настоящем князь, который заслужил себе прозвище «прусский король» в русском светском обществе. Социально деятельный, строгий как отец, жесткий, педантичный, но мудрый хозяин в своем имении. Внешне это был худощавый старик в напудренном белом паричке, густыми бровями, нависавшими над проницательными и умными глазами. Не любит проявлять чувства даже к любимому сыну и дочери. Постоянно изводит свою дочь Марью придирками, острым словцом. Сидя у себя в имении князь Николай постоянно на чеку событий, происходящих в России и только перед смертью он теряет полное представление о масштабности трагедии войны русских с наполеоном.

Прототипом князя Николая Андреевича был дед писателя Волконский Николай Сергеевич.

Болконский Андрей

Князь, сын Николая Андреевич. Честолюбив, так же как и его отец, сдержан в проявлении чувственных порывов, но очень любит своего отца и сестру. Женат на «маленькой княгине» Лизе. Сделал хорошую военную карьеру. Очень много философствует о жизни, смысле и состоянии его духа. Из чего видно, что он находится в каких-то постоянных поисках. После смерти жены в Наташе Ростовой увидел для себя надежду, настоящую девушку, а не фальшивую как в светском обществе и некий свет будущего счастья, поэтому был в нее влюблен. Сделав Наташе предложение, вынужден был уехать за границу лечиться, что послужило обоим настоящим испытанием их чувств. В итоге их свадьба сорвалась. Князь Андрей ушел на войну с Наполеоном и был тяжело ранен, после чего он не выжил и умер от тяжелой раны. Наташа до конца его смерти преданно ухаживала за ним.

Болконская Марья

Дочь князя Николая и сестра Андрея Болконских. Очень кроткая девушка, не красива, но добра душой и очень богата, как невеста. Ее богодухновенность и преданность религии служит многим примером добронравия и кротости. Незабвенно любит своего отца, который часто издевался над ней своими насмешками, укорами и уколами. А также любит и своего брата, князя Андрея. Сразу не приняла Наташу Ростову как будущую невестку, потому что та казалась ей слишком легкомысленной для брата Андрея. После всех пережитых невзгод она выходит замуж за Николая Ростова.

Прототипом Марьи является мать Льва Николаевича Толстого – Волконская Мария Николаевна.

Безуховы – графы и графини

Безухов Пьер (Петр Кириллович)

Один из главных героев, который заслуживает пристального внимания и самой положительной оценки. Этот персонаж пережил много душевных травм и боли, обладая сам по себе добрым и высокоблагородным нравом. Толстой и герои романа «Война и мир» очень часто выражают свою любовь и принятие Пьера Безухова как человека весьма высоких нравов, благодушного и человека философского ума. Лев Николаевич очень любит своего героя, Пьера. Как друг Андрея Болконского молодой граф Пьер Безухов весьма предан и отзывчив. Не смотря на различные плетущиеся у него под носом интриги, Пьер не озлобился и не утратил своей добродушности к людям. А женившись на Наталье Ростовой он, наконец, обрел ту благодать и счастье, которого ему так не хватало в его первой жене, Элен. В конце романа прослеживается его стремление к изменению политических устоев в России и издалека даже можно угадать его декабристские настроения.

Прототипы персонажей
Большинство героев такого сложно по своей структуре романа, всегда отражают собой каких-то людей, так или иначе встречавшихся на пути Льва Николаевича Толстого.

Писатель удачно создал целую панораму эпической истории событий того времени и частной жизни светских людей. К тому же автору удалось очень ярко раскрасить психологические черты и характеры своих персонажей так, что на них может учиться житейской мудрости и современный человек.

Материалы для учеников 10 класса для составления таблицы к уроку по теме "Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова". В таблице должно быть четыре столбца: основной период (он назван и отмечен римской цифрой), описание действий Андрея Болконского в это время (отмечено "АБ") и Пьера Безухова (отмечено "ПБ"). Четвертый столбец таблицы - краткие цитаты, примеры эпизодов, иллюстрирующих соответствующие пункты таблицы (искать их следует в указанных главах).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общие

периоды

Жизненный путь Болконского. "Дорога чести"

Пьера Безухова. "...видите, какой я добрый и славный малый"

I. Первое знакомство. Отношение к светскому обществу

Андрей Болконский:

Вечер в салоне А. П. Шерер. Взаимоотношения с окружающими. Почему он здесь "чужой"? (т. 1. ч. 1. гл. III--IV)

Пьер Безухов:

Происхождение. Вечер у А. П. Ше.рер. Отношение к ок.ружающим. Откуда прибыл? Как ведет себя? (т. 1. ч. 1. гл. II--V)

Портрет. Речь. Поведение. Сопоставление с другими героями

II. Жизненные ошибки -- ошибочные мечтания и поступки – кризис:

АБ:

Служба в армии, в штабе Кутузова. Отношение к офицерам и офицеров к нему. Тайная мечта о подвиге (т. 1. ч. 1. гл. III, XII).

Шенграбен. Зачем князь Андрей идет в армию Багратиона? Цель Шенграбенской битвы. Эпизод на батарее Тушина.

Военный совет после битвы. Честный поступок князя Андрея. Ощущение, что "все это не то" (т. 1. ч. 2. гл. XXI).

Аустерлиц. Подвиг князя Андрея. Ранение. Встреча с кумиром, Наполеоном. Ощущение ничтожности происходящего (т. 1. ч. 3. гл. XVI--XIX)

ПБ:

Кутежи в компании Анатоля Курагина. История с квартальным. Борьба с самим собой, со своими противоречивыми побуждениями (т. 1 ч. 1 гл. VI, ч. 3. гл. I--II. т. 2. ч. 1. гл. IV--VI.)

Женитьба на Элен Курагиной. Осознание безумия этого шага. Постепенный конфликт со светской средой (т. 2. ч. 2. гл. I)

Портрет. Речь. Поведение.

III. Духовный кризис

АБ:

Возвращение после ранения. Смерть жены. Разочарование в честолюбивых мечтах. Стремление отойти от общества, ограничившись семейными проблемами (воспитание сына) (т. 2. ч. 2. гл. XI).

ПБ:

Духовный кризис.

На распутье

IV. Постепенное пробуждение от нравственного кризиса и стрем.ление быть по.лез.ным Отечеству.

АБ:

Новое разочарование, кризис

Прогрессивные преобразования в имениях (т. 2 ч. 3. гл. I).

Посещение Отрадного по опекунским делам. Встреча с дубом. Разговор с Пьером на пароме (т. 2 ч. 3. гл. I--III).

Участие в законодательной деятельности Сперанского и разочарование в ней (т. 2. ч. 3. гл. IV--VI, XVIII).

Любовь к Наташе и разрыв с ней

ПБ:

Постепенное "пробуждение" от кризиса.

Стремление к нравственному совершенствованию; увлечение масонством. Попытка реорганизовать деятельность масонских лож (т. 2 ч. 2 гл. III, XI, XII, т. 2 ч. 3 гл. VII).

Попытка принести пользу крестьянам; преобразования в деревне (т. 2. ч. 2. гл. X).

Разочарование и в общественных начинаниях, и в личном (т. 2. ч. 5. гл. I)

V. Князь Андрей в период войны 1812 года. Сближение с народом, отказ от честолюбивых мечтаний.

Пьер и война 1812 года.

АБ:

Отказ служить при штабе. Отношения с офицерами (т. 3. ч. 1. гл. XI; ч. 2. гл. V, XXV).

Отношение солдат к князю Андрею. О чем говорит тот факт, что его называли "наш князь". Как Андрей говорит о защите Смоленска? Его рассуждения о французах-захватчиках. Участие в Бородинской битве, ранение (т. 3. ч. 2. гл. IV--V, XIX--XXXVI)

ПБ:

Пьер и война 1812 года. На Бородинском поле. Курган Раевского -- наблюдение за бойцами. Почему Пьера называют "наш барин"? Роль Бородина в жизни Пьера.

Мысль об убийстве Наполеона. Жизнь в оставленной Москве (т. 3 ч. 1. гл. XXII; ч. 2 гл. XX, XXXI--XXXII; ч. 3 гл. IX, XXVII, XXXIII--XXXV)

VI. Последние мгновения жизни и смерть Андрея Болконского. Дальнейшая судьба Пьера Безухова

АБ:

Встреча с Анатолем Курагиным в госпитале -- прощение. Встреча с Наташей -- прощение.

Смерть. Внутреннее состояние Андрея перед смертью (т. 3. ч. 2. гл. XXXVII; т. 3. ч. 3. гл. XXX--XXXII)

ПБ:

Роль плена в судьбе Пьера. Знакомство с Платоном Каратаевым (т. 4. ч. 1. гл. X--XIII)

Диалог, внутренний монолог, портрет, сопоставление с другими пленными

VII. После войны с Наполеоном. (Эпилог).

АБ:

Сын Андрея Болконского -- Николенька. Разговор с Пьером, в котором есть предположение, что Андрей стал бы членом тайного общества. Эпилог. ч. 1. гл. XIII

ПБ:

Роль семьи в жизни Пьера. Любовь к Наташе и любовь Наташи.љ Участие в тайных обществах. Эпилог. ч. 1 гл. V.


Биография Л. Н. Толстого. 1 часть

По ходу просмотра учащиеся записывают факты биографии, даты. Данный ролик был создан по материалам институтских лекций и даёт представление не только о жизни писателя, но и о его мировоззренческих позициях, творчестве, эстетических взглядах. Возможно, несколько затянут и нудноват.

Биография Л. Н. Толстого 2 часть

Этот ролик был сделан через 2 года после 1 части, когда у меня уже была возможность вставлять в фильмы фрагменты документальных фильмов о писателях. На мой взгляд, это более интересный вариант, чем первый. Но вот вопрос: можно ли с ними работать на уроках литературы? Мне кажется, что они длинны, один голос как-то рассеивает внимание, но что-то, несомненно, отсюда можно взять для себя.

Вообще-то раньше ролика не было, это была моя лекция. Что-то надиктовывала. Пока с роликом на уроке не работала. Думаю, что буду его тормозить и давать возможность что-то записать. Дети заполняют таблицу: дата, произведения, события жизни, мировоззренческие взгляды. Вообще-то, конечно, фильм громоздкий. Тем более что у него есть 2-ая часть. Думаю всё-таки обойтись лекцией. Ролик просто дала для примера.

Презентация содержит анимированную схему (по Фогельсону), которая представляет взлёты и падения князя Андрея: Аустерлицкое сражение, ночь в Отрадном и т.д. Слайды содержат вопросы и задания, к которым учащиеся готовятся дома, на уроке учащиеся выступают со связными ответами. Также слайды содержат иллюстрации, аудио- и видеофайлы.

Может быть, я выскажу сейчас крамольную мысль, но я считаю недопустимым изучать такие важные и объёмные произведения, как роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» за 11 уроков, как это рекомендуют по программе под ред. В. Я. Коровиной. Раньше мы всегда изучали это произведение текстуально, погружаясь в текст, глубоко его анализируя. Сейчас же нам предлагается на одном уроке сразу изучить жизненные искания князя Андрея и Пьера, на другом уроке – женские образы, на третьем – образы Кутузова и Наполеона. И это как будто совсем не давая учащимся времени прочесть и осмыслить прочитанное. Ни о каком чтении при таком подходе не может быть и речи. Я абсолютно против этого и буду любыми способами нарушать программу, планирование, но изучу роман так, как раньше: 1 том, 2 том, 3 том, 4 том, а потом уж обобщающие уроки проведу. Вот тогда у учащихся хватит времени хотя бы частично прочитать роман и более или менее понять Л. Н. Толстого.

Большая проблема для школьного изучения объёмных произведений – это то, что учащиеся не читают эти произведения. Многие из нас могут похвастать, что роман Л. Н. Толстого «Война и мир» прочитали в полном объёме в школе? Учителя разными способами пытались проконтролировать нас и заставить всё-таки прочитать. Моя учительница использовала в работе такую форму, как 10-минутный опрос. Каждому выдавалась карточка (индивидуальная), можно было пользоваться книжкой, но если ты не читал, то никакая книжка тебе не могла помочь. Эти работы были опережающего характера: например, на этом уроке мы писали ответы на карточках, а на следующем учитель строил опрос по тем же вопросам.

Я пошла несколько иным путём. Я даю эти карточки на дом. Каждый ученик знает, какой вопрос ему зададут на следующем уроке. Как называет их Калганова Т. А., это карточки-задания, организующие интерактивное обучение. Ученик осознанно включает свои знания, добытые им дома, в урок, чувствует свою ответственность при подготовке к уроку, так как его ответ вплетается в общую цепочку рассуждений. Кроме того, не бывает при такой системе, чтобы ученик не подготовился к уроку и получил «2».

Ещё один секрет этих карточек – это то, что они разноуровневые и воплощают дифференцированный подход в обучении. Карточки категории В рассчитаны на ребят, воспроизводящих знания. Такой ученик самостоятельно может прочитать текст, пересказать, подготовить выразительное чтение эпизода, но ему трудно сопоставлять, делать выводы, особенно, отвечать на проблемные вопросы. Карточки категории Б рассчитаны на учащихся, которые могут делать небольшие выводы, находить в тексте говорящие детали и ключевые слова. Карточки категории А для ребят, которые могут отвечать на проблемные вопросы, создавать свой текст, анализировать эпизод, сравнивать явления, героев. Такие карточки посильны для учащихся. Если школьник не успевает от урока к уроку прочитать половину тома (а зачастую так и бывает), то он может прочитать только ключевой эпизод, а остальные расскажут товарищи на уроке.

А вот какие карточки предлагает Курдюмова (я их когда-то давно записала на курсах повышения квалификации)

2 том. Карточка 1

  1. Что привлекло Пьера в масонстве?
  2. Что лежит в основе отношений Пьера и Андрея?

2 том. Карточка 2. Поездка в Отрадное

Особенности художественной манеры Л. Н. Толстого

2 том. Карточка 3. Первый бал Наташи

Что могло вызвать возглас Л. Н. Толстого "прекрасна"?

2 том. Карточка 4. Пляска Наташи

2 том. Карточка 5. Похищение Наташи

  1. Что лежит в основе дружбы Анатоля и Долохова?
  2. Как сам автор относится к поступку Наташи?

3 том. Карточка 6. Начало войны 1812 года

  1. Как оценивает Толстой роль личности в истории?
  2. Какое значение он придаёт частной и "роевой" жизни человека?

3 том. Карточка 7. Переправа польских улан через Неман

Как раскрывает писатель своё отношение к бонапартизму?

3 том. Карточка 8. Пьер в начале войны

Как характеризует Пьера его душевное смятение?

3 том. Карточка 9. Пожар в Смоленске и отступление

  1. Каким общим чувством охвачены жители и солдаты?
  2. Как относятся солдаты к князю Андрею и почему?

3 том. Карточка 10. В Петербургских салонах

Что лежит в основе "взаимосцепления" эпизодов "Пожар Смоленска" и "Жизнь петербургских салонов"?

3 том. Карточка 11. Богучаровский бунт

  1. Почему княжна Марья не может понять богучаровских мужиков?
  2. Как показаны участники бунта и Николай Ростов?

3 том. Карточка 12. Разговор Кутузова с князем Андреем (часть 2 глава 16)

  1. Как вы понимаете слова Кутузова: "Твоя дорога - это дорога чести"?
  2. Какое значение имеют мысли князя Андрея о Кутузове: "Он русский, несмотря на французские поговорки"?

В салоне А. П. Шерер

Мне очень нравится первая часть фильма С. Бондарчука "Война и мир". По-моему, очень трепетно сделано по отношению к книге. Прекрасная работа оператора, всё по тексту. И в этом смысле это незаменимый материал для уроков литературы. Но, на мой взгляд, целиком фильм смотреть не нужно, да и времени это много займёт.

Данный фрагмент можно использовать как иллюстрацию к роману. Многие ребята при просмотре (особенно те, кто не читал роман) задают вопросы: кто есть кто. Чтобы таких вопросов не возникало, я вставила титры в фрагмент с пояснением. Также в клип включены некоторые вопросы анализа, на которые ребята будут отвечать в ходе беседы после просмотра эпизода.

Кутежи у Курагина

В доме Ростовых и Безухова

Замечательный замысел создателей фильма - параллельно показать, что происходи в доме Ростовых и Безухова. Хотя и у Толстого в романе это так же. Но здесь есть несколько кинематографических деталей, на которых стоит остановиться и рассматривать этот эпизод уже не как иллюстрацию к роману, а как пример интерпретации. Одна из деталей - рука: Долохова, графа Ростова, графа Безухова. Здесь есть над чем подумать. Какую же роль выполняет эта деталь?

Также при параллельном рассмотрении прекрасно видны два мира в романе - мир гостеприимных, живущих сердцем Ростовых, и мир стяжателей Курагиных и Друбецких. Но это общее место.

  • #1

    ваша работа очень помогла мне.спасибо!здоровья вам!

  • #2

    Уникальные материалы. спасибо Вам за этот титанический труд!

  • #3

    Премного благодарна Вам за неоценимую помощь. Будьте благословенны

  • #4

    Инесса Николаевна, здравствуйте! Спасибо за материалы к урокам!Здоровья,творческих успехов ВАМ желаю!

  • #5

    Инесса Николаевна! О Вашем сайте узнала на курсах в г.Кургане. Какая же Вы умница! Радует Ваша щедрость! У меня стаж 36 лет, но Ваши материалы- находка для меня. Спасибо!

  • #6

    Огромное спасибо! Дай Вам Бог здоровья!

  • #7

    Безмерно благодарна. Восхищаюсь вашей работой! Всего доброго и творческого вдохновения

  • #8

    Большое спасибо Вам. Материал замечательный, ведущий к методическому росту

  • #9

    Огромное спасибо Вам, Инесса Николаевна, за неподдельную любовь к профессии филолога и желание делиться своим опытом безвозмездно!!!

  • #10

    Низкий Вам поклон и безмерная благодарность!

  • #11

    Благодарю Вас за профессиональную любовь к своей профессии-это в первую очередь!
    А еще Вы научили меня новому подходу к моей профессии библиотекаря...Ваш материал помог привлечь в нашу библиотеку новых юных читателей. СПАСИБО ВАМ

  • #12

    Признаюсь, каждый раз, начиная изучать роман, боюсь, не зная. с чего начать и чем закончить. Времени мало, дети не читают. Благодарю Вас за настоящий учительский труд, за ответственность, которая отличает учителей, влюбленных в литературу.

  • #13

    Спасибо огромное.Готовлюсь к открытому уроку, ваш материал станет его "изюминкой".

  • #14

    Низкий поклон Вам за такую кропотливую работу! Помощь грандиозная!!

  • #15

    Всегда приятно осознавать, что есть люди увлеченные, любящие русскую литературу, понимающие ее, желающие передать свои знания нашему новому поколению. Спасибо Вам огромное за труд.

  • #16

    Низкий поклон за талантливо разработанный материал. Такая поддержка в решении вопроса нечитающих ребят. Спасибо!

  • #17

    Спасибо вам огромное. Эти материалы прекрасное подспорье в работе каждого педагога с любым стажем работы.

  • #18

    Скачиваю карточки - классная работа! Спасибо. Но они не полностью? Обрываются на 104. Можете дополнить?

  • #19

    Здравствуйте! Огромное спасибо за материалы и за то, что Вы так свободно делитесь своими наработками с коллегами! Здоровья Вам и творческих успехов!

  • #20

    Будьте здоровы и счастливы!

  • #21

    Спасибо огромное за Вашу необычайно творческую и трудоёмкую работу!!!

  • #22

    Инесса Николаевна, благодарю за Вашу щедрость! Творческого долголетия Вам.

  • #23

    Огромное спасибо.

  • #24

    Огромное спасибо за большую и важную работу. Совершенно согласна с комментарием к проблеме изучения романа.

  • #25

    Огромное спасибо за прекрасный материал!

  • #26

    Галина (четверг, 15.11.2018) (Thursday, 15 November 2018 16:10 )

    Инесса Николаевна, огромное спасибо за вашу работу, за ваше великодушие. Счастья вам и вашим близким!

  • #27

    Низкий поклон за ваш труд! За вашу щедрость!

  • #28
  • #29

    С Рождеством!Огромное спасибо за предоставленный материал!Виват Вашему профессионализму, мудрости и щедрости!

  • #30

    Огромное спасибо за глубокий, продуманный материал, который Вы подобрали и подготовили для ребят и систематизировали для нас. Восхищаюсь Вашим трудолюбием, талантом и Добрым Сердцем.

  • #31

    Огромное спасибо за помощь, щедрость,профессионализм!

  • #32

    Шикарно! Низкий поклон

  • #33

    Спасибо большое за кропотливый труд и вдохновение!

  • #34

    Огромное спасибо Вам за Ваш тщательно отобранный и систематизированный материал

  • #35

    Огромное Вам спасибо! Не устаю удивляться Вашей энергии, трудолюбию, таланту!

  • #36

    Огромное спасибо!

  • #37

    Какая Вы молодец! Я абсолютно с Вами согласна, что нужно подробное изучение романа. Спасибо Вам за готовый материал.

  • #38

    Спасибо огромное за ценный материал!

  • #39

    Спасибо большое!

  • #40

    Инесса Николаевна, спасибо Вам за огромный труд и такую помощь нам, учителям. Будьте здоровы, творческих успехов и неиссякаемой энергии.

  • #41

    Присоединяюсь ко всем словам благодарности! Ценнее материала не встречала!

  • #42

    Огромная благодарность Вам, Инесса Николаевна, за ценнейшую работу по изучению романа "Война и мир", здоровья, успехов.

  • #43

    Спасибо Вам!!!

  • #44

    Инесса Николаевна, все же какую роль играет "рука" в ролике, по вашему мнению? Спасибо.

  • #45

    Уважаемая Юлия!
    Тут нет единого ответа на вопрос, в том-то и дело, что возможно интерпретация, как при разборе любого произведения искусства. Я выслушиваю мнения детей, они часто бывают интересные и неожиданные. Для меня это так: С. Бондарчук показывает с помощью этой детали, что всё это люди, но как же по-разному они себя ведут! Какие разные цели в их жизни, как по-разному руки людей себя ведут. Когда-то Лев Толстой рассказывал, что он будто бы помнил себя, когда его купали, и осознал своё тельце. Заметил свою плоть, ручки, ножки. Возможно! (Только возможно), что режиссёр это читал и обратил внимание на эту деталь, ведь рука ведёт себя бессознательно. Человек может лгать устами, глазами, но руки никогда не лгут. Вот рука Долохова. Посмотрите, как он цепляется за жизнь. Казалось бы: бретёр, гуляка, сорви-голова, но его волнение видно по этой руке. А вот рука умирающего графа Безухова, она тоже цепляется за жизнь. Всего достиг человек, но тленности своей преодолеть не смог. А вот рука графа Ростова, он танцует, в этом вся Ростовская натура. А вот руки тех, кто воюет за "мозаиковый портфель". Они жадные и стяжающие, уже не скрывающие суть людей. Руки характеризуют бессознательное и вместе с тем показывают, какими разными могут быть люди.
    Ну вот как-то так. Это мои мысли. У детей они могут быть гораздо интереснее.

  • #46

    Спасибо огромное за такую помощь при подготовке к урокам!

Многообразный мир художествен-ного произведения не только труд-но, но даже и невозможно «втиснуть» в какие-то оп-ределенные рамки, «разложить по полочкам», разъяс-нить с помощью логических формул, понятий, гра-фиков или схем. Богатство художественного содер-жания такому анализу активно сопротивляется. Но попытаться обнаружить какую-то систему все же можно, при том необходимом условии, разумеется, что она не будет противоречить авторскому замыслу.

Что было важнее всего для Толстого при со-здании «Войны и мира»? Откроем начало третьей части второго тома: «Жизнь между тем, настоящая жизнь людей со своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, со своими инте-ресами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, друж-бы, ненависти, страстей, шла, как и всегда, неза-висимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте, и вне всех возможных пре-образований.

Как видите, самое главное для писателя — это настоящая жизнь, понимаемая как мощная и не-укротимая стихия, противостоящая любым явлени-ям, событиям, установленным законам, если они не совпадают с интересами простых, обыкновенных лю-дей. На этом и строится система образов в «Войне и мире».

Есть люди, которые живут нормальной, естествен-ной жизнью. Это один мир. Есть другой, построен-ный на иных, неестественных интересах (карьера, власть, богатство, самолюбие и т. д.). Это мир обре-ченный, лишенный движения и развития, мир, подчи-ненный заранее установленным правилам, обрядам, регламентам, всякого рода условностям, абстракт-ным теориям, мир, который в основе своей мертв.

Толстой принципиально не принимает любую тео-ретическую схоластику, отъединяющуюся от реаль-ной, простой, нормальной жизни. Так, о генерале Пфуле в романе сказано, что он из любви к теории «ненавидел всякую практику и знать ее не хотел». Именно по этой причине князю Андрею не нравится Сперанский с его «непоколебимой верой в силу ума». И даже Соня оказывается в конце концов «пустышкой», потому что в ее добродетельности есть элемент рассудочности, расчета. Любая искусствен-ность, роль, которую пытается вольно или невольно играть человек, запрограммированность (как сказали бы мы сегодня) отвергаются Толстым и его люби-мыми героями. Наташа Ростова говорит о Долохове: «У него все назначено, а я этого не люблю».

Возникает представление о двух началах в жиз-ни: война и мир, зло и добро, смерть и жизнь. И все действующие лица так или иначе тяготеют к одному из этих полюсов. Одни выбирают цель жиз-ни сразу и не испытывают никаких колебаний — Курагины, Берг. Другие проходят через долгий путь мучительных колебаний, ошибок, поисков, но в конечном счете «прибиваются» к одному из двух берегов. Не так-то просто было, например, Борису Друбецкому преодолеть себя, свои нормальные чело-веческие чувства, прежде чем он решился сделать предложение богатой Жюли, которую он не только не любит, но, кажется, вообще терпеть не может. Материал с сайта

Система образов в романе основана на достаточно четкой и последовательной антитезе (противопоставлении) народности и анти-народности (или псевдонародности), естественного и искусственного, человечного и бесчеловечного, нако-нец, «кутузовского» и «наполеоновского».

Кутузов и Наполеон образуют в романе два свое-образных нравственных полюса, к которым тяготеют или от которых отталкиваются различные действую-щие лица. Что касается любимых толстовских геро-ев, то они как раз показаны в процессе постоянного изменения, преодоления замкнутости и эгоистической односторонности. Они в дороге, в пути, и уже одно это делает их дорогими и близкими автору.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • Антитеза естественного и искусственного в романе толстого война и мир
  • родственные связи в романе война и мир схема
  • система действующих лиц в романе война и мир
  • система образов в романе война и мир часть 1
  • система образов романа война и мир
Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...