Тайна саркофага. Зачем вскрывали гробницы царей и что из этого вышло. Загадочный некрополь московских царей


Окончательное заключение комиссии по вскрытию четырех захоронений в Архангельском соборе Московского Кремля

Вскрытию гробниц Ивана IV Грозного, его сыновей: Федора Ивановича и Ивана Ивановича, князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, которое проводилось в апреле-мае 1963 года, предшествовали работы по укреплению несущих конструкций придела Иоанна Предтечи (стены и своды), а также укрепление восточной стены (апсиды) Архангельского собора. В процессе этих работ стало очевидным, что без понижения современного уровня пола в приделе Иоанна Предтечи и дьяконнике собора, невозможно ликвидировать значительные деформации, имевшиеся в стенах этой части собора.

После понижения пола оказалось, что с устройством здесь усыпальницы Ивана Грозного и его двух сыновей, начались переделки восточной стены. Первоначально в ней вытесали большую нишу со стороны собора, образовав так называемое «горнее место» за престолом учрежденного в дьяконнике придела Иоанна Предтечи. «Когда же по распоряжению Ивана Грозного придел был перенесен в специальную пристройку, примкнувшую к дьяконнику с востока, у этой стены стесали белокаменный цоколь по ее наружному периметру. Несущая способность стены была окончательно нарушена при устройстве в ней нового дверного проема и прокладке каналов калориферного отопления в середине XIX столетия. В результате толщина стены в большей ее части была доведена до половины кирпича, т.е. до 15 см (от уровня белокаменного пола на высоту запрестольной ниши) и частично, на высоту 60 см, прикрыта современным полом из гранитных плит.

При такой толщине основания восточной стены дьяконника, скрытой позднейшим полом, нельзя было сразу установить причину постоянного появления трещин в верхней ее части. В соответствии с принятым решением об укреплении этой стены, заложен дверной проем XIX в., что позволило восстановить уничтоженную им северную часть ниши XVI века, предназначавшуюся для горнего места. Раскрыт древний дверной проем, который был сделан в XVI ст. для прохода из дьяконника в пристроенный к нему придел Иоанна Предтечи. Восстановлены первоначальные формы белокаменного цоколя по наружному очертанию стены. В том месте, где к нему примыкает захоронение М. В. Скопина-Шуйского, цоколь не восстановлен. Понижен пол до уровня кирпичного пола XVII века.

Выполненный комплекс работ обеспечил конструктивную прочность сооружения и уничтожил причины, вызывавшие деформацию конструкций. Несколько раньше были укреплены стены и своды придела Иоанна Предтечи. Эта работа производилась в такой последовательности: Мелкие трещины расшивались и зачеканивались сложным раствором. Крупные трещины заделывались путем восстановления перевязки в кирпичной кладке. Восстановлены три оконных проема и венчающий карниз в первоначальных формах, относящихся ко второй половине XVII ст. Полуциркульные завершения, имевшиеся с трех сторон по фасаду в основании сводов, разобраны, т. к. относились к первой половине XVIII ст. Свод, состоявший из двух оболочек (перекатов) в местах наибольших деформаций, частично переделан с восстановлением его первоначального очертания. В процессе этих работ получены данные о том, что стены и свод в приделе Иоанна Предтечи дошли до нас в формах, которые они получили при перестройке во второй половине XVII столетия.

Сохранившееся основание стен придела, построенного в XVI столетии, меньше выступало на восток и было несколько сдвинуто на север. По фасаду цоколь стены XVI в. тоже был раскрепован основаниями лопаток, украшавших фасад, что, видимо, было повторено при перестройке стен во второй половине XVII века. Пол в приделе был выполнен из большемерного кирпича (разм. 29 х 14 х 8), положенного плашмя в елочку. В дьяконнике уровень пола менялся четыре раза, в том числе два раза в XVI ст. Первоначальный пол был выполнен из поливных керамических плит (желтого, зеленого и коричневого цвета) треугольной формы, уложенных в форме звезды и скрепленных между собой металлическими штырями. Над этим полом (на 60 см ниже уровня современного пола) хорошо сохранился пол из белокаменных плит, который был настлан в соборе, видимо, после большого пожара 1547 года.

Одновременно удалось установить, что алтарная преграда первоначально имела два проема для входа в дьяконник из центральной части собора. Южный проход был заложен после 1533 г., когда перед ним было произведено захоронение. В связи с понижением пола в приделе Иоанна Предтечи и дьяконнике собора, надгробия Ивана Грозного и его сыновей, а также Скопина-Шуйского, надстроенные в конце XVII в. частично дополненные в начале XX века, потребовалось восстановить в своих изначальных формах. Так как надгробные плиты гробниц обнажились, было принято решение произвести их археологическое обследование. Анализ состояния кирпичной кладки надгробных сооружений и самих белокаменных саркофагов подтверждает, что захоронения подлинные и никем до настоящего времени не вскрывались. В захоронении Грозного и обоих его сыновей была предпринята попытка проникнуть неизвестными лицами.

Возможно, это произошло в прошлом столетии при устройстве отопления или в начале XX века при устройстве нового гранитного пола. Однако эти попытки повреждений самим захоронениям вреда не принесли. Все гробницы имели типовую форму. Сверху находился медный кожух, сделанный в начале XX века с крестом и именем погребенного; под ним – надгробное сооружение из кирпича, имевшее явно выраженные периоды строительства – XVI, XVII и XX столетия (увеличение высоты связано с повышением уровня пола). У каждого надгробия, у семьи Грозного в торцах, а у Шуйского с северной стороны, – белокаменные плиты с надписями вязью XVII века об имени погребенных, дне их смерти и погребения. Под кирпичными надгробиями находились также типовые саркофаги, вырубленные из целого блока белого камня – известняка в форме гроба, расширяющегося в плечах с полукруглым изголовьем.

Саркофаги закрывались белокаменными плитами с надписями имени погребенного, дня смерти и погребения. Останки Ивана и Федора Ивановичей, а также Скопина-Шуйского были завернуты в шелковые покрывала из камки с перевязью: трупы двух первых спеленуты тесьмой, а Скопина-Шуйского веревкой. Иван Грозный был похоронен в схиме. В саркофагах Царей Ивана IV и Федора и Царевича Ивана найдены стеклянные сосуды. Обнаружено необычное положение правой руки у Царя Ивана IV и князя Скопина-Шуйского: рука согнута под острым углом, так что кисть лежит у правой ключицы. Это пока неизвестная особенность старинного погребального обряда.

Во время вскрытия производилось: протокольное описание всего процесса вскрытия; фото и кинофиксация на черно-белую и цветную пленку; зарисовки и обмер белокаменных саркофагов и обнаруженных в них останков; архитектурно-археологический обмер кирпичных надгробий и маркировка разбираемой их части были выполнены до начала подготовительных работ, предшествовавших вскрытию. Костяки всех вскрытых захоронений (в том числе сохранившиеся черепа Царей Ивана Грозного и Федора Ивановича) и часть тлена были изъяты для научного изучения в лаборатории пластической реконструкции Института этнографии АН СССР. Соответствующие пробы тлена и костей переданы для анализов в лабораторию Института судебной медицины.

Для научных и экспозиционных целей выполнены копии в натуральную величину (из белого цемента) с четырех плит, накрывавших белокаменные саркофаги. При снятии пола в дьяконнике в его северозападном углу была обнаружена могила, в которой был похоронен Царь Борис Годунов. В могиле не оказалось саркофага, что подтвердило сведения о извлечении его останков из собора по распоряжению Лже-Дмитрия I. Этим самым подтвердилось и летописное упоминание, что Царь Борис был похоронен в дьяконнике алтаря в одном ряду с членами семьи Ивана Грозного. Сохранность всех скелетов оказалась различной. Но во всех случаях пострадали черепа. Череп Ивана Грозного сохранился очень плохо. Совершенно разрушено его основание и височная область правой стороны.

Скелет сохранился относительно хорошо. Нет мелких костей стоп и кисти. От черепа Царя Федора сохранилась только лицевая часть, большая часть лобной кости и подбородочная часть нижней челюсти, многие кости разрушены совершенно. У князя М. В. Скопина-Шуйского сохранилась нижняя челюсть, череп Царевича Ивана Ивановича разрушен полностью. Скелеты плохой сохранности, многих костей нет. Разрушение черепов объясняется тем, что известковые саркофаги очень гигроскопичны, в результате чего в них скапливалась вода. Эта вода, обогащенная растворившимися солями кальция, в течение сухого времени года постепенно испарялась, так как черепа всегда занимали более высокое положение по отношению к другим костям скелета, процесс испарения происходил через них. Вследствие этого при испарении влаги, соли кальция концентрировались в костях черепа, и, кристаллизуясь, разрывали структуру кости. Так механически разрушались все черепа.

Анатомо-антропологическое исследование скелета Ивана Грозного дает возможность сделать следующее заключение: по своему антропологическому типу он ближе всего к динарскому, то есть типу, очень характерному для западных славян. Однако в его черепе есть черты, как то: очень высокие округлые орбиты, резко выступающий, тонкий нос. Эти черты больше соответствуют средиземноморскому типу. Череп небольшой, с сильно развитым рельефом, низким лбом, сильно выступающим надбровием, резко выступающим вперед подбородком. Рост его 1 м 78 см – 1 м 79 см. Весь скелет свидетельствует о большой физической силе его. Совершенно очевидно, что с молодости он был очень тренирован. К концу своей жизни Царь Иван резко изменил, видимо, свой образ жизни. Он стал малоподвижен, стал быстро тучнеть. Невоздержанность в еде, систематический алкоголь, малая подвижность – все привело к тому, что у этого сильного, еще молодого человека стали быстро развиваться старческие образования.

На всех костях скелета видны резкие разращения остеофитов. Особенно резко они выражены на всех местах прикрепления мышц. Окостенели хрящи. Остеофиты на позвоночнике свидетельствуют о чрезвычайно малой подвижности Царя Ивана к концу жизни. В результате этого Царь Иван постоянно испытывал острые боли. Очевидно, этим и следует объяснить наличие ртути в его организме, так как он систематически прибегал к восточным ртутным мазям. Скелет Ивана Грозного не дает нам права говорить ни о каких признаках дегенеративности. Своеобразной аномалией Царя Ивана и его сына Федора было то, что оба они имели очень позднюю смену зубов. Царь Федор Иванович физиономически был очень похож на своего отца.

Его лоб был выше, а нос очень тонкий. Глаза несколько меньше. Роста был среднего. Очень кряжист, крепок. В лаборатории пластической реконструкции Института этнографии АН СССР проведена рентгеноскопия скелетов. У Царевича Ивана определен третичный люэс. Профессор М. М. Герасимов выполнил портретыреконструкции Царей Ивана IV Грозного и Федора Ивановича. Ткани, обнаруженные в гробницах, обработаны в мастерской Оружейной палаты реставраторами Баклановой М. Г., Ивановой Н. Ф. и Кошляковой Т. Н. Ткани извлекались из гробниц с особой осторожностью отдельно свернутыми фрагментами, а в отдельных случаях в виде свертков или спутанных клубков бурого цвета с землей, известью и плесенью. После фотографирования ткани обработаны водными растворами с реактивами по методу, применяемому в реставрационных мастерских Советского Союза. В процессе промывания ткани были очищены и расправлены, в результате чего выяснилось, что можно восстановить три рубахи, фрагменты трех покровов и два фрагмента шитья.

1. Рубаха Царя Федора Ивановича (сына Ивана Грозного). Сохранились все украшения и совершенно исчезла ткань. Облака, ластовицы и подол из красной (теперь бурой) тафты соединены золотой тесьмой. Металл сохранился небольшими фрагментами. После тщательного изучения остатков было выявлено, что золотая тесьма прикрывала все швы и закреплялась на отделке, поэтому легко читается покрой всей рубахи. Наружная часть, рукава и подол отделаны золотой тесьмой в виде параллельных полос. Все тяги были измерены. По аналогии с хранящейся в музее рубахой XVI в. сделан чертеж с указанием всех оставшихся фрагментов. Сорочка Царя Федора реконструирована.

2. Рубаха Царевича Ивана Ивановича (сына Ивана Грозного), состоит из отдельных фрагментов, имеет такой же узор, как и рубаха Царя Федора из параллельных полос, но не золотой, а чисто шелковой тесьмы. Вероятно, шелковая тесьма быстрее разрушилась и поэтому сохранилась частично. Сорочка Царевича Ивана реконструирована.

3. Рубаха Скопина-Шуйского по покрову аналогична рубахе Царя Федора, но имеет более роскошную отделку на груди, рукавах и по подолу в виде узора из растительных завитков, часто встречающихся в Русском орнаменте. Сорочка князя Скопина-Шуйского реконструирована.

4. Фрагменты покровов промыты, как и рубахи, в водных ваннах. Хорошо читается крупный узор, характерный для итальянской камки-куфтери XVI в. На покрове Царя Федора узор состоит из Фигурных клейм с вазонами гвоздик или гранатных яблок и геральдическими коронами между ними.

5. На покрове Царевича Ивана узор состоит из орнаментальных лент, которые, перевиваясь, образуют овальное и ромбические клейма с букетами и гранатами.

1. После промывки остатков схимы Ивана Грозного (мелкие фрагменты шерстяной ткани и шитья золотыми нитями), выявилась надпись и крест с головного убора и крест на подножье с нагрудной части (парамана).

Исследования, проведенные в Научно-исследовательском институте судебной медицины Министерства здравоохранения СССР, дали нижеследующие результаты:

1. При химическом исследовании порошкообразной массы черно-бурого цвета, отдельных костей, волос и ногтей, а также истлевших тканей одежды из саркофагов, в которых были захоронены Иван Грозный, его сыновья – Иван и Федор, и Скопин-Шуйский, найден мышьяк в пересчете на 100-граммовые навески: от 8 до 150 мкг в объектах из саркофага Ивана Грозного, от 14 до 267 мкг из саркофага Ивана Ивановича; от 10 до 800 мкг из саркофага Федора Ивановича и от 0 до 130 мкг из саркофага Скопина-Шуйского. Найденные количества мышьяка не превышают естественное содержание его в человеческом организме.

1. Результаты исследования тех же объектов на соединения ртути показали, что в объектах, извлеченных из саркофагов Ивана Грозного и Ивана Ивановича, количество найденной ртути в несколько раз превышает содержание ее в объектах из саркофагов Федора Ивановича и Скопина-Шуйского, в которых найденное количество ртути не превышает естественного содержания ее в человеческом организме в норме.

2. Так, в пересчете на 100-граммовые навески объектов исследования из саркофага Ивана Грозного ртуть найдена в количестве от 20 до 1333 мкг, а в объектах из саркофага Ивана Ивановича в количестве от 12 до 1333 мкг. Содержание ртути в объектах из саркофага Федора Ивановича находится в пределах от 3 до 333 мкг, а в объектах из саркофага Скопина-Шуйского до 266 мкг.

3. Кроме ртути и мышьяка была найдена медь в количестве от 2,5 до 162 мг в пересчете на 100-граммовые навески исследованных объектов. Наличие соединений меди, по всей вероятности, обусловлено использованием ее для отделки тканей одежды.

4. Жидкая часть содержимого трех сосудов, извлеченных из саркофагов Ивана Грозного и его сыновей, представляла собой воду с ничтожными следами соединений кальция, магния, ртути и меди. В плотных остатках, находившихся в указанных сосудах, обнаружены части хитиновых скелетов насекомых, сохранность которых очень плохая, что свидетельствует о давней гибели насекомых и далеко зашедшем их разложении. Эти насекомые относились преимущественно к двум биологическим группам. К первой группе принадлежат синантропные мухи (в том числе один экземпляр настоящей мухи (род Musca, семейство Muscidae) и один экземпляр серой мясной мухи (Sariophadi). Нахождение мух может объясняться либо тем, что их личинки развились в разлагающихся веществах, либо захоронением упомянутых экземпляров мух в самих сосудах, при условии, что в последних находилось жидкое содержимое. Ко второй группе относятся жуки жужелицы, которые свободно передвигаются по поверхности почвы и могли заползти в саркофаги. Представляет интерес отсутствие типичных мертвоедных форм насекомых (трупопожиратели).

5. При исследовании волос, извлеченных из саркофага Ивана Ивановича, крови не обнаружено. Роговое вещество волос приобрело диффузную ярко-желтую окраску, что обычно наблюдается при длительном захоронении, вследствие чего установить первоначальный цвет волос не представляется возможным. Наибольшая длина исследованных волос с головы равна 5,8 см.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

1. Механических повреждений на сохранившихся костях скелетов Ивана Грозного, его сыновей – Ивана Ивановича, Федора Ивановича, а также Скопина-Шуйского не обнаружено.

2. Полное посмертное разрушение отдельных костей и значительные изменения некоторых костей лишают возможности высказать категорическое суждение, полностью исключающее возможность прижизненного повреждения костей. Это положение особенно относится к черепам Ивана Ивановича, Скопина-Шуйского и частично Федора Ивановича.

3. Найденное в останках, извлеченных из всех четырех саркофагов, количество мышьяка не дает оснований говорить о каких-либо отравлениях соединениями мышьяка. Повышенное количество ртути, обнаруженное в останках Ивана Грозного и Ивана Ивановича, может быть обусловлено применением ртутьсодержащих препаратов с лечебной целью. Следует при этом отметить, что соединения ртути издавна применялись для лечения различных заболеваний. В то же время обнаруженное количество ртути не позволяет полностью исключить возможность острого или хронического отравления ее препаратами. 22 ноября 1965 г. после исследований останки Царей Ивана Грозного и Федора Ивановича, Царевича Ивана и князя Скопина-Шуйского возвращены в саркофаги: кости скелетов и черепа, пропитанные воском с канифолью, положены в анатомическом порядке под защитный слой песка. Реконструированные одежды, остатки тканей и сосуды, изъятые из гробниц, переданы в фонды Музеев Кремля. В каждую гробницу положен памятный документ о проведенных исследованиях. Документы написаны тушью на старинном пергаменте и вложены в запаянные стеклянные сосуды, наполненные инертным газом аргоном. После перезахоронения останков древние гробницы восстановлены. Восстановлен интерьер усыпальницы Ивана Грозного и придела Иоанна Предтечи. Весь процесс перезахоронения и восстановления гробниц снят на кино и фотопленку.


Петропавловский собор Санкт-Петербурга возводился в 1721–1733 годы, но погребения в нем производились еще раньше. В северном приделе нынешнего собора у дверей, ведущих в великокняжескую усыпальницу, помещены бронзовые доски над предполагаемым местом захоронения сына и четырех малолетних дочерей Петра I и Екатерины. В январе 1716 года у входа в собор, на месте будущего придела Святой Екатерины, было предано земле тело царицы Марфы Матвеевны - вдовы царя Федора Алексеевича, единокровного брата Петра. Потом под недостроенной колокольней появилась третья усыпальница, где была похоронена принцесса Брауншвейгская-Люксембургская Шарлотта - супруга несчастного царевича Алексея, скончавшаяся вскоре после родов сына - будущего императора Петра II. В последние дни июня 1718 года, в присутствии Петра I, рядом было предано земле и тело ее замученного мужа. Позднее в Петропавловском соборе упокоилась и Мария Алексеевна - сестра Петра I.

Но ранг императорской усыпальницы Петропавловский собор обрел только после смерти Петра I, скончавшегося рано утром 28 января 1725 года от тяжелой болезни, обострившейся после простуды, полученной им осенью 1724 года. Специальная траурная комиссия во главе с графом Я.В. Брюсом составляла программу траурной церемонии, в которой предусматривались и украшение траурного зала в старом Зимнем дворце, и шествие к Петропавловской крепости, и само погребение. 13 февраля 1725 года набальзамированное тело императора было выставлено в траурном зале: Петр лежал в фобу, одетый в парчовый зеленый камзол, украшенный брабантскими кружевами, в сапогах со шпорами, со шпагой и орденом Андрея Первозванного. Сорок дней страна прощалась с Петром Великим, а между тем в начале марта умерла младшая его дочь - Наталья Петровна, и ее гроб был поставлен рядом.

За два дня до погребения специальным указом „торговые лавки, вольные дома и кабаки" были закрыты, „чтобы не было никакого шуму и ссор". От дворца до Петропавловской крепости вся дорога была посыпана песком и устлана еловым лапником. По живому коридору, образованному 1200 гренадерами, под звон церковных колоколов и пушечную пальбу гробы с телами императора и его дочери перенесли по льду Невы из старого Зимнего дворца в Петропавловский собор. Впереди процессии шествовали 25 гвардейских унтер-офицеров с алебардами, обвязанными черной материей; за ними следовали гоф-курьеры, музыканты с литаврами и трубами, придворные кавалеры, иностранные купцы, представители остзейских городов и дворянства и т. д. Далее несли штандарты Адмиралтейства, русское знамя с государственным гербом и собственное знамя Петра I; затем следовала личная лошадь императора, а за ней два рыцаря - черный и золотой; несли гербы царств, входивших в Российскую империю… Следом шло духовенство - в том же порядке, как и на выносе царей в Москве.

Петропавловский собор тогда еще не был достроен, поэтому в нем наскоро возвели временную деревянную часовню, стены которой покрыли черным сукном. Гробы установили на возвышении под балдахином, участники траурной церемонии разместились частично в часовне и в недостроенном соборе, полки гвардии выстроились на крепостной стене. После отпевания тело Петра I посыпали землей, гроб закрыли и накрыли его императорской мантией. Шесть лет он оставался во временной часовне посреди строящегося собора, окруженный гербами и знаменами.

Постоянную усыпальницу Петру I соорудили только в 1731 году, а еще через два года Петропавловский собор был освящен. Гроб с телом императора предали земле у его южной стены, и с этого времени собор становится усыпальницей членов русской императорской фамилии. Здесь похоронены почти все русские императоры и императрицы, кроме Петра II, умершего в Москве в 1730 году и погребенного в Архангельском соборе, и императора Иоанна VI, свергнутого с престола младенцем и убитого в Шлиссельбургской крепости.

Петр I покоится в двойном гробу: внешнем - дубовом и внутреннем - металлическом, запаянном. Рядом с императором погребены его ближайшие родственники и преемники, в том числе и императрица Екатерина I.

Над гробницей Анны Иоанновны до революции находились две иконы - Иерусалимской Божьей Матери и Святой Анны Пророчицы - в золотых окладах, с жемчугами и драгоценными камнями. Неподалеку от Анны Иоанновны похоронены две дочери Петра I и Екатерины I - старшая Анна и младшая - императрица Елизавета Петровна.

Петра III первоначально погребли в Александре-Невской лавре, а по восшествии на престол Павла I останки убитого монарха торжественно перенесли в Петропавловский собор. Это произошло 5 декабря 1796 года одновременно с погребением императрицы Екатерины II, причем корону перед гробом императора нес Алексей Орлов - один из его убийц. На надгробии самого Павла I была укреплена бриллиантовая корона Мальтийского ордена, которая после 1917 года пропала. Кроме гробницы в Петропавловском соборе, в глубине парка существует еще мемориальный мавзолей Павла I, возведенный в 1805–1808 годах. Сооружение это, выполненное по проектам И.П. Мартоса и Тома де Томона с большим вкусом и изяществом, напоминает небольшой античный храм.

Порядок погребения лиц императорской фамилии регламентировался высочайше утвержденным церемониалом. В день погребения к Петропавловскому собору к заранее намеченному часу прибывали приглашенные лица со специальными билетами; для въезда в крепость кучерам полагалось иметь отдельный билет. Почетный караул оставался до закрытия могилы и заделывания свода гроба, после чего над могилой устанавливали сначала временную, а потом и постоянную гробницу. Императорские регалии (корона, скипетр и держава) отправлялись в Бриллиантовую комнату Зимнего дворца, личное оружие императоров - в Оружейную палату Кремля, ордена передавались на хранение в Арсенал, где находилась и погребальная колесница. Иностранные ордена государственный канцлер возвращал выдавшим их государствам.

Императора Александра I погребли в марте 1826 года - через несколько месяцев после его кончины в Таганроге. И хотя гроб с телом покойного императора несколько дней стоял в Казанском соборе для прощания, в придворных кругах и в народе ходило много слухов.

Император скончался неожиданно - во время поездки по югу России в ноябре 1825 года. До сих пор распространена версия, что тогда Александр I не умер, а ушел в монастырь. А в гроб положили солдата, умершего в госпитале и лицом похожего на императора. Через много лет в Сибири появился творивший чудеса старец монах Федор Кузьмич. Некоторые из современников считали его Александром I, этой версии придерживался и Л.Н. Толстой. Однако великий князь Николай Михайлович Романов, внук императора Николая I, тщательно изучив все обстоятельства смерти Александра I, пришел к выводу, что легенда о Федоре Кузьмиче не имеет под собой никаких исторических оснований.

Не менее таинственной была и кончина супруги императора - императрицы Елизаветы Алексеевны. По официальной версии, она умерла неожиданно, вскоре после кончины супруга, в Белеве Тульской губернии, когда возвращалась из Таганрога в Санкт-Петербург. По другим сведениям, в 1834 году в Тихвине появилась неизвестная странница Вера Александровна, которая выделялась светскими манерами, знанием придворной жизни и иностранных языков. Уже в самом ее имени многие видели намек на происшедшие события: Вера - уход от всего мирского к Богу, Александровна - в память о венценосном супруге своем. С 1840 года она была молчальницей в Новгородском Сырковом монастыре, где и скончалась в 1861 году. Сохранился портрет Веры Александровны в гробу, очень похожий на портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. Легенда рассказывает…что смерти (или уходу из мира) императорской четы предшествовали странные события. Например, в октябре 1825 года, незадолго до кончины императора Александра I, в одну из ночей жители Таганрога видели над дворцом две звезды, которые три раза сходились и расходились. А потом одна звезда превратилась в голубя, который сел на другую звезду. Через некоторое время он исчез, а затем постепенно исчезла и вторая звезда.

Ходили слухи и о внезапной смерти императора Николая I, 30 лет железной рукой правившего Россией. Существовало даже мнение, что император отравился, не в силах пережить поражение в Крымской войне. Поражение, несомненно, приблизило смерть Николая I, но сама версия отравления в ученых кругах считается весьма сомнительной, хотя смерти этого императора предшествовал ряд таинственных и загадочных событий.

Великая княгиня Александра Иосифовна, невестка Николая I, рассказывала, что незадолго до кончины царя в его загородном доме в Гатчине ей и князю А.И. Барятинскому показался белый призрак. За несколько дней до смерти императора видение повторилось уже в Зимнем дворце, а в последние дни жизни императора большая черная птица, которая встречается только в Финляндии и считается там предвестницей зла, каждое утро прилетала и садилась на телеграфный аппарат, находившийся на башенке над комнатой, где позже умер Николай I. Часового посылали прогонять птицу, и тогда она улетела к шпицу Петропавловского собора и исчезла. Но через 26 лет такая же птица вновь появилась в Зимнем дворце, и через несколько дней от бомбы террористов погиб Александр П.

Празднование всех исторических событий, связанных с жизнью того или иного монарха, всегда сопровождалось возложением даров, которые устанавливались на их монументах. Вместе с реликвиями, хранившимися на надгробиях с момента погребения императоров, они составляли сокровищницу Петропавловского собора. Больше всего таких реликвий украшало гробницу Петра I, у его подножия императрица Екатерина II положила трофей Чесменского сражения 1770 года - флаг капитан-паши турецкого флота. Потом на надгробии Петра появилось несколько памятных медалей: золотые - к 100-летию основания Санкт-Петербурга и 200-летию со дня рождения первого русского императора, золотая и бронзовая - к 200-летию Полтавской битвы, серебряная - к 200-летию взятия Нарвы и др. На стене около надгробия в 1898 году был укреплен серебряный барельеф, изображавший памятник Петру I в Таганроге; рядом в золотом окладе висела икона с ликом апостола Петра, примечательная тем, что своими размерами соответствовала росту Петра I при рождении…

Первоначально надгробия над усыпальницами русских императоров представляли собой четырехугольные продолговатые плиты разных размеров (мраморные или из путиловско-го камня). Все они были накрыты парчовыми покрывалами. В 1824 году журнал „Отечественные записки" сообщал, что во время путешествия по России мадам де Сталь захотела иметь сувенир с гробницы Петра I. Она попыталась отрезать кусочек парчового покрывала, однако церковный сторож заметил это. Мадам пришлось спешно покинуть собор, а успокаивать бдительного сторожа остался сопровождавший ее Вихман.

В 1865 году, во время крупной реконструкции собора, были установлены новые надгробия, проект которых выполнили архитекторы А.А. Пуаро и А.Л. Гун. Саркофаги сделали из белого каррарского мрамора с большими бронзовыми крестами на верхней грани. По углам императорских надгробий располагались бронзовые императорские орлы, в головах саркофагов крепились бронзовые доски с обозначением имени погребенного, его титула, места и даты смерти, а также даты погребения.

В 1906 году над могилами императора Александра II и его супруги - императрицы Марии Федоровны - были установлены новые надгробия. Их изготовили из полудрагоценных камней на Петергофской гранильной фабрике по проекту архитектора А.Л. Гуна. Надгробие императора было сделано из зеленой волнистой яшмы, императрицы - из розового с жилками орлеца.

В 1896–1908 годах рядом с Петропавловским собором по проекту архитектора Д. Грима и при участии архитекторов А. Томишко и Л. Бенуа была сооружена великокняжеская усыпальница на 60 гробниц. Она пристраивалась к собору с северо-восточной стороны и соединялась с ним крытой галереей.

После Октябрьской революции судьба Петропавловского собора складывалась трагично. В 1919 году его закрыли, а в самой крепости разместился отряд Красной армии. В конце 1918 - начале 1919 года у Васильевской куртины происходили массовые расстрелы заложников. Вероятно, здесь среди других были убиты и великие князья Павел Александрович, Дмитрий Константинович, Георгий и Николай Михайловичи. По предположению М.Д. Печерского и С.С. Белова, в 1919–1921 годах были разрушены гробницы в великокняжеской усыпальнице, а царские захоронения вскоре вскрыли чекисты, искавшие в них сокровища. Врачи настолько искусно забальзамировали тело императора, что он лежал как живой, простершись во весь свой огромный рост. Правая рука его покоилась на эфесе шпаги, одет император был в зеленый мундир полковника Преображенского полка. Очевидец вскрытия впоследствии вспоминал, что у Петра было гордое лицо, обрамленное темными кудрями. При снятии крышки гроба руки императора неожиданно задвигались, и это было такое грозное зрелище, что комиссары в кожаных куртках кинулись к выходу, давя друг друга и роняя факелы.

В конце мая 1992 года в усыпальнице Петропавловского собора был погребен великий князь Владимир Кириллович - правнук императора Александра II. Он умер в Париже, но завещал похоронить себя в России. В связи с этим начато восстановление всех надгробных плит великокняжеской усыпальницы.

Есть подозрение, что могилы русских царей в Петербурге сегодня пусты

Бурное обсуждение вопроса о перезахоронении цесаревича Алексея и великой княжны Марии, останки которых были найдены недавно под Екатеринбургом, вновь привлекло внимание общественности к царским захоронениям в Петропавловском соборе Петербурга. Вспомнили, что сразу после революции эти могилы были разграблены.

Причем этот факт тщательно скрывался не только в советские времена, но как-то замалчивается даже и в наши дни. Так, во многих путеводителях по Петропавловскому собору до сих пор пишут, будто «многие годы покой этих могил никто не тревожил».

На самом деле это не так. Могилы стали грабить сразу после революции.

К 1917 году на стенах собора, колоннах и у могил императоров находилось более тысячи венков, в том числе золотых и серебряных. Практически на каждой могиле и около нее стояли старинные иконы и драгоценные лампады.

Так, над гробницей Анны Иоановны находились две иконы - Иерусалимской Божьей Матери и святой Анны Пророчицы – в золотых окладах, с жемчугами и драгоценными камнями. На надгробии Павла I была укреплена бриллиантовая корона Мальтийского ордена. На надгробиях Петра I, Александра I, Николая I и Александра II лежали золотые, серебряные и бронзовые медали, выбитые по случаю различных юбилейных дат. На стене около надгробия Петра был укреплен серебряный барельеф, изображавший памятник царю в Таганроге, рядом в золотом окладе висела икона с ликом апостола Петра, примечательная тем, что своими размерами соответствовала росту Петра I при рождении.

По повелению Петра

Петр I решил превратить Петропавловский собор в усыпальницу по примеру первого христианского императора Константина, построившего в IV веке в Константинополе церковь Святых Апостолов с намерением превратить ее в свой мавзолей. На протяжении двух столетий в соборе были похоронены почти все российские императоры от Петра I до Александра III (за исключением лишь Петра II, скончавшегося в Москве и похороненного в Архангельском соборе Кремля, а также Иоанна VI Антоновича, убитого в Шлиссельбургской крепости) и многие члены императорской фамилии. До того всех великих московских князей, начиная с Юрия Данииловича – сына великого князя Даниила Московского и русских царей – от Ивана Грозного до Алексея Михайловича – хоронили в Архангельском соборе московского Кремля (за исключением Бориса Годунова, который был погребен в Троице-Сергиевой лавре).
В течение XVIII – первой трети XIX в. Петропавловский собор был местом захоронения, как правило, лишь коронованных особ. С 1831 года, по повелению Николая I, в соборе стали хоронить также великих князей, княгинь и княжон. В XVIII – первой трети XIX веков императоров и императриц хоронили в золотой короне. Тела их бальзамировали, сердце (в специальном серебряном сосуде) и остальные внутренности (в отдельном сосуде) захоранивали на дне могилы за день до начала погребальной церемонии.
В первой половине XVIII века над местами захоронений ставили надгробия, сделанные из белого алебастрового камня. В 1770-е годы, при реставрации и перестройке собора, их заменили на новые, сделанные из серого карельского мрамора. Надгробия покрывались зеленым или черным сукном с нашитыми по верху гербами, а по праздникам – золотой парчой, обложенной горностаем. В середине XIX века появляются первые надгробия, сделанные из белого итальянского (каррарского) мрамора. В 1865 г. по указу Александра II, надлежало все надгробия, "кои пришли в ветхость или сделаны не из мрамора, сделать из белого, по образцу последнеисполненных". Были изготовлены пятнадцать надгробий из белого итальянского мрамора. В 1887 году Александр III повелел заменить беломраморные надгробия на могилах своих родителей Александра II и Марии Александровны на более богатые и нарядные. Для этого были использованы монолиты зеленой алтайской яшмы и розового уральского родонита.
К концу XIX века в Петропавловском соборе практически уже не оставалось места для новых погребений. Поэтому в 1896 году рядом с собором по разрешению императора было начато строительство Великокняжеской усыпальницы. С 1908 по 1915 гг. в ней были погребены 13 членов императорской фамилии.

Разграбление могил

На сокровища императорской усыпальницы зарились уже давно. Еще в 1824 году журнал «Отечественные записки» сообщал, что во время путешествия по России мадам де Сталь захотела иметь сувенир с гробницы Петра I. Она попыталась отрезать кусочек парчового покрывала, однако церковный сторож заметил это, и мадам пришлось спешно покинуть собор.

Катастрофа разразилась после революции. В сентябре-октябре 1917 года, по распоряжению Временного правительства, все иконы и лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали с могил, золотые, серебряные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба вывезенных соборных ценностей неизвестна.

Но всех мародеров перещеголяли, конечно, большевики.

В 1921 году под предлогом требований «Помгола», выступившего с проектом конфискации в пользу голодающих драгоценностей, были кощунственно вскрыты и безжалостно разграблены сами императорские могилы. Документов об этой чудовищной акции не сохранилось, однако до нас дошел целый ряд воспоминаний, свидетельствующих об этом.

В записках русского эмигранта Бориса Николаевского есть драматический рассказ об истории разграбления царских могил, который был опубликован: "Париж, "Последние новости", 20 июля 1933 года. Заголовок: "Гробницы русских императоров и как большевики их вскрывали".
"В Варшаве у одного из членов русской колонии имеется письмо одного из видных членов петербургского ГПУ с рассказом о вскрытии большевиками гробниц русских императоров в усыпальнице Петропавловского собора. Вскрытие произведено в 1921 году по требованию "Помгола", выступавшего с проектом конфискации в пользу голодающих драгоценностей, заключенных в императорских гробах". Краковская газета "Иллюстрированы курьер Цодзенны" приводит это историческое письмо.
«...Пишу тебе, – так начинается письмо, – под незабываемым впечатлением. Открываются тяжелые двери усыпальницы, и перед нашими глазами появляются гробы императоров, установленные полукругом. Перед нами вся история России. Комиссар ГПУ, являющийся председателем комиссии, приказал начать с самых молодых... Механики открывают гробницу Александра III. Набальзамированный труп царя сохранился хорошо. Александр III лежит в генеральском мундире, богато украшенном орденами. Прах царя быстро вынимают из серебряного гроба, снимают с пальцев перстни, с мундира – ордена, усыпанные бриллиантами, затем тело Александра III перекладывается в дубовый гроб. Секретарь комиссии составляет протокол, в котором подробно перечисляются конфискованные у умершего царя драгоценности. Гроб закрывается, и накладывают на него печати»...
Такая же процедура происходит с гробами Александра II и Николая I. Члены комиссии работают быстро: воздух в усыпальнице тяжелый. Очередь за гробницей Александра I. Но здесь большевиков ожидает неожиданность.

Гробница Александра I оказывается пустой. В этом можно, очевидно, видеть подтверждение легенды, согласно которой смерть императора в Таганроге и погребение его тела было фикцией, им самим придуманной и инсценированной для того, чтобы остаток жизни окончить в Сибири старцем-отшельником.

Жуткие минуты пришлось пережить большевистской комиссии при вскрытии гробницы императора Павла. Мундир, облегающий тело покойного царя, прекрасно сохранился. Но кошмарное впечатление производила голова Павла. Восковая маска, покрывавшая его лицо, от времени и температуры растаяла, и из-под остатков виднелось обезображенное лицо убитого царя. Все участвовавшие в мрачной процедуре вскрывания гробниц торопились как можно скорее закончить свое дело. Серебряные гробы русских царей после перенесения тел в дубовые устанавливались один на другой. Дольше других возилась комиссия с гробницей императрицы Екатерины I, в которой оказалось очень большое количество драгоценностей.
«…Наконец, мы дошли до последней, точнее, до первой гробницы, где покоились останки Петра Великого. Гробницу трудно было открыть. Механики заявили, что, очевидно, между внешним гробом и внутренним находится еще один пустой, который затрудняет их работу. Начали сверлить гробницу, и вскоре крышка гроба, поставленная для облегчения работы вертикально, открылась и перед взорами большевиков предстал во весь рост Петр Великий. Члены комиссии от неожиданности в страхе отшатнулись. Петр Великий стоял как живой, лицо его великолепно сохранилось. Великий царь, который при жизни возбуждал в людях страх, еще раз испробовал силу своего грозного влияния на чекистах. Но во время перенесения труп великого царя рассыпался в прах. Страшная работа чекистов была закончена, и дубовые гробы с останками царей были перевезены в Исаакиевский собор, где и были помещены в подвальном помещении…».

Жуткие масштабы грабежа

Куда же потом исчезли снятые с трупов драгоценности? Вероятно, они были проданы за границу. Большевики поставили грабеж национальных богатств на поток, разоряли не только могилы и церкви, но и музеи, бывшие дворцы знати, особняки буржуазии. Грабеж приобрел совершенно невероятные, прямо-таки жуткие масштабы. В 1917–1923 годах продано: 3 тыс. каратов бриллиантов, 3 пуда золота и 300 пудов серебра из Зимнего дворца; из Троицкой лавры - 500 бриллиантов, 150 пудов серебра; из Соловецкого монастыря – 384 бриллианта; из Оружейной палаты – золотого и серебряного лома 40 пудов. Делалось это под предлогом помощи голодающим, но продажа русских церковных ценностей никого от голода не спасла, сокровища были проданы за бесценок.

В 1925 году каталог ценностей императорского двора (короны, венчальные венцы, скипетр, держава, диадемы, ожерелья и другие драгоценности, в том числе знаменитые яйца Фаберже) разослали всем иностранным представителям в СССР.

Часть Алмазного фонда была продана английскому антиквару Hорману Вейсу. В 1928 году из Алмазного фонда были изъяты семь "малоценных" яиц Фаберже и еще 45 предметов. Все они были проданы в 1932 году в Берлине. Из почти 300 предметов в Алмазном фонде остался только 71.

К 1934 году Эрмитаж лишился около 100 шедевров живописи старых мастеров. Фактически музей оказался на грани гибели. Из Музея новой западной живописи были проданы четыре картины французских импрессионистов, из Музея изящных искусств – несколько десятков полотен. Третьяковская галерея лишилась части икон. Из 18 корон и диадем, некогда принадлежавших дому Романовых, в Алмазном фонде ныне хранятся только четыре.

Что же теперь в могилах?

Но если драгоценности царей исчезли, что осталось в их могилах? Свое исследование произвел диакон Владимир Василик, кандидат филологических наук, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского университета. В статье, опубликованной на днях на сайте Православие.ру, он приводит показания ряда лиц, имевших сведения о вскрытии могил. Вот, например, слова профессора В.К. Красуского: «Будучи еще студентом, я приехал в 1925 году в Ленинград к своей тетке Анне Адамовне Красуской, заслуженному деятелю науки, профессору анатомии Научного института им. П.Ф. Лесгафта. В одной из моих бесед с А.А. Красуской она мне сообщила следующее: "Не так давно производилось вскрытие царских гробниц. Особенно сильное впечатление произвело вскрытие гробницы Петра I. Тело Петра хорошо сохранилось. Он действительно очень похож на того Петра, который изображается на рисунках. На груди у него был большой золотой крест, весивший очень много. Производилось изъятие ценностей из царских гробниц".

А вот что писал доктор технических наук, профессор В.И. Ангелейко (Харьков) Л.Д. Любимову: «У меня в гимназии был товарищ Валентин Шмит. Его отец Ф.И. Шмит заведовал в Харьковском университете кафедрой истории искусств, затем перешел на работу в Ленинградский университет. В 1927 году я посетил своего товарища и от него узнал, что его отец в 1921 году участвовал в комиссии по изъятию церковных ценностей, и в его присутствии вскрывались могилы Петропавловского собора. Комиссия не обнаружила тела в могиле Александра I. Он же сообщил мне, что очень хорошо сохранилось тело Петра I».

А вот воспоминания Д. Адамовича (Москва):«Со слов ныне покойного профессора истории Н.М. Коробова... мне известно следующее.

Член Академии художеств Граббе, присутствовавший при вскрытии царских могил в Петрограде в 1921 году, сообщил ему, что Петр I очень хорошо сохранился и лежал в гробу как живой. Красноармеец, который помогал при вскрытии, в ужасе отшатнулся.

Гробница Александра I оказалась пустой».

Странно, но разговоры на эту тему велись потом только по поводу будто бы оказавшейся пустой гробницы Александра I. Но даже этот факт теперь опровергают. Так, когда корреспондент агентства «Интерфакс» задал этот вопрос Александру Колякину, нынешнему директору Государственного музея истории Санкт-Петербурга (находится в Петропавловской крепости), то тот категорически заявил: «Чушь. Разговоры об этом ходили, но это лишь слухи». Однако никаких фактов при этом не привел, добавив только, что лучшим поводом убедить сомневающихся является вскрытие могилы императора, однако оснований для такой процедуры, по его мнению, нет.

Писатель Михаил Задорнов сообщил в «Живом журнале», что в свое время мэр Петербурга Анатолий Собчак рассказал ему об этой тайне. По словам Задорнова, во время прогулки по морскому побережью Юрмалы он спросил у Собчака, который был мэром во время перезахоронения семьи Николая II в Петропавловском соборе в 1998 году: «Я слышал, что в то время открывали и другие саркофаги. Скажите, я вам обещаю, что десять лет никому о нашей беседу не расскажу, в саркофаге Александра I его останки? Ведь сравнительный анализ проводили у нескольких русских царей». По утверждению Задорнова, Собчак выдержал паузу и ответил: «Там пусто…»

Вопросы без ответа

В 1990-гг, когда решался вопрос об идентификации царских останков семьи Николая II, найденных под Екатеринбургом, было принято решение вскрыть гробницу брата царя – Георгия Александровича, чтобы взять на экспертизу частицу останков. Эксгумация проводилась с участием священнослужителей. Когда сверху убрали мраморный саркофаг, обнаружили толстую монолитную плиту. Под ней был склеп, в котором стоял медный ковчег, в нем цинковый гроб, а в нем уже – деревянный. Несмотря на то, что склеп был залит водой, все же удалось обнаружить кости, пригодные для экспертизы. Были изъяты образцы, в присутствии понятых. Через две недели останки великого князя были захоронены на прежнем месте. Однако гробницы самих императоров никто после 1921 года так и не вскрывал.

Между тем и архивные поиски историков официального акта о вскрытии гробниц в 1921 году пока ничего не дали. Долгие годы занимавшийся этим вопросом историк Н. Эйдельман пришел к выводу, что отдельный документ очень трудно, практически невозможно найти.

Вскрытие гробниц в 1921 г. могло быть следствием энергичной инициативы каких-либо петроградских учреждений, чьи архивы за прошедшие десятилетия, особенно за время войны, подвергались различным, порою гибельным перемещениям.

Диакон Владимир Василик свое исследование вопроса о царских захоронениях и их разграблении большевиками заканчивает так: «До конца непонятно, вскрывались ли все могилы, а самое главное, – встает проблема: в каком состоянии после мародерства 1920-х годов находятся в своих могилах останки русских императоров? При всей своей сложности и деликатности этот вопрос требует спокойного и профессионального ответа и решения».

Пламя крематория

А кроме того, добавим мы, есть все основания задать и другой, еще более драматический вопрос: а не пусты ли вообще сегодня все эти могилы русских императоров, останки которых большевики вытащили из гробниц и ограбили? Зачем их вывезли потом из Петропавловского собора? Известно, что во вскрытии царских гробниц участвовал также некий Борис Каплун, племянник могущественного главы петроградского ЧК М. Урицкого. На тот момент Каплун занимался созданием первого в Петрограде и вообще в России крематория, который был запущен в 1920 году. По воспоминаниям Корнея Чуковского, Каплун часто приглашал в крематорий знакомых дам, чтобы полюбоваться обрядом «красного огненного погребения».

Так может, этот племянник Урицкого явился в собор на вскрытие гробниц с тайным заданием вывезти останки императоров и уничтожить их потом в крематории? А иначе, что он там делал? Конфискация драгоценностей явно не входила в компетенцию Каплуна, ответственного за крематорий.

Да и сам факт сожжения выглядел бы символично. Ведь пытались же большевики под Екатеринбургом сжечь трупы убитых ими членов царской семьи...

Первый крематорий был устроен на 14-й линии Васильевского острова в помещении бывших бань. Идея его создания была вообще привлекательной для представителей новой вла­сти. Лев Троцкий выступил в большевистской прессе с серией статей, в которых призвал всех лидеров советского правительства завещать сжечь свои тела. Но просуществовал этот крематорий в Петрограде недолго. Все его архивы были потом уничтожены. Так что проверить эту невероятную версию сегодня нет никакой возможности.

Другой аргумент в пользу версии о вероятности уничтожении останков императоров большевиками – принятый 12 апреля 1918 года декрет Совета народных комиссаров «О снятии памятни­ков, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов па­мятников Российской социалистической революции». Это было целенаправленное разрушение исторической памяти, начальный этап десакрализации прошлого и культа умерших, в частности. Памятники начали сносить в первую очередь в бывшей столице Российской империи. Именно в это время и начинается эпопея со строительством крематория, который можно рас­сматривать, как часть плана монументальной пропаганды. В рамках этого плана уничтожались не только памятники, но и могилы, а потом стали сносить целые кладбища.

Простая логика вообще говорит: зачем надо было затевать эту возню, вывозить гробы из Петропавловской крепости, зачем-то складировать в другом месте и т.п.? Ведь если бы большевики хотели останки императоров сохранить, то было бы гораздо проще сразу вернуть останки на их прежнее место в Петропавловском соборе. Однако вывезли же! Но зачем? Вернули их обратно или нет?.. Кто даст сегодня ответ на эти вопросы?

Специально для Столетия

На протяжении бурной истории Петропавловки сформировался не только ее внешний архитектурный облик, но и мемориальный. По сути, сегодня это целый некрополь, имеющий фасадные, полуоткрытые и еще не изученные стороны.

Кто похоронен в Петропавловской крепости

Официальные захоронения на территории крепости появились еще до окончания строительства собора Петра и Павла, получившего известность как Петропавловский. В храме из дерева в 1708 году первой была погребена в младенческом возрасте Екатерина, дочь Петра I. В 1715 - 1717 годах в недостроенном соборе появились могилы еще трех малолетних детей государя - дочерей Натальи, Маргариты и сына Павла. В это же время здесь нашла последний приют и царица Марфа Матвеевна.

Несмотря на межсемейные распри и обвинения в заговоре, по велению Петра Великого в императорской усыпальнице упокоились его опальные старший сын Алексей (умер при невыясненных обстоятельствах в 1718 году) и сестра Мария (март 1723 года). Их могилы расположены под колокольней в приделе святой Екатерины. В 1725 году в церковь было перенесено и тело преставившегося Петра I.

Петр Первый

Последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый император Всероссийский (с 1721 года) преставился 52-летним в январе 1725-го в Зимнем дворце. В соответствии с разработанным им же регламентом церемониала тело для прощания первоначально было выставлено там же в траурном зале. Государь находился в гробу в расшитой кружевами парчовой одежде со шпагой и Андреем Первозванным на груди.

По истечении месяца его забальзамировали и перенесли в специально возведенную в честь печального случая временную деревянную церковь, установленную прямо в недостроенном соборе Петра и Павла. И только через шесть лет, в 1731 году, по велению царствовавшей в то время Анны Иоанновны Петр Великий вместе со своей супругой Екатериной I, преставившейся двумя годами позже государя, были погребены в императорской усыпальнице Петропавловского собора.

Их могилы-склепы, камеры которых находятся под полом, расположены у южного входа в храм. О чем свидетельствуют надписи и кресты из чистого золота.

Гробницы в Петропавловской крепости

Крепостной храм стал последним домом практически для всех государей России включая Александра III.

Екатерина II

На находящейся в Петропавловском соборе могиле Екатерины Великой не хватает эпитафии, которую императрица собственноручно сочинила при жизни. "Вступив на Российский престол, она желала добра и старалась доставить своим подданным счастие, свободу и собственность," - так писала о себе государыня. Ее смерть была такой же бурной и окутанной сплетнями, как и жизнь.

Но наиболее трагично то, что сын Павел, унаследовавший корону, приказал похоронить мать рядом с доставленным из Александро-Невской лавры и коронованным им лично телом убиенного Петра III. Сокорованные бывшие супруги в течение 4 дней начала декабря 1796 года лежали рядом в траурном шатре Зимнего дворца, а затем были перемещены в собор для предания земле.

"Подумаешь, что эти супруги провели всю жизнь вместе на троне, умерли и погребены в один день," - написал об этом событии Николай Греч.

В общий перечень не входит только Петр II, упокоенный в Архангельском соборе Кремля, а также убитый в крепости Орешек Иоанн VI Антонович. После захоронения в 1831 году по требованию Николая I его брата Константина Павловича на территории храма начинают отпевать и членов императорской фамилии.

Екатерина Михайловна, великая княгиня

Внучка Павла I нашла свой последний приют в соборе 4 (16) мая 1894 года, скончавшись после длительной болезни. Великая княгиня была известна своей благотворительной деятельностью в России, содействием женскому образованию и консервативными взглядами.

После смерти заупокойная лития проводилась в ее доме - Михайловском дворце. В погребении в императорской усыпальнице принимал участие Александр III. Имя Екатерины Михайловны вошло в историю как образец человеколюбия и заботы о ближнем.

В связи с переполненностью Петропавловского собора рядом в 1897 - 1908 годах возвели Великокняжескую усыпальницу, соединенную с ним крытой галереей. В ней за период с 1908 по 1915 год появились могилы 13 человек, 8 из которых были перезахоронены из собора. С 1992 года традиция возобновилась, и до настоящего времени добавилось 4 погребения членов и приближенных к императорской семье.

В Петропавловской крепости еще похоронены

Рядом с собором находилось комендантское кладбище, где были упокоены почти все начальники крепости. Кроме того, с момента появления в Петропавловке первых узников в 1717 году и до официального закрытия тюрьмы Трубецкого бастиона в 1923 году здесь неоднократно фиксировались случаи самоубийства и естественной смерти. Поэтому не исключено, что не все умершие вывозились за границы цитадели для захоронения.

Периодические случайные находки начиная с конца 80-х годов прошлого столетия так называемых расстрельных ям с останками погибших в 1917 - 1921 годах свидетельствуют о том, что эти малоизученные могилы являются хронологически последними в истории Петропавловской крепости.

Обычай погребения правителей и высших сановников в церкви пришел на Русь из Византии, он лег в основу традиции возведения великокняжеских храмов-усыпальниц для представителей одной династии. Таким родовым некрополем является и Архангельский собор Московского Кремля. Здесь хоронили представителей московских правящих династий — Рюриковичей и Романовых.

Архангельский собор Ивана Калиты стал первой великокняжеской усыпальницей. К началу XVI века Иван III решил разобрать прадедовскую усыпальницу и построить новую, более просторную. Через четыре года в заново построенную усыпальницу возвратили каменные гробницы предков. Но сначала в соборе был положен сам его основатель, Иван III, скончавшийся 27 октября 1505 года.

Захоронения князей Рюриковичей расположены вдоль стен собора в определенном порядке. Вдоль южной стены погребены в основном великие московские князья; вдоль западной — удельные, близкие родственники великих князей; вдоль северной — князья, впавшие в немилость и умершие насильственной смертью. У северо-западного и юго-западного столпов захоронены принявшие православие представители татарской знати, находившиеся при русском дворе.

При Иване Грозном в дьяконнике — южной части алтарного помещения собора — была устроена царская усыпальница. Создание особой усыпальницы диктовалось принятием Иваном IV царского титула. Помимо гробницы самого Грозного, там находятся захоронения его сыновей — Ивана Ивановича, пострадавшего от отцовского гнева, и Федора Ивановича, правившего после смерти отца. В Архангельском соборе покоится и младший сын Ивана IV — царевич Дмитрий, погибший в Угличе в 1591 году в возрасте неполных девяти лет. С 1606 года рака со святыми мощами царевича Димитрия находится у юго-восточного столпа собора.

Гробницы царской династии Романовых расположены у столпов в центральной части собора. Здесь обрели покой основатель династии царь Михаил Федорович, а также цари Алексей Михайлович, Федор Алексеевич и Иван Алексеевич. Российских же императоров начиная с Петра I хоронили в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. В Архангельском соборе покоится только император Петр II, внук Петра I, умерший в Москве в 1730 году от черной оспы.

Погребения совершали в белокаменных саркофагах, их опускали под пол в землю. Над захоронениями устанавливали кирпичные надгробия с белокаменными плитами, украшенными тонким резным растительным орнаментом и эпитафиями, выполненными славянской вязью. В начале ХХ века надгробия заключили в латунные застекленные футляры с накладными крестами и надписями. Всего в соборе под сорока четырьмя надгробиями и двумя памятными плитами находятся пятьдесят четыре захоронения.

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...