Танец ирландцев. Современный танец ирландский: описание, история и движения. Смотреть что такое "Ирландский танец" в других словарях


Ирландия во все времена славилась своей непревзойденной танцевальной культурой, но в последнее время интерес со стороны мировой общественности возрос ещё больше благодаря эффектным шоу, где используется танец ирландский уже в современной обработке.

История создания танцевального искусства

Данный культуры прошёл свою тысячелетнюю историю и, по мнению многих исследователей, зародился ещё со времён кельтских народов, основавших своё государство на территории современной Ирландии.

Самый древний образ, напоминающий чем-то отдалённо танец ирландский - это кельтский Sean-Nos в исполнении галлов, которые жили на этих островах в далёком прошлом.

Первое упоминание о схожих с нынешними современными плясками, было датировано приблизительно одиннадцатым столетием.

Немного позже, под воздействием нормандских завоевателей, начала зарождаться совсем другая культура исполнения - группа людей, водящих хоровод. А во дворцах и на балах танец ирландский начал набирать свою популярность уже в шестнадцатом столетии.

Немного позднее, примерно века через два, появились первые преподаватели танцевального искусства, благодаря которым возникли многие виды и разновидности нынешних современных вариаций. Но в то же время началась страшное притеснение данной культуры, поэтому исполнение танцев держалось в строгой тайне. Церковь считала танцевальное искусство чем-то непристойным. Многие историки сошлись во мнении, что характерное неподвижное положение рук на поясе танец ирландский приобрёл именно после того, когда христианские священники объявили, что танцевать таким образом - это неприлично и неподобающе, напоминает святотатство либо невидимую связь с демоном.

Современный вид

Уже в девятнадцатом веке в маленьких деревнях и городах стали набирать популярность различные соревнования, призом на которых мог быть большой пирог. Современный период в танцевальном искусстве начинается с конца этого же столетия. Была создана Гэльская Лига, поставившая себе цель во что бы то ни стало сохранить ирландскую музыкальную культуру, которая притеснялась в течение полутора последних веков.

Танцевальные правила были установлены в 1929 году, появившейся тогда Ирландской Комиссией, которые действовали на различных соревнованиях. В результате чего значительно поменялась техника - по ней исполняют современные ирландские танцы и по сей день. В 30-ых годах женщины чаще стали принимать участие в постановках и получили возможность преподавать в учебных заведениях, где обучали танцевальному искусству.

Сольные выступления

Множество разновидностей и видов имеют ирландские танцы. Удивительный узор движений можно просмотреть в исполнении сольных танцоров. Они представляют собой настоящее воплощение некой грациозности и лёгкости, но в то же время энергичности и ритмичности. Для соло подойдёт как мягкая, так и жёсткая обувь. Она может выглядеть в виде шнурованных балеток либо ботинок с набойками, в зависимости от того, для кого она предназначается (мужская и женская).

Как танцевать ирландский танец, многие танцоры, участвующие в соревнованиях, учатся с самого детства под самые различные национальные мелодии (рилы, джиги, хорнпайпы), которые используют для сольных выступлений. Они все имеют свои отличия, но обобщающие особенности - прижатые к бокам руки и красивая осанка с неподвижным торсом. Это делается для того, чтобы как можно больше уделить внимания всей сложности и чёткости, с которой двигаются ноги танцоров.

Сеты

Стоит выделить, как отдельную категорию сольных ирландских танцев, традиционные сеты. Они исполняются в жёсткой обуви и представляют собой стандартный набор движений. Как называется ирландский танец-сет, так называется и мелодия, под которую он танцуется.

Также существует нетрадиционный вид данного стиля, исполняемый под замедленный мотив танцорами уровня open. Набор движений может зависеть от фантазии учителя либо пожеланий исполнителя.

Групповые танцы

Эта разновидность отличается тем, что танцоры стоят друг напротив друга, тем самым образуя квадрат, в основном это знаменитые кадрили. Они не являются исконно ирландскими, поэтому их движения могут присутствовать в различных европейских стилях. Различия между танцами - в количестве фигур, которые могут варьироваться от трёх до шести.

В 80-ые годы этот вид стал широко известен публике и его стали преподавать во многих танцевальных школах. На сегодняшний день социальные групповые танцы исполняются с очень высокой скоростью и на какой-то дикий манер.

Кейли

Это слово в переводе с дословно звучит как «весёлый праздник с музыкой и танцами». В начале двадцатого века новый стиль групповых выступлений начали также называть этим термином, который дожил и до нашего времени.

Кейли принято танцевать в мягкой обуви и, в отличие от сольных видов, в нём танцоры используют движение рук. Главное в его исполнении - это полное взаимодействие всех партнёров.

В основном эта разновидность танцев исполняется под джиги и рилы. Они включают в себя разное количество танцоров: от четырёх до шестнадцати. Вариации могут быть самыми разными, но зачастую это - две либо четыре пары людей, стоящих друг напротив друга. Все виды кейли условно можно разделить на линейные (прогрессивные) либо фигурные. Первые подразумевают, что все танцоры стоят в виде одной большой и длиной линии. Когда они станцуют весь полный цикл, то перемещаются на одну позицию, соответственно следующий этап танца они уже исполняют с новым партнёром.

Вторая разновидность кейли чаще всего встречается на соревнованиях либо представительских мероприятиях. Различные хореографические постановки привели к тому, что эта категория танцев стала походить на настоящие зрелищные шоу, завоевавшие сердца многих зрителей.

В нынешнее время кейли могут танцевать и на различных вечеринках люди разных возрастов. И неважно, в какой манере и на каком уровне они будут выполнены - потрясающее чувство от свободы движений и задорного ритма всегда возникнет у любого танцующего этот танец.

Считается, что ирландские танцы ничем не уступают по своей страстности исполнения восточным, просто они исполняются в более интеллигентной и скрытной манере.

Оказывается, что ирландский степ занимает одну из главных ступенек среди многих танцевальных и постановочных шоу.

Мотивы, под которые вытанцовывают ирландские современные сеты и кадрили, а также другие виды данного искусства, играют в основном на волынке, скрипке и аккордеоне, в итоге получается довольно заводная и задорная мелодия.

Сами ирландцы говорят, что лучшие танцы - ирландские танцы, которые символизируют сильный дух и непреклонную волю этого народа.

Ирландский танец - целая группа традиционных танцевальных форм, возникших в Ирландии, - подразделяется на бытовые (общественные, социальные) танцы и концертные танцы (театральные танцы или постановочные танцы, как принято называть в Великобритании). Общественные или бытовые ирландские танцы – кейли и сет-танцы. Постановочные танцы традиционно называют сольными танцами.

История ирландского танца

Самые ранние свидетельства об ирландских танцах относятся к временам постоянного перемещения различных народов за счет миграции и вторжений на территорию Ирландии. Каждый из народов приносил с собой свои предпочитаемые виды танца и музыки. Очень мало свидетельств о развитии ирландского танца в самой древней истории, но существуют доказательства того, что друиды практиковали «круговые» танцы для исполнения религиозных обрядов, посвященных Солнцу и Дубу, признаки которых явственны и сейчас.

Когда кельты заполнили ирландские земли, прибыв из Центральной Европы, они, конечно, имели свои формы народного танца. После введения христианства монахи иллюстрировали языческими кельтскими символами освященные рукописи, а крестьяне предпочитали сохранять языческий дух в музыке и танцах. Англо-нормандские завоевания в двенадцатом веке соответственно повлияли на обычаи и культуру Ирландии. Музыка Кэрол, популярная среди норманнов, представляла собой следующую форму: солист исполнял песню в окружении танцоров, вторивших ему той же песней. В шестнадцатом веке письменные источники удостоверяют три основных ирландских танца:

Ирландский «Hey» (танцовщицы кружатся вокруг партнеров)

Rinnce Fada (длинный танец)

Trenchmore (старинный крестьянский танец)

В одном из писем английского представителя в Ирландии сэра Генри Сиднея к Елизавете I в 1569 году есть упоминания о девушках, исполнявших ирландскую джигу в Голуэй. Он писал, что они очень красивые, великолепно одетые и первоклассно танцуют/ В середине шестнадцатого века танцоров приглашали в большие залы недавно построенных замков. Некоторые танцы были адаптированы английскими колонизаторами для исполнения в королевских залах Елизаветы, как, например «Trenchmore» и «Hey». Когда роялисты подплыли на корабле к берегам в Ирландию, их встречали девушки, исполнявшие народный ирландский танец, а короля Георга III - в 1780 году в Кинсейл (графство Корк) встречали три пары. Они стояли в ряд и держали белый платок. Как только зазвучала музыка, они выдвинулись и образовали отдельные пары. Сначала пары танцевали с платком в медленном темпе, потом темп увеличивался и танец становился все больше энергичным.

Ирландские танцы сопровождались музыкой, исполняемой на волынке и арфе. В домашних хозяйствах англо-ирландской аристократии, хозяева часто объединялись со служащими для исполнения некоторых танцев. Танцевали даже утром после пробуждения или во время похоронных шествий, следуя по кругу под грустные звуки волынки. В восемнадцатом веке в Ирландии появляются учителя танцев. Главным образом, это были вояжирующие люди, они переходили из деревни в деревню и учили местных жителей основным танцевальным па. Учителя были колоритными персонажами, одетые в цветистую одежду, часто имели помощников. Многие ученики не могли из-за неграмотности определить где левая или правая нога. Для этого учитель танцев привязывал к одной ноге солому, к другой ноге сено и учил так: «поднимите ногу с сеном» или «поднимите ногу с соломой». Преимущественно у каждого учителя определялся свой район, и он не посягал на чужие «танцевальные» владения. Уровень исполнения наиболее одаренных учеников был очень высокий, а танцоры-солисты оказывались в огромном почете. Часто двери снимали с петель, укладывали на землю, а танцор исполнял на них танец. На ярмарках устраивались открытые конкурсы танцев, на которых соревнования продолжались до того момента, пока один из танцоров не падал от усталости. Несколько вариантов тех танцев все ещё исполняют в разных районах Ирландии. Богатое наследие в виде танцевальных форм бережно сохраняется и сегодня на весь мир известны ирландские джига, рил, хорнпайп, сеты, польки, степ танцы. Соло-танцы и степ-танцы появились в конце восемнадцатого века.

Костюмы для ирландских танцев

Костюмы танцоров сегодня - лишь только напоминание о старинных танцевальных костюмах. Мужчины в прошлом обычно носили высоко застегнутый жилет, галстук, бриджи, чулки и башмаки. Дамы надевали цветные домотканые юбки по щиколотку и черные лифы.
Каждая школа в сегодняшние дни отличается своими оригинальными костюмами. Большинство платьев украшено вышивкой в кельтском стиле, копиями знаменитой броши Тара, закалывающей переброшенную через плечо на спину накидку.
Одежда мужчин менее декорирована, но у неё богатая история. Часто это однотонного цвета килт, жакет со сложно драпированным плащом на плече. Обувь – и для мужчин и женщин – тяжелые жесткие ботинки с набойками для хорнпайпа, джиги, для рила – мягкая «балетная» обувь.

Ирландские танцы сегодня

В наши дни Ирландский Танец – культурный символ страны и понятно, что в Ирландии много танцевальных организаций, поощряющих занятия танцем. Взрослые и дети участвуют в в отдельных конкурсах под названием «феш» (feis, когда-то так назывались сельские танцевальные вечеринки) за ценные призы. Есть соло выступления и групповые выступления-соревнования, в которых танцоры определены по возрастным группам, от шести лет до семнадцати лет, и группы старшей категории. Во всех четырех провинциях Ирландии устраиваются отборочные соревнования, победители затем участвуют в все ирландском чемпионате. Чемпионат Мира по ирландским танцам проходит в Дублине на Пасху, и в нем за звание чемпиона мира соревнуются между собой представители из Англии, Ирландии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии.

Кейли

История ирландского «кейли» начинается со сборов соседей для приятного проведения времени, с музыкой, танцами и дружескими беседами. Танцевальные вечера обычно проводились летними воскресными вечерами, когда молодые люди собирались на перекрестках дорог. Музыку исполнял скрипач, сидящий на трехногом стуле с перевернутой шляпой для сбора денежных пожертвований. Скрипач обычно начинало с музыки для рила, но должен был повторить несколько раз мелодию, прежде чем молодые люди начинали танцевать, Но через некоторое время площадка заполнялась, и тогда уже танцором было не остановиться.

В Ирландии и сегодня существует много возможностей, чтобы наслаждаться ирландскими танцами. Неофициальные танцевальные вечера, сессии «кейли», когда новичкам показаны первые шаги, проходят в крупных городах в летний сезон, в которых с одинаковым довольствием принимают участие и старшее поколение и молодежь. Благодаря профессиональному танцевальному шоу Riverdance, потрясающему Майклу Райану Флэтли и его ошеломляющим шоу «Властелин Танца» (Lord of the Dance) и «Языки Пламени» (Dance Feet of Flames) сегодня ирландский танец не просто знают во всем мире. В танцевальные школы продолжают приходить ученики, чтобы в будущем добиться такого же признания, как Джин Батлер, Колин Данн или Майкл Флэтли.

Ar Rinci Foirne ("групповые танцы") – книга, описывающая танцы кейли. Вышла впервые в виде 10 описанных схем в 1939 году. К 1943 году вышла вторая книга с еще десятью схемами, а в 1960 г. вышла последняя часть. Далее части были объединены, и существуют по сих пор в виде одной книги с 30 описанными схемами кейли.

Адисиарджи (A.D.C.R.G. - Ard Diploma Coimisiun le Rinci Gaelacha) – сертификат судьи ирландского танца.

Бегиннерс (Beginners level) – начальный базовый уровень владения техникой ирландского танца.

Грейды (Grade Exams) – экзамен для танцоров, включающий теоретические и практические вопросы по сольным ирландскми танцам и групповым. По версии WIDA - состоит из 11-ти частей. После сдачи всех частей танцор получает два учительских сертификата - T.C.R.G. и T.M.R.F.

Драма (Drama Dance) – соревнования шоу-номеров/мини-спектаклей, небольшой сценический небольшой номер на соревнованиях по ирландскому танцу

Дриллинг (drill, drilling) - разновидность тренировки, заключающаяся в многократном повторении элемента, связки элементов или степов целиком с целью улучшения техники исполнения.

Интермидиат (Intermediate level) – третий уровень развития ирландского танцора. Подготовительный этап к более сложному уровню Оупен (Open).

Лидераунд (lead a round) – первый степ любого танца. Традиционно может исполняться по кругу, но чаще направление бывает самое разное.

Ойряхтас (Oireachtas) или Open Championship - крупный чемпионат. Бывают квалификационными с названием Nationals, которых может быть несколько и проходящих в разных регионах; крупными итоговыми, такими как Чемпионат Европы и Чемпионат Мира, а также наикрупнейшими и главными - All Ireland, All Scotland и т.д.

Оупен (Open level) – наивысший уровень техники ирландского танца.

Открытая платформа - (Open platform) - статус проведения мероприятий, когда организации разрешают участие в своих соревнованиях танцоров любых комиссий, школ, преподавателей.

Премьершип (Premiership) соревнования за кубок – за звание победителя в своей возрастной группе. На соревнованиях WIDA исполняют рил и джигу лайт либо требл.

Прелиминари (Preliminary, Pre-championship) – соревнования уровня Open, для танцоров пока не имеющих право танцевать Open Championship.

Праймери (Primary level) – второй базовый уровень исполнения ирландского танца. Подготовительный этап к более сложному уровню Интермидиат (Intermediate). Движения танцев сложнее, а музыка исполнения медленнее.

Реколл (Recall) – решающий раунд в чемпионате по ирландским танцам, отсеивающий 50 и более процентов участников.

Силлабус (Syllabus) – свод танцев, обязательных к исполнению на конкретном чемпионате или феше, а также расписание феша или чемпионата.

Сет (Set) – имеет несколько значений:
Часть традицонного танца (trad set) – вторая его часть
Общее краткое название сольного танца (traditional set, modern set)
Общее название народного танца (народные ирландские сеты)
Тип постороения в групповых танцах (в виде сета)

Степ (Step) – имеет несколько значений:
1. В значение «схема», «связка» - общее название части танца, например, первый степ или первая связка.
2. В значении, определяющей часть сетового традицонного танца в жесткой обуви, где первая часть так и называется «степ», а вторая «сет».
3. В значении собственно «степ» - от общего определения танцевального направления, где ритм отбивается ногами, облаченными в специальную обувь с набойками.

Тайминг (T, timing) - как требование к исполнению означает четкое попадание движения танцора под музыку. Как музыкальный термин означает определенный музыкальный размер (джиговый, риловый, хорнпапйповый)

Тисиарджи (T.C.R.G. - Teastas Coimisiun ле Rinci Gaelacha) – сертификат преподавателя сольных ирландских танцев. Нормы и правила для сертификата впервые были введены в 1943 году An Coimisiun. Это первый сертификат учителя по ирландскому танцу, позднее были структурирован экзамен на судью и учителя кейли.

Тэмээрэф (T.M.R.F. - Teastas Muinteora Rince Foirne) – сертификат преподавателя танцев кейли

Фэш (Feis) - фестиваль различных направлений ирландской культуры. Конкретно в ирландских танцах означает региональное соревнование. Как правило, название мероприятия связано с городом либо фешу присваивают свое уникальное имя. Например, Moscow Open feis или Sweets of May Open feis.

Чемпионшип (Open Championship) – соревнование уровня Open, где победитель получает титул Чемпиона

Трофи (Trophy) соревнования за кубок. На соревнованиях An Coimisiun исполняют 16 тактов любого сольного танца, кроме традиционного сета.

Шан Нос (sean-nos) - исконно народный, сольный традиционный ирландский стиль танца («sean-nos - старый стиль»). Это особый вид народных ирландских танцев, отличающихся простыми движениями и схемами.

Шоу (show) – большое продолжительное представление, танцевальный спектакль из множества номеров, если говорить о большой сцене или небольшой сценический номер, если говорить о соревнованиях (show competitions).

Аут (out) – элемент продвинутого уровня в ирландских танцах - высоко поднятая вверх прямая нога. Может существовать как отдельный элемент или как связующий с остальными (см. Джамп аут)

Антраша (от фр. «entrechat») – элемент для продвинутых танцоров. В основе элемент классической хореографии, где за один прыжок танцор совершает от двух и более скрещенных движений ногами в воздухе спереди назад. В случае ирландских танцев основную работу выполняет одна нога.

Бабочка (butterfly) – движение для продвинутых ирландских танцоров. Совершая прыжок вверх с двух ног, стопы делают круговые движения вниз внутрь и вверх в сторону и далее вниз, похожие на взмах крыльев.

Байсикл (bicycle, «велосипед») – сложный элемент ирландского танца. В процессе прыжка движение ног танцора при этом напоминает движение ног при езде на велосипеде.

Браш (brush) – мягкое иди степовое движение. Представляет собой движение вытянутой стопы снизу наверх на «кат» - напоминает смахивающие движения щеткой.

Бокс (box) – движение в ирландском степе, когда пятками и стопами создается элемент, очертаниями напоминающий "коробочку"

Боди (body) - фигура в ирландских кейли, состоящая в свою очередь из нескольких фигур, которая повторяется в течение танца несколько раз

Драм ролл (drumming rolls) – степовый элемент, состоящий их трех ударов: шаг задней ногой, удар передней набойкой и удар набойкой пятки. Передняя нога при этом совершает выкручивающие движения.

Джамп (jump, «прыжок») – общее название движений, когда есть прыжок. Есть множество разновидностей в зависимости от техники исполнения: например, «джамп два три» (jump 2-3) - простой базовый прыжок, иногда называют «риловый прыжок». При связке с прочими элементами может иметь соответствующие названия: хоп-джамп, кат-джамп и т.п.

Джамп овер (jump over, leap) – высокий прыжок с зависанием в воздухе, которое достигается удержанием ноги спереди и резким поднятием задней

Джамп аут (jump out) - высокий прыжок с зависанием в воздухе с выносом задней ноги вперед на движение аут

Кат (cut, «резать») – базовый элемент, как правило, совершаемый одной согнутой в сторону и вверх ногой (стопа стремится к бедру, колено смотрит вниз), при этом опорная нога прямая. Бывает двойным передним, когда передняя нога при одном прыжке делает два повторения элемента, а также двойным двусторонним, когда кат делает и передняя нога и задняя опорная – обе ноги смотрят в разные стороны.

Клик (click) – степовый элемент. Общее название, когда удар производится каблуками, где одна нога ударяет по другой. Звук напоминает щелчок. Есть масса разновидностей.
Simple clicks (click 2-3) – простые элементарные клики
Through clicks – клики с продвижением
Click-out – удары происходят при движении прямых ног, где ударная рабочая нога поднимается высоко вверх
Click-cut – удар задней ногой о переднюю с выносом вперед на кат
Back click – движение происходит сзади
Double/Triple/Guadruple clicks – двойной, тройной, четверной удар

Кик (kick) – движение в ирландском танце, где удар передней частью стопы задней ноги приходится на переднюю пятку. Встречается чаще в степовых танцах.

Лидераунд (lead around) – первый степ любого сольного танца, может представлять собой круг либо другую траекторию.

Пойнт (point) – базовый элемент. Нога вытянута от бедра до стопы, пальцы ног собраны, касание пола происходит в виде «точки» вытянутым большим пальцем, пятка смотрит наверх.

Пойнт энд бэк (point&back) - базовый элемент, состоящий из собственно пойнта и убранной затем ноги назад.

Променад (promenade step, «прогулочный шаг») – базовый элемент в ирландских танцах, используемый в основном как шаг в групповых танцах и в простых сольных танцах, может быть связующим звеном и в более сложных степах. В «народе» иногда его называют кантри-шаг (country step), то есть «деревенский шаг».

Птичка (bird) – сложный элемент, представляющий из себя прыжок с высоко поднятой передней ногой, согнутой толчковой и с приземлением на нее же.

Пятерка - элемент ирландского степа, состоящий из пяти ударов

Райзинг степ (rising step, сходен с rise&grand) – базовый джиговый элемент, представляющий из себя по сути связку «хоп, хоп бэк, хоп бэк, 3 шага на месте». Используется в базовых танцах и как связующий элемент в джиговых кейли танцах.

Риловый прыжок - базовый прыжок, иначе джамп-2-3. В разговорной речи его могут сокращать до слова "рил".

Сайд степ (side step, «боковой шаг») – связующий элемент в ирландских танцах, шаги в сторону или вперед, совершаемые последовательно правой и левой ногой.

Свинг (swing) – имеет два значения:
1. Круговые вращения парами в кейли танцах
2. Сольный элемент, представляемый собой прыжок вверх с высокой поднятой согнутой ногой сзади.

Стамп (stump) – базовый элемент степового танца, состоит из одного удара, совершаемого одной ногой (полной стопой или каблуком) с полностью перенесенным на нее весом тела или в чистом виде одиночным ударом одной ногой.

Слайд (slide иначе «tip&dawn») – базовый элемент, как правило, ирландского степа. Состоит из одного скользящего движения, совершаемого вперед или в сторону с переступами. Встречается разновидность исполнения одной ногой и попеременно меняемыми ногами. Может быть коротким, иначе "tip" или скользящим/протяженным "slide"

Семерка - как правило, элемент ирландского степа, состоящий из семи ударов. Иногда это Севенс (см. Севенс).

Севенс (sevens) - элемент ирландских кейли танцев, представляющий собой повторяющийся сайд степ слева-направо и обратно. Иногда так называют сайд-степ в сольных танцах. См. Сайд степ.

Тёрнс (turns) - общее название движений, где происходит поворот

Твист (twist) – общее определение круговых движений стопой. Может быть как украшательным элементом при исполнении самого разного рода элементов мягкого и степового танца, или как самостоятельным элементом: при движении вперед раскрывается передняя стопа, задняя стопа выходит вперед; при движении назад – наоборот.

Тоу (toe) – характерный часто используемый элемент больше степовых ирландских танцев. Одинарный удар производится передней частью стопы, которая ставится «на палец». Может исполняться в виде двойного удара – double toe. При этом удар может быть спереди или сзади. Встречается и вариант исполнения в мягких танцах.

Требл (treble) – основной элемент степового ирландского танца, состоящий из двух ударов. Различают передние треблы (front trebles), задние (back trebles); а также они могут быть медленными (slow trebles), быстрыми (fast trebles), двойными, тройными и т.д.

Тоу волк, тоуз, тоу стэнд (toe walk, toes, toe stand) – исполнение ирландского степового танца в положение «на пальцах», аналогично движению в балете на пуантах. Может быть статичным - toe stand, или происходить в движении - Toe walk. Существует масса разновидностей и вариантов таких движений.

Тройка - элемент ирландского степа, состоящий из трех ударов. Иногда так называют 3-хенд.

Фигура - часть ирландских кейли

Хил (heel) – простое движения, что называется, на пятку. Также общее название движений, когда в схеме танца используется пятка.

Хоп (hop, «прыжок, скачок») – базовый элемент, представляющий из себя прыжок, где опорная нога прямая, а передняя нога согнута в колене. Бывает передним одинарным, а также двойным – в случае двойного повторения при одном прыжке. Исполняется также сзади – иначе бэк дабл хоп (back double hop) или бэк дабл ап (back double up).

Хоп бэк (hop back) – базовый элемент, общее название движения, где нога поднятая на хоп затем убирается назад и опускается последовательно после опорной. В случае, когда при движении ноги назад совершается прыжок на две ноги, это «хоп бэк джамп» или «хоп джамп».

Чендж (change) - базовое движение, представляющее собой смену ног

Четверка - элемент ирландского степа, состоящий из четырех ударов. Иногда так называют 4-хенд.

2-хенд, 3-хенд – малые фигурные танцы, участвуют соответственно 2 или 3 человека, и это, как правило, рил. Авторские танцы.

4-хенд, 6-хенд, 8-хенд, 16-хенд – групповые танцы кейли с соответствующим участием от 4 до 16-ти человек. Имеют описанные схемы и исполняются строго по описанию.

Джига (Jig) – тип тайминга и общее название старейшего ирландского танца. Бывает: медленной, быстрой, степовой и мягкой. Существуют: требл джига, сингл джига, лайт джига, слип джига.

Кейли (Ceili) - общее наименование групповых ирландских танцев. 2 или 3 участника - малые фигурные танцы, 4-6-8-16 - большие групповые танцы, 30 схем которых описаны в книге Ar Rinci Foirne.

Лайт джига (Light Jig) - ирландский танец, двойная джига (Double Jig), музыкальный тайминг 6\8. Простейший танец, исполняется в мягкой обуви.

Модерн сет (Modern set) - сложный танец продвинутого уровня, может быть джигой или хорнпайпом, исполняется под традицонные мелодии, но с авторской хореографией. Танцуется сольно в решающем последнем раунде соревнований Open Championships.

Нон-трад (Non-Traditional Set) = Модерн сет (Modern set)

Рил (Reel) – ирландский танец с шотландскими корнями, музыкальный тайминг 4/4. Может иметь разную скорость с соответствующей ей сложностью. Может быть мягким (soft reel) или исполняться в ботинках (treble reel).

Сингл джига (single jig) – ирландский танец, музыкальный тайминг 6\8 или 12\8, одинарная джига. Простейший танец, исполняется в мягкой обуви. Отличается большим количеством прыжков, простых шагов и элементов, иногда называется еще и Hop Jig

Слип джига (Slip Jig) – ирландский танец, музыкальный тайминг 9\8. Исполняется преимущественно в мягкой обуви, считается преимущетвенно женским танцем.

Требл джига (Treble Jig, Heavy Jig) – ирландский танец, музыкальный тайминг 6\8, джига в жесткой обуви, сопровождается характерным ритмическим рисунком, и бывает медленной и быстрой

Требл рил (Treble Reel) - танец в жесткой обуви, исполняемый в тайминге рила. См. Рил

Трад сет (Traditional Set) - ирландский танец, может быть джигой или хорнпайпом, исполняется под узнаваемые мелодии с традиционной хореографией. Обязательный танец сольных соревнований, для каждого уровня - свой танец.

Фигурник (Figure Dance) – групповой танец. Может быть малым (2- и 3-хенды) и более массовым (от 10 человек и более)

Хорнпайп (Hornpipe) - ирландский танец с английскими корнями, музыкальный тайминг 2\4 или 4\4, исполняется преимущественно в жесткой обуви.

Хоп джига = см. Сингл джига

Ассоциация или Комиссия – организация, объединяющие в себе целый ряд школ со своим уставом, правилами, президентом и т.д. Под патронажем этой комиссии проводятся соревнования и другая танцевальная деятельность. На данный момент таких организаций около 20-ти, часть из которых независимые, а часть региональные ответвления от АнКом

A.I.D.A. - Australian Irish Dancing Association Inc –самая крупная ассоциация ирландского танца базирующаяся в Австралии. Входит в число сильнейших. Состоит в C.L.R.G. Официальный сайт http://aidainc.com/

Conradh na Gaeilge - Гэльская лига - организация, созданная в 1893 году 31 июля для сохранения ирландского языка и культуры. Организаторы: Дуглас Хайд, Юджин О’Гроуни, Еойн МакНейл, Люк Уолш. Именно с основанием Лиги официально стали открываться ирландские школы, в том числе ирландского танца. Комиссия C.L.R.G. - официальное детище этой комиссии. Официальный сайт https://cnag.ie

C.I.D.T. - The Congress of Irish Dance Teachers или АнКогал (An Comhdhail, Comhdhail na Muinteoiri le Rinci Gaelacha Teoranta) – вторая по старшинству комиссия по ирландскому танцу после C.L.R.G. Платформа закрыта на территории Англии и Ирландии, исключая Дэрри. Данный феш проводится совместно с C.L.R.G. На территории Америки все феши проводятся с открытой платформой. Официальный сайт http://www.irishdancingorg.com

C.L.R.G. - АнКом (An Com, An Coimisiun le Rinci Gaelacha)– старейшая и крупнейшая комиссия по ирландскому танцу. С 1930г. существовала как орган, регулирующий все действия в ирландском танцевальном мире, была и находится под патронажем Гэльской лиги. Президентом с основания и до 2004 был Tomas O Faircheallaigh. В 1932г. был утвержден состав комиссии и началась ее основная деятельность. Имеет порядка 9ти официальных ответвлений, платформа закрытая с обеих сторон, к членству допускаются только сертифицированные комиссией учителя и судьи. С подачи именно этой комиссии выпускаются книги, структурирующие и описывающие все кейли-танцы. Официальный сайт http://www.clrg.ie/

C.R.N. (Cumann Rince Naisiunta) – существует с 1982г. Одна из немногих комиссий с открытой платформой. Основной девиз: "Do not do to others what you would not like done to you". Создана группой из 12-ти преподавателей. Придерживаются традиционного стиля, где больше ценят технику танца, его тайминг, нежели сложные трюки. Официальный сайт: http://www.crn.ie

C.A.I.D. - Celtic Association of Irish Dance. - организация, пропагандирующая ирландские танцы для удовольствия - «just for fun». Войти в состав можно, не имея учительского сертификата. Имеет школы на территории Англии, преимущественно на Юго-Востоке и в Ирландии. Часть фешей закрыты и участие возможно только по приглашениям, другая часть – открытая платформа. Официальный сайт: http://caid-irishdance.webs.com

C.C.E. - Comhaltas Ceoltoiri Eireann – большая организация, пропагандирующая традиционную ирландскую музыку. Проводят музыкальные, танцевальные и языковые классы. Официальный сайт: http://comhaltas.ie

C.I.D.A. (ранее C.D.A.) - Celtic and Irish Dance Association Inc. – небольшая ассоциация на территории юга Австралии. Существует с 2001 г. Пропагандируют простоту и доступность ирландских танцев всем, без гламура и огромных финансовых вложений, в частности это касается строгости в традиционности костюмов. Примечательны тем, что каждому участнику выдается диплом участника соревнований. Официальный сайт: http://www.celticdance.com.au

C.M.F.A. - Cead Mile Failte Association - небольшая танцевальная организация на территории нескольких графтств в Англии (Hertfordshire, Kent, Essex, Sussex and Wiltshire). Проводят феши среди своих школ. Но есть исключение, летний феш Hemel Open с открытой платформой. Официальный сайт: http://cmfa-id.co.uk

C.R.D.M. - Cumann Rince Dea Mheasa – комиссия, существующая с 2002 года, имеет открытую платформу. Целью основания было сохранение истории ирландского танца и продвижения ее в будущее, стремится сделать ирландские танцы доступными для всех. Называет себя организацией с деловой репутацией. Официальный сайт: http://www.crdm.ie

C.R.G. Cumann Rince Gaelach, существующая примерно 20 лет, создана в Ирландии и пропагандирует высокие стандарты танца с сохранением как удовольствия так и его конкурентноспособности. Комиссия с открытой платформой. Проводят одно соревнование в месяц и стараются, чтобы все участники получили награды. Официальный сайт: http://crgirishdance.webs.com/

F.D.T.A. (Festival Dance Teachers Association) - с 1971 года называлась Nine Glens Association, с 2002 г существует как FDTA. Уникальны своим исконно традиционным стилем танцевания именуемым как «фестивал-стайл». Располагаются преимущественно в Северной Ирландии. предлагают спокойную и яркую атмосферу, в которой учиться, танцевать и соревноваться. Фестиваль танцы очень традиционный и отличается, что видел в других feiseanna но есть продолжает перекрестный стилей между ними и их членов школ могут танцевать открытую платформу feiseanna, если пожелает. Официальный сайт: http://www.fdta.net

J.I.D.A.- Japan Irish Dancing Association - комиссия ирландского танца в Японии, существующая с 2000г. Официальный сайт: http://www.roisindubh.jp/jida/

I.D.T.A.N.A. - The Irish Dancing Teachers Association of North America – ассоциация, основанная в 1964 году. Состоит в содружестве с An Coimisiun и имеет несколько ветвей: Mid Atlantic, Mid America, Western US, Eastern Canada, Western Canada, New England, Southern US. Официальный сайт: http://www.idtana.org

I.D.T.A.C. - Irish Dance Teachers Association of Canada состоит в содружестве с Irish Dance Teachers Association of North America, North American Feis Commission и An Coimisiun Le Rinci Gaelacha. Официальный сайт: https://idtace.wordpress.com/

I.M.D.A. - Irish Music and Dance Association ассоциация ирландской музыки и танца Благотворительная некоммерческая культурная и образовательная организация. Она была создана для развития, поддержки, координации всех программ в области ирландского танца и музыки. Миссия ассоциации заключается в оказании поддержки и содействия ирландским культурным традициям, обеспечивая их дальнейшее развитие.
Официальный сайт: http://irishmusicanddanceassociation.org

N.A.F.C. - North American Feis Commission – управляющая организация An Coimisiun le Rinci Gaelacha в Канаде и Америке. Официальный сайт: http://northamericanfeiscommission.org

N.S.I.D. - Nordic Society of Irish Dancers – существует с февраля 2000г. Создана с целью коммуникации людей, интересующихся ирландской культурой в скандинавских странах и за их пределами. Объединяет школы Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии. Под эгидой организации ежегодно проводится Nordic Feis – фестиваль ирландской культуры и феш. Официальный сайт: http://nsid.org/

R.T.N. - Rince Tuatha Nua – Rince Tuatha Nua (Rink-a Two-a New-a) примерно в переводе означает «Новое сообщество ирландского танца». Существуют с 2013г. Организована преподавателями, желающими сделать другой надежный тип организации ирландского танца. Базируются в Америке, платформа открытая. Проводят North American Nationals Официальный сайт: http://www.rtnirishdance.com

R.T.M.E. - Registered Teachers Mainland Europe ветка An Coimisiun le Rince Gaelacha, группа, объединяющая преподавателей континентальной Европы Официальный сайт: http://www.europeirishdancing.com/

T.I.D.A.N.Z. - Traditional Irish Dance Association of New Zealand – ветка An Coimisiun le Rinci Gaelacha в Новой Зиландии. Официальный сайт: http://www.irishdance.co.nz

W.I.D.A. - World Irish Dance Association – независимая полноценная комиссия, основанная в 2004 г в Нидерландах. Объединяет школы в более чем 20-ти странах по всему миру. Открытая платформа для всех ассоциаций. Проводит феши и чемпионаты в полном ассортименте, включая Мировой, Европейский и Все-Ирландский, принимает экзамены, дает открытые мастер-классы. Официальный сайт: http://irish.dance

Организации бывшие ранее

AFC/AAIDT - American Feis Association/American Association of Irish Dance Teachers - Американская Ассоциация учителей Северной Америки, была основана в 1998 году. Ныне распущена.

BAID - British Association of Irish Dance, существовала между 2000-2010г.г.

FIDT - Federation of Irish Dance Teachers, северо-американская организация.

IDN - Irish Dancing Net - началась как движение, чтобы противостоять коммерциализации, собственности и власти, направленное на обеспечение качества и ценности ирландских танцев

NAIDF – North American Irish Dance Federation Некогда существовавшая независимая Северо-Американская Федерация с открытой платформой. Ассоциация на данный момент влилась в WIDA.

PIDTA - Performance Irish Dance Teachers Association - была организована для объединения школ, преподавателей и танцоров, не заинтересованных в соревновательной деятельности

S.P.I.D.A - St Patrick’s Irish Dance Association - организация, базировавшаяся в Южной Англии в 90-х. После ее закрытия школы влились в CAID и CMFA.

Пампсы – pumps – обувь для ирландского мягкого женского танца

Ботинки – обувь для ирландского жесткого танца

Риловые ботинки – обувь для мягкого мужского танца

Тиара, Диадема – яркое украшение для головы, женский аксессуар как дополнение к прическе

Бан – пучок – небольшой шиньон как украшение для ношения на выступлениях

Виг или фул виг – полный кудрявый парик, традиционно применяется на соревнованиях девушками для сохранения традиций и сохранения своих волос.

Харды – обувь для ирландского степа, или общее название танцев в твердой обуви

Софты – обувь для мягкого танца или общее название танцев в мягкой обуви

Пояс – некогда бывшая ранее деталь костюма ирландского танцора. В старых школах носили в виде пояса-шнура с кистями, потом трансформировались в широкие пояса. На данный момент такими поясами традиционно награждают молодых людей – победителей больших чемпионатов.

Термины, которые часто употребляются в процессе практических занятий:)

Бирюлёво - одноимённое внутригородское муниципальное образование Москвы, через которое иногда танцор разворачивает ногу, хотя знает кратчайший путь - от собственного бедра

Дом - место, где обычно забывают всё, начиная от схемы танца, заканчивая выворотностью, скрещенностью и даже таймингом.

Иван Федорович Крузенштерн - "человек и пароход", исполняющий за танцоров всю их самостоятельную черную работу. Иногда заменяет АС Пушкина.

Кракозябра - очень сложный элемент ирландского танца, который прекрасен в идеальном исполнении, но не даётся для изучения даже с сотого повторения

Кузнечик - фигура сольного танца, отдаленно напоминающая "хоп".

Крокодильчик - фигура сольного танца, где две поднятые вверх прямые ноги напоминают кровожадного крокодильчика.

НУИДА (NUIDA, Nemnogo Ubogo Irish Dance Association) альтернативная или диванная танцевальная комиссия ирландского танца с полным отсутствием технических требований, куда обычно отправляют танцора, если он не подошел ни одной официальной организации

Огурцы - лидераунд неправильной формы, а также фигура в кейли, состоящая из подряд исполненных семерок.

Порнпайп – танец, исполненный не самым приличным образом, но отдаленно по хореографии напоминающий традиционный хорнпайп.

Трабл - появляется у танцора и его тичера, когда не пробивается требл. В этом случае иногда требл джига трансформируется в "трабл джигу".

Тичер - человек, обучающий ирландскому танцу с нуля. Бывает также тренером, когда заставляет делать планку и прыгать на скакалках, а также преподом, когда читает воспитательные лекции

Ушки - коленки, воротность которых вышла из-под контроля.
http://сайт/irish-dance-dictionary

© Killarney Irish Dance School 2014-2016

Наверное, наиболее частый вопрос, который приходится слышать любому преподавателю ирландских танцев вне зависимости от направления, стиля и масштаба школы: «А вы научите танцевать джигу?». Проще всего ответить «да» и оставить на совести спрашивающего, какую именно джигу он имел в виду, ведь это может быть и танец из шоу Lord Of The Dance, и соревновательная дисциплина, и традиционный групповой танец для вечеринок.

Вообще школ, студий и кружков ирландских танцев в России сейчас появилось великое множество. Не меньше и материалов по теории и истории этих танцев в сети. Статьи о танцах бывают очень и очень разного объема, понятности и качества. К сожалению, при всем богатстве выбора трудно найти небольшой обзорный текст, который просто и понятно объяснит, что к чему в современном мире ирландских танцев. Одни пишут, что ирландские танцы - это «джига, рил и хорнпайп», другие - «соло, кейли и сеты». И то, и другое верно, но попробуйте заставить человека, прочитавшего все это, отличить кейли от хорнпайпа и вы получите массу удовольствия, наблюдая за его лицом. А окончательно запутывает дело тот факт, что зачастую совершенно разные виды танцев имеют одно и то же название.

Этот текст не претендует на глубину и подробность. Он написан как попытка окинуть внутренним взором ирландские танцы во всех их разновидностях и аспектах – в том виде, в котором они сейчас существуют в Ирландии и за ее пределами – и получить более или менее цельную картину.

Итак. Танцы, как известно, начинаются с музыки. Поэтому первое, о чем нужно знать начинающему танцору – какие бывают ирландские мелодии. Основные: джига, рил, хорнпайп и полька. Где-то на границе полек и джиг расположены слайды, а кроме того, сами джиги имеют несколько разновидностей (одинарные, двойные, слип-джиги). Обратите внимание: это исключительно музыкальное деление. Один и тот же рил могут танцевать в мягкой или жесткой обуви, сольно или в парах-тройках-четверках-и-т.д., в кабаке или на большой сцене, в традиционной или авторской хореографии. Но рил останется рилом. И если вы попросите музыкантов сыграть рил, то вы получите мелодию с музыкальным размером 4/4, а вот что вы будете под нее делать – это ваш личный выбор. В большей или меньшей степени то же самое справедливо и для остальных мелодий.

Таким образом, музыка объединяет разнообразные ирландские танцы. А что же их различает? Предельно обще можно сказать, что место исполнения и неразрывно с ним связанный тип зрителя, а также формальная цель изучения танцев самими танцорами. Если быть немного конкретнее, то можно выделить:

  • танцы «для кабака» (чтобы поплясать самим и получить удовольствие от процесса),
  • танцы «для соревнования» (чтобы станцевать перед другими танцорами и получить оценку судей) и
  • танцы «для сцены» (чтобы выступить перед незнакомыми с темой зрителями и восхитить их).

А если пользоваться современной терминологией, то получается:

  • сеты-кадрили и шан-нос,
  • кейли и сольные танцы современного стиля, в том числе сольные сеты (почему совершенно разные танцы называются одним словом, см. ниже)
  • авторские шоу: легендарные Riverdance и Lord of the Dance, а также их многочисленные клоны и последователи

Во все три группы входят сольные и групповые танцы. Сеты и шан-нос принято танцевать в условно «обычной» обуви, а на соревнованиях и на сцене используют специальную мягкую обувь или жесткую обувь с набойками.

Сразу же необходимо сказать, что в каких-то чертах все эти разновидности пересекаются. Например, последнее время популярны формальные соревнования по «традиционным» танцам, а с другой стороны за пределами Ирландии спортивные танцы регулярно исполняют на концертах в клубах исключительно для собственного удовольствия. Но такое сближение – результат развития танцевальной культуры в последние несколько десятилетий, не отменяющее, однако, внутренних различий направлений.

Продолжение следует...

Выбор редакции
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...

Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...

Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...

Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...
Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...
Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....