Тема женской доли в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо


Образ русской женщины, ее судьба занимают осо-бое место в поэзии Некрасова. Женщина — всегда ос-новная носительница жизни, воплощение ее полноты и многообразия. В поэме «Кому на Руси жить хоро-шо» осмыслению женской доли отведена самая боль-шая из всех глав — «Крестьянка». Образ Матрены Ти-мофеевны воплотил в себе черты всех русских жен-щин, связанных одной судьбой. Тяжела, а порой и трагична бабья доля, но, не сгибаясь под ударами судьбы, русская женщина остается воплощением мудрости, доброты и любви.

Матрена Тимофеевна Корчагина немолода, и, на-верное, не случайно поэт вписал ее образ в самую зре-лую, самую благодатную пору природы — время сбора урожая. Ведь возрастная зрелость подразумевает под-ведение жизненных итогов, переосмысление прожи-тых лет — своеобразный сбор урожая.

Что же пожинает Матрена Тимофеевна? Некрасов показывает русскую крестьянку во всем ее величии:

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

Именно ей — рассудительной и сильной поэт дове-рил рассказ о нелегкой женской доле. Эта часть по-эмы, единственная из всех, написана от первого лица. Но голос крестьянки — это голос всего народа, кото-рый привык выражать свои чувства песней. Поэтому Матрена Тимофеевна чаще не рассказывает, а поет. Вся глава основана поэтом на народно-поэтических образах и мотивах. Мы видим традиционные обряды крестьянского сватовства, свадебные плачи и причи-тания. Слышим народные песни и личная судьба ге-роини представляется судьбой всего русского народа. Тяжелую жизнь прожила Матрена Тимофеевна. Счастливая в девичестве, хлебнула она «горюшка», по-пав «с девичьей холи в ад». Как и всех ее современниц в новой семье ее ждали обиды, унижения, непосиль-ная работа. Одна радость была у этих женщин — их дети. Так и Демушка — «весь гнев с души красавец мой согнал улыбкой ангельской». Но погиб Демушка, осиротела Матрена. Умерли и другие близкие, муж оказался под угрозой рекрутчины. Отстояла его Мат-рена Тимофеевна, не стала солдаткой:

Спасибо губернаторше

Елене Александровне,

Я столько благодарна ей,

Как матери родной!

С той поры, как вымолила свое счастье крестьянка, прозвали ее «губернаторшей», «ославили счастливи-цей».

Ращу детей... Не радость ли?

Недоумевают мужики: разве такого счастья они ис-кали. Но мужественная женщина Матрена Тимофеев-на не ропщет на свою судьбу, достойно отражая все ее удары. Не в стойкости ли характера ее счастье? Ведь слабый человек не может быть счастлив, он всегда не-доволен своей судьбой.

Некрасов один из немногих писателей восхищает-ся в женщине не ее «милой» слабостью, женственно-стью, а силой характера русской женщины, ее жизне-стойкостью, умением отстаивать свою правоту. Образ Матрены Тимофеевны Корчагиной — один из самых ярких и емких образов поэмы, олицетворяющий судь-бу самой России.

Н.А. Некрасов занимает немаловажное место в литературной истории нашей страны. Поэт и писатель в своих произведениях показывал настоящую реальность того, как живет русский народ. Некрасов описывал быт людей со всеми подробностями, благодаря которым читатель может сделать вывод о том, через какие страдания приходилось проходить русскому человеку.

Поэт по-настоящему любил свою родину и ее жителей. В особенности он был неравнодушен к жизни крестьян и женщин. Преданность и сострадание к человеку русскому рождали в Некрасове беспокойство за судьбу всей страны. Но он верил в светлое будущее и в смягчение обстоятельств каждого крестьянина.

Русский народ пережил отмену крепостного права в 1861 году. Люди освобождены, но счастливы ли? Этот вопрос сильнее всякого волновал Н.А. Некрасова. В произведении «Кому на Руси жить хорошо» семеро мужиков из разных деревень путешествуют по крестьянским окрестностям в поиске народного счастья. Но с течением их странствования становится понятно, что счастливых людей среди крестьян нет. Жизнь русского народа крайне тяжела даже после освобождения от крепостничества. Об этом даже говорят названия деревень: Дырявино, Разутово, Неелово, Неурожайка, Горелово. О трудной крестьянской жизни говорят и названия песен: «Голодная», «Соленая» и т.д.

Странники, а вместе с ними и читатель, знакомится с жизнями многих отдельно взятых героев. Например, жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны очень тяжела. Ее жизнь – это тяжелый труд, долгий голод, разлуки с мужем и даже смерть ребенка. Матрена считает, что на Руси женского счастья нет.

Простой крестьянский народ видит счастье в простых вещах. Для кого-то счастье – выдержать все удары судьбы, для кого-то – же в хорошем урожае. Читатель может сделать вывод о том, что счастье народа в иллюзиях хорошей жизни, а сам по себе он терпит свое нищенское и трудное существование.

Герой поэмы Гриша Добросклонов выделяется среди всех других крестьян. Он простой выходец из народа, сумевший понять свое предназначение. Смысл жизни же его в заступничестве народа русского. И с появлением этого героя в сюжете можно выделить две дороги, ведущие к счастью. Первая дорога – личное обогащение. Он подходит дворянам и чиновникам. Второй же путь – путь заступничества, тяжелый, но правильный, который сможет привести народ к истинному счастью. Его и выбрал Гриша Добросклонов.

По убеждениям своим этот герой близок самому автору. Некрасов считает, что служить на благо униженных, обиженных людей – самая важная задача поэта и любого уважающего себя человека. Некрасов – зачинщик русского народа, трудящийся во имя справедливости и хорошей жизни простых работящих людей. И, по его мнению, именно благодаря таким убеждениям вселяется надежда в светлое будущее русского человека.


По утрам мы привыкли видеть огромное число людей, спешащих на работу или учебу, и тот факт, что примерно половину этих людей составляют женщины, не вызывает у нас ни капли удивления. Вечерами же можно наблюдать счастливых пап, забирающих своих детей из детского сада, а также – компании одиноких женщин, находящихся в состоянии далеко не первой трезвости, которых ждут пустые квартиры со сломанными электроприборами, которые они сами починят. Но мы же понимаем, что так было не всегда, ведь еще в позапрошлом столетии дела обстояли совершенно по-другому.

Один из самых ярых борцов за крестьянскую свободу, Н.А. Некрасов, очень красочно и правдоподобно описывает судьбу некой крестьянки, Корчагиной Матрены Тимофеевны, что является обобщением жизни русской крестьянки вообще. Народ окрестил ее счастливой, но так ли это в действительности? Чтобы ответить на этот вопрос, читателю предоставляется возможность проследить за практически всей жизнью Матрены, с детства до зрелости.

Нас встречает «осанистая женщина, широкая и плотная, дет тридцати осьми», (а главное – «с серпом через плечо») и начинает свой рассказ, начиная с самого детства. Впоследствии мы узнаем, что это как раз и было самым счастливым временем в ее жизни. Героине повезло с семьей: «У нас была хорошая, непьющая семья.», ее растили в заботе и ласке, но при этом приучали к труду: «Сама я в стадо бегала, отцу носила завтракать, утяточек пасла». И вообще, вся глава «до замужества» написана в радужных тонах и содержит исключительно приятные глазу сюжеты. Причем то, что жизнь ее в скором времени испортится, ни для кого не секрет: «В чужой семье - недолог сон! Уложат спать позднехонько! Будить придут до солнышка, лукошко припасут, на донце бросят корочку: сгложи ее - да полное лукошко набери!.." Таким образом, Некрасов, в очередной раз подчеркивая силу терпения и смирения русского народа, обращает свое внимание на то, что все прекрасно понимали порядок вещей и безропотно подчинялись ему. Далее автор показывает нам, что даже если сделать крестьянке счастливое детство и брак по любви, ее судьба все равно будет пропитана безнадежностью и бесконечными тяжбами. Выйдя замуж, наша Матрена попадает в совершенно ей незнакомую среду, а поскольку мир крестьян довольно суров, то и порядки там достаточно специфические для современного человека. Во-первых, - женская иерархия: «"Семья была большущая, сварливая... попала я

С девичьей холи в ад!», где единственное, что ты можешь, - это опять-таки проявить терпение, чаше которого непозволительно переполняться. Во-вторых, это - необходимость «сохранить лицо», что очень сложно, особенно когда ты новоприбывшая женщина в незнакомой деревне. Вполне логично, что на каждый сделанный тобой шаг будут смотреть настолько косо и недоверчиво, что постепенно пропадет всякое желание что-либо предпринимать, а отсутствие вышеупомянутого желания приводит к замкнутости и, следовательно, - к одиночеству. А что может быть хуже одиночества?

Вскоре все внутренние страдания разрешаются рождением сына: «Весь гнев с души красавец мой согнал улыбкой ангельской, как солнышко весеннее сгоняет снег с полей...Не стала я тревожиться, что ни велят - работаю, как ни бранят - молчу.» Но и здесь жестокость и непредсказуемость крестьянского бесправного мира по отношению к еще более бесправной женщине дает о себе знать. Смерть первенца, смысла ее жизни, пришла от человека, которого она любит. Такие вещи вдвойне тяжелее пережить.

Последующие события также не отличаются своей сказочностью: угроза потери мужа, угроза стать опороченной, попасться под языческие верования и т.д.. Очевидно, такие вещи отрезвляют окончательно. В Матрене Тимофеевне пробуждается ныне спавшая решимость; смирение же остается, но оно уже идет наравне с борьбой. Эта черта, присущая крестьянской женщине, отмечается Некрасовым с гордостью и восхищением.

Добившись того, ради чего она боролась, и не предав при этом своих моральных устоев, Матрену Тимофеевну, наверняка, можно назвать счастливой, но нужно понимать, что это «счастье» выстрадано. Да, теперь ее уважают и прислушиваются к ее советам, у нее есть любящая семья, стабильный доход и хозяйство. А теперь вспомним, что ей пришлось пережить ради всего этого: терпеть унижение, выполнять тяжелую работу, потерять двух любимых людей, поддаваться нравственному давлению, постоянно жертвовать собой и еще раз терпеть, сохраняя при этом непомерную внутреннюю силу и решимость.

Так разве можно назвать Матрену счастливицей и есть ли вообще среди женщин-крестьянок по-настоящему счастливые? Мой ответ – нет. Их можно бесконечно называть сильными, решительными, рациональными, борющимися и смиренными, чистыми, выносливыми, но никогда – счастливыми.

Героем поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов избрал не одного человека, а весь русский народ, все многочисленное «мужицкое царство», «сермяжную Русь». Поэмы с таким широким охватом изображения всех социальных слоев России до этого еще не было в русской литературе.

Некрасов начал ее в 1863 году, вскоре после «освобождения» крестьян. Поэт очень хорошо понимал, что, в сущности, никакого освобождения не было, что крестьянство по-прежнему осталось под помещичьим ярмом и что, кроме того, «… на место сетей крепостных люди придумали много иных».

Однако Некрасов ни разу не сделал порабощенный народ предметом оскорбительной жалости; понял, что его задача как художника не в том, чтобы скорбеть и сокрушаться, а в том, чтобы самому приобщиться к народу, сделать свое творчество его подлинным голосом, его криком и стоном, воплощением народных мыслей и чувств. Поэт хотел сделать «мужицкие очи» своими и научиться смотреть ими на каждое явление тогдашней действительности.

С первого взгляда, народная жизнь, изображенная в поэме, представляется очень печальной. Уже сами названия деревень – «Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка тож» – говорят о безрадостном существовании их жителей. И хотя одна из глав изображает деревенских счастливцев и даже носит название «Счастливые», на самом деле раскрывает драматизм положения героев: перед нами замученные нуждою, больные, голодные люди.

Таким образом, прочитав первые главы «Кому на Руси жить хорошо», начинаешь думать, что на вопрос заглавия некрасовского произведения можно дать единственный ответ: каждому человеку живется несладко, особенно же – «освобожденным» крестьянам, о счастье которых сказано:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Проваливай домой!

Однако что же подразумевают странники под счастьем? «Покой, богатство, честь»?

С появлением Якима Нагого, вдохновенного защитника чести трудового народа, ставится под сомнение критерий богатства: во время пожара этот герой спасает «картиночки», забыв о «целковых», скопленных в течение всей многотрудной жизни. Яким же доказывает, что честь дворянская не имеет ничего общего с трудовой крестьянской честью.

Другой персонаж поэмы – Ермил Гирин всей своей жизнью опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, Гирин, деревенский праведник, имеет все, «что надобно для счастья»: «и спокойствие, и деньги, и почет». Но в критическую минуту жизни он этим «счастьем» жертвует ради правды народной.

Невольно возникает вопрос: значит, счастье заключается в чем-то ином?

По мере поисков счастливых в народном мире, перед странниками является новый герой – Савелий, «богатырь святорусский», человек огромных душевных и физических сил, могучий представитель тех слоев крестьянства, которые уже не желали терпеть угнетение. Мириться с помещичьим произволом. Он способен в критической ситуации произнести решительное «наддай!», под которое крестьяне закапывают живьем ненавистного немца-управляющего.

Савелий оправдывает свой бунт крестьянской философией: «Недотерпеть – пропасть, перетерпать – пропасть». Однако он не один такой богатырь на Руси:

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик – не богатырь?

… Цепями руки кручены,

Железом ноги кованы,

Спина… леса дремучие,

Прошли по ней – сломалися…

… Не гнется, да не ломится,

Не ломится, не валится…

Ужин не богатырь?

Прочитав главу «Пьяная ночь», мы узнаем русского мужика в веселье, и, хотя пьянство – неоспоримый порок, мы невольно гордимся пьяной душой русского человека:

Пошла по жилам чарочка,

И рассмеялась добрая

Крестьянская душа!

Правда, было бы более отрадно, если бы «смеялась добрая крестьянская душа» без «водочки»! Однако без этого трудно было выдержать тяготы крестьянского существования. И поэтому скорее не осуждение, а призыв к пониманию звучит в этой части поэмы.

Особенно следует сказать о проблеме женского счастья в произведении Некрасова.

Поэт не только увидел тяжкую долю трудовой русской женщины, но и восславил «тип величавой славянки», скорбел о ее судьбе, гордился ее красотой, огромной нравственной силой. И все же, народного поэта прежде всего привлекает драматизм женской судьбы. Поэтому обращение к женской красоте служит у Некрасова тому же разоблачению мрачной социальной действительности, раскрытию темы крестьянского угнетения.

Поэт, как и его герои-странники, находится во власти мучительного впечатления от печальной повести жизни своей героини. Он видит в ней безвинно страдающего и глубоко оскорбленного человека. Однако, несмотря на страдание, у Матрены Тимофеевны остается «в рабстве спасенное сердце свободное». Она не терпит унижения безропотно, на любую несправедливость отвечает немедленным действием, ищет и находит выход из самых трагических ситуаций, с гордостью заявляя о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу». И в этом заключается настоящее счастье героини, ведь ей удалось сохранить «совесть спокойную, правду живучую».

Показан в поэме и массовый, собирательный образ народа. Так, в главе «Пир – на весь мир» люди справляют «поминки по крепям». В праздник вовлекаются все, звучат народные песни освобождения. Далеко не однозначны, противоречивы и пестры эти песни на духовном пиру народном. Здесь поэма напоминает крестьянскую сходку, мирской диалог. Однако это единство, сознание своей общинной силы у русских крестьян не может оставить читателя равнодушным.

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Однако именно этот герой у Некрасова – обладатель наивысшего счастья. Здесь-то и заключается настоящий ответ на поставленный Некрасовым вопрос: истинно счастливы те самоотверженные борцы за народное благо, которые, подобно Грише, видят в служении народу цель своей жизни. Счастье Добросклонова еще и в том, что он определил свой жизненный путь:

Григорий твердо знал уже,

Кому отдаст всю жизнь свою.

Однако сложно согласиться с тем, что Гриша Добросклонов единственно счастливый в поэме. Разве несчастны Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрена Тимофеевна? На мой взгляд, человек ощущает себя счастливым уже тогда, когда живет честно, поступает справедливо и душа у него спокойна этой справедливостью и честностью, когда «сердце свободное».

Например, если оценивать жизненный путь Матрены Тимофеевны с точки зрения бед и невзгод, тогда как же может быть счастлив Григорий Добросклонов, которому была уготована каторга? И Савелий, наверное, не согласился бы прожить свою жизнь по-иному, с другими убеждениями. Значит, он доволен прожитой жизнью, счастлив?

С этим утверждением можно спорить, возразив, что сама Матрена не считает себя счастливой, что странники не нашли того, «кому на Руси жить хорошо». Но ведь и критерии счастья могут быть разные, и понимание этого слова у каждого может быть свое… А вот человека, которому жить хорошо, наши странники действительно не нашли!

Я думаю, можно быть счастливым душой, но не жить хорошо – все зависит от того, какую «формулу счастья» применять к оценке действительности.

Введение

«Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Этим вопросом, сформулированным в стихотворении «Элегия», Некрасов задавался неоднократно. В его итоговом произведении «Кому на Руси жить хорошо» проблема счастья становится основополагающей проблемой, на которой и стоится сюжет поэмы.

Семеро мужиков из разных деревень (название этих деревень – Горелово, Неелово и т.д. ясно дают понять читателю, что счастья в них никогда не видели) отправляются в путь на поиски счастья. Сам по себе сюжет поисков чего-либо является очень распространенным и часто встречается в сказках, а также в житийной литературе, где зачастую описывался долгий и опасный путь в Святую Землю. В результате такого поиска герой обретает очень ценную вещь (вспомним сказочное то-не-знаю-что), либо же, в случае с паломниками, благодать. А что же найдут странники из поэмы Некрасова? Как известно, их поиски счастливого не увенчаются успехом – то ли потому, что автор не успел дописать свою поэму до конца, то ли потому, что они в силу своей духовной незрелости все еще не готовы увидеть по-настоящему счастливого человека. Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на то, как трансформируется проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Эволюция понятие «счастье» в сознании главных героев

«Покой, богатство, честь» – эта формула счастья, выведенная в начале поэмы попом, исчерпывающе описывает понимание счастья не только для священника. Она передает изначальный, поверхностный взгляд на счастье странников. Крестьяне, много лет прожившие в нищете, не мыслят счастья, которое не подкреплялось бы материальным достатком и всеобщим уважением. Список возможных счастливцев они формируют согласно своим представлениям: поп, боярин, помещик, чиновник, министр и царь. И, хотя Некрасов не успел реализовать в поэме все свои замыслы – глава, где странники дошли бы до царя, осталась не написанной, но уже и двоих из этого списка – попа и помещика, оказалось достаточно для того, чтобы мужики разочаровались в своем первоначальном взгляде на счастье.

Рассказы попа и помещика, встреченных странниками на дороге, довольно похожи друг на друга. В обоих звучит печаль об ушедших счастливых сытных временах, когда власть и достаток сами шли им в руки. Теперь же, как показано в поэме, помещиков отобрали все, что составляло их привычный уклад жизни: землю, покорных холопов, а взамен дали неясный и даже пугающий завет трудиться. И вот казавшееся незыблемым счастье развеялось как дым, оставив вместо себя одни сожаления: «… помещик зарыдал».

Выслушав эти истории, мужики оставляют свой первоначальный план – они начинают понимать, что настоящее счастье заключается в чем-то ином. На их пути попадается крестьянская ярмарка – место, в котором собирается множество крестьян. Мужики принимают решение поискать счастливого среди них. Проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо» изменяется – странникам становится важно найти не просто абстрактного счастливого, а счастливого среди простого народа.

Но никакой из предложенных людьми на ярмарке рецептов счастья – ни сказочный урожай репы, ни возможность есть хлеба досыта, ни волшебная сила, ни даже чудесная случайность, позволившая остаться в живых – не убеждает наших странников. У них формируется понимание того, что счастье не может зависеть от материальных вещей и простого сохранения жизни. Подтверждением этого служит история жизни Ермила Гирина, рассказанная там же, на ярмарке. Ермил старался всегда поступать по правде, и на любой должности – бургомистра, писца, а затем мельника – пользовался любовью народа. В какой-то мере он служит предвестником другого героя, Гриши Добросклонова, который также положил всю жизнь на службу народу. Но какой же была благодарность за поступки Ермила? Не стоит считать его счастливым – говорят мужикам, – Ермил сидит в остроге за то, что во время бунта заступился за крестьян…

Образ счастья как свободы в поэме

Посмотреть на проблему счастья с другой стороны предлагает странникам простая крестьянка, Матрена Тимофеевна. Рассказав им историю своей жизни, полной лишений и бед – только тогда и была она счастлива, как ребенком жила у родителей, – она добавляет:

«Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны…»

Счастье сравнивается с долгое время недостижимой для крестьян вещью – вольной волюшкой, т.е. свободой. Матрена всю жизнь подчинялась: своему мужу, его недоброй семье, злой воле помещиков, погубивших ее старшего сына и пожелавших выпороть младшего, несправедливости, из-за которой ее мужа забрали в солдаты. Какую-то радость в жизни она получает лишь тогда, когда решается восстать против этой несправедливости и идет просить за мужа. Вот когда Матрена обретает душевный покой:

«Хорошо, легко,
Ясно на сердце»

И это определение счастья как свободы, по всей видимости, приходится мужикам по душе, ведь уже в следующей главе они обозначают цель своего путешествия так:

«Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошеной волости,
Избыткова села»

Видно, что здесь на первое место ставится уже не «избыток» – достаток, а «непоротость», знак свободы. Мужики поняли, что достаток появится у них после того, как они получат возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью. И тут Некрасов подымает еще одну важную нравственную проблему – проблему холопства в сознании русского человека. Ведь на момент создания поэмы свобода – указ об отмене крепостного права – у крестьян уже была. Но научиться жить как свободным людям им еще только предстоит. Недаром в главе «Последыш» многие из вахлачан так легко соглашаются играть роль мнимых крепостных – эта роль прибыльная, и, чего уж тут скрывать, привычная, не заставляющая задумываться о будущем. Свобода на словах уже получена, но мужики все еще стоят перед помещиком, сняв шапки, а тот милостиво позволяет им садиться (глава «Помещик»). Автор показывает, насколько опасно такое притворство – Агап, якобы выпоротый в угоду старому князю, на утро и вправду умирает, не выдержав позора:

«Мужик сырой, особенный,
Головка непоклончива»…

Вывод

Итак, как видим, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» проблематика является достаточно сложной и развернутой и не может свестись в финале к простому нахождению счастливого человека. Основная проблема поэмы как раз-таки и заключается в том, что, как показывает странствие мужиков, народ еще не готов стать счастливым, он не видит правильного пути. Сознание странников понемногу изменяется, и они становятся способны различить суть счастья за его земными составляющими, но такой путь предстоит пройти каждому человеку. Поэтому вместо счастливца в конце поэмы появляется фигура народного заступника, Гриши Добросклонова. Сам он не из крестьянского, а из духовного сословия, оттого так отчетливо видит нематериальную составляющую счастья: свободную, образованную, воспрянувшую от многовекового рабства Русь. Гриша вряд ли будет счастлив сам по себе: судьба готовит ему «чахотку и Сибирь». Но он воплощает в поэме «Кому на Руси жить хорошо» народное счастье, которое еще только должно наступить. Вместе с голосом Гриши, поющего радостные песни о свободной Руси, слышится убежденный голос самого Некрасова: когда крестьяне освободятся не только на словах, но и внутренне, тогда будет счастлив и каждый человек отдельно.

Приведенные мысли о счастье в поэме Некрасова пригодятся учащимся 10 класса при подготовке сочинения на тему «Проблема счастья поэме «Кому на Руси жить хорошо»».

Тест по произведению

Выбор редакции
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...

Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...

Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...

Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...
Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...
Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...