Тема женской доли в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо
Образ русской женщины, ее судьба занимают осо-бое место в поэзии Некрасова. Женщина — всегда ос-новная носительница жизни, воплощение ее полноты и многообразия. В поэме «Кому на Руси жить хоро-шо» осмыслению женской доли отведена самая боль-шая из всех глав — «Крестьянка». Образ Матрены Ти-мофеевны воплотил в себе черты всех русских жен-щин, связанных одной судьбой. Тяжела, а порой и трагична бабья доля, но, не сгибаясь под ударами судьбы, русская женщина остается воплощением мудрости, доброты и любви.
Матрена Тимофеевна Корчагина немолода, и, на-верное, не случайно поэт вписал ее образ в самую зре-лую, самую благодатную пору природы — время сбора урожая. Ведь возрастная зрелость подразумевает под-ведение жизненных итогов, переосмысление прожи-тых лет — своеобразный сбор урожая.
Что же пожинает Матрена Тимофеевна? Некрасов показывает русскую крестьянку во всем ее величии:
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
Именно ей — рассудительной и сильной поэт дове-рил рассказ о нелегкой женской доле. Эта часть по-эмы, единственная из всех, написана от первого лица. Но голос крестьянки — это голос всего народа, кото-рый привык выражать свои чувства песней. Поэтому Матрена Тимофеевна чаще не рассказывает, а поет. Вся глава основана поэтом на народно-поэтических образах и мотивах. Мы видим традиционные обряды крестьянского сватовства, свадебные плачи и причи-тания. Слышим народные песни и личная судьба ге-роини представляется судьбой всего русского народа. Тяжелую жизнь прожила Матрена Тимофеевна. Счастливая в девичестве, хлебнула она «горюшка», по-пав «с девичьей холи в ад». Как и всех ее современниц в новой семье ее ждали обиды, унижения, непосиль-ная работа. Одна радость была у этих женщин — их дети. Так и Демушка — «весь гнев с души красавец мой согнал улыбкой ангельской». Но погиб Демушка, осиротела Матрена. Умерли и другие близкие, муж оказался под угрозой рекрутчины. Отстояла его Мат-рена Тимофеевна, не стала солдаткой:
Спасибо губернаторше
Елене Александровне,
Я столько благодарна ей,
Как матери родной!
С той поры, как вымолила свое счастье крестьянка, прозвали ее «губернаторшей», «ославили счастливи-цей».
Ращу детей... Не радость ли?
Недоумевают мужики: разве такого счастья они ис-кали. Но мужественная женщина Матрена Тимофеев-на не ропщет на свою судьбу, достойно отражая все ее удары. Не в стойкости ли характера ее счастье? Ведь слабый человек не может быть счастлив, он всегда не-доволен своей судьбой.
Некрасов один из немногих писателей восхищает-ся в женщине не ее «милой» слабостью, женственно-стью, а силой характера русской женщины, ее жизне-стойкостью, умением отстаивать свою правоту. Образ Матрены Тимофеевны Корчагиной — один из самых ярких и емких образов поэмы, олицетворяющий судь-бу самой России.
Н.А. Некрасов занимает немаловажное место в литературной истории нашей страны. Поэт и писатель в своих произведениях показывал настоящую реальность того, как живет русский народ. Некрасов описывал быт людей со всеми подробностями, благодаря которым читатель может сделать вывод о том, через какие страдания приходилось проходить русскому человеку.
Поэт по-настоящему любил свою родину и ее жителей. В особенности он был неравнодушен к жизни крестьян и женщин. Преданность и сострадание к человеку русскому рождали в Некрасове беспокойство за судьбу всей страны. Но он верил в светлое будущее и в смягчение обстоятельств каждого крестьянина.
Русский народ пережил отмену крепостного права в 1861 году. Люди освобождены, но счастливы ли? Этот вопрос сильнее всякого волновал Н.А. Некрасова. В произведении «Кому на Руси жить хорошо» семеро мужиков из разных деревень путешествуют по крестьянским окрестностям в поиске народного счастья. Но с течением их странствования становится понятно, что счастливых людей среди крестьян нет. Жизнь русского народа крайне тяжела даже после освобождения от крепостничества. Об этом даже говорят названия деревень: Дырявино, Разутово, Неелово, Неурожайка, Горелово. О трудной крестьянской жизни говорят и названия песен: «Голодная», «Соленая» и т.д.
Странники, а вместе с ними и читатель, знакомится с жизнями многих отдельно взятых героев. Например, жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны очень тяжела. Ее жизнь – это тяжелый труд, долгий голод, разлуки с мужем и даже смерть ребенка. Матрена считает, что на Руси женского счастья нет.
Простой крестьянский народ видит счастье в простых вещах. Для кого-то счастье – выдержать все удары судьбы, для кого-то – же в хорошем урожае. Читатель может сделать вывод о том, что счастье народа в иллюзиях хорошей жизни, а сам по себе он терпит свое нищенское и трудное существование.
Герой поэмы Гриша Добросклонов выделяется среди всех других крестьян. Он простой выходец из народа, сумевший понять свое предназначение. Смысл жизни же его в заступничестве народа русского. И с появлением этого героя в сюжете можно выделить две дороги, ведущие к счастью. Первая дорога – личное обогащение. Он подходит дворянам и чиновникам. Второй же путь – путь заступничества, тяжелый, но правильный, который сможет привести народ к истинному счастью. Его и выбрал Гриша Добросклонов.
По убеждениям своим этот герой близок самому автору. Некрасов считает, что служить на благо униженных, обиженных людей – самая важная задача поэта и любого уважающего себя человека. Некрасов – зачинщик русского народа, трудящийся во имя справедливости и хорошей жизни простых работящих людей. И, по его мнению, именно благодаря таким убеждениям вселяется надежда в светлое будущее русского человека.
По утрам мы привыкли видеть огромное число людей, спешащих на работу или учебу, и тот факт, что примерно половину этих людей составляют женщины, не вызывает у нас ни капли удивления. Вечерами же можно наблюдать счастливых пап, забирающих своих детей из детского сада, а также – компании одиноких женщин, находящихся в состоянии далеко не первой трезвости, которых ждут пустые квартиры со сломанными электроприборами, которые они сами починят. Но мы же понимаем, что так было не всегда, ведь еще в позапрошлом столетии дела обстояли совершенно по-другому.
Один из самых ярых борцов за крестьянскую свободу, Н.А. Некрасов, очень красочно и правдоподобно описывает судьбу некой крестьянки, Корчагиной Матрены Тимофеевны, что является обобщением жизни русской крестьянки вообще. Народ окрестил ее счастливой, но так ли это в действительности? Чтобы ответить на этот вопрос, читателю предоставляется возможность проследить за практически всей жизнью Матрены, с детства до зрелости.
Нас встречает «осанистая женщина, широкая и плотная, дет тридцати осьми», (а главное – «с серпом через плечо») и начинает свой рассказ, начиная с самого детства. Впоследствии мы узнаем, что это как раз и было самым счастливым временем в ее жизни. Героине повезло с семьей: «У нас была хорошая, непьющая семья.», ее растили в заботе и ласке, но при этом приучали к труду: «Сама я в стадо бегала, отцу носила завтракать, утяточек пасла». И вообще, вся глава «до замужества» написана в радужных тонах и содержит исключительно приятные глазу сюжеты. Причем то, что жизнь ее в скором времени испортится, ни для кого не секрет: «В чужой семье - недолог сон! Уложат спать позднехонько! Будить придут до солнышка, лукошко припасут, на донце бросят корочку: сгложи ее - да полное лукошко набери!.." Таким образом, Некрасов, в очередной раз подчеркивая силу терпения и смирения русского народа, обращает свое внимание на то, что все прекрасно понимали порядок вещей и безропотно подчинялись ему. Далее автор показывает нам, что даже если сделать крестьянке счастливое детство и брак по любви, ее судьба все равно будет пропитана безнадежностью и бесконечными тяжбами. Выйдя замуж, наша Матрена попадает в совершенно ей незнакомую среду, а поскольку мир крестьян довольно суров, то и порядки там достаточно специфические для современного человека. Во-первых, - женская иерархия: «"Семья была большущая, сварливая... попала я
С девичьей холи в ад!», где единственное, что ты можешь, - это опять-таки проявить терпение, чаше которого непозволительно переполняться. Во-вторых, это - необходимость «сохранить лицо», что очень сложно, особенно когда ты новоприбывшая женщина в незнакомой деревне. Вполне логично, что на каждый сделанный тобой шаг будут смотреть настолько косо и недоверчиво, что постепенно пропадет всякое желание что-либо предпринимать, а отсутствие вышеупомянутого желания приводит к замкнутости и, следовательно, - к одиночеству. А что может быть хуже одиночества?
Вскоре все внутренние страдания разрешаются рождением сына: «Весь гнев с души красавец мой согнал улыбкой ангельской, как солнышко весеннее сгоняет снег с полей...Не стала я тревожиться, что ни велят - работаю, как ни бранят - молчу.» Но и здесь жестокость и непредсказуемость крестьянского бесправного мира по отношению к еще более бесправной женщине дает о себе знать. Смерть первенца, смысла ее жизни, пришла от человека, которого она любит. Такие вещи вдвойне тяжелее пережить.
Последующие события также не отличаются своей сказочностью: угроза потери мужа, угроза стать опороченной, попасться под языческие верования и т.д.. Очевидно, такие вещи отрезвляют окончательно. В Матрене Тимофеевне пробуждается ныне спавшая решимость; смирение же остается, но оно уже идет наравне с борьбой. Эта черта, присущая крестьянской женщине, отмечается Некрасовым с гордостью и восхищением.
Добившись того, ради чего она боролась, и не предав при этом своих моральных устоев, Матрену Тимофеевну, наверняка, можно назвать счастливой, но нужно понимать, что это «счастье» выстрадано. Да, теперь ее уважают и прислушиваются к ее советам, у нее есть любящая семья, стабильный доход и хозяйство. А теперь вспомним, что ей пришлось пережить ради всего этого: терпеть унижение, выполнять тяжелую работу, потерять двух любимых людей, поддаваться нравственному давлению, постоянно жертвовать собой и еще раз терпеть, сохраняя при этом непомерную внутреннюю силу и решимость.
Так разве можно назвать Матрену счастливицей и есть ли вообще среди женщин-крестьянок по-настоящему счастливые? Мой ответ – нет. Их можно бесконечно называть сильными, решительными, рациональными, борющимися и смиренными, чистыми, выносливыми, но никогда – счастливыми.
Героем поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов избрал не одного человека, а весь русский народ, все многочисленное «мужицкое царство», «сермяжную Русь». Поэмы с таким широким охватом изображения всех социальных слоев России до этого еще не было в русской литературе.
Некрасов начал ее в 1863 году, вскоре после «освобождения» крестьян. Поэт очень хорошо понимал, что, в сущности, никакого освобождения не было, что крестьянство по-прежнему осталось под помещичьим ярмом и что, кроме того, «… на место сетей крепостных люди придумали много иных».
Однако Некрасов ни разу не сделал порабощенный народ предметом оскорбительной жалости; понял, что его задача как художника не в том, чтобы скорбеть и сокрушаться, а в том, чтобы самому приобщиться к народу, сделать свое творчество его подлинным голосом, его криком и стоном, воплощением народных мыслей и чувств. Поэт хотел сделать «мужицкие очи» своими и научиться смотреть ими на каждое явление тогдашней действительности.
С первого взгляда, народная жизнь, изображенная в поэме, представляется очень печальной. Уже сами названия деревень – «Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка тож» – говорят о безрадостном существовании их жителей. И хотя одна из глав изображает деревенских счастливцев и даже носит название «Счастливые», на самом деле раскрывает драматизм положения героев: перед нами замученные нуждою, больные, голодные люди.
Таким образом, прочитав первые главы «Кому на Руси жить хорошо», начинаешь думать, что на вопрос заглавия некрасовского произведения можно дать единственный ответ: каждому человеку живется несладко, особенно же – «освобожденным» крестьянам, о счастье которых сказано:
Эй, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!
Однако что же подразумевают странники под счастьем? «Покой, богатство, честь»?
С появлением Якима Нагого, вдохновенного защитника чести трудового народа, ставится под сомнение критерий богатства: во время пожара этот герой спасает «картиночки», забыв о «целковых», скопленных в течение всей многотрудной жизни. Яким же доказывает, что честь дворянская не имеет ничего общего с трудовой крестьянской честью.
Другой персонаж поэмы – Ермил Гирин всей своей жизнью опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, Гирин, деревенский праведник, имеет все, «что надобно для счастья»: «и спокойствие, и деньги, и почет». Но в критическую минуту жизни он этим «счастьем» жертвует ради правды народной.
Невольно возникает вопрос: значит, счастье заключается в чем-то ином?
По мере поисков счастливых в народном мире, перед странниками является новый герой – Савелий, «богатырь святорусский», человек огромных душевных и физических сил, могучий представитель тех слоев крестьянства, которые уже не желали терпеть угнетение. Мириться с помещичьим произволом. Он способен в критической ситуации произнести решительное «наддай!», под которое крестьяне закапывают живьем ненавистного немца-управляющего.
Савелий оправдывает свой бунт крестьянской философией: «Недотерпеть – пропасть, перетерпать – пропасть». Однако он не один такой богатырь на Руси:
Ты думаешь, Матренушка,
Мужик – не богатырь?
… Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы,
Спина… леса дремучие,
Прошли по ней – сломалися…
… Не гнется, да не ломится,
Не ломится, не валится…
Ужин не богатырь?
Прочитав главу «Пьяная ночь», мы узнаем русского мужика в веселье, и, хотя пьянство – неоспоримый порок, мы невольно гордимся пьяной душой русского человека:
Пошла по жилам чарочка,
И рассмеялась добрая
Крестьянская душа!
Правда, было бы более отрадно, если бы «смеялась добрая крестьянская душа» без «водочки»! Однако без этого трудно было выдержать тяготы крестьянского существования. И поэтому скорее не осуждение, а призыв к пониманию звучит в этой части поэмы.
Особенно следует сказать о проблеме женского счастья в произведении Некрасова.
Поэт не только увидел тяжкую долю трудовой русской женщины, но и восславил «тип величавой славянки», скорбел о ее судьбе, гордился ее красотой, огромной нравственной силой. И все же, народного поэта прежде всего привлекает драматизм женской судьбы. Поэтому обращение к женской красоте служит у Некрасова тому же разоблачению мрачной социальной действительности, раскрытию темы крестьянского угнетения.
Поэт, как и его герои-странники, находится во власти мучительного впечатления от печальной повести жизни своей героини. Он видит в ней безвинно страдающего и глубоко оскорбленного человека. Однако, несмотря на страдание, у Матрены Тимофеевны остается «в рабстве спасенное сердце свободное». Она не терпит унижения безропотно, на любую несправедливость отвечает немедленным действием, ищет и находит выход из самых трагических ситуаций, с гордостью заявляя о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу». И в этом заключается настоящее счастье героини, ведь ей удалось сохранить «совесть спокойную, правду живучую».
Показан в поэме и массовый, собирательный образ народа. Так, в главе «Пир – на весь мир» люди справляют «поминки по крепям». В праздник вовлекаются все, звучат народные песни освобождения. Далеко не однозначны, противоречивы и пестры эти песни на духовном пиру народном. Здесь поэма напоминает крестьянскую сходку, мирской диалог. Однако это единство, сознание своей общинной силы у русских крестьян не может оставить читателя равнодушным.
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
Однако именно этот герой у Некрасова – обладатель наивысшего счастья. Здесь-то и заключается настоящий ответ на поставленный Некрасовым вопрос: истинно счастливы те самоотверженные борцы за народное благо, которые, подобно Грише, видят в служении народу цель своей жизни. Счастье Добросклонова еще и в том, что он определил свой жизненный путь:
Григорий твердо знал уже,
Кому отдаст всю жизнь свою.
Однако сложно согласиться с тем, что Гриша Добросклонов единственно счастливый в поэме. Разве несчастны Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрена Тимофеевна? На мой взгляд, человек ощущает себя счастливым уже тогда, когда живет честно, поступает справедливо и душа у него спокойна этой справедливостью и честностью, когда «сердце свободное».
Например, если оценивать жизненный путь Матрены Тимофеевны с точки зрения бед и невзгод, тогда как же может быть счастлив Григорий Добросклонов, которому была уготована каторга? И Савелий, наверное, не согласился бы прожить свою жизнь по-иному, с другими убеждениями. Значит, он доволен прожитой жизнью, счастлив?
С этим утверждением можно спорить, возразив, что сама Матрена не считает себя счастливой, что странники не нашли того, «кому на Руси жить хорошо». Но ведь и критерии счастья могут быть разные, и понимание этого слова у каждого может быть свое… А вот человека, которому жить хорошо, наши странники действительно не нашли!
Я думаю, можно быть счастливым душой, но не жить хорошо – все зависит от того, какую «формулу счастья» применять к оценке действительности.
Введение
«Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Этим вопросом, сформулированным в стихотворении «Элегия», Некрасов задавался неоднократно. В его итоговом произведении «Кому на Руси жить хорошо» проблема счастья становится основополагающей проблемой, на которой и стоится сюжет поэмы.
Семеро мужиков из разных деревень (название этих деревень – Горелово, Неелово и т.д. ясно дают понять читателю, что счастья в них никогда не видели) отправляются в путь на поиски счастья. Сам по себе сюжет поисков чего-либо является очень распространенным и часто встречается в сказках, а также в житийной литературе, где зачастую описывался долгий и опасный путь в Святую Землю. В результате такого поиска герой обретает очень ценную вещь (вспомним сказочное то-не-знаю-что), либо же, в случае с паломниками, благодать. А что же найдут странники из поэмы Некрасова? Как известно, их поиски счастливого не увенчаются успехом – то ли потому, что автор не успел дописать свою поэму до конца, то ли потому, что они в силу своей духовной незрелости все еще не готовы увидеть по-настоящему счастливого человека. Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на то, как трансформируется проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Эволюция понятие «счастье» в сознании главных героев
«Покой, богатство, честь» – эта формула счастья, выведенная в начале поэмы попом, исчерпывающе описывает понимание счастья не только для священника. Она передает изначальный, поверхностный взгляд на счастье странников. Крестьяне, много лет прожившие в нищете, не мыслят счастья, которое не подкреплялось бы материальным достатком и всеобщим уважением. Список возможных счастливцев они формируют согласно своим представлениям: поп, боярин, помещик, чиновник, министр и царь. И, хотя Некрасов не успел реализовать в поэме все свои замыслы – глава, где странники дошли бы до царя, осталась не написанной, но уже и двоих из этого списка – попа и помещика, оказалось достаточно для того, чтобы мужики разочаровались в своем первоначальном взгляде на счастье.
Рассказы попа и помещика, встреченных странниками на дороге, довольно похожи друг на друга. В обоих звучит печаль об ушедших счастливых сытных временах, когда власть и достаток сами шли им в руки. Теперь же, как показано в поэме, помещиков отобрали все, что составляло их привычный уклад жизни: землю, покорных холопов, а взамен дали неясный и даже пугающий завет трудиться. И вот казавшееся незыблемым счастье развеялось как дым, оставив вместо себя одни сожаления: «… помещик зарыдал».
Выслушав эти истории, мужики оставляют свой первоначальный план – они начинают понимать, что настоящее счастье заключается в чем-то ином. На их пути попадается крестьянская ярмарка – место, в котором собирается множество крестьян. Мужики принимают решение поискать счастливого среди них. Проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо» изменяется – странникам становится важно найти не просто абстрактного счастливого, а счастливого среди простого народа.
Но никакой из предложенных людьми на ярмарке рецептов счастья – ни сказочный урожай репы, ни возможность есть хлеба досыта, ни волшебная сила, ни даже чудесная случайность, позволившая остаться в живых – не убеждает наших странников. У них формируется понимание того, что счастье не может зависеть от материальных вещей и простого сохранения жизни. Подтверждением этого служит история жизни Ермила Гирина, рассказанная там же, на ярмарке. Ермил старался всегда поступать по правде, и на любой должности – бургомистра, писца, а затем мельника – пользовался любовью народа. В какой-то мере он служит предвестником другого героя, Гриши Добросклонова, который также положил всю жизнь на службу народу. Но какой же была благодарность за поступки Ермила? Не стоит считать его счастливым – говорят мужикам, – Ермил сидит в остроге за то, что во время бунта заступился за крестьян…
Образ счастья как свободы в поэме
Посмотреть на проблему счастья с другой стороны предлагает странникам простая крестьянка, Матрена Тимофеевна. Рассказав им историю своей жизни, полной лишений и бед – только тогда и была она счастлива, как ребенком жила у родителей, – она добавляет:
«Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны…»
Счастье сравнивается с долгое время недостижимой для крестьян вещью – вольной волюшкой, т.е. свободой. Матрена всю жизнь подчинялась: своему мужу, его недоброй семье, злой воле помещиков, погубивших ее старшего сына и пожелавших выпороть младшего, несправедливости, из-за которой ее мужа забрали в солдаты. Какую-то радость в жизни она получает лишь тогда, когда решается восстать против этой несправедливости и идет просить за мужа. Вот когда Матрена обретает душевный покой:
«Хорошо, легко,
Ясно на сердце»
И это определение счастья как свободы, по всей видимости, приходится мужикам по душе, ведь уже в следующей главе они обозначают цель своего путешествия так:
«Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошеной волости,
Избыткова села»
Видно, что здесь на первое место ставится уже не «избыток» – достаток, а «непоротость», знак свободы. Мужики поняли, что достаток появится у них после того, как они получат возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью. И тут Некрасов подымает еще одну важную нравственную проблему – проблему холопства в сознании русского человека. Ведь на момент создания поэмы свобода – указ об отмене крепостного права – у крестьян уже была. Но научиться жить как свободным людям им еще только предстоит. Недаром в главе «Последыш» многие из вахлачан так легко соглашаются играть роль мнимых крепостных – эта роль прибыльная, и, чего уж тут скрывать, привычная, не заставляющая задумываться о будущем. Свобода на словах уже получена, но мужики все еще стоят перед помещиком, сняв шапки, а тот милостиво позволяет им садиться (глава «Помещик»). Автор показывает, насколько опасно такое притворство – Агап, якобы выпоротый в угоду старому князю, на утро и вправду умирает, не выдержав позора:
«Мужик сырой, особенный,
Головка непоклончива»…
Вывод
Итак, как видим, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» проблематика является достаточно сложной и развернутой и не может свестись в финале к простому нахождению счастливого человека. Основная проблема поэмы как раз-таки и заключается в том, что, как показывает странствие мужиков, народ еще не готов стать счастливым, он не видит правильного пути. Сознание странников понемногу изменяется, и они становятся способны различить суть счастья за его земными составляющими, но такой путь предстоит пройти каждому человеку. Поэтому вместо счастливца в конце поэмы появляется фигура народного заступника, Гриши Добросклонова. Сам он не из крестьянского, а из духовного сословия, оттого так отчетливо видит нематериальную составляющую счастья: свободную, образованную, воспрянувшую от многовекового рабства Русь. Гриша вряд ли будет счастлив сам по себе: судьба готовит ему «чахотку и Сибирь». Но он воплощает в поэме «Кому на Руси жить хорошо» народное счастье, которое еще только должно наступить. Вместе с голосом Гриши, поющего радостные песни о свободной Руси, слышится убежденный голос самого Некрасова: когда крестьяне освободятся не только на словах, но и внутренне, тогда будет счастлив и каждый человек отдельно.
Приведенные мысли о счастье в поэме Некрасова пригодятся учащимся 10 класса при подготовке сочинения на тему «Проблема счастья поэме «Кому на Руси жить хорошо»».
Тест по произведению
- Непридуманная история Вали Котика (5 фото)
- Когда не следует увольняться с работы
- Правила и образец заполнения формы Р13001
- Использование кодов: правила заполнения табеля учета рабочего времени
- Нюансы внесения разных сведений
- Знаки зодиака весы кролик Весы заяц
- К чему снится вино — толкование сна по сонникам
- К чему снится летучая мышь черная
- К чему снится лепить хинкали
- К чему снится черешня: ваши желания исполнятся или вас ждет новое любовное приключение
- К чему снится мертвая собака: замужней женщине, незамужней девушке, беременной, мужчине – толкование по сонникам
- Рецепты невероятно вкусной выпечки из гречневой муки
- Постное ржаное печенье. Печенье из ржаной муки
- Салат из кальмаров: вкусные рецепты
- Как приготовить салат из кальмаров
- Пшенная каша с курицей – самый вкусный рецепт
- Какой выбрать камень талисман для близнецов
- Любовный гороскоп женщины-Овна, или «Жизнь на поле боя»
- Молитва на очищение души, тела, дома и рода
- Беляев александр романович - человек-амфибия