Тест определения самоэффективности Маддукса и Шеера (перевод и модификация Л. Бояринцевой под руководством Р. Л. Кричевского). Диагностика самоопределения и самоэффективности в бизнесе


Тест на самоэффективность - одна из методик исследования самосознания. По результатам-теста определяется уровень субъективной оценки испытуемым своего потенциала в сфере предметной деятельности и в сфере общения, которым он (испытуемый) может реально воспользоваться.
Понятие о самоэффективности было введено Альбертом Бандурой- в 70-е годы не столько для объяснения, сколько для целенаправленной работы по изменению личности. С помощью этого понятия А. Бандура оценивал способность людей к осознанию своих способностей и к использованию этих способностей наилучшим образом. При этом было обращено внимание на то, что даже при наличии более чем скромных способностей умелое их использование позволяет человеку достигать высоких результатов. В то же время наличие высокого потенциала автоматически не гарантирует и высокие результаты, если человек не верит в возможность этот потенциал применить на практике и не пытается воспользоваться всем тем, что дано ему природой и обществом.
Потенциал приведенной методики определяется тем, что она высвечивает те направления самокоррекции, которые обеспечивают человеку повышение его самоэффективности, ведут к конструктивным преобразованиям его Я-концепции.
Таким образом, представления о самоэффективности несут в себе не только информацию о самооценке личности, не только сведения о степени самореализации, но содержат импульс к саморазвитию. Предложенная методика позволяет операционализировать попытки личности достичь высот в предметной деятельности и межличностном общении.
Определение субъективных представлений о своем потенциале осуществляется с помощью 23 утверждений. Испытуемый отмечает степень своего согласия или несогласия с каждым из предлагаемых утверждений на 11-баллной шкале с диапазоном оценок от -5 на одном полюсе (абсолютное несогласие) до +5 на другом (абсолютное согласие).

Еще по теме Тест определения самоэффективности Маддукса и Шеера (перевод и модификация Л. Бояринцевой под руководством Р. Л. Кричевского):

  1. РИЧАРД А. ПОЗНЕР. Экономический анализ права В ДВУХ ТОМАХ ТОМ 1. Перевод с английского под редакцией В. Л. Тамбовцева, 2004
  2. РИЧАРД А. ПОЗНЕР. Экономический анализ права В ДВУХ ТОМАХ ТОМ 2. Перевод с английского под редакцией В. Л. Тамбовцева, 2004
Субъектогенетический дифференциал
ФИО
Пол Возраст
победитель побежденный
сильный слабый
депрессивный жизнестойкий
пессимист оптимист
успешный неуспешный
организованный неорганизованный
ответственный безответственный
целеустремленный нецелеустремленный
несчастный счастливый

Тест определения самоэффективности Маддукса и Шеера

(перевод и модификация Л. Бояринцевой под руководством Р.Л. Кричевского)

Тест на самоэффективность - одна из методик исследования самосознания. По результатам теста определяется уровень субъективной оценки испытуемым своего потенциала в сфере предметной деятельности и в сфере общения, которым он (испытуемый) может реально воспользоваться.

Понятие о самоэффективности было введено Альбертом Бандурой в 70-е годы не столько для объяснения, сколько для целенаправленной работы по изменению личности . С помощью этого понятия А. Бандура оценивал способность людей к осознанию своих способностей и к использованию этих способностей наилучшим образом. При этом было обращено внимание на то, что даже при наличии более чем скромных способностей умелое их использование позволяет человеку достигать высоких результатов. В то же время наличие высокого потенциала автоматически не гарантирует и высокие результаты, если человек не верит в возможность этот потенциал применить на практике и не пытается воспользоваться всем тем, что дано ему природой и обществом (52).

Акмеологический потенциал приведенной методики определяется тем, что она высвечивает те направления самокоррекции, которые обеспечивают человеку повышение его самоэффективности, ведут к конструктивным преобразованиям его Я-концепции.

Таким образом, представления о самоэффективности несут в себе не только информацию о самооценке личности, не только сведения о степени самореализации, но содержат импульс к саморазвитию. Предложенная методика позволяет операционализировать попытки личности достичь высот в предметной деятельности и межличностном общении.

Определение субъективных представлений о своем потенциале осуществляется с помощью 23 утверждений. Испытуемый отмечает степень своего согласия или несогласия с каждым из предлагаемых утверждений на 11-баллной шкале с диапазоном оценок от -5 на одном полюсе (абсолютное несогласие) до +5 на другом (абсолютное согласие).

Опросник методики измерения самоэффективности

Согласны ли Вы с предлагаемыми утверждениями? Если абсолютно согласны, выберите ответ "+5", если абсолютно не согласны, то "-5". В зависимости от степени своего согласия или несогласия с утверждениями используйте для ответа промежуточные оценки шкалы в области положительных или отрицательных значений соответственно.

1. Когда я что-либо планирую, я всегда уверен, что могу выполнить данную работу.

2. Одна из моих проблем состоит в том, что я не могу сразу взяться за работу, которую мне необходимо выполнить, оттягивая этот момент до последнего.

3. Если я не могу выполнить работу с первого раза, я продолжаю попытки до тех пор, пока не справлюсь с ней.

4. Когда я ставлю важные для себя цели, мне редко удается достичь их.

5. Я часто бросаю дела, не закончив их.

6. Я стараюсь избегать трудностей.

7. Если что-то кажется мне слишком трудным, я не стану даже пытаться выполнять это хоть как-нибудь.

8. Если я делаю что-то крайне необходимое, но не слишком приятное для меня, я все равно буду упорствовать до тех пор, пока не доведу дело до конца.

9. Если я решил что-то сделать, я буду идти "напролом", до конца.

10. Если мне не удается быстро выучить что-то новое, я сразу бросаю это дело.

11. Когда проблемы возникают неожидан но, мне не удается справиться с ними.

12. Я не пытаюсь научиться чему-то новому, если оно выглядит слишком сложно для меня.

13. Неудачи не смущают меня, а только заставляют предпринимать еще более настойчивые попытки справиться с ситуацией.

14. Я испытываю уверенность в своих силах при решении сложных проблем.

15. Я вполне уверен в себе.

16. Я легко бросаю дела.

17. Я не похож на человека, который легко справляется с любыми проблемами в жизни.

18. Мне трудно приобретать новых друзей.

19. Если я встречаю человека, с которым мне было бы приятно поговорить, я иду к нему сам, не дожидаясь, пока он подойдет ко мне.

20. Если мне не удастся стать близким другом интересного для меня человека, я, скорее всего, прекращу попытки общения с ним.

21. Если я познакомился с человеком, который на первый взгляд кажется мне не слишком интересным, я все равно не прекращаю сразу общения с ним.

22. Я не слишком уютно чувствую себя на собраниях, в компаниях, в больших группах людей.

23. Я приобрел всех моих друзей благодаря своей способности устанавливать контакты.

Алгебраическая сумма баллов первых 17 пар утверждений отражает оценку самоэффективности в сфере деятельности, а с 18 по 23 - в сфере общения.

Подсчет баллов производится после изменения знака перед отмеченной цифрой на шкале в ряде утверждений согласно "ключу" к тесту.

"Ключ": баллы в утверждениях N 2, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12,16, 17, 18, 20, 21, 22 меняют знак на противоположный.

Для теста Маддукса - Шеера статистические нормы в нашей стране не определялись. Ниже приводятся результаты проведенной нами нормировки данного теста по результатам обследования в общей сложности 927 человек, в число которых вошли школьники, студенты, работники госпредприятий, госслужащие, лица, зарегистрированные в службе занятости как временно не работающие.

Средние показатели результатов

теста на самоэффективность.

Средние значения самоэффективности в сфере деятельности располагаются в интервале значений от +7 до +53 баллов, а в сфере общения - от -7 до +15. Показатели, лежащие за пределами этих интервалов, свидетельствуют либо о низкой оценке своего потенциала в той или иной сфере жизнедеятельности, либо о высокой. В результате проведенного нами корреляционного анализа было установлено, что показатели самоэффективности в сфере деятельности в большей степени связаны с уровнем интернальности прямой зависимостью и обратной - с импульсивностью по сравнению с показателями самоэффективности в сфере общения, которые в большей степени коррелируют с экстраверсией.

Результаты исследования самоэффективности можно использовать при построении индивидуальных программ самокоррекции и саморазвития, при изучении субъектогенетического потенциала личности.

Эмоциональный тест Фордайса

I. Насколько счастливым или несчастным вы чувствуете себя в целом? Отметьте один вариант ответа - тот, который точнее других отражает ваши ощущения:

(10) в высшей степени счастливым;

(9) очень счастливым;

(8) довольно-таки счастливым;

(7) серединка на половинку;

(6) иногда счастливым;

(5) нейтральным (ни счастливым, ни несчастным);

(4) слегка несчастным (чуть ниже нейтрального уровня);

(3) пожалуй, несчастным (жизнь немного тосклива);

(2) довольно-таки несчастным (испытываю легкую подавленность);

(1) глубоко несчастным (депрессия, подавленность);

(0) в высшей степени несчастным (острая депрессия сопровождает меня постоянно).

Ответьте на две следующие группы вопросов как можно точнее и так, чтобы в сумме ваши результаты составили 100 %

II. Какую часть времени (в среднем) вы проводите «на подъеме»?

Как часто вы чувствуете себя несчастным? :

В течение... % всего своего времени

Насколько обычно для вас нейтральное состояние?

В течение... % всего своего времени

III. В среднем я чувствую себя:

Счастливым - в течение... % всего своего времени;

Несчастным - в течение... % времени;

Ни счастливым, ни несчастным - в... %.

По результатам тестирования 3050 взрослых американцев средний уровень ответов на первый вопрос составил 6,92 балла. Согласно данным по второму вопросу, средний американец примерно половину своего времени (54,13 %) чувствует себя счастливым, 20,44 % времени - несчастным, а все остальное время (25,43 %) - чувствует себя нейтрально.

Шкала счастья

Следующий тест разработан Соней Любомирской, преподавателем психологии Калифорнийского университета в Риверсайде.

1. В целом, я считаю себя человеком:

не очень счастливым 1 2 3 4 5 6 7 очень счастливым

2. По сравнению с большинством сверстников я считаю себя:

менее счастливым 1 2 3 4 5 6 7 более счастливым

3. Некоторые люди очень счастливы по своей природе. Они
радуются жизни независимо от того, что происходит вокруг.
До какой степени это свойственно вам?

4. Некоторые люди не слишком счастливы. Пусть и не впадая в
депрессию, приподнятым настроением они тоже не отлича
ются. До какой степени это свойственно вам?

Совсем не свойственно для меня 1 2 3 4 5 6 7 Типично для меня

Чтобы подсчитать результат, сложите баллы своих ответов на первые три вопроса, прибавьте восемь и вычтите балл за четвертый вопрос. Средний итоговый результат взрослого американца - 4,8 балла. Две трети опрашиваемых набирают от 3,8 до 5,8 балла.

Бланк Теста жизнестойкости
Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, отмечая галочкой тот ответ, который наилучшим образом отражает Ваше мнение.
Вопросы нет скорее нет, чем да скорее да, чем нет да
Я часто не уверен в собственных решениях.
Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела.
Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели.
Я постоянно занят, и мне это нравится.
Часто я предпочитаю "плыть по течению"
Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств.
Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня.
Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня.
Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо.
Порой я так устаю, что уже ничто не может заинтересовать меня.
Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным.
Я стараюсь быть в курсе всего.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым.
Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их.
Иногда меня пугают мысли о будущем.
Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал.
Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль.
Мне кажется, если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете.
Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми.
Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш.
Я люблю знакомиться с разными людьми.
Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, что он просто не умеет видеть интересное.
Мне всегда есть чем заняться.
Я всегда могу повлиять на результат того. Что происходит вокруг.
Я часто сожалею о том, что уже сделано.
Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучших времен.
Мне трудно сближаться с другими людьми.
Как правило, окружающие слушают меня внимательно.
Если бы я мог, я многое изменил бы в прошлом.
Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен.
Мне кажется, жизнь проходит мимо меня.
Мои мечты редко сбываются.
Неожиданности дарят мне интерес к жизни.
Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны.
Порой я мечтаю о спокойной размеренной жизни.
Мне не хватает упорства закончить начатое.
Бывает, жизнь кажется мне скучной и беспросветной.
У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы.
Окружающие меня недооценивают.
Как правило, я работаю с удовольствием.
Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей.
Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются.
Друзья уважают меня за упорство и непреклонность.
Я охотно берусь воплощать новые идеи.
Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов о себе. Вместо имени в поле ФИО можно использовать любой псевдоним (пожалуйста, используйте один и тот же псевдоним для всех опросников).
Конфиденциальность личной информации гарантируется
ФИО
Пол:_________ Возраст:_________ Образование:______________________________
Тест (шкала) самоэффективности
Оснащение: бланк методики с 10 суждениями для оценки.
Особенности процедуры: полученные результаты тестирования полезно соотнести с показателями других методик, в частности тестов, направленных на изучение уверенности в себе, самооценки. Следует попытаться найти взаимосвязь между результатами различных тестов, обратив внимание на то, какие качества и черты человека могут дополняться или компенсироваться другими. Нужно учитывать, что данная методика не защищена от так называемых социально желательных ответов, поэтому в процессе профотбора желательно использовать также проективные методики. которые не дают возможности претенденту "приукрасить" результаты.
Инструкция: "Оцените высказывания по степени своего согласия с ними и поставьте любой знак в графе с условными обозначениями: 1 - абсолютно неверно; 2 - едва ли верно; 3 - скорее всего верно; 4 - совершенно верно".
Бланк методики
Содержание высказываний Отметки
Если я как следует постараюсь, то всегда найду решение даже сложной проблемы
Если мне что-нибудь мешает, то я все же нахожу пути достижения своей цели
Мне довольно просто удается достичь своих целей
В неожиданных ситуациях я всегда знаю, как должен себя вести
При непредвиденно возникающих трудностях я верю, что смогу с ними справиться
Если я приложу достаточно усилий, то смогу справиться с большинством проблем
Я готов к любым трудностям, поскольку полагаюсь только на собственные способности
Если передо мной встает какая-либо проблема, то я обычно нахожу несколько вариантов ее решения
Я могу что-нибудь придумать даже в безвыходных на первый взгляд ситуациях
Я обычно способен держать ситуацию под контролем
Ключи шкал Теста жизнестойкости
Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 («нет» - 0 баллов, «скорее нет, чем да» - 1 балл, «скорее да, чем нет» - 2 балла, «да» - 3 балла), ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до 0 («нет» - 3 балла, «да» - 0 баллов). Затем суммируется общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска). Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.
Ключи к Тесту жизнестойкости
Прямые пункты Обратные пункты
Вовлеченность 4, 12, 22, 23, 24, 29, 41 2, 3, 10, 11, 14, 28, 32, 37, 38, 40, 42
Контроль 9, 15, 17, 21, 25, 44 1, 5, 6, 8, 16, 20, 27, 31, 35, 39, 43
Принятие риска 34, 45 7, 13, 18, 19, 26, 30, 33, 36
Средние и стандартные отклонения общего показателя и шкал Теста жизнестойкости
Нормы Жизнестойкость Вовлеченность Контроль Принятие риска
Среднее 80,72 37,64 29,17 13,91
Стандартное отклонение 18,53 8,08 8,43 4,39
Ключ к Тесту (шкале) самоэффективности
"Абсолютно неверно" - 1 балл
"Едва ли это верно" - 2 балла
"Скорее всего это верно" - 3 балла
"Совершенно верно" - 4 балла
Колличество баллов складывается.
Показатели до 27 баллов свидетельствуют о низкой самоэффективности
27-35 баллов - показатели средней самоэффективности
более 35 баллов - показатели высокой самоэфективности

ДЛЯ САМЫХ ПЫТЛИВЫХ

а)основная литература

1. Огнев А.С. Психология субъектогенеза личности. – М.: МГГУ, 2009. – 192 с.

2. Огнев А.С. Субъектогенетический подход к психологической саморегуляции личности. – М, 2009. – 212 с.

3. Селигман М. Путь к процветанию: новое понимание счастья и благополучия благополучия и процветания. - 2013 - 439 с.

б) дополнительная литература:

1. Бакштанский В.Л., Жданов О.И. Менеджмент жизни: Стратегия личной эффективности. – М.: Беловодье, 2008. – 464 с.

2. Бен-Шахар Т. Научиться быть счасливым. – Минск: «Попурри», 2009. – 240 с.

3. Бонивелл И. Ключи к благополучию: Что может позитивная психология. – М.: Время, 2009. – 192 с.

4. Бояцис Р., Гоулман Д., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. – М.: Альпина, 2008. - 301 с.

5. Гарднер Г. Великая пятерка: Мыслительные стратегии, ведущие к успеху. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 155 с.

6. Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Шевяхова В.Ю. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач. – М.: Смысл, 2009. – 152 с.

7. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. – 478 с.

8. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект на работе. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. – 476 с.

9. Кляйн С. Секрет удачи. Как научиться властвовать над случаем. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 352 с.

10. Кляйн С. Формула счастья. Как настроится на позитивный лад. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 352 с.

11. Кови С. Восьмой навык: от эффективности к величию. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 408 с.

12. Кови С. Главное внимание - главным вещам. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 324 с.

13. Кови С. Лидерство, основанное на принципах. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 302 с.

14. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 374 с.

15. Кристенсен К., Оллвор Дж., Дилон К. Стратегия жизни. – М., 2013. – 242 с.

Кузес Д., Познер Б. Вызов лидерства. – М.: Изд-во Юрайт, 2009. – 429 с.

16. Кузес Д., Познер Б. Наследие лидера. – М.: Изд-во Юрайт, 2009. – 170 с.

17. Кэнфилд Д., Свитцер Д. Думать и богатеть! Правила успеха. – М.: Эксмо, 2009. – 560 с.

18.Огнев А.С., Гончар С.Н., Казаков К.А. Жизненная навигация в системе высшего образования // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Психология и педагогика». – 2012, №3(II). - С. 99-111.

Персональный менеджмент / Под общ. ред. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 256 с.

19. Питерс Т. Лидерство. Основы. – СПб, Стокгольмская школа экономики, 2006. – 160 с.

205. Селигман М. В поисках счастья. Как получать от жизни удовольствие каждый день. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. – 320 с.

21. Сигер Р. Проснись победителем! - М.: Эксмо, 2008. – 256 с.

22. Слоун К. Умнее, быстрее, лучше: Стратегии эффективного и успешного лидерства. – М.: Изд-во Юрайт, 2009. – 295 с.

23. Шевченко М.Ф. Как стать успешным? – СПб.: Речь, 2007. – 208 с.

24. Томас Р. Испытание лидерства: Опыт, ведущий к мастерству. – М.: Изд-во Юрайт, 2009. – 324 с.

25. Фридман С. Совершенное лидерство. – М.: Изд-во Юрайт, 2009. – 251 с.

информационное обеспечение:

1. http://mggu-sh.ru/senatus/ognev-aleksandr-sergeevich (Огнев А.С. Жизненная навигация /электронное издание/. – М.: МГГУ, 2012.)

2. http://www.positivepsychology.org

3. http://www.uel.ac.uk

Тест определения уровня самоэффективности – одна из методик исследования самосознания и самооценки личности. Понятие самоэффективности ввел А. Бандура не столько для объяснения, сколько для целенаправленной работы по личностной коррекции.

В данное понятие вкладывалась возможность оценивать умение людей осознавать свои способности и использовать их наилучшим образом. При этом особое внимание придавалось тому, что при более чем скромных способностях умелое их использование позволяет человеку достичь высоких результатов. В то же время присутствие высокого потенциала автоматически не гарантирует высокие результаты, если человек не верит в возможность применить этот потенциал на практике и не пытается воспользоваться всем тем, что дано ему природой и обществом.

Здесь приводится одна из конкретных диагностических методик, разработанных Маддуксом и Шеером, направленная на количественное определение уровня самоэффективности.

Перевод теста и его модификация осуществлены Л. Бояринцевой под руководством Р. Кричевского. Речь идет об оценке человеком своего потенциала в сфере предметной деятельности и в сфере общения, которым он реально может воспользоваться. Тест состоит из 23 утверждений, с каждым из которых испытуемый оценивает степень своего согласия по 11-балльной шкале.

Таким образом, представления о самоэффективности, заложенные в данную методику, предоставляют возможность получить не только информацию о самооценке личности, не только сведения о степени ее самореализации, но и создают определенный импульс к саморазвитию. Тем самым методика позволяет операционализировать попытки личности достичь высоких результатов в предметной деятельности и межличностном общении.

Тест

Согласны ли вы с предлагаемыми утверждениями? Если абсолютно согласны, отметьте значение «+5», если абсолютно не согласны – значение «-5». В зависимости от степени своего согласия или несогласия с утверждениями используйте для ответа промежуточные оценки шкалы в области положительных или отрицательных значений, соответственно. То есть, читая нижеследующие утверждения, вы можете выбрать любое число от «-5» до «+5», которое соответствует степени вашей согласности с данным утверждением.

  1. Когда я что-либо планирую, я всегда уверен(а), что могу выполнить данную работу
  2. Одна из моих проблем состоит в том, что я не могу сразу взяться за работу, которую мне необходимо выполнить, оттягивая этот момент до последнего
  3. Если я не могу выполнить работу с первого раза, я продолжаю попытки до тех пор, пока не справлюсь с ней
  4. Когда я ставлю важные для себя цели, мне редко удается достичь их
  5. Я часто бросаю дела, не закончив их
  6. Я стараюсь избегать трудностей
  7. Если что-то кажется мне слишком трудным, я не стану даже пытаться выполнить это хоть как-нибудь
  8. Если я делаю что-то крайне необходимое, но не слишком приятное для меня, я все равно буду упорствовать до тех пор, пока не доведу дело до конца
  9. Если я решил(а) что-то сделать, буду идти напролом, до конца
  10. Если мне не удается быстро выучить что-то новое, сразу бросаю это дело
  11. Когда проблемы возникают неожиданно, мне не удается справиться с ними
  12. Я не пытаюсь научиться чему-то новому, если оно выглядит слишком сложным для меня
  13. Неудачи не смущают меня, а только заставляют предпринимать еще более настойчивые попытки справиться с ситуацией
  14. Я испытываю уверенность в своих силах при решении сложных проблем
  15. Я вполне уверен(а) в себе
  16. Я легко бросаю дела
  17. Я не похож(а) на человека, который легко справляется с любыми проблемами в жизни
  18. Мне трудно приобретать новых друзей
  19. Если я встречаю человека, с которым мне было бы приятно поговорить, иду к нему сам, не дожидаясь, пока он подойдет ко мне
  20. Если мне не удастся стать близким другом интересного мне человека, я, скорее всего, прекращу попытки общения с ним
  21. Если я познакомился(-ась) с человеком, который на первый взгляд кажется мне не слишком интересным, все равно не прекращаю сразу общения с ним
  22. Я не слишком уютно чувствую себя на собраниях, в компаниях, в больших группах людей
  23. Я приобрел(а) всех друзей благодаря своей способности устанавливать контакты

Ответы:

Сумма баллов первых 17 утверждений показывает уровень самоэффективности в сфере предметной деятельности, а с 18-го по 23-е утверждение – в сфере межличностного общения.

Подсчет баллов производится после изменения знака на обратный перед отмеченной цифрой в утверждениях: 2, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 16, 17, 18, 20, 21, 22.

Для данного теста статистические нормы для России пока не определялись. Нормировка теста была проведена А. Огневым на выборке более 900 человек (школьники, студенты, работники госпредприятий, госслужащие, безработные). Средние значения уровня самоэффективности располагаются в интервале от -7 до +53 баллов, а в сфере общения - в интервале от +7 до +15. Таким образом, показатели, лежащие за указанными пределами, свидетельствуют либо о заниженной оценке потенциала в той или иной сфере жизнедеятельности, либо - о завышенной.

СТАТЬИ на эту же ТЕМУ

Открытые мероприятия

пт, 8 Марта, 2019 - 16:00
МЕТОДИКА: Шкала диагностики самоэффективности (Self-Efficacy Scale - SES) (Sherer M., J.E. Maddux, B. Mercadante, S. Prentice-Dunn, (B. Jacobs, R.W. Rogers, 1982) (адаптация А.В. Бояринцевой). Тест определения уровня самоэффективности - одна из диагностических методик исследования самосознания и самооценки личности, направленная на количественное определение уровня самоэффективности. Понятие "самоэффективность" ввел А. Бандура, подразумевая под ним уверенность в успехе собственного поведения. В понятие вкладывалась воз- можность оценивать умение людей осознавать свои способности и использовать их наилучшим образом. При этом особое внимание придавалось тому, что при более чем скромных способностях умелое их использование позволяет человеку достичь высоких результатов. В то же время наличие высокого потенциала ав- томатически не гарантирует высокие результаты, если человек не верит в возможность применить этот потенциал на практике и не пытается воспользо- ваться всем тем, что дано ему природой и обществом. Методика измеряет 2 уровня самоэффективности - уровень самоэффектив- ности в сфере предметной деятельности и уровень самоэфективности в сфере межличностного общения. Шкала представляет собой опросник из 23 суждений относительно чувства уверенности индивида в разных видах деятельности, от- носящихся к двум сферам (сфера предметной деятельности и сфера межличност- ного общения). Респонденту предлагается выразить степень своего согласия с утвержде- ниями по шкале от +5 до -5. Далее ответы подсчитываются по ключу. Сумма баллов первых 17 утверждений показывает уровень самоэффектив- ности в сфере предметной деятельности, а с 18-го по 23-е утверждение - в сфере межличностного общения. Подсчет баллов производится после изменения знака на обратный перед цифрой в утверждениях: 2, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 16, 17, 18, 20, 21, 22. Средние значения уровня самоэффективности располагаются в интервале от -7 до +53 баллов, а в сфере общения - в интервале от +7 до +15. Таким образом, показатели, лежащие за указанными пределами, свидетельствуют либо о заниженной оценке потенциала в той или иной сфере жизнедеятельности, ли- бо - о завышенной. Обработка результатов и интерпретация. Сумма баллов первых 17 утверждений показывает уровень самоэффектив- ности в сфере предметной деятельности, а с 18-го по 23-е утверждение - в сфере межличностного общения. Подсчет баллов производится после изменения знака на обратный перед отмеченной цифрой в утверждениях: 2, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 16, 17, 18, 20, 21, 22. Средние значения уровня самоэффективности в сфере предметной деятель- ности располагаются в интервале от -7 до +53 баллов, а в сфере общения - в интервале от +7 до +15. Таким образом, показатели, лежащие за указанными пределами, свидетельствуют либо о заниженной оценке потенциала в той или иной сфере жизнедеятельности, либо - о завышенной. Результаты нормирования тестовых показателей на российской выборке. Показатель S SD Самоэффективность в сфере предметной деятельности 30,6 3,8 Самоэффективность в сфере межличностного общения 23,8 11,1 Опросник состоит из 23 вопросов. Примерное время тестирования 5-10 минут. Примечание к компьютерной версии: В данной программе диаграмма результатов тестирования строится на по- казателях выраженных в процентах. ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ: --- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА. Методика: Шкала диагностики самоэффективности (SES). Ф.И.О:__________________ Доп. данные:____________ Диаграмма. ПД ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████─────╢> <────────[-]─────────><──────[==]──────><───[+]──> МО ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓───────────────╢> <────────────[-]─────────────><─[==]─><────[+]───> Tестовые показатели: 1. Предметная деятельность - ПД = 71 92% 2. Межличностное общение - МО = 14 73% ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: Завышенная оценка самоэффективности в сфере предметной дея- тельности. Чрезмерная уверенность (убеждение) человека относительно на- личия у него потенциальных способностей организовать и осуществить собственную деятельность, необходимую для достижения определенной цели. Повышенный показатель самооценки продуктивности процесса ин- теграции когнитивных, социальных и поведенческих компонентов c целью осуществления оптимальной стратегии в разнообразных ситуаци- ях предметной деятельности. Средняя оценка самоэффективности в сфере межличностного обще- ния. Умеренно выраженная уверенность (убеждение) человека относи- тельно наличия у него потенциальных способностей организовать и осуществить собственную деятельность, необходимую для достижения определенной цели в сфере межличностного общения. Средний показатель самооценки продуктивности процесса инте- грации когнитивных, социальных и поведенческих компонентов c целью осуществления оптимальной стратегии в разнообразных ситуациях межличностного общения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТНОЙ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

М.И. Гайдар

В статье анализируются имеющиеся в психологии диагностические инструменты изучения самоэффективности, делается вывод об ограниченности их возможностей для диагностики личностной самоэффективности психолога. Представлена характеристика авторского опросника личностной самоэффективности студентов-психологов, излагаются полученные с его помощью результаты исследования.

Ключевые слова: самоэффективность, личностная самоэффективность психолога, диагностика личностной самоэффективности.

В настоящее время обществу настоятельно требуются высокоэффективные личности, способные правильно оценить и результаты своей деятельности, и собственные возможности. Субъективное отношение к ним, способность их оценки определяются, в конечном счете, самоэффективностью личности. Самоэффективность - это интегративное многомерное образование, представляющее собой сплав социальных представлений о собственных возможностях и потенциях и уверенности человека в том, что в конкретной ситуации он сможет проявить свою компетентность и достичь успеха.

В основном и зарубежные, и отечественные авторы уделяют внимание т. н. общей самоэффективности, которая подразделяется на виды в соответствии с ведущими сферами человеческой активности, в частности, самоэффективность в деятельности и самоэффективность в общении. В то же время представляется важным ввести понятие личностной самоэффективности, отражающее восприятие, оценку и веру человека в эффективность своих личностных качеств. Особенно это значимо, на наш взгляд, в профессии психолога, для которого особым средством деятельности служит собственная личность.

Личностную самоэффективность психолога мы определяем как его представления о присущих ему профессионально важных качествах, которые, как он считает, будут востребованы при выполнении профессиональных функций и обеспечат успешность решения стоящих перед ним задач, в сочетании с уверенностью в своей способности актуализировать эти качества, используя как специальный профессиональный инструмент в работе с людьми.

К сожалению, сегодня остается неизученной личностная самоэффективность как уже работающих, так и будущих психологов. Ее исследование требует адекватного диагностического инструментария. Однако здесь возникают определенные трудности. Дело в том, что сам автор концепции самоэффективности, американский психолог А. Бандура, не разрабатывал универсальный инструмент для ее измерения, и это было обусловлено его четкой теоретической позицией. Он не считал самоэффективность генерализованной чертой, напротив, утверждал ее ситуационно-специфический характер, т. е. она может быть различной в разных сферах активности человека .

Однако зарубежом были предприняты попытки создать методики опросного типа для диагностики самоэффективности. Наиболее известны из них методика Маддукса-Шеера, переведенная на русский язык и адаптированная А.В. Бояринцевой , а также шкала общей самоэффективности Шварцера-Ерусалема, русская версия которой создавалась при участии В.Г. Ромека . Первая позволяет измерять отдельно самоэффективность в деятельности и в общении, а также получать показатель общей самоэффективности, вторая диагностирует только общую самоэффективность.

Проведенный нами теоретико-методический анализ позволил сделать вывод о том, что ни одна из этих методик не позволяет исследовать личностную самоэффективность студентов-психологов. Дальнейшее развитие психодиагностики самоэффективности может быть связано с созданием такого инструмента, который интегрирует в себе положительный опыт, накопленный ранее при изучении самоэффективности различными

Нами сформулированы принципы, на которые должна опираться психодиагностика самоэффективности: 1) поскольку самоэффективность связана с самосознанием личности, ее изучение должно осуществляться путем выявления представлений человека о своих возможностях, быть продуктивным при решении конкретных задач, иными словами, его самоотчета; 2) в силу наличия у человека различных самоэффективностей в разных сферах активности, обусловленного ее ситуативным характером, она должна изучаться как частная психологическая характеристика, касающаяся строго определенного вида деятельности или задачи; 3) поскольку самоэффективность имеет лишь положительную модальность, связанную с представлениями субъекта о наличии у себя некоего потенциала, уверенностью в своей способности реализовать его в конкретной ситуации, при измерении самоэффективности следует использовать критерии мастерства и компетентности, а не нормативные критерии сравнительного характера: необходимо представить испытуемому возможность оценить уровень своей уверенности в том, что он сможет достичь успеха в определенной деятельности, а не провоцировать сравнение себя с другими; 4) самоэффективность предполагает обращенность в будущее, когда объектом самосознания являются те особенности и возможности, которые предстоит реализовать в будущих ситуациях и в эффективности которых человек уверен, поэтому диагностика самоэффективности должна проводиться до начала соответствующей деятельности.

С учетом данных принципов нами в период 2006-2007 гг. был создан, подвергнут психометрической проверке и апробирован опросник личностной самоэффективности студентов-психологов.

Оценка объективности сформулированных для него утверждений проводилась методом экспертной оценки. Экспертами выступали преподаватели-психологии и студенты-психологи 5 курса Воронежского гос-университета, которые оценивали формулировки пунктов, пользуясь трехбалльной шкалой, по следующим критериям: соответствие

концепту, однозначность формулировки и пригодность вариантов ответов, включенных в инструкцию для испытуемых. После обработки и анализа экспертных оценок в окончательном варианте опросника осталось 29 утверждений. С целью уменьшить возможность преднамеренного искажения результатов испытуемыми мы применили прием сочетания прямых и обратных пунктов, для чего использовали известную в математике таблицу случайных последовательностей рангов. В итоге в опросник вошли l5 прямых и l0 обратных формулировок пунктов, чередующихся в случайном порядке.

Выборку стандартизации составили 2 і6 студентов-психологов 1-5 курсов Воронежского государственного университета. Для разработки статистических норм к опроснику их результаты подверглись процедурам нормирования и перевода «сырых» баллов в z-оценки. В итоге были рассчитаны нормы, позволяющие дифференцировать уровни личностной самоэффективности студентов-психологов.

Опросник был проверен на ретестовую надежность и валидность.

Ретестовая надежность изучалась с помощью коэффициента корреляции Пирсона между результатами первого замера и ретеста (спустя б недель после первого замера). Был получен статистически значимый коэффициент r = 0,69 (при а < 0,05), свидетельствующий об удовлетворительной ретестовой надежности данного опросника.

В ходе определения его валидности изучалась как теоретическая, так и эмпирическая валидность. В первом случае мы использовали описанную выше процедуру экспертных оценок. Проверка эмпирической (критериальной) валидности опросника проводилась с помощью результатов исследования испытуемых выборки стандартизации по опроснику Маддукса-Шеера. Эти результаты рассматривались как критерий эмпирической валидизации опросника. Сравнивались показатели общей самоэффективности данного опросника с результатами опросника личностной самоэффективности. Путем корреляционного анализа получен статистически значимый коэффициент эмпирической валидности r = 0,51 (при а < 0,05). Таким образом, осуществленные нами процедуры теоретической и эмпирической валидизации оп-

росника позволяют сделать заключение о его достаточной валидности.

В 2007-2008 гг. нами было предпринято эмпирическое исследование с целью изучения динамики личностной самоэффективности студентов-психологов в период обучения в вузе. Проверялась гипотеза о нелинейном характере этой динамики. В качестве базы исследования выступили факультет философии и психологии Воронежского государственного университета и психологический факультет Воронежского филиала Московской открытой социальной академии. Объектом исследования являлись студенты-психологи 1-5 курсов в количестве 298 человек.

Остановимся только на тех статистически подтвержденных результатах, которые были получены с помощью предложенного нами опросника личностной самоэффективности:

У большинства студентов-психоло-гов, независимо от курса обучения, преобладает средний уровень личностной самоэффективности;

Низкий уровень личностной самоэффективности чаще встречается у студентов 1, 3 и 5 курсов, а высокий - у студентов 2 и 4 курсов;

Динамика личностной самоэффективности студетнов-психологов в период обучения в вузе имеет нелинейный характер, а именно: в целом на 1 курсе ее уровень невысок, на 2 курсе он повышается за счет увеличения числа тех, у кого высокий и выше среднего уровни личностной самоэффективности, на 3 курсе этот уровень снова снижается, затем на 4 курсе он возрастает у большей части студентов, на 5 курсе вновь в целом падает.

студентов-психологов, во-вторых, уточнить ее картину в период их обучения в вузе, в-третьих, подтвердить диагностические возможности данного опросника.

1. Bandura A., Reese L., Adams N.E. Microanalysis of action and fear arousal as a function of different levels of perceived self-efficacy // Journal of Personality and Social Psychology. 1982. № 43. P. 5-21.

2. Бояринцева А.В. Мотивационно-когнитивные характеристики личности молодого предпринимателя: дис. ... канд. психол. наук. М., 1995.

3. Деркач А.А., Огнев А.С., Гончаров Ю.Н. Психодиагностика и акмеография. Воронеж, 1997. С. 54-57.

4. Sheier M.F., Maddux J.E., Prentice-Dunn B.J., Rogers R. W. The self-efficacy scale: Construction and validation // Psychological Report. 1982. № 51. P. 663-671.

5. Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема // Иностранная психология. 1996. № 7. С. 71-76.

6. Jerusalem M., Schwarzer R. Selbstwirksamkeit (Self-efficacy). Skalen zur Befindlichkeit und Personlichkeit // Research Report. Berlin, 1986. № 5. P. 15-28.

Поступила в редакцию 5.09.2008 г.

Gaidar M.I. Methodical issues of psychodiagnostics of personality-related self-efficiency of students-psychologists. Diagnostic tools of studying self-efficiency available in psychology are analyzed. It is concluded that their opportunities for diagnostics of personality-related self-efficiency of a psychologist are limited. The author"s questionnaire of personality-related self-efficiency of stu-dents-psychologists is characterized; the research results received with its help are presented.

Key words: self-efficiency, personality-related selfefficiency of psychologist, diagnostics of personality-related self-efficiency.

Выбор редакции
Что такое объяснительная записка? Как правильно написать объяснительную записку начальнику на работе за отсутствие на рабочем месте или...

Общее налоговое правило по подоходному налогу гласит, что НДФЛ попадают в государственную казну автоматически. Это значит, что за...

Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RUВесело грызть гранит науки! Было бы на что. С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь....

Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...