Тест по рассказу Л.Толстого "После бала" (8 класс). Вопросы к рассказу Л.Н.Толстого "После бала"


Толстой Лев Николаевич - Контрольные вопросы к рассказу Л. Н. Толстого «После бала»

Контрольные вопросы с выборочными ответами к рассказу Л. Н. Толстого «После бала»

Как построено произведение?

В основе композиции — прием антитезы (бал и после бала), рассказ ведется от первого лица, в произведении два рассказчика: молодой человек, который знакомит читателя с Иваном Васильевичем, и сам Иван Васильевич, рассказчик и одновременно один из главных героев . Перед нами, по сути, «рассказ в рассказе». Такая кольцевая композиция позволяет сблизить, а значит, и сопоставить две эпохи.


kontrolnye-voprosy-k-rasskazu-l.-n.-tolstogo-posle-balaконтрольные вопросы с выборочными ответами к рассказу л. н. толстого «после бала»
С какой целью Л. Н. Толстой обращается к прошлому?

В отличие от Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича...»), Гоголя («Тарас Бульба»), обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Толстой в рассказе «После бала» восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка видоизменившись, что прошлое с его социальным неравенством, жестокостью, несправедливостью незримо присутствует в дне сегодняшнем (время написания рассказа), что необходимо обновление жизни. В рассказе перекликаются две эпохи — та, которую изображает Толстой (40-е годы XIX века, эпоха Николая I), и та, которая присутствует незримо, в постановке социальных, философских проблем, вопросов морали (900-е годы).

Какова основная тема рассказа?

Это тема нравственной ответственности каждого члена общества за жизнь всех. Она раскрывается через образ рассказчика, Ивана Васильевича, жизнь которого, как он полагает, изменил один-единственный случай.

Как построено произведение?

В основе композиции — прием антитезы (бал и после бала), рассказ ведется от первого лица, в произведении два рассказчика: молодой человек, который знакомит читателя с Иваном Васильевичем, и сам Иван Васильевич, рассказчик и одновременно один из главных героев произведения. Перед нами, по сути, «рассказ в рассказе». Такая кольцевая композиция позволяет сблизить, а значит, и сопоставить две эпохи.

С каким чувством, вспоминая далекое прошлое, описывает Иван Васильевич бал? Представьте, что вы должны изобразить бал на художественном полотне. Какие краски преобладали бы? Почему?

Каким предстает в сцене бала полковник? Что в его внешности и поведении трогает и восхищает рассказчика?

Влияет ли настроение, с каким Иван Васильевич возвращается домой, на то, как он воспринимает сцену наказания солдата за побег?

Каким видим мы полковника в этой сцене? Как здесь описаны его внешность и поведение? «Напишем» еще одну картину. Какие краски понадобятся? Почему?

Так каков же полковник на самом деле? Лицемерил ли он на балу? Притворялся ли заботливым добрым отцом, воспитанным, доброжелательным человеком?

Может ли Иван Васильевич ответить на эти вопросы? Какие чувства он испытывает? Понял ли он причины противоречий в поведении полковника?

Как изменило увиденное после бала жизнь этого честного, мыслящего человека? Почему он не стал военным, как собирался ранее? К каким выводам пришел? Чему посвятил свою жизнь?

Покажите на конкретных примерах художественное мастерство Толстого.

Какое впечатление произвел этот рассказ на вас? Чем взволновал? Над чем заставил задуматься?

Учитель русского языка и литературы – Панькова З.В.

МБОУ «Посельская СОШ»

Бичурский район, Республика Бурятия

Тест: Л.Н.Толстой «После бала» - 8 класс

1. Отметить верное высказывание.

А. Сюжет – это рассказ о жизни героя

Б. Сюжет – это действия и события из жизни героев

В. Сюжет – это действия и события в жизни персонажей, протекающие в пространстве и времени

2. Отметить место действия рассказа.

А. Петербург

Б. Москва

В. Губернский город

Г. Уездный город

3. Отметить, от чьего лица ведется рассказ.

Б. Полковник

В. Ивана Васильевича

Г. Инженера Анисимова

4. Отметить, какие чувства испытывает на балу герой рассказа.

А. Любовь к Вареньке

Б. Любовь к Вареньке и её отцу

В. Любовь ко всему миру, потому что он любит Вареньку

5. Отметить, чем закончилась история любви героя.

А. Благополучно

Б. Любовь пошла на убыль

В. Герой резко порвал отношения с любимой

6. Отметить тему разговора среди собравшихся слушателей.

А. Человек не может сам понять, что всё дело в среде

Б. Для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия, в которых живут люди

В. Бывают такие события, которые круто меняют всю жизнь человека

7. Отметить, каков тип композиции рассказа.

А. Рассказ в рассказе

Б. Повествование от первого лица

8. Отметить верное соотношение эпизодов по объёму.

А. Описание бала и описание экзекуции занимают одинаковое место

Б. Описание бала занимает больше страниц, чем описание экзекуции

9. Отметить, для чего необходим автору образ рассказчика.

А. Чтобы придать повествованию достоверность

Б. Потому что рассказ от первого лица даёт возможность передать чувства и мысли персонажей

В. Оба варианта правильные

10. Отметить, делает ли рассказчик выводы об увиденном на плацу.

А. Нет, он не хочет рассуждать

Б. Да, он негодует, выступает против произвола

В. Нет, он не делает выводов, но вся его дальнейшая жизнь зависит от увиденного

11. Отметить наиболее точное определение понятия «антитеза».

А. Антитеза – это сопоставление разных понятий

Б. Противопоставление понятий

В. Стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления

12. Отметить правильное утверждение.

А. В рассказе Л.Н.Толстой протестует против николаевской действительности

Б. В рассказе Л.Н. Толстой заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее

В. В рассказе Л.Н.Толстой призывает бороться с произволом

13. Отметить время действия в рассказе.

А. Царствование Александра I

Б. Царствование Николая I

В. Царствование Александра II

А. Из уст присутствующих на балу

15. Отметить, какие чувства испытывает герой рассказа после сцены на плацу.

А. Негодование

Б. Бессилие

В. Тоску

16. Отметить состояние героя рассказа после событий на плацу.

А. Поведение полковника несовместимо с чувством любви героя

Б. Случившееся убедило героя в невозможности любви

В. Случившееся не понято героем, но он не может любить героиню после того, что видел

17. Отметить верный вариант.

А. Ключевым эпизодом в рассказе является сцена бала

Б. Ключевым эпизодом в рассказе является описание экзекуции

18. Отметить, как проявляется образ автора в рассказе.

Ответы:

1 – В

2 – В

3 – В

4 – В

5 – Б

6 – Б

7 – А

8 – Б

9 - В

10 - В

11 – В

12 – Б

13 – Б

14 – Б

15 – В

16 – В

17 – Б

18 - В

Рассказ «После бала» был написан Л. Н. Толстым в начале 20 века (в 1903г. ), хотя возвращает он нас к « Николаевской эпохе» - 40 годам XIX столетия . Что же послужило источником для создания рассказа? Известно, что зерном повествования явилась история, которая произошла со старшим братом писателя – Сергеем Николаевичем.
Но есть основание думать, что источником рассказа была и жизнь отца Толстого. Участник Отечественной войны, он вышел в отставку, потому что не считал для себя возможным служить. Даже все друзья его были люди такие же свободные, не служащие.

« Отец никогда ни перед кем не унижался , не изменял своего бойкого, веселого и часто насмешливого тона. И это чувство собственного достоинства увеличивало мою любовь, мое восхищение перед ним», - писал Лев Николаевич.

Участник Крымской войны, писатель яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату . (Песня) Еще в 1855 году он работал над проектом о переформировании армии, где выступал против варварского наказания – « прогнания сквозь строй».

Композиция и сюжет

В рассказе два рассказчика: один – тот, кто знакомит читателя с Иваном Васильевичем, другой – сам Иван Васильевич. Первый рассказчик, это, по-видимому, молодой человек из компании молодых людей, к которым обращается и с которыми спорит Иван Васильевич. Перед нами по существу рассказ в рассказе.

Главный вопрос. Проблема

Рассказ начинается с разговора о том, что для личного совершенствования необходимо изменение условий жизни людей, т. е. окружающей среды. Это один из коренных вопросов любой эпохи и любого общества: изменится ли среда, если люди будут сами себя совершенствовать, или же с теми людьми, которые есть, следует изменять эту среду, потому что иначе «среда заедает». Попробуйте решить эту проблему на основе рассказа Л. Толстого .

I

  1. — В каком настроении и почему покидает Иван Васильевич бал?
  2. — Сопоставьте музыку на балу и в сцене экзекуции.
  3. — Кто и как, кроме Ивана Васильевича, воспринимает сцену наказания?
  4. — Знал ли полковник на балу, что наутро предстоит экзекуция? Как это сочетается с его настроением на балу? Какой новый смысл приобретает на плацу фраза полковника, произнесенная на балу: «Надо все по закону»? В каком контексте упоминается в рассказе замшевая перчатка?
  5. — Подходит ли полковник к процедуре наказания формально, как к тяжелой обязанности, или иначе? Понимает ли полковник, что дело, которое он совершал, — омерзительное, постыдное дело?
  6. — Если подлинное лицо полковника раскрывается в сцене экзекуции, то зачем так подробно он изображен на балу?
  7. — Каково отношение рассказчика к тому, что он видел? Чего никак не мог понять Иван Васильевич в поведении полковника?
  8. — Как автор проявляет в рассказе свое отношение к изображенному?

Вопросы по рассказу Толстого «После бала» II


Исходя из того, что основным объектом рассказа является внутреннее чувство героя , ответьте на вопросы:


  1. — Как же меняются эти чувства на протяжении всего рассказа? Обратите внимание на описание предмета влюбленности — Вареньки. Какое значение имеет подчеркнутое выделение белого цвета в ее облике? (Эта деталь будет иметь значение в дальнейшем.)
  2. — Ощущение счастья у героя сохраняется даже на улице. И вдруг… Что же происходит «вдруг»? Что заставляет насторожиться? Какое имеют значение «что-то большое, черное» и «нехорошая музыка»?
  3. — При каждом ударе несчастный «оскаливает белые зубы». Как вы объясните эту деталь?
  4. — Почему Иван Васильевич так резко прореагировал на событие? Ведь не Варенька же била по лицу солдата своей ручкой? Какой путь избирает для себя Иван Васильевич в мире, который он не может изменить?
  5. — Так с чего же надо начинать, по мнению Л. Толстого: с изменения «внешних условий», «среды» или себя? А вы как думаете?
  6. Может ли сам по себе коренным образом измениться полковник Б., обязательно ли среда, состоящая из полковников Б., «заест» такого человека, как рассказчик?
  7. — Для Ивана Васильевича в его молодые годы на предмете его любви были бронзовые одежды . Что еще в этом рассказе вызывает ваш особый интерес?
  8. — Если о Вареньке Б. говорится, что она и в 50 лет была замечательная красавица, а рассказывается о ней восемнадцатилетней, то ясно, что с того времени прошло более 30 лет. Вспомним, что и в повести Тургенева «Ася» рассказ ведется много лет спустя после описываемых событий. Какой характер это придает повествованию?
  9. — Иван Васильевич был доведен сценой экзекуции до физической тоски. Его мучило, что он не понимал того, что знал полковник, если мог так поступать. А как вы объясняете себе, почему полковник бил по лицу слабого солдата, недостаточно сильно ударившего истязуемого татарина ? Ведь в этом случае полковника никто не проверял и не мог уличить его в том, что он действовал «не по закону».
  10. — Какая основная антитеза лежит в основе рассказа?

В опросы и задания по рассказу Толстого «После бала» III

1. Подготовьтесь к выразительному чтению эпизода «Танец Вареньки и полковника на балу».

2. Найдите в тексте произведения изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается сила чувств (восторга, влюбленности , а потом тоски, стыда и ужаса) Ивана Васильевича.

3. С какой целью автор использует единоначатие, анафору («Шествие стало удаляться, все так же падали с двух сторон удары на спо­тыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым»)?

4. Сопоставьте два портрета полковника. Какие детали подчеркивает автор в каждом из них? Как это характеризует отца Вареньки?

8. Перечитайте портрет Вареньки. Объясните, на основе каких художественных средств формируется отношение читателя к этому пер­сонажу.

9. Почему Иван Васильевич после увиденной экзекуции отказывается служить? Как это характеризует героя?

10. Определите вид композиции произведения. Вспомните произведения с аналогичным построением частей произведения. Как вид ком­позиции помогает понять авторский замысел произведения?

11. Назовите основные сюжетно-композиционные элементы произведения. В какие моменты сюжетного действия наиболее ярко выявляется позиция автора?

12. Первоначально Л. H . Толстой назвал новеллу «Дочь и отец». Как вы думаете, почему автор изменил название? Как название произведения помогает понять авторскую позицию?

13. Предположите, какой конфликт в произведении будет основным. Обоснуйте свои предположения
Выбор редакции
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...

План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...

На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...

Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...
Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....
К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...
Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...