Тициан Вечеллио – биография. Вознесение девы марии Тициан ассунта


Огромный вклад в мировое искусство сделал итальянский живописец Тициан Вечеллио да Кадоре. Признанный лучшим живописцем Венеции еще, когда ему и не было тридцати лет. Поставлен в один ряд с такими художниками, как Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Преимущественно сюжетом его картин выступали библейские и мифологические темы, но и как портретист он также был знаменит.

Своей известной картинно «Вознесение Богородицы» Тициан начинает новый этап в творчестве. Началом картины послужило победоносное завершение войны с германским императором, захватившим все владения Венеции. А день ее основания есть днем Благовещения Марии. Именно этой атмосферой торжества и триумфа Тициан пропитал свое произведение.

Картина имеет три уровня. На первом мы видим апостолов. Они ничем не отличаются от людей. Толпятся, тянут вверх руки, падают на колени, молятся. У них над головами большое облако, на котором стоит Богородица. Ее сопровождают множество маленьких ангелочков. Она протягивает руки к Богу, который находится у нее над головой в присутствии ангелов. Верхняя часть картины озарена золотистым ярким светом. Присутствуют на картине и красные тона. Платье Марии, покрыто синей накидкой, и некоторые одежды апостолов. Вся картина яркая, эмоциональная и завораживающая.

Когда был восстановлен новый алтарь Санта Мария Глориоза деи Фрари, то все были просто в восторге от идеально скомпонованного в интерьер храма, огромного полотна. Это было ознаменованием настоящего переворота в искусстве Венеции.

“Королем живописцев и живописцем королей” называли Тициана (1488/1490-1576) еще при жизни. Один из четырех титанов Возрождения, он родился более 500! лет назад, примерно в 1477 году и прожил почти девяноста лет – невероятный срок для того времени, когда средняя продолжительность жизни была всего 35 лет. Всю сознательную жизнь мастер творил шедевры, потому его наследие столь обширно.

“Кающаяся Мария Магдалена” Тициан. Около 1565. Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Современник Тициана, Джорджо Вазари, писал, что «не было такого именитого человека и знатной дамы, которых бы не коснулась его кисть. И в этом смысле не было, нет и не будет ему равных среди художников ». Их было много, знатных особ, а Тициан был один. В XVI веке считалось, что быть запечатленным кистью Тициана – значит стать бессмертным. Так и вышло.


«Аллегория благоразумия» (середина 1560-х) Тициан. Тициан изобразил не только себя, но и сына с племянником. Их портреты представляют одно целое с головами трех животных: царственного льва, верной собаки и одинокого волка. В символике этот зверь с тремя головами как раз и обозначал Благоразумие. В его составе было три значимых вещи: память, знание и опыт. Лондонская национальная галерея

Ему делали заказы европейские короли, римские папы, герцоги, кардиналы, князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим среди художников Венеции!

    • Тициан родился в семье видного политического деятеля недалеко от Венеции. Точная дата рождения неизвестна. Отец, разглядев талант сына, отправил его учиться мозаичному искусству и живописи в Венецию
    • Художник стал основателем и мастером психологического портрета, отражая не просто внешность заказчика, а его характер и душу

      “Портрет молодой женщины” Тициан. Около 1536 года. Эрмитаж (Санкт-Петербург)

    • Тициан заработал славу мастера цвета , добиваясь на своих полотнах огромного количества оттенков, полутонов и переходных зон. Именно это стало одним из секретов его мастерства
    • Заказать ему свой портрет старались многие влиятельные деятели того времени, включая кардиналов, пап и монархов
    • Художник разработал новый способ и манеру письма, накладывая масляные краски на холст кистью, шпателем или просто пальцем. Прежде картины не писали на холсте. До него традиционно писали фрески или картины на досках, подобно русским иконам, однако в Венеции был влажный климат и фрески, живопись на досках не были долговечны. Новаторство Тициана мы видим повсеместно – вот уже более 500 лет основным методом живописи является холст и масляные краски

      “Мадонна с младенцем в нише” Тициан. ГМИИ имени Пушкина (Москва)

    • Испанский и французский короли приглашали Тициана к себе, поселиться при дворе, но художник, выполнив заказы, всегда возвращался в родную Венецию
    • Когда Тициан писал портрет императора Священной Римской империи Карла V, он случайно уронил кисть, и император не погнушался встать и подать её художнику, сказал: «Услужить Тициану почётно даже императору »
    • Император Карл V окружил любимого художника почётом и уважением и не раз говорил: «Я могу создать герцога, но где я возьму второго Тициана »
    • Тициан не любил изображать худых женщин, он любил статность и дородную красоту. Его красавицы зачастую носят рыже-золотистые волосы

      “Автопортрет” 1567 год. Музей Прадо (Мадрид)

    • Искусствоведы отмечают, что поздний Тициан отличался какой-то незаконченностью, чуть ли ни небрежностью. Однажды ему заказали картину «Благовещение». Выполнив работу, живописец подписал ее словами по-латыни: «Тициан сделал». Однако заказчикам показалось, что картина не закончена, и они потребовали «довести ее до ума». Гордый венецианец дописал еще одно слово в подписи, вследствие чего на картине появилась фраза: «Тициан сделал, сделал». В оригинале на латыни это выглядело так: «Titianus fecit fecit»
    • Тициан практически не болел и до последних дней он не прекращал работать. Художник скончался от чумы в Венеции, заразившись от своего сына
    • Его последним произведением стало “Оплакивание Христа”, который Тициан писал для собственного надгробия , чувствуя близость смерти

      Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Венеция), где похоронен Тициан

    • Прожив почти 90 лет, художник до конца сохранил ясность ума, остроту зрения и твердость руки. В день смерти (в это время в Венеции свирепствовала чума) он завершил картину «Оплакивание Христа», подписав ее твердой рукой «Тициан сделал». Рассказывают, что в этот день он велел накрыть стол для множества персон, но он был один. Он как бы прощался с тенями своих учителей и друзей, которых уже давно не было на свете : Джованни Беллини и Джорджоне, Микеланджело и Рафаэлем, императором Карлом V. Он простился с ними, но сам к последней трапезе приступить не успел. Его так и нашли лежащим на полу с кистью в руке
    • Вопреки законам, предписывавшим сжигать тела умерших от чумы, Тициан был похоронен в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари (в переводе на русский: Святой Марии Словущей или Успения Девы Марии). На могиле живописца расположен грандиозный памятник и высечены слова: «Здесь лежит великий Тициан Вечелли - соперник Зевсов и Апеллесов »

Памятник Тициану в церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Венеции)
    • В церкви, где похоронен Тициан находится величайший его шедевр: алтарный образ «Успение Богородицы (Assunta)». Сам Тициан хотел, чтобы над его могилой висела его собственное «Оплакивание Христа» (сейчас оно находящаяся в галерее Академии (Венеция). Через 200 лет после смерти Тициана по заказу австрийского императора Фердинанда I, был создан памятник в стиле барокко из каррарского мрамора. В центре памятника расположена статуя Тициана, слева от него Природа, справа Знание. Фигуры возле колонн: слева от Тициана – Живопись и Скульптура, справа – Графика и Архитектура. Две скульптуры императоров расположены внизу: слева Фердинанд I Австрийский и справа Император Священной Римской империи Карл V. Барельефы памятника напоминают о шедеврах Тициана. За самим Тицианом его самый главный шедевр - «Успение Богородицы (Assunta)», которое находится в этом же соборе.
      Гигантских размеров полотно “Вознесение Богородицы или Assunta” работы Тициана 1516-1518 Собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Венеция)

      Слева от художника его «Мученичество Святого Петра», находящееся в Вероне, справа «Мученичество Святого Лаврентия», находящееся в церкви Джезуити в Венеции. Сверху справа барельеф « Встреча Марии и Елизаветы», сверху слева - «Снятие с креста». В верхней части памятника – символ Венеции – лев Святого Марка с гербом дома Габсбургов

      “Вознесение Богородицы или Assunta” работы Тициана 1516-1518 в интерьере собора Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Венеция)

    • Именем Тициана назван кратер на Меркурии
    • Один из оттенков рыжих волос назван в честь Тициана, изображавшего его на многих женских портретах
    • Тициановская «Венера Урбинская» вдохновила Эдуара Мане на создание его знаменитой «Олимпии»
    • В Эрмитаже есть целый зал шедевров Тициана . Расположен он в здании, называемом Большой (или Старый) Эрмитаж. Зал под номером 221
    • В ГМИИ имени Пушкина (Москва) две картины Тициана представлены в постоянной экспозиции: зал №7 Главного здания музея на Волхонке, 1 этаж

С недавнего времени в собраниях России появилась еще одна картина Тициана. «Венера и Адонис», авторская копия кисти Тициана со знаменитой на весь мир картины на ту же тему из музея Прадо в Испании, принадлежит российскому благотворительному фонду «Классика». Эту работу великого мастера открыла главный научный сотрудник ГМИИ имени Пушкина, доктор искусствоведения Виктория Маркова.


“Венера и Адонис” Тициана на вставке “Венеция Ренессанса: Тициан, Тинторетто, Веронезе” в ГМИИ Пушкина – лето 2017 года

Прежде она считалась картиной, написанной художником круга Тициана, и именно в таком качестве была приобретена фондом «Классика». Картина была впервые продемонстрирована российскому зрителю на выставке “Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе ” в ГМИИ имени Пушкина летом 2017 года

Тициан. Вознесение. (1516-1518)

В четыреста пятьдесят первом году византийская императрица Пульхерия построила во Влахерне, северном районе Константинополя, пышный храм в честь Богородицы. Пульхерия обратилась в Иерусалим к патриарху Ювеналию с просьбой забрать из Гефсимании мощи Богоматери, чтобы хранить святыню в новой церкви. Патриарх Ювеналий ответил, что это невозможно, ибо мощей Богородицы нет, ведь Пресвятая Дева была вознесена на небо.

Действительно, гробница в Гефсимании только три дня служила усыпальницей Пречистой Девы.

По преданию, местом Успения Богородицы была Сионская горница, тот самый дом, где состоялась Тайная вечеря, где в день Пятидесятницы на апостолов и Богоматерь сошёл Святой Дух. Господь принял душу Девы Марии и вознёс Её на небеса. Апостолы Пётр, Павел, Иаков и другие подняли одр, на котором возлежало тело Богородицы и направились в Гефсиманию. Здесь, у подножия Елеонской горы праведная Анна, мать Девы Марии, когда-то купила участок земли. На нём была выстроена гробница, в которой нашли упокоение родители Пресвятой Богородицы и праведный Иосиф Обручник.

Торжественная погребальная процессия шла через весь Иерусалим. Святой Иоанн Богослов нёс впереди финиковую ветвь с райского дерева. Её Деве Марии вручил архангел Гавриил за три дня до Успения. Ветвь сияла небесным светом. По преданию, над шествием возник облачный круг - подобие венца. Все пели, и, казалось, небеса вторили людям. Жители Иерусалима были поражены величественностью похорон простой женщины.

Фарисеи приказали разогнать шествие, а тело Богородицы сжечь. Но случилось чудо - сияющий венец скрыл процессию. Воины слышали шаги и пение, но никого не видели.

По преданию, апостол Фома не смог попасть в Иерусалим, чтобы проститься с Богородицей. Он очень сокрушался, что не удостоился последнего благословения Пречистой Девы. Тогда ученики решили открыть гробницу, чтобы Фома смог проститься с Богоматерью. Они отвалили камень, но усыпальница была пуста...

В недоумении и волнении апостолы сели вместе за вечернюю трапезу. Одно место за столом по традиции было свободно. Апостолы оставляли его для своего Христа, незримо присутствовавшего между ними. Хлеб, оставленный у незанятого места, потом преломляли между всеми как дар и благословение. Вот и на этот раз они подняли хлеб, чтобы разделить его с молитвой "Господи, Иисусе Христе, помогай нам!". Апостолы устремили глаза вверх и увидели Пречистую Деву Марию, окруженную множеством ангелов. Богородица приветствовала их и благословила: "Радуйтесь! Я с вами во все дни!". Апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!». Они стали первыми свидетелями того, что Богородица не оставила мира. "В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…" – напоминает нам тропарь - песнопение праздника Успения.

Вознесение Марии

15 августа в Германии отмечается большой религиозный праздник — «Вознесение Марии» (Maria Himmelfahrt).

Он посвящён воспоминанию о вознесении божьей матери на небеса и проходит во всех христианских храмах с некоторой разницей в датах. Вознесение у разных народов имеет разное значение: погружение в сон — у греков, успение (от уснуть) — у славян, отсюда его полное название у православных — Успение Пресвятой Богородицы или Девы Марии. На Западе закрепилось латинское — взятие, принятие, поэтому этот день и называется Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу. Все эти названия отражают одно: несмотря на видимую телесную кончину, Мария осталась бессмертной.

Праздник восходит к первым векам христианства, и с 582 года, при византийском императоре Маврикии, уже отмечается повсеместно. С 595 года праздник стали отмечать 15 августа в честь победы Маврикия над персами. Вы спросите: «А при чем здесь Маврикий и его победы?» Дело в том, что, несмотря на широкое почитание и память о ней, о матери Иисуса Христа известно немногое. Говоря современным языком, в ее жизнеописании множество «белых пятен». А то, что известно, в разных источниках трактуется неоднозначно. К примеру, нигде точно не указан день ее погребения. Так почему бы не взять произвольную дату?

Попробуем все же изложить биографию Девы Марии.

Датой её рождения называют 20 год до н. э. Местом рождения считают Иерусалим. По другой версии Мария родилась в Сепфорисе близ Назарета, в Галилее.

В Протоевангелии Иакова сказано, что родителями Марии были святые Иоаким и Анна. У немолодой пары не было детей, за что Иоаким был изгнан из храма и ушёл в горы к пастухам. Там ему явился архангел и предрёк рождение Марии. Праведные Иоаким и Анна дали обет, что если Господь даст им дитя, то они посвятят его Богу, и, как было тогда принято, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. Через год, 8 сентября, у них родилась дочь.

Мария росла в обстановке особой ритуальной чистоты. В 3-летнем возрасте ребенка <ввели во храм>. Девочку все время посещали видения ангелов. К 12 годам Мария дала обет вечного девства. Но она не могла остаться при храме, и для неё был избран супруг, уважавший её обет — престарелый Иосиф Обручник. По другой версии это произошло, когда ей было 14 лет, по инициативе первосвященника.

В доме Иосифа Мария работала над пурпурной пряжей для храмовой занавеси. Прочтя в священной книге об избраннице, которая родит сына Бога, она воскликнула, что хотела бы быть хотя бы служанкой у неё. И произошло Благовещение — посланный с небес Богом архангел Гавриил сообщил Марии о грядущем рождении от неё Спасителя.

Увидев, что жена ожидает ребёнка, муж лишь из жалости не захотел публично опозорить её. Явившийся архангел Гавриил успокоил его, рассказав о непорочности зачатия. Согласно другой версии, после посещения её ангелом дева была прилюдно подвергнута испытанию «горькой водой, наводящей проклятие» на неверных жён. Ей удалось пройти испытание, что подтвердило её целомудрие.

Римляне проводили перепись населения, и Мария с Иосифом отправились в Вифлеем. Так как все гостиницы были заняты, путникам пришлось остановиться в стойлах, где и родился Христос. Там их нашли волхвы и пастухи.

При описании жизни Иисуса Христа время от времени упоминается и Мария. На Голгофе Богородица стояла возле креста. Умирающий Христос поручил свою мать апостолу Иоанну. Это и все, что есть о ней в Новом Завете.

Считается, что она умерла в Иерусалиме или Эфесе спустя 12 лет после вознесения Христа. Согласно преданию, к смертному одру Богоматери со всех концов света успели съехаться апостолы, за исключением апостола Фомы, который прибыл на три дня позже и не застал Марию в живых. По его просьбе её гробница была открыта, но там были только благоухающие пелены. Христиане верят, что за смертью Марии последовали её Вознесение (по православной традиции на третий день), а за её душой в момент смерти явился сам Иисус Христос. Католики считают, что после вознесения Девы Марии совершилась её коронация.

Успение Богородицы — назидание, что смерть не есть уничтожение человеческого бытия, а только переход от земли на небо к вечному бессмертию.

Многие иконы и статуи Девы Марии окружены глубоким почитанием и считаются чудотворными. Они служат объектами массовых паломничеств.

Выбор редакции
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...

В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...
Иметь много денег – приятно. Но к чему снятся деньги? К чему снится мелочь? Стоит разобраться. К чему снится мелочь – основное...
Этот способ приготовления болгарского перца давным-давно привезла моя мама из Молдавии - так тогда называлась Молдова, входящая в состав...
Ароматные сладкие перцы, запечённые в духовке, а потом протушенные с соусом. Вкуснейший овощной гимн лету!Европейская Ингредиенты 1 кг...