Традиции и новаторство в пьесе недоросль. Тема: Традиции и новаторство в комедии «Недоросль». Проблематика пьесы


Королева показала видео с мужем, которое нельзя смотреть детям

Самый верный способ ЗАБЕРЕМЕНЕТЬ если ничего не помогает! Читай и действуй! Самый верный способ ЗАБЕРЕМЕНЕТЬ если ничего не помогает! Читай и действуй!

Сколько детей тебе приготовило будущее? Самый достоверный тест в мире! Сколько детей тебе приготовило будущее? Самый достоверный тест в мире!

Вызывающий поступок Алины Кабаевой огорчил Владимира Путина

Раскрыта последняя тайна Гурченко. Этого никто не мог узнать

Маленькому мальчику врачи вживили огромные рога!

Русская литература XVIII века во многом определила развитие отечественной словесности в дальнейшем, подготовила ее "золотой" ХIХ век. Но, пожалуй, из драматургов той эпохи лишь Денису Ивановичу Фонвизину удалось пережить свое время. Его комедия "Недоросль" по праву входит в "золотой фонд" русской драматургии и может быть поставлена в один ряд с такими блестящими ее образцами, как "Горе от ума" Грибоедова, произведениями Гоголя, драматургией Островского. Созданная в условиях господства классицизма на русской сцене, она несла в себе новаторские черты, которые подготовили появление и утверждение реализма в русском театре.

Еще Пушкин определил особое значение Фонвизина, которого он назвал "сатиры смелым властелином". Действительно, "Недоросль" является сатирической комедией, в которой, по словам Гоголя, писатель вскрыл "раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей".

По сюжету и по названию "Недоросль" - пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его "недорослем". Проблема воспитания, как известно, центральная в идеях Просвещения и классицизма как его художественного выражения. Но Фонвизин намного расширил саму постановку этой проблемы: речь здесь идет о "воспитании" в самом широком смысле слова. Сценически Митрофан - тот самый недоросль, о котором говорит название пьесы, - лицо второстепенное, но история его воспитания объясняет, откуда берется страшный мир Скотининых и Простаковых. Это означает уже не просто постановку проблемы воспитания, а рассмотрение обстоятельств, которые влияют на формирование личности, что соответствует задачам реализма.

Естественно, что такая задача не могла быть решена только средствами классицизма, необходимо было найти новые подходы к изображению героев. Отсюда и возникает своеобразный сплав традиционных и новаторских элементов в комедии.

Вполне в соответствии с правилами трех единст в действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой в течение одного дня и все события завязаны в один узел (единство места, времени и действия). В плане композиции писатель тоже достаточно четко придерживается традиции: персонажи четко делятся на отрицательных, непросвещенных и положительных, образованных, группируясь вполне симметрично: четыре на четыре. В центре группы отрицательных героев находится госпожа Простакова - все остальные персонажи этой группы так или иначе соотносят себя с ней: "женин муж", "сестрин брат", "матушкин сын". Во главе положительного лагеря стоит Стародум, к которому прислушиваются Правдин, Милон и Софья. Следует отметить, что Фонвизин вводит в систему персонажей и ряд второстепенных лиц, которые тяготеют либо к положительным (Еремеевна, Тришкин, Цифиркин), либо к отрицательным (Кутейкин, Вральман).

Фонвизин широко использует и такой прием классицизма, помогающий раскрытию характеров героев, как говорящие имена и фамилии: Простакова, Стародум, Скотинин, Правдин и другие. Интересно, что потом у Пушкина в "Евгении Онегине" среди гостей, приехавших на именины к Татьяне, появляются "Скотинины, чета седая", отличающиеся такой же плодовитостью, как и фонвизинские.

В духе классицизма рисует Фонвизин и своего любимого героя Стародума как героя-резонера, высказывающего авторскую точку зрения. Сам Фонвизин возлагал большие надежды в деле исправления пороков общества на просвещение дворянства. И в том же духе высказывается его герой:

"Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо оного раба двое: старый дядька да молодой барин".

Более того, даже с точки зрения стиля речь Стародума близка к слогу статей и писем автора. Как и следует положительному герою в пьесах классицизма, Стародум говорит правильным, книжным языком. Но Фонвизин расширяет узкие рамки классицизма, вводя в речь героя и другие индивидуальные черты: афористичность, насыщенность архаизмами.

Этот же прием писатель использует и в языке других персонажей, который таким образом становится средством их индивидуализации и помогает раскрыть социально-психологическую сущность.

Так, например, все индивидуальные и типичные качества Простаковой отражаются в ее языке. К крепостным она обращается грубо, используя бранную лексику ("собачья дочь", "Скверная харя", "бестия"), а к сыну Митрофану обращена ласковая, заботливая речь матери ("душенька", "друг мой сердешный"). С гостями Простакова - светская дама ("рекомендую вам дорогого гостя"), а когда она униженно причитает, вымаливая себе прощение, в речи ее появляются народные обороты ("мать ты моя родная, прости меня", "повинную голову меч не сечет").

Вообще же надо отметить, что хотя герои Фонвизина, как и требуется в классицизме, не развиваются, но в живой ткани произведения их характеры часто приобретали несвойственную драматургии классицизма многозначность - это явный ход в сторону реализма. Так, если образы Скотинина, Вральмана, Кутейкина заострены до карикатурности, то образы Простаковой и Еремеевны отличаются большой внутренней сложностью. Еремеевна - "раба", но она сохраняет ясное осознание своего положения, прекрасно знает характеры своих господ, в ней жива душа. Простакова, злобная, жестокая крепостница, оказывается в то же время любящей, заботливой матерью, которая в финале, отвергнутая своим же сыном, выглядит действительно несчастной и даже вызывает наше сочувствие.

И наконец, новаторство "Недоросля" проявилось в том, что сохраняя одну линию развития интриги (за руку и сердце Софьи борются несколько претендентов: искренно любящий ее и любимый ею Милон, а также узнавшие о богатом приданом Скотинин и Митрофан, вернее, его мать, старающаяся устроить счастье сына), Фонвизин включает в пьесу несколько взаимосвязанных проблем. Основные из них - это проблемы крепостного права, воспитания и формы государственной власти, которые в комедии, как и в действительности, взаимообусловлены. Автор также ставит вопросы о неуклонном исполнении "должности" каждым гражданином, о характере семейных отношений, об образовании дворян и другие.

Так что произведение в целом выглядит отнюдь не однолинейным, а многоплановым и многоаспектным. Но верит ли автор, что исправление всех общественных пороков, "скотских" пороков человеческой натуры возможно путем воспитания? На вопрос Правдина об этом Стародум отвечает: "Мой друг! Ошибаешься. Тщетно звать врача к больному неисцелимому. Тут врач не поможет, разве что сам заразиться". И в этом тоже проявился реализм Фонвизина.

Прошли года, минули два столетия с тех пор, как появилась смешная и грустная комедия Фонвизина. Но герои ее остались жить, мы находим среди наших современников своих Скотининых и Правдиных, Простаковых и Стародумов. А Митрофанушка стал нарицательным образом и, видимо, останется таким еще долгое время - к сожалению! Его знаменитое: "Не хочу учиться, хочу жениться" - кажется, так и разносится эхом среди наших молодых людей. И в этом еще одно подтверждение подлинного реализма комедии "Недоросль".

Урок по литературе на тему: «Традиции и новаторство в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

«Русская комедия начиналась задолго ещё до

Фонвизина, но началась только с Фонвизина»

В.Г.Белинский.

Цели урока: 1) рассмотреть влияние литературных традиций на комедию Фонвизина;

2) анализировать комедию «Недоросль» как новаторское произведение в литературе 18 века;

3) показать мастерство драматурга в создании системы образов комедии.

Ход урока:

    Предкоммуникативная фаза.

Продолжая разговор о литературе 18 века, вспомним, какие традиции повлияли на её формирование. Было дано задание составить опорную схему (рисунок), прокомментируйте их.

(Опора на статью учебника «Новая русская литература и традиции»).

    Коммуникативная фаза.

Наша сегодняшняя задача – рассмотреть традиции и новаторство в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль», раскрыть значение эпиграфа урока.

К какому из 4-х источников, проникших в литературу 18 века, относится жанр комедии?

К традициям русского фольклора.

Почему Фонвизин обращается к комедии?

1) Самый наглядный вид искусства – театр, 2) чтобы сделать зло бессильным, нужно его высмеять.

Откуда идёт традиция, вера в то, что слово, сказанное от сердца, может изменить что-то в жизни людей, улучшить?

Из древнерусской литературы.

Да, сатира должна исправлять нравы, учить. Порок и добродетель должны быть представлены наглядно. А что должно восторжествовать?

Добродетель.

- … как в фольклорных произведениях.

Поэтому главные герои делятся на 2 лагеря: с одной стороны, представители порока- Простакова, Скотинин, Простаков, Митрофан, с другой стороны, представители добродетели- Стародум, Правдин, Милон, Софья.

Проверка индивидуальных заданий.

Выделите самую характерную черту, качество героя.

Скотинин- скотоподобие

Митрофан- невежество

Простаков- забитость

Стародум- прямота

Правдин- честность

Софья- благородство

Милон- добропорядочность

Большинство персонажей наделены «говорящими» фамилиями и именами, широко применявшимися в русской сатирической литературе. (рассуждения учащихся).

В пьесах того времени всегда есть герой, который напрямую выражает идеи автора, его заветные мечты, единомышленник. Кто этот герой?

Стародум.

Какой нравственный итог подводит он?

- «Вот злонравия достойные плоды…» (пожинают свои плоды).

Комедия Фонвизина продолжает традиции литературы того времени, перенимая все присущие ей черты.

- …Но не назвали бы современники Фонвизина комедию «лучшей из театральных пьес в комическом роде», не было бы полного успеха, не писал бы великий Пушкин о драматурге слова восхищения:

«…Писатель знаменитый,

Известный русский весельчак,

Насмешник, лаврами повитый,

Денис- невежде бич и страх»,

«Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы…»,

Величие комедии Фонвизина в её новаторстве. В чём же оно проявилось?

Запись в тетрадях:

    Неодносложность системы образов.

    Речь героев.

    Новые идеи комедии.

1)- К отрицательным или положительным героям отнесём остальных героев комедии Кутейкина, Цыфиркина, Вральмана, Еремеевну, Тришку?

Нельзя ответить только «да» или «нет» (характеристика второстепенных героев).

Фонвизин отходит от традиции изображать односложные характеры.

Вспомним экзамен, который устроил Митрофану Стародум (чтение сценки по ролям).

Каковы его ответы?

Невежественные.

А ещё они остроумные.

Но он не только невежда, он бессердечен, когда отталкивает мать, посвятившую ему жизнь. Здесь он не вызывает смех, он страшен.

Есть ли положительные черты у Простаковой?

Она жестока и груба, но безумно любит сына. Для неё «воспитание» и «питание» одно и то же. Вспомните финал комедии, когда она теряет последнюю надежду- сына. Перед нами страдающая женщина, вызывающая сочувствие.

Фонвизин отходит от традиции 18 века изображать односложные, одноцветные характеры. Герои комедии сложнее, сложнее система образов.

2) Речь героев.

Новаторство Фонвизина проявилось и в умении строить речь своих героев. Даже не видя на сцене, а только читая комедию, мы хорошо представляем характер действующих лиц. Речь госпожи Простаковой безграмотна, но очень изменчива: от робкой интонации она переходит к грубому тону (скот, болван, воровская харя – Митрофанушка, друг мой сердечный) (запись в тетради)

Речь Скотинина груба, соответствует фамилии.

Речь Стародума, Правдина… Цыфиркин – пословицы, поговорки (примеры учащихся).

3) Новаторскими оказались и идеи драматурга.

Во времена Фонвизина не была новаторская мысль о воспитании просвещенного дворянина. Об этом говорили великие люди XVIII в. Петр I , Елизавета II , Ломоносов и др. Но Фонвизин понимает, что одного просвещения мало.

Как вы думаете, что нужно еще к просвещению?

Стародум говорит: «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу». Значит, вначале надо воспитать добродетель, а потом уже – дум (добродетель (уч-ся)).

Влияние комедии с. 183. на читателей и зрителей Оленин.

III . Посткоммуникативная фаза.

Вывод к уроку.

Объясните смысл эпиграфа, слова великого русского критика.

Да, Фонвизин внес много новаторского в русскую комедию, углубил ее, усовершенствовал, не забывая при этом о традициях.

Русская литература XVIII века во многом определила развитие отечественной словесности в дальнейшем, подготовила ее “золотой” XIX век. Но, пожалуй, из драматургов той эпохи лишь Денису Ивановичу Фонвизину удалось пережить свое вре-ми 1л о комедия “Недоросль” по праву входит в “золотой фонд” русской драматур-I ми и может быть поставлена в один ряд с такими блестящими ее образцами, как “I оре от ума” Грибоедова, произведениями Гоголя, драматургией Островского. Соз-“лппая в условиях господства классицизма на русской сцене, она несла в себе нова-трские черты, которые подготовили появление и утверждение реализма в русскомтеатре.
Еще Пушкин определил особое значение Фонвизина, которого он назвал “сатиры смелым властелином”. Действительно, “Недоросль” является сатирической комедией в которой, по словам Гоголя, писатель вскрыл “раны и болезни нашего общества, |тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей”.
По сюжету и по названию “Недоросль” – пьеса о том, как дурно и неправильно

обучали молодого дворянина, вырастив его “недорослем”. Проблема воспитания, как известно, центральная в идеях Просвещения и классицизма как его художественного выражения. Но Фонвизин намного расширил саму постановку этой проблемы: речь viccb идет о “воспитании” в самом широком смысле слова. Сценически Митрофан – тот самый недоросль, о котором говорит название пьесы, – лицо второстепенное, но история его воспитания объясняет, откуда берется страшный мир Скотининых и Простаковых. Это означает уже не просто постановку проблемы воспитания, а рассмотрение обстоятельств, которые влияют на формирование личности, что соответствует задачам реализма.
Естественно, что такая задача не могла быть решена только средствами классицизма, необходимо было найти новые подходы к изображению героев. Отсюда и возникает своеобразный сплав традиционных и новаторских элементов в комедии.
Вполне в соответствии с правилами трех единств действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой в течение одного дня и все события завязаны в один узел (единство места, времени и действия). В плане композиции писатель тоже достаточно четко придерживается традиции: персонажи четко делятся на отрицательных, непросвещенных и положительных, образованных, группируясь вполне симметрично: четыре на четыре. В центре группы отрицательных героев находится госпожа Простакова – все остальные персонажи этой группы так или иначе соотносят себя с ней: “женин муж”, “сестрин брат”, “матушкин сын”. Во главе положительного лагеря стоит Стародум, к которому прислушиваются Правдин, Милон и Софья. Следует отметить, что Фонвизин вводит в систему персонажей и ряд второстепенных лиц, которые тяготеют либо к положительным (Еремеевна, Тришкин, Цифиркин), либо к отрицательным (Кутейкин, Вральман).
Фонвизин широко использует и такой прием классицизма, помогающий раскрытию характеров героев, как говорящие имена и фамилии: Простакова, Стародум, Скотинин, Правдин и другие. Интересно, что потом у Пушкина в “Евгении Онегине” среди гостей, приехавших на именины к Татьяне, появляются “Скотинины, чета седая”, отличающиеся такой же плодовитостью, как и фонвизинские.
В духе классицизма рисует Фонвизин и своего любимого героя Стародума как героя-резонера, высказывающего авторскую точку зрения. Сам Фонвизин возлагал большие надежды в деле исправления пороков общества на просвещение дворянства. И в том же духе высказывается его герой:
“Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо оного раба двое: старый дядька да молодой барин”.
Более того, даже с точки зрения стиля речь Стародума близка к слогу статей и писем автора. Как и следует положительному герою в пьесах классицизма, Стародум говорит правильным, книжным языком. Но Фонвизин расширяет узкие рамки классицизма, вводя в речь героя и другие индивидуальные черты: афористичность, насыщенность архаизмами.
Этот же прием писатель использует и в языке других персонажей, который таким образом становится средством их индивидуализации и помогает раскрыть социально – психологическую сущность.
Так, например, все индивидуальные и типичные качества Простаковой отражаются в ее языке. К крепостным она обращается грубо, используя бранную лексику (“собачья дочь”, “Скверная харя”, “бестия”), а к сыну Митрофану обращена ласковая, заботливая речь матери (“душенька”, “друг мой сердешный”), С гостями Простакова – светская дама (“рекомендую вам дорогого гостя”), а когда она униженно причитает, вымаливая себе прощение, в речи ее появляются народные обороты (“мать ты моя родная, прости меня”, “повинную голову’меч не сечет”).
Вообще же надо отметить, что хотя герои Фонвизина, как и требуется в классицизме, не развиваются, но в живой ткани произведения их характеры часто приобретали несвойственную драматургии классицизма многозначность – это явный ход в сторону реализма. Так, если образы Скотинина, Вральмана, Кугейкина заострены до карикатурности, то образы Простаковой и Еремеевны отличаются большой внутренней сложностью. Еремеевна – “раба”, но она сохраняет ясное осознание своего положения, прекрасно знает характеры своих господ, в ней жива душа. Простакова, злобная, жестокая крепостница, оказывается в то же время любящей, заботливой матерью, которая в финале, отвергнутая своим же сыном, выглядит действительно несчастной и даже вызывает наше сочувствие.
И наконец, новаторство “Недоросля” проявилось в том, что сохраняя одну линию развития интриги (за руку и сердце Софьи борются несколько претендентов: искренно любящий ее и любимый ею Милон, а также узнавшие о богатом приданом Скотинин и Митрофан, вернее, его мать, старающаяся устроить счастье сына), Фонвизин включает в пьесу несколько взаимосвязанных проблем. Основные из них – это проблемы крепостного права, воспитания и формы государственной власти, которые в комедии, как и в действительности, взаимообусловлены. Автор также ставит вопросы о неуклонном исполнении “должности” каждым гражданином, о характере семейных отношений, об образовании дворян и другие.
Так что произведение в целом выглядит отнюдь не однолинейным, а многоплановым и многоаспектным. Но верит ли автор, что исправление всех общественных пороков, “скотских” пороков человеческой натуры возможно путем воспитания? На вопрос Правдина об этом Стародум отвечает: “Мой друг! Ошибаешься. Тщетно звать врача к больному неисцелимому. Тут врач не поможет, разве что сам заразиться”. И в пом тоже проявился реализм Фонвизина.
Прошли года, минули два столетия с тех пор, как появилась смешная и грустная комедия Фонвизина. Но герои ее остались жить, мы находим среди наших современников своих Скотининых и Правдиных, Простаковых и Стародумов. А Митрофанушка стал нарицательным образом и, видимо, останется таким еще долгое время – к сожалению! Его знаменитое: “Не хочу учиться, хочу жениться” – кажется, так и разносится эхом среди наших молодых людей. И в этом еще одно подтверждение подлинного реализма комедии “Недоросль”.


Другие работы по этой теме:

  1. Недаром Александр Сергеевич Пушкин назвал автора комедии “Недоросль” Дениса Ивановича Фонвизина. Он написал много честных, смелых и справедливых произведений, но вершиной его творчества принято считать...
  2. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение по комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”, проблемы воспитания, 8 класс. Комедия Фонвизина “Недоросль” занимает определенное место в развитии драматургии. В период...

Русская литература XVIII века во многом определила развитие отечественной словесности в дальнейшем, подготовила ее «золотой» ХIХ век. Но, пожалуй, из драматургов той эпохи лишь Денису Ивановичу Фонвизину удалось пережить свое время. Его комедия «Недоросль» по праву входит в «золотой фонд» русской драматургии и может быть поставлена в один ряд с такими блестящими ее образцами, как «Горе от ума» Грибоедова, произведениями Гоголя, драматургией Островского. Созданная в условиях господства классицизма на русской сцене, она несла в себе новаторские черты, которые подготовили появление и утверждение реализма в русском театре.

Еще Пушкин определил особое значение Фонвизина, которого он назвал «сатиры смелым властелином». Действительно, «Недоросль» является сатирической комедией, в которой, по словам Гоголя, писатель вскрыл «раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей».

По сюжету и по названию «Недоросль» – пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его «недорослем». Проблема воспитания, как известно, центральная в идеях Просвещения и классицизма как его художественного выражения. Но Фонвизин намного расширил саму постановку этой проблемы: речь здесь идет о «воспитании» в самом широком смысле слова. Сценически Митрофан – тот самый недоросль, о котором говорит название пьесы, – лицо второстепенное, но история его воспитания объясняет, откуда берется страшный мир Скотининых и Простаковых. Это означает уже не просто постановку проблемы воспитания, а рассмотрение обстоятельств, которые влияют на формирование личности, что соответствует задачам реализма.

Естественно, что такая задача не могла быть решена только средствами классицизма, необходимо было найти новые подходы к изображению героев. Отсюда и возникает своеобразный сплав традиционных и новаторских элементов в комедии.

Вполне в соответствии с правилами трех единств действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой в течение одного дня и все события завязаны в один узел (единство места, времени и действия). В плане композиции писатель тоже достаточно четко придерживается традиции: персонажи четко делятся на отрицательных, непросвещенных и положительных, образованных, группируясь вполне симметрично: четыре на четыре. В центре группы отрицательных героев находится госпожа Простакова – все остальные персонажи этой группы так или иначе соотносят себя с ней: «женин муж», «сестрин брат», «матушкин сын». Во главе положительного лагеря стоит Стародум, к которому прислушиваются Правдин, Милон и Софья. Следует отметить, что Фонвизин вводит в систему персонажей и ряд второстепенных лиц, которые тяготеют либо к положительным (Еремеевна, Тришкин, Цифиркин), либо к отрицательным (Кутейкин, Вральман).

Фонвизин широко использует и такой прием классицизма, помогающий раскрытию характеров героев, как говорящие имена и фамилии: Простакова, Стародум, Скотинин, Правдин и другие. Интересно, что потом у Пушкина в «Евгении Онегине» среди гостей, приехавших на именины к Татьяне, появляются «Скотинины, чета седая», отличающиеся такой же плодовитостью, как и фонвизинские.

В духе классицизма рисует Фонвизин и своего любимого героя Стародума как героя-резонера, высказывающего авторскую точку зрения. Сам Фонвизин возлагал большие надежды в деле исправления пороков общества на просвещение дворянства. И в том же духе высказывается его герой:

«Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо оного раба двое: старый дядька да молодой барин».

Более того, даже с точки зрения стиля речь Стародума близка к слогу статей и писем автора. Как и следует положительному герою в пьесах классицизма, Стародум говорит правильным, книжным языком. Но Фонвизин расширяет узкие рамки классицизма, вводя в речь героя и другие индивидуальные черты: афористичность, насыщенность архаизмами.

Этот же прием писатель использует и в языке других персонажей, который таким образом становится средством их индивидуализации и помогает раскрыть социально-психологическую сущность.

Так, например, все индивидуальные и типичные качества Простаковой отражаются в ее языке. К крепостным она обращается грубо, используя бранную лексику («собачья дочь», «Скверная харя», «бестия»), а к сыну Митрофану обращена ласковая, заботливая речь матери («душенька», «друг мой сердешный»). С гостями Простакова – светская дама («рекомендую вам дорогого гостя»), а когда она униженно причитает, вымаливая себе прощение, в речи ее появляются народные обороты («мать ты моя родная, прости меня», «повинную голову меч не сечет»).

Вообще же надо отметить, что хотя герои Фонвизина, как и требуется в классицизме, не развиваются, но в живой ткани произведения их характеры часто приобретали несвойственную драматургии классицизма многозначность – это явный ход в сторону реализма. Так, если образы Скотинина, Вральмана, Кутейкина заострены до карикатурности, то образы Простаковой и Еремеевны отличаются большой внутренней сложностью. Еремеевна – «раба», но она сохраняет ясное осознание своего положения, прекрасно знает характеры своих господ, в ней жива душа. Простакова, злобная, жестокая крепостница, оказывается в то же время любящей, заботливой матерью, которая в финале, отвергнутая своим же сыном, выглядит действительно несчастной и даже вызывает наше сочувствие.

И наконец, новаторство «Недоросля» проявилось в том, что сохраняя одну линию развития интриги (за руку и сердце Софьи борются несколько претендентов: искренно любящий ее и любимый ею Милон, а также узнавшие о богатом приданом Скотинин и Митрофан, вернее, его мать, старающаяся устроить счастье сына), Фонвизин включает в пьесу несколько взаимосвязанных проблем. Основные из них – это проблемы крепостного права, воспитания и формы государственной власти, которые в комедии, как и в действительности, взаимообусловлены. Автор также ставит вопросы о неуклонном исполнении «должности» каждым гражданином, о характере семейных отношений, об образовании дворян и другие.

Так что произведение в целом выглядит отнюдь не однолинейным, а многоплановым и многоаспектным. Но верит ли автор, что исправление всех общественных пороков, «скотских» пороков человеческой натуры возможно путем воспитания? На вопрос Правдина об этом Стародум отвечает: «Мой друг! Ошибаешься. Тщетно звать врача к больному неисцелимому. Тут врач не поможет, разве что сам заразиться». И в этом тоже проявился реализм Фонвизина.

Прошли года, минули два столетия с тех пор, как появилась смешная и грустная комедия Фонвизина. Но герои ее остались жить, мы находим среди наших современников своих Скотининых и Правдиных, Простаковых и Стародумов. А Митрофанушка стал нарицательным образом и, видимо, останется таким еще долгое время – к сожалению! Его знаменитое: «Не хочу учиться, хочу жениться» – кажется, так и разносится эхом среди наших молодых людей. И в этом еще одно подтверждение подлинного реализма комедии «Недоросль».

Ум, коль он только что ум, - самая
безделица. С пребеглыми умами мы
видим худых мужей, худых отцов, худых
граждан. Прямую цену уму дает
благонравие.
Д. Фонвизин. «Недоросль».

Тип урока: анализ произведения.

Цель урока:


  1. продолжить работу над понятиями «традиция», «новаторство», «канон»;

  2. развивать умение анализировать драматические произведения, работать с художественным текстом и учебником;

  3. показать актуальность комедии, в наши дни (т.к. главная идея эпохи Просвещения - патриотизм, служение государству) и бессмертие образов Фонвизина.
Технические средства:

Выставка книг, доска, тесты, портрет Д.И.Фонвизина, иллюстрации к комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль” Е. Суматохина.

Методы : эвристический метод; репродуктивный метод; исследовательский метод; метод творческого чтения.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Объявление темы и целей урока.

3. Проверка домашнего задания:

« Положительные и отрицательные персонажи комедии».

Что такое традиция?

а) в переводе с латинского «передача»;

б) исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения;

в) передача исторически установившегося порядка, сложившегося опыта, знаний представлений;

г) то, что передается из поколения в поколение.

Что такое новаторство?

а) творческое развитие традиции и ее обогащение чем-то новым;

б) введение чего-то нового.

в)Что такое канон? (образец)

4. Изучение нового.

а) Слово учителя. Традиции в комедии « Недоросль» рассмотрим в двух планах: на уровне содержания и на уровне формы.

Традиции древнерусской литературы в 18 веке как бы отодвинуты в тень, но главная традиция осталась. Это, конечно, патриотизм, любовь к стране родной. Это величайшая ответственность писателя за свои слова, вера в то, что слово может изменить, улучшить самого человека. Писатели 18 века верили, что если показать порок, зло, посмеяться или гневно обличить их, то порок исчезнет, зла станет меньше. (Наиболее часто употреляемые слова у писателей этого времени - «порок» и «добродетель»). Только добродетельные, человеколюбивые, благочестивые, образованные люди, т.е. просвещенные, могут создать справедливые, гуманные законы. Но это далеко от русской действительности, т.к. нет «особливого старания о воспитании. Фонвизин пытается эту действительность исправить « с пером в руках». Показать людские пороки легче в театре, самом наглядном виде искусств. Чтобы сделать зло бессильным, его нужно высмеять. Поэтому любимый жанр Фонвизина - комедия.

Какая основная традиция эпохи Просвещения взята Фонвизиным? (Идея служения государству). Главное в эпохе Просвещения - воспитание, т.к. образованные, воспитанные люди могут принести больше пользы государству.

б) Работа с учебником (с. 180 - 182). Составляем таблицу « Традиции классицизма и новаторские черты в комедии».


Традиции классицизма

Новаторские черты

1.Резкое деление героев на положительные и отрицательные. Каждый герой должен иметь какую-то одну, характерную черту (положительные герои таковы).
2.Присутствует герой - резонер (напрямую несет идеи автора). Такой герой в комедии - Стародум.
3.Главная идея - идея просвещения.
4.Триединство: времени - 1 сутки; места; действия - 1 интрига, проблема.

1. Характеры героев сложны.
2.Речь героев передает характеры действующих лиц.
3. Просвещение важно, но сначала надо добродетель, позаботиться о душе, а уж потом об уме - главная идея комедии.
4. Нарушает триединство: вместо одной проблемы поднимает несколько очень важных.
5. Типизация и зоологизация героев.

в) Работа с текстом. Составление таблицы « Основные проблемы комедии « Недоросль» и противоположные точки зрения на них положительных и отрицательных персонажей».

Проблема

Отношение положительных героев

Отношение отрицательных героев

1 . Проблема воспитания.

« Чтоб в достойных людях не было недостатка, прилагается нынче особливое старание о воспитании». (Правдин, д.5. явл.1).

« Без науки люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был 1 5 лет, и с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить». (Простакова, д.4, явл.8).

2. Проблема крепостного права.

« Каждый должен искать своего счастья и выгод в том, что законно и что угнетать рабством себе подобных беззаконно» (Стародум, д.5. явл.1).

« Не волен! Дворянин, кого захочет, и слуги высечь не волен, да на что нам указ от о вольности дворянства». (Простакова, д.5, явл. 4).

3. Проблема служения Отечеству.

« Но что всего более - он для пользы и славы отечества не устрашается забыть свою собственную славу». (Милон, д.4, явл.6).

« По мне - куда велят». (Митрофан, д.5, явл. 7).

4. Проблема брака и семьи.

« Только, пожалуй, не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу бы походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее. Муж благоразумный! Жена добродетельная! Что почтеннее быть может? Надобно, мой друг, чтоб муж твого повиновался рассудку, а ты мужу, и будете оба совершенно благополучны». (Стародум, д.4, явл.2).

« я и своих поросят завести хочу. Меня не проведешь... Для нее одной отдам угольную с лежанкой». (Скотинин, д.2, явл.3).

Что говорит Стародум о воспитании и просвещении? Что, по его мнению, важнее? (см. эпиграф).

Какие « способы сделать людей добрыми» видит Стародум?

5. Выводы по уроку.

Кто является носителем добродетели, а кто носителем злонравия в комедии? - Как обернулось злонравие Простаковой против нее самой в последнем действии? Почему Фонвизин назвал свою комедию « Недоросль»? (С образом Митрофана связаны раздумья писателя о том наследии, которое готовят России простаковы и скотинины. Митрофан - недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий наук; он недоросль и в моральном отношении, т.к. не умеет уважать достоинства других людей.)

Почему комедия « Недоросль» не сходит со сцены театров? Актуальна ли она сейчас? В чем ее актуальность?

6. Домашнее задание. Написать характеристику героя (по вариантам).

Выбор редакции
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...

Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...

Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...

Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...
Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...
Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....