Тромбон описание инструмента. Значение слова «тромбон. Закрепление в музыкальной культуре


Как и другие инструменты симфонического оркестра, тромбон - музыкальный инструмент с уникальным звучанием и интересной историей. Он полноценный участник симфонического оркестра и джазовых бэндов, однако такое широкое предназначение было не всегда - ему предшествовали столетия узкого применения и технического совершенствования.

Происхождение

В переводе с итальянского и французского «trombone» - трубища или большая труба. Название «тромбон» начинает употребляться в эпоху Возрождения, в XV веке. Им обозначают медный духовой инструмент с кулисой, которая позволяет делать звук инструмента более низким и гулким.

Предшественником музыкального инструмента тромбона в упоминаниях периода Возрождения и Барокко был сакбут. Оба термина долгое время использовались как синонимы, однако после XVII века термин «тромбон» закрепляется и вытесняет все остальные.

Тембр и описание

Как выглядит тромбон? Музыкальный инструмент, описание которого можно встретить уже в XV веке, изменился с этого времени не очень сильно. Он представляет собой дважды согнутую трубу с подвижной кулисой. Окончание ее переходит в конус. Длина трубки - три метра, диаметр - 1,5 см. Обязательной для всех духовых является мундштук - у тромбона он большой, в виде закругленной чаши.

На фото музыкальный инструмент тромбон заметно выделяется. В отличие от других медных инструментов, тромбон более техничен, позволяет плавно переходить с ноты на ноту, исполнять хроматизмы, а также глиссандо.

Различают сопрановые, альтовые, теноровые, басовые, контрабасовые разновидности инструмента. Наиболее часто используется теноровый тромбон.

Диапазон инструмента - от G (соль) контроктавы до F (фа) второй октавы.

Его тембр - низкий, звучный и протяжный, по-разному звучащий в высоком и нижнем регистре. Вверху имеет блестящий и яркий тембр, внизу - сумрачный и грозный. Благодаря своим тембровым качествам тромбон стал музыкальным инструментом, которому доверяют сольные партии и целые произведения.

Механизм звукоизвлечения

Яркий, призывный звук тромбона и его технические возможности обусловлены его строением. В отличие от других медных духовых, тромбон имеет кулису - вытянутую U-образную деталь, что является частью музыкального инструмента. Тромбон благодаря ей приобретает дополнительные технические возможности - расширяет диапазон звучания, позволяет легко скользить с ноты на ноту (глиссандо).

Переход на кварту и квинту осуществляется с помощью квартвентиля и квинтвентиля, в исторических формах тромбона такие возможности отсутствовали.

Как и другие медные духовые инструменты, при исполнении на тромбоне может использоваться сурдина (приглушение звука).

Библейские отзвуки


Упоминания о больших трубах весьма разнообразны и встречаются еще в древних текстах. Грозные трубные гласы сопровождали знаменательные события и издавались ангелами и архангелами. Исследователи библейских текстов и музыки того периода полагают, что этот инструмент - хацоцра - древний духовой, отдаленно напоминающий современные трубу и тромбон, но не имеющий кулисы. Тем не менее, именно звук тромбона во многих произведениях означает голос Бога, сигнал начала Страшного Суда.

Исторические предшественники

Документальные упоминания кулисного музыкального инструмента встречаются уже в Античности. Исидор и Вергилий указывают на особую раздвижную трубу (tuba ductills), звук которой меняется в зависимости от положения подвижной части. Известно также, что при раскопках римской Помпеи в XVIII веке были найдены два тромбона, однако следы этих находок больше напоминают легенду, нежели свершившийся факт.

Большинство исследователей полагают, что античные тромбоны не были вымыслом, однако об их внешнем виде и звучании можно только догадываться.

Первые официальные упоминания и изображения тромбона относятся к XV веку. В это время не существовало единого названия инструмента: сакбут (франц. «sacquer» - тащить и «bouter» - толкать), posaunen (англ.), tuba ductili (итал.) упоминалось наряду с trombone. Все они одинаково часто встречаются в различных источниках.

Популярность тромбона в XV веке достаточно высока - он используется в церковных богослужениях, становятся частью светских ансамблей и сольным инструментом. Его разрешают применять на торжественных гражданских церемониях и на поле боя.

Закрепление в музыкальной культуре

Родиной музыкального инструмента тромбона принято считать Германию или Италию. Здесь же жили первые мастера, изготовлявшие серебряные тромбоны для королевских дворов.

В XVII-XVIII вв. тромбон стал ассоциироваться с музыкой прошлого. Оставаясь ансамблевым и сольным инструментом, он стоит особняком и не входит в составы оркестров. Это не мешает многим композиторам создавать произведения для этого инструмента.

В большинстве случаев основной областью применения тембра тромбона была церковная музыка: он сопровождал или дублировал певческие голоса, использовался для этого высокий регистр.

Классический симфонический оркестр, созданный в XVIII веке Й. Гайдном, не включал тромбон. По-видимому, этот инструмент осознавался как старомодный и слишком выделяющийся в гармоническом звучании tutti. Кроме того, еще не пришло время его технического усовершенствования.

При особом положении тромбон, тем не менее, использовался в музыкальном театре. Его звучание приобретало драматический оттенок в операх К. В. Глюка, а В. А. Моцарт наделяет его трагическим и грозным амплуа в опере "Дон Жуан" и "Реквиеме".

Тромбон в симфоническом оркестре

Введение тромбона как музыкального инструмента в симфонический оркестр произошло только на рубеже XVIII-XIX вв. у Л. В. Бетховена. впервые доверил ему развернутую сольную партию в симфонической музыке, обозначив его как благородный и величественный тембр. В современном составе оркестра используется, как правило, два или три тромбона (два теноровых и басовый). Оркестры Р. Вагнера, П. И. Чайковского, Г. Малера, Й. Брамса немыслимы без звучного и призывного тембра тромбона, где его голос ассоциируется с фатальными и грозными силами.

В симфонической музыке П. И. Чайковского звучание тромбона символизирует образы Рока, Провидения. У Р. Вагнера тромбон вместе с другими медными духовыми символизирует мощь и неприступную силу, образы Рока. Верхние регистры Р. Вагнер использовал для выражения любовной лирики («Тристан и Изольда»). Этот необычный семантический ход был продолжен в музыке ХХ века.

При возросшем интересе к тромбону в XIX веке практически под запретом оставалось использование глиссандо, которое стало применяться только у классиков ХХ века - А. Шенберга и И. Глазунова.

Тромбон в джазе

Джазовый тромбон - это новое амплуа музыкального инструмента. Оно начинается с эпохи диксиленда - одного из первых движений джазовой музыки. Здесь этот инструмент впервые осознается как сольно импровизирующий, создающий контрмелодию и умело ее обыгрывающий. Самые известные джазовые тромбонисты - Глен Миллер, Миф Моул, Эдвард Кид Ори, создали собственный стиль игры. Один из основных приемов - сочетание отдельных акцентированных нот и характерного глиссандо на тромбоне. Он создает неповторимое звучание диксиленда 20-х гг. ХХ века. Благодаря джазовым тромбонистам джазовый стиль ассоциируется с духовыми инструментами.

Тромбон звучит и в латиноамериканской музыке - этому способствовали гастролирующие джазовые ансамбли, где тромбон был солирующим инструментом.

Современные возможности тромбона многогранны - от исполнения классической музыки до звучания в джазе, роке и других стилевых направлениях. Применение этого инструмента становится все более творческим и интересным, а место тромбониста в оркестре или ансамбле - все более выдающимся.

Басово-тенорового регистра.

Тромбон известен в Европе с XV века. От других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы - особой передвижной U-образной трубки, с помощью которой музыкант изменяет объём заключённого в инструменте воздуха таким образом, достигая возможности исполнять звуки хроматического звукоряда (на трубе , валторне и тубе этой цели служат вентили). Тромбон - нетранспонирующий инструмент, поэтому его ноты всегда записываются в соответствии с действительным звучанием. На некоторых тромбонах имеются добавочные кроны, позволяющие понижать звуки на кварту и на квинту, которые подключаются с помощью квартвентиля и квинтвентиля .

Инструмент существует в нескольких разновидностях, образующих семейство. В наше время в основном используется основной представитель семейства - теноровый тромбон. Как правило, под словом «тромбон» подразумевается именно эта разновидность, поэтому часто слово «теноровый» опускают. Альтовый и басовый тромбоны применяются реже, сопрановый и контрабасовый - почти не используются.

Диапазон тромбона - от G 1 (соль контроктавы) до (фа второй октавы) с пропуском звуков между B 1 и E (си-бемоль контроктавы - ми большой октавы). Этот промежуток (кроме ноты H 1 , то есть си контроктавы) заполняется при наличии квартвентиля.

Тромбон - разнообразный по штрихам и технически подвижный инструмент, обладает ярким, блестящим тембром в среднем и верхнем регистрах, сумрачным - в нижнем. На тромбоне возможно использование сурдины , особый эффект - глиссандо - достигается скольжением кулисы. В современном симфоническом оркестре обычно используются три тромбона (два теноровых и один басовый).

Теноровые тромбоны строя "В" (си-бемоль малой октавы) в свою очередь имеют ряд разновидностей, и условно делятся на узко-, средне- и широкомензурные.

Мензура, или bore-калибр - это внутренний цилиндрический диаметр кулисы. Измеряется в тысячных долях дюйма (иногда с переводом в метрическую систему). Если диаметр одинаков почти по всей длине кулисы (обе трубки одинаковы), то такой тромбон называется "однотрубным". Если трубки разные, то это - так называемый dual bore (двойной калибр).

Узкомензурными условно считаются теноровые тромбоны, имеющие калибр 500" тысячных дюйма (12,7 миллиметра) и менее. Среднемензурными - более 500" и менее 547".

И, наконец, широкомензурным считается один единственный калибр - 547".

Басовый тромбон имеет акустически тот же строй, что и теноровый, и отличается от него только большей мензурой (от 562" до 578") и двумя вентилями. Конструкции вентилей бывают зависимыми и независимыми. Зависимые срабатывают только в двух вариантах: либо кварта вниз, либо квинта. Независимые бывают двух вариантов: кварта, большая терция, малая секста или кварта, большая секунда, квинта.

Основная сфера применения тромбона - симфонический, духовой, джазовый (биг бэнд) оркестр, в ансамблях различных составов, квартеты тромбонов применяются в церквях для замены органа и дублирования голосов певчих, а также в сольном концертном исполнительстве.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Видеоурок Тромбон. Урок1 - Введение

    ✪ Practicing Extended Techniques on the Trombone

Субтитры

История тромбона

Появление тромбона относится к XV веку. Принято считать, что непосредственными предшественниками этого инструмента были кулисные трубы , при игре на которых у музыканта была возможность передвигать трубку инструмента, таким образом получая хроматический звукоряд. Такие трубы делались для удвоения голосов церковного хора, учитывая сходство тембра трубы с человеческим голосом. Нужно только было сделать сходство интонации, для чего и сделали кулису, дающую хроматизм и вибрато.

За время своего существования тромбон практически не претерпел радикальных изменений в своей конструкции.

Первые инструменты, по сути представлявшие собой тромбоны, назывались сакбутами (от фр. saquer - тянуть к себе, bouter - толкать от себя). Они были меньше современных инструментов по размеру и имели несколько разновидностей по регистрам певческих голосов, которые удваивали и тембру которых подражали: сопрано, альт, тенор и бас. Сакбуты благодаря хроматическому звукоряду сразу стали постоянными членами оркестров. Небольшие усовершенствования сакбутов привели к появлению в XVII веке практически современных инструментов, к которым в это время уже стало применяться итальянское слово trombone .

К середине XVIII века основной сферой использования тромбонов была церковная музыка: чаще всего этим инструментам поручалось дублирование певческих голосов. Постоянным членом оркестра тромбон становится только на рубеже XVIII―XIX веков. Как правило, в состав оркестра входили три тромбона: альтовый, теноровый и басовый (так как на сопрановом тромбоне с его маленькой кулисой трудно было играть чисто). Тогда же тромбон резко сменил амплуа. Из игры в высоких регистрах, где его торжественный тембр сливался с блестящим тембром церковных певцов он перешёл в мрачный низкий регистр, оставив верхнюю тесситуру трубам и валторнам. Сумрачный тембр тромбона ассоциировался со сверхъестественными силами, потусторонним миром, и использовался в характерных сценах оперных спектаклей. Глюк поручил трио тромбонов сопровождение погребального хора в «Альцесте », хора Фурий в Орфее, а также драматический эпизод в «Ифигении в Тавриде». В. А. Моцарт использовал тромбоны почти исключительно в операх (особенно трагично звучат тромбоны в сцене с Командором в "Дон Жуане") и в церковной музыке, в частности, в Реквиеме , где этому инструменту поручено соло. У Людвига ван Бетховена тромбоны впервые появляются в финале Пятой симфонии используются в дальнейшем в Шестой и Девятой, в оратории «Христос на Масличной горе» и других сочинениях. Композитору принадлежат также три пьесы (нем. Drei Equale ) для квартета тромбонов . У Бетховена тромбон снова сменил амплуа. Теперь главным стал блестящий верхний регистр, а его тембр использовался в светлых героических эпизодах (хотя есть и мрачный образы - сцена в тюрьме из оперы Фиделио). Бетховен сделал три тромбона постоянным членами оркестра. Новое амплуа тромбону придал Рихард Вагнер. Используя и мрачные роковые низы ("Золото Рейна", в дальнейшем эта линия продолжена была П.И. Чайковским), и блестящие верхи ("Полёт Валькирий"), он, однако, открыл благородную середину и стал использовать тромбоны как важнейший инструмент любовной лирики ("Тристан и Изольда"). Дальнейшее развитие тромбона связано уже с музыкой джаза, в которой как это не удивительно продолжилась как раз открытая Р. Вагнером лиричность, ещё усиленная использованием глушащих сурдин - грибка и букета. Хотя в джазе есть и другие амплуа тромбона. В современной музыке тромбон один из самых разнообразных по характеру инструментов. Использование взятого из джаза приема кулисного вибрато обогатил его тембр. ("О сегодняшнем дне тромбона сквозь призму веков.")

Широкому распространению тромбона способствовали многочисленные бродячие ансамбли и оркестры духовых инструментов, выступавшие по всей Европе и Северной Америке.

В эпоху романтизма композиторы обратили внимание на выразительные возможности тромбона. Берлиоз писал, что этот инструмент обладает благородным и величественным звучанием, и поручил ему большое соло во второй части Траурно-триумфальной симфонии. В первой половине XIX века активно развивается сольное исполнительство на тромбоне: среди тромбонистов-солистов этого времени ― немцы Фридрих Бельке , Карл Квайсер и Мориц Набих, француз Антуан Дьепо, итальянец Фелиппе Чиоффи. Репертуар тромбона пополняется сочинениями Фердинанда  Давида , Ф. А. Куммера , Ю. Новаковского и других композиторов .

Значительную роль в работе оркестра играет тромбон - музыкальный инструмент, принадлежащий к типу медных духовых, имеющий басово-теноровый регистр. Отличительной особенностью тромбона можно назвать кулису – специальную деталь в форме буквы "U", которая позволяет корректировать воздухопоток внутри музыкального устройства.

При этом возникают особые хроматические звуки. Существуют и другие схожие инструменты, имеющие специальные вентили. Популярностью пользуются и такие модели тромбона, у которых на квартвентиле зафиксирована деталь крона, при помощи которой, тон издаваемого звука понижается на кварту.

История появления в музыке тромбона

Специалисты в области музыкальной истории уверяют, что первый тромбон был придуман еще в 15 - м веке и внешне был схож на кулисные трубы, передвигая которые музыкант способен был воспроизводить определенный хроматический звукоряд.

Изначально данный инструмент получил интересное название "сакбут", по размеру куда более меньше нынешнего тромбона и распределялся зависимо от звукового регистра начиная сопрано и альтом, заканчивая тенором и басом. Именно из-за широкого звукоряда музыкальный инструмент в ближайшее время занял достойное и почетное место в оркестре.

В начале 17 - го века данная модель была преображена в лучшую сторону музыкальными мастерами и получила свое нынешнее название тромбон.

Через два века была предпринята попытка добавить к инструменту вентиль, такая деталь имелась у инструментов валторн и труба, но она в скором времени потерпела фиаско. Невзирая на то, что по техническим параметрам тромбон был достаточно удобен в использовании, звучание претерпело изменения и повернулось в худшую сторону.

В 1839 году, благодаря музыкальному мастеру Кристану Зальтеру, появилось новое изобретение – квартвентиль. С помощью этой детали музыканты получили отличную возможность извлекать звуки из недоступного ранее отрезка звукоряда тромбона.

Начиная с 20 - го века, тромбон музыкальный инструмент получил новый виток в развитии не только как оркестровый, но и как сольный инструмент. Это случилось во многом благодаря тому, что широкое распространение получили школы игры на данном инструменте, а также усовершенствовался процесс его изготовления. Композиторами всего мира создаются учебно-методические пособия и непревзойденная концертная литература, а многие музыкальные жанры, например, фанк или джаз немыслимы без участия тромбона. Помимо всего прочего, с конца 1980-х годов увеличился спрос на тромбоны образца прошлых столетий, которые уже давно не используются музыкантами.

Принцип работы тромбона

Многие духовые инструменты, а тромбон не является исключением, воспроизводят звуки с помощью кулисы, позволяющей регулировать воздушные потоки, выходящие из тромбона. Во время игры правая рука музыканта направляет кулису, в то время как левая держит инструмент. Каждая из семи позиций способствует понижению звука на пол тона. Первые три – четыре позиции соответствуют основному "педальному" тону и издают достаточно тихие звуки.

Выше уже упоминалось о том, что существуют модели тромбона с дополнительной кроной, которая приводится в работу с помощью квартвентиля. В свою очередь он приводится в движение натягиванием цепочки, которая зафиксирована на большом пальце музыканта. Следует помнить также о том, что тромбон совмещает в себе тенорный и басовый вид инструмента под названием тенор-бас-тромбон.

Достаточно распространен такой термин, как "глиссандо". Под ним подразумевают игровой прием, во время которого кулиса плавно перемещается между позициями, а звук при этом получается непрерывным. Обычно он используется для придания игре особого звукового эффекта.

Используя квартвентиль, по причине несовершенной конструкции тромбона, музыкант способен изменять звук от "соль" контроктавы до "фа" второй октавы, с пропуском звуков между "си-моль" контроктавы и "ми" большой октавы.

Исполняя музыкальные композиции на тромбоне, можно получить разнообразный диапазон звуков, таких как:

  • изумительных и волшебных в среднем, а также верхнем регистрах;
  • таинственных, невероятных, чуть завораживающих и сумрачных в нижнем регистре.

На сегодняшний день в оркестрах используются как правило два теноровых тромбона и один с низким басовым звуком. Без сомнения, этот музыкальный инструмент популярен и в исполнении оркестра, и в сольном выступлении, во многом благодаря школам игры на тромбоне и других музыкальных инструментах.

За пятисотлетнюю историю существования данного музыкального инструмента он приобрел действительно новое широкое звучание, а также способствовал изобретению смежных инструментов, которые широко применяются в современных оркестрах. Тромбон не является конкурентом по отношению к другим инструментам в оркестре, он гармонично играет среди них, создавая восхитительную и непревзойденную музыкальную мелодию.

Видео: Особенности тромбона

Тромбон (итал. trombone, букв. «большая труба», англ. и фр. trombone, нем. Posaune) — медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Основная отличительная черта тромбона - его подвижное колено, кулиса. Кулиса предназначена для изменения высоты звучания инструмента. Когда она выдвигается - звук, по мере удлинения воздушного столба, становится ниже.
Трубка инструмента в основном цилиндрическая, но ближе к раструбу энергично выходит на конус. Мундштук представляет собой неглубокую шарообразную чашку, похожую на мундштук большой трубы, и отличается от мундштуков других медных инструментов.

Звучание

Диапазон тромбона — от G1 (соль контроктавы) до f2 (фа второй октавы) с пропуском звуков между B1 и E (си-бемоль контроктавы — ми большой октавы). Этот промежуток (кроме ноты H1, то есть си контроктавы) заполняется при наличии квартвентиля.
Тромбон — разнообразный по штрихам и технически подвижный инструмент, обладает ярким, блестящим тембром в среднем и верхнем регистрах, сумрачным — в нижнем. На тромбоне возможно использование сурдины, особый эффект — глиссандо — достигается скольжением кулисы. В симфоническом оркестре обычно используются три тромбона (два теноровых и один басовый).

Основная сфера применения тромбона — симфонический оркестр, но он также используется в качестве солирующего инструмента, а также в духовом оркестре, джазе и других музыкальных жанрах, в частности, в Ска-панке, где занимает ведущее положение среди духовых.

Звучание тромбона мощное, отчетливое; вместе с тем на тромбоне возможны любые градации тихого звука. Инструмент проникновенно звучит в духовной музыке, но часто ассоциируется со сферой сверхъестественного (как, например, в Реквиеме Моцарта и его опере «Дон Жуан»). Если необходимо выразить в партитуре музыкального произведения ощущения тревоги, опасности, обречённости, то композитор, скорее всего, обратится к звучанию тромбона. В джазовой музыке тромбон, напротив, часто звучит довольно беззаботно. Вокальная имитация звучания тромбона, его выразительного глиссандо и блюзовых нот - это чуть ли не квинтэссенция неповторимой исполнительской манеры легендарного джазового музыканта (певца, трубача, тромбониста) Луиса Армстронга (1901-1971).

История

Появление тромбона относится к XV веку. Принято считать, что непосредственными предшественниками этого инструмента были кулисные трубы, при игре на которых у музыканта была возможность передвигать трубку инструмента, таким образом получая хроматический звукоряд.
За время своего существования тромбон практически не претерпел радикальных изменений в своей конструкции.
Первые инструменты, по сути представлявшие собой тромбоны, назывались сакбутами (от фр. saquer — тянуть к себе, bouter — толкать от себя). Они были меньше современных инструментов по размеру и имели несколько разновидностей по регистрам: сопрано, альт, тенор и бас. Сакбуты благодаря хроматическому звукоряду сразу стали постоянными членами оркестров. Небольшие усовершенствования сакбутов привели к появлению в XVII веке практически современных инструментов, к которым в это время уже стало применяться итальянское слово trombone.
В XIX веке предпринимались попытки приспособить к тромбону систему вентилей наподобие механизма трубы и валторны , однако это нововведение не получило распространения из-за того, что такие инструменты, хотя и выигрывали в технической подвижности, значительно теряли в звучании. В 1839 году лейпцигский музыкальный мастер Кристан Затлер изобрёл квартвентиль, позволивший понижать звуки тромбона на кварту, что позволило извлекать звуки из так называемой «мёртвой зоны» (отрезок звукоряда, недоступный из-за конструктивных особенностей тромбона).
Происходит развитие и укрепление позиций инструмента в оркестре, сольном и ансамблевом музицировании, появляются виртуозные сольные исполнители высокого класса. Композиторы создают для тромбона ряд сочинений, которые впоследствии становятся классикой репертуара — Романс Вебера, обнаруженный спустя много лет после смерти композитора, Концерт для тромбона с духовым оркестром Римского-Корсакова, Концертино Давида и другие. Во второй половине столетия формируются мощные, по сравнению с прошлым, мануфактуры по производству инструментов — Holton, Conn, King — в США, Heckel, Zimmerman, Besson, Courtois — в Европе. Выходят из практики некоторые разновидности тромбона, например, альтовый и контрабасовый.
В XX веке, благодаря развитию исполнительской школы и совершенствованию технологий производства инструментов, тромбон стал весьма популярным инструментом. Композиторы создают для него многочисленную концертную литературу, значительное место тромбон занимает в джазе, а также ска, фанке и других жанрах. С конца 1980-х годов происходит возрождение интереса к старинным тромбонам (сакбутам) и вышедшим из употребления разновидностям тромбона.

Типы

Сегодня существует несколько видов тромбонов:
Теноровый, Сопрановый, Контрабасовый, Басовый и Альтовый. Наиболее распространённым является теноровый тромбон, в то время как сопрановый и контрабасовый практически нигде не используются. Наиболее часто тромбон входит в состав симфонического или духового оркестра. В первом случае используются сразу три тромбона, два из которых теноровые, а один басовый. Также активно используют в своих композициях данный музыкальный инструмент джаз-банды или исполнители Ска-панка. Довольно широкое распространение тромбон получил в 19-м веке, причём не только как часть оркестра, но и как отдельный инструмент, для которого создавались сольные партии. Многие из подобных произведений стали настоящей классикой музыки.


  • Тромбо́н (итал. trombone, букв. «большая труба», англ. и фр. trombone, нем. Posaune) - медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра.

    Тромбон известен с XV века. От других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы - особой передвижной U-образной трубки, с помощью которой музыкант изменяет объём заключённого в инструменте воздуха таким образом, достигая возможности исполнять звуки хроматического звукоряда (на трубе, валторне и тубе этой цели служат вентили). Тромбон - нетранспонирующий инструмент, поэтому его ноты всегда записываются в соответствии с действительным звучанием. На некоторых тромбонах имеются добавочные кроны, позволяющие понижать звуки на кварту и на квинту, которые подключаются с помощью квартвентиля и квинтвентиля.

    Инструмент существует в нескольких разновидностях, образующих семейство. В наше время в основном используется основной представитель семейства - теноровый тромбон. Как правило, под словом «тромбон» подразумевается именно эта разновидность, поэтому часто слово «теноровый» опускают. Альтовый и басовый тромбоны применяются реже, сопрановый и контрабасовый - почти не используются.

    Диапазон тромбона - от G1 (соль контроктавы) до f² (фа второй октавы) с пропуском звуков между B1 и E (си-бемоль контроктавы - ми большой октавы). Этот промежуток (кроме ноты H1, то есть си контроктавы) заполняется при наличии квартвентиля.

    Тромбон - разнообразный по штрихам и технически подвижный инструмент, обладает ярким, блестящим тембром в среднем и верхнем регистрах, сумрачным - в нижнем. На тромбоне возможно использование сурдины, особый эффект - глиссандо - достигается скольжением кулисы. В современном симфоническом оркестре обычно используются три тромбона (два теноровых и один басовый). Теноровые тромбоны строя "В"(си бемоль малой октавы) в свою очередь имеют ряд разновидностей, и условно делятся на узко-, средне- и широкомензурные. Мензура, или bore-калибр - это внутренний цилиндрический диаметр кулисы. Измеряется в тысячных долях дюйма (иногда с переводом в метрическую систему). Если диаметр одинаков почти по всей длине кулисы (обе трубки одинаковы), то такой тромбон называется"однотрубным". Если трубки разные, то это - так называемый dual bore (двойной калибр). Узкомензурными условно считаются теноровые тромбоны, имеющие калибр 500" тысячных дюйма (12,7 миллиметра) и менее. Среднемензурными - более 500" и менее 547". И, наконец, широкомензурным считается один единственный калибр - 547".

    Басовый тромбон имеет акустически тот же строй, что и теноровый, и отличается от него только большей мензурой (от 562" до 578") и двумя вентилями. Конструкции вентилей бывают зависимыми и независимыми. Зависимые срабатывают только в двух вариантах: либо кварта вниз, либо квинта. Независимые бывают двух вариантов: кварта, большая терция, малая секста или кварта, большая секунда, квинта.

    Основная сфера применения тромбона - симфонический, духовой, джазовый (биг бэнд) оркестр, в ансамблях различных составов, квартеты тромбонов применяются в церквях для замены органа и дублирования голосов певчих, а также в сольном концертном исполнительстве.

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...