Творческая история пьесы гроза презентация. Презентация "история создания пьесы "гроза". Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Литература"


1 слайд

История создания драмы «Гроза».

2 слайд

Созданию “Грозы” предшествовало путешествие Островского по Верхней Волге, предпринятое по заданию морского министерства. Итогом этой поездки явился дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии жизни провинциального Верхневолжья. “С Переяславля начинается Меря, - записывает он в дневнике, - земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку.

3 слайд

“Мы стоим на крутейшей горе, под ногами у нас Волга, и по ней взад и вперед идут суда то на парусах, то бурлаками, и одна очаровательная песня преследует нас неотразимо…И нет конца этой песне... Впечатления от приволжских городов и сёл, от красивейшей природы, встреч с интересными людьми из народа долго накапливались в душе драматурга и поэта, прежде чем родился такой шедевр его творчества, как “Гроза”.

4 слайд

В течение длительного времени считалось, что сюжет драмы “Гроза” Островский взял из жизни костромского купечества, а в основу произведения положено нашумевшее дело Клыковых. Вплоть до начала XX века многие костромичи с горестью указывали на место самоубийства Катерины - беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Указывали и на дом, где она жила.

5 слайд

А. П. Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и дочери. Хозяйка дома, суровая старообрядка, заставляла молодую сноху делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными. В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась любимой бабушкой, была девушкой веселой, живой, жизнерадостной. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный, апатичный человек, не мог защитить жену от придирок свекрови и относился к ним равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути Клыковой встал другой человек, Марьин, служащий почтовой конторы. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Возник шумный судебный процесс, получивший широкую огласку.

6 слайд

Прошло много лет, прежде чем исследователи творчества Островского точно установили, что “Гроза” была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Но сам факт подобного совпадения говорит о гениальной прозорливости драматурга, глубоко почувствовавшего нараставший в купеческой жизни Верхней Волги драматический конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспроста увидел “что-то освежающее и ободряющее”.

Смысл заглавия пьесы «Гроза». Неспособность лицемерить. Поведение лицемерно. Московский Государственный Университет. Кудряш. Особенности стиля Островского. Н.А.Добролюбов. Протест Катерины. Малый Академический Художественный театр. Памятник А.Н.Островскому. Полемика вокруг пьесы. Колумб Замоскворечья. Результаты действий героев. Основная тема «Грозы». Любовь. Человеческие чувства. Кто страшнее – Кабанова или Дикой.

«Пьеса Островского «Бесприданница»» - Романс. Нужна ли Лариса Паратову. Жених Ларисы. Любовь для Ларисы. Тайна пьесы Островского. Стихотворные строки. Печальная песня о бесприданнице. Островский. Навыки изложения своих мыслей. Выстрел Карандышева. Что же за человек Паратов. Жестокий романс. Цыганская песня. Приобретение навыков анализа текста. Каков Карандышев. Проблемные вопросы. Анализ пьесы. Что придает цыганская песня пьесе и фильму.

«Пьеса «Бесприданница»» - И каждый смотрит на Ларису как на стильную, модную, роскошную вещь. Финальная сцена. Все поступки героя мотивируются стремлением поддержать такое впечатление. А может вот верное решение: откровенное предложение Кнурова…. Лариса. Женские образы. Матерым вожаком, например. «Бесприданница». Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Катерина. Катерина - истинно трагическая героиня. Как и Катерина, Лариса принадлежит к женщинам с “горячим сердцем”.

«Пьеса Островского «Гроза»» - В центре города- Базарная площадь, неподалеку старая церковь. Катерина Борис Кулигин Варвара Кудряш Тихон. В чем сходство и различие характеров Дикого и Кабанихи? Какого мнения вы придерживаетесь и почему? Борис. Тихон - добрый, искренне любит Катерину. Могла ли Катерина найти счастье в семье? Тихон – от греческого: удачный, спокойный. Чем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»? Кудряш.

«Островский «Бесприданница»» - Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы. А.Н. Островский Драма «Бесприданница». Действующие лица. Символический смысл имен и фамилий. Обсуждение образа Л.И. Огудаловой. Идеи творчества А.Н. Островского. На первый взгляд, первые два явления – это экспозиция. Цель урока. Что мы узнаем о Паратове. Паратов Сергей Сергеевич. Карандышев. Анализ драмы «Бесприданница».

«Герои «Снегурочки»» - Тесты на закрепление по теме. Дед Мороз. Леший. Стихия русских народных обрядов. Любовь. Музыка Римского-Корсакова. Результаты теста. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Волшебный венок. Снегурочка. Персонажи. Пляски птиц. Весенняя сказка. Песни. Красота природы. Римский-Корсаков. Огромная сила. Мощь и красота природы. Утро любви. Композитор. Какие герои только сказочные. Идеалы автора. Музыкальные инструменты.


История создания пьесы Произведение имеет обобщающий смысл, не случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем Калинов. Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии. Произведение имеет обобщающий смысл, не случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем Калинов. Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии.


Значение названия пьесы «Гроза» Гроза в природе (действие 4) физическое явление, внешнее, не зависящее от героев. Гроза в природе (действие 4) физическое явление, внешнее, не зависящее от героев. Гроза в душе Катерины от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию. Гроза в душе Катерины от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию. Гроза в обществе ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, чего-то непонятного. Пробуждение в мире несвободы свободных чувств. Этот процесс тоже показан постепенно. Вначале только штрихи: нет должного почтения в голосе, не соблюдает приличия, затем неповиновение. Гроза в обществе ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, чего-то непонятного. Пробуждение в мире несвободы свободных чувств. Этот процесс тоже показан постепенно. Вначале только штрихи: нет должного почтения в голосе, не соблюдает приличия, затем неповиновение. Гроза в природе является внешней причиной, спровоцировавшей и грозу в душе Катерины (именно она и подтолкнула героиню к признанию), и грозу в обществе, которое остолбенело оттого, что кто-то пошел наперекор. Гроза в природе является внешней причиной, спровоцировавшей и грозу в душе Катерины (именно она и подтолкнула героиню к признанию), и грозу в обществе, которое остолбенело оттого, что кто-то пошел наперекор.




Положение женщин в России в 1 половине 19 века. Положение женщин в России в 1 половине 19 века. В 1 половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль - роль дочери, жены и матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы. В 1 половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль - роль дочери, жены и матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы. «Домострой» - памятник русской письменности 16 в., представляющий «Домострой» - памятник русской письменности 16 в., представляющий собой свод правил семейного быта. собой свод правил семейного быта.


Эпоха перемен Пьеса «Гроза» создавалась в предреформенные годы. Это была эпоха политических, экономических и культурных перемен. Преобразования затронули все слои общества, в том числе среду купечества и мещанства. Рушился старый уклад жизни, уходили в прошлое патриархальные отношения - люди должны были приспосабливаться к новым условиям существования. Пьеса «Гроза» создавалась в предреформенные годы. Это была эпоха политических, экономических и культурных перемен. Преобразования затронули все слои общества, в том числе среду купечества и мещанства. Рушился старый уклад жизни, уходили в прошлое патриархальные отношения - люди должны были приспосабливаться к новым условиям существования. В литературе середины 19 века также происходят изменения. Особую популярность в это время приобрели произведения, главными героями которых были представители низших классов. Они интересовали писателей прежде всего как социальные типы. В литературе середины 19 века также происходят изменения. Особую популярность в это время приобрели произведения, главными героями которых были представители низших классов. Они интересовали писателей прежде всего как социальные типы.


Система действующих лиц пьесы Говорящие фамилии Говорящие фамилии Возраст героев Возраст героев «Хозяева жизни» «Хозяева жизни» «Жертвы» «Жертвы» Какое место занимает Катерина в этой системе образов? Какое место занимает Катерина в этой системе образов?




Система действующих лиц пьесы «Жертвы» Варвара: «И я не обманщицей была, да выучилась». «А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» Кулигин: «Лучше уж стерпеть».




Особенности раскрытия характеров героев Катерина поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами. Катерина поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами. Кулигин речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами. Кулигин речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами. Дикой речь изобилует грубыми словами и ругательствами. Дикой речь изобилует грубыми словами и ругательствами.


Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя: Кулигин: «Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!» Кулигин: «Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!» Кудряш: «А что?» Кудряш: «А что?» Дикой: «Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!» Дикой: «Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!» Борис: «Праздник; что дома-то делать!» Борис: «Праздник; что дома-то делать!» Феклуша: «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная». Феклуша: «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная». Кабанова: «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала». Кабанова: «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала». Тихон: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» Тихон: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» Варвара: «Не уважишь тебя, как же!» Варвара: «Не уважишь тебя, как же!» Катерина: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит». Катерина: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит».


Использование приема контраста и сопоставления: монолог Феклуши монолог Кулигина, монолог Феклуши монолог Кулигина, жизнь в городе Калинове волжский пейзаж, жизнь в городе Калинове волжский пейзаж, Катерина Варвара, Катерина Варвара, Тихон Борис Тихон Борис


Домашнее задание Монологи Кулигина - действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3 Монологи Кулигина - действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3 Монологи Феклуши - действие 1, явл. 2; действие 3, явл. 1 Монологи Феклуши - действие 1, явл. 2; действие 3, явл. 1 Жители действие 3, явл. 1; действие 2, явл. 1; действие 4, явл. 4; действие 4, явл. 1. Жители действие 3, явл. 1; действие 2, явл. 1; действие 4, явл. 4; действие 4, явл. 1. Чем отличается от жителей города Кулигин? Чем отличается от жителей города Кулигин? Дикой и Кабаниха. Дикой и Кабаниха.


  • А. Н. Островский - величайший русский драматург, который принёс на сцену новые темы, вывел новых героев.
  • В его пьесах вместилась вся Россия - её быт, нравы, история.
  • Особое место занимает тема «самодурства», изображение людей, смысл жизни которых заключается в подавлении личности другого человека.

1850 г.

Л. Н. Толстой: «...слышится этот сильный протест против современного быта...»


1853 г.

И. С. Тургенев: « Эдаким славным, вкусным, чистым русским языком никто не писал до него... Ах, мастер, мастер этот бородач !..»


1854 г.

Н. А. Некрасов: «...разве только в первом, известном произведении

г. Островского (то есть в комедии «Свои люди -- сочтемся!») можно найти такие живые и мастерски очерченные лица »


1860 г.

М. М. Достоевски й: « Гроза» есть, без сомнения, одно из лучших его произведений. В ней поэт взял несколько новых сторон из русской жизни, до него никак еще не початых ».


1868 г.

« Островский

почувствовал… совершившуюся в обществе перемену: взамен благородного, увлекающегося юноши он сделал своим героем холодного, расчётливого, всем существом погружённого в личные интересы … для достижения своей цели, которая сводится к одному слову - карьера ».



1879 г.

  • В драме нарисована простая, но глубоко верная картина того бесстыдного и холодного бессердечия, которое сделалось чуть ли не основной чертой текущего прогресса во всех общественных слоях. Лица в этой картине очерчены не бог весть как ярко но, однако же, настолько выразительно, что они являются живыми представителями русской действительности«.
  • («Новое время», 26 января 1879 г.).

Пьеса «гроза»


История создания пьесы

  • На идею создания пьесы «Гроза» оказала сильное влияние «Литературная экспедиция» 1856 и 1857 гг., в которой участвовал А. Н. Островский.
  • Прототипом города Калинова служат приволжские города Торжок, Тверь, Кинешма.

Я изумился, глядя на это… Измученный воротился домой и долго, долго не мог уснуть. Какое-то отчаяние овладело мною. Неужели мучительные впечатления этих пяти дней будут бесплодны для меня?»


Смысл названия пьесы «Гроза»

Природное явление

Гроза как природное явление становится

Социальное столкновение

фоном, на котором разворачивается финальная сцена пьесы

Столкновение убеждений консервативно

настроенных представителей более старшего поколения со стремлением к свободе, возможности выбора молодых героев пьесы


Городок Калинов

  • Небольшой купеческий городок на берегу Волги, «… весь в зелени, с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами. Благодатный летний день так и манит на воздух, под открытое небо …»

Городок Калинов - типичная картина русской провинциальной действительности

  • В городе Калинове царят корысть и жестокость. Нет простора живым чувствам и разуму. Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей.
  • Марфа Игнатьевна заставляет близких свято чтить обряды и следовать старым обычаям «Домостроя», которые переделала на свой лад. Своими мелочными требованиями, напоминаниями и внушениями Кабаниха добивается беспрекословного подчинения домочадцев.
  • Для Дикого самая большая радость надругаться над человеком, унизить его.

Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!...

(Кулигин)


Город Калинов и его обитатели

Законы, по которым строится жизнь в городе

«Тёмное царство»

Жертвы «тёмного царства»

  • У кого деньги – у того и власть.
  • У кого власть, тот пользуется ею безраздельно.
  • Человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению.
  • Запретить любое проявление живого человеческого чувства.
  • Заставить лгать, приспосабливаться.
  • Олицетворяют гнетущую власть.
  • Враги всего живого и нового.
  • Кабаниха, Дикой.
  • Угнетённые и бесправные
  • Ощущают на себе власть и грубую силу «тёмного царства».
  • Катерина, Варвара, Тихон, Борис, Кудряш, Кулигин.

составление таблицы «Система образов в драме А. Н. Островского “Гроза”»

герои

«самодуры

цитаты

русской жизни»

смирившиеся

приспособившиеся

Катерина


Система образов в драме А. Н. Островского “Гроза”

«самодуры

герои

цитаты

русской жизни»

Кабаниха

смирившиеся

приспособившиеся

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе»

Катерина

«Где уж мне своей волей жить»

«Лишь бы всё шито-крыто было…»

«Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы?.. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»

«Ну, чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, словно напасти какой! Гроза убьёт! Не гроза это, а благодать!»


Что привело к трагедии Катерины

Жизнь Катерины

в родительском доме

Жизнь Катерины

Сердечное отношение родных

в доме Кабановой

Жестокое отношение Кабанихи

Посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок

Постоянный духовный бунт

Относительная свобода

Непонимание её натуры и стремлений Тихоном

Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей: болезненная

впечатлительность,

Влияние жизни у Кабановых на Катерину:

романтическое отношение к жизни

осознание своей обречённости , замкнутость, разочарованность в семейной жизни;

страстное стремление к свободе, любви, счастью


Явление природы

Наказание господне

Катерина, «луч света в тёмном царстве», словно молния, предшествующая грозе, потрясла устои Калинова…

ГРОЗА

«грозовая» стихия любви Катерины

Тихон, уезжая, радуется, что 2 недели без грозы будет


Нравственные проблемы:

  • Проблема человеческого достоинства
  • Проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения
  • Проблема честности, справедливости и способности сделать выбор
  • Проблема семьи и семейных отношений

Темы для сочинения

  • Что дает основание Кулигину назвать нравы обитателей города «жестокими»?
  • Каковы духовные истоки формирования личности Катерины Кабановой?
  • Могла ли Катерина найти счастье в семье?

А.Н.ОСТРОВСКий в русской литературе

  • Александр Николаевич "Островский – "гигант театральной литературы" (Луначарский), он создал русский театр, целый репертуар, на котором воспитывались многие поколения актёров, укреплялись и развивались традиции сценического искусства.
  • М. Н.Ермолова, знаменитая артистка Малого театра, писала в 1924 году в своих воспоминаниях: “Вместе с Островским на сцену явилась сама правда и сама жизнь...».
  • “ Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь”. Это замечательное письмо получил среди прочих поздравлений в год тридцатипятилетия литературно-театральной деятельности Александр Николаевич Островский от другого большого русского писателя – И.А.Гончарова.

Кострома.

Государственный драматический театр

им. А.Н.Островского


Государственный академический Ма́лый театр России - драматический театр в Москве.

Урок по теме: « Быт и нравы "тёмного царства" по драме Островского «Гроза».

Цели:

1) образовательная – более глубокое знакомство с творчеством А.Н.Островского на примере пьесы «Гроза»; познакомиться с г.Калиновым и его жителями, их нравами, обычаями;

2) развивающая – совершенствовать умение анализировать прочитанное, выделять главное, учитывая особенности драматического произведения;

3) воспитательная – заставить учащихся задуматься над жизненными принципами, которые определяют поведение и поступки героев.

Вид урока – урок усвоения нового материала

Тип урока – урок – анализ

Оборудование: компьютерная презентация.

Ход урока.

    Оргмомент.

    Слово учителя.

С первых страниц пьесы мы обращаем внимание на мастерство Островского-драматурга.

Обратимся к картине Левитана «Вечер. Золотой плес». Оказавшись на берегу Волги, в тех местах, где происходило действие драмы, мы бы увидели с вами следующую картину: над рекой поднимается туман. Сочная, залитая лучами заходящего солнца зелень кустарников, золотистые краски воды. Церковь. Тишина и покой…

Роль пейзажа :

    Наслаждение пейзажем может смягчить нравы жителей города Калинова (по мысли Кулигина);

    На контрасте показать жестокие нравы;

    Через отношение к природе показать разное мировосприятие жителей города. (Д. I явл. 1; Д. III явл. 3, монологи Кулигина).

    Давайте теперь обратимся к тексту драмы.

Жестокие нравы города Калинова.

Характеристика Дикого (Д. I.явл. 2,3; Д. III явл. 2; Д. IV явл. 2).

Купец Савел Прокофьевич Дикой слывет в городе грубым и жестоким человеком. Мещанин Шапкин дает ему такую характеристику: « Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет ».

Порой Дикой и сам не рад своему характеру: обругав однажды во время великого поста мужика, который пришел к нему за деньгами, он после на коленях просит у него прощения. Примечательно, что Дикой выступает «героем» только перед подчиненными: по натуре он малодушен и труслив. « А и честь-то невелика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами », - справедливо говорит Кабаниха. Именно к Дикому из всех героев пьесы больше всего подходит определение «самодур».

Характеристика Кабановой (Д.I явл. 3,5; Д. II явл 3,5)

Купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – хранитель устоев «темного царства». Она верит в справедливость патриархальных законов, оправдывающих страх и насилие в семье: « Ведь от любви родители и строги к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить », - говорит она своим детям.

Кабаниха чувствует, что ее время уходит, и всеми силами старается отдалить конец, заставляя близких формально соблюдать «правила приличия». « Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем », - говорит о ней Кулигин Борису.

Тем не менее в конце пьесы Кабаниха теряет свою власть: Варвара убегает из дома, Катерина кончает жизнь самоубийством, а Тихон прилюдно обвиняет ее в смерти жены.

Анализ монологов Кулигина,

1. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе.

"Жестокие нравы"; "грубость да бедность нагольная"; "честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба"; "старается бедного закабалить"; "на труды даровые еще больше денег наживать"; "не доплачу копейку"; "торговлю подрывают из зависти"; "враждуют" и др. -- это принципы жизни в городе.

2. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье.

"Бульвар делали, а не гуляют"; "ворота заперты и собаки спущены"; "чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят"; "слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые"; "за этими замками разврату темного да пьянства" и др. -- это принципы жизни в семье.

Как можно оценить монологи Феклуши (д. 1, явл. 2; д 2, явл. 1; д. 3, явл. )

1). Каким предстает город в ее восприятии? Бла-алепие, красота дивная, обетованная земля, рай и тишина .

2). Какую роль играет этот образ? Каковы жители, обитающие здесь?

(Несёт тьму и невежество, её рассказы внушают страх и искажение представлений о мире. Впервые в её монологах звучит мысль о близком конце этого времени. Жители невежественны и необразованны, верят рассказам Феклуши, которые показывают ее темноту и безграмотность: рассказ об огненном змее; о ком-то с черным лицом; о времени, которое становится короче (д. 3, явл. 1); о других странах (д. 2, явл. 1). Калиновцы верят, что Литва упала с неба (д. 4, явл. 1.), боятся грозы (д. 4, явл. 4).

Обратимся к образу Кудряша. (Д. I, явл. 1). Что можно сказать о нем?

Зеркальное отражение Дикого.

"Хозяева жизни"

"Жертвы"

Дикой . Ты червяк. Захочу -- помилую, захочу -- раздавлю.

Кабаниха . Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет.

Кудряш. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.

Феклуша . И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный.

Кулигин. Лучше уж стерпеть.

Варвара. И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.

Тихон. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!

Борис. Не по своей воле еду: дядя посылает.

Как раскрываются характеры Дикого и Кабанихи в их речевых характеристиках?

Дикой

Кабаниха

О нем:

"ругатель"; "как с цепи сорвался"

О ней:

"все под видом благочестия"; "ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем"; "бранится"; "точит, как ржа железо"

Он сам:

"дармоед"; "проклятый"; "провались ты"; "глупый человек"; "поди ты прочь"; "что я тебе -- ровный что ли"; "с рылом-то и лезет разговаривать"; "разбойник"; "аспид"; "дурак" и др.

Она сама:

"вижу, что вам воли хочется"; "тебя не станет бояться, меня и подавно"; "хочешь своей волей жить"; "дурак"; "приказывай жене"; "должен исполнять, что мать говорит"; "куда воля-то ведет" и др.

Вывод . Дикой -- ругатель, грубиян, самодур; чувствует свою власть над людьми

Вывод . Кабаниха -- ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом

Общий вывод. Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой -- ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить по-своему, своей воле.

В человеческом обществе, в отличие от мира природы, действует произвол, грубость, грабёж, стяжательство, деспотизм, семейный деспотизм, самодурство.

На чём же основано самодурство диких?

На власти;

Материальной зависимости;

На домостроевских, освещённых церковью и стариной, патриархальными традициями семейных законах;

На традиционной покорности и невежестве людей.

Есть ли силы, противостоящие самодурной силе хозяев жизни?

Кулигин, характеристика:

Образованный человек, механик-самоучка, его фамилия напоминает фамилию русского изобретателя Кулибина. Герой тонко чувствует красоту природы и эстетически стоит выше других персонажей: поет песни, цитирует Ломоносова. Кулигин ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод, пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. В образе героя воплощен вечный мотив горя от ума .

Советует «угождать как-нибудь» самодурам.

Он несёт в народ культуру и просвещение, демонстрирует развитость и самостоятельность мышления. Но он мечтатель, а не борец: его проекты неосуществимы. Характерно, что он тратит свои силы на изобретение вечного двигателя.

Варвара, характеристика:

И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.

Тихон, характеристика:

Любит Катерину, но является орудием в руках матери, безвольный, бесхарактерный, не может защитить жену.

«Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!»

Борис, характеристика:

«Уж ведь совсем убитый хожу… загнан, забит, а тут ещё сдуру-то влюбляться вздумал».

«Не по своей воле еду: дядя посылает».

«Не застали бы нас здесь…время мне, Катя».

«Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!»

Итог урока:

Город Калинов, в котором разворачиваются события в пьесе «Гроза», является собирательным образом российских провинциальных городов. Грубость, жестокость, насилие, лицемерие, невежество процветают среди его жителей. Чуткость к красоте природы, поэтическое, образное восприятие действительности, желание изменить жизнь в городе к лучшему характерны для немногих. И все же устои «темного царства» постепенно рушатся. Это чувствуют даже его «сторонники»:

Кабанова. И хуже этого, милая будет.

Феклуша. Нам-то бы только не дожить до этого.

Кабанова. Может, и доживем

Д/з:

Д/з: Характеристика образа Катерины.

1). Эпизоды для анализа: Д II, явл. 2, 3, 4, 5; Д. II, явл. 10, Д. III, явл.6-8; Д.IV, явл. 3, 4, 5; Д. V, явл. 2, 4.

2). Один из монологов Катерины наизусть.

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...