Украинская художница мария примаченко. Мария примаченко. малоизвестных фактов из жизни Примаченко


«Делаю солнечные цветы, потому что людей люблю, творю радость, на счастье людям, чтобы все народы один одного любили, чтобы жили они, как цветы по всей земле…» - так говорит о себе широко известная украинская самодеятельная художница Мария Аксентьевна Примаченко , своеобразное творчество которой наполнено дыханием родной земли, согретого добротой и мудростью народной поэзии.

Факты из биографии Марии Примаченко

Родилась Мария Примаченко 12 января 1909 года в деревушке Болотня, расположенной на Полесье (сегодня Киевская область).

Любовь к народному творчеству она впитала в себя не только с народными сказками, легендами, песнями, но и наблюдая за работой матери, которая занималась вышиванием. Как и любая девочка, маленькая Маша стремилась повторять за своей мамой, вот только она не вышивала эти узоры, а перерисовывала их на картон или бумагу. Со временем детское увлечение стало основным занятием.

Первые картины юная художница рисовала на песке. Потом нашла цветную глину и разрисовала хату. Все село ходило смотреть на это чудо, а потом односельчане просили и их дома разукрасить.

1935 год был переломным в творчестве Марии Примаченко - она знакомится с художницей Татьяной Флору, которой очень нравятся работы талантливой деревенской народной умелицы.

По приглашению Флору, Мария Аксентьевна переезжает в Киев и начинает работать в экспериментальной мастерской. С этого момента работы художницы начинают выставляться не только на Украине, но и за ее пределами.

Вторая половина 50-х годов - начало зрелого и плодотворного периода в творчестве художницы. Из ее мастерской появляется большое количество циклов. Именно в этот период появляются работы, за которые художница была награждена «Знаком Почета» и стала лауреатом Государственной премии ЦССР Т. Г. Шевченко.

Художественный стиль Марии Примаченко

«Я люблю рисовать, как люди работают в поле, как молодежь идет, словно мак цветет. Я люблю все живое, люблю лес, цветы, разных птиц и лесных зверей. Одеваю их в народную одежду, и такие веселые они у меня, аж танцуют…».

На протяжении всей своей творческой деятельности Мария Примаченко не отходила от народной темы. Эта народность выражена в сочетании цветов, использовании национального орнамента. Кроме этого, художница изображает на своих картинах национальные блюда, ритуальную выпечку, настенные росписи.

Как правило, ее рисунки - это иллюстрации к народным песням или народным сказкам. Но в этих работах Мария Примаченко отражает и свои размышления о современном мире. Отсюда и восприятие картин. На первый взгляд работы художницы кажутся весьма простыми, но стоит присмотреться, и за незатейливым сюжетом можно обнаружить глубокое содержание.

Тематика картин художницы

Если ранние работы опирались на сказочные сюжеты, то работы, которые Мария Аксентьевна создала в свой зрелый период творчества, трудно назвать просто сказочными. Для этих картин наиболее точным будет такое определение, как «символико - аллегорические композиции».

В эти же годы художница обращается к теме человека, к теме современного общества и современного мира. В отличие от мира сказки, современный мир кажется Примаченко серым, как итог - более блеклые цвета красок на картинах этого периода.

В 70-е годы художница начинает сотрудничать с печатными изданиями. В связи с этим Мария Аксентьевна предстает перед всем обществом в новом качестве - иллюстратор детских книг. По этим иллюстрациям можно сделать выводы о том, что художница умеет смотреть на мир детскими глазам: ее картинки непосредственны, радостны и они досказывают литературный текст.

Черты индивидуальности.

Большое внимание в своих работах Примаченко уделяла композиции и цвету.

Цвет - это одно из самых важных выразительных средств у художницы. Глядя на картины, возникает ощущение, что цвет «живой», что он меняет свой оттенок в зависимости от определенных факторов. Такое ощущение возникает из-за цветовых сочетаний, которые использует художница.

Новаторский прием использует Мария Примаченко и в композиции. Суть этого приема заключается в том, что весь рисунок художница условно делит на планы, на каждом их которых нарисован определенный объект. Эти планы потом как бы накладываются друг на друга. Такое взаимодействие планов вызывает ощущение объема.

Не смотря на то, что Мария Примаченко относится к тем, кто творит народное искусство, она, в первую очередь, - самостоятельная художница. Такое разграничение позволяет сделать тот факт, что художница использует материалы, которые никак не ассоциируются с народным творчеством: акварель, гуашь, ватман и т. д.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!

Мария Примаченко

Украинская народная художница, представительница «народного примитива» («наивного искусства»). Родилась в 1909 году в селе Болотня Киевской области, где прожила всю жизнь. При этом ее работы выставлялись по всему миру: в Монреале, Париже, Праге, Варшаве, Софии. Умерла в 1997 году в родном селе, где и похоронена. Решением ЮНЕСКО 2009 год, когда художнице могло исполниться 100 лет, объявили годом Марии Примаченко.

Народная фантастика в украинском искусстве прочно связана с именем Марии Примаченко - крестьянки без художественного образования, прожившей всю жизнь в селе Болотня Киевской области, что не помешало ей пленить воображение самого Пикассо. Ее картины, полные ярких красок и узнаваемых образов, стали одним из знаковых явлений модерной украинской культуры, признанным далеко за пределами страны.

Мария Авксентьевна Примаченко родилась в 1909 году. Она пережила две мировые войны и распад двух империй — сначала Российской, потом советской. Но самой большой трагедией стала Чернобыльская катастрофа 1986 года, ведь родное село художницы граничит с 30-километровой зоной отчуждения.

С детства Марию окружали красивые вещи — ее отец был плотником-виртуозом и делал роскошные деревянные скульптуры. Мама была знаменитой вышивальщицей и научила мастерству свою дочь. «Начиналось все так, — вспоминала художница. — Как-то возле дома, над речкой, на цветущем лугу я пасла гусей. На песке рисовала всякие цветы, которые видела. А потом заметила синеватую глину. Набрала ее в подол юбки и разрисовала нашу хату». Соседи разглядывали дивные рисунки и хвалили, потом стали просить расписать и соседние дома.

С детства Марию окружали красивые вещи - ее отец был плотником-виртуозом и делал роскошные деревянные скульптуры. Мама была знаменитой вышивальщицей и научила мастерству свою дочь.

Открытие таланта Марии Примаченко произошло в самые сложные для украинской культуры годы, когда в подвалах НКВД расстреливали культурное возрождение 1920-х. В 1936 году работы Примаченко увидела мастерица-ткачиха и вышивальщица из Киева Татьяна Флору. По ее рекомендации Примаченко пригласили в экспериментальные мастерские при музее украинского искусства. В ее творчество приходят новые разнообразные практики — от вышивки до керамики. В том же году она получает диплом первой степени на выставке народного искусства. С тех пор ее работы показывают за границей — в Варшаве, Праге, Монреале и Париже.

Своим главным вдохновением Мария Примаченко называла природу родного Полесья, а именитые искусствоведы и критики видят в ее картинах образы дохристианских божеств и мироощущение первобытного человека времен палеолита. Растения с цветками, древо жизни, невиданные птицы, иллюстрации к народным сказкам, бытовые сценки и знаменитые фантастические животные, изображенные яркими цветами без перспективы и объема — примитивно простые, но завораживающие даже самый изощренный глаз, — секрет народной художницы не поддается законам традиционного искусства.

Персонажи Примаченко, да и вообще все элементы в ее картинах разделены на добрых и злых. Бинарный мир, каким он предстает в мифологическом сознании, выражен здесь в элементарных визуальных элементах. Даже фантастический бестиарий представляет «армии» добра и зла. Что примечательно, добрые звери всегда похожи на реальных животных, даже если этих животных Примаченко никогда не видела воочию (например, обезьян). В то время как злые твари являются плодом ее воображения и им свойственны черты «невидимых темных сил» — чудовищ, драконов. Звери Примаченко антропоморфны и при внимательном рассмотрении похожи на людей. Так, у многих из них длинные закрученные ресницы или дугообразные брови. Конечно же, добро всегда побеждает, и зло низвергнуто. Над миром расцветает яркое солнце — райский цветок со множеством лепестков, которые, как лучи, согревают мир.

В этих ярких картинах встречаются все миры: фантастический и трагически-реальный. Народные сказки и трибьют умершим в войне или чернобыльской трагедии предстают в формах яркого и красочного измерения Марии Примаченко. Фантастический мир, бытовые сценки, космические фантазии, социальная сатира сосуществуют здесь в гармонии обращенных к нам образов.

Персонажи Примаченко разделены на добрых и злых. Добрые звери всегда похожи на реальных животных, в то время как злые твари являются плодом ее воображения.

У нее не было никаких профессиональных секретов: ватман и гуашь, иногда акварель и подготовительный рисунок карандашом. При этом Мария Примаченко объединила в своем творчестве живопись и графику. Это и живописная графика, и графическая живопись одновременно. Техника ее далека от профессионализма, и эстетическое влияние ее работ часто зависит от неуловимых нюансов, которые не поддаются ни научному анализу, ни словесному выражению. К примеру, часто в ее работах цвет становится полноправным создателем композиции, он и «озвучивает» настроение или же создает ритм картины. Она никогда не оставляет фон белым, за исключением нескольких работ. Примечательно, что Примаченко не просто следует канону народного творчества — она является новатором в образном мышлении и предлагает уникальные стилистические приемы. Даже вышиванки, в которые она одевает сказочных персонажей, придуманы ею самой, а не заимствованы из народных промыслов.

Творческий подход Примаченко применяла и в названиях своих картин. Даже больше: в этих названиях проявился ее поэтический талант. Иногда это моральная максима, иногда лирическая зарисовка, вариант народной басни или прибаутка: «Куріпочки пляшуть і хліб пашуть», «Собачка Ада не боїться гада», «Ворон дві баби мав - обох обнімав», «Веснянки-роговички - веселії птички». Переводить эти сентенции часто невозможно, но ради них стоит выучить украинский: «Хитра лисиця ведмедику каже: „Їж кукурудзу - поправишся“ - а собі курочку несе та медок п’є; в ній сила є». «Сорока каже: „Чі-чі-чі! Ой де ж нам спати?“ - „На печі“. - „Що ж нам пити?“ - „Горілочку, бо приїхали по дівочку“». «Журяться рябушки: „А вже скоро зима, а в нас хати нема“. Обізвався зайчик: „А я зими не боюся, у снігу сховаюся“. З Новим роком, з новою весною, з новим щастям, усі люди на Землі».

Она является новатором в образном мышлении. Даже вышиванки, в которые она одевает сказочных персонажей, придуманы ею самой, а не заимствованы из народных промыслов.

Сказочность творчества Примаченко «просится» в детские книги. В 1980-х вместе с поэтом Михайлом Стэльмахом она создает иллюстрации для нескольких детских книжек: «Журавель», «Заєць спати захотів», «Чорногуз приймає душ». В наше время они не переиздавались, и вы не сможете порадовать своих детей причудливыми рисунками бабушки-фантастки.

2009-й, когда художнице исполнилось бы 100 лет, ЮНЕСКО объявил ее годом. В качестве редкого исключения Украина достойно отпраздновала юбилей, и мир увидел выставки, каталоги, торжественные мероприятия, а также обязательные марки и монеты. В Киеве, Броварах и Краматорске теперь есть улицы и бульвары ее имени. В честь Марии Примаченко названа планета, о художнице снято несколько документальных фильмов, написаны сотни статей и даже рассказ для детей. А в 2007 году ее имя звучало в суде: финская компания «Маримекко» выпустила серию вещей для дома с рисунком, слишком похожим на картину 1961 года «Щур у дорозі». Компания признала факт плагиата, но к тому времени рисунок уже был нанесен на самолеты авиакомпании и летал по всему миру. Сам скандал стал причиной новой волны интереса к творчеству Примаченко во всем мире.

Творчество народного художника Украины, лауреата Государственной премии Украины им. Т. Г. Шевченка Марии Примаченко - явление самобытное., неповторимое, как искусство каждого из великих мастеров.
Она остро ощущала свою украинскость, но когда кто-нибудь пытался это неуклюже выпятить, «бентежилась». Она была гуманистом и подчеркивала, что ей безразлично, какой веры человек (именно веры, а не национальности), что правильнее в десять раз.
Для меня она и сегодня представляет целый мир: замкнутый свой и общий — тот, в котором мы все живем. В ней поражает то, что она была безграмотной сельской бабой и в то же время — фантастическим, глубочайшим философом современности, нравственно образованным человеком. Она кистью выражала то, чего не могла высказать…
"Начиналось все это так, - вспоминала художница. - Однажды возле дома, над рекой на цветастой лугу пасла я гусей На песке рисовала всякие цветы, увиденные мной, а потом заметила синеватый ил. Набрала его в подол и разрисовала наш дом... ". Каждый приходил посмотреть на эту диковинку, сделанную руками девочки. Хвалили. Соседи просили и их дома украсить. Удивлялись, советовали учиться
Народная художница Мария Примаченко своим творчеством открыла оригинальную страницу самобытного искусства мировой культуры. Ее выставки с большим успехом экспонировались во Франции, Канаде, Польше, России, Германии и многих других странах мира. В 1937 году на всемирной выставке в Париже Мария Примаченко получила золотую медаль, удивив своими картинами художественный мир... Во всех каталогах и статьях об этом событии вспоминают тем, что сам Пикассо в восторге ахал и охал перед ее работами. Часто к ней приезжал режиссёр С. Параджанов, зачарованный её картинами и самой Марией, а при оказии передавал ей гостинцы.Как-то в эпоху тотального дефицита он передал ей огромную коробку апельсин, которых Мария до этого и в глаза не видела. Она просто ими любовалась.Говорила, что они - солнышки, как будто сошли с её картин.
Как-то раз, еще в советское время, приехали к Примаченко на "Волге" начальники из Союза художников Украины - в капроновых теннисках, пластмассовых шляпах в сеточку, в кожаных босоножках и с портфелями в руках - Почетную грамоту за выставку привезли и три гвоздички. Заходят, стучат, а Мария в это время стоит на столе, подобрав юбку и опираясь одной рукой на костылик, а второй белит подсиненной известью потолок хаты... "Ану назад!" - пришлось неласково попросить гостей срочно убраться. "Стыдно же, Господи, неудобно, какой вид застали, я сейчас, мигом..." И таки вышло моментально: не побоялась - спрыгнула на пол с этим самым костылем да с мокрой щеткой - так неловко стало за свой неряшливый вид и особенно за покалеченную ногу, выглядывавшую из-под цветастого ситчика.
Пока не переоделась да не привела себя в порядок, гостей держала на веранде, в комнату не пустила. Потом стол накрыла, угостила киевлян вишневой наливкой, припрятанной на такой случай консервой "Бычки в томате" и яичницей от болотнянской "кочубарки" (героинь своих картин - кур - художница называла "кочубарками".). Получила эту самую грамоту, но когда взяла три красных гвоздички в руки, то и не знала, что сказать от неудобства и непонимания начальниками "момента" - был зенит, маковка лета: "Дякую, но зачем же вы, на самом деле?.. Наверное, из теплицы покупали? - у нас же в селе лето, липень благодатный. Усе цветет, поет, промовляет - аж на картину просится, все такое буйное, да пышное, да красивое... Господи, слава Тебе..."

"Делаю солнечные цветы потому, что людей люблю, творю на радость, на счастье людям, чтобы все народы друг друга любили, чтобы жили они, как цветы по всей земле..." - Так говорила самобытная художница.
Проучившись в школе всего четыре класса, она, видимо, так и сгинула бы в безвестности, но в 30-х годах партия бросила клич - искать народные самородки.Примаченко нашли и год учили в Киеве.Рассказывают, что ее учитель не пускал девушку в зоопарк - боялся, что увиденные там настоящие львы и обезьяны повредят зверям, которые рождались в фантазиях художницы.
Когда началась война Мария Приймаченко вернулась в родное село, разделив со своими односельчанами трудности оккупации и радость победы. Война забрала у нее мужа, который так и не успел увидеть сына Федора, однако не сломила творческий дух мастерицы.
Потом были долгие годы забвения. В 60-х о ней снова вспомнили - следуют знаки признания - орден "Знак почета", звание лауреата Шевченковской премии.
А о мировом признании свидетельствует то, что именно ее работа красуется на обложке "Всемирной Энциклопедии наивного Искусства", где она сама представлена, как звезда первой величины.
Мария Примаченко постоянно учится у родной полесской природы. В ее картинах находят воплощение еще языческие образы фантастических чудовищ и птиц. За этими работами стоит большая, разнообразная школа народного искусства, многовековая культура народа. Это вроде сгусток эмоциональных впечатлений и от сказок, и от легенд, и от самой жизни. Процесс ее творчества представляет собой феномен удивительного сплава конкретного мышления, интуиции, фантазии и, наконец, подсознательного, когда выходят в свет небывалые, порой причудливые образы, причудливые декоративные композиции, которые щедро излучают энергию доброты и наивного удивления миром. Произведения художницы всегда воспринимаются живыми, частью природы, украинской земли. Цветочные композиции художницы напоминают роспись стен, они чрезвычайно архитектонические. "Вот если бы собрать со всей Украины народных мастеров, что за чудеса сотворили бы - цвел бы не только садами Киев Здания бы смеялись до людей..." - мечтала художница.

Ее " серия зверей" последних лет - явление уникальное и не имеет аналогов ни в отечественном, ни в мировом искусстве. Фантастические звери - это творение гениального воображения художницы. Таких зверей не существует в природе. "Дикий чаплун" - от слова "чапать" - такое название придумала Примаченко одному из зверей, акцентируя внимание на его лапах, способных продираться сквозь ольховые заросли, и вообще - сквозь таинственные дебри жизни. Загадочные звери художницы всегда имеют свою земную первооснову, и толчком к их рождения временем становятся реалии сегодняшнего дня. Примаченковские фантастические звери - это и предостережение, и призыв к дружбе, к миру.

Мария не только прекрасный художник, но и талантливый поэт. Зарифмованные названия картин свидетельствуют о ее феноменальном таланте рисовать музыку, рисовать песню. Примаченко-поэт реализует себя в собственных подписях к картинам. Подписи эти легко запоминаются. будто впечатываются в память:
"Три бусликы в горохе живут у нас до сих пор..." Бусля - аист(диалект)
"Захотилосся мишкам меда"
Встречаются и коротенькие прибаутки: "Курипочкы пляшут и хлеб пашут", "Собачка Ада не боится гада", "Ворон две бабы имел - обоих обнимал", "Веснушки-роговичкы - веселые птички" и другие.

Я люблю рисовать, как люди работают в поле, как молодежь идет. будто маков цвет цветет --- признавалась художница.- Я люблю все живое. люблю рисовать цветы. разных птиц и лесных зверей. Одеваю их в народную одежду, и такие веселые они у меня.. .
1986 Примаченко создала впечатляющую чернобыльскую серию. Родное село Марии Примаченко находится в 30-километровой зоне Чернобыля, и сердце художницы тысячами струн соединилось с судьбами близких и родных ей людей, так или иначе пострадавших от атомной беды.... Цикл работ, посвященный этой трагедии, разошелся по миру.

Последние годы жизни старая болезнь сковала Марию Оксентиевну, она не вставала с постели. Но продолжала общаться с миром - рисовать... На 89 году жизни в ночь на 18 августа 1997) ушла от нас неутомимая труженица украинской культуры.
"Мария Примаченко столь же важна для Украины, как Пиросмани для Грузии, как Руссо для Франции. И при этом до сих пор ни в Киеве, ни на ее родине нет музея художницы."
Картины Марии Примаченко хранятся дома у ее сына Федора и уже не один раз похищались. Совсем недавно тоже были похищены почти 100 работ художницы. но к счастью все были найдены и возвращены.
Печально, но не умеем мы уважать и беречь наше национальное богатство. ((
Картины Марии Примаченко тут.

Мария Примаченко (иногда Приймаченко; 1908-1997) - украинская народная художница. Представительница «народного примитива» («наивного искусства»).

Биография Марии Примаченко

М. А. Примаченко родилась 30 декабря (12 января) 1909 года в селе Болотня (ныне Иванковского района Киевской области Украины), где и провела всю жизнь.

Отец, Авксентий Григорьевич, был плотником-виртуозом, мастерил дворовые ограждения.

Мать, Прасковья Васильевна, была признанным мастером вышивания (сама Мария Авксентьевна одевалась в собственноручно вышитые сорочки).

Детство Марии Авксентьевны было омрачено страшным недугом - полиомиелитом. Это сделало её не по-детски серьёзной и наблюдательной, обострило слух и зрение.

Мария Авксентьевна достойно и мужественно перенесла все жизненные невзгоды, познала счастье любви (её муж погиб на фронте) и счастье материнства. Имела сына Фёдора - также бывшего народным художником Украины. Он был её учеником (умер в 2008 году).

Творчество Примаченко

«Начиналось всё это так, - вспоминала художница. - Как-то около хаты, у речки, на убранном цветами лугу пасла я гусей. На песке рисовала всякие цветы, увиденные мной. А потом заметила синеватую глину. Набрала её в подол и разрисовала нашу хату…».

Каждый приходил посмотреть на это диковинку, сделанную руками девочки. Хвалили. Соседи просили украсить и их дома.

Талант Примаченко открыла киевлянка Татьяна Флору (в 1960-1970-х гг. широкую популяризацию творчества Примаченко организовал журналист Г. А. Местечкин).

В 1936 г. Марию Авксентьевну пригласили в экспериментальные мастерские при Киевском музее украинского искусства.

Её творчество стало более разнообразным - Мария рисовала, вышивала, увлеклась керамикой. В Государственном музее украинского народного и декоративно-прикладного искусства хранятся её керамические кувшины и блюда этого периода. Аким Герасименко, признанный мастер украинской керамики, охотно передавал Примаченко изготовленные им изделия различных форм, а она расписывала их изображениями рыжих лисичек, страшных зверей, шагающих по стеблям клубники голубых обезьян или покрытых цветами зелёных крокодилов.

Есть сведения и о том, что Мария Примаченко проявила свой талант в области керамической скульптуры. Сохранилось только одно произведение в этом жанре - «Крокодил».

За участие в выставке народного искусства 1936 года Примаченко наградили дипломом первой степени. В дальнейшем её произведения с неизменным успехом экспонировались на выставках в Париже, Варшаве, Софии, Монреале, Праге.

В 1986 году она создала свою Чернобыльскую серию картин.

Художниця-наивистка Мария Приймаченко не была наивной, когда речь шла о трагизме мира. Она не знала, где могила ее мужа, и этот мотив - частый в ее работах.

В 1971-м написала картину «Солдатские могилы». Ее можно трактовать и как предчувствие Чернобыля - именно в том году начали строить ЧАЭС с ее четырьмя реакторами. Вот и на той картине - лес, а в нем светятся четыре могилы, похожие на четыре солнца или четыре огромных яйца в разрезе, - огненный желток, а в нем солдатская каска.

Картины Приймаченко якобы традиционно «украинские», но это - страна грез, а не реальности.

Художницу сравнивают с Босхом и Хичкоком - художниками апокалиптических видений.

Режиссер Сергей Проскурня вспоминает: как-то приехали к ней из Киева вертепники, пели о «нашей славной Украине», и Мария Оксентиевна вдруг грустно сказала.

Мария Овксентьевна Примаченко - мастер украинского «наивного искусства», через всю жизнь пронесла жажду творить, непреодолимую потребность делиться своими открытиями с людьми. Она из тех художников, которые создавали неповторимый мир собственных образов, мир красоты, искусно выражала те чувства, что живут в народе, в его фольклоре и мыслях.

Детство художницы

Болотня — родное село Марии Приймаченко — находится в 80 км от Киева. Именно здесь в январе 1909 года родилась художница. Ее отец был столяром, а также занимался резьбой по дереву. А мать была известной рукодельницей вышивки: вышитые сорочки ее производства носила вся семья. Бабушка Марии тоже занималась творческой деятельностью — она раскрашивала писанки.

Первые в Марии проявились еще в раннем детстве: она увлекалась рисованием цветов на песке. А затем начала расписывать хаты синими узорами. На стенах домов красовались жар-птицы и расцветали фантастические цветы. Односельчанам приглянулись эти рисунки, которые так красиво смотрелись на стенах и печах.

Спустя время будущей художнице начали поступать первые заказы: соседи просили украсить их дома такими же удивительными узорами. Съезжались даже жители соседних сел, чтобы полюбоваться ее творчеством.

Мировоззрение и позитивное восприятие жизни художницей

Биография Марии Примаченко не обошлась без трудных моментов в жизни. В детстве художница болела страшной болезнью — полиомиелитом, что наложило свое негативное отражение на судьбу мастерицы. Мария всю жизнь передвигалась на костылях. Этот факт повлиял и на живописную манеру автора. Невыносимая физическая боль в совокупности с безудержной творческой фантазией и стремлением к жизни выливались в причудливые образы. Сейчас это носит название арт-терапии. Противостояние радости и боли, добра и зла, тьмы и света наблюдаются в каждом полотне Марии Приймаченко.

У художницы был довольно строгий характер, но она приветливо относилась к людям. Иногда Приймаченко дарила гостям своего дома картины. Для Марии существовало два мира. В первом жили все, а второй, внутренний, принадлежал только ей.

Ее мир был наполнен разными фантастическими существами, здесь пели дивные птицы, рыбы научились летать, на лугу паслись радужные коровы с глазами человека, а добрый храбрый лев был защитником от врагов.

Начало творчества Марии Примаченко

Художница стала известной с 1936 года, когда впервые в Киеве на Всеукраинской выставке народного искусства экспонировались ее работы «Звери с Болотни». Марии присудили диплом I степени. Здесь она начала увлекаться керамикой и продолжила заниматься вышивкой и рисованием. В частности, написала ряд замечательных картин: «Бычок на прогулке», «Синий лев», «Пегий зверь», «Зверь в красных сапогах» 1936-1937 гг., «Осел», «Баран», «Красные ягодки», «Обезьяны танцуют», «Два попугая» и др. (1937-1940 гг.).

Образы этих работ поражают своей сказочностью, волшебством и фантастичностью. В их основе заложены фольклорные легенды, рассказы из жизни и народные сказки. В ее произведениях переплелись реальность и фантастичность. Звери, цветы и деревья наделены способностью разговаривать, они борются за добро и противостоят злу — все, как в сказке.

Птицы тоже обладают сказочными свойствами: они у нее причудливых форм, замысловатых очертаний, что напоминают цветок, а крылья украшены вышивкой. Все звери и птицы у Марии солнечные, красочные, радуют глаз своей позитивностью («Захотел слоник моряком быть», «Молодой медведь по лесу ходит и людям зла не делает»).

Творчество в военный и послевоенный периоды

В период войны Мария Примаченко прерывает свои творческие занятия и возвращается в родное село. Здесь она пережила страшные годы своей жизни. Война забрала у нее мужа, который не смог увидеться со своим сыном. В послевоенный период художница постоянно живет в Болотне, превратив родительский дом в мастерскую. 1950-м годом датируется вышитые ею панно «Павы в винограде» на голубом фоне, на коричневом «Две яблони», а также росписи: «Два удода в цветах», «Украинские цветы». В 1953-1959 годах известными стали рисунки Марии Приймаченко «Кот в сапогах», «Павлин», «Журавль и лиса», «Пастухи». Эти произведения свидетельствуют о совершенствовании образной манеры Примаченко.

Творчество 70-80-х годов

Особый расцвет ее творчества приходится на начало 70-х годов. Если раньше художница изображала реальных зверей, то в 70-80-х гг. в ее работах появляются фантастические звери, которых в реальности не существует. Это и четырехглавый древний болотный зверь, и болотный рак, и Хорун, и прус, и дикий горботрус, и дикая волезаха. Название дикого чаплуна она мотивировала словом «чапати». Делается акцент на лапах зверя, которые могут продираться через ольховые заросли. Есть звери фиолетовые, черные, синие; грустные, веселые, улыбающиеся, удивленные. Есть звери с человеческими лицами. Злыми являются звери-аллегории. Так, фиолетовый зверь в «буржуйской» фуражке, разрисованный стилизованными бомбами, злостно оскалился, показывая острые зубы и длинный хищный язык («Будь проклята война! Вместо цветков растут бомбы», 1984 г.).

Особенности стиля

Работы художницы являются сочетанием всех возможных художественных стилей ХХ века: импрессионизма, неоромантизма, экспрессионизма. Одна из любимых тем Марии Приймаченко, к которой она часто обращалась, — космическая. Она любила звездное небо и населяла его своими крылатыми существами — горбунком, русалками, птицами. Даже на Луне она сажала огороды, лелея свои волшебные мечты. Ее чудесный мир был волшебным и неповторимым, уникальным и сиявшим, искренним и добрым, как она сама.

Творчество народной художницы учит людей замечать красоту во всем. Она стремилась показать каждому человеку в отдельности, как важно даже в старости оставаться детьми, сохранять умение удивляться и видеть живую заинтересованность во всем, что происходит вокруг. Произведения Марии Приймаченко действительно возвращают нас в период детства. На них нет ничего лишнего, мы видим только неудержимую фантазию женщины с поразительной душой, с отображенной на картинах народной энергетикой.

Когда Марию спрашивали о том, зачем она рисует и цветы, она отвечала: «Зачем рисовать такими, какие они есть, они и так красивые, а я свои рисую на радость людям. Так хочется, чтобы больше людей смотрели рисунки и чтобы всем нравились».

Гениальность художницы

Мир искусства открывал удивительное творчество Марии Примаченко минимум два раза. Первый раз художница обрела популярность в 1935 году в рамках кампании поиска талантов среди народа. Тогда работы сельской мастерицы привлекли внимание столичной рукодельницы Татьяны Флору, которая собирала шедевры народного искусства для выставки. В результате художница с успехом работает в киевских экспериментальных мастерских. Талант художницы способствовал тому, что она освоила навыки лепки и раскрашивания изделий из глины.

Работы художницы быстро начали набирать популярность и за границей. С удивительными зверями могли познакомиться посетители московских, пражских, монреальских, варшавских и других европейских выставок. Ценителям искусства демонстрировали рисунки Марии Приймаченко «Два попугая», «Черный зверь», «Пес в кепке», «Зверь в красных сапогах», «Бык на прогулке», «Красные ягоды».

Всемирная выставка Марии Приймаченко, что состоялась в Париже, принесла украинской художнице большую славу, за что она была награждена золотой медалью. Именно во французской столице с работами художницы впервые ознакомились маститые коллеги, такие как Пабло Пикассо и Марк Шагал. Они по достоинству оценили ее творчество и даже начали использовать для своих произведений похожие мотивы.

Второй раз талант народной художницы открыли в 60-х годах. Этому способствовали известный искусствовед и драматург Григорий Местечкин, а также журналист Юрий Рост. Статья о творчестве Марии Примаченко, которая была опубликована журналистом в газете «Комсомольская правда», повторно сделала ее популярной.

Смерть художницы

На 89-м году жизни выдающаяся художница умерла. Но, к счастью, род Приймаченко-художников продолжился. Ее лучшим учеником был сын — Федор, ныне заслуженный Пошли ее путем и внуки — Петр и Иоанн. Сегодня они молодые, талантливые художники, каждый яркая индивидуальность. Вырастая рядом с такими мастерами, как их бабушка и отец, они переняли все самое лучшее.

Увековечение памяти Марии Примаченко

Именем народной мастерицы назвали малую планету 14624 Примаченко. Такое название предложил Клим Чурюмов. В честь известной художницы была выпущена в 2008 году юбилейная монета. Годом позже в Киеве бульвар Лихачева переименовали в бульвар Марии Приймаченко. В городах Бровары, Сумы и Краматорске есть улицы, названные в честь Марии Примаченко.

Выбор редакции
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...

Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...

Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...

Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...
Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...
Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...