В Большом театре объявили новых лауреатов приза Benois de la Danse


Балетный Оскар достался лучшим

На Исторической сцене Большого театра прошла юбилейная XXV церемония вручения приза Benois de la Danse. Награда, которую часто называют «балетным Оскаром» была учреждена в 1991 году, а первая церемония состоялась в Большом театре ровно через год. С тех пор каждый сезон приз Бенуа, объявляет своих лауреатов.

Уго Маршан (этуаль Парижской оперы) и Денис Родькин (премьер Большого театра) получили приз Бенуа де ла Данс как лучшие танцовщики. Фото: Михаил Логвинов.

По случаю юбилея произошло необычное скопление гостей и зал был переполнен под завязку, что в принципе не характерно для первого дня фестиваля. Обычно народ подтягивался только ко второму дню, когда давали гала-концерт «Звезды Бенуа лауреаты разных лет», поскольку именно в этот вечер выступали не никому не известные молодые исполнители, а отборные суперстар мирового балета.

После зачитывания поздравительных телеграмм пришедших с разных концов света, начали церемонию награждения. Первые лауреаты Бенуа бывшие примы и премьеры Большого театра Надежда Грачева, Андрей Уваров, Галина Степаненко (в первые годы Бенуа только артисты Большого театра и могли надеяться на получение награды) вручили призы по трем номинациям: «лучший танцовщик», «лучшая балерина», «лучший хореограф».

Конфуз произошел при вручении балетного Оскара лучшему хореографу. Вышедшая вскрыть конверт с именем победителя зав. балетной труппой Большого Галина Степаненко конверта на подносе с призом не обнаружила. Не поленилась заведующая приподнять и статуэтку, надеясь, что конверт припрятан где-то под ней, но не было его и там. Оказалось, что в суете его просто позабыли положить, и поднесли уже следом.

Победителем оказалась канадка Кристал Пайт, работающая под флагом собственной компании и ставящая балеты по всему миру, например, для таких трупп как Нидерладский театр танца, Кульберг-балет, Балет Франкфурта Уильяма Форсайта, что говорит само за себя. Приз она получила за создание балета для Парижской оперы «Канон сезонов». Тем не менее возможность оценить справедливость такого решения зрители так и не получили, поскольку на гала-концерте номеров её представлено не было, да и на церемонию лауреатка не прибыла. Что вообще-то для Бенуа обычное дело. Так в этом году из выдвинутых в номинации 7 хореографов на церемонию приехало только четверо.

Был среди приехавших и модный сейчас хореограф марокканец Сиди Ларби Шеркауи, худрук Королевского балета Фландрии, выдвинутый на номинацию за балет «Выставка» на музыку Мусоргского «Картины с выставки» в оркестровке Равеля. Но показал он на гала другую свою работу «Дидона и Эней» на музыку Пёрсела, что тоже, увы, для Бенуа традиция. Тем не менее зрителей это не слишком расстроило, потому что балет оказался одним из лучших, что показали на концерте под названием «Дефиле звезд».

Из заявленных в номинации «Хореограф» на этом «Дефиле» зрители могли увидеть лишь отрывок из балета «Саломея» Демиса Вольпи и показанный как финал вечера современный балет «В ритме пульса» поставленный для Корейского национального балета. Финал получился зажигательным: семеро полуголых девиц в шароварах и лифчиках телесного цвета выстраивали свои замысловатые хореографические комбинации под беспрерывный барабанный бой, чем вызвали энтузиазм у прогрессивно настроенной в хореографическом отношении части публики.

Дуэт же Саломеи и Иоанна Демиса Вольпи (парень, наверное, самый молодой из номинантов, и явно подает надежды) хотя и не был лишен интереса в хореографическом смысле, показался через чур уж прямолинейным: в нем дочь царя Ирода (Элиза Баденес) решительно сдергивала рубище с голого (наготу прикрывал лишь бандаж с тонюсенькой ниточкой сзади) пророка, лапала танцовщика Дэвида Мура игравшего эту роль, за обнаженные ягодицы и вообще вела себя блудливо и непозволительно.

А открыло «Дефиле» хореографическое подношение «Бенуа де ла Данс» от Юрия Посохова, экс премьера Большого театра, сейчас работающего в Сан-Франциско. В нем он осуществил идею скульптора Игоря Устинова, дальнего родственника и потомка Бенуа, вздумавшего оживить придуманную им скульптурную композицию награды. «Оживление» под названием Toi Moi («Ты Я») в исполнении американских артистов Виктории Джайани (Балет Джофри) и Джозефа Уолша (Балет Сан-Франциско) прошло вяловато и скучно, на скульптуру это никак не походило, но музыка Ильи Демуцкого специально написанная для этого случая, была хороша.

Конкуренция среди мужчин в этом году развернулась острейшая. Большие шансы на награду имел, например, премьер Вашингтонского балета Бруклин Мак. Чернокожий американец поражает воображение московской публики своими сверхтехничными наворотами в танце, балансирующими на грани возможного, с 2012 года, когда его на свой юбилей впервые пригласил Андрис Лиепа.


Хорошо показал себя в «Спартаке» Юрия Григоровича и рослый премьер Корейского национального балета Дже-У Ли, а еще лучше его партнерша прима этой труппы Сьюл-Ки Пак. Тем не менее титул лучшей балерины получила этуаль Парижской оперы Людмила Пальеро, которая на церемонию тоже не приехала, но имеет репутацию первоклассной балерины, так что сомневаться в правильности выбора не приходится. Другой лауреаткой в этой номинации стала Мария Риччетто из Уругвая, мило и непосредственно станцевавшая со свои партнером Густаво Карвальо дуэт из балета «Ромео и Джульетта» («Балкон») Кеннета МакМиллана. К сожалению, ничего более определенного и обнадеживающего об этой исполнительнице пока сказать нельзя. Вырастит ли она в стоящую танцовщицу покажет время.

Этот же отрывок из «Ромео и Джульетты», но в сверхсложной хореографии Нуреева танцевали и звезды Парижской Оперы Леонор Боляк и Уго Маршан, который оказался лучшим среди танцовщиков. Открыли Маршана московские балетоманы на том же Бенуа еще два года назад, в те времена, когда его из корифеев только-только перевели в солисты Парижской оперы. Сейчас он уже этуаль (титул Маршан получил в начале этого года) и столь стремительный карьерный взлет, так же как и нынешнее получение балетного Оскара вполне оправдано.

Имеющий безупречную сценическую внешность, прекрасную фактуру, красивейшие ноги, отличную техническую подготовку, пластически выразительный и харизматичный танцовщик оказался главным героем вечера в Большом театре. Непривычное для него пристальное внимание московской публики («в Парижской опере меня так придирчиво не разглядывают, я почувствовал это, сразу как только вышел на сцену Большого театра» - признался мене танцовщик после концерта) он быстро перевел в свою пользу, запросто одолев кружевную вязь навороченных нуреевских комбинаций. Случай Маршана как раз тот, когда артисту, для того чтоб добиться успеха у публики, надо просто выйти на сцену.

Не вызывает никаких вопросов решение жюри и относительно Дениса Родькина, который поделил приз с свежеиспеченной этуалью Парижской оперы, что для Бенуа последних лет тоже очень характерно. Проникновенный образ и танец этого артиста в «черном» дуэте ноймайеровского балета «Дама с камелиями» запомнится надолго. Лирико-романтические черты полно выразились на этом вечере и в его исполнении, и во всем его облике.

За Дениса я рад вдвойне, поскольку знаю его давно, и был первым кто написал об этом танцовщике, тогда, в 2008 году, еще воспитаннике училища «Гжель». А газета «Московский комсомолец» была первой из СМИ, кто опубликовал с ним (№27019 от 29 января 2016)


Путь пройденный Денисом Родькиным за 9 лет от выпускника «Гжели» до премьера первого театра страны был впечатляющ и непрост. Как непрост был и его путь к балетному Оскару, высшей награде в области балета. Как и Маршан, Родькин был номинирован на приз Бенуа еще в прошлом году, но их обоих обошел тогда премьер Мариинки Кимин Ким. Тем не менее в этом году профессиональное жюри под председательством Юрия Григоровича оказалось более благоразумным, чем, например, жюри «Золотой маски», в конкурсе которой Денис этой весной тоже участвовал и оценило большие преимущества этого артиста по достоинству.

Родькин красив, изыскан, фактурен. В нем привлекает артистичность и работоспособность, умение найти в роли новые выразительные возможности и неизменная способность воздействия на зрительный зал, то проникновенностью образа, то эротичностью и силой танца. Прыжок его высок и стремителен. А рисунок его танца временами то острый, то нежный и томный, наполнен внутренней силой и правдивостью чувств.

Традиционный гала-концерт «Звезды Бенуа де ла Данс разных лет», посвященный 25-летию Международного балетного фестиваля, состоится на Исторической сцене Большого театра. Среди участников - Матс Эк и Ана Лагуна, Иван Васильев и Мария Виноградова, Тамара Рохо и Исаак Эрнандес, Люсия Лакарра и Марлон Дино, Ольга Смирнова и Семен Чудин.

В Большом зале консерватории - «Шуман - Григ - Бетховен». Мирослав Култышев, Лукас Генюшас и Павел Нерсесьян играют с Академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Когана. Дирижер - Филипп Чижевский.

Международный театральный фестиваль имени Чехова представляет на Малой сцене Театра Наций спектакль Национального русского театра драмы имени Айтматова «Демон». Постановка Владимира Панкова по поэме Лермонтова.

В Центральном Доме архитектора в рамках фестиваля Sound Up состоится концерт немецкой певицы и художника Дели де Франс и московского трио Fogh Depot.

Музей Анатолия Зверева представляет выставочный проект «Игра». В экспозиции - работы Дмитрия Краснопевцева, Владимира Немухина и Анатолия Зверева - художников, создававших свои миры, отличные от окружающего социума и превращавших в искусство даже собственную жизнь.

Барри Дуглас играет с Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан на VII Международном фестивале имени Сергея Рахманинова «Белая сирень» в Казани.

В программе Фестиваля малых городов России в Тобольске - «Пацанские рассказы» Канского драматического театра в постановке Данила Чащина; городской драматический театр «Поиск» из Лесосибирска показывает спектакль Радиона Букаева «Малые деньги»; Лысьвенский театр драмы имени Савина привез в Тобольск спектакль Антона Коваленко «Укрощение строптивой. TODAY».

В Государственной академической капелле Санкт-Петербурга продолжается фестиваль «Музыкальный Олимп». Солисты - Марк Грубер и Роналдо Ролим. Дирижер - Димитис Ботинис.

В Большом зале Петербургской филармонии - «Гравитация» - концерт Полины Осетинской и Антона Батагова в рамках Международного фестиваля «Музыкальная коллекция».

В программе фестиваля «Радуга» - спектакль Йонаса Вайткуса «Король Лир» в постановке Русского драматического театра Литвы; проект Франка Зенле «Отель у реки. Горизонтальное время Джакометти», Московская театральная школа под руководством Олега Табакова в офф-программе фестиваля представляет спектакль «Мертвые души».

На Венских фестивальных неделях начинаются показы премьерного спектакля Иво ван Хове «Одержимость» по мотивам фильма Лукино Висконти. В главных ролях - Джуд Лоу и Халина Рейн.

Театр Наций представляет спектакль Робера Лепажа «Гамлет | Коллаж» на Международном фестивале «Гешер» в Тель-авиве. Сценография Карла Фийона. Все роли исполняет Евгений Миронов.

В театре Вупперталя продолжаются показы оперы Джузеппе Верди «Риголетто» в премьерной постановке Тимофея Кулябина. Музыкальный руководитель - Йоханнес Пелл. Художники - Олег Головко и Галя Солодовникова. Заглавную партию исполняет Павел Янковский.

Пласидо Доминго отмечает 50-летие своего оперного дебюта в Берлине. В гала-концерте принимают участие Марина Пруденская, Рене Папе и сам Пласидо Доминго. За дирижерским пультом - Даниэль Баренбойм.

В Еврейском музее в Нью-Йорке проходит выставка «Флорина Штеттхаймер: рисуя поэзию». Флорина Штеттхаймер родилась в Рочестере в 1871 году в богатой семье, училась в Германии, путешествовала по Европе. Вернулась в Нью-Йорк, изучала живопись, а затем снова поехала в Европу, где вдохновлялась творчеством художников-символистов и русским балетом. Первая и единственная персональная выставка художницы прошла в 1916 году в Нью-Йорке. Там же Штеттхаймер основала художественный салон, который посещали Марсель Дюшан, Джорджия О"Киф, Альфред Штиглиц. Сама Флорина не только рисовала, но и писала стихи, создавала эскизы костюмов и декораций для балета. Умерла художница в 1944 году. На выставке представлено более 50 картин и рисунков художницы, которую называли «иконой века джаза в Нью-Йорке».

Приз Benois de la danse , учрежденный в Москве Международной ассоциацией деятелей хореографии, который называют еще балетным «Оскаром», в этом году отмечает свое 25-летие. Несколько поколений этуалей от Парижа до Нью-Йорка считает за честь стать лауреатом или номинантом этой престижной награды. Международный балетный фестиваль – это яркая и увлекательная глава в истории мирового балета, которая соединяет культуры разных стран, зажигает новые звезды, знакомит с актуальными тенденциями в области балета и новыми именами хореографом и является своеобразным барометром всех событий, происходящих в балетном мире. Церемония вручения приза состоится 30 и 31 мая на Исторической сцене Большого театра.

За эти годы балетный конкурс менял страны своего проведения, делая остановки в Варшаве, Париже, Берлине и Штутгарте, прирастал межкультурными призами, как, например, совместным призом с итальянским городом Позитано, у приза появлялись новые номинации. С 2004 г. программа конкурса перешла в формат фестиваля, который не ограничивается смотром балетных достижений звезд и школ, но также обладает и социальной миссией: не только продвигать молодых, но и оказывать персональную помощь нуждающимся ветеранам танцевальных коллективов. Такую помощь получили уже две тысячи человек.

С 1992 г. ЮНЕСКО приняла проект «Бенуа де ла данс» под свой патронаж. Четверть века неизменной оставалась команда его организаторов: «Центр Бенуа» в лице Нины Кудрявцевой-Лури и Регины Никифоровой, а также его художественный руководитель и председатель жюри конкурса – Юрий Григорович, чье 90-летие отмечается в этом году. И, конечно, в стране, балет которой «впереди планеты всей», балетный фестиваль стал еще и успешным российским брендом, который, как и полагается бренду, обрел денежное выражение. Все прошлые годы его лауреаты гордились полученным призом в виде статуэтки – бронзовым дуэтом работы скульптора Игоря Устинова, представителя рода Бенуа. Номинантам этого года повезло особенно: к статуэткам впервые добавляется еще и денежный бонус – по сто тысяч долларов в каждой номинации.

Еще одной новинкой юбилейного года стало расширение программы фестиваля, т. е. отход от традиционных двух вечеров – вручения приза и концерта. Впервые включен в программу фестиваля круглый стол «Танец и хай-тек», посвященный вопросам взаимопроникновения современных медиа в балетные и театральные спектакли. Об истории и значении приза «Бенуа де ла данс» в балетном мире расскажет выставка, которая откроется 20 мая в Театральном музее им. А. А. Бахрушина. Как и многие крупноформатные культурные проекты, «Бенуа де ла данс» не ограничивается пребыванием в столице и в юбилейный год выходит за ее пределы: совместно с Уфимским театром оперы и балета он примет участие в кинопроекте в честь выдающегося танцовщика Рудольфа Нуреева, который был членом жюри первого конкурса «Бенуа де ла данс».

Юбилею приза посвящены два балетных подношения, которые будут исполнены на концерте 30 мая: хореография Юрия Посохова на музыку Ильи Демуцкого представит ожившую статуэтку-приз «Бенуа де ла данс». Также в роли хореографа выступит и Иван Васильев, который вместе с Марией Виноградовой (оба – лауреата приза) исполнят дуэт на музыку струнного квартета Бетховена. Тем, кто любит балет, никак нельзя пропустить 30 мая появление на сцене Большого театра сразу четырех этуалей Парижской оперы – Людмилы Пальеро и Матиаса Эймана (балет Джерома Роббинса «Другие танцы») и Уго Маршана и Леонор Боляк (дуэт из «Ромео» в постановке Рудольфа Нуреева). Современная хореография в этот вечер будет представлена работами хореографов Эдварда Клуга, Демиса Вольпи, Сиди Ларби Шеркауи, а также Алексея Ратманского.

Из всех лауреатов известен пока только одни, точнее, одна: призом в номинации «За жизнь в искусстве» удостоена бразильская балерина и актриса Марсия Хайде (Márcia Haydée Salaverry Pereira da Silva)одна из великих балерин ХХ столетия, партнерами которой были Рудольф Нуреев и Михаил Барышников. Звездой балета она стала в Штутгартской труппе, которой тогда руководил Джон Кранко. Джон Ноймайер посвятил Марсии Хайде свой балет «Дама с камелиями», который за последние три десятилетия был поставлен во многих странах, в том числе и в России. В 1976–1996 гг. Марсия Хайде была директором Штутгартского балета, уделяя большое значение подготовке молодого поколения. В 2002–2008 гг. она возглавила балетную труппу театра Сантьяго де Чили.

В жюри приза «Бенуа де ла данс»-2017 войдут, кроме Юрия Григоровича, Хулио Бокка (художественный руководитель Национального балета Уругвая), Светлана Захарова (прима-балерина, Большой театр России), Сю-Джин Кан (художественный руководитель Корейского национального балета), Джули Кент (художественный руководитель Вашингтонского балета), Манюэль Легри (художественный руководитель Венского государственного балета), Брижит Лефер (экс-директор Балета Парижской оперы, художественный руководитель «Биеннале танца» в Каннах), Йорма Эло (хореограф).

Среди двадцати претендентов в номинациях «Хореограф», «Танцовщица», «Танцовщик» – бывший художественный руководитель Большого театра хореограф Алексей Ратманский (за балет «Серенада после Симпозиума Платона», Леонард Бернстайн (Американский театр балета), прима-балерина Большого театра Нина Капцова (за партию в балете «Совсем недолго вместе», М. Рихтер, Л. Бетховен, хореография П. Ляйтфут, С. Леон) и премьер Большого театра Денис Родькин (за партию Солора в балете «Баядерка», Л. Минкус/М. Петипа в редакции Ю. Григоровича).

В концерте 31 мая выступят звезды мирового балета – лауреаты приза за четверть века. Каждое заявленное в программе имя не просто яркая индивидуальность, но и целое направление в мире танца. Причем некоторые звезды, несмотря на ранее сделанные заявления об окончании танцевальной карьеры, даже сделают исключение для столь знакового события, как Международный фестиваль в Москве, и прибудут в Москву специально для выступления на сцене Большого театра. Так, Матс Эк и Анна Лагуна исполнят миниатюру «Память» и расскажут о жизни семейной пары. Из Берлина приедут Яна Саленко и Мариан Вальтер, которые выступят в новой композиции в хореографии Наче Дуато. Хорошо знакомые по многочисленным выступлениям в Москве солисты Баварской оперы Люсия Лаккара и Марлон Дино покажут дуэт в хореографии Рассела Малифанта. В гала-концерте будут представлены работы практически всех современных хореографов, ставших классиками: Каролин Карлсон, Уильяма Форсайта, Ролана Пети и Мориса Бежара, а также Ханса ван Манена – его «Вариации для двух пар» покажут в этот вечер четыре премьера балета Сан-Франциско. Не обойдется и без слегка набившего оскомину коронного номера многих гала-концертов – Большого классического па на музыку Обера (набора трюков-пародий на тему балетной жизни). За эту юмореску ответят солисты Большого театра Ольга Смирнова и Семен Чудин.

Выбор редакции
Сонник С. Каратова Снилась Редиска - то у вас получится набрать большую физическую силу. Видеть, что вы ели Редиску - то вас скоро...

К чему снится Бокал по соннику миллера? Бокалы во сне — если снится получить бокалы в подарок, наяву получишь заманчивое предложение....

Сонник С. Каратова К чему снятся Дрова: Видеть, что заготавливали дрова - то вас ждет успех в делах.Видеть, что вы увидели дрова в...

Объяснений увиденных во сне погодных неприятностей довольно-таки много. Чтобы узнать, к чему снится гроза, следует напрячь свою память и...
Подпишись на канал Сонник! Что означает сон Верблюд Трудолюбивая, терпеливая часть самого сновидца; ехать верхом пробуждение...
Причем не просто с женщиной, но с красивой женщиной. Верблюд, приснившийся женщине - тоже может порадовать: встреча с красивой женщиной...
Малыши часто озадачивают мам своим привередливым отношением к еде. Однако от таких вкусных блинчиков вряд ли сможет отказаться даже...
Здравствуйте бабушка Эмма и Даниэлла! Постоянно слежу за обновлениями на вашем сайте. Очень нравиться наблюдать, как вы готовите. Все так...
Куриные оладьи — это маленькие котлетки с куриного филе, но готовится в панировке. Подавать со сметанкой. Приятного аппетита!...