Верить нельзя лечиться. Почему священники против анализов на ВИЧ и презервативов. Бог исцелил меня от вич


Впервые о смысле жизни я задумалась в 16 лет. В то время я сидела в тюрьме в одиночной камере, мне предстоял большой срок. Я думала: «В чем смысл жизни? Может, эти слова просто кто-то придумал? Может, нет никакого смысла у человеческой жизни?» Я не понимала, почему так получилось в моей судьбе, почему я в 16 лет оказалась в одиночной камере в тюрьме и впереди у меня был такой большой срок и не было будущего. Я задавалась этими и другими подобными вопросами. В это время я пережила первое прикосновение Божье к моему сердцу. Но в моей жизни в тот момент, к сожалению, ничего не изменилось.

Вскоре мне предложили попробовать наркотики, и я согласилась. Когда я освобождалась из тюрьмы, то уже была зависима от них. В общей сложности 15 лет я употребляла наркотики. В награду за такую жизнь я получила трофические язвы и тромбофлебит обеих рук и ног, перенесла два микроинсульта, похоронила двоих детей, получила бесплодие. И последнее, что я получила, это была ВИЧ-инфекция. Когда она стала во мне прогрессировать, я поняла, что умираю. Обратилась к врачам. После обследования врачи сказали, что жить мне осталось месяца два... С такими мыслями я поехала домой.

Мои родные, узнав обо всем, стали готовиться к моей смерти: купили платье, в котором должны были положить меня в гроб, стали заготавливать продукты, консервировать овощи и т.д. Все мои планы, мечты о будущем были разрушены. Ничего не осталось. Я с ужасом ложилась спать и понимала, что могу уже не проснуться. Пришла весна, и я с тоской смотрела на улицу и думала, что это последняя весна в моей жизни. Вот так я жила, жила в ожидании смерти. Но, слава Господу, что Он по Своей великой милости вмешался в мою жизнь и перевернул ее.

Однажды к нам домой пришла верующая женщина, в очень простой одежде, скромная. Простыми словами она стала рассказывать нам о любви Божьей, о Его силе и могуществе. И моя мама уверовала, начала молиться Богу за меня, а также Церковь стала молиться за меня. Через некоторое время я решила пойти на богослужение в Церковь, потому что от мамы узнала, что там есть центр реабилитации для наркоманов, что в этом центре Бог творит чудеса и что пройти реабилитацию можно бесплатно. Это меня заинтересовало. Но я по-прежнему не верила в то, что в моей жизни может произойти какая-то перемена в лучшую сторону. ВИЧ, который был во мне, уже прогрессировал. Я стала периодически терять зрение, слух, речь, у меня отнимались руки. По всему было видно, что жить мне осталось не долго.

Когда я впервые переступила порог молитвенного дома, что-то сразу стало происходить со мной. К моему большому удивлению, я увидела там людей, которых раньше знала. Я не понимала, что они здесь делают. Один из моих бывших знакомых вышел с гитарой и стал играть и петь, прославляя Господа. Другого по прошлой жизни я знала, как наркомана с 30-летним стажем. Когда он пропал из виду, все думали, что он умер или сидит в тюрьме. Я была в сильном наркотическом опьянении, поэтому почти не понимала, что говорили в проповеди. Мои глаза закрывались, голова то и дело склонялась набок. Но я все равно пыталась уловить смысл слов. Когда люди стали молиться, я вдруг увидела их такими счастливыми! А я в 32 года уже так настрадалась! Мне хотелось этого счастья, хотелось другой жизни! В это время Бог глубоко коснулся моего сердца. Я вынула из кармана сигареты, протянула их маме и попросила, чтобы она их выкинула. Через несколько минут я попросила маму, чтобы она, когда придет домой, выбросила оставленный там наркотик. Я сказала ей, что хочу быть здесь, с этими людьми. В тот день мне разрешили остаться в центре реабилитации.

Присматриваясь к этим верующим людям в центре, я с удивлением поняла, что они всегда говорят правду! Меня еще больше стала привлекать их жизнь. Я не понимала, почему они такие. Но я очень хотела стать такой, как они. Через три дня я с другими реабилитантами пошла из женского отделения центра в мужское. Там меня встретили ребята, как и я, бывшие заключенные, когда-то употреблявшие наркотики. Они спрашивали меня: «Ну как ты? Мы за тебя так переживаем, молимся, постимся, просим Господа о милости к тебе». В это время Бог мне открылся как Бог любви! Я столько лет была ненавидима другими людьми, я столько лет ненавидела сама, и вдруг я поняла, что любима, любима совершенно незнакомыми людьми! Я поняла, что сама могу любить. В тот вечер я впервые склонила свои колени перед Господом, молилась и плакала. Вскоре в молитве я сказала Господу следующее: «Господи, в моей жизни все разрушено, но я желаю посвятить свою жизнь Тебе!» Вот уже 9 лет прошло с тех пор, и я служу Господу. По Его великой милости я храню себя в верности Ему. Господь восстановил мое здоровье, освободил от наркотической зависимости. Бог дал мне чудесного мужа, он служитель нашей поместной Церкви. У нас сегодня пять человек детей. У меня был официальный диагноз - бесплодие. Но Господь дал родить мне трех сыновей. А двоих мы взяли в свою семью на воспитание. Это дети, рожденные в тюрьме, которых бросили их мамы. Я посещаю женские лагеря, а также провожу профилактические беседы с подростками.

Хочу обратиться к ВИЧ-инфицированным людям и к больным туберкулезом. Бог исцелил меня от ВИЧа, но не сразу. Какое-то время эта болезнь продолжала оставаться для меня тяжелой проблемой. Однажды я пришла к служителю нашей Церкви и сказала ему, что у меня есть большая проблема - это ВИЧ. Он посмотрел мне в глаза и сказал: «Причем здесь ВИЧ? Тебя спас Иисус! Тебя простил Бог! Тебе Бог дал иную жизнь! Причем тут ВИЧ?» Дальше он сказал следующие слова: «У меня нет ВИЧ-инфекции. Но я могу сейчас выйти за дверь молитвенного дома, меня собьет машина, и Бог заберет меня. А ты, имея ВИЧ, можешь еще лет 20 прожить и служить Господу. Иди и живи!» После этого разговора я сказала Богу: «Господи, я буду жить для Тебя каждый день, как последний. Помоги мне так жить!» Я думаю, что именно в тот день я получила освобождение от страха перед диагнозом, перед смертью! Это было самой важной победой! Люди, больные СПИДом, не знают, как им дальше жить с этим диагнозом. Но я советую им: «Есть только один выход для вас: примириться с Богом, перестать жить с диагнозом и начать жить с Иисусом, каждый день, посвящая Ему! И Он обязательно поможет!»

P.S. В частной беседе с нами Евгений (муж Лады) поделился воспоминанием про те дни.
Интересный случай произошел при сдаче анализов на ВИЧ. Несколько раз сдавала анализ под своей фамилией - результат: ВИЧ. При сдаче анонимно - результат: ВИЧ отсутствует. Подошла к врачу и спрашиваю: "как же на самом деле обстоят мои дела?" На что он ответил: "Шмель! я знаю ты здорова, но диагноз я никогда не сниму. По твоей статье болезни наша больница получает определенную сумму денег"

Артем четыре года подряд употреблял наркотики. Ушел из дома. Чтобы добыть деньги на наркотики, грабил магазины и торговые палатки, угонял автомашины. Мать сильно за него переживала и всё время за него молилась. И у Артема наступило отвращение к такой своей непутёвой жизни. Он вернулся домой и через некоторое время уехал в православный центр реабилитации наркоманов. Там ему предложили пройти анализ на СПИД. Проведенный анализ показал, что Артем болен СПИДОМ. Узнав про страшный диагноз, парень то хотел покончить с собой, то наоборот прожить оставшуюся жизнь «на всю катушку». Или же уйти от всех. Верующим Артем не был. Иногда читал Евангелие – было просто интересно понять, почему люди верят уже две тысячи лет во Христа. Неужели есть в этом какой-то смысл?

После реабилитационного центра он уехал в Мордовию, в Санаксарский мужской монастырь. Жил в келии вместе с монахами, вставал до восхода солнца. Работал на кухне, конюхом, пастухом, мельником. О своей болезни ни говорил никому, только на исповеди. «Я сказал батюшке, что всё бы отдал, лишь бы вернуть здоровье, - вспоминает Артём. – А священник меня спросил: Зачем? Зачем, - говорит, - тебе здоровье? Чтобы опять, впустую растратить его также, как растратил бесцельно и напрасно свою юность? Чтобы опять употреблять наркотики или пьянствовать, продолжать вести себя нагло и пошло, материться, обижать и огорчать своих родителей, дурно относиться к людям, продолжать жить прежней греховной жизнью? Господь один раз уже тебе - ДАВАЛ здоровье, а ты его на свою Греховную жизнь - ПОТРАТИЛ, второй раз Господь на такую Греховную жизнь здоровья тебе – НЕ ДАСТ, даже и не проси!»

Я и вправду задумался: будь я сейчас здоров, какую бы начал жизнь? Из монастыря Артем вернулся в Екатеринбург. Стал работать в одном из храмов, батюшка благословил его помогать во время службы. С утра и до вечера Артём просил у Господа прощения за свою непутевую жизнь, за причинённые обиды и огорчения своим родителям. Однажды он решил сдать повторный анализ на ВИЧ-инфекцию. Результат показал: ни да, ни нет. Это уже был хоть какой-то, но шанс. Теперь послушник уже со слезами молил Господа вернуть ему его потерянное здоровье. Бросил курить. Услышал как одна женщина в храме сказала: «Курящего человека никогда Божия Благодать – НЕ ПОСЕТИТ. Сигарета кадило бесовское и Господь курящих людей - оставляет и не слышит». Всё время Артем проводил в церкви, там ему выделили отдельную комнатку. Днем Артем помогал на службе, а ночью сторожил храм.

Мне уже было совсем неважно, есть ли у меня ВИЧ или нет – на всё воля Божия, вспоминает он. – просто я уже больше – НЕ МОГ жить так, как жил раньше – жить без Бога, без веры, во грехах. Третий анализ показал, что СПИДА у Артёма нет…

Если верить статистике, в России более полумиллиона человек инфицированы ВИЧ. Однако есть и другие подсчеты: около 1,5 млн человек живет с ВИЧ. Сегодня можно говорить, что никто не застрахован. Люди, живущие с ВИЧ/СПИДом, часто спрашивают: «Почему?» Этот вопрос приводит многих к Богу и в Церковь. А Церковь старается помочь.

Один на один? Нет, кто-то рядом

Выходя из лаборатории с вердиктом «положительно», человек понимает, что жизнь разделилась на «до» и «после». Перед ним встает множество вопросов: говорить ли близким, как именно лечиться, что будет, если узнают на работе. Дискриминация или, как ее называют применительно к ВИЧ, «стигматизация» носителей вируса - едва ли не самое страшное, с чем сталкиваются ВИЧ-инфицированные. Получив страшный диагноз, человек не только оказывается перед лицом смертельного заболевания, но и вынужден скрывать от всех, чем вызвано его тяжелейшее психологическое состояние, чтобы не стать изгоем. Спокойно обсуждать течение болезни, возможности терапии, перспективы и проблемы можно только с себе подобными (родных предпочитают не пугать, а врачам не всегда полностью доверяют). А еще – со священником.

Молебен, чай, исповедь

С 2001 года Церковь приняла официальное решение включиться в работу по борьбе с распространением СПИДа и помощи ВИЧ-инфицированным людям (ЛЖВС – людям, живущим с ВИЧ/СПИДом). С этого же времени в московском храме Живоначальной Троицы в Хорошеве начали служить особые молебны. Каждое последнее воскресенье месяца – иногда собирается несколько человек, а иногда несколько десятков. Кто-то приходит с родителями, кто-то с детьми. Протоиерей Владимир Шмалий служит молебен, читает на русском языке Апостол и Евангелие (большинство собравшихся делают только первые шаги в Церкви), обращается к людям с проповедью – очень простой и обычной, например, о посте, с поправками на то, что у большинства слушающих – серьезные проблемы со здоровьем. После молебна в приходском доме все вместе пьют чай, разговаривают о том же, что и обычные люди обсуждали бы со священником: последние новости (например, крушение «Невского экспресса»), путешествия, любовь. Кто-то спросит, как найти духовника, но сначала придется объяснять, кто это такой, потому что с другого конца стола сразу раздается: «Получается, что отец Владимир – наш духовник, потому что он постоянно занимается нашим вопросом». И только ближе к концу чаепития одна девушка пожалуется, что ей страшно начинать терапию. Обычное чаепитие сразу превращается в занятие группы взаимопомощи: ребята делятся опытом, обсуждают возможные побочные эффекты, поддерживают и утешают…

Храм Троицы Живоначальной в Хорошеве – первый, где начали служить молебны для ЛЖВС. Два года назад таких храмов было уже сто – в России, Украине и Белоруссии. Богослужебная комиссия Украинской Православной Церкви разработала специальный чин такого молебна. Сейчас уже даже координатор программы участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением СПИДа Маргарита Борисовна Нелюбова затрудняется сказать, в скольких храмах проходят подобные богослужения.

Тех, кто приходит в Хорошево, Маргарита Борисовна может условно поделить на три группы: те, кто ходит постоянно, те, кто приходит часто – например, через раз, и те, кто приходит редко или один раз. Может, кто-то не находит для себя здесь ничего, а может, наоборот, находят здесь ответ на главный вопрос и продолжают затем ходить уже в другие храмы.

С самого начала после молебна стали устраивать чаепития – для общения верующих людей, объединенных общим диагнозом. Теперь их объединяет еще и храм. У них очень много не только житейских и медицинских, но и духовных проблем, и они сообща ищут решения. «Чаепитие – это возможность социализации», – поясняет отец Владимир. Общаются ребята и помимо молебнов: вместе едут в отпуск, целой вереницей машин собираются в Лавру, или просто идут вместе поужинать после собрания в храме.

«В нашем храме стигматизации не было никогда», – говорит Маргарита Борисовна. Это оазис, который очень ценят приходящие в храм люди. Конечно, не одна Церковь борется со стигматизацией, но ее голос как общественного института с большим кредитом доверия очень важен. «Очень важен авторитет конкретного священника на конкретном приходе», – утверждает Маргарита Нелюбова. «Вся стигматизация идет от безграмотности. Церковь проводит очень много обучающих семинаров и для священников, и для социальных работников», – добавляет она.

Отец Владимир Шмалий вносит ноту реализма: поле просветительской работы остается огромным. Далеко не на каждом приходе человек может сказать о своем диагнозе и не встретить неприятия со стороны священника. Впрочем, отец Владимир не считает, что его подопечные, если исповедуются в других храмах, должны обязательно рассказывать о болезни: «Диагноз – это не грех. Это факт».

Но что-то уже сделано. На первые молебны кто-то боялся приходить из-за того, что казалось: если я приду, я тем самым засвидетельствую, что я инфицирован. В последние годы этот страх прошел. Да и на объявлениях написано: «приглашаем на молебны людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, их близких и всех, кто хочет помолиться о них». Кто-то стесняется остаться на чаепитие, но после молебна к отцу Владимиру выстраивается небольшая очередь, он по несколько минут говорит со всеми, с кем-то отдельно молится, благословляет.

После чаепития священник надевает епитрахиль, и в отдельной комнате начинается исповедь. Раз в месяц эти люди могут чувствовать себя перед Крестом и Евангелием свободно: отец Владимир уже знает об их наркотическом прошлом, связях, истории болезни, борьбе, ошибках, победах.

Терапия – это шаг и этап

Свежему человеку непонятно, почему слово «терапия» произносится с таким особенным нажимом. Начало терапии – серьезный шаг в жизни, который стараются оттянуть. Показанием становится определенный уровень вирусной нагрузки в крови. Например, постоянный прихожанин Хорошева Виктор живет с диагнозом уже десять лет, последние полгода – в ожидании терапии, которую врачи уже рекомендуют начать.

Маргарита Нелюбова объясняет, почему ребята опасаются начинать лечение. Каждый, кто принимал антибиотики, знает, что курс лечения – это определенная дисциплина и напряжение. Многие лекарства при терапии ВИЧ нужно принимать несколько раз в день по часам. То есть приходится всюду носить их с собой (ведь ЛЖВС работают и учатся), вставать ночью… Особенные сложности возникают у тех, кто скрывает свой диагноз от родных и друзей. Трудно принимать препараты так, чтобы никто не спросил, почему тебе это нужно, не увидел на упаковке название и не узнал в интернете, от чего применяется такое лекарство. Некоторые медикаменты нужно хранить в холодильнике, а если человек скрывает болезнь от семьи, это почти невозможно.

Есть и объективные опасения. Во-первых, схему лечения нужно периодически менять. Назначаются лекарства трех типов, но в каждом типе существует конечное количество препаратов. И рано или поздно встанет вопрос о том, что делать, если комбинации кончатся. Прерывать терапию нельзя: вирус мутирует, становится резистентным, и болезнь прогрессирует. В России больные получают лекарства бесплатно, но в регионах иногда возникают сложности – вовремя не завезли лекарства или завезли, но не все, которые требуются… Иногда терапия откладывается потому, что у наркоманов часто ВИЧ сочетается с гепатитом С, и тогда нужно сначала излечить гепатит и восстановить печень. А это лечение дорогое, длительное и имеет побочные эффекты.

Однако врачи советуют от лечения не отказываться. Оно дает серьезный эффект: сейчас ВОЗ даже исключил ВИЧ из списка смертельных заболеваний, перенеся его в перечень хронических. Продолжительность жизни ЛЖВС увеличивается практически неограниченно. «Мы пока не знаем, насколько продлевает жизнь терапия, потому что принимающие ее пока не умирают от СПИДа», – говорит протоиерей Владимир Шмалий. ВИЧ-положительные матери могут рожать здоровых детей с вероятностью до 98%, если вовремя начать прием особых лекарств. ВИЧ-отрицательных детей в таких семьях уже много, и для тех, кто приходит с родителями на молебен, стараются организовать какой-нибудь интересный досуг.

За рубежом ЛЖВС относятся к терапии с меньшим предубеждением, чем в России. Психолог Александра Григорьевна Имашева, работающая с ВИЧ-инфицированными в службе психологической помощи «Свеча», говорит, что одна из главных задач их центра, где трудятся верующие психологи, – профилактика суицида (уровень самоубийств среди ЛЖВС в 30 раз выше, чем в среднем по стране). Отказ от терапии Александра Григорьевна считает «медленным суицидом». На западе приверженность лечению гораздо выше, даже в Африке за право получать лекарства борются.

Группа «Свечи» с недавнего времени раз в неделю занимается в церковном доме при храме Троицы в Хорошеве; кроме того, психологи проводят индивидуальные консультации ВИЧ-инфицированных и их близких, можно получить консультацию через интернет. Служба не ставит цели обязательного воцерковления пациентов, но чаще всего люди сами поднимают духовные вопросы, хотя за консультациями обращаются в основном неверующие или «этнические православные». Народу приходит все больше и больше, уже не хватает помещения.

Впрочем, среди церковных православных отказ от терапии (а тем более – попытки покончить с собой) – не такое уж типичное явление. Отец Владимир встречается с этим редко; он регулярно интересуется у своих подопечных, давно ли они сдавали анализы, даже на исповеди может посоветовать человеку относиться к своему здоровью с большей ответственностью, хотя бы ради окружающих. А многие отмечают, что уровень вирусной нагрузки у них снижается после паломничеств.

Благодарить Бога за болезнь

Парадоксально, но некоторые из заболевших, кто приходит в храм в Хорошеве, не только не отчаиваются, но и… благодарят Бога за свой диагноз. Для кого-то он становится благодатной встряской, причиной изменить свою жизнь, начать бороться со страстями, бросить наркотики. Диагноз четко ставит перед человеком вопрос о жизни и смерти, и некоторые приходят в уныние, а кто-то усматривает в болезни нечто положительное.

Виктор вспоминает, как он в первый раз пришел на молебен (семь лет назад, когда все только начиналось) и сначала довольно дерзко общался с отцом Владимиром, а потом попал в монастырь, в Площанскую пустынь: «В моей жизни произошли поразительные перемены, я отказался от наркотиков и воцерковился». С тех пор он ходит на все молебны, немножко грустит о том, что исповедь у отца Владимира – только раз в месяц (служит прот. Владимир Шмалий в Троице-Сергиевой Лавре в академическом храме). О стигматизации Виктор говорит: «Я скрывал от родных какое-то время, но жилось очень тяжело. Теперь близкие, слава Богу, знают, и это очень хорошо: не надо врать, не надо играть в шпиона. Никто меня не оттолкнул, а жить стало легче». Друзей, которые не знали бы о диагнозе, у него тоже нет, но и круг общения, как он говорит, не так уж и широк. Не знают только на работе. «К гадалке не ходи: узнают – уволят, – говорит он. – А даже если не увольняют, сама обстановка будет давить так, что невозможно будет работать, уйдешь сам. Это не в осуждение людей. Страх – нормальная человеческая реакция». Виктор не винит никого ни в своей болезни, ни в подчас недостаточной медицинской помощи, ни в социальной изоляции, в которой оказался. «Я пожинаю плоды собственных поступков». Главное – не озлобляться и не требовать ничего от окружающих, считает он. Только предупреждает: «Псевдоуверенность в том, что со мной этого никогда не случится, – первый шаг к тому, чтобы это случилось».

«Стигматизация, страх, фобии, связанные с ВИЧ, это знак того, насколько общество несвободно», – считает Виктор. Над этим, конечно, нужно работать, поскольку ВИЧ-положительный человек без кровоточащих ран совершенно безопасен для общества.

Работать с наиболее благополучным меньшинством?

Конечно, те люди, кто приходит к отцу Владимиру Шмалию, – не «репрезентативная выборка» ЛЖВС в России. Не так часто приходят те, кто не способен отказаться от гомосексуальных контактов или наркотиков. Обычно в храм попадают люди, уже осознавшие необходимость бороться со своими страстями, не желающие покорно падать «на дно». Остальные – большинство – в поле зрения московского священника практически не попадают, хотя православные, несомненно, работают в хосписах, тюрьмах, общаются с наркоманами.

«Специфика церковной работы такова, что Церковь не может и не должна навязываться никому. Если человек хочет и готов принять помощь, по крайней мере послушать, что ему скажет Церковь, он приходит. Церковь никого не притягивает к себе за шиворот, но и никогда не отвергает людей. Если они готовы бороться, она готова помогать», – объясняет Маргарита Нелюбова.

Готовность Церкви помогать людям, живущим с ВИЧ, закреплена на официальном уровне. Однако не исключено, что документы этой тематики еще потребуют редактирования.

С одной стороны, концепция участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом, признает, что часто инфицированными оказываются люди, не соответствующие представлению о закоренелых грешниках. Церковь призывает бороться с явлением общественного отторжения по отношению к таким людям, оказывать им поддержку и участие. Известно, что на сегодняшний день способы лечения позволяют ВИЧ-положительным матерям рожать здоровых детей. С другой стороны, «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» называют заболевание СПИДом одним из оснований для расторжения брака. Маргарита Нелюбова считает, что это следствие того, что «Основы социальной концепции» составлены в то время, когда ВИЧ-инфекцию воспринимали как явное свидетельство супружеской измены, а следовательно – причину для развода. Со временем, когда заболевание изучили более основательно, в том числе обнаружили другие способы заражения, мнение Церкви стало менее однозначным. В церковной среде Маргарита Борисовна не встречалась с тем, чтобы кто-либо оставлял своего инфицированного супруга, ориентируясь именно на «Основы социальной концепции».

Ежедневно в России регистрируется около 150 случаев ВИЧ. Сколько людей заражается на самом деле – не может подсчитать никто. Многие, как Виктор, узнают о диагнозе случайно. Все больше людей, которые получают вирус не через иглу наркомана или в гомосексуальной связи; все больше семей, где один или оба супруга имеют диагноз «положительно». ВИЧ становится семейным вирусом, уже не считается смертельным заболеванием, хотя и продолжает ассоциироваться с грехом. Церковь учит, что следует ненавидеть сам грех и противостоять ему, но при этом не переносить чувство ненависти и отторжения на согрешившего человека, согласно святоотеческому принципу: «Ненавидь грех, но люби грешника». В концепции участия РПЦ в борьбе с распространением ВИЧ-инфекции написано: «Человек с ВИЧ/СПИДом призван обрести в Церкви дом Отчий, тихую гавань спасения и заботливую семью». Эта идея должна воплощаться в жизнь.

В отличие от светских организаций - общественных фондов, государственных структур - Церковь видит свою задачу, прежде всего, в духовной поддержке людей, затронутых этим заболеванием: ВИЧ-инфицированных и их близких. Многие из них нуждаются не только в социальной и психологической помощи, которую в состоянии предоставить светские организации, но и в духовной поддержке. Еще одна важная задача Церкви - профилактика ВИЧ среди детей и молодежи, основанная на воспитании в духе традиционных нравственных ценностей - тех христианских и общечеловеческих гуманных ценностей, которые помогут больше ценить свою собственную семью, укрепить отношения с родителями и соответственно преодолеть те внутрисемейные конфликты, которые очень часто толкают молодежь на улицу и делают их жертвами наркотиков; помогут воздерживаться от добрачных сексуальных отношений - еще одного пути распространения ВИЧ-инфекции.

Ответы на вопросы

1. Зинаида Нелюбова, Тура, Эвенкия: Мы живем в Туре - это Эвенкия, нас пока Бог милует, но сердце всегда болит за тех, кто волей или неволей становится больным этой страшной болезнью. Как практически помочь таким людям? Да и ждут ли они помощи? Самое главное - молитва, от всего сердца. Бог Вам в помощь! С уважением, Ваша однофамилица, а может и больше. Зинаида Нелюбова.

Маргарита Нелюбова: Безусловно, очень важной действенной помощью для людей живущих с ВИЧ-СПИДом является молитва. Еще одна возможность оказать им поддержку - это организовать в православном приходе группу взаимопомощи для людей, живущих с ВИЧ-СПИДом (ЛЖВС) либо службу психологической поддержки и психологического консультирования. Очень важно интегрировать этих людей в литургическую жизнь прихода, церковно-социальную деятельность, помочь им найти свое место в Церкви.

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Наверное, нужно, самое первое, это провести молебен о здравии больных ВИЧ-СПИДом и их близких и врачей, которые их лечат. На это откликнутся многие. Можно и повесить объявление в местном СПИД-центре, в наркодиспансере и, конечно же, в храме. Это поможет тем людям, которые хотели бы получить поддержку, сделать первый шаг на пути к Богу, а вы таким образом получили бы возможность им помочь.

2. Владимир, г.Саратов: День добрый отец Диомид! Скажите, пожалуйста, как к Вам попасть, в Ваш реабилитационный центр и что для этого нужно кроме желания?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Наш реабилитационный центр небольшой. К сожалению, мы не можем принять всех желающих. Но процедура такова. Первое, мы должны побеседовать с желающим либо письменно, либо по телефону, а иногда и лично. Только после этого мы принимаем решение. Но самое главное, чтобы у человека было желание лечиться. А лекарство у нас, конечно, духовное.

3. Ольга, Талдом: Проблема СПИД, на мой взгляд, проблема духовная (особенно, если вспомнить с кого это все пошло). Но глас Церкви слишком тихий в нашем оголтелом мире, Вам не кажется?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Все равно, дело Церкви - не бояться говорить об этом и предложить свое видение этой проблемы.

Маргарита Нелюбова: Безусловно, Церковь считает, что в основе этой проблемы лежит духовно-нравственная деградация, широко захватившая наше общество. Задача Церкви в этих условиях - прежде всего, предложить свое видение решения этой проблемы. Под этим мы понимаем, в первую очередь, духовно-нравственное воспитание в духе традиционных христианских ценностей. Церковь со своей стороны должна предложить активные действия для решения этой проблемы: программы воспитания молодежи, помощь ВИЧ-инфицированным и их близким, их духовно-психологическая поддержка и т.п. Такая работа уже ведется во многих регионах. Хотелось бы, чтобы она осуществлялась шире. Голос Церкви кажется тихим, потому что проблема СПИДа и особенно церковного участия в ее решении недостаточно освещается в СМИ.

4. Лена Р., Москва: Могут ли ВИЧ-инфицированные причащаться в церкви вместе с другими людьми. Можно ли ВИЧ-инфицированным венчаться в церкви?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Ответ на этот вопрос содержится в Концепции участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом: "Тем, кто уверовал во Христа и очищен Таинством Покаяния, не может быть возбранен вход в Царство; в том числе и ВИЧ-инфицированный не может быть отлучаем от участия в Таинстве Евхаристии... Это же касается и других Таинств... Люди, живущие с ВИЧ/СПИДом, которые во дни своей болезни открывают свое сердце вере во Христа и, если не крещены, искренне желают принять Таинство Крещения, должны быть с любовью принимаемы в церковное общение, равно как и те, кто, будучи крещены, не жили прежде церковной жизнью, но желают, принеся покаяние Богу, воссоединиться с Церковью... Также нет препятствий для совершения над такими больными Таинств Миропомазания и Елеосвящения. То же самое справедливо относительно причащения ВИЧ-инфицированных, а также целования ими икон и иных святынь".

5. Михаил Д-ов, Подольск: Проблемами, связанными с ВИЧ/СПИДом, занимаются всякие общественные фонды, правозащитные организации. Зачем святые отцы в это лезут, неужели могут предложить что-то новенькое?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Могут. В отличие от светских организаций - общественных фондов, государственных структур - Церковь видит свою задачу, прежде всего, в духовной поддержке людей, затронутых этим заболеванием: ВИЧ-инфицированных и их близких. Многие из них нуждаются не только в социальной и психологической помощи, которую в состоянии предоставить светские организации, но и в духовной поддержке. Еще одна важная задача Церкви - профилактика ВИЧ среди детей и молодежи, основанная на воспитании в духе традиционных нравственных ценностей - тех христианских и общечеловеческих гуманных ценностей, которые помогут больше ценить свою собственную семью, укрепить отношения с родителями и соответственно преодолеть те внутрисемейные конфликты, которые очень часто толкают молодежь на улицу и делают их жертвами наркотиков; помогут воздерживаться от добрачных сексуальных отношений - еще одного пути распространения ВИЧ-инфекции.

6. Алексей Логинов, Москва: Сотрудничает ли Церковь со СПИД-центрами, другими нецерковными организациями по СПИДу?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Церковь считает сотрудничество со светскими - государственными и общественными - организациями не только возможным, но и важным для эффективной борьбы с распространением ВИЧ/СПИДа. Оно должно основываться на ясном понимании особенностей и различий в подходах сотрудничающих сторон. Совместные инициативы церковных и светских организаций должны быть согласованными и приемлемыми как для Церкви, так и для общественных и государственных организаций, чтобы, объединяя усилия, мы взаимно укрепляли бы друг друга. О важности такого сотрудничества упоминается и в Концепции РПЦ по СПИДу.

7. Александра К., Москва: Существуют ли православные реабилитационные центры для больных СПИД?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Существуют православные реабилитационные центры для наркозависимых, куда принимают и ВИЧ-положительных. Поскольку эти два заболевания подчас сопутствуют друг другу. Информацию об этих центрах можно найти на сайте www.miloserdie.ru

8. Маргарита, Калуга: Есть ли какая-то литература по тематике: Православная Церковь и проблема СПИДа?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Информацию на эту тему можно найти на сайтах www.rondtb.msk.ru, mospat.ru, miloserdie.ru.

9. Андрей, Москва: Излечим ли СПИД с точки зрения Православия?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Да, как любая другая болезнь. Нет ничего невозможного для Бога.

10. Лидия, Можайск: СПИД - это просто болезнь или же кара Божия с точки зрения Церкви?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): С медицинской точки зрения - это просто болезнь, с духовной точки зрения, как считает Церковь, любое страдание, любая болезнь является следствием греховной поврежденности человеческой природы. Вместе с тем Церковь не считает возможным установить однозначную связь болезни с тем или иным личным грехом человека и не рассматривает болезнь, как непременную плату за наши грехи. Это не просто болезнь, это призыв Божий, осознать себя, пытаться измениться.

11. Вера, Зеленоград: Может быть стоит для СПИД-больных устроить отдельные приходы, назначить специальных священников? Там они себя будут чувствовать комфортнее, не нужно будет бояться кого-то заразить или скрывать свой диагноз.

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Представляется, что важной задачей Церкви является интеграция людей, живущих с ВИЧ-СПИДом (ЛЖВС) в жизнь церковной общины, а не создание для них специальных приходов - своеобразных религиозных резерваций. Для полного включения этих людей в приходскую жизнь необходимо вести разъяснительную работу среди прихожан относительно ВИЧ и ЛЖВС; готовить приходских священнослужителей к пастырскому окормлению этой категории верующих; всемерно содействовать их включению как в литургическую жизнь, так и церковно-социальную деятельность. На приходах можно было бы создавать православные группы взаимопомощи для ВИЧ-положительных прихожан, где бы они обсуждали специальные волнующие их вопросы. Сейчас мы стараемся создать такую группу в Брянске. С медицинской точки зрения, никаких препятствий для интеграции ЛЖВС в православную общину нет. С точки зрения православного вероучения, ВИЧ-положительные члены общины - такие же члены тела Христова, как и другие прихожане; их выделение в особую "касту" противоречило бы учению Церкви.

12. Ирина: Как известно, большинство больных СПИДом - гомосексуалисты. Они заразились из-за своего образа жизни и сами виноваты в том, что с ними произошло. Зачем же Церковь им помогает?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): По статистическим данным, приводимым Федеральным Центром СПИД, менее 1% всех ВИЧ-инфицированных в России заразились гомосексуальным путем. Наибольшее количество заражений приходится на внутривенный путь - при потреблении наркотиков, а также гетеросексуальный. Безусловно, Церковь считает гомосексуальные отношения неприемлемыми и греховными. Вместе с тем, как сказано в Концепции РПЦ по ВИЧ/СПИДу: "Образ Божий в человеке неуничтожим даже в состоянии греха и отпадения от Бога". И если, узнав о своем положительном ВИЧ-статусе, человек обращается к Богу, готов покаяться и изменить свою жизнь, то священнослужители должны быть готовы сделать все возможное, чтобы ему помочь на пути воцерковления.

13. К.Захаров, Кострома: Почему у Церкви негативное отношение к СПИДу?

Маргарита Нелюбова: Вероятно, Вы имеете в виду отношение к больным СПИДом. В нашем обществе в целом, включая тех людей, которые являются членами Церкви, распространены негативные стереотипы о ВИЧ-инфицированных людях. Во многом они подпитываются отсутствием корректной информации, порождая страхи и мифы. В целом же, в среде людей воцерковленных отрицательное отношение, отвержение ЛЖВС не столь широко распространено, как среди людей неверующих. Скорее следует говорить о стереотипе, сложившемся в сознании неверующих людей относительно Церкви: Церковь дескать отрицательно относится в ВИЧ-инфицированным, брезгует ими. Этот стереотип вреден, он зачастую мешает ЛЖВС, которые хотели бы получить духовную поддержку, прийти в Церковь.

14. Дмитрий, Москва: Часто человек, узнав о своем заболевании, думает о суициде. Что бы Вы сказали ему, отводя от греха?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Я ему скажу: "Нужно жить, даже если тебе кажется, что жить дальше невозможно. Приезжай ко мне в храм и мы с тобой поговорим. Я постараюсь тебе помочь".

15. Ольга, Тула: А хотят ли ВИЧ-инфицированные, чтобы ими занималась Церковь? Нужна ли Церковь ВИЧ-инфицированным?

Маргарита Нелюбова: Безусловно, Церковь может "заниматься" только теми людьми, которые сами пришли в Церковь или хотят прийти. Опыт осуществления церковной анти-СПИД программы свидетельствует о том, что люди, живущие с ВИЧ/СПИДом, нуждаются в духовной поддержке. Часто, получив диагноз ВИЧ-инфекция, человек переосмысливает свою жизнь и обращается к Богу, приходит в Церковь. Опыт совершения молебнов о здравии ЛЖВС - а они проводятся в последние выходные каждого месяца в нескольких десятков храмов в разных епархиях - показывает, что количество приходящих на них людей неуклонно растет. Это наглядно свидетельствует о том, что Церковь нужна ВИЧ-инфицированным.

16. Егор Н. : Известны ли случаи исцеления от СПИДа?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Статистики на сей счет не ведется, хотя есть свидетельства священнослужителей о таких случаях. Есть множество свидетельств о том, что у людей, которые искренне приняли Бога, принесли покаяние, живут церковной жизнью, значительно улучшается здоровье: повышается иммунный статус, падает вирусная нагрузка. Христиане верят в то, что для Бога нет ничего невозможного. В истории Церкви есть множество примеров чудесного исцеления от физических недугов. Однако исцеление духовное не менее важно, чем телесное. Известны случаи, когда ВИЧ-инфицированные воспринимают свое заболевание как лекарство, данное им для духовного выздоровления. Вот слова одной девушки, которая, узнав о своем ВИЧ-статусе, обратилась к Богу, изменила свою жизнь: "Я благодарна Богу, что у меня ВИЧ. Это помогло мне полностью переосмыслить и изменить мою жизнь. Если бы не ВИЧ, неизвестно где бы я сейчас была. Я считаю свою болезнь не наказанием, а испытанием".

17. Мария: Как Церковь относится к противозачаточным средствам для больных СПИДом? Зачем нужны инфицированные дети?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Если речь идет о браке православных людей, один из которых либо оба ВИЧ-инфицированы, то вопрос о возможности использования неабортивных контрацептивов (презервативов) для того, чтобы не заразить супруга, целиком находится в компетенции священника, к которому они обратились. Зачем нужны инфицированные дети? Во-первых, если будущая мать следит за своим здоровьем, то возможность рождения инфицированного ребенка у ВИЧ-положительной женщины крайне низка. Во-вторых, даже если ребенок родился ВИЧ-инфицированным, он от этого не становится менее желанным для своих родителей. А с православной точки зрения, он также несет в себе образ и подобие Божие, как и все остальные люди.

18. Паша, Москва: Где можно пообщаться лично со священником?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Со священником можно побеседовать в любом храме. Для тех, кто не решается обратиться к священнику, боится быть непонятым, можно порекомендовать прийти на молебен о здравии людей, живущих с ВИЧ/СПИДом: такие богослужения совершаются в некоторых храмах в последние выходные месяца. Адреса храмов, а также точное время совершения молебна можно узнать на сайте http://www.rondtb.msk.ru/ После молебна желающие могут побеседовать со священником, а при желании и исповедоваться.

19. Егор: Проводится ли в церкви разъяснительная работа с батюшками, есть ли установка, как они должны себя вести с позитивными, что говорить на исповеди?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Для священнослужителей в ряде епархий проводятся специальные семинары, посвященные проблемам ВИЧ/СПИДа. На них батюшки получают информацию о самом заболевании, путях его распространения, психологических особенностях людей, переживающих известие о положительном диагнозе. Однако какой-то специальной установки относительно того, что говорить на исповеди, не существует. Исповедь каждого человека сугубо индивидуальна, она не поддается жесткой регламентации. Большинство наших батюшек вполне опытные духовники.

20. Александра, Москва: Скажите, пожалуйста, как много вич-инфицированных людей, на ваш взгляд, "приходят" к Богу? Эта цифра велика или это единицы? Спасибо

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Насколько я знаю, эта цифра велика.

21. Ольга, Крюков: Отец Анатолий Берестов рассказывал о том, что наблюдал полное излечение от наркозависимости у тех больных, кто обретал веру. Наблюдали ли вы подобное? Можете ли привести примеры?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Таких случаев много. Могу рассказать об Андрее, который был на реабилитации в нашем монастыре. С тех пор прошло много лет, он женился. Сейчас учится в институте заочно, работает и помогает другим людям освободиться от наркозависимости. Сам он после реабилитации к наркотикам никогда не возвращался и даже не курит.

22. Света, Подрезково: Есть ли различия в лечении и реабилитации больных наркоманией и СПИДом? Или же их врачуют по одной схеме?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Верно, их врачуют по одной схеме. Для человека, страдающего тяжелым недугом, важно осознать причины своей болезни и постараться измениться. Это ключ к духовному выздоровлению.

23. Елена, Москва: Почему из всех направлений благотворительности вы выбрали помощь именно ВИЧ-инфицированным?

Маргарита Нелюбова: Мы занимаемся и другими направлениями церковной благотворительной деятельности. Что же касается работы по профилактике ВИЧ-СПИДа, то действительно, существует немало заболеваний, представляющих серьезную угрозу для здоровья многих россиян. Есть заболевания, распространенные шире, чем СПИД. Есть болезни, передающиеся такими же путями, как ВИЧ. Немало заболеваний медицина сегодня, как и ВИЧ-инфекцию, не в состоянии вылечить. Однако именно ВИЧ-инфекция, а точнее - ее носители подвергаются наибольшей стигматизации: к психологическим, душевным страданиям заболевших добавляется отчуждение и презрение со стороны окружающих, которые порой переходят в открытую дискриминацию. Известно немало случаев, когда от ВИЧ-инфицированных отворачивались родственники и друзья, они лишались работы и места учебы, им отказывали даже в первой медицинской помощи, когда становилось известно об их диагнозе. Именно презрительное отношение к ВИЧ-инфицированным, выделяющее это заболевание из ряда прочих недугов, и побудило Церковь отнестись к нему с особым вниманием. Православная Церковь всегда осуществляла служение милосердия по отношению к страждущим, больным людям, включая тех, кто оказался отверженным, кого общественная мораль считает недостойными сострадания. Церковь безусловно обличает безнравственность и грех, распространенные в нашем обществе и являющиеся истинной глубинной причиной эпидемии ВИЧ. Вместе с тем, она следует принципу "ненавидь грех, но люби грешника" и обличает греховный навык осуждения заболевших. Осуждение, отвержение больных - это тоже свидетельство нравственного нездоровья общества, которое Церковь обличает и считает тяжким грехом.

24. Алекс В., Москва: Известно, что один из наиболее эффективных способов профилактики заражения ВИЧ-инфекции при половых контактах (не считая, конечно, полного воздержания) - это презервативы. Католическая церковь, тем не менее, относится к этим средствам защиты крайне негативно. Какова позиция православной церкви по этому вопросу?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Если отвечать одним словом - сдержанная. А если требуется более подробный ответ, то за недостатком времени вынуждены отослать Вас к Концепции РПЦ по СПИДу и к Основам социальной концепции РПЦ 2000 года. Там уделено этому вопросу достаточно внимания.

25. Сергей, Москва: Почему церковь не участвует в программах "снижения вреда", т.е. раздаче презервативов, обмене шприцев?

Маргарита Нелюбова: Программы "снижения вреда", в частности раздача презервативов и обмен шприцев, ставят своей задачей лишь снижение ущерба, наносимого поведением наркозависимого или человека, имеющего множественные половые связи, прежде всего, обществу. Церковь же призывает к полному отказу от наркотиков и множественных, добрачных и внебрачных половых контактов. Она проповедует не снижение, а искоренение вреда, а точнее, его причин: греховной страсти к употреблению наркотиков, безответственного сексуального поведения. Считая, что зависимость от наркотиков - это греховная страсть, и призывая полностью отказаться от греха, Церковь считает для себя неприемлемой саму постановку вопроса: можешь не бросать наркотики, но постарайся не заразиться, например, ВИЧ и не заразить других, т.е. не вреди окружающим. Это означает замену одного греха на другой, пусть с точки зрения общественной морали менее тяжелый, но грех. Т.е. Церковь не может рекомендовать: вот так грешить нельзя, а вот эдак - можно, советовать, как лучше грешить. Совершенно ясно, что такая позиция для Церкви невозможна. Пожалуй, стоит еще добавить, что Церковь руководствуется не преимущественно соображениями общественной пользы (как вышеупомянутая концепция "снижения вреда"), а идеей ценности каждого отдельного человека как образа и подобия Божия, ценности, которая не может быть утрачена ни в болезненном состоянии, ни даже в состоянии греха и отпадения от Бога.

26. Алексей Реутский ("Нескучный сад"), Москва: Уважаемая Маргарита. Насколько часто священникам приходится сталкиваться с ВИЧ-инфицированными среди прихожан? Можно ли говорить о какой-то устойчивом или растущем проценте?

Маргарита Нелюбова: В последнее время все больше и больше ВИЧ-позитивных людей, узнав о своем диагнозе, ищут поддержки в Церкви: обращаются к священнослужителям, приходят на молебны, звонят на православные телефоны доверия и т.д. На мой взгляд, можно говорить о тенденции к росту числа ЛЖВС, обращающихся к Богу.

27. Ольга, Подрезково: Маргарита Борисовна, расскажите, в чем суть программы участия РПЦ в профилактике СПИД?

Маргарита Нелюбова: Программа имеет два направления: оказание духовной и психологической поддержки ЛЖВС и их близким и профилактика среди детей и молодежи, направленная на воспитание в духе христианских ценностей, нравственной чистоты и целомудрия, супружеской верности и ответственности. Первое направление предполагает оказание духовной поддержки ВИЧ-инфицированным на приходах: пастырское окормление со стороны священнослужителей, создание православных служб психологического консультирования, телефонов доверия, реабилитационных центров для ВИЧ-инфицированных наркопотребителей, организация ухода за больными СПИДом, пастырская работа с ВИЧ-инфицированными в местах лишения свободы. По второму направлению организуются различные образовательно-воспитательные мероприятия для детей, которые проводятся силами преподавателей Закона Божиего, церковных социальных работников, православных педагогов, священнослужителей. Они проводятся в рамках организации досуговой деятельности детей (вне школьной программы) - в воскресных школах, в детских летних лагерях, молодежных клубах и пр.

28. Мария, Москва: Как Церковь относится к ВИЧ-инфицированным заключенным, ведь не секрет, что большая часть ВИЧ-положительных находятся в местах лишения свободы?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Сейчас в каждом заведении системы УИН имеется православная молельная комната или храм, куда могут прийти также и ВИЧ-инфицированные заключенные. В настоящее время проводится определенная работа по подготовке тюремного духовенства для работы с такими людьми.

29. Елена, Москва: Может ли к Вам за помощью обратиться некрещенный человек?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Может. Никаких препятствий нет. Любой человек может обратиться за помощью в Церковь.

30. Шестов Павел, Подмосковье: Что перевоначально пытается сделать Церковь, когда к ней обращается больной СПИДом человек: изгнать из его души грех или облегчить физические страдания?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Церковь рассматривает человека как единое целое, не противопоставляя физическое здоровье духовному. Врачи, сотрудничающие с нашим реабилитационным центром, оказывают необходимую медицинскую помощь, а священнослужители - духовную и молитвенную.

Завершающее слово:

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Благодарю за вопросы, неотвеченные возьму с собой. Мне важно личное обращение каждого человека. Спаси Господи!

Маргарита Нелюбова: Благодарны всем, приславшим вопросы, за интерес к достаточно сложной теме. Это свидетельствует о том, что тема актуальная и нам всем нужно много трудиться для того, чтобы помочь людям, затронутым этим заболеванием.

http://www.rian.ru/online/20051006/41620144.html

В храме Живоначальной Троицы в Хорошеве в Москве регулярно служатся молебен о здравии людей, живущих с диагнозом ВИЧ/СПИД . Корреспондент портала “Православие и мир” Ольга Михайлова побывала на одном из таких молебнов.

Храм расположен в удивительно живописном месте: на обрыве над Москвой-рекой, где вдали виднеются причудливые мосты. Парк за церковной оградой выглядит одним из любимых мест отдыха жителей района – во дворе прогуливаются мамы с колясками, дети постарше подбирают последнюю осеннюю листву, старушки беседуют на лавочках под деревьями… Райский уголок тишины среди грохочущих кругом строек.

Храм, как и любая церковь в спальном районе Москвы, в воскресенье полон народом. Литургия давно закончилась, но к свечному ящику стоит длинная очередь: кто за свечами, кто – подать записку на молебен или панихиду, кого-то заинтересовала выставленная на прилавке книга…

Ближе к двум часам – указанному в объявлении времени молебна – среди рассредоточенной по храму толпы начинают выделяться люди, пришедшие сюда с одной общей целью – помолиться о себе и своих близких, инфицированных ВИЧ. Пожилая женщина осторожно спрашивает меня: «Вы тоже в первый раз? Не стесняйтесь, пишите записку и кладите ее сюда – наши отдельно».

В большинстве записок, передаваемых на молебен – одно-два имени. Начинается богослужение, молитвы о недужных чередуются с покаянными. Евангелие читают по-русски – чтобы было всем понятно, ведь на молебен может зайти любой человек, в том числе и не имеющий опыта церковной жизни. В руках у нескольких человек – помянники с длинными списками на сотни имен.

Мы убедились, что среди попавших в наркотическую зависимость немало талантливых ребят, многие серьезно относятся к своему воцерковлению, поскольку понимают, что в их случае это вопрос жизни и смерти. Ребята умеют ценить доброе и доверительное к ним отношение. За все годы, пока на приходе проводилась реабилитация, никто из пациентов не позволил себе подлого поступка по отношению к приходу (хотя мы понимаем, что у некоторых приходов в этом отношении может быть иной опыт). Когда становишься свидетелем того, как эти ребята буквально на глазах воскресают к жизни, понимаешь, что Богу дороги эти люди, видишь, что Он принимает их.

«Наш рецепт – единодушие и братство»

Свято-Георгиевский приход занимается реабилитацией наркозависимых с 1998 года. Одновременно здесь проходят реабилитацию семь-восемь молодых людей. В 2002 году братия прихода дала согласие на реабилитацию ВИЧ-инфицированных, в последнее время они составляют половину пациентов. Всего реабилитацию прошли около 80 ВИЧ-инфицированных. На приходе соблюдаются необходимые правила гигиены, ВИЧ-инфицированные живут общей жизнью со всеми, никак не отделяются от прочих насельников. Приход посещают специалисты, профессионально занимающиеся помощью наркозависимым. Реабилитация пациентов бесплатна.

Игумен Мефодий: «Многие сельские приходы могли бы плодотворно заниматься реабилитацией наркозависимых. Главные составляющие реабилитации: молитва, пост, трудовые послушания, духовное руководство, богослужение, таинства, возможность осознания своего места в мире и наполнение жизни смыслом - реализуемы на многих приходах. Особенность Свято-Георгиевского прихода - это наличие единодушного монашеского братства, в жизнь которого входят реабилитанты».

Посещение больных СПИДом

Наместник Донского ставропигиального мужского монастыря епископ Павлово-Посадский Кирилл регулярно посещает СПИД-центр при инфекционной больнице No. 2. Последний визит прошел на Пасху 2010 года. От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископ Кирилл поздравил всех с праздником Светлого Христова Воскресения и вручил персоналу и пациентам, находящимся на лечении в СПИД-центре, пасхальные подарки.

«Праздник Пасхи свидетельствует о том, что Христос, пришедший в этот мир, Своей Божественной силой победил смерть, и всякое зло. Этот праздник является для нас огромной надеждой, он свидетельствует о том, что наш путь не заканчивается одной земной жизнью, а продолжается в вечности. В вечность нас зовет Сам Господь Иисус Христос . В этот день нет , нет печали и тоски, а сами богослужения пасхальных дней исполнены глубокой радости”, – сказал, в частности, Владыка Кирилл.

Архипастырь пожелал всем сотрудникам и пациентам больницы помощи Божией и доброго настроения, помогающего без уныния нести свои труды и свой жизненный крест.

Выбор редакции
Религиозное чтение: самая сильная молитва матери о замужестве дочери в помощь нашим читателям.В прошлом столетии ученые провели...

К причинам появления язвенной болезни относят длительные стрессы, отрицательные эмоции, хронический холецистит, желчнокаменную ,...

Третье июня – особый день для верующих христиан. Эта дата отмечена в церковном календаре как день царя Константина равноапостольного и...

Романтический образ средневековой эпохи, рыцарских турниров и прекрасных дам, рожденный беллетристикой, сменился радикальным...
Что такое объяснительная записка? Как правильно написать объяснительную записку начальнику на работе за отсутствие на рабочем месте или...
Общее налоговое правило по подоходному налогу гласит, что НДФЛ попадают в государственную казну автоматически. Это значит, что за...
Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RUВесело грызть гранит науки! Было бы на что. С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь....
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...