Виды скрипок по звучанию. Какие виды скрипок существуют. Стоит ли учиться играть на скрипке


Скрипка — инструмент, оказавший колоссальное влияние на музыку. Она широко использовалась в классических произведениях, где её струящийся нежный звук пришёлся очень кстати. Народное творчество также заприметило этот красивый инструмент, хоть появился он не так уж и давно, но успел занять своё место в этнической музыке. Скрипку сравнивают с человеческим голосом, так как её звук текуч и разнообразен. Её форма напоминает женский силуэт, что делает этот инструмент живым и одушевлённым. Сегодня не все хорошо представляют, что такое скрипка. Давайте исправим эту досадную ситуацию.

История появления скрипки

Своим появлением скрипка обязана многим этническим инструментам, каждый из которых оказал на неё своё влияние. Среди них можно выделить британскую кротту, армянский бамбир и арабский ребаб. Конструкция скрипки отнюдь не нова, многие восточные народы веками используют подобные инструменты, исполняя на них народную музыку и по сей день. Свою нынешнюю форму виола приобрела в XVI в., когда ее производство было поставлено на поток, начали появляться великие мастера, создающие уникальные инструменты. Особенно много таких умельцев было в Италии, где традиции создания скрипок живы до сих пор.

С XVII века игра на скрипке начала приобретать современную форму. Именно тогда появились композиции, которые принято считать первыми произведениями, написанными специально для этого нежного инструмента. Это Romanesca per violino solo е basso, созданная Бьяджо Марини и Capriccio stravagante, которую написал Карло Фарина. В последующие годы мастера игры на скрипке стали появляться как грибы после дождя. Особенно в этом плане отличилась Италия, которая породила наибольшее количество

Как устроена скрипка

Своё мягкое и глубокое звучание скрипка получила благодаря уникальной конструкции. В ней можно выделить 3 основные части — это головка, шейка и корпус. Совокупность этих деталей позволяет инструменту издавать те завораживающие звуки, что принесли ему всемирную славу. Самая большая часть скрипки — корпус, на который крепятся все остальные детали. Он состоит из двух дек, соединённых обечайками. Изготавливают деки из разных пород дерева, чтобы добиться максимально чистого и красивого звука. Верхняя часть чаще всего делается из ели, а для нижней используют или тополь.

Во время игры на скрипке верхняя дека резонирует с остальными частями инструмента, создавая звук. Для того чтобы она была живой и звонкой, её делают как можно тоньше. На дорогих мастеровых скрипках толщина верхней деки может составлять всего пару миллиметров. Нижняя дека обычно толще и прочнее верхней, а дерево, из которого её изготавливают, подбирают так, чтобы оно подходило к обечайкам, соединяющим обе деки вместе.

Обечайки и душка

Обечайки — это бока скрипки, находящиеся между верхней и нижней деками. Их изготавливают из того же материала, что и нижнюю деку. Более того, зачастую для этих частей используется древесина с одного и того же дерева, старательно подобранная по фактуре и узору. Держится эта конструкция не только на клею, но и на маленьких колодках, увеличивающих её прочность. Они называются клотцами и находятся внутри корпуса. Также внутри расположена басовая балка, которая передаёт вибрации корпусу и придаёт дополнительную жёсткость верхней деке.

На корпусе скрипки присутствуют два выреза в виде латинской буквы f, которые называются эфами. Неподалёку от правого выреза располагается одна из важнейших частей инструмента — душка. Это небольшая деревянная балка, служащая распоркой между верхней и нижней деками и передающая вибрацию. Своё название душка получила от слова "душа", что намекает на важность этой маленькой детали. Мастера заметили, что положение, размер и материал душки серьёзно влияют на звучание инструмента. Поэтому только опытный изготовитель скрипок может правильно расположить эту маленькую, но важную часть корпуса.

Струнодержатель

Рассказ про скрипку и её конструкцию будет неполным, если не упомянуть такой важный элемент, как струнодержатель, или подгрифок. Раньше его вырезали из дерева, но сегодня для этих целей всё чаще используется пластик. Именно струнодержатель закрепляет струны на нужной высоте. Также на нём иногда располагаются машинки, делающие настройку инструмента гораздо легче. До их появления скрипка настраивалась исключительно колками, при помощи которых очень трудно произвести точную настройку.

Держится подгрифок на пуговке, вставленной в отверстие на корпусе со стороны, противоположной грифу. Эта конструкция постоянно испытывает серьёзную нагрузку, так что отверстие должно идеально подходить к пуговке. В противном случае обечайка может треснуть, превратив скрипку в бесполезный кусок дерева.

Гриф

На передней части корпуса приклеена шейка скрипки, под которой находится рука музыканта во время игры. На шейку крепится гриф — округлая поверхность из твёрдого дерева или пластика, к которой прижимаются струны. Его форма продумана так, чтобы струны не мешали друг другу при игре. В этом деле ему помогает подставка, приподнимающая струны над грифом. На подставке делаются прорези для струн, которые можно сделать самостоятельно, на свой вкус, так как новые подставки продаются без прорезей.

Также бороздки для струн присутствуют на верхнем порожке. Он находится в самом конце грифа и отделяет струны друг от друга перед тем, как они попадают в колковую коробку. В ней находятся колки, служащие основным инструментом Они просто вставлены в деревянные отверстия и ничем не закреплены. Благодаря этому музыкант может отрегулировать ход колков под свои нужды. Можно сделать их тугими и неподатливыми, слегка надавив во время настройки. Или наоборот, вынуть колки, чтобы они легче двигались, но хуже держали строй.

Струны

Что такое скрипка без струн? Красивый, но бесполезный кусок дерева, который годится разве что на то, чтобы забивать им гвозди. Струны — очень важная часть инструмента, так как от них во многом зависит его звучание. Особо важна роль материала, из которого сделана эта маленькая, но значимая часть скрипки. Как и всё в нашем мире, струны развиваются и вбирают в себя лучшие дары техногенной эпохи. Однако их изначальный материал трудно назвать высокотехнологичным.

Как ни странно, но овечьи кишки — то, чему обязана своим нежным звучанием древняя музыкальная скрипка. Их высушивали, обрабатывали и плотно скручивали, чтобы впоследствии получить струну. Мастерам удавалось долгое время держать в тайне материал, используемый в производстве струн. Изделия из овечьих кишок давали очень мягкий звук, но быстро изнашивались и требовали частой настройки. Сегодня также можно найти подобные струны, но куда большей популярностью пользуются современные материалы.

Современные струны

Сегодня овечьи кишки - в полном распоряжении своих владельцев, так как жильные струны используются достаточно редко. Им на смену пришли высокотехнологичные металлические и синтетические изделия. Синтетические струны по звучанию близки к своим жильным предшественникам. Они также имеют довольно мягкий и тёплый звук, но лишены тех недостатков, которыми обладают их натуральные "коллеги".

Ещё один вид струн — стальные, которые выполняются из всевозможных цветных и драгоценных металлов, но чаще всего из их сплавов. Они звучат ярко и звонко, но теряют в мягкости и глубине. Такие струны подходят для многих классических произведений, в которых требуется чистота и яркость звучания. Также они долго держат строй и достаточно долговечны.

Скрипка. Долгий путь

За долгие годы своего существования скрипка стала популярна на всей планете. Особенно прославила этот чудесный инструмент классическая музыка. Скрипка может скрасить любое произведение, многие композиторы отдавали ей ведущую роль в своих шедеврах. Всем знакомы бессмертные или Вивальди, в которых много внимания уделялось этому шикарному инструменту. Но со временем скрипка стала пережитком прошлого, уделом узкого круга ценителей или музыкантов. Электронное звучание вытеснило этот инструмент из популярной музыки. Плавные струящиеся звуки ушли, уступив место бодрому и примитивному биту.

Свежие ноты для скрипки обычно писались лишь для сопровождения фильмов, новые песни для этого инструмента появлялись только у фольклорных исполнителей, но звучание их было довольно однообразно. К счастью, в последние годы появилось много коллективов, исполняющих современную музыку с участием скрипки. Публика устала от однообразных любовных завываний очередной поп-звезды, открыв своё сердце для глубокой инструментальной музыки.

Скрипка-лиса

Забавная история поместила скрипку в песню известного музыканта — Игоря Саруханова. Однажды он написал композицию, которую планировал назвать «Скрип колеса». Однако произведение оказалось очень образным и туманным. Поэтому автор решил назвать его созвучными словами, что должно было подчеркнуть атмосферу песни. До сих пор в интернете ведутся ожесточённые баталии по поводу названия этой композиции. Но что же на этот счёт говорит автор песни — Игорь Саруханов? Скрипка-лиса — настоящее название песни, как утверждает музыкант. Ирония это или же интересная задумка, построенная на игре слов, знает лишь сам находчивый исполнитель.

Стоит ли учиться играть на скрипке?

Уверен, многие желают освоить этот замечательный инструмент, но забрасывают эту идею, так и не начав воплощать её в жизнь. Почему-то считается, что обучение игре на скрипке — очень трудный процесс. Ведь на ней нет ладов, да ещё и этот смычок, который должен стать продолжением руки. Безусловно, проще начать обучение музыки с гитары или фортепиано, но освоение искусства игры на скрипке сложнее лишь поначалу. Зато потом, когда базовые навыки будут прочно усвоены, процесс обучения становится примерно таким же, как и на любом другом инструменте. Скрипка хорошо развивает слух, так как на ней нет ладов. Это станет хорошим подспорьем в дальнейших занятиях музыкой.

Если вы уже знаете, что такое скрипка, и твёрдо решили освоить этот инструмент, то важно знать, что они бывают разных размеров. Для детей подбираются небольшие модели — 3/4 или 2/4. Для взрослого человека необходима стандартная скрипка — 4/4. Естественно, начинать занятия нужно под присмотром опытного наставника, так как самостоятельно научиться очень тяжело. Для тех же, кто желает попытать счастья в самостоятельном освоении этого инструмента, создано множество учебников на любой вкус.

Уникальный музыкальный инструмент

Сегодня вы узнали, что такое скрипка. Оказывается, она не является архаичным пережитком прошлого, на котором можно исполнять лишь классику. Скрипачей становится всё больше, многие группы начали использовать этот инструмент в своём творчестве. Скрипка встречается во многих литературных произведениях, особенно детских. Например, «Фенина скрипка» Кузнецова, любимая многими детьми и даже их родителями. Хороший скрипач может играть в любом музыкальном жанре, от тяжёлого металла до поп-музыки. Можно смело сказать, что скрипка будет существовать до тех пор, пока есть музыка.

Зачастую в симфонических оркестрах скрипка применяется для ведения основной музыкальной темы. Такую роль может исполнять одна или несколько скрипок. Скрипка-соло принадлежит первому скрипачу. Кстати, начинать учиться играть на скрипке лучше с четырехлетнего возраста.

В настоящее время на музыкальном рынке существует несколько основных размеров скрипок. К примеру, самым маленьким музыкантам подойдет скрипка размера 1/16. Самыми популярными размерами принято считать 1/8, 1/4, 1/2, ¾. Обычно такие музыкальные инструменты подбирают для детей, которые уже занимаются в музыкальной школе или недавно приступили к обучению. Для среднестатистического взрослого наилучшим инструментом станет скрипка размера 4/4. Также могут создаваться и скрипки промежуточных размеров 1/1 и 7/8. Однако они являются наименее востребованными.

Также выделяют три основные категории скрипок - мастеровые, фабричные и заводские. Мастеровыми называются музыкальные инструменты ручной работы. Обычно они изготавливаются под конкретного заказчика и могут передаваться из поколения в поколение. В основном мастеровые скрипки полноразмерными.

Мануфактурные скрипки - это инструменты начала прошлого века. Правда среди них можно встретить битые и затем восстановленные инструменты. Поэтому лучше покупать такую скрипку с профессионалом.

Заводскими скрипками принято называть современные музыкальные инструменты, которые изготавливаются на различных фабриках. Правда скрипки такого уровня являются базовым и бюджетным вариантом. На вторичном рынке они не будут иметь никакой ценности.

Как правильно выбрать скрипку

Для того, чтобы подобрать скрипку под себя необходимо поставить ее на левое плечо и вытянуть впереди себя левую руку. При этом голова скрипки окажется в середине ладони музыканта. Пальцы же должны полностью обхватывать головку. Современные потребители могут выбрать для себя классическую или электроскрипку.

Некоторые музыканты предпочитают только классические скрипки, потому что электрический вариант инструмента не может дать такой же чистый звук. Тем более играть в симфоническом оркестре на электроскрипке просто невозможно. По тембру и тональности она сильно отличается от классической версии. При покупке скрипки не стоит выбирать первый попавшийся инструмент.

Занятия ребенка в музыкальной школе всегда требуют некоторой подкованности родителей в вопросах выбора музыкального инструмента. Когда приходит время идти за ним в магазин, первый вопрос, которым задаются родители: скрипки?"

Конечно, беспроигрышный вариант - выбирать инструмент с преподавателем. Он сможет оценить скрипку по всем параметрам и выбрать лучшую из представленных на витрине, ведь даже посредственные фабричные инструменты могут сильно различаться между собой. Однако такая возможность бывает не всегда, и тогда родителям стоит немного подготовиться в теоретической части, ведь на самом деле все не так сложно, как кажется.

Терминология

Размер скрипки в сантиметрах может варьироваться у разных производителей, это относится как к фабричным, так и к мастеровым инструментам, однако есть общемировые стандарты, поэтому здесь нужно вооружиться линейкой или сантиметром. Но прежде всего, давайте разберемся в понятиях «половинка», «четверть», «целая» и т. д. Целой называют скрипку 4/4 (четыре четверти), это взрослая скрипка. Инструменты, меньшие по размеру, называют, например, «половинка» (т. е. половина целой или 1/2), «четверть» - 1/4, «восьмушка» - 1/8. Эти прижившиеся названия пошли от нот, соответственно, целой, половинной, четверти и восьмой, а вот промежуточные размеры таких прозвищ не получили.

Как определеить размер скрипки

Чтобы узнать, какого размера скрипка, нужно измерить ее по двум параметрам:

  1. Длина от завитка (головки) до нижней части деки (исключая пуговицу, ту часть, на которой крепится подгрифник).
  2. Длина от плеча (та часть, где заканчивается гриф с задней стороны скрипки) до нижней части деки (исключая длину «пятки», выступающей сзади в том месте, где гриф соединяется с декой).

Эти измерения и помогут определить размер скрипки:

  • соотношение 60 см/35 см соответствует целой скрипке;
  • 57,2 см / 34,4 см - размер 7/8;
  • 53,3 см / 33 см - размер 3/4;
  • 52 см / 31,7 см - размер 1/2;
  • 48,25 см / 28 см - размер 1/4;
  • 43 см /25 см - размер 1/8;
  • 40,6 см/ 22,9 см - размер 1/10;
  • 36,8 см / 20,3 см - размер 1/16;
  • 32 см /19 см - размер 1/32.

Однако следует учитывать, что порой разница в размере целых скрипок у некоторых производителей или у разных моделей может достигать двух сантиметров. А вот ширина деки никакого значения не имеет и часто отличается не только у разных мастеров, но и среди фабричных инструментов разных моделей, которые часто повторяют пропорции каких-либо известных мастеровых скрипок, например Страдивари или Гварнери.

Размеры скрипок по возрасту

Индивидуальные данные ученика могут повлиять на необходимый размер скрипки как в большую, так и в меньшую сторону. Иногда даже взрослый человек может, в силу своих физических особенностей, играть на скрипке 7/8, но, как правило, скрипка ребенка должна меняется раз в 2 года.

Таблица соответствия размер/возраст

Предлагаем вам таблицу, по которой можно примерно определить, какому возрасту соответствуют определенные размеры скрипок:

  • 1/32 - от 1 года до 3 лет.
  • 1/16 - с 3 до 5 лет.
  • 1/10 - 4-5 лет.
  • 1/8 - 4-6 лет.
  • 1/4 - 5-7 лет.
  • 1/2 - 7-9 лет.
  • 3/4 - 9-12 лет.
  • 7/8 - 11 лет и взрослые с маленькими кистями рук.
  • 4/4 - 11-12 лет и взрослые.

Следует при этом учитывать, что подобные соотношения могут и варьироваться.

Если линейки нет, а ребенок есть

Однако для того, чтобы правильно подобрать размер скрипки для ребенка, необязательно производить точные измерения, есть гораздо более простой способ. Нужно, чтобы юный музыкант вытянул левую руку чуть в сторону, не напрягаясь, затем положить скрипку на левое плечо. Если размер скрипки подходит, ее головка (завиток) окажется точно в центре ладони, а пальцы обхватят завиток без напряжения.

Так следует сделать, если вы перед покупкой не смогли посоветоваться с преподавателем, или если ребенок имеет какие-то особенности (например, довольно высок или мал для своего возраста).

Смена инструмента

Итак, как же понять, что ребенок вырос из своей скрипки? Достаточно каждый год проводить простую манипуляцию, приведенную выше. Если головка скрипки упирается в начало ладони или даже в саму кисть - пришла пора переходить на размер побольше.

Часто преподаватели обменивают и продают инструменты между своими учениками, что очень выгодно. К тому же в некоторых мастерских существует такая практика, когда купленная у них скрипка меняется с доплатой на бо льшую, что тоже очень удобно, поэтому не стоит считать, что обучение ребенка на струнных связано с серьезными расходами. Рынок сейчас наводнен огромным количеством китайских инструментов, которые, может, и не очень хороши, зато дешевы.

Есть еще один нюанс: иногда можно взять скрипку чуть больше, чем требуется. Это касается так называемых промежуточных размеров, особенно размера 7/8, ведь, в зависимости от скорости роста ребенка, этот инструмент потребует смены уже спустя 3-9 месяцев.

Однако есть и второй нюанс: играть на скрипке меньшего размера легче, поэтому не стоит брать скрипку на два-три размера больше. Подобное приводит к зажимам руки и неизбежному перенапряжению мышц. Это еще может быть как-то оправдано, если ребенок занимается дома редко или не занимается вообще. Поэтому приготовьтесь к тому, что если вы экономите на инструменте, покупая его «на вырост», скорее всего, вызовете у ребенка полное отвращение к занятиям, ведь они будут сопряжены не только с постоянным дискомфортом, но и даже болью (при длительной игре). Подумайте, стоит ли экономить, когда на рынке музыкальных инструментов представлен большой выбор бюджетных моделей, также можно поискать варианты в скрипичных мастерских.

Существует мнение, что скрипка меньшего размера звучит хуже и тише, нежели целая. В большинстве случаев это действительно так, однако относится только к фабричным инструментам. Многие мастерские делают хорошие скрипки размера 7/8, ничем не уступающие целым, поэтому если у вас маленькие руки, не нужно «бороться» с целой скрипкой, сейчас есть возможность выбрать концертный вариант промежуточного размера.

Вопросы о смычках

Выбор смычка - вторая, но не менее важная задача. Слишком короткий смычок неизбежно приведет к психологическому зажиму и сильному утомлению правой руки (ученик инстинктивно будет сдерживать движение, зная, что смычок короток). Чересчур длинный смычок тоже не годится, хотя если нет возможности взять нужный размер, то лучшим будет вариант «на вырост», но это крайний случай, и все должно согласовываться с педагогом. К тому же ученический смычок не должен быть слишком тяжелым. Неверный выбор может сказаться не только на постановке рук, но и на здоровье ученика.

Как выбрать смычок наверняка

Размеры смычков скрипок подчиняются тем же правилам, что и размеры самого инструмента.

В выборе снова поможет линейка, но теперь пришел черед измерений ученика. Длина руки от плеча до кисти - верный путеводитель в этом деле, однако не стоит забывать, что это касается только детей, взрослые играют смычком 4/4:

  • 1/32 - менее 35,5 см;
  • 1/16 - 35,5 см;
  • 1/10 - 38 см;
  • 1/8 - 42 см;
  • 1/4 - 45,7-47 см;
  • 1/2 - 50,8 см;
  • 3/4 - 54,6-56 см;
  • 7/8 - 56 см с маленькими кистями рук;
  • 4/4 - 58 см и больше.

Кроме того, можно не менее точно определить подходящий размер на практике. Нужно поставить смычок на струну верхним концом, при этом локоть должен быть без напряжения разогнут. В случае если размер мал, правая рука не будет разгибаться до конца, а если велик - правая рука будет заводиться за спину, не доводя смычок до конца.

Почему важно правильно подобрать размер?

Если какая-то вещь мала или велика, она смотрится неряшливо, но не более того. Но правильно подобранный размер скрипки - первая ступень в освоении нелегкого искусства, ведь если она окажется больше или меньше положенного, ученику будет сложно не только удерживать правильную постановку рук, но и понимать ее.

Все действия при игре должны доводиться до автоматизма и при этом не вызывать дискомфорта, что невозможно при неправильно подобранном инструменте.

Родителям, собирающимся отдать ребенка в музыкальную школу, а также всем любителям искусства нужно знать, что инструменты, на которых играют, делятся на несколько видов. Особняком стоят электрические приборы, например синтезатор. Духовые инструменты звучат с помощью колебания воздуха в полой трубке. При игре на клавишных необходимо активировать молоточек, ударяющий по струне. Обычно это делается с помощью нажатия пальца.

Скрипка и ее варианты

Струнные инструменты бывают двух видов:

  • смычковые;
  • щипковые.

Они очень популярны у любителей музыки. Смычковые инструменты часто исполняют главные мелодии в оркестровых пьесах и симфониях. Свой современный вид они обрели довольно поздно. Скрипка сменила старинную виолу только в XVII веке. Остальные смычковые сформировались еще позже. Помимо классической скрипки, существуют другие разновидности этого инструмента. Например, барочная. На ней часто исполняют произведения Баха. Есть также национальная индийская скрипка. На ней играют народную музыку. В фольклоре многих этносов есть звучащий предмет, похожий на скрипку.

Главная группа симфонического оркестра

Во всем мире очень популярны струнные инструменты. Названия их такие:

  • скрипка;
  • альт;
  • виолончель;
  • контрабас.

Эти инструменты составляют струнную группу симфонического оркестра. Самый популярный из них - скрипка. Именно она привлекает множество детей, желающих обучаться музыке. Это логично, потому что скрипок в оркестре больше, чем других инструментов. Поэтому искусство нуждается в специалистах соответствующего профиля.

Струнные инструменты, названия которых здесь перечислены, формировались параллельно. Они развивались в двух направлениях.

  1. Внешний вид и физико-акустические свойства.
  2. Музыкальные возможности: исполнение мелодии или баса, техническая подвижность.

Антонио Страдивари

В обоих случаях скрипка опережала своих «коллег». Периодом расцвета этого инструмента стали XVII и XVIII века. Именно в это время работал великий мастер Антонио Страдивари. Он был учеником Николо Амати. Когда Страдивари начал учиться профессии, форма и составные части скрипки были уже сформированы. Установился также размер инструмента, удобный для музыканта. Страдивари внес свой вклад в развитие искусства. Он сделал акцент на материале, из которого изготовлен корпус, и покрывающем его составе. Мастер вручную делал музыкальные инструменты. Скрипка в то время была эксклюзивной вещью. На ней играли только придворные музыканты. Часто они делали индивидуальные заказы. Страдивари знал требования и предпочтения всех ведущих скрипачей. Много внимания мастер уделял материалу, из которого изготавливал инструмент. Часто он применял древесину, бывшую в употреблении. Существует легенда, что Страдивари во время прогулки простукивал тростью заборы. Если ему нравился звук, то ученики по команде синьора Антонио выламывали подходящие доски.

Секреты мастера

Струнные инструменты покрываются специальным лаком. Страдивари разработал особый состав, который хранил в секрете. Он опасался конкурентов. Исследователи установили, что мастер покрывал корпус маслом для грунтовки деревянных досок, которым пользовались живописцы того времени. Страдивари добавлял в состав также различные природные красители. Они давали инструменту не только оригинальный цвет, но и красивое звучание. Сегодня скрипки покрывают спиртовыми лаками.

Струнные инструменты развивались очень интенсивно. В XVII и XVIII веках при аристократических дворах работали скрипачи-виртуозы. Они сочиняли музыку для своего инструмента. Таким виртуозом был Антонио Вивальди. Скрипка развивалась как сольный инструмент. Она приобрела небывалые технические возможности. На скрипке можно было исполнять красивые мелодии, блестящие пассажи и даже многоголосные аккорды.

Особенности звучания

Струнные инструменты часто использовались и в оркестровых произведениях. Композиторы применяли такое свойство скрипок, как непрерывность звучания. Плавный переход между нотами возможен благодаря ведению смычка по струнам. Скрипичный звук, в отличие от фортепианного, не затухает. Его можно усилить или ослабить с помощью регулирования давления смычка. Поэтому струнным поручали играть длительно звучащие мелодии с различным уровнем громкости.

Музыкальные инструменты этой группы имеют примерно одинаковые свойства. Альт, виолончель и контрабас очень похожи на скрипку. Они различаются размерами, тембром и регистром.

Альт крупнее скрипки. Играют на нем смычком, прижимая инструмент подбородком к плечу. Из-за того, что струны альта толще, чем у скрипки, он имеет другой диапазон. Инструменту подвластны низкие звуки. Он часто играет сопровождающие мелодии, подголоски. Крупный размер мешает подвижности альта. Ему неподвластны стремительные виртуозные пассажи.

Гиганты смычка

Музыка под током

Харрисон был виртуозом электрогитары. Этот инструмент не имеет полого корпуса-резонатора. Колебания металлических струн преобразовываются в электрический ток, который затем трансформируется в звуковые волны, воспринимаемые слухом. Исполнитель может менять тембр своего инструмента, используя специальные приспособления.

Существует еще одна разновидность электрогитары, которая имеет широкую популярность. Она звучит исключительно в низком диапазоне. Это бас-гитара. Она имеет четыре толстые струны. Функция инструмента в ансамбле - поддерживать мощную басовую опору.

В процессе развития человечества и появлении общественных отношений возникает потребность в осмыслении художественно- эстетических и культурных ценностей, создании направлений во всех видах искусства.
Многовековой процесс развития струнно- смычковых инструментов в Европе имеет довольно сложную внутреннюю структуру и должен рассматриваться в комплексе музыкально- художественной исполнительской и композиторской деятельности.
Развитие художественных вкусов общества вызывает потребность в создании соответствующей музыкальной литературы, новых форм музицирования, усовершенствования исполнительских приемов.
Стремление к созданию « поющих» струнно- смычковых инструментов стимулировало поиск разнообразных форм музыкальной выразительности, эмоциональности и тепла, присущих человеческому голосу и определило направление эволюции музыкальной культуры.
Генезис скрипки до сих пор остается предметом исследований, споров, предположений. Несомненно, что в истории реконструкции и усовершенствования скрипки никому нельзя отдать пальму первенства. Идея скрипки устанавливалась столетиями, на что указывает многовековой процесс находок и усовершенствований множества разнообразнейших видов музыкальных инструментов. Процесс формирования смычкового инструментария начинается с появления и использования в музыкальной практике 13 столетия гитароподобного фиделя и мандолинообразного ребека.
Не вызывает сомнения, что скрипка, перед тем как обрасти свою окончательную форму, подвергалась всяческим экспериментам. Изготавливались инструменты выпуклые как мандолина, высокие, низкие, плоские, в разных частях корпуса вырезались отверстия в виде круга, прямой полоски, сабли. Вместо завитка изготавливались разные фигуры(львиная и человеческая голова и т.д.).
Формирование скрипки происходило параллельно в разных странах Европы- Италии, Германии, Польше, Франции. Свое окончательное, классическое воплощение оркестровое семейство скрипок получило в конце 16 столетия в Италии и стало вытеснять своих предшественников
Необходимо отметить, что эволюция звучания струнно- смычковых инструментов происходила в двух направлениях. С одной стороны изготавливались инструменты с сильным, строгим, низким тембром и не гибким звуком, а с другой стороны - нежным, ясным, высоким тембром, но не достаточно мощным.
Яркими представителями первого направления являются мастера Брешии(Италия) Гаспаро де Сало (1542 - 1609) и Паоло Маджини (1580 - 1632) , а так же польский мастер Марцин Гроблич - старший, который работал в Кракове приблизительно в это время. Тембр звука скрипок брешианских мастеров напоминал звучание виол; то есть при большой силе он был завуалированным, по характеру как бы альтовый.
Основоположником другого направления приятно считать основателя кремонской школы мастеров (Италия) Андреа Амати (1535 - 1611) - одного из великих реформаторов скрипки.
Изменив конструкцию инструмента, уменьшив размеры по сравнению с брешианскими, добавив другой характер контуров, понизив бока и увеличив своды дек, кремонский мастер сумел придать звуку своих скрипок тембр, приближенный к человеческому голосу. В своих зрелых работах Андреа Амати окончательно вырабатывает законченность классической формы скрипки.
Широкая популярность именно этого типа инструмента и его звучность объясняется тем что вплоть до последних десятилетий 18 столетия в Европе музыка в основном исполнялась в небольших помещениях для ограниченного круга слушателей, а скрипка Амати наполняла своим звучанием большие залы.
Со временем музыкальное исполнительство выходит из закрытого круга его ценителей и становится массовым. Концерты начинают проходить в больших помещениях заполненных достаточно людной аудиторией. От инструментов- скрипки, альта, виолончели и контрабаса- тут нужен сильный, яркий звук, способный наполнять концертные залы, где исполняются произведения, созданные для солистов, разных ансамблей и первых небольших оркестров.
В связи с новыми задачами мастера безостановочно стремятся придать звуку смычковых инструментов большей интенсивности, масштабности, сохраняя мягкость, красоту тембра.
В работах гениальных итальянских мастеров Антонио Страдивари (1644 - 1737) и Иосифа Гварнери дель Джезу (1687 - 1745) соединение эластичности, нежности с интенсивной плотностью звучания достигает совершенства.
С появлением в 17 столетии плеяды выдающихся скрипачей и композиторов стиля музыкального Барокко - итальянцев Арканджело Корелли (1653 - 1719) , Антонио Вивальди (1678 - 1744) , Джузеппе Тартини (1692 -1749) ,Пьетро Локателли (1653 - 1764) , немцев Иоганна Себастьяна Баха (1685 - 1750) и Георга Фридриха Генделя (1685 - 1759) возникает необходимость дальнейшего совершенствования конструкции инструментов струнно- смычкового семейства.
Учитывая практические требования к игре в более высоких позициях идет процесс установления постоянного размера мензуры (под термином « мензура» имеется ввиду длинна той части струны, которая вибрирует, звучит) путем увеличения длинны шейки и грифа инструмента; приобретают классическую, акустически оправданную форму и размер пружина, душка, подставка; используются новые материалы для изготовления струн.

Вторая половина 18 столетия дает музыкальному искусству новый импульс развития. Появляется виртуозно- романтическое направление в музыке ярчайшими представителями которого являются скрипачи- виртуозы и композиторы Джованни Виотти (1755 - 1824) и Николо Паганини (1782 - 1840) в Италии, Людвиг Шпор (1784 - 1859) в Германии.Кроме значительного расширения скрипичного репертуара они сделали значительный вклад в усовершенствование инструмента. Л. Шпор изобретает подбородник, а Дж. Виотти помогает французскому мастеру Ф. Турту создать новый тип смычка.
Франсуа Турт (1747 - 1835) заменил прямую трость смычка вогнутой, определил, что лучшим материалом для изготовления является древесина фернамбука, применил расположение волоса не пучком, как это было раньше, а в виде ленты, определил оптимальный размер и вес смычка: для скрипки - 730-740 мм;55-60 г; альта - 60 - 65 г; виолончели - 710 мм; 70 - 78 г; контрабаса - 700 мм; 135 - 150 г.
Использование смычка конструкции Ф. Турта сыграло огромную роль в развитии техники игры на струнно- смычковых инструментах, позволило расширить выразительные возможности исполнения, содействовало широкому применению разнообразных летучих и прыгающих штрихов. Классически совершенная конструкция смычков Ф. Турта легла в основу робот следующих мастеров вплоть до нашего времени.
Вершиной музыкальной классики Венского периода является творчество Йозефа Гайдна (1732 - 1890), Вольфганга Моцарта (1756 - 1791) и Людвига Ван Бетховена (1770 - 1827) .
Одним из требований классицизма стало стремление к усилению оркестрового звучания, что привело к увеличению количественного состава оркестра, а так же к появлению(середина 19 столетия) оркестрового типа смычковых инструментов, наделенных сильным, грубовато - резким, «безтембровым» звучанием.
В связи с увеличением спроса на инструменты скрипичного семейства большое развитие приобретает мануфактурное и фабричное производство, падает техническая и художественная сторона работы многих мастеров, исчезает творческая основа такого тонкого процесса, каким является изготовление концертных струнно- смычковых инструментов для сольного исполнительства.
Возникновение в прошлом столетии огромного количества литературы по истории, теории и практике изготовления струнно- смычковых инструментов подтверждает начало возникновения возрождения искусства изготовления скрипичного инструментария в странах Европы. Публикуются многочисленные материалы о научных исследованиях в области акустики, химического анализа, проводятся разные поиски и теоретические предположения в попытках установить утраченные знания, раскрыть секреты искусства изготовления инструментов итальянских мастеров 17- 18 столетий. Такие исследования проводятся до сих пор.
В 20 столетии во многих странах возникают ассоциации скрипичных мастеров. Конкурсы смычковых инструментов проводятся как в составе международных фестивалей скрипачей, виолончелистов, струнно- смычковых ансамблей и других, так и отдельно, наиболее авторитетными среди которых являются творческие соревнования в Кремоне (Италия) - имени Антонио Страдивари, в Москве (Россия) - имени Чайковского и в Познани (Польша) - имени Генриха Венявского.
На территории Восточной Европы, в том числе и на Украине, смычковые инструменты существовали с давних времен. Предшественниками скрипки у славянских народов считаются широко распространенные в быту Киевской Руси гудок и так называемая «польская скрипица». Свидетельством этого является изображение музыканта со смычковым инструментом типа гудка на фреске Софиевского собора в Киеве, что относится по мнению ряда исследователей к 11 столетию.

Большая популярность смычковых инструментов в значительной мере обусловлена особенной ментальностью славянских народов, их природной музыкальной одаренностью основой которой является непревзойденная культура сольного и хорового пения, характерной чертой которого является искренность и несравненная мелодичность.Распространенность разных видов музыкальных ансамблей, в состав которых обязательно входят смычковые инструменты, приводит к тому, что игра на них становится неотъемлемой частью жизни украинца, обрядов и праздников.
В течении 18- 19 столетий процесс развития музыкальной культуры в Западной Европе идут очень быстро. Появляются новые виды музыкального искусства: опера, симфоническая и камерная музыка; совершенствуется техника исполнительского мастерства. Проведение гастролей зарубежных исполнителей и целых театральных коллективов на востоке Европы дает возможность обогатить музыкальную жизнь славянских народов, что стимулирует возникновение многочисленных аматорских, а затем и профессиональных музыкальных коллективов - симфонических и камерных оркестров.
Большую роль в становлении профессионального музыкального искусства Восточной Европы сыграла практика приглашения на службу иностранных музыкантов и мастеров.
Так в России долгое время работали выдающиеся скрипачи- виртуозы и композиторы Анри Вьетан (1820 - 1881) , Генрих Венявский (1835 - 1880) , основатель русской скрипичной школы Леопольд Ауэр (1848 - 1930).
Среди мастеров струнно- смычковых инструментов, которые работалив Петербурге и Москве, известны выходцы из Германии: Франц Штейнингер (1778 - 1852) , Людвиг Отто (1821 - 1887) ;из Франции - Эрнест Сальзар (1842 - 1897) , Эдуард Арну и Огюст Дидло - ученик знамениого Ж. Б. Вильома. На Украине работали: француз Бастьен Маризо, поляк Овручкевич - в Харькове; в Киеве - Павел Хилинский, который приехал из Варшавы; чехи Франтишек Шпидлен (1880 - 1916) и его племянник Евгений Витачек (1880 - 1946) ; позднее стал основателем советской школы скрипичных мастеров, которые создали стройную систему построения струнно - смычковых инструментов на основе гармонической настройки дек.
Деятельность иностранных специалистов способствовала зарождению и развитию национальных школ мастеров струнно- смычковых инструментов.
Среди тех, кто достиг мировой славы и признания следует отметить: Ивана Андреевича Батова (1767 - 1841), которых долгое время был крепостным графа Шереметьева; Николая Федоровича Киттеля (1806 - 1868) , смычки которого считаются непревзойденными и сейчас; Анатолия Ивановича Лемана (1859 - 1913) - всесторонне образованного человека, талантливого мастера, который имел основательные научные знания. Его теоретические и практические наработки в построении смычковых инструментов сыграли особенную роль в развитии и пробуждении интереса музыкантов к новым инструментам, способных конкурировать со старинными итальянскими.
Особенное место в истории создания и совершенствования струнно- смычковых инструментов принадлежит Льву Владимировичу Добрянскому (1862 - 1941?) - популярному в Западной Европе благодаря его собственному методу усовершенствования акустических возможностей скрипки.

Мастер, художник, ювелир, поэт, человек с разнообразными талантами, хранитель коллекции скрипок царя Николая 2 в Петербурге, Л. Добрянский долгое время жил и работал в Одессе, где разрабатывал оригинальную модель скрипки без углов. Среди учеников Л. Добрянского - широко известный киевский реставратор скрипок и смычковых инструментов Иван Леонтьевич Битус (1917 - 2003) - авторитетный эксперт в области антикварных и старинных инструментов.
Дальнейшее развитие искусства создания струнно- смычковых инструментов на Украине связано с деятельностью киевских мастеров Ф. Драпия, С. Коваля, О. Пехенько, а так же Г. Вейтишина(Львов), О. Войцешко(Харьков) и других.
В наше время на Украине существует основанная в 1991 году « Ассоциация мастеров- художников смычковых инструментов национального всеукраинского музыкального общества» - добровольное творческое объединение профессиональных мастеров струнно- смычковых инструментов, мастеров- реставраторов, а так же музыковедов, ученых, которые работают в этой сфере искусства и действуют по принципам самоуправления, взаимопомощи, сотрудничества. На данный момент Ассоциация объединяет около 70 членов, большинство которых являются лауреатами, дипломантами и участниками международных фестивалей и конкурсов.

Что касается современной профессиональной скрипки, необходимо подчеркнуть, что на протяжении столетий, путем творческих поисков многих поколений мастеров была создана модель скрипки, которая соединила в себе художественно совершенную форму и технологически безупречную акустическую конструкцию. Это дает возможность исполнителю добиваться звучания похожего на пение человеческого голоса с его характерной динамикой и эмоциональной насыщенностью.
Все музыкальные инструменты скрипичного семейства- скрипка, альт, виолончель и контрабас- состоят в основном из соединенных в единую конструкцию одинаковых частей, которые отличаются только размерами. В скрипке таких частей насчитывается около ста.
Главные части скрипки.
Корпус или патрон состоит из верхней и нижней дек, соединенных между собой обечайками. Деки состоят из верхнего и нижнего овала между которыми делаются вырезы - эсы. Размер корпуса определяется длинной нижней деки от края верхнего овала без пятки до края нижнего. Стандартным считается размер 355- 360 мм.
Верхняя дека изготавливается из цельного или склеенного из двух половинок куска ели. На верхней деке располагаются звуковые отверстия- эфы длинной 76- 78 мм. На внутренней стороне деки под басовой струной крепится с определенным напряжением и формой пружина (или басовая балка) - сделанная из ели: длинна 27 мм, высота 12 мм и ширина 5-6 мм.
Нижняя дека как и верхняя может быть цельной или состоять из двух частей(явор, который еще называют белым кленом).
Обечайки - это шесть выгнутых по форме дек пластинок(клен) , высотой возле основания шейки 28- 30 мм, а возле пуговицы 29- 31 мм. Толщина обечаек 1- 1, 5 мм. Обечайки соединяются между собой с помощью приклеивания шести кусочков ели или ольхи, которые называются клоцами. Четыре боковых клоца, расположенные по углам, и верхний и нижний, которые имеют выпуклую форму. В верхнем клоце делается паз для вставки шейки, а в нижнем- отверстие для пуговицы.
Обручики. К краям обечаек с внутренней стороны для более крепкого соединения их с деками приклеиваются узкие полоски ольхи или если шириной 2- 3 мм и высотой 5-6 мм, которые называются обручиками или контробечайками.
Ус. Соединенные две тонкие полоски черного дерева с боков и одной из клена в центре, вклеенные на глубину 2- 2, 5 мм называются усом, который является не только украшением, но и укреплением конструкции скрипки.
Шейка делается из цельного куска клена и служит для держания инструмента во время игры и приклеивания на нее грифа. С одной стороны шейка плавно переходит в головку, которая состоит из колковой коробки и завитка, а с другой стороны - в пятку, которая крепитсяв верхний клоц корпуса скрипки. Длинна шейки от верхнего края деки до порожка 130- 132 мм. Высота пятки над декой 4- 6 мм. Углубление в вырез клоца 4- 5 мм.
Гриф представляет собой пластину черного дерева длинной 270 мм и толщиной 4- 5 мм, верхняя часть которого имеет выпуклую форму. Чтоб струны при игре не касались грифа его делают слегка вогнутым. Прогиб может составлять 1- 1, 5 мм. Ширина грифа возле верхнего порожка -23- 24 мм, а на другом конце - 42- 43 мм. Угол наклона шейки с приклеенным к ней грифом, что обеспечивает правильное напряжение корпуса и удобство игры для исполнителя определяется высотой верхней точки накладки грифа над декой (19- 21 мм) , а верх порожка должен быть ниже проекции плоскости краев обечаек.
Верхний и нижний порожки изготавливаются из черного дерева.
Верхний порожек служит для прохождения струн над грифом и колками. Для удобства игры в нижних позициях порожек обязательно должен повторять конфигурацию грифа, иметь ширину 23- 24 мм и подниматься над ним не больше, чем на 1- 1, 5 мм. Рациональное расстояние между струнами на верхнем порожке 5- 6 мм, а глубина пазов для них которые имеют выпуклое ложе, не должна превышать половину диаметра струны.
Нижний порожек служит для плавного перегиба через него крепления подгрифника. Высота порожка над декой должна составлять 4- 4, 5 мм.
Колки существуют для натяжения струн и изготавливаются из черного дерева или палисандра. Колки и отверстия для них в колодце головки скрипки должны иметь одинаковую конусность и располагаться так, чтоб струна, проходя от своего колка до порожка не цепляла и не ложилась на соседние колки. Добиться плавного, равномерного вращения колков в пазах, что совершенно необходимо для точной настройки, можно по очереди натирая места соприкосновения сухим мылом и мелом или специальной колковой смазкой.
Подгрифник или струнодержатель изготавливается из твердых пород дерева и крепится с помощью жильной или синтетической петли за специальную пуговицу. Желательно что бы расстояние пазов для струн на подгрифнике приблизительно соответствовало расстоянию между струнами на подставке, а нижний край петли располагался не более 3- 4 мм от нижнего порожка, что создает необходимое натяжение струн и позитивно отражается на звучании инструмента.
Пуговица служит для закрепления подгрифника и вставляется в отверстие сделанное в нижнем клоце. Конус пуговицы должен соответствовать конусу отверстия и быть такой же длинны что и толщина клоца.
Подставка- это кленовая клинообразная пластинка с фигурными вырезами, которая служит для поддержки струн и передачи их колебаний корпусу скрипки. От качества дерева, формы и толщины подставки в значительной мере зависят сила, ровность и тембр звучания инструмента.
Подставка изготавливается из выдержанного прямослойного клена радиального распила с хорошо развитыми сердцевинными лучами, к тому же линии годовых слоев должны быть строго параллельны ее ширине.
Высота подставки, в первую очередь, зависит от высоты струн в конце грифа, что должно составлять для струны ми 2,5- 3 мм, ля и ре 3, 5-4 мм, соль- 4, 5- 5 мм.
Таким образом высота подставки- 30- 32 мм.
Ширина подставки не должна превышать расстояния между верхними точками эфов, причем центр левой ножки должен находиться точно над пружиной.
Расстояние между струнами на подставке принято делать из расчета, что между крайними-ми и соль- будет 34- 36 мм. В этом случае исполнитель должен выбирать удобное для себя расстояние между струнами в пределах: ми и ля 10- 11 мм; ля и ре 11-11, 5мм; ре и соль 11, 5-12мм.
Толщина подставки зависит от качества дерева: чем тверже дерево, тем тоньше подставка. Оптимальными считаются следующие толщины: вверху 1, 5- 2 мм, внизу 4- 4, 5 мм.
Что касается вырезов(окон) подставки, их формы и размеров, то у каждого мастера они разные, а варьирование так или иначе влияет на настройку, меняя характер звучания инструмента.

На скрипку подставка ставится так, чтоб средняя линия деки проходила точно под центром подставки, находилась между внутренними зарубками эфов и имела наклон 3- 5 градусов к подгрифнику.
Подставка должна быть тщательно подогнана к деке для чего приглашается профессиональный скрипичный мастер.
Душка имеет важнейшее акустическое значение в конструкции скрипки. Ее функция- уравновешивать сопротивление корпуса скрипки давлению струни обеспечивать передачу вибрации с верхней деки на нижнюю.
Душка представляет собой цилиндрический стержень, сделанный из выдержанной ели с годовыми слоями1- 1, 5 мм и диаметром 5- 6 мм. Располагается в середине корпуса скрипки за правой ножкой подставки. Расстояние от душки до подставки во многом зависит от толщины дек инструмента и может составлять от 1 до 4 мм.
Настоящая припасовка и установка душки- сложная, кропотливая работа, которая требует большой точности и профессиональных навыков.
Большое значение для удобства игры на скрипке имеет подбородник, выбор которого происходит индивидуально для каждого исполнителя, исходя из его физиологических особенностей. Материал из которого изготавливается подбородник и место его крепления на корпус скрипки заметно влияет на звучание инструмента.
Важным для удобства игры на скрипке является и мостик. Большинство современных скрипачей пользуются мостиками разнообразные виды которых изготавливаются многочисленными фабриками.
При выборе мостика необходимо, что бы его конструкция отвечала следующим требованиям:
Во- первых, мостик должен быть удобным при держании инструмента во время игры, не сковывать движения исполнителя. Учитывая антропологические данные играющего необходимо установить высоту мостика и выбрать место его крепления на корпусе скрипки;
во- вторых, мостик не должен сжимать нижнюю деку настолько, чтоб ограничивать ее вибрацию, тем самым негативно влияя на звучание инструмента;
в- третьих, крепление мостика не должно портить корпус инструмента.
Органичной составляющей профессионального скрипичного музыкального исполнительства является уход за скрипкой. Любить и беречь свою скрипку, заботиться о ней- неотъемлемая часть жизни настоящего музыканта.
Рожденная разумом и душой мастера, созданная кропотливой, самоотверженной работой, скрипка подходит исполнителю, становится его неотъемлемой частью, верным соратником, голосом, которым можно выражать самые тайные мысли, чувства.
Будучи чрезвычайно изысканным акустическим прибором, скрипка чутко реагирует на любые изменения окружающей среды. Следует отметить, что климатическому поясу Украины присущи значительные температурные колебания- от морозов зимой до жары летом.
В таких условиях сохранение инструмента в большой мере зависит от качества и внутреннего оснащения футляра. Для комфортного хранения инструмента выбирается просторный футляр, который имеет максимально термостойкие качества.
Скрипка должна находиться в специальном мешочке, сшитом из тонкой, плотной ткани, которая создает благоприятный микроклимат.
за скрипкой необходимо иметь несколько (для разного использования) салфеток из мягкой ткани: для снятия канифольной пыли с деки, грифа и струн; для удаления грязи и пота с шейки и обечайки; для протирания корпуса инструмента, поддерживая чистоту и благородный блеск инструмента. Не следует допускать прилипания к деке канифоли, которая плотно прилипнув к лаку значительно усложняет ее удаление.
Чистить скрипку внутри рекомендуется таким способом: в корпус стакан подогретого овса или промытого и высушенного риса энергично потрясти зерно во всех направлениях, а потом удалить его через эфы. Некоторые мастера советуют для такой чистки использовать крошки мякоти свежего черного хлеба.
В наше время большую популярность имеет скрипичная косметика фабричного производства- политуры, колковые смазки, специальные чистящие жидкости. При пользовании этими средствами следует соблюдать осторожность: необходимо очень внимательно ознакомиться с инструкциями и четко им следовать с целью исключения повреждения инструмента.

Выбор и установка эстетически привлекательной, гармоничной, красивой и надежной фурнитуры является показателем отношения владельца к своему инструменту.
Любите свою скрипку и она ответит Вам взаимностью!

Выбор редакции
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...

Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...

Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...

Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...
Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...
Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...