Внимание! Критическая ситуация. «По вашему кредиту сложилась критическая ситуация!!!» Есть ли что-то за этими словами


Проблема критических ситуаций в наш век электроники и информатики особенно актуальна, поскольку приходится обрабатывать большие объемы информации и очень часто психика с этим просто не справляется. Критические ситуации возникают чаще всего в том случае, когда человек попадает в непредвиденные обстоятельства и не может сразу в них сориентироваться, взять себя в руки. В общем случае возникновение критических ситуаций связано с тем, что теряется смысл жизни. Это философское понятие, однако, по мнению многих просвещенных писателей, оно играет очень важную роль в жизни личности. Например, Лев Николаевич Толстой в своей «Исповеди» показал, что утрата смысла жизни для человека равносильна смерти.

Давайте рассмотрим, какие же существуют критические ситуации и как из них надо выходить. Всего существует четыре ключевых понятия критических ситуаций , однако они могут сочетаться в самых разных комбинациях.

Стресс в переводе с английского stress означает напряжение. Это особое состояние организма, его реакция на внешние раздражители, требующее в большей или меньшей степени функциональной перестройки, адаптации к возникшей ситуации. На самом деле каждая новая жизненная ситуация в жизни человека вызывает стресс . Жизнь без стресса невозможна, а полная свобода от стресса означает смерть, по мнению Г. Селье . Критические состояния вызывает не стресс , а дистресс , такое состояние человеческого организма, которое он переживает как горе, истощение сил и которое сопровождается потерей контроля над собой. Для выхода из этого состояния требуется либо собственно стресс , который в данном случае будет играть роль антидепрессанта, либо длительный отдых, возможно даже не без помощи психолога.

Фрустрация переводится с латыни frustratio как обман, расстройство. Фрустрация характеризуется двумя моментами: сильным желанием достичь цели и препятствием для ее достижения. В качестве преград могут выступать следующие факторы: физический – ограничение или лишение свободы, биологический – болезнь или старость, психологический – страх или недостаточность интеллекта, социально-культурный – нормы и правила или запреты. Степень выраженности этого состояния может быть неявной при незначительных проблемах, и очень яркой в том случае, когда проблемы становятся абсолютно неразрешимыми. Внешне это может проявляться как дезорганизация поведения при утрате контроля над волей или как потеря надежды при снижении степени сознания отсутствием мотивации. Выход из состояния фрустрации возможен только в том случае, если удастся поставить сознание выше обстоятельств и таким образом нейтрализовать проблемную ситуацию.

Слово конфликт происходит от латинского conflictus , означающего столкновение. Причем это столкновение не обязательно связано с наличием внешнего фактора – другого человека. Зачастую конфликт происходит внутри сознания самой личности, когда в нем борются противоречивые мотивации и человек не в состоянии самостоятельно с ними справиться. В этом случае очень действенной мерой является дополнительная мотивация, которая может стать компромиссным решением возникших проблем. Для поиска такого решения может потребоваться вмешательство опытного психолога.

Кризис , как ни странно, происходит от латинского слова krisis , которое переводится как решение. Кризисом является такое состояние, когда перед человеком встает неразрешимая проблема, от которой либо совсем невозможно избавиться, например, смерть близкого человека, либо невозможно избавиться в короткие сроки, такая как потеря работы. В зависимости от конкретной проблемы различаются два типа кризиса . В первом случае серьезное потрясение долгое время сохраняется, но оставляет шанс для выхода из кризиса . Во втором случае бесповоротно перечеркиваются жизненные замыслы, происходит глобальная перестройка психологии личности и переосмысление самого смысла жизни. Второй случай требует от человека большой силы воли и умение адаптироваться к новым условиям.

По мнению некоторых психологов, критические ситуации являются неизбежным результатом взаимодействия личности с другими людьми, с обществом, с самим собой. Известный психолог Ф. Е. Василюк дал процессу преодоления критических ситуаций название переживания , вложив в них новый смысл. Прежде считалось, что это понятие означает созерцание и эмоциональные действия личности в ответ на сложившиеся обстоятельства. Предложенная Ф. Е. Василюком формулировка рассматривает переживания как внутренняя интеллектуально-волевую работу, направленную на преодоление критических ситуаций и восстановление душевного равновесия, осмысления жизни и жизненной позиции. То есть переживания это своего рода возвращение человека к жизни.

Понятие критической ситуации. Виды критических ситуаций и их возможные последствия.

Критическая ситуация определяется как ситуация невозможности реализации человеком внутренних крайне важно стей своей жизни: мотивов, стремлений, ценностей (Ф.Е.Василюк). Рассмотрим следующие виды критических ситуаций: стресс, фрустрация, кризис.

Рассмотрим подробно каждый из видов критической ситуации, которая может возникнуть как результат пребывания человека в зоне аномальных жизненных разломов: военные действия, потеря близких, горе, болезнь, резкая смена места и образа жизни.

Стресс - это состояние психического напряжения, возникающее у ребенка в деятельности и повсœедневной жизни. Понятие ʼʼстрессʼʼ было введено канадским физиологом Г.Селье (1936) при описании адаптационного синдрома. Стресс может оказывать как положительное влияние. так и отрицательное, вплоть до полной дезорганизации поведения и деятельности личности.

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требований. С точки зрения стрессовой реакции, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. В случае если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату живым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий - горе и радость - совершенно различны, даже противоположны. но их стрессорное действие - неспецифическое требование приспособлении к новой ситуации - должна быть одинаковым: соматические нарушения, резкое обострение болезни, сердечный приступ, нарушение сна, депрессия, агрессия и прочее.

Стресс, таким образом, связан с приятными и неприятными переживаниями. Уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю (это означало бы, согласно Г.Селье, смерть). Вредоносный или неприятный стресс принято называть ʼʼдистрессʼʼ.

Фрустрация - психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели, удовлетворению потребности. Ребенок в состоянии фрустрации испытывает беспокойство и напряжение, чувство безразличия, апатии, утраты интереса, вину, тревогу, ярость, враждебность - всœе это характеризует фрустрационное поведение. Фрустрацнонная ситуация нарушает внутреннее равновесие, вызывает напряжение или стремление восстановить равновесие с помощью нового действия. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, фрустрация выступает как новая мотивация. Необходимыми признаками фрустрационной ситуации являются наличие сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующие этому достижению. Вспомните Лису из басни И.Крылова, которая хочет достать виноград и не может этого сделать. Барьеры, преграждающие путь индивида к цели, бывают следующими:

Ø физическими - узник, которому камера не дает возможности передвигаться; непогода, мешающая уборке урожая; недостаточный доход, мешающий хозяйке приобрести то, что ей хочется;

Ø биологическими - болезнь, возрастные ограничения, физические дефекты;

Ø психологическими - страх, интеллектуальные недостатки;

Ø социокультуриыми - нормы, правила, запреты, которые мешают человеку достичь его целœей.

Дети реагируют на фрустрирующую ситуацию различными способами. Опишем возможные модели фрустрационного поведения.

Двигательное возбуждение - ребенок совершает бесцельные и неупорядоченные действия.

Апатия - в эксперименте К.Левина один из детей в фрустрирующей ситуации просто лег на пол и смотрел в потолок.

Агрессия является частой реакцией на фрустрацию. При этом не всякая агрессия является негативной: некоторые действия бывают вполне уместными и эффективными для достижения поставленной цели. Агрессивное поведение является негативным при подмене предмета. то есть когда объект агрессии не является причиной фрустрации. Агрессивное поведение направлено, в таком случае, на козла отпущения, независимо от того. является ли им человек или предмет. Выделяют следующие виды агрессивных реакций:

Кризис - критический момент и поворотный пункт жизненного пути. Внутренней крайне важно стью жизни является реализация человеком своего пути, своего жизненного замысла. Когда перед лицом событий, охватывающих важнейшие жизненные отношения ребенка или подростка, воля оказывается бессильна, то возникает специфическая ситуация - кризис.

Жизненные события квалифицируются как кризисные, в случае если они создают актуальную или потенциальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей ребенка. Кризис ставит проблему, от которой человекне может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычным способом.

Можно выделить два рода кризисных ситуаций, различающихся по степени возможности для совладания с ними. Кризис первого рода может серьезно затруднять и осложнять реализацию жизненного замысла, однако при нем всœе еще сохраняется возможность восстановления прерванного кризисом хода жизни. Это испытание, из которого человек может выйти сохранившим в существенном свой жизненный замысел. Ситуация второго типа, собственно кризис, делает реализацию жизненного замысла невозможной. Результатом этого является метаморфоза личности, перерождение ее, принятие нового замысла жизни, новых ценностей и жизненной стратегии.

Можно обобщить, что симптомами переживания критической ситуации в неконструктивном русле являются следующие признаки в поведении и жизненной организации детей:

Ø Агрессия и упрямство;

Ø Тревожность и вредные привычки (кусание пальцев, теребление одежды, навязчивые действия и т.п.);

Ø Потеря аппетита и нарушение сна;

Ø Снижение интереса к учебе и разрушение былых потребностей;

Ø Нарушение системы взаимоотношений со сверстниками;

Ø Самоизоляция, стремление быть в одиночестве;

Ø Эйфорическое настроение с элементами безразличия по отношению к себе и окружающим;

Ø Разрушительное поведение (тобакокурение, прием алкоголя, наркотики, аутоагрессия, попытки суицида);

Ø Страхи и депрессия;

Ø Плаксивость;

Ø Ступор и нежелание проявлять активность как в учебе так и в игре;

Понятие критической ситуации. Виды критических ситуаций и их возможные последствия. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие критической ситуации. Виды критических ситуаций и их возможные последствия." 2017, 2018.

Особый интерес представляет определение критической ситуации, данное Ф.Е. Василюком, как ситуации невозможности (Василюк Ф.Е., 1984). На первый взгляд это определение кажется диаметрально противоположным определению экстремальной ситуации как ситуации возможности - предельной возможности «бытия возможности».

Не вдаваясь в детальное обсуждение этого определения, которое, к тому же, дано в контексте развиваемой Василюком концепции, и поэтому не может быть вырвано из его теоретического «корпуса», тем не менее, необходимо хотя бы вкратце обозначить наши позиции в этом вопросе. Начиная краткое обсуждение, предварим его двумя важными замечаниями. Первое замечание касается самого понятия критической ситуации, которое разрабатывалось Василюком на основе одновременного соотнесения четырёх ключевых понятий: стресса, фрустрации, конфликта и кризиса - каждое из которых и задаёт специфическое категориальное поле понятия «критическая ситуация». Второе замечание уточняет наш замысел - оно началось с эмпирического изучения жизненной судьбы уцелевшего, отталкиваясь от которой, стало выходить во всё более расширяющийся онтологический горизонт бытия личности в жизненном мире. Пытаясь построить концептуальный аппарат психологии жизни человека для понимания ситуации существования человека в условиях контакта жизни и смерти, бытия и небытия, мы делали всё увеличивающийся крен в психологию бытия[В7]

На этом метапсихологическом пути мы нередко перенимали необходимые нам понятия из философского дискурса, особенно, феноменологии, фундаментальной онтологии, естественно, изменяя значение заимствованных категорий и пытаясь укоренять их на психологической почве.

Таким образом, концептуальное поле экстремальной психологии мы пытаемся очертить, именно двигаясь от жизни человека к онтологии человека, пытаясь связать феномены жизни, бытия и времени в сфере феномена события человека. Уже из высказанных замечаний становится ясным, что понятие «возможность» и другие аналогичные термины мы используем, отталкиваясь от фундаментальной онтологии, как сущностную характеристику человеческого бытия. При этом не только эмпирия жизни, но и феноменология жизненного мира интерпретируется нами в горизонте бытия, и, следовательно, различая жизнь и бытие, мы исследуем движение их взаимопроникновения.

Василюк утверждает, что «критическая ситуация в самом общем плане должна быть определена как ситуация невозможности, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.)» (Василюк Ф. Е., 1984, с.31 - курсив Василюка Ф. Е.). «Невозможность», которая определяет критическую ситуацию, сама «определяется, в свою очередь, тем, какая жизненная необходимость, оказывается парализованной в результате неспособности имеющихся у субъекта типов активности справиться с наличными внешними и внутренними условиями жизнедеятельности» (там же, с.32 - курсив Василюка Ф. Е.). Напомним: мы не занимаемся оценкой концепции Василюка, а стремимся прояснить разное значение, вкладываемое в двух подходах в одни и те же слова, чтобы предупредить возможные заблуждения в трактовке терминов. Здесь нет хорошего и плохого, лучшего и худшего употребления терминов, а есть разные задачи, решаемые в двух подходах.

Ситуация невозможности определяется Василюком с точки зрения ситуации субъекта, в которой он сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей. Действительно, в экстремальной ситуации небытие ограничивает реализацию многих возможностей человека, более того, небытие подводит человека к предельной возможности - возможности невозможности. В этом поворотном пункте значение невозможности тождественно онтологическому понятию смерти. Из этих различий сразу вытекают свои следствия: даже невозможность для живущего человека рассматривается в нашей модели как возможность невозможности, которая удивительным образом предстает подлинной возможностью собственной возможности (Хайдеггер М., 1997). Поэтому термин «невозможность» мы используем здесь в предельном значении, а не в значении неудовлетворенных необходимостей. Чтобы не возникало путаницы, мы стараемся разграничить зоны использования схожих терминов.

В более поздней своей работе «Переживание и молитва» (Василюк Ф.Е., 2005) Василюк соотносит переживание и молитву. В отличие от переживания и деятельности, феноменологическая основа молитвы - «возможность невозможного» считает Василюк. В этой формуле возможность невозможного» трактуется как молитва, когда «взор успевает сквозь казавшуюся последней незыблемую и неумолимую реальность разглядеть чаемое как возможное, пусть лишь чудом» (Василюк Ф.Е., 2005, с.7 - курсив Василюка Ф.Е.). При этом в отличие от переживания, направленного к самому человеку, молитва, по его мнению, направлена к Богу. В этом пункте присутствия человека в мире он оказывается в трансцендентной ситуации, которую мы охарактеризовали как присутствие отсутствия, требующее своего метапсихологического определения. Метапсихологическую реальность человека мы определяем как транзитное «бытие-между» или транзитное «СО-бытие». «Невозможное» в тексте Василюка все-таки характеризуется как «возможное, пусть лишь чудом», т.е. отличается от онтологического определения феномена смерти, конечности, которая открывает аутентичную, собственнзчо способность быть (Хайдеггер М., 1997). Идея предельной возможности - собственной невозможности, конечности, смертности и предельной возможности бытия, т.е. предельности, подвергается в нашей модели трансгрессии. Трансгрессия раскрывается нами как запредельный феномен перехода перехода, т.е. перехода бытия и небытия, возможного и невозможного, возможности невозможного и невозможности возможного.

Все эти идеи подводят нас к необходимости темпоральной трактовки переживания. Мы отстаиваем следующий тезис - как переживаемое, так и деятельность переживания, будучи психологическим явлением, требует темпорального конституирования в метап-сихическом горизонте работы личности в мире.

Нужно учитывать также то, что мы пытаемся вывести экстремальность за пределы стресса и дистресса, чтобы ухватить различие между катастрофической и некатастрофической экстремальностью. Поэтому из психоонтологического подхода к возможности, который мы развиваем, прямо и непосредственно следует, что в экстремальной ситуации субъект сталкивается с возможностью реализации подлинной необходимости своего бытия. Поэтому в ситуации вторжения небытия в бытие человек всегда стоит в просвете бытия - просвете возможности жизни - вопреки всему и всяким возможностям невозможности. Обратим внимание на то, что фундаментальная онтология Хайдеггера, по сути, ставит запрет на невозможность бытия для бытия человека - человек, говорит он (имея в виду человеческое бытие), не околевает, а умирает (Хайдеггер М., 1997).

Выдвигая в определении понятия экстремальности значение возможности - «бытие-возможности», мы не впадаем в философствование, а основываемся на важном теоретическом повороте от негативного к позитивному, на котором мы строим концепцию травмы, утраты, стресса.

Как известно, традиционные концепции следуют из негативной установки, реализуя принятые в медицине, философии представления о страдании и освобождении от страдания. Следуя этой линии, психологические концепции, особенно стараниями психоанализа, к которому присоединилась физиология стресса, прочно обосновались на модели «воздействие - нарушение - восстановление». В этой модели восстановление есть переход от болезни к отсутствию болезни, и одним из основных объяснительных конструктов стал «копинг».

Сама идея копинга построена на редукции напряжения, страдания, на овладении негативным состоянием. Но имеется другая, оборотная, сторона травмы, стресса и несчастья - позитивная, в которой человек, вопреки страданию, обнаруживает стремление к жизни, более того, ситуация страдания даже рождает особый рост личности.

Поворот, раскрывающий заложенную в экстремальности тенденцию к росту личности, трансформации бытия, приводит нас, в свою очередь, к другому повороту, в котором ситуация стресса предстаёт в событийности и событии, её конституирующем. В этом событийном повороте экстремальная ситуация уже предстает не как стимул, который необходимо устранить преодолением, а является событием жизни человека, заброшенного в ситуацию, в которой надо жить. Событие жизни предъявляет требования и ставит перед человеком жизненные задачи, которые он должен осуществить.

В этом ракурсе ситуация есть то, что создаёт расхождение, раздвигание, дистанцию между человеком и бытием, требующим утверлсдения бытия в жизни. Тогда сущность личности, высвечивающаяся в экстремальности, в горизонте разрыва, края (бытия-к-концу, возможности невозможности), взывает к бытию возможности. Экстремальная ситуация - это ситуация возможности невозможности, которая открывает человеку подлинную возможность собственной возможности. В этом определении невозможность трактуется как предельная возможность - конец (смерть).

Во многих жизненных ситуациях, в том числе в спорте, творчестве, люди проходят испытания, переживают фундаментальные состояния, проявляют стойкость, волю, мужество, героизм. Сакральные (религиозно-мистические, творческие) переживания также основываются на переживании предельного опыта (Мосс М., 1996; Кайуа Ж., 2003; Батай Ж., 1997).

Не вдаваясь в дальнейшее углубление анализа этих проблем, сделаем следующий вывод. В экстремальности взаимосвязаны два модуса: возможность и невозможность, позитивное и негативное, сохранение и рост, расстройство и креативность.

Для объяснения разных исходов переживания экстремального, предельного опыта (опыта края) мы привлекаем понятие работы личности, которое бьшо введено нами для схватывания трансценденции личности - из деятельности в присутствие, в существование, из однородности в разнородность, из одномерности в многомерность, из сферы субъекта в сферу бытия самости, из системы, структуры в присутствие, пространство-время «бытия-между», между Я и Другим, из сферы смысла в присутствие связывания смыслов и смысловых сфер, от тотального субъекта к множественной субъектности, от деятельности к полидеятельности, из одного времени в другое время (Магомед-Эминов М.Ш., 1998). Абстрактное для психологической концепции понятие «трансценденция», создающее видимость парения личности над реальностью, мирским, насущным, мы определили с точки зрения трансформации бытия личности, в том числе, трансформации времени. Оказываясь «над», «вне», «за», «под» ситуацией, реальностью, актуальным существованием, личность оказывается вне времени, т.е. над временностью. Этот момент требует раскрытия невременной временности человеческой индивидуальности, не совпадающей с логическим существованием или вневременной вечностью Бога. В работе трансформации личность и имманентна, и трансцендентна деятельности. Таким образом, термин «работа» исходно наполняется содержанием в вертикальной трансформации, в которой личность дублицируется, дифференцируется, множится и, следовательно, требует связывания - и в восхождении, и в нисхождении.

Итак, личность может существовать, присутствовать в мире, только работая - чтобы двигаться по поверхности существования (переход), личность должна трансформироваться (в том числе, темпоральность). РазличАние бытия личности, создающее многообразие существований, миров и множественность бытия, требует связывания. РазличАние забрасывает личность в транзитный феномен, который открывает нам личность на пересечении измерений, миров, связей. Транзитное существование не только ухватывается в образе кочевника, путника, возвращающегося, приступающего, выбирающего, но уже у детей в манипуляции с переходным объектом (Винникот Д., 2002), в зоне ближайшего развития (Выготский Л.С, 1984), в феномене горькой конфеты (Леонтьев А.Н., 1981) и др.

Применяя понятие работы к деятельности переживания, мы сформулируем следующий тезис - переживание экстремального, травматического опыта субъектом опосредствовано работой личности. В работе личность относится к актуальному переживанию опыта из разных транзитных (отдалённых, разнесённых) горизонтов бытия. Конституирование переживания опыта как страдания, мужества или сакральности определяется горизонтностью бытийно-темпоральной работы личности в мире с событием. При этом страдание, в частности, ухватывается в термине «расстройство», «мученичество», мужество - в термине «стойкость», а сакральное - в термине «трансгрессия».

Таким образом, мы различаем работу и деятельность с точки зрения перехода, транзитности. Деятельность - это деятельность субъекта, единица жизни субъекта жизни, направленного на мир. Работа - это работа личности (человеческой индивидуальности - сингулярного человека) в «существовании-в-мире», связывающая в становящееся единство многообразие различающихся деятельностей субъекта.

В работе личность - самость, открывается не в деятельности - в работе субъект исчезает - а в точке пересечения многообразия деятельностей как собственных измерений, т.е. в точке пересечения многообразия субъектов, каждый из которых осуществляет отдельную деятельность данного единичного человека.

Работа обеспечивает: 1) деятельность - горизонтом существования; 2) личность - горизонтом трансценденции - перехода от одномерности, однородности, наличности, непосредственности к гетерогенной множественности и транзитности; 3) субъекта, который исчезает в переходе, трансценденции, - воплощением в событии рождения личности в событии «СО-бытия» в мире; 4) «наличное» бытие, существование, сущность - транзитным существованием и транзитной онтологией: бытием в переходе, бытием во времени.

Работа не только интенциональна и есть то, что определяется направленностью - работа раскрывается в новом горизонте обращения с собственным и несобственным бытием и временем. В работе интенциональность переходит в работу заботы. В работе личность не только переживает, понимает и конституирует, но и относится и обращается. Работа создаёт метапсихоло-гическую реальность, из горизонта которой раскрывается психическая деятельность. Метапсихология для нас не абстракция, а конкретность сингулярного бытия-времени в мире.

"У вас сложилась критическая ситуация!", "Ситуация по договору у вас критичная!", "У вас очень сложная ситуация" и масса разных вариантов на один лад. Начнем с того, что все эти фразы призваны надавить на вашу психику. По телефону очень сложно взаимодействовать с человеком, тем более, если он сомневается и задает вопросы. Если же он не сомневается, а глупо отвечает и поддакивает неизвестно кому, то с ним проще, ведь единственная психотактика вашего "допроса" это сделать из вас отвечающего, а ни задающего вопросы. Есть ли какие-то параметры, когда работники банка назовут вашу ситуацию "критической". Таковых нет, слово настолько информативное, что его употребляют и к месту и не к месту. Если ваша задолженность равняется двум тысячам рублей, то работники банка могут назвать ситуацию критичной. Нет никакой градации ни по сумме, ни по срокам. Самое интересное, что если вы исходите из того момента, что суд это цивилизованный, законный, объективный способ разрешения споров , то никакой критичности в ситуации быть не может. Если вы решили закрыть ту задолженность, которую вам насчитал банк, так и закрывайте ее. Если вы решили не закрывать во внесудебном порядке, или закрывать вам просто нечем, а суммы уже измеряются ни просто тысячами, а десятками и сотнями тысяч (если не больше), то готовьтесь к суду. Готовьтесь к тому, что банк будет истребовать не только сумму задолженности, но и весь остаток по кредиту. Слова в телефоне остаются словами. Кого-то устраивает тот тон общения, которые выбирают многие работники банков, кого-то нет. Кто-то просто игнорирует их и или забывает, кто-то нет. На кого-то фраза "У вас сложилась критическая ситуация" действует так, что у него начинают трястись коленки, а кому-то просто смешно. Все мы разные, и воздействие чего-либо или кого-либо на нас разное. Каждый рисует в своем разуме свои ассоциации со словом "критичная". Я бы ситуацию, которую работники банка называют критичной назвал бы сложной, причем сложной для банка. Есть такая задолженность, которая нецелесообразная к судебному взысканию. Обычна она определяется небольшой суммой. Проще говоря банку пока лень подавать на вас в суд, ведь у него есть масса звонящих , которым они платят зарплату или коллцентры, коллекторские агентства , с которыми у них агентские договора . Добавить ваше ФИО и номер к списку тысяч проблемных заемщиков им не составит труда. Глядишь, есть шанс, что звонки вам надоедят, и вы пойдете и заплатите эту задолженность. И они ничего не потратили, даже больше, приобрели несоразмерную неустойку , и работник коллцентра или банка не переработал, потому что он на зарплате, и на суд не тратили ни сил, ни времени, ни нервов. Каждый раз, когда я слышу слово критическая ситуация сложилась у заемщика, я пытаюсь спросить голос в трубке, а что это значит? Каждый предоставляет свой вариант фантазий, некоторые не отвечают вовсе, поскольку фраза эта шаблонная. Кто-то пугают даже судом , считая, что это самое критичное, что может быть в жизни заемщика. На мой субъективнейший взгляд, самое важное, что я бы вам порекомендовал запомнить, это то, что все слова, которые вам скажут, так и останутся словами, никакого ни юридического, ни практического значения они не имеют. И вы можете либо их принять, либо выбрать судебный порядок. Я считаю, что банку следует нанимать более грамотных и культурных звонящих, чтобы они могли не только говорить слова "сложный", "критичный" и т.д., но и смогли объяснить что-то человеку, а ни просто запугать или задавить морально. Ничего критичного и сложного в ситуации нет, в подтверждение этому, если работнику банка ничего не удалось от вас получить, кроме отказа, который они фиксируют всегда и всюду, все что они могут сказать (пужать), это что вам перезвонят еще и еще раз.

Критические ситуации - это события, которые предшествуют кризисному состоянию человека. Поэтому каждый из нас должен знать, как себя вести в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, чтобы в случае надобности легко и быстро найти выход из создавшегося положения.

Определение

Критическая ситуация - это такая ситуация, выход из которой быстро найти невозможно. Человек должен полностью сосредоточиться и действовать быстро. Но не у всех людей хорошая реакция и быстрая координация. Для некоторых действовать в критической ситуации бывает просто невозможно. Вот таких индивидов и ждет кризис после того, как они не смогут быстро смириться со сложившимися обстоятельствами. Переживания в критической ситуации у каждого человека разные. Кто-то выбирает йогу, кто-то вместо медитации находит хобби и погружается в него, а кто-то полностью перестраивает свою жизнь, чтобы загрузить себя работой и ни о чем не думать. И это неплохие способы борьбы с психологической подавленностью. Но бывают и другие «методы» самолечения. Алкоголь, табак и наркотики - вот быстрые «лекарства», на которые подсаживаются слабые личности. Они не хотят разбираться в себе и своих проблемах. Вследствие всего сказанного можно понять, что искать, а главное, находить выход из критической ситуации нужно, да притом довольно быстро. Ведь в случае неудачи вся жизнь может пойти под откос.

Понятия

Критическая ситуация - это переломный момент в жизни любого человека. Индивид не знает, что делать дальше и в какую сторону нужно двигаться. Да и действовать особо не хочется. Существует несколько типов понятий критической ситуации.

  • Стресс. Причиной любых жизненных трудностей может стать простая накопившаяся усталость. Если человек не находит достаточно времени для сна, он не пытается каким-то образом разрешить свои текущие проблемы и все решения откладывает на потом, то такого индивида в конце скользкой тропинки ждет стресс. Человек становится вялым, раздражительным и апатичным.
  • Фрустрация. Когда человек устал и вял, у него нет сил для того, чтобы решать свои проблемы. В итоге они формируются как снежный ком. Если вовремя не взяться за ум, то согнуться под давлением проблем будет просто. Состояние фрустрации - это состояние, когда человек очень хочет что-то изменить в своей жизни, но психологические барьеры не позволяют ему это сделать.
  • Конфликт. Иногда человек сталкивается со сложным выбором. Ему нужно принять решение, а как это сделать, индивид не знает. Внутри него развивается конфликт. Такое происходит в тех случаях, когда человек - многогранная личность с широким кругом интересов. Определиться, что главное в жизни, а что второстепенное, иногда бывает просто невозможно. И если конфликт, возникающий в душе, разрешить тяжело, то конфликт, который происходит между двумя людьми, устранить не так сложно. Два человека, которые не находят общего мнения по спорному вопросу, всегда могут обратиться к третьей стороне.

Кризис

Человек, который долгое время борется с проблемой, но не может найти решение, попадает в капкан. Кризис накрывает его с головой. Самостоятельно выбраться из сильной депрессии, которая является неотъемлемым спутником затяжного кризиса, порой невозможно. В этом случае нужно обращаться к специалисту.

Действия

Критическая ситуация - это ситуация, в которую попадает человек и из которой не может найти выход самостоятельно. Что же делать, если проблемы накрыли с головой и просвета не видно? Нужно обратиться к специалисту. Преодоление критических ситуаций - это психологическая работа. Да, человек в состоянии самостоятельно перерасти проблему, но по пути индивид может навесить на себя комплексы, которых у него не было до возникновения кризисной ситуации. Если вы решили самостоятельно устранять свои проблемы, для начала опишите их. Да, записать нужно на бумагу, а не сформировать мысль в голове. Порой кажется, что сознание ясное, но оно не может быть таким, если у человека в жизни есть проблемы. Когда критическая ситуация обозначена, нужно подумать, что может случиться в худшем случае. Кто-то может решить, что такой пессимистический подход может приблизить депрессию. На самом же деле, предполагая самое худшее, человек будет рад любому развитию событий, которые не приведут к ожидаемому результату. Ну а если приведут, индивид не упадет на дно, а сможет заново построить себе лесенку, чтобы было легко подняться. Разберем на примере. У девушки случилась нежданная беременность. Критическая ситуация может развернуться двумя исходами: девушка родит или же сделает аборт. Если было принято решение рожать, то нужно распланировать жизнь на ближайшие 5 лет. Этот список поможет прийти в себя и выйти из подавленного состояния.

Последствия

А к чему может привести поведение в критических ситуациях, когда человек не пытается решить возникшие проблемы? В этом случае дно, на которое индивид может упасть, с каждым днем становится все ближе. Когда возникает кризис и человек не может с ним справиться, наваливается депрессия. Родные и близкие могут стараться помочь, но помощь будет отвергнута. Человек может на фоне стресса лишиться работы, потерять семью. От него отвернутся друзья и родственники. С каждым днем ситуация будет становиться все хуже. Что будет дальше? Человек, который не справится с психологическими проблемами, может отправиться в психбольницу, стать бомжом или алкоголиком. В какой критической ситуации стоит опасаться таких последствий? В той, из которой выход невозможно найти месяцами. Именно от таких нерешенных проблем можно сойти с ума.

Преодоление

А как выглядит жизненный путь человека, который справился с критической жизненной ситуацией? Он вырастает. Становится устойчивей морально, ведь самое сложное в жизни - вступать в противоборство с собой. Многие замечали, что после критических жизненных ситуаций люди меняются. Действительно, такое случается. Но здесь нечему удивляться. Это происходит в те моменты, когда индивид преодолевает внутренний кризис и меняет свои моральные ценности. Например, женщина, которая никак не могла внутренне решиться разорвать брак с мужем-алкоголиком, чувствует освобождение от связывающих уз, но одновременно она становится более замкнутой. У нее могут начаться проблемы с доверием. Ведь она долгие годы терпела побои и издевательства от пьяного мужа, а наутро слушала извинения и признания в любви. Сложные решения, которые принимает человек, могут изменить не только его характер, но и судьбу. Когда индивид понимает, что ему нужно уходить с работы, но в городе он не сможет найти себе подходящей должности, он может бросить семью и уехать на заработки в столицу из провинциального городка. Впоследствии хорошая жизнь становится намного привлекательней, чем пеленки и распашонки, которые каждый вечер долгое время ждали дома. Поэтому человек может принять решение окончательно переехать в столицу и порвать все связи со своей семьей.

Психология

Несмотря на то что поведение в критических ситуациях должно быть уже давно досконально рассмотрено психологами, на самом деле это не так. Критические ситуации на сегодняшний день для многих специалистов так и остаются загадкой. Да, каждый психолог знает четыре типа ситуаций, которые приводят к проблемам человека. Главный ориентир специалиста - это понятие о невозможности. Если человек действительно хочет избавиться от своих проблем, но не может это сделать, хотя прикладывает все усилия, значит, он попал в критическую ситуацию. Подход, можно сказать, кустарный. Соответственно, психология критических ситуаций изучена плохо. Врачи считают, что лучшее средство решения проблемы - это своевременная профилактика. Но не всегда можно самостоятельно решить проблемы, а ходить к психотерапевту у нас в стране просто не принято. Поэтому зачастую врачам приходится устранять последствия критических ситуаций вместо того, чтобы лечить их причину. Лучший совет, который вам может дать врач относительно выхода из ситуации: вы должны всеми силами решать проблему в течение месяца и при этом не падать духом. Если ничего не получается, идите к опытному специалисту при первых признаках появления депрессии. Не затягивайте.

Поведение

Когда в жизни человека складывается критическая ситуация, вести он себя будет одним из трех способов.

  • Импульсивно. Человек не может смириться со сложившейся ситуацией и реагирует на нее излишне бурно. Такой способ поведения не помогает решить проблему, но индивид к этому и не стремится. Человек хочет выплеснуть свои эмоции, поплакать и покричать. Такой тип поведения присущ неуравновешенным людям, которые искренне могут верить в то, что весь мир настроен против них. Например, студент, не выучивший билеты и вследствие этого проваливший экзамен, будет обвинять во всем преподавателя, институт или же судьбу. Но ему и в голову не придет подумать о том, что виновник всех проблем он сам.
  • Пассивно. Этот способ реагирования присущ апатичным людям. Такие личности никуда не стремятся и ничего не хотят. В сущности, им все равно, как сложатся обстоятельства и каким образом решатся проблемы, да и решатся ли они вообще. Пассивные люди в критической ситуации замыкаются в себе и никак не реагируют на окружающих. Например, женщина, у которой умер муж, может впасть в тихую депрессию. Ее не будет волновать ничего, кроме собственного горя. Спустя годы она даже сможет находить в нем радость. Женщина перестанет думать о себе и о детях, которых нужно как-то содержать.
  • Активно. Такой человек не теряет связи с миром. В его сердце нет места депрессии, несмотря ни на какие жизненные трудности. Такой индивид справляется со своими проблемами и ищет выход из сложившейся ситуации. Если выхода не видно, человек не стесняется обратиться за помощью к близким людям или же врачу. Решать свои проблемы нужно сразу, как только они появились. Активный человек не будет сидеть на месте и ждать, когда ситуация станет еще хуже. Например, два бизнес-партнера, которые не могут прийти к общему решению, могут не ругаться, а просто найти компромиссный третий вариант.

Переживание

Каждый переживает сложные периоды жизни по-своему. Какими же действиями в критической ситуации люди чаще всего стараются себе помочь?

  • Работа. Когда уходит земля из-под ног, чтобы не упасть, человек должен найти твердую почву. Поэтому любые проблемы, которые возникают у людей, чаще всего залечивают работой. Такой подход очень эффективен. Благодаря работе можно забыть неразделенную любовь, можно избавиться от постоянного присутствия вины за что-то или перед кем-то. Нет ничего зазорного в том, чтобы искать поддержку и опору там, где она есть.
  • Хобби. Человек в критической ситуации должен найти себе отдушину. Если это будет не работа, значит, должно быть хобби. Причем желательно увлечь себя не чем-то монотонным вроде вышивки или рыбалки, а чем-то активным. Ваше хобби должно быть или подвижным, или таким, чтобы занятие активно задействовало мозг. Например, можете начать кататься на лыжах или же на лошадях. Научитесь играть в шахматы или же на гитаре.
  • Чтение. Книги могут уносить человека в далекие миры. Благодаря хорошей литературе получается расслабиться и забыть обо всех проблемах. Так что если вы оказались в критической ситуации, то возьмите в руки фантастическую книгу, лягте на диван и погрузитесь в вымышленные проблемы. Процесс разбора чужой жизни помогает отвлечься и очистить сознание от лишнего мусора.

Помощь

Вы оказались в критической ситуации? Помощь в таких случаях нужно искать у специалиста и только там. Не старайтесь залечить душевные раны алкоголем и не пытайтесь в очередной раз размышлять на одну и ту же тему. Свежие мысли не появятся. Чтобы каша в голове не подгорала, ее периодически нужно перемешивать. Поэтому сходите к специалисту, который поможет вам разобраться в себе, своих целях, желаниях и амбициях.

Кто чаще других попадает в критические ситуации? Неуравновешенные люди, которые не знают, чего они хотят от жизни. Когда человек плывет без карты, ему кажется, что все равно, к какому берегу его прибьет жизненная ситуация. Но когда индивид причаливает, он понимает, что хотел-то он совсем не того, что получил. Конечно, судьба всегда будет преподносить вам сюрпризы, но чтобы подарки были приятными, вы должны постараться и заслужить их. Запишите, чего вы хотите, и идите к своей цели. Тогда у вас не будет недоразумений и каши в голове. Если есть цели и амбиции, то проще принимать решения, ведь вы же знаете, какой выбор вас к цели приведет, а какой нет.

Постарайтесь разбираться в ситуации, пока она еще не дошла до своей крайней критической точки. Решить бытовые проблемы вам всегда помогут родные и друзья. Еще один способ избавиться от психологических проблем - это вести дневник. Ежедневные записи помогут вам своевременно обнаружить проблему, а значит, вовремя начать работу по ее устранению. Делайте записи каждый вечер и смотрите, чтобы пессимистических мыслей на бумаге не появлялось.

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...