Вооруженные конфликты и международное право. Методы и средства ведения военных действий. Способы прекращения военных действий Способами прекращения военных действий является


Прекращение военных действий осуществляется различ­ными способами и оформляется соответствующими официаль­ными актами, порождающими правовые последствия.

Одним из распространенных способов прекращения воен­ных действий считается перемирие, которое, по формулировке Гаагской конвенции 1907 г., "приостанавливает военные дейст­вия по взаимному соглашению сторон". Общее перемирие явля­ется полным и бессрочным. Нарушение постановлений актов перемирия есть не что иное, как противоправное посягательст­во на законы и обычаи войны, влекущее международную ответ­ственность.

Соглашения о военном перемирии наряду с прекращением военных действий, как правило, предусматривают взаимное освобождение и возвращение всех военнопленных в установ­ленные сроки.

Другим способом прекращения военных действий являет­ся безоговорочная капитуляция побежденной стороны.

После разгрома фашистской Германии 8 мая 1945 г. в Бер­лине был подписан Акт о военной капитуляции германских воо­руженных сил, а 2 сентября 1945 г. в Токийской бухте был под­писан Акт о капитуляции Японии.

Как общее правило, прекращение военных действий в виде перемирия или безоговорочной капитуляции представляет со­бой этап на пути к прекращению состояния войны.

Прекращение состояния войны - это окончательное уре­гулирование политических, экономических, территориальных и иных проблем, связанных с завершающейся войной и пре­кращением военных действий.

Важные правовые последствия прекращения состояния войны- восстановление между находившимися до этого мо­мента в состоянии войны государствами официальных отноше­ний в полном объеме, обмен дипломатическими представитель­ствами, возобновление ранее заключенных двусторонних дого­воров, действие которых было прервано войной.

Формой осуществления окончательного мирного урегули­рования, прекращения состояния войны является заключение.мирного договора.

После второй мировой войны страны антигитлеровской коалиции 10 февраля 1947 г. подписали выработанные на Па­рижской мирной конференции мирные договоры с Италией, Финляндией, Румынией, Венгрией и Болгарией. В преамбуле каждого договора провозглашалось прекращение состояния войны.

В статьях договоров говорится о границах соответствую­щих государств, об их политических обязательствах осуществ­лять демократическое развитие и не допускать возрождения каких бы то ни было фашистских организаций, о репарациях и реституциях в пользу стран антигитлеровской коалиции, о ре­патриации военнопленных, о финансовых и экономических взаи­моотношениях и т. д.

Послевоенной практике международных отношений извест­ны и иные формы прекращения состояния войны. Так, состоя­ние войны с Германией было прекращено в первой половине 50-х годов односторонними актами США, Великобритании, Франции и других государств. Прекращение состояния войны между СССР и Германией и установление мирных отношений было объявлено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 г. В нем говорилось, что все возникшие в связи с войной юридические ограничения в отношении герман­ских граждан, рассматривавшихся в качестве граждан враже­ского государства, утратили силу.

Вопросы окончательного урегулирования в политической, экономической и иных областях были решены двусторонними соглашениями между СССР и ГДР, между СССР и ФРГ, други­ми двусторонними договорами ряда государств с ГДР и с ФРГ, а затем и многосторонним актом - Договором об окончатель­ном урегулировании ъ отношении Германии, подписанным 12 сентября 1990 г. представителями ГДР, ФРГ, Великобритании, США, СССР и Франции. Договор провозгласил, что "объеди­ненная Германия обретает полный суверенитет над своими внут­ренними и внешними делами" и что Великобритания, США, СССР и Франция "прекращают действие своих прав и ответст­венности в отношении Берлина и Германии в целом".

Советский Союз и Япония, подписав 19 октября 1956 г. со­вместную Декларацию, достигли соглашения о том, что состоя­ние войны между СССР и Японией прекращается со дня всту­пления в силу Декларации (с 12 декабря 1956 г.) и между ними восстанавливаются мир и добрососедские дружественные отно­шения. Совместная Декларация предусматривала проведение переговоров о заключении мирного договора между СССР и Японией.

Прекращение военных действий. Военные действия между воюющими могут быть прекращены в результате перемирия или капитуляции одного из них. Перемирие может быть местным или общим.

Местное перемирие носит временный характер, оно заключается для ограниченного театра войны (поле боя, крепость, остров) с конкретными ограниченными целями или задачами местного значения (подбор и транспортировка раненых, больных и убитых, обмен ранеными, вывод женщин и детей из осажденной крепости, переговоры с парламентером, празднование общенационального или религиозного праздника) и длится, как правило, краткое время (один час, несколько часов, один или несколько дней).

Решение о заключении местного перемирия может принять местное военное командование в рамках своих полномочий. Местное перемирие не влечет за собой прекращение войны между воюющими. По выполнении обусловленных перемирием частных задач и истечении его срока военные действия могут быть возобновлены.

Военные действия могут быть прекращены и в одностороннем порядке на какой-то определенный срок для достижения конкретной цели, о чем заранее оповещается другая воюющая сторона.

Местные перемирия или одностороннее прекращение военных действий имели место во Вьетнаме, Афганистане, во время армяно-азербайджанской войны из-за Нагорного Карабаха, в Югославии, в Чечне, на Ближнем Востоке и в других районах.

Общее перемирие или общее прекращение огня полностью прекращает боевые действия воюющих. Оно, как правило, не ограничивается каким-либо сроком и продолжается до заключения мирного договора или мирного урегулирования. Нарушение общего перемирия отдельными военнослужащими является военным преступлением, за которое эти военнослужащие должны нести уголовную ответственность.

Общее перемирие носит не только военный, но и политический характер, поскольку оно является первым шагом на пути к прекращению войны и мирному урегулированию. Нарушение общего перемирия или прекращения огня одной из сторон следует рассматривать как акт агрессии или военное преступление.

Общее перемирие или прекращение огня многократно объявлялось уже и после второй мировой войны: Соглашение о военном перемирии в Корее (1953 г.), Соглашение о прекращении военных действий во Вьетнаме (1954 г.), Соглашение о прекращении огня в Алжире (1962 г.), Соглашение о прекращении огня между Ираном и Ираком (1988 г.), 28 февраля 1991 г. прекращены военные действия на территории Ирака и Кувейта силами антииракской коалиции в соответствии с мандатом Совета Безопасности ООН, неоднократно объявлялось о прекращении огня в Карабахе (между Арменией и Азербайджаном), в Грузии, Чечне и других районах.

Капитуляция - это один из способов прекращения военных действий. В отличие от общего перемирия при капитуляции побежденная сторона утрачивает даже формальное равенство с победителем (исключая почетную капитуляцию). Капитуляция может быть почетной, простой (обычной), общей и безоговорочной.

Почетная капитуляция - это прекращение военных действий в связи с достигнутой договоренностью между воюющими сторонами, в соответствии с которой капитулирующая сторона имеет право покинуть свои позиции или осажденный город (крепость, зону) со знаменами, техникой и оружием и соединиться впоследствии со своими вооруженными силами, в том числе и для дальнейшего ведения боевых действий (например, почетная капитуляция палестинцев в Бейруте и выход из осажденного израильтянами Бейрута в 1983 г.).

Простая (обычная) капитуляция - это прекращение военных действий на отдельном участке (сдача крепости, города, зоны), разоружение и пленение капитулирующих. Такая капитуляция не означает окончания войны в целом, хотя и может иметь влияние на военно-политическое положение воюющих государств (например, капитуляция Порт-Артура в русско-японскую войну 1904-1905 гг.).

Общая капитуляция - это повсеместное общее прекращение боевых действий с признанием капитулирующим государством своего поражения в войне. В результате общей капитуляции разоружаются все вооруженные силы побежденного государства, его территория может быть оккупирована и на него может быть наложена политическая и материальная ответственность. Например, общая капитуляция Ирака 27 февраля 1991 г., когда правительство Ирака в письме на имя председателя Совета Безопасности ООН выразило согласие выполнить резолюцию № 660 и все другие резолюции Совета Безопасности ООН.

Безоговорочная капитуляция (особая форма общей капитуляции) -это повсеместное общее прекращение боевых действий, разоружение и сдача всех вооруженных сил побежденного государства без каких бы то ни было условий.

Агрессор лишается государственного суверенитета (высшая форма политической ответственности), его территория оккупируется, верховная власть осуществляется специально назначенными лицами от имени победивших государств. Победители определяют будущее политическое урегулирование, вырабатывают конкретные санкции за агрессию, виды и формы политической и материальной ответственности агрессора, решают вопрос о привлечении к уголовной ответственности главных военных преступников, вырабатывают основы будущего мирного договора. Агрессор не имеет права отклонять или не выполнять условия безоговорочной капитуляции ни в момент капитуляции, ни после нее. Примерами являются безоговорочные капитуляции Германии 8 мая 1945 г. и Японии 2 сентября 1945 г.

Прекращение состояния войны между воюющими государствами оформляется, как правило, путем заключения мирного договора, принятия односторонней декларации или подписания двусторонней декларации. 10 февраля 1947 г. странами антигитлеровской коалиции были заключены мирные договоры с Болгарией, Венгрией, Италией, Румынией и Финляндией. Англия и Франция 9 июля, а США 19 октября 1951 г. в одностороннем порядке прекратили состояние войны с Германией, в том же 1951 г. США и их союзники заключили сепаратный мирный договор с Японией, 10 октября 1956 г. СССР и Япония подписали Декларацию о прекращении состояния войны между ними (до сих пор Россия и Япония не подписали мирного договора), 25 января 1955 г. в СССР был издан Указ "О прекращении состояния войны между СССР и Германией". 27 января 1973 г. было заключено Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме и четыре протокола к нему, в 1987 г. были подписаны Женевские соглашения об урегулировании положения в Афганистане, положившие конец войне СССР в Афганистане.

Правовые последствия окончания войны (состояния войны) наступают как для воюющих сторон, так и для нейтральных и других невоюющих государств.

Для воюющих государств: прекращают действовать законы и обычаи войны и устанавливаются нормальные мирные отношения, в том числе дипломатические; возобновляется действие ранее заключенных международных договоров; заключаются новые договоры, возвращаются все военнопленные, производится репатриация гражданского населения, попавшего на территорию бывших противников, осуществляется вывод оккупационных войск; опубликовываются сведения и координаты выставленных минных заграждений на суше и в море, производится разминирование минных полей и траление морских мин с оповещением об этом всех государств; разрешаются все вопросы политической и материальной ответственности и уголовной ответственности главных военных преступников; создаются политические и материальные гарантии для недопущения войны в будущем.

К таким условиям и гарантиям относятся, например: денацификация Германии, лишение Германии и Италии колоний, отказ от войны и создания армии (Япония), раздел военных флотов побежденных государств (Италии, Германии, Японии), полная или частичная демилитаризация стратегически важных островов или районов (Додеканезские острова, острова Пантеллерия, Пелагоза и другие в Средиземном море), создание демилитаризованной зоны в Корее, между Ираном и Ираком, между Ираком и Кувейтом, ограничения военного характера для Ирака после поражения в 1991 г. (уничтожение ракет, химического и бактериологического потенциала и др.).

Для нейтральных государств - прекращается состояние нейтралитета в войне; для всех невоюющих государств в целом - ликвидируется необходимость соблюдать режим зон ведения войны (если они были созданы); возвращаются интернированные граждане, военные корабли и летательные аппараты бывших воюющих сторон, оказавшиеся на территории нейтральных государств, восстанавливается безопасность международной морской и воздушной навигации в Мировом океане и др.

После окончания военных действий государства стремятся в наиболее выгодной форме закрепить результаты войны и создать благоприятные условия для послевоенных отношений. Поэтому большое значение имеют процесс принятия и характер послевоенных документов. Правовой основой прекращения войны являются общие нормы международного права и Гаагская конвенция «О законах и обычаях сухопутной войны»

Формами прекращения военных действий являются перемирие и капитуляция .

Перемирие может быть:

Местным;

Заключе­ние соглашений о перемирии относится к компетенции командования вооруженных сил воюющих. Такие соглашения не нуждаются в ратификации.

Местное перемирие временно приостанавливает военные дей­ствия между отдельными частями воюющих армий на ограниченной участке театра военных действий. Оно направлено на выполнение частных задач: подбор раненых, погребение мертвых» эвакуа­ция из осажденных зон женщин и детей. По выполнении этих частных задач военные действия могут быть возобновлены.

Общее перемирие, как и местное, не влечет прекращения состояния войны, однако, как правило, оно является первой стадией на пути к прекращению состояния войны и установлению мира.

Общее перемирие прекращает военные действия на всем те­атре войны и не ограничивается каким-либо сроком. Оно офор­мляется в виде соглашения, которое является актом не только военным, но и политическим, и поэтому окончательное решение о нем принимается компетентными государственными органами сторон.

Во время второй мировой войны заключение общих переми­рий производилось именно в связи с прекращением военных дей­ствий со стороны союзников фашистской Германии. 3 сентября 1943 г. было подписано от имени СССР, США, Англии и Франции военное перемирие с Италией. Далее последовали соглашения о перемирии между СССР, США, Англией, с одной стороны, и Ру­мынией - с другой (12 сентября 1944 г.); между СССР и Англией, с одной стороны, и Финляндией - с другой (19 сентября 1944 г.); между СССР, США и Англией, с одной стороны, и Болгарией - с другой (28 октября 1944 г.); между СССР, США и Англией, с одной стороны, и Венгрией - с другой (20 янва­ря 1945 г.).

Поскольку в современном мире война затрагивает интересы всего международного сообщества, сегодня заключение общего перемирия не ставится в зависимость только от усмотрения воюющее. Предписание об установлении такого перемирия может исходить и от Совета Безопасности ООН. Так:, во исполнение решений Совета Безопасности ООН в 1949 г. были заключены двусторонние соглашения об общей перемирии между Египтом, Сирией, Ливаном и Иорданией, с одной стороны, и Израилем -с другой.

Нарушение условий перемирия отдельными лицами не влечет за собой отказа от перемирия. Действиях этих лиц рассматрива­ется как нарушение законов и обычаев войны, и они наказывает­ся властями своего государства. Если происходит существенное нарушение перемирия одной стороной, то другая сторона вправе отказаться от условий перемирия и возобновить военные дейст­вия.

Второй формой прекращения военных действий является капитуляция , которая означает прекращение воору­женной борьбы. В результате капитуляции побежденная сторона утрачивает даже формальное равенство с победителем и прекра­щает борьбу. Различают:

Частную;

Почетную;

Безоговорочная;

Общую капитуляцию.

В результате частной капитуляции прекращают вооруженную борьбу и, как правило, сдаются в плен отдельные гарнизоны или окруженные группировки на определенном участке фронта.

Почетная капитуляция - это прекращение военных действий в связи с достигнутой договоренностью между воюющими сторонами, в соответствии с которой капитулирующая сторона имеет право покинуть свои позиции с техникой и оружием.

Безоговорочная капитуляция - повсеместное общее прекращение боевых действий, разоружение и сдача всех вооруженных сил побежденного государства без всяких условий. Победители определяют санкции за агрессию, виды политической и материальной ответственности, привлекают к уголовной ответственности военных преступников, разрабатывают мирный договор, определяют пути экономического, социального, политического переустройства побежденного государства под контролем ООН.

В отличие от частной капитуляции, не влекущей за собой существенных правовых последствий для государства в целом, общая капитуляция означает признание себя побежденным госу­дарством и прекращение вооруженной борьбы его вооруженными силами. Общая капитуляция может быть оформлена актом безого­ворочной капитуляций, который, как правило, предусматривает признание побежденным государством полного поражения в воору­женной борьбе, разоружение и сдачу в плен его вооруженных сил без каких-либо условий со стороны капитулирующего. Актами безоговорочной капитуляции было оформлено прекра­щение военных действий с фашистской Германией (08.05.1945 г.) и милитаристской Японией (02.091945 г.).

Прекращение состояния войны - это окончательное урегулиро­вание политических, экономических, территориальных и иных проблем, связанных с завершающейся войной и прекращением во­енных действий. Важные правовые последствия прекращения со­стояния войны - восстановление между находившимися до этого момента в состоянии войны государствами официальных отноше­ний в полном объеме, обмен дипломатическими представительст­вами и т.п.

Формой осуществления окончательного мирного урегулирова­ния, прекращения состояния войны является в большинстве слу­чаев заключение мирного договора.

После второй мировой войны страны антигитлеровской коали­ции 10 февраля 1947 г. подписали выработанные на Парижской мирной конференции мирные договоры с Италией, Финляндией, Румынией, Венгрией и Болгарией. В преамбуле каждого догово­ра провозглашалось прекращение состояния войны. В статьях договоров решались вопросы о границах соответствующих госу­дарств, об их политических обязательствах осуществлять демо­кратическое развитие и не допускать возрождения каких бы то ни было фашистских организаций, о репарациях и реституциях в пользу стран антигитлеровской коалиции и другие вопросы.

Послевоенной практике международных отношений известны и иные формы прекращения состояния войны, например издание одно­сторонней декларации и заключение двусторонней декларации.

Так, состояние войны с Германией было прекращено в пер­вой половине 50-х годов односторонними актами СССР, США, Великобритании, Франции и других государств. Прекращение со­стояния войны между Советским Союзом и Германией и установ­ление мирных отношений было объявлено Указом Президиума Вер­ховного Совета СССР от 25 января 1955 г.

Согласно этому акту, в частности, все возникшие в связи с войной юридические ограничения в отношении германских граждан, утратили силу.

СССР и Япония, подписав 19 октября 1956 г. Совместную декларацию, достигли соглашения о том, что состояние войны между СССР и Японией прекращается со дня вступления в силу Декларации (с 12 декабря 1956 г.) и между ними восстанавливается мир и добрососедские дружественные отношения.

Обращение к последним двум формам прекращения состояния войны объясняется, в частности, в случае с Германией – ее расколом на два государства, а с Японией - существованием до сих пор неурегулированного территориального вопроса.

Начало войны - это момент либо фактического открытия военных действий, либо формального объявления войны (состояния войны), даже если за этим не следует фактического начала боевых действий. Началу военных действий должно предшествовать объявление войны. Гаагская конвенция III об открытии военных действий 1907 г: устанавливает, что военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое может иметь форму либо мотивированного объявления войны, либо ультиматума с условным объявлением войны.

Мотивированное объявление войны может быть взято назад, если государство, которому объявлена война, ликвидирует обстоятельства, послужившие причиной объявления войны. Ультиматум (категоричное объявление войны) не допускает никаких возражений против требований одного государства к другому под угрозой начала против него боевых действий (1999 г. - ультиматум США, предъявленный Сербии).

Сам факт объявления войны, не являющейся актом самообороны, не превращает войну противоправную в войну законную и в соответствии с Определением агрессии 1974 г. представляет собой акт агрессии. Само объявление войны - это преступление против мира, угроза применения силы. Однако начало войны без ее предварительного и недвусмысленного предупреждения является отягчающим обстоятельством другого преступления против мира - ведения агрессивной войны. На Нюрнбергском процессе был специально отмечен факт нападения Германии на СССР без объявления войны, т.е. нарушение нормы Гаагской конвенции III.

Институт объявления войны не потерял своего значения и в современном мире, - он должен использоваться при реализации права на индивидуальную или коллективную самооборону, при начале операции по поддержанию мира по мандату ООН (1990 г. - Ираку в соответствии с резолюцией Совета Безопасности была предоставлена «пауза мира» для вывода войск с территории Кувейта).

Объявление войны, даже если оно не сопровождается фактическим началом боевых действий, является началом юридического состояния войны вплоть до его официального прекращения (с другой стороны, фактическое начало военных действий между государствам» может и не привести к началу состояния войны - советско-китайский конфликт в 1969 г.).

Наступление состояния войны независимо от фактического начала военных действий влечет за собой международно-правовые последствия:

1. Прекращаются все мирные отношения между участниками конфликта. Дипломатический и консульский персонал вправе беспрепятственно покинуть территорию государства пребывания. В соответствии с Венскими конвенциями о дипломатических и консульских сношениях (1961 и 1963 гг.) государство пребывания обязано оказать содействие для выезда таких лиц и при необходимости предоставить им средства передвижения.

2. Между воюющими сторонами прекращают действовать все двусторонние договоры, рассчитанные на мирное время. Вступают в силу договоры, специально заключенные на случай войны, - прежде всего, Гаагские 1907 г. и Женевские 1949 г. конвенции (которые запрещено денонсировать во время войны).

3. Запрещаются торговые сделки с юридическими и физическими лицами неприятельского государства, личные и коммерческие отношения между гражданами воюющих государств.

4. К гражданам неприятельского государства, пребывающим на территории военного противника, применяются различные ограничения (специальный негативный режим), включая интернирование или

принудительное проживание в определенном районе на период войны. Интернированные лица сохраняют свою гражданскую право и дееспособность и вправе осуществлять их в той мере, в какой это совместимо с интернированием.

5. Имущество, принадлежащее вражескому государству (за исключением имущества дипломатических и консульских представительств), подлежит конфискации. Имущество частных лиц в принципе считается неприкосновенным.

6. Торговым судам воюющих сторон, находящимся к началу войны в неприятельских водах и портах, дается определенный срок («индульт»), в течение которого они должны покинуть территорию вражеского государства. По истечении этого срока суда могут быть реквизированы или задержаны до конца войны независимо от их принадлежности (государству или частным лицам).

С началом состояния войны вступает в действие система «держава покровительниц» (установлена Дополнительным протоколом I). Держава-покровительница - это не участвующее в конфликте государство (несколько государств), признанное воюющими сторонами назначенное для охраны интересов обеих воюющих сторон. Если такой Державы нет, - ее функции обязаны выполнять Международный Комитет Красного Креста или другие международные организации субституты»). Представлять интересы воюющих государств может любое нейтральное государство (во время Второй мировой войны интересы СССР в Германии представляла Швеция; она же представляла германские интересы в СССР). Через Державу-покровительницу, субститут или нейтральное государство поддерживается связь между воюющими сторонами.

Окончание войны и его международно-правовые последствия

Окончание войны в юридическом смысле - это прекращение состояния войны, т.е. между воюющими сторонами восстанавливаются мирные отношения: дипломатические, консульские, торговые и т.п. Прекращению состояния войны обычно предшествует прекращение военных действий. Прекращение военных действий и прекращение состояния войны - это различные акты, отличающиеся как по юридическому оформлению, так и по юридическим последствиям. Прекращение военных действий осуществляется различными способами и оформляется официальными актами:

1. Перемирие - временное приостановление военных действий по взаимному соглашению сторон. Перемирие может быть общим и частным (местным) - на отдельных участках фронта, срочным и бессрочным.

Местное (частное) перемирие заключается с целью приостановления военных действий между отдельными частями на отдельных участках фронта. Оно направлено на подбор раненых и больных, погребение мертвых, эвакуацию гражданского населения, направление парламентеров, празднование общенационального или религиозного праздника. Местное перемирие, как правило, имеет краткий характер.

Военные действия могут быть прекращены и в одностороннем порядке на какой-то определенный срок для достижения конкретной цели, о чем заранее оповещается другая воюющая сторона. Местные перемирия или одностороннее прекращение военных действий имели место во Вьетнаме, в Афганистане, в Нагорном Карабахе, Грузии, Чечне.

Срочное перемирие может быть прервано в связи с истечением установленного в нем срока, с наступлением оговоренных в соглашений о перемирии условий или событий. При бессрочном перемирий воюющие стороны могут возобновить боевые действия в любое вредно обязаны заранее предупредить об этом другую сторону.

При общем перемирии (общем прекращении огня) военные действия приостанавливаются на всем театре войны. Общее перемирие является полным и бессрочным и продолжается до заключения мирного договора или мирного урегулирования. Общее перемирие не только способствует приостановлению военных действий (например, стороны конфликта формально не заявили о наличии состояния войны), но приводит к их прекращению. Общее перемирие является не только ценным, но и политическим актом, и оформляется в договорно-прававом порядке: Соглашение о военном перемирии в Корее 1953 г., Соглашение о прекращении огня в Алжире 1962 г., Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме 1973 г., Соглашение о прекращении огня между Ираком и Ираном 1988 г. - все эти соглашения о перемирии содержали положения о прекращении военных действий и о взаимном возвращении военнопленных.

Гаагская конвенция IV о законах и обычаях сухопутной войны устанавливает, что нарушение перемирия одной стороной дает другой стороне право отказаться от перемирия и немедленно возобновить военные действия (ст. 40). Нарушение актов о перемирии представляет собой противоправное посягательство на законы и обычаи войны, акт агрессии, влекущие международную ответственность. Нарушение условий перемирия отдельными лицами, действующими по собственной инициативе, дает право требовать наказания виновных и возмещения понесенных потерь (ст. 41).

2. Выполнение решения Совета Безопасности ООН (ст. 40 Устава ООН) о временных мерах - прекращении огня, освобождении оккупированной территории.

3. Капитуляция. Происходит на условиях, поставленных победителем (это не соглашение сторон, как перемирие). Капитуляция отличается от перемирия тем, что капитулирующая сторона лишена даже формального равенства с победителем. Это прекращение сопротивления одной из воюющих сторон. При капитуляции все вооружение, военная техника и военное имущество переходят к противнику. Сдающиеся войска подвергаются военному плену.

Виды капитуляции: простая (обычная, местная) - прекращение сопротивления отдельных крепостей и районов (капитуляция фашистских войск в Сталинграде в 1943 г.) - и общая; безоговорочная и почетная (капитуляция гарнизона крепости с сохранением оружия и знамен).

Почетная капитуляция - это прекращение военных действий в связи с достигнутой договоренностью между воюющими сторонами. капитулирующая сторона имеет право покинуть свои позиции или денный город со знаменами, техникой и оружием и направиться

на соединение со своими вооруженными силами для ведения дальнейших боевых действий (почетная капитуляция и выход палестинцев осажденного израильтянами Бейрута в 1983 г.)

Простая (обычная) капитуляция - это прекращение военных действий на отдельном участке фронта (сдача крепости, города, зоны, разоружение и пленение капитулирующих. Такая капитуляция не означает окончания войны в целом, но может оказать серьезное влияние на военно-политическое положение воюющих сторон (капитуляция Порт-Артура в русско-японской войне 1904-1905 гг.).

Общая капитуляция - это повсеместное прекращение боевых действий с признанием капитулирующим государством своего поражения в войне. Общая капитуляция предполагает разоружение всех вооруженных сил побежденного государства; его территория может быть оккупирована и на государство наложена политическая и материальная ответственность (в 1991 г. Правительство Ирака в письме на имя Председателя Совета Безопасности ООН выразило согласие выполнить все резолюции Совета Безопасности).

Безоговорочная капитуляция (особая форма общей капитуляции) подписывается без всяких условий и оговорок со стороны побежденного: Берлинский акт о военной капитуляции германских вооруженных сил от 8 мая 1945 г.; Токийский акт о капитуляции Японии от 2 сентября 1945 г. Эти акты предусматривали безоговорочную капитуляцию германских и японских вооруженных сил, их разоружение и сдачу в плен командованию союзных армий.

При безоговорочной капитуляции побежденное государство лишается государственного суверенитета (высшая форма политической ответственности), его территория оккупируется, верховная власть осуществляется военным командованием государства-победителя. Победитель и его союзники определяют политическое урегулирование, санкции, виды и формы политической и материальной ответственности, основы мирного договора. Побежденное государство не вправе отклонять или не выполнять условия безоговорочной капитуляции ни в момент капитуляции, ни после нее.

В соответствии с обычной нормой международного права нарушение условий капитуляции является международным правонарушением, если оно совершено по указанию правительства воюющей стороны, или военным преступлением, если такого указания нет. Данное нарушение может повлечь за собой либо ответные меры, либо наказание виновных как военных преступников.

Ни перемирие, ни капитуляция не прекращают состояния войн. Прекращение состояния войны - это окончательное урегулирован политических, экономических, территориальных и иных проблем, связанных с завершением войны и прекращением военных действий. Правовые последствия прекращения состояния войны: восстановлением между бывшими противниками официальных, отношений, обмен дипломатическими представительствами, возобновление ранее действовавших международных договоров, прекращение действия договоров военного времени. Формы прекращения состояния войны - мирный договор или односторонний акт одной из воюющих сторон.

1947 г. - страны антигитлеровской коалиции подписали выработанные на Парижской мирной конференции договоры с Болгарией, Венгрией, Румынией, Италией, Финляндией о прекращении состояния войны. В преамбуле каждого договора провозглашалось прекращение состояния войны. В договорах устанавливались границы соответствующих государств, их политические обязательства, обязательства по репарациям и реституциям в пользу стран антигитлеровской коалиции, по репатриации военнопленных и т.д. В 1951 г. Великобритания, США и Франция заключили мирный договор с Японией.

1951 г. - Англия, Франция и США в одностороннем заявлении объявили о прекращении войны с Германией.

1955 г. - одностороннее заявление СССР о прекращении состояния войны с Германией; отмена всех ограничений в отношении германских граждан (как граждан вражеского государства), введенных в связи с войной. Полное урегулирование вопросов войны с Германией имело место только в 1990 г.: Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии (СССР, США, Великобритания, Франция, ФРГ, ГДР) - объединенная Германия обрела полный суверенитет над своими внутренними и внешними делами; прекратилось действие прав и ответственности союзных держав в отношении Берлина и Германии в целом.

Прекращение состояния войны может иметь место и в результате Двусторонней декларации, основанной на соглашении сторон: 1956 г. - СССР и Япония подписали совместную Декларацию о прекращении состояния войны и восстановлении дипломатических и консульских отношений. Декларация предусматривала проведение переговоров о заключении мирного договора между СССР и Японией (который не подписан до сих пор). Иногда акт прекращения военных Действий одновременно является актом прекращения состояния войны (Соглашение во Вьетнаме 1973 г., Женевские соглашения об урегулировании положения в Афганистане 1987 г.).

Обращение к двусторонним и односторонним декларациям объяснятся, в частности, существованием неурегулированных территориальных вопросов (СССР - Япония), расколом государства (ФРГ - ГДР).

Правовые последствия окончания войны наступают для всех государств - и воюющих, и нейтральных, и невоюющих. Для воюющих государств прекращают свое действие законы и обычаи войны, устанавливаются официальные мирные отношения, возвращаются военнопленные, производятся репатриация гражданского населения и вывод оккупационных войск, создаются гарантии для недопущения войны в будущем.

К таким условиям и гарантиям относятся, например, политика «трех Д» (демилитаризация, демонополизация, денацификация)в Германии; лишение колоний (Германия, Италия); отказ от войны и создания армии (Япония); раздел военных флотов побежденных государств (Германия, Италия, Япония); полная или частичная демилитаризация стратегически важных островов и районов (Додеканезские острова, острова Пантеллерия, Пелагоза и другие в Средиземном море); создание демилитаризованных зон (Корея, между Ираком и Ираном, между Ираком и Кувейтом); ограничения военного характера (Германия, Ирак).

Для эвентуально нейтральных государств прекращается состояние нейтралитета в данной войне; для всех невоюющих государств в целом ликвидируется необходимость соблюдать режим зон ведения войны.

Окончание военных действий и окончание состояния войны - это акты, отличающиеся один от другого как по способам их юридического оформления, так и по тем правовым последствиям, которые они порождают для воюющих сторон.

Окончание войны в юридическом смысле означает прекращение состояния войны, т.е. восстановление между воюющими сторонами мирных отношений с вытекающими отсюда важными международно-правовыми последствиями. Государства, как правило, восстанавливают прерванные войной дипломатические, консульские и торговые отношения, снимают юридические ограничения в отношении граждан (и юридических лиц), которые в связи с войной рассматривались в качестве граждан вражеского государства, устраняются другие юридические последствия, вызванные состоянием войны.

Прекращению состояния войны обычно предшествует прекращение военных действий.

Наиболее частым способом прекращения военных действий является перемирие. Оно может быть местным или общим; срочным и бессрочным.

Местное перемирие преследует цель приостановить военные действия между отдельными частями и подразделениями на ограниченном участке театра военных действий. Как правило, оно направлено на решение частных задач: подбор раненных и больных, погребение мертвых, эвакуация из осажденных районов лиц из числа гражданского населения, посылка парламентеров и т.д.

Общее перемирие существенно отличается от местного. Во-первых, в случае общего перемирия военные действия приостанавливаются на всем театре военных действий. Во-вторых, общее перемирие при определенных обстоятельствах (например, если стороны в конфликте формально не заявили о наличии состояния войны между ними) способно не только приостановить военные действия, но и привести к их прекращению. В этом случае общее перемирие как акт не только военный, но имеющий и политическое значение оформляется воюющими сторонами в договорно-правовом порядке. В качестве примеров можно назвать Соглашение о военном перемирии в Корее от 27 июля 1953 года; Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме от 27 января 1973 года. Все эти соглашения содержали два общих для них положения: прекращение военных действий и взаимное возвращение всех военнопленных в установленные сроки. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. - М.: Междунар. отношения, 1995. - С. 371 - 372.

Срочное перемирие может быть прервано с истечением установленного в нем срока, наступлением оговоренного в соглашении о перемирии условия или события. При бессрочном перемирии воюющие могут возобновить военные действия в любое время, но заранее предупредить об этом другую сторону. Согласно ст. 40 IV Гаагской конвенции 1907 года существенное нарушение перемирия одной из сторон дает право другой отказаться от него и возобновить военные действия. Однако нарушение условий перемирия отдельными лицами, действующими по собственному почину, дает только право требовать наказания виновных и вознаграждения за потери, если таковые случились. Перемирие может заключаться по требованию и под контролем Совета Безопасности ООН. См. Международное право в вооруженных конфликтах [Электронный ресурс]: - Режим доступа: - http://www.easyexams.ru

Военные действия могут прекращаться также на основе капитуляции. В отличие от перемирия, которое является результатом соглашения между воюющими, при капитуляции прекращение военных действий происходит на условиях, поставленных победителем. Как правило, при капитуляции все вооружение, военное имущество, военные корабли, самолеты переходят к победителю. Сдающиеся войска подвергаются военному плену. Капитуляция может быть, простой или обычной, местной (отдельной крепости, района) и общей. Она может быть безоговорочной, которая подписывается без всяких условий и оговорок со стороны побежденного (безоговорочная капитуляция Германии и Японии в 1945 года).

В большинстве случаев ни перемирие, ни капитуляция не прекращают состояния войны. Для юридического прекращения такого состояния государства прибегают к различным международно-правовым средствам и формам. Это может быть односторонний акт, являющийся результатом инициативы одной стороны. Так, в 1951 году Англия, Франция и США - каждая в отдельности - односторонне заявили о прекращении состояния войны с Германией. 25 января 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР было прекращено состояние войны между СССР и Германией. Все ограничения в отношении германских граждан, возникшие в связи с войной, были отменены.

Прекращение состояния войны может быть результатом двусторонней декларации, когда оно основано на соглашении государств. Например, 19 октября 1956 года СССР и Япония подписали совместную Декларацию, согласно которой между ними прекращалось состояние войны, и восстанавливались «мир и добрососедские дружественные отношения», включая дипломатические и консульские отношения.

Специальной международно-правовой формой, предназначенной для прекращения состояния войны, является мирный договор. В мирном договоре наиболее полно и всесторонне решаются вопросы, связанные с восстановлением мирных отношений, в том числе территориальные вопросы, судьбы довоенных договоров, вооруженных сил побежденного государства, военнопленных, возмещения ущерба (репараций), ответственности военных преступников. После второй мировой войны странами антигитлеровской коалиции на основе мирных договоров в 1947 году было прекращено состояние войны с бывшими союзниками Германии - Финляндией, Италией, Венгрией, Болгарией, Румынией. Последняя черта под второй мировой войной в Европе была подведена Договором об окончательном урегулировании в отношении Германии, подписанным СССР, США, Великобританией, Францией, ГДР и ФРГ 12 сентября 1990 года. Этот договор содержит большинство положений, которые обычно являются объектом мирных договоров.

Выбор редакции
ВведениеТворческое наследие крупнейшего русского историка - Василия Осиповича Ключевского (1841-1911 гг.) - имеет непреходящее значение...

Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племени Иуды, самого многочисленного среди 12 колен израилевых, как об этом...

914 02.04.2019 6 мин. Собственность – термин, который ранее не был известен римлянам. В то время люди могли употреблять такие...

Недавно столкнулся с такой проблемой: — не все пневматические насосы меряют давление в шинах в технических атмосферах, как мы привыкли....
Белое движение или «белые» — политически неоднородная сила, сформированная на первом этапе Гражданской войны. Главные цели «белых» —...
Т роице – Гледенский монастырь расположен в отдалении от Великого Устюга, возле деревни Морозовица, на высоком холме при слиянии рек...
February 3rd, 2016 Есть в Москве удивительное место. Попадаешь туда - и как будто оказываешься на съемочной площадке фильма, в декорациях...
Об этих святынях, а также о положении православия во Франции «Культура» побеседовала с директором Паломнического центра при Корсунской...
Завтра, 1 октября начинается перевод сотрудников тех подразделений, которые из МВД переданы в новую федеральную службу - Росгвардию. Указ...