Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Греческий храм — архитектурный образ союза людей и богов Афинский Акрополь как выражение и


Архитектура древнегреческая оказала огромное влияние на зодчество последующих эпох. Основные её концепции и философия надолго закрепились в традициях Европы. Чем интересна древнегреческая архитектура? Ордерная система, принципы планировки городов и создания театров описаны далее в статье.

Периоды развития

Античная цивилизация, которая состояла из множества разрозненных городов-государств. Она охватывала западное побережье Малой Азии, юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, а также Южную Италию, Причерноморье и Сицилию.

Архитектура древнегреческая дала начало многим стилям и стала основой в зодчестве эпохи Ренессанса. В истории её развития обычно выделяют несколько этапов.

  • (середина XII - середина VIII в. до н. э.) - новые формы и черты на основе прежних микенских традиций. Главными постройками были жилые дома и первые храмы, выполненные из глины, необожженного кирпича и дерева. Появились первые керамические детали в декоре.
  • Архаика (VIII — начало V в., 480-е гг. до н. э.). С формированием полисов появляются новые общественные здания. Храм и площадь перед ним становятся центром городской жизни. В строительстве чаще применяется камень: известняк и мрамор, терракотовая облицовка. Появляются различные типы храмов. Преобладает дорический ордер.
  • Классика (480 - 330 гг. до н. э.) - период расцвета. Все типы ордеров в древнегреческой архитектуре активно развиваются и даже композиционно соединяются друг с другом. Возникают первые театры и музыкальные залы (одейоны), жилые дома с портиками. Формируется теория планировки улиц и кварталов.
  • Эллинизм (330 - 180 гг. до н. э.). Строятся театры и общественные здания. Древнегреческий стиль в архитектуре дополняется восточными элементами. Преобладают декоративность, роскошь и пышность. Чаще используется коринфский ордер.

В 180 году Греция оказалась под влиянием Рима. Империя переманила в свою столицу лучших ученых и мастеров искусства, позаимствовав у греков некоторые традиции культуры. Поэтому древнегреческая и древнеримская архитектура имеют много схожих черт, например, в строительстве театров или в ордерной системе.

Философия архитектуры

В любом аспекте жизни древние греки стремились к достижению гармонии. Представления о ней не были размытыми и чисто теоретическими. В Древней Греции гармония определялась как сочетание выверенных пропорций.

Применялись они и для тела человека. Красота измерялась не только "на глаз", но и конкретными цифрами. Так, скульптор Поликлет в трактате «Канон» представил четкие параметры идеальных мужчины и женщины. Красота напрямую связывалась с физическим и даже духовным здоровьем и целостностью личности.

Тело человека рассматривалось как конструкция, детали которой безупречно подогнаны друг под друга. Древнегреческая архитектура и скульптура, в свою очередь, стремились максимально соответствовать представлениям о гармонии.

Размеры и формы статуй соответствовали представлению о «правильном» теле и его параметрах. обычно пропагандировал идеального человека: одухотворенного, здорового и спортивного. В архитектуре антропоморфизм проявлялся в названиях мер (локоть, ладонь) и в пропорциях, которые выводились из пропорций фигуры.

Отображением человека являлись колонны. Их фундамент или база отождествлялась со стопами, ствол - с туловищем, капитель - с головой. Вертикальные желобки или каннелюры на стволе колонны представлялись складками одежды.

Основные ордеры древнегреческой архитектуры

О великих достижениях инженерной мысли в Древней Греции говорить не приходится. Сложных конструкций и растворов тогда не применяли. Храм того времени можно сравнить с мегалитом, где на каменную опору ложится каменная балка. Величие и особенности древнегреческой архитектуры заключаются, прежде всего, в её эстетике и декоративности.

Художественность и философию здания помогал воплощать его ордер или же стоечно-балочная композиция из элементов в определенном стиле и порядке. Существовало три основных типа ордера в древнегреческой архитектуре:

  • дорический;
  • ионический;
  • коринфский.

Все они имели общий набор элементов, но отличались их расположением, формой и орнаментом. Так, в греческий ордер входил стереобат, стилобат, антаблемент и карниз. Стереобат представлял ступенчатое основание над фундаментом. Далее следовал стилобат или колонны.

Антаблемент был несомой частью, располагавшейся на колоннах. Нижняя балка, на которую опирался весь антаблемент, называется архитрав. На нем располагался фриз - средняя декоративная часть. Верхняя часть антаблемента - карниз, он нависал над остальными частями.

Поначалу элементы древнегреческой архитектуры не смешивали. Ионический антаблемент ложился только на ионическую колонну, коринфский - на коринфскую. Один стиль - на одно здание. После возведения Иктином и Калликратом Парфенона в V веке до н. э. ордеры стали сочетать и ставить друг на друга. Делалось это в определенном порядке: сначала дорический, потом ионический, затем коринфский.

Дорический ордер

Дорический и ионический древнегреческие ордера в архитектуре были основными. Дорическая система была распространена в основном на материковой части и наследовала микенскую культуру. Она характеризуется монументальностью и в чем-то тяжеловесностью. Внешний вид ордера выражает спокойное величие и лаконичность.

Дорические колонны невысокие. У них отсутствует база, а ствол мощный и сужается кверху. Абака, верхняя часть капители, имеет квадратную форму и лежит на округлой подпоре (эхине). Каннелюр, как правило, было двадцать. Архитектор Витрувий сравнивал колонны этого ордера с мужчиной - крепким и сдержанным.

В антаблементе ордера всегда присутствовали архитрав, фриз и карниз. Фриз отделялся от архитрава полочкой и состоял из триглифов - вытянутых вверх прямоугольников с каннелюрами, которые чередовались с метопами - слегка заглубленными квадратными пластинами со скульптурными изображениями или без них. Фризы других ордеров не имели триглифов с метопами.

На триглиф возлагались прежде всего практические функции. Исследователи предполагают, что он представлял торцы балок, которые ложились на стены святилища. Он имел строго вычисленные параметры и служил опорой для карниза и стропил. В некоторых древнейших постройках пространство между торцами триглифа не заполнялось метопами, а оставалось пустым.

Ионический ордер

Ионическая ордерная система была распространена на побережье Малой Азии, в Аттике и на островах. Влияние на неё оказали Финикия и Персия ахемединская. Ярким примером этого стиля был храм Артемиды в Эфесе и храм Геры в Самосее.

Ионика ассоциировалась с образом женщины. Для ордера была характерна декоративность, легкость и утонченность. Его главной особенностью была капитель, оформленная в виде волютов - симметрично расположенных завитков. Абака и эхин украшались резьбой.

Ионическая колонна тоньше и стройнее, чем дорическая. Её база опиралась на квадратную плиту и была украшена выпуклыми и вогнутыми элементами с орнаментальной порезкой. Иногда база располагалась на барабане, украшенном скульптурной композицией. В ионике расстояние между колоннами больше, что увеличивает воздушность и изысканность здания.

Антаблемент мог состоять из архитрава и карниза (малоазийский стиль) или из трех частей, как в дорике (аттический стиль). Архитрав разделялся на фасции - горизонтальные уступы. Между ним и карнизом располагались небольшие зубчики. Водосточный желоб на карнизе обильно украшался орнаментом.

Коринфский ордер

Коринфский ордер редко считается самостоятельным, часто его определяют как вариацию ионического. Существует две версии, сообщающих об истоках этого ордера. Более приземленная говорит о заимствовании стиля у египетских колонн, которые украшались листьями лотоса. Согласно другой теории, ордер создал скульптор из Коринфа. На это его вдохновила увиденная им корзина, в которой находились листья аканта.

От ионического он отличается в основном высотой и декором капители, которая оформлена стилизованными листьями аканта. Два ряда вылепленных листьев обрамляют верхнюю часть колонны по кругу. Стороны абаки вогнуты и украшены большими и малыми спиральными завитками.

Коринфский ордер насыщен декором больше, чем другие древнегреческие ордера в архитектуре. Из всех трех стилей он считался самым роскошным, изящным и богатым. Его нежность и утонченность ассоциировалась с образом молодой девушки, а листья аканта напоминали кудри. Благодаря этому ордер часто называют «девичьим».

Античные храмы

Храм был главной и самой важной постройкой Древней Греции. Его форма была проста, прообразом для неё были жилые прямоугольные дома. Архитектура древнегреческого храма постепенно усложнялась и дополнялась новыми элементами до тех пор, пока он не приобрел круглую форму. Обычно выделяют такие стили:

  • дистиль;
  • простиль;
  • амфипростиль;
  • периптер;
  • диптер;
  • псевдодиптер;
  • толос.

Храм в Древней Греции не имел окон. Снаружи его окружали колонны, на которых размещалась двускатная крыша и балки. Внутри размещалось святилище со статуей божества, которому был посвящен храм.

В некоторых постройках мог размещаться небольшой предбанник - пронаос. В задней части крупных храмов располагалось ещё одно помещение. В нем хранились пожертвования жителей, священный инвентарь и городская казна.

Первый тип храма - дистиль - состоял из святилища, передней лоджии, которую окружали стены или анты. В лоджии размещались две колонны. С усложнением стилей количество колонн увеличивалось. В простиле их четыре, в амфипростиле - по четыре на заднем и переднем фасаде.

В храмах-перипетрах они окружают здание со всех сторон. Если колонны выстроены по периметру в два ряда, то это стиль диптер. Последний стиль, толос, тоже предполагал окружение колоннами, но периметр имел цилиндрическую форму. Во времена Римской империи толос развился в тип постройки «ротонда».

Устройство полисов

Древнегреческие полисы строились в основном у морских берегов. Они развивались как торговые демократические государства. В общественной и политической жизни городов участвовали все их полноправные жители. Это приводит к тому, что архитектура древнегреческая развивается не только в сторону но и в плане общественных зданий.

Верхней частью города был акрополь. Как правило, он находился на холме и был хорошо укреплен, чтобы сдержать противника во время внезапной атаки. В его пределах располагались храмы богов, которые покровительствовали городу.

Центром Нижнего города была агора - открытая рыночная площадь, где проводилась торговля, решались важные общественные и политические вопросы. На ней располагались школы, здание совета старейшин, базилика, здание для пиров и собраний, а также храмы. По периметру агоры иногда ставились статуи.

С самого начала архитектура древнегреческая предполагала, что здания внутри полисов размещаются свободно. Их размещение зависело от местного рельефа. В V веке до нашей эры Гипподам осуществил настоящую революцию в планировании городов. Он предложил четкую сетчатую структуру улиц, которая разделяет кварталы на прямоугольники или квадраты.

Все здания и объекты, в том числе и агоры, располагаются внутри квартальных ячеек, не выбиваясь из общего ритма. Такая планировка позволяла легко достраивать новые участки полиса, не нарушая при этом цельности и гармонии. По проекту Гипподама были построены Милет, Книда, Ассоса и т. д. А вот Афины, например, остались при старой «хаотичной» форме.

Жилые помещения

Дома в Древней Греции отличались в зависимости от эпохи, а также достатка хозяев. Выделяют несколько основных видов домов:

  • мегаронный;
  • апсидальный;
  • пастадный;
  • перистильный.

Один из ранних типов жилища - мегарон. Его план стал прототипом для первых храмов гомеровской эпохи. Дом имел прямоугольную форму, в торцовой части которого находилось открытое помещение с портиком. Проход окантовывали две колонны и выступающие стены. Внутри было только одно помещение с очагом посередине и отверстием в крыше для выхода дыма.

Апсидальный дом также строился в ранний период. Он представлял собой прямоугольник с закругленной торцовой частью, которая называлась апсидой. Позже появились пастадные и перистильные типы построек. Внешние стены в них были глухими, а планировка зданий - замкнутой.

Пастада представляла собой проход во внутренней части двора. Сверху он был накрыт и поддерживался опорами из дерева. В IV веке до нашей эры становится популярен перистиль. Он сохраняет прежнюю планировку, но пастадный проход заменяется крытыми колоннами по периметру дворика.

Со стороны улицы были только гладкие стены домов. Внутри находился дворик, вокруг которого и располагались все помещения дома. Окон, как правило, не было, источником света был двор. Если окна и были, то размещались на втором этаже. Убранство интерьеров было преимущественно простым, излишества стали появляться только в эпоху эллинизма.

Дом четко разделялся на женскую (гинекея) и мужскую (андрон) половину. В мужской части принимали гостей и устраивали трапезу. Попасть на женскую половину можно было только через неё. Со стороны гинекеи был вход в сад. В жилье богачей размещалась также кухня, баня и пекарня. Второй этаж обычно сдавали.

Архитектура древнегреческого театра

Театр в Древней Греции объединял в себе не только развлекательный аспект, но и религиозный. Его зарождение связано с культом Диониса. Первые театральные постановки устраивались для почитания этого божества. О религиозном происхождении представлений архитектура древнегреческого театра напоминала как минимум присутствием алтаря, который находился в орхестре.

На сцене происходили празднества, игры и пьесы. В IV веке до нашей эры они перестали иметь отношение к религии. Распределением ролей и контролем постановок занимался архонт. Главные роли исполняли максимум три человека, женщин играли мужчины. Драма исполнялась в виде состязания, где поэты по очереди представляли свои работы.

Планировка первых театров была проста. В центре находилась орхестра - круглая площадка, где размещался хор. Позади неё находилась палата, в которой переодевались актеры (скена). Зрительский зал (театрон) был значительных размеров и располагался на возвышенности, полукругом огибая сцену.

Все театры размещались прямо под открытым небом. Первоначально они были временными. На каждый праздник деревянные помосты сооружались заново. В V веке до нашей эры места для зрителей стали высекать из камня прямо в склоне холма. Так создавалась правильная и естественная воронка, способствующая хорошей акустике. Для усиления резонанса звука возле зрителей размещались специальные сосуды.

С усовершенствованием театра усложняется и конструкция сцены. Её передняя часть состояла из колонн и подражала переднему фасаду храмов. По бокам находились помещения - параскении. В них хранили декорации и театральный инвентарь. В Афинах крупнейшим театром был театр Диониса.

Афинский акрополь

Некоторые памятники древнегреческой архитектуры можно увидеть и сейчас. Одним из наиболее целостных сооружений, дошедших до наших дней, является Афинский акрополь. Он находится на горе Пиргос на высоте 156 метров. Здесь расположены храм богини Афины Парфенон, святилище Зевса, Артемиды, Ники и другие известные постройки.

Для акрополя характерно соединение всех трех ордерных систем. Сочетанием стилей отмечается Парфенон. Он построен в виде дорического перипетра, внутренний фриз которого выполнен в ионическом стиле.

В центре в окружении колонн располагалась статуя Афины. На акрополь возлагалась важная политическая роль. Его вид должен был подчеркивать гегемонию города, а композиция Парфенона должна была воспевать победу демократии над аристократическим строем.

Рядом с величественной и пафосной постройкой Парфенона располагается Эрехтейон. Он целиком выполнен в ионическом ордере. В отличие от своего «соседа», он воспевает изящество и красоту. Храм посвящен сразу двум богам - Посейдону и Афине, и расположен на месте где, по легенде у них произошел спор.

Из-за особенностей рельефа планировка Эрехтейона асимметрична. Он обладает двумя святилищами - целлами и двумя входами. В южной части храма расположен портик, который поддерживают не колонны, а мраморные кариатиды (статуи женщин).

Кроме того, в акрополе сохранились Пропилеи - главный вход, окруженный колоннами и портиками, по сторонам которого располагался дворцово-парковый комплекс. На холме также располагался Аррефорион - дом для девушек, ткущих одежду для афинских игр.

ГРЕЧЕСКИЙ ХРАМ - АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБРАЗ СОЮЗА ЛЮДЕЙ И БОГОВ План урока 1. Как возникла греческая культура 2. Пантеон греческих богов 3. Основные архитектурные формы греческой архитектуры 4. Афинский акрополь как синтез архаического стиля и выражение идеала красоты Древней Греции 5. Классический стиль: Парфенон 6. Проверим себя?

Периодизация древнегреческого искусства Древнегреческое искусство в собственном смысле слова развивалось и достигло своей вершины в период с VII по I в. до н. э. В нем выделяют три этапа: архаика (VII-VI вв. до н. э.), классика (V-IV вв. до н. э.), эллинизм (III -I вв. до н. э.).

Культура Древней Греции как проявление народного духа Культура Древней Греции, как любая культура, является проявлением народного духа, сформировавшегося в данной местности под воздействием определенного климата. Теплый климат, нарядный ландшафт с невысокими гора ми, уютные долины, поросшие лимонными, оливковыми, померанцевыми рощами, море с множеством островков и бухточек - весь окружающий мир, его красота и простота породили ощущение соразмерности сил человека и природы. Грекам не нужно было отвоевывать себе жизненное пространство, утверждаться в нем; все было осязаемо, близко. Однако они не сразу достигли гармонии с природой.

Боги и люди Боги оправдывали жизнь людей тем, что жил и так же, как они, и под ярким светом олимпийцев люди ощутил и себя равными богам. А чтобы еще больше возвеличиться, греки окружили себя той красотой, которая являлась неотъемлемой чертой существования небожителей. Этот чудный мир красоты был воплощен в искусстве, создаваемом людьми для людей богов.

«Человек - мера всех вещей» Протагор (480 410 гг. до н. э.) В этом высказывании – внимание греческой культуры к человеку (антропоморфизм). Склонность эллинов наделять человеческими свойствами предметы и природные стихии обусловила появление архитектуры, соразмерной пропорциям человеческого тела, и скульптуры, которая воспроизводила идеальный образ бога человека.

«Илиада» и «Одиссея» о пантеоне греческих богов В своих эпических поэмах Гомер (VIII в. до н. э.) вывел пантеон греческих богов. В его основе иерархия родоплеменной общины, возглавляемой басилевсом. Басилевсы Зевс, Посейдон и Аид поделили между собой мир, взяв себе соответственно небо, море и подземное царство, как о том говорит в «Илиаде» Посейдон

(Перевод Н. Гнедича) Три нас родилося брата от древнего Крона и Реи: Он - громовержец, и я, и Аид, преисподних владыка; Натрое все делено, и досталося каждому царство: . . . Мне волношумное море, Аиду подземные мраки, Зевсу досталось меж туч и эфира пространное небо; Общею всем остается земля и Олимп многохолмный.

Что определяло пропорции здания? Доступность небес, уподобленных плоскому перекрытию, а не взлетающим вверх сводам, привела к возникновению в период архаики каменных храмов, воспроизводивших базилику (от греч. basilic - царский дом). Храм отражал взаимоотношения людей и небожителей: не люди взирали снизу вверх на небеса, а боги Олимпа обращали свои взоры на землю, сходя к людям. Пропорции здания и его живописный образ определял архитектурный ордер (от лат. ordo - порядок) - дорический или ионический, в соответствии с эстетическими пристрастиями основных племен, населявших Грецию, - суровых воинственных дорийцев и мягких изнеженных ионийцев.

Дорический ордер, колонны и триглиф: Ему присущи четкие геометрические линии, некоторая тяжеловесность форм и мужественность Дорические колонны не имеют базы, их капитель напоминает сплюснутую подушку, зримо передающую тяжесть антаблемента. В дорическом ордере они повторяются на прямоугольных каменных блоках - триглифах. Триглифы помещаются над каждой колонной и в промежутках между колоннами. Пустоты между триглифами заполнены плитами - метопами. На них из того же мраморного блока высекался рельеф. Чередование триглифов и метоп составляет дорический фриз.

Ионический ордер, колонны и триглиф: Это более живописный и декоративный ордер, ему свойственны стройность и женственность Ионические, напротив, тонкие и легкие, вырастают из круглой базы и завершаются изящными завитками - волютами. Чтобы подчеркнуть функцию колонны как вертикальной опоры и рассредоточить яркий свет по всему объему, ствол испещрен вертикальными желобками с острыми гранями. Ионический фриз украшает лента непрерывного рельефа

Целла, стереобат, антаблемент, фронтон… Главное помещение греческого храма составляет глухой каменный объем - целла. Она водружена на ступенчатое основание – стереобат и окружена по периметру колоннами. Колонны поддерживают горизонтальное балочное перекрытие – АНТАБЛЕМЕНТ с опирающейся на него двускатной крышей, которая образует на узкой стороне треугольник - фронтон. Антаблемент состоит из трех горизонтальных балок, расположенных по порядку снизу вверх: архитрав, фриз, карниз. В целле находилась статуя бога, пройти к которой можно было через дверь с восточной стороны.

Мнесикл 530 – 371 до н. э. Представитель высокой классики. Древне греческий архитектор 2 й половины 5 в. до н. э. Участвовал в сооружении ансамбля афинского Акрополя, построив монументальные входные ворота - Пропилеи (437- 432 до н. э.) в которых два наружных дорических портика (один обращен к городу, другой - к Акрополю) расположены на разных уровнях и связаны внутренней ионической колоннадой В северном крыле Пропилеи находилась пинакотека.

Пинакотека (Πινακοθήκη - хранилище картин) - у древних греков помещение, в котором хранились живописные изображения, составлявшие вотивное приношение богам. В Афинах такое помещение находилось в левом крыле акропольских пропилеев (см.). У римлян П. называлась в их домах комната при входе в атрий, украшенная картинами, а также статуями и др. художественными предметами, которыми особенно дорожил хозяин.

Мнесикл - древнеафинский зодчий, современник Перикла. Строитель Пропилей афинского акрополя. Первоначальный проект этого сооружения, как то доказано Дернфельдом, был сочинен Мнесикл гораздо шире, но не был приведен в исполнение по не совсем известным причинам. Предполагают, что тут играла роль враждебная Периклу партия, прикрывавшаяся религиозными соображениями, так как Пропилеи должны были занять собою часть участка земли, посвященного Артемиде Бравронии и уничтожить часть считавшейся священною пеласгической стены. Пропилеи остались неоконченными вследствие вспыхнувшей в 431 г. Пелопоннесской войны, а деньги, предназначенные для их постройки, были употреблены на военные издержки

Входим на Священный Холм через. . дорические Пропилеи - глубокий сквозной портик, обрамляющий лестницу, и легкий ионический храм Ники Аптерос (Бескрылой), постоянной спутницы Афины. Между колоннами портика в торжественные дни Великих Панафиней - праздника, посвященного покровительнице города богине Афине, проходили участники многолюдной процессии. Боковые проходы служили для пеших афинян, по среднему, где не было ступеней, ехали всадники и колесницы, вели жертвенных животных. Дорические колонны Пропилей подчеркивали торжественность и внушительность входа, в то время как ионическая колоннада под кровлей словно предуготовляла то прекрасное и строгое зрелище, которое открывалось на вершине холма.

Жесткая симметрия и другие черты архаики Архаический период в истории Греции (650- 480 гг. до н. э.) - термин, принятый среди историков начиная с XVIII века. Возник в ходе изучения греческого искусства и первоначально относился к этапу развития греческого искусства, в основном декоративного и пластического, промежуточному между периодом геометрического искусства и искусством классической Греции. Позднее термин «архаический период» был распространён не только на историю искусства, но и на общественную жизнь Греции, поскольку в этот период, наступивший вслед за «тёмными веками» , наблюдалось значительное развитие политической теории, подъём демократии, философии, театра, поэзии, возрождение письменного языка (появление греческого алфавита взамен забытого в период «тёмных веков» Линейного письма Б).

Классика Греческая классика была более живописной. Главная ее цель: создание возвышенно торжественного настроя. Левее центральной оси Пропилей на плоском плато холма высился семнадцатиметровый колосс Афины Промахос (Воитель ницы) из позолоченной бронзы. Правее архитекторы Иктин и Калликрат возвели Парфенон.

Парфенон (447 438 гг. до н. э.) Один из самых знаменитых греческих храмов. Главное предназначение символ победы греческой демократии над восточной деспотией Посвящен Афине Парфенос (Девственной). Выполнен из пентеллийского мрамора, обладающего свойством приобретать с течением времени золотистую патину необыкновенной красоты, вырисовывается на фоне голубого неба. Прозрачный воздух, яркий солнечный свет лучистым потоком омывают наружные колоннады, вливаются в открытое пространство целлы, растворяя в себе мраморные объемы.

Храм – символ новой религии Вместе с тем храм символизировал торжество организующих, светлых начал религии над хтоническими, необузданными ее истоками. Об этом свидетельствовали рельеф на дорических метопах и ионический фриз, который шел за колоннадой по верху целлы. Восточный фронтон украшали скульптурные композиции на тему рождения Афины; западный - ее спора с Посейдоном за власть над Аттикой. Крышу по углам венчали стилизованные лепестки лотоса.

Секрет зодчих – в учете особенностей ландшафта и климата, а также все оптические искажения, свойственные зрению, зодчие придали очертаниям храма еле заметную кривиз ну. Обычно горизонтальная поверхность воспринимается зрением как выпуклая, поэтому зодчие допустили расхождение по высоте между краями и центром цоколя (центр ниже на 11, 5 см). Цилиндры колонн создают иллюзию распахнутого в стороны фасада, по этой причине каждая колонна по периметру храма была сужена кверху и наклонена на 7 см от оси к целле. Абсолютно ровная колонна выглядит суховатой и как бы вдавленной посередине, поэтому для придания контуру сочности и упругости его наделили приблизительно на треть высоты небольшим утолще нием. Чтобы угловые колонны не казались из за яркого освещения чрезмерно тонкими, их сделали более массивными и приблизили к ним соседние.

И еще один секрет…. Но и под ослепительными лучами солнца беломраморные колонны не сливались с целлой, потому что ее окрашивали в пурпурный цвет с тонкими горизонтальными линиями позолоты. Тень от рельефов и скульптур, которая могла бы исказить изображение, «гасили» красным фоном фронтона и метоп и синими полосками триглифов. Благодаря этому в условиях исключительной прозрачности воздуха и яркости солнечного света мельчайшие детали раскрашенной скульптуры и барельефов можно было различить издалека.

Техника древних мастеров Техника энкаустики обеспечивала тот же внешний эффект пластичности, что и блестящая поверхность мрамора, придавая величавому и строгому облику мраморного Парфенона нарядный, праздничный вид. Некоторые детали - поводья лошадей, горлышки сосудов, венки из позолоченной бронзы, напоминая легкую паутину, вносили в его утонченный облик элемент прозрачности. Храм стал образцом размера, рационализма, точного рас чета, но при этом гармония простых форм и четких линий со общает ему устремленность ввысь и почти телесный трепет живого организма, характерный для скульптуры.

Энка устика (от др. греч. ἐγκαυστική - [искусство] выжигания) - техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы. Наиболее известные образцы энкаустики - т. н. «фаюмские портреты» (по названию оазиса Фаюм в Египте, где были впервые найдены и описаны): посмертные живописные изображения усопших, отличавшиеся объёмной светотеневой моделировкой форм, особым живоподобием и яркостью образов. Эллинистическая техника энкаустики была использована в ранней иконописи, уступив позднее место темпере. Самым ярким иконографическим примером техники энкаустики считается образ Христа Пантократора (VI век), находящийся в Синайском монастыре.

Поверим себя? 1. Назовите основные признаки архитектурных ордеров, возникших в Греции в период архаики. Каким богам посвящались греческие храмы? 2. Какими характерными для классики особенностями обладал архитектурный ансамбль афинского Акрополя? 3. Почему Парфенон считается самым совершенным храмом дорического ордера?

Как любая культура, является проявлением народного духа, сформировавшегося в данной мecтности под воздействием определенного климата .

* Аттика – название территории вoкpуг Афин.




Учтя особенности окружающего ландшафта и климата, а также все оптические искажения, свойственные зрению, зодчие придали очертаниям храма еле заметную кривизну, К примеру, обычно горизонтальная поверхность воспринимается зрением как выпуклая, поэтому зодчие допустили расхождение по высоте между краями и центром цоколя (центр ниже на 11,5 см). Цилиндры колонн создают иллюзию распахнутого в cтoроны фасада, по этой причине каждая колонна по пери метру xpaма была сужена кверху и наклонена на 7 см от оси к целле. Абсолютно ровная колонна выглядит суховатой и как бы давленной посередине, поэтому для придания контуру сочности и упругости eгo наделили приблизительно на треть высоты небольшим утолщением. Чтобы угловые колонны не казались из-за яркого освещения чрезмерно тонкими, их сделали более массивными и приблизили к ним соседние.

Но и под ослепительными лучами солнца беломраморные колонны не сливались с целлой, потому что ее окрашивали в пурпурный цвет с тонкими горизонтальными линиями позолоты. Тень от рельефов и скульптур, которая могла бы исказить изображеFтие, «гасили» красным фоном фронтона и метоп и синими полосками триглифов. Благодаря этому в условиях исключительной прозрачности воздуха и яркости солнечного света мельчайшие детали раскрашенной скульптуры и барельефов можно было различить издалека.

Техника энкаустики обеспечивала тот же внешний эффект пластичности, что и блестящая поверхность мрамора, придавая величавому и cтpoгoму облику мpaмopнoгo Парфенона нaрядный, праздничный вид. Некоторые детали - поводья лошадей, горлышки сосудов, венки из позолоченной бронзы, нaпоминая легокую паутину, вносили в eго утонченный облик элемент прозрачности.

Храм стал образцом размера, рационализма, точного pacчета, но при этом гармония простых форм и четких линий coобщает ему устремленность ввысь и почти телесный трепет живого оргоанизма, характерный для скульптуры.

Вопросы и задания
1. Назовите основные признаки архитектурных ордеров, возникших в Греции в период архаики. Каким богам посвящались греческие храмы?
2. Какими характерными для классики особенностями обладал apхитектурный ансамбль афинского Акрополя?
3. Почему Парфенон считается самым совершенным храмом дорического ордера?

Емохонова Л. Г., Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Учебники по всему предметам скачать , разработка планов уроков для учителей, Искусство для 10 класса онлайн

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Ансамбль Афинского акрополя

Акрополь - (греч. akropolis, от akros – верхний и polis – город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость, убежище на случай войны.

Его постройки изысканны по пропорциям и гармонично связаны с пейзажем. Этот ансамбль, созданный под общим руководством Фидия, состоит из парадного входа Пропилей (437–432 до н.э., архитектор Мнесикл), храма Афины Нике (449–420 до н.э., архитектор Калликрат), главного храм Акрополя и Афин Парфенона (447–438 до н.э., архитекторы Иктин и Калликрат), храма Эрехтейон (421–406 до н.э.).

Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады.

В 447 по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.

Ещё до 5 в. Акрополь не был пустынной скалой. Жизнь протекала здесь с конца 3 в. до н.э. Уже тогда возвышение было убежищем для жителей окрестных равнин при нападении врагов. В 6 в до н.э. на Акрополе стоял храм Афины, называвшийся Гекатомпедон. Он располагался прямо против Пропилеи и поражал своей красотой вошедшего на Акрополь человека. В размещении построек 6 в. до н.э. господствовала симметрия, которой часто придерживались архаические мастера. Архитектурные формы архаических храмов тяжеловесны и суровы. Колонны словно набухают под тяжестью давящей на них крыши. Суровость смягчалась лишь скульптурными украшениями.

От сооружений того периода остались лишь фундаменты, да и то далеко не все. Это объясняется тем что здания были разрушеня во время греко-персидских войн.

Всю вторую половину Vн. до н. э. на Акрополе шло строительство. В 447 г. начались работы над Парфеноном. Его окончили вчерне в 438 г. до и. э., а отделка шла до 434 г. до н. э. В 437 г. до н. э. заложили Пропилеи и завершили их лишь в 432 г. до и. э., а около 425 г. до я. э. создали храм Ники Бескрылой. До Пелопонесской войны был воздвигнут колосс Афины Воительницы перед Пропилеями на Акрополе. В 421 г. до н. з. начали строить Эрехтейон и окончили его в 407 г. до и. э. Почти полвека здесь кипело строительство, трудились архитекторы, скульпторы, художники, создавая произведения, которыми спустя тысячелетия гордится человечество.



Его постройки изысканны по пропорциям и гармонично связаны с пейзажем. Этот ансамбль, созданный под общим руководством Фидия, состоит из парадного входа Пропилеи (437–432 до н.э., архитектор Мнесикл), храма Афины Нике Аптерос («Бескрылой победы») (449–420 до н.э., архитектор Калликрат), главного храм Акрополя и Афин Парфенона (447–438 до н.э., архитекторы Иктин и Калликрат), храма Эрехтейон (421–406 до н.э.). (см приложение 1)

В расположении храмов Акрополя времени Перикла зодчие откапываются от симметрии, которая была типична для эпохи архаики. Здания теперь постепенно вступают в поле зрения человека, идущего по Акрополю. Афинянин, пройдя Пропилеи, видел прежде всего не фасад храма, а огромную статую Афины Воительницы. Подойдя к ней ближе, он переставал воспринимать этот колосс. Все внимание его обращалось на Парфенон, который как бы вырастал постепенно справа. Расположенный слева храм Эрехтейонстановился особенно хорошо виден от Парфенона.

Таким образом, можно было рассмотреть либо детали находившегося рядом произведения, либо

целиком другой, отдаленный памятник. Внимание человека, стоявшего у Пропилеи при входе на Акрополь, могла занимать отделка архитектурных деталей торжественных ворот Акрополя. Но он мог созерцать и огромную статую Афины, стоявшую перед Пропилеями. Эрехтейон и Парфенон еще не открывались во всей своей красоте. Приблизившись к колоссу Афины и находясь у постамента статуи, афинянин мог увлечься рассмотрением его рельефных украшений, но отсюда он уже видел с выгодной точки зрения и храм Афины - Парфенон. Эрехтейон же еще был заслонен для него постаментом колосса Афины и открывался лишь в полной море от Парфенона, где подобным же образом можно было рассматривать либо детали Парфенона, либо весь Эрехтейон.



Смена художественных впечатлений и постепенное включение их в сознание человека, использование разнообразных форм и контрастов, когда разглядывание деталей чередуется с восприятием целого сооружения, - этот принцип был новым по сравнению с простым сопоставлением памятников в архаических ансамблях.

Пропилеи

У подножия скалы, с западной стороны, начинается путь на Афинский акрополь.

Первое сооружение, которое встречается на пути, - пропилеи или входные ворота (440 - 432 годы до н. э.). Предполагают, что в первоначальном плане левая и правая стороны Пропилеи должны были быть одинаковыми и вся постройка симметричной. Но около 425 г. до н.э. справа от ворот вырос храм богини Ники, и эту часть пропилеи сделали несколько меньше, чем левую, так как стремились к общему равновесию архитектурных объёмов.

Пропилеи - первое сооружение, где были применены два разных ордера. Пропилеи Акрополя имели пять проемов (ворот), имеющих с обеих сторон небольшие шести колонные залы и боковые сооружения. Средний проем был шире остальных.

Западный портик, расположенный со стороны главного подхода к Акрополю, декорирован гораздо более изысканно, чем другие.

В Пропилеях, как и в Парфеноне, соединены дорические и ионические ордера. Торжественность и внушительность внешних дорических колонн открывалась глазам подходящего к Пропилеям человека. Но, войдя под кровлю ворот, он оказывался среди изящных ж легких ионических. Чтобы сгладить переход от одного ордера к другому, зодчий в основании дорических колонн сделал квадратные выступы, напоминающие базы. Введением ионического ордера Мнезикл усложнил и обогатил впечатление от архитектурного образа Пропилеи. Разные размеры колонн дорического ордера - крупных в центре Пропилеи и небольших в боковых частях - также помогают разнообразию.

По обе стороны от западного портика пропилеи располагались неравные по размерам здания с портиками: слева большее - картинная галерея и справа меньшее - библиотека.

Храм Нике Аптерос

Перед короткой стороной пропилеи библиотеки возвышается небольшой изящный храм, самое маленькое здание Акрополя (архитектор Калликрат, 449-421 годы до н. э.). Выполненный в ионическом стиле этот храм посвящен Нике Аптерос - «Бескрылой Победе». В Греции богиню Победы изображали с большими крыльями: она непостоянна, перелетает от одного противника к другому. Но афиняне поверили в то, что они стали непобедимы, и чтобы Ника никогда не покинула их, они изобразили ее бескрылой.

Возвышаясь над мощной крепостной стеной, храм венчает ее своими легкими пропорциями. Выстроенный в ионическом ордере, он несет по четыре колонны па торцовых сторонах и имеет глухие боковые стены без колоннад. Поставленный под углом к Пропилеям, он будто слегка поворачивается в сторону ворот, как бы направляя к ним человека, подходящего к священному холму. Рядом с дорической колоннадой Пропилеи, ионический храм Ники может показаться слишком легким. Поэтому в ордер храмика внесены некоторые черты дорики. Древнегреческие мастера не боялись отойти от правил ордера, и, если им казалось нужным, они смело вводили в один ордер элементы другого. Внутреннее помещение храма небольшое. Стены внутри, возможно, были покрыты росписями: поверхность мрамора стен не отполирована, шероховата. Храм этот был разрушен во время

господства турок в Греции, и лишь позднее его вновь восстановили.

Снаружи храм украшен невысоким фризом из пентеллийского мрамора, на коротких частях которого показаны боги Олимпа, а на длинных - сцены битв с персами. На восточной части фриза изображены торжественные и спокойные боги. Над колоннами помещены преимущественно фигуры стоящие, а между ними боги сидят или слегка склоняются; композиция фриза связана с архитектурой сооружения, как и в других постройках Акрополя.

Парфенон

Чуть правее статуи, на небольшом расстоянии, в честь богини Афины, покровительницы города, зодчими Иктином и Калликратом был построен величественный храм из мрамора - Парфенон. Храм строили 9 лет.. Парфенон занимал самую верхнюю часть Акрополя, являясь центральным сооружением всего ансамбля. С дальних точек города жители видели силуэт храма, который возвышался над городом. Парфенон венчает Акрополь. Логически четкие архитектурные формы храма не только противопоставлены дикимсклонамскалы, но и связаны с ними в художественное единство.

Исследователи древнегреческой архитектуры нередко обращали внимание на то, что в произведениях эллинских зодчих часто используется принцип, или правило, «золотого сеченияСчиталось гармоничным и красивым придавать сооружениям пропорции «золотого сечения».

Соотношения величин Парфенона и холма Акрополя не случайны. Размеры храма определены размерами скалы. Древние зодчие, кроме того, поставили Парфенон на Акрополе в наиболее выгодном в художественном отношении месте, так что величины храма и скалы воспринимаются при взгляде издали согласованными.

Парфенон самый большой храм в ансамбле Акрополя и всей греческой метрополии. Внутри он располагает двумя большими залами - прямоугольным и квадратным, входы в которые располагались с противоположных сторон. Восточный прямоугольный зал со статуей Афины в глубине был разделён на три части двухъярусными колоннадами дорического ордера. Квадратный зал служил сокровищницей и носил название «Парфенон».

Дорический ордер в Парфеноне не так суров, как в храмах архаики. Он смягчен введением в архитектуру некоторых элементов изящного ионического ордера. За внешней колоннадой, на верхней части стены храма, можно видеть непрерывную рельефную полосу с изображением торжественной процессии афинян. Непрерывный фигурный фриз - зофор - принадлежность ионического ордера, и, тем не менее, он введен в архитектуру дорического Парфенона, где должен был: бы быть фриз с триглифами и метопами.

Он органически включает элементы и ионического ордера: вытянутые по пропорциям колонны, облегчённый антаблемент, сплошной фриз, опоясывающий здание, сложенное из квадратов пентелийского мрамора.

Древнегреческие зодчиие умело сочетают свои постройки с пейзажем, гармонично «вписывая» их в окружающую природу.

Связь парфенона с природой выражалась не только в пропорцианальном соотношении храма и холма. Греческие архитекторы и скульпторы видели, что удалённые предметы или их части кажутся меньше, и умели исправлять оптические искажения.

Колонны Парфенона не строго вертикальны, но слегка наклонены внутрь здания. Оси угловых колонн при мысленном их продолжении Должны пересечься друг с другом на большой высоте. Этим уничтожался эффект того оптического обмана, при котором ряд вертикальных линий кажется несколько расширяющимся кверху.

Отклонения от горизонталей и вертикалей почти незаметны. Тем не менее они Мрамор - материал, который помогает этому впечатлению. Ко времени постройки Парфенона греки уже давно знали и ценили этот замечательный камень, понимая, как хорошо мрамор улавливает свет и, впитывая его, светится поверхностью, уподобляясь по нежности человеческому толу.

До Парфенона храмы воздвигались преимущественно из грубого пористого камня - известняка, который после окончания строительства покрывали слоем мраморной штукатурки. Парфенон весь из мрамора. Естественно, некоторые детали его были деревянными, применялся и металл для скрепления мраморных блоков, по основным материалом был

Недалеко от Афин, в горах Пентеликона, были найдены залежи хорошего белого мрамора. Железистые мельчайшие частички, находящиеся в нем, оказывались после обработки на поверхности. При соприкосновении с влагой воздуха они постепенно окислялись и образовывали равномерный слой, а иногда пятна красивой, золотистой патины. Белоснежный холодноватый камень становился теплым, насыщенным солнцем, как бы впитывавшим в себя влагу воздуха. Эта способность обработанного мрамора реагировать на свет, на окружающий воздух усиливала связь здания с природой.

Храм Эрехтейон

Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейонконтрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном, представляющим собой дорический периптер.

Место постройки Эрехтейона выбрано не случайно. Оно было определено заранее. Считалось, что именно здесь Посейдон ударил трезубцем и высек ручей, а Афина посадила оливу. Перед зодчим встала трудная задача построить здание на участке с сильным склоном. Производить большие планировочные работы и выравнивать площадку для Эрехтейона не было возможности, так как в это время шла обременительная Пелопонесская война. Помещения Эрехтейонапоэтому имеют различные уровни.

Расположение Эрехтейона тем не менее удачно в ансамбле Акрополя. Действительно, если в западной части Акрополя более тяжелая часть Пропилеи располагается слева, а легкий храм Ники - справа, то в восточной части холма тяжесть переносится на правую сторону, выступая в объеме Парфенона, а и левой оказывается изящный и более легкий ионический Эрехтейон. Гармоническое распределение масс, равновесие архитектурных объемов при общей асимметрии воспринимается не сразу, но постепенно, при движении по Акрополю.

Планировка Эрехтейона учитывает неровность почвы. Храм состоит из двух находящихся на разных уровнях помещений. С трёх сторон он имеет портики разной формы, в том числе знаменитый портик кор (кариатид) на южной стене (см. приложение 1).

Эрехтейон сильно отличается от Парфенона. Рядом с дорическим ордером храма Афины Девы ионический ордер Эрехтейона воспринимается небольшим, хотя это и довольно крупный по абсолютным размерам храм. Около строгих колонн Парфенона Эрехтейон с его богатой орнаментальной отделкой кажется особенно нарядным.

Взгляд на Парфенон с одной точки, с угла, дает представление обо всем храме. В отличие от этого сложный и асимметричный Эрехтейон нужно обойти со всех сторон, чтобы воспринять богатство его архитектурных форм. Именно поэтому было, очевидно, нельзя пройти к северному входу в Эрехтейон непосредственно от Пропилеи. Зодчий как бы заставлял человека обойти храм кругом.

В архитектуре Эрехтейона господствует принцип контраста. С гладкими стенами сопоставлены затененные портики. Белому мрамору храма противопоставлен фиолетовый мрамор фриза, Массивные основания сочетаются с легкими колоннами. Большие глади ступеней воспринимаются рядом со сложным узором на базах колонн.

Эрехтейон выходит на площадь Акрополя южной стороной с портиком, крышу которого держат шесть кариатид, три кариатиды опираются на левую ногу, три - на правую. Казалось бы, симметрия выдержана здесь четко и непогрешимо. Но, вглядевшись в мраморные изваяния девушек, видишь, как они различны. Складки их одежд не только обрисовывают сильные, прекрасные фигуры, но раскрывают степень напряжения каждой девушки. Кариатиды спокойно, бей чрезмерных усилий несут тяжелую крышу портика. Их ноша для них и не тяжела и не слишком легка. Нагрузка воспринимается ими предельно естественно. Классическая гармония живет в каждой из этих статуй, в их красивых одеждах, нарядных прическах. Полосы, туго заплетенные у головы, постепенно распускаются и свободно стекают по спинам. Мастер не пытается обмануть зрителя, заставив его поверить, что перед ним не камень, а волосы. Он сохраняет фактуру мрамора. Но отношения волос плотности - туго заплетенных:, слабо заплетенных и распущенных - точно

переданы ям различиями мраморных поверхностей, и это вызывает ощущение почти реальных волос.

Правее богатого светотеневыми контрастами портика кариатид, на темной поверхности которого вырисовываются освещенные фигуры девушек, выступает спокойная гладь большой стены. Она лишь на первый взгляд кажется массивной и однообразной. На самом деле у этой сложенной из крупных красивых блоков мрамора стены внизу есть своеобразный небольшой пьедестал, украшенный рельефным орнаментом, а вверху пояс с вырезанным в камке узором. Декоративные завершения стены вверху и внизу находятся соответственно на уровне капителей и баз колонн восточного портика. Стена, таким образом подчинена ордерной системе всего храма.

Внутренняя планировка Эрехтейона сложна. В восточной части за преддверием святилища Афины находилось помещение с древнейшей деревянной статуей богини, перед которой стоял золотой светильник с неугасаемым огнем. Далее располагались святилища Эрехтея и Посейдона. Стены их, как предполагают, были украшены живописными изображениями.

В отличие от плоского восточного портика северный сделан глубоким, чтобы под его крышей создавалась плотная тень, на которой вырисовывались бы светлые мраморные колонны. Иначе они из дали снизу из города не были бы заметны. Северный портик особенно хорошо украшен. Потолок его разделён на красивые квадратные углубления, облегчающие тяжесть.

Ионические колонны стоят на богато украшенных орнаментами базах, несут нарядные капители. Особенно красива декоративными узорами дверь, ведущая в храм. Изящностью отделки Эрехтейоноттеняет сдержанное величие Парфенона. На украшение Эрехтейона обращалось большое внимание. Заказы на изготовление декоративных узоров давались различным художникам, чтобы не было повторов.

Смена художественных впечатлений и постепенноевключение их в сознание человека, использованиеразнообразных форм и контрастов, когдаразглядывание деталей чередуется с восприятиемцелого сооружения, - этот принцип был новым посравнению с простым сопоставлением памятниковв архаических ансамблях.

3. Архитектура Древней Греции периода классики: основные этапы эволюции. Ансамбль Афинского акрополя: архитектурно-планировочная идея, синтез скульптуры и архитектуры, идейная и художественная программа


  1. Введение
Периодизацию этого периода можно представить так: ранняя классика (490 – 450 гг. до н.э.), высокая классика (450 – 410 гг. до н.э.), поздняя классика (н.4 в. до н.э. – 30-е гг. 4 в. до н.э., для ориентации в пространстве см. карту – илл. 1 ). Разумеется, отнесение того или другого памятника к определенному периоду весьма условно. Так, например, храм Геры II в Пестуме относят порой к зрелой архаике, а порой (чаще) – к рубежу архаики и классики или даже началу классики.

Искусство классики продолжает эволюцию, заложенную еще в архаике. Среди важнейших задач: облегчение пропорций, органичное сочетание скульптуры и архитектуры, разработка идеи архитектурного комплекса, включающего в себя несколько сооружений, вписанность храма в окружающий пейзаж, стремление к асимметрии.

Ведущим типом монументальной архитектуры в начале 5 века до н.э. по-прежнему оставался периптер. Храм становится короче, его целла шире. Внешняя колоннада периптера имеет теперь обычно по 6 колонн на торцевых сторонах и 13 на боковых, т.е. число колонн бокового фасада на единицу больше удвоенного числа колонн на торцевых фасадах. Расстояние между передним рядом колонн и пронаосом уменьшилось.

Постепенно греческий периптер, а вместе с ним и ордера приобрели ту устойчивую форму, которую обычно называют классической. В ордерах также установились типические черты, на фоне которых всякое отклонение форм или отношений воспринимается особенно красноречиво, являясь важнейшим средством индивидуальной характеристики сооружения. В 5 веке капитель теряет конструктивные достоинства и не столько выполняет, сколько изображает свойственную ей функцию. Главное помещение классического храма (целла и портики) обнесено колоннадой. Внешняя колоннада, отделяет жилище богов от домов простых смертных и является основным элементом храмовой архитектуры. В строительстве активно используется система курватур.

Пропорции стали одним из самых важных художественных средств архитектуры. Величие храма не в пышности или нагромождении архитектурных масс, а в чисто пластически понятой ясности объемов скульптурного и архитектурного целого. Самые пропорции храма не подавляют человека, а, наоборот, как бы соизмеримы ему. В то же время изменение пропорций определяло индивидуальный образ храма и то впечатление величия и мощи или легкости и изящества, которое ему стремился придать мастер.

Помимо этого, мастера 5 века до н. э. успешно решили одну из величайших проблем искусства – задачу органической взаимосвязи архитектуры и скульптуры. Фронтоны храмов представляли удобное место для больших многофигурных композиций. Статуи естественно заполняли поле фронтона и вместе с тем гармонично согласовывались с его очертаниями. Архитектура и скульптура выступали как равноценные искусства, дополняя и обогащая друг друга. В этом проявляется глубокое отличие искусства Греции от древневосточного искусства, где законы монументального зодчества определяли развитие скульптуры, полностью подчиняя ее требованиям архитектуры.

Отметим, что греческое зодчество еще лишено важнейшего качества: конструктивного и эстетического оформления большого внутреннего пространства. Внутреннее пространство в сравнительно небольшом греческом храме почти не развито. Во внешней конструкции здания оно почти не ощущается. Это указывает на известную примитивность развития античной архитектуры, но зато ни одна последующая эпоха не смогла воспроизвести в архитектуре что-либо подобное ее гармонической простоте.

Для античного храма чрезвычайно характерна связь с окружающей архитектурной и природной средой. Примитивностью античной техники можно объяснить то, что при сооружении храмов избегали больших работ по нивелировке, засыпке и т.д. Но нельзя не видеть, что греческие мастера осознавали эту «необходимость» как эстетическое преимущество, поэтому указанные черты определили одно из основных достоинств античной архитектуры. Например, весь комплекс Акрополя выступает в гармонии как с окружающими Афины холмами, так и с другими зданиями самих Афин.


  1. Переход от архаики к классике
Первый памятник переходного периода от архаике а классике (в вазописи это называется «строгий стиль») – храм Афины Афайи на о. Эгина (около 500 г. до н.э., илл. 2 ). Этот памятник строится в эпоху греко-персидских войн. Именно около острова Эгина был разбит персидский флот, поэтому храм выстраивается как напоминание – персы могли видеть его из захваченной ими Ионии. По типу это периптер, 6х12 колонн. План храма мог бы быть типическим периптером эпохи расцвета: его целла состояла из пронаоса с 2-мя колоннами в антах, такого же опистодома и наоса.

Здесь уже заметно изменившееся соотношение колонны и антаблемента, а также отношение между несомыми и несущими частями. Меняется и крыша. Теперь нужна дополнительная точка опоры, как следствие появляется 2-ярусная внутренняя колоннада, которая является распором для крыши. План четкий и компактный – жилище бога должно быть гармоничным. Пропадает распластанность. Капитель приобретает диагональный абрис. Фронтон еще тяжелый, угол – тупой. Происходят изменения и в материале – появляется мрамор (пока еще только мраморная черепица). Черты архаики здесь: фриз больше архитрава, колонны на боковых сторонах храма стоят теснее, чем на торцевых. Курватуры отсутствуют. Важно, что здесь впервые осознается необходимость продумать сочетание интерьера и экстерьера. Внутри здесь была построена двухъярусная колоннада.

Переходный характер от архаики к классике виден и во фронтонных группах храма. Композиция обоих фронтонов была построена на основе строгой зеркальной симметрии. На западном фронтоне была изображена борьба греков и троянцев за тело Патрокла. В центре находилась строго фронтальная, фигура Афины, ее щит обращен наружной стороной к троянцам. Афина выступает как защитница эллинов. В фигурах воинов уже нет архаической фронтальности, движения реальнее, анатомическое строение правильное, чем было обычно в искусстве архаики. Хотя все движение развертывается строго по плоскости фронтона, оно в каждой отдельной фигуре достаточно жизненно и конкретно. Но на лицах воинов еще «архаическая улыбка». Композиционное единство достигнуто внешними, декоративными способами, в отличие от композиции восточного фронтона, где движения фигур были более естественны и свободны. Овладение сложным и противоречивым богатством движений человеческого тела, непосредственно передающим не только физическое, но и душевное состояние человека, - одна из важнейших задач классической скульптуры. Статуя раненого воина с восточного фронтона Эгинского храма была одной из первых попыток решения этой задачи. Характерно также, что здесь очень глубокая коробка фронтона, а скульптура – выступающая на три четверти или вообще круглая. Итог: передаются объемы, ракурсы, диагональные повороты и т.д. Отметим, что здесь очень глубокая коробка фронтона, а скульптура – выступающая на три четверти или вообще круглая. Итог: передаются объемы, ракурсы, диагональные повороты и т.д.

Архитектура 5 века до н. э. развивала и совершенствовала тип периптера, здания, окруженного колоннами, который сложился в зодчестве архаики. Ведущее место занимают храмы дорического ордера, их пропорции обретают большую цельность и гармоничность по сравнению с приземистыми и тяжеловесными храмами 6 века до н. э., а конструктивные решения отличаются точным расчетом и логической ясностью.

Наиболее полно эти черты проявились в храме Геры в II в Пестуме (середина 5 в. до н.э., илл. 3 ). Располагался рядом с храмом Геры I и ранее приписывался Посейдону, а не Гере. Здание, размеры которого составляют 60 х 24 м, сложено из твердого известняка золотистого цвета. Колоннада, поддерживающая перекрытие, возвышается на типичном для дорического храма трехступенчатом основании. Строго продумано и определено число колонн, окружающих храм: шесть – на фасаде и тринадцать – на продольных сторонах. Такое соотношение – характерная черта классической архитектуры. Единственнный греческий периптер, в наосе которого еще стоит часть внутренней 2-ярусной колоннады. 3-ступенчатое основание. План и общая композиция были задуманы не без влияния храма Зевса в Олимпии. Имеет более удлиненные пропорции и 6х14 колонн. Спокойный ритм убывающих по высоте колонн в сочетании с горизонталями архитравов создает характерное для всего интерьера ясное и спокойное равновесие. Эта уравновешенность замкнутого пространства целлы получила еще более совершенное решение уже во второй половине века в Парфеноне.

Второй переходный период – от ранней классики к высокой – отмечен появлением храма Зевса в Олимпии (460-450 гг. до н.э., илл. 4 ). Это «обетный» храм, на который собирались пожертвования по всей Греции. Архитектор Либон. При его строительстве особая сложность задачи, стоявшей перед архитектором, заключалась в том, что храм необходимо было вписать в комплекс, состоявший уже из множества построек. Как правило, новый храм строился на месте старого, превосходя его размерами и пышностью декора. Теперь же необходимо было сохранить старое наследие. Храм Зевса располагался на самом высоком месте, а вдобавок стоял на искусственном фундаменте. Как итог, здание возносится над старыми постройками. Материал – твердый ракушечник.

Храм представляет собой дорический периптер размерами 6х13 колонн. В древности он был знаменит хрисоэлефантинной статуей Зевса работы Фидия. Особо надо отметить регулярность в строении храма, высокие с большим выносом эхины и профили капителей напоминали своими очертаниями ордер эгинского храма. Большая часть скульптурных украшений фасада храма была сосредоточена на фронтонах. Олимпийский храм, объединявший в себе различные виды искусства, был, по-видимому, таким же превосходным примером строгой дорики первой половины 5 века до н.э., как впоследствии Парфенон – образцом аттической архитектуры второй половины этого века. Огромный, торжественно строгий и величавый олимпийский храм прекрасно соответствовал скрытой в его целле фидиевой статуи всемогущего Зевса.

Выдающуюся роль в истории классического искусства Древней Эллады сыграли скульптурные украшения этого храма, исполненные из паросского мрамора в 470 – 456 годах до н. э. (илл. 5 ). Общий стиль олимпийских скульптур уже приближается к стилю скульптур Мирона. На метопах храма были изображены двенадцать подвигов Геракла, восточный фронтон храма посвящен мифу о состязании Пелопса и Эномая, положившем основание олимпийским играм, западный – битве лапифов с кентаврами. Сюжетом композиции западного фронтона является миф о том, как предводитель племени лапифов Пейрифой пригласил на свой свадебный пир богов, героев и соседнее племя кентавров. Опьянев, кентавры попытались похитить женщин и юношей, в том числе и невесту Пейрифоя – Дейдамию. Герои вступили с ними в схватку. Композиция фронтона отличается единством замысла и высоким мастерством исполнения. Скульптуры занимают все поле фронтона, длина которого превышает 26 м, а высота – 3 м. В центре композиции скульптор поместил фигуру бога света и искусств Аполлона, который принес лапифам победу. Высокий и стройный Аполлон олицетворяет героизм и мужество человека. Властным жестом руки он указывает на кентавров, его лицо дышит сдержанной силой и уверенностью в победе. Слева изображен Пейрифой, сжимающий меч, а рядом с ним – Дейдамия, которая отталкивает локтем вцепившегося в нее кентавра Евритона. Справа от Аполлона стоит афинский герой Тесей с двойным топором. Его удар сейчас обрушится на голову кентавра. Хотя исход схватки еще не решен, но чувствуется, что побеждают греческие герои. Их лица спокойны и мужественны, тогда как лица кентавров искажены яростью и злобой. Превосходство разумного человека над стихийными силами природы – такова главная идея этой композиции.

Мастера, создававшие скульптуры западного фронтона храма Зевса, овладели приемами построения скульптурной композиции. Изображения мифических героев и кентавров объединены в группы по две или по три фигуры. Ни одна из этих групп не повторяет другую, в их расположении отсутствует строгая симметрия. Каждой группе в левой части фронтона соответствует группа из такого же количества фигур в правой части, что создает ощущение гармонического равновесия всей композиции фронтона. Скульптуры живут своей жизнью, но они с поразительным искусством «вписаны» в треугольник фронтона и составляют единое целое с архитектурным обликом здания.

Таким образом, западный фронтон представляет спокойное повествование, а западный – эмоциональный накал, и при этом обе фронтонных композиции связаны между собой. Кроме того, интересно, что даже при относительно небольшом количестве персонажей здесь создается ощущение мощных эпических панорам. Оба фронтона резко отличаются от фронтонов Эгинского храма с их декоративной условной композицией. Разница между фронтонами тут составляет около 20 лет, и это весьма существенно. Первый обладает архаическим решением, второй – значительно более поздним. Композиции фронтонов разные, но храм их объединяет. Таким образом, перед нами – идея продуманного спектакля. Кстати, приблизительно в это же время развивается греческая трагедия.


  1. Высокая классика: ансамбль афинского Акрополя
История создания. Идейная и художественная программа

Акрополь (по-гречески «кремль») расположен на крутом скалистом холме в центре Афин (илл. 6 ). Скала Афинского акрополя возвышается посреди долины, которая с трех сторон окружена холмами, а четвертой, южной стороной примыкает к морю. Это естественное возвышение образует постамент, как бы созданный самой природой для помещающегося на нем комплекса. Акрополь Фидия изумительно гармонирует как с самим холмом, так и окружающим его пейзажем. Вместе с тем Акрополь – один из первых примеров архитектурного комплекса, сооруженного по единому, четко продуманному архитектурному плану (илл. 7 ).

В 480 – 479 годах до н. э. персы захватили Афины, разграбили и сожгли святыни города, в том числе и храмы на вершине Акрополя. Частично он был восстановлен вскоре же после победоносного окончания персидской войны, но вопрос о создании большого встал по-настоящему лишь тогда, когда Афины стали ведущей в Греции демократической державой. Уже стратег Кимон разработал план украшения Акрополя и провел целый ряд работ. Так, при нем Фидий создал статую Афину Промахос (Стерегущая). Однако важнейшая роль принадлежит другому стратегу Афин, а именно Периклу. Фигура Перикла очень важна как в истории Греции, так и в формировании комплекса акрополя. Окружение Перикла включало в себя интеллектуальную элиту того времени (философов, скульпторов, геометров, историков). Когда перед ним встал вопрос о восстановлении Афин после греко-персидских войн, он сразу отказался от Гипподамовой системы застройки (Гипподамова система – система планировки античных городов с пересекающимися под прямым углом улицами, равными прямоугольными кварталами и площадями, отводимыми под общественные здания и рынки, кратными стандартным размерам квартала. Связана с именем древнегреческого архитектора Гипподама из Милета (485 – 405 гг. до н. э.). По гипподамовой системе в разное время были распланированы многие как античные (Пирей, Родос, Фурии, Александрия Египетская), так и современные города). По мнению Перикла, система Гипподама была слишком геометрична и потому лишена гармонии, асимметрии, живописности. В то же время Перикл выступал и за создание нового архитектурного ордера, который должен был соединять достоинства дорики и ионики. Идеи Перикла о синтезе ионики и дорики, архитектуры и скульптуры, зданий и окружающей их природы были поддержаны и развиты Фидием при создании Акрополя. В создании Акрополя участвовали крупнейшие греческие архитекторы, и художники того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл, Каллимах и др. Скульптор Фидий руководил созданием всего ансамбля. Именно при нем был составлен единый план украшения Акрополя и были предприняты грандиозные строительные работы, которые длились несколько десятилетий и завершились созданием этого небывалого в истории искусства комплекса.

Несколько слов о Фидии. Он родился в Афинах между 500 и 480 годами до н. э. Первым его учителем был скульптор Гегий, дальнейшее художественное образование он получил в мастерской пелопоннесского мастера Агелада, у которого, согласно греческой традиции, учились также Мирон и Поликлет. Работая у Агелада, Фидий в совершенстве овладел искусством бронзового литья. Как художник и гражданин Фидий формировался в атмосфере патриотического подъема, вызванного победами греков над персами. Уже ранние его произведения ясно говорят, что для скульптора важную роль играла идея героического подвига его народа над завоевателями во время персидских нашествий между 465 и 460 годами. Например, Фидий отлил бронзовую скульптурную группу из тринадцати фигур, которую афиняне посвятили в дельфийский храм Аполлона. Рядом с изображениями богов и героев греческой мифологии мастер поместил статую полководца Мильтиада, командовавшего афинскими войсками в битве при Марафоне. Однако главный труд Фидия – это, несомненно, Акрополь.

Говоря об идейной и художественной программе Акрополя, необходимо учитывать несколько принципиальных моментов.

Политический контекст. Главная идея Акрополя – победа Аттики над персами и благодарность Афине за эту победу. Тема борьбы, победы и военной мощи является в Акрополе одной из ведущих. Она запечатлена в образе Афины Промахос (Воительница), в статуе Бескрылой Победы в храме Ники и в сценах схваток греков с кентаврами и амазонками, которые на метопах Парфенона и на щите Афины Девы символизируют борьбу с персами.

Связь с пейзажем. Акропольский холм сильно вытянут с запада на восток. Холм укрепляют, но его не облагораживают. Таким образом, хаос природной скалы (его можно наблюдать, шествуя по петляющей дороге к Акрополю) завершается наверху космосом рукотворной архитектуры.

Связь с ритуальными шествиями . Во второй половине 5 в. до н.э. Афины явились политическим и культурным центром Греции и достигли особенного блеска. Поэтому роль главного местного божества – Афины – очень важна. Еще со времен архаики в Афинах ежегодно устраивались панафинейские праздники в честь Афины. В эпоху Перикла они становятся всеобщим греческим праздником наряду с олимпийскими играми и дельфийскими празднествами. Панафинейские празднества делятся на большие и малые. Малые Панафинеи проводились ежегодно, а Большие, отличавшиеся большей продолжительностью, – один раз в пят лет. Кульминацией Панафиней была праздничная процессия, в которой участвовали все граждане Афин независимо от пола и возраста.Во главе процессии двигалась специальная повозка – так называемый панафинейский корабль – с расшитым пеплосом (одеянием) богини Афины, которое для каждого празднества Панафиней ткали и шили девушки из знатных афинских семей. Это было красивое одеяние с золотой канвой, элементами кентавромахии и амазономахии, которое торжественно дарилось деревянному ксоану Афины. После шествия афиняне совершали ритуал жертвоприношения - гекатомбу, за которым следовало совместное застолье, завершавшее программу Панафиней.

Для организации панафинейского шествия использовали дорогу из Элевсина, по которой ежегодно проходили участники Элевсинских мистерий 1 . Для этого дорогу значительно расширили и расположили таким образом, чтобы она не шла напрямую к Акрополю, а петляла, открывая разные точки зрения на Акрополь. Вся композиция Акрополя завязана на идее панафинейских шествий. Поэтому оба храма (Парфенон и Эрехтейон) повернуты к входу стороной без входа, чтобы нужно было обойти весь Акрополь и лишь потом войти в них.

Последовательность смены точек зрения по мере приближения к Акрополю. Планировщики так рассчитали основные архитектурные сооружения, что одновременно глазом можно было полностью охватить только одно из них. Подъем на Акрополь шел зигзагом, дальше он поворачивал к центральному проходу Пропилеев, торжественной дорической колоннады. От восточного фасада Пропилеев начиналась «священная дорога», тянувшаяся по продольной оси всего холма. Немного левее ее стояла статуя Афины Промахос. Cтатуя Афины закрывала почти полностью от зрителя расположенный вдалеке Эрехтейон. Таким образом, зритель шел некоторое время всецело под впечатлением мощной статуи грозной богини, охраняющей город и встречающей его у ворот Акрополя. И лишь когда он подходил настолько близко к статуе, что охватить ее в целом он уже не мог, перед ним раскрывался вид на Парфенон. Далее «священная дорога» проходила мимо северного фасада Парфенона, проходя мимо колоннады, зритель мог видеть скульптурный фриз с изображением той самой процессии, в которой он сам участвовал. Чрезвычайно характерно, что зритель не видел Парфенона сразу во фронтальном развороте перед собой, он его видел под известным углом, вследствие чего закрывался не только фасад, но и часть боковой стороны, так что можно было полностью ощутить материально объемность и пластичность этого храма. Напротив длинной колоннады Парфенона вырисовывался небольшой по размерам, но выделяющийся своей асимметричной композицией Эрехтейон. Противопоставление этого здания и Парфенона – одна из самых ярких черт ансамбля. Праздничное шествие заканчивалось у алтаря Афины, перед восточным фасадом Парфенона, где происходила торжественная передача жрецу вновь сотканного пеплоса. Таким образом, путем последовательной смены ряда архитектурных эффектов перед афинянами раскрывался ансамбль, составлявший их гордость и славу.

Архитектурные приемы, которыми достигнуты в ансамбле Акрополя единство и цельность впечатления, свойственные в известной мере и другим комплексам классической эпохи, значительно отличаются от приемов ансамблевых решений предыдущих периодов. Отдельные части ансамбля искусно связаны между собой. Это достигнуто путем сопоставления свободно стоящих зданий разной величины и формы, уравновешивающих друг друга не размерами и симметрией расположения, а тонко рассчитанными равновесием и особенностями их архитектуры. В таком сопоставлении задуманы Парфенон и Эрехтейон. Большое значение имеет также глубоко продуманное использование в художественных целях рельефа. Этот прием вообще становится в классическую эпоху обычным архитектурным средством. Весь ансамбль в целом обратил в художественную закономерность неровности скалы. Бросается в глаза намеренное уклонение всех зодчих, строивших на Акрополе в 5 веке, от параллельности в постановке сооружений учет различных точек зрения, открывавшихся на постройки. таким образом, при кажущейся свободе расположения частей, композиция Акрополя основана на строгой системе и точно рассчитана. Важно, что у Фидия есть несколько точек зрения, сумма впечатлений, итогом которых становится идея вечной победы космоса. Также важно, что греков интересует в ансамбле не восприятие всех сооружений в каком-то едином целом, а непременно последовательное рассмотрение каждого здания в отдельности в его пластической самоценности и завершенности.

Отличия от старого Акрополя эпохи писистратидов (архаика, около 560 г. до н.э.). В раннем варианте Акрополя также было мало архитектурных построек, однако между ними не было гармонического равновесия. Например, старые пропилеи воспринимались исключительно с точки зрения их функций – ворот в Акрополь. Кроме того, между архитектурой и природой не было никаких связей и взаимоотношений. Если в архаике между стоявшими в Акрополе храмами не было никакой системы отношений, то у Фидия она продумана очень тонко. В архаике храмы стояли друг напротив друга. Фидий же располагает их под углом 45° к пропилеям, размещая оба здания впритык к обрыву. Таким образом создается замкнутое сакральное пространство – космос.
Пропилеи

Пропилеи (илл. 8 ) являлись парадным входом в Акрополь. С фасада они были оформлены как шестиколонная колоннада, увенчанная фронтоном. С двух сторон под прямым углом к центральному корпусу Пропилей были возведены трехколонные крылья. Элементы комплекса: Пропилеи (ворота между двумя мирами, 6-колонный дорический портик работы Мнесикла), Пиргус (архитектурная ширма в виде стены, декорированной дорическим ордером). Напротив – пинакотека, тоже закрытая ордерной стеной. На углу Пиргоса к Пропилеям примыкает храм Ники Аптерос (Бескрылой).

Важно, что Пропилеи при Перикле сочетают в себе как элементы разных ордерных систем: дорический портик снаружи, ионический – внутри, так и разноуровневые постройки, поскольку холм не ровняли перед началом строительства. Таким образом, первый фронтон Пропилей более низкий, а второй – более высокий. Ионический ордер принципиально выше, поэтому внутреннее пространство Пропилей выше, светлее. Таким образом, настроение процессии, по задумке Фидия, должно было сменяться от строго-торжественного на более радостное и возвышенное.

К Пропилеям вела широкая лестница, в конце которой и вырисовывался четкий гармоничный контур Пропилей. Замечательной в Пропилеях являлась несимметричность обоих крыльев: левое, южное крыло гораздо меньших размеров, чем правое, благодаря чему вся экспозиция Пропилей лишена той холодной симметричной парадности, которая так часто встречается в позднем классицизме.

Вместе с тем несмотря на отсутствие полной симметричности, комплекс Пропилей был чрезвычайно уравновешен и гармоничен. Левое крыло Пропилей было сокращено для того, чтобы на выступающем массивном постаменте-выступе акропольской скалы, так называемом Пиргосе, можно было бы поместить маленький храмик Нике. Этот принцип свободного фасада и асимметрического равновесия объемов очень характерен для греческого искусства эпохи расцвета. Архитектура избавляется этим от той жесткой холодности и абстрактности, которая характеризует, например, монументализм египетской архитектуры. Это очень живая, богатая по своим зрительным впечатлениям, очень человечная архитектура.

Вместо одного входа в Пропилеях сделано пять проемов, средний (для проезда верхом) был больше остальных. Наружный и внутренний фасады представляли собой 6-колонные дорические портики простильного типа. Антаблементы, потолки, фронтоны и кровля обоих портиков находились на разных уровнях. В среднем проезде вместо ступеней устроен пандус, по обе стороны от которого стоят два ряда ионических колонн. Это один из самых ярких примеров совмещения двух ордеров, оно отразило стремление Перикла создать единый эллинский стиль. Потолок Пропилеев и выполненный лет за десять до того потолок птерона Парфенона являются первыми каменными перекрытиями в древнегреческом зодчестве.

С точки зрения идейной программы Акрополя Пропилеи важны, так как они разграничивают для участников шествия два мира: человеческий, из которого они пришли, и сакральный, в который им еще только предстоит войти. Таким образом, проходя через Пропилеи, участники должны очиститься от мирского и хаотичного.

Проходя через ионический портик Пропилей, участники шествия попадали в широкую ионическую колоннаду. Выходя из нее, они оказывались перед статуей Афины Промахос. Статуя связывает Парфенон и Эрехтейон. В центре скульптура, справа архитектура, слева – синтез первого и второго.

Выбор редакции
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...

Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...

Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...

Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...
Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...
Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....