Выпускное сочинение по направлению: честь и бесчестие. Честь и бесчестье в рассказе «Судьба человека» и повести «Капитанская дочка Шолохов судьба человека честь


Честь и бесчестие.

Каждый из нас сталкивался с людьми чести. Людьми, которые могут бескорыстно помочь человеку. Такие люди могут прийти на помощь даже незнакомому человеку, не потребовав ничего взамен. Но есть, и тёмная сторона чести, та которая набирает свою силу день за днём. Бесчестие – это отрицательное качество человека, которое выражается в подлости, лживости, обмане и предательстве. Бесчестным людям ценно только своё эго, они помогают другим ради своей выгоды. Разве таким людям можно доверять? Можно ли опереться на них в трудную минуту? Конечно, нет.

Сегодня мы понимаем, что бесчестие растёт, набирает свои обороты, разрушая при этом моральные ценности человека. В наше время трудно найти человека, который поможет, поймёт и утешит.

«Береги честь смолоду,» - именно такой эпиграф имеет повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Понятие чести стало центральным в произведении. Честь – это порядочность, нравственная чистота героев, таких как Пётр Гринёв, его родители, вся семья капитана Миронова; это и воинская честь верность присяге, это, по большому счёту, любовь к Родине. В повести противопоставлены Пётр Гринёв и Алексей Швабрин. Оба молоды, дворянского сословия, офицеры, но как различны они по характеру, нравственным принципам. Гринёв – человек чести, касается ли это его отношения к Маше Мироновой, или это его верность присяге, стойкость до конца во время пугачёвского бунта. Без чести и совести Алексей Швабрин. Он груб с Машей, ему ничего не стоит переметнуться к бунтовщикам, нарушив офицерскую честь. Вызывает глубокую симпатию капитан Миронов, комендант Белогорской крепости. Он не уронил своего достоинства, остался верен присяге, не преклонил колен перед Пугачёвым. В семье Гринёвых понятие чести было основой характера отца Петруши. Несмотря на то, что Пётр, как и все дети, любил пошалить, но в нём воспитали главное – человеческое достоинство, порядочность, а это и есть честь. Герой проявляет её, возвратив карточный долг, и не унизившись предательством, как это сделал Швабрин.

Обратимся к произведению «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаила Юрьевича Лермонтова. Писатель затрагивает одну из важнейших проблем, стоящих перед человеком, - проблему чести. Как защитить честь свою и близких, несмотря ни на что, как остаться человеком в любой ситуации?

Действие разворачивается в далёком шестнадцатом веке, в годы правления Ивана Грозного, когда опричники могли бесчинствовать, зная, что не будут наказаны царём. Таким опричником показан Кирибеевич, который, не думая о судьбе женщины, Алёны Дмитриевны, ставит её в ужасное положение. Соседи видят, как он пытается приласкать её – замужнюю женщину, что в те годы считалось величайшим грехом. Стыдно ни в чём не повинной женщине. Возмущён её муж – купец Калашников, который вызывает на открытый бой опричника. Защищая честь жены, семьи, он пошёл на поединок, понимая, что ему пощады от царя не будет в любом случае. И тут разыгрывается дуэль между правдою, честью и бесчестием. Из-за человека, лишённого нравственности, погибает благородный Калашников, его дети остаются без отца, а молодая ни в чём невинная девушка – вдовой. Так Кирибеевич испортил жизнь не только себе, но и любимой женщине. А всё из-за этого, что человек, не имеющий духовных ценностей, никогда не сможет постичь настоящей любви, которой возносит к хорошим поступкам, при которых честь остаётся чиста и невинна. Многому учит это произведение: тому, что всегда нужно защищать честь семьи, близких, не давать никого в обиду.

В заключении хочется призвать людей к совести. К тому, что во все времена было понятием чести. Честь – это одно из высоких нравственных качеств личности. Она формируется с детства. Ведь основы человеческого достоинства – это долгий и тернистый путь от эгоизма до заложения нравственных принципов. От человека к человеку, из поколения в поколение передавались основы чести, этикета и человеческого достоинства, и лишь сам человек выбирает, какие нравственные идеалы выбрать себе ориентиром в этой жизни. Так не будем бесчестными людьми, не будем уподобляться тем, кого уже поглотили собственное эго, корысть и себялюбие. Ведь проявление чести – подвиг не только для самого себя, но и для всего мира!

Дубровный Егор

Лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем.

Честь… Что это такое? Честь - моральные качества человека, его принципы, достойные уважения и гордости, это высокая духовная сила, которая способна удерживать человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Без чести нет у человека настоящей жизни. Лучше быть бедным с честью, чем богатым с бесчестьем.

Классики мировой художественной литературы создали немало произведений, где рассказывается о героях, которые по-разному относятся к понятию чести и достоинства. Так в стихотворении в прозе Шарля Бодлера «Фальшивая монета» показана подлость человека и выбор бесчестия. Главный герой даёт бедняку фальшивую монету, не думая о том, что этого несчастного человека могут арестовать. Арест – это самое малое, что могли сделать, его могли высечь, избить и даже просто убить. У этого бедолаги жизнь и так не сахар, а так она станет ещё хуже. Человек, который дал эту монету, совершил бесчестный поступок, он выбрал богатство вместо чести, хотя от одной монеты он бы не обеднел. Автор хочет донести до нас мысль о том, что непростительно быть злым, а ещё хуже – делать зло по глупости. Это самый бесчестный поступок! Даже самый добрый поступок в глубине может таить огромную подлость.

В поэме Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» главный герой Павел Иванович Чичиков служит ярким примером бесчестия. Всю поэму он обманывает людей, ради собственной выгоды. Павел Иванович хотел разбогатеть, скупая «мёртвые души». Это были документы на владение крестьянами, которые умерли, но числятся живыми. Чичиков скупает «мёртвые души» с целью обмануть всё общество. Павел Иванович не думал о людях, нагло им врал и делал всё для себя. Рассмотрев эти два примера, мы видим, что чаще люди выбирают богатство. Но я считаю, что лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем.

«Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает блеска и отнимает у неё всю её цену», - как-то сказал Бошен Эдмон Пьер. Да, это действительно так и есть. И каждому рано или поздно придётся решать, как жить – по чести или без неё.

Чеболтасов Игорь

Откуда берутся бесчестные люди?

Бесчестие – это отрицательное качество человека, которое выражается в подлости, лживости, обмане и предательстве. Оно влечёт за собой позор, уничтожение себя, как личности. Даже в самую сложную минуту человек должен продолжать идти честным путём, не секунды не сомневаясь. С самого рождения родители воспитывают детей быть честными, то откуда берутся бесчестные люди?

Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что бесчестие – это в первую очередь, отсутствие уважения к самому себе и окружающим. Поэтому очень важно, чтобы мы понимали, что главной ценностью в жизни являются честь и совесть. Но, к сожалению, это понимают не все и выбирают неправильный путь. Совершая какой-либо обман, мы приближаемся к бесчестию. И с каждым последующим предательством мы становимся бесчестными.

Тема бесчестия затрагивается в повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». В этом произведении противопоставлены два героя: Пётр Гринёв и Алексей Швабрин. Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стало захват Белогорской крепости Пугачёвым, где Швабрин показал своё бесчестие. Он спасает свою жизнь путём обмана. Мы видим его на стороне мятежников, при этом что-то нашёптывает Пугачёву на ухо. Гринёв же готов разделить судьбу капитана Миронова и стоять за свою Родину.

Обратимся к роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Главный герой Анатоль Курагин – безответственный и лицемерный человек. Он не думает о последствиях своих действий, не задумывается о будущем и не обращает внимание на мнение других. Бесчестием Курагина является его желание жениться на Марье Болконской из-за её богатства. Здесь показано, как герой ради своего блага и своей выгоды готов на любой бесчестный поступок. Автор хочет донести до нас, что бесчестный человек готов на подлый поступок ради своей выгоды.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что бесчестие означает потерю своего нравственного облика. Поступив бесчестно один раз, человек не может остановиться, становясь предателем и лжецом. Мы часто встречаем в наше время бесчестных людей, но хотелось бы, чтобы было как можно больше честных людей.

Евстропова Виктория

  • Бесчестным можно назвать человека, который предал своего близкого
  • Истинные качества личности раскрываются в сложных жизненных ситуациях
  • Иногда поступки, с первого взгляда кажущиеся бесчестными, оказываются необходимыми
  • Человек чести не предаст своих нравственных принципов даже перед лицом смерти
  • Война выявляет бесчестных людей
  • Поступки, совершаемые из чувства злости и зависти, всегда бесчестны
  • Честь нужно отстаивать
  • Бесчестный человек рано или поздно получает возмездие за свои действия
  • Человек, предавший свои нравственные принципы, бесчестен

Аргументы

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. В произведении мы видим двух полностью противоположных героев: Петра Гринева и Алексея Швабрина. Для Петра Гринева понятие чести является ключевым при принятии важных решений. Он не изменяет своим принципам даже тогда, когда ему грозит казнь: герой отказывается присягнуть Пугачеву. Он решается вызволить Машу Миронову из Белогорской крепости, захваченной неприятелем, хотя это очень опасно. Когда Петра Гринева арестовывают, он говорит всю правду, но не упоминает о Марье Ивановне, чтобы не портить ей и без того несчастную жизнь. Алексей Швабрин – человек трусливый, способный делать подлые поступки, ищущий для себя более выгодные условия. Он мстит Маше Мироновой за отказ выйти за него замуж, при первой же возможности переходит на сторону Пугачева, на дуэли с Петром Гриневым стреляет в спину. Все это говорит о том, что он является человеком бесчестным.

А.С. Пушкин “Евгений Онегин”. Письмо Татьяны Лариной, рассказывающей о своих чувствах, Евгений Онегин не воспринимает как что-то серьезное. После дуэли с Ленским герой уезжает из деревни. Чувства Татьяны не утихают, она все время думает о Евгении. Проходит время. На одном из светских вечеров появляется Евгений Онегин, которому по-прежнему чуждо общество. Там он видит Татьяну. Герой объясняется перед ней, Татьяна тоже признается в любви к Онегину, однако она не может предать своего мужа. В этой ситуации Татьяна сохраняет свои честь и достоинство, уважая не собственные желания, а высокие нравственные принципы.

А.С. Пушкин “Моцарт и Сальери”. Великому композитору Моцарту дан дар свыше. Сальери – труженик, добившийся успеха многолетней работой. Из зависти Сальери решается на не только бесчестный, но и бесчеловечный поступок – он бросает яд в стакан Моцарта. Оставшись наедине, Сальери осмысливает слова Моцарта о несовместимости злодейства и гения. Он плачет, но не раскаивается. Сальери рад, что выполнил “долг”.

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Говоря о бесчестии, невозможно не обратиться к семье Курагиных. Все члены этой семьи безнравственны, преданны лишь деньгам, лишь внешне кажутся патриотами. Стараясь получить хотя бы часть наследства Пьера Безухова, князь Василий решает женить его на своей дочери Элен. Она изменяет честному, преданному, добродушному Пьеру, не испытывая угрызений совести. Анатоль Курагин совершает не менее гадкий поступок: будучи женатым, он привлекает внимание Наташи Ростовой и готовит попытку побега, которая оканчивается неудачей. Читая произведение, мы понимаем, что такие бесчестные люди не могут быть по-настоящему счастливы. Их успехи временны. Истинное счастье получают такие герои, как Пьер Безухов: нравственные, верные своему слову, по-настоящему любящие Родину.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Андрий, сын Тараса Бульбы, предает отца и Родину: не способный противостоять силе любви к полячке, он переходит на сторону врага и сражается против тех, кого совсем недавно считал товарищами. Старый Тарас убивает сына, так как не может простить ему этот бесчестный поступок. Совсем по-другому показывает себя Остап, старший сын Тараса Бульбы. Он сражается с неприятелем до последнего, погибает в ужасных муках, но остается верен своим нравственным принципам.

А.Н. Островский “Гроза”. Катерина, выросшая в в атмосфере любви и заботы, не может хорошо жить с безвольным мужем и своенравной Кабанихой. Девушка влюбляется в Бориса, это приносит ей и счастье, и горе. Измена Катерины – предательство, которое она не может пережить как человек нравственный. Героиня решается на самоубийство, зная, что совершила тяжкий грех, который не простит и без того ужасное общество. Вряд ли Катерину можно назвать бесчестным человеком, несмотря на совершенный ею поступок.

М. Шолохов “Судьба человека”. Андрея Соколова, главного героя произведения, не без оснований называют человеком чести. Его лучшие нравственные качества раскрылись на войне, в плену у немцев. Герой сказал правду о работе, которую делают пленные. Кто-то донес на Андрея Соколова, из-за чего его вызвал Мюллер. Немец хотел расстрелять героя, но перед смертью предложил выпить “за победу немецкого оружия”. Андрей Соколов – человек, не способный на такой бесчестный поступок, поэтому он отказался. За свою смерть он выпил, но не закусил, показывая силу духа русского народа. Отказался закусывать он и после второй стопки. Мюллер назвал Соколова достойным солдатом и отпустил с хлебом и куском сала назад. Для Андрея Соколова было делом чести разделить продукты между всеми, несмотря на то, что сам он был очень голоден.

Н. Карамзин “Бедная Лиза”. Эраст, человек дворянского происхождения, влюбляется в Лизу, обычную крестьянку. Поначалу юноша мечтает оставить свое общество ради их будущего счастья. Лиза не может не верить ему, ее настолько охватывает любовь, что она без сомнений отдается Эрасту. Но ветреный молодой человек проигрывает в карты большую сумму денег, теряет все свое состояние. Он решает жениться на богатой вдове, а Лизе говорит, что уходит на войну. Разве это не бесчестный поступок? Когда Лиза узнает об обмане, Эраст пытается от нее откупиться. Бедной девушке не нужны деньги, она не видит смысла жить и в итоге погибает.

В. Распутин “Уроки французского”. Молодая учительница Лидия Михайловна преподает французский язык и является классным руководителем главного героя произведения. Когда мальчик приходит в школу побитым, предатель Тишкин рассказывает, что он играет на деньги. Учительница не спешит ругать героя. Постепенно Лидия Михайловна узнает, как трудно живется ребенку: его дом далеко, еды мало, денег не хватает. Учительница пытается помочь, предложив мальчику играть на деньги с ней. С одной стороны, ее поступок является недопустимым. С другой стороны, его нельзя назвать и плохим, ведь он совершен во имя благой цели. Директор узнает о том, что Лидия Михайловна играет с учеником на деньги, и увольняет ее. Но понятно, что осудить учительницу не за что: кажущийся бесчестным поступок на самом деле несет добро.

А.П. Чехов “Попрыгунья”. Ольга Ивановна замужем за врачом Осипом Ивановичем Дымовым. Муж ее очень любит. Он много работает, чтобы оплатить увлечения жены. Ольга Ивановна знакомится с художником Рябовским, изменяет мужу. Дымов догадывается об измене, но не подает виду, а старается работать еще больше и упорнее. Отношения Ольги Ивановны и Рябовского заходят в тупик. В этом время Дымов заражается дифтеритом, выполняя свой врачебный долг. Когда он умирает, Ольга Ивановна понимает, насколько бесчестным, безнравственным было ее поведение. Она признает, что потеряла по-настоящему достойного человека.

Честь и достоинство, сознание своей личности, сила духа и воли – всё это является показателями по-настоящему стойкого и сильного, волевого человека. Он уверен в себе, у него есть своё мнение на любой счёт, он совершенно не боится его высказывать, даже если оно не совпадает с мнением большинства. Его практически невозможно сломить, подчинить, сделать рабом. Такой человек неуязвим, он личность. Его можно убить, лишить жизни, однако лишить чести невозможно. Честь в данном случае оказывается сильнее смерти.

В рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека» мы наблюдаем историю простого русского солдата – Андрея Соколова. Герой рассказа является самым обычным человеком, которому выпало несчастье жить во время Великой Отечественной войны. История Андрея Соколова вполне типична, но через какие испытания ему пришлось пройти! Однако он сумел с честью перенести все невзгоды, не потеряв мужество и достоинство. Автор подчёркивает, что Андрей Соколов – самый обычный русский человек, показывая тем самым, что честь и достоинство – неотъемлемые черты русского характера. Вспоминается поведение Андрея в немецком плену. Немцы с целью развлечься заставили измученного и голодного военнопленного выпить целый стакан шнапса, Андрей сделал это. На предложение закусить он мужественно ответил, что русские после первой не закусывают никогда. Тогда немцы налили ему второй стакан и, несмотря на то, что он был очень голоден, он выпил его и снова отказался от закуски. После третьего стакана Андрей вновь отказался от закуски. И тогда немецкий комендант с уважением сказал ему: «Ты настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат! Я уважаю достойных соперников». Произнеся эти слова, немец дал Андрею хлеба и сала. Все эти угощения он разделил со своими товарищами. Вот пример, демонстрирующий мужество и честь, которые даже перед лицом смерти русский человек не утратил.

Вспоминается также повесть Василия Быкова «Журавлиный крик», в которой самый молодой боец в батальоне – Василий Глечик – остался единственным выжившим против целого отряда немцев. Но врагам это было неизвестно, и они готовились нанести удар, собирая лучшие силы. Глечик понимал, что ему придётся столкнуться лицом к лицу со смертью, однако он совсем не задумывался о побеге, дезертирстве или сдаче в плен. Честь русского солдата, русского человека – это бессмертное качество. Он до последнего вздоха готов был защищаться, несмотря на жажду жить, ведь ему было всего 19 лет. Внезапно он услышал крик журавлей, посмотрел в небо, безграничное, бескрайнее, пронзительно живое, и проводил тоскливым взглядом этих свободных, счастливых птиц. Он отчаянно хотел жить. Пусть даже в такое страшное время, когда кругом стреляют, убивают, людям нечего есть, негде жить. И вдруг он услышал жалобное курлыканье, вновь взглянул наверх и увидел раненого журавлика, который силился догнать свою стаю, но не мог. Он был обречён. Злоба овладела героем, невыразимое желание жизни. Но он сжал в руке единственную гранату и приготовился к своей последней битве.

Так из всего вышесказанного можно сделать вывод, что даже перед лицом неминуемой смерти у русского человека невозможно отнять честь и достоинство.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Честь и бесчестие» читают:

Поделиться:

В конце 56г. М. А. Шолохов опубликовал свой рассказ Судьба человека. Это рассказ о простом человеке на большой войне, который ценой потери близких, товарищей, своим мужеством, героизмом дал право на жизнь и свободу родине. Андрей Соколов скромный труженик, отец большого семейства жил, работал и был счастлив, но грянула война. Соколов, как и тысячи других, ушел на фронт. И тут все беды войны нахлынули на него: был контужен и попал в плен, кочевал из одного концлагеря в другой, пытался бежать, но был пойман.

Не раз смерть смотрела ему в глаза, но русская гордость и человеческое достоинство помогали находить в себе мужества и всегда оставаться человеком. Когда комендант лагеря вызвал Андрея к себе и грозил, лично расстрелять его, не потерял человеческое лицо Андрей, не стал пить за победу Германии, а сказал, что думал. И за это даже садист-комендант, лично бивший пленных каждое утро, зауважал его и отпустил, наградив хлебом и салом. Этот подарок был разделен поровну между всеми пленными. Позже Андрей все таки находит возможность бежать, прихватив с собой инженера в чине майора, которого возил на машине. Но Шолохов нам показывает героизм русского человека не только в борьбе с врагом. Страшное горе постигло Андрея Соколова еще до конца войны от бомбы, попавшей в дом, погибли жена и две дочери, а сына подстрелил снайпер уже в Берлине в самый день Победы, 9 мая 1945г.

Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. Но этого не случилось: понимая, как тяжела утрата родных и безрадостно одиночество, он усыновляет мальчика Ванюшу 5 лет, у которого война отняла родителей. Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни. Соколов говорит: Ночью то погладишь его сонного, волосенки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становиться легче, а то ведь оно у меня закаменело от горя. Всей логикой своего рассказа Шолохов доказал, что его герой не может быть сломлен жизнью, потому что в нем есть то, что сломать нельзя: человеческое достоинство, любовь к жизни, родине, к людям, доброта, помогающие жить, бороться, трудиться. Андрей Соколов прежде всего думает об обязанностях перед близкими, товарищами, Родиной, человечеством. Это для него не , а естественная потребность.

И таких простых чудесных людей много. Именно они и выиграли войну, и восстановили разрушенную страну, чтобы жизнь продолжалась дальше и была лучше, счастливее. Поэтому Андрей Соколов близок, понятен и дорог нам всегда.

Читаешь рассказ, и кажется, будто прямо в душу тебе глядят опустошённые, как бы «присыпанные пеплом глаза Андрея, которые были наполнены такой неизбывной, смертной тоской». Но оказывается, что эти глаза, видевшие муки и гибель, видевшие чудовищно изощрённого в своём стремлении убить в людях всё человеческое врага, на каждом шагу видевшие в глаза смерть, - не утратили способности видеть и чутко воспринимать всё чистое, прекрасное в природе, в окружающей жизни. Сердце Соколова исполнено доброты к живому, к людям. Его потрясла судьба - Ванюшки, в чём-то схожая с его собственной печальной судьбой. Много страданий выпало на долю Андрея Соколова: «Куда меня только не гоняли за 2 года плена! Половину Германии объехал за это время, и в Саксонии был, на силикатном заводе работал, и в Рурской области был, на шахте уголёк откалывал, и в Баварии на земляных работах горб наживал» Но каторжный труд зверства фашистов не сломили его, не убили в нём чувства долга, любовь к родной земле. Своими руками задушил А. Соколов предателя, грозившего своему взводному выдать его немцам. Стойко перенёс Соколов все муки концлагеря. Кто-то донёс начальству «горькие слова» Андрея о тяжести каторжного труда. И вот его привели к коменданту. Андрей понимает, что вот сейчас, может быть через несколько минут, его убьют, но он не испугался, не стал умолять о пощаде, а наоборот. «Захотелось мне им, проклятым, показать, что у меня есть своё русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Необыкновенное мужество и достоинство, с которым Соколов вёл себя, вызвали уважение даже у фашиста, который благосклонно подарил Андрею жизнь, маленькую буханку хлеба и ещё более маленький кусок сала. Андрей Соколов понимал, что только поддержка товарищей помогла ему выжить, и, вернувшись в барак, Андрей делит добытый хлеб со всеми поровну.

С первых минут плена Соколова не покидала мысль о побеге. Первый раз побег не удался, но во второй раз Андрей не только сам вырвался из плена, но и привёз с собой «немца, инженера в чине майора армии» с очень важными документами. Поправившись в госпитале, Андрей возвращается домой, но здесь новое тяжёлое горе сваливается на его плечи: гибель жены и дочерей. Соколов снова возвращается а фронт и там узнаёт о геройской гибели сына, который оставался последней радостью и опорой в его жизни.

Встреча с Ванюшей сыграла большую роль в жизни А. Соколова. Этот мальчик-сирота, со «светлыми, как небушко, глазами», оживил его душу. Всю свою отцовскую любовь, всю теплоту своего сердца Андрей отдаёт этому мальчугану. Встреча этих двух людей, всё потерявших в годы войны, помогает им обоим «выдюжить».

Написано много произведений, но, на мой взгляд, ни в одной книге так не отражена сила духа советского человека, как в рассказе М. Шолохова «СЧ».

Сколько их, известных и безымянных героев, о которых уже написаны или только ещё пишутся книги и стихи. Мы всегда останемся в неоплатном долгу перед людьми. Защитившими мир от фашизма, перед солдатами, их матерями и вдовами. Они всегда жили и будут жить в памяти народа, всегда будут примером для нас, молодых. Именно к нам обращены слова «Реквиема» Р. Рождественского:

    Не плачьте! В горле сдержите Стоны. Памяти павших Будьте достойны, Вечно достойны.
Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Тема чести человеческого достоинства произведениях Шолохова . И в закладках появилось готовое сочинение.

Михаил Александрович Шолохов – выдающийся мастер литературы советского реализма. Одним из произведений, в которых автор стремился поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее, является рассказ «Судьба человека», опубликованный в «Правде» 31 декабря 1956 года – 1 января 1957 года. Шолохов написал этот рассказ в поразительно короткий срок. Всего несколько дней напряжённой работы было отдано рассказу. Однако творческая история его занимает многие годы: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и появлением «Судьбы человека» пролегло десять лет. Рассказ реалистически углублял большую литературную традицию и открывал новые перспективы художественного воплощения темы войны. Если в конце 40-х – начале 50-х годов произведения, посвящённые подвигу народа на войне, были редким исключением, то во второй половине 50-х годов интерес к этой теме становится всё более и более активным. Надо полагать, что Шолохов обратился к событиям военного времени не только потому, что не изгладилось впечатление от встречи с шофёром, глубоко его взволновавшей и подарившей почти готовый сюжет. Главным и определяющим было другое: минувшая война явилась таким событием в жизни человечества, что без учёта её уроков не могла быть осмыслена и решена ни одна из важнейших проблем современного мира.
Шолохов, исследуя национальные истоки характера главного героя Андрея Соколова, был верен глубинной традиции русской литературы, пафос которой составляли любовь к русскому человеку, восхищение им, и особенно внимателен к тем проявлениям его души, которые связаны с национальной почвой. Андрей Соколов – это истинно русский человек советской эпохи, в его судьбе отражены судьбы родного народа, его личность воплотила черты, характеризующие облик нации. Он совершает героические поступки, не придавая им значения таковых. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, как он рвётся доставить снаряды на батарею или без колебаний решается уничтожить предателя. Бескорыстие подвига, скромность и естественность – это те черты, которые не выделяют его среди советских людей, а роднят его с ними, рассказывают о нём как о человеке, которому народ щедро отдал своё духовное достояние. Это человек, который представляет народ в обстоятельствах суровых и трагических и проявляет качества, которые не являются его нравственной привилегией, не выделяют его среди других, а сближают с ними.
В рассказе «Судьба человека» действительно трудно найти то, что иногда вкладывают в понятие «новаторство». И на самом деле: лаконизм характеристик и описаний, динамичность сюжета, предельная сдержанность и объективность – всё это не имеет над Шолоховым власти канона. Между тем «Судьба человека» - произведение новаторское в самом прямом и глубоком смысле этого слова, новаторское по существу, по своей идейно-эстетической сущности.
Андрей Соколов, пройдя войну, потерял всё: семья погибла, домашний очаг разрушен. Наступила мирная жизнь, пришла пора весеннего пробуждения, пора надежд на счастливое будущее. А он смотрит на окружающий мир «словно присыпанными пеплом» и «наполненными неизбывной тоской» глазами, с его губ срываются слова: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?..» В словах Андрея Соколова затаены и печальное недоумение, и горестная безысходность. Человек обращает свой тревожный вопрос к жизни, и не ожидает от неё ответа. Оглядываясь в прошлое, вспоминая и оценивая всё, что он делал, герой не ощущает своей вины перед жизнью и людьми. Шолохов ищет мотивы его трагедии не в особенностях характера, а в трагическом состоянии мира, в несовершенстве человеческого жизнеустройства. Судьба героя включается в широкий поток исторического бытия. Встаёт проблема, мимо которой не прошёл ни один известный современный писатель. Речь идёт о том, как сложились судьбы тех, кто прошёл Великую Отечественную Войну, чем встретила их мирная жизнь, вознаграждены ли они были за подвиги и страдания, сбылись ли их надежды, взлелеянные на передовой, какие уроки они вынесли, и какая роль им принадлежит в делах и заботах послевоенного мира. Возвращение фронтовика к мирной жизни, к домашнему очагу закономерно стало одним из главных мотивов в творчестве писателей. Послевоенная действительность рисовалась в картинах стройки, возрождающихся из руин городов и сёл. Люди работают, не находя времени на раздумья, не давая воли ни горьким воспоминаниям о былом, ни беспокойным чувствам, которые возникали в ответ на несправедливость и зло, не исчезнувшие из жизни. В сороковые годы многие советские писатели создавали ложное представление о масштабах народного подвига, вселяли легкомысленное представление о том, что восстановить разрушенное, залечить раны – дело не такое уж трудное, а историческая миссия советского народа, спасшего человечество от фашистского порабощения, была выполнена легко. Некоторые писатели словно бы позабыли, что правда об эпохе не получила исчерпывающего выражения в параде победы, венчавшем подвиг народа на войне. Это будет лишь символ эпохи, но не реалистическая картина времени с его страданиями, утратами и нуждой.
Художественное своеобразие рассказа «Судьба человека» - в необыкновенной ёмкости его содержания, в эпической масштабности в широте картин. Судьба Андрея Соколова – это сюжетный основной мотив, но в рассказе даётся живая панорама истории страны, рисуются потрясающие своим драматизмом военные эпизоды. Открытие Шолохова как художника, исследующего душу народа в переломные моменты его истории, характер человека, действующего в суровых обстоятельствах трагической эпохи, не ограничено творчеством отдельных писателей. Опыт великого художника – достояние всех, но каждый берёт из него то, что согласуется с его творческими стремлениями. Романы и повести о войне, написанные в конце 50-х – начале 60-х годов, несмотря на свою художественную индивидуальность, имеют и общие черты, что позволяет их рассматривать как явление литературы определённой эпохи. Это доверие к человеку, активность гуманизма, сознательное стремление отдать на службу современности трагический опыт прошлого.

Андрей Соколов начинает рассказ о себе словами: «поначалу жизнь моя была обыкновенная». Но именно в этой «обыкновенной жизни» Шолохов видел истинно возвышенное и человеческое, ведь только в каждодневных заботах и труде раскрываются люди честные и скромные, благородные и самоотверженные. Шолохов осторожно пользуется правом художника на отбор материала, когда воспроизводит рассказ героя, вспоминающего и о случавшихся «грубых словах», брошенных жене, и выпивках с друзьями, после которых «такие крендели ногами выписываешь, что со стороны, небось, глядеть страшно». Но писатель знает, что это не является главным в характере Андрея. Работящий человек, весь поглощённый заботами о семье, нежный муж и отец, находящий истинное счастье в тихих радостях и скромных успехах, которые не обходили стороной и его жилище, - Андрей Соколов олицетворяет те нравственные ценности, которые искони присущи людям труда. С какой нежной проникновенностью вспоминает он свою жену Ирину: «Со стороны глядеть - …» Сколько отцовской гордости вкладывает он в слова о детях, особенно о сыне: «И дети радовали…»
Трагичен был путь Соколова на войне. Вехами на этом пути были подвиги, совершённые человеком не сломленным, не примирившимся, не признавшим над собой власти врага и сохранившим над ними нравственное превосходство. Только такой человек так просто и глубоко мог сказать о непомерных тяготах войны, навалившихся на плечи женщин и детей: «Вся держава на них опёрлась!..» Но его ожидали испытания ещё более тяжкие: погибла семья, в День Победы пуля немецкого снайпера оборвала жизнь сына Анатолия. Всё же в его глазах не затаено ни мстительной ненависти, ни ядовитого скептицизма. Жизнь исказила человека, но не смогла его сломить, убить в нём живую душу.
И вот последняя веха пути главного героя – Андрей Соколов усыновляет маленького Ванюшу, которого война лишила родных. Своё решение взять к себе сиротинку Андрей не пытается мотивировать философски, этот шаг не связан с проблемой нравственного долга. Для него «защитить дитя» - это естественное проявление его души. Чтобы глаза ребёнка были ясными, «как небушко», а хрупкая душа оставалась не потревоженной, ничто жестокое не должно прикасаться к нему. Вот почему так важно «не ранить сердце ребёнка, чтобы он не увидел, как бежит по щеке жгучая и скупая мужская слеза…»
Сострадание, которым был охвачен автор, потрясённый рассказом Андрея Соколова, не придало рассказу сентиментальной окраски, поскольку поведанное героем вызывало не только жалость, но и гордость за русского человека, восхищение его силой, красотой его духа, веру в необъятные возможности людей. Именно таким предстаёт главный герой, и автор отдаёт ему и свою любовь, и уважение, и гордость, когда с верой в справедливость и разум он произносит: «Два осиротевших человека…»

Андрей Соколов – человек огромного обаяния. Уже в начале рассказа Шолохов даёт почувствовать, что мы повстречались с человеком добрым и сильным, простым и открытым, скромным и нежным. Этот высокий, «сутуловатый мужчина», одетый в «нескольких местах прожжённый ватник», в грубых ботинках сразу же расположил к себе. Сколько нежности было в его словах, обращённых к мальчику: « - Поздоровайся с дядей, сынок!..» Мы ещё ничего не знаем об этом человеке, но по тому, как он говорит о мальчике: « - Беда мне с этим пассажиром!..», - можно наверняка увидать в нём натуру добрую, мягкую. Ни раздражения, ни пренебрежительного равнодушия взрослого, когда он говорит о ребёнке, не проскользнуло в его речи. Притворное сетование: «Беда мне с этим пассажиром» - только лишь резче оттенило истинные его чувства. Заметив, что перед ним «свой брат – шофёр», он доверчиво и открыто, с той благородной естественностью, которая отличает простых и хороших людей, вступил в беседу: «Дай, думаю, зайду, перекурим вместе. Одному-то и курить, и помирать тошно». Его зоркий глаз заметил, что собеседник «богато живёт, папироски курит», с его губ срывается присловье, изобличающее бывалого и добродушного человека: «Ну, брат, табак мочёный, что конь лечёный, никуда не годится». Как бывалый солдат он спрашивает о фронтовых годах и роняет: «Ну, и мне там пришлось, браток, хлебнуть горюшка по ноздри и выше». Андрей не ищет повода излить свою душу перед каждым встречным. В собеседнике он видит солдата, судьба которого тоже была нелёгкой. Мужественная сдержанность – это черта, одинаково присущая как автору, так и герою рассказа. Невольно вырвавшееся у него замечание: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» - было прервано: «И вдруг спохватился: ласково подталкивая сынишку, сказал: - Пойди, милок, поиграйся возле воды, у большой воды для ребятишек всегда какая-нибудь добыча найдётся. Только, гляди, ноги не промочи!»

В опыте и наблюдениях, в мыслях и чувствах Соколова отражены исторические, жизненные и нравственные понятия народа, в суровой борьбе и нелёгком труде постигающего истину, познающего мир. Глубина и тонкость его высказываний сочетаются с простотой и ясностью. Вспомним, как поэтично он сравнивает детскую память с летней зарницей: «Ведь детская память, как летняя зарница…» Однако, душевная отзывчивость и нежность, способность к деятельной любви, проявляемые им, когда он сталкивается с людьми добрыми и справедливыми или нуждающимися в его защите, - это нравственная основа непримиримости, презрения, мужественной твёрдости по отношению к жестокости и предательству, лжи и лицемерию, малодушию и трусости.
Андрей Соколов пошёл на фронт человеком уже сложившимся, война явилась жестокой проверкой физических и духовных сил, убеждений и идеалов, которые составляли существо его личности, основу его мировоззрения и характера. Шолохов не показывает подробностей фронтового быта и лагерных мытарств, чтобы сконцентрировать внимание на изображении «ударных», «кульминационных» моментов, когда характер героя проявляется наиболее сильно и глубоко. Прощание на перроне, пленение, расправа с предателем, неудачная попытка убежать из лагеря, столкновение с Мюллером, возвращение на родину, похороны сына, встреча с мальчиком Ванюшкой – таковы вехи пути Андрея. Где те источники, которые давали силу, чтобы выдержать, устоять? Ответ на этот вопрос в довоенной биографии Соколова – ровесника века жизненный путь которого помечен памятными событиями жизни народа и страны, где произошла революция, в труде и борениях создавался новый мир. То были обстоятельства, которые формировали характер и мировоззрение человека, историческое сознание народа, сыном которого он являлся.

Выбор редакции
Что делать, если диеты не помогают, а голодать не хватает силы воли и возможностей? Остается надежное и проверенное средство — заговор...

Детальное описание из нескольких источников: «молитва за поступление ребенка в вуз» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном...

При своевременно назначенном и эффективном лечении анализ крови СРБ покажет уменьшение концентрации белка уже через несколько дней....

У многих есть мечта: иметь доступ к неиссякаемому фонтану достатка и прибыли. Если получится, то на постоянной основе. А что вы можете...
Во всех клиниках «Медок» можно сдать анализы практически всех популярных типов. В том числе: общий анализ мочи; анализ на яйца остриц и...
Современный человек, живущий в большом городе, наполненном суматохой, шумом и соблазнами, не очень склонен верить в духовные чудеса. Но...
Всем невозможно нравиться. Даже если человек очень добрый и милый, это не дает ему стопроцентной защиты от зависти . А зависть - чувство...
Религиозное чтение: самая сильная молитва матери о замужестве дочери в помощь нашим читателям.В прошлом столетии ученые провели...
К причинам появления язвенной болезни относят длительные стрессы, отрицательные эмоции, хронический холецистит, желчнокаменную ,...