Вышеславцев николай николаевич. Вышеславцев николай александрович. Поскольку вы здесь…


Биография

Давид Соломонович Хайкин (1927-2008) — художник, график, иллюстратор детских книг.

Родился в Москве; во время войны переехал с родителями в Казань, затем в Чебоксары. Там, в мастерской агитплакатов, началась его художественная деятельность. Вернувшись в Москву, отучился в Московской средней художественной школе, затем окончил Московский художественный институт имени Сурикова, где учился на плакатном отделении; позднее перевелся на книжное отделение графического факультета. Среди его учителей был , в то время главный художник издательства «Детская литература» — благодаря ему у Давида появилась возможность ознакомиться с искусством оформления детских книг еще в студенческие годы.

С 1950 работал в издательствах «Детская литература», «Малыш», оформил более 200 детских книг. Среди них произведения Самуила Маршака и Корнея Чуковского, сказки Г.Х.Андерсена — более всего художнику нравилось работать с книгами для самых маленьких читателей, где картинки доминировали над текстом.

Хайкин многократно награждался самыми разными премиями в области иллюстрированной книги. За издание («Детские песенки народов Кавказа», 1975) и (сборник стихов С.Я.Маршака, 1982) был удостоен дипломов 1-й и 2-й степени Всероссийского конкурса детской книги. На этом же конкурсе в 1996 получил диплом за художественное оформление и иллюстрации к «Азбуке» Г.В.Сапгира (издательство «Росмэн»).

Уже в зрелом возрасте Хайкин вновь обратился к живописи, изображая, по большей части, разнообразных животных. Он обладал поистине нечеловеческой работоспособностью, сутками не выходил из своей мастерской.

Живописные и графические работы Хайкина находятся в музеях и частных коллекциях по всему миру.

Я люблю цвет. Каждую вещь я решаю прежде всего в цвете – через него можно добиться большого пластического эффекта, динамики. Искусство – очень условная вещь. Теперь я понял, что добиваться в плоскости листа объёмного изображения нецелесообразно. Объёмна скульптура, «пространственнен» кинематограф… На бумаге же, на холсте всё должно находиться в одной плоскости…

«Подобно многим художникам его поколения, Хайкин в живописи прошёл долгий путь поисков. Он увлекался старой и современной живописью, примитивом и детским творчеством, открывая многое для себя заново. Но, пожалуй, импрессионизм в его западном и русском вариантах дал ему определённую установку живописного видения, а дальнейший самостоятельный творческий путь поэтического освоения мира завершил становление собственного стиля. В станковых работах художника главное место занимает пейзаж, затем натюрморт. В его пейзажах привлекает сильное живописное чувство. Они представляют собой обобщённые образы природы, в которых главное – живописное изображение свето-воздушной среды, всё окутывающей, дающей всему цветовой и эмоциональный колорит.

Композиции Хайкина не центричны, а, наоборот, центробежны, они стремятся «распространиться» вширь, при этом «края» листа обретают особую напряжённость границы изображаемого на нём и мысленно развивающегося за его пределы. Такое решение позволяет художнику помещать на листе часть предмета вместо целого и делать это художественно убедительно.

Используя привлекательность цвета, его эмоциональное воздействие, сопрягая и противопоставляя цвета, дополняя игру цвета музыкальным ритмом, художник обостряет чувства зрителя, что делает его более чутким к внутренней пластике и ритмике произведения».

(с) Любовь Громова
из статьи “Черпая из вечных родников” (Детская литература, 1986)

«Главные слова, характеризующие сугубо персональные жанры Давида Хайкина, отнюдь не специфически-искусствоведческие, – они говорят, прежде всего, об общечеловеческих ценностях.

Это – сердечная теплота, доброта и радость жизни.

Не надо, наверное, и упоминать, сколь редко встречаются вышеозначенные материи в нашей жесткой действительности.

Коты и кошки Хайкина – всамделишные, их анатомия не порушена имитацией человекоподобия. Они шествуют на четырех лапах, горделиво подняв хвосты, или привычно сидят на задних - передние у них становятся крепкими столбиками и поддерживают широкую грудку, увенчанную головой с чуткими ушками и полным достоинства взглядом.

Это просто иные, нежели мы, живые существа, мудрые, доброжелательные, спокойные. И равноправные с нами. Или мы – равноправные с ними.

Все так. Но вот только дымчатый котофей вальяжно восседает на красном стуле посреди зимнего пейзажа или кошка неспешно вышагивает на фоне московских бульваров или уютных провинциальных улиц.

Этим они себя и выдают. Коты и кошки Давида Хайкина – обыкновенные гении мест.

И еще. Можно быть знакомыми с ними много-много лет, видеть их постоянно, однако это не отменяет драгоценного эффекта: каждый раз при взгляде на любого из благородных мурлык нельзя удержаться от внезапной улыбки – как будто видишь их в первый раз.

У колористики Давида Хайкина существует какая-то особая сложная безыскусность. Цвет у него чаще всего открытый, декоративный, словно бы одномерный, но тут же с непреложностью проступает, что в сочной красочности таится глубина, обусловленная тончайшими связями цветовых оттенков.

Отсюда и возникает ощущение насыщенной многомерности, гармоничности красочных аранжировок его картин.

Московский живописец Давид Хайкин – из породы художников склада Матисса: знаменитый француз говорил, что хотел бы, чтобы его холсты дарили душевный комфорт людям.

Живопись Давида Хайкина именно это и делает. Его картина на стене – повседневный, неиссякаемый источник живительной радости от созерцания изображения.

Оно же щедро источает душевное тепло или просто заставляет улыбнуться – и уже небеса не столь серые, как были до этой минуты».

«Это тотальная и беззастенчивая красочность. Никаких атмосферных светотеневых градаций (это в скучном реальном мире бывает светотень); плотность цвета придает предметам материальность - но это материя затейливо организованной фантастической вселенной, где среди сказочных архитектурных конструкций гуляют «животные невиданной красы» с узнаваемыми физиономиями. Конкретные мотивы подчинены структурирующей логике орнамента, включены в его возвышенный порядок: кот съел рыбку, и рыбка плавает внутри кота - или на его поверхности, потому что здесь нет конфликта глубины с поверхностью».

Хайкин Давид Соломонович (10 ноября 1927 г. - 21 февраля 2008 г.) - художник, график. Член Союза художников СССР, превосходный художник-иллюстратор, чьи работы радовали многие поколения детей и стали классикой русской детской книги прошлого столетия.

Биография

В отличие от большинства сотоварищей-книжников, выпускников Полиграфического института, Хайкин в 1952 окончил МГХИ (Московский государственный академический художественный институт) имени В.И.Сурикова. Он поступил туда на живописный факультет, но после провала на экзамене по марсксистко-ленинской эстетике был отправлен на плакатное отделение. Признанный советский мастер Михаил Черемных настолько подружился со своим нечаянным студентом, что сам великодушно ходатайствовал о переводе его на книжное отделение графического факультета: у талантливого подопечного совсем не получались агитационно-пропагандисткие плакаты. Специализация по графическим видам искусства не отменила для Давида Хайкина работу по живописи. Здесь он отдавал предпочтение пейзажам.

После окончания института молодой живописец постоянно экспонировал холсты на выставках, однако имя ему принесла работа для издательств.

С 1950 работал в издательствах «Детская литература», «Малыш». За издание «Чудесный клад» («Детские песенки народов Кавказа», 1975) и «Разноцветная книга» (сборник стихов С.Я.Маршака, 1982) удостоен дипломов 1-й и 2-й степени Всероссийского конкурса детской книги. На этом же конкурсе в 1996 получил диплом за художественное оформление и иллюстрации к «Азбуке» Г.В.Сапгира (издательство «Росмэн»).

Творчество

В СССР детских книг выходило много и огромными тиражами: «Воспитание подрастающего поколения» было, как известно, неустанной идеологической заботой властей.

Нишей для Давида Хайкина стали книжки для самых маленьких. Здесь картинки доминировали над текстом, а советской пропаганде негде было разгуляться в силу особенностей восприятия мира крохотными людьми.

На прилавках магазинов, на стендах книжных выставок экспрессивно-декоративные работы Давида Хайкина мгновенно приковывали внимание и детей и родителей.

В книге - искусстве синтетическом - тексты волей-неволей формируют определенные рамки, хотя художник всегда выбирал произведения. Не сковывающие его фантазию, близкие ему по духу. Книги Давида Хайкина выходили многомиллионными тиражами и молниеносно раскупались благодарными зрителями-читателями. За свои издания художник неоднократно получал престижные награды…

Человек Давид Хайкин очень любит братьев наших меньших, художник Давид Хайкин создал обширный цикл, где героями стали коты и кошки, одухотворенные и разумные существа…

Детские книги Давида Хайкина — это мир всеобъемлющего оптимизма, устойчивого и безоговорочного. Дома, деревья, люди, звери, небо и земля — всё имеет крепкую форму, внятное место в композиции и, как правило, яркий цвет, не замутнённый ни белилами, ни сомнениями. Учителем молодого графика был в своё время Борис Дехтерёв, главный художник издательства «Детская литература», и первые опыты оформления детских книг Давид Соломонович предпринял ещё в студенчестве. Теперь таких книг около двухсот. Ил. Д.Хайкина к стихотворению С.Маршака «Январь»Список удачных работ возглавляют «Дикие лебеди» Х.К.Андерсена, «Стихи и сказки» К.И.Чуковского, «Хороший день» С.Я.Маршака, «Азбука» Г.В.Сапгира и, разумеется, многие другие издания.

Уже в зрелом возрасте иллюстратор и книжник Хайкин вдруг обратился к живописи, причём рисовать стал, если можно так выразиться, «портреты животных». Одна из почитательниц творчества художника так перечисляет его новых героев: это «лошадки, птички, рыбки, собачки, коты и кошечки». Уменьшительно-ласкательные суффиксы здесь не случайны: выдуманные «портреты» получаются у взрослого художника Давида Хайкина по-детски трогательными и по-весёлому игрушечными.

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...