З.1 Умственная работоспособность учащихся и утомление. Общие закономерности изменения работоспособность студентов в учебном дне, неделе, семестре, учебном году


Введение………………………………………… …………………………………..3

    Понятие об утомлении……………………………………………….5
    Работоспособность………………………………… ………………......7
    Фазы работоспособности и ее дневная периодичность......... .............................. .............................. ..........................9
    Недельная динамика работоспособности………………12

Заключение ……………………………………………………………………..15

Список литературы……………………………………………….. …………16

Введение

Успешность выполнения трудовых задач и удовлетворение этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности отдельного человека, которая формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации.
При выполнении конкретной работы работоспособность имеет определенные закономерные изменения. Вначале, когда только человек приступил к работе, работоспособность относительно невысока и постепенно повышается, но возможны некоторые колебания при перегрузке организма, которые парой бывают непредсказуемыми и вызывают в след за собой серьезные психические расстройства, особенно у неустойчивого детского организма.
Актуальность данной темы заключается в том, что человек находится в постоянном движении, пусть это будет работа или учеба, танцы или спорт, и чрезмерная активность может вызвать негативные последствия. На протяжении многих лет ученые пытались узнать секрет золотой середины – как сохранить высокую работоспособность, отодвигая утомление и исключая переутомления человека в его деятельности. При помощи такого термина как работоспособность нам предстоит разобраться почему происходит утомление и какова работоспособность человека в течении недели.
Следовательно, целью нашего реферата является изучение работоспособности как таковой и определение дневной и недельной динамики работоспособности учащихся.
Поэтому перед нами встают такие задачи как:

    Дать понятие утомлению
    Определить, что такое работоспособность
    Выявить фазы работоспособности
    Определить недельную динамику работоспособности ребенка
В ходе работы был произведен анализ необходимой литературы и источников. Таким образом, для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта zdorove.ru и серия учебных пособий для педагогических институтов под редакцией А. Г. Хрипковой. А так же некоторая информация была взята из других учебников таких авторов как Смирнова В. М., Березовский В. А. и Косилов С.А.
    Понятие об утомлении
После длительной, чрезмерной, а также во время монотонной или напряженной работы наступает утомление. Характерным проявлением утомления является снижение работоспособности. Развитие утомления связано прежде всего с изменениями, происходящими в центральной нервной системе, нарушением проведения нервных импульсов в синапсах.
Скорость наступления утомления зависит от состояния нервной системы, частоты ритма, в котором производится работа, и от величины нагрузки. Неинтересная работа быстрее вызывает наступление утомления. Дети утомляются при длительной неподвижности и при ограничении двигательной активности.
После отдыха работоспособность не только восстанавливается, но и часто превышает исходный уровень. И. М. Сеченов впервые показал, что восстановление работоспособности при наступившем утомлении происходит значительно быстрее не при полном покое и отдыхе, а при активном отдыхе, когда происходит переключение на другой вид деятельности.
Биологическое значение утомления, развивающегося у детей и подростков в процессе учебной и трудовой деятельности, двояко: это охранительная, защитная реакция организма от чрезмерного истощения функционального потенциала и в то же время стимулятор последующего роста работоспособности. Поэтому требования гигиены к организации учебно-трудовой деятельности детей и подростков направлены не на то, чтобы исключить появление у школьников утомления, а на то, чтобы отдалить его наступление, оградить организм от отрицательного влияния чрезмерного утомления, сделать отдых более эффективным.
Утомлению предшествует субъективное ощущение усталости, потребность в отдыхе. В случае недостаточного отдыха утомление, постепенно накапливаясь, приводит к переутомлению организма.
Переутомление организма проявляется в расстройстве сна, потере аппетита, головных болях, безразличии к происходящим событиям, снижении памяти и внимания. Резко сниженная при этом умственная работоспособность организма отражается на успеваемости детей. Длительное переутомление ослабляет сопротивляемость организма к различным неблагоприятным влияниям, а том числе и к заболеваниям.
Переутомление у детей и подростков может возникнуть как следствие чрезмерной или неправильно организованной учебной и внеклассной работы, трудовой деятельности, сокращения продолжительности сна, отдыха на открытом воздухе, нерационального питания.
    Работоспособность
Под работоспособностью понимается способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности. Умственная и мышечная (физическая) работоспособность тесно связана с возрастом: все показатели умственной работоспособности возрастают по мере роста и развития детей. За равное время работы дети 6-8 лет могут выполнить 39-53% объема заданий, выполняемых 15-17-летними учащимися. При этом и качество работы у первых на 45-64% ниже, чем у вторых.

Возраст (лет)
Рис. 1. Развитие умственной работоспособности с возрастом: / - скорость работы; 2 - точность работы. За 0% приняты величины показателей работоспособности семилетних детей
Темп прироста скорости и точности умственной работы по мере увеличения возраста нарастает неравномерно и гетерохронно, подобно изменению других количественных и качественных признаков, отражающих рост и развитие организма (рис. 1),
Годичные темпы нарастания показателей умственной работоспособности от 6 до 15 лет колеблются в пределах от 2 до 53%.
Скорость и продуктивность работы за первые три года обучения нарастают одинаково на 37-42% по сравнению с уровнем этих показателей при поступлении детей в школу. За период от 10-11 до 12-13 лет продуктивность работы увеличивается на 63%, а качество - точность ее лишь на 9%. В 11-12 лет (V-VI классы) наблюдается не только минимальный теми прироста качественного показателя (2%), но и ухудшение его в значительном числе случаев по сравнению с предыдущими возрастами. В 13-14 (девочки) и 14-15 лет (мальчики) темп нарастания скорости и продуктивности работы снижается и не превышает 6%, в то время как прирост качества работы возрастает до 12%. В 15-16 и 16-17 лет (IX-X классы) продуктивность и точность работы возрастают на 14-26%.
Во всех возрастах учащимся с отклонениями в состоянии здоровья присущ более низкий уровень умственной работоспособности по сравнению со здоровыми детьми и коллективом класса в целом.
У здоровых детей 6-7 лет, поступающих в школу с недостаточной готовностью организма к систематическому обучению по ряду морфофункциональных показателей, работоспособность также оказывается ниже и проявляет меньшую устойчивость по сравнению с детьми, готовыми к обучению, быстро к нему адаптирующимися и успешно справляющимися с возникающими трудностями. Однако устойчивость работоспособности у этих детей, в отличие от ослабленных школьников, повышается обычно уже к концу первого полугодия.
    Фазы работоспособности и ее дневная периодичность
1 фаза Во всякую работу, в том числе и в умственную, организм человека и особенно ребенка включается не сразу. Необходимо некоторое время вхождения в работу, или врабатывание. Это первая фаза работоспособности. В эту фазу количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество ошибок - точность) показатели работы часто то асинхронно улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума. Подобные колебания - поиск организмом наиболее экономичного для работы (умственной деятельности) уровня - проявление саморегулирующейся системы.
2 фаза За фазой врабатывания следует фаза оптимальной работоспособности, когда относительно высокие уровни количественных и качественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно. Положительные изменения высшей нервной деятельности коррелируют с показателями, отражающими благоприятное функциональное состояние других физиологических систем.
3 фаза Спустя некоторое время, меньшее у учащихся 6-10 лет и большее у подростков, юношей и девушек, начинает развиваться утомление и проявляется третья фаза работоспособности. Утомление проявляется сначала в несущественном, а затем в резком снижении работоспособности. Этот скачок в падении работоспособности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к ее прекращению. Падение работоспособности на первом ее этапе выражается снова в рассогласовании количественных и качественных показателей: объем работы оказывается высоким, а точность - низкой. На втором этапе снижения работоспособности согласованно ухудшаются оба показателя. На первом этапе снижения работоспособности регистрируется дисбаланс возбудительного и тормозного процессов в сторону преобладания возбудительного процесса (двигательное беспокойство) над активным внутренним торможением.
На этапе резкого снижения работоспособности еще стремительнее ухудшается функциональное состояние центральной нервной системы: развивается охранительное торможение, которое внешне проявляется у детей и подростков в вялости, сонливости, в потере интереса к работе и отказе ее продолжать, часто в неадекватном поведении.
Развивающееся утомление - естественная реакция организма на более или менее длительную и интенсивную нагрузку. Нагрузка, вызывающая утомление, необходима. Без этого немыслимо развитие детей и подростков, их тренировка, адаптация к умственным и физическим нагрузкам. Но планирование и распределение этих нагрузок необходимо проводить квалифицированно, с учетом возрастно-половых, морфофункциональных особенностей школьников.
В период организованного активного отдыха восстановительные процессы не только обеспечивают возвращение работоспособности к исходному - дорабочему уровню, но могут поднять ее выше этого уровня. Вместе с тем тренированность возникает тогда, когда очередная нагрузка следует за восстановлением и упрочением показателей после предыдущей работы, хроническое же истощение - когда очередная нагрузка следует до того, как восстановление работоспособности достигло своего исходного уровня. Чередование умственной работы с физической, переключение с одного вида деятельности на другой, прекращение умственной работы детей и подростков в момент начавшегося резкого снижения работоспособности (недалеко еще зашедшей стадии утомления) и последующая организация активного отдыха способствуют восстановлению функционального состояния центральной нервной системы.
Систематическим выполнением работы (учебных занятий, трудовой деятельности) в пределах возрастных нормативных границ продолжительности достигается совершенствование умственной работоспособности.
У большинства детей и подростков активность физиологических систем повышается от момента пробуждения и достигает оптимума между 11 и 13 ч, затем следует спад активности с последующим ее относительно менее длительным и выраженным подъемом в промежутке от 16 до 18 ч. Такие закономерные циклические изменения активности физиологических систем находят отражение в дневной и суточной динамике умственной работоспособности, температуры тела, частоты сердечных сокращений и дыхания, а также в других физиологических и психофизиологических показателях.
Суточная периодика физиологических функций, умственной и мышечной работоспособности имеет постоянный характер. Однако под влиянием режима учебной и трудовой деятельности изменения функционального состояния организма, прежде всего ЦНС, могут вызвать повышение или понижение уровня, на котором развертывается суточная динамика работоспособности и вегетативных показателей.
Большая учебная нагрузка, нерациональный режим учебной и трудовой деятельности или неправильное их чередование в течение дня и недели вызывают резко выраженное утомление организма. На фоне этого утомления возникают отклонения в закономерной суточной периодике физиологических функций. Так, в случаях чрезмерной производственной и учебной нагрузки почти у половины учащихся профессионально-технических училищ были диагностированы не только отклонения в дневной динамике работоспособности, но также беспорядочный характер изменения температуры тела и ритма сердечных сокращений. Оптимальное состояние работоспособности в утренние часы, спад работоспособности во вторую половину дня характерны для большинства здоровых успевающих учащихся всех классов. За время бодрствования (с 7 до 21-22 ч) кривые периодики работоспособности и физиологических функций в 80% представляют двухвершинный или одновершинный тип колебаний.
и т.д.................

Работоспособность – это способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя её, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности. Умственная и мышечная (физическая) работоспособность тесно связанна с возрастом: все показатели умственной работоспособности возрастают по мере роста и развития детей. За равное время работы дети 6–8 лет могут выполнить 39–53% объема заданий, выполняемых 15–17 летними учащимися. При этом и качество работы у первых на 45–64% ниже, чем у вторых.

Темп прироста скорости и точности умственной работы по мере увеличения возраста нарастает неравномерно, подобно изменению других количественных и качественных признаков, отражающих рост и развитие организма. Годичные темпы нарастания показателей умственной работоспособности от 6 до 15 лет колеблются в пределах от 2 до 53%.

Во всех возрастах учащимся с отклонениями в состоянии здоровья присущ более низкий уровень умственной работоспособности по сравнению со здоровыми детьми и коллективом класса в целом.

У здоровых детей 6–7 лет, поступающих в школу с недостаточной готовностью организма к систематичному обучению по ряду морфофункциональных показателей, работоспособность также оказывается ниже и проявляет меньшую устойчивость по сравнению с детьми, готовыми к обучению, быстро к нему адаптирующимся и успешно справляющимся с возникающими трудностями. Однако устойчивость работоспособности у этих детей, в отличие от ослабленных школьников, повышается обычно уже к концу первого полудня.

Фазы работоспособности и её дневная периодичность: во всякую работу, в том числе и умственную, организм человека и особенно ребенка включается не сразу. Необходимо некоторое время вхождения в работ, или врабатывание. Это первая фаза работоспособности. В эту фазу количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество ошибок – точность) показатели работы часто асинхронно улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума. Подобные колебания – поиск организмом наиболее экономичного для работы (умственной деятельности) уровня – проявление саморегулирующейся системы.

За фазой врабатывания следует фаза оптимальной работоспособности, когда относительно высокие уровни количественных и качественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно. Положительные изменения высшей нервной деятельности коррелируют с показателями, отображающими благоприятное функциональное состояние других физиологических систем.

Спустя некоторое время, меньшее у учащихся 6–10 лет и большее у подростков, юношей и девушек, начинает развиваться утомление и проявляется треть фаза работоспособности. Утомление проявляется сначала в несущественном, а затем в резком снижении работоспособности. Этот скачек в падении работоспособности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к её прекращению. Падение работоспособности на первом её этапе выражается снова в рассогласовании количественных и качественных показателей: объем работы оказывается высоким, а точность – низкой. На втором этапе снижения работоспособности согласованно ухудшаются оба показателя. На первом этапе снижения работоспособности регистрируется дисбаланс возбудительного и тормозного процессов в сторону преобладания возбудительного процесса (двигательное беспокойство) над активным внутренним торможением.

На этапе резкого снижения работоспособности еще стремительнее ухудшается функциональное состояние центральной нервной системы: развивается охранительное торможение, которое внешне проявляется у детей и подростков в вялости, сонливости, в потере интереса к работе и отказ от неё продолжать, часто в неадекватном поведении.

Развивающееся утомление – естественная реакция организма на более или менее длительную и интенсивную нагрузку. Нагрузка, вызывающая утомление, необходима. Без этого немыслимо развитие детей и подростков, их тренировка, адаптация к умственным и физическими нагрузками. Но планирование и распределение этих нагрузок необходимо проводить квалифицированно, с учетом возрастно-половых, морфофункциональных особенностей школьников.

Для того, чтобы у младших школьников меньше развивалась утомляемость, необходимо регулярно тренировать свой организм физическими нагрузками. Основополагающим средством физического развития является утренняя гимнастика.

1

Введение

В течение всего периода обучения ребенка в школе выделяют два физиологически уязвимых (критических) периода - начало обучения (1 класс; 6 - 7 лет) и период полового созревания (5 - 9 классы; 11-14 лет). Именно в это время отмечаются значительные функциональные перенапряжения, обусловленные перестройкой в деятельности основных физиологических систем, сопряженные с низкой и неустойчивой работоспособностью, сопровождающиеся снижением умственной и физической активности (Карданова и соавт., 2004). Следует отметить, что начало обучения ребенка в школе и переход из начального звена в среднее - наиболее сложные этапы в жизни подростка не только в физиологическом, но и в социальном и психологическом плане. Адаптация детей в средней школе совпадает с началом подросткового кризиса. Известно, что синхронизация двух кризисов в жизни человека может привести к гораздо более тяжким последствиям. При этом, рубеж перехода в среднее звено, как правило, характеризуется спадом учебной мотивации, нарастанием дисциплинарных трудностей, ростом тревожности, а также быстрым утомлением. Даже отличник может превратиться в отстающего ученика.

Умственная работоспособность человека зависит от многих факторов, совокупность которых можно разделить на три основные группы: физиологические факторы - возраст, пол, уровень физического и функционального развития, состояние здоровья и питания; факторы физического характера, отражающие географические, климатические условия существования; психические факторы - это мотивация деятельности, эмоциональный настрой и т.д. Все вышеперечисленные факторы одновременно воздействуют на организм и взаимообусловливают друг друга.

Цель данной работы состояла в исследовании показателей умственной работоспособности школьников подросткового возраста (12-13 лет) г. Владикавказа.


Материалы и методы исследования

В работе применяли корректурные буквенные пробы (таблицы Анфимова) и кольца Ландольта (Гуминский и др., 1990).

Исследование проводилось на базе 26-ой общеобразовательной школы г. Владикавказа. Объектом исследования являлись школьники мужского и женского пола 12-13 лет (8 класс), обучающихся во вторую половину дня. Всего в эксперименте принимало участие 24 человека. Из них 12 человек - мальчики, 12 - девочки. Эксперимент проводился 15.04.2005 г. Время эксперимента - 16.10.-16.30. часов. В период с 16.00 до 18.00 часов наблюдается второй подъем уровня физической и умственной работоспособности (Ермолаев, 2001).

Далее полученные результаты обрабатывали с помощью формул (Гуминский и др., 1990) и методов статистики. О достоверности различий между исследуемыми признаками судили по критериям Стьюдента и Хи-квадрата. Так же были вычислены коэффициенты корреляции между исследуемыми признаками (r). (Лакин, 1990).

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты исследования представлены в таблицах 1-4.

Таблица 1. Характеристика точности выполнения задания (А) у мальчиков и девочек 12-13 лет г. Владикавказа

Таблица 2. Характеристика коэффициента умственной продуктивности (Р) у мальчиков и девочек 12-13 лет г. Владикавказа

Было установлено, что у 9 из 12 обследуемых нами мальчиков коэффициент точности выполнения задания соответствует стандартам. У 4 из 12 мальчиков коэффициент умственной продуктивности соответствует норме. У 5 мальчиков из всей группы школьников мужского пола соответствует возрастным нормативам. Величина скорости обработки зрительной информации соответствует норме только у 4 школьников мужского пола.

У школьниц коэффициент точности выполнения задания соответствует стандарту у 11 человек из исследованной группы. Коэффициент умственной продуктивности соответствует стандартному значению у 3 девочек из 12. Объем зрительной информации соответствует возрастным нормативам у 7 восьмиклассниц. Скорость переработки зрительной информации соответствует стандартному значению у 5 школьниц.

Таблица 3. Характеристика объема зрительной информации (Q) у мальчиков и девочек 12-13 лет г. Владикавказа

Таблица 4. Характеристика скорости обработки зрительной информации (S) у мальчиков и девочек 12-13 лет г. Владикавказа

Нами был проведен сравнительный анализ средних величин показателей умственной работоспособности у школьников подросткового возраста г. Владикавказа и стандартных величин с помощью критерия хи-квадрата. В результате проведенного анализа было установлено, что у восьмиклассников мужского пола коэффициент точности выполнения задания (А) соответствует возрастным нормативам (P>0,05). Коэффициент умственной продуктивности у обследованных нами мальчиков 12-14 лет достоверно ниже, чем стандартные величины (P <0,001). Объем зрительной информации у данной группы школьников ниже, чем стандартное значение характерное для данной возрастной группы, что подтверждается высоким уровнем достоверности (P<0,001). Скорость обработки зрительной информации у мальчиков не отличается от стандартных показателей (P>0,05).

Сказанное выше подтверждается средними величинами указанных показателей, представленных в таблицах 1, 2, 3, 4.

Сравнительных анализ средних величин показателей умственной работоспособности обследованной нами группы учениц восьмого класса г. Владикавказа и стандартных значений, характерных для данного возраста с помощью критерия хи-квадрата показал следующее. Коэффициент точности выполнения задания у обследуемых нами школьниц не отличается от стандартных показателей (P>0,05). Коэффициент умственной продуктивности у группы девочек 12-14 лет школы №26 ниже, чем стандартная величина характерная для данного возрастного периода (P<0,001) . Объем зрительной информации у обследуемых нами девочек ниже, чем стандартный показатель, что подтверждается высоким уровнем достоверности (P<0,001). Скорость обработки зрительной информации у девочек не отличается от стандартного показателя (P>0,05).

Полученные нами данные, свидетельствующие о соответствии средних значений показателей коэффициента точности выполнения задания и скорости обработки зрительной информации и низком коэффициенте умственной продуктивности у обследованных нами школьников 12-14 лет, согласуются с результатами исследования авторов В.А. Бароненко и Д.О. Бретина (2003). Эти авторы объясняют данный факт тем, что у учащихся наблюдается дефицит внимания с гиперактивностью.

Полученные нами данные можно также объяснить тем, что обследование проводилось в пятницу на четвертом уроке в 16 часов. В этот день недели в большинстве случаев умственная работоспособность снижена, кроме того, эти школьники учатся во вторую смену, когда работоспособность резко снижается уже на первых часах занятий, несмотря на то, что с 16 до 18 часов наблюдается второй подъем умственной работоспособности (Антропова, 1982; Ермолаев, 2001).

В результате сравнительного анализа показателей умственной работоспособности между мальчиками и девочками 12-14 лет г. Владикавказа с помощью критерия Стьюдента было установлено, что достоверных различий между средними величинами коэффициента точности выполнения задания, коэффициента умственной продуктивности, объема зрительной информации и скорости ее обработки нет (P>0,05).

Далее нами был проведен корреляционный анализ изученных показателей умственной работоспособности у группы школьников подросткового возраста г. Владикавказа. В результате нами было установлено следующее. У группы мальчиков обследуемой нами, обнаружена корреляционная зависимость между точностью выполнения задания и коэффициентом умственной продуктивности (r=0,598, P<0,05), между коэффициентом умственной продуктивности и объемом зрительной информации (r=0,7399, P<0,05), между коэффициентом умственной продуктивности и скоростью обработки зрительной информации (r=0,837, P<0,01), между объемом зрительной информации и скоростью ее переработки (r=0,851, P<0,01). У девочек была установлена прямая связь между коэффициентом умственной продуктивности и скоростью переработки зрительной информации (r=0,615, P<0,05), между объемом зрительной информации и скоростью ее переработки (r=0,801, P<0,01).

Из сказанного выше следует вывод о том, что уровень концентрации внимания связан с объемом зрительной информации, объем зрительной информации связан со скоростью ее обработки, скорость обработки зрительной информации связана с уровнем концентрации внимания. Таким образом, все показатели умственной работоспособности у школьников данной возрастной группы взаимосвязаны.

Выводы

1. У обследуемой нами группы школьников 12-14 лет коэффициент точности выполнения задания и скорость обработки информации соответствует стандартным величинам, характерным для данного возраста.

2. Коэффициент умственной продуктивности и объем зрительной информации у обследованных нами школьников ниже, чем стандартные значения, характерные для данной возрастной группы, что подтверждается высоким уровнем достоверности (P<0,01).

3. Нами не было обнаружено достоверных различий между значениями показателей умственной работоспособности у школьников 12-13 лет по половому признаку.

4. Была установлена достоверная корреляционная зависимость у школьников мужского пола между коэффициентом умственной продуктивности и коэффициентом точности выполнения задания (P<0,05), объемом зрительной информации (P<0,05) и скоростью ее переработки (P<0,01). У девочек взаимозависимы коэффициент умственной продуктивности и скорость обработки зрительной информации, которая в свою очередь тесно связана с объемом зрительной информации (P<0,01).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. М.: Медицина, 1982 г, 268 с.
  2. Бароненко В.А., Терентьева И.С. Иерархия взаимосвязей показателей умственной работоспособности, мотивационно-эмоциональной сферы, физического развития и здоровья при адаптации к педагогическому пространству учеников 3-5-го классов общеобразовательной школы.// Тезисы докладов международного симпозиума «Вариабельность сердечного ритма» Ижевск, 2003 г, с.191-195.
  3. Гуминский А.А. и др. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1990 г, 239 с.
  4. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.: СпортАкадемПресс, 2001 г., 444 с.
  5. Карданова М.Ю., Кудаева А.В., Гилясов М.Х. Физическое и нравственное здоровье, как основа социальной жизни человека. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт, как один из факторов национальной безопасности в условиях Северного Кавказа» Нальчик: Изд-кий центр «Эль-Фа», 2004 г., с. 252-554.
  6. Лакин Г.Ф. Биометрия, М.: Высшая школа, 1990 г, 352 с.

Библиографическая ссылка

Гагиева З.А., Бициева И.Б., Тибилов Б.Ю. НЕКОТОРЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 12-13 ЛЕТ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=2617 (дата обращения: 20.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

НЕДЕЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

При подготовке к уроку следует учитывать работоспособность учащихся. Приведем таблицу, отражающую динамику недельной работоспособности учащихся средних классов.

дни

недели

1 урок

2 урок

3 урок

4 урок

5 урок

6 урок

7 урок

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Здесь В означает высокую работоспособность детей, это - благоприятная зона, С - среднюю работоспособность, удовлетворительную зону, Н - низкую работоспособность, неудовлетворительную зону.

При сниженной работоспособности происходит снижение психических функций ученика - восприятия, внимания, памяти, интереса, воли и т.д. При этом нарушаются и физиологические функции - изменяется частота пульса, повышается кровяное давление, увеличивается частота дыхания, температура тела, потовыделение и т.д.

Важнейшим фактором повышения эффективности урока является поддержание на высоком уровне работоспособности учащихся. Каковы же способы повышения работоспособности детей в удовлетворительной и даже в неудовлетворительной зонах? Представим себе, как происходит утомление. Каждый вид деятельности управляется определенным участком коры головного мозга. Длительное занятие однородной деятельностью вызывает в соответствующем участке торможение, которое захватывает соседние участки. Возникает защитное, или запредельное, торможение нервных клеток, прекращается их функционирование, то есть способность отвечать на раздражители. Утомление вызывает и лёгкая, однообразная, длительная работа. Быстро наступает утомление при выполнении неинтересной работы.

Если разумно переключить учащихся с одного вида деятельности на другой, то на шестом уроке их работоспособность может даже повыситься. Так, рекомендуется в зоне В проводить смену видов деятельности до 3-5 раз, в зоне С - до 5-7 раз, в зоне Н - до 9 раз.

Как может происходить эта смена? Рассказ учителя (5-7 минут), сопровождающийся, по возможности, демонстрацией наглядности, сменяется работой учащихся с книгой (чтение текста, работа со справочным материалом, с рисунками, ответы на вопросы в конце параграфа и пр.), составлением задач, решением их, подбором примеров и т.п.

Следует избегать таких ситуаций, когда учитель меняет методы обучения, а деятельность учеников однотипна. В средних классах длительность непрерывного говорения учителя не должна превышать 10-15 минут.

Нужно продумать место и продолжительность самостоятельной работы учащихся на уроке. Если в начале урока дать самостоятельную работу на 18-20 минут, то это неблагоприятно влияет на работоспособность детей: им трудно сосредоточиться на изучении нового материала.


Как повысить работоспособность учащихся

на логопедических занятиях

Интенсификация учебного процесса, неблагоприятные экологические факторы, продолжительное воздействие сенсорно обеднённой среды закрытых помещений и ограниченных пространств, недостаток движения, чрезмерное увлечение методиками «интеллектуального» развития – приводит к ухудшению здоровья школьников. Все согласятся с тем, что обучение в школе – один из сложных моментов в жизни ребёнка, как в физиологическом так и в социально – психическом плане. Удельный объём нагрузок, по сравнению с дошкольным периодом сильно возрастает. В течение уже первого года обучения отмечаются неблагоприятные изменения в состоянии здоровья детей: из-за длительной работы с мелкими цифрами и буквами ухудшается зрение, из-за уменьшения подвижности и неправильной посадки за партой нарушается осанка, отмечается повышение или понижение артериального давления, наблюдается снижение массы тела, дети становятся раздражительными. Все эти нарушения свидетельствуют об утомлении и переутомлении детского организма.

Актуальность проблемы, профилактики утомления школьников, вызвана тем, что дети, проживающие на севере, находятся в суровых климатических условиях, где существует дефицит светового и ультрафиолетового излучения в зимнее время, что неблагоприятно сказывается особенно на младших школьниках, поскольку именно у них раньше наблюдается снижение работоспособности в процессе занятий и быстрее развивается утомление.

Опытный учитель может сразу заметить начальные признаки утомления: ребёнок не может сосредоточиться на задании, почерк становится небрежным, количество ошибок резко увеличивается и т.д.

Учебная деятельность не исключает утомления, но любое занятие должно строиться таким образом, чтобы утомление было минимальным, а случаи переутомления вообще исключались. Время же работоспособности увеличивалось от занятия к занятию.

У любой, выполняемой нами работы, существует несколько фаз: фаза врабатывания, фаза оптимальной устойчивой работоспособности, фаза снижения работоспособности (усталость), а перед окончанием работы наступает кратковременная фаза повышения работоспособности. Каждую из фаз можно изменить по продолжительности.

Общеобразовательные учреждения должны создать условия для удовлетворения биологической потребности школьников в движении, необходимо правильно определить максимальный объём учебной нагрузки учащихся. Учителя должны тщательно продумывать структуру урока. Она должна включать в себя несколько видов деятельности, а детей необходимо научить снимать напряжение, избавляться от усталости, т.е. правильно отдыхать.

На логопедические занятия дети приходят после уроков с группы продлённого дня, конечно уже уставшие, поэтому я начинаю занятия с массажа для ступней ног. Учащиеся заходят в кабинет босиком по массажной дорожке. Пройдя по ней, они погружаются в сухой бассейн с мячами. Именно здесь и начинается само занятие. Ребята знают: купаясь в бассейне необходимо отыскать мячи, к которым прикреплены задания или буквы, из которых необходимо будет собрать слово, а затем выполнить его фонетический разбор. Время пребывания в бассейне не более 3 – 4 минут, но поверьте этого достаточно, чтобы снять мышечную усталость, создать ситуацию интереса. Работоспособность устанавливается на относительно высоком уровне и держится в течение 10 – 15 минут. Чтобы удлинить эту фазу до 20 минут к концу первого полугодия обучения следует чередовать виды деятельности как можно чаще и разрешать выполнять некоторые задания как сидя за партой, так и стоя. После фазы оптимальной устойчивой работоспособности следует 5-минутный период отдыха.

Сначала снимаем напряжение с мышц глаз. Включается панно «Звёздное небо». Дети наблюдают за плавным мерцанием звёзд в течение 1 - 2 минут. Или предлагаю им выполнить зарядку для глаз. Для первого упражнения вам необходимо развесить над доской воздушные шары разных цветов и размеров.

Упражнение №1.

Поставьте локти на стол, положите подбородок на ладони, держите шею прямо. По команде логопеда переводите взгляд с зелёного шара на синий, затем на красный и т.д.

Упражнение №2.

Крепко зажмурьте глаза на 2 – 3 секунды, откроёте и посмотрите в окно. Ещё раз зажмурьте глаза, руки вытяните вперёд, откроите глаза и посмотрите на кончики пальцев.

Можно использовать гимнастику для глаз с применением компьютера, различные виды упражнений можно найти на дисках.

В конце проводим комплекс физкультминуток, который состоит из 3 -5 упражнений и включает в себя движения руками, сгибание и разгибание пальцев рук, потряхивание кистями, упражнения типа потягиваний, приседаний, прыжков. Никогда не используйте физкультминутки типа: учитель бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос по изучаемой теме. Помните, что умственная работоспособность тоже достигла высоких пределов и нервной системе необходим отдых. Предложите детям выполнить следующий комплекс физкультминуток:

Физкультминутка №1.

Тянем руки к небу.

Машем другу Глебу.

Сыпим курам зёрнышки.

Гладим спинку кошечке.

Физкультминутка №2.

На носочки поднимись

И до неба дотянись.

А теперь присядь 5 раз

И станцуй с соседом вальс.

Физкультминутка №3.

На лесной поляне зайцы

Прыгали, резвились.

Вдруг подкралась к ним лиса –

Разбежались кто куда.

Физкультминутка может носить познавательный характер.

Медвежонок косолапый

Убежал вчера от мамы.

Долго по лесу блуждал…

И на озеро попал.

Видит - прыгает лягушка.

Цапля в камышах стоит

Шеей длинною вертит.

Жук скользит по водной глади.

«Как же маму отыскать мне?»

После проведённой вовремя физкультминутки, работоспособность сохраняется 10-15 минут, а к концу занятия предложите детям игру.

Применяю в своей практике и нетрадиционные методы снятия утомления, а именно ароматерапию. Ещё в 1939 году филолог Д.И.Шатентейн впервые обосновал и экспериментально доказал, что некоторые обонятельные раздражители влияют на многие функции и особенно на работоспособность. Снизить уровень утомления можно с помощью ароматов лаванды и розмарина, лимона и эвкалипта. Применять ароматизированные лампы можно только после консультации с врачом и с разрешением родителей. Логопед должен точно знать, что у учащихся, занимающихся на логопункте нет аллергии на ароматические масла.

Использование данных способов на занятиях позволило мне, надеюсь поможет и вам, уважаемые коллеги, повысить работоспособность учащихся и избежать их утомления.

Выбор редакции
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...

План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...

На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...

Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...
Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....
К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...
Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...