Задание C5. Примеры сочинений ЕГЭ по литературе. Задание C5 избегает героизации образа полководца


  • Категория: Сочинения по русской литературе

Великий русский писатель Л.Н. Толстой, написав роман-эпопею «Война и мир», показал борьбу русского народа против захватниче­ской французской армии во главе с Наполеоном. Раскрывая главную идею произведения, писатель говорил, что основное в нем - «мысль народная».

Русское войско в романе показано не как бездушная машина, а как организация людей из народа, у них есть душа, которая болит за Ро­дину, и все они хотят изгнать интервентов из своей страны.

Предводителем русского войска во время войны 1812 года был Кутузов. Его нам показывает Толстой в своем романе, но он намерен­но избегает героизации образа полководца.

Автор показывает нам Кутузова не как часть дворянства, которое в основном боролось не за Родину, а за положение в свете и продви­жение по карьерной лестнице. Кутузов показан нам как часть народа. Он вышел из народа и служит ему. Этот полководец не герой, он про­сто хочет сделать свою работу как можно лучше. На совещаниях ко­мандования Кутузов просто сидит и слушает, окружающим кажется, что он спит. Но на самом деле оказывается, что, объединив все планы, что-то вычтя, что-то добавив, он получает отличный план действий, который лишь нужно претворить в жизнь.

В основном у Кутузова лишь одна забота - поддержать дух вой­ска. «И с такими молодцами приходится отступать!» В штабе он про­износит в адрес солдат восхваляющие их фразы, точно зная, что они обязательно дойдут до войска. С той же целью он говорит и об общих достижениях. Я думаю, что Лев Николаевич Толстой избегает героиза­ции Кутузова для того, чтобы показать душу полководца, его связь с народом, то, что он из народа, боль его души из-за страданий народа России и его желание изгнать врага из страны. Для этого не надо быть героем. Нужно просто любить свою Родину и быть частицей ее народа.

  • Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? - -
  • Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир», Толстой намеренно избегает героизации образа полководца? - -
  • Почему в финале шестой главы романа «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом? - -
  • Как соотносятся темы свободы и творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? - -

Изображение Кутузова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Л.Н.Толстой в романе “Война и мир” намеренно избегал героизации образа русского полководца.
Кутузов является представителем народа, обычным русским человеком, способным понять желания и стремления народа. Народ боялся за своё будущее, за свободу и независимость своей страны. И в этой войне нужен был Кутузов, ведь именно народ выбрал его на пост главнокомандующего, вопреки воле царя.
Кутузов не придаёт значения собственной личности, он считает, что есть нечто, что гораздо сильнее и значительней его воли - это неизвестный ход событий. И он умел видеть этот ход, события, отрекаться от собственной воли ради общего блага, он утверждал, что “победили” даже если приходилось отступать за долго до начала Аустерлицкого сражения предсказал поражение.
Л.Н. Толстой изображает Кутузова как истинно русского человека, способного понять желания и стремления народа. Он не только великий полководец, но и прекрасный психолог, умудрённый жизненным опытом человек. Кутузов не стремился к славе, героизму, он чувствует, любит и верит в русских людей, солдат, которыми ему приходится командовать. Ему от природы дано понимать их нужды. Толстой написал о том, что нет величая там, где нет простоты, добра и правды. И всё это было у Кутузова.
Одним из первых в русской литературе Л. Толстой отошел от традиции изображения Наполеона как великой личности, которая своей волей изменила ход истории. Впервые мы видим Наполеона глазами князя Андрея, видящего его после Аустерлицкого сражения. Андрей восхищался Наполеоном, даже хотел, как и он, найти свой “Тулон”. Болконский лежит раненый, и перед ним предстает его прежний кумир, возбуждавший в нем честолюбивые мечты и планы: “Он знал, что это был Наполеон - его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком”. Нашествие Наполеона на Россию в романе Л. Толстого - это покушение на самые глубокие основы человеческой жизни. Двенадцатый год в романе «Война и мир» - это решающее опровержение такой попытки, и Наполеону прямо противопоставлен Кутузов. Кутузов переживает военные события не столько разумом, сколько сердцем. Так, видя отступление русских войск под Аустерлицем, он говорит, указывая на бегущие войска: «Рана не здесь, а вот где!» В противоположность Наполеону, Кутузов - не носитель своей воли, все в его образе обратно произволу, насилию над естественным ходом вещей. Он не приказывает, а просит солдат, что ещё раз доказывает любовь к народу. Толстой убежден, что естественный ход истории предрешен заранее, и определяется он не волей одного человека, а скрытым двигателем событий - в войне 1812 года этим двигателем автор называет «скрытую теплоту патриотизма». Известно, что автор «Войны и мира» с большим недоверием относился к военной, науке, считал, что не ею определяется успех или неуспех войны, а чем-то совсем иным. Это иное обнаруживает себя во всенародной воле, в порыве людей, а значение Кутузова в том, что, он объединяет эту общую волю. В образе Кутузова автор подчеркивает, прежде всего, его простоту, отсутствие позерства, свойственного Наполеону. Даже на лошади Кутузов сидит как-то неловко, без щеголеватости. Кутузов естественен во всех своих душевных Движениях, он не стремится к личной славе. Еще одна очень существенная черта - Кутузов скептически относится к составляемым заранее планам сражений, к диспозициям, к всей воинской науке. Он видит путь победы в ином - в чем-то неуловимом, в том, чтобы служить неизбежному ходу вещей, предопределенному заранее. «Кутузов знал не умом или наукой, а всем русским существом знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат», - так пишет Л. Толстой о своем герое. В этом, в этой простоте и естественности Кутузова, видит автор главную его отличительную черту, главный признак подлинного величия.
Таким образом, Толстой, не героизируя Кутузова, возвышает его над Наполеоном. А в глазах русского народа Кутузов был, есть, и останется героем на все времена.

Великий русский писатель Л.Н. Толстой, написав роман-эпопею «Война и мир», показал борьбу русского народа против захватниче­ской французской армии во главе с Наполеоном. Раскрывая главную

идею произведения, писатель говорил, что основное в нем - «мысль народная».

Русское войско в романе показано не как бездушная машина, а как организация людей из народа, у них есть душа, которая болит за Ро­дину, и все они хотят изгнать интервентов из своей страны.

Предводителем русского войска во время войны 1812 года был Кутузов. Его нам показывает Толстой в своем романе, но он намерен­но избегает героизации образа полководца.

Автор показывает нам Кутузова не как часть дворянства, которое в основном боролось не за Родину, а за положение в свете и продви­жение по карьерной лестнице. Кутузов показан нам как часть народа. Он вышел из народа и служит ему. Этот полководец - не герой, он просто хочет сделать свою работу как можно лучше. На совещаниях командования Кутузов просто сидит и слушает, окружающим кажется, что он спит. Но на самом деле оказывается, что, объединив все планы, что-то вычтя, что-то добавив, он получает отличный план дей­ствий, который лишь нужно претворить в жизнь.

В основном у Кутузова лишь одна забота - поддержать дух вой­ска. «И с такими молодцами приходится отступать!» В штабе он про­износит в адрес солдат восхваляющие их фразы, точно зная, что они обязательно дойдут до войска. С той же целью он говорит и об общих достижениях. Я думаю, что Лев Николаевич Толстой избегает героиза­ции Кутузова для того, чтобы показать душу полководца, его связь с народом, то, что он из народа, боль его души из-за страданий народа России и его желание изгнать врага из страны. Для этого не надо быть героем. Нужно просто любить свою Родину и быть частицей ее народа.

Что вкладывает А.П. Чехов в понятие «футлярности» жизни? (по рассказу «Человек в футляре»)

Понятие «футлярности» жизни очень важно для осознания про­блематики и идейного содержания рассказа «Человек в футляре».

Герой рассказа, учитель гимназии Беликов, ограничил себя не только во внешних проявлениях жизни, но и в своем мировоззрении. Он ходит в теплый день в калошах и под зонтом, подняв воротник пальто и отгородившись в экипаже от внешнего мира. Он живет по принципу «как бы чего не вышло», опасаясь всяческих разрешений и признавая только запретительные циркуляры. Он «держал в руках» не только гимназию - весь город, под его влиянием люди боялись помо­гать бедным, читать книги, ставить благотворительные спектакли. Но от чего это зависит? Ведь Коваленко не выше Беликова по положению, он такой же учитель гимназии, но он внутренне свободный человек, который не боится открыто сказать Беликову в глаза, что тот - донос­чик. И в первый раз услышав такие «грубости», Беликов потрясен, а то, что Коваленко спустил его с лестницы и это увидела Варенька, оконча­тельно морально уничтожило героя.

Как утверждал Н.В. Гоголь, смеха боится даже тот, кто ничего не боится, и, подобно чиновнику Червякову из рассказа «Смерть чинов­ника», Беликов умер. От морального унижения в глазах любимой женщины, от внутреннего страха перед тем, что не укладывалось в привычные рамки циркуляров и запретов. Казалось, что в гробу он достиг своего идеала, полностью отгородившись от реальной жизни, с ее заботами и беспокойством. Беликова хоронили всем городом. Лю­ди ощущали скрытую радость, словно освободились от чего-то гне­тущего, давящего. Но оказалось, что не в Беликове было дело.

Главная идея рассказа выражается с помощью системы рассказчи­ков. Чехов использует композиционный прием «рассказ в рассказе», чтобы показать взгляды разных людей на случившееся и заставить чи­тателя определить позицию автора и выработать собственное отноше­ние к изображенному в произведении. «Жизнь потекла по-прежнему», такая же бестолковая, утомительная, «не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне»; «не стало лучше» - этим утверждением рас­сказчика автор еще раз подчеркивает мысль, что дело в каждом из нас, а не в каком-то внешнем факторе, похороны одного Беликова ничего не меняют. И собеседник Буркина подхватывает и расширяет его мысль, что наша жизнь - футляр, так как наполнена суетой, тщеславием, ло­жью, праздностью, унижениями ради материальных благ или карьеры. Для Буркина понятие «футлярности» жизни - это отсутствие внутрен­ней свободы, а для Ивана Ивановича - большее, это понятие безду­ховности, пошлости, несовместимое с гордым именем человека, под­линным его назначением в жизни.

Чехов не высказывает свою позицию открыто, но можно полагать, что он поддерживает своего героя, восстающего против того, что ме­шает человеку достичь добра и счастья.

Кто виноват в деградации Ионыча? (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)

История доктора Старцева в рассказе А.П. Чехова «Ионыч» про­ста и незатейлива: молодой человек, земский врач, влюбился в де­вушку, которая ему отказала, затем успокоился, разбогател и стал од­ним из городских обывателей. Сюжет рассказа, как и сюжет пушкинского романа «Евгений Онегин», построен на двух признани­ях в любви - Старцева к Екатерине Ивановне и ее к Старцеву. Пол­ный сил и надежд, Дмитрий Ионыч не ожидал отказа от Котика - она, как оказалось, мечтала об артистической карьере, о консервато­рии, а семейную жизнь презирала как нечто пошлое, бытовое. И Дмитрий Ионыч переживает это как удар по самолюбию, как личную обиду, хотя, кроме любви и надежды, в нем какой-то «холодный, тя­желый кусочек» рассуждал, что, должно быть, приданого за Екатери­ной Ивановной дадут немало.

Но неудачная любовь - только одно звено в цепочке обстоя­тельств, повлиявших на дальнейшую судьбу героя. «Огонек» в душе, который вдруг стал разгораться, сразу же погас, и больше Старцев уже не ездил к Туркиным. Он осуждает общество обывателей, кар­тежников, алкоголиков, понимает и то, что трудиться он стал только ради наживы, ведь теперь для него одно из немногих удовольствий - пересчитывать по вечерам деньги, полученные за частные визиты, да играть в вист, подменяя настоящие чувства картежным азартом. Воз­можно, если бы Екатерина Ивановна поняла его, он сумел бы изме­нить что-то в своей жизни. Но люди не слышат друг друга, и Старцев не стал исключением. Не найдя близкой души, сторонясь обывателей, прозвавших его «поляком надутым», он и сам остановился в своем развитии. Его не интересуют ни театры, ни концерты, ни профессио­нальные новинки - он весь ушел в зарабатывание денег. Да, среда повлияла на него - тяжело жить среди «бездарных» обывателей. Но он и сам виноват в своей моральной деградации. Чехов говорит об этом прямо, не снимая с героя ответственности: «жадность одолела», «горло заплыло жиром». Он превращается в бестактного грубияна, который кричит на больных и стучит палкой об пол: «Не разговари­вать!» Он сам наказал себя: одинок, «живется ему скучно, ничто его не интересует». Чехов не подсказывает выхода из этой ситуации, но читателю ясно: надо сопротивляться пошлости и бездуховности жиз­ни, нельзя плыть по течению, превращаясь в Ионыча.

Почему Гаева и Раневскую называют людьми «прошлого» России? (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)

Система образов пьесы «Вишневый сад» нетрадиционна: в ней нет главных и второстепенных, положительных и отрицательных ге­роев. Принято делить все образы комедии на три группы: «герои прошлого», «герои настоящего» и «герои будущего». Леонид Андрее­вич Гаев и его сестра Любовь Андреевна Раневская - владельцы вишневого сада, по происхождению дворяне. Это очень неоднознач­ные образы.

Любовь Андреевна Раневская много страдала в жизни: ее муж пил и «делал одни только долги», семилетний сын утонул в реке через ме­сяц после смерти мужа, любовник, с которым она уехала во Францию, обобрал ее и бросил. Но Любовь Андреевна осталась чутким, добрым человеком, которого любят все окружающие. В то же время она эгои­стична, ее понимание красоты часто переходит в слезливую сенти­ментальность, а абстрактная доброта к случайным прохожим сочета­ется с равнодушием к близким, в том числе и к родной дочери. Она щедра до расточительности, привыкнув к праздности, ни в чем себя не ограничивает - умеет только тратить. Так же беспомощен и ее брат, Леонид Андреевич Гаев. Он хоро­шо образован, красноречив, но это не вылилось ни в какую конкрет­ную деятельность. Гаев ездит в клуб, по ресторанам, играет на биль­ярде, ведет праздные беседы. «Проев состояние на леденцах», он оказывается перед лицом финансового краха, но ничего не может предпринять. Давая Ане пустые обещания, «честью и жизнью» по­клявшись, что сад не будет продан, он способен только мечтать, как хорошо бы получить от кого-нибудь наследство или выдать Аню за­муж за очень богатого человека.

И для Гаева, и для Раневской недопустима вырубка сада - унич­тожение красоты, памяти, всего, что связано с их детством и юностью. Но они ничего не могут изменить и безропотно принимают известие о продаже сада. Как им, привыкшим жить за чужой счет, вписаться в но­вые условия? Раневская снова едет в Париж, собираясь жить на деньги, присланные ярославской бабушкой для покупки имения, «а денег этих хватит ненадолго». Гаев получил место в банке за шесть тысяч в год, но, по мнению Лопахина, «не усидит, ленив очень».

Примеры работ учащихся по заданию С5.1, С5.2, С5.3 с комментариями экзаменатора.

Орфографические и пунктуационные ошибки, неправильные написание имен и т.п. в работах учащихся намеренно сохранены.

«Евгений Онегин»... Это «собранье пестрых глав» до наших дней сохранило ту неповторимую художественную привлекательность, которой наделил его гениальный поэт. Роман по праву был назван «энциклопедией русской жизни», ведь в нем автор запечатлел не только быт, но и нравы дворянского общества начала девятнадцатого столетия. Не остались без внимания и характеры людей, живших в то время. И чтобы в полной мере понять мотивы поведения героев, значения их поступков, нам необходимо хотя бы на некоторое время окунуться в атмосферу той эпохи. Такую уникальную возможность представляет роман «Евгений Онегин».

Онегин «родился на брегах Невы», его воспитывал француз-гувернер. Затем Евгений стал вести светскую жизнь: ездить на балы, в театры... Но вскоре ему наскучило такое времяпрепровождение, и он отправился в деревню. Сначала Онегин восхищался местной природой, однако и картины сельской жизни впоследствии надоели ему. Представьте себе скучающего молодого человека, которому примелькалось все на свете, и он ничего уже не желает в жизни. Таким был Евгений Онегин.

В это время из-за границы вернулся восемнадцатилетний Ленский, начинающий поэт-романтик. Это мечтательный жизнерадостный человек, полный надежд и стремлений, много ожидающий от жизни. Онегин и Ленский стали друзьями. «Они сошлись; волна и ка­мень, стихи и проза, лед и камень не столь различны меж собой», - пишет о них автор. Очевидно, что их дружба основывалась на взаимодополнении характеров.

Но что же привело к тому, что Онегин убил своего лучшего друга? Дело в том, что Ленский предложил Евгению поехать на именины Татьяны. Онегин не хотел ехать, потому что знал, что из себя представляют подобные торжества. Но Ленский все же уговорил его при­сутствовать в доме Лариных. Естественно, что на балу не было ничего нового для Евгения, и он решил отомстить Ленскому: стал приглашать Ольгу, избранницу молодого поэта, на каждый танец. Такое поведение друга не могло не разозлить Ленского, и он потребовал от Онегина явиться на дуэль. Так случилось, что Ленский погиб. А значит, погибли молодость, мечтательность, жизнелюбие, которые олицетворял Ленский. Вот почему А.С. Пушкин в начале шестой главы прощается с юностью, поэзией и романтизмом. Человек умер, и его уже не вернешь, как невозможно вернуть то, с чем навсегда простился великий поэт.

Анализ работы:

Работа Ирины Т. обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, однако автор объясняет ее смысл поверхностно: связывает лейтмотив прощания с молодостью только с сюжетом романа (убийством Ленского), совершенно не рассматривая образ, ми­роощущение и позицию Автора.

В соответствии со сказанным по первому критерию работа может быть оценена 1 баллом.

Автор не владеет в достаточной степени теоретико-литературными понятиями, не использует специальных терминов, необходимых для анализа литературного произведения (авторская позиция, лирические отступления и т.д.).

По второму критерию работа может быть оценена 1 баллом.

Ирина Т. развивает свою мысль, пересказывая текст романа и даже включая отдельные цитаты, но использование текста не может считаться целесообразным: пересказ уводит автора работы в сторону от проблемы, в некоторых случаях отсутствует комментарий текста.

Следовательно, по третьему критерию ответ можно оценить 2 баллами.

Созданный ученицей текст вполне логичен, имеются вступление и заключение, нет нарушений последовательности развития мысли.

С учетом сказанного по четвертому критерию работа может быть оценена 3 баллами.

Четвертый критерий - 3 балла.

По пятому критерию за работу можно поставить 2 балла.

В целом работа Ирины Т. может быть оценена 10 баллами.


Великий русский писатель Л.Н. Толстой, написав роман-эпопею «Война и мир», показал борьбу русского народа против захватнической французской армии во главе с Наполеоном. Русское войско в романе показано не как бездушная машина, а как организация людей из народа, у них есть душа, которая болит за Родину, и все они хотят изгнать интервентов из своей страны.

Предводителем русского войска во время войны 1812 года был Кутузов. Его нам показывает Толстой в своём романе, но он намеренно избегает героизации полководца.

Автор показывает нам Кутузова не как часть дворянства, которое, в основном боролось не за Родину, а за положение в свете и продвижение по карьерной лестнице. Кутузов показан нам как часть народа. Он вышел из народа и служит ему. Этот полководец - не герой, он просто хочет сделать свою работу как можно лучше. На совещаниях командования Кутузов просто сидит и слушает, окружающим кажется, что он спит. Но на самом деле оказывается, что, объединив все планы, что-то вычтя, что-то добавив, он получает отличный план действий, который лишь нужно претворить в жизнь.

В основном у Кутузова лишь одна забота поддержать дух войска. «И с такими молодцами приходится отступать!» В штабе он произносит в адрес солдат восхваляющие их фразы, точно зная, что они обязательно дойдут до войска. С той же целью он и говорит об общих достижениях. Я думаю, что Лев Николаевич Толстой избегает героизации Кутузова для того, чтобы показать душу полководца, его связь с народом, то, что он из парода, боль его души из-за страданий народа России, и его желание изгнать врага из страны. Для этого не надо быть героем. Нужно просто любить свою Родину и быть частицей ее народа.

Анализ работы:

Автор работы обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, но объясняет ее смысл поверхностно. Во-первых, Михаил К. ничего не говорит об исторических взглядах Толстого, об отношении писателя к проблеме роли личности в истории, а это крайне важно для об тиснения авторской позиции в изображении Кутузова. Во-вторых, автор работы упоминает только войну 1812 года, а это существенно суживает рассматриваемую проблему

Следовательно, по первому критерию ответ можно оценить 1 баллом.

По второму критерию работу можно оценить 0 баллов.

Михаил К. привлекает текст романа для подтверждения своих мыслей, однако использует лишь поверхностный пересказ общеизвестных мест романа.

По третьему критерию за работу можно поставить 1 балл.

Текст ответа логичен, нет повторов и нарушений последовательности развития мысли. Четвертый критерий - 3 балла.

Стиль работы соответствует ее жанру. Использованные синтаксические конструкции достаточно разнообразны. Автор в целом следует речевым нормам, не допускает грубых речевых ошибок (в работе есть три негрубые речевые ошибки).

По пятому критерию работу можно оценить 2 баллами.

В целом работа Михаила К. Может быть оценена 7 баллами.


Сатин к пьесе Максима Горького «На дне» является идейным противником Луки. Хотя именно старик привел его к размышлениям, Сатин придерживается других принципов и поднимает на недосягаемую высоту мысль о ценности человека: «Человек - свободен!»

И пусть Сатин больше человек слова, а не дела, его речь, его понимание свидетельствует о том, что вера в жизнь, сама искра жизни нe погасла «на дне». В одном из своих афоризмов Сатин выступает яростным противником Луки: «Ложь - религия рабов и хозяев. Правда - Бог свободного человека».

Взгляды, мировоззрения обоих персонажей очень важны. С появлением Луки обитатели ночлежки начали думать, искать, им захотелось более светлой жизни, хотя они, вероятно, понимали это смутно.

Если не толкнуть колесо, оно не покатится. Именно с подачи Луки Сатин в своих размышлениях пришел к выводу о значимости человека. Он пошел дальше Луки, потому что выбрал более прямой и честный путь. Именно Сатин сумел поверить в человека и отвергнуть ложный гуманизм Луки: «Человек - вот правда!» Но, придя к верным выводам, Сатин так и остался индивидуалистом, каким был до этого.

Человек не может измениться сразу, для этого нужно время. Так и в жизни бывает. Есть периоды, когда необходим Лука с его утешительством, ободрением, вниманием к окружающим, но есть и минуты, когда только решительное слово Сатина будет нести истину человеческому сердцу.

Лука и Сатин – философы, поэтому они друг друга понимают. И один просто обязан защищать другого. Вот и ответ.

Анализ работы:

Автор, безусловно, понимает проблему, предложенную в вопросе, и предлагает объяснение ее смысла. Следует отметить, что Елена П. строит рассуждения от аргументов к тезису, в результате тезис оказывается несколько поверхностным («философы понимают друг друга», «один просто обязан защитить другого»). Рассуждения автора работы достаточно глубоки, они могли бы завершиться более емким тезисом (о близости философских взглядов героев).

С учетом сказанного по первому критерию за работу можно поставить 2 балла.

К сожалению, автор сочинения не использует в достаточной мере литературоведческие понятия и термины, особенно необходимые при анализе драматического произведения (конфликт, реплика, авторская позиция и др.). Выпускница ограничилась терминами «афоризм», «идейные противники» Поэтому второй критерий - 1 балл.

Елена П. хорошо знает текст пьесы, привлекает его достаточно разносторонне и обоснованно (комментируются приведенные цитаты, кратко пересказывается текст).

По третьему критерию работа может быть оценена 3 баллами.

Текст логичен, мысль развивается последовательно, без повторов и отступлений от темы.

По четвертому критерию работу можно оценить 3 баллами.

Поэтому по пятому критерию можно поставить 3 балла.

Таким образом, в целом работа заслуживает 12 баллов.


"Горе от ума" - первая реалистическая драма в русской литературе, завязавшись сначала как любовный конфликт, осложняется противостоянием обществу. Любовная интрига получает развязку, а разрешение общественного конфликта вынесено за рамки произведения. Чацкий, хоть и изгнан из фамусовского общества, остался верен своим убеждениям. Сцена диалога Фамусова и Чацкого является завязкой общественного конфликта, выразившегося в противостоянии идей "века нынешнего" (Чацкий) и "века минувшего" (Фамусов и его сторонники). В первом действии Фамусов и Чацкий встречаются как близкие люди, ведь Фамусов воспитывал Александра Андреича после смерти отца, был его опекуном. Сам факт появления Чацкого в доме Фамусова завязывает драматический узел. Чацкий и Софья находятся "по разные стороны барикады". Софья отвергает Чацкого по тем же причинам, по каким отвергает его Фамусов (вольнодумец, человек другого круга, язвителен, насмешлив, "не свой"). "Да эдакий ли ум семейство осчастливит", - прямо говорит Софья Чацкому. И далее Софья пользуется теми методами борьбы, которые приняты в ее среде, в ее обществе: клеветой, сплетней, ложью. В итоге интимный, любовный конфликт перерастает в конфликт общественный.

Софья любит Молчалина за то, что "дружбу всех он в доме приобрел", что он "уступчив, скромен, тих". Чацкий не воспринимает признание Софьи всерьез, потому что у него едина норма оценок, которую он считает общеобязательной. Софья живет по принципам своего отца и его сторонников, единственное, в чем она не согласна с ним, что выбор жениха, здесь отец и она расходятся во мнении.

Софья - составная часть фамусовского общества, а Чацкий - изгнанник этого общества.

Комментарий экзаменатора

Экзаменуемый не обнаружил понимание проблемы, предложенной в вопросе, он истолковал вопрос упрощенно, в своих рассуждениях не вышел на анализ общей проблематики произведения. Ответ на вопрос практически заключен в последней фразе работы. Части высказывания недостаточно связаны между собой, мысль не развивается, есть логические ошибки ("Софья отвергает Чацкого по тем же причинам, по каким отвергает его Фамусов"), повторы.

Экзаменуемый в ответе на вопрос обращается к теоретико-литературным терминам ("конфликт", "диалог", "завязка", "развязка"), но часто это обращение не уместно и приводит к фактическим ошибкам. Так, неверно определен жанр произведения (учащийся называет пьесу А.С. Грибоедова драмой, тогда как это комедия). В работе много фактических ошибок, а именно: неверно указана завязка общественного конфликта в пьесе, ошибочно утверждение, что "разрешение общественного конфликта вынесено за рамки произведения".

Отвечая на вопрос, экзаменуемый достаточно обосновано привлекает текст произведения в виде цитат, при этом сама речь учащегося изобилует большим количеством ошибок (например, "сцена диалога", "...у него едина норма оценок, которую он считает общеобязательной", "Софья - составная часть этого общества..." и т. д.). Развернутый ответ оценен 5 баллами.


Роман "Герой нашего времени" это прежде всего психологическое произведение. Оно состоит из пяти частей. Каждая из них представляет собой законченную повесть. Все они расположены не в хронологическом порядке, а в соответствии с замыслом автора: наиболее полно и отчетливо показать читателям, кто же такой Григорий Александрович Печорин - герой нашего времени. Для этого Лермонтов рисует психологический портрет Печорина.

Открывает повесть "Бэла" где Печорин представляется читателям со слов штабс-капитана Максим Максимыча. Далее следует глава под названием "Максим Максимыч". В ней с Печориным нас знакомит сам автор. А вот три последние главы - дневник Печорина. Здесь сам герой раскрывает свой внутренний мир, объясняет причины своего поведения, обнажает все свои недостатки.

Последней расположена повесть "Фаталист". В ней Печорин находится в обществе офицеров-пограничников и заключает пари с одним из них - Вуличем. Тот утверждает, что существует предопределение судьбы, то есть каждый человек умрет когда ему суждено. И раньше этого срока с ним ничего не случится. В доказательство своих слов он собирается выстрелить себе в голову. Вулич стреляет, но случается осечка. Следующий выстрел направлен в воздух. Однако Печорин утверждает, что видит в лице Вулича близость смерти, и предупреждает об этом офицера. И действительно: вечером Вулича зарубил пьяный казак, а затем заперся в доме. Узнав об этом Печорин вызывается в одиночку арестовать казака. И арестовывает.

В предыдущих главах мы изучали характер Печорина, а в "Фаталисте" получили представление о его мировоззрении. Вначале он не соглашается с Вуличем о существовании предопределения, а затем сам испытывает судьбу, пытаясь арестовать вооруженного казака. Может это свидетельсвует о том, что Печорин поверил в судьбу? Или хотя бы начал сомневаться. Значит ли это, что тот вопрос, который задавал себе Печорин о своем предназначении в жизни получил положительный ответ. И действительно он создан, чтобы разрушать чужое счастье?

Эта глава наиболее философская во всем романе. И она позволяет читателю самому разобраться в характере героя нашего времени, задуматься о своем характере, о своей судьбе и поставить себя на место Печорина. Вот почему именно она завершает роман. Автор нам в этом не помощник. Лермонтов в предисловии заявил, что не собирается судить о поступках Печорина. "Я лишь указал болезнь, но не средство ее излечения".

Комментарий экзаменатора

Экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, четко формулирует свою позицию, однако в конце работы приходит к ложным выводам. Странно звучит мысль о том, что автор "не помощник" читателю в постижении характера Печорина. Экзаменуемый не разбирается в том, что такое авторская позиция, и не знает, как она может проявляться в произведении.

В работе есть фактические ошибки, а именно: неверен вывод о роли автора в романе, а также утверждеие, что Печорин находился в кругу офицеров-пограничников, неверны утверждения, что роман это "прежде всего психологическое произведение" и что только в повести "Фаталист" дано представление о мировоззрении Печорина.

Части работы логически связаны между собой, но высказанные мысли не всегда находят подтверждение и обоснование. Так, рассказывая о пари с Вуличем, экзаменуемый не объясняет, почему второй выстрел был сделан в воздух. В основной части работы пересказ текста преобладает над анализом, текст рассматриваемого произведения привлекается единожды и не вполне целесообразно.

Отвечая на предложенный вопрос, экзаменуемый показал владение теоретико-литературными терминами, необходимыми для анализа литературного материала. Он использует такие термины, как "роман", "повесть", "глава", "герой", "психологический портрет".

В работе допущен ряд речевых ошибок ("где Печорин представляется", "Здесь сам герой раскрывает свой внутренний мир", "обнажает все свои недостатки", "получили представление о его мировоззрении", "глава наиболее философская"). Развернутый ответ оценен 8 баллами.


Образы Дикого и Кабанихи, описанные в драме Островского "Гроза" являются одними из центральных во всей системе образов. Именно благодаря этим двум нравственно умершим людям, автор смог раскрыть главную тему пьесы - это жизнь человека в обществе, и как оно способно давить на личность.

Рассуждать о том, какой образ воплощает "жестокость нравов" города Калинова можно благодаря их действиям и поступкам. Лично я считаю, что это образ Кабанихи, ведь она следует принципам и правилам, царящим в обществе, если она знает, что принята плакать и убиватьсяя когда любимый человек уезжает из дома, то именно этим она заставляет заниматься свою невестку. Благодаря своим репликам она показывает свое невежество и неграмотность. Даже сын ее - Тихон узнав о измене Катерины с Борисом, племянником Дикого, готов простить все жене, но мать наоборот заставляет поколотить жену. Но почему? Да потому что так принято. О многом говорит ее говорящая фамили Кабанова, прозвище - Кабаниха она наверняка придумала себе сама, так ее называет общество, показывая свое отношение к ней. Поступок, совершивший Катерина, не из-за любви к Борису, не из-за того, что он не соглашается брать ее с собой, а из-за окружения. Она не хочет идти домой, считает, что лучше пойти в могилу и идет на самоубийство.

Многие люди в наше время не понимают своей сути этой проблемы, для меня она близка, так как собственными глазами наблюдала за историей человека, жизнь которого оборвало общество. Надеюсь, что в наши дни не будут править "Кабанихи" со своими жестокими правами.

Комментарий экзаменатора

Экзаменуемый обнаружил понимание проблемы, предложенной в вопросе, но объяснил ее смысл поверхностно, не выходя на общую проблематику произведения. Части высказывания недостаточно связаны между собой, мысль перескакивает с одной проблемы на другую, выдвинутые тезисы не получают должного развития и подтверждения. В работе есть логические ошибки. Так, ошибочно утверждать, что "главная тема... пьесы - это жизнь человека в обществе, и как оно способно давить на личность". Естественно, пьеса многограннее, чем это представляет себе автор работы.

Отвечая на вопрос, учащийся не обращается к тексту произведения, суждения текстом не подкрепляются. Однако он демострирует владение теоретико-литературными терминами, хотя не всегда уместное ("тема", "реплика", "образ", "драма", "говорящая фамилия").

Использованные в ответе лексические и синтаксические средства бедны, речевые ошибки затрудняют понимание смысла сказанного ("Поступок, совершивший Катерина, не из-за любви к Борису, не из-за того, что он не соглашается брать ее с собой, а из-за окружения"). Данный ответ оценен 5 баллами.


Роман И.А. Гончарова "Обломов" - произведение, заслуживающее особого внимания читателя. Ведь на первый план реалитического произведения автор выдвигает социально-философскую проблематику, которая актуальна в наше время. Это произведение является некой галерей, которая изображает тип героя, опустившегося на дно своей жизни.

Илья Ильич Обломов - герой лет тридцати - пяти, который ведет скучную и однообразную жизнь, ничем важным не занимаясь, который проводит большинство времени лежа на диване. Еще в юности Обломов строил планы на будущее, мечтал о карьере, но постепенно желание трудиться исчезло у него. Трудностей, выпадающих на его путь, Илья Ильич боялся и отступал от них. Некоторое время ему помогал его друг, Андрей Штольц, который наполнял его энергией и желанием творить, что-то свершать. Но постепенно угасало... Обломов превратился в человека, у которого нет цели и смысла жить. Знакомство с Ольгой Ильинской - важный этап в жизни героя. Она привлекает его внимание, Ольга видит состояние Облома и пытается вернуть его к жизни. И действительно, главный герой начинает осознавать, что ведет бездумную жизнь. Он берется за дела, выезжает на балы, появляется мысль о женитьбе на Ольге, потому что Илья Ильич влюблен и готов пойти на многое. Но идеи, мысли рушатся, как только он попадает в квартиру Пшеницыной, которая, пожалуй, ведет одноообразную жизнь. Обломов ломается и поддается давлению этой женщины. Ольга перестает его интересовать и он забывает насовсем о том, о чем так недавно мечтал. Ольге Ильинской не удалось "воскресить" Обломова. Виной тому общество, среда, люди, которые окружали его; влияние Пшеницыной, Тараньтева, которые сами не знали смысла жизни, у них не было стремления добиться успеха, они боялись изменений в своей жизни. Всё тоже происходило и с Обломовым, который просто напросто не понимал смысла жизни и не стремился к этому. Но русская литература в своей проблематике е ограничивается лишь этим произведением. В пример можно привести произведение "герой нашего времени", где главный герой - Печорин тоже опускается на дно своей жизни, драма Островского "Гроза", где быт города, общество губят главную героиню Катерину.

Порожденный обществом, Обломов ничего не добивается в жизни и вскоре умирает. Воскрешение героя так и не произошло, несмотря на усилия Ольги Ильинской, и причиной тому, по словам И.А. Гончарова, является, "обломовщина".

Великий русский писатель Л.Н. Толстой, написав роман-эпопею «Война и мир», показал борьбу русского народа против захватниче­ской французской армии во главе с Наполеоном. Раскрывая главную идею произведения, писатель говорил, что основное в нем - «мысль народная».

Русское войско в романе показано не как бездушная машина, а как организация людей из народа, у них есть душа, которая болит за Ро­дину, и все они хотят изгнать интервентов из своей страны.

Предводителем русского войска во время войны 1812 года был Кутузов. Его нам показывает Толстой в своем романе, но он намерен­но избегает героизации образа полководца.

Автор показывает нам Кутузова не как часть дворянства, которое в основном боролось не за Родину, а за положение в свете и продви­жение по карьерной лестнице. Кутузов показан нам как часть народа. Он вышел из народа и служит ему. Этот полководец - не герой, он просто хочет сделать свою работу как можно лучше. На совещаниях командования Кутузов просто сидит и слушает, окружающим кажется, что он спит. Но на самом деле оказывается, что, объединив все планы, что-то вычтя, что-то добавив, он получает отличный план дей­ствий, который лишь нужно претворить в жизнь.

В основном у Кутузова лишь одна забота - поддержать дух вой­ска. «И с такими молодцами приходится отступать!» В штабе он про­износит в адрес солдат восхваляющие их фразы, точно зная, что они обязательно дойдут до войска. С той же целью он говорит и об общих достижениях. Я думаю, что Лев Николаевич Толстой избегает героиза­ции Кутузова для того, чтобы показать душу полководца, его связь с народом, то, что он из народа, боль его души из-за страданий народа России и его желание изгнать врага из страны. Для этого не надо быть героем. Нужно просто любить свою Родину и быть частицей ее народа.

Как и почему меняется мироощущение героя в рассказе А.П. Чехова «Студент»?

Рассказ «Студент», написанный в 1894 году, А.П. Чехов называл одним из своих любимых произведений. Он невелик по объему, в нем нет никаких исключительных событий. В этом рассказе проявляется одна из особенностей психологизма Чехова: под влиянием незначи­тельного события что-то происходит в душе героя, и он уже по-иному видит окружающий его мир.

Сюжет рассказа прост. Студент, сын дьячка Иван Великопольский, возвращается домой холодным весенним вечером. Он замерз, голоден, и у него тяжелые, мрачные мысли: он думает о бедности, не­вежестве, о том, что так было со времен Рюрика и Иоанна Грозного и так будет еще много лет - жизнь не станет лучше. На огородах он встречает двух женщин - Василису и Лукерью, мать и дочь, хозяек огородов. Греясь у костра, он рассказывает им библейскую историю об отречении и раскаянии Петра, и неожиданно для него женщины заплакали над его рассказом. И студент думает о том, что если дале­кая библейская история для них не пустой звук, то она, видимо, имеет отношение к их жизни, и что прошлое неразрывно связано с настоя­щим. Если люди откликнулись на высокое и прекрасное, поняли друг друга, то в этой жизни есть не только безнадежность и отчаяние.

Я считаю, в этом рассказе Чехов произносит свои лучшие слова о том, что правда и красота в человеческой жизни и вообще на земле всегда составляли главное, то, ради чего следует жить и работать.

И теперь студент испытывает уже совсем другие чувства: он счаст­лив, верит в свою молодость, в свои силы. «Жизнь казалась ему чу­десной», полной глубокого смысла.

Так герой из одного внутреннего состояния переходит в совершенно противоположное, и это доказывает, что человеку свойственно внутрен­не меняться самому и изменять свое отношение к жизни. Возможно, это только один из этапов внутреннего развития героя, ведь Чехов говорит, что жизнь «казалась» ему восхитительной, но такой душевный подъем необходим для развития и реализации каждой личности.

Выбор редакции
Религиозное чтение: самая сильная молитва матери о замужестве дочери в помощь нашим читателям.В прошлом столетии ученые провели...

К причинам появления язвенной болезни относят длительные стрессы, отрицательные эмоции, хронический холецистит, желчнокаменную ,...

Третье июня – особый день для верующих христиан. Эта дата отмечена в церковном календаре как день царя Константина равноапостольного и...

Романтический образ средневековой эпохи, рыцарских турниров и прекрасных дам, рожденный беллетристикой, сменился радикальным...
Что такое объяснительная записка? Как правильно написать объяснительную записку начальнику на работе за отсутствие на рабочем месте или...
Общее налоговое правило по подоходному налогу гласит, что НДФЛ попадают в государственную казну автоматически. Это значит, что за...
Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RUВесело грызть гранит науки! Было бы на что. С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь....
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...