Жанр галантных празднеств характерен для стиля. История галантного жанра. Галантный стиль в картинах К.А. Сомова. Вопросы и задания


Наверное, в каждом стиле и жанре изобразительного искусства можно назвать тех его представителей, которые являются их олицетворением. Так, к примеру, в живописи эпохи Ренессанса торжествуют Микеланджело и Рафаэль, в барокко - Питер Пауль Рубенс, в модерне - Густав Климт и Альфонс Муха.
А если говорить об изобразительном искусстве рококо, то прежде всего вспоминаются имена таких мастеров как Антуан ВАТТО и Франсуа БУШЕ.

Антуан ВАТТО

Франсуа БУШЕ


Живописи рококо и самым прославленным мастерам этого стиля посвящен этот пост, который я рекомендую всем любителям искусства.

Главные темы живописи рококо - изысканная жизнь придворной аристократии, "галантные празденства", идиллические картины "пастушеской" жизни на фоне первозданной природы (так называемая пасторальная живопись. Помните гобелен "Пастушка", будто бы висевший в доме предволителя дворянства Ипполита Матвеевича Воробьянинова, о котором притворно вспоминал незабвенный Остап Бендер при встрече с архивариусом Коробейниковым?), мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий.

Жизнь человека коротка и быстротечна, поэтому надо ловить "счастливый миг", спешить и чувствовать, - так полагали многие французские аристократы XVIII века, далекие от идей философов эпохи Просвещения, приближавших то, что произошло в 1789 году. Погрязшие в гедонизме и эпикурействе, они не смогли оказать фактически никакого сопротивления той революционной волне, которая смела как их, так и привычный им мир "утонченных наслаждений". И отнюдь не случайно, что после Французской революции 1789 года и якобинского террора, искусство вновь совершило резкий поворот, в результате которого возник такой стиль как ампир.

Кстати, разве не очевидны некие исторические параллели?

В предыдущем посте о стиле рококо, я уже писал о том, что его преемником более чем через столетие вполне можно считать модерн. Необычайная популярность модерна в России начала ХХ века во всем: от архитектуры и изобразительного искусства до литературы и мод, во многом объясняется тем же гедонимзмом на этот раз уже русской аристократии и интеллигенции (все же ХХ век, а не XVIII-й). В дополнение к этому ещё и декаданс, чрезвычайно модный среди молодежи России начала ХХ века. Поэт М. Кузмин воспевающий в России начала прошлого века "дух мелочей прекрасных и воздушных", безусловно находится в одной смысловой волне с фавориткой Людовика XV маркизой Помпадур, заявлявшей: "После нас хоть потоп".

Как известно, этот "потоп" не заставил себя ждать ни предреволюционную Францию, ни предреволюционную Россию. Да и то, что в конце концов в СССР после экспериментов с конструктивизмом в духе Корбюзье, восторжествовал эклектичный по сути своей стиль, называемый "сталинским амприром", тоже о многом говорит (хотя, конечно же, то что называется "сталинским ампиром", с точки зрения архитектуры, не совсем ампир).

Впрочем, это меня несколько занесло в культурно-исторический параллелизм. Вернемся к живописи рококо, то есть в XVIII век.

Для большинства живописцев рококо Венеры, Дианы, нимфы и амуры затмевают всех остальных божеств античной мифологии, не говоря уже о христианских сюжетах, которые полностью игнорируются. Всевозможные "купания", "утренние туалеты" и мгновенные удовольствия являются теперь едва ли не главным предметом изображения.
В моду входят экзотические названия цветов: "цвет бедра испуганной нимфы" (телесный), "цвет розы, плавающей в молоке" (бледно-розовый), "цвет потерянного времени" (голубой) и т. п. Четко продуманные, стойные композиции классицизма уступают место изящному и утонченному рисунку.

Антуана ВАТТО (1684 - 1721) современники называли "поэтом беспечного досуга", "певцом изящества и красоты". В своих произведениях он запечатлел пикники в вечнозеленых парках, музыкальные и театральные концерты на лоне природы, пылкие признания и ссоры влюбленных, идиллические свидания, балы и маскарады. В то же время в его картинах присутствует щемящая грусть, ощущение быстротечности красоты и эфимерности происходящего.

А вот эта картина Антуана Ватто, созданная в 1720 году в качестве вывески для выступлений бродячих комедиантов, является его подлинным шедевром. Она называется "Жиль".

Жиль - один из главных персонажей французской комедии масок, созвучный Пьеро - герою итальянской комедии дель арте. Неуклюжее, наивное существо как будто специально созданное для постоянных насмешек и проделок ловкого и хитрого Арлекина. В нелепой позе комедианта, потерянно и неподвижно стоящего перед зрителями, ощущается его бесполезный поиск собеседника, способного выслушать и понять его. Но тщетно. В усталом и печальном облике паяца затаилась мысль об одиночестве человека, вынужденного веселить и развлекать скучающую публику. В этой картине Антуан Ватто как будто бы предпринял попытку переступить через господствующие в современном ему обществе гедонистические нравы, в чем и заключается величие его таланта.

"Жиль" - главный шедевр Антуана Ватто, умершего в возрасте 36 лет, был написан им незадолго до своей смерти. Думаю, комментарии к этому излишни.

Франсуа БУШЕ (1703 - 1770) считал себя верным учеником Антуана Ватто. Одни называли его "художником граций", "Анакреоном живописи", "королевским живописцем". Вторые видели в нем "художника - лицемера", "у которого есть всё, кроме правды". Третьи скептически замечали: "Его рука собирает розы там, где другие находят только шипы".

Кисти Франсуа Буше принадлежат несколько парадных портретов знаменитой фаворитки Людовика XV маркизы Помпадур , покровительствовавшей художнику.

Наиболее известным изображением маркизы работы Ф. Буше является картина "Госпожа де Помпадур" 1756 года, на которой героиня представлена в окружении предметов, напоминающих о её художественных вкусах и увлечениях. При этом книга в её руках - явный намёк на просвещенность и приверженность интеллектуальным занятиям ("После нас хоть потоп!". Помните? Та ещё интеллектуалка и сторонница просвещения!!!)

Маркиза Помпадур щедро отблагодарила художника, назначив его сначала директором гобеленовой мануфактуры (ну да, а иначе откуда бы взялся знаменитый гобелен "Пастушка"?), а затем президентом Академии художеств, присвоив ему титул "первого живописца короля".

Кроме выполнения заказов французского королевского двора Франсуа Буше постоянно обращался к изображению разного рода фривольных сцен, главными героями которых были жеманные, застенчивые пастушки или пухлые обнаженные прелестницы в виде мифологических Венер и Диан.
Его картины изобилуют двусмысленными намеками, пикантными деталями (поднятый подол юбочки у пастушки, кокетливо поднятая ножка купающейся Дианы, пальчик, прижатый к устам, красноречивый, призывный взгляд, жмущиеся к ногам влюбленных овечки, целующиеся голубки и т. д.).

Что ж, Франсуа Буше прекрасно знал моду и вкусы своей эпохи!

В истории мировой живописи Франсуа Буше по-прежнему остается великолепным мастером колорита и изысканного рисунка, картины которого зовут в мир счастья, любви и прекрасных грёз.

Вот только, для всех кто внимательно прочитал этот пост, должно быть понятно, куда именно в конечном итоге приводят эти грёзы.

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Наверное, в каждом стиле и жанре изобразительного искусства можно назвать тех его представителей, которые являются их олицетворением. Так, к примеру, в живописи эпохи Ренессанса торжествуют Микеланджело и Рафаэль, в барокко - Питер Пауль Рубенс, в модерне - Густав Климт и Альфонс Муха. А если говорить об изобразительном искусстве рококо, то прежде всего вспоминаются имена таких мастеров как Антуан ВАТТО и Франсуа БУШЕ.

Антуан ВАТТО

Франсуа БУШЕ

Живописи рококо и самым прославленным мастерам этого стиля посвящен этот пост, который я рекомендую всем любителям искусства. Главные темы живописи рококо - изысканная жизнь придворной аристократии, "галантные празднества", идиллические картины "пастушеской" жизни на фоне первозданной природы (так называемая пасторальная живопись. Помните гобелен "Пастушка", будто бы висевший в доме предволителя дворянства Ипполита Матвеевича Воробьянинова, о котором притворно вспоминал незабвенный Остап Бендер при встрече с архивариусом Коробейниковым?), мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий.

Жизнь человека коротка и быстротечна, поэтому надо ловить "счастливый миг", спешить и чувствовать, - так полагали многие французские аристократы XVIII века, далекие от идей философов эпохи Просвещения, приближавших то, что произошло в 1789 году. Погрязшие в гедонизме и эпикурействе, они не смогли оказать фактически никакого сопротивления той революционной волне, которая смела как их, так и привычный им мир "утонченных наслаждений". И отнюдь не случайно, что после Французской революции 1789 года и якобинского террора, искусство вновь совершило резкий поворот, в результате которого возник такой стиль как ампир.

Кстати, разве не очевидны некие исторические параллели?

В предыдущем посте о стиле рококо, я уже писал о том, что его преемником более чем через столетие вполне можно считать модерн. Необычайная популярность модерна в России начала ХХ века во всем: от архитектуры и изобразительного искусства до литературы и мод, во многом объясняется тем же гедонизмом на этот раз уже русской аристократии и интеллигенции (все же ХХ век, а не XVIII-й). В дополнение к этому ещё и декаданс, чрезвычайно модный среди молодежи России начала ХХ века. Поэт М. Кузмин воспевающий в России начала прошлого века "дух мелочей прекрасных и воздушных", безусловно находится в одной смысловой волне с фавориткой Людовика XV маркизой Помпадур, заявлявшей: "После нас хоть потоп".

Как известно, этот "потоп" не заставил себя ждать ни предреволюционную Францию, ни предреволюционную Россию. Да и то, что в конце концов в СССР после экспериментов с конструктивизмом в духе Корбюзье, восторжествовал эклектичный по сути своей стиль, называемый "сталинским амприром", тоже о многом говорит (хотя, конечно же, то что называется "сталинским ампиром", с точки зрения архитектуры, не совсем ампир).

Впрочем, это меня несколько занесло в культурно-исторический параллелизм. Вернемся к живописи рококо, то есть в XVIII век.

Для большинства живописцев рококо Венеры, Дианы, нимфы и амуры затмевают всех остальных божеств античной мифологии, не говоря уже о христианских сюжетах, которые полностью игнорируются. Всевозможные "купания", "утренние туалеты" и мгновенные удовольствия являются теперь едва ли не главным предметом изображения.

В моду входят экзотические названия цветов: "цвет бедра испуганной нимфы" (телесный), "цвет розы, плавающей в молоке" (бледно-розовый), "цвет потерянного времени" (голубой) и т. п. Четко продуманные, стойные композиции классицизма уступают место изящному и утонченному рисунку.

Антуана ВАТТО (1684 - 1721) современники называли "поэтом беспечного досуга", "певцом изящества и красоты". В своих произведениях он запечатлел пикники в вечнозеленых парках, музыкальные и театральные концерты на лоне природы, пылкие признания и ссоры влюбленных, идиллические свидания, балы и маскарады. В то же время в его картинах присутствует щемящая грусть, ощущение быстротечности красоты и эфемерности происходящего.

А вот эта картина Антуана Ватто, созданная в 1720 году в качестве вывески для выступлений бродячих комедиантов, является его подлинным шедевром. Она называется "Жиль".

Жиль - один из главных персонажей французской комедии масок, созвучный Пьеро - герою итальянской комедии дель арте. Неуклюжее, наивное существо как будто специально созданное для постоянных насмешек и проделок ловкого и хитрого Арлекина. В нелепой позе комедианта, потерянно и неподвижно стоящего перед зрителями, ощущается его бесполезный поиск собеседника, способного выслушать и понять его. Но тщетно. В усталом и печальном облике паяца затаилась мысль об одиночестве человека, вынужденного веселить и развлекать скучающую публику. В этой картине Антуан Ватто как будто бы предпринял попытку переступить через господствующие в современном ему обществе гедонистические нравы, в чем и заключается величие его таланта.

"Жиль" - главный шедевр Антуана Ватто, умершего в возрасте 36 лет, был написан им незадолго до своей смерти. Думаю, комментарии к этому излишни.

Франсуа БУШЕ (1703 - 1770) считал себя верным учеником Антуана Ватто. Одни называли его "художником граций", "Анакреоном живописи", "королевским живописцем". Вторые видели в нем "художника - лицемера", "у которого есть всё, кроме правды". Третьи скептически замечали: "Его рука собирает розы там, где другие находят только шипы".

Кисти Франсуа Буше принадлежат несколько парадных портретов знаменитой фаворитки Людовика XV маркизы Помпадур , покровительствовавшей художнику.

Наиболее известным изображением маркизы работы Ф. Буше является картина "Госпожа де Помпадур" 1756 года, на которой героиня представлена в окружении предметов, напоминающих о её художественных вкусах и увлечениях. При этом книга в её руках - явный намёк на просвещенность и приверженность интеллектуальным занятиям ("После нас хоть потоп!". Помните? Та ещё интеллектуалка и сторонница просвещения!!!)

Маркиза Помпадур щедро отблагодарила художника, назначив его сначала директором гобеленовой мануфактуры (ну да, а иначе откуда бы взялся знаменитый гобелен "Пастушка"?), а затем президентом Академии художеств, присвоив ему титул "первого живописца короля".

Кроме выполнения заказов французского королевского двора Франсуа Буше постоянно обращался к изображению разного рода фривольных сцен, главными героями которых были жеманные, застенчивые пастушки или пухлые обнаженные прелестницы в виде мифологических Венер и Диан.

Его картины изобилуют двусмысленными намеками, пикантными деталями (поднятый подол юбочки у пастушки, кокетливо поднятая ножка купающейся Дианы, пальчик, прижатый к устам, красноречивый, призывный взгляд, жмущиеся к ногам влюбленных овечки, целующиеся голубки и т.д.).

Что ж, Франсуа Буше прекрасно знал моду и вкусы своей эпохи!

В истории мировой живописи Франсуа Буше по-прежнему остается великолепным мастером колорита и изысканного рисунка, картины которого зовут в мир счастья, любви и прекрасных грёз.

Начало XX века было отмечено ностальгическим «возвратом» к эстетике рококо, к образам времён Людовика XIV, к навсегда ушедшей галантной эпохе. Это было связано с естественным желанием человека (и прежде всего - художника) найти в привлекательных картинах прошлого успокоение от всё ускоряющегося ритма жизни.

В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию, иконопись. Особенно сильно веяния рококо распространились в середине XVIII века. В России же данное направление приобрело главным образом узконаправленный характер и коснулось исключительно Петербурга. Свое наиболее полное выражение рококо получит немного позже: в раннем творчестве Рокотова, в «смольнянках» Левицкого. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом.) приходит камерность, изысканная декоративность, прихотливая игра форм.

Главные темы живописи рококо - изысканная жизнь придворной аристократии, «галантные празднества», мир сложных любовных интриг. Сюжеты живописи - только любовные, эротические, культ чувственности, легкой влюбленности (Никаких серьезных страстей).

Искусство рококо - это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу - они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Тяжелой и патетической торжественности барокко приходит на смену камерная хрупкая декоративность. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого - возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий, изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Для рококо характерны гедонистические настроения, уход в мир иллюзорной и идиллической театральной игры, пристрастие к идиллически - пасторальной и чувственно-эротической сюжетике. Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков. Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль реалистического направления; достигли расцвета портрет, натюрморт, бытовой жанр, пейзаж.

Эстетика рококо - эстетика нюансов и намеков. В изображении человека гораздо труднее, чем прежде, уловить переход от психологической трезвости взгляда на модель к выгодному для нее сокрытию некоторых черт, от подлинного лица - к светской маске, от жизни - к роли и наоборот. Некая интригующая двойственность образа составляет принципиальную черту многих портретов эпохи. И еще один важный момент, опять - таки связанный с игровым началом. Герои портретной галереи XVIII века расположены к общению со зрителем и побуждают его к ответной реакции. Свойственные портрету по самой природе жанра, это качество обретает теперь новую, тонкую специфику. Полуоборот, легкий жест, чуть заметное мимическое движение, полуулыбка, как бы затуманенный взгляд или влажный блеск в глазах - из подобных градаций сотканы образы представителей «галантного» века.

Галантный век - именно так называется эпоха рококо. Вообще слово «галантный», согласно старой куртуазной традиции, адресовалось человеку учтивому, обходительному, любезному, связывалось с благородством и порядочностью; вместе с тем к нему прибегали, когда речь шла о героях и героинях любовных приключений (в разговорной практике - ухажер, волокита). К концу XVIII века вырабатывается своеобразное понятие галантности, обозначающее не только узкую сферу утонченного поведения, но, шире, стиль и образ жизни, основанный на искусстве быть приятным.

Господство «галантного» века приходится примерно на 1715 по 1750- е годы, в некоторых источниках этот период продлевается до начала Великой Французской Революции. Основной чертой галантного века является культивирование наслаждения, как основного жизненного принципа. Галантность была основой взаимоотношений между мужчиной и женщиной из аристократической среды. Также в тот период женщину провозглашали «богиней», «властительницей дум», исполняли ее капризы, давались праздники в ее честь и одновременно ей пользовались в качестве объекта для получения удовольствий. Так называем культ Прекрасной Дамы без совершения каких - либо подвигов в ее честь. Считалось хорошим тоном содержать фаворитку, давать в её честь балы, концерты и маскарады. Основа галантных отношений -- изысканный флирт, зачастую не переходящий рамок приличий. Для этих целей существовала особая коммуникативная система: «язык вееров», «язык мушек», «язык цветов».

В Галантную Эпоху существовала и самобытная маскарадная культура, уже не имеющая ничего общего с ритуальным карнавалом древности и средневековья. Галантному Веку присуща любовь к переодеваниям. Многочисленные пьесы и комические оперы того периода обыгрывают следующую ситуацию: девушка переодевается в камзол, юноша -- «превращается» в девушку.

На основе этого времени в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве формируется такой жанр, как галантная сцена.

Родина галантного жанра - Франция, где он зародился в первой четверти XVIII века (1710 - 1720 гг.). Причиной его возникновения послужило изменением светской жизни после смерти Людовика XIV и воцарение Филиппа II Орлеанского, регента Людовика XV. Последние годы царствования Людовика XIV были отмечены отказом от разного рода удовольствий, ханжеством, строгостью и приличием, сдержанностью в моде. С приходом герцога Орлеанского придворная жизнь резко изменилась, ничего не осталось от времен прежнего короля: французскую аристократию окунула волна легкомыслия, безумства и роскоши.

Кардинальное изменение в сознании королевского двора и способствовало формированию нового жанра - галантной сцены, где отображается легкомыслие и бесцельное времяпрепровождение людей из высшего общества.

Особенности галантного стиля

Галантная сцена всегда изображает непринуждённое общение двух или нескольких лиц на фоне живописного и фантастически красивого пейзажа. Это может быть беседа, флирт, игра, прогулка, танец. Герои картин, как и природа, на фоне которой разворачивается неспешное действие, всегда красивы и гармоничны (с точки зрения заказчиков «галантных сцен» -- аристократов).

Для этих целей, как нельзя лучше, подходил появившийся именно в эпоху Регентства стиль рококо -- манерный, причудливый и воздушно-лёгкий.

У героев картин, как правило, нет реальных прототипов: это не портреты конкретных лиц, а всего лишь привлекательные статисты «галантного празднества». У галантной сцены нет и конкретного сюжета, то есть действия в его развитии. Основной принцип мастеров галантной сцены -- изображение идеально-красивых людей в обстановке безмятежного и абсолютного счастья. Даже тревога или лёгкое неудовольствие в галантных сценах выглядят наигранными и ненастоящими. Иногда к галантным сценам относят и так называемые пасторали -- тема «пастушеской любви»: нарядные пастушки принимают ухаживания от таких же утончённых пастухов.

Эта бессюжетность, как и приукрашивание натуры, подвергались резкой критике со стороны философов Просвещения.

Дени Дидро писал, что «галантные» картины Франсуа Буше -- изящны, однако, лживы и лишены вкуса, а Мармонтель полагал, что «Буше не видел подлинной грации».

Ещё одна особенность галантной сцены -- фривольность, эротизм, которые были присущи не только искусству, но и аристократическому мироощущению Галантного Века.

К художникам, работавшим в данном жанре, можно отнести Франсуа Буше, Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Морис Кантен де Латур.

Что касается русских художников, то сюда входят «мирискуссники» - Константин Сомов, Евгений Лансере и Александр Бенуа, создающие сказочный, и, вместе с тем, печальный образ Галантного Века. В их картинах ощущается грусть людей, знающих судьбу Марии-Антуанетты и её утончённых придворных. «Версальская» серия Бенуа, «Книга Маркизы» Сомова, ретроспективно-стилизаторские работы Лансере не преследовали задачи реконструировать прошлое -- это был взгляд человека XX столетия на яркий и беспечный мир балов и любовных картин «мирискуссников» выдают крайне идеализированное представление об эпохе, но от этого не становятся менее значимыми для искусства.

«Галантный жанр» - живопись рококо


Мастера «галантного жанра» РОКОКО («причудливый», «капризный»; франц. rococo от rocaille - осколки камней, раковины), стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 в. Он представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, сколько фазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко. Термин «рококо» возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в.: изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины,- его главный признак. Искусство рококо - это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу - они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Главные темы живописи рококо – изысканная жизнь придворной аристократии, идиллические картины «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Жизнь человека мгновенна и быстротечна, а потому надо ловить «счастливый миг», спешить жить и чувствовать. «Дух мелочей прелестных и воздушных» становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля.


Антуан Ватто Антуана Ватто – современники называли «поэтом беспечного досуга» и «галантных празднеств», «певцом изящества и красоты». В своих произведениях он запечатлел пикники в вечно зеленых парках, музыка льные и театральные концерты на лоне природы, пылкие признания и ссоры влюбленных, идиллические свидания, балы и маскарады. В то же время в его картинах присутствуют щемящая грусть. Ощущение быстротечности красоты и эфемерности происходящего.


Антуан Ватто. Паломничество на остров Киферу. 1717-1718 гг. Лувр. Париж. Одна из прославленных картин художника – «Паломничество на остров Киферу». Прелестные дамы и галантные кавалеры собрались на усыпанном цветами берегу морской бухты. Они приплыли на остров Киферу – остров богини любви и красоты Венеры, куда она, по преданию, вышла из пены морской. Теплые, мягкие краски, приглушенные цвета, легкие мазки кисти – все это создает особую атмосферу очарования и любви.


К подлинным шедаврам принадлежит картина Ватто «Жиль» («Пьеро»), созданная в качестве вывески для выступления бродячих комедиантов. Жиль – главный и любимый персонаж французской комедии масок. Созвучный Пьеро – герою итальянской комедии дель арте. Неуклюжее, наивное существо как будто специально создано для постоянных насмешек и проделок ловкого и хитрого Арлекина. В художественном отношении картина написана блестяще. Предельная простота мотива и композиции здесь соединяется с точным рисунком и тщательно продуманной цветовой гаммой. Антуан Ватто. Жиль. 1721. Лувр. Париж. (Герой ярмарочного театра Жиль в костюме Пьеро).


Антуан Ватто. Итальянские комедианты.


Антуан Ватто. Актеры французского театра.


Антуан Ватто. Гамма любви.


Антуан Ватто. Капризница. Около 1718. Эрмитаж. Петербург.


Антуан Ватто. Меццетен. 1717-1719 гг. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.


Антуан Ватто. Савояр с сурком.


Франсуа Буше Франсуа Буше (1703-1770) считал себя верным учеником Ватто. Одни называли его «художником граций», «Анакреоном живописи», «королевским живописцем». Другие видели в нем художника- «лицемера», «у которого есть все, кроме правды». Третьи скептически замечали: «Его рука собирает розы там, где другие находят только шипы».


Кисти художника принадлежит ряд портретов фаворитки короля Людовика XV маркизы де Помпадур. Известно, что она покровительствовала Буше, не раз заказывала ему картины на религиозные сюжеты для загородных резиденций и парижских особняков. В картине «Госпожа де Помпадур» героиня представлена в окружении разбросанных цветов и роскошных предметов, напоминающих о ее художественных вкусах и увлечениях. Она царственно возлежит на фоне пышных, торжественных драпировок. Книга в ее руке – явный намек на просвещенность и приверженность интеллектуальным занятиям. Маркиза щедро отблагодарила художника. Назначив его директором Гобеленовой мануфактуры, а затем присвоила ему титул «первого живописца короля». Франсуа Буше. Госпожа де Помпадур. 1756 г. Старая Пинотека, Мюнхен.


Франсуа Буше не раз обращался к изображению фривольных сцен, главными героями которых были жеманные, застенчивые пастушки или пухленькие обнаженные прелестницы в виде мифологических Венер и Диан. Его картины изобилуют двусмысленными намеками, пикантными деталями (поднятый подол атласной юбочки у пастушки, кокетливо приподнятая ножка купающейся Дианы, пальчик прижатый к устам, красноречивый, призывный взгляд, символически целующиеся голубки ит.д.) Художник прекрасно знал моду и вкусы своей эпохи! Франсуа Буше. Купание Дианы. . 1742 год. Лувр. Париж.


В истории живописи Франсуа Буше по-прежнему остается великолепным мастером колорита и изысканного рисунка. Остроумное решенные композиции, необычные ракурсы героев, причудливые силуэты почти театральных декораций, сочные цветовые акценты, яркие блики прозрачных красок, нанесенных мелкими, легкими мазками, плавные струящиеся ритмы – все это делает Ф.Буше непревзойденным мастером живописи. Его картины превращаются в декоративные панно, украшают пышные интерьеры залов и гостиных, они зовут в мир счастья, любви и прекрасных грез. Франсуа Буше. Прерванный сон.


Франсуа Буше. Пан и Сиринга.


ФРАГОНАР Жан Оноре французский живописец и гравер, крупнейший мастер эпохи Людовика XVI. прославился виртуозно исполненными галантными и бытовыми сценами, в которых изящество рококо сочетается с верностью натуре, тонкостью световоздушных эффектов, величественных античных руин. Наряду с произведениями, созданными на основе реальных наблюдений, он создает и пасторали - импровизируя, он воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры. ФРАГОНАР Жан Оноре


Фрагонар. Коронованный любовник.


Фрагонар. Поцелуй украдкой


Фрагонар. Психея показывает сестрам дары Амура.


Оноре Фрагонар. «Качели» 1766.


Фрагонар. Урок музыки


ЭНГР Жан Огюст Доминик (1780-1867), французский живопиец и рисовальщик. Блестящий мастер композиции, строгого и тонкого рисунка, правдивых, острохарактерных портретов («Л. Ф. Бертен», 1832). В картинах выступал как главный представитель академического классицизма («Апофеоз Гомера», 1827). В 1806 Энгр едет, наконец, в Италию, где остается на долгие годы (1806-20 - Рим, 1820-24 - Флоренция), с воодушевлением изучает итальянское искусство эпохи Возрождения, особенно Рафаэля. Создает ряд шедевров: портреты «Гране» (1807, Экс-ан-Прованс); «Мадам Девосе» (1807, Музей Конде, Шантильи); «Маркотта д"Аржантей» (1810, Национальная галерея, Вашингтон); «Кардье» (1811, Лувр, Париж); «Мадам Зенон» (1816, Музей в Нанте); «Гурьева» (1821, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Луи Давид. Портрет художника Энгра. Около 1800 года. Музей имени Пушкин а. Москва


Энгр. Большая одалиска. 1814 год. Масло, холст. Лувр, Париж.


Энгр. Источник


Энгр. Портрет графа Гурьева. 1821 год. Масло, холст. Эрмитаж, Петербург


Декоративно-прикладное искусство рококо Мейсенские статуэтки.


Мебель в стиле рококо


Мебель в стиле рококо. Зимний дворец. Санкт-Петербург.


Вопросы и задания: А.Ватто – живописец радости и печали. «Художник граций» - Ф.Буше. Декоративно-прикладное искусство рококо. Напишите эссе на тему «О чем могли мечтать и говорить герои картин Антуана Ватто.












































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Изобразительному искусству XVIII столетия в лучших произведениях свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов чувств и настроений. Интимность, лиризм образов, но и аналитическая наблюдательность - характерные черты искусства XVIII в., как в жанре портрета, так и в бытовой живописи. Эти свойства художественного восприятия жизни являются вкладом XVIII столетия в развитие мировой художественной культуры, хотя следует признать, что это было достигнуто ценой утраты универсальной полноты в изображении духовной жизни, цельности в воплощении эстетических воззрений общества, свойственных живописи Рубенса, Веласкеса, Рембрандта, Пуссена.

РОКОКО (“причудливый”, “капризный”; франц. rococo от rocaille осколки камней, раковины), стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 в. Он представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, сколько фазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко. Термин “рококо” возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в.: изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины, его главный признак. Искусство рококо это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Главные темы живописи рококо – изысканная жизнь придворной аристократии, идиллические картины “пастушеской” жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Жизнь человека мгновенна и быстротечна, а потому надо ловить “счастливый миг”, спешить жить и чувствовать. “Дух мелочей прелестных и воздушных” становится лейтмотивом творчества многих художников “королевского стиля.

Франсуа Буше Франсуа Буше (1703-1770) считал себя верным учеником Ватто. Одни называли его “художником граций”, “Анакреоном живописи”, “королевским живописцем”. Другие видели в нем художника - “лицемера”, “у которого есть все, кроме правды”. Третьи скептически замечали: “Его рука собирает розы там, где другие находят только шипы”. Франсуа Буше (1703-1770) считал себя верным учеником Ватто. Кисти художника принадлежит ряд портретов фаворитки короля Людовика XV маркизы де Помпадур. Известно, что она покровительствовала Буше, не раз заказывала ему картины на религиозные сюжеты для загородных резиденций и парижских особняков. В картине “Госпожа де Помпадур” героиня представлена в окружении разбросанных цветов и роскошных предметов, напоминающих о ее художественных вкусах и увлечениях. Она царственно возлежит на фоне пышных, торжественных драпировок. Книга в ее руке – явный намек на просвещенность и приверженность интеллектуальным занятиям. Маркиза щедро отблагодарила художника. Назначив его директором Гобеленовой мануфактуры, а затем присвоила ему титул “первого живописца короля.

Франсуа Буше не раз обращался к изображению фривольных сцен, главными героями которых были жеманные, застенчивые пастушки или пухленькие обнаженные прелестницы в виде мифологических Венер и Диан. Его картины изобилуют двусмысленными намеками, пикантными деталями (поднятый подол атласной юбочки у пастушки, кокетливо приподнятая ножка купающейся Дианы, пальчик прижатый к устам, красноречивый, призывный взгляд, символически целующиеся голубки ит.д.) Художник прекрасно знал моду и вкусы своей эпохи!

В истории живописи Франсуа Буше по-прежнему остается великолепным мастером колорита и изысканного рисунка. Остроумное решенные композиции, необычные ракурсы героев, причудливые силуэты почти театральных декораций, сочные цветовые акценты, яркие блики прозрачных красок, нанесенных мелкими, легкими мазками, плавные струящиеся ритмы – все это делает Ф.Буше непревзойденным мастером живописи. Его картины превращаются в декоративные панно, украшают пышные интерьеры залов и гостиных, они зовут в мир счастья, любви и прекрасных грез.

ФРАГОНАР Жан Оноре французский живописец и гравер, крупнейший мастер эпохи Людовика XVI. прославился виртуозно исполненными галантными и бытовыми сценами, в которых изящество рококо сочетается с верностью натуре, тонкостью световоздушных эффектов, величественных античных руин. Наряду с произведениями, созданными на основе реальных наблюдений, он создает и пасторали импровизируя, он воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры.

Антуана Ватто – современники называли “поэтом беспечного досуга” и “галантных празднеств”, “певцом изящества и красоты”. В своих произведениях он запечатлел пикники в вечно зеленых парках, музыкальные и театральные концерты на лоне природы, пылкие признания и ссоры влюбленных, идиллические свидания, балы и маскарады. В то же время в его картинах присутствуют щемящая грусть. Ощущение быстротечности красоты и эфемерности происходящего.

Ватто нашел себя, свою тему, когда приехал в Париж: это так называемые галантные празднества - аристократическое общество в парке, музицирующие, танцующие, праздное; живопись, в которой как будто нет ни действия, ни сюжета, - сцены беспечной жизни, переданные с утонченной грацией. Все это увидено как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем с налетом меланхолии и грусти. Колорит Ватто - одно из сильнейших качеств его дарования построен на тонких нюансах серых, коричневых, бледно-сиреневых, желто-розовых тонов. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. В 1717 году художник создал одно из самых больших произведений "Паломничество на остров Цитеру". В этой картине отражена тончайшая палитра чувств, которая, прежде всего, создана самим цветом. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр.

Федор Степанович Рокотов - знаменитый русский художник-портретист, Академик живописи Петербургской академии художеств (1765г.). Жизнь Федора Степановича Рокотова, самого поэтического портретиста XVIII века, долгое время оставалась загадкой. Художник, пользовавшийся огромной славой при жизни, после смерти был забыт на целое столетие.
Его картины находятся во многих музеях больших и малых городов России и, к сожалению, прекрасные портреты называются "Портрет неизвестной(ого)". На формирование личности Ф.С.Рокотова повлияло знакомство с М.В.Ломоносовым. Думается, что тема человеческого достоинства, столь явственно звучащая в портретах Рокотова, была определена не без влияния гениального ученого и литератора, каким был Ломоносов. Лишь XX век вернул имя Ф.С.Рокотова русскому искусству. Но и сейчас многие знают о нём, как об авторе одной-двух картин.

Уильям Хогарт - английский график и художник-жанрист, основатель и крупный представитель национальной школы живописи, Хогарт – выдающийся иллюстратор, автор сатирических гравюр, открыватель новых жанров в живописи и графике. Прославился сатирическими рисунками и реалистическими портретами. Многие свои произведения художник, испытавший на себе влияние идей философов Просвещения, подчинил задаче воспитания с помощью художественного творчества нравственного начала в человеке и искоренения пороков.

Самые знаменитые произведения Уильяма Хогарта: серии гравюр “Модный брак”, “Карьера проститутки”, “Карьера мота”, “Выборы в парламент”, гравюры “Улица пива”, “Переулок джина”, “Характеры и карикатуры”, картины “Автопортрет”, “Портрет капитана Корема”, “Девушка с креветками”.

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...