Женитьба пьера безухова на элен курагиной. Пьер Безухов и Элен Курагина в романе Война и мир (отношения и брак героев)


В романе «Война и мир» Пьер Безухов, любимый герой автора, был женат дважды. Первой его женой стала светская красавица Элен, второй - Наташа Ростова. Что касается второй женитьбы Пьера, то здесь всё ясно: Лев Толстой соединяет двух своих любимых героев, для чего ему даже пришлось пожертвовать князем Андреем - первым женихом Наташи. В этом случае загадка появляется в самом конце романа, когда Наташа становится совершенно другим человеком, имеющим мало общего с той девушкой, в которую был влюблён Пьер Безухов: почему Пьер по-прежнему влюблён в Наташу и считает её прекрасной женой?

А вот первая женитьба - загадка с самого начала. Как мог Пьер, человек глубокий, мыслящий и тонко чувствующий, жениться на светской львице, для которой у автора не находится ни одного доброго слова? Зачем этот брак нужен Толстому, что этот сюжетный поворот вносит в «Война и мир»? Загадок здесь, как мы видим, немало, попробуем найти для них разгадки.

Вспомним обстоятельства женитьб Пьера. Когда Пьер стал богатым юношей и завидным женихом, хитрый князь Василий решил женить его на своей дочери Элен. Это оказалось несложным делом, так как Элен была необыкновенно красива, а Пьер - простодушен, наивен и неискушён. В качестве свахи князь Василий использовал подругу Анну Павловну Шерер. Анна Павловна показала Пьеру, что его свадьба с Элен всем уже кажется неизбежной и скорой, и он принял это как должное.

Итак, Пьер женат. Его жена Элен не была умна, у неё не было души. Были у неё только красота и способность показать себя в обществе умной и вообще идеальной женщиной. Все эти черты являются для Толстого отрицательными. Красивые герои нелюбимы автором: в Пьере, Наташе, Кутузове часто подчёркивается какая-то некрасивость, и при этом они любимы Толстым; Элен, Александр I, Наполеон, Долохов - наоборот. Способность показать себя в обществе тоже не вызывает у автора симпатии к герою: Толстой презирал всё искусственное, жизнь, по его мнению, должна быть естественна; яркий пример этому - вторая жена Пьера Наташа.

Пьеру уже перед свадьбой с Элен “чувствовалось, что свадьба - это нехорошо почему-то, но он знал, что это будет”. Зачем же автору нужна эта женитьба? Жизнь Пьера состоит из постоянных взлётов и падений, кризисов и ровных периодов. Если бы Пьер не женился, не поссорился и не вынужден был бежать от Элен в Петербург, он бы не стал масоном, то есть исчез бы значительный и важный период его жизни. Кроме того, тогда он не смог бы “вернуть к жизни” князя Андрея на пароме. Не буду перечислять дальнейшие последствия, уже видно, что первая женитьба - важный для романа сюжет.

Добавлю только, что первый брак не позволил Пьеру решить важную проблему его жизни: он так и не обрёл семью. Он ведь был внебрачным сыном, не имел нормальных отношений с родителями, то есть не имел семьи в детстве. Женившись на Элен, он снова остался одиноким. Вот уж кто не стал Пьеру другом, их жизни практически не пересекались.

Теперь перейдём к женитьбе Пьера на Наташе Ростовой. Они были знакомы с детства и всегда испытывали друг к другу тёплые чувства. Пьер давно любил Наташу и чуть не признался ей в этом после того, как она хотела сбежать с Анатолем Курагиным (братом жены Пьера) и все её за это осудили. Пьер по доброте характера всегда старался оправдать поступки других людей. Тогда он не решился на признание, так как она была невестой его лучшего друга, князя Андрея, да и сам он формально был женат.

В обоих случаях признаться в любви и жениться ему помогли другие люди: в первом браке - князь Василий и Анна Павловна Шерер, во втором - княжна Марья. Однако в реальности дело обстояло по-разному. Князь Василий просто заставил Пьера это сделать, а княжну Марью попросил ему помочь сам Пьер.

Хотя между первой и второй женитьбами прошло немало времени, Пьер остался нерешительным человеком. Правда, его нерешительность в первом случае была связана с тем, что жениться ему не хотелось, он просто считал себя обязанным сделать это. Во втором случае, наоборот, он так сильно любил Наташу, что не мог представить, что ему отвечают взаимностью: Пьер даже считал, что “он человек, просто человек”, а Наташа - “совсем другое, высшее”. Для Пьера эта нерешительность, отсутствие веры в себя являлись характерными чертами.

В четвёртом томе романа Л. Н. Толстой так описывает чувства Пьера перед сватовством и женитьбой на Наташе: “В душе Пьера теперь не происходило ничего подобного тому, что происходило в ней в подобных же обстоятельствах его сватовства с Элен. Он не повторял, как тогда, с болезненным стыдом слов, сказанных им, не говорил себе: «Ах, зачем я не сказал этого, и зачем, зачем я сказал тогда “Я люблю вас”?» Теперь, напротив, каждое слово её, своё он повторял в своём воображении со всеми подробностями лица, улыбки и ничего не хотел ни убавить, ни прибавить, хотел только повторять. Сомнений в том, хорошо ли или дурно то, что он предпринял, - теперь не было и тени”.

Трудно было найти таких противоположных жён, как Элен и Наташа. Одна - олицетворение всего искусственного, холодного, застывшего (“мраморная красота”). Лицо Элен - прекрасная маска, на которой не отражается ни единого чувства, если она вообще могла испытывать какие-то чувства. Улыбка Элен совершенно ничего не выражала, это была улыбка статуи. Напротив, Наташа - само воплощение жизни, изменчивости, непостоянства. Неслучайно мать находила, что в ней слишком много чего-то, что не позволит ей быть счастливой. Если Элен недостаёт жизни, то у Наташи именно жизни даже слишком много. Именно отсюда дикие поступки, которые она иногда совершала. Можно не сомневаться, что Элен вполне способна на дурные поступки, не зря она почти в открытую изменяла Пьеру, но ухитрялась соблюдать светские приличия, которые чужды самой натуре Наташи и Пьера.

Однако при всех отличиях есть и сходства Элен и Наташи. Они обе кажутся ниже Пьера по своим душевным и умственным качествам: обе не были столь умны и глубоки, как он.

Наташа совсем опустилась, став из красивой молодой женщины самкой (именно так её называет Толстой в эпилоге романа). Элен отвращает читателей своей пустотой, бездушием. Обе жены были по своим человеческим качествам ниже Пьера, человека удивительного, полного доброты, ума, благородства. С Элен всё ясно - женитьба на ней была огромной ошибкой Пьера, он это понял очень быстро. Что касается Наташи, здесь всё сложнее. Пьер женился на ней по любви и, по-видимому, был вполне счастлив в семейной жизни. У него появились , но мне кажется, что духовно ближе них Пьеру был Николенька Болконский. Мне кажется, что единственной женщиной, которая в романе по своим качествам равна Пьеру, была княжна Марья. Наверное, не случайно, что она, как и Пьер, вступила в брак с человеком, которого трудно сравнить с ней по своим душевным и умственным качествам. Возможно, такие неравные браки вообще свойственны людям выдающимся.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Две жены Пьера Безухова уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Пьер Безухов был внебрачным сыном одного из богатейших людей в России. В обществе его воспринимали как чудака, все смеялись над его убеждениями, стремлениями и высказываниями. Никто не считался с его мнением и не воспринимал его всерьез. Но когда Пьер получил огромное наследство, то перед ним начали все заискивать, он стал желанным женихом для многих светских кокеток… Во время проживания во Франции он проникся идеями масонства, Пьеру казалось, что он нашел
    Враги! Давно ли друг от друга Их жажда крови отвела. А. С. Пушкин - Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» последовательно проводит мысль о предначертанности судьбы человека. Его можно назвать фаталистом. Ярко, правдиво и логично это доказано в сцене дуэли Долохова с Пьером. Сугубо штатский человек - Пьер ранил на дуэли Долохова - бретера, повесу, бесстрашного вояку. А ведь Пьер совершенно не мог обращаться с оружием. Перед самой дуэлью
    Каких героев Толстой считал положительными? Толстого привлекают высоконравственные люди, искатели смысла жизни, верные интересам нации, чуждые эгоизму. Для Андрея Болконского и Пьера Безухова характерны незаурядность натуры, душевная глубина и чистота, забота о людях, о своем государстве. Оба они умны и человечны. Андрей Болконский с первых страниц романа изображается как выдающийся человек своего времени. Пьер видел в нем человека сильной воли и исключительных способностей, удивлялся его умению обращаться со всякого рода людьми,
    Толстой думал над написанием произведения о абристах. Поэтому эта тема находит отражение и в «Войне и мире». Толстой хотел проследить каким образом, при каких жизненных обстоятельствах пробудились в человеке из аристократической среды в эпоху войн 1805-1812 годов та совесть и то высокое понимание чести и долга, которые провели его к отрицанию той среды, где он родился, а потом и полному разрыву с ней. Задачу раскрытия облика такого человека Толстой решает
    Лев Толстой в своих произведениях неустанно доказывал, что общественная роль женщины исключительно велика и благотворна. Ее естественным выражением являются сохранение семьи, материнство, забота о детях и обязанности жены. В романе "Война и мир" в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи писатель показал редких для тогдашнего светского общества женщин, лучших представительниц дворянской среды начала XIX века. Обе они посвятили свою жизнь семье, чувствовали крепкую связь с ней во время войны 1812
    Пьер принадлежит к числу тех людей, Которые сильны только тогда, Когда они чувствуют себя вполне чистыми. Л. Толстой. Дневник На страницах романа Л. Н. Толстого "Война и мир" мы встречаемся со многими людьми, претерпевающими в ходе различных событий нравственную эволюцию, развитие идей, изменение мировоззрения. Один из таких людей - Пьер Безухов, жизненный путь которого был сложен и труден, но в котором никогда не гасла жажда самосовершенствования, развития личности, поиска свободы и истины. Воспитанный за границей
    Роман (бессмертное произведение) “Война и мир” Льва Толстого познакомил нас со многими героями, каждый из которых является яркой личностью, обладает индивидуальными чертами. Одним из наиболее привлекательных героев романа является Пьер Безухов. Его образ стоит в центре “Войны и мира”, потому как фигура Пьера значима для самого автора и играет огромную роль в его произведении. Известно, что судьба этого героя послужила основой замысла всего романа. Образ Пьера Безухова был задуман первоначально как

В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» главная «мысль народная». Но, наряду с этим, автора волнуют роль семьи в обществе, отношения между супругами и права женщины, природой предназначенной быть женой и матерью. Свои раздумья о тайнах счастья и согласия людей писатель воплощает в образах Пьера Безухова и Элен.

Граф Пётр Кириллович впервые появляется в высшем петербургском обществе в модной гостиной Анны Павловны Шерер. Это неуклюжий толстый молодой человек с огромными красными руками, постоянно нарушающий этикет, не желающий слушать пустые разговоры, не соблюдающий принятый в салоне ритуал, не умеющий сказать что-нибудь приятное. Но его терпят, потому что он богатый наследник и, следовательно, выгодный жених.

Здесь же Пьер впервые встречается с Элен Курагиной, светской «львицей», красавицей. Однако красота её холодная, мраморная, мёртвая, а на теле «как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших» по нему. На её прекрасном лице всегда «неизменяющаяся улыбка», одинаковая всегда и для всех. По сути, это маска, скрывающая пустоту души и глупость Элен, которая, не имея собственного мнения, во время разговора «оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины».

Воспитанная в семье, где главными критериями были не честь, достоинство и благородство, а стремление к богатству, карьере и почестям любыми средствами, княжна Курагина порочна, хитра, безнравственна и легкомысленна по своей сути. Бесстыдство в достижении своих корыстных целей, развращённость, умственная ограниченность, ложь, фальшь и лицемерие присущи всей курагинской «подлой, бессердечной породе».

Князь Василий Курагин, отец Элен, не сумевший похитить завещание умирающего графа Безухова (отца Пьера), решает завладеть его богатством по-иному - женить наивного, доверчивого и неопытного в житейских делах наследника на своей дочери. «Пьер был у него под рукою в Москве, и князь Василий устроил для него назначение в камер-юнкеры... и настоял на том, чтобы молодой человек с ним вместе поехал в Петербург и остановился в его доме», где к новоявленному богачу и графу все были «ласково расположены» и убеждены в его «высоких достоинствах». «Даже люди, прежде бывшими злыми и очевидно враждебными, делались с ним нежными и любящими».

Верящий в доброту и искренность человеческих отношений, Пьер попадает в ловко расставленные «сети» князя Василия, почти ежедневно встречаясь сего дочерью, поражаясь её восхитительной красотой, умением держать себя в свете». «Она была страшно близка ему. Она имела уже власть над ним. И между ним и ею не было уже никаких преград, кроме преград его собственной воли».

Л. Н. Толстой подчёркивает, что в семейной жизни главние - не красота жены, умение модно одеваться, выгодно подчёркивая формы своего тела, вести непринуждённый светский разговор, делать визиты и принимать гостей, а духовное единство двух людей, которым суждено прожить вместе всю жизнь. Поэтому Пьер, понимая, что должен сделать предложение Элен, долго размышляет над этим шагом; в нём происходит сложная душевная борьба: нравственное сознание вступает в противоречие с чувственным влечением. Он одновременно мечтает об Элен как о жене и подозревает, что «это нехорошо почему-то». «Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, - думал он. - Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещённое». «и опять он говорил себе... что что-то... противоестественное... нечестное было бы в этом браке». Ум подсказывает графу Безухову, что обманом завлекают к женитьбе, Что с Элен не будет счастлив, так как она эгоистична, бездуховна, занята только своей красотой.

Её мало беспокоят чувства. Поняв выгодность своего брака с графом Безуховым (богат, рассеян, непрактичен, не будет вмешиваться в её дела) она не противится желанию отца выйти замуж за Пьера и играет перед обществом роль влюблённой девушки, на лице которой «сдерживалась сияющая улыбка». А ловкий интриган князь Василий делает всё возможное, чтобы на именинах дочери подчеркнуть её близость с графом. И Пьер это чувствует. «Теперь я знаю, что не для неё одной, не для себя одного, но и для всех это должно неизбежно совершиться». «Он никак не мог решиться на... последний шаг» - объясниться в любви, потому что истинного, настоящего чувства у него к Элен не было.»Надо неизбежно перешагнуть, но не могу, я не могу», - думал Пьер». Потребовалось вмешательство князя Василия Курагина, чтобы Пьер сказал бесцветные слова «Я вас люблю!»

Не любя Пьера, Элен вскоре становится любовницей Долохова и неверной женой. Привыкший доверять всем, граф Безухов не верит в это. «Да, ежели бы это была правда; но я не верю, не имею права и не могу верить», - думает Пьер на обеде, где присутствовал и Долохов, цинично признавший свою связь с Элен. Он « с серьёзным выражением, но с улыбающимся в углах ртом, с бокалом обратился к Пьеру. - За здоровье красивых женщин, Петрушка, и их любовников, - сказал он».

Семейное счастье для Пьера рухнуло. Как человек большой совести, он прежде всего в измене Элен обвиняет себя, что женился на женщине, не любящей его, развратной, пресыщенной вниманием мужчин, равнодушной, не стремящейся стать матерью. «...он вспомнил ясность и грубость мыслей и вульгарность выражений, свойственных ей, несмотря на её воспитание в высшем аристократическом кругу».

Свою грубость и вульгарность Элен проявляет в ссоре с мужем, с презрительной улыбкой смотря на него. Она оскорбляет своим смехом Пьера, называя его «дураком», нагло отрицая свою связь с Долоховым, обвиняя мужа в глупости, неумении вести себя в обществе. У Элен всё заранее продумано и делается так, как положено по неписаным законам высшего «света», то есть можно совершать любую подлость, но так, чтобы об этом вслух не говорили. Расчётливо и спокойно она соглашается расстаться с Пьером, требуя от него «состояние». Наконец-то граф Безухов увидел свою жену в её истинном виде, «он физически страдал в эту минуту: грудь его стесняло, и он не мог дышать». Честная натура Пьера не может выдержать лжи и бесстыдства Элен, в его душе вскипает злоба и ненависть. «- Я тебя убью! - закричал он и, схватив со стола мраморную доску с неизвестною ему силой, сделал шаг к ней и замахнулся на неё».

Писатель особое внимание уделяет на «внутренний голос»своих героев, подсознательно ведущий их на верную дорогу жизни. Пьер не прислушался к своей совести, не смог подчинить своё поведение «сознанию», отдавшись чувственным влечениям и духовной слепоте, что и приводит его к драматическим переживаниям и трагическим последствиям. В результате он «выдал жене доверенность на управление всеми великорусскими имениями, что составляло бо"льшую половину его состояния», и вернулся в Петербург к одинокому образу жизни.

Светское общество, растленное и лицемерное, некогда принимавшее Пьера с распростёртыми объятиями, когда тот был незаконным сыном вельможи и «лучшим женихом Российской империи», отвергло « бестолкового ревнивца, подверженного таким же припадкам бешенства, как и его отец». Зато перед Элен были открыты двери всех петербургских гостиных, почтительно и радушно относились к ней знакомые. «Элен принимала достойное выражение, которое она... усвоила себе. Выражение это говорило, что она решилась, не жалуясь, переносить своё несчастие и что её муж есть крест, посланный ей от Бога» и вела распущенный образ жизни, заведя нового любовника - Бориса Друбецкого.

Запутавшись в своих исканиях, разочаровавшись в масонстве, Пьер решает примириться с женой, объясняя своё решение тем, что «не должен отказывать просящему и должен подать руку помощи всякому, тем более человеку, столь связанному со мной, и должен нести крест свой».

Несколько насмешливо повествует автор «Войны и мира» о дальнейшей судьбе Элен, ставшей законодательницей французского кружка, Наполеоновского союза,приобретя репутацию женщины, столь же умной, сколько и прекрасной». Ничего больше не связывало супругов Безуховых - только общий дом. Пьер, смирившийся с обманом, «усвоил себе в не интересовавшем его обществе жены тот тон равнодушия, небрежности и благосклонности ко всем», который ждали от него.

Для Л. Н. Толстого главное в человеке - простота, доброта и правда. Этого не было в Элен, погрязшей в распутстве и лицемерии. Когда русский народ встал на защиту Родины, жертвуя на её благо жизнью и мечтая «очистить свою землю от нашествия», графиня Безухова выбирала себе нового мужа. Безнравственная жизнь Элен порождает и её безнравственную смерть, которая очень поразила Пьера: «... такая смерть... без друзей, без утешения».

Главное для писателя в изображении человеческих судеб - это нравственные законы, по которым должна жить семья, муж, жена, дети. У Элен нет никаких моральных норм, единственный закон её жизни - произвол животных желаний и расчётливость; для неё брак - это лишь путь к обогащению; она постоянно изменяет мужу, который поражён грубостью её внутреннего мира. Элен бездушна. «Я не такая дура, чтобы иметь детей», - произносит она кощунственные слова. Такая женщина, по мнению Л. Н. Толстого, не имеет права иметь семью.

Пьер же, чистый душой и помыслами, пройдя путь тяжёлых испытаний и поняв, что счастье надо искать в любви и согласии, в конце романа находит покой и умиротворение в семье и детях, женившись на Наташе Ростовой.

Кирилл БОРУСЯК,
школа № 57
10-й класс, Москва
(учитель -
Сергей Владимирович Волков)

Две жены Пьера Безухова

В романе «Война и мир» Пьер Безухов, любимый герой автора, был женат дважды. Первой его женой стала светская красавица Элен, второй - Наташа Ростова. Что касается второй женитьбы Пьера, то здесь всё ясно: Лев Толстой соединяет двух своих любимых героев, для чего ему даже пришлось пожертвовать князем Андреем - первым женихом Наташи. В этом случае загадка появляется в самом конце романа, когда Наташа становится совершенно другим человеком, имеющим мало общего с той девушкой, в которую был влюблён Пьер Безухов: почему Пьер по-прежнему влюблён в Наташу и считает её прекрасной женой?

А вот первая женитьба - загадка с самого начала. Как мог Пьер, человек глубокий, мыслящий и тонко чувствующий, жениться на светской львице, для которой у автора не находится ни одного доброго слова? Зачем этот брак нужен Толстому, что этот сюжетный поворот вносит в роман «Война и мир»? Загадок здесь, как мы видим, немало, попробуем найти для них разгадки.

Вспомним обстоятельства женитьб Пьера. Когда Пьер стал богатым юношей и завидным женихом, хитрый князь Василий решил женить его на своей дочери Элен. Это оказалось несложным делом, так как Элен была необыкновенно красива, а Пьер - простодушен, наивен и неискушён. В качестве свахи князь Василий использовал подругу Анну Павловну Шерер. Анна Павловна показала Пьеру, что его свадьба с Элен всем уже кажется неизбежной и скорой, и он принял это как должное.

Итак, Пьер женат. Его жена Элен не была умна, у неё не было души. Были у неё только красота и способность показать себя в обществе умной и вообще идеальной женщиной. Все эти черты являются для Толстого отрицательными. Красивые герои нелюбимы автором: в Пьере, Наташе, Кутузове часто подчёркивается какая-то некрасивость, и при этом они любимы Толстым; Элен, Александр I, Наполеон, Долохов - наоборот. Способность показать себя в обществе тоже не вызывает у автора симпатии к герою: Толстой презирал всё искусственное, жизнь, по его мнению, должна быть естественна; яркий пример этому - вторая жена Пьера Наташа.

Пьеру уже перед свадьбой с Элен “чувствовалось, что свадьба - это нехорошо почему-то, но он знал, что это будет”. Зачем же автору нужна эта женитьба? Жизнь Пьера состоит из постоянных взлётов и падений, кризисов и ровных периодов. Если бы Пьер не женился, не поссорился и не вынужден был бежать от Элен в Петербург, он бы не стал масоном, то есть исчез бы значительный и важный период его жизни. Кроме того, тогда он не смог бы “вернуть к жизни” князя Андрея на пароме. Не буду перечислять дальнейшие последствия, уже видно, что первая женитьба - важный для романа сюжет.

Добавлю только, что первый брак не позволил Пьеру решить важную проблему его жизни: он так и не обрёл семью. Он ведь был внебрачным сыном, не имел нормальных отношений с родителями, то есть не имел семьи в детстве. Женившись на Элен, он снова остался одиноким. Вот уж кто не стал Пьеру другом, их жизни практически не пересекались.

Т еперь перейдём к женитьбе Пьера на Наташе Ростовой. Они были знакомы с детства и всегда испытывали друг к другу тёплые чувства. Пьер давно любил Наташу и чуть не признался ей в этом после того, как она хотела сбежать с Анатолем Курагиным (братом жены Пьера) и все её за это осудили. Пьер по доброте характера всегда старался оправдать поступки других людей. Тогда он не решился на признание, так как она была невестой его лучшего друга, князя Андрея, да и сам он формально был женат.

В обоих случаях признаться в любви и жениться ему помогли другие люди: в первом браке - князь Василий и Анна Павловна Шерер, во втором - княжна Марья. Однако в реальности дело обстояло по-разному. Князь Василий просто заставил Пьера это сделать, а княжну Марью попросил ему помочь сам Пьер.

Хотя между первой и второй женитьбами прошло немало времени, Пьер остался нерешительным человеком. Правда, его нерешительность в первом случае была связана с тем, что жениться ему не хотелось, он просто считал себя обязанным сделать это. Во втором случае, наоборот, он так сильно любил Наташу, что не мог представить, что ему отвечают взаимностью: Пьер даже считал, что “он человек, просто человек”, а Наташа - “совсем другое, высшее”. Для Пьера эта нерешительность, отсутствие веры в себя являлись характерными чертами.

В четвёртом томе романа Л.Н. Толстой так описывает чувства Пьера перед сватовством и женитьбой на Наташе: “В душе Пьера теперь не происходило ничего подобного тому, что происходило в ней в подобных же обстоятельствах его сватовства с Элен. Он не повторял, как тогда, с болезненным стыдом слов, сказанных им, не говорил себе: «Ах, зачем я не сказал этого, и зачем, зачем я сказал тогда “Я люблю вас”?» Теперь, напротив, каждое слово её, своё он повторял в своём воображении со всеми подробностями лица, улыбки и ничего не хотел ни убавить, ни прибавить, хотел только повторять. Сомнений в том, хорошо ли или дурно то, что он предпринял, - теперь не было и тени”.

Т рудно было найти таких противоположных жён, как Элен и Наташа. Одна - олицетворение всего искусственного, холодного, застывшего (“мраморная красота”). Лицо Элен - прекрасная маска, на которой не отражается ни единого чувства, если она вообще могла испытывать какие-то чувства. Улыбка Элен совершенно ничего не выражала, это была улыбка статуи. Напротив, Наташа - само воплощение жизни, изменчивости, непостоянства. Неслучайно мать находила, что в ней слишком много чего-то, что не позволит ей быть счастливой. Если Элен недостаёт жизни, то у Наташи именно жизни даже слишком много. Именно отсюда дикие поступки, которые она иногда совершала. Можно не сомневаться, что Элен вполне способна на дурные поступки, не зря она почти в открытую изменяла Пьеру, но ухитрялась соблюдать светские приличия, которые чужды самой натуре Наташи и Пьера.

Однако при всех отличиях есть и сходства Элен и Наташи. Они обе кажутся ниже Пьера по своим душевным и умственным качествам: обе не были столь умны и глубоки, как он.

Наташа совсем опустилась, став из красивой молодой женщины самкой (именно так её называет Толстой в эпилоге романа). Элен отвращает читателей своей пустотой, бездушием. Обе жены были по своим человеческим качествам ниже Пьера, человека удивительного, полного доброты, ума, благородства. С Элен всё ясно - женитьба на ней была огромной ошибкой Пьера, он это понял очень быстро. Что касается Наташи, здесь всё сложнее. Пьер женился на ней по любви и, по-видимому, был вполне счастлив в семейной жизни. У него появились дети, но мне кажется, что духовно ближе них Пьеру был Николенька Болконский. Мне кажется, что единственной женщиной, которая в романе по своим качествам равна Пьеру, была княжна Марья. Наверное, не случайно, что она, как и Пьер, вступила в брак с человеком, которого трудно сравнить с ней по своим душевным и умственным качествам. Возможно, такие неравные браки вообще свойственны людям выдающимся.

Спонсор публикации статьи – ведущий, тамада, шоумен Алексей Громов. Если вам необходим ведущий на свадьбу в Москве – приглашайте Алексея Громова, не ошибетесь! Индивидуальные сценарии проведения свадьбы, многолетний опыт работы тамадой, знание всех нюансов организации свадебного торжества, гибкий подход к клиентам. На сайте Алексея www.tamada-gromov.ru/proekt/101.html можно ознакомиться с его портфолио, отзывами молодоженов, посмотреть видео с его работой. Алексей с удовольствием сделает ваш праздник поистине незабываемым.

Один из главных героев эпопеи «Воина и мир» - Пьер Безухов. Характеристика персонажа произведения раскрывается через его поступки. А также через мысли, духовные искания главных героев. Образ Пьера Безухова позволил Толстому донести до читателя понимание смысла эпохи того времени, всей жизни человека.

Знакомство читателя с Пьером

Образ Пьера Безухова кратко описать и понять очень непросто. Читателю надо пройти с героем весь его

Знакомство с Пьером отнесено в романе к 1805 году. Он появляется на светском приеме у Анны Павловны Шерер, московской высокопоставленной дамы. К тому времени молодой человек ничего интересного для светской публики не представлял. Он был незаконнорожденным сыном одного из московских вельмож. Получил хорошее образование за границей, но вернувшись в Россию, не нашел себе применения. Праздный образ жизни, кутежи, безделье, сомнительные компании привели к тому, что Пьер был выслан из столицы. С этим жизненным багажом он и появляется в Москве. В свою очередь, высший свет тоже не привлекает молодого человека. Он не разделяет мелочность интересов, эгоизм, лицемерие его представителей. «Жизнь - это что-то более глубокое, значительное, но неведомое ему», - размышляет Пьер Безухов. «Война и мир» Льва Толстого помогают понять это читателю.

Московская жизнь

Перемена места жительства не повлияла на образ Пьера Безухова. От природы он очень мягкий человек, легко попадает под чужое влияние, сомнения в правильности поступков постоянно преследуют его. Незаметно для себя он оказывается в плену у праздной с ее соблазнами, пирами и разгулами.

После смерти графа Безухова Пьер становится наследником титула и всего состояния отца. Отношение общества к молодому человеку резко меняется. Именитый московский вельможа, в погоне за состоянием молодого графа выдает за него замуж свою дочь-красавицу Элен. Этот брак не предвещал счастливой семейной жизни. Очень скоро Пьер понимает коварство, лживость жены, ее распутство становится очевидным для него. Мысли о поруганной чести не дают ему покоя. В состоянии ярости он совершает поступок, который мог оказаться роковым. К счастью, дуэль с Долоховым закончилась ранением обидчика, а жизнь Пьера была вне опасности.

Путь исканий Пьера Безухова

После трагических событий молодой граф все больше задумывается о том, как он проводит дни своей жизни. Все вокруг запутано, отвратительно и бессмысленно. Он понимает, что все светские правила и нормы поведения ничтожны по сравнению с чем-то великим, таинственным, неведомым ему. Но Пьер не обладает достаточной силой духа и знаниями, чтобы открыть это великое, найти истинное предназначение человеческой жизни. Раздумья не оставляли молодого человека, делая его жизнь невыносимой. Краткая характеристика Пьера Безухова дает право говорить о том, что это был глубокий, думающий человек.

Увлечение масонством

Расставшись с Элен и подарив ей большую долю состояния, Пьер решает вернуться в столицу. На пути из Москвы в Санкт-Петербург, во время короткой остановки, он встречает человека, который рассказывает о существовании братства масонов. Только они знают истинный путь, им подвластны законы бытия. Для истерзанной души и сознания Пьера эта встреча, как он считал, была спасением.

Приехав в столицу, он, не задумываясь, принимает обряд и становится членом масонской ложи. Правила другого мира, его символика, взгляды на жизнь увлекают Пьера. Он безоговорочно верит всему, что слышит на собраниях, хотя многое из его новой жизни ему кажется мрачным и непонятным. Путь исканий Пьера Безухова продолжается. Душа по-прежнему мечется и не находит покоя.

Как облегчить жизнь народа

Новые переживания и поиски смысла бытия приводят Пьера Безухова к пониманию того, что жизнь отдельного человека не может быть счастливой, тогда, когда вокруг много обездоленных, лишенных какого-либо права людей.

Он решает предпринять действия, направленные на улучшение жизни крестьян в своих имениях. Многие не понимают Пьера. Даже среди крестьян, ради которых все это затевалось, есть непонимание, неприятие нового уклада жизни. Это обескураживает Безухова, он подавлен, разочарован.

Разочарование было окончательным, когда Пьер Безухов (характеристика которого описывает его как человека мягкого, доверчивого) понял, что он жестоко обманут управляющим, средства и усилия пущены по ветру.

Наполеон

Тревожные события, происходящие во Франции, в то время занимали умы всего высшего общества. будоражил сознание молодежи и стариков. Для многих молодых людей образ великого императора стал идеалом. Пьер Безухов восхищался его успехами, победами, он боготворил личность Наполеона. Не понимал людей, которые решались оказать сопротивление талантливому полководцу, великой революции. Был момент в жизни Пьера, когда он готов был присягнуть Наполеону и встать на защиту завоеваний революции. Но этому не суждено было случиться. Подвиги, достижения во славу Французской революции остались лишь мечтами.

А события 1812 года разрушат все идеалы. Обожание личности Наполеона сменится в душе Пьера презрением и ненавистью. Появится непреодолимое желание убить тирана, отомстив за все беды, которые он принес на родную землю. Идеей расправы с Наполеоном Пьер был просто одержим, он считал, что это предначертание, миссия его жизни.

Бородинское сражение

Отечественная война 1812 года сломала сложившийся устой, став настоящим испытанием для страны и ее граждан. Это трагическое событие напрямую коснулось и Пьера. Бесцельная жизнь в богатстве, удобстве была без раздумий оставлена графом ради служения отечеству.

Именно на войне Пьер Безухов, характеристика которого до сих пор не была лестной, начинает по-другому смотреть на жизнь, понимать то, что было неведомо. Сближение с солдатами, представителями простого народа, помогает переоценить жизнь.

Особую роль в этом сыграло великое Бородинское сражение. Пьер Безухов, находясь в одном строю с солдатами, увидел их настоящий патриотизм без фальши и наигранности, готовность без раздумий ради отчизны отдать жизнь.

Разрушения, кровь, и связанные с этим переживания дают начало к духовному перерождению героя. Вдруг, неожиданно для себя, Пьер начинает находить ответы на вопросы, мучившие его так много лет. Все становится предельно ясно и просто. Он начинает жить не формально, а всем сердцем, испытывая, незнакомое ему чувство, объяснение которому в этот момент дать еще не может.

Плен

Дальнейшие события разворачиваются так, что испытания, выпавшие на долю Пьера, должны закалить, окончательно сформировать его взгляды.

Оказавшись в плену, он переживает процедуру допроса, после которой остается жив, но на его глазах совершается казнь нескольких русских солдат, вместе с ним попавших к французам. Зрелище казни не оставляет воображение Пьера, доводя его до грани сумасшествия.

И только встреча и разговоры с Платоном Каратаевым снова пробуждают в его душе гармоничное начало. Находясь в тесном бараке, испытывая физическую боль и страдания, герой начинает ощущать себя по-настоящему Жизненный путь Пьера Безухова помогает понять, что быть на земле - это огромное счастье.

Однако герою еще не раз придется пересматривать свое отношение к жизни и искать свое место в ней.

Судьба распоряжается так, что Платон Каратаев, подаривший Пьеру понимание жизни, был убит французами, так как заболел и не мог передвигаться. Смерть Каратаева приносит герою новые страдания. Сам Пьер был освобожден из плена партизанами.

Родные

Освободившись из плена, Пьер одно за другим получает известия от родных, о которых долгое время он ничего не знал. Ему становится известно о смерти своей жены Элен. Лучший друг, Андрей Болконский, тяжело ранен.

Смерть Каратаева, тревожные известия от родных снова будоражат душу героя. Он начинает думать, что все произошедшие несчастья случились по его вине. Он является причиной смерти родных ему людей.

И вдруг Пьер ловит себя на мысли о том, что в трудные минуты душевных переживаний неожиданно приходит образ Наташи Ростовой. Она вселяет в него спокойствие, придает силу и уверенность.

Наташа Ростова

При последующих встречах с ней он понимает, что у него зародилось чувство к этой искренней, умной, богатой духовно женщине. У Наташи вспыхивает ответное чувство к Пьеру. В 1813 году они поженились.

Ростова способна на искреннюю любовь, она готова жить интересами мужа, понимать, чувствовать его - в этом главное достоинство женщины. Толстой показал семью как способ сохранения человека. Семья - маленькая модель мира. От здоровья этой ячейки зависит состояние всего общества.

Жизнь продолжается

Герой обрел понимание жизни, счастье, гармонию внутри себя. Но путь к этому был очень непрост. Работа внутреннего развития души всю жизнь сопровождала героя, и она дала свои результаты.

Но жизнь не останавливается, и Пьер Безухов, характеристика которого, как человека ищущего, дана здесь, снова готов к движению вперед. В 1820 году он сообщает жене о том, что намерен стать членом тайного общества.

Жизненный путь Пьера Безухова в романе "Война и мир": духовный путь исканий, история жизни, этапы биографии

Путь исканий Пьера Безухова - это сложный, извилистый путь. В своей жизни Пьер проходит через множество испытаний: смерть близких людей, война, плен и т.д.

Происхождение Пьера Безухова

В начале романа Пьеру Безухову 20 лет (в 1805 году): "...за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста..."

Пьер - незаконнорожденный сын богатого графа Кирилла Безухова: "...Ведь у него только незаконные дети. Кажется… и Пьер незаконный..."

Пьер почти не знает своего отца. Пьер живет 10 лет без отца за границей. Там он получает заграничное образование. За границей Пьера воспитывает гувернер: "...отца, которого он почти не знал..." "...Вот все воспитание заграничное куда довело...." "...Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером‑аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста..."

Возвращение Пьера в Россию

20-летний Пьер возвращается из-за границы в Россию (том 1 часть 1): "...Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером-аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста..."

Вернувшись в Россию, Пьер ведет распутный образ жизни: "... перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь. Так это не идет тебе: все эти кутежи, и гусарство, и все…" "...Пьер жил у князя Василия Курагина и участвовал в разгульной жизни его сына Анатоля..."

Пьер Безухов ничем не занимается. Он не знает, кем хочет быть. Его путь исканий только начинается: "...Я только никак не знаю, что мне начать..." "...Пьер так и не успел выбрать себе карьеры в Петербурге..."

Пьер Безухов - лучший друг Андрея Болконского . Они дружат с детства: "...сказал князь Андрей. - Я знаю его с детства..."

Наследство и женитьба на Элен Курагиной

После смерти отца Пьер получает огромное наследство (том 1 часть 1): "...Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безуховым..."

С помощью князя Василия Пьер получает место в дипломатическом корпусе и чин камер-юнкера (том 1 часть 3): "...ты зачислен в дипломатический корпус и сделан камер-юнкером. Теперь дипломатическая дорога тебе открыта..." (чин камер-юнкера относился к высокому, V классу в "Табели о рангах" в то время)

Хитрый князь Василий сводит Пьера со своей дочерью Элен Курагиной. Князь Василий почти вынуждает Пьера жениться на Элен (том 1 часть 3): "...он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены и миллионов в большом петербургском, заново отделанном доме графов Безуховых..."

Разрыв отношений с Элен

В обществе ходят слухи, что его жена Элен изменяет ему с Долоховым (том 2 часть 1): "...в нынешнее утро полученное им анонимное письмо, в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него..."

На одном из вечеров Долохов оскорбляет Пьера. Пьер вызывает Долохова на дуэль. На дуэли Пьер ранит Долохова, а сам остается невредим: "...Вы… вы… негодяй!.. я вас вызываю, - проговорил он и, двинув стул, встал из‑за стола..." "...А я стрелял в Долохова за то, что я счел себя оскорбленным..."

После дуэли Пьер разрывает отношения со своей развратной женой Элен. Пьер уезжает от Элен в Петербург: "...вся разгадка была в том страшном слове, что она развратная женщина: сказал себе это страшное слово, и все стало ясно!.." "...Он ненавидел ее и навсегда был разорван с нею..."

Пьер и масонство

Пьер несчастлив из-за своего неудачного брака. Он не верит в Бога и разочарован в жизни: "...Я должен вам сказать, я не верю, не… верю в Бога, - с сожалением и усилием сказал Пьер, чувствуя необходимость высказать всю правду..." "...Да, да, я несчастен, - подтвердил Пьер, - но что ж мне делать?.."

По пути в Петербург Пьер знакомится с масоном Баздеевым. Он вдохновляет Пьера стать масоном: "...Проезжающий был Осип Алексеевич Баздеев <...> Баздеев был одним из известнейших масонов..."

Пьер надеется обрести счастье в масонстве. В Петербурге Пьер вступает в масонскую ложу (том 2 часть 2 глава IV): "...Пьер <...> с восторгом обновления представляя себе свое блаженное, безупречное и добродетельное будущее, которое казалось ему так легко..." "...На другой день после приема в ложу Пьер сидел дома..."

После вступления в ложу Пьер занимается делами в своих имениях (том 2 часть 2 глава X): "...Вскоре после своего приема в братство масонов Пьер с полным написанным им для себя руководством о том, что он должен был делать в своих имениях, уехал в Киевскую губернию, где находилась большая часть его крестьян..."

Однако Пьер лишь делает вид, что занимается своими имениями. На деле Пьер не улучшает жизнь крестьян: "...Все те предприятия по именьям, которые затеял у себя Пьер и не довел ни до какого результата, беспрестанно переходя от одного дела к другому..."

Вернувшись из деревень, Пьер становится главой петербургского масонства: "...Года два тому назад, в 1808 году, вернувшись в Петербург из своей поездки по имениям, Пьер невольно стал во главе петербургского масонства..."

Пьер едет за границу по делам масонства и возвращается в Петербург: "...И потому в конце года Пьер поехал за границу для посвящения себя в высшие тайны ордена. Летом еще в 1809 году Пьер вернулся в Петербург..."

Пьер снова с Элен

Вскоре Пьер снова начинает жить с женой Элен. Элен блистает на балах и нравится мужчинам (том 2 часть 3 глава VIII): "...Я опять живу с женою..."

Пьер воспринимает Элен как крест, который он должен нести. Жизнь с Элен делает Пьера несчастным, но он решает нести этот крест. Страдания заставляют Пьера развиваться внутренне: "...В душе же Пьера происходила за все это время сложная и трудная работа внутреннего развития, открывшая ему многое и приведшая его ко многим духовным сомнениям и радостям..."

Пьер поступает на службу - по совету своего благодетеля-масона: "...Встал в восемь часов, читал Св. Писание, потом пошел к должности (Пьер по совету благодетеля поступил на службу в один из комитетов).."

Судя по всему, Элен Безухова изменяет Пьеру с принцем. За это Пьер получает чин камергера. Пьеру стыдно за это повышение, но он смиряется: "...о времени сближения принца с его женою Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе..." (чин камергера - IV класс в Табели о рангах)

Смерть благодетеля и разгульная жизнь

Наставник Пьера по масонской ложе, Иосиф Алексеевич, умирает. В это же время Наташа Ростова обручается с Андреем Болконским. Пьер перестает видеться с Наташей, которая ему дорога. Все эти потери потрясают Пьера. Его жизнь теряет смысл: "...после помолвки князя Андрея с Наташей и после смерти Иосифа Алексеевича, о которой он получил известие почти в то же время, вся прелесть этой прежней жизни вдруг пропала для него..."

После смерти благодетеля Пьер "опускается": он много пьет и ведет разгульную жизнь. Затем он уезжает в Москву: "...Он перестал писать свой дневник, избегал общества братьев, стал опять ездить в клуб, стал опять много пить, опять сблизился с холостыми компаниями <...> чтобы не компрометировать свою жену, уехал в Москву..." "...Пьер был тем отставным, добродушно доживающим свой век в Москве камергером, каких были сотни..."

Отечественная война 1812 года

Пьер живет в Москве. В 1812 году начинается война с Наполеоном. Пьер едет на фронт, чтобы участвовать в сражении (том 2 часть 5): "...Пьер объяснил свое намерение участвовать в сражении и осмотреть позицию..." Пьер попадает в плен к французам (том 3 часть 3 глава XXXIV): "...Прошло четыре недели с тех пор, как Пьер был в плену..."

Пока Пьер находится в плену, его жена Элен неожиданно умирает: "...Графиня Елена Безухова скоропостижно умерла..."

Жизнь во французском плену меняет взгляды и ценности Пьера. Он становится зрелым, уверенным в себе, мудрым человеком: "...Он сделался какой‑то чистый, гладкий, свежий; точно из бани, ты понимаешь? - морально из бани. Правда?.."

Женитьба на Наташе Ростовой

После смерти Андрея Болконского Пьер сближается с Наташей Ростовой. Вскоре они женятся (1-ая часть эпилога): "...Свадьба Наташи, вышедшей в 13‑м году за Безухова..."

В браке у Наташи и Пьера рождаются три дочери и один сын: "...у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын..."

Пьер и тайное общество

В 1820 году Пьер является членом тайного общества, которое готовит государственный переворот. Судя по всему, "тайное общество" - это намек на декабристов (восстание декабристов происходит через 5 лет, в 1825 году): "...Ты говоришь, что у нас все скверно и что будет переворот..." "...Общество может быть не тайное, ежели правительство его допустит. Оно не только не враждебное правительству, но это общество настоящих консерваторов <...> мы только для этого беремся рука с рукой, с одной целью общего блага и общей безопасности..."

Так выглядит история жизни, жизненный путь Пьера Безухова в романе "Война и мир", основные этапы его биографии в цитатах, духовный путь исканий.

Граф Пьер Безухов

Совершаемые ошибки

Состояние героя

Дружба с Анатолем Курагиным и Долоховым

Добродушный, доверчивый, наивный и горячий, Пьер позво-ляет втянуть себя в приключения, которые не столь безобид-ны, как могут показаться на первый взгляд.

Женитьба на Элен

Оказывается бессилен противостоять коварству и лживости князя Василия, который женит его на своей дочери по рас-чету. Осознав совершенную ошибку, во всем случившемся Пьер винит только себя.

Дуэль с Долоховым

Переломное событие в жизни Пьера. Заставила Пьера заду-маться и понять, что он живет по чужим правилам, вынужден обманывать самого себя. После дуэли Пьер стремится повер-нуть свою жизнь в иное нравственное русло.

Масонство

Не сразу Пьер понял, что в масонстве присутствует то же лицемерие, карьеризм, увлечение внешними атрибутами обрядов, что и в светских салонах.

Пьер перечеркивает свое прошлое, но он еще не знает, каким будет его будущее. Пери-од отрицания прошлого, тоски и недоумения перед противоречиями жизни.

«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что такое я...» - вот вопросы, перед которыми вновь оказывается герой.

Поиски идеала, стремление разобраться в себе и определить цель жизни

Что происходит с Пьером, как он меняется

Масонство

Дает возможность обрести на некоторое время согласие с миром и собой, а навсегда - знание важности вечных вопросов бытия. В масонстве Пьера привлекает идея необ-ходимости нравственного «очищения» мира и человека, по-требность человека в личном совершенствовании. К Пьеру приходит вера в Бога как в существо «вечное и бесконечное во всех своих свойствах, всемогущее и непостижимое».

Участие в Бородинском сражении

Пробуждает в герое желание участвовать в жизни, быть по-лезным обществу и стране. В герое рождается чувство род-ственной связи с каждым, кто носит в себе «скрытую теплоту патриотизма». Ощущение счастья от единства с людьми в общей беде, в ожидании времени изгнания врага. Пьер решает для себя в этот момент, что самое главное сейчас «солдатом быть, просто солдатом! Войти в общую жизнь всем существом».

Идея убить Наполеона

Это смелое, хотя и немного нелепое решение стать убий-цей Наполеона приходит к Пьеру под влиянием тех новых чувств, которые он испытал на Бородинском поле.

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...