Жизнь композитора эдварда грига. Биография эдварда грига. Осло: лучшие годы творчества


Настоящую мировую известность ему принесло музыкальное произведение к постановке «Пер Гюнта», написанное по просьбе Генрика Ибсена. Композиция Эдварда Грига «В пещере горного короля» стала одной из узнаваемых классических мелодий.

Происхождение

Эдвард Григ появился на свет в городе Бергене на берегу Северного моря в обеспеченной и культурной семье. Его прадед по линии отца, шотландский купец Александр Григ, перебрался в Берген в 1770-х. Некоторое время он исполнял обязанности вице-консула Великобритании в Норвегии. Дед выдающегося композитора унаследовал эту должность. Джон Григ играл в местном оркестре. Он взял в жены дочь главного дирижера Н. Хаслунна.

Александр Григ, отец Эдварда Грига, исполнял обязанности вице-консула в третьем поколении. Мама выдающегося композитора, Гесина, в девичестве Хагеруп, обучалась вокалу и игре на фортепиано у Альберта Метфесселя - придворного певца в Рудольштадте, выступала в Лондоне, а в Бергене постоянно музицировала, любила исполнять произведения Шопена, Моцарта и Вебера.

Детство композитора

В состоятельных семьях было принято с детства обучать детей дома. Эдвард Григ, его брат и трое сестер знакомились с удивительным миром музыки под чутким руководством матери. Он впервые сел за фортепиано всего в четыре года. Уже тогда Эдварда стала занимать красота созвучий и мелодий. В сборнике «Избранных статей и писем» содержится трогательная короткая запись Грига о его первом успехе в музыке.

Свое первое произведение Эдвард Григ написал в двенадцать лет. Спустя три года после окончания школы известный скрипач, «норвежский Паганини» Уле Булл, посоветовал молодому человеку продолжить заниматься музыкой. У мальчика действительно обнаруживался необычайный талант. Так Эдвард Григ поступил в консерваторию в Лейпциге - городе, где творили Роберт Шуман и Иоганн Себастьян Бах.

Учеба в консерватории

В 1858 году Григ поступил в знаменитую консерваторию, основанную Мендельсоном. Заведение заслужило хорошую репутацию. Но Эдвард Григ оказался недоволен своим первым учителем Луи Плайди. Григ посчитал учителя малоспособным исполнителем и прямолинейным педантом, они разительно разошлись во вкусах и интересах.

По собственной просьбе Эдвард Григ был переведен под руководство Эрнста Фердинанда Венцеля. Немецкий композитор изучал философию в Лейпциге, затем занимался фортепиано с Фридрихом Виком, сблизился с Робертом Шуманом и Иоганнесом Брамсом. Преподавать в консерваторию пришел по личному приглашению Феликса Мендельсона. На этом посту он остался до конца жизни.

Эдвард Григ в годы обучения активно приобщался к творчеству современных композиторов. Он часто посещал концертный зал «Гевандхауз». Это домашняя площадка одноименного оркестра. В этом концертном зале, обладавшем уникальной акустикой, в свое время состоялись премьеры известнейших произведений Шуберта, Вагнера, Брамса, Бетховена, Мендельсона, Шумана и других.

С юности композитора Шуман остался его любимым музыкантом. Ранние произведения Эдварда Грига (особенно соната для фортепиано) сохранили характерные черты творчества Шумана. В ранних произведениях Грига отчетливо ощущается влияние Мендельсона и Шуберта.

В 1862 году композитор Эдвард Григ окончил Лейпцигскую консерваторию с отличными отметками. Профессора говорили, что он проявил себя, как значительный музыкальный талант. Особенных успехов молодой человек добился в области композиции. Также его называли незаурядным пианистом с удивительной манерой исполнения.

Свой первый концерт Эдвард Григ дал в шведском Карлсхамне. Оживленный портовый городок радушно принял молодого композитора. Свои юные годы, детство и обучение в консерватории композитор добродушно описал в очерке «Мой первый успех».

Годы спустя Григ вспоминал время учебы без удовольствия. Учителя были оторваны от реальной жизни и консервативны, использовали схоластические методы. Однако о Морице Гауптмане, учителе композиции, Григ говорил, что он был полной противоположностью схоластике.

Начало карьеры

После окончания консерватории Эдвард Григ предпочел работать в родном Бергене. Но его пребывание в родном городе не затянулось надолго. Талант не мог в полной мере совершенствоваться в условиях творческой среды Бергена. Тогда Григ спешно уехал в город Копенгаген, бывший в те годы центром культурной жизни всей Скандинавии.

В 1863 году Эдвард Григ написал «Поэтические картинки». Произведение из шести пьес для фортепиано - это первая музыка композитора, в которой проявились национальные черты. В основе третьей пьесы лежит ритмическая фигура, которая часто встречается в народной музыке Норвегии. Эта фигура станет характерной для творчества Грига.

В Копенгагене композитор сблизился с группой единомышленников, которые были вдохновлены идеей формирования нового искусства. Национальные мотивы в европейском искусстве в те годы занимали все больше места. Активно создавались национальные литературы, теперь тенденции пришли в музыку и изобразительное искусство.

Одним из единомышленников Эдварда Грига был Рикард Нурдрок. Норвежец ясно осознавал свою цель как борца за национальную музыку. Эстетические взгляды Грига значительно окрепли и окончательно оформились именно в общении с Нурдроком. В союзе еще с несколькими творческими людьми они основали общество «Эвтерпа». Цель состояла в знакомстве публики с произведениями национальных композиторов.

На протяжении двух лет Эдвард Григ выступал в качестве пианиста, дирижера и автора, написал «Шесть поэм» на стихи Шамиссо, Гейне и Уланда, Первую симфонию, несколько романсов на слова Андреаса Мунка, Ханса Кристиана Андресена, Расмуса Винтера. В те же годы композитором была написана единственная фортепианная соната, Первая скрипичная соната, «Юморески» для фортепиано.

Все больше места в этих произведениях занимали норвежские мотивы. Григ писал, что внезапно осознал всю глубину и мощь тех перспектив, о которых ранее и не имел понятия. Он понял величие норвежского фольклора и собственное призвание.

Вступление в брак

В Копенгагене Эдвард Григ встретил Нину Хагеруп. Эта девушка - его двоюродная сестра, с которой они вместе росли в Бергене. Нина переехала в Копенгаген вместе с семьей в возрасте восьми лет. За это время она повзрослела, стала певицей с удивительным голосом, который начинающему композитору очень понравился. На Рождество (1864) Эдвард Григ сделал девушке предложение, а летом 1867-го они поженились.

В 1869 году у супругов родилась дочь Александра, которая в малолетнем возрасте заболела менингитом и умерла. Это трагическое событие поставило крест на дальнейшей счастливой жизни семьи. После смерти первенца Нина замкнулась в себе и впала в тяжелую депрессию. Супруги продолжали совместную творческую деятельность и ездили на гастроли вместе.

Расцвет деятельности

Из-за нетрадиционного брака вся родня отвернулась от Грига. Молодожены сразу же после свадьбы переехали в Осло, а ближе к осени того же года композитор организовал концерт. В нем прозвучали первая соната для фортепиано и скрипки, произведения Хальфдана Кьерульфа, Нурдрока. После этого Эдварда Грига пригласили на пост дирижера Кристианийского сообщества.

Именно в Осло наступил расцвет творческой деятельности Грига. Была показана публике первая тетрадь «Лирических пьес», а на следующий год вышло несколько романсов и песен Кристофера Янсона, Йоргена Му в сборниках, Андерсена и других скандинавских поэтов. Вторую сонату Грига критики оценили как намного более богатую и разнообразную, чем Первая.

Вскоре Эдвард Григ стал опираться на сборник норвежского фольклора, составленный Людвигом Матиасом Линдеманом. В результате появился цикл двадцати пяти песен и танцев для фортепиано. Сборник состоял из различных лирических, крестьянских, трудовых и шуточных песен.

В 1871 году Григ (вместе с Юханом Свенсеном) основал общество «Музыкальная ассоциация Кристиании». Сегодня это «Филармоническое общество Осло». Они старались привить публике любовь не только к классике, но и к произведениям современников, имена которых еще не были на слуху в Норвегии (Лист, Вагнер, Шуман), а также к музыке отечественных авторов.

В желании отстоять свои взгляды композиторам пришлось столкнуться с трудностями. Космополитически настроенная крупная буржуазия не оценили такое просвещение, но в среде передовой интеллигенции и сторонников национальной культуры Григ нашел отклик и поддержку. Тогда завязалась дружба с Бьернстьерне Бьернсоном — писателем и общественным деятелем, который оказал большое влияние на творческие взгляды музыканта.

После начала их сотрудничества было опубликовано несколько произведений в соавторстве, а также пьеса «Сигурд Крестоносец» во славу короля двенадцатого века. В начале 1870-х Бьернсон и Григ задумались об опере, но творческие планы не осуществились, потому что в Норвегии отсутствовали собственные оперные традиции. Попытка создания произведения окончилась только музыкой к отдельным сценам. Российский композитор закончил наброски коллег и написал детскую оперу «Асгард».

В конце 1868 года Ференц Лист, который жил в Риме, ознакомился с его Первой скрипичной сонатой. Композитор был поражен тем, насколько музыка свежая. Он прислал восторженное письма автору. Это сыграло значительную роль в творческой биографии и вообще в жизни Эдварда Грига. Моральная поддержка композитора укрепила идейно-художественные позиции творческого общества.

Личная встреча с композитором состоялась в 1870 году. Великодушный и благородный друг всего талантливого в современной музыке тепло поддерживал всех, кто выявлял в его творчестве национальное начало. Лист открыто восхитился недавно законченным фортепианным концертом Грига. Рассказывая родным об этой встрече, Эдвард Григ упомянул, что эти слова коллеги имеют для него большое значение.

Правительство Норвегии назначило Григу пожизненную государственную стипендию в 1872 году. Тогда же он получил предложение от В результате сотрудничества европейского драматурга, основателя европейской «новой драмы» и композитора появилась музыка к произведению «Пер Гюнт». Эдвард Григ был почитателем множества произведений Ибсена, а эта музыка стала одной из самых известных увертюр из всего наследия композитора.

Премьера увертюры состоялась в 1876 году в Осло. Представление сопровождалось головокружительным успехом. Музыка Грига становилась все известнее и известнее в Европе, а в Норвегии его творчество приобрело огромную популярность. Произведения композитора печатались в авторитетных издательствах, количество концертных поездок значительно увеличилось. Признание и материальная независимость позволили Григу вернуться в Берген.

Крупные произведения

С конца семидесятых Эдвард Григ был увлечен созданием крупных произведений. Он задумал фортепианный квинтет и фортепианное трио, но закончил только струнный квинтет на тему одной из ранних песен. В Бергене им были созданы «Танцы» для фортепиано в четыре руки. Редакция этого сочинения для оркестра стала особенно популярной.

Песни, выпущенные в то время, стали гимнами родной природе. Поэзия народной музыки отразилась в лучших произведениях Эдварда Грига тех лет, а в письмах встречаются подробные и удивительно проникновенные описания природы. Со временем он стал систематически ездить в Европу с концертами. Свои талантливейшие произведения Григ представлял в Швеции, Англии, Германии, Франции, Голландии. Концертную деятельность он не отставлял до конца своих дней.

Последние годы и смерть

Сразу после переезда в Берген у композитора обострился плеврит, который он получил еще в консерватории. Возникло опасение, что болезнь может перейти в туберкулез. Негативно сказывалось на здоровье Грига и то, что жена отдалялась от него. В 1882 году она ушла, три месяца композитор жил один, но потом помирился с Ниной.

С 1885 года местом жительства супругов стал Тролльхауген - вилла, которая была построена по заказу Эдварда Грига недалеко от Бергена. Он жил в деревенской глуши, общался с крестьянами, лесорубами и рыбаками.

Несмотря на тяжелую болезнь, творческую деятельность Эдвард Григ продолжал до конца жизни. Четвертого сентября 1907 года он скончался. Смерть композитора в Норвегии стала днем национального траура. Его прах похоронили в скале возле виллы Тролльхауген. Позже в доме был основан музей.

Характеристика творчества

Музыка Эдварда Грига впитала в себя национальные черты норвежского фольклора, который формировался в течение столетий. Огромную роль играло в его музыке воспроизведение образов родной природы, персонажей сказаний Норвегии. Например, композиция «В пещере горного короля» Эдварда Грига является одним из самых узнаваемых его произведений. Это удивительное творение.

Премьера композиции состоялась в 1876 году в Осло (это часть сюиты Эдварда Грига). Пещера короля ассоциируется с гномами, таинственной атмосферой, в целом произведение звучит при вступлении горного короля и его троллей в пещеру. Это одна из самых узнаваемых (наряду с «Полетом шмеля» Римского-Корсакова и «Фортуной» Карла Орфа) классических тем, которая пережила десятки обработок.

Композиция «В пещере...» Эдварда Грига начинается с основной темы, которая написала для контрабаса, виолончели и фагота. Мелодия постепенно повышается в квинту, а затем снова возвращается в нижнюю тональность. «Горный король» Эдварда Грига с каждым повторением ускоряется, а в конце срывается на очень быстрый темп.

Фольклорные персонажи до этого представлялись уродливыми и злобными, а крестьяне - грубыми и жестокими. В Дании и Норвегии пьесу Ибсена восприняли негативно, а Андерсен даже назвал произведение бессмысленным. Благодаря музыке Эдварда Грига и Сольвейг (как образу) началось переосмысление пьесы. Позже пьеса «Пер Гюнт» приобрела мировую известность.

Очень мелодично в своих произведениях представлял композитор природу. Он наблюдал за девственно чистыми лесами, сменой частей дня, жизнью животных. Мелодия «Утро» Эдварда Грига стала использоваться для иллюстрации отдельных сцен в мультфильмах студии Warner Bros.

Наследие Грига

Творчество Эдварда Грига сегодня особенно активно почитается в его родной Норвегии. Его произведения активно исполняет один из самых известных норвежских музыкантов - Лейф Ове Андснес. Пьесы композитора используются в культурных и художественных мероприятиях. Вилла, где композитор прожил часть своей жизни, стала музеем. Рядом с усадьбой стоит статуя Грига и его рабочая избушка.

Эдвард Григ родился в городе Берген в 1843 году в состоятельной семье. Предки Грига переехали в Норвегию еще в 1770 году и с тех пор все старшие мужчины в семье исполняли обязанности британских вице-консулов. Дед и отец композитора, а также мать были отличными музыкантами; самого Грига впервые посадили за инструмент в 4 года. В 12 лет будущий «гений норвежского романса» написал свое первое произведение, а после завершения учебы в школе поступил в Лейпцигскую консерваторию, основанную самим Мендельсоном. Там он учился с 1858 по 1862 год.

В Лейпциге, где в это время жил Р. Шумен, а ранее провел свои последние годы И. Бах , Григ познакомился с творчеством таких гениальных композиторов, как Шуберт , Шопен , Бетховен , Вагнер , но все-таки более всех он выделял Р. Шумана. В его ранних произведениях чувствуется влияние этого композитора.

Начало творческого пути

В 1863 году Григ вернулся в родной город, но развивать успех и талант в маленьком Бергене было сложно, и он уехал жить и работать в Копенгаген. Именно там Григ начал задумываться о возрождении национальной скандинавской культуры. В 1864 году совместно с единомышленниками он основал общество «Эвтерпа», основной целью членов которого было знакомство норвежцев с произведениями скандинавских композиторов.

В это время музыкант активно работал и выпустил множество различных музыкальных произведений, в том числе и на сюжеты сказок Г. Х. Андерсена , Ан. Мунка и других.

Женитьба

Григ был женат (с 1867 года) на своей двоюродной сестре по матери Нине Хагеруп, которая сама была известной певицей, обладавшей классическим и очень мелодичным сопрано.

Работа в Осло

В 1866 году из-за семейных проблем (родные не приняли брак молодых людей; такой семейный союз не считался в Норвегии традиционным) Григ вместе с невестой переезжает в Осло (тогда Кристиания). В то время композитор много и плодотворно работал, создавая свои лучшие шедевры.

В 1868 году произведения для скрипки молодого автора услышал Ференц Лист. Они ему чрезвычайно понравились, о чем он и написал в письме к Григу. Письмо Листа очень сильно повлияло на композитора, он понял, что двигается в правильном направлении и нужно продолжать музыкальные эксперименты.

В 1871 году он основал в Осло Филармоническое общество, которое существует до сих пор. В зале Общества можно было услышать музыку Листа, Шуберта, Шопена, Моцарта , Вагнера, Бетховена, Шумана. Многие произведения норвежский зритель услышал впервые именно там.

Полоса признания

В 1874 году композитор получил от властей Осло пожизненную стипендию, а в 1876 году он получил мировое признание.

После нескольких музыкальных сезонов Григ смог позволить себе оставить столичную жизнь и вернуться в Берген.

Последние годы жизни

В 1883 году Григу диагностировали туберкулез, сказался сырой и холодный климат Бергена. В этом же году от композитора ушла жена (отношения между ними усложнились после смерти от менингита их единственной дочери). Григ какое-то время жил один, но потом нашел в себе силы помириться с супругой и переехать жить на виллу Тролльхауген, построенную по его заказу и проекту.

В 1898 году им был организован фестиваль норвежской музыки в Бергене, который проводится и по сей день.

Умер композитор в 1907 году в своем родном Бергене от туберкулеза. Смерть была неожиданной, по всей Норвегии был объявлен траур. Похоронили Грига на берегу фьёрда, недалеко от его виллы, на лоне любимой им норвежской природы.

Другие варианты биографии

  • Если судить по краткой биографии Эдварда Грига, то он был и академиком Швейцарской королевской академии, и академиком Французской академии изящных искусств, и почетным профессором нескольких университетов, в том числе Кембриджского.
  • Григ очень любил рыбалку и частенько выезжал на природу, чтобы порыбачить с друзьями. В числе его друзей, любителей рыбалки, был и знаменитый дирежер Франц Байер.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Эдвард Григ родился в 1843 году в Западной Норвегии. Он был четвертым из 5-ти детей. Отец был состоятельным торговым агентом и британским консулом в Норвегии. Мать мальчика была пианисткой и поэтессой и считалась одной в городе из лучших среди учителей игры на фортепьяно. Она устраивала в доме еженедельные Musizierkreise, при которых представлялись наряду с инструментальными произведениями также части из опер. Сам композитор, уже будучи взрослым оценит решающее значение впечатлений детства в оживленном торговом и культурном центре страны для своего музыкального вдохновения.

С шестого года жизни он получал от матери регулярные уроки игры на фортепьяно. В 9 лет он начинал обдумывать первые собственные композиции. В молодом возрасте Григом было написано много произведений для фортепиано, которые были опубликованы позже.

Время его учёбы проходило скорее неблагоприятно. После начальной школы он заканчивал Tanksche, реальное училище с направленностью на языки, математику и естественные науки, которое мало привлекало художественно-музыкально расположенного Эдварда. Преподаватели встречали его интерес к музыке и композиции частично с насмешкой и цинизмом.

В итоге, посещение и положительная оценка музыкальных способностей мальчика Оле Булл, известного скрипача и передового деятеля норвежской музыки и культуры, в 1858 году привели Грига в Лейпцигскую консерваторию.

С 1858 по 1862 он изучал музыку в консерватории Лейпцига у Карла Райнеке, Луиса Плайди, Эрнста Фердинанда Венцеля и Игнаца Мошелеса. В 1862г. Эдвард Григ возвращается домой. На год позже он переселялся в Копенгаген. Встреча с Rikard Nordraak отозвалась в молодом композиторе решающими музыкальным импульсами. В 1864г. он основывает вместе с Гансом Христианом Андерсеном и другими музыкантами в Копенгагене концертное общество для изучения и пропаганды новой скандинавской музыки.
В 1866г. он переезжает в Осло, где в 1867г. сочетается браком со своей кузиной Ниной Хаджеруп. В 1869/70г.г. он задерживается как стипендиат в Риме, где происходит его встреча с Ференцем Листом.
Эдвард Григ со своей женой Ниной были знакомы с П. И. Чайковским, известным всему цивилизованному миру композитором своего времени. По этому поводу Григ в своей аналитической статье напишет о «музыкальном родстве душ» двух композиторов. Выступая во Франции, Григ будет говорить о доминировании русской и норвежской музыки в классическом искусстве на протяжении XIX столетия.

В своих путешествиях по Европе Григ встречался с Йоганнесом Брамсом, Максом Брухом, Кларой Шуман и Ференцем Листом. Йоганнес Брамс и Пётр Чайковский, которые далеко не всякую музыку приветствовали, музыку Грига оба могли слушать часами и наслаждаться ею.

С 1874г. он жил с государственным денежным довольствием как гонорарный композитор частично в горах, частично в Осло, частично в отроге фьорда Lofthus, уединённом местечке с живописной природой. Осенью 1875г. скоропостижно,один за другим, умерли его родители. Боль от этого удара судьбы, Григ отразил в музыке минорной Горной баллады op. 24 для фортепиано.

Эдвар Григ предпринимал гастрольные поездки по всей Европе как пианист и дирижер. С 1880 по 1882г.г. он был дирижером оркестра музыкального общества «Гармония» в Норвегии.

В последние годы своей жизни Григ занимается исследованиями творчества музыкантов-современников. Он анализировал песни Хуго Вольфа, изучал 5-ю симфонию Густава Малера и комментировал произведения Макса Регера, Ричарда Штрауса и Карла Нильсена.

В 1884г. композитор проживал в горном имении Тролльхаузен, в котором находится сегодня музей Грига.
Эдвард Григ умер 4 сентября 1907г. в горах от заболевания легких.

Эдвард ГРИГ: О музыке

Эдвард ГРИГ (1843 - 1907) - норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр: .



...Я вычерпывал богатую сокровищницу народных песен родины и из этого, до сих пор не исследованного, изучения норвежской народной души пытался создать национальное искусство...
Э. Григ

Э. Григ — первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием европейской культуры. Фортепианный концерт, музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт», «Лирические пьесы» и романсы являются вершинами музыки второй половины XIX в. Творческое созревание композитора проходило в обстановке бурного расцвета духовной жизни Норвегии, усилившегося интереса к ее историческому прошлому, фольклору, культурному наследию. Это время принесло целое «созвездие» талантливых, национально самобытных художников — А. Тидеман в живописи, Г. Ибсен, Б. Бьернсон, Г. Вергеланд и О. Винье в литературе. «За последние двадцать лет Норвегия пережила такой подъем в области литературы, каким не может похвалиться ни одна страна, кроме России», — писал в 1890 г. Ф. Энгельс. «...Норвежцы создают гораздо больше, чем другие, и накладывают свою печать также и на литературу других народов, и не в последнюю очередь на немецкую».

Григ родился в Бергене, где его отец занимал пост британского консула. Мать, одаренная пианистка, направляла музыкальные занятия Эдварда, она привила ему любовь к Моцарту. Последовав совету знаменитого норвежского скрипача У. Булля, Григ в 1858 г. поступил в Лейпцигскую консерваторию. Хотя система преподавания не во всем удовлетворяла юношу, тяготевшего к романтической музыке Р. Шумана, Ф. Шопена и Р. Вагнера, годы учения не прошли бесследно: он приобщился к европейской культуре, расширил музыкальный кругозор, овладел профессиональной техникой. В консерватории Григ нашел чутких наставников, уважительно относившихся к его дарованию (К. Рейнеке по композиции, Э. Венцель и И. Мошелес по фортепиано, М. Гауптман по теории). С 1863 г. Григ живет в Копенгагене, совершенствуя композиторское мастерство под руководством известного датского композитора Н. Гаде. Вместе со своим другом, композитором Р. Нурдроком Григ создал в Копенгагене музыкальное общество «Евтерпа», целью которого было распространение и пропаганда творчества молодых скандинавских композиторов. В путешествиях по Норвегии с Буллем Григ учился лучше понимать и чувствовать национальный фольклор. Романтически мятежная фортепианная Соната ми минор, Первая скрипичная соната, «Юморески» для фортепиано — таковы многообещающие итоги раннего периода творчества композитора.

С переездом в 1866 г. в Кристианию (ныне Осло) начался новый исключительно плодотворный этап жизни композитора. Укрепление традиций отечественной музыки, объединение усилий норвежских музыкантов, воспитание публики — вот основные направления деятельности Грига в столице. По его инициативе в Кристиании была открыта Музыкальная академия (1867). В 1871 г. Григ основал в столице Музыкальное общество, в концертах которого дирижировал произведениями Моцарта, Шумана, Листа и Вагнера, а также современных скандинавских композиторов — Ю. Свенсена, Нурдрока, Гаде и др. Григ выступает и как пианист — исполнитель своих фортепианных произведений, а также в ансамбле с женой, одаренной камерной певицей, Ниной Хагеруп. Произведения этого периода — Фортепианный концерт (1868), первая тетрадь «Лирических пьес» (1867), Вторая скрипичная соната (1867) — свидетельствуют о вступлении композитора в пору зрелости. Однако огромная творческая и просветительская деятельность Грига в столице натолкнулась на ханжеское, косное отношение к искусству. Живший в атмосфере зависти и непонимания, он нуждался в поддержке единомышленников. Поэтому особенно памятным событием в его жизни стала встреча с Листом, состоявшаяся в 1870 г. в Риме. Напутствие великого музыканта, его восторженная оценка Фортепианного концерта вернули Григу веру в себя: «Продолжайте в том же духе, это я вам говорю. У вас есть для этого данные, и не давайте себя запугать!» — эти слова прозвучали для Грига как благословение. Пожизненная государственная стипендия, которую Григ получал с 1874 г., дала возможность ограничить концертную и педагогическую деятельность в столице, чаще выезжать в Европу. В 1877 г. Григ оставил Кристианию. Отклонив предложение друзей поселиться в Копенгагене и Лейпциге, он предпочел уединенную и сосредоточенную на творчестве жизнь в Хардангере, одной из глубинных областей Норвегии.

С 1880 г. Григ обосновался в Бергене и его окрестностях на вилле «Трольхауген» («Холм троллей»). Возвращение на родину благотворно сказалось на творческом состоянии композитора. Кризис конца 70-х гг. миновал, Григ вновь испытал прилив энергия. В тиши «Трольхаугена» были созданы две оркестровые сюиты «Пер Гюнт», струнный Квартет соль минор, сюита «Из времен Хольберга», новые тетради «Лирических пьес», романсы и вокальные циклы. До последних лет жизни продолжалась просветительская деятельность Грига (руководство концертами бергенского музыкального общества «Гармония», организация в 1898 г. первого фестиваля норвежской музыки). Сосредоточенный композиторский труд сменялся гастрольными поездками (Германия, Австрия, Англия, Франция); они способствовали распространению норвежской музыки в Европе, приносили новые связи, знакомства с крупнейшими современными композиторами — И. Брамсом, К. Сен-Сансом, М. Регером, Ф. Бузони и др.

В 1888 г. в Лейпциге Григ встретился с П. Чайковским. Надолго связавшая их дружба основывалась, по словам Чайковского, «на несомненном внутреннем родстве двух музыкальных натур». Вместе с Чайковским Григ был удостоен почетного звания доктора Кембриджского университета (1893). Григу посвящена увертюра Чайковского «Гамлет». Творческий путь композитора завершили Четыре псалма на старинные норвежские мелодии для баритона и смешанного хора a cappella (1906). Образ родины в единстве природы, духовных традиций, фольклора, прошлого и настоящего стоял в центре творчества Грига, направляя все его искания. «Я часто мысленно обнимаю всю Норвегию, и это для меня — нечто самое высокое. Никакой великий дух нельзя любить с такой же силой, как природу!» Самым глубоким и художественно совершенным обобщением эпического образа родины стали 2 оркестровые сюиты «Пер Гюнт», в которых Григ дал свою трактовку ибсеновского сюжета. Оставив за рамками характеристику Пера — искателя приключений, индивидуалиста и бунтаря, — Григ создал лирикоэпическую поэму о Норвегии, воспел красоту ее природы («Утро»), нарисовал причудливые сказочные образы («В пещере горного короля»). Значение вечных символов родины обрели лирические образы матери Пера — старой Озе — и его невесты Сольвейг («Смерть Озе» и «Колыбельная Сольвейг»).

В сюитах проявилось своеобразие григовокого языка, обобщившего интонации норвежского фольклора, мастерство концентрированной и емкой музыкальной характеристики, в которой многоплановый эпический образ возникает в сопоставлении кратких оркестровых картин-миниатюр. Традиции программных миниатюр Шумана развивают «Лирические пьесы» для фортепиано. Зарисовки северных пейзажей («Весной», «Ноктюрн», «На родине», «Колокола»), жанровые и характеристические пьесы («Колыбельная», «Вальс», «Бабочка», «Ручеек»), норвежские крестьянские танцы («Халлинг», «Спрингданс», «Гангар»), фантастические персонажи народных сказок («Шествие гномов», «Кобольд») и собственно лирические пьесы («Ариетта», «Мелодия», «Элегия») — огромный мир образов запечатлен в этих лирических «дневниках» композитора.

Фортепианная миниатюра, романс и песня составляют основу творчества композитора. Подлинными жемчужинами григовской лирики, простирающейся от светлого созерцания, философского размышления до восторженного порыва, гимничности, стали романсы «Лебедь» (ст. Ибсена), «Сон» (ст. Ф. Богенштедта), «Люблю тебя» (ст. Г. X. Андерсена). Подобно многим романтическим композиторам, Григ объединяет вокальные миниатюры в циклы — «По скалам и фьордам», «Норвегия», «Девушка с гор» и др. В большинстве романсов использованы тексты скандинавских поэтов. Связи с национальной литературой, героическим скандинавским эпосом проявились и в вокально-инструментальных произведениях для солистов, хора и оркестра на тексты Б. Бьернсона: «У врат монастыря», «Возвращение на родину», «Олаф Трюгвасон». (ор. 50).

Инструментальные произведения крупных циклических форм отмечают важнейшие вехи эволюции композитора. Фортепианный Концерт, открывающий период творческого расцвета, явился одним из значительных явлений в истории жанра на пути от концертов Л. Бетховена к П. Чайковскому и С. Рахманинову. Симфоническая широта развития, оркестровая масштабность звучания характеризуют и струнный Квартет соль минор.

Глубокое ощущение природы скрипки, инструмента исключительно популярного в норвежской народной и профессиональной музыке, обнаружилось в трех сонатах для скрипки и фортепиано — в светлоидиллической Первой; динамичной, ярко национально окрашенной Второй и в Третьей, стоящей в ряду драматических произведений композитора вместе с фортепианной Балладой в форме вариаций на норвежские народные мелодии, Сонатой для виолончели и фортепиано. Во всех названных циклах принципы сонатной драматургии взаимодействуют с принципами сюиты, цикла миниатюр (основанных на свободном чередовании, «цепи» контрастных эпизодов, фиксирующих внезапные смены впечатлений, состояний, образующих «поток неожиданностей», по выражению Б. Асафьева).

Жанр сюиты господствует в симфоническом творчестве Грига. Помимо сюит «Пер Гюнт», композитором написаны сюита для струнного оркестра «Из времен Хольберга» (в манере старинных сюит Баха и Генделя); «Симфонические танцы» на норвежские темы, сюита из музыки к драме Б. Бьернсона «Сигурд Йорсальфар» и др.

Творчество Грига быстро обрело путь к слушателям разных стран, уже в 70-х гг. прошлого века оно стало любимым и глубоко вошло в музыкальную жизнь России. «Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца», — писал Чайковский. — «В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты, норвежской природы, то величественно-широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик».

Эдвард Григ (Edvard Grieg, 1843–1907) - норвежский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный деятель. Учился в Лейпцигской консерватории (1858–62), в т. ч. у И. Мошелеса по классу фортепиано, у К. Рейнеке по композиции, в 1863 продолжил занятия композицией у Н. Гаде в Копенгагене. Там же познакомился с композитором Р. Нурдроком, оказавшим решающее влияние на становление творческой индивидуальности Грига. Совместно с Нурдроком, Э. Хорнеманом и другими участвовал в организации межскандинавского музыкального общества «Евтерпа». С 1866 жил в Кристиании (Осло), где в 70-е гг. сблизился с кругами передовой норвежской интеллигенции. Большое значение имела дружба Грига с поэтом и драматургом Б. Бьёрнсоном, по произведениям которого Григ создал ряд музыкально-сценических сочинений (неоконченная опера «Улаф Трюгвасон», музыка к пьесе «Сигурд Юрсальфар», эскизы к опере «Арнльут Геллине», мелодраме для чтеца и оркестра «Берглиот», множество романсов и песен). В 1871 Григ основал концертное Музыкальное общество (ныне Филармоническое общество). С 1874 жил преимущественно в Бергене, с 1885 - в Тролльхаугене. В 80–90-е гг. достиг мировой славы как композитор, дирижёр, пианист. В 1888 в Лейпциге состоялось знакомство Грига с П. И. Чайковским. В 1898 в Бергене Григом был учреждён 1-й фестиваль норвежской музыки (проводятся поныне). Выступал как музыкальный критик (автобиографический очерк «Мой первый успех», 1905; статья «Моцарт и его значение для современности», 1906, и др.).

Творчество Грига, виднейшего представителя норвежской композиторской школы, впитавшее влияния немецкого романтизма, глубоко национально. Преимущественно миниатюрист, Григ проявил себя как мастер фортепианной («Лирические пьесы» и другие циклы) и камерно-вокальной музыки. Ярко индивидуальный стиль Грига, тонкого колориста, во многом близок музыкальному импрессионизму. Трактуя сонатную форму по-новому, как «картинное чередование образов» (Б. В. Асафьев) (струнный квартет, 3 сонаты для скрипки и фортепиано, соната для виолончели и фортепиано, соната для фортепиано), Григ драматизировал и симфонизировал форму вариаций («Старонорвежский романс с вариациями» для оркестра, «Баллада» для фортепиано и др.). В ряде произведений воплотились образы народных легенд и сказаний (части из музыки к пьесе «Пер Гюнт», фортепианные пьесы «Шествие гномов», «Кобольд»). Обрабатывал норвежские народные мелодии. Под воздействием норвежского фольклора сложились характерные для Грига стилистические приёмы и особенности гармонии и ритмики (широкое использование лидийского и дорийского ладов, органных пунктов, народных танцевальных ритмов и др.). Творчество Грига составило эпоху в развитии норвежского искусства. Традиции Грига продолжали К. Синдинг, Ю. Хальворсен, Я. Боргстрём, А. Эгген, К. Эллинг, Г. Шельдеруп, Э. Альнес, а также современные норвежские музыканты К. Эгге, Х. Северуд, Э. Твейтт и др. Член Шведской музыкальной академии (1872), член Французской академии изящных искусств (1889), почётный доктор Кембриджского (1893), Оксфордского (1906) университетов.

Григ скончался в родном городе - Бергене 4 сентября 1907 года в Норвегии. Композитор похоронен в одной могиле с женой Ниной Хагеруп.

Григ опубликовал 125 песен и романсов. Посмертно издано ещё около двадцати пьес Грига. В своей лирике он обращался почти исключительно к поэтам Дании и Норвегии и изредка к немецкой поэзии (Г. Гейне, А. Шамиссо, Л. Уланда). Композитор проявлял интерес к скандинавской литературе, и в особенности к литературе родного языка.

Сочинения: Опера Улаф Трюгвасон (не окончена); баллада для баритона, струнного оркестра и 2 валторн В плену гор (слова народные, 1878); для оркестра - симфония (1864), увертюра Осенью (2-я редакция 1887), Старонорвежский романс с вариациями (1900, первоначально для 2 фортепиано, 1891), Симфонические танцы (1898); для струнного оркестра - сюита Из времён Хольберга (1885), транскрипции собственных песен и фортепианных пьес; концерт для фортепиано с оркестром (1868); камерно-инструментальные ансамбли - струнный квартет (1878), Andante con moto для фортепиано, скрипки и виолончели (1878), 3 сонаты для скрипки и фортепиано (1865, 1867, 1887), соната для виолончели и фортепиано (1883); для фортепиано - Поэтические картинки (1863), Юморески (1865), Лирические пьесы (10 тетрадей, 1867–1901), Из народной жизни (1870), Баллада (1875), Листки из альбома (1878), Настроения (1905); для голоса с фортепиано - около 150 романсов и песен, в т. ч. вокальные циклы Мелодии сердца (слова Х. К. Андерсена, 1864), По скалам и фьордам (слова Х. Драхмана, 1886), Норвегия (слова И. Паульсена, 1893), Дитя гор (слова А. Гарборга, 1895); для мужского хора и солистов - Альбом обработок норвежских народных песен (1878), Возвращение на родину (слова Б. Бьёрнсона, 1881); для смешанного хора a cappella - Ave Maris Stella (1898), 4 псалма на темы старинных норвежских церковных песнопений (1906); музыка к спектаклям драматического театра - «Сигурд Юрсальфар» Бьёрнсона (1872), «Пер Гюнт» Г. Ибсена (1876; 2 сюиты для оркестра из музыки к драме, 1888, 1896) и др.

ГРИГ, ЭДВАРД (Grieg, Edvard Hagerup) (1843–1907), крупнейший норвежский композитор. Родился 15 июня 1843 в Бергене. Его отец, коммерсант и британский консул в Бергене, происходил из шотландского рода Грейг (Greig). В возрасте шести лет Эдвард начал заниматься музыкой с матерью. По совету знаменитого норвежского скрипача У.Булля пятнадцатилетнего Грига отправили учиться в Лейпцигскую консерваторию. Консерваторские занятия не оказали определяющего воздействия на художественную индивидуальность музыканта; гораздо большее значение имело знакомство Грига с молодым норвежским композитором, автором национального гимна Р.Нурдроком (1842–1866), состоявшееся в 1863, после возвращения из Германии. «Покровы спали с моих глаз, – рассказывал Григ впоследствии, – и только благодаря Нурдроку я познакомился с норвежскими народными мелодиями и осознал самого себя». Объединившись, молодые музыканты начали поход против «вялой» скандинавской музыки Н.Гаде, находившегося под влиянием Ф.Мендельсона, и поставили своей целью создание более сильного и самобытного «северного стиля».В 1865 Григ заболел туберкулезом и вынужден был уехать в Италию. Там он восстановил силы, но всю последующую жизнь не отличался крепким здоровьем. В Риме Григ подружился с уже немолодым в ту пору Ф.Листом, который выразил полный восторг по поводу сочиненного норвежцем великолепного фортепианного концерта ля минор (1868). По возвращении на родину Григ некоторое время дирижировал симфоническими концертами в Кристиании (ныне Осло), основал там Норвежскую музыкальную академию (1867). С 1873 он обрел материальную независимость благодаря государственной стипендии и гонорарам за сочинения и смог полностью посвятить себя творчеству. В 1885 он поселился в «Трольхаугене» – прекрасной загородной вилле под Бергеном, которую покидал только во время концертных поездок. Григ выступал во Франции, Англии, Германии, Польше и Венгрии и пользовался большим уважением как за рубежом, так и в родной стране. Кембриджский и Оксфордский университеты присвоили ему звание почетного доктора музыки; он был избран в члены Института Франции и Берлинской академии. В 1898 Григ организовал в Бергене первый Норвежский музыкальный фестиваль, имевший большой успех. Смерть Грига 4 сентября 1907 оплакивала вся Норвегия. Его останки были захоронены в скале недалеко от любимого дома композитора.

Григ был композитором ярко национального типа. Он не столько использовал фольклор, сколько пытался запечатлеть в своем творчестве атмосферу Норвегии, ее пейзажи. Он выработал специфические мелодические и гармонические приемы, которыми, быть может, иногда злоупотреблял. Поэтому особенно удавались Григу малые, преимущественно лирические инструментальные формы, в каких и написано большинство его фортепианных и оркестровых пьес, а также песенный жанр. Десять тетрадей Лирических пьес для фортепиано (Lyriske Stykker, 1867–1901) – вершина творчества композитора. Песни Грига, числом 240, были написаны главным образом для жены композитора Нины Хагеруп, превосходной певицы, иногда выступавшей с мужем в концертах. Они отличаются глубиной выразительности и тонкой передачей поэтического текста. Хотя Григ максимально убедителен в миниатюре, он проявил свой талант также в камерно-инструментальных циклах и создал три скрипичных сонаты (ор. 8, фа мажор, 1865; ор. 13, соль минор, 1867; ор. 45, до минор, 1886–1887), виолончельную сонату ля минор (ор. 36, 1882) и струнный квартет соль минор (ор. 27, 1877–1878).

Среди наиболее известных сочинений Грига – упомянутый выше фортепианный концерт и музыка к драме Ибсена Пер Гюнт (Peer Gynt, 1876). Она первоначально предназначалась для фортепианного дуэта, но позже была оркестрована и собрана в две сюиты, состоящие из небольших характерных пьес (ор. 46 и 55). Такие части, как Смерть Озы, Танец Анитры, В пещере горного короля, Арабский танец и Песня Сольвейг, отличаются исключительной красотой и совершенством художественной формы. Среди сочинений, которые, подобно музыке к Пер Гюнту, существуют в двух версиях – фортепианной (в четыре руки) и красочной оркестровой, можно назвать концертную увертюру Осенью (I Hst, ор. 11, 1865; новая оркестровка – 1887), три оркестровых пьесы из музыки к трагедии Б.Бьёрнсона Сигурд Крестоносец (Sigurd Jorsalfar, ор. 22, 1879; ор. 56, 1872, вторая редакция – 1892), Норвежские танцы (ор.35, 1881) и Симфонические танцы (ор. 64, 1898). Аранжировки наиболее известных мелодий Грига были использованы в появившейся в 1940-е годы популярной оперетте Песнь Норвегии, основанной на истории жизни композитора.

Мне понравилось......
Настасья 01.12.2006 12:08:36

Мне понравилось как создали биографию Эдварда Грига!Это поправде был замечательный композитор.Спасибо за чудесный рассказ!;)


Мне понравилось......
Настасья 01.12.2006 12:24:43

Это здорово!
Знаю что Эдвард Григ встретил девочку по имени Дагни!
Она ему очень понравилась и он решил подарить ей подарок через 10 лет!Она подумала,что это очень долго
и немного не понимала Грига!Через 10 лет Дагни исполнилось 18 лет,она решила сходить со своей тётей на концерт покоевшегося в то время уже Грига.
Слушая мелодии и его сочинения Дагни вдруг услышала
,что её кто -то позвал,она спросила у своего дяди ни он ли это?Оказалось что название сочинения Эдварда Грига было:ПОСВЕЩАЕТСЯ ДАГНИ ПЕТЕРСОН-ДОЧЕРИ ЛЕСНИКА ХАГЕРУПА(или как там его?)
Она сразу всё поняла и заплакала,непонимая почему Григ уже умер!

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...