Аквариум. Группа «Аквариум Группа аквариум название турне майкл


Группа "Аквариум"

В одном списке с этими ярчайшими представителями направления стоит группа «Аквариум» с бессменным лидером , также известным как БГ.

История создания и состав

Биография группы началась в июле 1972 года – тогда Борис Гребенщиков вместе с другом Анатолием Гуницким создали «поэтически-музыкальный проект», который, правда, некоторое время пребывал без названия. Вместе они гуляли по улицам Петербурга и перебирали словосочетания, которые могли бы описать их творчество. Слово «аквариум» возникло в голове случайно и сразу стало родным.


Как это обычно бывает с молодыми рок-коллективами, дальше репетиций дело не шло. Первый концерт музыканты дали лишь весной 1973 года в Зеленогорске, а затем – в петербургском ресторане «Трюм». За выступление артисты получили 50 рублей. Репертуар состоял из песен собственного сочинения и из хитов .

За время существования «Аквариума» состав менялся неоднократно: 45 вокалистов, 26 гитаристов, 16 басистов, 35 барабанщиков, 18 клавишников и еще 89 музыкантов, владеющих духовыми и струнными инструментами, в свое время приложили руку к творчеству группы. Первые концерты «Аквариум» играл в следующем составе: БГ на гитаре, Анатолий Гуницкий за барабанами, Александр Цацаниди с бас-гитарой, Вадим Васильев за клавишными, а Валерий Обгорелов регулировал звук.


"Золотой" состав "Аквариума"

В начале творчества коллектива появился и логотип группы – с точкой над буквой «А». Замысел этой точки БГ объяснил так: «Кружок над А показывает, что это не обычная, а тайная буква А». С тех пор логотип менялся лишь однажды – в альбоме «Табу» 1982 года в конце «Аквариума» появился вопросительный знак. Он свидетельствовал о тяжелых временах в группе.


Логотип группы "Аквариум"

Первый альбом вышел в 1974 году и назывался «Искушение святого Аквариума». До 1997 года запись считалась утерянной, однако была перевыпущена в 2001-м в составе сборника «Доисторический Аквариум». А вот вторая пластинка, «Менуэт земледельцу», так и не найдена. Весной 1975 года в свет вышел третий сборник «Притчи графа Диффузора».

Годом позже основатель группы БГ записал первый сольный альбом «С той стороны зеркального стекла», а в 1978 – совместный с (лидер группы ) «Все братья – сестры».

Группа "Аквариум" - "С той стороны зеркального стекла"
Гребенщиков вспоминал: «Альбом разошелся по Союзу в умопомрачительном количестве – около 20 штук. Популярность «Аквариума» резко возросла. Незнакомые люди узнают песни, а БГ узнают на улицах».

Музыка

Громкое заявление о себе «Аквариум» сделал на рок-фестивале в Тбилиси в 1980 году. Музыканты вели себя на сцене эпатажно и дерзко, чего не оценили члены жюри: во время выступления БГ лег на сцену, и они удалились из зала. Тогда группу обвинили в гомосексуализме и инцесте. О такой оценке творчества «Аквариума» узнали в Петербурге. По возвращении домой БГ уволили с работы и разжаловали из комсомола.

"Аквариум" на фестивале в Тбилиси в 1980 году

Потеря не расстроила лидера группы, и в январе 1981 года вышла первая студийная пластинка «Синий альбом». Музыка имела мотивы регги. Весной того же года за этот альбом «Аквариум» приняли в ряды Ленинградского рок-клуба. Не желая останавливаться на достигнутом, спустя полгода ребята выпустили диск «Треугольник», который записывался на манер битловского Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band.

На протяжении следующих лет «Аквариум», несмотря ни на что, выпускал пластинки. Первым хитом, благодаря которому их узнали, стала песня «Рок-н-ролл мертв» с альбома «Радио Африка».

Группа "Аквариум" - "Рок-н-ролл мертв"

Упорство и дерзость группы дали плоды – в конце 1983 года ее включили в десятку лучших рок-коллективов по версии «Московского комсомольца». «Аквариум» занял третье место после «Динамика» и .

А в 1986 году их творчество включили в виниловый сборник Red Wave, который был выпущен в США тиражом в 1,5 тыс. Этот факт дал толчок коллективу в СССР – вышла первая официальная, а не подпольная пластинка «Белый альбом». Она сочетала в себе музыкальные произведения из «Дня Серебра» и «Детей Декабря».


С 1985 года «Аквариум» начал выпускать клипы, больше всего их появилось в 1986-м. В видеоверсиях группа обнародовала свои хиты «Поезд в огне», «Московская Октябрьская», «Маша и Медведь», «Брод» и многие другие.

1987 год можно считать коренным переломом в истории «Аквариума». Дважды до этого рок-команда выступала в передаче «Музыкальный ринг», а теперь по первой общесоюзной программе пустили трансляцию. В марте журнал «Юность» назвал «Аквариум» лучшим музыкальным ансамблем страны, а БГ – лучшим музыкантом. Пять песен группы «озвучили» фильм «Асса», а затем вышли отдельным диском в качестве саундтреков.

Группа "Аквариум" - "Город Золотой"

С 1988 года команда уехала за границу, выступала в Канаде, правда, часто без идейного вдохновителя – БГ давал сольные концерты в США. Спустя год вышел англоязычный альбом Radio Silence, фильм о записи которого («Долгая дорога домой») был показан по MTV.

С этого момента в истории коллектива началось «смутное время». Ребята создавали отдельные музыкальные проекты, стремились покинуть «Аквариум». 14 марта 1991 года на концерте в ДС «Юбилейный» в честь десятилетия Ленинградского рок-клуба группа объявила о своем роспуске.


Фронтмен группы "Аквариум" Борис Гребенщиков

БГ, подобно остальным, основал новую команду - «БГ-Бэнд». С 1991 по 1992 годы музыканты дали 171 концерт в Советском Союзе и записали знаменитый «Русский альбом», который состоит из православных баллад.

В 1992 году собрался «Аквариум 2.0». Они записали семь альбомов, а в 1997-м снова появилось известие о «гибели» музыкального коллектива.

На протяжении двух лет, до 1999 года, БГ выступал сольно, записывал отдельные и совместные пластинки, в том числе с американской группой The Band, которая аккомпанировала .

Группа "Аквариум" - "Еще один раз"

С пятнадцатого альбома «Пси» началась история третьего созыва «Аквариума». Музыканты активно давали концерты как в России, так и за рубежом: во Франции, Италии, Испании, Германии, Индии, Греции; планомерно записывали новые альбомы и обновляли старые композиции. Обогащалось и сольное творчество БГ. В 2012 году «Аквариум» отправился в тур, посвященный, по словам Гребенщикова, «4000-летию группы».

С 2015 года концерты дает четвертый созыв команды, конечно, вместе со своим бессменным лидером БГ.

«Аквариум» сейчас

В октябре 2017 года дискография рок-коллектива пополнилась альбомом «Дети Травы», в который вошли три песни из раннего творчества, а также новые композиции, записанные в Париже. В2018-м состоится концертный тур-презентация, включающий в себя города России, Литвы, Латвии и Беларуси.

Регулярно появляются новости о деятельности БГ за рубежом, в средствах массовой информации представлены фото лидера «Аквариума» с прославленными иностранными музыкантами.

Аудиоальбом группы "Аквариум" 2018 года "Время N"

В феврале 2018 года Гребенщиков, вопреки обещаниям не давать интервью в России, рассказал «Аргументам и фактам» о своем последнем альбоме «Время N».

Группа «Аквариум» старается идти в ногу со временем, однако до сих пор не информирует поклонников о своих планах и новостях в социальных сетях. Зато у БГ есть профиль в «Инстаграме» , где он выкладывает фото из поездок, рассказывает стихи и презентует отрывки новых песен.

Дискография

  • 1981 – «Синий альбом»
  • 1981 – «Треугольник»
  • 1981 – «Электричество. История Аквариума – Том 2»
  • 1981 – «Акустика. История Аквариума – Том 1»
  • 1982 – «Табу»
  • 1983 – «Радио Африка»
  • 1984 – «Ихтиология»
  • 1984 – «День Серебра»
  • 1986 – «Дети Декабря»
  • 1986 – «Десять стрел»
  • 1987 – «Равноденствие»
  • 1988 – «Наша жизнь с точки зрения деревьев»
  • 1990 – «Феодализм»
  • 1992 – «Русский альбом»
  • 1993 – «Любимые песни РамзесаIV»
  • 1996 – «Снежный лев»
  • 1997 – «Гиперборея»
  • 2003 – «Песни рыбака»
  • 2005 – «ZOOMZOOMZOOM»
  • 2009 – «Пушкинская, 10»
  • 2013 – «Аквариум плюс»

Клипы

  • 1985 - «Сны»
  • 1986 - «Двигаться дальше»
  • 1986 - «Дети декабря»
  • 1988 - «Жажда»
  • 1990 - «Не стой на пути у высоких чувств»
  • 1993 - «Пятнадцать голых баб»
  • 1995 - «Гарсон № 2»
  • 1996 - «Древнерусская тоска»
  • 1999 - «Маша и Медведь»
  • 2002 - «Брод»
  • 2005 - «Zoom Zoom Zoom»
  • 2005 - «Не могу оторвать глаз от тебя»
  • 2006 - «Слова растамана»
  • 2007 - «Мама, я не могу больше пить»
  • 2008 - «Что нам делать с пьяным матросом?»
  • 2013 - «Хавай меня, хавай»
  • 2015 - «Палёное виски и толчёный мел»
  • 2016 - «Песни нелюбимых»
  • 2016 - «Собачий вальс»

1. Когда была основана группа и сколько раз она меняла состав?

«Аквариум» основан в 1972 году в Санкт-Петербурге.

На вторую часть вопроса точно ответить практически невозможно, т.к. состав группы менялся десятки раз (при этом неизменным лидером коллектива всегда оставался Борис Гребенщиков, БГ). В первый состав «Аквариума» помимо Гребенщикова входили Анатолий Гуницкий, Александр Цацаниди (бас), Александр Васильев (клавишные) и Валерий Обогрелов (отвечал за звук). Также в разные годы участниками коллектива были Дюша Романов, Сергей Курёхин, Олег Сакмаров, Всеволод Гаккель и др.

«Аквариум». 1986 год. Фото www.russianlook.com

Современный состав коллектива таков: Борис Гребенщиков (вокал, гитара, губная гармоника, клавиши, слова, музыка), Андрей Суротдинов (скрипка, перкуссия), Олег Шавкунов (перкуссия, барабаны, бэк-вокал), Борис Рубекин (клавишные, бэк-вокал), Игорь Тимофеев (гитара, саксофон, флейта, кларнет, мандолина, бэк-вокал), Брайан Финнеган (флейта), Лиам Брэдли (барабаны).

Костяк этого состава сложился в 1990-е годы, Тимофеев и Финнеган присоединились к «Аквариуму» в 2000-х, а Брэдли играл в группе с 2011 года.

2. Почему группа называется «Аквариум»?

Официальный сайт группы отвечает на этот вопрос так: «Из соображений космического характера. Ответ следует искать в некоторых астрологических трактатах». На самом деле в разное время в различных интервью музыканты озвучивали разнообразнейшие версии, в частности о том, что название группе дал один из питерских пивных баров. К слову, первое выступление состоялось в ленинградском ресторанчике «Трюм», группа получила за него гонорар в количестве 50 рублей.

3. Сколько альбомов у группы?

Дискография включает 29 студийных альбомов. Последний вышел в 2011 году и назывался «Архангельск». Помимо этого, существует 5 ранних магнитоальбомов, один из которых был утерян, 3 выпущены в составе сборника «Доисторический Аквариум». Также в течение всей деятельности группы выходили различные антологии, сборники, отдельные синглы (их было 15), концертные записи (17), а также 2 англоязычных альбома. Еще 6 альбомов попадают под категорию «самостоятельное творчество БГ» - они записаны Гребенщиковым без «Аквариума».

4. Как связан «Аквариум» и Виктор Цой?

В свое время Борис Гребенщиков проникся симпатией к Цою и, увидев, в нем творческий потенциал, серьезно помог молодой группе «КИНО». В 1981 году БГ выступил качестве саунд-продюсера в записи первого альбома группы - «45»; кроме того, т.к. группа на тот момент состояла всего из двух человек, Гребенщиков попросил помочь своих коллег по «Аквариуму». Во время записи второго альбома «КИНО» продюсером опять выступил Гребенщиков, и снова в процессе записи поучаствовали друзья БГ по «Аквариуму». Вот что говорит Гребенщиков о Цое: «Мне понравился он сам, понравились его песни, и хотелось, чтобы все могли порадоваться ему и его песням вместе со мной».

5. Когда именно «Аквариум» стал популярным?

В качестве символической отметки можно взять 1983 год: «Аквариум» принимает участие не только в концертах, но и в первом в Ленинграде рок-фестивале, выпускает очередной альбом «Радио Африка», в который, к слову, входит один из самых ярких хитов группы за всю историю - песня «Рок-н-ролл мертв». Кроме того, в этом году «Аквариум» попадает на 3-ю строку в списке лучших групп СССР - сразу после групп «Динамик» и «Машина времени».

Концерт группы «Аквариум». Фото www.russianlook.com

6. В каких фильмах можно услышать музыку группы «Аквариум»?

Прежде всего, в культовой ленте 1987 года «АССА» и фильме 1989 года «Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви». Режиссер обеих кинолент - Сергей Соловьев.

Кроме того, песни «Аквариума» звучат еще в двух десятках фильмов, среди которых «Дом под звёздным небом» и «Нежный возраст» того же Сергея Соловьева, «Жажда» и «Ты успокой меня» режиссера Сергея Дебижева и др. К слову, в 1988 году Сергей Дебижев снял для группы «Аквариум» музыкальный клип на песню « » - считается, что это был «первый клип в СССР».

7. Что такое «Город золотой» и почему это важно?

Это название песни из репертуара «Аквариума», которая прозвучала в фильме «АССА». Она занимает третье место в списке 100 лучших песен русского рока 20 века, а также входит в список «100 песен, изменивших нашу жизнь» журнала Time Out. При этом нужно помнить: Борис Гребенщиков не является автором песни, текст для нее сочинил Анри Волхонский, а авторство музыки принадлежит итальянскому композитору 16 века - Франческо да Милано.

8. Почему группа прекращает свое существование?

Вот ответ Бориса Гребенщинкова: «Мы „уходим под радар“, куда-то в партизаны. Мне очень нравится идея, что от меня останется только голос. Меня видеть никто не будет. Никто не будет знать, где я».

Борис Гребенщиков. Фото www.russianlook.com

9. Говорил ли «Аквариум» о распаде ранее?

Да. Вот несколько цитат из интервью с Гребенщиковым:

Скажи, Боб, «Аквариум» исчез навсегда? - Да, «Аквариум» перешёл в область мифологии и легенд. (Интервью с Борисом Гребенщиковым, Вятка, 11 октября 1991 года)

«Группа „Аквариум“ существовала с 1972 года. Всё, что мы могли сделать, мы уже сделали». (Из интервью, Ярославль, 17 ноября 1991 года)

Кроме того, еще однажды, в 1982 году, на обложке альбома «Табу» появлялся вопросительный знак после слова «Аквариум». Позднее Гребенщиков объяснил, что этот знак был показателем тяжелого периода в истории группы - и с тех пор он не возникал.

10. В чем смысл жизни по БГ?

Лидер группы «Аквариум» отвечает на этот вопрос так: «Смысл жизни - достигнуть... свободы, стать этой свободой. Опытные люди говорят, что это невозможно без положительного отношения к другим людям и живым существам... («возлюби ближнего своего, как самого себя»).

Алина Клещенко


Борис Гребенщиков. 1980-е годы. ">

Группа «Аквариум». Борис Гребенщиков. 1980-е годы.

АКВАРИУМ, российская рок-группа (Ленинград, Петербург). Эта группа во главе со своим харизматическим лидером - автором песен, поэтом и певцом Борисом Гребенщиковым - занимает в истории отечественного рока особое место. Ее творчество в начале 80-х годов послужило катализатором грядущих перемен, оказав громадное воздействие на сознание по меньшей мере двух поколений слушателей; оно помогло обогатить довольно скудный язык тогдашнего рок-движения достижениями мировой культуры и породило новый художественный феномен.

«Аквариум» создали в июле 1972 Борис Гребенщиков (p. 27 ноября 1952, Ленинград), в ту пору студент математического факультета Ленинградского университета, и его школьный приятель, начинающий драматург Анатолий «Джордж» Гуницкий. На первых порах «АКВАРИУМ» существовал не столько как реальная группа, сколько как идея, отражая смешанный интерес его соучредителей к музыке, восточной философии и театру абсурда. Поначалу, будучи скорее компанией друзей и единомышленников, нежели регулярной группой, «АКВАРИУМ» долго не мог обрести устойчивую форму и состав, разрываясь между рок-н-роллом и самодеятельным театром Ленинградского университета (впоследствии театр-студия Эрика Горошевского), основу репертуара которого составляли пьесы Гуницкого.

Первое публичное выступление Гребенщикова состоялось весной 1973 во время ночного рок-фестиваля в одном из пригородов Ленинграда, где он спел две песни Кэта Стивенса . Сам же «АКВАРИУМ» (после длительных репетиций и редких появлений в университете) в составе: Гребенщиков (гитара и вокал), Андрей «Дюша» Романов (флейта, гитара, вокал), Михаил «Фан» Васильев и Гуницкий (барабаны), дебютировал в ноябре 1974, разогревая зал для «БОЛЬШОГО ЖЕЛЕЗНОГО КОЛОКОЛА» («БЖК»), и привлек внимание публики весьма экстравагантным внешним видом и странным содержанием песен, а не умением играть, однако с тех пор утвердился в числе самых активных участников питерской рок-сцены. Место окончательно выбравшего театр Гуницкого после серии случайных замен занял Михаил «Майкл» Кордюков (экс-«КОЧЕВНИКИ», «ИДЕЯ ФИКС», «БЖК», «ГОЛЬФСТРИМ» и т. д.); из акустико-фольклорных «АКВАРЕЛЕЙ» пришли скрипач Николай Марков и виолончелист Всеволод Гаккель. Первый, правда, вскоре ушел в армию, а второй надолго остался неотъемлемым элементом музыкальной формулы «АКВАРИУМА». В середине 70-х годов группа регулярно выступала; в домашних условиях записала несколько любопытных, хотя и несовершенных по качеству магнитоальбомов, а в 1976, вместе с известным коллекционером и исследователем творчества BEATLES Николаем Васиным заложила основу одной из важнейших традиций питерского рока - праздников и концертов, приуроченных к дням рождения участников легендарной четверки.

В том же году «АКВАРИУМ» по собственному почину отправился на таллинский рок-фестиваль, где даже получил приз «за самую разнообразную программу», а чуть позже впервые посетил Москву. Кордюкова сменили последовательно Владимир Болучевский и Сергей Плотников (из группы «КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ»), некоторое время с «АКВАРИУМОМ» пела известная позднее Ольга Першина. Ушел в армию «Фан», и бас-гитару взял в руки Гаккель. В феврале 1977 в группе появился студент консерватории Александр «Фагот» Александров (фагот), но полгода спустя он - вместе с Романовым - тоже ушел в армию, откуда незадолго до этого вернулся Васильев.

Сокращенным составом: Гребенщиков, Васильев, Гаккель, к которым периодически присоединялись Кордюков и Михаил «Майк» Науменко (гитара, вокал), «АКВАРИУМ» выступал на концертах с акустическим репертуаром, летом 1978 провел мини-фестиваль акустического рока (следствием чего стал совместный альбом БГ и Майка), а в марте 1979 стал гостем Тартусского рок-фестиваля.

В этот период творчество «АКВАРИУМА» испытало мощное воздействие новой волны - прежде всего реггей и панк-рока. Свой новый стиль группа продемонстрировала на рок-фестивалях в подмосковной Черноголовке (ноябрь 1979) и в Тбилиси (март 1980), где произвела эффект разорвавшейся бомбы сырым, жестким, насыщенным диссонансами звуком, откровенно эпатирующими текстами и неприкрытой сценической агрессией. Концерт «АКВАРИУМА» был отснят финским телевидением, их на «ура» приняли радикально настроенные музыканты и журналисты, хотя большая часть публики и жюри осталась, скорее, в недоумении - время подобной музыки еще не пришло.

Весной 1980 группу покинул барабанщик Евгений Губерман («ЗАРОК », позднее «ЗООПАРК », «АЛЛЕГРО » и т. д.), но появился блюзмен Дмитрий «Рыжий Черт» Гусев (гармоника). «АКВАРИУМ» снова вернулся к полуакустическому звучанию. В конце 1980 началось интенсивное и оказавшееся определяющим для всей дальнейшей судьбы группы сотрудничество «АКВАРИУМА» с музыкантом и звукорежиссером Андреем Тропилло , который в ту пору пытался привить самодеятельному року вкус к альбомному мышлению. «АКВАРИУМ» оказался для него благодатным материалом.

Открытие Ленинградского рок-клуба (7 марта 1981), членом которого «АКВАРИУМ» стал с первых дней, почти совпало с выходом их первой студийной работы с Тропилло, « Синего Альбома ». Несмотря на ограниченные возможности, которые рок-клуб мог предоставить своим членам, для «АКВАРИУМА» это был шанс воплотить на сцене многое из задуманного, но нереального раньше.

Состав группы продолжал меняться: ушли Гусев (позже с «ОПАСНЫМИ СОСЕДЯМИ» и всевозможными блюзовыми проектами) и Александров (позже в «ЗВУКАХ МУ»); весной 1981 из «ПИКНИКА» пришел барабанщик Александр Кондрашкин; в процессе работы над очередным студийным проектом в качестве пианиста и аранжировщика был привлечен Сергей Курехин , известный как на рок-сцене, так и в мире джаза. Он, а также гитаристы Владимир Козлов, Владимир Леви («ТАМБУРИН»), певица Ольга Першина участвовали в записи едва ли не лучшего в биографии «АКВАРИУМА» альбома « Треугольник » (1981).

Новые идеи, количество которых значительно возросло с присоединением к основному составу группы Курехина, требовали нового воплощения, поэтому в «АКВАРИУМЕ» один за другим появились Александр Ляпин (гитара; экс-«НУ ПОГОДИ»), Петр Трощенков (барабаны; экс-«ПИКНИК »), Игорь Бутман (саксофон). Каждый новый альбом группы (« Табу » в 1982, « Радио Африка » в 1983) раздвигал ее музыкальные горизонты и становился предметом скрупулезного изучения в рок-музыкальных кругах всей страны.

Следуя провозглашенному в начале своей музыкальной карьеры принципу: «важна не форма, а содержание», БГ и компания решительно экспериментировали как со стилем (поэтому на разных этапах группа, нащупывая собственный музыкальный язык, прошла через увлечения психоделией , фолк -барокко , хард -, арт - и джаз-роком , панком , реггей , «новой волной » и т. д.), так и с составом (вследствие чего «АКВАРИУМ» мог выглядеть на сцене как струнный квартет, джазовое комбо, традиционная рок-группа, рок-биг-бэнд с мощной секцией духовых, а порой обращался в дуэт, к примеру, акустической гитары и безладового баса или виолончели, не теряя при этом своего характерного звучания). Под влиянием идей Курехина в середине 80-х годов «АКВАРИУМ» некоторое время увлекался музыкой свободных форм, сотрудничал с В. Чекасиным и В. Пономаревой . Гребенщиков принимал участие в сольных проектах и записях Курехина.

В 1983-84 гг. «АКВАРИУМ» становится лауреатом 1-го и 2-го фестивалей рок-клуба, в октябре 1983 его состав усилил басист Александр Титов, а в августе 1984 скрипач Александр Куссуль (трагически погиб в августе 1986, переплывая Волгу). Тем не менее внутри группы создавалось напряжение, усугубленное противоречием между ее реальной популярностью и официальным статусом. Дело кончилось тем, что осенью 1984 «АКВАРИУМ» фактически распался. Курехин выступал со своим экспериментальным оркестром «ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА », Ляпин - с собственным блюз-бэндом «ТЕЛЕ У », Васильев присоединился к «ЗООПАРКУ». Поэтому на 3-м фестивале рок-клуба (1985) собранный в составе: Гребенщиков, Курехин, Титов, Трощенков, Кондрашкин и Чекасин (под прозрачным псевдонимом Владимир Пономарев), «АКВАРИУМ» несмотря на всю свою звездность, прозвучал сухо и холодно, оставив зал равнодушным. Попытка еще раз изменить формулу звучания, пригласив одаренного новоджазового гитариста Андрея Отряскина («ДЖУНГЛИ»), была сама по себе любопытна, но оказалась столь же непродуктивной.

В сентябре 1985 «АКВАРИУМ», к вящему удовольствию армии его почитателей, был реформирован в своем классическом (вернее, одном из классических) составе, который с триумфом выступил на 4-м фестивале рок-клуба и был - в знак заслуг перед питерским рок-н-роллом - отмечен его «Гран-при». Летом 1986 в США вышел подготовленный Джоанной Стингрей двойной альбом Red Wave , одна из сторон которого была предоставлена «АКВАРИУМУ». Западная пресса отнеслась к альбому весьма благожелательно в отличие от отечественной, однако времена менялись - началась эпоха гласности и перестройки. И осенью того же года группа начинает выступать с сольными концертами во Дворце спорта «Юбилейный» (что стало знаком легализации как самого «АКВАРИУМА», так и всего отечественного рока), а также участвует в совместном фестивале Ленинградского рок-клуба и Московской рок-лаборатории в ДК МЭИ (Москва).

По инициативе Тропилло фирма «Мелодия» выпустила два альбома группы; ряд ее песен прозвучал в нашумевшей перестроечной картине Сергея Соловьева «АССА» (что заложило фундамент длительного сотрудничества режиссера с Гребенщиковым и Курехиным); началась «аквариумания» - шумиха в прессе вокруг группы и ее лидера, инспирированная восторженной статьей в «Огоньке» Андрея Вознесенского «Белые ночи Бориса Гребенщикова». В струнную группу «АКВАРИУМА» были введены Иван Воропаев (альт) и Андрей «Рюша» Решетин (скрипка). Группа интенсивно гастролировала, повсюду встречая толпы восторженных поклонников.

В апреле 1988 Гребенщиков заключил контракт с американской компанией CBS/Columbia. В июне «АКВАРИУМ» посетил Канаду, где выступил на организованном обществом «Врачи за безъядерный мир» концерте в монреальском зале Forum. Вторую половину 1988 и большую часть 1989 Гребенщиков провел за границей, занимаясь записью своего альбома и реализацией других музыкальных проектов.

Предоставленные самим себе, участники его группы занялись реализацией личных планов: Ляпин организовал свои «ОПЫТЫ », с которыми гастролировал по всей стране; Романов, Васильев, Решетин плюс Кордюков и аккордеонист Сергей Щураков объединились под именем «ТРИЛИСТНИК », Воропаев выступал с коломенской группой «АДО» .

Песни «АКВАРИУМА» звучали в фильмах «Иванов» (режиссеры А. Нехорошев, А. Ильховский, 1982), «Милый, дорогой, любимый, единственный» (режиссер Д. Асанова, 1984), «АССА» (1987), «Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви» (1989) и «Дом под звездным небом» (1992) С. Соловьева; участники группы были одними из героев документального фильма «Рок» (режиссер А. Учитель, 1987) и главными - в ленте «Long Way Home» (режиссер М. Эптид, 1989, США). В 1990-е гг. группа записала несколько новых альбомов, еще раз переиздала сборники своих лучших песен. Музыканты активно гастролировали и принимали участие в ряде интересных совместных проектов.

В 2000-е творчество АКВАРИУМА не претерпело заметных изменений. Были выпущены два новых альбома: «Сестра Хаос» (2002) и «Песни рыбака» (2003). Гребенщиков остался верен себе в стиле исполняемых композиций и изысканности аранжировок. В частности, в записи первого альбома принимал участие известнейший представитель этнической музыки Дживан Гаспарян (дудук). Второй альбом записан с участием целого коллектива индийских музыкантов, игравших на своих национальных инструментах.

Андрей Бурлака

Дискография:

Архив. Том 3 (SNC Records, CD, 1990)
Библиотека Вавилона (SoLyd Records, CD, 1993)
Любимые песни Рамзеса IV (Триарий, CD, 1993)
Аквариум (Триарий, CD, MC, LP, 1994)
День серебра (Триарий, CD, 1994)
Дети декабря (Триарий, CD, 1994)
Кострома mon amour (Триарий, CD, 1994)
Красная волна (SNC Records, 1994)
На Таганке (SoLyd Records, 1994)
Пески Петербурга (Триарий, CD, 1994)
Табу (Триарий, CD, 1994)
Треугольник (Триарий, 1994)
Звуки Северной столицы (Moroz Records, 1995)
Навигатор (Триарий, CD, 1995)
Мы идем на восток (Moroz Records, 1995)
Электрошок (концерт в главАПУ 4 июня 1992) (Отделение «Выход», CD, 1995)
Акустика (Триарий, CD, 1996)
Радио Африка (Триарий, 1996)
Снежный лев (Триарий, CD, 1996)
Равноденствие (Триарий, 1996)
Синий альбом (Триарий, 1996)
Десять стрел (Триарий, 1996)
Асса (L-Junction, 1996)
Радио Лондон (SoLyd Records, CD, 1996)
Чубчик (SoLyd Records, CD,1996)
Хрестоматия 1980-87 (Триарий, 1997)
Гиперборея (SoLyd Records, 1997)
Русско-абиссинский оркестр (SoLyd Records, CD,1997)
Лилит (1997)
Кунсткамера (1998)
Лучшие песни (1999)
Y (1999)
Террариум «Пятиугольный грех» (2000)
Территория (2000)
Сестра Хаос (Союз, 2002)
Песни рыбака (СиДи Лэнд + /CD Land Records, 2003)

Борис Гребенщиков (начало 1980-х).

Борис Гребенщиков с дочерью Алисой.

Борис Гребенщиков (начало 1990-х).

Группа «Аквариум». Борис Гребенщиков. 1990-е годы.

Группа «Аквариум» во время путешествия по Японии.

Группа «Аквариум». Обложка альбома «Гиперборея».

Андрей Романов.

Александр Титов.

Александр Ляпин.

Группа «Аквариум». Всеволод Гаккель.

Когда в 1972 г. Анатолием Гуницким и Борисом Гребенщиковым был основан «Аквариум », то они и представить не могли, что группа станет культовой для многих поколений любителей рок-музыки. В первые годы коллектив практически не выступал с концертами, но записал несколько магнитоальбомов («Искушение Святого Аквариума», «Менуэт земледельцу», «Притчи графа Диффузора» и другие). Регулярная концертная деятельность группы началась с 1976 г., через два года был создан и первый альбом, ставший популярным («Все братья - сестры», совместно с Майком Науменко).

В 1980 г. «Аквариум» выступает на рок-фестивале в Тбилиси и запоминается эпатажем. Гребенщикова за эксцентричное поведение исключили из комсомола и уволили с работы.

«Синий альбом», вышедший в январе 1981 года, считается первым «историческим» альбомом группы. Осенью того же года был открыт впоследствии ставший знаменитым на всю страну Ленинградский рок-клуб, принявший группу в свои ряды, а в 1983 году группа участвует в первом рок-фестивале, прошедшем в Ленинграде. Знаменитая и поныне композиция «Рок-н-ролл мертв» появилась в альбоме «Радио Африка», вышедшем в том же году.

В 1983 г. «Аквариум» вошел в тройку лучших советских рок-групп. Летом следующего года был записан «День Серебра», который до сих пор считается одним из лучших проектов группы. Песни альбома выдержаны в фирменной стилистике «Аквариума»: медитативные, немного непонятные тексты с отчетливым философским подтекстом.

Масштабных концертов группа не давала, что объясняется и спецификой времени. Однако в 1987 году появилась первая, изданная «Мелодией», официальная пластинка. После выхода пластинки «Аквариум» начал появляться в телепередачах и окончательно «вышел из подполья». Песни группы прозвучали в фильме «Асса», в 1987 г. на «Мелодии» вышел второй альбом, но Гребенщиков пластинкой остался недоволен.

На следующий год «Аквариум» дал первый концерт за границей, но Гребенщиков все больше времени уделял сольным проектам, поэтому деятельность группы вскоре приостановилась.

В начале девяностых Гребенщиков создал «БГ-Бэнд», в состав которого вошли и некоторые музыканты, принимавшие участие в деятельности «Аквариума». Группой был записан легендарный «Русский альбом», в котором, как ясно из названия, главенствующей стала «русская» стилистика и «русская» песенная традиция.

Вторым, столь же знаменитым, альбомом, выдержанным в «русском стиле», стал «Кострома mon amour», записанный обновленным «Аквариумом», начавшим деятельность осенью 1992 года.

В песнях начала девяностых сочетаются вальсовые ритмы, аллюзии на русский фольклор и буддизм, постепенно начинают использоваться редкие инструменты типа клавесина и контрабаса.

«Третий созыв» группы начал деятельность в 1999 г. и работал до 2013 г., когда было объявлено о прекращении функционирования коллектива в прежнем формате (за эти годы записаны альбомы «Беспечный русский бродяга», «Песни рыбака», «Пушкинская, 10» и др.). Но в группе несколько раз менялись участники, поэтому состав сложно назвать фиксированным. Все это время Гребенщиков сочетал участие в группе и сольную карьеру. В 2012 г. прошли юбилейные концерты группы, издавались редкие и архивные записи.

Об «Аквариуме» написано несколько книг и полномасштабных исследований, множество научных статей, а Гребенщиков издал свои сочинения в двух томах.

Группа «Аквариум» была создана Борисом Гребенщиковым и Анатолием «Джорджем» Гуницким в июле 1972 года (по одной из версий – первого числа).

Название группе дал Джордж – в честь кафе на Будапештской улице, мимо которого он проезжал на 31-м автобусе. БГ взял на себя гитару и вокал, Джордж – ударные. Первое время концертов не было, зато были постоянные смены состава - так, в декабре ненадолго появился и тут же исчез Эдмунд Шклярский, будущий лидер группы «Пикник». Однако уже в январе появился басист Михаил «Фан» Файнштейн-Васильев, через месяц пришел Андрей «Дюша» Романов, и таким образом стал складываться классический состав «Аквариума».

Выпустив ряд малопрофессиональных записей, в 1975 году группа начинает выступать в Прибалтике, куда музыканты ездили автостопом. Во время одной из таких поездок «Аквариум» получает приз «за самую интересную и разнообразную программу» на Таллиннском фестивале популярной музыки. В этой же поездке произошло очень полезное знакомство с московской звездой – Андреем Макаревичем. После этого «Аквариум» стал ездить с концертами и в Москву.

«Знакомство началось с того, что Макаревич пытался соблазнить мою жену и увести её в свой номер, но им пришлось забрать и меня вместе с ней. Там мы сильно напились, и моя жена осталась нетронутой. Мы очень сильно подружились с Макаревичем и остаёмся по сей день лучшими друзьями. Они экспортировали нас в Москву, а мы их - в Ленинград. Мы Москве понравились, но не привились, они Ленинграду особо не понравились, но привились и стали самой модной группой.»

Последующие годы были наполнены довольно интенсивной концертной деятельностью. Время от времени костлявая рука Советской Армии выдирала из рядов группы какого-либо особо ценного музыканта, однако через год-другой они возвращались целыми, невредимыми и психически здоровыми.

11 марта 1980 года «Аквариум» по приглашению Артемия Троицкого принял участие во Всесоюзном фестивале ВИА и рок-групп «Весенние ритмы» в Большом концертном зале города Тбилиси. По свидетельству Троицкого, жюри «растворилось под зеленой надписью «ВЫХОД» еще в середине их программы», а выступление ближе к концу напоминало форменный бардак. По возвращении в Ленинград для «Аквариума» грянули неприятности:

БГ с друзьями «полетели» отовсюду, где состояли, коллектив лишили базы и аппаратуры.

В марте 1980 года произошло историческое знакомство с Андреем Тропилло. С "Синего альбома" началась настоящая дискография коллектива. Музыканты не только записывали свои альбомы, но и помогали другим группам: с их помощью были записаны первые альбомы Майка Науменко, «Кино», «Алисы».

В 1981 году с «Аквариумом» начинают играть барабанщик Александр Кондрашкин и пианист Сергей Курехин. 7 марта 1981 года «Аквариум» становится членом только что открытого Ленинградского рок-клуба, а летом приступил к записи сразу трех альбомов: «Треугольник», «Акустика» и «Электричество». Первым вышел «Треугольник», половина текстов на котором принадлежала Джорджу Гуницкому. А Сергей Курехин пришел в студию и с ходу сыграл блистательную фортепианную партию для «Мочалкина блюза».

В августе 1983 увидел свет самый, возможно, знаменитый их альбом «Радио Африка». Во время записи в студии творился форменный хаос, к записи привлекались все, кто попадался под руку - в результате на альбоме отметились аж четверо барабанщиков (не считая перкуссии) и столько же басистов, а также Сергей Курехин и Игорь Бутман. Следующий альбом «День Серебра» стал первым, для которого песни были придуманы заранее, а не сочинялись в последний момент.

В это время Александр Титов стал постоянным басистом группы, а бывшему басисту Фану, одному из ветеранов «Аквариума», пришлось ограничиться перкуссией. Вскоре Титов параллельно стал играть с «Кино», а Фан – с «Зоопарком».

Еще один из отцов-основателей - Дюша Романов - к этому моменту появлялся далеко не на каждом концерте и не на каждой записи. Короче говоря, «Аквариум» разваливался на глазах, и многие концерты того времени игрались сокращенным составом. Только осенью 1985 года состоялось сценическое воссоединение группы на сцене Ленинградского дворца молодежи в составе: Гребенщиков, Романов, Гаккель, Файнштейн, Титов и Куссуль. А в январе вышел новый альбом «Дети декабря».

«У меня дома была в ванной печка, поскольку тогда еще не было парового отопления, и я помню, что мы сидели у печки в темной ванной и нам читали сказки. Отлично было, скажу больше - это сформировало все мое мировоззрение. Оттуда, кстати, появились песни «Я змея» и многие другие.»

В это время записи «Аквариума» стали выходить на виниле. Собственно, первым опытом стал сборник русского рока «Red Wave», выпущенный в США Джоанной Стингрей.

В двойной альбом вошли записи питерских групп «Аквариум» «Алиса», «Кино» и «Странные игры». После этого зашевелилась и фирма «Мелодия»: в выпущенную ими пластинку, известную как «Белый альбом», входила часть материала с двух последних дисков. Очень скоро открылся «железный занавес» и музыканты «Аквариума» начали подолгу пропадать за границей.

Новый этап в жизни «Аквариума» начался в сентябре 1992 года. По сути дела, он стал логическим продолжением «БГ-Бэнда», в котором из «стариков» остались только БГ и Титов. Вскоре Гребенщиков опять набрал темп и начал выдавать альбомы каждый год.

В это же время стали появляться антологии и регулярно переиздаваться ранние альбомы на CD. В честь 25-летия группы на несколько концертов собрался «новый старый» состав "Аквариума".

БГ продолжает чередовать выпуск сольных альбомов и side-проектов с работой с «Аквариумом», в результате чего раздел «Дискография» на официальном сайте группы по объему не имеет себе равных. В 99-м году выходит альбом «Пси», три песни с которого, «Маша и Медведь», «Стоп, машина» и «Пока несут сакэ», попадают в эфир «Нашего Радио». В этом же году вышел мультимедиа-сингл «Скорбец», где басовую партию исполнил лидер Tequilajazzz Евгений Федоров.

В 2000-м скончался Дюша Романов. Несмотря на трагическое событие, группа продолжала активную деятельность: увидели свет сборник «Территория» и альбом проекта «Террариум» (нынешний «Аквариум» плюс приглашенные музыканты) «Пятиугольный грех».

Очередной всплеск всеобщего интереса к легенде российской музыки случился в начале 2002 года, проходящего под знаком 30-летнего юбилея "Аквариума". В канун юбилейных концертов в обеих столицах студия "Союз" выпустила альбом "Сестра Хаос", удостоившийся исключительно лестных отзывов - в том числе, и за неожиданную современность звучания. Этой же весной эта же студия начала массивное переиздание прижизненной классики БГ со товарищи в рамках "Антологии АКВАРИУМА".

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...