Прием зигзаг в технологии критического мышления. Интерактивные методы обучения на уроках в начальной школе. Стратегия «Зигзаг. Финал повести. Как бы я закончил повесть


Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».
Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок усвоить
большой объем информации. Например, в некоторых программах для изучения той
или иной темы отводится мало часов. А объем параграфов в учебниках не
позволяет рассмотреть все их на уроке. Вот в таких случаях на выручку педагогу
приходит прием "Зигзаг".
Во­первых, он позволяет детально и в короткий срок освоить довольно большой объем
информации.
 Во­вторых, усвоение материала происходит в интерактивной форме, то есть не
учитель выдает готовое знание, а сами учащиеся.
 В­третьих, мобилизуется способность учащихся выделять главное из текста,
систематизировать информацию.
 В­четвертых, развивается умение работать в группе, сообща.
 В­пятых, охваченным оказывается весь класс, здесь не будет пассивных
учащихся.
 В­шестых, прием "Зигзаг" позволяет включать в работу и другие приемы ТРКМ,
такие как "кластер", "эссе", "сводные таблицы" и пр.
Для организации работы на уроке учителю необходимо заранее подготовить:
1.
2.
Оборудование: шесть листов бумаги формата АЗ, фломастеры, маркеры разного
цвета.
«Корзинку мнений» (место на доске (интерактивной доске) или листе бумаги
формата АЗ) для фиксирования мнений обучающихся.
Изучение нового материала разбивается на несколько стадий. На стадии вызов всем
обучающимся сначала предлагается обдумать, высказать и кратко обосновать своё
мнение относительно предложенной ситуации.
В «корзинке мнений» после четырёхминутного обдумывания ситуации фиксируются
различные точки зрения обучающихся.
Стадия осмысление. Формируется шесть или семь (но не более) базовых групп
обучающихся с условием, что в каждой группе не должно быть более четырёх человек.
Число «четыре» обусловлено количеством смысловых частей текста. Эти группы будут
называться «ученики». Каждой группе присваивается номер или символ.
Затем обучающиеся в каждой группе рассчитываются на 1, 2, 3, 4, запоминают номер (символ) своей
группы и расходятся по новым четырём группам (первые номера - в группу 1, вторые - в группу 2,
третьи - в группу 3, четвёртые - в группу 4), которые будут называться «учителя». В каждой группе
«учителей» - по 6-7 участников.
Схема распределения обучающихся
ГРУППЫ «УЧЕНИКИ»
1 2 , 3 , 4
1 ,2 ,3 , 4
1 , 2 ,3 , 4
1 ,2 ,3 , 4
1 ,2 ,3 , 4
1 ,2 ,3 , 4
1
2
3
4
5
6
1 , 1 , 1 , 1 ,
1 , 1
1
2 , 2 , 2 ,
2 , 2 , 2
2
3 ,3 , 3 ,3 ,
3 , 3
3
4 , 4 , 4 , 4 , 4 , 4
4

ГРУППЫ «УЧИТЕЛЯ»
«Учителя» работают с текстом.
Группа 1 - § 15, пункт 1.
Группа 2 - § 15, пункт 2.
Группа 3 - § 15, пункт 3.
Группа 4 -­ § 15, пункт 4.
Задание для обучающихся внутри групп «учителя» одинаковое: они готовятся к
объяснению учебного материала.
Каждый участник группы получает карточку с заданием:
1. Прочитать указанный текст.
2. Выделить в прочитанном главное: сведения, понятия, термины, факты и пр., которые
необходимо будет в дальнейшем сообщить по возвращении в свою группу «учеников».
3. Предложить наилучший способ объяснения прочитанного.
4. Сформулировать вопросы, которые вам могут быть заданы по ходу объяснения.
Оформить выполненное задание в форме таблицы.
Информация
(сведения) для
объяснения
Основные понятия,
термины, идеи,
факты
Схема, таблица, кластер, тезисы, простой план,
развёрнутый план, логическая цепочка понятий
и др.
Способ передачи информации (объяснения)
Ожидаемые
вопросы
Совместная работа обучающихся в группе организуется следующим образом:
1. обсуждение прочитанного;
2. принятие решения о том, что необходимо объяснить;
3.принятие решения о том, каким способом будет излагаться материал.
Учитель контролирует работу групп, предлагает обучающимся использовать
разнообразные способы передачи информации.
После окончания работы участники групп «учителя» возвращаются в свои
первоначальные группы «ученики» и по очереди выступают в роли учителя (сначала
первый номер, затем второй и т.д.). Каждому предоставляется пять минут на
объяснение и ответы на возможные вопросы.
Стадия рефлексия. Обучающимся предлагается написать короткий отзыв о том, как
проходило обсуждение темы внутри групп «ученики». Для этого можно использовать
следующие неоконченные предложения: «Мне понравилось объяснение... потому что...»,
или: «Я хотел бы подробнее узнать о...», или: «Я так и не понял...» и др.
Учителю необходимо осуществлять контроль за ходом выполнения заданий в группах и
следить за регламентом работы.
Домашнее задание: § 15, ответить на вопросы, выполнить задание.
2.Алгоритм работы с приёмом «Зигзаг» на уроке:








Текст изначально делится учителем на несколько частей (на сколько - см.
условия ниже).
Класс делится на группы с равным количеством участников. Например, на 6
групп по 4 ученика в каждой группе. Для удобства будем называть эти первичные
группы рабочими. Текст должен быть поделен на столько частей, сколько
участников в этой первичной группе.
Если текст слишком объемный, то можно разделить класс на три рабочие группы по
7 человек в каждой. Но не больше.
Каждая группа получает один и тот же текст. Причем каждый участник рабочей
группы получает по одному отрывку из текста. Эти отрывки можно пронумеровать
или отметить разными цветами.
Индивидуальная работа. Каждый ученик работает со своей частью текста -
прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект. Важно,
чтобы из отрывка было взято все самое нужное. Задача ученика: представить
своеобразную "выжимку", квинтэссенцию. Причем сделать это он может по­
разному - составить кластер, таблицу, схему, инфографику и т.д.
Следующий этап работы - групповой. Теперь учащиеся переходят к своим
"коллегам". Составляются экспертные группы. То есть, в одной команде окажутся
все те, кто получил отрывок № 1, в другой - те, кто получил отрывок № 2.
Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими работами,
мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста.
Дополнительным заданием может быть составление вопросов по своему отрывку,
которые покажут, насколько остальные поняли и усвоили материал. Причем
вопросы тоже можно разнообразить - либо это просто вопросы, либо мини­тесты,
либо какое­то практическое задание.
После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап
размышления. Каждый по очереди презентует свою часть текста. Будет это краткое
изложение, кластер, таблица - это решено уже на стадии работы в экспертной
группе. Таким образом, каждый из учеников получает сведения по всему тексту.
Завершается "Зигзаг" общей работой всего класса. Каждую часть текста
презентует один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное
прослушивание материала. Остальные эксперты "дополняют" коллегу.
На этапе рефлексии учащиеся решают, чья презентация материала была наиболее
точной и эффективной. А также намечают круг вопросов, которые требуют уточнений,
пояснений. Итогом такой работы может стать совместный проект или презентация.

“Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить”.

Что же такое критическое мышление?
КМ – под этим понятием подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается от постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации.

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.

Определения КМ обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:

  • подготовительный – стадия вызова;
  • восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла);
  • присвоение информации – стадия рефлексии.
Вызов
  • Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).
  • Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.
  • Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Осмысление
содержания
  • Информационная (получение новой информации по теме).
  • Систематизационная (классификация полученной информации).
  • Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).
Рефлексия
  • Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
  • Информационная (приобретение нового знания).
  • Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
  • Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Формы урока в РКМЧП отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Роль учителя - в основном координирующая.

Модель построения уроков в технологии развития критического мышления

Тип урока

Работа с информационным текстом

Работа с художественным тестом

Взаимо­обучение

Урок-ис­сле­дование

Вызов Мозговой штурм; кластер; рассказ; подсказка, тонкие и толстые вопросы и т.д. Рассказ- предположение по ключевым словам (по заголовку); графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций и т.п. Верные-неверные суждения; корзина идей и т.д. Мозговой штурм
Осмысление Маркировка текста;
ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов и т.п.
Чтение с остановками; маркировка текста; дневник, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы Зигзаг (мозаика) Заполнение таблицы, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
Рефлексия Возвращение к кластеру Кластер, составление словаря по тексту произведения, написание сочинения, исследование по отдельным вопросам Сводная таблица Предсказание

В технологии критического мышления существует множество методических приемов для реализации целей разных фаз базовой модели урока.

Приемы обучения в технологии РКМЧП

Приём "Таблицы"

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Предлагаю рассмотреть несколько табличных форм. Это таблица ЗХУ, концептуальная таблица, сводная таблица. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени – это стратегии ведения урока в целом.

Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У)

З – знаем Х – хотим узнать У – узнаем

Использование приема «Зигзаг» на уроках в начальной школе

С переходом на новый образовательный стандарт изменился поход к образовательному процессу. Приоритетная цель обучения на сегодняшний день - научить детей учиться, т.е. сформировать способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, приобретать навыки эффективного общения и работы с информацией.

На уроках по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы, при которой создаются благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу.

На уроках окружающего мира и литературного чтения, начиная с 3 класса, очень хорошо зарекомендовал себя прием «Зигзаг».

Данный прием мною был выбран неслучайно:

  1. в статье учебника содержится большой объем информации;
  2. хотелось активной работы каждого ученика на уроке.

Работа строилась классически:

  1. Предварительная работа учителя. Текст разбивался на логически завершенные части; составлялись наводящие вопросы или указывались опорные слова; в соответствии с этим составлялись карточки.
  2. Групповая работа. Коллектив делился на равные группы, в каждой группе количество участников соответствовало количеству частей текста. Карточки отмечались разными цветами (например, карточка 1 - зеленая, карточка 1 - желтая и т.д.); на них указывался номер страницы, где необходимо искать информацию. В каждой группе по одной карточке разного цвета. Ученик, выбирая карточку, видел номер страницы, вопросы или опорные слова, и самостоятельно прорабатывал свою часть текста. Через определенное время звучал сигнал о смене групп: теперь группы собирались по номерам карточек. В этих группах ребята обменивались той информацией, которую они смогли выделить как основную. На этом этапе каждый мог еще раз проговорить информацию и проконтролировать свою работу. Через определенное время звучал сигнал, и ребята возвращались в свои первичные группы. Теперь каждый участник проговаривал другим свою часть работы, которые, в свою очередь, по ходу рассказа либо заносили данные в таблицу, либо составляли опорный конспект по теме урока. После очередного сигнала каждая группа составляла кластер по одной из частей темы. Представлял кластер необязательно тот ученик, кто прорабатывал именно эту часть. Выступающим мог быть любой участник группы, выразивший свое желание защищать творческий продукт. На первых порах группа получала конверт с нужными и лишними опорными словами для кластера, затем, когда принцип был усвоен, ребята сами составляли схемы, выбирали необходимые данные.
  3. И обязательно - рефлексия. Словесную оценку своего выступления получал выступающий. В группе ребята оценивали работу каждого: насколько точно и полно был раскрыт вопрос. И каждый оценивал себя лично, через прием «Лесенка успеха». Также по моей просьбе ребята продолжали одну из фраз (на их выбор):
  • Сегодня на уроке я сумел….
  • Сегодня на уроке я могу похвалить себя за ….

Даже для слабоуспевающих детей создавалась «ситуация успеха».

Данный прием эффективно использовать при закреплении тем по русскому языку. Так, при обобщении знаний о глаголе как части речи, учащиеся работали по 4 вопросам: прошедшее время, настоящее время, будущее время и неопределенная форма глагола. На выходе должна быть заполнена таблица, в которой были графы: «Вопросы», «Вид», «Изменяются по…», «Особенности», «Примечание».

Самое сложное при такой форме работы - решиться. Буквально за два первых занятия мои ребята уяснили, что от них требуется. А через пять попросили все дальнейшие уроки, по крайней мере, по окружающему миру строить именно с применением «Зигзага».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные приемы, используемые на уроках в начальной школе.

Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным....

Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе" знакомит с видами, классификацией рефлексии учащихся в начальной школе....

Приемы рефлексии на уроках в начальной школе. Фоторефлексия

Рассматриваюразличные рефлексивные методики поклассификации исходя из целей. Описываю свою педагогическую находку - фоторефлексию. Мастер-класс проводился на областном уровне....

Приемы использования элементов театрализации на уроках в начальной школе

В данной работе представлена итоговая таблица по методу использования элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальных классах с примерами упражнений....

Достижение образовательных результатов:
  • Личностные:
  • развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на результат;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности при планировании своих действий.
  • Предметные:
  • сформировать у учащихся представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны степей, с экологическими проблемами;
  • развить умение определять представителей животного и растительного мира;
  • прививать интерес к предмету, воспитывать бережное отношение к природе.
Метапредметные:
  • Познавательные:
  • применение предметных знаний в моделировании графического текста;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
  • Регулятивные:
  • согласование в группе последовательности действий по разработке;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • Коммуникативные:
  • определение функций участников группы и способов их взаимодействия;
  • обмен знаниями между членами группы для эффективного выполнения поставленной задачи и составления графического теста
Сущность приема «Зигзаг-2»:
  • Методическая ценность приема в самостоятельном изучении нового материала и взаимообучении.
  • ТРИ ФАЗЫ, НА КОТОРЫХ «ДЕРЖИТСЯ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
  • Вызов
  • Осмысление содержания
  • Рефлексия
  • Мотивационная
  • (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)
  • Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)
  • Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
  • Информационная (получение новой информации по теме)
  • Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)
  • Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная
  • (приобретение нового знания) Мотивационная
  • (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Преимуществом приема «Зигзаг» является то, что за урок каждым учеником, вне зависимости от его способностей, усваивается большой объем теоретического материала, всю работу на уроке учащиеся выполняют самостоятельно, сотрудничество и ответственность школьников за результат являются основными составляющими урока.
1.Какая зона сменяет зону лесов? 2. Какие растения распространены в зоне степей? 3. Каких насекомых много в зоне степей? 4.Какие птицы распространены в зоне степей? 5.Какие грызуны водятся в зоне степей?

«Математика в школе» - Математический бой. Работа по формированию компетентностной среды как фактора развития основных компетенций учащихся. «Занимательные страницы геометрии». «Цепные дроби». В первой части рассматриваются некоторые факты, связанные с историей развития «Теории вероятностей». В третьей части предложены пять занимательных задач с решением.

«Неделя математики» - Направление первое. “День истории математики”. Каждый ребенок является активным участником всех событий Недели. День шестой: математический вечер, подведение итогов. Направление пятое. “День массовых мероприятий”. День пятый: олимпиада, выпуск газеты. Современная школа должна управлять воспитательным процессом.

«ФГОС по математике» - Кружковая работа (с 1 класса) факультативные занятия (со 2 класса) проектная деятельность (с 1 класса). Математическое развитие младшего школьника Освоение начальных математических знаний Развитие интереса к математике. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по каждому предмету представлено несколькими вариантами Выбор варианта определяется условиями работы конкретного образовательного учреждения, приоритетами в учебно-воспитательной работе Математика представлена тремя вариантами планирования.

«Математика в 1-м классе» - Разбей число. Разность. Квадрат. Сколько в вазе мандаринов. Пары чисел. Катя придумала задачу и составила к ней схему. Слагаемое. Повторение изученного в 1- м классе. Математика. Найди значения выражений. Повторение изученного. Разность с наибольшим и наименьшим значением. Записи. Сумма. Разность с наибольшим значением.

«Математика в 6 классе» - Делимое умножить на число,обратное делителю. Умножение положительных и отрицательных чисел. Вариант 24. Алгоритм сложения (вычитания) рациональных чисел. Геометрический материал. Сложение и вычитание отрицательных чисел. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Решить уравнения. Координаты на плоскости.

«Математический урок» - 3)Какие бывают современные фотоаппараты? К помощи каких инструментов прибегли мастера? урок ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. Льюис Кэрролл. урок МАТЕМАТИКИ. Петр Первый хорошо знал адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. Какой геометрический термин образовался от латинского слова "отвесный"? Какая цифра в переводе с латинского означает " никакая"?

Выбор редакции
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...

Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...

Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...

Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...
Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...
Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....