Анализ музыкального стиля произведения прокофьева балет золушка. «Балло» означает «танцую». Балет Прокофьева «Золушка. Балет на музыку других композиторов


Советский балетный театр опирается на лучшие, передовые традиции хореографической культуры прошлого. В борьбе с пережитками феодально-дворянской идеологии, с формалистическими тенденциями буржуазно-эстетского характера, утверждая плодотворные принципы социалистического реализма, советский балет обретал качественно новые черты. В балетный театр пришли крупнейшие советские композиторы — Б. Асафьев, Р. Глиэр, С. Прокофьев, А. Хачатурян, С. Василенко, создавая для него монументальные произведения, которым присущи высокая художественность, идейность, большое профессиональное мастерство. Советский балет ставит и разрешает серьезные творческие задачи. В тесном творческом содружестве ведущих мастеров советского искусства создавался спектакль «Золушка». Впервые в музыке Прокофьева трогательная сказка о Золушке нашла поэтичное и идейно-значительное выражение. Впервые балетный спектакль убедительно раскрыл морально-этическую сущность этой сказки. «Золушка» в Большом театре — это музыкально-хореографическая поэма о торжестве любви и справедливости, переданная ярким театральным языком. Этот содержательный, праздничный спектакль — достойное продолжение прекрасных традиций русских классических балетов на сказочную тему. Хорошо разработанное либретто «Золушки» с профессиональным умением и вкусом написано Н. Волковым. В центре музыкальной драматургии «Золушки» — яркий контраст положительных и отрицательных характеров.

Главный лирический образ спектакля — образ Золушки — получает развитие в ее сольных танцевальных сценах, вариациях и дуэтах с Принцем. Наиболее выразительным по своей драматической насыщенности является дуэт-адажио из второго акта, во время которого происходит поэтическое объяснение в любви. В острых ритмах, яркими музыкальными красками, как бы с иронической усмешкой, характеризует композитор сварливую Мачеху и двух ее злых и тщеславных дочерей. Музыка беспощадно высмеивает их шумный, мелкий и пошлый мещанский мирок. Остро очерчены и другие персонажи спектакля — манерный учитель танцев, фатоватые кавалеры дочек, Шут, поставщики нарядов, сапожники и другие. В форме изящных программно-танцевальных этюдов написаны Прокофьевым фантастические картины времен года — Весны, Лета, Осени и Зимы, по волшебству Феи проходящие перед глазами Золушки . Олицетворяя светлые силы природы, мудрость и справедливость, Фея-нищенка и Феи времен года одаривают Золушку, наряжают ее к балу и помогают ей найти путь к своему счастью.

С неисчерпаемой изобретательностью композитор воплощает в музыке и другие фантастические эпизоды балета (появление на балу Золушки-принцессы, окруженной звездами; образ Феи-нищенки и т. д.). Великолепны сцены, связанные с волшебными часами. Музыкальный образ часов таинственно возникает, когда Фея предупреждает Золушку, что ей необходимо вернуться домой до полуночи. Вторично, во дворце, в роковой полуночный час Золушка слышит их грозный бой и звук маятника, неумолимо отсчитывающего ход времени. Драматизм сцены усиливает беспокойный танец двенадцати карликов, торопящих девушку покинуть дворец. На основе яркой, впечатляющей музыки Прокофьева балетмейстер Р.Захаров с большим мастерством и творческой изобретательностью разрешил трудную постановочную задачу — создал целостный балетный спектакль, раскрыв средствами хореографии сказочные образы в единстве их реальных и фантастических черт. Действенный танец, составляющий типическую форму советских балетов, явился основой хореографического построения спектакля. Захаров нашел поэтичные краски для раскрытия его основной лирической темы — темы любви Золушки и Принца; своеобразно, резкими штрихами, используя классический танец в гротескном преломлении, обрисовал он чванливое мещанство в образах мачехи и ее дочерей, напыщенную манерность двора; живо и темпераментно разрешены им жанровые танцевальные эпизоды — урок танца, ссоры сестер, отдельные сцены на балу, вариации Принца, Шута, танец трех апельсинов. Несколько менее удачны финал второго акта, апофеоз балета, а также сцены, связанные со странствованиями Принца (андалузский и восточный танцы).

о балете "Золушка"

Сценарий балета

I акт
Сказочник задумывает сочинять новую историю для детей и взрослых. Его помощница по прозвищу Пташка убирает их маленькую планету и защищается от непрошенных гостей.
История про униженную и верную Золушку увлекает Пташку. Чтобы возбудить воображение Сказочника, она согласна стать Золушкой - тем более, что за эту роль он обещает ей сказочное вознаграждение.

Сказка начинается. Золушка сразу же попадает в нешуточную перебранку в своей новой семейке. Мачеха с двумя дочками Кривлякой и Злюкой заключают ее в свои щупальца.
Сказочник сам развозит приглашения на бал к Принцу, но Золушке оно не достается.
Мамаша с дочерьми спешат на бал и нанимают самого модного Учителя танцев на планете - поучиться последним движениям и манерам. Проводив своих родственниц, Золушка грустит и находит утешение в компании новых друзей.

Сказочник не забыл Золушку. Он просит маленьких фей и воронов, облюбовавших его планету, исправить недоразумение и одеть ее к балу. Однако предупреждает: сила его волшебства не безгранична и без пяти минут двенадцать Золушка должна покинуть дворец Принца.

II акт
Золушка не решается появиться на балу. Она готова в своей тыкве вернуться домой, но двери бала вдруг сами перед ней открываются.
Ее Мачеха и сестрицы заняты обольщением влиятельных друзей Принца, но так и не достигают взаимности: Мачеха из-за злоупотребления шампанским, сестры из-за своей неповоротливости.
В какой - то момент Мачеха почти узнает в таинственной незнакомке Золушку… Сказочник вовремя отвлекает ее ослабленное внимание.

Принц врывается как огненная комета. Своими церемониями и знаками внимания гости долго не дают Принцу узнать заинтересовавшую его незнакомку.
Сказочник это предусмотрел. Всем подают сказочный десерт - апельсины, очевидно приправленные возбуждающим зельем. Оттого многие гости тут же теряют голову и вообще забывают о том, где находятся.
Золушка с Принцем получают возможность уединиться.

Про условие Сказочника Золушка, конечно, забыла. Вместе с двенадцатым ударом часов она в ужасе убегает из дворца и теряет на лестнице туфельку.

III акт
Принц близок к помешательству. Он требует от своих друзей разыскать Золушку, но ее маленькая туфелька не подходит ни к одной девичьей ножке.
Он посылает даже в другую галактику к самым неприступным и почитаемым: звезде немого кино по прозвищу Голубой Ангел и мировой оперной Диве. Но в каждой богине ему по-прежнему мерещится Золушка.

Нагруженные апельсинами, Мачеха с дочерьми возвращаются с бала. Злые на весь белый свет, они готовы вцепиться друг другу в глотки.
Золушка на этот раз не будет их разнимать, сносить оскорбления и обиды. Она твердо решила уйти из этой сказки… но тут друзья вносят почти бездыханного Принца, сраженного тяжелой депрессией.

Уже не в силах видеть ничьих ножек, он просит срочно вернуть его во дворец, но на его пути встает Золушка.
Принц близок к новому помешательству - на этот раз от счастья. Браки совершаются на небесах, - каркают сытые вороны, которые, оказывается, не такие и вредные.

Золушка остается в своей сказке. Сказочник благодарит ее за терпение и верную службу и благословляет на брак с Принцем. Они понимают, что расстаются навсегда.

Юрий Борисов
/по мотивам сказки Шарля Перро и либретто Николая Волкова/

В трех актах, шести картинах. Либретто H. Волкова (по сказке Ш. Перро). Балетмейстер Р. Захаров, художник П. Вильямс, дирижер Ю. Файер.

Действующие лица:

  • Золушка
  • Отец Золушки
  • Мачеха Золушки
  • Кривляка и Злюка (в другом варианте - Худышка и Кубышка), дочери мачехи
  • Принц
  • Фея-бабушка
  • Феи времен года (Весны, Лета, Осени, Зимы)
  • Танцмейстер
  • Кавалеры, иноземные принцессы, церемониймейстеры, портнихи, парикмахеры, гномы, птички, кузнечики, снежинки, арапчата, эфиопы, музыканты

Действие происходит в сказочном королевстве в сказочные времена.

История создания

После того как балет «Ромео и Джульетта » был наконец поставлен в Ленинградском Кировском (Мариинском) театре, Прокофьев, на которого исполнительница роли Джульетты Галина Уланова произвела огромное впечатление, решил написать балет специально для нее. Сюжетом послужила всем известная сказка о девушке, которую злая мачеха превратила в служанку и которая с помощью доброй феи обрела заслуженную счастливую судьбу. «Золушка», волшебная сказка Ш. Перро (1628-1703) из его сборника «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями» (1697), много раз привлекала композиторов разных времен. На ее основе написаны несколько опер, из которых самая известная - опера Россини; неоднократно ставились и балеты. В частности, именно «Золушкой» - «Сандрильоной» композитора Ф. Сора открылся московский Большой театр 6 июня 1825 года.

Либретто для Прокофьева написал театральный критик, искусствовед и драматург, юрист по образованию Н. Д. Волков (1894- 1965). Постановщиком спектакля должен был стать талантливый артист балета и хореограф В. Чабукиани, работавший тогда в Ленинграде. Сочинение шло успешно: до лета 1941 года были написаны два акта. Однако начало Великой Отечественной войны перечеркнуло все планы. Прокофьев скитался по стране; отложив балет, он работал над захватившим его замыслом патриотической оперы «Война и мир», сочинял инструментальные произведения. Лишь в 1943 году, приехав в Пермь, где находился эвакуированный Театр имени Кирова, он обсудил все детали балета с либреттистом и, вернувшись в Москву, закончил музыку в клавире. «Я писал «Золушку» в традициях старого классического балета, - сообщал композитор, - в ней есть pas de deux, adagio, гавот, несколько вальсов, павана, паспье, бурре, мазурка, галоп. Каждое действующее лицо имеет свою вариацию». Ленинградский театр его больше не привлекал: Чабукиани еще в 1941 году переехал в Тбилиси, Уланова танцевала на сцене Большого театра. Именно там балетмейстером Р. Захаровым (1907-1984) и была осуществлена постановка балета. На премьере, состоявшейся в Москве 21 ноября 1945 года, партию Золушки танцевала О. Лепешинская. Лишь на следующих спектаклях Уланова вошла в роль. Менее чем через пять месяцев в Ленинграде, в Кировском театре К. Сергеев (1910-1992) также поставил «Золушку». В дальнейшем балет шел на многих сценах мира в различных постановках.

Сюжет

В доме отца Золушки Злюка и Кривляка вышивают шарф, Золушка тихо сидит у очага. Сестры ссорятся из-за шарфа, и Мачеха разрезает его пополам. Помирившись, Злюка и Кривляка начинают дразнить Золушку, но она не отвечает обидчицам. Все расходятся, оставляя Золушку за домашней работой. Обратившись мыслями к умершей матери, Золушка отодвигает занавеску, закрывающую ее портрет, и заслоняет ею портрет Мачехи. Возвращается отец, он хочет приласкать дочь, но врываются жена и ее дочери. Увидев, что ее портрет задернут, Мачеха в ярости бросается на Золушку. В комнате тихо появляется старушка-нищенка, просящая подаяние. Мачеха и сестры презрительно отворачиваются, а Золушка робко протягивает ей кусок хлеба. Незаметно старушка исчезает. Комнату заполняют портнихи, парикмахеры, танцмейстер с музыкантами. После суматохи, вызванной сборами, все, кроме Золушки, уезжают на бал в королевский дворец. Девушка грустит. Появляется та же старушка. Это Фея-бабушка. Она дарит Золушке хрустальные башмачки и вызывает фей времен года, которые собирают Золушку на бал. Фея предупреждает девушку: ровно в полночь исчезнет прекрасный наряд, она снова превратится в замарашку. О наступлении полночи ей напомнят двенадцать гномов, которые появятся из старинных часов. Фея-бабушка уходит. Перед Золушкой появляется роскошная карета, запряженная кузнечиками. Золушка уезжает во дворец.

Бал во дворце, танцы, веселье. Приезжает Золушка в роскошном платье, ее принимают за принцессу. Принц влюбляется в прекрасную незнакомку. Арапчата подносят Золушке три апельсина, которыми она угощает не узнавших ее сестер. Счастливая Золушка забывает о времени, но появляются гномы, и Золушка убегает. Бьет полночь, Золушка в спешке теряет туфельку. За ней мчится Принц, но видит лишь туфельку на ступенях дворца.

Принц призывает сапожников, чтобы они сказали ему, кто и кому сделал найденную туфельку, но у тех нет ответа, и Принц решает отправиться на поиски девушки.

Принц странствует по свету, встречает разных красавиц, но ни одна не похожа на ту, что пленила его сердце, ни одной туфелька не приходится впору.

Дома в уголке спит Золушка, прижимая к груди хрустальную туфельку. Лучи солнца будят ее, она вспоминает бал, который кажется ей прекрасным сном. Но туфелька убеждает ее, что то была явь. Появляются сестры с подаренными апельсинами и снова начинают ссориться. Поспешно вбегают Отец и Мачеха, извещая о прибытии Принца. Он дает примерить туфельку Кривляке и Злюке, потом ее примеряет и Мачеха, но туфелька всем мала. Неожиданно Принц видит, как наклонившаяся Золушка случайно роняет вторую такую же туфельку. За окном медленно проходит Фея-бабушка, словно благословляя Золушку и Принца.

Принц и Золушка в чудесном саду. Они нашли свое счастье.

Музыка

«Золушка» - типично классический балет, продолжающий традиции романтического сказочного спектакля, с обилием вариаций, дивертисментом и апофеозами, построенными на вальсах, с колоритными изобразительными моментами. Один из них - «Сцена с часами», где равномерное движение и повторяющиеся краткие поддевки рисуют неумолимый бег времени. «Отъезд Золушки на бал» - поэтичный, полный очарования вальс. «Большой вальс» - один из самых ярких прокофьевских вальсов, пышный, радостный, с мелодией огромного диапазона. В «Угощении гостей» использован марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» . Финал акта - «Полночь» - врывается, словно пробуждая от прекрасного сна. Завершает балет еще один прекрасный вальс с тихим, но торжествующим звучанием тем Золушки, ее мечты и любви.

Л. Михеева

Издавна считалось, что лучшие сюжеты для балетов - сказки. А такая, как «Золушка», рассказанная Шарлем Перро, - сущий клад. Волшебные превращения, придворный бал, замарашка, которая подобно гадкому утенку превращается в «прекрасного лебедя», а затем и в настоящую принцессу. Хореографический театр откликнулся разнообразным и «Ченерентолами» (Италия, 1810) и «Сандрильонами» (Петербург, 1815; Лондон, 1822; Москва, 1824). Известно, что и Мариус Петипа в 1893 году показал свою версию «Золушки» (музыка Бориса Фитингоф-Шеля), где знаменитая Пьерина Леньяни впервые продемонстрировала 32 фуэте подряд. Эта постановка указала на первую опасность - превратить нежную сказку в феерию.

Не об этом думал известный драматург балета Николай Волков: «Я испытывал чувство внутренней необходимости вернуть Золушку в наш балетный театр, как обаятельную „сказку для балета". Мне казалось также, что русскому балету стоит вспомнить о „Золушке" еще и потому, что в работе над этим сюжетом он сумеет продолжить лучшие традиции русской классической хореографии». В союзники сценаристу удалось привлечь самого Сергея Прокофьева. После успеха «Ромео и Джульетты» Кировский театр постарался закрепить сотрудничество с композитором, а Прокофьев, покоренный уникальным талантом Галины Улановой, мечтал создать для нее новый балет.

Композитор уже в начале работы, как всегда четко, сформулировал свой замысел: «Балет „Золушка" я вижу как современный классический балет с его характерными особенностями формы: как па д"аксьон, гран па и т. д. Одновременно с тем мне хочется видеть в героине не сказочный, полуреальный персонаж, а живое лицо с человеческими переживаниями, то есть по возможности расширить ее роль».

Работа над новым балетом началась интенсивно. Балетмейстером был утвержден Вахтанг Чабукиани, художником - Симон Вирсаладзе. Композитор увлеченно писал музыку. Война застает Прокофьева за этой работой и заставляет отложить ее. К счастью, ленинградский театр был настойчив, несмотря на эвакуацию в город Молотов и на отъезд обоих намечавшихся постановщиков. Уже летом Волков и Прокофьев встречаются в Молотове, а к осени, в целом закончив сочинение музыки, композитор пишет: «Основное, что мне хотелось передать в музыке „Золушки" - поэтическая любовь Золушки и Принца: зарождение и расцвет чувства, препятствия на его пути, осуществление мечты». В хореографической эпопее Сергея Прокофьева музыка «Золушки» - пленительное интермеццо между трагедийной мощью «Ромео и Джульетты» и философской драмой «Каменного цветка». Образ героини непривычно скромен, неуловимо привлекателен и явно подсказан уникальным дарованием Улановой. Композитор подчеркивал: «Я писал „Золушку" в традициях старинного классического балета, в ней есть па-де-де, гавот, несколько вальсов, павана, паспье, буре, мазурка, галоп. Каждое действующее лицо имеет свою вариацию».

Может быть, такое изобилие танцев смущает балетмейстеров, а для создания полноценной драматургии им недостаточно лишь насмешливой иронии в обрисовке отрицательных образов? Чем иначе объяснить, почему при достаточно большом числе весьма разных постановок «Золушки» так мало удачных, достойных прокофьевской музыки.

Мировая премьера состоялась в Большом театре, где с 1944 года работала Галина Уланова. Правда, по разным причинам первой Золушкой стала Ольга Лепешинская, вылепившая свою героиню «лихо и дерзко». Да и весь спектакль вышел пышным, праздничным и помпезным. Героем феерии был художник Петр Вильямс. Ослепительный блеск театрального зрелища явно вторил недавним салютам победы. Герои терялись в этом «великолепии». Найдя Золушку, Принц оказывался окруженным бьющими фонтанами и, вместо того, чтобы обняться с любимой в прокофьевском «аморозо», почему-то доверял ее четырем мальчикам-кузнечикам. К тому же Большой театр позволил себе отказаться от прозрачной и намеренно неброской оркестровки Прокофьева, усилив и отяжелив музыкальную ткань спектакля. Композитор «ответил» по-прокофьевски: сославшись на болезнь, он смотрел «свою» «Золушку» в три приема - каждый раз по одному акту. Уланова танцевала в очередь с Лепешинской и Мариной Семеновой и, как и позже в «Сказе о каменном цветке», не смогла преодолеть недостатки спектакля. Впрочем, официально первая «Золушка» считалась едва ли не триумфом. Газета «Правда» оценила балет как выдающееся произведение, которое «достойно продолжает и развивает...». Сталинская премия первой степени стала наградой всем авторам спектакля, для Прокофьева она была четвертой. Захаровская «Золушка» находилась в репертуаре до 1951 года, была возобновлена через два года, но вскоре уступила сцену новым спектаклям. В период переоценки ценностей ее справедливо относили к образцам упадка эры «драмбалета», но в начале нынешнего века общая ностальгия по «славному» прошлому снова предлагает с теплотой вспоминать ее бесхитростно праздничный характер. Впрочем, для особо любознательных сохранился кинофильм-балет «Хрустальный башмачок», снятый в 1961 году режиссерами Александром Роу и Ростиславом Захаровым.

Для Константина Сергеева постановка «Золушки» 8 апреля 1946 года в Кировском театре была балетмейстерским дебютом. В Ленинграде в отличие от Москвы партитура композитора была сыграна полностью, причем в авторской инструментовке. Балетмейстер декларировал: «Музыка Прокофьева обязывала к очень четкому и лаконичному мышлению, она давала превосходный материал для создания рельефных хореографических образов и яркой драматургии балетного спектакля».

Чуть позже Вера Красовская так оценивала результат: «В противоположность Захарову, чья „Золушка" была решена как обстановочная феерия с минимальным количеством танцев, Сергеев отдал танцу ведущую роль в спектакле. Задача была трудна, так как музыка Прокофьева предъявляла особые требования к академическим формам танца. И Сергееву удалось многое. В сочетании намеренно угловатых, резких партерных движений, акцентированных прыжков и заостренной, „колючей" пальцевой техники он сочинил партии недобрых сестер Золушки: гневной и властной Злюки в исполнении Аллы Шелест и смешной капризницы Кривляки, как ее показывала Татьяна Вечеслова. С их танцем контрастировал прозрачно-хрустальный танец самой Золушки - Натальи Дудинской. Особенно интересной получилась партия Принца у Сергеева. Ирония окрашивала этот образ в музыке, ирония выглядывала и во внешнем облике рыжекудрого принца, в неожиданной стремительности его повадок».

В ленинградской «Золушке» танцевали все: портнихи, парикмахеры, танцмейстер, сапожники. Особый успех у зрителя имели дети - гномики, в танце изображающие ход часов. Спектакль Сергеева с успехом возобновлялся в 1956 и 1964 годах, фрагменты из него до сих пор входят в учебный репертуар Академии Русского балета. В 1985 году по спектаклю был создан телефильм.

После Москвы и Ленинграда «Золушку» ставили в Киеве и Риге, Ереване и Горьком. Ею восхищались любители балета Японии и Югославии, Италии и Польши, Франции и Англии. Из первых постановок наиболее известен спектакль Фредерика Эштона (1946, Лондон). Любопытно, что именно «Золушка» стала первым многоактным балетом театра Сэдлерс Уэллс (ныне прославленный Королевский балет). Гротесковые роли уродливых сестер и их матери исполняли мужчины. Введенная в спектакль роль Шута дополняла мир фарса и эксцентрики, оттенявший лирическую линию героев.

В 1964 году в Новосибирске состоялся дебют молодого хореографа Олега Виноградова. Сочиненная им «Золушка» поразила не только зрителей Сибири, но и специально приехавших столичных критиков. Опираясь на прекрасную музыку Прокофьева, балетмейстер увидел в старой сказке мысль о двух взглядах на жизнь. Миру потребителей жизни, обуреваемых суетностью и тщеславием, противостоит отношение к жизни людей одаренных и незаурядных. Для хореографа Золушка - прежде всего талантливый человек. Добрая Фея помогает девушке не по обязанности крестной матери, а потому что видит в ней еще не раскрывшуюся, но родственную душу. Подарив ей мир классического танца, Фея открывает перед Золушкой неведомые горизонты, доступные лишь творческой личности. В свою очередь, Золушка, обретя Принца, уводит его за собой в волшебный мир. Впоследствии хореограф перенес свой спектакль в различные города и страны, в том числе в ленинградский Малый театр оперы и балета (1977) и московский Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко (2006).

В двадцать первом веке балетмейстеры по-прежнему не оставляют скромную Золушку в покое. Они пытаются усовершенствовать сценарий, «обогатив» его своими нестандартными находками. Так в спектакле Марии Большаковой (2001, Ленинградский театр оперы и балета имени М. Мусоргского) Золушка вообще не попадает на бал, а видит его лишь во сне. В небезынтересной в целом «Золушке» Алексея Ратманского (2002, Мариинский театр) вместо фей времен года героине являются панки, а в последнем акте Принц ищет владелицу волшебной туфельки в гей-клубе. В спектакле Юрия Посохова (2006, Большой театр) вместо феи выступает Автор спектакля, живущий на Луне со «свитой» из ворон. Видимо, нежная прокофьевская балетная сказка заколдована, и разгадать ее может человек особого дарования, который способен сочетать поиски нового с уважением к авторам балета.

А. Деген, И. Ступников

БАЛЕТ ПРОКОФЬЕВА «ЗОЛУШКА»

Интерактивное пособие для изучения темы «Музыкальные жанры: балет»

в рамках урока музыкальной литературы из серии «За страницами учебника»

преподаватель МБУ ДО ДМШ

г. Павлово Нижегородской области

Пояснительная записка

Лапина Светлана Александровна, преподаватель фортепиано, МБУ ДО «Детская музыкальная школа г. Павлово».

Учебный предмет : музыкальная литература.

Тема урока : «Музыкальные жанры: балет».

Целевая аудитория : учащиеся фортепианного отделения первого года обучения.

Цель: формирование представления о балете как жанре музыки на примере балета С. С. Прокофьева «Золушка».

Задачи интерактивного ресурса:

способствовать формированию интереса к классической музыке через воздействие визуального материала на эмоциональное восприятие учащихся;

развивать навык сознательного и эмоционального слушания музыки.

Актуальность и ожидаемые результаты

Важность ресурса заключается в том, что юные музыканты знакомятся с особенностями музыки С. С. Прокофьева (балет «Золушка»), которая отсутствует в существующих учебных программах по музыкальной литературе для учащихся первого года обучения.

Значимость ресурса в представлении учебного материала в интересной, структурированной, визуализированной, интерактивной и максимально понятной для учащихся форме.

Ресурс современен, так как одной из составляющих частей современного урока является использование мультимедийных средств.

Ожидаемые результаты. Предполагается , что в результате использования данного ресурса, учащиеся познакомятся с балетом «Золушка» как жанром музыки, получат возможность научиться внимательно слушать и анализировать музыку, рассуждать о ней.

Содержание ресурса

Ресурс «Балет С. С. Прокофьева «Золушка» содержит шесть блоков.

1 блок - «Информационный»: название ресурса «Балет С. С. Прокофьева «Золушка» (слайд 1), «Содержание» (слайд 2), визитную карточку автора ресурса (слайд 27), используемые информационные источники (слайды 28-29).

2 блок - «С. С. Прокофьев»: слайд 3, знакомит учащихся с биографией композитора.

3 блок - «Словарь»: слайды 4-9, знакомят с музыкальными терминами и понятиями, содержат тестовые задания.

4 блок - «Персонажи и либретто»: слайды 10-11, знакомят учащихся с персонажами балета «Золушка», с содержанием (либретто) балета.

5 блок - «Это интересно»: слайды 12-15, знакомят с интересными фактами и событиями, связанными с балетом «Золушка» и главной героиней балета.

6 блок - «Музыкальный звездопад»: слайды 16-26, содержат занимательный интерактивный материал (кроссворд и игру).

Техническое и программное обеспечение ресурса

Ресурс выполнен в программе PowerPoint 2013. Для работы с ресурсом необходимы звуковые колонки, мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска), проигрыватель Windows Player , установленный по умолчанию операционной системой и видео кодеки K - Lite Codec Pack 9.9.0 для воспроизведения медиа ресурсов.

План работы с ресурсом, рекомендации по его использованию

Этап мероприятия

Слайды

Приветствие участников, обсуждение темы урока.

Знакомство с содержанием (этапами) урока.

Знакомство с биографией С. С. Прокофьева.

Уточнение знаний о музыкальных терминах и понятиях, связанных с балетом как жанром музыки. Слушание и анализ фрагментов балета С. С. Прокофьева «Золушка».

4-9

Уточнение и расширение знаний учащихся о персонажах балета. Знакомство с содержанием (либретто) балета.

10-11

Что мы знаем о балете «Золушка» и его главной героине? Интересные факты и события.

12-15

Закрепление полученных знаний с помощью кроссворда и дидактической игры.

16-28

Ресурс представляет собой интерактивное пособие для изучения темы «Музыкальные жанры: балет» в рамках урока музыкальной литературы из серии «За страницами учебника». В ходе предварительной подготовки к уроку нотные фрагменты (приложение) нужно распечатать по количеству детей в классе и перед уроком разложить в конверты.

Правильные ответы на задания кроссворда:

Задание 1 - «Оркестр».

Задание 2 - «Вариация».

Задание 3 - «Увертюра».

Задание 4 - «Занавес».

Задание 5 - «Премьера».

Задание 6 - «Кордебалет».

Правильные ответы на задания игры:

Задание 1 - «Ме ч ты Золушки о бале».

Задание 2 - «Сцена с ч асами».

Задание 3 - «Дуэт сестёр с апельсинами».

Задание 4 - «Вариации Феи Зимы».

Задание 5 - «Отъезд Золушки на бал».

Задание 6 - «Кузнечики и стрекозы».

Задание 7 - «Большой вальс».

Информационные источники

Левая Т. Скрябин и художественные искания ХХ века. СПб.: Композитор, 2007, с. 59-60

Подробное послайдовое описание ресурса и способов показа презентации

Блок (раздел)

Действия учителя

и учащихся

Описание слайда

Номер слайда

Информационный блок

Учитель: « Старая сказка о любви, о несчастной сироте и великолепном принце. Книги, кино и мультфильмы, спектакли о Золушке любят и взрослые, и дети. Однако именно балет своим неповторимым союзом движения и музыки дал сказке новое рождение. Итак, балет «Золушка», о нём пойдёт речь».

Титульный слайд : название работы, баннер портала «Сеть творческих учителей», фамилия, имя, отчество автора.

Переход на слайд 2 настроен по щелчку.

1

Визитная карточка: фамилия, имя, отчество, данные автора, фотография автора, адрес электронной почты, ссылка на профиль в «Сети творческих учителей».

- кнопка для перехода со слайда 27 на слайд 1.

27

Информационные источники: ссылки на Интернет-ресурсы, использованные для создания презентации.

Переход со слайда 28 на слайд 29 по щелчку. На слайде 29 установлены управляющие кнопки:

- возврат на слайд 2;

-

28-29

Учитель: «Ребята, предлагаю познакомиться с содержанием урока. Прочитайте про себя название этапов занятия и скажите, музыка какого композитора будет звучать на сегодняшнем уроке?»

Ученики: «На уроке будет звучать музыка Прокофьева».

Содержание (распределительный слайд):

«С. С. Прокофьев»

«Словарь»

«Персонажи и либретто»

«Это интересно»

«Музыкальный звездопад»

На каждый раздел установлена гиперссылка, ведущая на первый слайд соответствующего раздела презентации.

Для перехода следует нажать на нужный прямоугольник.

- завершение просмотра презентации.

2

С. С. Прокофьев

Учитель: «Сергей Прокофьев родился 11 апреля 1891 года в селе Сонцовка Донецкой области. Отец композитора был высокообразованным человеком, мать, Мария Григорьевна, была пианисткой, именно она привила маленькому Серёже интерес к занятиям музыкой. Уже в 5 лет мальчик начал учиться играть на фортепиано, а в 9 лет сочинил свою первую оперу «Великан». В юном возрасте Прокофьев поступает в Петербургскую консерваторию, которую успешно заканчивает и становится дипломированным композитором, пианистом и дирижёром. Скажите, какая музыка композитора Прокофьева вам знакома?»

Ученики: «Симфоническая сказка «Петя и волк».

Учитель: «Верно, сказка написана специально для детей в 1935 году. Сергей Сергеевич - автор опер, балетов, симфоний, фортепианной музыки, вокальных сочинений, музыки к фильмам. В годы Великой Отечественной войны написал балет «Золушка».

С. С. Прокофьев: на слайде страницы альбома с краткой биографией композитора. На слайде применён приём «Листание», листание страниц в альбоме происходит по щелчку на каждую страницу.

Возврат на слайд 2 (содержание) осуществляется по щелчку на управляющую кнопку.

3

Словарь

Учитель: «Что же такое балет?»

Ученики: «Танец, движения под музыку».

Учитель: «Действительно, основа балета - танец. Слово «балет» происходит от итальянского «ballo», что значит «танцую». Назовите слова-ассоциации со словом «бал».

Ученики: «Сказка, дворец, красивые платья, волшебство».

Учитель: «Вы правы, бал - время волшебства. На придворные балы приглашалось только избранное общество. И совсем как в сказке про Золушку, на бал надевали самые красивые и дорогие наряды, как на праздник.

Особенной пышностью отличались балы в Италии, именно в этой далёкой стране более 400 лет назад родилось искусство балета. Союз музыки и танца. Предлагаю заглянуть в музыкальный словарь и выяснить значение некоторых балетных понятий и терминов.

Найдите среди слов, так или иначе связанных с балетом, слово, значение которого вам известно». Ученики выбирают из списка знакомые слова: солист, оркестр, костюмы, декорации. Учитель проверяет правильность ответов учащихся (значений выбранных слов) и объясняет значение слов, не знакомых детям: кордебалет и пантомима.

Словарь: на слайде термины и понятия по теме «Балет».

На каждую плашку со словом установлен триггер, нажав на то или иное слово, появляется прямоугольник с фотографией и поясняющим текстом (значением слова).

4

Учитель: «Одним из самых известных сочинений Прокофьева является балет «Золушка». Вам знакома сказка про Золушку? Знаете ли вы писателя, который написал эту сказку?»

Ученики: «Шарль Перро».

Учитель: «Композитор С. С. Прокофьев тоже любил сказки, и на сюжет сказки Шарля Перро «Золушка» он сочинил балет.

Премьера балета «Золушка» состоялась в 1945 году. Какое важное событие произошло в это время?»

Ученики: «Наша страна одержала победу в Великой Отечественной войне». Учитель: «Как вы думаете, в каком городе впервые был показан балет?»

Ученики выбирают ответ из предложенных, обосновывают свой выбор.

Правильный ответ - «В Москве, в Большом театре».

Премьера: на слайде фотографии трёх театров оперы и балета в разных городах.

На фотографии настроены триггеры, по щелчку на каждую фотография меняет цвет: в случае неверного выбора становится светлее, в случае правильного ответа становится цветной.

.

5

Словарь

Учитель: « В каждом художественном произведении, в том числе и в балете, обязательно есть главные герои. В литературе описание внешнего вида, настроения героев происходит с помощью слов, текста. В балете же для создания образа персонажа композитор использует особый язык, язык музыки, средства музыкальной выразительности. Прочитайте задание на слайде, подумайте и ответьте, как в музыке называют портрет того или иного персонажа?»

Правильный ответ - «Лейтмотив».

Музыкальный портрет: Правильный ответ появляется по щелчку.

Переход к следующему слайду по щелчку.

6

Учитель: « В музыкальном портрете Золушки ясно различимы три темы, рассмотрите силуэты Золушки и предположите: какое настроение будет у каждой из этих тем? Послушаем музыку и убедимся в правильности или неверности наших суждений. Из конвертов на ваших столах достаньте ноты (см. приложение), послушав фрагмент балета, подберите к нему соответствующий нотный пример».

Ученики слушают три темы Золушки и раскладывают нотные фрагменты (листочки) в соответствии с порядком прозвучавшей музыки. После прослушивания каждого фрагмента предлагается обсудить особенности звучания той или иной темы с помощью подсказок в третьем столбике таблицы.

В качестве проверки учитель исполняет несколько тактов каждой темы на пианино, после исполнения очередного лейтмотива произносит слова «Эту тему сам Прокофьев называл «Золушка обиженная», эту тему композитор называл «Золушка мечтательная…», третью тему «Золушка влюблённая».

Музыкальный портрет Золушки: на слайде в таблице силуэтные изображения Золушки. Слайд озвучен, на значок «Нота» настроены триггеры, для того, чтобы послушать музыку (темы Золушки из балета С. С. Прокофьева) нужно нажать на ноту.

По щелчку на силуэтное изображение Золушки появляется текст в третьем столбике таблицы (характеристика звучания).

Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку .

7

Словарь

Учитель: «В одной из музыкальных тем Золушки звучала виолончель. Назовите группу музыкальных инструментов симфонического оркестра, к которой принадлежит виолончель».

В случае, если учащиеся затрудняются с ответом, учитель предлагает воспользоваться подсказкой.

Правильный ответ - «Струнная группа».

Виолончель: тестовое задание с подсказкой. Н а слайде список с названиями групп музыкальных инструментов симфонического оркестра.

На прямоугольники с названиями групп установлены триггеры. В случае верного ответа, по щелчку на выбранное название группы, появляется картинка-подтверждение, остальные прямоугольники, на которые настроены триггеры исчезают.

В случае неправильного ответа, по щелчку на выбранное название группы, прямоугольник исчезает.

По щелчку на кнопку в левом нижнем углу слайда появляется картинка-подсказка,

по второму щелчку на кнопку подсказка исчезает.

Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку .

8

Словарь

Учитель: « Из букв на слайде составьте слово, которое в переводе с итальянского языка означает «книжечка» или литературная основа (сценарий) балета».

Ученики: «Либретто».

Книжечка: на слайде использована анимация «Мозаика». Правильный ответ появляется по щелчку на кнопку-триггер «Проверка».

Вид слайда до начала работы.

Переход к слайду 2 (содержанию) осуществляется по щелчку на управляющую кнопку .

9

Персонажи и либретто

Учитель: « Следующий этап нашего урока «Персонажи и либретто». Рассмотрите фотографии из балета и перечислите знакомых вам персонажей».

Дети перечисляют всех, кроме фей (называют только одну фею), кузнечиков и стрекоз.

Учитель: «Прокофьев ввёл в балет и других персонажей, например, кузнечиков и стрекоз, фей времён года, которые по замыслу композитора помогают Золушке подготовиться к балу и добраться во дворец».

Персонажи: на слайде фотографии персонажей балета «Золушка», применён приём «Сорбонка». По щелчку на плашку со знаком вопроса появляется имя персонажа (персонажей).

Вид слайда до начала работы.

Вид слайда по окончании работы.

Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку.

10

Учитель: «Познакомимся с либретто балета «Золушка».

Учитель комментирует ход событий, читает пояснительный текст к изображениям. Возможно привлечение к знакомству с либретто заранее подготовленных учащихся.

Либретто: на слайде используется интерактивный приём «Лента».

Смена изображений и пояснительного текста к ним происходит по щелчку на кнопку-триггер.

Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку .

11

Это интересно

Учитель: «Балет «Золушка» один из самых популярных балетов в мире, посмотрим видео фрагмент из балета, обратите внимание на то, что некоторые женские роли в балете исполняют мужчины».

После просмотра видео учитель обращается к детям с вопросами.

Учитель: «Как бы вы назвали этот фрагмент? Почему? Какие средства музыкальной выразительности композитор использовал для изображения характера сестёр в музыке?».

Ученики: «Этот танец можно назвать «Трое и платок», «Сёстры и мачеха», «Ссора», потому, что танцуют мачеха и сёстры, они ссорятся, а Золушка старается быть незаметной. Музыка звучала, изображая характер злых и вредных героев сказки, острые, колючие, резкие, отрывистые интонации, как будто сёстры кричат друг на друга, ругаются.

Учитель (дополняет): «Недаром композитор назвал сводных сестёр Золушки Злюка и Кривляка. Музыка звучит в быстром темпе, громко, короткими длительностями, с неожиданными акцентами. Сергей Сергеевич Прокофьев назвал эту сцену «Па-де-шаль», что означает «Танец с шалью». Начало танца звучит изящно, но чем больше сёстры ссорятся, тем насмешливее, карикатурнее («карикатура» - изображение персонажа, содержащее насмешку, преувеличение) становится музыка.

Как писал сам Прокофьев, для него было важным, чтобы «… балет «Золушка» получился наиболее танцевальным». И мастеру это действительно удалось. Движение слышится в каждом музыкальном предложении, в некоторые моменты кажется, что музыка сливается с движением, диктуя направление малейшего взмаха руки. Неудивительно, что «Золушка» стала настоящей классикой балета в первый же день своего появления на свет.

Это интересно: на слайде видео фрагмент балета «Золушка». Видео воспроизводится по щелчку.

Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку .

12

Это интересно

Учитель : «В балете всё особенное: декорации, музыка, костюмы. Дайте определения некоторых фрагментов балетного костюма».

Правильные ответы - «Колет - мужская короткая приталенная куртка без рукавов, пачка - пышная многослойная балетная юбка, пуанты - женские балетные туфли, трико - облегающая часть балетного костюма».

Костюмы: на слайде задание на соответствие. Проверить правильность ответов можно по щелчку на кнопку-триггер.

Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку .

13

Учитель: «Уверена, что со следующим заданием вы тоже справитесь. В разных странах и на разных языках Золушку называют по-разному. Догадайтесь, как звучит имя героини на разных языках, вставьте в текст пропущенные слова».

Правильные ответы - «На английском языке - Синдерелла, на французском - Ченеретнола, на немецком языке - Ашепуттель, на итальянском - Сандрильон, на польском - Копчушек, на украинском - Попелюшка».

Имя героини: на слайде использован приём «Задание на подстановку». По щелчку слова занимают нужное (правильное) место в строке.

14

Это интересно

Учитель: «В Бельгии есть памятник, установленный в честь нашей сказочной героини, назовите столицу Бельгии, и вы увидите, как выглядит памятник Золушке в одном из городских парков».

Правильный ответ - «Брюссель».

Памятник Золушке: на слайде использован приём «Работа с картой». По щелчку на карту стрелка показывает границы Бельгии.

По второму щелчку на карту появляется фотография и поясняющий текст.

Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку .

15

Музыкальный звездопад

Учитель предлагает разгадать кроссворд или сыграть в игру, в зависимости от оставшегося на уроке времени и учитывая выбор детей.

Музыкальный звездопад: распределительный слайд одноимённого раздела. На фигуры с текстом установлены гиперссылки, ведущие на соответствующи й слайд.

Возврат на слайд 2 осуществляется по щелчку на управляющую кнопку .

16

Учитель знакомит учащихся с правилами разгадывания кроссворда:

прочитайте задание;

нажав на звёздочку, откройте картинку, которая поможет отгадать слово;

щелчком мыши закройте картинку;

назовите слово;

проверьте правильность ответа, нажав повторно на звёздочку;

получив ответ, перейдите к следующей цифре.

Кроссворд: на слайде правила разгадывания кроссв орда.

Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку.

17

Музыкальный звездопад

Учитель читает задания кроссворда, дети называют ответы на задания кроссворда.

Кроссворд: на слайде ячейки кроссворда и звёздочка с цифрой, по щелчку на звёздочку появляется картинка, которая поможет педагогу составить беседу о том или ином понятии (термине), а детям отгадать слово.

Вид слайда с картинкой (после того, как нажали на звёздочку).

Вид слайда с отгаданным словом (после повторного нажатия на звёздочку).

После того, как все клеточки кроссворда будут заполнены, появляется управляющая кнопка для возврата на распределяющий слайд раздела.

18

Учитель: « Впереди нас ждёт увлекательная игра «Музыкальный звездопад».

Один из детей по выбору учителя читает правила игры:

на игровом поле кликните по одной из падающих звёзд;

перейдите на слайд с заданием;

Выполните задание: нажмите на музыкальные ч асы, послушайте музыку и выберите наиболее подходящее к ней название; вернитесь по стрелке на игровое поле

и кликните по другой падающей звезде;

по окончании игры - сюрприз - (нажмите на туфельку в левом нижнем углу игрового поля).

Музыкальный звездопад (игра): титульный слайд игры. В нижней части слайда триггер «Правила игры», при нажатии на который появляются подробные правила игры. Вид слайда до начала работы.

Вид слайда с правилами игры.

Переход с титульного слайда на игровое поле по стрелке.

Возврат на распределительный слайд раздела по окончании игры по стрелке.

19

Музыкальный звездопад

Учитель предлагает начать выполнение заданий (поймать звёздочку).

Игровое поле: на слайде нотный стан и звёздочки, к которым применён эффект анимации (звёзды движутся вниз, «падают»). Каждая звезда - триггер с настроенной ссылкой-переходом к слайду с заданием.

В левом нижнем углу слайда туфелька, на неё настроена ссылка-переход к слайду 28, который демонстрируется участникам в качестве сюрприза после окончания игры.

20

Игра проводится фронтально, кто из детей быстрее поднимет руку, тот и произносит вслух правильный ответ.

Слайды-задания: тестовое задание. Н а слайде список с названиями музыкальных фрагментов из балета «Золушка» с установленными на них триггерами.

В случае верного ответа, по щелчку на выбранное название, появляется картинка-подтверждение, остальные триггеры исчезают.

В случае неправильного ответа, по щелчку на выбранное название, триггер исчезает.

Переход к следующему слайду с заданием по стрелке.

21-27

Музыкальный звездопад

Учитель: « 2016 год в России объявлен годом кино, какие фильмы, мультфильмы про Золушку вам знакомы? А сейчас сюрприз - весёлая знакомая песня в исполнении нашей сказочной героини. Слова Евгения Шварца, музыка Антонио Спадавеккиа, «Добрый жук ».

После просмотра видео учитель задаёт домашнее задание, прощается с детьми до новых встреч.

Слайд с видеофрагментом : видео воспроизводится по щелчку. Возврат на распределяющий слайд раздела по стрелке , с него возврат на 2 слайд.

28

Выбор редакции
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...

План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...

На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...

Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...
Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....
К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...
Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...