Анализ рахметова в романе что делать. Cочинение «Характеристика образа Рахметова


Рахметов -один из главных героев романа Чернышевского “Что делать?”. Ему посвящена глава “Особенный человек”. Он представитель знатной фамилии, известной с XIII века, в чьем роду - бояре, окольничие, генерал-аншефы и другие. Его отец в сорок лет вышел в отставку генерал-лейтенантом и поселился в одном из своих поместий, он был деспотического характера, умный, образованный и ультраконсерватор. Мать

страдала от тяжелого характера отца. В шестнадцать лет Рахметов стал студентом

естественного факультета, почти на три года покидал университет, занимался поместьем,

скитался по России, имел много приключений, которые сам себе устраивал, отвез несколько человек в Казанский и Московский университеты, сделав их своими

стипендиатами. Вернувшись в Петербург, поступил на филологический. Друзья

называют Рахметова “ригористом” и Никитушкою Ломовым (по имени знаменитого

бурлака) - за выдающуюся физическую силу, которую он упражнениями развил в себе.

После нескольких месяцев учебы в университете Рахметов свел знакомство с особо умными головами вроде Кирсанова и Лопухова, стал читать по их указаниям книги.

Он принял оригинальные принципы в материальной, нравственной и умственной жизни, они развились в законченную систему, которой он держался неуклонно. “Я не пью ни капли вина. Я не прикасаюсь к женщине”. А натура была кипучая. “Зачем это? Такая крайность вовсе не нужна”. - “Так нужно. Мы требуем для людей полного наслаждения жизнью, - мы должны своею жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще, что мы говорим только по принципу, а не по пристрастию, по убеждению, а не по личной надобности”. Рахметов ведет самый суровый, спартанский образ жизни, питается только говядиной для поддержания физической силы, мотивируя это тем, что должен есть только то, что доступно простому народу. Постоянно испытывает силу воли. Единственная его слабость - сигары. Успевает сделать чрезвычайно много, потому что положил за правило обуздывать себя и в распоряжении временем, не тратя его ни на чтение второстепенных книг, ни на второстепенные дела. Рахметов живет общим, а не личным, постоянно в хлопотах, мало бывает дома. Известен эпизод его любви к некой даме, которую он спас, остановив шарабан с понесшей лошадью. Рахметов сознательно отказывается от любви, потому что она связывает ему руки. В ответ на насмешки автора он говорит: “Да, жалейте

меня, вы правы, жалейте: ведь и я тоже не отвлеченная идея, а человек, которому

хотелось бы жить”. Рахметов, вероятно, участвует в “исчезновении” Лопухова,

выступает его доверенным лицом, передавая его письмо к Вере Павловне. Во время визита к ней он подробно излагает ей свой взгляд на ее ситуацию, отчитывает за то, что она передает мастерскую в другие руки, говорит он и о вине Лопухова, который, по его словам, не “предотвратил эту мелодраму”.

На образе Рахметова лежит печать таинственности, которой зашифрована революционная

деятельность героя - “потаенный” сюжет романа. Знаменует она и его избранность.

Несмотря на то, что герой принимает участие в романном конфликте, сюжетная функция его иная - представлять тип особенного “идеального” человека, с которым сопоставлены так или иначе все прочие персонажи. что через два года после описанных в романе

событий он уезжает из Петербурга, считая, что здесь уже сделал все, что мог, продает

свое поместье, часть денег раздает своим стипендиатам, чтобы они могли закончить

Центральным в романе является образ Рахметова - не только “нового”, но еще и “особенного человека”, “высшей натуры”, в котором слились лучшие черты передовых людей эпохи Н.Г. Чернышевского. Будучи по происхождению аристократом,)н становится демократом по взглядам на жизнь и жизненные идеалы. Рахметов - профессиональный революционер, революционный вождь. Это “рыцарь без страха и упрека”, человек будто выкованный из чистой стали. Таких людей, как он, немного. “Я встретил, - замечает Чернышевский, - до сих пор только восемь образцов этой породы...”

Рахметов не сразу стал “особенным человеком”. Сближение с Кирсановым, познакомившим Рахметова с учением социалистов-утопистов и философией Фейербаха, явилось толчком к превращению его в “особенного человека”. “Жадно слушал он Кирсанова в первый вечер, плакал, прерывал его слова восклицаниями проклятий тому, что должно погибнуть, благословений тому, что должно жить”. Рахметов, изучив теорию социализма, скоро переходит к революционному действию, становится революционером, человеком “особой породы”. “Он поважнее всех нас здесь, взятых вместе”, - говорит о нем Кирсанов. Рахметов с поразительной быстротой расширяет круг своих занятий после того, как переходит к революционной деятельности. В двадцать два года “он был уже человеком очень замечательно основательной учености”. Читал Рахметов только “самобытные” сочинения, и это потому, что, по его мнению, “по каждому предмету капитальных сочинений очень немного; во всех остальных только повторяется, разжижается, портится то, что все гораздо полнее и яснее заключено в этих немногих сочинениях. Надобно читать только их; всякое другое чтение - только напрасная трата времени”. Понимая, что сила вождя - в его близости к народу, Рахметов изучает жизнь трудящихся. Пешком исколесил он всю Россию, был дровосеком, пильщиком,

камнетесом, вместе с бурлаками тянул баржи по Волге. За силу бурлаки его прозвали

Никитушкой Ломовым в память легендарного волжского богатыря. Рахметов готовил себя к революционной деятельности, знал, что ему придется переносить лишения, муки, быть

может, даже пытки. И он заранее закаляет свою волю, приучает себя выдерживать

физические страдания.

Рахметов отличается редкой работоспособностью. “Он успевал делать страшно много, потому что и в распоряжении временем положил на себя точно такое же обуздание прихотей, как в материальных вещах. Н и четверти часа в месяц не пропадало у него на развлечения, отдыха ему не было нужно”. Занятия его были разнообразны, и смена их являлась для Рахметова отдыхом. О тайной революционной работе Рахметова Чернышевский, по вполне понятным причинам, не мог говорить открыто.

Он только упоминает о том, что у Рахметова “дел... была бездна, и все дела, не касавшиеся лично до него; личных дел у него не было, это все знали... Он мало бывал дома, все ходил и разъезжал, больше ходил. Но у него... бывали люди... часто по нескольку дней его не бывало дома. Тогда вместо него у него сидел и принимал посетителей один из его приятелей, преданный ему душою и телом и молчаливый, как могила”. Рахметов, зная, что революции нужны преданные и знающие люди, заботится о подготовке революционных кадров: в нескольких университетах учатся его стипендиаты, готовящиеся к подпольной

деятельности. Рахметов кажется человеком суровым и угрюмым. Он и сам говорит: “Видишь невеселые вещи, как же тут не будешь мрачным чудовищем”. Но суровость его только внешняя. “При всей своей феноменальной грубости, он был, в сущности, очень

деликатен”, - замечает Чернышевский. “Какой это нежный и добрый человек”, - думает о нем Вера Павловна.

Рахметов отказывается во имя революционной работы от личного счастья. “Я должен подавить в себе любовь, - говорит он любимой женщине, - любовь к вам связывала бы мне руки, они и так не скоро развяжутся у меня - уже связаны. Но развяжу. Я не должен любить... такие люди, как я, не имеют права связывать чью-либо судьбу с своею”. Рахметов борется за счастье народа, и эта борьба становится делом всей его жизни. “Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они... соль соли земли”.

Хотя у литературного Рахметова были, по словам Чернышевского, реальные прототипы, следует отметить, что роман “Что делать?” обладает признаками утопии. Это утверждение

относится не только к образу Рахметова, к образу Веры Павловны и ее деятельности, но к

внедрению новых форм организации труда. В романе автор создал образ революционера,

полностью отказавшегося от личной жизни. Он беспощаден к себе. Но будет ли он

беспощадным к другим? Абстрактный гуманизм, приобретая силу, может превратиться в свою противоположность, когда, воинствуя, навязывает счастье людям. Литературный образ человека, беззаветно служащего утопической идее, стал идеалом для многих революционеров, этому образу поклонялись террористы-одиночки, отдельно настроенные революционные группы и целые партии.

Роман “Что делать?” был написан Н.Г. Чернышевским в 1863 году, когда он находился в Петропавловской крепости. “Что делать?” - это философско-утопический роман, созданный по законам, типичным для этого жанра. Мысль о жизни преобладает над

непосредственным изображением ее. Роман рассчитан не на чувственную, образную, а на

рациональную, рассудочную способность читателя. Чернышевский надеется, что его

роман заставит русских читателей пересмотреть свои взгляды на жизнь и принять истину революционно-демократического, социалистического миросозерцания как руководство к действию. Роман явился “учебником жизни” для нескольких поколений русских

революционеров.

Создавая образ профессионального революционера, Чернышевский тоже заглядывает в будущее, во многом опережая свое время. Но характерные свойства людей этого типа писатель определяет с максимально возможной для его времени полнотой. Во-первых, он показывает процесс становления революционера, расчленяя жизненный путь Рахметова на три стадии: теоретическая подготовка, практическое приобщение к жизни народа и

переход к профессиональной революционной деятельности. Во-вторых, на всех этапах

своей жизни Рахметов действует с полной самоотдачей, с абсолютным напряжением

духовных и физических сил. Он проходит поистине богатырскую закалку и в

умственных занятиях, и в практической жизни, где в течение нескольких лет исполняет

тяжелую физическую работу, снискав себе прозвище легендарного волжского бурлака

Никитушки Ломова. И теперь у него “бездна дел”, о которых Чернышевский специально не распространяется, чтобы не дразнить цензуру. Главное отличие Рахметова от новых

людей заключается в том, что “любит он возвышенней и шире”: не случайно для новых

людей он немножко страшен, а для простых, как горничная Маша, например, - свой

Сравнение героя с орлом и с Никитушкой Ломовым одновременно призвано подчеркнуть и широту воззрений героя на жизнь, и предельную близость его к народу, чуткость к пониманию первоочередных и самых насущных человеческих потребностей. Именно эти качества превращают Рахметова в историческую личность. “Beлика масса честных и добрых людей... это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли”. Рахметовский “ригоризм” нельзя путать с “жертвенностью” или самоограничением. Он принадлежит к той породе людей, для которых великое общее дело исторического масштаба и значимости стало высшей потребностью, высшим смыслом существования. В отказе Рахметова от любви не чувствуется никакого признака сожаления, ибо рахме-товский “разумный эгоизм” масштабнее и полнее разумного эгоизма новых людей. Вера Павловна говорит: “Но разве человеку, -такому как мы, не орлу, - разве ему до других, когда ему самому очень тяжело? Разве его занимают убеждения, когда его мучат чувства?” Но здесь же героиня высказывает желание перейти на высшую ступень развития, которой достиг Рахметов. “Нет, нужно личное дело, необходимое дело, от которого зависела бы собственная жизнь, которое... для всей моей судьбы было бы

важнее всех моих увлечений страстью...” Так открывается в романе перспектива перехода

новых людей на ступень высших, выстраивается преемственная связь между ними.Но в то же время Чернышевский не считает “ригоризм” Рахметова нормой повседневного

человеческого существования. Такие люди нужны на крутых перевалах истории как

личности, вбирающие в себя общенародные потребности и глубоко чувствующие

общенародную боль. Вот почему в главе “Перемена декораций” “дама в трауре” сменяет свой наряд на подвенечное платье, а рядом с нею оказывается человек лет тридцати. Счастье любви возвращается к Рахметову после свершения революции.

Гаврилович Чернышевский был вождем революционной демократии. Все его творчество, все его философские работы и вся политическая деятельность были проникнуты единым чувством, единым стремлением: разжечь в России пламя крестьянской революции, доказать, что участие в ней есть прямой патриотический долг каждого честного человека.

Своим романом Чернышевский стремится возбудить в читателях веру в неизбежную победу социализма. Подлинный герой эпохи, перед которым преклоняется автор, - революционер Рахметов с его пламенной верой в будущее, готовностью отдать этому будущему жизнь, с его стремлением к добру. По тому, с какой любовью нарисован образ Рахметова, становится ясно, что это основной герой романа, разрешающий важнейший его вопрос.

Самое главное в романе - прославление революционной энергии подвига “особенного

человека” Рахметова. Находясь в тюремном заключении, Чернышевский не смог обрисовать революционную деятельность Рахметова и вынужден был лишь намеками давать представление о ней. Он указывает на обширный круг знакомств

Рахметова в России, на его частые отъезды из Петербурга по каким-то таинственным делам, на многочисленных посетителей Рахметова, на то, что Рахметов заранее приучает

себя к различным лишениям и даже пыткам.

Рахметов -человек, никогда не забывающий об интересах и страданиях народа, он - революционер. О людях, подобных Рахметову, Чернышевский говорит: “Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы... Это - цвет лучших людей, го двигатели двигателей, это - соль соли земли”. Рахметов - потомок очень древней фамилии, сын богатого помещика. В студенческие годы Рахметов познакомился с Кирсановым и

подружился с ним. С этого времени и началось его становление как “особенного человека”,

Рахметов закаляет себя физической работой, ведет самый суровый образ жизни. Он наблюдает жизнь людей не со стороны, он работает пахарем, плотником, бурлаком. Он гордится тем, что его прозвали Никитушкой Ломовым (именем волжскою богатыря-бурлака). Рахметов отказывается от любви, от жизненных удовольствий, “Мы требуем для людей полного наслаждения жизнью, - говорит он, - мы должны своею жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого не для удовлетворения своим личным

страстям, не для себя лично, а для человека вообще”.

В образе Рахметова запечатлены наиболее характерные черты зарождающегося в России

60-х годов XIX века профессионального революционера с его непреклонной волей к борьбе, с его нравственными идеалами, с благородством и бесконечной преданностью народу и России. В романе “Что делать?” впервые в русской литературе нарисована картина будущего социалистического общества, та великая цель, для достижения которой мужественные Рахметовы готовят революцию.

Образ Рахметова производил большое впечатление на читателя и служил образцом для

подражания. Жить так, как Рахметов, было мечтой каждого революционера. Роман

Чернышевского был поистине учебником для жизни рада поколений революционной

молодежи. Роман проникнут верой в неизбежность победы нового над старым.

  • Скачать сочинение "" в архиве ZIP
  • Скачать сочинение "Образ рахметова в романе Н. Г. Чернышевского *Что делать* " в формате MS WORD
  • Версия сочинения "Образ рахметова в романе Н. Г. Чернышевского *Что делать* " для печати

Русские писатели

Центральным в романе является образ Рахметова - не только «нового», но еще и «особенного человека», «высшей натуры», в котором слились лучшие черты передовых людей эпохи Н.Г. Чернышевского. Будучи по происхождению аристократом, он становится демократом по взглядам на жизнь и жизненные идеалы. Рахметов - профессиональный революционер, революционный вождь. Это «рыцарь без страха и упрека», человек будто выкованный из чистой стали. Таких людей, как он, немного. «Я встретил, - замечает Чернышевский, - до сих пор только восемь образцов этой породы...»
Рахметов не сразу стал «особенным человеком». Сближение с Кирсановым, познакомившим Рахметова с учением социалистов- утопистов и философией Фейербаха, явилось толчком к превращению его в «особенного человека». «Жадно слушал он Кирсанова в первый вечер, плакал, прерывал его слова восклицаниями проклятий тому, что должно погибнуть, благословений тому, что должно жить». Рахметов, изучив теорию социализма, скоро переходит к революционному действию, становится революционером, человеком «особой породы». «Он поважнее всех нас здесь, взятых вместе», - говорит о нем Кирсанов. Рахметов с поразительной быстротой расширяет круг своих занятий после того, как переходит к революционной деятельности. В двадцать два года «он был уже человеком очень замечательно основательной учености». Читаел Рахметов только «самобытные» сочинения, и это потому, что, по его мнению, «по каждому предмету капитальных сочинений очень немного; во всех остальных только повторяется, разжижается, портится то, что все гораздо полнее и яснее заключено в этих немногих сочинениях. Надобно читать только их; всякое другое чтение - только напрасная трата времени». Понимая, что сила вождя - в его близости к народу, Рахметов изучает жизнь трудящихся. Пешком исколесил он всю Россию, был дровосеком, пильщиком, камнетесом, вместе с бурлаками тянул баржи по Волге. За силу бурлаки его прозвали Никитушкой Ломовым в память легендарного волжского богатыря. Рахметов готовил себя к революционной деятельности, знал, что ему придется переносить лишения, муки, быть может, даже пытки. И он заранее закаляет свою волю, приучает себя выдерживать физические страдания.
Рахметов отличается редкой работоспособностью. «Он успевал делать страшно много, потому что и в распоряжении временем положил на себя точно такое же обуздание прихотей, как в материальных вещах. Ни четверти часа в месяц не пропадало у него на развлечения, отдыха ему не было нужно». Занятия его были разнообразны, и смена их являлась для Рахметова отдыхом. О тайной революционной работе Рахметова Чернышевский, по вполне понятным причинам, не мог говорить открыто. Он только упоминает о том, что у Рахметова «дел... была бездна, и все дела, не касавшиеся лично до него; личных дел у него не было, это все знали... Он мало бывал дома, все ходил и разъезжал, больше ходил. Но у него... бывали люди... часто по нескольку дней его не бывало дома. Тогда вместо него у него сидел и принимал посетителей один из его приятелей, преданный ему душою и телом и молчаливый, как могила». Рахметов, зная, что революции нужны преданные и знающие люди, заботится о подготовке революционных кадров: в нескольких университетах учатся его стипендиаты, готовящиеся к подпольной деятельности. Рахметов кажется человеком суровым и угрюмым. Он и сам говорит: «Видишь невеселые вещи, как же тут не будешь мрачным чудовищем». Но суровость его только внешняя. «При всей своей феноменальной грубости, он был, в сущности, очень деликатен», - замечает Чернышевский. «Какой это нежный и добрый человек», - думает о нем Вера Павловна.
Рахметов отказывается во имя революционной работы от личного счастья. «Я должен подавить в себе любовь, - говорит он любимой женщине, - любовь к вам связывала бы мне руки, они и так не скоро развяжутся у меня - уже связаны. Но развяжу. Я не должен любить... такие люди, как я, не имеют права связывать чью-либо судьбу с своею». Рахметов борется за счастье народа, и эта борьба становится делом всей его жизни. «Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они... соль соли земли».
Хотя у литературного Рахметова были, по словам Чернышевского, реальные прототипы, следует отметить, что роман «Что делать?» обладает признаками утопии. Это утверждение относится не только к образу Рахметова, к образу Веры Павловны и ее деятельности, но к внедрению новых форм организации труда. В романе автор создал образ революционера, полностью отказавшегося от личной жизни. Он беспощаден к себе. Но будет ли он беспощадным к другим? Абстрактный гуманизм, приобретая силу, может превратиться в свою противоположность, когда, воинствуя, навязывает счастье людям. Литературный образ человека, беззаветно служащего утопической идее, стал идеалом для многих революционеров, этому образу поклонялись террористы-одиночки, отдельно настроенные революционные группы и целые партии.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Из рассказов о новых людях

(Роман, 1863)

Рахметов — один из главных героев. Ему посвящена глава «Особенный человек». Родом из знатной фамилии, известной с XIII в. Среди его предков — бояре, окольничие, генерал-аншефы и пр. Отец его в сорок лет вышел в отставку генерал-лейтенантом и поселился в одном из своих поместий, был он деспотического характера, умный, образованный и ультраконсерватор. Мать страдала от тяжелого характера отца. Автор упоминает довольно значительный доход героя (три тысячи в год, притом что на себя он тратит только четыреста), чтобы подчеркнуть его неприхотливость и аскетизм.

К моменту романного действия ему 22 года. Он студент с 16 лет, учился на естественном факультете, но почти на 3 года покидал университет, занимался поместьем, скитался по России — и сухим путем, и водою, имел много приключений, которые сам себе устраивал, отвез несколько человек в Казанский и Московский университеты, сделав их своими стипендиатами. Вернувшись в Петербург, поступил на филологический. Друзья называют Р. «ригористом» и Никитушкою Ломовым (по имени знаменитого бурлака) — за выдающуюся физическую силу, которую он упражнениями развил в себе. После нескольких месяцев учебы в университете Р. свел знакомство с особо умными головами вроде Кирсанова и Лопухова, стал читать по их указаниям книги.

«За несколько времени перед тем, как вышел он из университета и отправился в свое поместье, потом в странствование по России, он уже принял оригинальные принципы и в материальной, и в нравственной, и в умственной жизни, а когда он возвратился, они уже развились в законченную систему, которой он держался неуклонно. «Я не пью ни капли вина. Я не прикасаюсь к женщине». А натура была кипучая. «Зачем это? Такая крайность вовсе не нужна». — «Так нужно. Мы требуем для людей полного наслаждения жизнью, — мы должны своею жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще, что мы говорим только по принципу, а не по.пристрастию, по убеждению, а не по личной надобности».

Поэтому Р. ведет самый суровый, спартанский образ жизни, питается только говядиной для поддержания физической силы, мотивируя это тем, что должен есть только то, что доступно простому народу. Постоянно испытывает силу воли (хрестоматийно известный эпизод лежания на гвоздях). Единственная его слабость — сигары. Успевает сделать чрезвычайно много, потому что положил за правило обуздывать себя и в распоряжении временем, не тратя его ни на чтение второстепенных книг, ни на второстепенные дела.

Р. живет общим, а не личным, постоянно в хлопотах, мало бывает дома. Известен эпизод его любви к некой даме, которую он спас, остановив шарабан с понесшей лошадью. Р. сознательно отказывается от любви, потому что она связывает ему руки. И ответ на насмешки автора он говорит: «Да, жалейте меня, вы правы, жалейте: ведь и я тоже не отвлеченная идея, а человек, которому хотелось бы жить». Р., вероятно, участвует в «исчезновении» Лопухова, выступает его доверенным лицом, переда-вая его письмо Вере Павловне. Во время визита к ней он подробно излагает ей свой взгляд на ее ситуацию, отчитывает за то, что она передает мастерскую в другие руки, говорит он и о вине Лопухова, который, по его словам, «не предотвратил эту мелодраму».

На образе Р. лежит печать таинственности, которой зашифрована революционная деятельность героя — «потаенный» сюжет романа. Знаменует она и его избранность. Несмотря на то что герой принимает участие в романном конфликте, сюжетная функция его иная — представлять тип особенного, «идеального» человека, с которым сопоставлены так или иначе все прочие персонажи. Известно, что через два года после описанных в романе событий он уезжает из Петербурга, считая, что здесь уже сделал все, что мог, продает свое поместье, часть денег раздает споим стипендиатам, чтобы они могли закончить курс, далее следы его теряются. Автор называет людей типа Р. «солью соли
земли».


ОБРАЗ
РАХМЕТОВА В РОМАНЕ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО “ЧТО
ДЕЛАТЬ?”



Центральным
в романе Н.Г. Чернышевского “Что делать?”
является образ Рахметова - “особенного
человека”, “высшей натуры”. В его образе
слились лучшие черты передовых людей эпохи
Чернышевского.


Аристократ
по происхождению, он становится демократом
по взглядам на жизнь и образу поведения.
Рахметов - профессиональный революционер,
революционный вождь. Это “рыцарь без
страха и упрека”, человек, будто выкованный
из чистой стали. Таких людей, как он, немного.
“Я встретил, - замечает Чернышевский, - до
сих пор только восемь образцов этой породы (в
том числе двух женщин)...”


Не сразу
стал Рахметов “особенным человеком”. Он
приехал в Петербург обыкновенным
порядочным юношей. Сближение с Кирсановым,
познакомившим Рахметова с учением
социалистов-утопистов и философией
Фейербаха, явилось толчком к превращению
его в “особенного человека”. “Жадно
слушал он Кирсанова в первый вечер, плакал,
прерывал его слова восклицаниями проклятий
тому, что должно погибнуть, благословений
тому, что должно жить”. Одаренный
необыкновенными способностями, Рахметов,
изучив теорию социализма, скоро переходит к
революционным действиям, становится
революционером, человеком “особой породы”.
“Он поважнее всех нас здесь, взятых вместе”,


- говорит
о нем Кирсанов. Рахметов с поразительной
быстротой расширяет круг своих знаний. В
двадцать два года “он был уже человеком
очень замечательно основательной учености”.
Читает Рахметов только “самобытные”
сочинения, что, по его мнению, “по каждому
предмету капитальных сочинений очень
немного; во всех остальных только
повторяется, разжижается, портится то, что
все гораздо полнее и яснее заключено в этих
немногих сочинениях. Надобно читать только
их; всякое другое чтение - только напрасная
трата времени”. Понимая, что сила вождя - в
его близости к народу, Рахметов пристально
изучает жизнь трудящихся. Пешком исколесил
он всю Россию, был дровосеком, пилыциком,
камнетесом, вместе с бурлаками тянул лямку.
Для простого человека он - свой, родной
человек. Недаром бурлаки прозвали его
Никитушкой Ломовым в память легендарного
волжского богатыря-бурлака.

Рахметов,
готовя себя к революционной деятельности,
знает, что ему придется переносить лишения,
мучения, быть может, пытки со стороны
царских тюремщиков. И он заранее закаляет
свою волю и тело, приучает себя переносить
физические страдания, отказывается от
всякой роскоши. Рахметов отличается редкой
работоспособностью. “Он успевал делать
страшно мною, потому что и в распоряжении
времени положил на себя точно такое же
обуздание прихотей, как и в материальных
вещах. Ни четверги часа в месяц не пропадало
у него на развлечение, отдыха ему не было
нужно”. Занятия его разнообразны, и смена
их является для Рахметова отдыхом. О тайной
революционной работе Рахметова
Чернышевский, по вполне понятным причинам,
не мог говорить открыто. Он только глухо
упоминает о том, что у Рахметова “дел... была
бездна, и все дела, не касавшиеся лично до
него; личных дел у него не было, это все
знали... Он мало бывал дома, все ходил и


разъезжал,
больше ходил. Но у него...бывали люди... часто
по нескольку дней его не бывало дома. Тогда
вместо него сидел у него и принимал
посетителей один из его приятелей,
преданный ему душою и телом и молчаливый,
как могила”. Рахметов, зная, что революции
нужны преданные и знающие люди, заботится о
подготовке революционных кадров: в
нескольких университетах учатся его
стипендиаты, готовящиеся к подпольной
деятельности. Рахметов кажется человеком
суровым и угрюмым. Он и сам говорит: “Видишь
невеселые вещи, как же тут не будешь мрачным
чудовищем”. Но суровость его только
внешняя, за ней скрывается нежная и любящая
натура. “При всей своей феноменальной
грубости, он был, в сущности, очень
деликатен”, - замечает Чернышевский. “Какой
это нежный и добрый
человек”,
- думает о нем Вера Павловна. Для того чтобы
помочь угнетенным, Рахметов отказывается
во имя революционной работы от личного
счастья. “Я должен подавить в себе любовь,
- говорит он любимой женщине, - любовь к
вам связывала бы мне руки, они и так не скоро
развяжутся у меня, - уже связаны. Но развяжу.
Я не должен любить... такие люди, как я, не
имеют права связывать чью-либо судьбу с
своею”.

Рахметов
борется за счастье народа, и эта борьба
становится делом всей его жизни. Нелегок
путь, по которому идет Рахметов, но богат он
счастьем и радостями. Огромно значение
Рахметовых для жизни. “Мало их, но ими
расцветает жизнь всех; без них она заглохла
бы, прокисла бы, мало их, но они дают всем
людям дышать, без них люди задохнулись бы.
Велика масса честных

и
добрых людей, а таких людей мало; но они в
ней... букет в благородном вине; от них ее
сила и аромат; это цвет лучших людей, это
двигатели двигателей, это соль соли земли”.
Для многих поколений революционных борцов
образ Рахметова явился примером поведения
и подражания, источником вдохновения, в нем
они черпали силы и мужество.

Истинный герой своей эпохи, перед которым «преклоняется» Чернышевский, - это Рахметов, революционер с его пламенной любовью ко всему доброму. В начале романа перед нами возникает образ Рахметова и вся невинная, приподнятая атмосфера уважения и признания, которой окружен этот герой. Все это с несомненностью свидетельствуют, что центральная тема романа не в изображении любви и новых семейных отношений «обыкновенных порядочных людей», а в прославлении всей необузданной революционной энергии и подвига обычного человека, Рахметова. С образом Рахметова напрямую связано название романа «Что делать?».

Примечательно, что в «Записках» III отделения, содержащих оценки журналов 60-х годов, это знаменитое место в романе цитировалось по «Современнику» полностью, слово в слово. Анонимный автор «Записок» свидетельствовал о «восторженном» приеме, оказанном читателями роману «Что делать?». Он горько досадовал на то, что последователи Чернышевского, «нигилисты наши составили такую плотную и самовластную корпорацию, что действуют в литературном мире совершенно деспотически».

Никто еще до Чернышевского в русской, да и мировой художественной литературе не сказал таких поэтически проникновенных слов о революционере, о социалисте. В заключительной главе романа «Перемена декораций» высказана уверенность в близости революционного переворота. Всем существом своим опальный автор «Что делать?» ждал революцию в России, приветствовал ее, прославлял ее деятелей.

Чувством большого художника-реалиста и мыслителя Чернышевский понял, что только рельефный образ с наибольшей полнотой выразит сущность русского революционера - тогда еще «экземпляра… редкой породы» - и окажет сильное воспитательное воздействие на читателя. По терминологии автора «Что делать?», он рисовал Рахметовых «забавными».

«В них было много забавного, - писал Чернышевский, - все главное в них и было забавно, все то, почему они были людьми особой породы». Находившийся под судебным следствием Чернышевский вынужден был часто прибегать к эзоповому языку, больше всего на тех страницах, где он писал о Рахметове. Слово «революционер» заменяется здесь понятиями «ригорист», «особенный человек», «высшая натура». Революционная деятельность - «дело», революционные убеждения и взгляды - «оригинальные принципы и в материальной, и в нравственной, и в умственной жизни». Революционная пропаганда - «огненные речи Рахметова, конечно, не о любви»; царизм, помещичий строй - «обстоятельства», «старый порядок», «то, что должно погибнуть». Социализм - «золотой век», «новый порядок», «то, что должно жить», и т. д.

Тончайшими намеками автор давал понять, что его герой ведет революционную работу. Сообщив о том, что у Рахметова бездна всяких «дел, не касавшихся лично до него», Чернышевский заключает рассказ словами, из которых становится ясно, каким опасным конспиративным занятиям предается его герой: «Но часто по несколько дней его не бывало дома. Тогда, вместо него, сидел у него и принимал посетителей один из его приятелей, преданный ему душой и телом и молчаливый, как могила».

В окружении этих и тому подобных намеков, раскрывающих политическое лицо Рахметова как революционера и социалиста, Чернышевский предельно заостренно, подчеркнуто выделяет главные стороны его характера, необычность жизненной биографии.

Рахметов - потомок древнейшей аристократической фамилии, сын богатого помещика-ультраконсерватора. Протестующие мысли стали бродить в голове юноши еще в доме отца-деспота, причинившего много зла и горя матери, любимой девушке, крепостному люду. В студенческие годы Рахметов сошелся с Кирсановым, и «началось его перерождение в особенного человека».

Уже этой необыкновенной биографией Рахметова (здоровый колос на крошечном клочке гнилого дворянского болота) заявлена могучая покоряющая сила новых революционных идей. При этом писатель не фантазировал, он знал, и знали его читатели, что революционеры - выходцы из дворянской среды - явление в русской истории не исключительное (Радищев, декабристы, многие из петрашевцев, Огарев, Герцен и т.д.).

Фигура Рахметова свидетельствовала, как далеко зашел процесс разложения внутри старого общества, внутри господствующего класса, если честные, здоровые люди отрекаются от него и примыкают к народу и революции. Рахметов закаляет себя физической работой, ведет самый суровый образ жизни, под стать простому народу. Больше того, Рахметов не со стороны наблюдает быт и жизнь народа. Герой Чернышевского сам работает пахарем, плотником, перевозчиком, бурлаком. Рахметов гордится тем, что товарищи по лямке окрестили его Никитушкой Ломовым, славным и дорогим для простонародья именем волжского бурлака-богатыря. Так необычайно выпукло, заостренно представлен в романе демократизм революционера, принесший ему доверие, уважение и любовь простых людей.

Чтобы подчеркнуть глубокую преданность Рахметова революционному делу, Чернышевский сознательно преувеличивает спартанские, аскетические начала в поведении своего героя. Натура кипучая, живая, страстная, Рахметов отказывается от любви, от жизненных удовольствий. «Мы требуем для людей полного наслаждения жизнью, - говорит он, - мы должны своею жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще».

Свою готовность выдержать самые тяжелые испытания, любые страдания, даже пытки во имя революционных убеждений Рахметов проверяет тем, что однажды хладнокровно укладывается на войлок, утыканный гвоздями, и, окровавленный, проводит, таким образом, всю ночь. «Проба. Нужно… - говорит Рахметов, - на всякий случай нужно. Вижу, могу».

Рахметов не только суровый человек, но и неразговорчив, «феноменально груб», «страшно резок», а, в сущности, он деликатный, милый, веселый, нежный и добрый человек. Вредные «обстоятельства» не позволяют ему забыть «свои тоскливые думы, свою жгучую скорбь», и он редко шутит, чаще выглядит «мрачным чудовищем». Честные люди не оскорбляются его резкостью. Они любят его, верят ему. Писатель восхищается своим «забавным» героем.

В роли Рахметова запечатлены наиболее значительные стороны характера зарождавшегося в России типа революционера, с его непреклонной волей к борьбе, высоким нравственным благородством, безграничной преданностью народу и родине. Ожесточенная общественная борьба вокруг «Что делать?», вокруг созданных Чернышевским образов «новых людей», озлобленные нападки врагов на автора этого революционного романа и искренняя благодарность приверженцев, союзников, в свою очередь, отчетливо выявляют политическое существо типа героя - Рахметова.

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...