Ассирийский зал в пушкинском музее. Египетский зал, история создания. Программа экскурсии Древний Рим. Культура и искусство


Давно собиралась рассказать о своем, пожалуй, самом любимом московском музее - Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Придется разбивать пост на две части, очень уж большой и интересный музей.




ЧАСТЬ 1

Не рассчитывайте обойти весь Государственный Музей Изобразительных Искусств им. А.С.Пушкина за одно посещение. Это практически невозможно. Разве только бегом, мельком бросая взгляды на богатые экспонаты, представленные на двух этажах в 30 залах!
Поэтому, быстренько «пробежаться» по залам музея предлагаю со мной прямо сейчас, а основательно с ним ознакомиться каждому самостоятельно и желательно за несколько посещений!
Совсем немного об истории музея. Церемония закладки Музея состоялась 17 августа 1898 года. Первых посетителей Музей изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете принял 31 мая 1912 года.

Как водилось в те достославные годы, музей возведен на пожертвования благотворителей. Большую часть денег внес великий русский меценат Юрий Степанович Нечаев-Мальцов.
Создатель музея Иван Владимирович Цветаев (1847 — 1913) — российский ученый-историк, археолог, филолог и искусствовед, член-корреспондент Петербургской Академии наук, профессор Московского университета (отец Марины Цветаевой).

Итак, вперед, по 1 этажу!

Зал 1. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. IV-I тысячелетия до н.э.

Богатейшая коллекция древнеегипетского искусства, представленная в экспозиции этого зала, знакомит с этапами развития культуры Египта, начиная с додинастического периода (IV тысячелетие. до н.э.) вплоть до времени Нового Царства (XVII-XII вв. до н.э.). Архитектура зала воспроизводит характерные черты храмового зодчества II тысячелетия до н.э. Росписи потолка, выполненные художником И.И.Нивинским в 1912 году, представляют собой свободную вариацию на тему декоративного оформления заупокойных храмов и гробниц.

Статуя Аменемхета III. Среднее царство, XII династия, середина - конец 19 века до н.э.

Саркофаг вельможи Маху. Новое царство, XVIII династия, XIV в. до н.э.

Статуя бога Анубиса. Новое царство, II тыс. до н.э.

Этим "записочкам" более 4000 лет!!!

Зал 2. ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ (Месопотамия, Урарту, Иран, Кипр, Парфия, Индия, Америка)

Экспозиция этого зала знакомит с искусством древних народов, населявших Переднюю Азию, Средиземноморье, Индийский полуостров и Латинскую Америку. В оформлении зала использованы мотивы росписей дворцов ассирийских царей: привратные демоны "шеду" и рельефы из царских дворцов (слепки). В центре зала на постаменте стоят подлинные сосуды Урарту, древнего государства (нынешняя территория Армении).

В витринах подлинные предметы древних цивилизаций.
Перу. Культура Рекуай. 1 тысячелетие н.э. Фигура воина-жреца. Нашего Ваньку-встаньку напоминает

Скифы. VII-V век до н.э. Глиняная кибитка (возможно, игрушка).

Четырехрукий Вишну с атрибутами в руках: дубинка, колесо, раковина и лотос.
Песчаник, IX в. н.э. Дар Индиры Ганди, премьер-министра Индии.

Рельеф, изображающий крылатого духа в позе благословления.
Слепок. Подлинник IX век до н.э. находится в Британском музее, Лондон.
К работе над слепками И.В. Цветаев в разные годы привлекал известных русских ученых и выдающихся художников. Гипсовые слепки и гальванокопии заказывались в 1890 - 1911 годах в знаменитых европейских мастерских.

Зал 3. СОКРОВИЩА ТРОИ

Коллекция из 259 предметов из кладов, обнаруженных Генрихом Шлиманом во время раскопок Трои в 1871-1890 годах, хранится в ГМИИ им. А.С. Пушкина с 1945 года. Коллекция была передана Советскому Союзу вместе с другими художественными ценностями по решению советской Контрольной Комиссии в качестве частичной компенсации за ущерб, нанесенный фашистами.

Зал 4. ИСКУССТВО АНТИЧНОГО МИРА (Кипр, Древняя Греция, Этрурия, Древний Рим)

Коллекция античных подлинников - одна из самых ранних в собрании ГМИИ. Первые древнегреческие вазы и терракоты были приобретены для Кабинета изящных искусств Московского университета в 50-60-х годах XIX века. Сегодня в собрании более десяти тысяч подлинников, относящихся к периоду с III тыс. до н.э. по IV век н.э. Более половины из них найдено экспедициями ГМИИ в ходе археологических раскопок.

В четырех разделах зала - Кипр, Древняя Греция, Этрурия, Древний Рим - представлены памятники основных художественных регионов и центров античного Средиземноморья.
Центральное место в разделе искусства Древнего Рима занимает саркофаг с дионисийскими сценами (ок. 210 г.) - один из самых известных памятников собрания Музея.

Торс обнаженного Диониса с мечом и лозой винограда. Первая половина II века, мрамор.

Зал 5. ИСКУССТВО СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ

Экспозиция построена на материалах, найденных экспедициями ГМИИ им. А.С. Пушкина на юге России и в Крыму.

Портретная статуя правителя из Горгиппии. Мрамор, 80-е гг. II в.
Найдена в 1939-1940 гг. в Анапе (античная Горгиппия).

Зал 6. КОПТСКОЕ И ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

В первые века нашей эры в Египте начала распространяться христианская религия. Египтян-христиан называли коптами.
Зал представляет искусство и культуру Египта после походов Александра Македонского, когда египетское искусство вбирает в себя черты искусства греков («эллинов»). Большинство экспонатов связано с погребальным культом - саркофаги, погребальные пелены и маски. В центре зала витрина с египетскими саркофагами и мумиями VI-I вв до н.э.

Особый интерес представляет коллекция 16 фаюмских портретов, выполненных в сложнейшей технике восковых красок.
Портрет женщины, вторая половина II в.

Маски мумий, II в.

Зал 7. ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ XIV-XVI веков. ИСКУССТВО ИТАЛИИ VIII-XVI веков

Византийская живопись представлена в основном памятниками XIV века. К числу шедевров мирового уровня относится исключительная по тонкости исполнения икона «Собор двенадцати апостолов».

Коллекция итальянского искусства - одна из лучших в собрании ГМИИ.

Джованни Антонио Больтраффио. Портрет юноши в образе святого Себастьяна. Конец 1490-х.

Джулио Пиппи. Дама за туалетом. Начало 1520-х.

Зал 8. ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ И НИДЕРЛАНДОВ XV - XVI веков

Искусство Северного Возрождения впервые представлено в отдельном зале. Это шесть досок Лукаса Кранаха Старшего, «Бичевание Христа» крупнейшего мюнстерского мастера Иоганна Кёрбеке, «Благовещение» Мастера из Хоогстратена и др.
Собрание немецкого искусства XV века ГМИИ по числу и качеству работ является лучшим в России.
Также здесь представлен раздел искусства Нидерландов.

Зал 9. Фламандское Искусство XVII века.

Зал живописи Фландрии дает целостное представление о фламандской школе. Наряду с самыми яркими именами, такими как Рубенс, Ван Дейк, Йорданс, Снейдерс, число экспонируемых картин которых возросло, прежде всего, за счет полотен большого формата, в зале теперь можно видеть работы их учеников и современников (около двух десятков новых холстов).

Зал 10. Рембрандт и мастера его школы.

Впервые в качестве самостоятельного раздела показаны шесть картин Рембрандта, а также работы его учеников и последователей.

Зал 11. Голландская живопись XVII века.

Картины голландской школы XVII столетия составляют один из самых многочисленных и привлекательных разделов экспозиции ГМИИ. В условиях жесткой зависимости от рыночной конкуренции голландские художники сосредоточили внимание на одном или нескольких жанрах, где они чувствовали себя наиболее уверенно. Одни предпочитали писать картины на религиозные и мифологические сюжеты (работы Хендрика Голциуса, Геррита ван Хонтхорста, Николаса Берхема), другие - пейзажи, третьи - жанровые сцены и натюрморты.

Зал 14. ГРЕЧЕСКИЙ ДВОРИК. Искусство Древней Греции. 2-я половина V — начало IV века до н.э. Слепки.

Один из красивейших залов музея. Сложная организация движения по трем уровням пола позволила с удивительной точностью передать свободную живописность ансамбля Афинского Акрополя.

Зал 15. ИТАЛЬЯНСКИЙ ДВОРИК. Искусство Средних веков и Возрождения. Слепки.

Итальянский дворик построен как уменьшенное повторение внутреннего двора палаццо Барджело: угловая лестница, ведущая на второй этаж, небольшие колонны с растительными капителями, поддерживающие балкон, легкая аркада, колодец в центре. Точность выбора архитектурного прототипа позволила объединить в экспозиции зала образцы классического искусства немецкого средневековья с произведениями прославленных итальянских скульпторов эпохи Возрождения.

Музей Изящный Искусств был задуман, как пособие в изучении истории, поэтому переход из зала в зал был как бы переходом в более позднюю эпоху. И первым залом на этом пути был Египетский зал Музея. Зал номер один. Остальные должны были следовать за ним в "строгой системе, в порядке исторической последовательности" (из записки И.В.Цветаева "Университетский Музей изящных искусств в Москве")

Египетский зал Музея располагался и сейчас располагается на первом этаже слева от вертибюля и сообщается с одним из входов в музей. Это крыло как бы выключено из центральной оси Музея: вестибюль, лестница, Центральный зал, и поэтому не связан с ними стилистически.

Для привлечения дарителей И.В.Цветаев придумал "приманку, способствующую сбору средств на строительство Музея". В Положении о Комитете было прописано, что лица, выделившие деньги на сооружение того или иного зала, «получали право ходатайствовать о присвоении этому залу любого имени». Египетский зал находится на особом положении. На заседании Комитета по устройству музея от 16 марта 1899 года состоялось чевствование Ю.С.Нечаева-Мальцова по случаю 65-летия. На этом заседании Комитет принял решение о присвоении имени Нечаева-Мальцова Египетскому залу Музея, сооруженному на общие средства Комитета. Однако уже в письме от 5 ноября 1898 года Цветаев пишет Нечаеву-Мальцову: "Прежде мы думали о дорическом характере отделки вестибюля, но теперь помышляем о египетском: пусть он открывает историю искусств и ведет к Вашему залу." Может быть, этому способствовало то, что именно посылка Нечаева-Мальцова из Каира была первой лептой, внесенный в Египетскую коллекцию музея.

Отделкой Египетского зала занимались Р.Клейн и Нивинский, но Иван Владимирович не мог оставить без внимания ни один уголок своего музея.

"Как было бы хорошо имитировать во входе в... зал древнеегипетский пилон, выкладкой его из кирпича или даже декоративной живописью. Как пилоны служили фасадами египетских храмов, так этот живописный или штукатурный пилон вводил бы в первый зал Музея. Какое счасть было бы украсить этот зал парочкой-другой египетских колонн разных типов." - писал он Нечаеву-Мальцову.

А в 1909 году он пишет Р.И.Клейну: «Египтолог Голенищев указал мне только что вышедшее английское издание одной могилы с потолком в красках из Коршунов, олицетворящих солнце. Это будет эффектно и верно. Их посадим на балки, а между ними площади усеем только звездами, знаками зодиака, но не картинами бытового характера, к потолку (- «небу») не идущими.»

с колоннами-папирусами, с коршунами на потолке...

и с уникальной коллекцией в шкафах

До начала создания Музея.Цветаев не был в Египте. Впервые, наверное, эта мысль посетила его при разглядывании папирусов, которые прислал из Каира Ю.С.Нечаев-Мальцев. Но уже в декабре 1908 года Цветаев пишет: «Хочется мне перед смертью побывать в стране пирамид.» Как раз в это время ему присылают приглашение на II Международный археологический съезд в Каире. Он радуется, как ребенок. Пишет шутливые письма Н.И.Романову в Афины: «... весь Египет, говорят, облекся в траур, когда по нему пронеслась весть, что я на конгресс не прибыл. Но зато на другой же день чуть не разломили здание съезда, когда узнало народонаселение Каира о моем появлении под египетским небом.» и еще «Мосперо, чтобы успокоить арабские толпы и удовлетворить любопытство делегатов всего мира, назначил мою конференцию через четверть часа по моем приходе.» Цветаев счастлив таким вниманием и скромно описывает свои реторические успехи: «Пригодились мне тут демосфеновские приемы произнесения речи под плеск морских волн, которым я предавался на досуге в каюте парохода, сидя у люка на койке. Речь я таким образом приладил к своей неповоротливой, владимирской семинарстской лингве - и дело сошло с таким триумфом, что чуть не лопнули окна и не провалился потолок зала от рукоплесканий.»

Зал был готов к декабрю 1911 года, и Цветаев пишет письмо профессору Б.А.Тураеву: «Почтительнейше прошу Вас, если Вы найдете это возможным, вступить в отправление обязанностей заведующего египетским залом 2 января будущего года.» Б.А.Тураев соглашается и вскоре Цветаев получает письмо от М.В.Никольского: «Сердечно радуюсь тому, что Вам удалось привлечь в состав Музея глубокоуважаемого моего друга, проф.Б.А.Тураева для заведывания коллекцией В.С.Голенищева. Это поистине счастье, ниспосланное судьбой.»

Конечно, мы не охватим всего сразу, стоя посреди Египетского зала Музея. В музеи надо возвращаться, они не любят суеты, но откликаются на внимание и терпение. Поэтому про В.С.Голенищева и его коллекцию, про Б.А.Тураева, и про многое другое мы узнаем, когда вернемся в самый таинственный зал Музея Изящных Искусств.


Зал 1. Искусство Древнего Египта.

Коллекция египетских подлинников поступила в музей от санкт-петербургского академика Владимира Семёновича Голенищева. В.С.Голенищев был учёным, археологом, он ездил в Египет с экспедицией от Государственного Эрмитажа и выполнял роль надзирателя за работами. Параллельно он собирал коллекцию для себя. Санкт-петербургская коллекция собиралась во время раскопок, поэтому её предметы точно датированы, атрибутированы и привязаны к той или иной гробнице. А для себя В.С.Голенищев покупал предметы на «чёрном рынке». Поэтому они были ни атрибутированы и ни датированы. Уже позже учёные определяли возраст памятников и принадлежность к той или иной гробнице по параллелям с другими подобными артефактами.

В 1909 году Голенищев разорился и был вынужден продать свою коллекцию. Но, несмотря на выгодные предложения из разных стран, учёный хотел, чтобы его коллекция осталась в России, поэтому он продал её за меньшую сумму императорской казне. Причём, первую половину суммы ему выплатили сразу, вторую обещали выплатить позже, да так никогда с учёным и не расплатились, как у нас в России водится.

Коллекцию решили отправить в Москву, потому что в Эрмитаже уже было собрание египетского искусства. В итоге, московская коллекция оказалась даже лучше, чем та, что выставлена в Эрмитаже. Она меньше по количеству предметов, но их качество значительно выше. Ведь В.С.Голенищев старался, чтобы каждая эпоха, каждое явление в египетской культуре, были представлены каким-либо предметом. Именно поэтому, собрание египетских древностей в ГМИИ хоть и компактнее, но лучше собрания Эрмитажа. В настоящее время это лучшая в России коллекция египетского искусства. И она стала первой коллекцией подлинников в музее.

Зал № 1, где сейчас экспонируются памятники Древнего Египта, специально перестроили под коллекцию В.С.Голенищева. Его собрание попало в музей, когда он ещё находился на стадии строительства.

Потолок поддерживают колонны в древнеегипетском стиле, имитирующие связки папируса. Вся архитектура зала восходит к одному из залов древнеегипетского храма. Чтобы представлять себе обстановку древнего святилища, Роман Иванович Клейн ездил в Египет, посещал и осматривал храмы. В частности, он обратил внимание на храм Амона в Луксоре и прежде всего ориентировался на него. Окна были завешены, потому что зал египетского храма не предполагал естественного освещения. Вверху, на потолке, помещается многократно повторенное изображение птицы с распростёртыми крылами, это образ богини неба Нут.


Потолок также расписан под звёздное небо.

Один из залов египетского храма фактически воспроизводил природу на берегах Нила, горы царственных папирусов.
И.В.Цветаев специально просил Р.И.Клейна сделать зал в таком стиле для того, чтобы посетитель не просто посмотрел отдельные предметы, но и проникся атмосферой Древнего Египта. К тому же, изначально музей планировали как учебный и его целью было дать студентам представление не только о живописи, скульптуре и мелкой пластике, но и об архитектуре.

О коллекции . Реэкспозиция в зале проходила несколько лет назад, в 2012 году. Некоторые памятники оказались в фондах, другие – наоборот, выставили. В настоящее время представлена примерно треть имеющейся коллекции, то есть большая часть египетских древностей находится в запасниках.

ПАМЯТНИКИ
Саркофаг и мумия Хор-Ха. Любопытно, что эту мумию никак не могут сфотографировать, рентгеновские снимки никогда не получаются. Мумия “не хочет” открывать свои тайны. Это мумия жреца Хор-Ха, он умер во 2 тысячелетии до н.э.

Мумия находится в горизонтальной витрине справа от входа в зал

Как египтяне бальзамировали мумию? Существует множество рецептов и все они, по сути, сводятся к одной и той же технологии: в боку мёртвого тела делали надрез. Эго делал специально обученный человек, которого называли «парасхист» (вспарыватель). Тело умершего человека считалось священным и поэтому, парасхиста, с одной стороны, нанимали родственники умершего и платили ему деньги за нанесение надреза на боку. С другой стороны, как только парасхист наносил надрез, он со всех ног убегал. Люди, которые его наняли, теперь бежали за ним и бросали в него камни за то, что он совершил такое святотатство.

Затем, через разрез доставали внутренности, которые промывали, помещали в специальные сосуды, наполненные бальзамирующими веществами. Такие сосуды есть в коллекции музея, они расположены в вертикальной витрине за мумией Хор-Ха, в углу, почти напротив входа в зал).


Все полости в теле также заполняли бальзамирующими веществами. Тело помещали в «натрон» – некое подобие соды. Натрон вытягивал из тела всю влагу и начинался процесс мумификации. Тело было иссушено, поэтому уже не могло истлеть. Его повивали льняными бинтами и помещали в саркофаг.

Саркофаг жреца Хор-Ха не самый лучший и не самый красивый в коллекции. Самый лучший – это саркофаг Маху.

Саркофаг Маху.



Он повторяет форму мумии, гробница сужается к ногам. На саркофаг всегда помещалась маска, которая должна была обозначать лицо умершего. Именно обозначать, а не изображать. Потому что в независимости от того, кого хоронили – старика, девушку, женщину, человека молодого или старого – маска всегда была одинаковая. Лицо маски рисовали с широко раскрытыми глазами, подчёркнутыми чёрной или тёмно-синей краской.

Египтяне верили, что когда душа вновь соединится с телом, то она должна войти в саркофаг именно через глаза. Для этого тело сохраняли, мумифицировали.

Саркофаг Маху – блестящий образец древнеегипетского искусства. Он выполнен из дерева, этот материал очень высоко ценился в Древнем Египте, дерева было немного. Чёрный цвет саркофага подчёркивает сияние позолоты. Позолота, тонкость проработки деталей свидетельствует о том, что это саркофаг очень богатого человека, выполненный лучшими мастерами.

Несомненно, лучшими египетскими мастерами выполнялись и деревянные статуи Аменхотепа и его жены Раннаи. Эти фигуры, с одной стороны, соединяют традиции египетского искусства.

Аменхотеп и его жена, «певица Амона», Раннаи - жрецы храма бога Солнца.

Египтяне всегда изображали людей в застывшей позе широкого шага с прямыми ногами. Это не совсем живоподобно, ведь во время ходьбы колени сгибаются. Здесь ноги прямые, руки вытянуты вдоль тела и прижаты к нему. Левая рука Раннаи согнута в локте и тоже прижата к телу. Правило здесь сочетается с очень тонким психологизмом. Фигура мужчины высокая, он широкоплечий. Он уверенно шагает, его голова высоко поднята и открыта. Он жрец, поэтому не носит парика и волосы не затемняют лицо, оно ярко освещено. Он чуть-чуть поворачивает голову влево. Он как будто сопротивляется правилу, согласно которому изображаемый должен был смотреть прямо перед собой. Фигура его жены тонкая, хрупкая, она мелко семенит ногами в своём узком платье, в противоположность широкому шагу мужа. Её лицо чуть приопущено, на лицо падает тень от волос. С правой стороны волосы не сохранились, но они тоже были. На лице женщины появляется мечтательное, загадочное выражение. Именно так египтяне представляли себе идеального мужчину и идеальную женщину. Мужчина – сильный и решительный, женщина – хрупкая, тонкая, загадочная. И в этом прелесть египетского искусства. С одной стороны, оно имеет строгие правила, с другой – внутри этих правил может быть очень тонкая и изысканная психологическая характеристика.

Кроме дерева египтяне очень любили слоновую кость, а ещё больше – камень.
Косметическая ложечка. Шедевр музея – маленькая костяная ложечка, она известна на весь мир. Это тончайшая работа из слоновой кости. Ложечка предназначается для косметики.



Она представляет собой шкатулку для хранения косметических средств, её можно открыть. Шкатулка выполнена в виде плывущей девушки с цветком лотоса в руках. Кроме раскрашенной и нераскрашенной слоновой кости здесь использовано буковое дерево, из этого материала сделан паричок у девушки. Такая тонкая, изящная вещь, возможно, употреблялась в быту богатых людей, а возможно, была ритуальной. Происходит она, конечно, из гробницы.

Особенностью древнеегипетской культуры в том виде, в котором она до нас дошла, является то, что предметы происходят не из домов или из дворцов, а именно из гробниц. Это то лучшее., что египтяне хотели взять с собой в загробное царство.

Здесь также представлена эпоха Среднего Царства в египетском искусстве. Название говорит о том, что это середина существования древнеегипетского царства – 2-ое тысячелетие до н.э. В это время особое внимание в египетском искусстве уделяется портретным изображениям.

Скульптуры Аменемхета III интересны тем, что их сохранилось достаточно много.

Фараон правил достаточно долго, он основал фаюмский оазис в Египте. Его изображали неоднократно, в разном возрасте, его изображение можно найти в разных музеях – в берлинском, в Эрмитаже. По его портретам можно наблюдать, как внешность фараона менялась с возрастом. В ГМИИ Аменемхет III представлен не стариком, но и не молодым человеком. Если присмотреться, то можно заметить мешки под глазами, тяжёлые, нависшие веки, морщинистые губы, то есть фараон далеко не юн. Но его голова присоединена к телу молодого и сильного юноши, так как фараон в Древнем Египте считался богом и олицетворением Египта и всегда должен был изображаться сильным и молодым. Поэтому здесь, с одной стороны присутствует портретное изображение, а с другой, обожествление фараона, представленного в теле молодого и сильного юноши, который ничем от богов не отличается.

На этом разговор о египетском искусстве можно заканчивать, мы увидели шедевры зала. Если есть время, можно показать рельеф начальника сокровищницы Иси. (Рельеф. Известняк. Середина 3-го тыс. до н. э.)

Существуют несколько рельефных изображений казначея фараона Иси. Следует подчеркнуть, что при изображении человека египтяне пользовались строгими правилами. Плечи человека развёрнуты в фас, голова имеет сложный поворот. В действительности, совершенно невозможно свернуть глаз так, как он изображён. Человек смотрит прямо на нас, то есть глаз изображён в фас, при этом голова повёрнута в профиль. Такое изображение показывало, что изображённый человек живой, что он способен к движению.

Когда египтяне изображали мумию, не живое тело, то в композициях, посвящённых погребению, мумию изображали либо строго в фас, либо строго в профиль. Сложное изображение казначея Иси подчеркивало, что человек живой, поэтому и собирали разные точки зрения. То, что для нас считается нереалистичным, с их точки зрения было совершенным реализмом, указанием на то, что это живой человек.

Полтора года назад из Пушкинского музея вынесли всех импрессионистов и работы XX века. Теперь они живут в отдельном здании слева (ранее - Музей личных коллекций, ныне - Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков). В результате на верхних этажах основного здания освободилась куча места - экспозицию решили обновить. Всем хранителям было что вынуть из-под полы - и, разумеется, всем хотелось. Хотя значительно увеличиться могли лишь две коллекции - голландская, за счет бесконечных и бесконечно плодовитых малых голландцев (великие давно в экспозиции), и итальянская, где есть что прибавить к каждому столетию (хотя не представленные ранее имена в основном знакомы лишь искусствоведам, причем итальянистам). В результате добавили и тех и других, но в разных пропорциях. Но обо всем по порядку.

За ночь экспозицию, конечно, не поменяешь, процесс долгий. Залы закрывались по очереди, ремонтировались и менялись, картины реставрировались и доставались из запасников. Унесли наверх французов, собрали в одном зале Рембрандта и его школу. Постоянным посетителям музея это вряд ли покажется поразительной метаморфозой - ну, стены покрасили, этикетки сменили, щиты новые сделали. Но если вспомнить, как все выглядело в прошлом году, - оказывается, все так же, да не так. На первом этаже неизменными остались лишь Греческий и Итальянский дворики (в первом появился проект реконструкции музея, а во втором елка, но это, вероятно, не навсегда). Все остальное перемешалось. Левую анфиладу теперь полностью занимают древности и античность, вытеснившие итальянские иконы и Раннее Возрождение. Правда, путь туда по-прежнему лежит через фаюмские портреты, а «Сокровища Трои», вошедшие теперь в постоянную экспозицию, давно находятся в музее под видом выставки. По центру теперь вход в итальянские залы, в предбаннике которых выставлены произведения Византии. В зале с Итальянским Возрождением больше не показывают Кранаха и ранних немцев. Затем, минуя Итальянский дворик и пройдя через французский портик, попадаешь в северную школу (раньше здесь были французы): у вынесенного из Италии Кранаха теперь свой отдельный закуток. Далее по анфиладе следуют отдельные фламандские и голландские залы с уголками Рубенса и Рембрандта. В Голландии появился Питер де Хох, о существовании которого никто, кроме хранителей, и не догадывался. На втором этаже по-прежнему большую часть залов занимают копии и слепки (их, к сожалению, не тронули). Зато в левом крыле поселились итальянцы - академисты, маньеристы и венецианская школа. Появился новый замечательный Тьеполо, Маньяско и несколько Веронезе (со школой). Правое крыло, как уже говорилось выше, отдано французам, обогатившимся Лебреном и Лорреном. В целом же экспозиция увеличилась на треть, что приятно. Теперь от Пушкинского ощущение, как после неаполитанского музея Каподимонте, - будто история искусства состоит в основном из античности и массы итальянцев, а все прочее было так, по мелочи.

Самое удивительное, что вся эта красота - ненадолго: музей скоро вообще закроют. К столетнему юбилею (то есть к 2012 году) Пушкинский должны реконструировать. Проектом реконструкции занимается Норман Фостер, по предварительным планам, на Волхонке появится огромный подземный музейный квартал. Финал этой истории непредсказуем: пока проект пройдет все согласования, подземный музей может превратиться в тридцатиэтажный торговый центр - но с Пушкинским, надеемся, этого не случится. Пока же в залах музея уже проведена одна незаметная реформа. Дело в том, что в наших музеях принцип осмотра принудительный - благодаря анфиладной системе залов. То есть посетитель не может посмотреть только Рембрандта или только малых голландцев - чтобы добраться до них, волей-неволей приходится миновать множество разных стилей, имен и эпох. Раньше, чтобы попасть в залы древней Ассирии, нужно было пройти итальянские иконы, а вход в Италию XVII–XVIII веков лежал через французский зал. Теперь же можно отдельно сходить в залы античности или ранней Италии, или Голландии, или поздней Франции. Хотя, если честно, музей такой маленький, что просмотрев в один присест всю экспозицию, даже в увеличенном на треть варианте, не устанешь ни за что.

Экскурсии в музеи Москвы, в том числе и в музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина могут проводиться в двух форматах.

1-й формат проведения экскурсии, конечно же, индивидуальный. На такой экскурсии обычно присутствует от 1 до 5 человек.

Цель туристов – в составе небольшой группы получить максимально больше полезной и интересной информации от общения с профессиональным экскурсоводом.

Ведь нужно понимать, что индивидуальная экскурсия проходит в режиме диалога.

Каждый гость может задать любой вопрос экскурсоводу или гиду-переводчику, поменять направленность программы, сократить или увеличить длительность экскурсии в целом.

Групповая экскурсия в ГМИИ им. А.С. Пушкина

2-й формат проведения экскурсии – это экскурсия для заранее самостоятельно сформированных групп в составе от 1 до 20 туристов.

Групповые экскурсии, как правило, больше подходят для сборных взрослых групп или для школьников.

В любом случае специалисты компании Городской Вояж используют полностью индивидуальный подход для организации и проведения экскурсий в Пушкинском музее.

Стоимость экскурсий и входных билетов в Пушкинский музей изобразительных искусств для Российских граждан

Основное здание Пушкинского музея искусств. Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 веков. Отдел личных коллекций ГМИИ Пушкина.

Данная стоимость действительна при заказе экскурсии за 3 недели и более до планируемой даты ее проведения .

до 5 человек: 7000 рублей.

от 6 до 15 человек: 6000 рублей.

Данная стоимость является предварительной и действительна при заказе экскурсии за 2 недели и менее до планируемой даты ее проведения .

Экскурсионное обслуживание, экскурсионная путевка и услуги экскурсовода на русском языке для взрослых туристов.

до 5 человек: 8000 рублей.

от 6 до 15 человек: 7000 рублей.

Экскурсионное обслуживание, экскурсионная путевка и услуги экскурсовода на русском языке для школьников и студентов.

До 15 детей и 2 сопровождающих: 5000 рублей.

Входные билеты в Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина оплачиваются дополнительно.

Взрослые – 400 рублей / 1 билет. Дети до 18 лет – 100 рублей за 1 билет.

Продолжительность экскурсии: 1,5 часа.

Экскурсии в музей изобразительных искусств имени Пушкина для иностранцев

Экскурсии в ГМИИ Пушкина проводятся для русских и иностранных туристов.

Гиды-переводчики могут работать практически на любом языке: английский, французский, итальянский, испанский, португальский, иврит, греческий, венгерский, чешский, хорватский, шведский, норвежский, польский, китайский, японский, корейский, вьетнамский, арабский, персидский и другие.

Стоимость экскурсии в ГМИИ имени А.С. Пушкина для иностранных граждан

Информация актуальна, если планировать заказ экскурсии за 3 недели и более до даты ее проведения .

7000 рублей экскурсионное обслуживание и экскурсионная путевка на группу до 15 человек, услуги профессионального гида-переводчика на иностранном языке (все наши гиды имеют лицензии, дающие право на ведение экскурсий). Опыт работы более 10 лет.

Информация действительна при заказе экскурсии за 2 недели и менее до планируемой даты ее проведения .

Группа: взрослые или школьники, студенты до 15 человек.

8000 рублей экскурсионное обслуживание и экскурсионная путевка на группу до 15 человек, услуги профессионального гида-переводчика на иностранном языке (все наши гиды имеют лицензии, дающие право на ведение экскурсий). Опыт работы более 10 лет.

Экскурсионные программы в Главном здании Пушкинского музея в Москве для групп и индивидуальных туристов

В музее изобразительных искусств Пушкина проводятся тематические и обзорные экскурсионные программы для взрослых и детей.

Важно! Дети на экскурсии принимаются только с 9 лет, 3-й класс школы. Школьные группы в Пушкинском музее искусств должны обязательно сопровождать взрослые.

Обращаем Ваше внимание, что к выбору экскурсионной тематики для детей в музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина нужно подойти очень серьезно.

Музей галерея им. Пушкина очень популярен как среди русских, так и среди иностранцев. Профессиональные гиды-переводчики готовы всегда провести экскурсии в Пушкинском музее для иностранных граждан практически на любом языке мира.

Обзорная экскурсия по музею изобразительных искусств

Основной рассказ посвящен истории создания музея искусств, архитектурным особенностям музейного комплекса, основным его экспонатам, памятникам древнего искусства и культуры Средних веков, Эпохи Возрождения, Др.Египта и Бл.Востока.

Эта экскурсия дает возможность всем туристам своими глазами увидеть и оценить произведения живописного искусства галереи искусств им. А.С. Пушкина.

В ходе экскурсионной программы экскурсовод делает акцент на особенностях появления и развития национальных школ изобразительного искусства, развития европейской живописи в целом: Голландия, Италия, Франция, Испания 17-18 веков.

Особое внимание уделяется иконописи, таким стилям как классицизм, рококо, академизм и неоклассицизм.

Ознакомительная экскурсия для детей с Пушкинским музеем искусств

Экскурсия для младших школьников.

Профессиональные экскурсоводы расскажут об основах древней архитектуры и искусства, возникновении скульптуры, графики, живописи и ее жанрах.

Экскурсионная программа: Искусство Древнего мира

Экскурсия посвящена особенностям развития искусства и культуры Древнего Мира, таких стран как Египет, Рим, Троя, Ближний Восток и Греция.

Экскурсия: Античный мир и его искусство (Рим и Греция)

Основополагающее внимание на данной экскурсии уделяется зарождению древних античных цивилизаций, этапам их развития, становления и влияния на окружающих мир и историю в целом.

Важным и интересным на данной экскурсии является рассмотрение особенностей, сходств и различий культуры и искусства Древних государств Рима и Греции.

Программа экскурсии: Древний Египет, его искусство и культура

Данная программа является одной из самых популярных среди туристов в Пушкинском музее искусств.

В ходе экскурсии рассматриваются этапы развития искусства и культуры Древнего Египта, одной из первых Древних цивилизаций.

Искусство Древней Греции

В Греческом зале экскурсантов познакомят с памятниками культуры и искусства Древней Греции, Микен и Крита. В ходе экскурсии можно будет увидеть подлинные архитектурные памятники, которые соответствовали разным этапам развития культуры в Древней Греции.

Программа экскурсии Древний Рим. Культура и искусство

Предметом экскурсии в Римском зале будут древние слепки, характеризующие развитие культуры в Древнем Риме, статуя Капитолийской волчицы, портреты римских императоров.

На основе изучения памятников искусства Древнего Рима туристы смогут познакомиться с особенностями римского декоративно-прикладного искусства и архитектуры.

Экскурсия Искусство Средневековья

Экскурсия посвящена очень важному этапу развития общества, эпохе в одну тысячу лет. Данная эпоха простиралась межу всеми известными эпохами Античности и Возрождения.

Безусловно, в экскурсии раскрываются особенности средневекового искусства Византии и стран Европы, а особенно Франции, Италии и Германии.

Очень подробно и интересно расскажут о романском и готическом стилях, влиянии церкви и религии на культуру и искусство Средневековья.

Программа Искусство эпохи Возрождения

Профессиональные экскурсоводы в ходе данной экскурсионной программы раскрывают новые художественные приемы, новое мировоззрение, которые появились в искусстве Ренессанса.

В ходе первой части экскурсии будут рассмотрены иконы и алтарные образы, картины известных мастеров эпохи Возрождения в Италии.

Вторая часть посвящена обзору слепков известнейших памятников скульптуры Италии, таких мастеров как, Микеланджело, Донателло и других.

Искусство Голландии и Фландрии 17 века

Голландия и Фландрия в 17 веке существовали самостоятельно, как два разных государства. При этом нужно отметить, что это были две характерно разные школы искусств.

В ходе данной экскурсии наши экскурсоводы расскажут о главных особенностях и чертах двух великих художественных школ.

Будут рассмотрены работы таких мастеров как Ресдаль, Рембрандт, Рубенс и другие.

Развитие искусства в Испании и Италии 17-18 веках

В рамках экскурсионной программы наши специалисты в своем рассказе рассмотрят новые стили художественного искусства, которые возникли в Испании и Италии в 17-18 веках. Это стили караваджизм, барокко, академизм.

В Испании данные направления представлены произведениями Сурбарана, Мурильо и др.

18 век характеризуется работами таких мастеров как Каналетто, Гварди, Креспи и другими.

Экскурсионная программа «Искусство Франции 17 века»

В ходе программы обсуждается деятельность таких мастеров французского классицизма как Клод Лоррен и Никола Пуссен. Особое внимание на экскурсии уделяется французскому караваджизму и академизму.

Экскурсия об искусстве во Франции 18 века и первой трети 19 века

Данная программа посвящена стилю рококо, который ясно и полно отражал придворную культуру правящего двора Франции, эпохе, когда искусство Франции имело огромное значение и влияние на общеевропейские вкусы и стили.

Экскурсия в галерею искусств стран Европы и Америки 19-20 веков

Обзорная экскурсия по галерее искусства 19-20 веков.

В программе подробно раскрываются особенности развития искусства 19-20 веков, основное внимание уделяется его главным направлениям: академизму, реализму, романтизму, абстракционизму, постимпрессионизму, кубизму, фовизму и многим другим.

Экспозиции и корпуса Пушкинского музея изобразительных искусств

Время и график работы музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Основное здание ГМИИ им. Пушкина. Галерея искусства стран Америки и Европы XIX–XX вв.

Вторник, среда, суббота и воскресенье: с 11.00 до 20.00.

Четверг, пятница: с 11.00 до 21.00.

Выходной – понедельник.

О Государственном Музее Изобразительных Искусств имени А.С. Пушкина

ГМИИ им. А.С. Пушкина является одним из самых крупных музеев художественного искусства в России.

Экспозиции музея искусств имени Пушкина богато представлены гипсовыми античными слепками, слепками эпохи средних веков и эпохи Возрождения.

Поражает воображение, и наполняет душу настоящим трепетом подлинные работы великих зарубежных мастеров живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

Пушкинский музей изобразительных искусств был основан в августе 1898 года, еще в далеком 19 веке.

В мае 1912 года музей смог посетить первый зритель.

В 1937 году музею изобразительных искусств было присвоено имя А.С. Пушкина.

Основателем музея искусств им.А.С. Пушкина является Иван Владимирович Цветаев, он же был первым руководителем музея.

Выбор редакции
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...

В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...
Иметь много денег – приятно. Но к чему снятся деньги? К чему снится мелочь? Стоит разобраться. К чему снится мелочь – основное...
Этот способ приготовления болгарского перца давным-давно привезла моя мама из Молдавии - так тогда называлась Молдова, входящая в состав...
Ароматные сладкие перцы, запечённые в духовке, а потом протушенные с соусом. Вкуснейший овощной гимн лету!Европейская Ингредиенты 1 кг...