Биография К.А. Дебюсси. Дебюсси Клод - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Известные произведения французского композитора клод дебюсси


Клод Дебюсси (фр. Achille-Claude Debussy), (22 августа 1862, Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа - 25 марта 1918, Париж) - французский композитор.

Сочинял в стиле, который часто называют импрессионизмом, термином, который он никогда не любил. Дебюсси был не только одним из самых значительных французских композиторов, но также одной из самых значительных фигур в музыке на рубеже XIX и XX веков; его музыка представляет собой переходную форму от поздней романтической музыки к модернизму в музыке XX столетия.

Дебюсси - французский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный критик. Окончил Парижскую консерваторию (1884), получил Римскую премию. Ученик А. Мармонтеля (фортепиано), Э. Гиро (композиция). Как домашний пианист русской меценатки Н. Ф. фон Мекк - сопровождал её в путешествиях по Европе, в 1881 и 1882 посетил Россию. Выступал как дирижёр (в 1913 в Москве и Петербурге) и пианист с исполнением преимущественно собственных произведений, а также как музыкальный критик (с 1901).

Дебюсси - основоположник музыкального импрессионизма. В своём творчестве опирался на французские музыкальные традиции: музыка французских клавесинистов (Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо), лирическая опера и романс (Ш. Гуно, Ж. Массне). Значительным было воздействие русской музыки (М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков), а также французской символистской поэзии и импрессионистской живописи. Д. воплотил в музыке мимолётные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы. Своего рода манифестом музыкального импрессионизма считали современники оркестровую “Прелюдию к „Послеполуденному отдыху фавна»” (по эклоге С. Малларме, 1894), в которой проявились характерные для музыки Д. зыбкость настроений, утончённость, изысканность, прихотливость мелодики, колористичность гармонии. Одно из наиболее значительных созданий Д. - опера “Пеллеас и Мелизанда” (по драме М. Метерлинка; 1902), в которой достигнуто полное слияние музыки с действием. Д. воссоздаёт сущность неясного, символически-туманного поэтического текста. Этому произведению наряду с общей импрессионистической окраской, символистской недосказанностью присущи тонкий психологизм, яркая эмоциональность в выражении чувств героев. Отзвуки этого произведения обнаруживаются в операх Дж. Пуччини, Б. Бартока, Ф. Пуленка, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева. Блеском и в то же время прозрачностью оркестровой палитры отмечены 3 симфонических эскиза “Море” (1905) - самое крупное симфоническое сочинение Д. Композитор обогатил средства музыкальной выразительности, оркестровую и фортепианную палитру. Он создал импрессионистическую мелодику, отличающуюся гибкостью нюансов и в то же время расплывчатостью.

В некоторых произведениях - “Бергамасская сюита” для фортепиано (1890), музыка к мистерии Г. Д’Аннунцио “Мученичество св. Себастьяна” (1911), балет “Игры” (1912) и др. - проявляются черты, присущие впоследствии неоклассицизму, они демонстрируют дальнейшие поиски Дебюсси в области тембровых красок, колористических сопоставлений. Д. создал новый пианистический стиль (этюды, прелюдии). Его 24 прелюдии для фортепиано (1-я тетрадь - 1910, 2-я - 1913), снабжённые поэтическими названиями (“Дельфийские танцовщицы”, “Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе”, “Девушка с волосами цвета льна” и др.), создают образы мягких, порой нереальных пейзажей, имитируют пластику танцевальных движений, навевают поэтические видения, жанровые картины. Творчество Дебюсси, одного из крупнейших мастеров 20 в., оказало существенное влияние на композиторов многих стран.

Сочинения:Оперы - Родриго и Химена (1892, не окончена), Пеллеас и Мелизанда (1902, Париж), Падение дома Эшеров (в набросках, 1908-17); балеты - Камма (1912, конц. исп. 1924, там же), Игры (1913, Париж), Ящик с игрушками (детский, 1913, пост. 1919, Париж); кантаты - лирические сцены Блудный сын (1884), Ода Франции (1917, завершена М. Ф. Гайаром); поэма для голосов с оркестра Дева-избранница (1888); для орк. - дивертисмент Триумф Вакха (1882), симфоническая сюита Весна (1887), Прелюдия к “Послеполуденному отдыху фавна” (1894), Ноктюрны (Облака, Празднества; Сирены - с женским хором; 1899), 3 симфонических эскиза Море (1905), Образы (Жиги, Иберия, Весенние хороводы, 1912); камерно-инструментальные ансамбли - сонаты для виолончели. и фортепиано (1915), для скрипки и фортепиано (1917), для флейты, альта и арфы (1915), фортепианное трио (1880), струнный квартет (1893); для фортепиано - Бергамасская сюита (1890), Эстампы (1903), Остров радости (1904), Маски (1904), Образы (1-я серия - 1905, 2-я - 1907), сюита Детский уголок (1908), прелюдии (1-я тетрадь - 1910, 2-я- 1913), этюды (1915); песни и романсы; музыка к спектаклям драматического театра, фортепианн транскрипции и др.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни К.А. Дебюсси

Французский композитор. 22 августа 1862 в Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа в семье скромного достатка - его отец в прошлом был морским пехотинцем, затем совладельцем лавки фаянсовых изделий. Первые уроки фортепианной игры давала одаренному ребенку Антуанетта-Флора Моте (теща поэта Верлена).
В 1873 Дебюсси поступил в Парижскую консерваторию, где в течение 11 лет учился у А. Мармонтеля (фортепиано) и у А. Лавиньяка, Э. Дюрана и О. Базиля (теория музыки). Около 1876 он сочинил свои первые романсы на стихи Т. де Банвиля и П. Бурже. С 1879 по 1882 проводил летние каникулы как «домашний пианист» - сначала в замке Шенонсо, а затем у Надежды фон Мек - в ее домах и поместьях в Швейцарии, Италии, в Вене и в России.
Во время этих путешествий перед ним открылись новые музыкальные горизонты, причем особенно важным оказалось знакомство с сочинениями русских композиторов петербургской школы. Влюбленный в поэзию Де Банвиля (1823-1891) и Верлена, молодой Дебюсси, наделенный беспокойным умом и склонный к экспериментам (преимущественно в области гармонии), пользовался репутацией революционера. Это, впрочем, не помешало ему получить в 1884 Римскую премию за кантату «Блудный сын.
Дебюсси провел в Риме два года. Там он познакомился с поэзией пре-рафаэлитов и начал сочинять поэму для голоса с оркестром «Дева-избранница» на текст Г. Россетти. Глубокие впечатления он вынес из посещений Байройта, вагнеровское влияние отразилось в его вокальном цикле «Пять стихотворений Бодлера». Среди других увлечений молодого композитора - экзотические оркестры, яванский и аннамитский, которые он услышал на парижской Всемирной выставке в 1889; сочинения Мусоргского, в то время постепенно проникавшие во Францию; мелодическую орнаментику григорианского пения.
В 1890 Дебюсси начал работу над оперой «Родриг и Химена» по либретто К.Мендеса, но через два года оставил произведение незавершенным (долгое время рукопись считалась утерянной, затем была найдена; сочинение инструментовано русским композитором Э.Денисовым и поставлено в нескольких театрах). Примерно в то же время композитор стал постоянным посетителем кружка поэта-символиста С. Малларме и впервые прочел Эдгара, который стал любимым автором Дебюсси. В 1893 он приступил к сочинению оперы по драме Метерлинка «Пеллеас и Мелисанда», а год спустя, вдохновленный эклогой Малларме, закончил симфоническую прелюдию «Послеполуденный отдых фавна».

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Дебюсси был с юности знаком с главными деятелями литературы этого периода, среди его друзей были писатели П.Луис, А.Жид и швейцарский ученый-лингвист Р.Годе. Его внимание привлекал импрессионизм в живописи. Первый концерт, целиком посвященный музыке Дебюсси, прошел в 1894 в Брюсселе в художественной галерее «Свободная эстетика» - на фоне новых полотен Ренуара, Писсарро, Гогена и прочих. В том же году началась работа над тремя ноктюрнами для оркестра, которые первоначально были задуманы как скрипичный концерт для известного виртуоза Э.Изаи. Первый из ноктюрнов («Облака») автор сравнивал с «живописным этюдом в серых тонах».
К концу 19 в. творчество Дебюсси, которое считали аналогами импрессионизма в изобразительном искусстве и символизм в поэзии, охватило еще более широкий круг поэтических и визуальных ассоциаций. Среди сочинений этого периода - струнный квартет соль минор (1893), в котором отразилось увлечение восточными ладами, вокальный цикл «Лирические прозы» на собственные тексты, «Песни Билитис» по стихотворениям П.Луиса, навеянным языческим идеализмом Древней Греции, а также «Ивняк», незаконченный цикл для баритона с оркестром на стихи Россетти.
В 1899, вскоре после женитьбы на манекенщице Розали Тексье, Дебюсси лишился и того небольшого дохода, который имел: скончался его издатель Ж.Артманн. Отягощенный долгами, он все же нашел в себе силы закончить в том же году Ноктюрны, а в 1902 - вторую редакцию пятиактной оперы «Пеллеас и Мелисанда». Поставленный в парижской «Опера-комик» 30 апреля 1902, «Пеллеас и Мелисанда» произвел фурор. Это произведение, замечательное во многих отношениях (глубокая поэзия сочетается в нем с психологической утонченностью, инструментовка и трактовка вокальных партий поражает новизной), было оценено как крупнейшее достижение в оперном жанре после Вагнера. Следующий год принес цикл «Эстампы» - в нем уже складывается стиль, характерный для фортепианного творчества Дебюсси. В 1904 Дебюсси вступил в новый семейный союз - с Эммой Бардак, что едва не привело к самоубийству Розали Тексье и вызвало безжалостную огласку некоторых обстоятельств личной жизни композитора. Впрочем, это не помешало завершению лучшего оркестрового произведения Дебюсси - трех симфонических эскизов Море, а также замечательных вокальных циклов - «Трех песен Франции» и второй тетради «Галантных празднеств» на стихи Верлена.
В течение всей остальной жизни Дебюсси приходилось бороться с недугами и бедностью, но он работал неустанно и весьма плодотворно. С 1901 он начал выступать в периодической печати с остроумными рецензиями на события текущей музыкальной жизни (после смерти Дебюсси они были собраны в сборнике «Господин Крош - антидилетант»). В тот же период появляется большинство его фортепианных произведений. За двумя сериями «Образов» последовала сюита «Детский уголок», посвященная Шушу, дочери композитора (она родилась в 1905, но официально оформить свой брак с Эммой Бардак Дебюсси смог лишь три года спустя).
Хотя первые признаки заболевания раком появились уже в 1909, в последующие годы Дебюсси совершил несколько поездок с концертами для того, чтобы обеспечить семью. Он дирижировал собственными сочинениями в Англии, в Италии, в России и других странах. Две тетради прелюдий для фортепиано (1910-1913) демонстрируют эволюцию своеобразного «звукоизобразительного» письма, характерного для фортепианного стиля композитора. В 1911 он написал музыку к мистерии Г. д"Аннунцио Мученичество св. Себастьяна, партитуру по его разметке делал французский композитор и дирижер А.Капле. В 1912 появился оркестровый цикл «Образы». Дебюсси уже давно привлекал балет, и в 1913 он сочинил музыку к балету «Игры», который был показан труппой «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже и Лондоне.
В том же году композитор начал работу над детским балетом «Ящик с игрушками» - его инструментовка была завершена Капле уже после кончины автора. Эта бурная творческая деятельность была временно приостановлена Первой мировой войной, но уже в 1915 появились многочисленные фортепианные произведения, в том числе «Двенадцать этюдов», посвященных памяти Шопена. Дебюсси начал серию камерных сонат, в определенной мере опирающихся на стилистику французской инструментальной музыки 17-18 вв. Он успел завершить три сонаты из этого цикла: для виолончели и фортепиано (1915), для флейты, альта и арфы (1915), для скрипки и фортепиано (1917). У него еще хватило сил переделать оперное либретто по повести Э.По «Падение дома Эшеров» - сюжет давно привлекал Дебюсси, и еще в молодости он начинал работу над этой оперой; сейчас он получил заказ на нее от Дж.Гатти-Казацца из «Метрополитен-опера».

Дебюсси был гениальным композитором и музыкантом и весьма эмоциональным человеком.
Деревенское воспитание Дебюсси и его равнодушие и отстраненность отталкивали от него преподавателей и коллег-музыкантов, и Дебюсси подружился с некоторыми прогрессивными поэтами и художниками того времени. У него никогда не было больших денег, он ни разу в жизни не сходил на постановку своих собственных опер и всегда отвергал славу, которая пришла к нему, когда ему было уже за 50. Он, например, ненавидел, когда его называли профессиональным музыкантом.
Что касается личной жизни, то музыкальный гений Клода Дебюсси и его характер человека, постоянно погруженного в мрачное раздумье, производили неизгладимое впечатление на многих женщин. Его глубоко любили обе его жены и любовница, а две женщины даже стрелялись из-за него. Еще во время учебы в консерватории 17-летний Дебюсси летом нанялся в качестве учителя музыки для детей миллионерши из России Надежды фон Мек, покровительницы Чайковского. Дебюсси работал в этой семье три года подряд. В последнее лето он обратился к мадам фон Мек за разрешением жениться на ее дочери и наследнице Соне. Фон Мек, разумеется, ответила отказом, указав, что Дебюсси не является достойной парой для Сони, и уволила его. Он вернулся в Париж, чувствуя себя опозоренным.
Дебюсси начал работать аккомпаниатором молодой певицы, муж которой и не подозревал, что происходило во время репетиций в отдельном зале их дома, предназначенном для проведения музыкальных занятий. Именно во время работы с мадам Васнье Дебюсси получил Гран-при в Риме, но ему, видимо, так нравилось его место аккомпаниатора, что он опоздал с отъездом в Рим на целых 7 месяцев. Месье Васнье в конце концов понял свой промах и, не желая скандала, убедил Дебюсси, что он совершит непростительную ошибку, если откажется от поездки в Рим. Дебюсси провел в Риме два года вместо положенных трех, но когда вернулся в Париж, мадам Васнье сказала ему, что их связь осталась в прошлом, и он должен забыть о ней.
Два года у Дебюсси не было постоянного адреса до тех пор, пока он не поселился у молодой блондинки по имени Габриэль Дюпон. В течение 10 последующих лет Габриэль работала, чтобы материально поддерживать Дебюсси, который занимался сочинением гениальных музыкальных произведений. Дебюсси постоянно изменял ей, но она оставалась верной ему и продолжала жить с ним даже тогда, когда Клод уже был помолвлен с певицей Терезой Роже. Эта помолвка была разорвана после их совместной поездки в Брюссель, где Тереза узнала о том, что Дебюсси провел ночь с другой женщиной. Терпение Габриэль было просто потрясающим, но и ему пришел конец, когда она случайно нашла любовную записку, написанную Клоду какой-то его знакомой. Габриэль попыталась застрелиться, но осталась жива и попала в больницу. После выхода из больницы она жила с Дебюсси еще несколько месяцев, и он вел себя так, как-будто этого эпизода вообще не было в их жизни. Габриэль подружилась в это время с Розали "Лили" Тексье, молодой темноволосой красавицей, работавшей в небольшом парижском магазинчике. Подружки часто встречались, пили вместе кофе и проводили время за дружескими беседами. Габриэль огорчало лишь то, что Лили не нравилась Клоду, и он часто смеялся над ней. Насмешки, впрочем, вскоре уступили место комплиментам, и Дебюсси и Лили поженились в октябре 1899 года. Их семейная жизнь началась в полном безденежье. В день свадьбы Дебюсси дал урок игры на пианино, чтобы заплатить за их завтрак.
Лили была абсолютно предана Дебюсси, но ее молодость, преданность и красота были явно недостаточны, чтобы удержать Дебюсси. Через четыре года после свадьбы Дебюсси начал встречаться с Эммой Бардак, певицей и женой преуспевающего банкира. 14 июля 1904 года композитор вышел на свою утреннюю прогулку и не вернулся домой. Через несколько недель Лили узнала от друзей, что Эмма тоже ушла от своего мужа и живет с Дебюсси. 13 октября Лили не выдержала и дважды выстрелила в себя. Ее нашел вернувшийся Дебюсси, которому она успела послать записку о своем решении покончить с собой. Лили спасли врачи, но одну из пуль не извлекли, и Лили носила ее в своей груди до конца своей жизни. 2 августа 1904 года Дебюсси развелся с Лили, а осенью 1905 года у Эммы от него родилась дочь. Эмма развелась со своим мужем в 1908 году и вышла замуж за Дебюсси. Их семейная жизнь оказалась счастливой, хотя некоторые несправедливо обвиняли Дебюсси в том, что он женился на деньгах. Эмма была немолодой и некрасивой, но очень умной женщиной и заботливой женой. Она была опорой для Дебюсси и всячески опекала и поддерживала его, когда он заболел. Он умер в 1918 году в Париже, когда город уже обстреливала артиллерия приближающихся немецких войск.

Выдающийся французский композитор Ашиль Клод Дебюсси, один из самых ярких представителей музыкального импрессионизма, родился 22 августа 1862 года в пригороде Парижа. Отец мальчика был мелким торговцем, содержащим лавку фаянсовой посуды два года после рождения сына, затем продал ее и перевез семью в столицу. Пока папа Клода работал бухгалтером в частной фирме, мальчик получал достойное домашнее образование, к которому родители подключили и обучение игре на фортепиано. Как указывает биография Клода Дебюсси, способности ребенка к музыке были настолько очевидны, что в возрасте десяти лет он легко поступил в столичную консерваторию, где изучал сольфеджио, а также совершенствовался в игре на пианино и органе. За блестящее исполнение в 1877 году Клод получил премию от профессуры консерватории.

Дипломной работой способного студента стала кантата «Блудный сын», основанная на библейском сюжете, за которую, спустя время, композитор был награжден Большой Римской премией. По окончании образовательного курса юный музыкант отправился в путешествие по Италии и Швейцарии, после чего попал в подмосковное имение Плещеево, в семью богатых русских меценатов, в качестве учителя музыки и по совместительству домашнего пианиста. Пребывая в России, французский композитор вплотную познакомился с произведениями Мусоргского и , и Балакирева — выдающихся сочинителей русской классической музыки, оказавших благотворное влияние на дальнейшее творчество Дебюсси. Вместе с именитым семейством молодой человек побывал в Вене и Флоренции, Москве и Риме, посещая премьеры опер в лучших европейских театрах. Однако, неожиданно вспыхнувшая влюбленность к одной из дочерей фон Мекк закончилась увольнением семейного музыканта со столь выгодной и приятной для него работы.

Вернувшись в родной Париж, удрученный Клод был вынужден устроиться аккомпаниатором в одну из вокальных студий французской столицы, продолжив академические занятия в консерватории. Вскоре молодой композитор влился в круг столичной богемы, которая восторженно приняла его изысканные романсы о любви. Дальнейшая биография Клода Дебюсси отмечена несколькими Римскими премиями за написание композитором грандиозных кантат, после чего молодой талант отправился в Италию, чтобы на протяжении двух лет жить и работать на вилле Медичи. В 1887 году композитор вернулся домой и взялся за сочинительство оперы, однако безуспешно. Куда лучше Клоду удавались прелюдии и ноктюрны для симфонического оркестра, с большим успехом покоряющие зрительскую аудиторию. В 1899 году композитор, известный парижскому обществу множеством своих любовных историй, впервые женился, но супружество продлилось всего лишь пять лет. Зато вторая избранница Клода, сына которой он обучал музыкальной композиции, стала не только его законной супругой, но и матерью обожаемой дочери Эмме, которой посвящена чрезвычайно трогательная «Детская сюита», написанная композитором в 1908 году.

Последующий творческий путь Клода Дебюсси знаменуется сочинением уникального по своей партитуре музыкального цикла, в котором гармонично синтезированы стили многих мировых культур. Кроме того, композитор успешно завершает свою крупнейшую симфонию «Море», восхитившую не только благодарных слушателей, но и предвзятых музыкальных критиков. В 1914 году у композитора обнаруживается онкологическое заболевание и с тех пор жизнь Дебюсси полна боли и страданий. Несмотря на прогрессирующую болезнь, музыкант активно музицирует на рояле во время выступлений симфонического оркестра, наслаждаясь чарующими звуками любимой музыки. В марте 1925 года великий Дебюсси скончался на руках преданной жены и юной дочери.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Лучшее из Дебюсси

    ✪ Клод Дебюсси - Лунный свет

    ✪ Клод Дебюсси

    ✪ Надежда фон Мекк и Дебюсси - Von Meck & Claude Debussy - Absolute pitch

    ✪ 11 Лунный свет Клод Дебюсси

    Субтитры

Биография

Дебюсси до импрессионизма

Систематически изучать композицию Дебюсси начал только с декабря 1880 года у профессора, члена Академии Изящных Искусств Эрнеста Гиро . За полгода до поступления в класс Гиро Дебюсси совершил путешествие по Швейцарии и Италии в качестве домашнего пианиста и учителя музыки в семье богатой русской меценатки Надежды фон Мекк . Лето 1881 и 1882 годов Дебюсси и вовсе провёл под Москвой , в её имении Плещеево . Общение с семьёй фон Мекк и пребывание в России благотворно повлияло на развитие молодого музыканта. В её доме Дебюсси познакомился с новой русской музыкой Чайковского , Бородина , Балакирева и близких к ним композиторов. В ряде писем фон Мекк к Чайковскому иногда упоминался некий «милый французик», который с восхищением отзывается о его музыке и превосходно читает партитуры . Вместе с фон Мекк Дебюсси посетил также Флоренцию , Венецию , Рим , Москву и Вену , где впервые услышал музыкальную драму «Тристан и Изольда », на добрый десяток лет ставшую предметом его восхищения и даже поклонения . Эту равно приятную и выгодную работу молодой музыкант потерял в результате некстати обнаружившейся влюблённости в одну из многочисленных дочерей фон Мекк.

Вернувшись в Париж, Дебюсси в поисках заработка поступил аккомпаниатором в вокальную студию мадам Моро-Сенти, где и познакомился с богатой певицей-любительницей и меломанкой мадам Ванье. Она значительно расширила круг его знакомств и ввела Клода Дебюсси в круги парижской художественной богемы . Для Ванье Дебюсси сочинил несколько изысканных романсов, среди которых оказались такие шедевры, как «Мандолина» и «Под сурдинку».

Одновременно Дебюсси продолжал свои занятия в консерватории, пытаясь добиться признания и успеха также среди своих коллег, академических музыкантов. В 1883 году Дебюсси получил вторую Римскую премию за кантату «Гладиатор». Не остановившись на достигнутом, он продолжил свои усилия в этом направлении и год спустя, в 1884 году , получил Большую Римскую Премию за кантату «Блудный сын» (фр. L’Enfant prodigue ). По странности столь же трогательной, сколь и неожиданной, это случилось благодаря личному вмешательству и доброжелательной поддержке Шарля Гуно . В противном случае Дебюсси наверняка не получил бы эту картонную профессиональную корону всех академиков от музыки - "этот своеобразный аттестат происхождения, просвещения и подлинности первой степени", как позднее шутливо называли между собой Римскую премию Дебюсси и его приятель, Эрик Сати .

Римский период не стал для композитора особенно плодотворным, поскольку ни Рим , ни итальянская музыка не оказались ему близки, однако здесь он познакомился с поэзией прерафаэлитов и начал сочинять поэму для голоса с оркестром «Дева-избранница» (фр. La damoiselle élue ) на слова Габриэля Россетти - первое произведение, в котором наметились черты его творческой индивидуальности. Отбыв первые несколько месяцев на вилле Медичи, Дебюсси посылает в Париж своё первое римское послание - симфоническую оду «Зюлейма» (по Гейне), а ещё через год - двухчастную сюиту для оркестра и хора без слов «Весна» (по знаменитой картине Боттичелли), вызвавшие печально знаменитый официальный отзыв Академии:

«Несомненно, Дебюсси не грешит плоскими оборотами и банальностью. Наоборот, его отличает ясно выраженное стремление к поискам чего-то странного и необычного. Он обнаруживает чрезмерное чувство музыкального колорита , которое временами заставляет его забывать важность чёткость рисунка и формы. Он должен особо остерегаться расплывчатого импрессионизма , столь опасного врага правды в произведениях искусства».

Этот отзыв примечателен, прежде всего, тем, что при всей академической косности содержания является по существу глубоко новаторским. Данная бумага 1886 года вошла в историю как первое упоминание об «импрессионизме» применительно к музыке. Следует особо отметить, что на тот момент импрессионизм вполне сформировался как художественное течение в живописи, но в музыке (в том числе и самого Дебюсси) он не только не существовал, но даже ещё и не намечался. Дебюсси лишь находился в начале поисков нового стиля, и испуганные академики тщательно очищенным камертоном своих ушей уловили будущее направление его движения - и испуганно предостерегли его. Сам же Дебюсси с достаточно едкой иронией говорил о своей «Зюлейме»: «она слишком сильно напоминает то ли Верди , то ли Мейербера »…

Однако самым важным событием этого времени стало, пожалуй, неожиданное знакомство в 1891 году с тапёром «Трактира в Клу» (фр. Auberge du Clou ) на Монмартре Эриком Сати , занимавшим должность второго пианиста. Поначалу Дебюсси привлекли гармонически свежие и необычные импровизации кафешантанного аккомпаниатора , а затем и его свободные от любых стереотипов суждения о музыке, оригинальность мышления, независимый, грубоватый характер и едкое остроумие, не щадящее решительно никаких авторитетов . Также, Сати заинтересовал Дебюсси своими новаторскими фортепианными и вокальными сочинениями, написанными смелой, хотя и не вполне профессиональной рукой. Непростая дружба-вражда этих двух композиторов , определивших лицо музыки Франции начала XX века , продолжилась почти четверть века. Спустя тридцать лет Эрик Сати так описал их встречу:

«Когда мы впервые встретились, <…> он был как промокашка , насквозь пропитан Мусоргским и кропотливо искал свой путь, который ему никак не удавалось нащупать и отыскать. Как раз в этом вопросе я его далеко переплюнул: ни Римская премия …, ни „премии“ каких-либо других городов этого мира не отягощали мою походку, и мне не приходилось тащить их ни на себе, ни на своей спине… <…> В тот момент я писал „Сына звёзд“ - на текст Жозефа Пеладана ; и много раз объяснял Дебюсси необходимость для нас, французов, наконец, освободиться от подавляющего влияния Вагнера, которое совершенно не соответствует нашим природным наклонностям. Но одновременно я давал ему понять, что нисколько не являюсь антивагнеристом. Вопрос состоял только в том, что мы должны иметь свою музыку - и по возможности, без немецкой кислой капусты.

Но почему бы для этих целей не воспользоваться такими же изобразительными средствами, которые мы уже давно видим у Клода Моне , Сезанна , Тулуз-Лотрека и прочих? Почему бы не перенести эти средства на музыку? Нет ничего проще. Не это ли есть настоящая выразительность?»

Бросив сочинение оперы «Родриг и Химена» на либретто (по выражению Сати) «этого жалкого вагнериста Катюля Мендеса» , в 1893 году Дебюсси приступил к долгому сочинению оперы по драме Метерлинка «Пеллеас и Мелисанда». А ещё год спустя, искренне вдохновившись эклогой Малларме, Дебюсси написал симфоническую прелюдию «Послеполуденный отдых фавна» (фр. Prélude à l’Après-midi d’un faune ), которой суждено было стать своеобразным манифестом нового музыкального течения: импрессионизм в музыке .

Творчество

В течение всей остальной жизни Дебюсси приходилось бороться с недугами и бедностью, но он работал неустанно и весьма плодотворно. С 1901 он начал выступать в периодической печати с остроумными рецензиями на события текущей музыкальной жизни (после смерти Дебюсси они были собраны в сборнике Господин Крош - антидилетант, Monsieur Croche - antidilettante, опубликован в 1921). В тот же период появляется большинство его фортепианных произведений.

За двумя сериями Образов (1905-1907) последовала сюита Детский уголок (1906-1908), посвящённая дочери композитора Шушу.

Дебюсси совершил несколько поездок с концертами, чтобы обеспечить семью. Он дирижировал своими сочинениями в Англии, в Италии, в России и других странах. Две тетради прелюдий для фортепиано (1910-1913) демонстрируют эволюцию своеобразного звукоизобразительного письма, характерного для фортепианного стиля композитора. В 1911 году он написал музыку к мистерии Габриэле д’Аннунцио Мученичество Святого Себастьяна , партитуру по его разметке делал французский композитор и дирижёр А. Капле. В 1912 году появился оркестровый цикл Образы. Дебюсси уже давно привлекал балет, и в 1913 он сочинил музыку к балету Игры, который был показан труппой «Русских сезонов» Сергея Павловича Дягилева в Париже и Лондоне. В том же году композитор начал работу над детским балетом «Ящик с игрушками» - его инструментовка была завершена Капле уже после кончины автора. Эта бурная творческая деятельность была временно приостановлена Первой мировой войной, но уже в 1915 появились многочисленные фортепианные произведения, в том числе Двенадцать этюдов, посвящённых памяти Шопена. Дебюсси начал серию камерных сонат, в определённой мере опирающихся на стилистику французской инструментальной музыки XVII-XVIII веков. Он успел завершить три сонаты из этого цикла: для виолончели и фортепиано (1915), для флейты, альта и арфы (1915), для скрипки и фортепиано (1917). Дебюсси получил заказ от Джулио Гатти-Казацца из Метрополитен-опера на оперу по повести Эдгара Аллана По « Падение дома Ашеров », над которой он начинал работу ещё в молодости. У него ещё хватило сил переделать оперное либретто.

Сочинения

Полный каталог сочинений Дебюсси составлен Франсуа Лесюром (Женева , 1977; новая редакция: 2001).

Оперы

  • Пеллеас и Мелизанда (1893-1895, 1898, 1900-1902)

Балеты

  • Камма (1910-1912)
  • Игры (1912-1913)
  • Ящик с игрушками (1913)

Сочинения для оркестра

  • Симфония (1880-1881)
  • Сюита «Триумф Вакха» (1882)
  • Сюита «Весна» для женского хора и оркестра (1887)
  • Фантазия для фортепиано с оркестром (1889-1896)
  • Прелюдия «Послеполуденный отдых фавна» (1891-1894). Имеется также авторская обработка для двух фортепиано, сделанная в 1895 г.
  • "Ноктюрны" - программное симфоническое произведение, включающее в себя 3 пьесы: «Облака», «Празднества», «Сирены» (1897-1899)
  • Рапсодия для альтового саксофона с оркестром (1901-1908)
  • «Море», три симфонических эскиза (1903-1905). Имеется также авторская обработка для фортепиано в 4 руки, сделанная в 1905 г.
  • Два танца для арфы и струнных (1904). Имеется также авторская обработка для двух фортепиано, сделанная в 1904 г.
  • «Образы» (1905-1912)

Камерная музыка

  • Фортепианное трио (1880)
  • Ноктюрн и скерцо для скрипки и фортепиано (1882)
  • Струнный квартет (1893)
  • Рапсодия для кларнета и фортепиано (1909-1910)
  • «Сиринга» для флейты соло (1913)
  • Соната для виолончели и фортепиано (1915)
  • Соната для флейты, арфы и альта (1915)
  • Соната для скрипки и фортепиано (1916-1917)

Сочинения для фортепиано

А) для фортепиано в 2 руки

  • «Цыганский танец» (1880)
  • Две арабески (около 1890)
  • Мазурка (около 1890)
  • «Грезы» (около 1890)
  • «Бергамасская сюита» (1890; отредактирована в 1905)
  • «Романтический вальс» (около 1890)
  • Ноктюрн (1892)
  • «Образы», три пьесы (1894)
  • Вальс (1894; ноты утрачены)
  • Пьеса «Для фортепиано» (1894-1901)
  • «Образы», 1-я серия пьес (1901-1905)
  1. I. Reflet dans l’eau // Отражения в воде
  2. II. Hommage а Rameau // Посвящение Рамо
  3. III.Mouvement // Движение
  • Сюита «Эстампы» (1903)
  1. Пагоды
  2. Вечер в Гренаде
  3. Сады под дождём
  • «Остров радости» (1903-1904)
  • «Маски» (1903-1904)
  • Пьеса (1904; на материале наброска к опере «Чёрт на колокольне»)
  • Сюита «Детский уголок » (1906-1908)
  1. Doctor Gradus ad Parnassum // Доктор «Gradus ad Parnassum» или Доктор «Путь к Парнасу». Заглавие связано со знаменитым циклом этюдов Клементи - систематическими упражнениями для достижения вершин исполнительского мастерства.
  2. Колыбельная слона
  3. Серенада кукле
  4. Снег танцует
  5. Маленький пастух
  6. Кукольный кэк-уок
  • «Образы», 2-я серия пьес (1907)
  1. Cloches à travers les feuilles //Колокольный звон сквозь листву
  2. Et la lune descend sur le temple qui fut //Развалины храма при свете луны
  3. Poissons d`or // Золотые рыбки
  • «Hommage a Haydn» (1909)
  • Прелюдии. Тетрадь 1 (1910)
  1. Danseuses de Delphes // Дельфийские танцовщицы
  2. Voiles // Паруса
  3. Le vent dans la plaine // Ветер на равнине
  4. Les sons et les parfums tournent dans l’air du soir // Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе
  5. Les collines d’Anacapri // Холмы Анакапри
  6. Des pas sur la neige // Шаги на снегу
  7. Ce qu’a vu le vent de l’ouest // Что видел западный ветер
  8. La fille aux cheveux de lin // Девушка с волосами цвета льна
  9. La sérénade interrompue // Прерванная серенада
  10. La cathédrale engloutie // Затонувший собор
  11. La danse de Puck // Танец Пёка
  12. Minstrels // Менестрели
  • «Более, чем медленный (вальс)» (1910)
  • Прелюдии. Тетрадь 2 (1911-1913)
  1. Brouillards // Туманы
  2. Feuilles mortes // Мёртвые листья
  3. La puerta del vino // Ворота Альгамбры [традиционный перевод]
  4. Les fées sont d’exquises danseuses // Феи - прелестные танцовщицы
  5. Bruyères // Вереск
  6. General Levine - eccentric // Генерал Левайн (Лявин) - эксцентрик
  7. La Terrasse des audiences du clair de lune // Терраса свиданий при лунном свете (Терраса, освещённая лунным светом)
  8. Ondine // Ундина
  9. Hommage а S.Pickwick Esq. P.P.M.P.C. // Дань почтения С. Пиквику, эсквайру
  10. Canope // Канопа
  11. Les tierces alternées // Чередующиеся терции
  12. Feux d’artifice // Фейерверк
  • «Героическая колыбельная» (1914)
  • Элегия (1915)
  • «Этюды», две книги пьес (1915)

Б) для фортепиано в 4 руки

  • Andante (1881; не опубл.)
  • Дивертисмент (1884)
  • «Маленькая сюита» (1886-1889)
  • «Шесть античных эпиграфов» (1914). Имеется авторская обработка последней из шести пьес для фортепиано в 2 руки, сделанная в 1914 г.

В) для 2-х фортепиано

  • «Чёрное и белое», три пьесы (1915)

Обработки чужих произведений

  • Две гимнопедии (1-я и 3-я) Э. Сати для оркестра (1896)
  • Три танца из балета П. Чайковского «Лебединое озеро» для фортепиано в 4 руки (1880)
  • «Интродукция и рондо каприччиозо» К. Сен-Санса для 2-х фортепиано (1889)
  • Вторая симфония К. Сен-Санса для 2-х фортепиано (1890)
  • Увертюра к опере Р. Вагнера «Летучий голландец» для 2-х фортепиано (1890)
  • «Шесть этюдов в форме канона» Р. Шумана для 2-х фортепиано (1891)

Наброски, утерянные работы, замыслы

  • Опера «Родриго и Химена» (1890-1893; не завершена). Реконструирована Ричардом Лэнгхемом Смитом и Эдисоном Денисовым (1993)
  • Опера «Чёрт на колокольне» (1902-1912?; наброски). Реконструирована Робертом Орледжем (премьера - в 2012)
  • Опера «Падение дома Ашеров» (1908-1917; не завершена). Имеется несколько реконструкций, в том числе Хуана Альенде-Блина (1977), Роберта Орледжа (2004)
  • Опера «Преступления любви (Галантные празднества)» (1913-1915; наброски)
  • Опера «Саламбо» (1886)
  • Музыка к спектаклю «Свадьбы Сатаны» (1892)
  • Опера «Эдип в Колоне» (1894)
  • Три ноктюрна для скрипки с оркестром (1894-1896)
  • Балет «Дафнис и Хлоя» (1895-1897)
  • Балет «Афродита» (1896-1897)
  • Балет «Орфей» (около 1900)
  • Опера «Как вам это понравится» (1902-1904)
  • Лирическая трагедия «Дионис» (1904)
  • Опера «История Тристана» (1907-1909)
  • Опера «Сиддхартха» (1907-1910)
  • Опера «Орестея» (1909)
  • Балет «Маски и бергамаски» (1910)
  • Соната для гобоя, валторны и клавесина (1915)
  • Соната для кларнета, фагота, трубы и фортепиано (1915)
  • . - М. : Советская энциклопедия, 1990. - С. 165 . - ISBN 5-85270-033-9 .
  • Кремлев Ю. Клод Дебюсси , М., 1965
  • Сабинина М. Дебюсси , в книге Музыка XX в., ч. I, кн. 2 , М., 1977
  • Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм , пер. с польск., М., 1978
  • Дебюсси и музыка XX в. Сб. ст., Л., 1983
  • Денисов Э. О некоторых особенностях композиционной техники К. Дебюсси, в его кн.: Современная музыка и проблемы эволюции комп. техники , М., 1986
  • Barraque J. Claude Debussy , Р., 1962
  • Golaa А. С. Debussy, I’homme et son oeuvre , P., 1965
  • Golaa А. С. Claude Debussy. Liste complete des oeuvres… , P.- Gen., 1983
  • Lockspeiser E. Debussy , L.-, 1980.
  • Hendrik Lücke: Mallarmé - Debussy. Eine vergleichende Studie zur Kunstanschauung am Beispiel von «L’Après-midi d’un Faune». (= Studien zur Musikwissenschaft, Bd. 4). Dr. Kovac, Hamburg 2005, ISBN 3-8300-1685-9 .
  • Денисов Э. О некоторых особенностях композиционной техники Клода Дебюсси // Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. - М. : Советский композитор, 1986.

(1862-1918) французский композитор

Клод Ашиль Дебюсси родился 22 августа 1862 года в Сен-Жерменан-Лэ, близ Парижа. С 9 лет учился игре на фортепиано. В 1872 году он поступил в Парижскую консерваторию.

В начале 1880 года, еще будучи студентом консерватории, Дебюсси принял предложение стать учителем музыки в доме русской меценатки Н.Ф. фон Мекк. Он путешествовал с семьей фон Мекк по Европе и дважды побывал в России (1881,1882), где впервые познакомился с музыкой русских композиторов Петр Ильич Чайковского , Модеста Петровича Мусоргского , Николая Андреевича Римского-Корсакова , оказавшей значительное влияние на формирование его собственного стиля.

Среди сочинений Клода Дебюсси 80-х годов выделяется лирическая опера «Блудный сын», которую он представил на выпускном экзамене в консерватории. В 1884 году это произведение было удостоено Римской премии. Большую известность получили также два фортепианных сборника - «Бергамосская сюита» и «Маленькая сюита».

В начале 90-х гг. Клод Дебюсси сблизился с поэтами-символистами и художниками-импрессионистами. Последующее десятилетие, с 1892 по 1902 год, считается периодом расцвета творческой деятельности Дебюсси. В это время он создает вокальные произведения, лучшие из них - циклы «Лирические прозы» на собственные тексты, «Песни Билитис» на стихотворения П. Луиса. Пишет оркестровые произведения, которые заняли едва ли не основное место в наследии композитора, в частности симфонию-прелюдию «Послеполуденный отдых фавна», три оркестровых ноктюрна - «Облака», «Празднества», «Сирены». Венчает этот список опера «Пеллеас и Мелисанда» (1902).

Тогда же его музыку начинают не только широко исполнять, но и обрабатывать. На музыку Клода Дебюсси был поставлен одноактный балет «Послеполуденный отдых фавна», в котором блестяще танцевали русские танцовщики М. Фокин и В. Нижинский. Этот балет был показан во время знаменитых «Русских сезонов», организованных в Париже Сергеем Дягилевым .

Следующий период творчества композитора начинается с 1903 года и прерывается только его смертью. Он продолжает много и интересно работать: создает три камерные сюиты и балет «Игры», хоровой цикл «Три песни Ш.Орлеанского», сюиту для 2 фортепиано («Белое и черное»). Дебюсси не оставляет и вокальные циклы. К этому времени относятся его «Три песни Франции», «Три баллады Ф. Вийона», «Три песни Малларме», а также программные оркестровые произведения - симфонические эскизы «Море» и «Образы».

Начиная с 1910 года Клод Дебюсси постоянно выступает как дирижер и пианист с исполнением собственных сочинений. О разносторонности и работоспособности композитора говорят и его посмертные публикации. После его смерти были напечатаны такие его фортепианные сборники, как «Эстампы», «Детский уголок», 24 прелюдии и 12 этюдов, в клавире остался детский балет «Ящик с игрушками», впоследствии оркестрованный А.Капле (1919).

Клод Дебюсси также был известен и как музыкальный критик, выступавший с статьями о событиях музыкальной жизни.

Своеобразие же его как сочинителя состояло в том, что взамен традиционной гармонии, построенной на согласном сочетании звуков, Дебюсси использовал свободные сочетания звуков, подобно тому как художник выбирает краски на палитре. Он стремился прежде всего сделать музыку свободной от каких-либо законов. Клод Дебюсси полагал, что звуками можно рисовать картины. Вот почему его сочинения так и называются - симфонические картины.

Действительно, перед слушателями возникают то картины бушующего моря или безбрежной глади, овеваемой легким ветром, то облака, несущиеся под порывами ветра. Это был невиданный ранее эксперимент в музыке, похожие задачи ставил перед собой - тоже в XX веке - русский композитор Александр Николаевич Скрябин , пытавшийся соединить музыку, звук и цвет.

Не менее интересны и вокальные циклы Клод Дебюсси, в которых он использовал гибкую и естественную мелодику, близкую к поэтической и разговорной речи; своим творчеством Дебюсси положил начало новому направлению в музыкальном искусстве, получившему название импрессионизм.

Выбор редакции
В Пасхальную ночь трех монахов: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта Оптинские новомученики Во вторник пасхальной седмицы...

В своей истории, православные торжества уходят в глубокую древность к далеким временам Ветхозаветных событий. Также нашей церковью...

КАЛЕНДАРЬ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ И ПАМЯТНЫХ ДАТ НА 2016 ГОД ЮНЕСКО отмечает следующие международные десятилетия, объявленные Генеральной...

Все верующие люди следят за особенными датами, коими полон православный календарь. Это и праздники, и посты, и дни поминовения усопших…...
Большой и мощный, легенда русского флота - крейсер «Варяг». В быстроходности и техническом оснащении он не имел себе равных. На борту...
Малина знакома многим с детства. Она не только вкусна и полезна, но и обладает лечебными свойствами. С ее помощью наши бабушки лечили...
34 Летние кулинарные радости 09.08.2018 Дорогие читатели, сегодня мы встречаем пятую статью, которая участвует в конкурсе Летние...
Приготовление: Перед приготовлением цукатов корочки мандаринов тщательно промываем, затем нарезаем небольшими квадратиками или...
Соусы являются изюминкой традиционной японской кухни. Каждое горячее блюдо и холодную закуску в Японии подают к столу только вместе с тем...