Музыкальное творчество эдварда грига. «Творчество Э. Грига и его фортепианные произведения Эдвард григ известные произведения список


Когда рояль поёт загадочного Грига,
Не только музыка, но света тайный звук
Рождается движеньем чутких рук
В попытке удержать неповторимость мига.
Здесь красота в согласье с простотой,
А искренность - с таинственным молчаньем,
Суровость севера - с пылающей мечтой,
И вечной страсти нежной звучанье.
Мечты, воспоминанья, явь и сон,
И луч любви - хрустальный голос Нины, *)
Плач Ингрид, верной Сольвейг тихий стон,
заснеженной Норвегии картины…
И кажется - всё чудо бытия:
Гармонию и древний хаос чувства,
Безмерность сущего и мимолётность «Я»
Вместило гения норвежского искусство.

(Джелал Кузнецов)

Эдвард Григ. Норвежская идиллия

Город Берген расположен в западной части Норвегии, у прекрасного фьорда, выходящего в Северное море. Крыши домов, разбросанных по окрестным холмам, целыми неделями и месяцами звенят под ударами длинных пальцев дождя. В портовых тавернах старые рыбаки с влажными от тумана бородами рассказывают спокойными и суровыми голосами сказки о феях и троллях, о мирских чудовищах и ужасных бурях. И лишь поздно ночью, когда ветер укладывается спать в подворотнях, их шаги звучат и затихают на сырых от дождя и тонущих в тумане улицах.

В этом городе 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ - самый замечательный композитор не только своей родины, но и всей Скандинавии. До его появления народы северной Европы не ценили народной музыки, не знали, что может сделать из неё композитор.

Песни и танцы крестьян они считали лишёнными подлинной ценности и не понимали, что в них звучат целые века воспоминаний. Столько радостей и горестей, столько незабываемых праздников! Григ уже в детстве открыл их красоту: мама, которая давала ему первые уроки музыки, часто наигрывала песни и танцы, услышанные от крестьян. Однообразное и мощное колебание их ритмов рождало мелодии то весёлые, то грустные. Ночью, перед тем как заснуть, ребёнок вспоминал их; он вставал с постели, спотыкаясь в темноте, тихо спускался по лестнице и начинал импровизировать на фортепиано, едва касаясь клавиш, чтобы его не забранили.

В школе Григу пришлось испытать немало горя из-за арифметики. Чтобы избавиться от неё, он нередко сбегал с уроков. Чаще всего мальчик бродил под дождём, до тех пор, пока с его одежды не начинали стенать потоки воды. Видя это, учитель посылал его домой переодеться, и, пока он возвращался в сухой одежде, урок арифметики кончался.

Григу было двенадцать лет, когда он показал соученикам своё первое музыкальное сочинение, «Вариации для фортепиано на немецкую тему», опус 1. Но учитель, заметив, чем он занимается, наклонился над молодым музыкантом и влепил ему хорошую оплеуху:

Лучше бы ты вспомнил имя короля, с которым Улаф Геральдссен вёл переговоры о независимости Норвегии! - сердито добавил он.

Эдвард учился в гимназии, когда их дом посетил знаменитый норвежский скрипач Уле Булль, бывший ученик Паганини. Вероятно, даже молния, неожиданно упавшая в комнату, не поразила бы молодого Грига сильнее.

Этот сильный, сутуловатый человек со всегда склонённой к левому плечу головой рассказывал о замечательных вещах. Эдвард целыми часами слушал эти рассказы, глотая его слова и глядя на его руки. Ему приходилось домысливать, как он играет ими на скрипке, потому что скрипач приехал без инструмента. Зато он захотел послушать игру Эдварда на фортепиано и, услышав, предсказал ему блестящее будущее. Уле Буллю удалось уговорить родителей послать мальчика в Лейпциг, в консерваторию, славившуюся на весь континент.

Эдвард покинул родину с глубоким сожалением, но скоро привык к новой обстановке и к студенческой жизни.

В Лейпциге повсюду жили воспоминания о Иоганне Себастьяне Бахе и Феликсе Мендельсоне-Бартольди, и молодой норвежец с глубоким волнением открывал места, в которых эти великие музыканты давали свои концерты, где им аплодировали и где они обучали своих учеников.

Вернувшись в Берген, Григ был поражён красотой своей страны, которую увидел теперь глазами зрелого человека.

Море раскинулось вдали, мягкое, зелёное, блестящее.

Голубоватая дымка поднималась, чуть колеблясь, над залитым солнцем фьордом. Красные и жёлтые цветы прятались в траве, склоняясь под тяжестью росы.

Вверху, в горах, снег лежал даже летом, посылая вниз, к фьорду с кружевными берегами, прохладные дуновения ветра.

Через скалистые долины к морю бежали шумные реки, они пересекали неумолимо шумевшие леса, густые заросли ежевики и поляны, покрытые душистыми травами, доходившими человеку до пояса.

Возле моря из склона горы выступали красные гранитные скалы самых причудливых форм. Нежный свет лежал на всём, как блестящая пыльца, и в его лучах гонялись друг за другом молчаливые птицы.

Григ любил бывать среди крестьян, знакомиться с их обычаями, песнями и танцами. В конце почти каждой недели он уходил из дому и совершал путешествия по стране. Он услышал множество мелодий, множество рассказов о гномах и эльфах, познакомился с жизнью и обычаями простых людей. Вскоре он написал танец троллей: норвежцы думают, что это крошечные духи, которые прячутся в пещерах и превращаются в камень, как только их коснётся первый луч солнца. Поэтому они блуждают по лесу лишь ночью и исчезают, лишь только первые лучи окрасят верхушки елей.

Композитора зачаровало поэтическое воображение его народа, песни и красочная одежда крестьян. Он старался узнать всё это как можно глубже и выразить в своей музыке. Первый свой концерт он дал в Бергене, включив в него и несколько своих сочинений. Его искреннее волнение поразило слушателей, ибо Григ обладал даром выражать свои чувства в живой и свободной форме, передавая в них свои впечатления о природе родины, о встреченных людях. Всякий раз, сочиняя музыку, он так ясно видел их перед глазами, будто бы рисовал их портреты с помощью музыкальных нот.

«Как нет народа без искусства, так искусство не может существовать без народа»,- любил повторять композитор.

Неустанно совершенствуя своё мастерство, молодой артист всё же никогда не довольствовался тем, что знал; мир музыки с его неисчерпаемыми тайнами казался ему слишком огромным, чтобы он мог считать себя его господином. Это заставило Грига снова поехать учиться, на этот раз в Копенгаген, где он брал уроки у Нильса Гаде, которого считали основоположником скандинавской школы музыки. Там он познакомился с пианисткой и певицей Ниной Хагеруп, на которой позднее женился, и сочинил на слова Ганса Христиана Андерсена знаменитую «Песню любви», которую посвятил любимой.

В годы, проведённые в Копенгагене, Григ подружился с композитором Рихардом Нурдроком - автором национального гимна Норвегии. Музыканты решили бороться плечом к плечу за создание национального искусства, чуждого иностранных влияний. Оба они восхищались народной музыкой и поэзией, оба гордились их оригинальностью. По инициативе этих композиторов-энтузиастов было создано общество Евтерпы, поставившее своей целью борьбу за развитие скандинавского искусства.

Воодушевлённый этой целью, Григ развернул у себя на родине широкую концертную деятельность. Концерт в столице Норвегии, Осло, прошёл с невиданным успехом и привёл к назначению композитора на пост капельмейстера оркестра Филармонического общества. В этом качестве он написал одно из своих самых известных сочинений, ля-минорный концерт для фортепиано с оркестром, и сегодня фигурирующий в репертуаре всех крупных пианистов мира. Впервые исполненный в Лейпциге, он был встречен бурными аплодисментами публики. Критики придерживались, однако, другого мнения и, как это случалось не раз, обманулись в своей оценке. Они писали о «жалкой, незначительной пьеске Грига», не понимая ценности и богатства её ярких, оригинальных мелодий. Однако не только критики, но и многие соотечественники Грига проявили к его сочинению полное невнимание.

Отсутствие доходов очень стесняло композитора, тем более что, не имея средств содержать оркестр, он вынужден был надолго распустить его. Именно в этот период, когда на него обрушилось столько трудностей и огорчений, композитор потерял своего первого и единственного ребёнка. Положение казалось уже совсем безвыходным, когда из Рима пришло восторженное письмо Франца Листа. Великий венгерский пианист и композитор от всей души поздравил его с Сонатой для фортепиано, опус 8, и заключил письмо словами: «Хочу надеяться, что у себя на родине вы пользуетесь успехом и поддержкой, которых достойны!» Показав это письмо норвежским властям, композитор получил, наконец, скромную дотацию, и на эту сумму съездил в Рим. Там он лично познакомился с Листом, который жадно расспрашивал композитора о Норвегии, об её искусстве и народной музыке. Но ещё более ценными, чем рассказы Грига, были для него его сочинения. Они показались Листу сокровищницей чувства, характерной для страны, из которой приехал их создатель; в этих мелодиях звучали порывы героизма, блеск солнца и звон бокалов, пролетали порывы ветра, вырисовывались прекрасные пейзажи.

Ваша музыка источает дикий и пьянящий дух северных лесов, - сказал Лист Григу, когда тот сыграл ему Концерт для фортепиано с оркестром, блестяще воспроизведя все его оттенки.

Потом он взял руку норвежца, который был ниже его ростом, и крепко пожал её. На его лице сияла радость, он говорил непрерывно, восхищаясь искренностью и новизной подлинно народного искусства Эдварда Грига.

Поддержка Листа была самым важным событием в жизни Грига. Охваченный новым воодушевлением и страстью к творчеству, он вернулся на родину. Там он начал искать тихий уединённый уголок, где он мог бы поселиться и писать музыку, никем не тревожимый. Он бродил от села к селу, от одного фьорда к другому, но нигде не останавливался, не находя уединения и покоя, необходимых для творчества.

После множества неудачных попыток композитор, материальное положение которого между тем значительно улучшилось благодаря концертам и гонорарам, купил наконец домик в дикой местности, неподалёку от Бергена. Это было каменное строение с небольшой башенкой на крыше и витражами в окнах, окружённое соснами и зарослями жасмина; композитор назвал его Тролльхауген, то есть «Холм троллей».

Там бывали друзья композитора, простые, неизвестные люди и знаменитости, как писатель Бьёрнстьерне Бьёрнсон, немецкий композитор Франц Бауэр, драматург Генрих Ибсен. Когда Ибсен переделал свою поэму «Пер Гюнт» для театра, он попросил Грига написать к ней музыку. Там родилась сюита под тем же названием, которая получила известность, редко достигаемую подобного рода сочинениями. Она принесла композитору благосостояние и славу, убедив норвежское правительство дать ему ежегодное пособие.

Никогда не опьяняемый успехом, неустанно изучающий искусство своего народа Эдвард Григ был одним из тех национальных художников, которые способны различить и воспроизвести тончайшие оттенки народной мысли и чувства. В его романтической музыке звучат мелодии и ритмы норвежского фольклора, старинные песни и танцы страны древних викингов.

До последних дней своей жизни сохранив молодую душу, Григ не покладая рук писал произведения для голоса и фортепиано, для сольных инструментов, камерную музыку и пьесы для оркестра. Особенно любил он песню, в которой звучала поэзия его народа. Его щедрое сердце было готово с любовью принять всё прекрасное. Он считал, что его произведения - это искры, вылетающие из души народа.

Когда композитор умер, пятьдесят тысяч норвежцев проводили его в последний путь. Его прах захоронили под каменной насыпью, на высоком скалистом мысе, недоступном посетителям. Там, никем не тревожимый, автор Песни Сольвейг и Танца Анитры мирно слушает шум Северного моря и гул полярного ветра в вечно зелёных лесах Норвегии.

Звуки музыки

Творчество Грига обширно и разнообразно. Оно разнообразно и в жанровом отношении, и по тематике. В его сочинениях мы находим и картины народной жизни, родной природы, и образы народной фантастики, и жизнь человека со всей её полнотой. Наибольшей известностью пользуются его сюиты из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт».

В области фортепианной музыки Григ сыграл очень важную роль. Но прежде надо отметить одну из характерных черт его таланта - о чём бы ни писал композитор, к какому бы жанру ни обращался, все его сочинения овеяны лиризмом, живым и любовным отношением. Недаром П. И. Чайковский писал: «Слушая Грига, мы инстинктивно сознаем, что музыку эту писал человек, движимый неотразимым влечением посредством звуков излить наплыв ощущений и настроений глубоко поэтической натуры».

Проникнувшись духом норвежских народных мелодий, он положил их в основу почти всех своих произведений. Особенно ярко характерные черты творчества проявились в фортепианных произведениях Грига.

Эдвард Григ обращался к фортепиано на протяжении всей жизни. Его фортепианные миниатюры были для него своеобразным «дневником», в который композитор записывал свои личные впечатления и наблюдения, мысли и чувства. В этих миниатюрах Григ предстаёт настоящим писателем, ярко и образно описывающим картины жизни.

Композитор оставил около ста пятидесяти фортепианных пьес. Семьдесят из них изданы в десяти тетрадях, получивших название «Лирические пьесы». Они во многом близки «Музыкальным моментам» и «Экспромтам» Шуберта, «Песням без слов» Мендельсона.

Из «Лирических пьес» Грига видно, как много дум и чувств отдал композитор родине. Эта тема по-разному проявилась пьесах - в великолепных музыкальных пейзажах, в жанровых сценках, в образах народной фантастики.

Например, «Норвежская мелодия» (слушание) рисует целую танцевальную сценку. Нам зримо видны фигуры танцующих, разные «па» танца - кружащегося спрингданса. Характер подчёркивается и своеобразным сопровождением, подражающим звучанию народных инструментов.

«Гангар» («Крестьянский марш») (слушание) – популярный в Норвегии танец-шествие (gang - шаг). Это старинный парный танец спокойного и величаво-торжественного характера. Слушая эту пьесу, мы можем представить себе процессию танцующих. Они как будто сначала приближаются к нам, а затем удаляются.

Одним из самых ярких образцов музыкальной фантастики Грига является его пьеса «Шествие гномов» (слушание). Музыка рисует нам причудливый сказочный мир, подземное царство троллей и гномов, этих страшных и злых карликов. Средний раздел пьесы рисует чарующую красоту, ясность природы.

Одно из самых радостных и ликующих произведений Грига – «Свадебный день в Тролльхаугене» (слушание) (Тролльхауген - местечко в Норвегии, где находилась вилла Грига. Здесь композитор провёл последние годы своей жизни. Несмотря на то, что большинство Лирических пьес» - миниатюры камерного характера, эта пьеса выделяется среди них своей яркостью, масштабами, виртуозным блеском. Броскостью музыкальных образов это сочинение приближается к типу концертной пьесы.

Свадебные марши занимают большое место в норвежском фольклоре. И это шествие Грига звучит уверенно, горделиво. Но в то же время, характерный «волыночный» бас придаёт ему простоту и очарование сельской сценки. Пьеса также существует в оркестровой версии. Это произведение Григ подарил своей жене Нине 11 июня на годовщину свадьбы.

Среди «Лирических пьес» мы встречаем светлые, поэтические образы природы: «Бабочка», «Птичка», «Весной». В этих пьесах проявился редкий дар композитора немногими штрихами создать точный и тонкий рисунок.

Яркий пример тому - пьеса «Птичка» (слушание), как бы сотканная из коротких порхающих трелей и скачущего ритма.

Пьеса «Весной» (слушание) - апофеоз пробуждения природы. Неповторимое очарование звуковых образов напоминает трогательно неуверенное появление подснежников. В письме к издателю Григ назвал это собрание пьес «весенними песнями».

Тонкими страницами лирических высказываний являются такие пьесы цикла, как «Вальс-экспромт», «Элегия» (слушание).

Одним из самых лиричных эпизодов творчества Грига является пьеса, открывающая цикл, - «Ариетта» (слушание). Она отличается удивительной чистотой, наивностью, непосредственностью, душевным покоем. Очень тонкий приём композитор использовал в её заключении: такое своеобразное многоточие. Песня обрывается на полу фразе, как будто мысль певца унеслась куда-то вдаль.

В презентации использованы репродукции картин художников: Ханса Андреаса Дахл, Адольфа Тидемана и Ханса Гуде; фотографии достопримечательностей Норвегии.

Норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр. Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры.

Среди самых известных произведений Грига - две сюиты из музыки к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт», концерт для фортепиано с оркестром, скрипичные сонаты.

Норвежское фэнтези

Творчество Эдварда Грига впитало в себя типические черты норвежского музыкального фольклора - эпических и лирических песен скальдов, мелодий пастушьего альпийского рога, трудовых и бытовых песен. Этот фольклор формировался на протяжении многих столетий, и его особенности закрепились в XIV-XVI веках. Немалую роль в них играло воспроизведение образов природы, персонажей норвежских народных сказаний о подземном мире - гномов, кобольдов, троллей, домовых, водяных (например, «Шествие гномов» и «Кобольд» из «Лирических пьес», «В пещере горного короля» из «Пера Гюнта»).

Тролльхауген (Холм Троллей)

Тролльхауген - (норв. Troldhaugen; Холм Троллей) - дом норвежского композитора Эдварда Грига, расположенный около его родного города, Бергена. Сам композитор назвал этот дом своим лучшим творением и активно участвовал в его создании.

Прах композитора и его жены захоронен в горной могиле около дома. Дом, рабочая избушка, усадьба и окружающая местность - теперь открытый музей Грига.

Эдвард Григ. Основные произведения (9)

Представлены наиболее известные сочинения. Если Вы не обнаружили в списке известную композицию, пожалуйста, укажите ее в комментариях, чтобы мы могли добавить произведение в список.

Произведения упорядочены по с учетом популярности (узнаваемости) - от наиболее популярных к менее популярным. В целях ознакомления предлагается наиболее известный фрагмент каждой мелодии.

  • № 1: Эдвард Григ "Пер Гюнт. Танец Анитры"
    Классическая музыка

    Разбогатевший Пер мечтает о власти и славе. Путешествуя по жаркой Аравийской пустыне, Пер Гюнт попадает к вождю племени бедуинов. Дочь вождя Анитра - пытается очаровать Пера своей красотой.

  • № 2: Эдвард Григ "Пер Гюнт. В пещере горного короля"
    Классическая музыка

    В пещере горного короля (норв. I Dovregubbens Hall) - композиция из сюиты норвежского композитора Эдварда Грига на пьесу Генрика Ибсена «Пер Гюнт».

  • № 4: Эдвард Григ "Пер Гюнт. Песня Сольвейг"
    Классическая музыка

    Песня Сольвейг звучала в спектакле несколько раз. Она стала символом любви и верности. Печальная и нежная мелодия песни – одно из самых вдохновенных творений Грига.

  • № 5: Эдвард Григ "Марш троллей (Шествие гномов)"
    Классическая музыка

    Марш Троллей (в другом переводе - "Шествие Гномов") - сочинение из пятого цикла лирических пьес (op. 54). Кто же шествует на самом деле: тролли или гномы?

10

Влияние музыки на человека 03.09.2016

Дорогие читатели, сегодня мы продолжаем разговор в рубрике . Я приглашаю вас окунуться в мир романтики. Мы познакомимся с эпохой романтизма и музыкой норвежского композитора Эдварда Грига. Приглашает нас в такое путешествие Лилия Шадковски, читательница моего блога, учитель музыки с огромным стажем. Те, что часто бывают на блоге, знают Лилию по некоторым статьям.

Нас очень радует ваш отклик. Спасибо огромное Лилии за ее интересные рассказы. И очень советую послушать музыкальные фрагменты с вашими детьми, рассказать им о музыке Грига, думаю, им тоже интересно будет многое послушать. Когда я работала в музыкальной школе, мы часто с детьми брали произведения в свой репертуар, часто я давала ансамбли, сама тоже с удовольствием прикасалась к этой музыке. А сейчас я передаю слово Лилии.

Добрый день всем читателям блога Ирины. Вот и подошла к концу прекрасная летняя пора. И так хочется уже в прохладный вечер зажечь свечи, налить чашку горячего чая, сесть на любимый диванчик и послушать музыку.

Дорогие наши читатели! Думаю,что Вам будет интересно узнать, как звучит чудесная музыка жизни! Слышите? Журчание прозрачного ручейка в летний зной, щебетание птиц, шелест ветра в листве, пробуждение природы. Чудесная музыка жизни, открывающая радость для нас! Музыка настолько ярка и красочна, что и без слов становится ясно, о чем она. Начнем наше музыкальное путешествие.

«Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит душою.» Бертольд Ауэрбах

Э.Григ. Утро. Из сюиты «Пер Гюнт»

Очень популярная мелодия Грига, написанная к первой части пьесы Ибсена «Пер Гюнт». Эта музыка теперь связывается с типично скандинавскими сценами. Но первоначально эта мелодия предназначалась для того, чтобы изобразить восход солнца в пустыне Сахара.

Дивные образы мира грез эпохи романтизма

Не только торжество природы стали объектом поклонения композиторов романтиков. Но и дивные образы мира грёз, человек, его возвышенные чувства идуховность — такими красками нарисована музыкальная культура эпохи романтизма.

Романтизм — художественное направление в искусстве, сложившиеся в конце XVIII — начале XIX века в странах Европы и Америке. Слово «романтизм» (франц. romantisme) означает фантастическое, живописное. И действительно, это направление обогатило мир новыми красками и звуками. Композиторы с помощью музыкальных средств выражали глубокий интерес к гармонии мира, к человеческой личности, его чувствам и эмоциям.

Наиболее яркими представителями романтической школы композиторов были Никколо Паганини, Ференц Лист, Фредерик Шопен, Франц Шуберт, Роберт Шуман Джузеппе Верди, Эдвард Григ. В России в этом стиле работали А. Алябьев, П. Чайковский, М. Глинка, М. Мусоргский.

Много есть стран на свете, ну а мы сегодня с помощью музыки совершим путешествие в Норвегию, в гости к Эдварду Григу — композитору периода романтизма.

Музыка Эдварда Грига

«Если и мог кто-то явить миру гордый и чистый дух Норвегии, полный тёмной силы, страстной романтики и ослепительного света, то это, безусловно, Эдвард Хагеруп Григ»

Сказочно прекрасна и величава Норвегия. Суровый, но потрясающей красоты край, край ослепительно-белых горных вершин и синих озёр, край волшебного северного сияния и синего неба.

Богата и своеобразна народная музыка, песни, танцы, увлекательные древние легенды и сказания. Музыка Э. Грига вобрала в себя всё богатство сказочного скандинавского фольклора. Фантастические образы троллей и гномов,обитающих в темных пещерах, подвиги народных героев в незабываемых мелодиях наверняка известны Вам.

«Певец скандинавских легенд»

Эдвард Хагеруп Григ (1843-1907) — норвежский композитор, музыкальный деятель, пианист, дирижёр, чьё творчество формировалось под воздействием норвежской народной культуры. Музыкальный язык Эдварда Грига глубоко национален и неудивительно, что норвежцы очень любят его музыку.

Э.Григ. Немного биографии

Детство и юность. Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года вприморском городе Бергене- крупном торговом центре Западной Норвегии. Отец Эдварда, Александр Григ занимал пост британского консула в Бергене, мать, Гесина Хагеруп, была пианисткой. Своим детям они дали прекрасное и основательное образование, обучали музыке, как было принято в состоятельных семьях.

В доме очень часто устраивались музыкальные вечера, и эти первые музыкальные впечатления определили будущую судьбу Эдварда. Уже в четыре года он играл на фортепиано, а в возрасте двенадцати сталсочинять собственную музыку. Знаменитый норвежский скрипач и композиторБулль Уле, услышав музыку Эдварда, посоветовал родителям отправить юное дарование учиться в Лейпцигскую консерваторию.

Новый этап в жизни

После обучения, Григ возвращается на родину и устремляется в Копенгаген-центр музыкальной культуры. Прекрасные концерты, которыми славился концертный зал «Гевандхауз»помогли Эдварду понять и полюбить романтизм.

Здесь же он знакомится с величайшим сказочником Г.Андерсеном и драматургом Г. Ибсеном. которые буквально провозгласили идею народности в искусстве, Эта тема нашлагорячий отклик в сердце композитора.

В 1865 году Э. Григ и его товарищи организовали музыкальное общество «Евтерпа», которое активно пропагандировало народное творчество, организовывало концерты. А в 1898 году он учреждает первый фестиваль норвежской народной музыки в Бергене (этот фестиваль проводится до сих пор.) Григ чувствовал огромный прилив творческих сил.

Волшебная сила музыки Грига

Одно за другим появляются прекрасные произведения: романсы, песни — поэмы, фортепианные пьесы и концерты,музыка которых сливается с ощущением сурового северного края, родной природы.

Э.Григ.Концерт ля-минор(1 часть) для фортепиано с оркестром

«Композитор рассказывает Богу о своём восприятии природы.Господь слушает и улыбается, он доволен:среди его созданий встречаются гениальные образы…»

А вот живые непосредственные зарисовки с натуры: «Птичка», «Бабочка», «Ручей» из цикла «Лирические пьесы» — любимые произведения многих концертных программ, в том числе концертных программ детских музыкальных школ.

Э.Григ. Птичка

«Птичка» — пример редкостного дара композитора немногими штрихами создать точный образ птички из «поющих» трелей и «скачущего» ритма.

Э.Григ. Ручей

А вот открывается вид в долину, воздух прозрачен и прохладен, и ручеёк серебрится на камнях.

Э.Григ. Бабочка

Композитор написал её с неподражаемой легкостью и изяществом, передавая хрупкость и грациозность образа.

Образы народной фантастики

В содружестве с Андерсоном и Ибсеном, Григ создает в своей музыке героев скандинавского эпоса, исландских легенд и норвежских саг, незабываемые образы троллей, гномов. Слушая музыку Грига, чувствуешь, что среди цветов порхают эльфы, что за каждым камнем гном, а из лесной норы сейчас выскочит тролль.

Э.Григ. Шествие гномов

Этот необычный сказочный марш, известный чуть ли не каждому из нас своей динамикой и яркой мелодией. Часто используется во множестве сказок, мультфильмах, театральных постановках, рекламе.

Э.Григ. Танец эльфов

Однажды перед сном Э. Григ прочитал сказку Андерсена «Дюймовочка». Он уснул, а в его голове звучало: «Маленькая девочка сидела в цветке, а вокруг неё летали маленькие бабочки»…Так появилось произведение «Танец эльфов»

Музыка Э. Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт»

Но самым значительным произведением, истинным шедевром стала музыка Э. Грига к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт». Премьера камерно-симфонического произведения состоялась в 1876 году и имела колоссальный успех. Более того, этот исторический спектакль стал началом мировой славы композитора и драматурга.

Пер — главный герой отправился странствовать по свету в поисках счастья.Он побывал во многих странах. В пути ему пришлось перенести множество испытаний. Пер достигает сказочного богатства, но теряет все. Через сорок лет, усталый и измученный он возвращается на родину. Его охватывает глубокое отчаяние — жизнь растрачена попусту. Когда он приехал, то узнал, что Сольвейг все эти годы верно ждала его:

«Зима пройдет, и весна промелькнет, завянут цветы, снегом их занесёт. Но ты ко мне вернешься, мне сердце говорит, тебе верна останусь, с тобой лишь буду жить…»

Э.Григ. Песня Сольвейг

Эта пронзительная, волнующая мелодия стала символом любви и верности. В ней и щемящая грусть, и покорность судьбе, и просветленность. Но главное — это вера!

Много удивительного выпадает на долю Пера. Вот он оказался в царстве троллей, фантастических злых существ, подданных Горного короля.

Э.Григ. В пещере горного короля

Фантастическое шествие — это одна из наиболее узнаваемых мелодий Грига. Она так же часто используется в детских передачах, рекламных роликах, звучит в таких фильмах, как «Демоны», «Сенсация», «Мертвый снег», «Интерны».

Э.Григ. Танец Анитры

Путешествуя по Аравийской пустыне, Пер Гюнт попадает к вождю племени бедуинов. Дочь вождя пытается очаровать Пера своей красотой.

Творчество Грига сформировалось под воздействием народной культуры, её прекрасных песенных мотивов и танцевальных мелодий.

Э.Григ. Норвежский танец из балета«Пер Гюнт»

Мечты сбываются

Григ очень мечтал о домике на берегу моря, о спокойной и творческой обстановке. И только на сорок втором году жизни его мечта осуществилась.Высоко в норвежских горах, в местечке со сказочным названием Трольхауген (холм троллей, или «Волшебный холм») стоит этот прекрасный дом, в котором поселилась семья Григов.Расположение усадьбы служило источником вдохновения, здесь зарождались новые музыкальные образы.

Э.Григ. Свадебный день в Трольхаугене

«Свадебный день в Трольхаунгене» — образ народного быта, одно из самых радостных, ликующих произведений Грига.

Эдвард Григ и его жена Нина Хагеуп проводили в этом доме теплое время года. Они часто гуляли вместе, любовались пейзажами, а вечерами обсуждали новые идеи.

Григ очень любил и этот дом и эту окружающую божественную красоту природы:« Я видел такие красоты природы…огромная цепь снеговых гор с фантастическими формами возвышалась прямо из моря, при этом заря в горах, было четыре часа утра, светлая летняя ночь и весь ландшафт был будто окрашен кровью. Это было неповторимо!»

Никакие другие живописные места не могли заменить ему суровой красоты родины. И этот «дикий» край с первозданной красотой привлекает миллионы поклонников композитора.

Сегодня в усадьбе создан музей, где почитатели могут не только увидеть уникальную природу, но и услышать неповторимые волшебные звуки музыки Эдварда Грига.

По завещанию композитора, Грига похоронили в могиле, вырубленной в отвесной скале. Там же, спустя 28 лет, нашла свой покой и Нина — единственная женщина Грига и его муза.

Таков Эдвард Григ — композитор яркий, мощный, раскрывающий секреты скандинавских легенд в своей музыке и оставшейся в мировой музыкальной культуре навсегда. Музыка Э. Грига будет звучать до тех пор, пока будут стоять норвежские скалы, пока морской прибой будет биться о берег.

Я благодарю Лилию за информацию. Как я уже писала в самом начале статьи, музыка Грига редко кого оставляет равнодушными. Нравится она и детям и взрослым. И еще вспомнился мне концерт, когда я работала в пед.училище на Дальнем Востоке. С моей подругой на отчетном концерте мы играли на двух роялях концерт Грига ля минор. Как раз Лилия о нем говорила в статье. Какая потрясающая музыка, как нас тогда принимали…. И как было нам интересно работать вместе. Тоже такой опыт приобрели.

Желаю всем прекрасного настроения, простых радостей жизни, всего самого теплого и доброго.

Вода с лимоном - простое средство оздоровления организма

Эдвард Григ (1843-1907) - первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием общеевропейской культуры. Благодаря Григу музыкальная школа Норвегии встала вровень с другими национальными школами Европы, хотя ее развитие протекало в очень сложных условиях.

В течение долгого времени (до 1905 года) Норвегия не могла добиться государственной самостоятельности. Политическая зависимость от Дании (XIV-XVIII века) и Швеции (XIX век) тормозила развитие экономики и культуры страны (вплоть до середины XIX века она не только не имела профессионального искусства, но и единого государственного языка).

Жизненный и творческий путь Грига совпал с периодом необычайно яркого расцвета норвежской культуры, связанного с пробуждением национального самосознания. В 60-70е годы XIX века передовые норвежские художники обратились к изучению национального эпоса, народных сказок, музыкального фольклора. В Бергене, на родине Грига, открылся Национальный норвежский театр, работу которого возглавил Генрик Ибсен (виднейший норвежский драматург, автор драмы «Пер Гюнт»). Выдающийся скрипач-импровизатор Уле Булль стал пропагандировать норвежскую народную музыку, исполняя собственные концертные фантазии на фольклорные темы. Автор национального норвежского гимна Нурдрок вместе с Григом создал в Копенгагене музыкальное общество «Евтерпа», целью которого было распространение и пропаганда творчества молодых скандинавских композиторов. В качестве автора многочисленных романсов выдвинулся Хьерульф . И все же именно Григу удалось вывести музыкальную школу Норвегии на мировой уровень. Смысловым центром всего григовского творчества стал образ Норвегии. Его воплощение связано то с героикой норвежского эпоса, то с образами национальной истории и литературы, то с фантастикой скандинавских сказок или картинами суровой северной природы. Самым глубоким и художественно совершенным обобщением эпического образа родины стали 2 оркестровые сюиты «Пер Гюнт», в которых Григ дал свою трактовку ибсеновского сюжета. Оставив за рамками характеристику Пера - искателя приключений, индивидуалиста и бунтаря, - Григ создал лирико-эпическую поэму о Норвегии, воспел красоту ее природы («Утро»), нарисовал причудливые сказочные образы («В пещере горного короля»). Значение вечных символов обрели лирические образы матери Пера, старой Озе, и его невесты Сольвейг.

Ярко оригинальный стиль Грига сложился под воздействием норвежского фольклора, который имеет очень давнюю историю. Его традиции сформировались в лирико-эпических песнях скальдов, в пастушеских горных мелодиях (локках ), в норвежских танцах и маршах.

Григовские мелодии вобрали наиболее характерные особенности норвежских народных песен, такие, например, как сочетание пентатонных ходов с тритоновыми, или мелодический оборот T - вводный тон - D. Эта интонация, ставшая своеобразным музыкальным символом Норвегии, встречается в музыке Грига очень часто (например, во многих темах , в «Ноктюрне» из «Лирических пьес»). Нередко она «перемещается» на другие ступени лада, как, например, в песне Сольвейг , где этот мелодический ход идет от D (через повышенную IV ступень), а затем от S.

Под воздействием фольклора сложились также характерные особенности гармонии Грига:

  • обилие органных пунктов;
  • частое использование лидийского и дорийского ладов;
  • повышение IV ступени лада и в мажоре, и в миноре - излюбленная григовская альтерация;
  • гибкая ладовая переменность, как своеобразная игра «света и тени» (минорная d в мажоре, мажорная S в миноре и пр.) т. медленной части фп. концерта

В целом, гармонический язык произведений Грига отличается особой красочностью, широким применением аккордов многотерцового строения, что опять же коренится в норвежском фольклоре (многие норвежские мелодии содержат несколько терцовых ходов в одном направлении).

Наиболее непосредственно с норвежским фольклором связаны многочисленные танцы Грига. Они опираются на своеобразную ритмику норвежских халлингов, спрингдансов, гангаров. Гангар - это норвежский крестьянский марш. Халлинг - сольный мужской танец с очень сложными, почти акробатическими движениями. Спрингданс (или спрингар) - задорный «танец вприпрыжку». Григ часто подчеркивает типичные ритмические детали всех этих танцев - сочетание триольного и пунктирного рисунка, неожиданные акценты на слабых долях, всевозможные синкопы.

В творческом наследии Грига представлены почти все музыкальные жанры - фортепианные, вокальные, симфонические (увертюра «Осенью», сюита «Из времен Хольберга» для струнного оркестра) и вокально-симфонические (театральная музыка), камерно-инструментальные (струнный квартет, 3 сонаты для скрипки и фортепиано, 1 соната для виолончели и фортепиано). И всё же наиболее ярко он проявил себя в области миниатюры - фортепианной и вокальной. Современники называли его гениальным миниатюристом, мастером малых форм.

Где запечатлены его личные жизненные наблюдения, впечатления от окружающего мира, природы, мысли и чувства, думы о Родине. Композитор написал около 150 фортепианных миниатюр. 66 из них включены в цикл из 10 тетрадей «Лирические пьесы», который занял основное место в его фортепианном творчестве (кроме него - «Поэтические картинки», «Юморески», «Из народной жизни», «Альбомные листки», «Вальсы-каприсы»). Григ посвятил фортепиано также 3 крупных произведения: сонату e-moll, балладу в форме вариаций и фортепианный концерт, один из лучших в концертной литературе.

Наряду с фортепианной музыкой, (около 150 песен и романсов, в т.ч. вокальные циклы «Мелодии сердца» на слова Г.Х Андерсена, «По скалам и фьордам», «Норвегия», «Дитя гор»). Показательно, что основу григовских вокальных сочинений составила норвежская поэзия (стихи Бьёрнсона, Паульсена, Ибсена).

Григ проявил себя не только как композитор. Он был также прекрасным исполнителем (выступал как дирижер и пианист, чаще всего в содружестве с певицей Ниной Хагеруп, которая была его женой); музыкальным критиком; общественным деятелем (возглавлял в Христиании филармоническое общество, провел в Бергене первый фестиваль норвежской музыки и пр.)

До последних лет жизни продолжалась просветительская деятельность Грига (руководство концертами бергенского музыкального общества «Гармония», организация в 1898 г. первого фестиваля норвежской музыки). Сосредоточенный композиторский труд сменялся гастрольными поездками (Германия, Австрия, Англия, Франция); они способствовали распространению норвежской музыки в Европе, приносили новые связи, знакомства с крупнейшими современными композиторами - И. Брамсом, К. Сен-Сансом, М. Регером, Ф. Бузони.

В основном это музыка к драматическим спектаклям. Опера «Улаф Трюгвасон» осталась незавершенной.

Имя: Эдвард Григ (Edvard Grieg)

Возраст: 64 года

Рост: 152

Деятельность: композитор, дирижёр, пианист, писатель

Семейное положение: был женат

Эдвард Григ: биография

Творчество норвежского композитора и дирижера Эдварда Хагерупа Грига – это 600 произведений, написанных в период романтизма, на которые музыканта вдохновил народный фольклор. Двадцать пьес Грига появились после его смерти, а многие песни, романсы и вокальные сочинения используются как саундтреки к популярным художественным и мультипликационным фильмам сегодня.


Композицию «В пещере горного короля» мы слышим в сериалах « » и «Интерны». Романс «Песня Сольвейг» есть в репертуаре , а отрывок из музыкальной пьесы Эдварда Грига «Пер Гюнт» британско-американская группа Rainbow взяла за основу для своей хард-рок композиции.

Детство и юность

Родился Эдвард летом 1843 года в Бергене. Он вырос в образованной семье, где музыка была важной составной повседневной жизни. В жилах прадеда по отцу – купца Александра Грига – текла шотландская кровь. Григ стал британским вице-консулом в Бергене. Дед унаследовал должность и слыл профессиональным музыкантом – играл в городском оркестре. Он взял в жены дочь главного дирижера.


Вице-консульская должность «перекочевала» в третье поколение шотландского купца – к родителю композитора Александру Григу, взявшему в жены, как и отец, женщину с отличным музыкальным слухом.

Мама Эдварда – Гесина Хагеруп – профессиональная пианистка. Дома она играла детям – двум сыновьям и трем дочерям – произведения и . Эдвард Григ сыграл первые аккорды на фортепиано в 4-летнем возрасте. В 5 уже сочинял пьесы.


В 12 подросток написал первую фортепианную мелодию, а спустя 3 года по настоянию знаменитого норвежского скрипача Уле Булля стал студентом Лейпцигской консерватории. Талантливый юноша оказался настолько требовательным к педагогам, что сменил наставника, показавшегося ему непрофессиональным исполнителем.

В Лейпциге Эдвард Григ посещал знаменитый концертный зал «Гевандхауз», где в исполнении музыкантов с мировыми именами слушал произведения , и . Последний композитор стал для Эдварда непререкаемым авторитетом и повлиял на раннее творчество Грига.

Музыка

В студенческие годы творческая биография Эдварда Грига развивается: юный композитор сочинил 4 пьесы для фортепиано и столько же романсов. В них заметно влияние Шумана, Феликса Мендельсона и .


В 1862-м музыкант оставил стены консерватории, получив диплом с отличием. Профессора и наставники прочили юноше блестящее будущее в искусстве, назвав «незаурядным пианистом с выразительной манерой исполнения». В том же году Григ дал первый концерт в Швеции, но в стране не остался – отправился в родной Берген. Дома Эдвард заскучал: уровень музыкальной культуры города показался ему низким.

Эдвард Григ поселился в эпицентре законодателя музыкальной «моды» – Копенгагене. Здесь, в Скандинавии, в 1860 годах композитор сочинил 6 фортепианных пьес, объединив их в «Поэтические картинки». Критики отметили в сочинениях норвежца национальный колорит.


В 1864 году Эдвард Григ вместе с датскими музыкантами стал основателем музыкального общества «Эвтерпа», которое познакомило меломанов с творчеством скандинавских композиторов. Григ творил без устали: он сочинил «Юморески» для исполнения на фортепиано, увертюру «Осенью» и Первую скрипичную сонату.

Вместе с молодой супругой музыкант переехал в Осло, где его вскоре пригласили занять место дирижера филармонии. Это годы творческого расцвета норвежского композитора: Эдвард Григ подарил слушателям первую тетрадь «Лирических пьес», Вторую скрипичную сонату и цикл «25 норвежских народных песен и танцев». После сближения с норвежским литератором и лауреатом Нобелевской премии Бьернстьерне Бьернсоном Григ в 1872 году написал пьесу «Сигурд Крестоносец».

В 1870 году Эдвард Григ встретился с , который, прослушав Первую скрипичную сонату норвежского композитора, был восхищен его талантом. Поддержку маэстро молодой композитор назвал бесценной.

В середине 1870-х норвежское правительство поддержало талантливого земляка, назначив ему пожизненную стипендию от государства. В эти годы Григ познакомился с поэтом , чьими стихами восхищался с детства, и написал музыку к его драме «Пер Гюнт» (наиболее известная увертюра из наследия композитора). После премьеры в Осло в 1876 году музыкант превратился из национальной звезды в мировую.

Эдвард Григ вернулся в Берген знаменитым и состоятельным человеком. Он поселился на вилле «Тролльхауген», где творил до 1907 года. Поэзия природы и фольклора родного края вдохновила его на множество шедевров, таких как «Шествие гномов», «Кобольд», «Песня Сольвейг» и десятки сюит.

Дочери лесника – 18-летней Дагни Педерсен – Эдвард Григ подарил мелодию «Утро». В ХХ веке американская компания «Уорнер Бразерс» неоднократно использовала мелодию в озвучивании мультипликационных фильмов.

В письмах друзьям музыкант подробно описывал величественную природу Норвегии, а его песни периода жизни в «Тролльхаугене» – это гимны лесистым горам и стремительным рекам края.

Эдвард Григ не закрывается на вилле: пожилой музыкант систематически совершает поездки в Европу, где дает концерты и собирает залы. Поклонники видят его как пианиста и дирижера, он аккомпанирует жене, издает десятки сборников с песнями и романсами. Но все гастрольные поездки заканчиваются возвращением в «Тролльхауген», любимое место на земле.


В начале 1888 года Эдвард Григ познакомился в Лейпциге с . Знакомство переросло в крепкую дружбу и сотрудничество. Петр Ильич посвятил норвежскому коллеге увертюру «Гамлет» и восхищенно описал Грига в своих мемуарах. В начале 1890-х оба музыканта удостоились званий докторов Кембриджа. Ранее Эдвард Григ получил членство академии изящных искусств Франции, королевской академии Швеции и университета в Лейдене.


В 1905-м в печати появилась автобиографическая повесть Грига, названная «Мой первый успех». Читатели оценили еще один талант гения – литераторский. Легким слогом, с юмором Эдвард Григ описал жизненный путь и восхождение к творческому Олимпу.

Работал композитор до последних дней жизни. В 1907 году музыкант отправился на гастроли по городам Норвегии, Дании и Германии, оказавшиеся прощальными.

Личная жизнь

Окончив консерваторию, молодой музыкант отправился в Копенгаген. В столице Дании Эдвард Григ влюбился в двоюродную сестру, племянницу матери Нину Хагеруп. Последний раз он видел ее 8-летней девочкой, а в Копенгагене перед ним появилась юная красавица и певица с мелодичным и сильным голосом.


Родные и друзья были шокированы романом Эдварда и Нины, но на рождественские праздники в 1864 году Григ поступил, как счел нужным: предложил возлюбленной руку и сердце. Ни молва, ни близкое родство не стали преградой для скандального брака: Григ и Хагеруп поженились летом 1867 года. Не выдержав морального давления и сплетен, молодожены уехали в Осло. Спустя 2 года у них родилась дочь Александра.


Кажется, против этого брака ополчились и люди, и небо: через год Александра умерла от менингита. Смерть ребенка омрачила брак. Нина погрузилась в депрессию и замкнулась. Супругов связывала только концертная деятельность и творческие планы, но прежней близости не стало. Детей у Григов больше не было.

В 1883 году Нина ушла от Эдварда Грига, и композитор три месяца жил в одиночестве. Обострившаяся болезнь – плеврит, грозящий перерасти в туберкулез – примирила супругов. Хагеруп вернулась, чтобы ухаживать за мужем.


Чтобы поправить расшатанное здоровье Грига, супруги переехали в горную местность и построили виллу «Тролльхауген». В деревенской глуши, общаясь с рыбаками и лесорубами, гуляя по горам, композитор обрел покой.

Смерть

Весной 1907 Эдвард Григ отправился на гастроли по датским и немецким городам. Осенью вместе с Ниной собрался на музыкальный фестиваль в Британию. Супруги остановились в бергенском портовом отеле, ожидая корабль до английской столицы. В отеле композитор почувствовал недомогание, его срочно госпитализировали.


Умер музыкант 4 сентября. Кончина Эдварда Грига погрузила Норвегию в национальный траур. По завещанию Грига его прах нашел последний приют рядом с виллой, в скальной нише. Позже здесь похоронили Нину Хагеруп.


«Тролльхауген», где Эдвард Григ прожил последние 14 лет жизни, открыт для посещения туристов и поклонников таланта норвежского композитора. На вилле сохранились интерьер, скрипка, вещи музыканта. На стене, как и при жизни маэстро, висит шляпа. Рядом с усадьбой стоит рабочий домик, где Григ любил уединяться для работы, и его статуя в полный рост.

Дискография (произведения)

  • 1865 – Соната для фортепиано ми минор, оп. 7
  • 1865 – Соната № 1 для скрипки и фортепиано фа мажор, оп. 8
  • 1866 – «Осенью» для фортепиано в четыре руки
  • 1866-1901 – «Лирические пьесы», 10 сборников
  • 1867 – Соната № 2 для скрипки и фортепиано соль мажор, оп. 13
  • 1868 – Концерт для фортепиано с оркестром, оп. 16
  • 1875 – «Сигурд Крестоносец», оп. 22
  • 1875 – «Пер Гюнт», оп. 23
  • 1877-78 – Струнный квартет соль минор, оп. 27
  • 1881 – «Норвежские танцы» для фортепиано в четыре руки
  • 1882 – Соната для виолончели и фортепиано, оп. 36
  • 1886-87 – Соната № 3 для скрипки и фортепиано до минор, оп. 45
  • 1898 – Симфонические танцы, оп. 64
Выбор редакции
Опорно-двигательный аппарат обеспечивает передвижение и сохранение положения тела животного в пространстве, образует внешнюю форму тела и...

Артамонова Екатерина Скачать:Предварительный просмотр:Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт...

Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Описание слайда: БОРИС ПАСТЕРНАК (1890 -1960) Во всем мне хочется дойти до...

Слайд 1 Древний ВавилонВавилон – крупнейший город древней Месопотамии, столица Вавилонского царства в 19-6 вв. до н.э., Важнейший...
1 слайд Русские композиторы второй половины Х1Х века «Культура России второй половины Х1Х века» 8 класс 2 слайд Чайковский Петр...
Уровни методологического знания (Э. Г. Юдин) : Философский - общие принципы познания и категориальный строй науки в целом....
Тысячи военных преступников, коллаборационистов, сотрудничавших с немцами во время войны, после её окончания не смогли избежать...
Внес на ратификацию в Государственную Думу соглашение с Сирией о преобразовании 720-го пункта материально-технического снабжения (ПМТО)...
Александр Невзоров - писатель, режиссер, продюсер, политик, публицист и борец с клерикализмом - рассказал, почему он не любит попов и...