Большой театр 6 подъезд схема. Большой. Экскурсия по театру. Особенности конструкции и площадки


Несомненно, Большой театр - это одна из самых узнаваемых достопримечательностей Москвы. Достаточно вспомнить, что его изображение удостоилось попадания на денежные купюры Российской Федерации. Основанный в 1776 году, он быстро приобрел статус Императорского театра, став при этом центром сценической жизни того времени. Этот статус театр не утратил и по сей день. Словосочетание «Большой театр» давно превратилось в бренд, известный и понятный любителям искусства во всем мире.

История Большого театра

День основания Большого театра - 13 марта 1776 года. В этот день князь Петр Урусов получил разрешение императрицы Екатерины II на создание театра. В этом году на правом берегу Неглинки начато строительство, однако театр так и не успел открыться — всё постройки погибли во время пожара. Новый театр был построен на Арбатской площади под руководством российского архитектора итальянского происхождения Карл Иванович Росси. В этот раз театр сгорел во время нашествия Наполеона. В 1821 году под руководством архитектора Осипа Бове появилось здания Большого театра, к которому мы так привыкли. Открытие Большого театра состоялось 6 января 1825 года. Эта дата считается вторым днём рождением театра. Репертуа Большого театра был начат концертом «Торжество муз» М. Дмитриева (музыка А. Алябьева и А. Верстовского).

У Большого театра весьма непростая и дальнейшая судьба. Его здание сгорало, приходило в аварийное состояние, туда падали немецкие бомбы… Очередная реконструкция, начатая в 2005 году, должна придать историческому зданию театра первозданный вид, открыть зрителям и туристам все великолепие старинной постройки. Осталось совсем немного времени: скоро поклонники высокого искусства смогут насладиться шедеврами мировой музыки в замечательной и неповторимой атмосфере главной сцены Большого театра. Большой театр издавна специализируется на видах искусств, которые уже много лет являются гордостью отечественной культуры - опера и балет. Соответствующие труппы театра, а также Оркестр Большого театра состоят из исключительно талантливых артистов. Сложно назвать классическую оперу или балет, которые бы ни разу не ставились на сцене Большого. Репертуар Большого театра состоит исключительно из произведений великих композиторов: Глинка, Мусоргский, Чайковский, Стравинский, Моцарт, Пуччини!

Купить билеты в Большой театр

Купить билеты в театры Москвы непросто в принципе. Большой театр к тому же, естественно, является самым престижным, и билеты туда достать очень сложно, несмотря на высокую их стоимость. Поэтому о приобретении билетов в Большой театр стоит позаботиться заранее. В театральных кассах билеты раскупаются очень быстро, причем выбор мест в зале ограничен. Воспользуйтесь более современным и удобным способом -

И тем, что пока я относительно свободна по будням, я отправилась на экскурсию в Большой театр. Спустя год всё проходит ровно по тому же сценарию: экскурсии для «простых смертных» проходят по понедельникам, средам и пятницам в 14:00. Билеты на них начинают продавать в 12:00 в кассе 12-го подъезда основного здания театра. Так как количество человек на каждую экскурсию ограничено (15 посетителей и ни человеком больше!), очередь в кассу выстраивается заранее.
Я подошла к подъезду в 10:30 и стала 6-й в очереди. Честно говоря, какого-то жуткого ажиотажа в этот день не было: 14-й и 15-й посетители (милые француженки) подошли где-то за пятнадцать минут до открытия кассы. А вот без пяти минут неожиданно нагрянула кучка людей, которым билетов, естественно, не досталось. Вывод: надо прийти хотя бы за полчаса. Хотя, охранник, милостиво пустивший нас погреться в фойе, сказал, что обычно с самого утра набивается человек сорок. Нам, видимо, повезло.
Итак, билет благополучно куплен. Обычному взрослому он обойдётся в 500 рублей, а ветерану войны или студенту — в 250.
Ровно в 14:00 мы стартовали. Сначала зашли в белое фойе, в котором сейчас проходит выставка работ Фольштедской фарфоровой мануфактуры — вот таких балерин:


Эта достаточно милая, но большинство из них обёрнуто пошлыми розовыми кружевами.
Затем прошли в малое императорское фойе, где, говорят, акустика помогала Николаю II подслушивать, что про него шептали по углам зала. П ещё меня здесь совершенно поразила своей страстностью вот эта танцовщица:

Дальше — большое императорское фойе с суперценной и трудно поддающейся реставрации шерстяной вышивкой:

Затем мы спустились с небес на землю и прошли в зрительские фойе. В одном из них сейчас проходит выставках костюмов из разных постановок «Дон Жуана» в «Ла Скала». Вот, например, таких:

Затем, наконец-то, собственно зал, где проходят спектакли. К сожалению, мой телефон не способен делать нормальные фотографии при приглушённом свете, поэтому покажу вам чужие — зато они хоть как-то передают этот шик и великолепие:

Отсюда

Отсюда
У меня получилось запечатлеть лишь занавес и, конечно, же хрустальную люстру:

Мы побывали в партере, заглянули в оркестровую яму, залезли на бельэтаж и, перегнувшись, поглазели на торжественную императорскую ложу (то шикарное, что в центре), поднялись на 7 этаж (4-й ярус балконов), а потом спустились в «Бетховенский зал», что в подвале. Во всём нам этом помог лифт, с золотой табличкой на котором я не могла не сфотографироваться:

А вот, собственно, «Бетховенский зал», из-за звукоизоляции которого весной на несколько дней закрывали станцию метро «Театральная»:

Ну и напоследок несколько фактов о Большом театре, которые я для себя открыла в этом походе.
1) Внутри здания Большого театра, считайте, три театра: а) зал, где проходят спектакли, б) примерно такой же по размерам репетиционный зал наверху (над плафоном, да) — со сценой, оркестровой ямой и немного уменьшенным зрительным залом, в) подвал, в который целиком входят декорации со сцены, а также куча подсобных помещений.
2) Если пойти на экскурсию летом, когда спектаклей нет, то можно попасть и в репетицонный зал. Мечта-мечта!
3) Только в России балетная сцена наклонена на 3%, чтобы были видны ножки балерин. Эх, где же Пушкин!
4) В Большом театре работает больше 1000 человек.
5) Стеклянные «парники» перед Большим театром — это не парники и не вход в парковку, это вход в «Бетховенский зал».
6) При Большом театре существует музей. Надо туда сходить. Надеюсь, там нет таких очередей и ограничений.
7) На 4-м балконе есть стоячие места за 100 рублей, с которых ничего не видно (и смотреть приходится на монитор), но зато всё хорошо слышно.
8) Основной зал театра построен по принципу музыкального инструмента: пол и потолок деревянные для лучшей передачи звука.
9) Сталин в своё время сидел в личной императорского ложе (слева от сцены), которую изолировали от зрителей бетонной стеной.
10) Оказывается, экскурсий в Большой театр ходит много, просто большинство из них — для всяческих организаций (посольств и проч.).
PS В общем, теперь моя задача — поймать билеты на какой-нибудь спектакль и посмотреть всё это в действии.

Сколько раз я пробегала мимо Большого театра , удостаивая его мимолетным взглядом: «На месте? - На месте» и бежала дальше. И в голову не приходило, что Большой театр - это своего рода «государство в государстве», что это особый мир со своими законами, традициями, своей иерархией.
И вот в этот мир неожиданно приоткрылась дверь… подъезда №12, где находятся кассы театра, и собралась наша замечательная блогерская группа, которую возглавила экскурсовод от Музея Большого театра.
Мне сложно будет передать словами всё великолепие, которое предстало нашим глазам… Несомненно Большой театр один из самых красивых театров мира! Грандиозный, недавно закончившийся ремонт позволил нам увидеть его во всем своём истинно императорском великолепии!
Вы только представьте себе, что внизу под театром находятся ещё 6 подземных этажей; что Бетховенский зал, где проходят музыкальные концерты, построен по принципу «складного стаканчика», стоит нажать на волшебную кнопку и сцена вместе с рядами начинает подниматься и складываться до ровного пола, и тогда
концертный зал превращается в банкетный; что под самой крышей есть новенький репетиционный зал с покатой и расчерченной прямоугольниками сценой и роскошным залом из темного дерева, где отдыхают артисты в ожидании своей партии и куда нет доступа нет посторонним.
Большой театр великолепен без лишних слов!


Меньше всего мне хочется переписывать Википедию - давайте просто молча любоваться!
Но при этом всё же совсем кратко. О Большом театре.

Первое название театра - Московский Публичный театр (1776).
Второе - Петровский театр (1780).
Третье - Императорский театр (1805).

В 1824 его перестраивает архитектор Осип Бове .
Свой примерный сегодняшний облик театр приобретает в 1856 и обязан им архитектору Альберту Кавосу .
Пётр Клодт установил на фронтоне знаменитую квадригу (четвёрку) коней с богом искусств Аполлоном.

В 20-х годах Большой театр был назван В.И.Лениным «куском чисто помещичьей культуры» и был на грани закрытия.
В 1983 - театр получил несколько близлежащих зданий.
В 2002 - открыта Новая сцена.

Театральная площадь. Большой Театр

Нам очень повезло с экскурсоводом. Лариса - интеллигентная, изящная, с прекрасной подачей информации об истории театра

Из входного вестибюля, мы спускаемся по лестнице в мраморный зал (сувенирный магазин, маленький гардероб, туалетные комнаты), а оттуда снова вниз уже по эскалатору и попадаем в Бетховенский концертно-репетиционный зал , тот самый «складной стаканчик».
Когда идёт репетиция оркестра фотографировать строго запрещено.
Поэтому фотография одна, но и она даёт полное представление о красоте этого технологичного и современного концертного зала (шумонепроницаемые движущиеся стены, и да-да стеклянные перегородки, ряды с креслами, сама площадка сцены, всё-всё исчезает, поднимается/опускается/выравнивается).

Здесь схема Большого театра в разрезе.
Найдите цифру 5 - это и есть Бетховенский зал! То есть примерно он находится под фонтаном на Театральной площади!
(с) Иллюстрация студии iCube

А теперь с замиранием сердца входим в зрительный зал!

Вы не ослепли от блеска золота?
Оказывается, есть одна небольшая хитрость, т.н. оптическая иллюзия. На самом деле позолочена не вся поверхность, а лишь декоративные выступающие детали.
На этом фото хорошо виден белый фон

А на этом уже почти нет) Царская ложа великолепна!

И здесь тоже хитрость. Атлант не мраморный, как может показаться, а - из папье-маше.

Сейчас мне хочется перевести восхищенно-эмоциональный разговор в практическое русло, и обсудить столь важные для театралов - удобные и неудобные места в зрительном зале. Слава Богу, в своё время я много раз была в Большом, не меньше десяти, точно. Смотрела и оперу, и балет, сидела в партере, на всех балконах и ярусах, на галерке, а однажды так вообще у меня было место «за колонной».
Так вот посмотрим, что представляет собой партер.
Стулья! Пол наклонный, поэтому ряды один чуть выше другого.

Цвет бархатной обивки - малиново-алый. Очень красиво

Под каждым стулом вмонтировано что-то вроде вентиляционной крышки. Раньше, по-моему, такого не было, появилось после ремонта. Очень удобно

Но всё же надо признать, что в партере не самый лучший обзор сцены.
Посмотрите на эти прекрасные алые мягкие кресла. Амфитеатр! Располагается следующим за партером, под царской ложей. Обзор превосходный!

Посмотрите, как отсюда видно! Вся сцена как на ладони!

А вот теперь посмотрим на ложи.
Первый ярус - ложи бенуара.

Вот так видно из лож бенуара. Очень хорошо.
Но, в ложах так - первый ряд самый лучший. Второй - и уже перед вами головы. В Большом сейчас вместо стульев третьего ряда стали ставить высокие стульчики, похожие на барные. Они гораздо дешевле, а видно отлично.
*Аня atlanta_s меня поправила (а она балерина Большого театра!) - высокие стульчики в ложах 10-14, действительно, дают хороший обзор, а вот в ложах 1-3 видно менее 50% сцены! Знание столь существеных ньюансов поможет вам выбрать, действительно, хорошие билеты.

Присмотритесь - видите стулья на высоких ножках? Если будут предлагать билеты на них - брать не раздумывая!

Ложи бельэтажа находятся на уровне Царской ложи.
Поэтому обзор отсюда, безусловно, самый лучший.
Видите у самой сцены справа нижнюю ложу? Она предназначена для артистов, которые празднуют свои юбилеи в театре, отсюда приветствуя публику, принимая букеты и купаясь в аплодисментах.
Над ней - Гостевая ложа для очень важных персон.

Подождите, подождите восхищаться люстрой! Восхищаться и рассматривать её в деталях будем чуть ниже. А сейчас - устремите свой пристальный взор на галерку. Видите золоченые металлические ограждения? Это нововведение в Большом - стоячие места . Стоят такие совсем недорого - 200-300р. Продаются по студенческому билету. Подобный опыт уже давно практикуется в европейских театрах, теперь, наконец-то, он дошел и до нас.
Но! Всё же… Я сноб, дорогие товарищи. И я не понимаю за ради чего нужно два или три часа стоять на ногах и видеть кусок сцены… Если только просто зайти полюбоваться театром, немного посмотреть и …уйти.
Вид с балкона 4-го яруса

Ну а теперь вдо-о-х.
И восхищённый выдох!

Вес стального каркаса с латунными элементами — около 1860 кг. Вместе с хрустальными элементами - около 2,3 тонн. Диаметр - 6,5 метра, высота - 8,5 метра.
Кстати, верхняя часть занавеса называется «портальный арлекин» , и она украшена российской геральдической символикой.

Если поднимете голову, то на театральном плафоне увидите Аполлона, играющего на золотой «кифаре», и 9 муз: Каллиопу с флейтой (муза поэзии), Эвтерпу с книгой и флейтой (муза лирики), Эрато с лирой (муза любовных песен), Мельпомену с мечом (муза трагедии), Талию с маской (муза комедии), Терпсихору с бубном (муза танцев), Клио с папирусом (муза истории), Уранию с глобусом (муза астрономии). А вместо девятой музы священных гимнов Полигимнии художники изобразили «самозваную» музу живописи с палитрой и кистью.

Теперь на лифте поднимаемся ещё выше!

А потом ещё по ступенькам одолеваем несколько пролётов.
Подумаешь запыхались и болят коленки, зато мы сейчас в Большом репетиционном зале (на фото разреза Большого театра найдите №4)!
И нам дико повезло, репетиция только что закончилась, и мы можем немножко поснимать.

Прямоугольники на сцене показывают расположение декораций.
Сцена имеет визуально видимый укат в три градуса - так принято в русской балетной традиции.

Но не будем мешать.
Полюбовались и хватит.
Снова спускаемся вниз и идём в Белое фойе , которое находится над входом в театр.
Здесь восстановлен интерьер 1856 года - роспись в технике «гризайль» (выполняется в разных оттенках одного цвета, что создает впечатление выпуклых лепных изображений), большие зеркала увеличивающие зрительный объем помещения, три хрустальных люстры.

Сколько раз я пробегала мимо Большого театра , удостаивая его мимолетным взглядом: «На месте? - На месте» и бежала дальше. И в голову не приходило, что Большой театр - это своего рода «государство в государстве», что это особый мир со своими законами, традициями, своей иерархией.
И вот в этот мир неожиданно приоткрылась дверь… подъезда №12, где находятся кассы театра, и собралась наша замечательная блогерская группа, которую возглавила экскурсовод от Музея Большого театра.
Мне сложно будет передать словами всё великолепие, которое предстало нашим глазам… Несомненно Большой театр один из самых красивых театров мира! Грандиозный, недавно закончившийся ремонт позволил нам увидеть его во всем своём истинно императорском великолепии!
Вы только представьте себе, что внизу под театром находятся ещё 6 подземных этажей; что Бетховенский зал, где проходят музыкальные концерты, построен по принципу «складного стаканчика», стоит нажать на волшебную кнопку и сцена вместе с рядами начинает подниматься и складываться до ровного пола, и тогда
концертный зал превращается в банкетный; что под самой крышей есть новенький репетиционный зал с покатой и расчерченной прямоугольниками сценой и роскошным залом из темного дерева, где отдыхают артисты в ожидании своей партии и куда нет доступа нет посторонним.
Большой театр великолепен без лишних слов!

Я в и


Меньше всего мне хочется переписывать Википедию - давайте просто молча любоваться!
Но при этом всё же совсем кратко. О Большом театре.

Первое название театра - Московский Публичный театр (1776).
Второе - Петровский театр (1780).
Третье - Императорский театр (1805).

В 1824 его перестраивает архитектор Осип Бове .
Свой примерный сегодняшний облик театр приобретает в 1856 и обязан им архитектору Альберту Кавосу .
Пётр Клодт установил на фронтоне знаменитую квадригу (четвёрку) коней с богом искусств Аполлоном.

В 20-х годах Большой театр был назван В.И.Лениным «куском чисто помещичьей культуры» и был на грани закрытия.
В 1983 - театр получил несколько близлежащих зданий.
В 2002 - открыта Новая сцена.

Театральная площадь. Большой Театр

Нам очень повезло с экскурсоводом. Лариса - интеллигентная, изящная, с прекрасной подачей информации об истории театра

Из входного вестибюля, мы спускаемся по лестнице в мраморный зал (сувенирный магазин, маленький гардероб, туалетные комнаты), а оттуда снова вниз уже по эскалатору и попадаем в Бетховенский концертно-репетиционный зал , тот самый «складной стаканчик».
Когда идёт репетиция оркестра фотографировать строго запрещено.
Поэтому фотография одна, но и она даёт полное представление о красоте этого технологичного и современного концертного зала (шумонепроницаемые движущиеся стены, и да-да стеклянные перегородки, ряды с креслами, сама площадка сцены, всё-всё исчезает, поднимается/опускается/выравнивается).

Здесь схема Большого театра в разрезе.
Найдите цифру 5 - это и есть Бетховенский зал! То есть примерно он находится под фонтаном на Театральной площади!
(с) Иллюстрация студии iCube

А теперь с замиранием сердца входим в зрительный зал!

Вы не ослепли от блеска золота?
Оказывается, есть одна небольшая хитрость, т.н. оптическая иллюзия. На самом деле позолочена не вся поверхность, а лишь декоративные выступающие детали.
На этом фото хорошо виден белый фон

А на этом уже почти нет) Царская ложа великолепна!

И здесь тоже хитрость. Атлант не мраморный, как может показаться, а - из папье-маше.

Сейчас мне хочется перевести восхищенно-эмоциональный разговор в практическое русло, и обсудить столь важные для театралов - удобные и неудобные места в зрительном зале. Слава Богу, в своё время я много раз была в Большом, не меньше десяти, точно. Смотрела и оперу, и балет, сидела в партере, на всех балконах и ярусах, на галерке, а однажды так вообще у меня было место «за колонной».
Так вот посмотрим, что представляет собой партер.
Стулья! Пол наклонный, поэтому ряды один чуть выше другого.

Цвет бархатной обивки - малиново-алый. Очень красиво

Под каждым стулом вмонтировано что-то вроде вентиляционной крышки. Раньше, по-моему, такого не было, появилось после ремонта. Очень удобно

Но всё же надо признать, что в партере не самый лучший обзор сцены.
Посмотрите на эти прекрасные алые мягкие кресла. Амфитеатр! Располагается следующим за партером, под царской ложей. Обзор превосходный!

Посмотрите, как отсюда видно! Вся сцена как на ладони!

А вот теперь посмотрим на ложи.
Первый ярус - ложи бенуара.

Вот так видно из лож бенуара. Очень хорошо.
Но, в ложах так - первый ряд самый лучший. Второй - и уже перед вами головы. В Большом сейчас вместо стульев третьего ряда стали ставить высокие стульчики, похожие на барные. Они гораздо дешевле, а видно отлично.
*Аня atlanta_s меня поправила (а она балерина Большого театра!) - высокие стульчики в ложах 10-14, действительно, дают хороший обзор, а вот в ложах 1-3 видно менее 50% сцены! Знание столь существеных ньюансов поможет вам выбрать, действительно, хорошие билеты.

Присмотритесь - видите стулья на высоких ножках? Если будут предлагать билеты на них - брать не раздумывая!

Ложи бельэтажа находятся на уровне Царской ложи.
Поэтому обзор отсюда, безусловно, самый лучший.
Видите у самой сцены справа нижнюю ложу? Она предназначена для артистов, которые празднуют свои юбилеи в театре, отсюда приветствуя публику, принимая букеты и купаясь в аплодисментах.
Над ней - Гостевая ложа для очень важных персон.

Подождите, подождите восхищаться люстрой! Восхищаться и рассматривать её в деталях будем чуть ниже. А сейчас - устремите свой пристальный взор на галерку. Видите золоченые металлические ограждения? Это нововведение в Большом - стоячие места . Стоят такие совсем недорого - 200-300р. Продаются по студенческому билету. Подобный опыт уже давно практикуется в европейских театрах, теперь, наконец-то, он дошел и до нас.
Но! Всё же… Я сноб, дорогие товарищи. И я не понимаю за ради чего нужно два или три часа стоять на ногах и видеть кусок сцены… Если только просто зайти полюбоваться театром, немного посмотреть и …уйти.
Вид с балкона 4-го яруса

Ну а теперь вдо-о-х.
И восхищённый выдох!

Вес стального каркаса с латунными элементами — около 1860 кг. Вместе с хрустальными элементами - около 2,3 тонн. Диаметр - 6,5 метра, высота - 8,5 метра.
Кстати, верхняя часть занавеса называется «портальный арлекин» , и она украшена российской геральдической символикой.

Если поднимете голову, то на театральном плафоне увидите Аполлона, играющего на золотой «кифаре», и 9 муз: Каллиопу с флейтой (муза поэзии), Эвтерпу с книгой и флейтой (муза лирики), Эрато с лирой (муза любовных песен), Мельпомену с мечом (муза трагедии), Талию с маской (муза комедии), Терпсихору с бубном (муза танцев), Клио с папирусом (муза истории), Уранию с глобусом (муза астрономии). А вместо девятой музы священных гимнов Полигимнии художники изобразили «самозваную» музу живописи с палитрой и кистью.

Теперь на лифте поднимаемся ещё выше!

А потом ещё по ступенькам одолеваем несколько пролётов.
Подумаешь запыхались и болят коленки, зато мы сейчас в Большом репетиционном зале (на фото разреза Большого театра найдите №4)!
И нам дико повезло, репетиция только что закончилась, и мы можем немножко поснимать.

Прямоугольники на сцене показывают расположение декораций.
Сцена имеет визуально видимый укат в три градуса - так принято в русской балетной традиции.

Но не будем мешать.
Полюбовались и хватит.
Снова спускаемся вниз и идём в Белое фойе , которое находится над входом в театр.
Здесь восстановлен интерьер 1856 года - роспись в технике «гризайль» (выполняется в разных оттенках одного цвета, что создает впечатление выпуклых лепных изображений), большие зеркала увеличивающие зрительный объем помещения, три хрустальных люстры.

  • Один из ведущих театров в мире , знаменитый своими оперными и балетными постановками по шедеврам мировой классики.
  • Три сцены театра предназначены для разных спектаклей; чтобы увидеть самый пышный зал, нужно выбирать спектакли, идущие на Исторической сцене .
  • Поражают своим великолепием Бетховенский и Круглый залы, роспись потолков в Белом фойе, в центре которого расположен вход в императорскую ложу.
  • О приобретении билетов следует позаботиться за два-три месяца до спектакля, причем билеты сначала реализуются через кассы театра.
  • По театру организовываются экскурсии, в том числе на английском языке, с посещением музея, залов, где иногда можно увидеть репетицию спектакля.
  • Сувенирный магазин , куда может попасть любой желающий.

Большой театр – это символ театральной России. Он находится в самом сердце столицы, недалеко от . Здесь идут оперные и балетные спектакли по шедеврам мировой классики, а труппа этого театра на протяжении десятилетий считается одной из ведущих в мире. Неудивительно, что билеты на самые известные постановки театра раскупаются задолго до их начала, несмотря на высокую стоимость. После реконструкции, завершившейся в 2011 году, этот старейший в Москве публичный театр заблистал всеми красками. Ему вернули былую роскошь имперского театра XIX века, сохранив знаменитую акустику. Сегодня Большой по праву считается одним из самых красивых театров Европы. Ценители истории искусства могут посетить не только спектакли, но и организованные экскурсии по театру, а также музей Большого театра.

Опера и балет

С историей Большого театра тесно связаны десятки имен, оставивших ярчайший след в мировой культуре: Ю. Григорович, В. Васильев, М. Плисецкая, Г. Уланова, Е. Максимова, М. Лиепа, Г. Вишневская, З. Соткилава и множество других звезд оперы и балета.

Главенствующее место в современном репертуаре занимают шедевры русского оперного театра XIX и XX веков. Здесь можно услышать такую фундаментальную классику, как «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, «Князь Игорь» Александра Бородина, «Пиковую даму» , «Царскую невесту» и «Снегурочку» Николая Римского-Корсакова, одну из самых значительных опер XX века – «Катерину Измайлову» Дмитрия Шостаковича и др. Кроме этого на сцене идут шедевры мировой оперной классики: «Травиата», «Богема», «Кармен», «Манон Леско» и др.

У постоянной оперной труппы Большого театра исключительно сильный состав солистов. Одновременно театра активно привлекает к выступлению звезд мировой величины, в первую очередь, выдающихся соотечественников, среди которых: Анна Нетребко, Дмитрий Хворостовский, Хибла Герзмава, Ильдар Абдразаков, Ольга Перетятько, Екатерина Губанова.

В балете свою задачу Большой видит в эталонном исполнении классического репертуара. Сегодня здесь идут балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» Петра Чайковского, «Баядерка» Людвига Минкуса, «Драгоценности» Джорджа Баланчина, «Онегин» на музыку Петра Чайковского, «Спартак» Арама Хачатуряна, «Легенда о любви» Арифа Меликова и др. Самая именитая прима-балерина Большого театра – Светлана Захарова. Она единственная среди русских артистов была удостоена звания «этуаль» балетной труппы миланского театра Ла Скала. Другая всемирно известная прима — Мария Александрова.

Для постановки спектаклей Большого театра приглашаются именитые европейские дирижеры, режиссёры, художники, сценографы и артисты. На сцене Большого проходят гастроли ведущих музыкальных театров мира (La Scala, Лондонского Королевского театра, Гамбургского театра и др.).

Сцены и афиша театра

У Большого театра три сцены: Историческая, Новая и Бетховенская. Если вы планируете посещение театра и хотите увидеть не только балет или оперу, но и знаменитое здание театра, его пышный зал, вам стоит выбирать спектакли, идущие на Исторической сцене. Новая сцена была построена в 2002 году и располагается в отдельном здании, слева от исторического. Бетховенская сцена появилась после реконструкции 2011 года и находится в историческом здании Большого театра, на -2 этаже. Сегодня на этой сцене проходят концерты и спектакли для детей.

Спектакли в Большом театре идут блоками. Например, балет «Щелкунчик» показывают только зимой, во второй половине декабря, захватывая иногда январские каникулы (в каждом сезоне своя афиша). Знаменитое «Лебединое озеро» последние три года дают осенью (главным образом в сентябре) и в январе.

Продажа билетов на спектакли на Исторической и Новой сценах начинается за три месяца, на Бетховенской — за два. Сначала идёт предварительная продажа в кассах театра, и только оставшиеся после предварительной продажи билеты реализуются через сайт и официальных распространителей. Спрос на билеты на знаковые постановки огромный, и места на многих балетах часто заканчиваются уже на этапе предварительной продажи.

История создания театра

Начинался Большой театр в далеком 1771 году. Его появлением на свет мы обязаны прокурору Петру Урусову, которому Екатерина II жаловала привилегию на содержание спектаклей, балов, маскарадов и прочих увеселений. Первое название театра было Петровский, по улице Петровка в центре Москвы. Петр Урусов привлек к проекту англичанина Майкла Меддокса. В 19 лет тот приехал в Россию, занимался здесь артистической деятельностью (эквилибристика) и руководил «музеем механических представлений». Однако владельцы Петровского театра не вылезали из долгов, а в 1805 году театр вообще сгорел и со всеми долгами перешел в собственность государства. Почти 20 лет после пожара труппа Петровского театра выступала на разных сценах, и лишь в 1825-м году обрела свой новый дом на Театральной площади. Проект того здания разработал главный архитектор Москвы того времени – . Здание поражало москвичей своими масштабами, и к театру прикрепилась приставка «большой» — «Большой Петровский театр». Он стал центром театральной Москвы того времени.

Вспыхнувший весной 1853 года пожар уничтожил его почти полностью. Обгорелые стены и колоны портика «украшали» площадь несколько лет. Но к коронации императора Александра II Большой театра восстановили в рекордно короткие сроки (полтора года!), и в августе 1856-го года он предстал в ещё большем величии.

Конкурс на восстановление театра выиграл главный архитектор императорских театров Альберт Кавос. Новое здание Большого существенно отличалось от предыдущего. Оно стало выше почти на 4 метра, на фасаде появился второй фронтон, конную тройку Аполлона заменила квадрига отлитая из бронзы. Этот облик театра сохранился до наших дней и известен сегодня всему миру.

Российские императоры жили в Санкт-Петербурге, но на коронацию, по древней традиции, приезжали в Кремль. Здесь, в , проходило таинство венчания на царство, после которого император с гостями и свитой отбывали на торжественные празднования в северную столицу. После открытия нового здания Большого театра в 1856-м году было принято решение проводить празднования в честь коронации в Москве. В театре давали специальное представление к торжественному событию, а над входом в императорскую ложу размещали вензель нового императора.

Интерьеры театра

Большое внимание Альберт Кавос уделил зрительному залу. Он был создан шестиярусным на 2300 зрителей. В плане зал похож на скрипку, сужаясь там, где располагается оркестр. Кавос был гениальным акустиком: каждый элемент декора у него работал на звук. Он придумал много необычных решений: все панели в зале сделали из резонансной ели, из которой изготавливают скрипки, виолончели и гитары. Лепнина на балконах была выполнена не из гипса, а из папье-маше, которое не только не поглощает звук, но и усиливает его. В зале было устроено множество акустических полостей. В ходе реконструкции исторического здания театра 2005-2011 годов декор зрительного зала, вплоть до тканевой обивки, был полностью восстановлен.

Интерьер зала представляет собой изящное соединение ренессанса с византийским стилем, построенное на сочетании белого, золотого и ярко малинового цветов. Безусловное его украшение – величественная хрустальная люстра. Её создали во Франции специально для Большого театра в 1863-м году (тогда она была с газовыми рожками). Вес люстры – 2,2 тонн, высота – 9 метров, диаметр – 6 метров. У люстры несколько десятков тысяч хрустальных элементов. Через 30 лет после создания ее рожки переделали на электрические светильники, и в этом виде люстра дожила до наших дней.

Вокруг люстры — изящная роспись «Аполлон и музы». Её создал в XIX веке академик живописи А. Титов. Кстати, художник, в своей росписи схитрил: заменил одну из канонических муз, Полигимнию (музу гимнов), на выдуманную им Музу живописи. Вы увидите её с палитрой и кистью в руках.

Во время реконструкции Большого театра было восстановлено величие помещений анфилады зрительного зала: Главного вестибюля, Белого фойе, Хорового, Экспозиционного, Круглого и Бетховенского залов. В Белом фойе восстановлена роспись потолков. Кажется, что это ажурная лепнина, но это оптический обман, созданный живописью в технике гризайль. По центру Белого фойе — вход в императорскую ложу. Над его дверьми сейчас можно увидеть вензель последнего императора России, Николая II: сплетение буквы «H» и римской цифры «два» — II.

Бетховеновский и Круглый залы поражают своим великолепием. Сегодня мы видим их именно такими, как они были в 1895-м году, когда их обновили к коронации Николая II. Бетховенскому залу вернули утраченную в советское время императорскую символику. Стены зала обтянуты тканью красного цвета, для воссоздания которой потребовалось почти 5 лет исследовательской и реставрационной работы. Красный атлас вручную ткали по технологиям XIX века на жаккардовых станках. В день на таком станке выходило не более 5-6 сантиметров ткани. Всего же для Бетховенского и Круглого залов изготовили чуть более 700 метров полотна.

Экскурсии в Большой театр

Сегодня билеты в Большой театр стоят немало. Поэтому стоит обратить внимание на экскурсии по Большому. Они проходят на английском и русском языках несколько раз в неделю в первой половине дня, и начинаются у центрального входа в театр. Лучше занимать очередь у подъезда заранее, так как количество мест ограничено. Проход к кассам открывается ровно в 11.00. Туристов запускают внутрь театра, где они сначала приобретают билеты, а затем проходят на экскурсию. Длится она ровно час.

На экскурсии можно узнать об истории Большого театра. Экскурсоводы сначала проводят группу по залам Главного фойе, рассказывая об их восстановлении и назначении в дореволюционный период, затем следует посещение великолепнейшего исторического зрительного зала. В конце группа проходит на балконы 4-го яруса, откуда, если повезет, можно посмотреть на репетицию оперы или балета. Всё, кроме репетиций, можно фотографировать. У театра есть свой музей. Выставки, организованные этим музеем, проходят в Экспозиционном и Хоровом залах, а посетить их могут только зрители спектаклей или участники экскурсий.

Завершается экскурсия у сувенирного магазина Большого на -1 этаже. Пройти в этот магазин может любой желающий с 11 до 19 часов без выходных, вне зависимости от наличия билета. Вход через подъезд 9а. В Театре во время спектаклей также работает буфет, на уровне четвертого яруса балкона. В буфете два зала: в одном можно присесть на удобные диваны у невысоких столиков, в другом – расположиться у круглых высоких столов стоя.

Фотографии предоставлены пресс-службой Большого театра и автором.

2016-2019 moscovery.com
Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...