Буры ищут в россии убежище от геноцида и либеральной тирании. Буры как нация.Начало истории


Кто такие современные буры, и чего они хотят - попробуем разобраться.


Африканеры и буры.

Для начала уясним, что буры - это народ европейского происхождения, но не имеющий европейской идентификации, более того, бурское население не относит себя к африканерской общности, признавая только языковую близость. Также буров нельзя относить к потомкам голландцев, потому что, кроме голландцев, в создании бурской народности поучаствовали французы, немцы и другие европейцы, но как нация сформировались они в ходе освоения центральных и северных территорий современной ЮАР.

Буры - земледельцы и скотоводы, они не потомки колониалистов, как африканеры (в основном), они живут на своей земле, которая пустовала до их переселения с южноафриканского побережья, а если и была занята, то пришлыми племенами из центральной Африки. Буры не хотели золота и бриллиантов, которые в огромном количестве были найдены в середине 19 века, напротив, золотая лихорадка стала их проклятием: прибывшие на поиск золота аутлэндеры заполонили все, но самое неприятное - они привезли с собой свои порядки, свое отношение к религии, свой жизненный уклад. Основная масса приехавших были из Великобритании + небольшое количество финансистов в основном еврейского происхождения. Понаехавшие стали требовать политических прав, и в итоге все это вылилось в серию конфликтов, закончившихся аннексией бурских государств, причем в этой войне белое население капской колонии выступало на стороне Великобритании, а не буров. Некоторое количество военных лидеров буров действительно происходило из Капской колонии, например Ян Смэтс, но все они в будущем стали верноподданными сторонниками британской короны и экспансии капиталистической мир-системы.

Таким образом, в чистом виде повторяется противостояние, вошедшее в историю как война севера с югом на территории США. Ростовщическо-промышленный север против преимущественно аграрного юга, с той лишь разницей, что в южной Африке они поменялись местами. Юг - ростовщики, север - свободолюбивые фермеры.

Думаю, что для более полной характеристики буров и их миропонимания будет уместно привести цитату из интервью техасского сенатора Льюиса Уигфолла английскому журналисту, незадолго до начала гражданской войны в США.

"Мы сельскохозяйственный народ: мы примитивные, но цивилизованные люди. У нас нет городов - а зачем они нам? Мы не имеем литературы - но какой нам сейчас от нее прок? У нас нет прессы - и в этом наше счастье. (...) У нас нет торгового флота, нет и военного флота - ни в том, ни в другом мы не видим никакой необходимости. Вы сами на своих кораблях вывезете нашу продукцию, сами же будете ее охранять. Мы не хотим иметь промышленность, торговать и плодить индустриальных рабочих. Пока у нас есть наш рис, наш сахар, наш табак и наш хлопок, мы сможем в обмен на них купить себе все, что нам потребуется у дружественных наций, и у нас еще останутся деньги".

Чего хотят буры?

Восстановления своей государственности. До окончания англо-бурской войны существовало 2 крупных бурских государства: Оранжевое Свободное государство и республика Трансвааль (флаги на фото). После войны они были аннексированы Великобританией и впоследствии вошли в состав Южноафриканского союза, в котором основную роль играли Cape Dutch и потомки британцев, они и запустили Апартеид, в котором также винят бурский народ, но это уже другая история.

Являются ли буры расистами, почитателями Израиля и носителями миссии белого человека?

Буры не являются расистами в британском понимании этого явления, они не считают другие расы хуже или лучше себя, они просто считают их другими и не хотят совместного с ними общежития. Связи с сионистами поддерживали и поддерживают африканерские националисты, у буров и к Израилю и к современным евреям отношение если не отрицательное, то крайне настороженное. Если уж говорить о миссиях, то бурский идеал - это единобожники эпохи Ветхого завета, живущие среди язычников, но при этом строго следующие единобожию. Буры патриархальный, трудолюбивый народ, сторонящийся того, что можно назвать - modern way of life .

продолжение следует...

Содержание статьи

БУРЫ, или африканеры, потомки голландских поселенцев в Южной Африке. На староголландском языке бур – крестьянин. Большинство современных потомков южноафриканцев голландского происхождения оставили работу на земле и предпочитают, чтобы их именовали африканерами, т.е. африканцами. Их язык называется африкаанс .

В 17 в. голландская Ост-Индская компания начала использовать мыс Доброй Надежды как базу для пополнения запасов продовольствия на долгом пути на Восток. В 1652 около 60 служащих компании во главе с Яном ван Рибеком основали здесь первое голландское поселение. Выдающейся личностью среди поселенцев был Саймон ван дер Стел, основатель Стелленбоша. В конце 17 в., после отмены Людовиком XIV Нантского эдикта, на юге Африки нашли убежище многочисленные семьи французских гугенотов. Постоянно прибывали и новые голландские эмигранты. Между переселенцами нередко возникали конфликты, и в 1707 голландская Ост-Индская компания запретила иммиграцию.

В 18 в. буры достигли на севере реки Оранжевой и на востоке реки Грейт-Фиш. Там они столкнулись с сильным в военном отношении бантуязычным населением, и завязалась длительная борьба между бурами, стремившимися расширить свои владения, и черным населением юга Африки, оказывавшим упорное сопротивление вторжению европейцев.

Британское завоевание Южной Африки.

В 1795 часть бурских поселенцев на востоке вступила в конфликт с чиновниками голландской Ост-Индской компании и основала собственные республики в Храф-Рейнете и Свеллендаме. Однако и администрация компании, и упомянутые республики прекратили существование в сентябре 1795, когда британцы захватили мыс Доброй Надежды, чтобы не допустить французов к важной базе на пути в Индию. В 1803 во время короткого перемирия с Наполеоном англичане возвратили мыс Доброй Надежды Голландии, тогда Батавской республике. Три года спустя, когда война между Британией и Францией разразилась с новой силой, англичане захватили Капскую колонию, и по окончании наполеоновских войн она стала британским владением. Население колонии в то время насчитывало 15 тыс. европейцев, в основном голландцев, и 20 тыс. рабов, среди которых были африканцы и привезенные голландцами жители Ост-Индии.

У британских властей сразу же возникли проблемы с бурами из капских поселений. Буры занимались охотой и разведением скота, земледелие их не интересовало, а земля требовалась лишь для пастбищ. Буры стремились расширить свои владения, почитали Священное писание, в быту были консервативны и поэтому сопротивлялись переменам. Когда пришли британские завоеватели, буры отнеслись к ним так же враждебно и подозрительно, как и к другим иностранцам.

Антагонизм между британцами и бурами усилился во время правления лорда Чарлза Сомерсета, первого британского губернатора, который занимал этот пост на протяжении 12 лет. В 1816 буры, которых обвинили в жестоком обращении с готтентотами, взбунтовались. Бунт был подавлен, пятеро буров были казнены. Этот инцидент глубоко врезался в их память. В 1820 прибыло около 5 тыс. переселенцев из Британии, они стали первыми европейцами, поселившимися на юге Африки после запрета иммиграции в 1707. Вдобавок ко всему, в то время как банту по-прежнему совершали набеги на восточные бурские территории, британцы объявили, что в отношении гражданских дел будут продолжать действовать голландские законы, основанные на римском праве, а в отношении уголовных дел – более мягкие британские законы. Была проведена реформа местного самоуправления, которую буры восприняли с нескрываемой неприязнью. Не нравилась им и деятельность британских миссионеров, направленная на повышение статуса небелого населения.

Великий трек.

В 1833 в Британской империи было отменено рабство. Буры посчитали недостаточной компенсацию, выплаченную британским правительством за потерю рабов. К тому же британская администрация решила передать под контроль племен банту не защищенный в военном отношении район к востоку от реки Грейт-Фиш. Это стало еще одной причиной возраставшей ненависти буров к британскому господству. В 1835 первые сотни буров покинули Капскую колонию, начав Великий трек – исход, который продлился около десятилетия. Целые семьи двигались в запряженных быками фургонах, стада крупного рогатого скота и овец перегонялись на большие расстояния. Буры перешли реку Оранжевая, а затем и реку Вааль. Многие перевалили Драконовы горы и оказались в Натале. После аннексии Натала британцами в 1843 буры вернулись в границы Оранжевого свободного государства и Трансвааля.

Трек оказал на бурскую историю огромное влияние несмотря на то, что мигрировало всего около 10 тыс. человек; в несколько раз больше буров осталось под властью Британии в Капской колонии. Переселению препятствовала Голландская реформатская церковь, ни один из ее священников не сопровождал трекеров. Создание независимых бурских общин за пределами британских владений территориально закрепило раскол среди буров, связанный с их отношением к британскому господству. Эти общины служили прибежищем для буров из Капской колонии, которые не могли принять британский режим.

Буры Капской колонии.

Поскольку большинство отправившихся в трек буров жили в восточной части Капской колонии, англоязычные поселенцы оказались там в численном превосходстве. Тем не менее буры по-прежнему составляли большинство населения Капской колонии. Когда в 1854 в колонии были учреждены представительные институты, буры получили большинство в обеих палатах законодательного органа. В 1872, когда колонии была предоставлена автономия, им удалось установить контроль над местными органами исполнительной власти. Открытие алмазных копей в Кимберли в 1867 и присоединение этого района к Капской колонии путем аннексии в 1876 с лихвой компенсировало ущерб, причиненный экономике колонии открытием Суэцкого канала в 1869, и сделало возможным одновременное снижение налогов и строительство железных дорог.

В 1881 буры создали политическую партию «Африкандер Бонд». На первых порах она действовала в тесном контакте с бурскими политическими организациями за рекой Оранжевой, но вскоре эти связи были разорваны, и в период премьерства в Капской колонии Сесила Родса Бонд поддерживал правительство. В 1898 представитель Бонда Шрейнер стал премьер-министром Капской колонии, но его политика встретила резкое противодействие президента Трансвааля Крюгера. Во время англо-бурской войны (1899–1902) Шрейнер смог удержать население Капской колонии на стороне Британии. В 1908, во время подготовки новой конституции объединенной Южной Африки, премьер-министром Капской колонии был другой лидер Бонда – Мерримэн.

Буры в Трансваале.

Из участвовавших в треке буров дальше всех ушли наиболее решительные противники британского господства. За рекой Вааль их сразу атаковали матабеле под предводительством Моселекатсе, но в 1838 отряды банту были оттеснены за реку Лимпопо. После избавления от внешней угрозы среди трансваальских буров начались раздоры, признанным лидером на юго-востоке являлся Андриес Преториус, а на северо-востоке – Потгиетер. Лидеры примирились в 1852.

В 1852 Преториус добился соглашения с англичанами, в котором признавалась независимость буров Трансвааля. Однако внешняя угроза и внутренние распри держали Трансвааль в состоянии постоянного напряжения. В 1857 Мартинус Преториус, сын Андриеса, совместно с Крюгером возглавил наступление на Оранжевое свободное государство, но оно было отбито. В том же году в Трансваале было создано правительство во главе с президентом Преториусом. Однако многие районы страны отказались признать его власть. Ситуация еще больше осложнилась в 1860 с избранием Преториуса на пост президента Оранжевого свободного государства, что привело к его постоянным отлучкам из Трансвааля в 1860–1863. После неудачных попыток аннексировать Оранжевое свободное государство сначала военными, а затем конституционными методами трансваальские буры попытались захватить земли на востоке и западе. Оба похода окончились неудачей, и Преториус вынужден был уйти в отставку в 1872. Ситуация продолжала ухудшаться, быстро нарастала угроза вторжения зулусов.

В 1877 Трансвааль впервые аннексировала Великобритания, и в 1879 зулусы были разбиты британскими войсками. Затем буры нанесли поражение британцам, и в 1881 страна вернулась под бурский контроль. В 1883 Крюгер был избран президентом Южно-Африканской Республики. Ее границы были определены договором, но буры вторглись в Бечуаналенд на западе и британцам силой удалось заставить их отступить на свою территорию в 1885. За этим последовало открытие месторождений золота близ Йоханнесбурга и нашествие тысяч старателей, в основном англоязычных. Вскоре их численность почти сравнялась с бурским населением, нарастала враждебность в отношениях между бурами и золотоискателями. Буры Оранжевого свободного государства были вынуждены объединиться с бурами Трансвааля, и в 1899 они объявили войну Великобритании. Условия Феринихингского мирного договора 1902 предусматривали автономию Трансвааля, и она была предоставлена ему в 1906. Первым премьер-министром стал генерал Луис Бота, который принял участие в разработке конституции Южно-Африканского Союза.

Оранжевое свободное государство и Натал.

Промежуточное положение Оранжевого свободного государства между Трансваалем и Капской колонией наложило печать на взгляды населявших его буров. Они не были готовы сопротивляться Британии столь же решительно, как трансваальцы, но и не могли жить под властью Британии подобно бурам Капской колонии. Среди жителей не было единства. Те, кто населял северные районы, были приверженцами политики Трансвааля и выступали за более тесные связи с трансваальскими бурами. Южане, среди которых было немало англоязычных поселенцев, не считали зазорным просить у Британии помощь в борьбе со своими заядлыми врагами – басуто во главе с Мошешем. Не возражали они и против экономических связей с Кейптауном, в то время как трансваальские буры пытались вести внешнеторговые операции через Делагоа-Бей в португальской Восточной Африке (Мозамбик).

В 1848 по просьбе жителей южной части Оранжевого свободного государства Британия решилась на аннексию страны от реки Оранжевой до реки Вааль. Результатом стало нападение на британцев буров в 1848 в Бумплатце под командованием трансваальцев Преториуса и Крюгера. В 1854, когда накануне Крымской войны Британия стремилась ограничить свои обязательства в Южной Африке, она уступила настойчивым требованиям жителей северной части Свободного государства и вновь предоставила республике независимость.

Ситуация требовала твердого, но умеренного лидера. В 1864 президентом стал Джон Бранд, который оставался на этом посту до своей смерти в 1888. В последующие десять лет Оранжевое свободное государство постепенно сближалось с Трансваалем, хотя буры опасались слишком сильной зависимости от могущественного, но неуравновешенного северного соседа. Декларация о начале войны 1899 была выпущена обеими республиками.

В 1907 Оранжевому свободному государству была предоставлена колониальная автономия, и Абрахам Фишер стал его первым премьер-министром. В 1908 эта колония Оранжевой реки была объединена с Наталом, Капской колонией и Трансваалем в соответствии с планом создания Южно-Африканского Союза (ЮАС). В то время только в Натале у власти находился небурский премьер-министр. Там с самого начала бурская община оказалась в явном меньшинстве. В этом государстве никогда не велась антибританская агитация.

Буры в Южно-Африканском Союзе.

В 1910 был провозглашен Южно-Африканский Союз, бывшие колонии были сведены до уровня муниципалитетов. Политический союз и железные дороги довершили дело воссоединения буров. Первым премьер-министром Союза стал Луис Бота, а его заместителем – генерал Ян Смэтс. Они создали Южно-Африканскую партию, которая почти целиком состояла из буров. Партия включала группу радикальных националистов, чьим признанным лидером был генерал Джеймс Герцог. Вскоре после начала Первой мировой войны Герцог вышел из кабинета министров и создал Национальную партию. В конце 1914 произошло восстание, в котором наряду с бурскими экстремистами участвовали немецкие поселенцы. Это заставило Юнионистскую партию (куда входили англоязычные жители Союза) оказать поддержку Южно-Африканской партии.

В 1919 Бота умер, и премьер-министром стал Смэтс. Это привело к ослаблению влияния Южно-Африканской партии среди буров, и в 1920 Смэтсу пришлось объединить свою партию с юнионистами. На выборах 1924 коалиция потерпела сокрушительное поражение, и пост премьер-министра занял Герцог. Едва он вступил в должность, как проявились противоречия в рядах Национальной партии. Сам Герцог прекратил агитацию за полное отделение от Содружества, поскольку декларация Бальфура 1926 обещала доминионам полную автономию во внутренних и внешних делах. Однако его заместитель Дэниел Малан продолжал добиваться независимости. В 1933 партия Смэтса и сторонники Герцога из Националистической партии создали Объединенную партию (Смэтс при этом лишился поддержки части англоязычных сторонников), а Малан и его приверженцы образовали «очищенную» национальную партию. Когда Великобритания объявила войну Германии в 1939, Южно-Африканский парламент проголосовал за вступление в войну, и Герцог, который выступал за нейтралитет, ушел в отставку. Его партия объединилась с партией Малана, составив официальную оппозицию, а Смэтс вновь занял пост премьера. В 1942 Герцог умер, и Малан стал лидером бурских националистов, выступавших против участия в войне и связей с Британией.

Первые после окончания Второй мировой войны всеобщие выборы в мае 1948 принесли партии Малана незначительное большинство, и он стал премьер-министром. Бурские националисты пришли к власти в тот момент, когда Содружество, откуда они намеревались вывести ЮАС, находилось в состоянии нестабильности. Из него вышла Бирма, то же самое готовилась сделать Ирландия. Новые доминионы Цейлон, Пакистан и Индия оставались в Содружестве, но было ясно, что при желании они способны отделиться. К тому же в Южно-Африканском Союзе в центре внимания постоянно оказывалась и проблема взаимоотношений между белым и небелым населением.

Отношения между африканерами и африканцами.

Характер англо-бурских отношений в значительной степени определялся взаимоотношениями буров и небелых. Буры, называвшие себя сначала африкандерами, а затем африканерами, всегда превосходили по численности остальных европейцев, но были явным меньшинством по сравнению с небелым населением.

После прихода к власти в 1948 бурские националисты начали проводить политику апартеида, направленную на максимальное разделение белого и небелого населения. Эта политика пользовалась поддержкой подавляющего большинства африканеров, но вызывала негодование небелых и опасения белого англоязычного населения. Однако только после празднования трехсотлетия высадки первых голландских колонистов в 1952 прошла кратковременная кампания массового несоблюдения небелыми законов апартеида. Правительства Национальной партии, сначала под руководством Малана, а затем других премьер-министров, отвечали ужесточением апартеида.

Тем временем британское правительство, все еще сохранявшее ответственность за судьбу своих протекторатов на юге Африки, стало проявлять беспокойство в связи с расовой политикой Национальной партии. По экономическим и стратегическим соображениям отделение ЮАС от Содружества было невыгодно обеим сторонам. 5 октября 1960 на референдуме, в котором участвовало белое население, Южная Африка высказалась за провозглашение республики. За изменение статуса проголосовало африканерское большинство, против выспутило англоязычное меньшинство. Однако Южная Африка была членом Содружества, поэтому на изменение статуса необходимо было его разрешение. В марте 1961 министры иностранных дел членов Содружества встретились, чтобы заслушать обращение Южной Африки. 15 марта после трехдневных дебатов премьер-министр Фервурд объявил, что его страна снимает свою просьбу.

Как трудовая миграция привела к потере независимости

Первая в мире война за демократию, в которой в качестве предлога для оккупации независимого государства и овладения его природными ресурсами использовалось «нарушение прав человека» и «ущемление демократических свобод» - это не война в Ираке 2003 года, как многие наверно подумали. Нет, это совсем другая война, произошедшая столетием раньше - Англо-бурская война 1899-1902 годов.

Более того, в качестве предлога к этой войне было использовано ущемление прав даже не граждан, а иностранцев, приехавших на заработки, и поселившихся в стране. То есть, нарушение прав трудовых мигрантов.

В конце статьи содержится список очень хороших книг об Англо-бурской войне, а пока напомним историю вопроса. Кто такие англичане, объяснять наверно не нужно, а вот о бурах следует немного рассказать.

Буры (африканеры) - это народ, образовавшийся при смешении эмигрировавших в Южную Африку в 17-м веке голландских крестьян («бур» в переводе со староголландского и есть «крестьянин»), и французских гугенотов (протестантов-кальвинистов), среди которых было много дворян и горожан. И хотя голландцев приехало в Южную Африку значительно больше, чем французов, но французский элемент был очень силён, и поэтому не удивляйтесь обилию французских фамилий среди прославленных бурских генералов, противостоявших англичанам - Жубер , Кронье , Деларей , Девет .

И голландцы, и гугеноты исповедовали одну и ту же религию (кальвинистское направление протестантизма), и это настолько сблизило два народа, что они даже создали свой собственный язык - «африкаанс», основанный на голландской грамматике, но с большим количеством французских слов. Общность языка, религии и территории, общий тип мышления и одинаковое самосознание - всё это и привело к созданию нового народа, то есть буров (после Англо-бурской войны этот народ в целях необъяснимой для нормального человека политкорректности стали называть африканерами, то есть «африканцами» на языке африкаанс, однако сами они предпочитают называть себя бурами).

Главной отличительной чертой буров был религиозный фанатизм, готовность не только пострадать за веру, но и бороться за неё с оружием в руках.

Вспомните, как их предки, голландские партизаны («гёзы») 13 лет (1566-1579 гг.) воевали с гигантской Испанской империей, «над которой никогда не заходило Солнце», и победили!

Вспомните и продолжавшиеся более 100 лет французские религиозные войны между католиками и гугенотами (1562-1685), в ходе которых предкам буров, гугенотам, пришлось вытерпеть и геноцид («Варфоломеевская ночь»), и голодомор (так весело описанная Александром Дюма осада Ла-Рошели с участием д"Артаньяна, когда половина горожан просто вымерла от голода), и «драгонады» (массовые убийства и изнасилования гугенотских женщин и детей королевскими драгунами - если любите художественную литературу, почитайте роман Анн и Сержа Голон «Анжелика в мятеже» на эту тему, нравы карателей там описаны исторически достоверно), и хотя гугеноты религиозную войну проиграли, но всё равно не покорились, и предпочли эмигрировать, но сохранить свою веру.

Как писал о бурах их противник Артур Конан Дойл (да-да, тот самый, придумавший Шерлока Холмса), это был «один из самых стойких, отважных и неукротимых народов, когда-либо обитавших на земле» .

Однако и на новой африканской Родине буров постигло несчастье. Если бы они эмигрировали в бедную страну, в которой нет ничего, многих проблем удалось бы избежать. Однако буры, сами того не зная, поселились на одной из богатейших территорий нашей планеты. Позднее в Южной Африке были открыты месторождения очень ценных полезных ископаемых. Южноафриканские недра наполняли золото и алмазы, а также 75 % мировых запасов платины, и множество других цветных и драгоценных металлов. Две самых больших природных кладовых в мире - это Сибирь и Южная Африка.

Если есть богатство, найдётся и тот, кто захочет его отобрать. Англичане занялись этим вопросом с чисто английской методичностью и упорством.

Захватив прибрежную часть Южной Африки (Капскую колонию) в 1806 году, англичане сразу же начали вытеснять оттуда буров, создавая им невыносимые условия для привычного образа жизни, а буры некоторое время были вынуждены терпеть притеснения, но затем терпение их лопнуло, и в 1835-1843 годах значительная часть буров откочевала во внутренние районы Южной Африки. Переселение буров, когда целый народ на лошадях и запряжённых быками повозках покидал землю, где люди жили в течение многих поколений, получило название «Великий Трек».

Позднее буры основали на новом месте две своих республики - Трансвааль (Южно-Африканская Республика) и Оранжевое Свободное Государство (Оранжевая республика). В 1877-1881 гг. англичане несколько раз пытались эти республики завоевать (Первая Англо-бурская война), но ничего у них не вышло - британская захватническая армия была разгромлена бурами.

Тогда гордые бритты пошли другим путём - они первыми в мире придумали, что можно воевать за демократию, а для этого нужно было создать соответствующий повод, чем они и занялись.

Британское правительство стало массово направлять англичан-переселенцев в бурские республики, где этих «трудовых мигрантов», после приезда работавших на шахтах и золотых приисках, стали называть «уитлендерами» (на языке африкаанс - «чужеземцы»).

Как только британские подданные появились на территории бурских республик, появился очень хороший повод бороться за их права. «Наших бьют!». Помогать надо, не так ли?

Кто-то может не понять, почему англичане бросали всё на Родине, и ехали на заработки в Южную Африку, причём не «белыми господами», командовавшими неграми на плантациях, а самыми обыкновенными шахтёрами, жившими в бараках. Вроде бы Великобритания – это цивилизованная, богатая страна. Действительно, страна была богатая, только население было нищее. Внимательно почитайте книгу Фридриха Энгельса «Положение рабочего класса в Англии». Там рассказывается, как жили британские рабочие в XIX веке, во всех жутких подробностях. Книга, сразу предупреждаю, не для слабонервных. От такой жизни не то что в Африку поедешь, а революцию устроишь (а Маркс и Энгельс, кстати, были уверены, что Мировая революция начнётся на Западе, а не в Российской Империи).

Рынок труда подчиняется общим закономерностям рыночной экономики, в которой стоимость товара определяется соотношением спроса и предложения. Чем больше предложение товара, тем ниже его стоимость. Чем меньше предложение товара - тем выше его стоимость. Рабочая сила - точно такой же товар, и чем меньше на рынке труда рабочих - тем выше их зарплата, а чем больше рабочих - тем ниже их зарплата. Если рабочий не захочет «впахивать» за гроши, на его место можно отыскать целую толпу желающих. А сам строптивый рабочий, которому, видите ли, нормальную зарплату захотелось, может остаться вообще без всего, и умереть от голода.

Английским рабочим в XIX веке приходилось выбирать между жизнью в аду и голодной смертью. Фридрих Энгельс приводит пример, когда английский фабрикант заявил рабочим, не согласным с вычетами из зарплаты: «Не хотите жариться на моей сковородке, можете отправляться прямо в огонь» .

А для того, чтобы рабочие были сговорчивее, и не бунтовали против рабских условий труда, английская буржуазия нашла очень хороший инструмент воздействия под названием «Ирландская иммиграция» - в Англию стали завозить трудовых мигрантов из Ирландии, которые были готовы работать на таких условиях, на каких ни один англичанин просто не согласился бы.

Вот несколько цитат из произведения Фридриха Энгельса «Положение рабочего класса в Англии»:

«Ирландцу на родине нечего было терять, в Англии же он мог приобрести много, и с тех пор как в Ирландии стало известно, что по ту сторону пролива св. Георга сильные руки наверняка могут найти работу за хорошую плату, каждый год толпы ирландцев отправляются в Англию».

«Эти люди, выросшие почти вне всякой цивилизации, привыкшие с детства ко всевозможным лишениям, неотёсанные, склонные к пьянству, живущие сегодняшним днём, переселяются в Англию и вносят все свои грубые привычки в тот слой английского населения, у которого и без того мало склонности к образованию и к строгости нравов».

«В своих отрепьях, жизнерадостный дикарь всегда готов на любую работу, требующую только сильных рук и крепкой спины, за плату, которая обеспечит его картофелем. В качестве приправы ему нужна только соль; в качестве ночлега он довольствуется первым попавшимся хлевом или конурой, располагается в сарае и носит наряд из лохмотьев, снять и надеть который является труднейшей операцией, предпринимаемой только по праздникам или в особо торжественных случаях. Англичанин, который не может работать на таких условиях, не находит работы. Малокультурный ирландец не своими сильными сторонами, а их противоположностью, вытесняет местного уроженца, англичанина, завладевает его местом. Он живёт в грязи и беспечности, со своими хитростями и пьяным бесчинством, являясь очагом деморализации и беспорядка. Человек, который ещё старается плыть, кое-как удерживаясь на поверхности, находит здесь пример того, как можно существовать, не держась на поверхности, а опускаясь на дно... Всем известно, что уровень жизни низших слоёв английских рабочих всё более и более приближается к уровню жизни ирландских рабочих, конкурирующих с ними на всех рынках; что всякая работа, для которой достаточно только физической силы, для которой особой сноровки не требуется, выполняется не за английскую заработную плату, а за плату, приближающуюся к ирландской, т. е. за плату, несколько большую, чем требуется для того, чтобы «наполовину утолять свой голод картофелем худшего сорта лишь в течение тридцати недель в году», - несколько большую, но с прибытием каждого нового парохода из Ирландии приближающуюся к этому уровню».

«Эти ирландские рабочие, которые переправляются в Англию за 4 пенса (3⅓ зильбергроша), скученные как скот на палубе корабля, ютятся где угодно. Самые плохие жилища кажутся им достаточно хорошими; об одежде они мало заботятся, пока она хоть кое-как держится на теле; обуви они не знают; пищу их составляет картофель и только картофель; всё, что они зарабатывают сверх того, они тотчас же пропивают. Нужна ли таким людям высокая заработная плата? Худшие кварталы во всех больших городах населены ирландцами; везде, где только какой-нибудь район особенно выделяется своей грязью и разрушением, там можно заранее быть уверенным, что встретишь преимущественно кельтские лица, которые с первого взгляда можно отличить от англо-саксонских физиономий местных уроженцев, услышишь певучий, с придыханием ирландский говор, которого настоящий ирландец никогда не утрачивает. Мне случалось слышать ирландскую речь даже в самых густо населённых районах Манчестера. Большинство тех семейств, которые живут в подвалах, почти всюду оказываются ирландского происхождения. Одним словом, ирландцы открыли, как говорит д-р Кей, к чему сводится минимум жизненных потребностей, и теперь обучают этому английских рабочих. Грязь и пьянство они также привезли с собой. Эта неопрятность, ставшая у ирландцев второй натурой, в деревне, где население менее скученно, не приносит такого вреда; но здесь, в больших городах, при столь большой скученности населения, она внушает ужас и чревата многими опасностями».

«Вот с каким конкурентом приходится бороться английскому рабочему, - с конкурентом, стоящим на самой низкой ступени развития, какая только возможна в цивилизованной стране, и готовым поэтому работать за более низкую заработную плату, чем кто-либо другой. Поэтому, как и утверждает Карлейль, во всех отраслях труда, в которых английскому рабочему приходится выдерживать конкуренцию с ирландским, заработная плата совершенно неизбежно падает всё ниже и ниже».

«…проникновение ирландцев значительно способствовало здесь снижению заработной платы и ухудшению положения рабочего класса. И если даже те ирландцы, которые проникли в другие отрасли труда, были вынуждены воспринять известную степень культуры, они всё же достаточно сохраняют от своих старых привычек, чтобы и здесь оказывать деградирующее действие на своих английских товарищей, которые вообще находятся под влиянием окружающей их ирландской среды. В самом деле, если принять во внимание, что почти в каждом большом городе одна пятая или одна четвёртая всех рабочих состоит из ирландцев или из выросших в ирландской грязи детей ирландцев, то становится понятным, почему жизнь всего рабочего класса, его нравы, интеллектуальное и моральное развитие, весь его характер восприняли значительную часть этих ирландских черт, становится понятным, почему вызванное современной промышленностью и её ближайшими последствиями возмутительное положение английских рабочих могло ещё более ухудшиться».

Благодаря наплыву ирландских трудовых мигрантов, готовых работать за еду (причём за очень скудную и очень плохую еду), зарплата английских рабочих снизилась до такой степени, а безработных-англичан стало настолько много, что это стало угрожать социальным взрывом. Как писал Фридрих Энгельс в «Положении рабочего класса в Англии», «Классы обособляются всё резче, дух сопротивления охватывает рабочих всё больше, ожесточение крепнет, отдельные партизанские стычки разрастаются в более крупные сражения и демонстрации, и скоро достаточно будет небольшого толчка, для того чтобы привести лавину в движение. Тогда действительно раздастся по всей стране боевой призыв: «Война дворцам, мир хижинам!», но тогда для богатых будет уже слишком поздно принимать меры предосторожности» .

Однако Энгельс не учёл всей хитрости, изворотливости и степени цинизма английской буржуазии: она не стала дожидаться революции в собственной стране, однако и не стала при этом избавляться от мигрантов-ирландцев. Английская буржуазия решила избавиться от лишних англичан. Иными словами, избавиться от излишнего коренного населения.

В середине и во второй половине XIX века была организована массовая иммиграция англичан в Северную Америку, Австралию и Новую Зеландию, а в конце XIX века – в Южную Африку. Кроме того, из-за увеличения ирландской эмиграции в США миграция ирландцев в Великобританию несколько уменьшилась, хотя полностью это проблему не решило. Англичане по-прежнему не выдерживали конкуренции с иностранной мигрантской рабсилой (а ни один цивилизованный человек никогда и ни при каких обстоятельствах не выдержит конкуренции с людьми примитивной культуры, привыкшими к ужасающей нищете и к дикости), и готовы были поехать куда угодно, даже в Африку с её климатом «не для белого человека».

Только после того, как Великобритания отправила излишнюю рабочую силу в Южную Африку, в США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, а иммиграция из Ирландии сократилась (все, кто хотел уехать, оттуда уехали), благодаря чему конкуренция на рынке труда уменьшилась, и только после того, как Великобритания захватила богатейшие африканские колонии, благодаря ограблению которых спрос на товары отечественного производства со стороны богатых слоёв британского населения увеличился, что повысило и спрос на рабочую силу – только после этого за работу стали платить значительно больше, и британские рабочие стали жить более-менее нормально.

И то, надо сказать, социальная обстановка в Великобритании стабилизировалась ненадолго, и британские трудящиеся даже сейчас живут не слишком хорошо по сравнению с другими западными странами – до сих пор англичане массово мигрируют в США, Канаду, Австралию и Новую Зеландию, а на их место приезжают теперь уже не ирландцы, а жители «небелых» стран. Около 40% современных англичан готовы эмигрировать из своей страны из-за тяжёлого материального положения. Зимой 2002/2003 годов 22 тысячи английских пенсионеров умерли от холода - не хватило денег на оплату отопления. Но это уже другая, современная история.

Столь подробный рассказ о причинах британской эмиграции в бурские республики необходим потому, что без этого невозможно понять степень цинизма англосаксонской элиты, готовой на любое преступление ради получения дополнительной прибыли - как против собственного народа, так и против народов других государств, имеющих несчастье обладать богатыми природными ресурсами.

Как писал английский профсоюзный деятель Томас Даунинг, которого процитировал Карл Маркс в своём «Капитале», «Обеспечьте 10 %, и капитал согласен на всякое применение, при 20 % он становится оживлённым, при 50 % положительно готов сломать себе голову, при 100 % он попирает все человеческие законы, при 300 % нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому. Доказательство: контрабанда и торговля рабами» . А завоз нищих мигрантов – это всего лишь разновидность работорговли.

Английские рабочие-«уитлендеры», ради соблюдения прав которых правительство Великобритании формально устроило вторую Англо-бурскую войну, сами пострадали от безудержной алчности английской буржуазии, как и жители бурских республик.

Итак, британская элита, отправляя мигрантов-«уитлендеров» в Южную Африку, одновременно создавала «пятую колонну» в бурских республиках, и, «сбрасывая» лишнее коренное население, снижала социальную напряжённость у себя в стране.

А что же буры? Почему не устроили «границу на замке», почему впускали британских «засланцев» в свои республики? Потому что хотели получить как можно больше денег (чем дешевле рабсила - тем больше прибыль у бизнеса). «Трудовым мигрантам» из Великобритании буры не то что не мешали и приезжать не запрещали, а фактически сами их к себе завозили.

Процесс трудовой миграции всегда носит взаимный, двусторонний характер: люди не едут из своей страны «в никуда», с риском помереть от голода на чужбине (у себя в стране плохо, а за границей может быть намного хуже - тут голодаешь, а там вообще «копыта отбросишь»; чужая страна - она и есть чужая). Они едут исключительно потому, что достоверно знают: после приезда их трудоустроят.

То есть должны быть взаимные договорённости между крупными работодателями в стране прибытия, и теми деятелями, которые в странах происхождения мигрантов могут организованно собрать всех желающих, и отправить их к месту назначения. В данном случае – договорённости между владельцами шахт и золотых приисков в Трансваале и Оранжевом Свободном Государстве, и британскими деятелями, которые могли собрать соотечественников-гастарбайтеров, и организованно отправить их на заработки в Южную Африку.

Кроме того, в сделке должны участвовать и власти тех стран, куда мигранты прибывают – чтобы границу не закрывали, и прибывших не выселяли (в данном случае – власти бурских республик). И законодательная, и исполнительная власть в бурских республиках никаких препятствий мигрантам не чинила, и обеспечила их легальный въезд и пребывание в своих странах.

Интересно, что английский писатель Артур Конан Дойл в своей документальной книге об Англо-бурской войне неоднократно упоминает о коррупции в бурских республиках - он прямо пишет про бурских «чиновников, самых коррумпированных в современном мире» .

Не исключено, что именно это свойство бурских чиновников тоже способствовало облегчению завоза британских мигрантов и созданию «пятой колонны» в Трансваале и Оранжевом Свободном Государстве. Причём вовсе не обязательно, чтобы «брали» первые лица – какой-нибудь помощник вполне может подсунуть своему не слишком дальновидному шефу проект решения «с подвохом», получив за это «бакшиш» со стороны заинтересованных бизнесменов. А шеф, привыкший не глядя подписывать всё, что ему подсовывают, так и не поймёт, в чём был подвох и к каким последствиям для страны это может привести.

Буры

«Бурами, то есть крестьянами, презрительно называли англичане, выходцев из Голландии, обосновавшихся в Южной Африке. Первоначально, это прозвище, распространялось лишь на фермеров, живших в восточной части Капской колонии. Но после того, как она стала владением Великобритании, бурами, стали называть всех, кто, не желая мириться с политикой британских властей, оставлял свои земли и отправлялся в Великий трек. Это, ставшее эпическим, массовое переселение во внутренние районы современной ЮАР, привело к созданию на этих территориях, Оранжевого Свободного государства и республик Трансвааль и Наталь.»

По сути, именно это событие, и стало началом многолетней борьбы, в ходе которой, горстка плохо вооружённых крестьян, едва не одолела одну из сильнейших армий мира того времени. И только путём жестоких и бесчестных мер, британской армии удалось сломить их сопротивление. А сами борцы за свободу, до того предпочитавшие именовать себя африканерами , стали с гордостью называться бурами.

История освоения бескрайних просторов Южной Африки началась в 1652 г., когда голландская Ост-Индская компания, включившись в погоню за землями вне Европы, основала в Столовой бухте, к северу от мыса Доброй Надежды первое поселение. Первоначально в планы компании, не входила колонизация африканских земель, и поселение это, получившее название Каапстад (современный Кейптаун ) насчитывающее всего 60 человек, служило лишь перевалочной базой на пути в Индию. Но уже в 1657 г. сюда хлынула волна переселенцев из Голландии, Германии, и особенно Франции, из которой, бежали протестанты-гугеноты, вынужденные, искать новую родину. К концу XVII в. Каапстад разросся и контролировал территорию в радиусе 60 км., в 1690 г. он получил статус колонии, а в 1691 г., для управления нею, Ост-Индской компанией был прислан Симон ван дер Стел, ставший первым губернатором.

В начале XVIII в. противостояние с компанией, становившейся обременительной, а также конфликты между самими переселенцами, заставили многих продвигаться вглубь континента и осваивать новые территории. Всё это, конечно же, обострило отношения с туземным населением, столкновения с которым, уже с 1659 г. приобрели систематический характер, вылившись в череду затяжных, кровопролитных войн. Несмотря на категорический запрет Ост-Индской компании в 1707 г., наносить какой-либо ущерб, и ущемлять права коренного населения – готтентотов, продвижение во внутренние районы продолжалось. Но готтентоты, мужественно и упорно защищали свои земли и, несмотря на качественное превосходство колонистов, имевших огнестрельное оружие, им приходилось нелегко и часто они несли значительные потери. Однако, что не смогло сделать европейское оружие, сделали европейские болезни: в результате эпидемии оспы, вспыхнувшей в 1713 г. десятки тысяч туземцев умерли, другие бежали на северо-восток от неведомой им заразы, от которой, не было спасения. К 1730 г. готтентоты окончательно ушли в глубинные районы, а буры расширили территорию Капской колонии до реки Оранжевой, контролировавшей теперь земли в радиусе 400 км. Но продвижение колонистов на восток стало не слишком удачным, и было остановлено народом коса, которых они называли кафрами. В результате трёх кафрских войн: первой в 1779-1781, второй в 1789-1793, и третьей в 1799-1803, буры потерпели поражение и потеряли территорию Зуурвелда.

Своеволие, царившее в Капской колонии , привело к тому, что к 1795 г. она превратилась фактически в независимую республику. Администрация Ост-Индской компании, к тому моменту, не оказывала на неё уже никакого влияния, и хотя колония номинально признавала протекторат Голландии, реальной властью, обладали лишь демократические органы местного самоуправления. Но события, происходившие в то время в Европе, докатились и до Южной Африки, повлиявшие на её дальнейшую судьбу самым непосредственным образом. В том же 1795 г. войска революционной Франции захватили Голландию, и превратили её в Батавскую республику. В ответ на это, в сентябре того же года, британцы, под предлогом "недопущения французов в Индию”, оккупировали мыс Доброй Надежды, и попутно попытались захватить и Каапстад , но потерпели неудачу. В 1802 г., благодаря противодействию местных жителей, Великобритания была вынуждена вернуть аннексированные территории, но это было лишь кратковременным отступлением. В 1806 г. многочисленная британская армия решительно вторглась в Капскую колонию, и в течение нескольких месяцев заняла большую часть её территории. А закончилось это тем, что в 1814 г. Венский Конгресс признал "законность” этих действий, после чего, британцы, за земли колонии, заплатили 6 000 000 фунтов голландскому губернатору, не имевшему на них никаких законных прав.

На первых порах, самим бурам совершенно не было никакого дела, до того, что происходило в колониальной администрации, многие из них даже не знали о том, что и их самих, и их земли просто "продали”. Но очень быстро британские власти заставили обратить на себя внимание, назначенный на пост губернатора, сэр Чарлз Сомерсет , не собирался мириться с анархическими настроениями колонистов, как это было прежде. Особенно, это касалось ущемления прав туземного населения, и в 1816 г. в доказательство решительности своей позиции, он приказал повесить пятерых буров, за жестокое обращение с готтентотами. Спустя несколько дней, в Кейптауне вспыхнул бунт, но он был жестоко подавлен; его вдохновителей приговорили к казни, а наиболее рьяных участников сослали на вечную каторгу в Австралию. Начиная с 1825 г., лорд Сомерсет начал проводить реформы, которые очень не понравились бурам: начал он с финансовой реформы, обмена риксдаллеров на фунты, что нанесло немалый убыток фермерам, вслед за тем, последовала реформа образования. В результате чего, школьное преподавание с голландского, перешло полностью на английский, становившийся к тому же, единственным государственным языком. В 1827 г. вступила в силу "Великая хартия готтентотов”, которая, фактически сравнивала в правах белое и цветное население. Но последней каплей для буров, стала отмена рабства в пределах всей Британской империи в 1833 г. и, хотя правительством была выплачена компенсация за потерю рабов, буры сочли её недостаточной. В 1835 г. буры начали массово покидать Капскую колонию, уходя на северо-восток, начался исход, растянувшийся на десятилетие, вошедший в историю под названием Великий трек. В результате этого, до 1846 г. пределы колонии покинуло 2/3 всех буров.

Большинство из них перешли реку Оранжевая , а затем и Вааль, перебрались через Драконовы горы , и оказались на землях Зулуленда. После чего, в 1837 г. большая группа буров, под предводительством Питера Ретифа, желая поселиться в этих краях, отправилась в селение короля зулусов Дингаана, чтобы получить его согласие на это. Но закончилось это плачевно, - зулусские воины неожиданно напали на переселенцев, большинство которых, составляли женщины и дети, и в последующей резне, погибло более 300 человек. Однако для самих зулусов, такое коварство не прошло безнаказанно и в 1838 г. около полутысячи переселенцев во главе с Андрисом Преториусом и десятитысячная армия Дингаана сошлись в битве на реке Инкоме. Буры , вооружённые огнестрельным оружием, устроили зулусам настоящий погром, в результате чего, они убили более 3000 туземцев, а сами потеряли всего 18 человек. После этого Инкоме, назвали Кровавой рекой, а Дингаан, потерпевший жестокое поражение, уступил бурам территорию к югу от реки Тугелы, на которой, в 1839 г. они создали республику Наталь , но уже в 1843 г. она вошла в состав Капской колонии.

Наиболее решительные буры ушли дальше на север, одна их часть расселилась в междуречье Оранжевой и Вааля , где в 1852 г. они создали Оранжевое Свободное Государство . А самые отчаянные пошли ещё дальше, переправились через Вааль и ступили на земли племён матабеле, где они были атакованы крупными силами туземцев, которых возглавлял король Моселекатсе . Буры отразили все нападения, и в скором времени вытеснили матабеле далеко на север, за реку Лимпопо, и в 1852 г. создали на этой территории республику Трансвааль . Но почти сразу же, между бурами Трансвааля, и Оранжевого Свободного Государства начались раздоры, прекратившиеся только в 1860 г., когда президентом обеих республик стал Мартинус Преториус. Но ситуация снова обострилась в 1863 г. и бурские республики до 1872 г. находились в состоянии войны, в этот период Преториус , безуспешно пытался присоединить Оранжевую республику к Трансваалю, но потерпел неудачу и покинул пост президента.

К 1876 г. Трансвааль находился в тяжёлом экономическом положении, восточную часть республики захватили зулусы, а президент Томас Бюргерс бездействовал. Этим воспользовались британцы, под предводительством сэра Теофилиуса Шепстоуна , в 1877 г. без всяких усилий они оккупировали страну, а в 1879 г. изгнали из неё зулусов. Оккупации не в малой степени способствовал Бюргерс, считавший это лучшим выходом из сложившейся ситуации, и поэтому призывал население воздержаться от враждебных действий против англичан. Однако оккупационные власти вскоре сами спровоцировали конфликт, потребовав от буров заплатить налоги за годы независимости, начиная с 1852 г. Возмущённые буры подняли восстание в Почефструме, откуда оно распространилось и на другие регионы страны, 16 декабря 1880 г. началась первая англо-бурская война .

Война с самого начала, складывалась для британцев не лучшим образом, уже начиная с 22 декабря 1880 г. все их гарнизоны оказались в осаде. 28 января 1881 г. при попытке вырваться из Ник Лэнга, они потерпели первое серьёзное поражение, потеряв при этом почти 100 человек, после чего, многие гарнизоны капитулировали. Но буры на этом не успокоились, и перенесли боевые действия на территорию Натала, подконтрольного Капской колонии. Здесь, они вновь нанесли поражение британской армии при Ингого, и Рухискраале. А 26 февраля 1881 г. в битве у Маджуба-Хилл , британцы снова были разгромлены и во второй раз в этой войне понесли серьёзные потери, в числе которых, оказался командующий, сэр Джордж Колли. Войска, стоявшие у Нэка, получив известие об этом, были охвачены паникой и вынуждены были отступить. Буры одевались в сельскую одежду, маскирующую их на фоне африканского пейзажа, давая им преимущества в скрытности. Бурские охотники, искусные в стрельбе, уничтожали сотни британских солдат и офицеров, бывших прекрасной мишенью в своих нарядных красных мундирах (это было учтено британцами позднее, во второй англо-бурской войне, во время которой подразделения британской армии перешли на униформу цвета хаки). Также преимущество буров проявилось в их особой военной тактике, опиравшейся на хитрость, скорость и маневренность. 6 марта 1881 г. британцы заключили с бурами перемирие, а 3 августа была подписана Преторийская конвенция , официально завершившая первую англо-бурскую войну, из которой "крестьяне” вышли победителями.

Хотя Великобритания не признала поражение в этой войне, по её репутации, и особенно самолюбию, был нанесён существенный удар, и уже с момента подписания Преторийской конвенции, британцы вынашивали планы отмщения. И удобный случай вскоре представился. В 1886 г. в Трансваале нашли золотоносные залежи, оказавшиеся богатейшими в мире, в страну хлынул поток желающих разрабатывать эти месторождения, подавляющее большинство их, составляли выходцы из Англии. Некоторые переселенцы, с самого начала начали вести себя вызывающе, и на этой почве у них всё чаще стали возникать конфликты с местным населением. В 1895 г. с территории Родезии в Трансвааль вторгся большой вооружённый отряд под предводительством Джеймсона , заявившего, что лишь хочет защитить соотечественников-англичан от произвола бурских властей. Он сходу попытался захватить Йоханнесбург, надеясь на поддержку британского населения проживавшего в нём, но этого не произошло, отряд Джеймсона был окружён и взят в плен. Понимая, что за всем этим стоит Великобритания, Трансвааль мобилизовал все свои силы и объявил ей войну, его примеру последовала и Оранжевая Свободная Республика. 11 октября 1899 г. началась вторая англо-бурская война .

Уже 12 октября пятитысячная армия буров под командованием Кронье и Снимана , перешла границу и осадила Мафекинг и Кимберли. Дивизия генерала Мэтьена, численностью 10 000 человек, атаковала буров 23 ноября у станции Бельмонт, а 25 ноября у Энслинских высот, и ценой значительных потерь заставила их отступить. 11 декабря он, получив подкрепления, атаковал основные силы Кронье под Магерсфонтейном, но был разбит, и, потеряв 1000 человек, сам вынужден был отступать. В Натале, в октябре буры захватили Чарлстаун, Ньюкасл, Гленко, а в Ледисмите осадили армию генерала Уайта. 15 декабря, сам командующий британскими войсками в Южной Африке, генерал Буллер, при попытке деблокировать Ледисмит, потерпел сокрушительное поражение в битве при Коленсо. В Капской колонии, буры захватили сначала Наупорт , а потом Стормберг, британцы попытались их отбить, 10 декабря в битве при Стормберге, генерал Гатакр имея двукратное превосходство, был наголову разбит, потерял 100 человек убитыми, и ещё 700 попали в плен. Таким образам, на первом этапе войны, буры побеждали на всех фронтах, но осада ряда городов затягивалась и наступление пришлось прекратить.

В Британском правительстве началась настоящая истерия; проиграть вторую войну бурам, уступающим им и количественно и качественно, которые, к тому же, даже не были солдатами, они просто не могли. Такой исход поставил бы крест на репутации Британской империи, а существование её самой, поставил бы под сомнение. В конце 1899 - начале 1900 гг. они стянули в Южную Африку максимальное количество колониальных войск из Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии и Цейлона, доведя их численность до 120 000, а к концу войны до 450 000 солдат. Командовать ими был назначен, один из величайших полководцев того времени фельдмаршал Фредерик Робертс. В феврале 1900 г. британские войска перешли в наступление и 15 февраля в битве при Паадеберге разбили армию Оранжевой Свободной Республики, окружённая со всех сторон, в тот же день она капитулировала. После этого, в течение периода с 1 марта по 17 мая, британцы деблокировали все осаждённые бурами города. 13 марта они захватили Блумфонтейн - столицу Оранжевой республики, а 5 июня Преторию - столицу Трансвааля. К сентябрю 1900 г. буры перешли исключительно к партизанским действиям.

Партизанская война под руководством Девета, Боты, Деларея, наносила британцам ещё больший ущерб, чем регулярная. Буры устраивали диверсии, угоняли скот и лошадей британской армии, сжигали склады. Ставший главнокомандующим, генерал Герберт Китченер, понимал, что победить буров традиционными методами будет трудно и поэтому он перешёл к нетрадиционным. В Трансваале начались широкомасштабные репрессии; мирное население, особенно фермеров, заключали в концентрационные лагеря, всех без разбору, стариков, женщин с детьми, в результате, которых умерло более 15 % всего населения. Их фермы сжигали, уничтожали посевы и скот, отравляли источники, и в скором времени, страна превратилась в безмолвную пустыню. Такие варварские действия вынудили буров прекратить сопротивление.

В Феринихинге , 31 мая 1902 года был подписан мирный договор, завершивший вторую англо-бурскую войну. По его условиям, буры признавали аннексию своих республик и верховную власть Британской империи, взамен получали амнистию и частичное возмещение убытков. Но наиболее интересен параграф 8 в этом договоре, в котором, в замысловатых выражениях говорилось о том, что впредь, буры лишаются избирательного права и, как следствие, они в будущем не могли участвовать в самоуправлении. Их лишили всего и сделали бесправными, но их не победили в честном бою. А методы, благодаря которым Британия выиграла эту войну, покрыли её пятном позора, гораздо большим, чем, если бы она её проиграла.

Кто из нас не начитывался и не вдохновлялся фантастическими рассказами и историями об , о полных увлекательных приключений охоты на львов, страусов или на жирафов? Меньше есть рассказов про разбойничьи набеги и охоту на тамошних первобытных жителей, на их сокровища. Очевидцы историки и участники этих событий стеснялись жестокости своих земляков (белых европейцев), и когда уже надо было оправдать события, то возлагали вину на варварство дикарей, к которым они несли только культуру, хотя, не занесли, так как дикари перевелись, под их «культурной рукой», мол, неспособны к культуре. Поэтому не без причины пишет историк человеческой культуры Чемберлен, что исторические произведения, которые нам дают под названием истории, это не что иное, как оправдание всевозможных разбойных банд …, все это криминалистическая статистика, но не история.

Бывает, что целые народы, выросшие на разбоях, становятся в истории благодаря пропаганде героями. И когда их окончательно встретит беда, они добывают себе в глазах всего мира репутацию обиженных. Таким обиженным народом были в репутации человечества буры, жители Южной Африки, когда в конце XIX. века завоевала их Англия и присоединила к своим . И едва ли не весь мир в течение англо-бурской войны, сочувствовал тогда бурам, не зная или забывая про то, как сами буры разрушали на протяжении веков племена первобытных африканских жителей — бушменов, пока не получили себе титула носителей культуры и хозяйственной жизни и развития в Южной Африке.

Откуда они взялись? Со времени, как мореплаватель Дияц доплыл в 1486 году до выдвинутого на юге мыса Африки, а первые голландцы, минуя эти неприветливые побережья, объезжали кораблями вокруг Африки до фантастически богатой Индии в Азии, останавливаясь только в Южной Африке для отдыха в одном месте, известном сейчас как Мыс Доброй Надежды. С того времени пробовали некоторые колонисты оседать и здесь. Отсюда направлялись, чем раз, тем дальше в глубину материка, потому казалось, что и здесь можно хорошо зарабатывать: выпасать скот и получать различные ценные вещи, как правило, золото от тамошних дикарей. А когда завершилась тридцатилетняя война (1618-1648 г.), которая довела Европу до крайней нищеты, то целые ватаги военных разбойников, безработных и крестьян, узнав о рае в Южной Африке, плыли сюда. Плыли, как правило, голландские и немецкие крестьяне, потеряв все свое имущество, пускались куда глаза глядят и обедневшие англичане, да и много других европейских авантюристов.

В боях между собой, но больше с тамошними коренными жителями, они мешались, женились, плодились. Формировались среди той суеты самые удивительные истории, переходившие из уст в уста, вырастали фигуры, с которыми связаны названия городов, краев, что не раз являлись одинокими молчаливыми свидетелями сверхчеловеческих порывов и героических поступков людей, а то и целых племен. Южная Африка — это край, в котором совместная жизнь, а скорее постоянная борьба европейских авантюристов с дикарями, смешанных кровью и связанных общими интересами, создала на протяжении веков отдельный народ буров от немецко-голландского Бауэр (земледелец).

Но эти счастливые земледельцы никогда не знали покоя, тем более, когда здесь во второй половине XIX века начали открывать алмазные и золотоносные поля, когда все европейские государства начали делить Африку лоскутами и бороться за влияние. С тех пор борьба буров с Англией вплоть до потери в 1902 году самостоятельности, записанная на страницах истории рядом героических событий. Главной причиной этой борьбы был спор за богатства крупнейших на свете залежей алмазов, золотоносных жил, плодовитых земель, не считая угля, меди и других земных богатств.

Между территориями вместе с краем буров формирующих сегодня Южно-Африканскую республику (ЮАР), есть очень богатый край Родезия. Название этой страны связано с именем человека, который словно метеор засверкал на переломе XIX и XX века по всей Южной Африке, бросая свое сияние и тень на всю Европу, а затем погаснув, уйдя в забытье. Английская история несколько стыдливо умалчивает этого героя, хотя обязана ему получению целой колонии. Даже после смерти его тело не было отправлено в Лондон, чтобы положить между создателей империи. Оно покоится вдали от культурного мира, в стране дикого племени матагелов, прикрытое огромной каменной плитой с надписью: «Здесь покоятся останки Сесила Джозефа Родса». Присмотримся поближе к этой Фигуре.

Но уже в следующей статье.

Выбор редакции
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые,...

Предлагаю вашему вниманию вкуснейший десерт, состоящий из песочной основы и нежнейшей сливочной прослойки. Шоколадный чизкейк – это...

Александр ГущинЗа вкус не ручаюсь, а горячо будет:) Содержание Ценным диетическим мясом считается индейка. Продукт можно использовать...

Такое венерическое заболевание, как гонорея, может передаваться и неполовым путем. Те физиологические условия, которые существуют в...
Сцинтилляционный счетчик (рис. 2.3) имеет два основных элемента: сцинтиллятор, реаги­рующий на ядерное излучение вспышки света, и...
Современная экология, вредные материалы, неправильное питание и образ жизни самым негативным образом влияют на здоровье женщины,...
Украинский государственный университет финансов и международной торговли образовано 14 марта 2007 путем объединения Украинской академии...
Томас Райтер Томас Артур Райтер (Thomas Arthur Reiter) (23 мая 1958, Франкфурт на Майне, Гессен, Германия) космонавт Германии и...
В необходимости знаний английского языка сегодня, пожалуй, уже не сомневается никто. Именно поэтому заботливые родители стараются начать...