Царь саладин. Священная война саладина


Сарацины жаждали отмщения. Но дождаться его было суждено лишь их правнукам, когда вызов крестоносцам бросил султан Египта и Сирии Салах-ад-Дин, увековеченный в европейских хрониках под именем Саладина.

4 июля 1187 года мусульмане одержали безоговорочную победу над крестоносцами. У склонов Рогов Хаттин Саладин взирал на горы тел, павших в бою. Суровое восточное солнце пекло с небосклона, и от подожжённых сарацинами травы и кустарников шёл нестерпимый жар. В плен были захвачены король Ги Лузиньян и многие знатные бароны. Лишь немногим удалось спастись, укрывшись в городе Тире. Почти 200 тамплиеров и госпитальеров были убиты по приказу Саладина. Барону Рено Шатильонскому султан лично отрубил голову мечом. Вот как описывал произошедшее средневековый хронист Оттон:

« …Крест Господень, о, горе!, оказался захвачен, а христиане обращены в бегство. Король и светлейший князь Райнальд вместе с другими христианами попали в плен, и их угнали в Дамаск. Там короля и упомянутого князя обезглавили за приверженность истинной вере»

Препятствий к возвращению Святой земли более не было. Город за городом сдавались на милость Саладина. Единственной непокорной крепостью оказался Тир. Но султан решил не тратить времени и сил на его осаду, стремясь на Иерусалим. Оставшийся в тылу город стал пристанищем для беженцев из других селений, и креп день ото дня.

Обороной Иерусалима руководил рыцарь Балиан д"Ибелин. Выжив в побоище при Хаттине, он оказался, по сути, единовластным правителем королевства. Балиан прибыл в город к своей супруге – византийской принцессе Марии Комниной, находившейся там с детьми. Он сознавал, что защитить и удержать Иерусалим едва ли не удастся. Заполнившие город беженцы мало годились для сражений, запасы продовольствия таяли. Однако жители были готовы дать отпор сарацинам.

Балиан решительно взялся за дело. С благословения духовенства он пустил золотое убранство часовни Святого Гроба на переплавку и чеканку монет. Это не смущало и мирян: ведь деньги служили защите места, где умер и воскрес сам Господь.

Иерусалиму более всего недоставало опытных воинов. Балиан посвятил в рыцари 60 юношей из числа местной знати. Правда, титул не прибавил им навыков и опыта.

Саладин же не медлил, и 20 сентября его армия начала осаду священного города. Лагерь султана вначале расположился на западной стороне Иерусалима, где 88 лет назад стояло войско Раймунда Тулузского. Сарацины начали обстрел стен города, пытались идти на приступ, но им помешал… солнечный свет. Солнце слепило воинов Саладина и они отступили. Вечером бои возобновились, но вновь не дали результатов. Защитники Иерусалима отбивали атаки раз за разом 8 дней подряд.

Средневековая миниатюра, изображающая осаду Иерусалима

Саладин пошёл на хитрость. Очередной штурм начался с восходом Солнца, когда оно светило в лица христиан. Сами сарацины были экипированы лопатками, которыми подбрасывали пыль и песок в глаза врагов. Но и это не помогло – оборона Иерусалима держалась. Вдобавок христиане предпринимали ночные вылазки, срывая арабам инженерные работы.

Тогда султан сменил позицию и перебрался на северную сторону, где в стенах не было ни ворот, ни ходов для вылазок. Там были установлены камнеметательные машины, тотчас же начавшие обстрел. Саладин разделил воинов на три отряда, и те, прикрытые щитами и лучниками из арьергарда, подошли вплотную к стенам Иерусалима. За два следующих дня они подрыли стены на 15 локтей, подперли их бревнами и подожгли. Подпорки прогорели и рухнули; стены и башни на этом участке были готовы обвалиться. Христиане пали духом. На улицах Иерусалима люди устраивали процессии, стеная и взывая к милосердию Господа.

29 сентября войскам Саладина удалось проделать брешь в стенах Иерусалима. Люди Балиана заделали её, но их уже постигло осознание неминуемого конца. В стенах города созрел заговор греческих и сирийских христиан. Они с трудом переносили своё подчинение католикам, выказывая недовольство их церковными ритуалами. Греки передали Саладину, что откроют ворота Иерусалима при условии, что султан будет милосерден и освободит их. Эти планы были вовремя раскрыты, но заговор оказался предан огласке. Это окончательно сломило дух жителей Иерусалима.


«Победоносный Саладин». Гюстав Доре, XIX век

Христиане Иерусалима готовы были выйти из стен города на последний бой. Однако патриарх Ираклий увещевал отчаявшихся защитников: «На каждого человека в городе приходится до 50 женщин и детей; если же мы падём, то сарацины захватят их и не убьют, а обратят в веру Магомета, и они будут потеряны для Бога».

Балиан решил пойти на переговоры с Саладином. Однако сперва султан скептически отнёсся к предложению сдать ему город. Он уже не нуждался в капитуляции Иерусалима, будучи в состоянии взять его без каких-либо условий. К тому же, ранее он уже предлагал городу покориться и, получив отказ, дал страшную клятву: разрушить стены Иерусалима и истребить всех его жителей. Переговоры затянулись, в городе росло отчаяние. Наконец, султану было объявлено, что если нельзя сдаться ему на милость, то в противном случае он не получит ничего. Город обетованный и все мусульманские святыни в нём превратят в груду развалин и огромную могилу.

Решение Саладина исходило из планов на будущее этих земель. Он намеревался включить Палестину в состав своей державы, а, как известно, управлять благодарными подданными куда проще. Излишняя свирепость могла лишь навредить ему самому. И Саладин согласился - он даровал христианам жизнь и возможность выкупить свою свободу. Оставалось лишь договориться об умеренной плате. В итоге цена за свободу мужчины составила 10 золотых, за свободу женщины - 5 золотых, а за свободу ребенка - 1 золотой.


Балиан д’Ибелин сдаёт Иерусалим на милость победителя, султана Саладина.
Средневековая миниатюра

Саладину вручили ключи от города. Но ступить в пределы Иерусалима он решил именно 2 октября. Это число в 1187 году совпало с двадцать седьмым днём месяца Раджаб – годовщиной странствия Мухаммада, завершившегося восхождением по небесной лестнице к трону самого Аллаха.

Сарацины водрузили свои знамена на башне Давида и закрыли все врата, кроме одних. У них была выставлена стража, контролирующая выход выкупивших свою свободу. Саладин отвёл на это 40 дней, а для контроля за массовым оттоком беженцев он организовал перепись по улицам.

Но в Иерусалиме было много бедняков, и заплатить за свободу могли, конечно, не все. Балиан сумел сторговаться на тридцать тысяч золотых за свободу семи тысяч христиан. Людям было позволено взять с собой то имущество, которое они считали нужным.


Миниатюра XV века, изображающая преподнесение Саладину ключей от Иерусалима

Http://www.lessingimages.com

В день исхода христиан за стены города Саладин восседал на главной площади и наблюдал за их печальным шествием. Женщины и дети рыдали, страшась неизвестности. Мужчины несли не только свои пожитки, но и раненых. Брат Саладина, Сальфедин, не выдержал этого зрелища. Он обратился с просьбой к султану подарить ему 1000 рабов за участие в битве с правом распорядиться с ними, как ему будет угодно. Саладин согласился, и новые рабы его брата получили свободу.

Следом взмолились патриарх и Балиан. После того как Ираклий освободил семь сотен бедных, а Балиан - 500, султан решил явить и свою милость. Он повелел открыть ворота и выпустить всех бедняков с условием предварительного осмотра их имущества. Обманщика, бывшего в состоянии купить себе свободу, но пожалевшего денег, ждала кара.

Табор освобождённых был огромен и неповоротлив, а потому разделился натрое. Особняком шли тамплиеры и госпитальеры, а третью группу возглавил Балиан. Обездоленные странники нуждались в защите. Однако что в Триполи, что в Тире их не приняли. Беженцев нарекли предателями, ограбили и изгнали. Некоторые нашли прибежище, вернувшись в земли мусульман, другим удалось добраться до Европы. С ними туда пришла и весть о падении Иерусалима.

Саладин не потерял голову от победы и не стал чинить грабежей и массовых убийств. Сарацины отнеслись к православным христианам Иерусалима весьма терпимо, и им было дозволено остаться. Дома тамплиеров же отмывали и орошали розовой водой, мечеть аль-Акса была освящена заново. Очевидец этих событий повествовал королю Генриху II Английскому о падении Иерусалима и о «низвержении креста Храма Господа Нашего» . Крест пронесли по всему городу и били его дрекольем.

В ноябре, обосновавшись в городе, Саладин решил разделаться с Тиром. Разведчики сообщали о постоянном притоке туда сил и припасов. Опасаясь прибытия подкреплений из Европы, султан счёл дальнейшее промедление недопустимым.

Тир был окружён не только высокими стенами, но и морем. Ни обстрел из осадных орудий, ни действия сарацинских галер не дали ожидаемого результата. Саладин, зная, что обороной Тира руководит маркграф Конрад Монферратский, вызволил из темницы его отца, пленённого в Иерусалиме. Сарацины водили старика по берегу и угрожали, что станут прилюдно пытать его. Но Конрад не уступил, гордо заявив, что долг перед Богом ему дороже сыновнего. Саладин оценил по достоинству такой ответ, и сохранил Вильгельму V Старому жизнь. После двухмесячной осады султан был вынужден отступить от Тира.


Миниатюра XV века, изображающая осаду Тира

Http://www.wikiwand.com

Однако Иерусалимское королевство пало. В руках крестоносцев остались лишь Тир, Триполи да крепость иоаннитов Крак де Шевалье в Сирии. В следующем, 1188 году величайшие европейские монархи эпохи, король Англии Ричард I Львиное Сердце и германский император Фридрих II Барбаросса, вновь занесли молот войны над Ближним Востоком. Так начался Третий, но не последний крестовый поход.

Клип на песню Криса де Бурга «Крестоносец» Певец Крис де Бург посвятил кануну и истории Третьего крестового похода песню «Crusader» (рус. «Крестоносец») с рефреном «Иерусалим потерян». Снятый на эту песню масштабный клип открывают кадры с пилигримом, доставившим весть о падении Иерусалима, и триумфом Саладина в захваченном городе.

Источники и литература:

  1. История средних веков в её писателях и исследованиях новейших учёных. Т. III. СПб., 1887.
  2. Мишо Г. История крестовых походов. М., 2001.
  3. Салимбене де Адам. Хроника. М., 2004.
  4. Хилленбранд К. Крестовые походы – взгляд с Востока: мусульманская перспектива. СПб., 2008.
  5. Andrea А. J. Contemporary sources for the fourth crusade. Brill. Leiden-Boston-Köln. 2000.
  6. Otto von St. Blasien. Marbacher Annalen. Ausgewählte Quellen zur deutschen Gechichte des Mittelalters. Bd. 18a. Darmstadt, 1998.

В конце XI века рати христианских рыцарей двинулись на Ближний Восток. Их целью было освобождение Гроба Господня от власти мусульман. В течение нескольких десятилетий значительная часть территории Палестины была занята христианами; казалось, ничто не сможет противостоять такой силе. Однако спустя неполные сто лет после Первого Крестового похода ситуация изменилась. На Ближнем Востоке появился воин, бросивший вызов рыцарям – это был Салах-ад-Дин , которого крестоносцы и вообще все европейцы назвали .

1095 год. Во французском городе Клермоне заканчивался собор, созванный папой Урбаном II ; как всегда, собрание духовенства привлекло пристальное внимание людей светских, в том числе влиятельных представителей рыцарского сословия. После окончания совещания Урбан II выступил с совершенно неожиданной для собравшихся речью. Не жалея черных красок, он живописал тяжелую судьбу христиан Палестины и призвал слушателей защитить единоверцев и освободить Святую землю, оскверняемую мусульманами. Несмотря на то, что положение христиан в Палестине не было настолько плохим, как его представил папа, это воззвание было воспринято как руководство к действию.

По всей Европе началась организация Крестового похода, целью которого было освобождение Святой земли из-под власти мусульман. Первая попытка освобождения Гроба Господня, среди участников которой преобладала крестьянская беднота , закончилась поражением. Однако следующие походы, организованные уже преимущественно рыцарством, были более успешными . Сражающиеся во имя Бога воины были действительно страшной силой, но нередко она обращалась на ни в чем не повинных жителей захваченных городов, и тогда не было пощады ни мусульманам, ни иудеям, ни христианам.

Авторы арабских летописей не скрывали своего возмущения. Рыцари, сражающиеся под знаменем Иисуса, быстро взяли Антиохию, Иерусалим и другие города Палестины, прежде находившиеся под контролем турков-сельджуков, но вскоре темпы экспансии франков несколько замедлились. Контроль над завоёванными землями получили наиболее влиятельные вожди крестоносцев, а города стали центрами новых христианских государств на территории Ближнего Востока. Их элиту составило западное рыцарство, а подданными были люди многих народностей и религий. Тем не менее, война с мусульманами не утихала. После первых поражений мусульмане стали оказывать крестоносцам более сильное сопротивление. Мосульский атабек Имад-ад-Дин Занги объединил значительную часть Сирии и Северного Ирака; войска под его руководством развернули военные действия против христиан, заняли графство Эдессу и разграбили земли Антиохии.

Сын Занги, Нур-ад-Дин , с успехом продолжил борьбу с франками. От безустанных атак христиан больше всех страдали владения египетской династии Фатимидов. Подстрекаемый крестоносцами король Иерусалима Амальрик I организовывал всё новые походы на Египет, и единственным спасением для здешних властителей оставалась помощь со стороны сирийских Зангидов. В Египет прибыл с войском один из их вассалов, курд из рода Айюбидов Ширкух Асад-ад-Дин , известный также как Лев Веры . Ширкух изгнал из Египта крестоносцев Амальрика I, однако не спешил покинуть страну и занял должность визиря – наиболее важный пост во властной иерархии. Впрочем, триумф Ширкуха был недолгим – через несколько недель Лев Веры скончался, а пост визиря унаследовал его племянник Салах-ад-Дин.

Так род Айюбидов стал одним из наиболее важных на Ближнем Востоке. Основателем рода, к которому принадлежал Саладин, был Шади из племени курдов, чьи земли располагались в окрестностях горы Арарат. В поисках лучшей судьбы он с двумя сыновьями, Айюбом и Ширкухом, двинулся на юг. Семья осела в городе Тикрит над Тигром, что на территории нынешнего Ирака; здесь Шади получил должность управителя крепости, а после него этот пост унаследовал Айюб.

Вскоре, однако, удача отвернулась от рода: он утратил все привилегии и вынужден был покинуть город под страхом смерти, отправившись в Сирию. Как утверждает легенда, Салах-ад-Дин родился в последнюю ночь пребывания его семьи в Тикрите (1138). На самом деле мальчика звали Юсуф ибн Айюб, а Салах-ад-Дин – это почетное прозвище, означающее Слава веры . При покровительстве нового патрона – султана Нур-ад-Дина – положение Айюбидов укрепилось. Они получили во владение новые земли, а Салах-ад-Дин под руководством своего дяди смог приобрести ценный политический и военный опыт.

Впрочем, в юности будущего победителя крестоносцев больше, чем политика и военное искусство, интересовала теология – в Дамаске он изучал богословие. По этой причине политический дебют Салах-ад-Дина состоялся относительно поздно: ему было 26 лет, когда вместе со своим дядей он отправился по приказу Нур-ад-Дина на помощь Египту. После смерти Ширкуха Салах-ад-Дин начал укреплять политическое и военное влияние Айюбидов в Египте. Разгневанный этим Нур-ад-Дин выслал в Египет собственных сборщиков податей и даже готовил войско, чтобы покарать недостаточно лояльного вассала; лишь смерть султана (1174) воспрепятствовала реализации этого плана. После смерти Нур-ад-Дина Салах-ад-Дин принял титул султана Египта.

После упрочения своего положения в Египте Салах-ад-Дин принялся за объединение земель Ближнего Востока под своей властью. Достижению этой цели он посвятил следующие 12 лет, и одной из преград на его пути были христианские государства крестоносцев во главе с Иерусалимским королевством. Впрочем, Салах-ад-Дин смог извлечь немалую выгоду из противостояния с неверными: благодаря войне против крестоносцев он мог укреплять свой образ защитника веры и тем оправдывать постоянное расширение своего влияния на Ближнем Востоке. В то время как сила Салах-ад-Дина росла, христианским властителям приходилось всё труднее. Конфликты между представителями различных кругов властной элиты, стремление духовно-рыцарских орденов к расширению влияния, постоянная нехватка войск и династические проблемы преследовали Иерусалимское королевство.

Вскоре после того, как умер король Балдуин IV Прокажённый (1186), последовательно боровшийся с властными устремлениями баронов, власть перешла к сестре короля Сибилле и её мужу Ги де Лузиньяну . Наибольшей проблемой новых властителей Иерусалима были самовольные набеги крестоносцев на мусульманские территории. Одним из таких непокорных рыцарей был барон Рено де Шатильон , хозяин замка Крак. Этот рыцарь неоднократно нарушал перемирия, нападая на мусульман, чей путь в Мекку пролегал через его владения. Осенью 1182 года Рено организовал дерзкий морской рейд в Красное море, разграбил его африканское побережье, после чего его люди пустили на дно попавшееся им судно с мусульманскими паломниками. Граф неоднократно нарушал договоренности об охране паломников обеих сторон, о чем свидетельствуют весьма недоброжелательные отзывы арабских летописцев.

То ли в конце 1186, то ли в начале 1187 Рено де Шатийон, ограбил караван, везший сестру самого Саладина к ее жениху. Она не пострадала и была отпущена (по другим сведениям Рено ее жестоко изнасиловал), но прежде барон реквизировал у нее все драгоценности. При этом он коснулся девушки, что считалось неслыханным оскорблением. Саладин поклялся отомстить, и в июне 1187 года его 50-тысячное войско выступило в поход.

Основу армии Саладина составляли мамлюки – бывшие рабы. Из этих умелых воинов, беззаветно преданных своим командирам, набирались отряды конных копейщиков и лучников, которые быстро наступали и также быстро отходили, оставляя позади неповоротливых в своей броне рыцарей. Другую часть войска составляли насильно мобилизованные феллахи – крестьяне. Эти сражались плохо и неохотно, но могли задавить противника массой.

Расправа с вероломным крестоносцем послужила Салах-ад-дину прекрасным поводом для окончательного объединения земель Ближнего Востока под своим владычеством. Неэффективное руководство и недостаток питьевой воды привели к тому, что уже в первом сражении, битве при Хаттине , войска крестоносцев потерпели жестокое поражение. Король Ги Лузиньян, его брат Амори (коннетабль королевства), магистр тамплиеров Жерар де Ридфор, Рено де Шатильон и многие другие христианские лидеры попали в плен. Саладин, благородство которого признавали и христиане, и на этот раз продемонстрировал великодушие в отношении поверженных, которое, правда, не распространилось на попавшего в его руки ненавистного де Шатильона. Саладин собственной рукой отсек ему голову.

После этого Саладин победным маршем прошелся по Палестине, которую некому было защищать. Ему сдались Акра и Аскалон, а последний порт христиан Тир удержался благодаря лишь тому, что его защищал прибывший из Константинополя граф Конрад Монферратский , отличавшийся умом и энергией. 20 сентября 1187 года султан осадил Иерусалим . Защитников не хватало, продовольствия тоже, стены сильно обветшали, 2 октября город сдался. Саладин не повторил тех жестокостей, что совершили когда-то крестоносцы: он позволил всем жителями покинуть город за сравнительно небольшой выкуп и даже взять с собой кое-что из имущества. Однако многие бедняки не имели денег и стали рабами. Победителю достались громадные богатства и все святыни города, церкви которого превратили снова в мечети. Однако христианским паломникам, посещающим Иерусалим, Саладин гарантировал неприкосновенность.

Падение Иерусалима стало тяжелым ударом для всех христиан. Трое самых могущественных властителей – германский император Фридрих I Барбаросса , король Франции Филипп II Август и правитель Англии Ричард I Львиное Сердце – приняли решение о новом крестовом походе. С самого начала удача не сопутствовала крестоносцам. Согласия между ними не было, поэтому армии двинулись в Палестину поодиночке. Первым в мае 1189 года в путь отправился германский император Фридрих Барбаросса. Он следовал в Святую землю по суше, но не дошел даже до Сирии. В июне 1190 года император неожиданно утонул при переправе через горную речку. Его войско частью вернулось домой, частью все же добралось до Палестины, но там почти целиком вымерло от эпидемии чумы.

Тем временем англичане и французы добирались до Святой Земли морским путем. По пути им пришлось немало повоевать. Свое прозвище король Ричард заслужил, сражаясь не с сарацинами, а с восставшими против него жителями Сицилии. В ходе еще одной маленькой войны он отнял у византийцев остров Кипр и позже отдал его беглому иерусалимскому королю Ги де Лузиньяну. Только в июне 1191 года Ричард I и Филипп II прибыли в Палестину. Роковым просчетом Саладина стало то, что он оставил крестоносцам Тир. Укрепившись там, они смогли получать помощь из Европы и осадили мощную крепость Акра. У ее стен и появился король Ричард, и началась схватка двух противников, равных по силе и смелости.

Своим бесстрашием английский король вызвал искреннее восхищение Саладина. Говорят, что однажды, узнав, что у его противника от жары болит голова, султан отправил Ричарду корзину снега с горных вершин. Простые мусульмане относились к Ричарду куда хуже и на то были причины. Король не раз проявлял свою жестокость. 12 июля Акра пала, и у ее стен он приказал отсечь головы более чем двум тысячам пленных мусульман, которые не смогли заплатить выкуп. После взятия Акры король Филипп II Август вернулся во Францию, и задача освобождения Святого Города легла на плечи Ричарда.

Крестоносцы двинулись на юг, разбивая один за другим отряды противника. Тут-то и проявились недостатки армии Саладина, состоявшей из подневольных людей. Двигаясь от Акры на Аскалон крестоносцы разбили войско сарацин у крепости Арсуф. Потеряв в битве при Арсуфе 7 000 человек убитыми, султан уже не решался вступать с Ричардом в крупное сражение.

После взятия Аскалона армия крестоносцев продолжала свой путь к Святому Городу. Когда крестоносцы прибыли под стены Иерусалима, стало очевидным, что взятие города не будет легким. Долгая осада изнурила воинов, а результаты были ничтожны. Противники оказались в патовой ситуации: Ричард блокировал сообщение между двумя частями владений Салах-ад-дина – Сирией и Египтом, – а войско султана продолжало успешно оборонять город и сдаваться не собиралось. Эта осада позволила христианам в очередной раз убедиться в благородстве Саладина – так, когда Ричард Львиное Сердце заболел, султан присылал ему щербеты, приготовленные на целебной воде из родников ливанских гор.

В легенды вошли рассказы о том, что Саладин отпускал на свободу пленных, не имевших денег на выкуп, а однажды сам выкупил плененного во время битвы ребенка и вернул его матери. В связи с тупиком, в который зашло противостояние (а так же в связи с плохими известиями для Ричарда из Европы), стороны пошли на переговоры о перемирии и в сентябре 1192 года было заключено мирное соглашение. Христиане сохраняли за собой побережье от Тира до Яффы, а Салах-ад-дин контролировал земли, лежащие в глубине континента. Крестоносцы покидали Святую землю, но паломничества христиан к святым местам могли осуществляться беспрепятственно.

По пути на родину Ричард, оказавшись во владениях австрийского герцога Леопольда V , сполна испытал последствия своего не вполне рыцарского поступка. При взятии Акры он сбросил со стены флаг, который герцог поднял первым. Леопольд затаил обиду и теперь взял Ричарда в плен и заточил в замок, а затем уступил пленника императору Генриху VI . Король был отпущен только через два года за неслыханный выкуп: 150 тысяч марок – двухлетний доход английской короны. Дома Ричард сразу ввязался в очередную войну и в 1199 году погиб от случайной стрелы при осаде французского замка. Салах-ад-Дина к тому времени уже не было в живых. В последнем походе он заболел лихорадкой и умер в Дамаске 4 марта 1193 года. Весь Восток оплакивал его как защитника веры.

Фильм Салах ад-Дин из серии “Тайны истории” канала National Geographic .

Талантливый полководец, мусульманский лидер XII в. Салах ад-Дин родился в Тикрите, курд по происхождению, мусульманин-суннит, сын одного из военачальников правителя Сирии Hyp ад-Дина.

Основатель династии Айюбидов, которая в период своего расцвета правила Египтом, Сирией, Ираком, Хиджазом и Йеменом.

Ранние годы жизни

Салах ад-Дин родился в 1138 г. в Тикрите (ныне территория Ирака) в курдской семье, происходившей из Киликийского княжества. Отец его, Наджм ад-Дин Айюб, был правителем Баальбека.

В течение нескольких лет юный Салах ад-Дин жил в Дамаске, получая разностороннее образование (в том числе и теологическое).

Он был представлен при дворе тогдашнего эмира Халеба и Дамаска Нур ад-Дина (Нуреддина) Зенги, где служили многие его родственники.

Под началом одного из них - своего дяди Ширкуха - Салах ад-Дин завершил своё военное образование в войнах с халифатом Фатимидов в 60-х годах XII в.

В 1169 г. он стал визирем Египта, где проводил взвешенную и осторожную политику. Как представитель суннизма Салах ад-Дин не мог сильно влиять на армию Египта, где правил исмаилитский халиф Аль-Адид (1160-71).

Когда в сентябре 1171 г. Аль-Адид умер, Салах ад-Дин приказал улему провозгласить перед пятничной молитвой имя аль-Мустади, халифа из рода Аббасидов, правившего в Багдаде. Это означало отстранение прежней линии правителей от власти.

С этого времени Салах ад-Дин правил Египтом, хотя официально он представлял на этой территории эмира Нур ад-Дина, который признавался багдадским халифом.

Салах ад-Дин оживил экономику Египта, провёл реформу армии. Следуя советам отца, он, однако, всячески избегал любых конфликтов с Нур ад-Дином, своим формальным повелителем. Только после его смерти (1174) Салах ад-Дин принял титул султана Египта.

Он восстановил в Египте суннизм и стал основателем династии Айюбидов. Ещё на протяжении десятилетия Салах ад-Дин присоединял прилегающие к своей державе земли. В 1174 г. он овладел Хамой и Дамаском, в 1175 г. - Халебом.

Первые завоевания

В 1163 году, изгнанный из Египта по приказу фатимидского халифа аль-Адида визирь Шевар ибн Муджир попросил военной поддержки у Нур ад-Дина. Это стало хорошим поводом для завоевания, и в 1164 году Ширкух с армией выступил в Египет. Салах ад-Дин в возрасте 26 лет отправляется вместе с ним в должности младшего офицера. Шевар, восстановленный в должности визиря, потребовал вывода войск Ширкуха из Египта за 30000 динаров, но тот отказался ссылаясь на желание Нур ад-Дина. Обнаружив то, что Ширкух планирует захватить Египет Шевар ибн Муджир обращается за помощью королю Иерусалима Амори I. Роль Салах ад-Дина в этой экспедиции была незначительна. Известно только, что он участвовал в подготовке к обороне Бильбейса, осаждённого объединёнными силами Шевара и Амори I Иерусалимского.

После трёхмесячной осады Бильбейса противники вступили в бой на границе пустыни и Нила, к западу от Гизы. В этой битве Салах ад-Дин сыграл важную роль, командуя правым крылом армии Зангидов. Курдские силы находились слева. В центре находился Ширкух. После ложного отступления Салах ад-Дина Крестоносцы попали на местность, которая была слишком крутой и песчаной для их лошадей. Бой завершился победой Зангидов и Салах ад-Дин помог Ширкуху одержать по словам Ибн аль-Асира одну из «самых замечательных побед в истории человечества», но по мнению большинства источников Ширкух потерял в этой битве большинство своего войска, и это сложно было назвать полной победой.

Крестоносцы обосновались в Каире, а Салах ад-Дин и Ширкух выдвинулись к Александрии, которая дала им деньги и оружие, и стала их базой. После переговоров обе стороны согласились уйти из Египта.

Египет

Эмир Египта

Попытка Асад ад-Дина Ширкуха захватить Александрию в 1167 году закончилась поражением от объединённых войск Фатимидов и Амори I. Но в следующем году крестоносцы взялись грабить своего богатого союзника и халиф аль-Адид попросил в письме у Нур ад-Дина защитить мусульман Египта. В 1169 году Асад ад-Дин Ширкух взял Египет, казнил Шевара и принял титул великого визиря. В том-же году Ширкух скончался и несмотря на то, что Нур ад-Дин выбрал нового приемника, аль-Адид назначил Саладина новым визирем.

Причина по которой шиитский халиф аль-Адид выбрал суннита Салах ад-Дина до сих пор неясна. Ибн аль-Асир утверждает, что халиф выбрал его после рассказа советников, что «нет более слабого и молодого» чем Салах ад-Дин, и «никто из эмиров не повинуется и не служит ему». Тем не менее, согласно этой версии, после некоторых переговоров, Салах ад-Дин был принят большинством эмиров. Советники аль-Адида предполагали таким образом разбить ряды Зангидов. В то же время Аль-Вахрани писал, что Салах ад-Дин был выбран из-за репутации его семьи, за их «великодушие и воинскую честь». Имад ад-Дин писал, что после траура по Ширкуху «мнения разделились» и халифы Зангидов поставили на Салах ад-Дина и заставили халифа «инвестировать в визиря». И хотя позиции были осложнены конкуренцией исламских лидеров, основная часть сирийских правителей поддерживала Салах ад-Дина за его достижения в египетской экспедиции, в которой он получил большой военный опыт.

Вступив в должность эмира 26 марта 1169 года, Салах ад-Дин раскаялся «в винопитии и отвернулся от легкомыслия, обратившись к религии». Получив самую большую власть и независимость, чем когда-либо прежде в своей карьере, он сталкивается с проблемой преданности между аль-Адидом и Нур ад-Дином. Последний, был враждебно настроен к назначению Салах ад-Дина и по слухам, говорил: «Как он смеет [Салах ад-Дин] делать что-то без моего приказа?» Он написал несколько писем Салах ад-Дину, который опустил их, не отказываясь от своей верности к Нур ад-Дину.

В том-же году группа египетских солдат и эмиров попытались убить Салах ад-Дина, но благодаря главе его разведки Али бин Сафьяну был арестован и убит главный заговорщик - суданский евнух, управляющий дворца фатимидов - Наджи Мутамин аль-Кхилафа. На следующий день 50000 суданцев, для которых Наджи был представителем их интересов во дворе, подняли бунт против Салах ад-Дина. К 23 августа восстание было подавлено, после этого Салах ад-Дин больше никогда не сталкивался с угрозой бунта в Каире.

К концу 1169 года, Салах ад-Дин с поддержкой Нур ад-Дина побеждает силы крестоносцев и византийцев вблизи Думьята. Позже, весной 1170 года Нур ад-Дин, по просьбе Салах ад-Дина, отправляет его отца в Каир с поощрениями от Багдадского халифа аль-Мустади из рода Аббасидов, который пытается оказать давление на Салах ад-Дина для скорейшего свержения своего соперника аль-Адида.

После этого Салах ад-Дин укрепил свою власть и суннитское влияние в Египте, раздав высокие посты членам своей семьи. Он открывает в Каире филиал Маликийского мазхаба, что приводит с уменьшению влиянию Шафиитского мазхаба из аль-Фустат.

После установления себя в Египте, Салах ад-Дин начал кампанию против крестоносцев, осадив Дарум (современный сектор Газа) в 1170 году. Амори I снял гарнизон тамплиеров из Газы для защиты Дарума, но Салах ад-Дин отступил от Дарума и взял . Он разрушил город за пределами крепости и убил большинство его жителей, после того как они отказали ему сдать город. Неизвестно когда именно, но в том-же году, он напал и захватил замок , который представлял угрозу для прохода мусульманских кораблей.

Султан Египта

Со слов Имад ад-Дина аль-Исфахани, в июне 1171 года Нур ад-Дин написал множество писем Салах ад-Дину, в которых требовал установление халифата Аббасидов в Египте. Последний старался отмалчиваться, боясь оттолкнуть от себя шиитское население и знать. Через два месяца Салах ад-Дин координируется с Наждмом аль-Адин аль-Кабушани, шафитским факихом, который был в оппозиции к шиитскому правлению в стране.

Когда к сентябрю 1171 года Аль-Адид заболел (и возможно был отравлен), он попросил Салах ад-Дина навестить его, с расчётом попросить его позаботиться о своих детях. Салах ад-Дин отказался, опасаясь потерять расположение Аббасидов, и, как говорят, впоследствии очень жалел, узнав о его намерении.

Аль-Адид умер 13 сентября и через пять дней Салах ад-Дин приказал улему провозгласить перед пятничной молитвой имя аль-Мустади. Это означало отстранение шиитского халифата от власти. С этого времени Салах ад-Дин правил Египтом, хотя официально он представлял на этой территории эмира Нур ад-Дина, который признавался багдадским халифом.

25 сентября 1171 года Салах ад-Дин покидает Каир, для того, чтобы принять участие в нападении на Керак и Монреаль (территория современной Иордании), замок . Когда казалось, что крепость уже готова сдаться, Салах ад-Дин узнает, что со стороны Сирии выступил Нур ад-Дин, для участия в операции. Понимая, что если он встретится с ним лично, то больше не будет управлять Египтом, Салах ад-Дин снимает свой лагерь и возвращается в Каир под предлогом начавшихся волнений в Египте. Этот поступок увеличивает напряжённость в его непростых отношениях с Нур ад-Дином, до такой степени, что последний собирается выступить с армией на Каир. Послушав своего отца, Салах ад-Дин пишет письмо с извинениями, но Нур ад-Дин не принимает его оправданий.

Летом 1172 года нубийская армия осаждает Асуан. На помощь губернатору Асуана приходит брат Салах ад-Дина - Туран-Шах. Несмотря на то, что нубийцы были разбиты, они снова возвращаются в 1173 году. На этот раз Египетская армия выходит из Асуана и захватывает нубийский город Ибрим. Нур ад-Дин не предпринимает никаких шагов против Египта, но просит вернуть 200000 динар, которые он выделил на армию Ширкуха. Салах ад-Дин платит этот долг 60000 динар, драгоценностями и товарами.

9 августа 1173 года после падения с лошади умирает отец Салах ад-Дина Айюб, и Нур ад-Дин понимая, что у него не осталось влияния в Каире, готовится к захвату Египта. В начале 1174 года Салах ад-Дин отправляет Туран-Шаха в кампанию по захвату порта Аден и Йемена, запасного плацдарма на случай вторжения в Египет.

Аннексия Сирии

Взятие Дамаска

В начале лета 1174 году Нур ад-Дин готовит армию для нападения на Египет, собирая войска в Мосуле, Диярбакыре и Аль-Джазире. Аюбиды отправляют посла к Салах ад-Дину с этим известием, и он собирает свои войска под Каиром. Внезапно, 15 мая Нур ад-Дин умирает (некоторые источники говорят об отравлении), оставляя одиннадцатилетнего наследника, ас-Салеха. Его смерть даёт политическую независимость Салах ад-Дину.

Для того, чтобы не выглядеть захватчиком Сирии и остаться лидером борьбы с крестоносцами, Салах ад-Дин выбирает позицию защитника ас-Салеха. В письме последнему, он обещает «быть в качестве меча», и ссылается на смерть его отца как на «землетрясение». Уже в октябре 1174 года Салах ад-Дин выдвигает к Дамаску отряд из семисот конников. Напуганый ас-Салех и его советники отступают в Алеппо, а люди преданные семье Салах ад-Дина впускают армию последнего в город.

Дальнейшее завоевание

Оставив Дамаск под началом одного из своих братьев, Салах ад-Дин приступает к захвату городов, ранее принадлежащих Нур ад-Дину. Его армия захватывает Хаму, но отступает перед хорошо укреплённым Хомсом. И когда в декабре 1174 года Салах ад-Дин берёт в осаду Алеппо, юный ас-Салех выходит из дворца и обращается к гражданам с просьбой защитить город ради памяти о его отце. Один из летописцев Салах ад-Дина утверждал, что после этой речи люди «подверглись его чарам». Опасаясь прямого конфликта с ас-Салехом Салах ад-Дин снимает осаду.

Советники ас-Салаха просят помощи у Рашид ад-Дина Синана. Лидер исмаилитов и сам желает отомстить человеку, который отстранил Фатимидов от власти в Египте. 11 мая 1175 года группа из тринадцати ассасинов проникает в лагерь Салах ад-Дина, но их вовремя замечает охрана и предотвращает покушение. В 1177 году, для того чтобы получить выход к морю, Салах ад-Дин начинает готовиться к захвату территории Иерусалимского королевства. В октябре 1177 года происходит (иначе - битва при Рамле, в исламских источниках - сражение при Телль Ас-Сафите), где Салах ад-Дин терпит поражение от войск .

Борьба с крестоносцами

Самым известным фактом биографии Саладина стала его борьба с крестоносцами. Эти войны нашли своё отражение в многочисленных произведениях литературы и искусства (наиболее известен роман Вальтера Скотта «Талисман»).

Салах ад-Дин объединил силы мусульман для борьбы против крестоносцев.

Главный оппонент крестоносцев пользовался уважением в христианской Европе за рыцарские доблести: храбрость и великодушие к противнику.

Ричард I Львиное Сердце, один из главных вождей крестоносцев, стал почти другом Салах ад-Дина: они отзывались друг о друге исключительно восторженно, предоставляли различные льготы подданным друг друга, виделись только один раз, во время перемирия в крестовом походе.

После двухлетней осады крестоносцам удалось вернуть , а затем и .

Смерть

Саладин скончался во время приготовлений к походу на Багдад, чтобы восстановить прежний арабский халифат.

Он был похоронен там же и оплакан на всем Востоке как защитник веры.

В истории Востока Саладин остался завоевателем, который остановил вторжение Запада и обратил силы ислама на Запад, героем, в одночасье объединившим эти необузданные силы, и, который воплотил в своей личности высшие идеалы и добродетели ислама.

После смерти султана его империю разделили наследники: Аль-Азизу достался Египет, аль-Афзалю - Дамаск, аз-Захиру - Алеппо.

Фотогалерея



Полезная информация

Салах ад-Дин Юсуф ибн Айюб
араб. صلاح الدين يوسف ابن ايوب‎‎
Юсиф ибн Айюб (Юсиф сын Айюба) - имя, данное ему при рождении
Салах ад-Дин - почётное имя, означающее «Честь веры»
В Европе боле известен под именем Саладин
англ. Saladin

Источники

Существует много источников, написанных современниками Салах ад-Дина. Из них стоит выделить работы личных биографов и историков: Баха ад-Дин ибн Шаддада - учителя и советника Салах ад-Дина, Ибн аль-Асира - историка из Мосула, аль-Кади аль-Фадиля - личного секретаря Салах ад-Дина.

Цитаты

«Я начал с того, что сопровождал моего дядю. Он завоевал Египет и потом умер. И тогда Аллах дал мне в руки власть, которую я совсем не ожидал»

«Мое войско ни на что не способно, если я не поведу его за собой и не буду каждый миг присматривать за ним».

Салах ад-Дин

Семья

Согласно Имад ад-Дину, прежде чем Салах ад-Дин покинул Египет в 1174 году, он стал отцом пятерых сыновей. Аль-Афдал, его старший сын, который родился в 1170 году и Усман, который родился в 1172 году, сопровождали Салах ад-Дина в Сирию.

Третий сын, Аль-Захир Гази стал впоследствии правителем Алеппо. Мать Аль-Афдала родила ещё одного ребенка в 1177 году.

Согласно Калгашанди, двенадцатый сын родился 1178 году, и в то же время в списке Имад ад-Дина он выступает в качестве седьмого ребенка.

Память о Салах ад-Дине в современном мире

Салах ад-Дин, главный противник крестоносцев, пользовался всё же большим уважением в христианской Европе за свои рыцарские качества: храбрость в бою и великодушие к побеждённому противнику. Один из главных вождей крестоносцев, Ричард Львиное Сердце, даже считал Саладина почти другом.

Салах ад-Дин был кумиром Саддама Хусейна, который, как и он, родился в Тикрите, на реке Тигр; при Саддаме в Ираке был культ Салах ад-Дина.

Не забывает Салах ад-Дина и современная массовая культура (фильмы и компьютерные игры). В массовой культуре чаще всего именно Салах ад-Дин показывается как полководец и правитель сарацинов времён Третьего Крестового похода - хотя было и множество других, Салах ад-Дин приобрёл наибольшую известность. Персонаж Салах ад-Дина фигурирует в фильме «Царство небесное» (2005, реж. Ридли Скотт, в роли Саладина - Гассан Массуд), а также в фильме «Арн: Рыцарь-тамплиер» (2007, реж. Петер Флинт), где он представлен как мудрый и благородный воитель и вождь.

Саладин неоднократно появлялся в компьютерных играх: в таких играх, как Age of Empires II и Stronghold Crusader, присутствует кампания за его войска (также в игре Stronghold Crusader он является одним из компьютерных противников).

Салах-ад-Дин (Саладин) (1137-1193) правил в Египте с 1169 г.

Этого султана Египта и Сирии мусульмане называли Салах-ад-Дином, что означало «защитник веры». Для европейцев он был Саладином, защитником другой, чуждой христианам религии. Салах-ад-Дин проявил себя хорошим организатором и талантливым полководцем. Он во многом оживил хозяйственную жизнь в Египте и Сирии, сделал свою армию мобильной, боеспособной и возглавил борьбу против крестоносцев, пришедших из Европы.

Начиная с 638 года Иерусалим, попавший под власть арабского халифа Умару ибн аль-Хаттабу, постепенно приобретал мусульманские черты. Число арабов в городе увеличивалось, появлялись мечети, в облике возводимых зданий стали заметны мусульманские традиции строительства. Но в целом жизнь была мирной. Начиная же с 1099 года, когда участники Первого крестового похода — европейские рыцари-крестоносцы, ворвались в Иерусалим и освободили его от неверных, наступил новый этап истории — не утихающей борьбы между мусульманами и христианами за владычество над святым городом.

Когда в 1171 году к власти в Египте пришел султан Салах-ад-Дин, в Святой земле в это время было Иерусалимское королевство, в его столице правили христиане, дороги контролировали рыцари-крестоносцы. Исламский мир был в отчаянии, казалось, нет такой силы, которая могла бы остановить крестовое нашествие из Европы, христиане завоюют весь Восток, установят свою религию, мусульманам не останется места на земле. Но Салах-ад-Дин внимательно изучал действия крестоносцев, их вооружение, тактику ведения боя. Он готовился доказать преимущества мусульманской армии и ее полководцев.

Его настоящее имя Юсуф. Он родился в курдской семье в Ираке, его отец был правителем старинного города Баальбек. Он отправил сына на учебу в Сирию, где Юсуф получил разностороннее образование, в том числе религиозное и военное. Многие современники отмечали способности молодого человека и предрекали ему великое будущее.

В 1169 году Салах-ад-Дин прибыл в Еипет и стал там визирем. После смерти в 1171 году халифа Аль-Адида к власти пришел Аль-Мустади из рода Аббасидов, представителем которого был и Салах-ад-Дин. Он стал негласным главой Египта. Но только после смерти халифа в 1174 году Салах-ад-Дин официально принял титул султана Египта. За первые годы нахождения у власти он присоединил к себе близлежащие земли, включая Дамаск.

В последующие годы он сосредоточился исключительно на борьбе с крестоносцами. Султан уже знал их слабые места — они не могли долго воевать в условиях сухой каменистой местности, при жаре и отсутствии воды… В 1187 году в самый знойный месяц лета он послал гонца в Иерусалим с сообщением, что идет взять город. Этого было достаточно, чтобы крестоносцы организовали ответный марш. Войска встретились в пустынной каменистой местности Рога Хаттина. Вокруг ни одного колодца, никакой тени. Когда ветер подул в сторону крестоносцев, Салах-ад-Дин велел поджечь сухой кустарник.

Крестоносцы, их лошади задыхались. Все порядки были нарушены. Салах-ад-Дин разделил свое войско, сделав коридор. Туда рванули крестоносцы и оказались в окружении. В плен к мусульманам попали предводители рыцарей: король Иерусалимского королевства Ги де Лузиньян, грандмастер ордена тамплиеров Жерар де Ридфор. Победа при Хаттине явилась прелюдией гибели Иерусалимского королевства и заката владычества крестоносцев на Востоке.

Окрыленные успехом войска Салах-ад-Дина захватили Бейрут, Акру, Кесарию, Аскалон и двинулись к Иерусалиму. На их пути уже практически никого не было. Иерусалим сдался, по сути, без боя. Печальные вести поступали в Рим, Париж. Пришлось там организовывать Третий крестовый поход (1189-1192), который окончился бесславно.

Салах-ад-Дин контролировал теперь всю территорию Обетованной земли и мог диктовать свои условия английскому и французскому королям. Смерть Салах-ад-Дина от желтой лихорадки не принесла никаких изменений в сложившуюся ситуацию. Иерусалим остался во власти мусульман на многие столетия. Новые крестовые походы в Святую землю не принесли ничего, кроме человеческих жертв.

История ислама формировалась за счёт вклада выдающихся личностей, которые оказали существенное влияние на развитие ряда Азиатских, Африканских и Европейских стран. В первую очередь – благодаря победам под флагом защиты ислама.

Одним из таких видных персонажей можно смело назвать великого полководца и правителя мусульманского Востока Юсуфа ибн Аюпа Салах ад-Дина. Человек, известный в западном мире как Саладин, стал знаменитым после победы, которую одержала его армия над крестоносцами в битве за Иерусалим. Именно ему удалось объединить территории современных Ирака, Сирии, Египта, Палестины, Ливии и Хиджаза, создав мощное исламское государство, с которым пришлось считаться европейцам.

Детство и юность Саладина

Салах ад-Дин появился на свет в 1137 г. (по Милади) в иракском городе Тикрит, преимущественно населённом курдами, в семье Аюпа ибн Шади, эмира этого города. Спустя пару лет тот стал эмиром Бальбека, а в 1146 г. отец Саладина переехал в Дамаск, где со временем стал одним из влиятельнейших людей столицы.

В детстве герой нашей публикации не проявлял особого интереса к военному искусству, а больше интересовался познанием ислама. Но по настоянию своих родных он всё же начинает военную карьеру. Первым учителем становится его дядя Ширкух, один из командующих армией правителя Сирии и Месопотамии – Нур ад-Дина.

Свой первый боевой опыт Саладин получил в 26-летнем возрасте, будучи младшим офицером в ходе похода на Египет. В той военной кампании Юсуф ибн Аюп проявил себя как смелый полководец, который внёс свой вклад в победу армии Ширкуха. Однако практически сразу же после взятия Египта Ширкух скончался, в связи с чем новым эмиром провинции стал его племянник Салах ад-Дин, назначенный халифом Адидом.

Н ачало правления

Став правителем Египта, он начинает активное противостояние экспансии крестоносцев в регионе. В 1170 г. Саладин осаждает крепость Дарум, расположенную в Палестине. Несмотря на неудачу (крепость ему взять не удалось - здесь и далее прим. сайт ) , он присоединил к Египту территорию сектора Газа. Чуть позже его армия захватывает путём осады Эйлат (город в современном Израиле) , благодаря чему корабли, принадлежащие мусульманам, перестали подвергаться нападениям со стороны крестоносцев.

В 1174 г. умирает сирийский правитель Нур ад-Дин. В результате Саладин становится независимым владыкой Египта.

Смерть главы государства привела к ослаблению Сирии и Месопотамии. Эти регионы рано или поздно могли завоевать крестоносцы. В такой ситуации молодой египетский правитель принимает решение захватить Сирию и тем самым расширить свои владения.

Вот так Юсуф ибн Аюп стал у руля мусульманской империи, включавшей в себя территории современных Египта, Сирии, Ирака, Саудовской Аравии и Йемена.

Взятие Салах ад-Дином Иерусалима

С целью обезопасить своё государство от внешней агрессии Саладин решил захватить Иерусалим и изгнать крестоносцев со Святой земли. Однако он прекрасно понимал, что взять хорошо укреплённый город ему вряд ли удастся. Опытный полководец принимает решение выманить армию крестоносцев из крепости. Для этого ему пришлось прибегнуть к хитрости.

В 1187 г. его мусульманское войско осаждает крепость Тиверия, расположенную неподалёку от Иерусалима. Практически сразу же из осаждённого города был отправлен гонец, чтобы попросить крестоносцев о помощи. Без каких-либо раздумий король Иерусалима Ги де Лузиньян откликнулся на мольбу единоверцев и направил войска к стенам соседнего города. Уловка Салах ад-Дина удалась, и армия королевства выдвинулась в сторону Тиверии.

Крестоносцам предстояло преодолеть всего лишь 20 километров пути, но большое христианское войско растянулось на километры. Сухой и жаркий климат Палестины и отсутствие воды негативно сказывались на состоянии солдат из Иерусалима, которые с трудом передвигались по местности. Именно по этой причине крестоносцам не удалось дойти до источников воды до захода солнца, и они были вынуждены остановиться на ночлег в селении Хаттин, вблизи которого не было пресной воды.

Ночью подданные Саладина подожгли сухие кустарники вокруг вражеского лагеря. Едкий дым затруднял дыхание измученной от перехода и жажды иерусалимской армии. В таких условиях большая группа крестоносцев перебежала на сторону противника, передав все сведения о планах войска христиан и имеющихся ресурсах. Кроме того, королевская пехота, увидев наступающих арабов, отказалась сражаться с мусульманами.

В результате в местечке Хаттин состоялось ключевое сражение между армией Ги де Лузиньяна и мусульманским войском во главе с Салах ад-Дином, уверенную победу в котором одержали последние. В ходе сражения иерусалимский король погиб, а многие из его окружения попали в плен к арабам.

Победа в Хаттине открыла мусульманам дорогу на Иерусалим, ведь большая часть его гарнизона погибла в ходе того сражения. В сентябре 1187 г. 20-тысячная армия Саладина подошла к стенам «города трёх религий» и приступила к осаде. Обороной противника руководил Балиан Ивелин – один из представителей иерусалимской знати, которому удалось вырваться из-под окружения в битве при Хаттине и чудом спастись. Численность арабских войск в разы превышала гарнизон Иерусалима, что и предрешило исход кампании.

2 октября 1187 г, спустя 12 дней с момента начала осады, Балиан Ивелин согласился сдать город в обмен на гарантию безопасности его христианских жителей. Салах ад-Дин, войдя в крепость, сдержал своё обещание и позволил христианам, желающим уйти из города, свободно покинуть Святую землю.

Кроме того, христиане, оставшиеся в Иерусалиме, были наделены правом исповедовать свою религию и совершать паломничество к святым местам, в частности, посещать Храм Гроба Господня. Мусульманский правитель гарантировал личную безопасность всем христианским паломникам, прибывающим на Святую землю.

Взятие Иерусалима сделало Саладина известным и уважаемым человеком во всём мире. У него был большой авторитет в христианской Европе, хотя по сути он был главным врагом католиков. Великого воина, вставшего на защиту флага ислама, уважали за его рыцарские черты характера, такие как отвага, проявление уважения к противнику.

Смерть Саладина

После присоединения Иерусалима Юсуф ибн Аюп Салах ад-Дин намеревался восстановить прежние границы Арабского . Такая задача подразумевала необходимость подчинить Багдад, остававшийся тогда ещё независимым. Но в процессе подготовки к новому походу Саладин подхватил жёлтую лихорадку, в результате чего он скончался в марте 1193 г.

После смерти великого полководца и правителя собранная с большим трудом империя распалась, а обломки мусульманского государства поделили между собой его сыновья.

Выбор редакции
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...

Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...

Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....

Битва за Броды - сражение, произошедшее 13 - 22 июля 1944 года возле города Броды Львовской области между 13-м корпусом 4-й танковой...
Церковь Спаса Преображения в селе БогородскомБольшая Богородская, ныне Краснобогатырская ул., 17, угол Миллионной ул."Село известно с XIV...
Главное условие при приготовлении продукта – сохранение наибольшего количества его полезных свойств.Брокколи можно кушать сырой, а также...
Обычно для колбасных оболочек используют кишки, пищеводы и мочевые пузыри.Кишки под воздействием своего содержимого, ферментов и кислот...
Сны, в которых фигурируют грызуны, являются очень символичными. Живая мышь, например, предвещает неискренность друзей, домашние...
Здравствуйте, дорогие читатели. Все мы ждем наступления осени для того, чтобы вдоволь насладиться ее дарами, которые так полезны в такое...