Что такое сказка и какими они бывают. Понятие волшебной сказки. Особенности поэтики


Богданов И.Д. 1

Самойлова Е.А. 1

1 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Новолялинского городского округа "Средняя общеобразовательная школа №4"

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«В сказках видна и душа народа русского, и мудрость.

они - богатство наше».

(Василий Андреевич Жуковский)

Введение

Сегодня трудно себе представить человека, который не любил бы сказки и все, что с ними связано.

Сказки пришли к нам из глубокой древности, передаваясь из поколения в поколение. Это было настолько давно, что теперь никто даже не может узнать когда именно.

Первым творцом сказок был народ, который вкладывал в них свои заветные мечты о справедливости, счастливой жизни, рассказывал о красоте, уме и трудолюбии простых людей. Сказка окружает, завораживает, увлекает человека с раннего детства и до конца жизни своими чудесными превращениями и волшебными сюжетами.

Тема присутствия сказок в нашей жизни актуальна, ведь и в наши дни люди с удовольствием читают сказки. Главной чертой сказок является наличие волшебных предметов, которые помогали и облегчали жизнь героев. В русских народных сказках присутствуют предметы быта и одежды, которые делают своего владельца неуязвимым и дают ему возможность, чтобы совершать велики дела. Сапоги-скороходы, шапка-невидимка, скатерть-самобранка, ковер-самолет, волшебная палочка - это основные предметы волшебных сказок. С помощью волшебных предметов герои сказок справляются с трудностями, которые невозможно преодолеть обычным путем. Отмечу, что не каждая сказка с волшебным предметом является народной. Многие известные всему миру сказочники с удовольствием писали о полезных диковинах.

Прочитав множество сказок, я понял, что волшебные «помощники» существуют и в реальности. Это изобретения человека, которые помогают и облегчают жизнь современным людям. Удивительно, но каждый день в мире техники происходят открытия и совершенства. Основу этих изобретений человечеству даёт мудрость всего народа, то есть сказки.

Объект исследования: волшебные предметы из сказок.

Предмет исследования: связь волшебных предметов с изобретениями современного мира.

Гипотеза: волшебные предметы тесно связаны с современными изобретениями, которыми мы сейчас пользуемся.

Цель: выяснить, существует ли возможность сотворения волшебства в реальном мире, то есть найти в современном мире изобретения, идеи создания которых пришли к нам из сказок.

Найти в сказках волшебные предметы, которые помогали героям

Найти предметы в современном мире, прародителями которых являются волшебные предметы из сказок.

Доказать родственную связь волшебных предметов и современных изобретений.

Привлечь внимание ребят из группы к исследованию.

Проанализировать полученные результаты сделать вывод.

Методы исследования:

сравнение;

изучение и анализ литературы;

обобщение;

Сроки проведения исследования: февраль 2018 г. - сентябрь 2018 г.

«Не стоит так легко отворачиваться от бабушкиных сказок.

В них иногда хранится знание из наследства Мудрых».

(Джин Рональд Руэл Толкин. «Властелин колец»)

Прочитав и проанализировав большое количество сказок, я нашел волшебные предметы, которые, благодаря развитию науки, воплотились в реальную жизнь. Я разделил эти предметы на несколько групп.

1. Быстрое передвижение.

Люди всегда мечтали быстро передвигаться на большие расстояния за короткое время, поэтому и придумали волшебные предметы, помогающие летать и быстро бегать. Об этих волшебных предметах мы узнаем из сказок.

Так, из сказки "Вещий сон" мы узнаем о ковре-самолете. Главный герой Иван купеческий сын не совсем честным путем завладел этим волшебным предметом. "Вышли они за город, разостлали ковер-самолет, сели и поднялись выше облака ходячего; летели, летели и опустились как раз у того дремучего леса, где своих добрых коней покинули". Но с его помощью совершал добрые дела. В этой же сказе упоминаются и сапоги- скороходы.

Или в сказке "Заколдованная королевна" отставной солдат женился на королевне, находящейся в образе медведицы. Для преодоления препятствий также обманным путем завладевает ковром-самолетом, шапкой-невидимкой и сапогами-скороходами. В сказке говорится "солдат сел на ковер-самолет и полетел... долго-долго странствовал, много земель и много морей видел, наконец, прилетел на край света... больше лететь некуда!” При совершении сказочных дел сапогами не пользовался.

Еще я прочитал сказку Шарля Перро "Мальчик с пальчик", в которой также встретил волшебные предмет, с помощью которого возможно передвигаться, - семимильные сапоги. "Людоед достал из сундука семимильные сапоги и поспешил вслед за братьями. Он пересек полгосударства за несколько шагов и вскоре оказался на дороге, по которой бежали мальчики... Он перепрыгивал с горы на гору, перешагивал огромные реки, словно маленькие лужицы". Потом мальчик-с-пальчик похитил семимильные сапоги у Людоеда. Малыш устроился на королевскую службу в качестве гонца и с их помощью заработал много денег и помог семье выбраться из нужды (сказка написана в XVII в.).

В сказке «Маленький Мук» Вильгельма Гауфа есть волшебные туфли, которые перемещают владельца на любое расстояние. Про них я прочитал: "Выйдя из дома, он пустился бежать и мчался без оглядки, пока не выбежал из города в поле. Тут карлик решил немного отдохнуть. И вдруг он почувствовал, что не может остановиться. Ноги у него бежали сами и тащили его, как он ни старался их задержать. Он и падать пробовал, и поворачиваться - ничего не помогало. Наконец он понял, что все дело в его новых туфлях. Это они толкали его вперед и не давали остановиться. Мук совсем выбился из сил и не знал, что ему делать. В отчаянии он взмахнул руками и закричал, как кричат извозчики:
- Тпру! Тпру! Стой! И вдруг туфли сразу остановились, и бедный карлик со всего маха упал на землю." Позже это свойство туфель Мук использовал для достижения своих целей (сказка опубликована в 1826 году).

В сказочной повести А.Волкова "Волшебник изумрудного города" мне встретился волшебный предмет - серебряные башмачки. "- Серебряные башмачки обладают многими чудесными свойствами, - сказала Стелла. - Но самое удивительное их свойство в том, что они за три шага перенесут тебя хоть на край света. Надо только стукнуть каблуком о каблук и назвать место…" Эта волшебная обувь перенесла Элли из волшебной страны в Канзас к папе и маме. Произведение было написано только в 1939 году.

В русской народной сказке Летучий корабль я узнал о том, как царь решил дочку свою замуж отдать за того, кто Летучий корабль сможет смастерить. Таким оказался младший брат в одной бедной семье, который отправился в лес и попросил совета у дедушки - доброго волшебника, который помог парню корабль построить красоты невиданной "...дурень на летучий корабль сел, паруса расправил. Надулись паруса, взмыл корабль в небо, полетел быстрее сокола. Летит чуть пониже облаков ходячих, чуть повыше лесов стоячих..."

И еще, во многих русских народных сказках самая злая героиня - баба Яга - передвигалась в ступе.

Самый ленивый герой в сказках Емеля ездил на санях, не запряженные лошадьми. Вот как об этом говорится в сказке: "Слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял веревку и топор, вышел во двор и сел в сани:

Бабы, отворяйте ворота!

Невестки ему говорят:

Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг?

Не надо мне лошади.

Невестки отворили ворота, а Емеля говорит потихоньку:

По щучьему веленью, по моему хотенью - ступайте, сани, в лес... Сани сами и поехали в ворота, да так быстро - на лошади не догнать."

Еще Емеля, которому ничего неохота, ездил на печи. "Емеля полежал еще и говорит:

По щучьему веленью, по моему хотенью - ну-ка, печь, поезжай к царю...

Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю.

Царь глядит в окно, дивится: Это что за чудо?

Набольший вельможа ему отвечает: А это Емеля на печи к тебе едет."

Прочитав все эти сказки, я пришел к выводу, что люди всегда мечтали быстро передвигаться, поэтому в современном мире придумали аналоги сказочным волшебным предметам.

Услышав или прочитав в детстве про ковер-самолет ученые начали с ерьезные исследования возможности полета на аппарате лишь в XVIII в. После многих неудачных попыток взлететь и удержаться в воздухе 17 декабря 1903 г. американские изобретатели братья Уилбур и Ор-вилл Райт осуществили четыре управляемых полета на оснащенном двигателем биплане «Флайер-1». Позднее
это изобретение усовершенствовали и сейчас мы может летать на современном самолете, вертолете, ракете.

Прочитав в детстве про Емелю, который путешествовал на печи с лежанкой, ученые задумались над созданием удобного и комфортного транспортного средства.

Изобретатель Иван Кулибин в 1791 году построил свою «самобеглую коляску», которая приводилась в действие при помощи махового колеса. Данная коляска уже имела тормоз, подшипники и коробку скоростей. В 1885 году немецкие изобретатели Готтлиб Даймлер и Карл Бенц первыми в мире построили автомобили, оснащённые бензиновыми двигателями.

В последующие годы и десятилетия развитие техники не стояло на месте и современные локомотивы и автомобили существенно мощнее, быстрее, красивее и комфортабельнее своих «предков».

З наменитая самоходная печь также является прообразом паровоза.

Впечатленный сказкой про комфортное передвижение Емели на печи англичанин Ричард Тревитик в 1801 году представил первый паровоз. Главным недостатком были чугунные рельсы, которые разрушались под весом этой тяжелой машины.

Лишь в 1814 году английский инженер-механик Джордж Стефенсон построил свой паровоз и добился, чтобы чугунные рельсы заменили на стальные.

В 1833-1834 г.г. уральские инженеры-механики - отец и сын Черепановы, работавшие на заводах Демидова, впервые создали паровоз в России, который был проще по конструкции в сравнении со своими заграничными собратьями.

В конце XIX века паровоз претерпел некоторые изменения и стал похож на большую и мощную машину, которая имела возможность разгоняться до 150 километров в час.

Современный поезд и современный Емеля выглядит так:

Прочитав сказку "По щучьему веленью" и узнав про волшебные сани, инженер С.С. Неждановский в 1903 году придумал первые аэросани, которые передвигаются по снегу и льду. Их уже не нужно запрягать лошадьми.

Узнав про бабу-ягу, которая без труда перемещалась по воздуху в ступе, братья Монгольфье в 1783 году изготовили свою ступу, прикрепив ее к воздушному шару. Воздушный шар наполнялся горячим воздухом, благодаря которому поднимался вверх. Теперь каждый желающий может подняться в небо.

Прочитав про летучий корабль, каждый ребенок мечтал отправиться на нем в путешествие, и вот в сентябре 1852 года француз Анри-Жак-Жирар, поднялся в небо на первом дирижабле. В последующем этот аппарат был усовершенствован, но остался похожим на летучий корабль из сказки.

Все устройства, которые я рассмотрел выше возможно привести в действие только с помощью взрослых. А как важно ребенку самому почувствовать себя волшебником и перемещаться быстро без посторонней помощи. Наверно, именно поэтому, люди, которым в детстве рассказывали сказки про сапоги-скороды и другую волшебную обувь, придумали коньки, а позже и роликовые коньки, лыжи, самокаты, сигвей.

2. Поиск верного пути.

Передвигаться быстро это, конечно, хорошо, но нужно точно знать, в каком направлении двигаться. Поэтому в сказках есть очень важные волшебные предметы, которые помогают отыскать верный путь.

Таким предметом в русской народной сказке "Царевна лягушка" является клубочек. Когда Иван-царевич пошел свою жену Василису Премудрую искать за тридевять земель в тридесятое царство, то "попался ему навстречу старый старик, который дал ему клубочек и сказал: "Вот тебе клубок; куда он покатится — ступай за ним смело". Иван-царевич поблагодарствовал старику и пошёл за клубочком..." Он и помог путнику добраться до цели - до Кощея Бессмерного.

В другой русской народной сказке "Поди туда - не знаю куда , принеси то - не знаю что" Марья-Маревна дала мужу Андрею-стрелку колечко, чтобы оно помогло выполнить службу царя. "Андрей бросил колечко — оно катится. Андрей идет за ним полями чистыми, мхами-болотами, реками-озерами, а за Андреем царский советник тащится...Близко ли, далеко ли, скоро ли, коротко ли, пришли они в густой, дремучий лес, спустились в глубокий овраг, и тут колечко остановилось." Довело колечко героя до нужного места. В этой же сказке встречается и клубок, который также помог герою добраться до намеченной цели, то есть туда - не знаю куда. Вот так это было: "Бросил клубок перед собой, клубок покатился — катится да катится. Андрей идет за ним следом. Много царств и земель прошел Андрей. Клубок катится, нитка от него тянется; стал клубок маленький, с куриную головочку; вот уж до чего стал маленький, не видно и на дороге..."

В современном мире тоже важно двигаться в нужном направлении, поэтому ученые после прочтения в детстве сказок изобрели навигаторы, благодаря которым можно проложить себе путь в любую точку земного шара.

Первый персональный навигатор был изготовлен в Англии в 1920 году. Его носили на руке. В нем были свитки бумажных карт с инструкциями, которые водитель должен был прокручивать в пути. Современные навигаторы, являются мини-компьютерами, оснащенными специальными датчиками, которые по сигналам со спутников определяют свое местоположение на Земле и отображают его на заложенных в память навигатора картах местности, давая его владельцу голосовые и визуальные подсказки о направлении движения и о другой важной для пользователя информации в соответствии с выбранным маршрутом.

3. Связь с окружающим миром.

С самых древних времен мечтали люди о предметах, которые будут соединять их с окружающим миром, которые будут им помогать узнавать о том, что творится на другом конце земли.

Я прочитал русскую народную сказку "Марья Моревна", где Иван-царевич, отправляясь искать свою жену Марью, которую забрал Кощей Бессмертный, оставляет своим родственникам серебряные ложку, вилку и табакерку. Когда Кощей Бессмертный "изрубил Ивана в мелкие куски и положил в смоляную бочку, взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в синее море, а Марью Моревну к себе увез. В то самое время у зятьев Ивана-царевича серебро почернело. Ах, — говорят они, — видно, беда приключилась!" Хорошо, что родственники узлали о беде, которая приключилась с Иваном-царевичем и спасли его.

В современном мире людям стало тоже крайне важно держать связь между собой, где бы они не находились. Поэтому идея из сказки стала поводом изобрести телефон. Гениальный ученый Антонио Меуччи изобрел первый телефон в 1866 году. В настоящее время технологии настолько развились, что уже практически не осталось ничего общего с современным телефоном, кроме принципа работы. 1957 году русский ученый Л. Куприянов экспериментально создал образец мобильного телефона. В 1971 году Сэмюэль Херст разработал элограф - графический планшет. А в 1972 году американцы представили первый сенсорный телефон.

Не прошли мимо сказки, прочитанные учеными в детстве. Поэтому теперь о своих близких и знакомых можно узнать, позвонив им по телефону.

В русской народной сказке "Серебряное блюдечко и наливное яблочко" мужик купил своим старшим дочерям шелку да алого бархоту, а младшей Машеньке серебряное блюдечко да наливное яблочко. Сестры смеются, а "Машенька села в уголок горницы, покатила наливное яблочко по серебряному блюдечку, поет-приговаривает:

Катись, катись, яблочко наливное, по серебряному блюдечку, покажи мне и города и поля, покажи мне леса, и моря, покажи мне гор высоту и небес красоту, всю родимую Русь-матушку.

Вдруг раздался звон серебряный. Вся горница светом залилась: покатилось яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все города видны, все луга видны, и полки на полях, и корабли на морях, и гор высота, и небес красота: ясно солнышко за светлым месяцем катится, звезды в хоровод собираются, лебеди на заводях песни поют".

Такое наливное яблочко на серебряном блюдечке есть в каждом современном доме - это телевизор. Ученые разных стран под влиянием сказок трудились долгое время, чтобы люди могли увидеть мир как на ладони. И это им удалось. В настоящее время, включив кнопку телевизора, мы узнаем о том, что творится не только в России, но и во всем мире.

В русской народной сказке "Елена Премудрая" главная героиня заглядывает в волшебную книгу, которая знает обо всем на свете. Вот как об этом написано: "Елена Премудрая взяла волшебную книгу, посмотрела - и все словно на ладони увидела".

О волшебной книге упоминается во многих русских народных сказках: "Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что", "Заколдованная королевна" и других.

Об этом удивительном предмете писали и великие сказочники.

Так, волшебную книгу я встретил в сказке А.Волкова "Волшебник изумрудного города". Элли непременно нужно было узнать как вернуться из волшебной страны домой. Она спросила об этом волшебницу Виллину. И вот что произошло дальше...

" - Ах да, - спохватилась Виллина, - я совсем забыла, что моя волшебная книга при мне. Надо посмотреть в неё: может быть, я там что-нибудь вычитаю полезное для тебя…

Виллина вынула из складок одежды крошечную книжечку величиной с напёрсток. Волшебница подула на неё и на глазах удивлённой и немного испуганной Элли книга начала расти, расти и превратилась в громадный том. Он был так тяжёл, что старушка положила его на большой камень. Виллина смотрела на листы книги и они сами переворачивались под её взглядом.

Нашла, нашла! - воскликнула вдруг волшебница и начала медленно читать: - «Бамбара, чуфара, скорики, морики, турабо, фурабо, лорики, ерики… Великий волшебник Гудвин вернёт домой маленькую девочку, занесённую в его страну ураганом, если она поможет трём существам добиться исполнения их самых заветных желаний, пикапу, трикапу, ботало, мотало…"

Наверно, современных ученых так впечатлили эти сказки о волшебных книгах, что они изобрели компьютер, а потом и ноутбук, который помогает людям узнавать обо всем на свете.

4. Волшебные помощники

4.1. Помощники в быту

Прочитав многие сказки, я отметил, что русские народные сказки писал простой народ про себя. Великие сказочники писали сказки тоже про простой народ. А простые люди очень много работали и им нечего было кушать, поэтому в сказках очень часто встречаются помощники в быту.

Так, скатерть-самобранка может накормить любого, если произнести нужные слова.

Вот отрывок из русской народной сказки "Скатерть самобранка", в которой Полуночник отблагодарил старика за добрый поступок: "Достал из-за пазухи сверток и подал старику:

На вот тебе скатерть-самобранку - во всякое время будешь сыт. Только скатерть разверни да скажи: «Попить, поесть!» - и ешь, пей, чего душа пожелает... Старик поблагодарил своего названого брата за угощение да за подарок, распростился и отправился в обратный путь... Зашел на постоялый двор. Сел у стола, достал из-за пазухи скатерть, развернул и.. батюшки-светы, откуда чего взялось: наставились кушанья разные, меда душистые, вина сладкие, закуски, заедки всякие - стол ломится! Пей, ешь - душа мера!"

В XIX - XX вв. в помощь хозяйкам изобретены и усовершенствованы различные бытовые приборы, помогающие готовить (микроволновые печи, хлебопечи, электрические чайники, миксеры...) и убирать посуду (посудомоечные машины).

Великие сказочники Братья Гримм написали сказку "Горшочек каши", в которой старушка отблагодарила девочку за ягоды и подарила ей горшочек. Так это описано в сказке: " Поела старушка ягод и сказала:

Ты мне ягод дала, а я тебе тоже что-то подарю. Вот тебе горшочек. Стоит тебе только сказать:

«Раз, два, три, горшочек, вари!» и он начнет варить вкусную, сладкую кашу.

А скажешь ему: «Раз, два, три, больше не вари!» - и он перестанет варить.

Спасибо, бабушка, - сказала девочка, взяла горшочек и пошла домой, к матери.

Обрадовалась мать этому горшку. Да и как не радоваться? Без труда и хлопот всегда на обед вкусная, сладкая каша готова".

Современным ученым и эта сказка запомнилась. И в 1956 году Ёситада Минами изобрел прибор, сходный в работе с мультиваркой. Позже его усовершенствовали и он стал настоящим помощником женщинам на кухне. Пока каша сама варится в мультиварке, женщинам можно заниматься своими делами. Из мультиварки каша точно никуда не убежит.

В русской народной сказке "Церевна лягушка" - женам царских сыновей нужно было за одну ночь сшить рубашку, потом испечь каравай. Царевна-лягушка справилась с этими задачами с помощью волшебства.

В те далекие времена женщины могли только мечтать о таких помощниках, которые изобретены в современном мире. Это и пылесосы, и стиральные машины, и утюги и еще много-много предметов-помощников в домашнем хозяйстве.

В русской народной сказке "Василиса премудрая" Василисе помогает волшебная куколка, которую если покормить и рассказать ей свою беду, сделает все сама. "Куколка покушает, потом и советы дает, и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису, та только отдыхает в холодочке да рвет цветочки, а у нее уж и гряды выполоты, и капуста полита, и вода наношена, и печь вытоплена. Хорошо ей было жить с куколкой".

За последние 10 лет вместо куколки, исполняющей желания, изобретены роботы-помощники по хозяйству, которые могут делать домашние дела. Они умеют наводить порядок в доме: загружать стиральную машину, поливать цветы, готовить пищу, а также делают жизнь людей более интересной и комфортной .

В русской народной сказке "Жар птица и Василиса-царевна" показан очень обычный, казалось бы, для сказки предмет - перо жар-птицы. Так об этом говорится в сказке «В некотором царстве, за тридевять земель — в тридесятом государстве жил-был сильный, могучий царь. И был у того царя стрелец-молодец, а у стрельца-молодца конь богатырский. Раз поехал стрелец на своем богатырском коне в лес поохотиться. Едет он дорогою, едет широкою — и наехал на золотое перо жар-птицы: как огонь перо светится!...»

Но как же этот "обычный" сказочный предмет не давал покоя ученым многих стран. И вот в XIX в. появилась первая электрическая лампочка. Кто точно был изобретателем сложно, но в этом направлении известны такие имена как П.Н. Яблочков, А.Н. Лодыгин, Джозеф Сван, Томас Эдисон. Такое, казалось бы, незначительное открытие гениальных ученых изменило мир в корне и дало большой толчок в технологическом развитии человечества.

Какие нужные и важные изобретения сделаны для человека благодаря сказкам. Без них в современном мире жить было бы очень сложно.

4.2. Волшебные помощники в строительстве

В русской народной сказке "Волшебное кольцо" Мартынке, который собрался жениться на дочери царя, нужно было построить за одну ночь дворец и хрустальный мост. С этим заданием молодец справился с помощью волшебного кольца. А было это так. "Ровно в полночь встал Мартын с постели, вышел на широкий двор, перекинул кольцо с руки на руку - и тотчас явились перед ним двенадцать молодцев, все на одно лицо, волос в волос, голос в голос.

Что тебе понадобилось, Мартын, вдовин сын?

А вот что: сделайте мне к свету на этом самом месте богатейший дворец, и чтоб от моего дворца до королевского был хрустальный мост, по обеим сторонам моста росли бы деревья с золотыми и серебряными яблоками, на тех на деревьях пели бы разные птицы, да еще выстройте пятиглавый собор: было бы где венец принять, было бы где свадьбу справлять.

Отвечали двенадцать молодцев:

К завтрему все будет готово!

Бросились они по разным местам, согнали со всех сторон мастеров и плотников и принялись за работу: все у них спорится, быстро дело делается. Наутро проснулся Мартынка не в простой избе, а в знатных, роскошных покоях; вышел на высокое крыльцо, смотрит - все как есть готово: и дворец, и собор, и мост хрустальный, и деревья с золотыми и серебряными яблоками."

Казалось бы, в реальном мире такого не может быть. Но не просто так читают ученые в детстве сказки. У них впереди целая жизнь чтобы изобрести волшебные предметы. И это получилось! Совсем недавно в мире создали гиганский 3D принтер, с помощью которого уже "напечатали" небольшой дом в Китае всего за одни сутки. В Росси тоже ведется строительство такого дама в г. Ярославль. В скором будущем 3D принтеры смогут строить дома и мосты такие же красивые и большие как в сказке.

4.3. Волшебные помощники в работе

Люди разных профессий постоянно думают о том, как хорошо бы иметь в работе волшебные предметы, чтобы помогать людям и чтобы лучше выполнять свою работу. А где взять таких помощников. Конечно, из сказок, которые читали в детстве. Ученые так и делают - вспоминают волшебство и изобретают какой-нибудь очень нужный предмет.

Так в сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" написано о зеркале, которое говорило всегда правду.

С ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

«Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи...

Очень нужная вещица в современном мире. Думаю, что именно эта сказка натолкнула в 1921 году студент-медика Калифорнийского университета и сотрудника Полицейского департамента города Беркли штата Калифорния Джона Огастуса Ларсона придумать прибор, который бы говорил всегда правду, вернее определял, говорит ли человек правду - это полиграф или детектор лжи. Он необходим полицейским, чтобы определять преступник говорит правду или нет. Ну чем не зеркало человеческого мозга?

Во многих русских народных сказках люди хотели оживить или вылечить близкого человека. В этом им помогали молодильные яблочки, живая и мертвая вода. Так в сказке "О молодильных яблочках и живой воде" повествуется, что "за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой, Если съесть старику это яблоко - помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу - будет видеть".

В сказке "Марья Моревна" чтобы спасти Ивана царевича, изрубленного Кощеем на куски, "слетелись все трое в одно место, разбили бочку, вынули куски Ивана-царевича, перемыли и склали как надобно. Ворон брызнул мертвою водою - тело срослось, соединилося; сокол брызнул живой водою - Иван-царевич вздрогнул..."

В современном мире мечта каждого доктора вылечить всех больных, оживить умерших. Поэтому медицина уже много веков то и дело "выращивает молодильные яблочки" и устанавливает состав живой и мертвой воды, то есть изобретает все новые и новые кремы, пилюли, микстуры, даже стволовые клетки, тем самым разгадывая секреты омоложения организма.

В сказке Вильгельма Гауфа "Маленький Мук" я обратил внимание на одну интересную вещь, которую главный герой взял у старушки вместе с туфлями - это тросточка. Позже во сне он увидел маленькую собачку. Она ему сказала: "... А тросточка поможет тебе искать клады. Там, где зарыто золото, она стукнет о землю три раза, а там, где зарыто серебро, она стукнет два раза”. Современным ученым удалось использовать знания из сказки и изобрести металлоискатель - прибор, позволяющий находить металлические предметы, независимо от места их расположения. Первый металлоискатель появился на свет в 1881 году (спустя несколько десятков лет после опубликования сказки «Маленький Мук») шотландским физиком Александерем Грем Беллом. Сегодня металлоискатели используют полицейские, чтобы найти орудие преступления или улики, которые спрятали преступники. Также металлоискатели используются в целях безопасности, при добыче полезных ископаемых, археологических раскопках и даже в медицине .

В русских народных сказках "Вещий сон", "Заколдованная королевна" и многие другие упоминается еще об одном удивительном предмете - шапке невидимке. Современные ученые до сих пор ломают голову над тем, как воплотить свою мечту детства - стать невидимым - в жизнь.

Но есть в наше время фокусники, которые тоже читали в детстве сказки, и научились с помощью хитрых трюков создавать иллюзию того, что предметы и даже люди исчезают.

Опрос ребят из класса

В ходе исследования я решил провести небольшой опрос среди ребят своего класса и их родителей, так как мне стало интересно, что думают другие ребята о связи сказок и современных изобретениях? Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Перечисли русские народные сказки, которые ты знаешь.

2. Какая сказка твоя любимая или понравилась тебе больше всего.

3. Были ли в сказке волшебные предметы, которые помогли в трудную минуту герою? Перечисли их.

4. Связаны ли волшебные сказочные предметы с современными изобретениями?

Придумай свой волшебный предмет.

Обработав анкеты ребят из класса, я получил такие результаты:

1. Дети помнят следующие сказки:

Морозко;

Колобок;

Гуси-лебеди;

Красная шапочка;

По щучьему велению;

Теремок.

2. Волшебные предметы из сказок названы следующие:

Печь Емели;

Клубок, указывающий путь;

Волшебная палочка;

Ковер-самолет;

Шапка-невидимка;

Сапоги-скороходы.

3. Нашли связь между сказочными волшебными предметами и современными изобретениями 76 % ребят, участвовавших в анкетировании. Некоторые ребята нарисовали свои волшебные предметы.

Проанализировав все результаты, я установил такую закономерность: чем больше ребята прочитали сказок, тем больше волшебных предметов они называли и тем больше волшебных предметов смогли соотнести с современными изобретениями. Те ребята, которые прочитали самое большое количество сказок, смогли придумать свои волшебные предметы.

Таким образом, я могу сделать вывод, что у ребят, которые читают сказки, развивается фантазия и творческое мышление. А когда они вырастут, то смогут изобрести полезные предметы, о которых они узнали из сказок или которые придумали сами.

Заключение

Проанализировав проведенное мною исследование, я убедился, что возможность сотворения волшебства в реальном мире существует - вокруг нас есть изобретения, идеи создания которых пришли к нам из сказок.

Люди в детстве читают сказки, думают о волшебных предметах, представляют их себе в своих играх, а когда вырастают, то делают какое-нибудь выдающееся открытие. Таким образом, в результате проведенной работы моя гипотеза о «родственной» связи сказочных предметов и современной техники подтвердилась.

После опроса ребят из класса я с уверенностью могу сказать, что сказки развивают фантазию и творческое мышление, которое в будущем позволит осуществить самые несбыточные мечты, ведь в сказках осталось еще очень много волшебства.

От выполнения работы я получил огромное удовольствие. Буду продолжать читать сказки и может быть в недалеком будущем смогу разгадать секреты волшебных предметов и тем самым сделать жизнь людей проще и счастливее.

Список литературы

А.С. Пушкин, Сказки, Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2011, - 120с.

Большая книга русских сказок / в обработке О. Лащевской. - СПб.: Лениздат, «Ленинград», 2007. - 576с.

В.Гауф, Маленький Мук, Москва: РОСМЭН, 2015. - 28с.

Волков А.М., Волшебник изумрудного города, Белгород: ООО «Клуб семейного досуга», 2013. - 128с.

В волшебной сказке перед слушателем возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь.

"Это мир, где Иван-царевич мчится по темному лесу на сером волке, где страдает обманутая Аленушка, где Василиса Прекрасная приносит от Бабы Яги палящий огонь, где отважный герой находит смерть Кащея Бессмертного".. 1

Некоторые из волшебных сказок тесно связаны с мифологическими представлениями. Такие образы, как Морозко, Водяной, Солнце, Ветер, связаны со стихийными силами природы. Наиболее популярными из русских сказок являются: "Три царства", "Волшебное кольцо", "Перышко Финиста - ясна сокола", "Царевна-лягушка", "Кащей Бессмертный", "Марья Моревна", "Морской царь и Василиса Премудрая", "Сивка-Бурка", "Морозко" и др.

Герой волшебной сказки - мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича. На это обратил в свое время внимание А.М. Горький:

"Герой фольклора - "дурак", презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее их, всегда победитель всех житейских невзгод". 2

Положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи. Так, в сказке "Три царства" герой выбирается на белый свет с помощью чудесной птицы. В других сказках героям помогают и Сивка-Бурка, и Серый волк, и Елена Прекрасная. Даже такие персонажи, как Морозко и Баба Яга, помогают героям за их трудолюбие, воспитанность. Во всем этом выражены народные представления о человеческой морали и нравственности.

Рядом с основными героями в волшебной сказке всегда чудесные помощники : Серый волк, Сивка-Бурка, Объедало, Опивало, Дубыня и Усыня и др. Они владеют чудесными средствами: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Образы положительных героев в волшебных сказках, помощники и чудесные предметы выражают народные мечты.

Образы женщин-героинь волшебных сказок в народном представлении необыкновенно красивы. О них говорят: "Ни в сказке сказать, ни пером описать". Они мудры, владеют колдовской силой, обладают недюжинным умом и находчивостью (Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна).

Противники положительных героев - темные силы, страшные чудовища (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч). Они жестоки, коварны и алчны. Так выражается представление народа о насилии и зле. Их облик оттеняет образ положительного героя, его подвиг. Сказочники не жалели красок, чтобы подчеркнуть борьбу между светлым и темным началами. По своему содержанию и по своей форме волшебная сказка несет элементы чудесного, необычного. Композиция волшебных сказок отлична от композиции сказок о животных. Некоторые волшебные сказки начинаются с присказки - шутливой прибаутки, не связанной с сюжетом. Цель присказки - привлечь внимание слушателей. За ней следует зачин, начинающий повествование. Он переносит слушателей в сказочный мир, обозначает время и место действия, обстановку, действующих лиц. Завершается сказка концовкой. Повествование развивается последовательно, действие дается в динамике. В структуре сказки воспроизводятся драматически напряженные ситуации.

В волшебных сказках троекратно повторяются эпизоды (с тремя змеями бьется на Калиновом мосту Иван-царевич, трех прекрасных царевен спасает Иван в подземном царстве). В них используются традиционные художественные средства выразительности: эпитеты (конь добрый, молодецкий, луг зеленый, травы шелковые, цветы лазоревые, море синее, леса дремучие), сравнения, метафоры, слова с уменьшительными суффиксами. Эти особенности волшебных сказок перекликаются с былинами, подчеркивают яркость повествования.

Примером такой сказки является сказка "Два Ивана - солдатских сына" .

Зачин сказки изобилует бытовыми картинами и мало чем напоминает о волшебных обстоятельствах. В нем сообщаются обычные бытовые сведения: жил мужик, пришло время - он пошел в солдаты, в его отсутствие родились близнецы-мальчики, которых назвали Иванами - "солдатскими сыновьями". Таким образом, в этой сказке сразу два главных героя. Ничего чудесного, волшебного пока еще в ней не происходит. Рассказывается о том, как дети учатся, как постигают грамоту, "барских и купеческих детей за пояс заткнули". В развитии действия намечается завязка, когда молодцы отправляются в город за покупкою коней. Эта сцена наполняется элементами волшебной сказки: братья укрощают жеребцов, как сказочные герои обладают богатырской силой. "Молодецким посвистом" и громким голосом возвращают убежавших в поле жеребцов. Кони подчиняются им: "Жеребцы прибежали и встали на место, словно вкопанные". Главные персонажи сказки окружены особыми предметами, которые подчеркивают их богатырство (богатырскими конями, саблями по триста пудов). Чудесным является и то, что эти предметы они получили от седого старичка, который вывел им коней, отворив чугунную дверь в большой горе. Он же вынес им две богатырские сабли. Так крестьянские дети превращаются в богатырей. Сели добрые молодцы на коней и поехали.

В сказку введены образы распутья дорог, столбы с надписями, определяющие выбор пути и судьбу братьев. Чудесными оказываются сопутствующие братьям предметы, например символизирующие смерть платочки, которыми они обменялись. Повествование обрамляется устойчивыми сказочными формулами. Один брат добрался до славного царства, женился на Настасье Прекрасной и стал царевичем. "Живет Иван-царевич в радость, своей женой любуется, царству порядок дает да звериной охотой тешится". 3

А другой брат "день и ночь скачет без устали, и месяц, и другой, и третий". Затем Иван неожиданно попадает в незнакомое государство.

В городе он видит печаль великую. "Дома черным сукном покрыты, люди словно сонные шатаются" 4 . Двенадцатиглавый змей, который выходит из синего моря, из-за серого камня, поедает по человеку за единый раз. Даже царскую дочь везут змею на съеденье. Змей олицетворяет темные силы мира, с которыми борется герой. Иван бросается на помощь. Он смел, не знает страха и всегда побеждает в бою. Иван рубит все головы змею. Волшебно-сказовый элемент усиливается описанием природы, на фоне которой появляется змей: "Вдруг туча надвинулась, ветер зашумел, море всколыхнулось - из синя моря змей выходит, в гору вверх подымается…" 5 . Поединок Ивана со змеем описан лаконично.

Стремительность действию придают повторяющиеся глаголы: "Иван обнажил свою острую саблю, размахнулся, ударил и срубил у змея все двенадцать голов; поднял серый камень, головы положил под камень, туловище в море бросил, а сам воротился домой, лег спать и проспал трое суток". 6

Казалось бы, на этом сказка должна закончится, сюжет исчерпан, но внезапно в него вплетаются новые обстоятельства с введением персонажа из царского окружения - водовоза, помыслы которого подлы и низменны.

Ситуация обостряется. Наступает кульминационный момент 7 . Водовоз выступает как "спаситель" царевны, под страхом смерти заставивший ее признать в нем спасителя. Эпизод повторяется еще два раза с двумя другими дочерьми царя. Царь пожаловал водовоза в полковники, затем в генералы, и, наконец, женил на своей младшей дочери.

А Иван три раза сражается с чудовищем, три раза грозит водовоз убить царских дочерей. Однако история заканчивается победой героя, зло наказывается, водовоз повешен, правда торжествует, младшая дочь выдана замуж за Ивана. Этот эпизод сказки заканчивается известной присказкой: "Стали молодые жить-поживать, да добра наживать".

Повествование в сказке вновь возвращается к другому брату - Ивану-царевичу. Рассказывается, как он заблудился на охоте и встретился с безобразным чудовищем - красной девицей, сестрой двенадцатиглавого змея, превратившейся в страшную львицу. Она разевает пасть и проглатывает царевича целиком. В сказке проявляется элемент перевоплощения. На помощь герою приходит чудесный предмет - платок брата, оповещающий о случившемся. Начинается поиск брата. В сказке повторяются описание охоты и действия героя. Иван - крестьянский сын попадает в ту же самую обстановку, что и Иван-царевич, но остается жив благодаря чудесному помощнику - волшебному коню. Красная девица надулась страшной львицею и хотела проглотить доброго молодца, но прибежал волшебный конь, "облапил ее богатырскими ногами", а Иван заставил львицу выкинуть из себя Ивана-царевича, пригрозив, что изрубит ее на куски.

Необыкновенное чудо в сказке и живая вода, спасающая, оживляющая Ивана-царевича. Завершается сказка концовкой: Иван-царевич остался в своем государстве, а Иван - солдатский сын поехал к своей супруге и стал с нею поживать в любви и согласии.

Сказка "Два Ивана - солдатских сына" сочетает все элементы волшебной сказки: композицию, трехкратное повторение эпизодов и действий героев, развитие сюжета, положительных героев и противопоставление им отрицательных чудовищ, чудесные превращения и предметы, использование изобразительно-выразительных средств (постоянных эпитетов, устойчивых фольклорных формул). В сказке утверждается добро и развенчивается зло.

Интересно отметить, что текст сказки имеет продолжение (Русские народные сказки А.Н. Афанасьева, № 155). Приводим текст:

"В некоторое время вышел Иван - солдатский сын в чистое поле прогуляться; попадается ему навстречу малый ребенок и просит милостыньку. Жалко стало доброму молодцу, вынул из карамана золотой и дает мальчику; мальчик принимает милостыню, а сам дуется - оборотился львом и разорвал богатыря на мелкие части. Через несколько дней то же самое приключилось и с Иваном-царевичем: вышел он в сад прогуляться, а навстречу ему старичок, низко кланяется и просит милостыньку; царевич подает ему золотой. Старик принимает милостыньку, а сам дуется. - Обернулся львом, схватил Ивана-царевича и разорвал на кусочки. Так и сгинули сильномогучие богатыри, извела их сестра змеиная". 8

Добрые чувства Ивана - крестьянского сына, который пожалел змеиную сестру красавицу-девицу и отпустил ее, были наказаны смертью братьев. Хотя подобный трагический финал в целом не характерен для волшебных сказок.

Волшебные сказки. Это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Вол­шебными они называются потому, что все происходящее в ее сюжете фантастично и значительно по задаче : в такой сказке обязательно есть центральный положительный герой, котор. борется со злом и несправедливостью, ему помогают волшебники и волшебные предметы. В качестве примеров можно привести русские народные сказки о Иван-царевиче.

Опасность представляется особенно силь­ной, т. к. главные противники - злодеи , представители сверхъестественных темных сил : Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный. Одерживая побе­ды над нечистью, герой подтверждает свое высокое человеческое начало, близость к светлым силам природы . В борьбе он становится еще сильнее и мудрее, приобретает новых друзей и получает полное право на счастье - к удовлетворению маленьких слушателей.

Персонаж в волшебных сказках всегда носитель определенных моральных качеств . Герой самых популярных волшебных сказок - Иван-царевич. Он многим помогает, животным и птицам, которые ему за это благодарны, и в свою очередь, помогают ему, братьям, которые часто стараются погубить его. Он представлен в сказках как народный герой , воплощение высших моральных качеств - смелости, честности, доброты. Он молод, красив, умен и силен. Это тип смелого и сильного богатыря.

Русскому народу свойственно сознание того, что человек всегда встречается на своем пути с жизненными трудностями, а своими добрыми поступками он их обязательно преодолеет. Герой наделенный такими качествами как доброта, щедрость, честность глубоко симпатичен русскому народу.

Под стать такому герою женские образы - Елена Пре­красная, Василиса Премудрая, Царь-девица, Марья-Моревна. Они так красивы , что «ни в сказке сказать, ни пером описать», и при этом обладают волшебст­вом, умом и смелостью . Эти «мудрые девы» помогают Ивану-царевичу бежать от морского царя, найти Кощееву смерть, выполнить непосильные задания. Сказочные героини иде­альным образом воплощают народные представления о жен­ской красоте, доброте, мудрости .

Противостоят главным ге­роям персонажи резко отрицательные - коварные, завис­тливые, жестокие. Чаще всего это Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей о трех-девяти головах, Лихо одноглазое. Они чу­довищны и безобразны внешне, коварны, жестоки в проти­воборстве с силами светлыми и добрыми. Тем выше цена победы главного героя.

В трудные минуты на помощь главному герою приходят помощники. Это либо волшебные животные (Сивка-бурка, щука, Серый волк, Свинка-золотая щетинка), либо добрые старушки, чудесные дядьки, силачи, ходоки, грибки-боровички. Большим раз­нообразием отличаются чудесные предметы: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, живая и мертвая вода. Спасаясь от преследования, герой бро­сает гребешок - и встает дремучий лес; полотенце, платок превращается в реку или в озеро.

Фантастичный мир тридевятого царства, тридесятого го­сударства многоцветен, наполнен множеством диковинок: здесь текут молочные реки с кисельными берегами, в саду растут золотые яблочки, «поют птицы райские да мяукают котики морские».

Волшебная сказка как бы вбирает в себя многие стилис­тические приемы других жанров фольклора. Здесь и посто­янные эпитеты , свойственные лирической песне («конь доб­рый», «леса дремучие», «травы шелковые», «уста сахарные»), и былинные гиперболы («бежит - земля дрожит, из ноздрей дым, из ушей пламя пышет»), и параллелизмы : «Тем време­нем пришла колдунья и навела на царицу порчу: сделалась Аленушка больная, да такая худая да бледная. На царском дворе все приуныло; цветы в саду стали вянуть, деревья сох­нуть, трава блекнуть».

Присказки, традиционные зачины, кон­цовки . Их назначение - отграничить сказку от обыденной жизни. «В некотором царстве, в некотором государстве», «жили-были» - самые характерные зачины русской сказки. Концовка, как и присказка, обыч­но носит шуточный характер, она ритмизирована, рифмова­на, произносится скороговоркой. Часто сказочник заканчи­вал свое повествование описанием пира: «Устроили пир на весь мир, и я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Явно слушателям детского возраста адресована такая присказка: «Вот вам сказка, а мне бубликов связка».

Волшебные сказки Волшебные сказки читать

Слово «сказка» появляется в письменных источниках приблизительно в 16 веке, но ее значение далеко от принятого ныне. Но изначально сказка – это список, перечень или описание. То же, что мы привыкли называть сказкой, наши далекие предки именовали «кощуной». И лишь в 11 веке, после крещения Руси, кощуна потеряла как свой мифологический, сакральный смысл, так и само имя (нынешний смысл слова кощунство – богохульство, осквернение святыни, преступление против религии, веры), получив взамен новое – баснь, которое и продержалось до 19 века, сменившись в свою очередь уже известным нам названием сказки. Сейчас разновидностей сказок много – литературные, фольклорные, бытовые, о животных. Но, наверное, самые захватывающие, интересные, любимые – это волшебные сказки. Те самые, где волк умет говорить человеческим голосом, жар-птицу можно поймать руками, а наградой за бесстрашие и твердость духа станет свадьба с любимой, а часто и царство в придачу...

Композиция и сюжет волшебной сказки .

В отличие от других видов сказок, волшебная имеет в своей основе вполне четкую композицию и сюжет. А также, чаще всего, узнаваемый набор неких универсальных «формул», по которым ее легко узнать и отличить. Это и стандартное начало – «Жили-были в некотором царстве в некотором государстве...», или финал «И я там был, мед-пиво пил...», и стандартные формулы вопросов-ответов «куда путь держишь?», «Дело пытаешь или от дела лытаешь», и другие.

Композиционно волшебная сказка состоит из экспозиции (причины, породившие проблему, ущерб, к примеру, нарушение какого-либо запрета). Зачина (обнаружение ущерба, недостачи, потери), развития сюжета (поиск утерянного). Далее идет кульминация (бой со злыми силами) и развязки (решение, преодоление проблемы, обычно сопровождающееся повышением статуса героя (воцарением)). Кроме того, в волшебной сказке персонажи четко делятся на роли. Это герой, ложный герой, антагонист, даритель, помощник, отправитель, царевна (или отец царевны). Не обязательно чтобы присутствовали все они, и каждую роль исполнял отдельный персонаж, но те или иные персонажи явно видны в каждой волшебной сказке.

В основе сюжета волшебной сказки – рассказ о преодолении некоей недостачи, потери, причем для того, чтобы преодолеть антагониста – причину потери, герою обязательно нужны чудесные помощники. Но получить такого помощника непросто – нужно пройти испытание, выбрать правильный ответ или верный путь. Ну, а заключением становиться чаще всего свадебный пир, тот самый, на котором «и я был, мед-пиво пил...», и награда в виде царства.

Сказка – учитель. Каков же урок?

Именно к волшебной сказке чаще всего обращаются те, кто ищет в обычных детских сказках следы древних знаний, бережно хранимых и передаваемых из уст в уста нашими далекими предками. Тех самых «кощун», обучающих, воспитывающих, закладывающих в ребенке базу тех качеств, которые считались необходимыми и правильными. И знания, и качества эти были очень разными для будущих мужчин и женщин, хотя и общего, конечно, немало. И сейчас, присмотревшись, несложно заметить, что одни сказки предназначены больше для девочек, а другие – для мальчиков. Хотя эти различия, как и намеки на знания несколько пострадали за те века, когда кощуны превращались в басни, выводя на первый план не мифологическую, сакральную, а развлекательно-художественную составляющую. Но даже в этих, дошедших до нас сказках несложно найти простые общечеловеческие ценности – что добрым быть лучше, чем злым, щедрым – чем жадным, трудолюбивым – чем ленивым. Что зло и обман в конце концов бывают наказаны, а доброта, отвага и честность – вознаграждены. Может быть, многие из этих ценностей кто-то сочтет устаревшими для нашего мира. Но как же сложно и грустно жить в мире обмана и зла. И тут сказки дают нам путеводную нить, лучик света, ведущий к надежде, что это – не навсегда, время трудностей пройдет, зло будет наказано. Наивно? Может быть. Но, может быть, именно умные волшебные сказки помогут нашим детям сделать этот мир лучше и добрее.

Волшебная сказка как лекарь .

К волшебной же сказке очень любят обращаться психологи, практикующие довольно популярное ныне направление сказкотерапии. Почему? Очень просто – именно волшебные сказки обладают замечательным набором четко прорисованных ролей – положительного героя легко отличить от отрицательного, плохое от хорошего, черное от белого. Именно в волшебной сказке легко найти себе героя «по душе» - то есть похожего на тебя самого. А потом пройти с ним вместе долгий путь испытаний и вернуться из него другим – обновленным, более мудрым. Часто не просто решившим некую проблему, преодолевшим кризисное состояние, но даже повзрослевшим - ведь недаром ряд ученых (в частности, В.Я.Пропп, один из выдающихся русских фольклористов, французский исследователь П. Сентив) видят в волшебных сказках напоминание о ритуалах инициации, обряда перехода от детства к взрослости. Кстати, именно отсутствие в нашей современной культуре подобного обряда некоторые психологи считают причиной кризисных состояний и даже суицидальных порывов в подростковом возрасте, ведь инициация – ничто иное, как переход в иное, взрослое состояние посредством ритуального «умирания» в первоначальном детском статусе. И помочь преодолеть подобный кризис тоже может помочь волшебная сказка.

Датский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм, много внимания посвятивший сказке и ее значении для ребенка, считает именно волшебную сказку наиболее подходящей для восприятия ребенком, причем именно народную (фольклорную сказку). Почему? Во-первых, простой язык этой сказки понятен ребенку, герои немногочисленны и максимально упрощены (зачастую они даже не имеют имен). Сюжет волшебной сказки максимально прост, понятен, и не привязан ко времени и пространству. Это помогает восприятию выйти за грань обычного. В своих исследованиях Бруно Бетельхейм сравнивает сказку с весьма похожими на нее мифами и баснями. Выводом становится то, что ни миф, часто несущий негативную окраску (смерть персонажей), ни басни, мораль которых нацелена больше на взрослых, не подходят для детского восприятия, более того, могут даже подавлять ребенка.

Волшебная сказка – великолепный учитель, лекарь душ, просто добрый и умный собеседник. Значение сказки различно для разных людей и даже для одного и того же человека в различные периоды его жизни – от раннего детства и до старости. Она – как бесценный клад, из которого каждый возьмет только то, что ему необходимо, что он способен понять, усвоить, оценить. Но наиболее ценны и необходимы уроки волшебных сказок детям.

Волшебная сказка отражает культурное наследие человечества, веками отсеивая наносное, неважное. Она бережно хранит крупицы истинно ценного. Сказка способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей ребенка, она помогает ему взглянуть на мир чужими глазами – глазами героя, уча сопереживанию, сочувствию, эмпатии. Герои волшебной сказки всегда имеют четкую моральную ориентацию. Здесь нет места полутонам. Добрый – или злой, хороший – или плохой. В стороне остаться невозможно. При этом положительный герой волшебной сказки всегда находится в более выгодной, интересной, привлекательной позиции, поэтому чаще ребенок отождествляет себя именно с ним. Положительный герой притягивает ребенка на свою сторону - сторону добра, тем самым прививая ребенку тягу к добру, к воспитанию у себя положительных качеств.

Сказка - это чудо! Прекрасный мир, знакомый с детства, где добро всегда побеждает зло. На страницах сказочных книг живут говорящие звери и драконы, смелые богатыри и прекрасные принцессы, добрые феи и злые колдуны. Сказки призывают не только верить в чудеса, но и учат добру, отзывчивости, не пасовать перед трудностями, слушать родителей и не судить других по внешности.

Какие бывают сказки

Сказка - это повествование с выдуманными героями и сюжетом, носящее бытовой, героический или волшебный характер. Они бывают фольклорные (составленные народом), литературные (включают в себя черты народных сказаний, но принадлежат одному автору) и авторские (написаны одним конкретным автором). Фольклорные сказки делятся на волшебные, бытовые и о животных.

Фольклорные

Прежде чем дойти до читателя, они проходят длинный путь. В устной форме передаются из поколения в поколение до тех пор, пока какой-нибудь собиратель сказаний не запишет их на бумаге. Считается, что героями первых повествований были Земля, Солнце, Луна и другие природные явления, а образы людей и животных стали использовать позже.

У народных сказаний довольно простая структура: присказка, зачин и конец. Текст легко читается и не содержит сложных слов. Но при кажущейся простоте сохраняет все богатство русского языка. Фольклорные сказки легко воспринимают даже малыши, что делает их лучшим выбором для чтения перед сном. Это не только подготовит ребёнка ко сну, но и ненавязчиво обучит жизненным ценностям.

Основные признаки сказки:

  1. Сказочные штампы «Жили-были», «В некотором царстве».
  2. Использование пословиц и поговорок.
  3. Обязательная победа добра в финале.
  4. Испытания, которые проходят герои, носят воспитательный и нравственный характер.
  5. Спасённые героем звери, помогают ему выбраться из трудных ситуаций.

Бытовые

Действие происходит в повседневной жизни, не «в тридевятом царстве», а обычном городе или деревне. Описывается быт того времени, особенности и привычки. Героями выступают бедняки и купцы, супруги, солдаты, слуги и господа. Основой сюжета служат обычные жизненные ситуации и конфликты, решать которые героям приходится с помощью мастерства, смекалки и даже хитрости.

Бытовые сказки высмеивают человеческие пороки жадность, глупость, невежество. Главный посыл таких историй в том, что надо не бояться работы, не лениться и уверенно преодолевать препятствия. С добром относиться к окружающим, быть отзывчивым к чужому горю, не лгать и не скупиться. Например, «Каша из топора», «Репка», «Дочь-семилетка».

О животных

Часто персонажами выступают животные. Они живут и общаются как люди, разговаривают и проказничают, ссорятся и мирятся. Среди персонажей нет чёткого разделения на положительных и отрицательных героев . Каждый из них наделен одной отличительной чертой, которая и обыгрывается в сюжете сказки. Хитрый лис, злой волк, трудолюбивый заяц, а филин мудрый. Такие образы понятны детям, и дают представления об уме и глупости, о трусости и отваге, о жадности и доброте.

Волшебные

Что такое волшебная сказка? Это таинственный мир, наполненный магией и волшебством. Где умеют говорить звери, природа и даже предметы. Композиция более сложная, включает в себя вступление, завязку, центральный сюжет, кульминацию и развязку. В основе сюжета лежит преодоление какой-либо трудной ситуации или возвращение утраты. Например, «Морозко», «Финист ясный сокол», «Золушка».

Мир персонажей необычайно разнообразен. Г лавные герои обладают всеми положительными качествами, а то есть такими как доброта, щедрость, отзывчивость, смелость. Противостоят им злые, жадные и корыстные отрицательные герои. В борьбе против недругов положительным героям помогают чудесные помощники и волшебные предметы. Развязка непременно счастливая. Герой с почестями возвращается домой, преодолев все невзгоды и препятствия.

Литературные

Имеет определённого автора , но тесно связана с фольклором. Литературная сказка отражает взгляд автора на мир, его идеи и желания в то время, как народные сказания демонстрируют обобщённые ценности. Писатель сопереживает главным героям, выражает симпатию отдельным действующим лицам и откровенно высмеивает отрицательных героев.

Основой зачастую служат сюжеты народных сказок.

  • принадлежность героя к миру волшебства;
  • неприязнь между приёмными родителями и детьми;
  • герою помогает природа, живые существа и магические атрибуты.

Для подражания народным сказкам применяются те же принципы: сказочная обстановка, говорящие звери, троекратные повторения и просторечия. Нередко используются и образы главных героев народных сказок: Иван-дурак, Баба-Яга, Царь Кощей и другие. Автор стремится к большей детализации, характеры и личностные качества героев подробно прописаны, окружение приближено к реальности и обязательно присутствуют два поколения: старшее (родители) и младшее (дети).

К ярким примерам литературной сказки можно отнести произведение А. Пушкина «Золотая рыбка», Г. Андерсена «Снежная королева» и Ш. Перро «Кот в сапогах».

Какая бы ни была сказка, её цель научить ребёнка не отчаиваться, смело браться за выполнение задач, уважать чужое мнение. Рассматривая яркие иллюстрации, легко придумать свой сюжет на уже знакомую историю. Даже взрослому будет полезно оторваться от обычного круговорота дней и погрузиться в прекрасный мир волшебства.

Выбор редакции
Главное условие при приготовлении продукта – сохранение наибольшего количества его полезных свойств.Брокколи можно кушать сырой, а также...

Обычно для колбасных оболочек используют кишки, пищеводы и мочевые пузыри.Кишки под воздействием своего содержимого, ферментов и кислот...

Сны, в которых фигурируют грызуны, являются очень символичными. Живая мышь, например, предвещает неискренность друзей, домашние...

Здравствуйте, дорогие читатели. Все мы ждем наступления осени для того, чтобы вдоволь насладиться ее дарами, которые так полезны в такое...
Определение слова квашение подразумевает под собой биохимический способ консервирования . Базой для него является образование...
Думаю, драники любят многие из нас. Предлагаю приготовить драники с мясом в горшочке. Вкусное, сытное блюдо отлично подойдёт к обеденному...
Тот, кто первым сообразил приготовить окрошку на майонезе, видимо, был страстным любителем салата «Оливье». Потому что окрошка на...
Оладьи наряду с блинами одни из самых любимых и востребованных блюд. Что может быть лучше пышных, ароматных, невероятно вкусных...
Гречка с мясом - блюдо простое, незамысловатое и недорогое, но зато очень вкусное и питательное. Мясо можно брать абсолютно любое,...