Девушка с копьём автор скульптуры. Девушка с веслом: Возвращение


Студентка Московского Института физкультуры. Скульптура изображала обнажённую девушку во весь рост с веслом в правой руке. Форма головы девушки была чётко обрисована, волосы очень туго натянуты и закручены в два «рожка», лоб и затылок полностью открыты. Высота фигуры вместе с бронзовым постаментом была около 12 метров. Она была установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка имени Горького в 1935 году. Однако скульптура подверглась критике и в том же году её переместили в парк культуры и отдыха Луганска. Её уменьшенная копия хранится в Третьяковской галерее. В конце 1950-х годов по настоянию жены скульптора гипсовую работу И. Шадра перевели в бронзу.

Вера Волошина родилась в 1919 в городе Кемерово, в семье шахтёра и учительницы. С первых классов школы занималась спортом: гимнастикой и лёгкой атлетикой. В старших классах выиграла чемпионат города по прыжкам в высоту. Её одноклассником и близким другом был Юрий Двужильный. Переехав в Москву по окончании десяти классов, поступила в Московский институт физической культуры и спорта. Параллельно с институтом она записалась в московский аэроклуб, где освоила пилотирование самолётом И-153 «Чайка» и занялась прыжками с парашютом. Кроме этого, она всерьёз увлеклась стрельбой, рисованием и поэзией.

Сразу после начала Великой отечественной войны она была мобилизована на рытье окопов и противотанковых рвов на подступах к Москве. В октябре добровольно вступила в ряды Красной Армии и была зачислена в войсковую часть № 9903 разведотдела штаба Западного фронта для работы в тылу врага. На своё первое задание Вера ушла 21 октября 1941 в район подмосковной станции Завидово. После этого у неё было ещё шесть удачных засылок в тыл к немцам.

В ноябре 1941 года в войсковую часть № 9903 поступило пополнение. Среди прибывших была вчерашняя школьница Зоя Космодемьянская. Зоя поначалу держалась в коллективе несколько обособлено, но Вера вскоре смогла найти к ней подход, и девушки подружились. На свое последнее задание они уходили вместе.

21 ноября 1941 в тыл немецких войск уходили две группы разведчиков. Первой руководил Борис Крайнов. Командиром второй был назначен Павел Проворов, комсоргом - Волошина. Зоя Космодемьянская входила в состав второй группы. После перехода фронта группы должны были разделиться и начать действовать самостоятельно. Однако случилось непредвиденное: объединенный отряд попал под огонь неприятеля и распался на две случайные по составу группы. Так разошлись пути Зои и Веры. Группа Космодемьянской отправилась в сторону деревни Петрищево Продолжила выполнение задания и Вера с товарищами. Но между деревнями Якшино и Головково группа диверсантов снова попала под обстрел. Вера была тяжело ранена, но её не смогли забрать, так как к месту обстрела очень быстро прибыли немецкие солдаты. Утром двое из группы попытались найти Веру или её труп, но не смогли.

Долгое время Волошина числилась в списках без вести пропавших. Только в 1957 благодаря поисковому труду писателя и журналиста Г. Н. Фролова удалось узнать о том, как погибла Вера, и найти её могилу.

Местные жители сообщили, что Вера была повешена немцами 29 ноября 1941 в совхозе Головково. Вот как описывала гибель разведчицы свидетельница казни:

Так сейчас выглядит ива, на которой в 1941 году немцы повесили Веру Привезли её, бедную, на машине к виселице, а там и петля болтается на ветру. Кругом немцы собрались, много их было. И наших пленных, что работали за мостом, пригнали. Девушка лежала в машине. Сначала не видно было её, но когда опустили боковые стенки, я так и ахнула. Лежит она, бедняжка, в одном исподнем белье, да и то оно порвано, и вся в крови. Два немца, толстые такие, с черными крестами на рукавах, залезли в машину, хотели помочь ей подняться. Но девушка оттолкнула немцев и, уцепившись одной рукой за кабину, поднялась. Вторая рука у неё была, видно, перебита - висела как плеть. А потом она начала говорить. Сначала она говорила что-то, видать, по-немецки, а потом, стала по-нашему.

Я, - говорит, - не боюсь смерти. За меня отомстят мои товарищи. Наши всё равно победят. Вот увидите!

И девушка запела. И знаешь, какую песню? Ту самую, что каждый раз поют на собраниях и по радио играют утром и поздно вечером.

- "Интернационал"?

Да, эту самую песню. А немцы стоят и молча слушают. Офицер, который командовал казнью, что-то крикнул солдатам. Они набросили девушке петлю на шею и соскочили с машины. Офицер подбежал к шофёру и дал команду трогать с места. А тот сидит, побелел весь, видать, не привык ещё людей вешать. Офицер выхватил револьвер и кричит что-то шофёру по-своему. Видимо, ругался очень. Тот словно проснулся, и машина тронулась с места. Девушка ещё успела крикнуть, да так громко, что у меня кровь застыла в жилах: "Прощайте, товарищи!" Когда я открыла глаза, то увидела, что она уже висит.

Только после отступления врага в середине декабря жители Головково сняли тело Веры с придорожной ивы и с почестями похоронили здесь же. Позднее её останки были перенесены в братскую могилу в Крюкове.

В тот же день, когда немцы казнили Веру, в десяти километрах от Головково, в центре деревни Петрищево была повешена Зоя Космодемьянская. Не пережил войну и любимый человек Веры — Герой Советского Союза Юрий Двужильный, погибший в бою в ходе Могилёвской операции.

Указом Президента РФ от 6 мая 1994 года № 894 «за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» бывшей разведчице штаба Западного фронта Волошиной Вере Даниловне посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

Награждена орденом Отечественной войны 1-й степени.

А статуя Шадра «Девушка с веслом» была уничтожена при бомбежке Москвы осенью 1941 года. Они ушли в рай вместе....

Статуя «Девушка с веслом» символизирует «гипсовый» соцреализм в живописи и скульптуре. . Эта работа перенесла множество видоизменений и преображений. В советскую эпоху её воспевали поэты. Эта скульптура украшала множество парков Советского Союза.

Самую раннюю версию создал скульптор Иван Шадр в 1935 г. Высота самой первой его работы 12 м. Предполагалось, что она украсит парк Горького. Однако критики с огромным сомнением оценивали скульптуру. Именно по этой причине она очень недолго пробыла в парке столицы, её выслали в город Луганск. «Холодное отношение к форме и содержанию» послужило для этого основанием.

История модели скульптуры

История девушки, которая позировала скульптору. Звали её Вера Волошина. Она была очень благопристойной девушкой, училась в Московском Институте физкультуры, и являлась довольно узнаваемой спортсменкой. Вера стеснялась позировать в обнажённом виде, поэтому жена скульптора неизменно присутствовала в мастерской на каждом сеансе.

Около трёх месяцев понадобилось мастеру, чтобы слепить голову, примерно столько же потребовала работа над фигурой. Осталось на удивление мало фотографий скульптуры, поэтому исключительно по фотоснимку 1935 г., который сделал Александр Гринберг, мы можем получить хоть какое-то представление о ней. На фото И. Шадр за работой у себя в мастерской.

Достоверным фактом является то, что во время войны Вера добровольно отправилась на фронт и воевала в отряде партизан. Она была в отряде, где находилась и Зоя Космодемьянская. Осенью 1941 г. разведгруппа Веры Волошиной выполняла задание в немецком тылу. Однако когда они возвращались, её ранили, но забрать девушку не смогли. Веру казнили, но она до конца вела себя очень мужественно.

Вторая версия статуи

И. Шадр смог создать ещё одну вариацию скульптуры. Натурщицей для неё стала Зоя Бедринская, которая была гимнасткой. Мастер сделал ей другую причёску. И в этот раз высота статуи была 8 метров, более романтичной и тонкой стала фигура девушки. Непосредственнее стала и поза скульптуры. Эта версия была принята критикой с большей благосклонностью. Скульптура осталась в столице.

Ещё один мастер

Другой скульптор вдохновился мыслью создать идеальную скульптуру, чтобы украсить парк. Ромуальд Идоко смог сделать скульптуру гораздо «живее» и менее грандиозной. Он изобразил девушку в бюстгальтере для купания и спортивных трусах. Изменилась и стойка статуи. Девушка стоит, опираясь всего лишь на одну ногу, другую модель слегка согнула в колене и отвела в сторону. Так мастер смог сделать скульптуру гораздо «спортивнее».
И тот и другой мастер сделали попытку совместить в своих работах активную позицию по жизни, мягкость, здоровье и женственность. Благодаря настоящему таланту оба скульптора сумели создать такие разные, но связанные одной мыслью произведения искусства, которые украшали парки и скверы советского Союза. Совершенные фигуры девушек были подчёркнуты чёткими линиями весла. Для подчёркивания в античной скульптуре использовалось копьё, которое изображали в руках богов. В работах И. Шадра даже можно увидеть прямую связь со скульптурой античности. Он заимствует положение фигур.

Массовые копии

Впоследствии множеству мастеров нашей огромной страны были сделаны заказы на другие вариации «скульптуры молодой физкультурницы». Большая часть этих вариаций и версий, к сожалению, не могут выдержать критику. Работы, которые они создали, выделялись массивностью, к тому же в них отсутствовала женственность. Прекрасную мысль талантливых мастеров (И. Шадра и Р. Идоко) уничтожили, воплощая другие мысли.
С течением времени скульптура «Девушка с веслом» начинает символизировать безвкусицу и пошлость. Авторы новых копий не всерьёз подходили к своей задаче, в их скульптурах нет внутреннего содержания, утрирована фигура спортсменок, отрешённое выражение на лице. Эти детали сделали работу талантливых мастеров настоящей неэстетической подделкой.

Сегодня копию статуи «Девушка с веслом» мы можем найти в Третьяковской галерее. К сожалению, во время Великой Отечественной войны при бомбёжке была уничтожена оригинальная работа, которая стояла в парке имени М. Горького.

Большое несчастье для произведения изобразительного искусства — быть перетиражированным. Так, в русской живописи прекрасная картина Ивана Шишкина "Утро в сосновом лесу" была почти погублена многочисленными репродукциями и безобразными самодельными копиями, которые любили вешать в общественных местах, а также фантиками любимых детьми конфет "Мишка косолапый". То же самое пооизошло и с лучшим произведением советского скульптора И. Д. Шадра. "Девушка с веслом" - стало именем нарицательным для безликих гипсовых скульптур, в многочисленных количествах устанавливаемых в скверах и парках.

Десятилетиями люди по всему Советскому Союзу представляли себе утерянный шедевр как нечто, совершенно непохожее на то, что создал г-н Шадр, не зная, что статуи затянутых в купальники или в тренировочные костюмы девушек с веслами - лишь невыразительные подражания работы второстепенных скульпторов, не решавшихся сердить цензуру.

«Само выражение “девушка с веслом” стало идиомой, обозначающей советский китч, - рассказывает московский историк искусства и куратор Екатерина Деготь. - Услышав его, все, кто все еще помнит Советский Союз, начинают смеяться».

Но сам оригинал не дает повода для иронии — это одно из лучших произведений (1936) скульптора, который посвятил этой работе немало сил и времени. Голову лепил три месяца, столько же времени работал над фигурой. (Позировать обнаженной натурщица стеснялась, поэтому на этих сеансах, чтобы ее приободрить, всегда присутствовала жена скульптора.) В том, что забыт оригинал, но живет память о его дурных копиях — пресловутых декоративно-парковых поделках, вины автора нет. Хотя, возможно, их рождению невольно посодействовал сам скульптор, подав дурно понятый пример: Иван Шадр первым установил свою «Девушку с веслом» (8-метровая статуя из тонированного бетона) не в зале музея, а «на улице» — в ЦПКиО имени Горького. Он поступил так в соответствии со своим творческим кредо, будучи убежденным в том, что скульптура должны выйти из закрытых «хранилищ прекрасного» непосредственно к зрителям, стать частью их повседневной жизни. «Скульптура должна не экспонироваться — жить!» — говорил Иван Шадр.

В 1935 году исходная версия «Девушки с веслом» г-на Шадра возвышалась в смелой позе над центральным фонтаном парка. Ее левая рука лежала на бедре, правая вертикально держала весло. Ее волосы были плотно скручены, а мускулистое тело полностью открыто.

Позднее ее заменили новым вариантом. В 1936 году газета «Вечерняя Москва», ссылаясь на директора парка, писала, что это было сделано «в соответствии с критикой и замечаниями посетителей». Художественные стандарты менялись, и, по мнению историков, статуя была сочтена слишком чувственной, чересчур явно модернистской.

Вторая версия скульптуры была мягче, менее мускулистой, более женственной—и в то же время более холодной и классической.

Она по-прежнему оставалась обнаженной, но классическое русское искусство долгое время терпимо относилось к наготе. «Обнаженная натура должна была соответствовать “хорошему вкусу”, - объясняет г-жа Деготь. - Сексуальность не разрешалась. Она считалась вульгарной».

Однако вскоре воцарился новый стандарт, и ставить одетые статуи стало безопаснее. В дальнейшем бесчисленные скульпторы по всей стране продолжали ваять одетых девушек с веслами в рамках официальной компании по поощрению советского спорта. «Каждый мелкий начальник в каждом маленьком городке хотел свою собственную “Девушку с веслом”», - говорит заведующая отделом скульптуры ХХ века Третьяковской галереи Людмила Марц.

Впоследствии эта работа из ЦПКиО «пропала». В других парках появились поставленные на поток ее тяжеловесные копии, далекие от оригинала. Когда же мастер сам сделал повторение своей скульптуры и ее поставили в парке Луганска (тогда Ворошиловграда) на Украине, скульптор Кирилл Афанасьев в своем письме Ивану Шадру сообщал, что «ее любил весь город. Тоненькая, стройная, она стояла в парке около ивы, у водоема».

Г-н Шадр умер от болезни в 1941 году, в том же году под бомбами погибла его вторая «Девушка с веслом». Вера Волошина, послужившая моделью для исходной статуи, ушла воевать с немцами, попала в плен и была казнена.

Однако подлинный Шадр все же дожил до наших дней. Скульптор сделал уменьшенную - меньше человеческого роста - гипсовую копию своей первой «Девушки с веслом», а в 1950-х годах по настоянию его жены эта копия была переведена в бронзу для московской Третьяковской галереи - крупнейшего хранилища русского искусства.

Там прошлой весной ее и обнаружила ассоциация гребного спорта г-жи Аникеевой, решившая сделать «Девушку с веслом» своим символом.

Сделать из полимербетона копию статуи высотой в 6 футов 7 дюймов подрядили супружескую чету скульпторов. Новая статуя была установлена на этой неделе в Парке Горького. Там она и останется - как символ возрождения парка.


В 30-е годы ХХ столетия было создано произведение, которое стало источником критики и вдохновения не только для современников, но и для потомков. А многочисленное копирование породило термин в создании художественного произведения.


Девушка с веслом.

Имя нарицательное для безликой, гипсовой скульптуры («гипсового соцреализма»), которыми в советское время обычно украшали Парки культуры и отдыха. Первое произведение было создано советским скульптором Иваном Дмитриевичем Шадром (1887-1941).
Но сам оригинал не дает повода для иронии - это одно из лучших произведений (1936) скульптора, который посвятил этой работе немало сил и времени. Голову лепил три месяца, столько же времени работал над фигурой. (Позировать обнаженной натурщица стеснялась, поэтому на этих сеансах, чтобы ее приободрить, всегда присутствовала жена скульптора.)
«Скульптура должна не экспонироваться - жить!» - говорил Иван Шадр. И, как вспоминала его натурщица, Зоя Дмитриевна Бедринская (по мужу - Белоручева), скульптор относился к своей готовой работе, как к собственному ребенку, - ходил в парк смотреть на нее почти каждый день.

Иван Шадр за работой.

В 1934 году Иван Шадр начал работу над скульптурой «Девушка с веслом» для ЦПКиО имени Горького в Москве. По легенде основной моделью скульптора стала Вера Волошина, студентка Московского института физкультуры. Скульптура изображала обнажённую девушку во весь рост с веслом в правой руке. Форма головы девушки была чётко обрисована, волосы очень туго натянуты и закручены в два «рожка», лоб и затылок полностью открыты. Высота фигуры вместе с бронзовым постаментом была около 12 метров. Она была установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка имени Горького в 1935 году. Однако скульптура подверглась критике и в том же году её переместили в Парк культуры и отдыха Луганска. Её уменьшенная копия хранится в Третьяковской галерее. В конце 1950-х годов по настоянию жены скульптора гипсовую работу И. Шадра отлили в бронзе.
К лету 1936 года И. Д. Шадр создал новую увеличенную восьмиметровую скульптуру из тонированного бетона. Моделью для неё стала гимнастка Зоя Бедринская. Скульптор изменил прическу, она стала более вольной и менее сексуальной, убрал мужские мускулы рук, сама фигура девушки стала тоньше и романтичнее. В статье о выставке 1937 года один из рецензентов отмечал:
Показанный новый вариант «Девушки с веслом» Шадра несомненно удачнее предыдущего, хотя Шадром и здесь не изжиты моменты известного позирования, холодности в трактовке формы.

Новую «Девушку с веслом» установили в центре фонтана на главной магистрали ЦПКиО имени Горького. Скульптура была разрушена в 1941 году при бомбёжке.
Ошибочно считается, что скульптуры Ивана Шадра послужили прототипами для создания дешёвых гипсовых копий, которые были массово установлены в парках практически по всему СССР. На самом деле в их основу была положена работа скульптора Р. Р. Иодко с тем же названием, выполненная им для парка Водного стадиона «Динамо» в 1936 году. Скульптура была высотой 2,5 м, из гипса. В отличие от шадринской «Девушки», скульптура Иодко одета в купальник, весло она держит в левой руке.

Скульптура Р.Иодко.

В 1935 году Ромуальд Иодко выполнил скульптуру «Женщина с веслом» для фонтана. Первоначально её установили на московском стадионе «Электрик» в Черкизово. Фигура женщины опирается на левую ногу, её правая нога поставлена на кубическую подставку, колено сильно выдвинуто вперёд. Правой рукой женщина опирается на весло, её левая рука опущена и касается бедра; на женщине надеты плавки и футболка. Эта скульптура и послужила прототипом для тиражирования.
Первоначально «Женщина с веслом» (1935) была установлена - без фонтана - на московском стадионе «Электрик» в Черкизово. Скульптура стояла в полукруглой нише стены стадиона. Критик М.Н.Райхинштейн посчитал эту статую крайне неудачной:
«Вначале предполагалось поместить ее в центре у фонтана <...>. Сообразно с этим Иодко построил весьма сложный силуэт. Когда затем от фонтана решили отказаться и придвинули статую к стене, сложные кривые линии ее силуэта оказались в сильном противоречии с простыми линиями обрамления ниши»...

Пара трагических фактов об оригинале и натурщице:
Первая натурщица - спортсменка Вера Волошина, в годы войны сражалась в том же отряде, что и Зоя Космодемьянская. Погибла примерно в те же дни, что и Зоя, казнена через повешение. Скульптура Ивана Шадра, стоявшая в Парке культуры, в 41 году была разбомблена.

Ушли из жизни люди, утеряны произведения, но сама идея живет до сих пор. И не важно в ироничном контексте вспоминают сейчас "девушку с веслом" или желают обидеть, давая оценку произведению. Она трансформируется и развивается уже своим непредсказуемым путём, воплощаясь в творчестве многих художников.

Вторая скульптура И.Шадра, погибшая в бомбежке 1941 года.

"Девушка с веслом" Р.Иодко, г.Железноводск.


В советское время практически все сферы культуры цензурировались. Не стали исключением и скульптурные композиции в Москве. Даже самые известные памятники смущали чиновников своим внешним видом. Скульпторов заставляли их переделывать в соответствии с представлениями чиновников о советском реализме. Удивительно, но один из символов Москвы подвергся преображению уже в XXI веке.

Дом под юбкой


Дом № 17 по Тверской улице в Москве воздвигли в 1940 году, увенчав образец сталинского ампира скульптурой на крыше, изображавшей балерину с серпом и молотом в руках. Автором стал Георгий Мотовилов, считавшийся мастером рельефа.

Многие считали, что памятник посвящён приме Большого театра Ольге Лепешинской, жившей в этом же доме. Сам Иосиф Сталин старался не пропускать спектаклей с участием балерины.


Однако сама Лепешинская этот миф развеяла: она никогда в этом доме не жила, да и скульптуру с неё никто не лепил. Ольга Васильевна предположила возникновение слухов тем, что во время войны она часто дежурила на этой крыше вместе с Михаилом Габовичем, тушила сбрасываемые немцами зажигательные мины.

В 1958 году памятник убрали якобы из-за его аварийного состояния. Однако тот факт, что его даже не попытались реконструировать, породил другую версию исчезновения скульптуры. Согласно этой версии, высокому начальству не нравилось каждый раз проезжать «под юбкой», вот и вышел приказ о сносе.


Зимой 2018 года, через 60 лет после сноса, активисты обратились к руководству города с инициативой восстановления скульптуры балерины на ротонду дома. Активной поддержки данная идея пока не получила, но уже есть художники, готовые воссоздать копию, ведь оригинал хранительницы «Дома под юбкой» давно утрачен.

Девушка с веслом


Этот конкретный памятник, созданный Иваном Шадром, не имел ничего общего с общеизвестной и широко растиражированной в советское время скульптурой грузной женщины с веслом, вышедшей из-под резца Ромуальда Иодко. Памятники Иодко целиком отвечали требованиям советского времени, изображая женщину-труженицу. Эти скульптуры устанавливались во многих пионерских лагерях и городских парках отдыха по всей стране.


Иван Шадр выполнял заказ московского Центрального парка культуры и отдыха им. Горького на изготовление скульптуры «Девушка с веслом». Его «Девушка» очень отличалась от представлений советских чиновников о том, как должна выглядеть советская женщина. Скульптор изобразил её слишком живой, красивой и сексуальной, что было недопустимо.


На Ивана Шадра обрушился шквал критики. «Вечерняя Москва» выпустила разгромную статью, в которой скульптора обвиняли в эротической образности. Весло, по мнению автора, являлось фаллическим символом, ведь его вставляют в уключину. Критики посчитали грудь скульптуры эрегированной, а брызги фонтана, в центре которого скульптура была установлена, сравнили с извержением мужского семени.


Скульптору пришлось изваять новую статую, а первоначальная «Девушка с веслом» отправилась за его счёт в Ворошиловград (Луганск), где попала под артобстрел во время войны и была разрушена. Впрочем, московская скульптура, установленная вместо неё, тоже была разрушена в 1941 году во время бомбёжки Москвы.

К счастью. Иван Шадр успел сделать гипсовую копию своей самой первой скульптуры, а в 1950 году её перевели в бронзу. В 2011 изготовили её точную копию и установили в парке Горького.

«Рабочий и колхозница»


Согласно замыслу скульптора Веры Мухиной, рабочий и колхозница в первоначальном варианте были обнажёнными, их только слегка должна была прикрывать материя, развевающаяся за ними.
Однако приёмная комиссия не оценила творческий полёт мысли художника. При просмотре уменьшенной копии скульптора предупредили, что она получит заказ на изготовление полномасштабной скульптуры, только если оденет своих героев. Так на рабочем появился комбинезон, а на колхознице – сарафан.


Находились даже критики, считавшие прическу колхозницы слишком растрёпанной. Однако тут же находились и защитники, которые вставали на защиту права художника на самовыражение.

Аполлон, управляющий квадригой на Большом театре


Во время реконструкции Большого театра претерпела некоторые изменения скульптура, украшающая его фронтон. Аполлон, управляющий квадригой, приобрел фиговый листок, а в его руке появился лавровый венок.


Интересен факт, что даже в советское время никого не смущала нагота предводителя муз и покровителя искусств. Однако реставраторы настаивают на том, что фиговый листок изначально находился на своём месте, но был утерян. Во время реконструкции художники лишь вернули историческую достоверность скульптуре авторства Петра Клодта.

Споры по этому поводу не утихают до сих пор. Многие ценители искусства считают, что можно было оставить скульптурное изображение в уже привычном виде.

К счастью, в борьбе за целомудрие памятников не пострадали сами художники. Борис Иофан – молодой зодчий,автор проекта одной из утопий ХХ века – «Вавилонской башни» большевиков, сам оказался в опале.

Выбор редакции
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...

План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...

На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...

Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...
Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....
К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...
Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...